Анна Фрейд, фото и биография которой представлены в этой статье, - младшая дочь Зигмунда Фрейда и его супруги Марты. Она родилась в 1895 году, 3 декабря. В ту пору семьи было тяжелым, и бытовые трудности усугубило рождение шестого ребенка. Марта Фрейд самостоятельно вела домашнее хозяйство, а также заботилась о детях. Для того чтобы помогать ей, к Фрейдам в дом переехала жить Минна, ее сестра. Она стала второй матерью для Анны.

Влияние отца

Зигмунд был вынужден очень много работать. Лишь во время каникул он находил возможность для общения со своими детьми. Для Анны высшей наградой было признание отца. Она старалась ради него быть лучше.

Учеба

В 1901 году Анна поступила в частную школу. После двухлетнего обучения там она перешла в народную. Затем Анна Фрейд поступила в частный лицей. Однако одного его было недостаточно для продложения обучения в университете - следовало окончить гимназию. Высшее образование Анна так и не получила.

Расставание с Софи

Для девушки критическим стал 1911 год. Тогда отчий дом покинула Софи, ее сестра. Это была любимица отца, и многие его посетители сразу же влюблялись в эту девушку. Софи и Анна жили в одной комнате и очень дружили. Когда Софи вышла замуж, Анне исполнилось уже 16 лет. Она уже сдала экзамены в лицее. Девушку мучил вопрос о том, как сложится ее собственная судьба. Она не отличалась красотой, даже считала себя со свойственным юности максимализмом дурнушкой.

Путешествие, продолжение образования и учительская деятельность

По совету Зигмунда она отправилась путешествовать для того, чтобы заглушить душевные терзания новыми впечатлениями. 5 месяцев Анна провела в Италии, а после того, как вернулась на родину, продолжила свое образование. Заключительный экзамен она сдала в 1914 году, а следующие 5 лет занималась учительской работой.

Знакомство с психоанализом

Зигмунд был удовлетворен карьерой своей дочери. Он указывал девушке в письмах лишь на два ее недостатка - чрезмерное увлечение вязанием и сутулую осанку. Анна впервые услышала о психоанализе от своего отца, когда ей было 13 лет. Позднее, видя, что дочь искренне заинтересована, Зигмунд позволил ей присутствовать на читаемых им лекциях и даже во время приема пациентов. В период с 1918 по 1921 год девушка проходила анализ у своего отца. Это было нарушением психоаналитической этики, но авторитет Зигмунда не позволил его последователям высказать свое неодобрение открыто.

После того как началась Первая мировая война, сыновей Фрейда забрали в армию, а дочери вышли замуж. Анна единственная из детей осталась со своим отцом. Она всегда сторонилась женихов.

Первые достижения

С 1918 года девушка приняла участие в Международных психоаналитических конгрессах. Членом "Психоаналитического издательства" (английского отделения) она стала в 1920 году. Ее интересы связаны со снами наяву и с фантазиями. Анна перевела на немецкий язык книгу "Сны наяву" Дж. Варендок.

В 1923 году Анна открыла собственную практику. Она разместилась в доме, где и ее отец принимал пациентов. К Зигмунду приходили взрослые, а Анна принимала детей. Именно ей принадлежит заслуга выделения психоанализа детского возраста в качестве самостоятельного направления в практике. Переосмыслив идеи отца, Анна Фрейд сосредоточила все свое внимание на ребенке. Ведь он не меньше, а порой и сильнее нуждается в помощи и страдает так же, как и взрослый.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться в профессиональной деятельности

Поначалу испытала немало трудностей в профессиональной деятельности Анна Фрейд. Биография ее не была отмечена получением медицинского образования. Отсутствие его было препятствием на пути к признанию. Зигмунд Фрейд психоанализ относил, скорее, к психологии, нежели к медицине. Однако так считали далеко не все. К тому же у большинства аналитиков было медицинское образование. Поэтому отсутствие его у Анны выглядело значительным недостатком. К ней не отправляли пациентов. Девушке пришлось начинать с детей своих знакомых и друзей. К тому же выявились трудности работы с юными пациентами. Взрослые были заинтересованы в лечении и охотно платили за него. Однако ребенка к Анне приводили родители, при этом нередко против его воли. Дети часто капризничали, не желали разговаривать, прятались под стол. Здесь и пригодился приобретенный Анной педагогический опыт: девушка умела расположить учеников к себе. Она рассказывала своим пациентам занимательные истории, развлекала их фокусами, а если было необходимо, то могла и сама залезть под стол для того, чтобы поговорить с маленьким упрямцем.

Помощь отцу

Анна Фрейд в 1923 году неожиданно узнала о том, что Зигмунд болен раком. Он отправился на операцию, осложнившуюся сильным кровотечением. Анне сказали о том, что Зигмунду нужно помочь добраться домой. Для того чтобы поддержать отца, она приложила самоотверженные усилия. Зигмунд Фрейд во многом благодаря Анне сумел прожить еще 16 лет. Ему была сделана 31 операция. Его дочь ухаживала за ним, а также взяла на себя большую долю его дел. Анна выступала на международных конгрессах вместо Зигмунда, принимала его награды, зачитывала доклады.

Взаимоотношения с Д. Берлингам

В Вену в 1925 году приехала Д. Берлингам-Тиффани. Это дочь богатого изобретателя и фабриканта Тиффани, почитателя Зигмунда Фрейда. Она прибыла с четырьмя своими детьми, однако без мужа (с ним у нее были непростые отношения). Анна Фрейд стала второй матерью для ее детей, а также для своего племянника - ребенка Софи, которая умерла в 1920 году. Она играла с ними, путешествовала, ходила в театр. Д. Берлингам в 1928 году переехала в дом Фрейда и до самой смерти (в 1979 году) прожила здесь.

Первая книга

В конце 1924 года стала секретарем венского психоаналитического института Анна Фрейд. Детский психоанализ - тема лекций для педагогов, которые она читала в этом институте. Первая книга Анны Фрейд была составлена из четырех лекций. Она называется "Введение в технику детского психоанализа". Книга эта была опубликована в 1927 году.

Непростое время

1930 годы были непростыми для психоаналитического движения и для семейства Фрейда. "Психоаналитическое издательство", которое было основано на крупные пожертвования еще в начале 1920 годов, в 1931 г. оказалось практически разоренным. Его удалось спасти лишь благодаря усилиям, которые приложила Анна Фрейд.

"Психология Я и защитные механизмы"

В 1936 году был опубликован главный теоретический труд этой исследовательницы. Анна Фрейд ("Психология Я и выступала против мнения о том, что объект психоанализа - исключительно бессознательное. Им становится "Я" - центр сознания. Психоанализ Анны Фрейд, таким образом, характеризуется новаторским подходом к объекту.

Нацистская оккупация

Над Европой в это время сгустились тучи нацизма. После того как Гитлер пришел к власти, подвергся запрету психоанализ, а труды Зигмунда были сожжены. Психоаналитики, предвидя опасность, покидали Австрию. В особенности опасались нацистов евреи. Больному и пожилому Фрейду трудно было покинуть родину. В Вене его застала нацистская оккупация. Анну Фрейд 22 марта 1938 года вызывали в гестапо на допрос. Боясь пыток, она взяла с собой яд. Этот день был страшным испытанием для нее. Всю дальнейшую жизнь ее мучили воспоминания о нем. Анна после этого долго не могла вернуться туда, где она заглянула в глаза смерти. Только в 1971 году она посетила с коротким визитом Вену, побывала в доме-музее, где жила когда-то сама.

Эмиграция

Благодаря помощи Марии Бонапарт, французской принцессы, а также американских послов во Франции и Австрии Зигмунда Фрейда, его дочь и жену удалось выкупить у нацистов. Семья 4 июня 1938 г. выехала в Париж, а затем - в Англию. Здесь Фрейд и Анна прожили оставшуюся жизнь. Зигмунд Фрейд умер в 1939 году, 23 сентября. Анна сразу же принялась работать над изданием собрания его сочинений. В 1942-45 гг. оно вышло в Германии на немецком языке.

Деятельность Анны Фрейд в послевоенное время

После войны Анна направила все свои силы на помощь детям, пострадавшим от немецких бомбардировок. Она собирала ребят по полуразрушенным домам, организовывала помощь для них, находила у разных фирм, фондов и частных лиц средства для их поддержки. Анна Фрейд в 1939 году открыла ясли. До 1945 года в них нашли приют более 80 детей различного возраста. Анна публиковала результаты исследований, сделанных на экспериментальном материале, в "Ежемесячных отчетах".

Анне Фрейд в 1945 году исполнилось 50 лет. В этом возрасте многие уходят на пенсию, однако она активно несла в мир свои знания. Анна участвовала в конгрессах, почетных церемониях, встречах, много путешествовала. Первая ее поездка в США состоялась в 1950 году. Она выступила с лекциями. В Лондоне дочь Зигмунда Фрейда работала в институте: вела лекции, коллоквиумы, семинары, решала организационные вопросы.

Знаменитости, обратившиеся к Анне

Психоанализ она проводила самостоятельно до 1982 года. Многие знаменитости обращались к ней, в том числе Мерилин Монро. Анна оказала большое влияние на Германа Гессе, поддерживала контакт с Еще 12 раз после 1950 года она побывала в США с лекциями.

Итоговый труд, последние годы жизни

В 1965 году А. Фрейд закончила свой итоговый труд "Норма и патология в детстве". В 1968 году Анна перевела его на родной язык. Анна Фрейд долгое время страдала болями в спине, болезнью легких. К этому прибавилась в 1976 году анемия. Ей нужны были постоянные переливания крови. Даже в возрасте 80-ти лет Анна не прекращала работать. Однако 1 марта 1982 г. произошел инсульт, после которого наступил паралич, осложнившийся расстройством речи. Тем не менее, находясь в больнице, Анна продолжала трудиться над книгой о семейном праве.

Психолог Анна Фрейд, труды которой пользуются заслуженным признанием, умерла 8 октября 1982 г. Она посвятила более 60-ти лет научной деятельности и психоаналитической практике. За это время Анна подготовила множество статей, лекций и докладов, вошедших в десятитомное собрание ее сочинений.

Осенью 1885 г., получив стипендию, Фрейд отправляется на стажировку к прославленному психиатру Шарко. Фрейд заворожен личностью Шарко, но еще больше молодого врача впечатляют эксперименты с гипнозом. Тогда, в клинике Сальпетриер Фрейд сталкивается с больными истерией и тем удивительным фактом, что тяжелые телесные симптомы, такие как параличи, снимаются при помощи одних только слов гипнотизера. В этот момент Фрейд впервые догадывается, что сознание и психика не тождественны, что существует значительная область психической жизни, о которой сам человек не имеет представления. Давняя мечта Фрейда - найти ответ на вопрос как человек стал тем, кем он стал, начинает приобретать контуры будущего открытия.

Вернувшись в Вену, Фрейд выступает с сообщением в "Медицинском обществе" и сталкивается с полным неприятием коллег. Научное сообщество отвергает его идеи, и он вынужден искать собственный путь их развития. В 1877 году Фрейд знакомится с известным венским психотерапевтом Йозефом Брейером, и в 1895 году они пишут книгу "Исследования истерии". В отличие от Брейера, представляющего в этой книге свой катартический метод, заключающийся в выплескивании связанного с травмой аффекта, Фрейд настаивает на важности вспоминания самого события, вызвавшего травму.

Фрейд выслушивает своих пациентов, веря в то, что причины их страданий известны не ему, а им самим. Известны таким странным образом, что они хранятся в памяти, но доступа к ним у пациентов нет. Фрейд выслушивает рассказы пациенток о том, как они были соблазнены в детстве. Осенью 1897 года он понимает, что в действительности этих событий могло и не быть, что для психической реальности нет разницы между воспоминанием и фантазией. Что важно не выяснить, что было "на самом деле", а анализировать то, как устроена сама эта психическая реальность - реальность воспоминаний, желаний и фантазий. Как возможно узнать что-то об этой реальности? Позволяя пациенту говорить все, что ему приходит в голову, позволяя его мыслям течь свободно. Фрейд изобретает метод свободных ассоциаций. Если мыслям не навязывать извне ход движения, то в неожиданных ассоциативных связях, переходах с темы на тему, внезапных воспоминаниях обнаруживается их собственная логика. Говорить все, что приходит в голову, - основное правило психоанализа.

Фрейд бескомпромиссен. Он отказывается от гипноза, потому, что тот направлен на снятие симптомов, а не на устранение причин расстройства. Он жертвует дружбой с Йозефом Брейером, не разделявшим его взгляды на сексуальную этиологию истерии. Когда в конце ХIХ века Фрейд заговорит о детской сексуальности, пуританское общество отвернется от него. Почти на 10 лет он будет отделен от научного и медицинского сообщества. Это был тяжелый период жизни и, тем не менее, весьма продуктивный. Осенью 1897 г. Фрейд приступает к самоанализу. Не имея собственного аналитика, он прибегает к переписке со своим другом Вильгельмом Флиссом. В одном из писем, Фрейд скажет, что обнаружил у себя множество бессознательных мыслей, которые раньше встречал у своих пациентов. Позднее это открытие позволит ему поставить под вопрос само различие психической нормы и патологии.

Психоаналитический процесс самопознания субъекта обнаруживает важность присутствия другого. Психоаналитик участвует в процессе не как обычный собеседник и не как тот, кто знает об анализируемом субъекте что-то, чего тот сам не знает. Психоаналитик - тот, кто слушает особым образом, улавливая в речи пациента то, что тот говорит, но сам не слышит. Кроме того, аналитик - тот, на кого совершается перенос, тот, по отношению к кому пациент воспроизводит свое отношение к другим, значимым для него людям. Постепенно Фрейд понимает важность переноса для психоаналитического лечения. Постепенно ему становится ясным, что два важнейших элемента психоанализа - перенос и свободные ассоциации.

Тогда же Фрейд приступает к написанию «Толкования сновидений». Он понимает: толкование сновидений - королевский путь к пониманию бессознательного. В одной этой фразе прочитывается вся осторожность в отношении Фрейда к слову. Во-первых, толкование, а не интерпретация. Это роднит психоанализ с астрологией, толкованием древних текстов, с работой археолога толкующего иероглифы. Во-вторых, путь. Психоанализ - это не практика снятия симптомов, каковой является гипноз. Психоанализ - это путь субъекта к собственной истине, его бессознательному желанию. Желание это не расположено в скрытом содержании сновидения, а находится между явным и сокрытым, в самой форме преобразования одного в другое. В-третьих, это путь к пониманию, а не путь в бессознательное. Целью психоанализа, таким образом, является не проникновение в бессознательное, а расширение знания субъекта о себе. И наконец, в четвертых, Фрейд говорит именно о бессознательном, а не о подсознании. Последний термин отсылает нас к физическому пространству, в котором нечто расположено снизу, а нечто - сверху. Фрейд уходит от попыток локализовать инстанции психического аппарата, в том числе и в головном мозге.

Зигмунд Фрейд сам обозначит свое открытие как третью научную революцию, изменившую взгляды человека на мир и самого себя. Первым революционером был Коперник, доказавший, что Земля не является центром вселенной. Вторым стал Чарльз Дарвин, оспоривший божественное происхождение человека. И, наконец, Фрейд заявляет, что человеческое Я не является хозяином в своем собственном доме. Подобно своим знаменитым предшественникам, Фрейд дорого заплатил за нанесенную человечеству нарциссическую рану. Даже получив долгожданное признание общественности, он не может быть удовлетворен. Америка, которую он посетил в 1909 г. с лекциями по введению в психоанализ и где его принимают «на ура», разочаровывает своим прагматическим отношением к его идеям. Советский Союз, где психоанализ получил государственную поддержку, уже к концу 20-х годов отказывается от психоаналитической революции и встает на рельсы тоталитаризма. Та популярность, которую психоанализ получает, пугает Фрейда не меньше, чем то невежество, с которым его идеи отвергаются. Стремясь предотвратить злоупотребления своим детищем, Фрейд участвует в создании международных психоаналитических движений, но всячески отказывается занимать в них руководящие должности. Фрейд одержим желанием знать, а не желанием управлять.

В 1923 г. врачи обнаруживают у Зигмунда Фрейда опухоль в ротовой полости. Фрейд перенес безуспешную операцию, за которой в течение 16 остававшихся ему лет жизни последовали еще 32. В результате развития раковой опухоли часть челюсти пришлось заменить протезом, оставлявшим незаживающие раны и к тому же мешающим говорить. В 1938 г., когда Австрия в результате аншлюса становится частью нацистской Германии, Гестапо обыскивает квартиру Фрейда на Бергассе 19, его дочь Анну забирают на допрос. Фрейд, понимая, что так больше продолжаться не может, решается эмигрировать. Последние полтора года своей жизни Фрейд живет в Лондоне, окруженный семьей и только самыми близкими друзьями. Он дописывает свои последние психоаналитические труды и борется с развивающейся опухолью. В сентябре 1939 Фрейд напоминает своему другу и врачу Максу Шуру об обещании оказать последнюю услугу своему пациенту. Шур держит слово и 23-го сентября 1939 г. Фрейд уходит из жизни в результате эвтаназии, самостоятельно выбрав момент своей смерти.

После себя Фрейд оставил огромное литературное наследие, русскоязычное собрание сочинений насчитывает 26 томов. Его работы по сей день вызывают живой интерес не только у биографов, будучи написанными выдающимся слогом, они содержат в себе идеи, которые вновь и вновь требуют осмысления. Не случайно один из известнейших аналитиков XX в. Жак Лакан озаглавил программу своей работы «Назад к Фрейду». Зигмунд Фрейд не раз повторял, что мотивом его работы было желание понять, как человек стал тем, кем он стал. И это желание находит отражение во всем его наследии.

Конечно, Анна Фрейд не первая заговорила о защитных механизмах – до нее это сделал ее знаменитый отец в работе «Защитные нейропсихозы» (1894). Но именно Анне Фрейд принадлежит заслуга глубокой разработки, систематизации, анализа практического применения теории защитных механизмов применительно к детской психологии.

Разрабатывая базовые положения психоаналитической теории, основанной на выделении «Я», «Сверх-Я» и «Оно» в психике человека, автор говорит о сложности разграничения этих компонентов, когда они находятся в состоянии гармонии. Но если «Сверх-Я» или «Оно» находятся в диссонансе по отношению к «Я», тогда «Я» и проявляется. И начинается тот процесс, который приносит дискомфорт и (в лучшем случае) побуждает человека обратиться к психотерапии.

Когда «Оно» пытается оказывать влияние на «Я», происходит столкновение с психологическими защитами. И первый этап психотерапии всегда направлен на различение характера этих влияний. «От Я требуют молчания, а Оно предлагают говорить, и обещают ему, что его производные не встретятся с обычными трудностями, если они появятся в сознании» . И это довольно непросто – разрешить импульсивным порывам проявиться и при этом держать их под контролем, не позволяя им полностью завладеть личностью. Но лишь в этом случае вообще возможен терапевтический процесс.

Глубинные причины защит

В числе мотивов различных видов защит психолог разделяет защиты против инстинктов, против аффектов, а также постоянную защиту (она может выражаться в устойчивых паттернах поведения в виде не сходящей с лица улыбки или склонности постоянно острить, или стремления поставить себя выше другого и т. п.). Комплекс мотивов защиты от инстинктов включает в себя несколько возможных направлений. Во-первых, это случаи, когда уже взрослый человек характеризуется повышенной тревожностью из-за своего страха перед «Сверх-Я», строгих интроецированных голосов родителей или значимых в детстве фигур. Во-вторых, это боязнь той интенсивности, с которой обычно проявляются инстинкты, и тогда формируется защита от аффекта. В-третьих, есть объективно существующая и оправданная детская тревожность, возникшая вследствие ощущения реальной угрозы, поступающей от внешнего мира.

Виды защит

Одной из мощных защит «Я» выступает перенос. Он предполагает развитие отношений с другим исходя не из настоящего момента актуальных отношений, но из травматического опыта прошлого. Сегодня проблема переноса – одна из наиболее актуальных и обсуждаемых, особенно в зарубежной психологической науке. Есть точка зрения, что без переноса вообще невозможны никакие межличностные отношения. Анна Фрейд рассматривает случаи бессознательного переноса из собственной практики и выделяет различные разновидности переноса: либидозных импульсов (когда инстинктивные побуждения приписываются другому), перенос защиты (другому приписывается защитный механизм), действия в переносе (активность, обусловленная приписываемыми другому свойствами).

Одна из защит, которую выдвигает «Я», - это отрицание. Сегодня в психологии этот термин применяется практически повсеместно и подразумевает уход в вымышленную реальность в качестве спасения от реалий внешней среды (пример из книги А. Фрейд: ребенку дают горькое лекарство, а он убеждает себя в том, что любит его). И эта разновидность защиты относится отнюдь не только к сфере детской психологии – многие взрослые бессознательно применяют ее. Реалии окружающего мира слишком больно ранят, и тогда происходит подмена реального мира иллюзией. Здесь очень сложно удержать баланс между уходом от реальности (что грозит серьезными психическими расстройствами, вплоть до шизофрении) и адаптацией к реальности. Ведь, как отмечает А. Фрейд, если попытка защиты признана неудавшейся, возникает внутренний конфликт, перерастающий затем в невроз.

Вытеснение – защита, заключающаяся в том, чтобы обеспечить спокойствие «Я» за счет того, чтобы «не помнить», исключить из сознательного опыта нежелательный фактор, угрожающий целостному представлению о себе. Вытесненными могут быть и аффекты, желания, побуждения. С начала жизни принцип избегания неудовольствия оказывается определяющим в формировании защит и влияет на взрослую жизнь.

Торможение и ограничение «Я» – еще одна разновидность защит – возникает при существующем опыте фрустрации: в первом случае инстинктивное желание намеренно тормозится, снижается его интенсивность по причине того, что в опыте уже зафиксировано поражение при проявлении желания, во втором – происходит отказ от любимых (значимых) занятий или любой формы проявления личности из-за травматического опыта прошлого.

Идентификация с агрессором – вид защиты, которая «включается» при существующем страхе наказания, это форма совладания со страхом перед карающим поведением другого. Здесь срабатывают сразу интроекция (усвоение чужого агрессивного поведения) и проекция (когда человек начинает действовать, как предполагаемый другой). Иллюстрировать этот процесс может помочь принцип «лучшая защита – нападение», когда провинившийся с порога начинает обвинять других.

Альтруистическое подчинение своих интересов интересам других в качестве разновидности защиты можно сопоставить с синдромом Сирано де Бержерака (это сравнение приводится Анной Фрейд). Самопожертвование вплоть до самоуничижения, отказ от своего счастья и благополучия вплоть до аскетизма ради других может иметь глубинной причиной защиту целостности «Я» от импульсов, поступающих из сферы «Оно».

Получается, что психика человека, согласно теории психоанализа, характеризуется постоянным напряжением от взаимодействия «Я» с «Оно» и «Я» со «Сверх-Я». Если «Я» не удалось отстоять свои границы – возникает невроз, если защита оказалась успешной – «Я» сохраняется, но цена этого сохранения довольно высока. Задача психотерапевта и самого человека – найти баланс во взаимодействии всех структур психики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

"Читинский медицинский колледж"

Реферат

По дисциплине: "Социальная психология"

Тема: "Анна Фрейд"

Выполнила студентка

группы СДв - 12 - 07

Шандура Светлана

Проверил преподаватель

Лиханова Г.И.

Чита 2013

Введение

1. Развитие классического психоанализа в работах А. Фрейд

2. Развитие теории защиты А. Фрейд

Заключение

Литература

Введение

Анна Фрейд (3 декабря 1895 года, Вена - 9 октября 1982 года, Лондон) - британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.

У Зигмунда Фрейда и его жены Марты Анна была младшим, шестым ребёнком в семье. В качестве первой профессии выбрала профессию учительницы начальной школы. После Первой мировой войны, оставив учительство, Анна посвятила себя отцу, работая его секретарём и сиделкой, а также психоанализу. Вскоре она вступает в Венское психоаналитическое общество, и выступает там с первыми докладами. В 1938 году, после аншлюса Австрии, семья Фрейдов подвергается аресту, и вскоре Анна вместе с отцом навсегда покидает Вену, выбрав новым место жительства Лондон. В Великобритании она продолжила заниматься психоанализом, развивая идеи своего отца, особенно в области психологии детства. В 1947 году Анна Фрейд основала Хэмпстедскую клинику в Лондоне - крупнейший в то время детский психоаналитический лечебный и учебный центр. В 1952 году она открыла в Лондоне детские терапевтические курсы и клинику, которые были первым учреждением для лечения детей методом психоанализа. Последние годы жизни учёная и исследовательница работала в Йельском университете, продолжая развивать свои идеи в области детской психологии.

Анна, систематизировавшая и разрабатывавшая психоаналитическую теорию в таких произведениях, как Введение в психоанализ для педагогов (Einfьhrung in die Psychoanalyse fьr Pдdagogen, 1926) и Эго и механизмы защиты (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936); внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в трудах Психоаналитическое лечение детей (The Psychoanalytic Treatment of Children, 1946) и Нормальное и патологическое в детстве: оценка развития (Normality and Pathology in Childhood: Assessment of Development, 1965).

Анна Фрейд сделала значительный вклад в психоанализ:

Во-первых, она систематизировала и уточнила теорию функционирования Эго, особенно его защитных механизмов, а также инстинктивных побуждений, значительно прояснив роль агрессии.

Во-вторых, Анна Фрейд нашла способы психоаналитического лечения детей, раскрывающие их внутреннюю эмоциональную и интеллектуальную жизнь. психоанализ ребенок инстинкт социум

В-третьих, разработала методы применения психоаналитической теории для помощи детям и родителям.

Умерла Анна Фрейд в Лондоне 9 октября 1982 года. Она никогда не была замужем и не имела собственных детей.

1. Развитие классического психоанализа в работах А. Фрейд

Анна Фрейд продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа своего отца Зигмунда Фрейда. Получив педагогическое образование, она работала учительницей в школе для детей пациентов своего отца и с 1923 года начала собственную психоаналитическую практику. А. Фрейд - автор многих трудов о закономерностях развития ребенка, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при его воспитании и обучении; о природе и причинах нарушений нормального развития и путях их компенсации.

Следуя традиции классического психоанализа, А. Фрейд разделяет личность на ее устойчивые составные части: бессознательное или "Оно", "Я", "Сверх-Я". Инстинктивная часть, в свою очередь, делится на сексуальную и агрессивную составляющие (психоаналитический закон биполярности). Развитие сексуального инстинкта определяется, как и в классическом психоанализе, последовательностью либидонозных фаз (оральная, анально-садистическая, фаллическая, латентная, предпубертатная, пубертатная). Соответствующие фазы развития агрессивности проявляются в таких видах поведения, как кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма); властолюбие, хвастовство, зазнайство (на фаллической стадии); дисоциальные начала (в предпубертатности и пубертатности). Для развития инстанции "Я" А. Фрейд также намечает приблизительную хронологию развития защитных механизмов: вытеснения, реактивные образования, проекции и переносы, сублимация, расщепление, регрессии и др. Анализируя развитие "Сверх-Я", А. Фрейд описывает идентификацию с родителями и интериоризацию родительского авторитета. Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. А. Фрейд считает, что, учитывая фазы, можно построить линии развития для бесконечного количества сфер детской жизни. Признанной заслугой А. Фрейд считается описание ею линии развития кормления от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линии развития опрятности от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; линии развития физической самостоятельности, отношения к старшим и т. п. Особое внимание в психоанализе уделяется линии развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.

С точки зрения А. Фрейд, не только выявление уровня развития, достигнутого по соответствующей линии, но и соотношение между всеми линиями позволяют поставить диагноз и дать рекомендации для решения практических вопросов детского воспитания. При этом, подчеркивала она, несоответствие, дисгармонию между различными линиями не следует рассматривать как патологическое явление, так как рассогласования в темпе развития, наблюдающиеся у людей с самого раннего возраста, могут быть всего лишь вариациями в пределах нормы. Ступени от незрелости к зрелости, а не хронологический возраст, рассматриваются ею как показатели развития. Если рост происходит путем прогрессивного продвижения к более высокому уровню, то нормальное детское развитие, согласно взглядам А. Фрейд, идет скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в ходе своего развития делают как бы два шага вперед и один назад.

В отличие от классического психоанализа, изучающего прежде всего скрытые от сознания психические явления, А. Фрейд одна из первых в детской психоаналитической традиции распространяет основные положения 3. Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию "Я" личности. А. Фрейд рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

Новорожденный, по ее мнению, знает лишь один закон, а именно - принцип удовольствия, которому слепо подчинены все его проявления. Однако, для осуществления таких телесных потребностей ребенка, как голод, сон, температурная регуляция, младенец полностью предоставлен ухаживающему за ним взрослому. И если поиск удовольствия - "внутренний принцип" ребенка, то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира.

Мать исполняет или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первым объектом любви, но также и первым законодателем для ребенка. По мнению А. Фрейд, тот факт, что настроение матери оказывает на ребенка решающее влияние, принадлежит к самым ранним достижениям психоанализа, то есть основополагающим выводам исследований взрослых пациентов. Наблюдения за детьми вновь подтверждают, что индивидуальные пристрастия и антипатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребенка. "Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери и что ею оживленнее всего приветствуется; процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение", - замечает А. Фрейд.

Несмотря на беспомощность, ребенку очень рано удается научиться проявлять определенные отношения к матери. Уже в этом раннем возрасте можно различать детей послушных, "хороших", легко управляемых, и детей нетерпимых, своевольных, "тяжелых", которые буйно протестуют против каждого требуемого от них ограничения.

Чем самостоятельнее становится ребенок в отношении еды, сна и т.д., считает А. Фрейд, тем более отходят на задний план телесные потребности, уступая место новым инстинктивным желаниям. Ребенок стремится к их удовлетворению с тем же рвением, как прежде стремился к насыщению при чувстве голода. И снова он сталкивается с ограничениями, которые налагает на него внешний мир. Ребенок, естественно, стремится осуществить свои инстинктивные цели безотлагательно, не учитывая внешних обстоятельств, но это может стать опасным для его жизни, поэтому взрослый, хочет он того или нет, вынужден ограничивать ребенка. В результате этого несоответствия между внутренним и внешним, стремлением к удовольствию и учетом реальности все дети этого возраста, по выражению А. Фрейд, "запутаны" в постоянных сложностях внешнего мира и, естественно, непослушны, невежливы и упрямы.

По мнению А. Фрейд, шансы ребенка остаться психически здоровым во многом зависят от того, насколько его "Я" способно вынести лишения, то есть преодолеть неудовольствие. Для некоторых детей совершенно непереносима любая отсрочка или любое ограничение удовлетворения желаний. Они отвечают реакциями гнева, ярости, нетерпения; ничто не может их удовлетворить, любые замещения отвергаются ими как недостаточные. У других детей те же самые ограничения не вызывают такого возмущения. Интересно, что подобные установки, возникая очень рано, сохраняются на долгие годы. А. Фрейд характеризует ребенка как незрелого до тех пор, пока инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением таким образом, что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении или отказе - на стороне внешнего мира. От этой моральной зависимости, которая для детства вполне нормальна, начинается длинный и трудный путь развития к нормальному взрослому состоянию, когда зрелый человек, становясь "судьей в своем деле", способен контролировать свои намерения, подвергать их рассудительному анализу и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить, отложить или превратить в действие. Такая моральная независимость - результат многочисленных внутренних столкновений.

2. Развитие теории защиты А. Фрейд

В раннем детстве принцип удовольствия господствует без внутреннего сопротивления. У более старших детей он все еще владеет такими сторонами психики, как бессознательная и, отчасти, сознательная жизнь фантазий, сновидений и др. Тот, кто находится под властью принципа удовольствия, руководствуется в своих действиях исключительно своим стремлением к удовлетворению желаний. Лишь принцип реальности создает, по словам А. Фрейд, пространство для отсрочки, задержки и учета социального окружения и его требований. На этом основании можно предположить, что принцип удовольствия и десоциальное, или асоциальное поведение сплетены так же тесно, как принцип реальности и состоявшаяся социализация. Но все это не так просто, как кажется на первый взгляд.

А. Айхорн первым заметил, что беспризорные дети и юные преступники могут достичь высокой степени развития принципа реальности, не используя его для социализации. Переход от принципа удовольствия к принципу реальности - лишь предварительное условие социализации индивида. Продвижение к принципу реальности само по себе еще не дает никакой уверенности, что индивид будет следовать социальным требованиям.

По мнению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, особенно такие, как жадность, корысть, ревность, пожелание смерти - толкают ребенка в направлении десоциальности. Социализация - это защита от них. Некоторые инстинктивные желания вытесняются из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на другие цели (сублимация), сдвигаются с собственной персоны на другую (проекция) и т.д. С точки зрения А. Фрейд, между процессами развития и защитными процессами нет никакого внутреннего противоречия. Действительные противоречия лежат глубже - они между желаниями индивида и его положением в обществе, поэтому невозможно гладкое протекание процесса социализации. Организация защитного процесса - это важная и необходимая составная часть развития "Я".

Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности не может наступить раньше, чем различные функции "Я" достигнут определенных ступеней развития. Только после того, как начнет функционировать память, действия ребенка смогут осуществляться на основе опыта и предвидения. Без контроля реальности не существует различия между внутренним и внешним, фантазией и реальностью. Только приобретение речи делает ребенка членом человеческого общества. Логика, разумное мышление способствуют пониманию взаимосвязи причины и следствия, а приспособление к требованиям окружающего мира перестает быть простым подчинением - оно становится осознанным и адекватным.

Становление принципа реальности, с одной стороны, и мыслительных процессов, с другой, открывает путь для новых механизмов социализации - таких, как подражание, идентификация, интроекция, способствующих образованию инстанции "Сверх-Я". Формирование эффективного "Сверх-Я" означает для ребенка решающий прогресс в социализации. Ребенок теперь способен не только подчиняться моральным требованиям своего социального окружения, но и "сам принимает в них участие и может чувствовать себя их представителем". Однако, эта внутренняя инстанция еще очень слаба и долгие годы нуждается в поддержке и опоре со стороны авторитетного лица (родители, учитель) и может легко разрушиться из-за сильных переживаний и разочарования в нем.

Подражание, идентификация, интроекция - необходимые предварительные условия для последующего вступления в социальное сообщество взрослых. Далее должны быть сделаны новые шаги "наружу": из семьи в школу, из школы в общественную жизнь. И каждый из этих шагов сопровождается отказом от личных преимуществ, от "индивидуально-внимательного" отношения к себе. Так, внутри школьного класса существует одинаковый порядок для всех учеников, хотя они как личности отличаются друг от друга. В общественной жизни все люди равны перед законом. "Законы жестки и безличны, и их нарушение приводит к легальным санкциям, независимо от того, какие жертвы для индивида означает их применение, облегчает или осложняет эту жертву его характер и интеллектуальный уровень", - подчеркивает А. Фрейд. Однако, от нормального человека не требуется, чтобы он знал все общественные предписания, принимал их и делал своими собственными; За исключением основополагающих правил морали от него ожидается, чтобы он признавал необходимость права и закона и в принципе был готов подчиняться им. В сравнении с нормой уголовный преступник похож на ребенка, который игнорирует авторитет родителей. Встречаются и такие люди, чьи моральные требования к себе самому строже и выше, чем от них ожидает окружающий мир. Их идеалы исходят из идентификации не с реальными родителями, а с идеализированным образом родителя. Как замечает А. Фрейд, такие люди ведут себя самоуверенно и морально превосходят своих ближних.

Заключение

Став прямым наследником научных воззрений своего отца, Анна Фрейд в первую очередь развивала психоаналитические представления о Я, фактически основав новое неофрейдистское направление в психологии - эго-психологию. Главной её научной заслугой обычно считают разработку теории защитных механизмов человека - механизмов, с помощью которых Я нивелирует влияние Оно. Также Анна значительно продвинулась в изучении агрессии, но всё-таки самым весомым вкладом в психологию было создание (эту заслуга принадлежит ей вместе с Мелани Кляйн) детской психологии и детского психоанализа. Ею были разработаны методы работы с детьми, в том числе игровые, положения психоаналитической теории перерабатывались Анной для прикладной помощи родителям и детям в их взаимодействии. Дети были главным научным и жизненным интересом Анны Фрейд, однажды она даже сказала: "Я не думаю, что являюсь хорошим предметом для биографии. Наверное, всю мою жизнь можно описать одним предложением - я работала с детьми!". В конце жизни учёную, уже имевшую звания Почётного профессора во многих крупнейших университетах мира, привлекла другая область, связанная с детьми - семейное право, ей она занималась в Йельском университете, издав две работы в соавторстве с коллегами (см. Избранные научные работы). Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.

Литература

1. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ, т.1. М., 1996, с.190.

2. Шмидт-Хеллерау К. Либидо и лета. СПб., 2002, с.183.

3. Боулби Д. Привязанность. М., 2003, с.241.

4. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998, с.106.

5. Бессерер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии, том третий, М., 2002, с.48.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анна Фрейд как основоположница детского психоанализа, почетный доктор университетов Европы и Америки, дочь и верная последовательница Зигмунда Фрейда. "Введение в технику детского психоанализа" - первая ее книга. Учение о психических структурах личности.

    реферат , добавлен 26.04.2010

    Анализ психического развития человека в свете учения сложившихся школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической и гуманистической психологии. Инстинктивные влечения в сфере бессознательного (З. Фрейд). Теория социального научения.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Различные теории естественного и социального развития человека. Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид. Зигмунд Фрейд. Жан Пиаже. Лоренс Колберг. Факторы биологического и социального развития личности и их взаимосвязь. Воспитание.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2007

    Сведения о семье Зигмунда Фрейда, причины выбора профессии врача и его научная деятельность. Становление психоаналитической психотерапии на основе практического опыта Фрейда. Последователи и критики: А. Адлер, К. Юнг, Э. Эриксон, Э. Фромм, Э. Берн.

    презентация , добавлен 14.05.2012

    Фрейд как основоположник теории бессознательного. Интерпретация и толкование сновидений в теории Фрейда. Модель синтеза активации сновидения предложенная Дж. Хобсоном и Р. Макларли. Интерпретация снов в теории К. Юнга. Экзистенциальный анализ сновидений.

    реферат , добавлен 27.10.2014

    Проблема мотивации как основы целенаправленной деятельности и средства управления поведением. Системная организация мотиваций, их классификация. Психоаналитические теории мотивации. Теории мотивации потребностей Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга.

    реферат , добавлен 25.05.2012

    Сущность и истоки идей Фрейда, разработка и распространение нового метода понимания нормальной и анормальной психической деятельности. Рождение теории "психоанализа" и ее исследование. Оценка влияния фрейдовских идей на развитие западной цивилизации.

    презентация , добавлен 28.10.2013

    Противоречия в теории Декарта о рефлексе. Чувственная сфера человека у Спинозы. Представление Т. Гоббса о способностях. Понятие рефлексии у Д. Локка. Проблема измерения чувствительности в исследованиях У. Фехнера. З. Фрейд и исследование бессознательного.

    шпаргалка , добавлен 03.02.2011

    Психоанализ З. Фрейда: предположение о бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и подавления, детской сексуальности и Эдипова комплекса. Понятие защитных механизмов как внутреннего предохранителя. Личность как триединство.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2009

    Сущность и основные положения психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда, оценка ее влияния на развитие медицины. Основы фрейдовской интерпретация толкования снов. История открытия Эдипова комплекса. Особенности перенаправления сексуальных импульсов.

Анна Фрейд

Детский психоанализ

Предисловие. Становление и развитие детского психоанализа

Возникновение психоанализа было связано с исследованием и лечением невротических заболеваний взрослых людей. Однако выдвинутое З. Фрейдом (1856-1939) положение о том, что истоки возникновения невротических расстройств уходят своими корнями в детство и связаны с особенностями психосексуального развития ребенка, с необходимостью подводило к изучению детских неврозов. Не случайно основатель психоанализа уделял самое пристальное внимание проблеме Эдипова комплекса, связанного с инфантильной сексуальностью и являющегося, по его мнению, «ядром неврозов». Не случайно и то, что лечение взрослых невротиков предполагало выявление средствами психоанализа воспоминаний пациентов о различного рода ситуациях, событиях, переживаниях, имевших место в их раннем детстве и относящихся к первым годам их жизни.

З. Фрейд работал в основном со взрослыми пациентами. Тем не менее ему приходилось подчас обращаться к детским случаям. Наглядным примером в этом отношении может служить его публикация «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909) , в которой изложен ставший классикой случай «маленького Ганса». Правда, само лечение пятилетнего мальчика проводилось его отцом, а З. Фрейд лишь руководил этим лечением и только один раз принимал участие в разговоре с ребенком. Однако опубликованная им работа способствовала привлечению внимания психоаналитиков к анализу детских неврозов. Так, венгерский психоаналитик Ш. Ференци (1873-1933) в работе «Маленький петушатник» изложил случай странного поведения маленького мальчика, Арпада, проявлявшего повышенный интерес к курам, испытывавшего страх перед петухом и выражавшего чрезмерную любовь и ненависть к птицам.

«Анализ фобии пятилетнего мальчика» З. Фрейда и «Маленький петушатник» Ш. Ференци служили скорее наглядной демонстрацией подтверждения психоаналитических идей, нежели руководством по осуществлению психоанализа детских неврозов. Ни в той, ни в другой работе не содержались рекомендации относительно того, как и каким образом можно использовать психоанализ в процессе конкретной терапевтической работы с детьми. Напротив, в них высказывались такие суждения, которые свидетельствовали о технических трудностях психоанализа при лечении детей и сомнениях по поводу возможностей непосредственного его применения к детским неврозам.

З. Фрейд подчеркивал, что именно благодаря отцу «маленького Ганса» удалось побудить ребенка к определенным признаниям и что только совмещение в одном лице родительского и врачебного авторитета, а также совпадение нежных чувств и научных интересов сделали возможным использовать метод, который «в подобных случаях вообще вряд ли мог бы быть применим». Ш. Ференци заметил, что в случае Арпада «прямое психоаналитическое обследование оказалось невозможным», и ему пришлось ограничиться тем, чтобы просить заинтересованную в этом случае даму делать заметки, записывать изречения и фиксировать странные поступки ребенка.

Тем не менее З. Фрейд считал, что в будущем детские психоаналитические сеансы приобретут большее значение, чем это имело место на начальной стадии развития психоанализа. В работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) он писал о ценности детских психоаналитических сеансов для развития теории и о практическом интересе, связанном с обнаружением того, что большое число детей в своем развитии проходят одну из невротических фаз. При этом он подчеркивал, что в интересах ребенка «аналитическое влияние необходимо соединить с воспитательными мероприятиями» и что эта техника «еще ждет своей разработки».

Отталкиваясь от этих идей, последующие психоаналитики приступили к практическому анализу детских неврозов, что нашло свое отражение, в частности, в терапевтической деятельности А. Фрейд (1895-1982), М. Кляйн (1882-1960), Д. Винникотта (1896-1971) и других аналитиков. Публикации А. Фрейд «Введение в технику детского психоанализа» (1927) , «Детство в норме и патологии» (1965) , работы М. Кляйн «Психоанализ детей» (1932) , «Психоаналитическая игровая техника: ее история и значение» (1955) , книга Д. Винникотта «“Пигля”: Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки» (1977) оказали заметное влияние на становление и развитие детского психоанализа.

Дочь основателя психоанализа Анна Фрейд была одной из первых, кто способствовал становлению и развитию детского психоанализа. Будучи младшей из шести детей З. Фрейда, она не только находилась рядом с ним всю свою жизнь, выполняя роль личного секретаря и ухаживая за отцом, на протяжении шестнадцати лет страдавшего от ракового заболевания, но и, став психоаналитиком, активно включилась в профессиональную деятельность, связанную с Международным психоаналитическим движением.

А. Фрейд не имела медицинского образования. Закончив лицей и получив педагогическое образование в 1914 году, на протяжении пяти лет она работала учительницей. Не встречая возражений со стороны отца, молодая учительница имела возможность посещать его лекции и присутствовать на некоторых заседаниях Венского психоаналитического общества. Проявив интерес к психоаналитическим идеям, в 1918-1921 годах она прошла личный анализ у своего отца. С 1918 года она стала принимать участие в Международных психоаналитических конгрессах. Осуществив самостоятельное психоаналитическое исследование пятнадцатилетней девочки и выступив с докладом «Фантазия избиения во сне и наяву», в 1922 году А. Фрейд стала членом Венского психоаналитического общества.

В 1920 году З. Фрейд подарил своей дочери кольцо, подобное тому, которое носили особенно приближенные к нему мужчины-аналитики, входящие в состав «тайного комитета». В 1923 году А. Фрейд открыла собственную психоаналитическую практику, а в 1924 году стала членом «тайного комитета», заменив ближайшего сподвижника основателя психоанализа О. Ранка (1884-1939), который, выдвинув свои собственные идеи о травме рождения и не встретив поддержки среди ближайшего окружения З. Фрейда, вышел из состава данного комитета. В 1924 году она возглавила Венский психоаналитический институт, в котором стала читать лекции по детскому психоанализу. В том же году она повторно прошла анализ у своего отца, в 1931 году – стала секретарем Венского психоаналитического общества.

Летом 1938 года А. Фрейд вместе со своим отцом покинула Австрию и эмигрировала в Англию. После смерти З. Фрейда она способствовала изданию его собрания сочинений. Во время второй мировой войны А. Фрейд оказывала помощь детям, пострадавшим от бомбардировок Лондона, открыла детский приют-ясли, осуществляла терапевтическую и исследовательскую деятельность. С 1944 по 1949 год была Генеральным секретарем Международной психоаналитической ассоциации. В 1947 году в Хэмпстеде организовала курсы подготовки специалистов в области детского психоанализа, в 1952 году возглавила Хэмпстедскую клинику детской терапии, которая в 1984 году была переименована в Центр Анны Фрейд.

А. Фрейд неоднократно выезжала с лекциями в США, принимала активное участие в работе Международных психоаналитических конгрессов. Была почетным доктором Шеффильского (Англия), Венского (Австрия), Гарвардского, Колумбийского, Чикагского, Филадельфийского (США) университетов. В 1973 году была избрана почетным президентом Международной психоаналитической ассоциации. Умерла в октябре 1982 года. В возрасте 86 лет.

А. Фрейд – автор многочисленных статей и ряда книг, включая «Введение в технику детского психоанализа» (1927) , «Введение в психоанализ для педагогов» (1930) , «Я и механизмы защиты» (1936) , «Норма и патология детства» (1965) . Ее идейное наследие нашло свое отражение в собрании сочинений, изданном в десяти томах.

В своей исследовательской и терапевтической деятельности А. Фрейд исходила из того, что детский психоанализ требует специальной техники, поскольку в отличие от взрослого ребенок является незрелым, несамостоятельным существом, решение на анализ никогда не исходит от него самого, он не чувствует никакого нарушения и чаще всего у него нет сознания того, что он болен. Учитывая эти особенности, детский психоанализ предполагает прежде всего более или менее длительный подготовительный период, на протяжении которого осуществляется как бы «дрессировка» ребенка для анализа (сознание болезни, доверие, согласие на лечение).

По мнению А. Фрейд, работающему с детьми аналитику необходимо придерживаться следующих правил: он не должен оставаться безличным по отношению к маленькому пациенту; вместо толкования свободных ассоциаций и поступков пациента аналитик должен направить свое внимание туда, где «разыгрываются невротические реакции», то есть на домашнюю среду, окружающую ребенка; аналитик должен учитывать то обстоятельство, что внешний мир оказывает «на механизм инфантильного невроза и на течение анализа» более сильное влияние, чем у взрослого пациента; при работе с ребенком аналитик должен суметь занять место его Я-идеала, и ему не следует начинать свою терапевтическую деятельность до тех пор, пока не будет уверен в том, что он «окончательно овладел этой психической инстанцией ребенка»; аналитик должен обладать авторитетом в воспитательном отношении, то есть анализировать и воспитывать, позволять и запрещать, «разрывать и вновь связывать».