Данная лекция не может претендовать на освещение всех аспектов подготовки к водному походу и его проведения. Эта лекция является изложением моих личных взглядов на организацию походов и затрагивает отдельные моменты, на которые я считаю необходимым обратить внимание.


Особенности водного туризма.


Не буду повторять явные отличия водного туризма от других видов. Прошу обратить внимание на следующее.
Почти во всех видах туризма, кроме водного, человек борется в первую очередь с самим собой. Со своей усталостью, например. В водном же походе турист вступает в единоборство со стихией. Причем, его ошибка (неподготовленность) может быть наказана моментально.
Именно в водном туризме техническая и психологическая подготовка участника выходит на первый план уже в походах младших категорий сложности.
Вообще, тренировка техники в водном туризме неразрывно связана с психологической подготовкой. Умение в критической ситуации грамотно, в нужный момент, применить необходимое техническое действие прививается на тренировках, а в походных условиях позволяет человеку в подобных ситуациях оставаться хладнокровным.
Именно на тренировках нарабатывается необходимый набор технических приемов управления судном, и тогда выбор нужного приема применительно к данному моменту в походе происходит на уровне подсознания, автоматически.
Именно на тренировках вырабатывается умение "читать воду", предвидеть воздействие воды на судно, столь необходимое в походе.
Кроме того, определяющими для безопасности водного похода являются качество подготовки снаряжения, его соответствие выбранному маршруту, техническим навыкам участников.


Поэтому, выводы:
1. Нарабатывайте свою технику, используя любую возможность, участвуйте в соревнованиях по ТВТ. Организовывайте тренировки в походах. В том числе и по имитации аварийных ситуаций. Лучше научиться спокойно покидать перевернутое судно на ровной воде (быстротоке) в походе 1 к.с., чем первый раз «кильнуться» на пороге 3 к.с. и растеряться при этом.
2. Тщательно выбирайте и готовьте снаряжение для своих походов.


Подготовка и проведение водного похода
Следует понимать, что для любого похода является обязательным:
. Соответствие подготовки участников планируемому маршруту
. Соответствие подготовки снаряжения планируемому маршруту


1. Определение цели и задач похода
Все походы по решаемым ими задачам можно условно разделить на три группы:
. Чисто спортивные
. Учебные, учебно-спортивные
. «Отдыхательные», познавательные, «рыбные» и т.п..
Подготовка к походу, по большому счету, не зависит от его целей. Просто по разному расставляются приоритеты.
Подготовка к "рыбному" походу по категорийной реке требует такого же тщательного подхода, что и к спортивному.
Это следует понимать.


2. Формирование группы
Считаю, что только для спортивных походов группа может подбираться под маршрут. Когда поход заявлен на участие в чемпионате. Когда нужен именно спортивный результат.
Во всех остальных случаях следует маршрут подбирать под группу.
Идеальный вариант подбора, когда маршрут для самого слабого участника проходим на пределе его возможностей, но не «ломает», а самому сильному участнику маршрут еще интересен.
Можно признать оптимальной по составу такую группу, где основное количество участников (ядро группы) имеет примерно одинаковый уровень подготовки и, кроме того, они объединены общими интересами вне рамок похода.
Желательно, чтобы руководитель похода имел отношение к этому ядру. В любом случае руководитель должен обладать таким уровнем подготовки, чтобы на маршруте быть также и неформальным лидером группы.
Если в поход привлекаются «случайные» по отношению к ядру группы лица, их необходимо ознакомить с «правилами игры», принятыми в группе и взять с них обязательство эти правила выполнять.
Лично я не сторонник привлечения в группу случайных людей, поскольку считаю, что поход, кроме всего прочего еще и вид отдыха. Соответственно, возможные проблемы психологической совместимости в походе просто не нужны.
А именно на маршрутах невысоких категорий с малым опытом участников, еще не «тертых» походной жизнью, эти проблемы наиболее вероятны.


3. Выбор маршрута и его проработка.
Повторю: к выбираемому маршруту должны быть готовы все члены группы, готовы технически, психологически, физически, тактически. Пусть некоторые на пределе своих возможностей, но на момент старта должны быть готовы все. Способы подготовки просты - это тренировки, участие в соревнованиях, наработка техники, изучение теории.
К выбираемому маршруту также должно быть подготовлено снаряжение, полностью соответствующее маршруту и уровню подготовки участников.
Сроки маршрута определяются многими факторами и решаются группами исходя из своих предпочтений. Пример: в Карелии в начале июня на большинстве рек достаточно высокий уровень воды и интересен спортивный сплав. Там же в июле, как правило, хорошая рыбалка, но возможен «шкуродер» на порогах.
Подготовка к походу включает в себя:
. Сбор и анализ информации о районе похода, основным сплавным и запасным рекам.
. Поиск и подготовка картографического материала
. Детальная проработка маршрута (в том числе и в тактическом плане)
. Корректировка требований к участникам, снаряжению, питанию, устранение выявленных несоответствий.
. Принятие окончательного плана основного похода и запасных вариантов
. Оформление похода в МКК


Несколько слов о перечисленных выше пунктах:
Проблем с поиском материала по районам походов, по конкретным маршрутам, по картографическому материалу сейчас нет. Интернет в этом плане - серьезный помощник. В то же время к описаниям и отзывам о конкретных маршрутах, реках, препятствиях надо подходить взвешенно - их готовили люди с разным опытом, с разным уровнем подготовки. Рекомендую пользоваться отчетами, получившими одобрение МКК.
Ссылка на библиотеку отчетов архива Московского городского центрального туристского клуба - http://www.tlib.ru/


Проработка маршрута включает в себя:
1. Изучение лоции реки
2. Уточнение соответствия ранее планируемого состава группы и снаряжения выбранному маршруту
3. Предварительное определение тактики преодоления препятствий
4. Разработку графика движения:
. определение протяженности всех дневных переходов
. определение необходимости, количества и мест тренировок (при наличии в группе лиц, впервые идущих на планируемую категорию сложности, считаю обязательным проведение тренировок до начала основных препятствий маршрута)
. определение количества и места дневок
5. Определение режима походного питания в зависимости от условий
6. Определение способов заброски/выброски, а также аварийных сходов с маршрута


Тактически верной проработкой маршрута следует признать составления такого графика движения, соблюдая который группа в любой момент времени остается полностью готовой к решению походных задач.


Примеры грамотного планирования:
. Дневной переход имеет такую нагрузку и продолжительность, что питание и сон позволяют полностью восстановить силы.
. Количество и качество тренировок в начале маршрута позволяет новичкам освоиться и получить (закрепить) навыки, необходимые при преодолении основных препятствий.
. Преодолению ключевых препятствий отведено достаточно времени для организации прохождения.
. У участников не накапливается психологическая усталость, вовремя запланированы дневки или полудневки.
. Места стоянок в меру комфортны, т.е. не на болоте, дров достаточно и т.п.
. Предусмотрен резерв времени на непредвиденные ситуации (например, климатические, типа сильного встречного ветра на озере или многочасового «тропического» ливня).


Финал проработки маршрута - его защита в МКК и получение маршрутной книжки. Но это не цель, а лишь косвенное подтверждение правильности ваших планов.


4. Распределение обязанностей в группе.
Руководитель похода - несет полную ответственность (в том числе уголовную) за безопасность участников, организацию и проведение похода в целом.
Он должен иметь достаточную подготовку, в первую очередь тактическую и техническую, чтобы суметь организовать безопасное прохождения маршрута.
Руководитель также должен уметь решать вопросы психологической напряженности в походе. Всем известно, что одна «паршивая овца» может испортить жизнь всей группе, и это всегда отрицательно влияет на безопасность похода в целом. Именно поэтому я уже утверждал, что лучше всего комплектовать группу из единомышленников.
Завхоз - опытный турист, имеющий достаточный уровень тактической подготовки, психологически устойчивый. Обязан уметь составить рацион питания, полностью соответствующий тактике прохождения маршрута.
Медик - наиболее подготовленный в вопросах медицины турист. Обязан знать применимость и дозировку всех находящихся в походной аптечке медикаментов.
Фотограф - желательно иметь в группе два фотографа, идущих на разных судах. Фотографы должны знать азы съемки, уметь фотографировать в контровом свете. Научиться этому несложно, и тогда количество нормально экспонированных фотографий существенно вырастет.
Хронометрист - основная обязанность - корректировать чужой или готовить свой вариант лоции реки.
Ремонтник - в большинстве водных походов целесообразнее иметь ремнабор для каждой конкретной модели судов (см. лекцию по снаряжению). Соответственно, должность ремонтника в этом случае надуманная.
Остальные обязанности определяются исходя из особенностей задач, стоящих в походе и желаний группы (видеооператор, финансист, специалист по топосъемке, собиратель фольклора, ботаник, рыбак и т.д.)


5. Итоги.
В процессе предпоходной подготовки и организации похода необходимо:
. Грамотно разработать маршрут и план похода в целом
. Правильно выбрать личное и групповое снаряжение
. Правильно подобрать рацион и режим питания
. Исключить ошибки в комплектовании группы
. Устранить недостатки в подготовке туристов: технической, психологической, тактической, физической.


Обеспечение безопасности в водном путешествии.
Безопасность — основное и важнейшее требование ко всем туристским путешествиям.
Причины снижения безопасности и способы её повышения практически не меняются с течением времени и не зависят от сложности маршрута.


Привожу выписку из Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденных Министерством просвещения СССР еще в 1982 году.


Основные причины возникновения опасности в путешествии:
плохая техническая, физическая и моральная подготовка участников и недисциплинированность туристов,
недостаточный опыт руководителя,
слабое изучение района и условий предстоящего путешествия,
плохая разработка маршрута,
неумелое преодоление препятствий,
пренебрежение страховкой,
недооценка трудностей и опасностей и переоценка собственных сил и возможностей,
ослабление внимания на «легких» участках,
переутомление,
незнание приемов оказания доврачебной помощи,
внезапное изменение погоды,
ядовитые растения и пресмыкающиеся.


Предпоходные меры предупреждения опасности:
проверка снаряжения,
байдарок,
спасательных средств.


Меры предупреждения опасности в путешествии:
регулярный осмотр байдарок, спасательных средств и другого снаряжения и
своевременный ремонт их.
Отработка приемов использования спасательных средств на первом пороге.
Строгое соблюдение порядка движения судов,
предварительный осмотр серьезных препятствий,
организация страховки при преодолении естественных и искусственных препятствий.


Как видите, спустя три десятка лет эта программа остается актуальной.


Примеры к лекции.
О формировании группы, выборе и проработке маршрута.
Привожу цитату из отчета Валентина Юрина о сплаве по р. Курчум - р.Кальджир 1991 г.


(Валентин Юрин - каякер с огромным туристским опытом, автор фактически учебника по сплаву по бурной воде - "Сольфеджио белой воды" (скачать с сайта Раменского клуба туристов - http://www.rktur.ru/files/sol_white_water.pdf))


При сплаве по этой связке рек часть группы сошла с маршрута после третьего (из пяти) ущелья р.Кальджир. Цитата:


«…Переформирование группы и его результат однозначно показали, какой должна и какой не должна быть группа для серьезного маршрута. Группа, которая стартовала в 4 ущелье, не была составной частью той, которая шла по первой части маршрута; это была совершенно иная группа, с качественно иной структурой, подготовкой и возможностями. Именно Кальджир стал для меня поворотным пунктом на пути от катамаранной школы к каякам, от стадной психологии, традиционной для нашего туризма - к формированию каждого участника как индивидуальной "боевой единицы" и построению группы из этих личностей. Именно на Кальджире я понял, что понятия группа, коллектив, общество, считающиеся святыми и непреложными приоритетами в отечественной туристской школе, на самом деле являются вторичными по отношению к понятию личность, и никак не наоборот. Именно на Кальджире я окончательно понял, что мастерство не может быть заменено числом или размером, что сами по себе большая группа или большое судно не решают никаких проблем, а лишь создают новые.» (См. предисловие к отчету - http://turizm.lib.ru/j....ivision)


И далее: «О разделении группы и его причинах.
Четверо участников были вынуждены прекратить маршрут на автодороге Алексеевка-Горное.
Причины того были следующие:
1. Река оказалась существенно сложнее, чем это представлялось из Москвы, судя по имевшимся описаниям, и техническая подготовка некоторых участников и экипажей оказалась недостаточной для уверенного прохождения маршрута. Сложности возникли во 2 и 3 ущельях, а впереди предстояло прохождение самого сложного и длинного - четвертого.
2. Количественный состав группы также не соответствовал маршруту. При отсутствии удобных мест для чалки и недостаточной подготовке многих экипажей было крайне сложно найти места, где могла бы причалить вся группа. Это вынуждало большую часть участков с препятствиями проходить с длительным и трудоемким сплошным просмотром, а все сложные препятствия - поочередно. Из-за большого числа судов каждое прохождение занимало много времени. В ущельях было сложно найти место для стоянки для такой большой группы, а проходить их за один день группа не успевала.
3. Наиболее слабым судном оказался четырехместный катамаран - самое громоздкое и неповоротливое судно. Постоянные проблемы с негабаритными проходами и с чалками обострялись тем, что экипаж этого катамарана был, как обычно, сборным, наименее подготовленным и схоженным.
4. Техническое состояние четырехместного катамарана (производство МП "Вольный ветер", Москва) не позволяло ему продолжать маршрут. Баллоны катамарана постоянно расклеивались по всем швам, их требовалось полностью переклеивать, для чего не имелось в наличии ни клея, ни времени…»
Пункт пятый включает информацию о невозможности некоторых участников задержаться на маршруте позже конкретного срока, об отставании от графика движения


Я намеренно привожу в пример опытного туриста, сделавшего вывод из своих ошибок.
Ошибок существенных. Фактически были нарушены почти все условия организации безопасного похода :
1. Недостаточно прорабатывался маршрут, и как следствие:
. В группе оказались неготовые к походу люди. Соответственно, не было ни подбора группы под маршрут, ни подбора маршрута под группу.
. Несоответствие количественного состава группы маршруту и использование «негабаритного» судна. Подразумевает слабую тактическую проработку маршрута (подход «на месте разберемся»).
. Невозможность стартовым составом вовремя закончить маршрут. Как минимум, не предусмотрен резерв времени на непредвиденные обстоятельства.
2. Постоянные проблемы с катом-4. Явные пробелы в подготовке снаряжения.
3. Недостаточный опыт руководителя. Не технический и тактический на сплаве, а как организатора и психолога. Цитата из описания пешей части: «Однако большинство участников настаивало на том, чтобы попытаться пройти к перевалу на Маркаколь траверсом, без потери высоты. … В результате еще один день был потрачен на то, чтобы убедиться в невозможности траверса…» Возможно, руководителю не хватило воли принять непопулярное решение. Либо, действительно технического опыта, только в пешем туризме.
Поверьте, источники всех этих проблем устранимы еще до начала похода. А если не заниматься их устранением, то получить «проблемный» поход легко и на 1 к.с.


Что касается «стадной психологии, традиционной для нашего туризма» (текс В.Юрина).
И того, “…что мастерство не может быть заменено числом или размером, что сами по себе большая группа или большое судно не решают никаких проблем, а лишь создают новые»
Последняя фраза правильная, точная, но суть, заложенная в этой фразе, вторичная, не основная. Проблема не в «стадности», а в неумении (а главное, в нежелании) создать нормальную команду. Значительно проще набрать коллектив из технически подготовленных «личностей», чем подготовить квалифицированную «группу».
В подготовке команды нужна работа, и главное, не техническая, а психологическая, работа с реальной личностью, работа с её трудностями, работа в первую очередь твоя, а также этой личности над собой.
Поэтому, во фразе Юрина, что «группа» в туризме, является вторичной по отношению к «личности» идет подмена понятий.
Хорошая группа создается, притирается, лепится из личностей, а не автоматом из них набирается.
Некорректный пример, но все же - пять моральных уродов с техникой мирового уровня (якобы личности экстра-класса), так и останутся моральными уродами, а не создадут реальную команду. И часть из них тоже может сойти с р.Кальджир в районе автодороги Алексеевка-Горное. Только преследовать они будут свои личные цели.

Каждому, кто отправляется в поход, путешествие или планирует экспедицию, следует узнать как можно больше о тех ситуациях, с которыми, возможно, предсто­ит столкнуться, и какие навыки и снаряжение при этом могут понадобиться. Элементарный здравый смысл подсказывает необходимость подготовки, выбора соответствующего снаряжения и самого тщательного планирования.

Ваш аварийный комплект средств жизнеобеспечения может провести границу между жизнью и смертью, но многие, особенно при укладке ручной клади, сначала берут слишком много, и им приходится на собственном негативном опыте учиться тому, что действительно нужно, а без чего можно обойтись. Совсем не смешно, когда после неравной борьбы с весом огромной поклажи, полной ненужных предметов, оказывается, что в ней не хватает карманного фонаря или консервного ножа. Найти золотую середину непросто.

ПЛАНИРОВАНИЕ

При групповом путешествии чаще собирайтесь вместе, чтобы обсудить ваши цели и задачи. Распределите конкретные обязанности: врач, переводчик, повар, ответственный за снаряжение, автомеханик, водитель, штурман и т. д. Позаботьтесь, чтобы каждый был знаком с имеющимся снаряжением, и обеспечьте наличие необходимых запасных частей — особенно батарей, ламп и топлива. При оценке скорости продвижения, особенно пешком, время берите с запасом. Лучше «недооценить» свои возможности и приятно удивиться тому, что все идет лучше, чем планировалось. Напряжение от следования по слишком плотному графику не только изматывает, но и ведет к ошибочным оценкам и решениям и риску, которые часто становятся причиной выхода ситуации из-под контроля.

Нельзя нести с собой весь требуемый запас воды, но его необходимо максимально пополнять по ходу дела. Источники воды — основной фактор при планировании любого маршрута. Когда маршрут спланирован и принят, ознакомьте с ним других, чтобы в случае осложнений можно было рассчитывать на помощь. Если вы путешествуете в горах, то информируйте об этом полицию (милицию) и местную горноспасательную службу. Ознакомьте их с предполагаемым планом и укажите время убытия и планируемого прибытия. При передвижении на автомашине оставьте маршрут в соответствующей автомобильной организации. Перед морским путешествием зарегистрируйтесь в подразделении береговой охраны (или пограничной службы) и портовых властей.
Сделайте своей привычкой сообщать людям, куда вы направляетесь и ожидаемое время возвращения или прибытия в промежуточный пункт.

ИЗУЧЕНИЕ ОБСТАНОВКИ

Информации о месте, куда вы направляетесь, не может быть слишком много. Свя­житесь с теми, кто его уже знает, читайте книги, изучайте карты — и обязательно бе­рите с собой надежные и современные карты. Узнайте о местном населении. Будут ли они настроены дружелюбно или относятся к пришельцам с подозрением? Есть ли какие местные обычаи и табу? Местные способы строительства убежищ и жилищ, добывания огня, пищи, лекарственных трав и воды в дикой природе базируются на глубоком понимании окружающей среды.

Внимательно изучите карты и узнайте как можно больше об этих местах: направление и скорость течения рек, водопады, стремнины и опасные течения. Как высоки местные горы, что за склоны на них, покрыты ли они снегом? В каком направлении проходят хребты? С какой растительностью вы можете там встретиться, какие виды деревьев там растут и где? Каков там температурный режим, какова разница между дневными и ночными температурами? В какое время солнце встает и садится? В какой фазе луна, время и высота приливов, превалирующее направление ветров и какова их сила? Каков прогноз погоды?

ОЦЕНКА СНАРЯЖЕНИЯ

Перед любым походом, путешествием или экспедицией составьте кон­трольный список вопросов.

  • Сколько времени я буду отсутствовать? Сколько потребуется пи­щи на этот период и надо ли иметь при себе воду?
  • Соответствует ли одежда климату/погоде и достаточно ли ее? Хватит ли одной пары обуви или из-за характера грунта следует иметь запасную пару?
  • Какое специальное снаряжение понадобится в этом районе?
  • Что и сколько должно быть в аптечке?

Ваше физическое состояние должно соответствовать тому, что вы планируе­те те делать. Чем лучше ваша форма, тем легче и приятнее будет ваша деятельность. Если, например, вы собираетесь в поход по пересеченной местности, заранее по­тренируйтесь и привыкните к своей походной обуви. Ходите на работу и обратно с рюкзаком, заполненным песком, и натренируйте свои мышцы. Психологическое
состояние — еще один вопрос. Уверены ли вы в своей способности выполнить за­дачу, в адекватной подготовке к ней, и есть ли у вас достаточное для этого снаря­жение? Всегда продумывайте план действий в чрезвычайных обстоятельствах. Редко бывает так, что все идет, как задумано.

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Пройдите полное медицинское обследование и сделайте все прививки, которые необходимы для той местности, куда вы собираетесь отправиться. Существует вакцинация против желтой лихорадки, холеры, тифа, гепатита, оспы, полиомие­лита, дифтерии и туберкулеза, и в любом случае обязательна противостолбнячная­ прививка. Отведите достаточно времени на вакцинацию, например, полная
защита от тифа предполагает три укола в течение шести месяцев. При следова­нии по малярийной местности имейте достаточный запас таблеток против маля­рии. Вы должны начать их прием за две недели до путешествия, так чтобы защи­та организма была готова к действию до того, как вы попадете в опасный район, и продолжать принимать антималярийное средство месяц после возвращения оттуда.

Посетите дантиста и проверьте зубы. Те зубы, которые не болят в обычной об­становке, могут разболеться в холодных погодно-климатических условиях. Соберите походную аптечку, которая удовлетворит все ваши вероятные по­требности, а если вы путешествуете группой, то и все индивидуальные нужды каждого.

Чтобы поход получился как можно более удачным, к нему стоит тщательно подготовиться. Конечно, не нужно доходить до крайностей, и до грамм взвешивать еду или рассчитывать время пути с погрешностью в минуту. Но и при этом совсем неподготовленными отправляться в поход, особенно дальний, затея не из лучших. Сегодня поговорим в этой статье не о том, как выжить на природе, не имея ничего, а как подготовиться к походу так, чтобы он не превратился в приключения Беара Гриллса.

Совместное планирование количества вещей и еды для похода

Если вы отправляетесь не в , то очень важно грамотно распределить ношу среди всех участников. В первую очередь это касается еды.

Большая часть еды обычно берётся из дома. Это крупы, картошка, макароны и прочее. И необходимо распределить вес еды по участникам равномерно, учитывая тот факт, что девушкам надо нести меньше. И так, чтобы один нёс один вид еды, другой – другой вид еды. Скажем, одному участнику будет поручено приобрести и нести гречку на всю группу. Другой понесёт тушёнку. Третий – сладкое, или, как это называют походники, - «ништячки». Таким образом будет экономия тары, так как если каждый возьмёт по маленькому пакетику каш, картошки, макарон и прочего, то это все будет иметь намного больший объем, чем тоже самое будет уложеное в одну тару и будет находиться у одного человека.

Кроме того, в этом случае каждый человек несёт ответственность за свою часть провизии и вещей. И поэтому вероятность что-то забыть уменьшается, так как список необходимых вещей у каждого человека будет меньшим.

Тоже касается и других вещей. Не стоит на группу нести каждому котелок для разогрева воды и еды, не стоит нести больше 1 ножа на 4-5 человек и т.д.

Это же можно сказать и про палатки. Необходимо изначально определиться, сколько человек идёт в поход и сколько спальных мест надо иметь.

Не забывайте также про аптечку. Не надо каждому нести бинты и зелёнку. Надо назначить ответственного, который в случае чего будет выполнять роль медика, или если не дай Бог с ним самим что-то случится, все будут знать, где находятся лекарства.

Должен быть ответственный за приготовление еды, за розжиг костра, за обеспечение спальных мест. Поэтому собирайтесь перед походом несколько раз совместно, чтобы чётко разделить обязанности – что кому нести и чем заниматься на стоянке.

Планирование маршрута и длительности похода


Подготовка к походу не может обойтись без планирования маршрута. Особенно когда речь идёт о дальних походах и местах, в которых вы никогда не были.

Важно правильно распределить силы, рассчитать примерную скорость ходьбы.

Определить, есть ли по ходу движения источники чистой пресной воды, чтобы, исходя из их наличия, рассчитать с собой изначально.

Кроме того, надо постараться узнать у тех, кто уже был в этих местах, какой там рельеф, есть ли удобные места для привалов или биваков.

Чем большим количеством информации вы будете владеть, тем меньше вероятность форс-мажоров в вашем походе.

Не забывайте также о том, что при планировании времени в движении лучше брать минимально возможные скорости передвижения. Лучше идти с опережением графика и отдохнуть подольше на привале, чем не укладываться во время и торопиться до очередного места ночлега. В этом случае большая часть группы подойдёт к привалу измотанная.

Оценка физического состояния участников похода


Прежде чем собраться в поход, необходимо оценить состояние тех, кто собирается принять в нем участие. Чем более длительный и дальний поход намечается, тем более важным становится этот параметр.

Энтузиазм – штука хорошая. Но если энтузиазм не подкреплён физ.подготовкой, то каким бы великим не было желание поучаствовать в походе, но к определённому моменту тело начнёт сдаваться, и желание будет только одно – скорей бы это закончилось.

Чтобы таких ситуаций не возникало, необходимо сразу понять, кто на что способен, и не брать в поход тех людей, которые явно не выдержат данное испытание.

Стоит так же учитывать опыт участников. Если не так давно кто-то без проблем осилил мероприятие с подобной нагрузкой и длительностью, то следующий поход можно планировать уже более сложным.

В идеале было бы неплохо, чтобы каждый участник прошёл медицинское обследование. Однако это довольно дорого, и не всегда покажет истинную готовность, поэтому достаточно будет измерить давление и пульс. И не брать в длительный и тяжёлый поход людей с проблемами с сердцем. Кардиограмму проходят многие регулярно. Поэтому каждый должен сам понимать этот момент.

Подготовка и проведение туристских походов производятся в строгом соответствии с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» (утверждена приказом Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293 — Приложение 1).

В этой инструкции четко определены права и обязанности учреждения, проводящего поход, руководителя и членов группы, порядок подготовки, регистрации и проведения похода. Инструкция дает полное представление о действиях руководителя группы от начала подготовки до завершения, подведения итогов похода.

Выполнение инструкции обязательно для всех групп учащихся независимо от того, какое учреждение или организация является организатором туристского мероприятия. За нарушение инструкции руководитель группы и его заместитель несут дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой другой ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

Не следует воспринимать инструкцию как чисто формальный документ. Это не первая ее редакция. Она постоянно совершенствовалась опытными педагогами-туристами с целью оказания помощи руководителям групп, упорядочения проведения походов, повышения безопасности их проведения.

Выбор района похода определяется, прежде всего, целью, которую на этот поход определили, и задачами, решение которых позволит этой цели достичь. В этом плане все походы можно условно разделить на:

учебно-тренировочные, цель которых — совершенствование туристских умений и навыков. Сюда же можно отнести контрольные походы, смотры готовности как форму проверки уровня подготовленности групп к серьезным спортивным походам;

спортивные, когда главная цель — выполнение нормативов на значки «Юный турист России», «Турист России» или на спортивные разряды;

краеведческие или познавательные, главной целью которых является какое-либо краеведческое наблюдение или исследование, знакомство с памятниками истории, культуры и природы;

экспедиции или комплексные походы, когда решаются и спортивные и краеведческие задачи.

Однако это деление весьма условно, так как любой спортивный поход с учащимися должен иметь краеведческую составляющую, а поход или экспедиция краеведческой направленности предусматривает активную часть. Поэтому в данном делении за основу принимается главная цель путешествия с учетом других составляющих.

Преподавателю курса «Основы безопасности жизнедеятельности» будут интересны в первую очередь особенности подготовки и проведения учебно-тренировочных походов. Нельзя исключать и варианты проведения спортивных походов, если к этому проявится в процессе занятий желание у педагога и учеников.

Рассмотрим вопросы подготовки учебно-тренировочных походов. Отметим лишь, что во многом подготовка и проведение других походов в техническом плане нисколько не отличаются.

Определив перечень учебных занятий на предполагаемом маршруте, выбираем район, пригодный для решения поставленных задач. Если, допустим, ставится задача отработки элементов техники передвижения по различному рельефу, то надо искать район с разнообразным рельефом, наличием склонов; для совершенствования навыков ориентирования на местности желательно иметь на маршруте полигон спортивного ориентирования и т.п.

Преподавателю достаточно иметь 2 — 3 разработанных маршрута учебно-тренировочных походов, на которых можно решать все практические задачи совершенствования туристских навыков обучающихся.

Разработав и проверив такие маршруты один раз, внеся коррективы после первых походов, можно их использовать ежегодно. При этом, будучи хорошо знакомым с маршрутами, преподаватель все внимание сосредоточит на вопросах обучения, а не на постоянном контроле направления движения, поиске мест для привалов и ночлегов.

В процессе подготовки похода определяется состав группы. Как правило, в учебно-тренировочный поход идут все имеющие возможность и желание. При подготовке многодневного похода в расчет берутся кроме желания детей их техническая и физическая подготовка, а иногда и мнение коллектива. Включать в состав группы участника, конфликтующего со всей группой, опасно. Неизвестно, к каким ситуациям могут привести эти взаимоотношения на маршруте.

После того как состав группы определен, производится распределение обязанностей между всеми участниками похода. О походных должностях разговор пойдет далее. Сейчас лишь отметим, что каждый член группы должен принимать участие в подготовке похода, пусть даже выполняя разовые несложные поручения. К подготовке можно подключать и детей, не имеющих возможности участвовать в походе. Тем самым руководитель подчеркивает значимость, равенство всех членов туристского объединения, а дети чувствуют свою причастность к жизни коллектива.

В процессе учебных занятий дети знакомятся с обязанностями по походным должностям. Тем не менее руководителю стоит еще раз персонально проговорить с каждым, что и как он должен делать в процессе подготовки похода. После этого составляется конкретный план подготовки похода, где указываются все мероприятия, конкретные сроки исполнения, ответственные за выполнение.

Насколько интересно и безопасно пройдет поход, зависит от того, как хорошо дети изучат район его проведения (даже если это однодневный поход). Еще более ответственно надо подходить к этому вопросу при организации многодневного похода. Каждый ребенок, а не только проводник, должен знать особенности местности, климата, историю той местности, по которой будет проложен маршрут. Много сведений можно получить из различной литературы, посвященной описанию географии, истории, культуры того или иного района. При этом, конечно, не обойтись без топографических карт. Но в популярной литературе не всегда есть подробная информация о конкретном маршруте. Такую информацию можно почерпнуть из отчетов, составленных группами, ранее прошедшими тот же маршрут или часть его. Там же можно найти рекомендации по исключению каких-либо осложнений, которые случились с предшественниками. Полезны будут и встречи, беседы с туристами, прошедшими предполагаемый маршрут.

Более свежую и достоверную информацию — допустим, о расписании местных поездов, автобусов, ценах и многом другом — могут дать местные жители предполагаемого района путешествия. Для этого делаются письменные запросы в местные станции и центры детско-юношеского туризма, дома творчества детей, школы. Сотрудники этих учреждений помогут решить вопросы ночлега и питания в населенном пункте, от которого начинается или где заканчивается маршрут. Запросы в местную санитарно-эпидемиологическую станцию дадут информацию о закрытых по тем или иным причинам (туляремия, клещевой энцефалит и т.д.) местностях, о зараженных источниках воды. Местные управления лесного хозяйства, заповедников и заказников сообщат о закрытых (допустим, по пожароопасное™) районах, о рекомендациях по прохождению лесных массивов.

При подготовке похода важно подробно изучить возможности подъезда к начальной точке маршрута и отъезда при его завершении. В противном случае группа может потерять время и выбиться из графика.

В многодневном походе вес рюкзака может быть довольно велик и непосилен для детей, поэтому надо постараться уменьшить его начальный, выходной вес. Сделать это можно только за счет приобретения части продуктов на маршруте. Поэтому важно знать, есть ли такая возможность. Кстати, есть еще один способ уменьшить вес рюкзака — заброска продуктов. Для этого часть продуктов каким-либо образом доставляется на середину или вторую часть маршрута. Сведения о возможностях подъезда и закупки продуктов также можно получить, сделав запрос.

Для планирования маршрута потребуется картографический материал. В настоящее время в продаже имеются топографические карты двухкилометрового масштаба. Карта такого масштаба послужит и для общего знакомства с районом похода, и для прокладывания маршрута. Для детальной проработки маршрута желательно иметь крупномасштабные или спортивные карты.

Для подготовки маршрута спортивного похода (чаще такие походы проводятся далеко за пределами своего населенного пункта) потребуются мелкомасштабные карты от 1: 200 ООО и мельче. Они нужны для общего обзора района похода, знакомства с путями сообщений, гидрографией.

После того как район проведения похода определен, переходим к следующей стадии — выбору маршрута. В первую очередь следует определить начальную и конечную точки маршрута, «привязав» их к транспортным магистралям.

Выбирая маршрут, желательно избегать движения по (или вдоль) автомобильным и железным дорогам. Это и опасно и утомительно. Лучше использовать проселочные дороги, тропы и просеки. На предполагаемом маршруте определяются места для проведения занятий, организации привалов и ночлегов. Об организации ночлегов и обеденных привалов уже говорили в предыдущем параграфе, а сейчас лишь отметим, что для этого на маршруте следует определять места с источниками пригодной для питья воды и наличием дров.

Всесторонне изучив район предстоящего похода, туристская группа разрабатывает приблизительную нитку маршрута по мелкомасштабной обзорной карте, исходя из общих (табличных) параметров степени (категории) сложности намеченного похода, и выстраивает ее (нитку) по следующим ключевым точкам:

а) начало и конец маршрута, увязанные с транспортными возможностями;

б) познавательные и спортивные интересы группы (пункты наблюдений и т.п.);

в) места предполагаемых ночлегов и дневок;

г) места дневных привалов (часто сочетаемые с точками «б»).

Объектами (пунктами) познавательных интересов могут быть не только музеи, мемориалы, места, связанные с какими-нибудь историческими событиями (памятники, монументы, захоронения и т.п.), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, но и природные объекты — карстовый провал, озеро, водопад, грот, реликтовая роща и т. п. К пунктам спортивных интересов относятся такие объекты, как броды, переправы через реки по кладям и по камням, подъем на вершину холма, кургана, на перевал, на плато, переход через болото, выход на осыпь, на морену, а также просто лесные чащобы, завалы, где двигаться придется без дорог и троп.

В учебных целях на нитке маршрута могут быть специально предусмотрены участки, где группа будет двигаться по карте или по азимутам, в усложненных условиях — по лесу, в сумерках, используя неточную карту, и т.д.

В результате постепенного накопления сведений об избранном районе похода на обзорную карту (так называемую рубашку — кальку, наложенную поверх карты) наносятся значки различной формы или разных цветов, обозначающие точки-объекты, в том или ином отношении интересные для прохождения через них. Разработка маршрута производится путем последовательных проб — прикидок различных вариантов пути с постепенным приближением к лучшему варианту, при котором на нитку наносятся все самые ценные объекты — точки познавательных и спортивных интересов группы. При этом длина нитки должна остаться в пределах допустимого для данной категории (степени) сложности похода. Неизменными остаются начальная и конечная точки маршрута, выбранные с учетом удобства подъезда.

Желательно, чтобы увлекательность и напряженность маршрута плавно возрастали. Недопустимо, чтобы самые сложные в техническом и физическом отношении участки приходились на первые дни похода.

В первом приближении отбираются сначала те точки, которые группа обязательно должна посетить, а затем уже к ним добавляются наиболее ценные из оставшихся.

После того как генеральный маршрут проложен и принят, начинается следующий этап, на котором маршрут конкретизируется, т.е. прокладывается точная нитка движения с определением плановых точек третьей и четвертой очередей и вырабатывается документ, называемый «план-график похода». На этом этапе прокладки маршрута похода уже не годится обзорная мелкомасштабная карта, нужна более подробная.

План-график движения и конкретная нитка маршрута разрабатываются последовательно, начиная с первого дня похода — от начального пункта. Задача сводится, во-первых, к расчетам рабочего времени — количества ходовых часов по каждому дню похода; во-вторых, к нахождению на карте удобных мест для ночлегов и дневных обеденных привалов (вода + дрова), в-третьих, к прокладыванию на крупномасштабной карте вариантов движения, руководствуясь принципом КЛИН — короче, легче, интереснее.

Сначала определяется возможная протяженность маршрута в первый день похода. Это зависит от времени прибытия группы в пункт начала маршрута и времени, которое необходимо группе для отметки документов, отправки телеграммы, закупки хлеба, посещения музея и т.д. То есть надо решить вопрос о конкретном времени выхода группы на маршрут.

Допустим, имеется двухсоттысячная карта (1:200 000) и установлено, что группа в этот день может двигаться с 11 до 19 ч, с перерывом на обед с 13 до 16 ч. Значит, этот день будет укороченным по времени движения, так как сдвинуто время выхода в путь. При таком варианте имеется пять ходовых часов. При нормальной скорости движения (примерно 3 км/ч, если нет препятствий) группа сможет пройти в этот день около 15 км. На карте (на «рубашке») помечаем начальную (стартовую) точку похода — С. Придав ножкам циркуля раствор чуть меньше рассчитанного на этот день пути (примерно на одну пятую длины), ставим иглу в точку С и прочерчиваем небольшую дугу, отстоящую от С в направлении генерального маршрута. Эта дуга покажет нам предел, вблизи которого надо найти точку Н — место первого ночлега. Оно, понятно, должно быть обеспечено чистой водой и топливом. Кроме того, при выборе точки Н надо учитывать все необходимые требования к организации бивака. Должно повлиять на выбор точки Н и расположение ближайшей (следующего дня) целевой точки — объекта генерального маршрута (краеведческий объект, удобная переправа и т.п.).

С такими же требованиями подходим и к поиску точки ОП — обеденный привал. При ее определении надо учитывать пространственно-временной фактор: она должна отстоять от точки С на расстоянии, которое группа успеет пройти до обеда. Технология поиска точки ОП аналогична описанному процессу, но теперь, когда уже намечены две главные точки дня — С и Н, точку ОП необходимо искать вблизи радиуса С —Н, сообразуясь с принципом КЛИН.

Разработка нитки маршрута на второй и последующие дни производится таким же образом. Особые проблемы в прокладывании маршрута (во втором приближении) возникают в связи с решением краеведческих и спортивных задач. Чтобы не нарушать режима рабочего дня похода, не устраивать гонок на маршруте, необходимо заранее рассчитать временные затраты на каждый такой объект. Если это большой экскурсионный объект, как, например, мемориальный комплекс-музей, заповедник-музей, промышленное предприятие, на осмотр которых потребуется много времени, то надо строить нитку и график так, чтобы поблизости от них располагались бытовые точки — Н или ОП, или вообще планировать дневку вблизи таких объектов и делать к ним радиальный выход. Если же это объекты простого визуального наблюдения с коротким пояснением и фотографированием (например, отдельный памятник, реликтовое растение, курган и т.п.), осмотр которых не нарушит режима ходового дня, то и время на их посещение специально не планируется.

Другие необходимые затраты времени при движении по маршруту по возможности тоже должны быть заранее учтены и заложены в график. К ним можно отнести: затраты времени на ориентирование (наблюдения, измерения, обдумывание, разведка), на учебные цели (специальные занятия на маршруте), на приобретение продовольствия в пути. Есть еще и непредвиденные обстоятельства, которые тоже могут потребовать затрат времени. Это ухудшение погодных условий или недомогание кого-либо из участников. В больших, сложных спортивных походах в график специально закладываются один-два запасных дня на такие непредвиденные случаи.

Общая рекомендация при расчете графика движения состоит в том, что более 3 км на ходовой час (40 — 45 мин движения) никогда не следует планировать (особенно для походов в таежных и горных районах), лучше планировать 1,5 —2 км.

Конечно, подобный вариант разработки маршрута годится не в любом районе, а в основном на равнине, где много объектов, хорошо развита дорожная сеть. В горной местности разработка маршрута практически сводится к выбору долины, по которой течет река и вдоль которой есть дорога или тропа. Там расчет мест ночлегов и обедов делается в основном с учетом рельефа, ориентирование зачастую грубое — ущелья справа и слева, вершины, хребты, река и ручьи, в нее впадающие.

Такое же грубое ориентирование будет и при планировании маршрута похода вдоль какой-либо реки, так как практически всегда (за исключением малонаселенных районов) на берегу есть или дороги, или тропы, служащие средством сообщения местных жителей, рыбаков, охотников.

При расчете ходового времени следует учитывать тот факт, что у начинающих туристов много времени уходит на утренние сборы, приготовление обеда, установку лагеря вечером. Поэтому не следует планировать для них большие дневные переходы.

Какими бы простыми ни казались маршруты многодневного похода, желательно через 2 — 3 дня планировать дневки, т. е. отдых в течение дня. В этот же день можно провести учебные занятия, экскурсии, небольшие радиальные выходы без рюкзаков.

Таким образом, начав с разработки маршрута, мы закладываем и основы тактики похода, т.е. определяем наиболее рациональный и безопасный путь к конечной точке маршрута. В конечном итоге получается план-график похода, где по дням расписаны участки маршрута, указана примерная их протяженность, предполагаемое время движения.

Изучение района похода поможет определить и перечень личного и общественного снаряжения. Одна из составляющих безопасности похода — соответствие личного снаряжения климату и предполагаемой погоде и общественного — сложности маршрута. При этом не следует уповать на случай, т.е. на то, что погода не преподнесет сюрпризов. Надо рассчитывать на возможные дожди, внезапные понижения температуры, усиление ветра и т.д. Полный список личного снаряжения должен иметь каждый участник похода и в соответствии с ним готовиться к походу. Оправданными являются контрольные проверки снаряжения, которые руководители проводят за день-два до похода. Некоторые руководители даже предпочитают после проверки оставлять рюкзаки детей до выезда в школе, доме творчества. Таким образом, исключается возможность добавить что-то ненужное, но утяжеляющее рюкзак или выложить нужные вещи. При проверке руководитель отмечает недостатки в экипировке детей, и перед выездом каждый из них отчитывается об их устранении. Таким образом можно исключить досадные промахи, которые дорого обходятся вдали от дома.

Общественное снаряжение комплектуется из имеющегося в учреждении, а при необходимости что-то докупается или берется напрокат. Кое-какие предметы общественного снаряжения детям посильно изготовить самостоятельно или с помощью родителей.

На проведение любого туристского мероприятия необходимо оформить документы. Прежде всего, руководитель и его заместитель назначаются администрацией учреждения, проводящего путешествие. В приказе также определяются численный состав группы, сроки проведения путешествия, маршрут. В этом же приказе на руководителя и его заместителя возлагается ответственность за жизнь и здоровье детей и безопасность проведения мероприятия, за выполнение его плана, за содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, за соблюдение правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры. При совершении похода выходного дня, экскурсии руководителю группы выдается маршрутный лист установленного образца, заверенный подписью руководителя и печатью учреждения.

При совершении категорийного маршрута (а также походов I — III степеней сложности в межсезонье) руководитель группы представляет заявочные документы в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), полномочную рассматривать маршрут данной категории сложности. МКК — экспертный общественный орган, создается с целью оказания квалифицированной помощи руководителям туристских групп по подготовке походов. Члены МКК — опытные туристы, хорошо знающие районы походов, проверяют знание руководителем района похода, маршрута и его опасных участков, способов их преодоления, вариантов аварийного выхода в случае непредвиденных обстоятельств. Они оценивают соответствие заявленного снаряжения степени сложности маршрута. По итогам собеседования с руководителем группы члены МКК дают положительное заключение, высказывают рекомендации, направленные на более тщательную подготовку, или высказываются за запрещение выхода группы на заявленный маршрут. Группе может быть назначен смотр готовности, для того чтобы на местности убедиться в подготовленности всех членов группы к прохождению данного маршрута. Все это проводится с одной целью — максимально повысить безопасность проведения похода, ведь на маршруте руководителю уже никто ничего не посоветует.

В случае положительного заключения МКК группа регистрируется, ей выдается маршрутная книжка, в которую заносятся все сведения о группе, ее маршруте. Не позднее чем за 10 дней до выезда к месту начала похода руководитель обязан сообщить в поисково-спасательную службу системы МЧС (ПСС) по установленной форме маршрут похода, контрольные пункты и сроки их прохождения, состав группы.

Проведение любого туристского мероприятия требует финансовых затрат. Поэтому в период подготовки похода необходимо составить смету расходов на его проведение. Как только будут определены исходные данные: район похода, количество участников в группе, — можно приступать к расчету сметы. Для этого потребуются некоторые сведения, которые участники похода получают в процессе знакомства с районом похода и конкретным маршрутом. В первую очередь определяется стоимость проезда к начальной точке маршрута и от конечной точки до дома, внутри-маршрутные переезды, стоимость проживания (если планируется таковое в населенных пунктах), примерные цены на основные продукты, которые предполагается закупать на маршруте. В процессе составления меню и расчета необходимого количества продуктов определяется примерная стоимость питания в сутки. При подготовке группового снаряжения выясняется, что необходимо приобрести, а что взять в прокате. Все эти сведения пригодятся при составлении сметы.

Следует отметить, что величина непредвиденных расходов напрямую зависит от степени изученности всего процесса похода (табл. 1). То есть чем лучше изучены все вопросы проведения похода, учтены все возможные затраты, тем меньшей планируется сумма непредвиденных расходов.

В случае финансирования мероприятия учреждением, выпускающим группу в поход, в приказе утверждается смета расходов (табл. 1). В нее надо внести позиции, финансируемые учреждением, добавив в виды расходов оплату суточных руководителю и его заместителю. Если следовать Приложению 1 к приказу Минобразования России от 29 марта 1993 г. № 113 «Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда» (см. приложение 2 в конце данного учебного пособия), то в смету закладывается и оплата труда руководителей.

Кроме того, в период подготовки похода все члены группы проходят медицинский контроль; производится расчет, закупка и фасовка продуктов питания.

Подведение итогов похода имеет большую педагогическую ценность. В любом походе дети чему-то учатся. Оценить их действия, высказать замечания и предложения по исправлению недостатков — значит наметить пути дальнейшего совершенствования каждого члена группы. В оценке действий каждого, похвале за хорошую работу, помощь коллективу дети видят свою значимость. Это помогает в становлении их жизненной позиции, желания и далее приносить пользу своему коллективу (туристской группе).

После проведения однодневного похода разбор действий участников можно провести на следующем занятии, а вот в многодневном походе желательно проводить разбор каждый день, вечером, когда группа поужинала, подготовилась ко сну. Разговор располагает детей к искренности. Вначале заслушиваются краткие отчеты участников похода по их походным должностям, затем предлагается всем членам группы дать свою оценку действий каждого, свои предложения и замечания. Роль руководителя заключается в создании деловой, конструктивной атмосферы беседы, в недопущении перебранки.

Итоги подводит командир и руководитель группы. Руководитель, если считает необходимым, может объяснить детям причину принятия того или иного решения. Это будет еще один момент обучения.

В некоторых группах практикуется оценка детьми действий руководителя. Верно ли это? Представьте себе небольшое воинское подразделение и солдат, обсуждающих действия своего командира. Будет ли такое подразделение боеспособно?

После завершения похода каждый член группы представляет свой краткий письменный отчет о выполнении обязанностей по порученной ему на данный поход должности. На общем собрании происходит заключительное обсуждение итогов работы каждого члена группы и группы в целом. Важно, чтобы все дети знали оценку своего участия в походе.

После этого необходимо произвести обработку собранных в походе материалов, если велись какие-либо наблюдения, исследования; подготовить материалы для письменного отчета о проведении похода (если такой предложила сделать МКК).

Детям важно рассказать о своем походе друзьям, учителям, родителям. Это можно сделать, оформив фотогазету или организовав вечер, на котором юные туристы расскажут о своих впечатлениях, о походе.

На первых же после похода занятиях дети приводят в порядок групповое снаряжение, сушат и ремонтируют его и сдают руководителю или ответственному за хранение, возвращают взятые в прокате вещи.

В случае финансирования похода учреждением руководитель обязан в трехдневный срок сдать финансовый отчет в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке учета средств и составления отчетности по туристским многодневным походам, экскурсиям, экспедициям и туристским лагерям учащихся» (Письмо Минобразования России от 10 июня 1997 г. № 21-54-33 ИН, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации письмом от 15 апреля 1997 г. № 3-Е2-8).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ТУРИСТСКОМУ ПОХОДУ

Материал подготовила:

МБОУ ДОД СЮТур

Успех туристского путешествия зависит от множества самых разных причин: интересный, правильно построенный маршрут, соответствующий силам и опыту группы; достаточная подготовка каждого участника - физическая, техническая, а для руководителя - и тактическая; продуманное оснащение группы всем необходимым (снаряжение, продукты питания, медикаменты); строгое соблюдение правил безопасности на маршруте; в некоторой степени - благоприятная погода.

Однако при самом удачном стечении внешних обстоятельств, при самой тщательной подготовке поход может не доставить туристам радости, если между ними сложатся нездоровые отношения. Конфликты в группе могут не только испортить впечатление от путешествия, но и привести к серьёзным происшествиям. Значит, среди важнейших факторов успеха должен быть назван и психологический климат в туристской группе.

Удовольствие, полученное участниками туристского похода от совершённого ими путешествия, а в некоторых случаях и его благополучный исход зависят от психологической подготовленности туристов. Психологическая подготовка призвана сформировать у каждого туриста и всей туристской группы в целом психологическую готовность оптимально действовать в самых сложных, непредвиденных ситуациях.

В походах мы проживаем ещё одну жизнь. По насыщенности событиями, эмоциональными переживаниями эти недели зачастую равны многим месяцам в городе. Увлечение людей туризмом, в том числе и спортивным, растёт на глазах. К туризму приобщаются люди всех возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся по своему культурному уровню и физическому развитию. Но интерес к туризму играет далеко не одинаковую роль в жизни тех, кто им занимается. Соотношение между интересом к туризму и другими интересами человека подвержено весьма существенным колебаниям как у разных людей, так и у одного и того же человека в разные периоды жизни. Диапазон таких колебаний ограничен двумя полюсами. На одном из них - отношение к спортивному путешествию как к возможному варианту отдыха (наряду с поездкой на курорт, в гости к родным, экскурсионной поездкой на теплоходе и пр.). На другом полюсе - фанатическое отношение к туризму, который поглощает все прочие интересы и становится главным смыслом жизни. Работа, учёба, повседневный быт рассматриваются как паузы между походами. Ожидания, с которыми человек обращается к туризму, сложны, множественны и чаще всего недостаточно осознаны. Далеко не каждый может дать вразумительный ответ на вопрос: «Зачем идёте в горы вы?», тем не менее путешествия в горах завоевывают всё большую популярность.


Отправляясь в поход, люди, по собственной инициативе попавшие в туризм, преследуют разнообразные цели:

Ø Спортивные: выполнение разрядных нормативов, тактико-техническое и физическое преодоление природных трудностей (зайти на определённую вершину, пройти препятствие определённой сложности), спортивный рост. Причём здесь выделяется 2 пути:

а) пройти наиболее рационально, интеллектуально,

б) пройти как можно скорее, напористо, подчиняя всё своей воле.

Ø Преодоление себя (моральное и физическое), самоутверждение. Причём сюда попадут и те, у кого энергии избыток и те, у кого её так мало, что им необходимо снова и снова доказывать себе и окружающим её наличие.

Ø Борьба с соперниками (прямое (специальные очные и заочные соревнования по итогам проведённых походов) и косвенное (в процессе спортивного роста, при выполнении нормативов и получении очередных разрядов, званий и титулов - "туристская карьера"), соперничество.

Ø Учебные (научиться разводить костёр, ставить палатку, ориентироваться на местности и т. д.)

Ø Экскурсионно-познавательные (повидать какие-то края, например, Алтайские горы, сибирскую тайгу, тундру, познакомиться с бытом и нравами людей, населяющих их, посетить места, связанные с жизнью и деятельностью известных людей, исторические, архитектурные, природные объекты и т. д.)

Ø Военно-патриотические (пройти по местам боёв Великой Отечественной войны).

Ø Цели, связанные с выполнением общественных заданий (собрать гербарий, провести простейшие гидрологические измерения).

Ø Оздоровительные цели (укрепление организма, улучшение самочувствия, снятие напряжения после трудовой недели; д анные исследований Научно-исследовательского института Академии педагогических наук свидетельствуют о том, что для поддержания здоровья – и физического, и психического – человек должен проводить на природе минимум 200 часов в год ).

Ø Коммуникативные (поиски общения, у родителей это может быть поиск новых путей к собственным детям).

Ø «За компанию» (особенно типично для первых походов).

Ø Любопытство – просто посмотреть, что это такое – горы или посетить определённый район.

Ø Найти супруга/супругу.

Ø Отдых, переключение на другой вид деятельности , отвлечение от ежедневных проблем, бегство от трудной ситуации.

Ø Эстетические (насладиться красотой окружающего пейзажа, пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом, испытать на себе воспетое поэтами очарование этого времени года).

Ø Романтика: костры, песни, даже лишения.

Ø Экзотические, например, созерцание, занятие разными духовными практиками.

Ø Дань моде.

Ожидания лиц, пришедших в туризм без особой инициативы со своей стороны, как и само обращение их к туризму, носят случайный характер, и поэтому трудно предвидеть их поведение в путешествии.

Возможно сочетание нескольких целей, но в этом случае необходимо чётко выделить среди них главную. Множество одинаково важных целей приводит к хронической нехватке времени, спешке, постоянной необходимости отдать предпочтение одному из двух одинаково важных дел, незапланированно-высоким физическим нагрузкам, нервотрёпке, всеобщей раздражительности, измученности, конфликтам. Да, кроме всего, пытаясь выполнить несколько взятых на себя заданий, туристы обычно не могут как следует выполнить ни одного. Поэтому при организации похода цель должна быть не подразумеваемой, а словесно сформулированной и доведённой до сведения каждого участника похода на стадии подготовки похода. Во избежание разочарований необходимо, чтобы цели у участников группы совпадали.


Результат любого путешествия, похода оценивается каждым человеком в зависимости от того, насколько удовлетворены личные ожидания.

В зависимости от целей и ожиданий участника путешествия и степени их выраженности (силы) происходит:

а) формирование личного вероятностного прогноза;

б) объединение в группу с одними людьми и противопоставление другим.

Схематически прогноз участника похода можно представить следующим образом:

Участник путешествия

надеется, что

опасается, что

маршрут похода

будет интересным, разнообразным, достаточно трудным, но посильным

может оказаться скучным, однообразным, чрезмерно сложным или слишком простым

группа

будет дружной, веселой, с общими интересами

может оказаться конфликтной, унылой, разобщенной

руководитель (инструктор)

будет компетентным, толковым, тактичным, выдержанным

может оказаться некомпетентным, неорганизованным, бестактным, несдержанным

погода

будет хорошая

может быть плохой

неожиданности

встретятся лишь радостные, приятные

могут произойти неприятные (ЧП, болезни, непреодолимые преграды)

программа путешествия

будет выполнена

может сорваться

Приведенный перечень может быть дополнен, но нас сейчас интересует его структура, а не детали. В результате левая колонка (со всеми возможными добавлениями) образует положительную модель ситуации в сознании человека, а правая - отрицательную. У каждого человека обе модели складываются на основе жизненного опыта и в значительной степени зависят от личных особенностей.

Сталкиваясь с реальностью, человек оценивает её, сопоставляет с обеими моделями. Происходит это (как и формирование самих моделей) большей частью неосознанно. Бесспорно, ситуация, полностью совпадающая с положительной моделью (или превосходящая её), вызовет у человека удовольствие. Но действительность редко балует нас полным соответствием нашим ожиданиям. Обычно какие-то из них сбываются неполностью или совсем не сбываются. Тем не менее, общее впечатление от путешествия может быть положительным, особенно если несбывшееся будет компенсировано превышением других ожиданий. Это относится ко всем пунктам схемы, кроме одного - "неожиданности". Можно остаться довольным походом, который проходил при очень плохой погоде, в котором не удалось многого увидеть, выполнить всю намеченную программу. Поход может понравиться вопреки каким-то неприятным взаимоотношениям в группе. И даже не очень хороший руководитель может его не испортить. Но если при полном благополучии в путешествии человек не столкнется с приятными неожиданностями (неважно, в чем именно они будут выражаться) - такое путешествие не принесет радости, удовольствия. Оно будет скучным, обыденным. Поход, похожий, как две капли воды, на предыдущий, не доставляет такого же удовольствия, зачастую вызывает даже разочарование. Положение можно сравнить с тем, как относится здоровый человек к своему самочувствию: тот, кто привык чувствовать себя здоровым, не испытывает радости по этому поводу. Он просто, не задумываясь, пользуется своим хорошим самочувствием.

Но, допустим, события принимают нежелательный оборот, и ситуация приближается к отрицательной модели. В подобных случаях человек не ограничивается простой констатацией фактов. Варианты, предусмотренные правой колонкой, не просто вероятны - каждый из них нежелателен для человека. С появлением признаков их реализации он настораживается и - хочет того или нет - готовится к защите. В качестве защиты выступают поведенческие навыки ("шаблоны поведения"), сформировавшиеся на основе предшествующего опыта. Могут быть использованы и развитые представления о том, как надо поступать в той или иной ситуации, основанные лишь на знании и не подкрепленные личным опытом.

Однако если характер опасности человеку не вполне ясен, то он, естественно, не может противопоставить ей определенный защитный шаблон. В этих случаях человек остро переживает свою неподготовленность к опасности. Поэтому в ситуации неопределенности, таящей в себе возможности разного рода неприятных неожиданностей, человек испытывает чувство внутреннего напряжения, растерянность, страх. В результате, в состоянии тревожного ожидания готовность к действиям может оказаться резко повышенной или чрезмерно заторможенной. Причем наряду с реакциями, в какой-то мере соответствующими обстановке, могут включаться и относительно посторонние (все это напоминает картину фальстарта у спортсменов: срывается раньше времени один и увлекает за собой остальных). Так, случайно оторвавшись от группы, неопытный турист вместо трезвого анализа ситуации зачастую начинает поспешно и бессистемно действовать, что приводит к окончательной утрате ориентировки. В личных отношениях источником бурных или чрезмерно широких реакций часто оказывается не вполне ясный чужой поступок или двусмысленное высказывание. Возможно и прямо противоположное поведение, когда в сложной, опасной обстановке человек бездействует и даже проявляет благодушие за счёт недостаточного включения или полного отсутствия защитных реакций.

Но объективный результат как отдельных путешествий, так и занятий туризмом в целом выходит далеко за рамки удовлетворения индивидуальных ожиданий. Так, туризм развивает многие ценные черты личности (патриотизм, коллективизм , мужество, любовь к природе, жизнерадостность и др.), формирует новые интересы, способствует развитию силы и выносливости. Причём происходит это независимо оттого, ставит перед собой подобную задачу человек, занимающийся туризмом, или нет.

Туристские походы являются не только средством массового отдыха, нередко они требуют предельного напряжения духовных и физических сил, экзаменуя туристов по психологической совместимости и морально-волевой устойчивости. Многие ценные сведения о поведении людей в сложных природных условиях (высокогорья, при низких и высоких температурах), в малонаселенных районах были получены во время туристских походов, экспедиций А. Бомбара, Т. Хейердала, экспедиций «Комсомольской правды». Накопленные наблюдения и результаты специальных исследований, в свою очередь, могут быть использованы непосредственно для психологической подготовки к туристскому походу.

Тем не менее, психологические факторы не всегда учитываются при организации путешествий или обучении инструкторов. По всем другим вопросам туризма существует общедоступная методическая литература, а маршрутно-квалификационные комиссии и контрольно-спасательная служба тщательно проверяют готовность групп к предстоящим походам по соответствующим нормативам. Лишь психологическую подготовку каждый инструктор или руководитель проводит, исходя преимущественно из собственного опыта, собственных ошибок.

Комплексная психологическая подготовка состоит из индивидуальной и групповой подготовки. Индивидуальная психологическая подготовка, прежде всего, предполагает получение исчерпывающих сведений о районе путешествия и его цели. Участники предстоящего похода должны соразмерить свои возможности с вероятными трудностями. Легкомыслие, завышенная самооценка могут привести к разочарованию, конфликту с группой, сходу с маршрута, а то и к более тяжелым последствиям. Сказанное относится не только к новичкам, но и к опытным туристам. В этом плане наиболее опасны походы по плохо освоенным туристами районам, о которых трудно получить необходимые сведения. Нередко реальные условия похода значительно отличаются от ранее сложившихся представлений.

Однако сами по себе знания о возможных трудностях не гарантируют успеха. Не менее важны практические навыки и умения, которые могут быть приобретены только в тренировочных походах, максимально приближённых к условиям предстоящего путешествия. Впрочем, опыт показал, что при столкновении с неожиданными трудностями наилучшим способом действуют отнюдь не самые опытные или физически сильные туристы. Нередко более важным оказывается способность сохранить стойкость и душевное равновесие, оптимизм, мобилизовать себя и товарищей на преодоление трудностей. При этом на помощь туристам могут прийти некоторые приёмы психической саморегуляции (аутогенной тренировки). Этим приёмам посвящены многие популярные и научные публикации , поэтому для иллюстрации мы приведём классическую формулу самовнушения, предназначенную для снятия физической усталости и психической напряжённости:

«Я совершенно спокоен, правая (левая) рука расслаблена, она наливается теплом, тяжелеет. Сердце бьется ровно и спокойно. Дыхание ровное, спокойное, дышится легко, солнечное сплетение излучает тепло. Лоб холодный».

Целенаправленное самовнушение лучше всего производить в состоянии релаксации (мышечного расслабления), но его значение не следует переоценивать. Это лишь вспомогательное средство. Основное внимание следует сосредоточить на сознательной дисциплине, собранности. Сказанное относится и к внешнему виду туристов, режиму питания, соблюдению норм гигиены, умению переключаться, сохранять чувство юмора.

Сложный и продолжительный поход - серьёзное испытание физических и духовных сил человека. При больших физических нагрузках ослабляются внимание, память, снижается общая работоспособность, может появиться апатия, безразличие к окружающему. Особенно характерно такое психологическое состояние для условий высокогорья, где физическая нагрузка отягощается кислородным голоданием («горная» болезнь), а также при низкой и высокой температуре воздуха. Эффективным средством воздействия руководителя группы на туристов, потерявших уверенность в своих силах, служит внушение , например по формуле: «Ты можешь идти, ты должен идти, ты будешь идти, ты пойдёшь!»

Нельзя забывать о том, что туризм - коллективный вид деятельности; известно немало случаев, когда группа, состоящая из хорошо подготовленных опытных туристов, оказывается недееспособной из-за внутренних раздоров и противоречий. Формирование туристской группы, способной совершать походы высшей категории сложности,- длительный и сложный процесс. При этом приходится практически решать множество социально-психологических проблем, связанных с групповой совместимостью, лидерством, руководством, влиянием группы на личность и личности на группу, формированием благоприятного психологического климата и предупреждением конфликта и т. д.

Формальная группа – это группа, сформированная на основании каких-либо документов, во главе её стоит руководитель (например, ваша учебная группа СЮТур, группа из школьного класса, института, производственного коллектива). Неформальная группа – это группа, сформированная на основе личных симпатий, привязанностей, общих потребностей, этой группой управляет лидер. Большинство туристских групп относятся к неформальным и образуются следующим образом: несколько человек объединяются, находят руководителя со стороны или выдвигают его из своих рядов, или обратный процесс – руководитель подбирает группу «под себя» в зависимости от преследуемых им целей. Пример: объявление в Интернете: «Приглашаю в поход 2 к. с. любителей стихов и философских бесед».

Специалисты по социальной психологии различают несколько уровней контактных групп. Исходной точкой отсчета является группа-конгломерат - совокупность ранее непосредственно незнакомых людей, собранных в одно время и в одном месте. Это может быть вновь сформированная группа самодеятельных туристов (собранная по Интернету) либо группа плановых туристов, только что прибывших на турбазу по путевке. По мере знакомства внутри группы образуются связи, симпатии и антипатии, постепенно выкристаллизовывается определенная структура межличностных взаимоотношений. Но складывающиеся отношения недостаточно прочны и надежны, во многом случайны. Психологический климат, лицо группы, ее традиции формируются с первых же минут общения. Кто-то пришел с другом, другие в одиночку, один разговорчив и собрал вокруг себя слушателей, другой замкнут и держится обособленно. На первых порах формирование группы носит стихийный характер, зависящий от индивидуальных особенностей туристов. Важно своевременно направить формирование группы в должном направлении, иначе стихийно сложившиеся микрогруппировки будут угрожать расколом. При должном руководстве группой межличностные отношения станут более насыщенными, тесными, богатыми содержанием.

В зависимости от численности группы ее внутренняя структура может усложняться «по вертикали» и «по горизонтали». По мере нарастания групповой сплоченности появляется тенденция к обособлению от других групп и коллективов. При «автономизации» туристы как бы растворяются в группе, появляется разграничение на «мы» и «они». Тенденция к обособлению и замкнутости туристской группы ведет к появлению узкокорпоративного духа, групповому эгоизму, при котором личные и групповые интересы оказываются подчас сильнее общественных.

Отличительной чертой «схоженных» туристских групп-коллективов является высокая общественная активность, готовность прийти на помощь товарищам, попутчикам. В таких коллективах сильны традиции, интересы туристов разнообразны, они много времени проводят вместе. Большое значение имеет преемственность целей. После завершения похода группа не распадается, а ставит перед собой новые, более сложные задачи. Члены туристского коллектива требовательны и принципиальны, они много внимания уделяют подготовке новичков. Многие туристы даже после окончания своей спортивной карьеры долго сохраняют связь с коллективом.

Развитие исходной группы-конгломерата может приобрести и нежелательное направление, если ее члены будут стремиться прежде всего к достижению собственных эгоистических целей в ущерб своим товарищам. В таком случае группа оказывается разобщенной, внутри ее образуются неустойчивые, ситуативные микрогруппировки. Имеющиеся противоречия ведут к столкновениям, конфликтам, ущемлению интересов одних туристов за счет других, чьи интересы учитываются в первую очередь. При столкновении с трудностями такая группа нередко оказывается дезорганизованной , в ее недрах подготавливается почва для конфликтов, вспышек агрессивности .

Еще более неблагоприятная обстановка складывается в группе, руководство которой использует ее как средство достижения собственных целей; нередко оно манипулирует туристами, сознательно сталкивая их в своих интересах по принципу «разделяй и властвуй». По существу, такая группа является антиколлективом.

При организационном оформлении туристской группы не всегда удается полностью учесть желания и личные симпатии туристов. В связи с этим возникает проблема расхождения формальных (официальных) и неформальных взаимоотношений. В особенно сложном положении оказывается руководитель группы, которому необходимо завоевать позицию подлинного, авторитетного лидера коллектива, доказать на деле свое право распоряжаться людьми. Руководитель организует всю жизнедеятельность группы, формулирует цели, определяет способы их достижения, принимает решения, распределяет обязанности, дает поручения, контролирует и оценивает действия туристов, подводит итоги похода. Хорошему руководителю туристской группы присущи организаторские и коммуникативные способности, умение добиваться поставленной цели, искусство убеждать, а когда необходимо - и принуждать участников похода к выполнению своих обязанностей.

Необходимо различать подлинное лидерство и стремление к доминированию, официальное и неофициальное лидерство, устойчивое и ситуативное и т. д. В группе может быть один лидер или несколько, конкурирующие между собой или действующие в разных сферах: спортивной, хозяйственной, организационной, коммуникативной и т. д. Необходимо отметить, что в присутствии единоличного лидера другие члены группы могут испытывать психологический дискомфорт, находиться в подавленном настроении.

В туристской группе, наряду с явным лидером, может быть и скрытый, который при некоторых обстоятельствах может предъявлять свои права. Чаще всего борьба за первенство начинается при первых трудностях, когда руководитель группы обнаруживает неспособность успешно справиться со своей ролью. Причиной этого может быть неправильный стиль руководства группой. Выбор оптимального стиля руководства зависит от состава группы и конкретной ситуации, в которой оказались туристы.

Демократический стиль руководства более приемлем в ситуациях, способствующих коллегиальной выработке решений . Этот стиль оказывает благоприятное влияние на психологический климат в группе, но неприемлем при дефиците времени, когда требуется быстрое принятие и исполнение решений. В этих случаях более эффективен авторитарный стиль, исключающий какие-либо дискуссии.

Демократический лидер в своей деятельности стремится учитывать индивидуальные особенности, знания и опыт членов группы. Он не избирателен в контактах, равен в обращении со всеми туристами, объективно оценивает возможности и личные качества своих спутников. Авторитарный лидер исходит из усредненных представлений о членах группы, не учитывает их индивидуальных особенностей, хотя порой выделяет несколько туристов, близко сходится с ними и использует их в своих целях. Порой он резок, нетактичен, судит о людях субъективно. Такие свойства лидера усиливают психологическую напряженность в группе, создают нервозную обстановку. Целенаправленность авторитарного лидера нередко ведет к значительным спортивным успехам, но ужиться с ним нелегко. Опытный руководитель туристской группы должен уметь варьировать стиль своей деятельности в зависимости от состава группы и обстоятельств. Авторитарное руководство целесообразно в отношении вновь сформированной группы новичков, способных по неопытности допустить ошибку. В «схоженной» группе со сложившимися отношениями и традициями лучше справляется со своими обязанностями демократический лидер, которому в этом помогают его товарищи.

При организации туристского похода особенно тщательно следует продумать вопрос о руководителе группы. Далеко не каждый турист после участия в нескольких походах оказывается подготовленным к новой роли. Здесь необходим строгий контроль, поскольку во главе «диких», незарегистрированных туристских групп могут оказаться авантюристы . Как известно, большинство чрезвычайных происшествий происходит с туристами, действующими в обход установленных правил.

Отсутствие или избыток лидеров группы - одна из существенных причин недееспособности туристской группы. Группа, состоящая из пассивных туристов, будет вялой, недостаточно динамичной. Если же каждый турист будет претендовать на роль лидера, проявлять ненужную инициативу, возникнут непримиримые противоречия. Желательно, чтобы в группе был один непререкаемый авторитет и несколько потенциальных лидеров, дополняющих друг друга в разных сферах деятельности.

Психологическая совместимость членов группы определяется сходством их интересов и стремлений, единством целей и мотивов, реализуемых в походе. Совместимость группы в какой-то мере зависит от близости интеллектуального уровня туристов, сходства их характеров и даже привычек. Сказанное не означает, что, объединив похожих друг на друга людей в одну группу, мы автоматически добьемся успеха. Формирование группы требует времени, практической схоженности и, конечно, обоюдного желания достичь поставленной цели, даже если для этого придется в чем-то поступиться собственными интересами. С другой стороны, неповторимая индивидуальность каждого при доброжелательном отношении друг к другу способствует духовному обогащению. Ведь, как известно, «противоположности сходятся». Принцип комплиментарности (лат. "complimentare" - "взаимодополнять") состоит в том, что один из партнеров по совместной деятельности должен брать инициативу в свои руки, быть лидером и вести другого за собой. В другом виде деятельности они могут поменяться ролями и т. д.

Существенное значение имеет количество участников похода. Социально-психологические исследования показали, что предельная численность контактной группы не должна превышать 30 человек, в противном случае она будет недостаточно сплоченной и плохо управляемой. Возникновение микрогруппировок следует предупредить, разделив группу на подразделения с собственными органами управления . Особое внимание следует уделить непопулярным членам группы, находящимся на «периферии» общения, в изоляции. По некоторым данным, оптимальная численность туристской группы должна быть 7±2 человека.

Многих туристов интересует вопрос о влиянии на эффективность групповой деятельности половых, возрастных, профессиональных и национальных различий. Практика показала, что туристские группы, состоящие из женщин, способны самостоятельно совершать походы высшей категории сложности. Что же касается смешанных групп, то считается, что женщины должны составлять не более 1/3 группы (но не менее 2 человек). В смешанной группе создаётся здоровый психологический климат благодаря атмосфере взаимопомощи .

Подготовленность в области психологии - это прежде всего ясные представления о специфической психической реальности, связанные с ненасыщаемым интересом к ней и с готовностью напрямую контактировать с ней в межличностном общении. У психологически подготовленного педагога должно быть прежде всего именно обостренное «чувство одушевленности» сторонних людей (и прежде всего его питомцев), а не просто вербальное, концептуальное знание соответствующего рода. В работе с учащимися воспитательные задачи педагога (и их психологическое обеспечение) важно считать приоритетными. Как говорится, если не воспитывать человека, то лучше его и не учить: он меньше принесёт вреда.

Задачи

1. Где ночевать?

После нескольких напряжённых дней основательно вымокшая группа вышла к заброшенной избе у спокойной лесной речки. В избушке есть печь, нары на всех, но требуется уборка и нет дров. За ними надо переходить вброд по колено на другой берег.