Забыться в тишине, слегка звенящей,
Подслушать разговор листвы и ветра,
Чуть слышный, видеть в мареве дрожащем
Лишь лес вокруг на много километров.

Тишина. Даже звука тихого ветра не слышно. Листья деревьев будто застыли от ужаса и ждут чего-то тайного, неизвестного. Весь лес ждёт этого. На траве капли ещё совсем свежей росы. Кажется, вы стоите будто застыв в этом очаровании искусства природы. Сумерки, немного опустив и без того тяжкие веки, мрак не дает увидеть картину целиком. Одинокие опушки, лес, окутанный загадочной тьмой. Спустя несколько секунд, свет яркими, тёплыми, лучами пронзает деревья. Лесная чаща оживает понемногу, уходит магия светлячков, резвившихся ночью среди густой листвы.

Ты вдыхаешь этот необъятно свежий воздух на полную грудь. Как можно больше, чаще, сильнее, но надышаться никак не выходит. Нет, это не рассвет - ты не видишь солнца, но солнечные нити манят глядеть на них часами. Живой организм, действующий как единая система, дышащий во всю мощь лес. Здесь самое разнообразие деревьев, животных, насекомых, и даже мелким кустарникам здесь рады: каждый живой организм играет свою роль. Потоки лёгкого ветерка по лицу, по щекам, в легкие, глубже и глубже.

Вальс среди природы... Вот где-то вдалеке неожиданно взлетает стая свободолюбивых птиц, создавая переполох во всем лесу. Колебания воздуха, что они создают, порхая своими крыльями, приводят в движения листья на деревьях. Время словно замедляется. Вообще, наблюдая такую картину, вы никогда не сможете понять, сколько же времени на самом деле, - настолько завораживает всё это. Лес всё больше и больше наполняется звуками: где-то слышно сову недремлющую, где-то дятел занят своим привычным делом, а вокруг вас бегают белки в поисках своих орехов...

Глазами нужно не смотреть, глазами нужно видеть. Запах сырости - недавно ведь дождь был. Где-то неподалеку от вас шумит речка, даже сейчас можно услышать, как рыба отчаянно подпрыгивает вверх, пытаясь почувствовать себя птицей и ощутить свободу, но, не имея никаких шансов, плюхается в воду, поднимая всплески воды вверх.

Огромный, томный, могущественный лес... Солнце наконец-то окутало полностью всё своими лучами и теплом. Одиночество ли вы чувствуете, находясь в центре огромного организма, живущего по своим законам?! Скорее, свободу, лёгкость, беззаботность. И всё же боитесь нарушить какой - либо закон, боитесь, что картина потускнеет. Стоите в изумлении, очарованные тенью величественной лесной чащи... А через пару часов снова потемнеет, и лес наполнится тишиной, и светлячки снова будут радовать нас своими играми во тьме. Лес заснёт на ночь, проживая так изо дня в день...

Лес шептал, в предзакатной молитве.
Грусть-художница правила в нём.
Осень, смазав ей краски в палитре,
Озарилась слепящим огнём.

Ослепи, – и померкни на время!
Дай привыкнуть к такому огню.
Ветер с клёнов смахнёт красок бремя,
Бросит вслед уходящему дню.

Окропятся леса и пригорки
Здесь багрянцем, а там – сединой.
Солнце скатится с радужной горки,
И от тучи повеет зимой.

Над оврагом простушка-осина,
Устыдившись, пригнулась к земле.
Дождь осенний наряд с неё...

Лес для гнома – добрый дом.

Здесь со всеми он знаком.

Утром, выйдя на зарядку,

Скажет здрасти, по порядку

И цветочкам, и грибкам,

И росинке и листам.

Дружит с гномом древний лес.

Для него полно чудес

Приготовит от души.

Хочешь чуда? Поспеши

Утру – здравствуйте, сказать,

Днём улыбкой просиять.

Вечерком, ложась в кровать,

Добрых снов всем пожелать.

Станет мир, как добрый лес,

Где всегда полно чудес.

© Copyright: Надежда Мунцева, 2020...

Лес зелёной стеною стоит.
Сквозь которую вьётся дорога.
Ветер баловень в чаще шумит.
И от сердца ушла вдруг тревога.

Хорошо здесь, глаза я закрою.
Растворюсь сердцем в шуме лесном.
Лес мне что то зашепчет листвою.
И расскажет о чём то своём.

Запоёт средь листвы где то птица.
Ах как всё таки жизнь хороша!
Наяву это всё ,иль мне снится?
Лес поёт и поёт с ним душа.

Мы живём в мире быстром и шумном.
Мы забыли - мы дети Земли.
Мы забыли,мчась в беге безумном.
Для чего в этот...

Лес в России так рубили,
Что наверно позабыли...
Лес столетия растёт
И лишь тогда он там поёт!
Какой вырос он красавец...
В ветры выполняет танец!
Он шумит, зверь подвывает...
Птица там вся запевает!
Жизнь лесная в нём идет...
Природа вокруг везде поёт!
В лихие демократические года...
Образовалась криминальная среда.
Лес в России поджигают,
А потом уж вырубают.
Заграницу отправляют,
Капиталы наживают!
И пойди, найди концы...
Ведь работают спецы!
Лес рубили, он кричал...
Ген...

Лес осенний. Небо ясно,
Ветер трепет сухостой,
На полянке гриб ушастый
Прячет шляпку под листвой.

Поезд едет издалёка,
Слышен мерный перестук,
Беспокойная сорока
Всполошила всё вокруг.

Вздрогнул лес и всё умолкло,
Вновь покой и тишина,
Будто чья-то недомолвка
Новым миром решена.

Но внезапно всё померкло,
Солнце скрыли тучек ряд,
И холодный дождик мелкий
Разливает листопад.

Ветерок прибавил ходу,
Кроны резко всполошил,
Листопадным хороводом
Круг магический вершил...

Лес на Дону весь загибает…
В пойме Дона он засыхает!
Весь валежником завален…
На вымирание весь реален.
Хотя бобёр здесь процветает…
Вымирать лесу здесь помогает,
Такие валит, здесь дерева!
Которые простояли тут века.
Вот так на Дону сейчас живём…
По отчётности рекорды бьём,
А на деле, - картинная иная…
Малая Родина загибает Родная!!!
Луг зарос весь бурьяном…
Лес от болезней загибает кругом!
Денег на добрые дела не хватает…
Вот природа на Дону и загибает.

Лес дремучий.Пропахшие древностью сосны
От земли и до неба собой обнимают простор.
Жутковато и страшно и здесь заблудиться так просто
По заманчивым тропкам шагов выплетая узор.
Складный говор ветвей что знавали рождение мира
И чарующий сумрак подлеска,и зов говорливых цветов,
Ворожба мягких мхов и болот колдовская трясина,
Буреломы таежных, сплетающих разум, кустов.
Здесь пропитано все первобытным и гордым началом.
Словно райский Эдем опустился с постылых небес.
Здесь само...

Ключевые слова

ВЕЧНОСТЬ / ЛЕС / НЕОЯЗЫЧЕСТВО / ПОЭТИЧЕСКИЙ ПАНТЕИЗМ / ПРИРОДА / РЕЛИГИОЗНОЕ ЧУВСТВО / ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ETERNITY / WOOD / NEO-PAGANISM / POETRY PANTHEISM / NATURE / RELIGIOUS SENSE / PHILOSOPHICAL POETRY / ARTISTIC IMAGE / MEDITATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Камалов Рашид Мингазович

В статье определяются признаки философской поэзии , анализируются лесные мотивы и элементы поэтического пантеизма в творчестве русских поэтов. Автор указывает, что следует различать поэтику «реального» леса и тексты, где лес служит лишь глубинной метафорой, «лесным» кодом «нелесного» сообщения. Это «лесное» как некая стихия и даже точнее принцип этой стихии, присутствующий и в лесу и вне его, прежде всего в человеческой жизни. В статье анализируются те лесные сюжеты, которые отличаются всеобщностью, обращаются к вечным субстанциальным началам жизни. В творчестве Баратынского лес выступает как символ преемственности поколений, зримого, полного жизни посыла от настоящего к будущему. Лесные образы представлены в одном из самых глубоких и философичных стихотворений А.С. Пушкина «И вновь я посетил…». Спасение человека от погибели и забытья поэт видит в продолжении рода. В другом стихотворении с лесной темой «Брожу ли я...» показан философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Природа выступает здесь как идеал красоты и гармонии. Она вечна в собственной красе, потому что в ней все время происходит естественный круговорот жизни и смерти. Языческая подоснова восприятия природы художником выступает в сказочной или романтической трактовке мира. В статье делается вывод, что пантеизм естественная философия поэтов, их поэтическая вера. Связанные с лесной темой пантеистические мотивы присутствуют в одном из самых известных стихотворений поэта М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». «Крестьянские поэты» С. Есенин и Н. Клюев в своем восприятии леса сочетали языческие и христианские верования. Лес для них неотъемлемая часть духовного мира человека, и поэтому зачастую воспринимался как церковь, как место покаяния и молитв. Лес , делает вывод автор, в философской поэзии выступает как духовный абсолют, заостряющий и, вместе с тем, снимающий трагедию несовершенства человека: в молитве, в любви к природе человек находит ответ на вечные вопросы бытия.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Камалов Рашид Мингазович

  • Картина мира в философской лирике II половины XIX века

    2006 / Попова О. В.
  • Особенности изображения природы в лирике А. П. Размыслова

    2014 / Зиявадинова О.С.
  • Натурфилософская лирика Ф. И. Тютчева в контексте поэтической эпохи 1820-1830-х годов

    2014 / Шапурина Анжелика Владимировна
  • Катастрофический комплекс в стихотворениях Ф. И. Тютчева

    2015 / Абузова Н.Ю.
  • Культурное двоемирие забайкальского поэта Вячеслава Вьюнова

    2016 / Камедина Людмила Васильевна
  • «Таинственна души работа. . . » (философская лирика Алексея Авдышева)

    2019 / Дюжев Ю. И.
  • Три сферы в лирике С. А. Клычкова: диалог с Ф. И. Тютчевым

    2012 / Демиденко Е. А.
  • Тематический диапазон философской лирики В. С. Соловьёва

    2017 / Юрина Наталья Геннадьевна
  • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева "бессонница" (1829 г.) в аспекте культурных традиций

    2015 / Галян Софья Витальевна
  • Тема Родины и природы как содержательная доминанта в поэзии Дж. Яндиева

    2018 / Мухлоева Рукет Яхьяевна

In this paper R.M. Kamalov "The image of the forest in Russian philosophical poetry " defines signs of philosophical poetry , analyzes forest motives and elements of poetic pantheism in the works of Russian poets. The author points out that one should distinguish between the poetics of the "real" forest and texts, where the forest is a metaphor for the deep, "forest" code of "non-forest" message. This "forest" as a kind of elemental force, and even more precise the principle of this element is present in the forest and beyond, especially in human life. This article examines those forest plots, which are different by universality; apply to the eternal principles of substantial matter of life. In the works of Baratynsky forest stands as a symbol of the continuity of generations, visible, full of life sending from the present to the future. Forest images are represented in one of the most profound and philosophic poems creations by A.S. Pushkin "Again, I have visited …". The salvation of man from destruction and unconsciousness poet sees in procreation. In another poem with the forest theme "I wander …" philosophy conflict between eternal nature and mortal man is shown. Nature appears here as an ideal of beauty and harmony. It is eternal in its own glory, because in it natural cycle of life and death happens all the time. The pagan subbase of perception of nature by the artist acts in fabulous or romantic interpretation of the world. This article concludes that pantheism the natural philosophy of the poets and their poetic faith. Related to the forest theme pantheistic motives are present in one of the most famous poems of the poet M.Yu. Lermontov "When the yellowing cornfield worries …" "Peasant poets" S. Yesenin and N. Klyuev in their perception of the forest combined pagan and Christian beliefs. Forest for them is an essential part of man"s spiritual world, and therefore it was often perceived as the church, as a place of repentance and prayer. Forest, the author draws the conclusion, in the philosophical poetry serves as a spiritual absolute, sharpen and at the same time, rented by imperfection of human tragedy: in prayer, love for nature , man finds the answer to the eternal questions of life.

Текст научной работы на тему «Образ леса в русской философской поэзии»

УДК 727.94:7.045.2

ОБРАЗ ЛЕСА В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ПОЭЗИИ

Р. М. Камалов

ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»

ката!оу[email protected]

Возникновение философской поэзии относится к глубокой древности, и обусловливалось стремлением человеческого ума в образно-эмоциональной форме осветить сложнейшие вопросы бытия. Исследователи выделяют в ней такие разновидности как натурфилософскую, социальнофилософскую, нравственно-философскую и др. поэзию. Вместе с тем, термин «философская поэзия» неустойчив по своему значению и, взятый сам по себе, вне исторического контекста, в достаточной мере условен. Эта условность детерминирована закономерным изменением представлений о содержании предмета философии, о ее границах, а также степенью постижения и трактовки творчества тех или иных поэтов. Отсюда и трудности с определением границ анализа поэтического образа леса в натурфилософии. Здесь предмет исследования возникает не столько в контексте лесной тематики в творчестве того или иного поэта (одного тематического содержания недостаточно, чтобы вычленить объект исследования), сколько при определении того угла зрения, который делает поэтический взгляд на лес не только эстетически значимым, но и философским. Таким образом, лесную тему делает философской в том или ином произведении не только предмет изображения, но и целый ряд обстоятельств, на которых следует остановиться подробнее.

Первое. Категория философского связана с тем, что совершенно обыкновенные и привычные в человеческой жизни явления, зачастую глубоко личного характера, будучи выраженными философским образом, приобретают свойство общезначимости. Эта обобщенность поэтического суждения, в какой- то мере граничащая с философской оценкой действительности, выражается, однако, в специфической художественной форме. Второе - поэтические строки о природе, в частности о лесе, становятся моментом философского осмысления мира в том случае, если они отражают сущность природных явлений. В широком смысле любая подлинная поэзия как акт познания философична. Поэзия, постигшая сущность природных явлений, становится философской, а философия, постигая явленность природных сущностей, поэтической. Третье: подлинно поэтическое произведение философского склада, чтобы оставаться художественным произведением и не перейти в трактат, должно заключать и развивать в себе не просто мысль, но мысль-образ, мысль-чувство, мысль-картину, а значит порождать в душе читателя по возможности широкую цепь эмоционально-смысловых ассоциаций, не сводящихся к однозначному выводу. Таковы особенности философской поэзии.

Отечественная натурфилософская

поэзия органично включает в себя разнообразные мотивы, концепты, номинации, интертексты, связанные с лесом. «Поэтический комплекс» леса выделяется по тематическому признаку и по мотивам включения тех или иных «лесных реальностей» в поэтический текст. Следует различать поэтику «реального» леса и тексты, где описания леса не являются главной целью, но подчинено существенно иным, более важным задачам. Лес служит лишь своего рода глубинной метафорой, «лесным» кодом «нелесного» сообщения. Точнее было бы сказать, что описывается не сам лес, а нечто с лесом как зримым ядром связанное, но неизмеримо более широкое и глубокое, чем просто лес. Это «лесное» как некая стихия и даже точнее - принцип этой стихии, присутствующий и в лесу и вне его, прежде всего в человеческой жизни. С этой точки зрения интересны, прежде всего, те лесные сюжеты, которые отличаются всеобщностью, обращаются к вечным субстанциальным началам жизни.

Категория вечности вообще характерна для метафизической поэзии, в том числе для философской лирики XIX в. Поэты, глубоко всматриваясь в процессы рождения и гибели, возникновения и угасания многообразных форм жизни, созерцая вселенскую грандиозность, способны ощутить ту метафизическую глубину мироздания (или небытия), которая обладает несокрушимой творческой силой и с неизменным постоянством воспроизводит гармоническое сопряжение предметов и явлений. Индивид начинает переживать мир как вечность, которая проявляется в свечении сокровенной глубины мгновений. О

таких переживаниях поэт П.Вяземский писал: «Хотите ль вы в душе проведать думы, // Которым нет ни образов, ни слов,- // Там, где кругом густеет мрак угрюмый, // Прислушайтесь к молчанию лесов; // Там в тишине перебегают шумы, // Невнятный гул беззвучных голосов. // В сих голосах мелодии пустыни; // Я трепетал, как пред лицом святыни, // Я полон был созвучий, но немых». .

Лес относится к числу таких явлений окружающем среды, в которой как нигде видна краткость индивидуального существования, вечность процесса смены поколений. Будь он смешанный или однопородный, горный или равнинный, дремучий или ухоженный, в нем растет неисчислимое множество деревьев, одни из которых великаны, а другие много моложе, вплоть до пробивающихся из земли побегов. И в таком своем составе лес величав и величествен. Величав он скоплением столетних деревьев седых патриархов, а величествен своим масштабом, той связью времен, которую он собой являет. В лесу как нигде ощущается могучая поступь жизни. Здесь в соседстве зрелый древесный возраст, замшелые пни, бурелом и «племя младое, незнакомое». Все это растительное царство тянется к небу, играет и колышется в лучах солнца, гулко шумит в непогоду. У леса есть нечто сходное с человеческим бытием: тот же размах, всеобщий ритм и сила развития.

Давно замечено, что лес порождает некие возвышенные чувства, которые носят философский характер. Например, у Баратынского лес выступает как символ преемственности поколений, зримого,

полного жизни посыла от настоящего к будущему. «А там, где ручеек по бархатному лугу // Катит задумчиво пустынные струи, // В весенний ясный день я сам, друзья мои, // У брега насажу лесок уединенный, // И липу свежую и тополь серебренный; // В тени их отдохнет мой правнук молодой» . В произведениях А.С. Пушкина также удивительным образом сочетаются предельная простота в описаниях лесного царства и высокие, сдержанно торжественные в звучании мысли о жизни, смерти и вечности. Лесные образы представлены одном из самых глубоких и философичных стихотворений 30-х годов «И вновь я посетил...» - «Где некогда всё было пусто, голо // Теперь младая роща разрослась...// Здравствуй, племя// Младое, незнакомое! не я // Увижу твой могучий поздний возраст, // Когда перерастешь моих знакомцев // И старую главу их заслонишь // От глаз прохожего.

Но пусть мой внук // Услышит ваш приветный шум, когда, // С приятельской беседы возвращаясь, // Веселых и приятных мыслей полон, // Пройдет он мимо вас во мраке ночи // И обо мне вспомянет». . Спасение человека от погибели и забытья Пушкин видит в продолжении рода. Лесной пейзаж помогает поэту выразить эту мысль. Сопоставляя прошлое и настоящее, человеческую жизнь и природу, поэт создает образ общего закона жизни, суть которого он видит в постоянном изменении.

В другом стихотворении с лесной темой «Брожу ли я...» показан философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой

размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о погибели. Природа выступает здесь как знак красы, гармонии. Она вечна в собственной красе, потому что в ней все время происходит естественный круговорот. Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен, потому что отдельный человек и человечество не одно и то же. Природа равнодушна и безлика, а каждый человек - это неповторимая особенность. Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как смириться с естественным ходом природы: «Гляжу ль на дуб уединенный, // Я мыслю: патриарх лесов // Переживет мой век заб-венный, // Как пережил он век отцов...// И пусть у гробового входа // Младая будет жизнь играть, // И равнодушная природа // Красою вечною сиять» . Вечная природа равнодушна к своему смертному дитяти и сияет холодною красотой над его могилой. И хотя в заключительных строках лирический герой благословляет природу, осуждающую его на смерть, эта благодарность нелегко дается ему - лишь за гранью отчаяния. Природа все более открывается перед лицом растущего самосознания личности как царство жестокой необходимости, конечности всего живого.

В редком произведении искусства не чувствуется глубоко прячущийся обычно в человеческой душе страх перед смертью. Как и любовь, смерть - одна из основных тем искусства. Сравнивая жизнь человека и лесных великанов, Ф.Тютчев обращается к индивидуальной жизни человека и к образам дубов долгожителей как примеру двух состояний мира - леса и человека - в

равной мере важных для мироздания и одновременно взаимоисключающих друг друга: «От жизни той, что бушевала здесь, // От крови той, что здесь рекой лилась, // Что уцелело, что дошло до нас? // Два-три кургана, видимых поднесь... // Да два-три дуба выросли на них, // Раскинувшись и широко и смело, // Красуются, шумят,- и нет им дела, // Чей прах, чью память роют корни их» . Лесной образ выступает здесь как «неявный», «скрытый» символ (его семантические смыслы никак не поясняются в тексте, но как бы «мерцают» сквозь ткань поэтического образа). Тютчев вводит в стихотворение экзистенциальную тему «смерти - бессмертия». Смерть отдельного человека перестает восприниматься как трагедия на фоне жизни природы. Она у Тютчева оказывается одним из «мировых спектаклей», свидетелем которого неожиданно стал поэт.

Для Тютчева не одно слияние человеческой души с природой, но и всякое их истинное общение есть «благодать» и успокоение. В природе для него заключен источник некоего «катарсиса», ибо в природе очень часто, как бы на высшем уровне, как космически-всеобщее, повторяется то, что в жизни человека кажется его исключительной, неповторимой трагедией. Сравним это стихотворение с пушкинским «Вновь я посетил.», они близки по теме, но пафос их разный. Для Тютчева на первый план выступает поглощение бездной, индивидуального общим. Пушкин же делает акцент на неразрывности общей жизни, на продолжении индивидуального в общем.

В сознании современного человека

лес как культурный и нравственный символ лишился своей «сакральной» сущности, в результате чего нарушилась гармония его рационального и внерационально-го, эмоционально-чувственного восприятия. Так было не всегда, когда-то мир воспринимался как единое целое, и в дальнейшем такое утверждение общности природы и человека - то, на чем основывается пантеистическая философия, - оказалось органически близким поэзии. Поэт видит мир живым. Языческая подоснова восприятия природы художником выступает в сказочной или романтической трактовке мира. На таком видении строится художественное освоение мира. Можно сказать, что пантеизм - естественная философия поэтов, их поэтическая вера.

Пантеистами по своему мироощущению были не только многие философы, но и поэты, например, великие немецкие поэты Гёте и Шиллер. Поиски идеала в природе - характерная черта романтического искусства, та традиция, которую продолжил и развил М.Ю. Лермонтов, воссоздавая мироощущение человека, через природу постигающего и себя, и земное, и небесное. Связанные с лесной темой пантеистические мотивы мы находим в одном из самых известных стихотворений поэта «Когда волнуется желтеющая нива.»: «Когда волнуется желтеющая нива, // И свежий лес шумит при звуке ветерка // И прячется в саду малиновая слива // Под тенью сладостной зеленого листка. // Тогда смиряется души моей тревога, // Тогда расходятся морщины на челе,- // И счастье я могу постигнуть на земле, //И в небесах я вижу бога». Природа - преддве-

рие идеала, путь к Богу. Лес выступает одним из посредников между лирическим героем и вечностью, символизирует редкие мгновения гармонического слияния поэта с природой, с миром и связанное с этим состояние внутренней просветленности.

Сущность искусства - в культе устойчивой гармонии, в глубочайшей жажде сопряжения микрокосма с макрокосмом. И в этом плане художественные ценности можно рассматривать как универсальное средство гармонизации бессознательного и сознательного, инстинктивного и разумного. Многие исследователи подмечают сходство поэтов в пейзажной и медитативной лирике. Если в медитативной лирике их роднит обращение к возвышенным движениям человеческой души, молитвенные настроения и идея переживания «невыразимого», то в пейзажах их объединяют эстетические созерцания и чувство природы, поэтическое видение самобытности природы, понимание благодати подчинения ее великой красоте. То, что называют медитацией и концентрацией зачастую связано с лесной стихией.

В стихотворении А. Фета «Солнце нижет лучами в отвес.» желание медитировать в лесу, «слиться с беспредельным», выражено в мечте поэта о том, «.чтоб и я в этом мире исчез, // Потонул в той душистой тени». Романтической эстетике Фета близки те душевные состояния, которые не совпадают с рассудочной стороной человеческой души: «грезы», «сны», «бред», «мечты» постоянные, любимые темы Фета. Мысли свободно, не задерживаясь, протекают сквозь того, кто наслаждается покоем

на лоне природы. Фет подчеркивает слитность с природой, «волшебную безбрежность» при созерцании темного дуба и изумрудного ясеня: «Здесь темный дуб и ясень изумрудный, // А там лазури тающая нежность.. // Как будто из действительности чудной // Уносишься в волшебную безбрежность.» . В стихотворении Е. Городецкого «Лес» подобное чувство выражено еще более эмоционально: «Куда? Не знаю - на приволье. // В лесные чащи и поля пустые // Под синим небом жизни, // В море, гулкое, цветное море - // Туда так весело и просто // Бросаюсь я и отдаю всего себя, // Как этому лесному сновиденью».

Чувство природы часто называют шестым чувством, оно представляет собой глубинное и творческое ощущение причастности человека к окружающему миру. Это чувство обнимает собой и травинку под его ногами, и необозримое небо над его головой. Уходя своими корнями в таинственную глубь бессознательного, сближая человека со стихийной мировой жизнью, разлитой вокруг него, оно вместе с тем, в своих высших проявлениях граничит со стремлениями и эмоциями эстетическими, моральными, религиозными. Так, забвение человеком собственного «я», растворение личности во всемирном - это одна из излюбленных тем поэзии Ф.Тютчева. Нега, покой, которую навевает лес, дремотное блаженство природы и сливающейся с ней души поэта - один из лейтмотивов его поэзии. К этим мотивам Тютчев постоянно возвращается в своем творчестве. В позднем стихотворении «Так, в жизни есть мгновения.» он снова напоминает

о возможности слияния человеческого «Я» с природой, воспевает своеобразную «нирвану» души - это высшее мгновение для поэтического чувства: «Так, в жизни есть мгновения - // Их трудно передать, // Они самозабвения // Земного благодать. // Шумят верхи древесные // Высоко надо мной. // И любо мне, и сладко мне, // И мир в моей груди, // Дремотою обвеян я -// О время, погоди!» .

Существует особая разновидность романтической поэзии самопознания, которую можно назвать «молитвой». Моления поэта это его заветное стремление к душевному просветлению. В. Бенедиктов в стихотворении «В лесу» описывает свое молитвенное настроение, чувства уважения, страха и ощущения вечности, слитности с прошлым, которые охватывают его в лесу: «Тебя приветствую я снова, // Маститый старец - темный лес, //Стоящий мрачно и сурово // Под синим куполом небес. // И меркнет день, душа моя // Здесь дивным таинством объята. // В союзе с миром замогильным // Здесь богу молится она,- // И лес является мне храмом, // Шум листьев - гимном торжества, // Смолистый запах - фимиамом, // А сумрак - тайной божества.» . Пантеистическое понимание Бога заставляло поэтов-символистов и представителей своеобразного русского неоязычества понимать лес как реальную церковь, место молитв и обретения душевного спокойствия: «Это не дерево, нет, это храм, // Это молельня лесная, // Струйно смолистый дрожит фимиам.», - восклицал К. Бальмонт . «Крестьянские поэты» С. Есенин и

Н. Клюев в своем восприятии леса пита-

лась не идеями целостных философских школ типа учений Шеллинга или Соловьева, а духовными традициями, выступавшими не в академических формах. Здесь и народная философия, и мифология, запечатленная в фольклоре, и отмеченное исследователями творчества поэта сплетение языческих и христианских верований. Человек у них связан с лесом не внешне, не благодаря предварительной, так сказать, рационалистической установке. Он - неотъемлемая часть духовного мира человека, и поэтому зачастую воспринимается как церковь, как место покаяния и молитв: «.За прощальной стою обедней // Кадящих листвою берез»; «.Синь то дремлет, то вздыхает. // У лесного аналоя // Воробей псалтирь читает»; «.Осыпается рощ позолота, // В бледном воздухе ладана гарь»; «.Между сосен, между елок // Меж берез кудрявых бус // Под венком, в кольце иголок //Мне мерещится Иисус» . Лес в этих строчках - духовный абсолют, заостряющий и, вместе с тем, снимающий трагедию несовершенства человека: в молитве, в любви к природе человек находит утешение. Для одухотворенных людей лес может стать возвышающим местом уединенности от житейской суеты.

Библиографический список

1. Бальмонт К. К. Собрание сочинений в 2-х т. Т.2. - М.: Можайск-Терра, 1994. 704 с.

2. Баратынский Е.А. Лирика. - Мн.: Высшая школа, 1979. 224 с.

3. Бенедиктов В.Г. Стихотворения / Сост., вступ. ст., примеч. В.И. Сахарова. -

М.: Сов. Россия, 1991. 272 с.

4. Вяземский П.А. Сочинения: В 2-х т. - М.: Худож. лит., 1982. Т. 1 Стихотворения / Сост., подг., вступ. статья и ком-мент. М.И. Гилельсона, 1982. 462 с.

5. Есенин С. А. Поли. собр. соч. - М.: Олма-Пресс, 2002. 790 с.

6. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1 Стихотворения /Под общей редакцией И.Л. Андроникова, Д. Д.Благого, Ю.Г.Оксмана. - М.: Гос. изд. худож. лит., 1957. 423 с.

7. Пушкин А.С. Поли. собр. соч. в 10-ти т. Т. 3. Стихотворения 1827-1836 гг. Изд-во АН СССР: М., 1957. 557 с.

8. Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. в стихах и прозе / Сост., пред., статьи, примеч. В. Кожинова. - М.: Вече. 2000. 496 с.

9. Фет А.А. Стихотворения / Сост., вступ. ст., прим. А. Тархова. - М.: Правда, 1983. 304 с.

За поворотом

Насторожившись, начеку
У входа в чащу,
Щебечет птичка на суку
Легко, маняще.

Она щебечет и поет
В преддверьи бора,
Как бы оберегая вход
В лесные норы.

Под нею сучья, бурелом,
Над нею тучи,
В лесном овраге за углом
Ключи и кручи.

Нагроможденьем пней, колод
Лежит валежник.
В воде и холоде болот
Цветет подснежник.

А птичка верит, как в зарок,
В свои рулады
И не пускает за порог
Кого не надо.

За поворотом, в глубине
Лесного лога,
Готово будущее мне
Верней залога.

Его уже не втянешь в спор
И не заластишь.
Оно распахнуто, как бор,
Все вглубь, все настежь.

Б.Л.Пастернак

Лесная прохлада

Лес, и ясно-лазурное небо глядится
По-весеннему в светлые воды реки
На лугах заливных тонкий пар золотится,
И рыбалки блестят, и кричат кулики.

Лес зеленый кругом, молодой и росистый,
А в лесу тишина, и среди тишины
Только голос кукушки. Вещун голосистый!
- Отзовись, доживу ли до новой весны?

И приду ли опять в этот лес, напоенный
Ароматом весенним и блеском лучей,
Буду ль снова считать в чаще темной, зеленой,
Сколько светлых еще мне осталося дней?

Буду ль снова внимать тебе с грустью глубокой,
С тайной грустью в душе, что проходят года,
Что весь мир я люблю, но люблю одиноко,
Одинокий везде и всегда?

И.А.Бунин

Деревья (9)

Каким наитием,
Какими истинами,
О чем шумите вы,
Разливы лиственные?

Какой неистовой
Сивиллы таинствами --
О чем шумите вы,
О чем беспамятствуете?

Что в вашем веяньи?
Но знаю -- лечите
Обиду Времени --
Прохладой Вечности.

Но юным гением
Восстав -- порочите
Ложь лицезрения
Перстом заочности.

Чтоб вновь, как некогда,
Земля -- казалась нам.
Чтобы под веками
Свершались замыслы.

Чтобы монетами
Чудес -- не чваниться!
Чтобы под веками
Свершались таинства!

И прочь от прочности!
И прочь от срочности!
В поток! -- В пророчества
Речами косвенными...

Листва ли -- листьями?
Сивилла ль -- выстонала?
...Лавины лиственные,
Руины лиственные...

М.И.Цветаева

Лес

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое

И твой таинственный язык

Как что-то близкое, родное.

Как я любил, когда порой,

Краса угрюмая природы,

Ты спорил с сильною грозой

В минуты страшной непогоды,

огда больших твоих дубов

Вершины темные качались

В твоей глуши перекликались...

Или когда светило дня

На дальнем западе сияло

И ярким пурпуром огня

Твою одежду освещало.

Меж тем в глуши твоих дерев

Была уж ночь, а над тобою

Цепь разноцветных облаков

Тянулась пестрою грядою.

И вот я снова прихожу

К тебе с тоской моей бесплодной,

Опять на сумрак твой гляжу

И может быть, в твоей глуши,

Как узник, волей оживленный,

Забуду скорбь моей души

И горечь жизни обыденной.

И.С.Никитин

Утро


В лесу под ногами гора серебра.
Там черных деревьев стоят батальоны,
Там елки как пики, как выстрелы - клены,
Их корни как шкворни, сучки как стропила,
Их ветры ласкают, им светят светила.
Там дятлы, качаясь на дубе сыром,
С утра вырубают своим топором
Угрюмые ноты из книги дубрав,
Короткие головы в плечи вобрав.
Рожденный пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий
На нитке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист.
И птицы, одетые в светлые шлемы,
Сидят на воротах забытой поэмы,
И девочка в речке играет нагая
И смотрит на небо, смеясь и мигая.
Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.

Н.А. Заболоцкий

***

Мой тихий сон, мой сон ежеминутный -
Невидимый, завороженный лес,
Где носится какой-то шорох смутный,
Как дивный шелест шелковых завес.

В безумных встречах и туманных спорах,
На перекрестке удивленных глаз
Невидимый и непонятный шорох,
Под пеплом вспыхнул и уже погас.

И как туманом одевает лица,
И слово замирает на устах,
И кажется - испуганная птица
Метнулась в вечереющих кустах.

О.Э.Мандельштам

Полдень

Полуднем жарким ухожу я
На отдых праздный в темный лес
И там ложусь, и все гляжу я
Между вершин на даль небес.
И бесконечно тонут взоры
В их отдаленье голубом;
А лес шумит себе кругом,
И в нем ведутся разговоры:
Щебечет птица, жук жужжит,
И лист засохший шелестит,
На хворост падая случайно, -
И звуки все так полны тайной...
В то время странным чувством мне
Всю душу сладостно объемлет;
Теряясь в синей вышине,
Она лесному гулу внемлет
И в забытьи каком-то дремлет.

Н.П. Огарев

Сосны

В траве, меж диких бальзаминов,
Ромашек и лесных купав,
Лежим мы, руки запрокинув
И к небу головы задрав.

Трава на просеке сосновой
Непроходима и густа.
Мы переглянемся - и снова
Меняем позы и места.

И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены
И от болезней, эпидемий
И смерти освобождены.

С намеренным однообразьем,
Как мазь, густая синева
Ложится зайчиками наземь
И пачкает нам рукава.

Мы делим отдых краснолесья,
Под копошенья мураша
Сосновою снотворной смесью
Лимона с ладаном дыша.

И так неистовы на синем
Разбеги огненных стволов,
И мы так долго рук не вынем
Из-под заломленных голов,

И столько широты во взоре,
И так покорно все извне,
Что где-то за стволами море
Мерещится все время мне.

Там волны выше этих веток,
И, сваливаясь с валуна,
Обрушивают град креветок
Со взбаламученного дна.

А вечерами за буксиром
На пробках тянется заря
И отливает рыбьим жиром
И мглистой дымкой янтаря.

Смеркается, и постепенно
Луна хоронит все следы
Под белой магиею пены
И черной магией воды.

А волны все шумней и выше,
И публика на поплавке
Толпится у столба с афишей,
Неразличимой вдалеке.

Б.Л.Пастернак

Бор

Всех, кто утром выйдет на простор,
Сто ворот зовут в сосновый бор.
Меж высоких и прямых стволов
Сто ворот зовут под хвойный кров.

Полумрак и зной стоят в бору.
Смолы проступают сквозь кору.
А зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь.

В чаще муравейники не спят -
Шевелятся, зыблются, кипят.
Да мелькают белки в вышине,
Словно стрелки, от сосны к сосне.

Этот лес полвека мне знаком.
Был ребенком, стал я стариком.
И теперь брожу, как по следам,
По своим мальчишеским годам.

Но, как прежде, для меня свои -
Иглы, шишки, белки, муравьи.
И меня, как в детстве, до сих пор
Сто ворот зовут в сосновый бор.

С.Я.Маршак

Яркий цвет лесной гвоздики.
Пряный запах горьких трав.
Пали солнечные блики,
Иглы сосен пронизав.

Душно. Скалы накалились,
Смольный воздух недвижим,
Облака остановились
И расходятся, как дым...

Вся в пыли, торчит щетина
Придорожного хвоща.
Над листвой гудит пустынно
Пенье майского хруща.

Сброшен с плеч мешок тяжёлый,
Взор уходит далеко...
И плечо о камень голый
Опирается легко.

В глубине сырого леса
Так прохладно и темно.
Тень зелёного навеса
Тайну бросила на дно.

В тишине непереходной
Чуть шуршат жуки травой.
Хорошо на мох холодный
Лечь усталой головой!

И, закрыв глаза, блаженно
Уходить в лесную тишь
И понять, что всё забвенно,
Всё, что в памяти таишь.

Саша Черный

Лесной набросок

Леса сосновые. Дорога палевая.
Сижу я в ельнике, костер распаливая.
Сижу до вечера, дрова обтёсывая...
Шуршит зеленая листва березовая...

Пчела сердитая над муравейниками,
Над мухоморами и над репейниками
Жужжит и кружится, злом обессиленная..
Деревья хвойные. Дорога глиняная.

И.Северянин

По грибы

Плетемся по грибы.
Шоссе. Леса. Канавы.
Дорожные столбы
Налево и направо.

С широкого шоссе
Идем во тьму лесную.
По щиколку в росе
Плутаем врассыпную.

А солнце под кусты
На грузди и волнушки
Чрез дебри темноты
Бросает свет с опушки.

Гриб прячется за пень.
На пень садится птица.
Нам вехой наша тень,
Чтобы с пути не сбиться.

Но время в сентябре
Отмерено так куцо:
Едва ль до нас заре
Сквозь чащу дотянуться.

Набиты кузовки,
Наполнены корзины.
Одни боровики
У доброй половины.

Уходим. За спиной
Стеною лес недвижный,
Где день в красе земной
Сгорел скоропостижно.

Б.Л.Пастернак

Лес осенью

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней –
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

А.Т.Твардовский

  • учащаяся 6-а класса
  • МОУ Серноводской СОШ
  • «Образовательный центр».
  • Руководитель: Полатовская С.Ю.,
  • Учитель русского языка и литературы
Введение
  • Введение
  • I. Разновидности пейзажей.
  • II. 1. Эстетическая роль леса.
  • II. 2. Лес как символ.
  • III.Особенности раскрытия образа леса
  • в стихотворениях И.Бунина «Шумели листья, облетая», К.Бальмонта «Фантазия», Н.Разгон «Мой чудный лес», С.Я. Маршака «Лес».
  • Заключение
  • Список использованной литературы
Музыка, природа, стихи - это радостно всем.
  • Музыка, природа, стихи - это радостно всем.
  • В природе есть своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщает человека к прекрасному.
  • Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием –
  • не губите красоту вокруг себя.
  • Любовь к родине всегда являлась национальной чертой русских поэтов, они могли в незаметной, внешне застенчивой русской природе находить глубокий смысл.
Каждая национальная литература имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие.
  • Каждая национальная литература имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие.
          • Существуют целые исследования образа леса -
  • в немецкой литературе, ручья - во французской. Русская литература в этом отношении изучена недостаточно .
Тема нашей научной работы:
  • Тема нашей научной работы: «Особенности раскрытия образа леса в стихах русских поэтов».
  • Для анализа идейного замысла используются стихотворения И. Бунина, К.Бальмонта, Н.Разгон, С.Я.Маршака.
  • Актуальность темы данной работы определяется недостаточной ее изученностью и новизной, а также необходимостью воспитания среди учащихся бережного отношения к природе.
Цель работы – выявить общие закономерности в раскрытии образа леса разными поэтами, а также их своеобразие.
  • Цель работы – выявить общие закономерности в раскрытии образа леса разными поэтами, а также их своеобразие.
  • Задачи работы:
  • 1.Определить эстетическую роль пейзажа и образа леса в лирике.
  • 2.Узнать о системном подходе к изучению пейзажа и применить классификацию к рассмотрению образа леса.
  • 3.Уточнить возможные символические значения образа леса.
  • 4.Выявить идейный замысел стихотворений И. Бунина, К.Бальмонта, Н.Разгон, С.Я.Маршака.
  • 5.Выяснить, к какой разновидности пейзажа относится стихотворение.
  • 6.Расшифровать символическое значение образа леса в произведении.
Идеальный пейзаж:
  • Идеальный пейзаж:
  • 1) мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи;
  • 2) вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду;
  • 3) цветы широким ковром устилающие землю;
  • 4) деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень;
  • 5) птицы, поющие на ветвях.
Унылый пейзаж:
  • Унылый пейзаж:
  • 1.Особый час дня: вечер, ночь или
  • особое время года – что определяется
  • удалением от солнца, источника жизни.
  • 2.Непроницаемость для взора и слуха,
  • некая пелена, застилающая восприятие:
  • туман и тишина.
  • 3.Лунный свет, причудливый,
  • таинственный, жутковатый.
  • 4.Картина обветшания, тления,
  • развалин.
  • 5.Образы северной природы.
Бурный пейзаж:
  • Бурный пейзаж:
  • 1.Гроза
  • 2.Буря
  • 3.Метель
  • 4.Ливень
Эстетическая роль леса
  • Эстетическая роль леса
  • проявляется в созидании
  • колоритных элементов ландшафта,
  • дивных пейзажах, «собранных»
  • из седых камней,
  • прозрачных родников,
  • тихих заводей,
  • вкрадчивого шума серебристых ручьев.
  • Именно этой ипостаси леса посвящены наиболее тонкие и изящные строки талантливой прозы и высокой поэзии.
Лес - в психологических тестах, гаданиях - это душа, внутренний мир человека.
  • Лес - в психологических тестах, гаданиях - это душа, внутренний мир человека.
  • Сложная символика леса связана на всех уровнях с символикой женского начала или Великой матери.
  • Лес - это широко распространенный символ внешнего мира.
  • В легендах и сказках лес олицетворяет различные опасности.
  • Для одухотворенных людей он может стать местом уединенности
  • от житейской суеты.
  • В литературе и изобразительном искусстве древнего мира образ леса фигурирует как «священная роща» или райски прекрасный «лесной сад».
  • Христианская традиция сочетает понимание леса как зловещей «чащобы-прибежища зверей и драконов» с мотивами «лесного безмолвия»- благодатной среды для уединенных молитв.
  • Встречаются в поэзии образы леса как « храма природы».
  • В литературе 20 века лес – воплощение многотрудных путей человеческого познания, наглядный образ родины, школа «экологической мудрости».
Шумели листья, облетая,
  • Шумели листья, облетая,
  • Лес заводил осенний вой…
  • Каких-то серых птичек стая
  • Кружилась по ветру с листвой.
  • А я был мал, - беспечной шуткой
  • Смятенье их казалось мне:
  • Под гул и шорох пляски жуткой
  • Мне было весело вдвойне.
  • Хотелось вместе с вихрем шумным
  • Кружиться по лесу, кричать-
  • И каждый медный лист встречать
  • Восторгом радостно – безумным!
  • Образ леса в стихотворении
  • 1)относится к «бурному пейзажу»;
  • 2)отражает внутренний мир лирического героя;
  • 3)является символом внешнего мира, наполненного жизнью и опасностями.
Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
  • Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
  • Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;
  • Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
  • И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.
  • Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
  • В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,
  • Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,
  • Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.
  • Стихотворение можно отнести к элегическому пейзажу.
  • Лес отражает внутренне состояние лирического героя.
  • В произведении отражаются мифологические мотивы - «духи ночи».
  • Лес символизирует внешний мир природы и внутренний мир человека.
  • В стихотворении можно выделить признаки унылого пейзажа: глушь, покой, тишина, но это обманчивая « дремота», потому что в лесу кипит жизнь. А значит, это идеальный пейзаж.
  • Лес символизирует внешний мир и в то же время напоминает напряженную жизнь души, творческий процесс.
  • http://allstude.ru/Literatura_i_russkiiy_yazyk/Poeziya_prirody.html
  • http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=293
  • http://relax.wood.ru/wood/symbol.php3
  • http://www.simbolarium.ru/simbolarium/sym-uk-cyr/cyr-l/lar/les.htm
  • http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=80657
  • http://full-house.ru/detail.php?id=22644
  • http://newyear2012t.evidentia.org/deti-v-lesu-kartinki.html
  • http://antonov-andrey.ucoz.ru/photo/39-0-283-3
  • http://imgcoder.com/gdefon/coder/full/4648-img-full
  • http://deswal.ru/nature_forests/1280-1024/00000046.php
  • http://wallpapers-diq.com/ru/42_~_Indian_Creek,_Siuslaw_National_Forest,_Oregon.html
  • http://www.wallpampers.ru/photos/16094
  • http://maskarad.endgametv.info/zimnii-les-risunki.html
  • http://znak.at.ua/photo/12-0-2579-3
  • http://www.zastavki.com/rus/Nature/Forest/wallpaper-683.htm
  • http://wpapers.su/90/
  • http://www.artfile.ru/oboi/b/i.php?i=45238син
  • http://wpapers.ru/wallpapers/nature/Winter/8184/1280-720_Глубокое-молчание.html
  • http://deswal.ru/nature_forests/1280-1024/00000032.php
  • http://vsjamebel-tut.ru/dub-v-bane.html http://luchik8888.livejournal.com/100742.html
  • http://www.iskusstvu.ru/photos.php?id=4421&type=man
  • http://www.volosov.spb.ru/E9ru.
  • http://beta.diary.ru/~yuri-senpai/?tag=727
  • Источники изображений