Ни об одно из направлений искусства столько не спорят критики, как о минимализме. Точки зрения высказываются абсолютно противоположные. Кто-то называет этот жанр "высшим проявлением творчества", кто-то настаивает, что это ни что иное, как деградация искусства. Но никого произведения этого жанра не оставляют равнодушным.

В фотографию жанр минимализма пришел из живописи, как, впрочем, и большинство остальных жанров. Его можно считать относительно молодым. В истории живописи временем зарождения минимализма считаются 60-е годы прошлого века. Но такое утверждение, конечно, условно. Произведения со всеми признаками минимализма существовали задолго до этого (вспомните хотя бы "Черный квадрат" Малевича). Правда, тогда еще они не носили официального названия.

Минимализм, как ни один жанр, субъективен. Каждый понимает его по своему. Но все-таки основные признаки существуют. Мало объектов, много фона. Причем фон чаще всего нейтральный, без лишних деталей. Это требует внимательного отношения к композиции. Композиция – один из важнейших элементов минималистической фотографии. Как уже говорилось выше, нужно исключить из кадра все лишние детали. Но важнее всего расположить имеющиеся в кадре элементы так, чтобы они хорошо смотрелись и были на своих местах. Здесь хорошо работает «правило третей». Кроме того, большую роль в композиции могут сыграть формы. Одна только форма может стать основой минималистической фотографии. В фотографиях в жанре минимализма хорошо "работает" цвет. Некоторые фотографы создают свои фотографии только на основе цветовых переходов. Как и цвет, огромную роль в минимализме играют линии. Вертикальные и горизонтальные линии формируют сильную композицию и делают снимок более привлекательным.

Да и вообще, можно ли минимализм в фотографии называть отдельным жанром? Я бы (вот-вот, все субъективно) лучше называла его "стилем". Ведь сама минималистическая фотография может быть сделана в разных жанрах. В стиле минимализма может быть выполнен и пейзаж, и натюрморт, и портрет, и даже репортаж. Работы фотографов, которые я выбрала для примеров, как раз подтверждают мою точку зрения.

И начнем, пожалуй, с пейзажей.

Акос Майор (Akos Major) - фотограф из Венгрии. В настоящее время проживает в Будапеште. Путешествует по странам мира в поисках хорошего кадра для своей коллекции. Основное направление его творчества - пейзажи.

Это фотографии из серии "Холодный мир". Белый цвет, ровные поверхности, яркость... От фотографий буквально веет холодом.

Дэвид Бурдени (David Burdeny), канадский фотограф, для создания своей знаменитой серии "Айсберги" тоже выбрал холод. Правда, в отличие от предыдущего фотографа, свои фотографии тонирует, "холодит" их с помощью добавления синевы.

Понятно, что не каждому в жизни выпадает случай фотографировать айсберги. Но пейзажи, окутанные туманом, можно встретить повсюду. Изумительная серия "Белый шум" фотографа из Берлина Матиаса Хейдрика (Matthias Heiderich) как раз подтверждение тому.

Американец Дэвид Фокос (David Fokos), один из мэтров минимализма, называет свои работы "фотографическими хайку". Он считает, что они иллюстрируют традиционные японские эстетические понятия. Такие, как спокойствие, эфемерность природы вещей, тонкие материи, отсутствие притворства, простота, свежесть, тишина.
От выполненных на длинных выдержках работ действительно веет покоем и умиротворением.

Кенга Коентжоро Hengki Koentjoro живет в Индонезии. Создает пейзажи в черно-белом стиле. В основном работает с длинной выдержкой.

Тодд Клейси (Todd Klassy) из Америки тоже фотографирует минималистические пейзажи. Но его стиль совершенно другой. Фотограф работает с яркими насыщенными цветами. Его задача, как он говорит в одном интервью, - показать красоту штата Монтана, в котором он родился и прожил всю свою жизнь.

Немецкий фотограф Бернхард Ланг (Bernhard Lang) свои минималистические пейзажи снимает с высоты птичьего полета. Четкая графика, чистые цвета делают снимки вроде бы совсем неинтересных и скучных объектов уникальными.

Рассказывая о мастерах минималистического пейзажа, нельзя не упомянуть об известном английском фотографе Майкле Кенна (Michael Kenna).
Стиль Майкла Кенна – это, прежде всего, черно-белые пейзажные фотографии, которые он в большинстве случаев снимает на длинных выдержках. Бросается в глаза и камерность его фотографий – размер снимков всего 30 х 30 см. Такой размер не случаен, ведь Кенна считает, что каждую фотографию должен рассматривать только один человек.
Именно о его творчестве сказал один из фотокритиков: "Существует два типа фотографии. Из них первый создает звук, второй этого звука лишен. Очевидно, что фотография Майкла Кенна относится ко второй категории. Его изображения приглашают нас войти в тихий мир, в котором зритель избавляется от шумов - последовательно, один за другим, всех, коими так загружен наш мир".
В качестве примера я выбрала работы Майкла Кенна, выполненные на грани слияния природного и городского пейзажей. Серия 1999-2008 годов, созданная в России.

Городской пейзаж - один из излюбленных жанров фотографов- минималистов.
Вот уже упомянутый мною немецкий фотограф Матиас Хейдрик с серией "Разноцветный Берлин". Именно эта серия сделала его известным.

В похожем же стиле работает и немецкий фотограф Клаус Леонтьеф (Klaus Leontjew).

Фотограф Ник Франк (Nick Frank) родился в 1975 году в Мюнхене, Германия. В фотографию пришел в 2010 году. Но до сих пор не считает себя профессиональном фотографом. «Мне еще очень многому нужно учиться», - говорит он.

Серия «Метро» 2012 посвящена футуристическому стилю метро Мюнхена. Оно кажется очень минималистским и даже сюрреалистическим без пассажиров внутри.

Казалось бы, что удел фотографов-минималистов - это только снимки отдельных деталей города. Но Ник Франк перевернул это мнение. Что может быть величественнее и могущественнее знаменитых зданий Дубаи? А вот, пожалуйста, вполне минималистические фотографии:

Бельгиец Филип ДеВос (Filip DeVos) тоже снимает городской пейзаж. Но в его работах - главное линии. Геометрическая составляющая притягивает взгляд, заставляет погрузиться в картинку. К тому же, включение в композицию людей делает снимки почти репортажным.

А вот работы еще одного мастера минималистического репортажа. Итальянца Ралдени Массимо (Raldeni Massimo). Что ни фотография, то целый рассказ. Со своим сюжетом, действующими лицами и послевкусием.

Не могла пропустить удивительные работы испанского фотографа Натали Такарига (Natalie Tacarigua), которые тоже можно отнести к минимализму. Минимум объектов и максимум движения. Это не просто застывшая картинка, это - жизнь.

Натюрморт - один из самых любимых жанров фотографов-минималистов. Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы снимать предметы именно в этом стиле. Но как по-разному можно подойти к этому!
Любимым цветом молодого турецкого фотографа Анила Аккуса (Anil Akkus) является белый. Он настоящий виртуоз света и тени. Если бы не этот талант, белоснежному эксперименту суждено было бы провалиться, но этого не случилось, поскольку мастерски направленное освещение рождает необходимые тени оттенков серого, а те, в свою очередь, придают белым объектам на фото объем и делают их видимыми на белом же фоне.

Испанец Jose Maria Frutos Vargas при съемке натюрмортов идет другим путем. Он предпочитает сюрреализм. Невероятный, перевернутый мир, снятый в стиле минимализма.

Хейди Вестум (Heidi Westum) из Норвегии в аннотации к своему портфолио написала просто: "Я люблю макро". Посмотрите на чудесные фотографии простой капельки воды, выполненной тоже в жанре минимализма.

С капелькой все понятно - она маленькая, она просто создана для съемок в описываемом нами жанре. А можно ли в таком стиле сделать фотографию, например, самого большого сухопутного зверя на земле? Оказывается, можно. И это делает фотограф из Южной Африки Марио Морено (Mario Moreno). И не только слона, но и других животных.

Для примера портрета, выполненного в жанре минимализма, я взяла серию фотографа Владимира Катиева (Vladimir Katiev) под названием "Скрытая сущность". Несомненно, работы из этой серии вызывают разные чувства, но требованиям минимализма полностью удовлетворяют.

И закончить свою статью о минимализме я хочу представлением работ одного из моих самых любимых фотографов.
Герт Лавсен (Gert Lavsen) - фотограф из Дании.
Я думаю, что минимализм для фотографа не только способ выразить свое видение мира, но это его стиль жизни. За какой бы жанр он не взялся, всюду один минимализм.

Минимализм - очень интересное течение в художественной фотографии. Если правильно подойти к минимализму, снимки, сделанные в этой манере, станут очень и очень выразительными. Как понять минимализм, как заставить его правильно работать на замысел фотографа - об этом мы и расскажем сегодня.

1. Что такое минимализм?

Минимализм - стиль, применимый не только к фотоискусству. В минимализме работали и до сих пор работают многие художники всего мира. Главная суть минимализма - использование как можно меньшего числа компонентов во всём: в форме, в линиях, в цвете, в фактуре поверхности объектов, которых тоже минимум на изображенном пространстве. Минимализм - концепция довольно субъективная. Он оставляет широкий простор для восприятия произведения зрителем. Каждый зритель может сам вкладывать свой смысл в фотографию или другое произведение искусства.

Кому-то нравится открытость минимализма, идея его свободы, другим непонятна его недосказанность, отсутствие четко выраженного смысла. Но для фотографа, в отличии, например, от живописца, эта проблема стоит в меньшей степени, так как на фотографиях изображены реальные объекты из нашего повседневного быта, моменты реальной жизни. Но при этом фотограф может применять принципы и технические приемы минимализма для усиления психологического воздействия своего произведения на зрителя.

2. Стремление к простоте

Главная отличительная черта минимализма - стремление к простоте. Но это отнюдь не означает, что фотография должна быть скучной и никому не интересной. Просто в качестве натуры взять объект, который привлекает внимание, чем-то сам по себе интересен. Этот объект должен стать основным элементом вашего кадра, даже если он не занимает основную его площадь. До того, как вы нажмете на спуск, надо задуматься о том, что вы хотите включить в рамки кадра, а что хотите оставить за этими рамками. Пространство, окружающее главный объект, должно акцентировать внимание на значимость этого объекта. Поэтому все то, что отвлекает внимание - нужно безжалостно отсечь.

3. Композиционные решения

Одним из основных принципов минимализма является крепкая композиция. Как уже было сказано, нужно убрать с площади кадра всё лишнее. Оставить за его рамками всё ненужное не менее важно, чем включить в кадр самое необходимое. Именно поэтому работе над композицией нужно уделить особенно много времени, тщательно рассмотреть сам главный объект съемки и всё то, что его окружает. Тут хорошо применить так называемое «правило третей». Оно поможет грамотно скомпоновать кадр. Крепкое композиционное построение обычно включает в себя прямоугольные элементы, и линии. (об этом - чуть позже) Но, тем не менее, сильных форм и линий следует избегать, так как они могут отвлечь внимание от основного объекта. И вообще на этом объекте нужно сосредоточить внимание и свое, и зрителя. Именно это в основном и привлекает его взгляд и резко усиливает психологическое воздействие.

4. Цвет

Одним из самых главных факторов воздействия на зрителя в минимализме является цвет. Этот «инструмент» очень важен и весьма полезен для создания снимка в стиле минимализма. Проще говоря, в минималистическом снимке объект как таковой вообще может отсутствовать, его роль сыграет цвет и фактура. Чем ярче цвет - тем выразительнее снимок. Для подчеркивания цвета в своей работе нужно научиться использовать свет. В реальной жизни сложно найти сцену в одном цвете. Тогда ищите сцены, цвета которых либо дополняют друг друга, либо работают друг на друга на контрасте.

5. Линии в кадре

Так же как и цвет, важную роль в минимализме играет линия. Крепкую композицию создают четко выраженные горизонтальные, вертикальные и диагональные линии. Они как бы становятся композиционной основой снимка, придают его структуре прочность и стабильность. Прием использования линии для того, чтобы направить в нужном направлении взгляд зрителя, работающий во всех видах изобразительного искусства, применим и в минимализме. Обратите внимание на то. Куда ведут линии в вашей композиции - от края к центру или наоборот. Тогда вы поймёте, помогает она восприятию зрителем вашего замысла или нет.

6. Реалистичность

В минимализме кроме цвета также важна и текстура, фактура снимаемого объекта. Текстура, точно так же как и цвет, может заменить собой сам объект съемки. Чтобы добиться акцента на текстуре, важно не только выбрать интересную поверхность, но и правильный способ её съемки. Приглядитесь повнимательнее, может быть текстура имеет определенное направление, и стройте композицию на этом. Для подчеркивания текстуры хорошо использовать свет. С помощью правильно организованного света можно добиться почти физического ощущения текстуры - например, теплоты дерева или холода каменной стены.

7. Ищите вдохновение вокруг себя

После того, как вы постепенно погрузитесь в изучение минимализма, научитесь чувствовать его, вы будете замечать минимализм вокруг себя, в своей обычной, будничной жизни. Приглядывайтесь к открытым местам, однотонным участкам, предметам, которые бросаются в глаза, четким линиям и геометрическим формам предметов. Смотрите вокруг, на окружающий мир, глазами минималиста. Ваши наблюдения не станут напрасными. Можно начать снимать, например, со стен и заборов, дверей, каких то фактурных геометрически правильных предметов…Всё это можно использовать для съемки.

8. Обработка

Дальнейшая компьютерная обработка снимков в минималистической манере тоже должна быть простой. Еще на этапе съемки вы должны знать, четко представить себе то, чего вы хотите добиться, видеть результат своего труда. Главное, чтобы этот результат был впечатляющим. В поисках сюрреализма можно исказить предмет съемки до неузнаваемости, поэкспериментировать с другими техниками обработки. Свобода творчества возможна и на этом этапе работы. Но, тем не менее, в минимализме принято сохранять реалистичность объекта и обрабатывать его только с целью усиления психологического воздействия на зрителя.

9. Создавайте рассказ

После того, как вы освоите основные приемы работы в минимализме с линиями, цветом, фактурой и прочим элементам художественной выразительности, можно начинать двигаться дальше, совершенствовать свое мастерство. Попробуйте, например, с помощью минимализма в своей фотографии рассказать какую-нибудь историю, воспроизвести какую то сцену, используя при этом весь арсенал минималистических средств. Для того чтобы добиться в этом успеха, нужно научиться грамотно работать со светом, привлечь интерес зрителя к движущимся объектам. А потом, как-нибудь на досуге, задумайтесь, сможете ли вы подвести итог всей проделанной вами работе посредством всего лишь одного снимка, сделанного в манере минимализма. Результат может удивить вас.

10. Саморазвитие и творческий поиск

Ну вот, теперь вы немного познакомились с минимализмом в фотоискусстве, знаете, на каких принципах он строится. Узнали основные приемы работы в этом жанре. А теперь - ищите! Ищите минимализм вокруг себя! Делайте простые и интересные снимки. Не бойтесь творить, экспериментировать. Но не забывайте при этом, что восприятие минимализма очень субъективно. А это значит, что то, что вы сотворите и будете считать шедевром, не всегда понравится другим. Относитесь к критике философски и не расстраивайтесь по пустякам!

До сих пор нет точного определения минимализма в фотографии - это стиль композиции или отдельный жанр?

Минимализм в изобразительном искусстве возник в 60-х годах ХХ века, для него характерно использование минимального количества таких компонентов, как: цвет, форма, линии и текстура. И если в мире искусства минимализм оставляет широкий простор для интерпретации и позволяет каждому зрителю вкладывать собственный смысл в изображение. То….

Минимализм в фотографии создает такие образы, что внимание зрителя концентрируется на одном объекте или группе таковых, расположенных рядом. В минималистических снимках есть одна основная тема, идея. Главный объект занимает незначительную часть кадра, оставляя «воздух» - пустое пространство вокруг себя. И как результат, рассматривая снимок мы концентрируем свое внимание на главном объекте. Таким образом минималистические снимки могут быть чрезвычайно простыми и, в то же время, очень выразительными.

Минимализм в фотографии - это стиль съемки, подразумевающий простоту, точность, лаконичность и ясность композиции.

Чтобы разобраться в особенностях минималистической фотографии предлагаем рассмотреть примеры в разных жанрах:

Минимализм в архитектурной фотографии:

Части зданий, стена с окном (окнами) или лестницы являются наиболее привлекательными объектами для минималистских фотографов. В сочетании с необычными яркими цветами можно получить фантастический результат. Яркие контрастные цвета привлекают ваше внимание, а неправильные формы заставляют задуматься. Как правило, в минималистских архитектурных фотографиях используется два или три цвета. Чем больше цветов вы используете, тем сложнее сконцентрироваться на каком-то одном объекте.

Минимализм в пейзажной фотографии:

Поля и океаны идеальны для минималистических фотографий. Зимние снежные ландшафты настоящая находка для тех, кто видит в них красоту. Например, голые темные силуэты деревьев на фоне белого снега. Можно использовать густой туман как задний фон. Он придаст вашим снимкам драматическую атмосферу и скроет все лишние детали, отвлекающие зрителя от основного объекта сьемки. (ссылка как снимать туман).

Минимализм в абстрактной фотографии:

Фотографы, снимающие минималистические абстрактные фотографии, работают с геометрическими формами. Ведь абстрактная фотография не представляет предмет или объект полностью, как в обычном изображении, а лишь его (их) формы, цвет и линии. Зрителю необходимо абстрагироваться от обычного восприятия реальности, чтобы понять такие произведения искусства. Сильные контрастные линии смещают акценты и делают снимки более впечатляющими. Среди множества жанров фотографии этот, пожалуй, самый творческий, требующий, чтобы обе стороны были вовлечены: как фотограф, так и зритель.

Абстрактная минималистическая фотография — это не всегда что-то неузнаваемое. Зачастую, это может быть часть предмета или места, в котором угадывается то, что хорошо знакомо зрителю.

Минимализм и фотографии людей:

В отличие от снимков пейзажей, зданий и простых объектов люди не вписываются в понятие минималистической фотографии. Своими эмоциями и жестами люди легко нарушают концепцию минимализма. Поэтому фотографы предпочитают снимать силуэты людей на пустом контрастном фоне. Люди также используются для того, чтобы подчеркнуть главную идею снимка, чтобы сделать его более впечатляющим.

Минимализм и фотографии животных, птиц и насекомых:

Гораздо легче снять минималистские фотографии животных, птиц и насекомых нежели людей - с ними проще. Чтобы достичь превосходных результатов при съемке животных в стиле минимализма, вам необходимо использовать очень контрастный фон или разные фактуры. А можно, задействовав малую глубину резкости, сильно размыть фон, сфокусировавшись на объекте.

Минимализм в черно-белой фотографии:

В съемке черно-белых фотографий главную роль играет освещение. Иногда их сделать проще нежели цветные. Черно-белые тона в минималистском фотографии могут создавать различные настроения. Такие снимки могут быть более впечатляющими, нежели фотографии с богатым красочным фоном и несколькими объектами в фокусе.


Цветные минималистические фотографии:

Яркие цвета всегда обогащают фотографии и привлекают внимание. Поэтому чем ярче фон или объект - тем должны быть проще формы и линии. Многие профессиональные фотографы предлагают экспериментировать с цветами и не бояться ошибок. Многочисленные попытки научат вас чувствовать цвет и выбирать правильные комбинации.

Несмотря кажущуюся визуальную простоту, минималистские фотографии могут быть очень мощными и впечатляющими. Минимализм требует определенных навыков, видения и творческого подхода.

И если вы у вас есть несколько таких своих работ - поделитесь с нами и нашими читателями, разместив их в .

20/06 4442

В современной фотографии мастерами очень цениться качественный минимализм. Это считается модным и стильным движением, когда на снимке нет ничего лишнего, и все внимание сразу же концентрируется на главном объекте. В создании минимализма в кадре есть свои секреты и правила, о которых Фотопоиск вам и хочет рассказать. Самое первое из них - лучше меньше, чем больше. Это утверждение как можно лучше описывает весь стиль минимализм.

Поймите суть минимализма

Минимализм характерный для мастеров 20 века. Они всегда использовали минимум цвета, фактур, линий и предметов. В художественном мире такой стиль считается субъективным, так как каждый зритель может сам толковать смысл изображения. Художники могли отдаться полной импровизации и открытости идеи без излишних подтекстов.

Будьте проще

Для достижения минимализма нужно понимать, что простая фотография не обязательно должна быть скучной или неинтересной. Просто нужно найти обычный фон, найти предмет съемки и сделать кадр. Пустое или в меру пестрое пространство вокруг объекта съемки подчеркивает его важность.

Композиция

Правильная композиция может сделать даже из самого вялого снимка идеальный. В создании минимализма отлично подойдет «правило третьей». Вы должны грамотно расставлять главные предметы и находить красивые ракурсы.

Простые цвета

В минимализме важно не бояться экспериментов с цветами. Если ваш объект съемки недостаточно яркий, то можно выбрать контрастный фон, чтобы подчеркнуть достоинства предмета. В этом случае нужно помнить, что чем ярче, тем лучше.

Сила линий

Четкие линий могут стать тем же ярким цветом. Горизонтальные и вертикальные прямые добавляют эффектности в кадр и делают предмет более органичным. Также эти линии создадут невидимую структуру снимка. Поэтому обращайте внимание на положение объекта съемки, чтобы прямые подчеркивали его.

Важность текстур

В минимализме важно передавать текстуру и цвета. Они способствуют увлечению зрителя фотографией. Чтобы была видна структура добавьте света или контрастности. Зритель почувствует глазами то, что видит и сможет ощутить фотографию.

Держите глаза открытыми

Предметы минимализма окружают нас каждый день и каждую минуту. Когда вы научитесь их видеть, тогда создание нового кадра не будет для вас проблемой. Старайтесь всегда смотреть прямо и рассматривать все пространство, которое только возможно. Рассматривайте все предметы и будете вознаграждены приятными кадрами.


Мы стараемся для вас 24 часа в сутки и благодарны вам за каждый репост!

Порой, когда вы убираете из кадра все, кроме самых жизненно необходимых вещей, это смотрится очень хорошо и свежо. Довольно часто я зацикливался на попытках заполнить каждый кусочек фотографии чем-нибудь интересным. Проблема состоит в том, что когда мы стараемся наполнить весь кадр объектами, линиями, людьми, формами и т.д., мы все усложняем, и зритель начинает мечтать о месте, на котором взгляд мог бы отдохнуть.

Секрет состоит в следующем: негативное пространство может быть таким же интересным, как и все остальное, если правильно им пользоваться.

Я призываю вам подумать об этом, когда вы в следующий раз отправитесь на съемку. Включение негативного пространства в ваши изображения может быть очень полезным, но, в то же время, довольно сложным. Иногда все очевидно. Но иногда вам потребуется творчески подойти к правильному расположению объекта в кадре для создания данного типа изображения. Чтобы дать вам творческий заряд, привожу несколько примеров использования негативного пространства и минимализма в фотографии.

Фотограф Брайан Матьяш (Brian Matiash) на самом деле решил создать серию минималистичных черно-белых изображений в районе Статен-Айленд. Кадр выше - лишь один из серии. Это также отличный пример удачного нарушения фотографического «правила», гласящего, что горизонт нельзя помещать по центру кадра. Иногда композиция и ведущие линии в кадре требуют именно такого подхода.

Я думаю, если бы Брайан скомпоновал снимок иначе, с меньшим количеством неба и большим - воды, отражение старого пирса полностью поместилось бы в изображение, и пирс потерял бы этот «якорь» в нижней части кадра. С другой стороны, если бы неба было больше, а воды меньше, изображение стало бы менее интересным за счет обрезания ключевых частей отражения.


Мне нравится эта фотография Майка Олбински (Mike Olbinski). Она из фотосессии, которую он сделал для одной семьи еще в декабре (вот ссылка на пост). В посте, который написал Майк, написано, как важно снимать семейные портреты и снимать их сейчас. Всего через пару месяцев после завершения этой фотосессии прадедушка с этого кадра скончался.

Потеря любимых - это всегда горе, и действительно чудесно осознавать, что у маленькой девочки с этого снимка навсегда останется красивая фотография, на которой она вместе со своим прадедом. Простота и минимализм изображения потрясают. Света, падающего на людей на снимке, достаточно лишь для того, чтобы черты девочки были различимы, а пальмы на фоне создают красивое обрамление. Прекрасный кадр, Майк.

И наконец, кадр из моего собственного портфолио. В моем блоге я писал о том, что у меня в голове хранится некое подобие списка кадров, которые я хочу снять. Эта картинка тоже числилась в списке. Я не охотился за этим кадром специально, но когда я увидел пролетающего над головой ястреба, я сразу понял, что это может быть один из кадров из списка!

Я конвертировал изображение в черно-белые цвета, и подтянул экспозицию вверх, чтобы полностью выбелить небо. Да, я намеренно создал пересветы. О нет!

Заключение

Я надеюсь, эта небольшая статья вдохновит вас отправиться на съемку и включить негативное пространство в некоторые из ваших кадров, если вы еще этого не делали. Порой действительно здорово идти снимать с намерением создать определенный тип изображения, и подходить творчески к реализации этой идеи.

Если в вашем портфолио есть минималистичные работы, мы бы хотели посмотреть на них! Размещайте изображения или ссылки на них в комментариях ниже. Если вам есть, что добавить - не стесняйтесь.

Джеймс Брэндон (James Brandon ) - фотограф, проживает в Далласе, любит чай со льдом, Чипотле и свою жену Кристин (но не в таком порядке). Вы можете найти его на его