Людмила Марковна Гурченко была примой актерского искусства. Ей подражали, ею восхищались, завидовали и не признавали.

Однако в любом случае навряд ли можно найти человека безразличного к ее творчеству.

Детские годы

Родилась будущая звезда 12.11. 1935 г. в г. Харькове. Отец, которого Людмила боготворила, Марк Гаврилович был из семьи бедных наемных крестьян.

Родственники по маминой линии имели дворянские корни. Дедушка – Александр Симонов принадлежал древнему славянскому роду, из которого происходили братья Радонежские (самый известный монах Сергий Радонежский).

Александр Симонов руководил московской гимназией, в 1917 был арестован и отправлен в ссылку. Бабушка была домохозяйкой.

Управляла дворянским имением в Смоленске, которое отобрали после революции.

Все детские годы, пока не началась война, Людмила провела в Харькове. Семья жила в небольшой полуподвального типа квартире.

Людмила Гурченко в юности

Отец был творческим и музыкальным человеком, который привил дочери интерес и любовь к сцене.

Он играл на баяне, поэтому часто принимал участие в различных концертах, праздниках и школьных утренниках.

Рядом с ним за кулисами постоянно находилась Люда, в которой отец всегда видел задатки будущей артистки.

Когда началась война, отец, несмотря на имеющуюся инвалидность и возраст, ушел добровольцем на фронт. Харьков был захвачен немцами.

Людмила, чтобы как-то выжить, развлекала захватчиков танцами и песнями из немецких оперетт. Часто перепевала репертуар Марики Рёкк.

Людмила Гурченко в молодости

В 1943 г. Харьков был освобожден, и Людмила, пусть и с опозданием, но пошла в 1 класс.

Через несколько лет, одновременно с общеобразовательной стала посещать музыкальную школу им. Бетховена.

В 1953 г., получив аттестат, приняла решение ехать в Москву и поступать во ВГИК. Отец вернулся с фронта в 1945 г. и всячески поддерживал Людмилу в ее решении.

Благодаря его вере, Гурченко с первой попытки становится студенткой мастерской Сергея Герасимова.

Учеба и кино — карьера в Москве

На вступительных экзаменах комиссия была очарована ее вокальными данными с легким украинским акцентом.

Во время учебы она постоянно участвовала именно в музыкальных студенческих постановках, где была возможность раскрыть ее талант.

Долгое время Людмила работала над своей речью, убирая свой акцент. И к концу 3 курса говорила почти чисто.

Выпускная работа была представлена опереттой «Кето и Котэ» и ролью в некоторых сценах «Западни» по Т. Драйзеру. В 1958 г. она стала профессиональной актрисой.

Будучи еще студенткой, она снялась в своем первом фильме «Дорога правды» в 1956 г. Родители были горды ею, увидев дочь на экране центрального кинотеатра г. Харькова.

В этом же году Эльдар Рязанов пригласил Гурченко пройти пробы в его новый музыкальный фильм «Карнавальная ночь», премьера которого была назначена на конец декабря.

Этот фильм принес большой успех Людмиле. Она вмиг стала популярной. Все обсуждали не только актерский и вокальный таланты молодой актрисы, но и ее удивительно тонкую талию.

Причем, по признанию самой Людмилы на пробы она пришла, надев на себя несколько юбок, чтобы казаться объемнее.

В 1958 г. она появляется в фильме с говорящим названием «Девушка с гитарой». Материальное положение Людмилы в те годы оставляло желать лучшего.

Она выступает с концертами на различных производственных площадках (заводы, шахты), организовываются творческие встречи со зрителями по всей стране.

В советское время такие гастрольные туры у актеров считались «халтурой», которая порочила имя советского артиста.

В 1957 г. Людмила Гурченко была приглашена для воспитательной беседы к министру культуры – Николаю Михайлову.

Он предложил закрыть глаза на ее многочисленные подработки, если она согласиться на сотрудничество с КГБ в период проведения международного фестиваля в г. Москве. Людмила отказалась, и после этого попала в немилость у многих режиссеров.

После яркого и стремительного взлета начался период затишья, когда Людмилу перестали приглашать на пробы и предлагать работу.

Этот неблагоприятный период длился около 10 лет, и дался энергичной Л. Гурченко очень тяжело. В самом расцвете сил, красоты и таланта она оказалась никому не нужна.

За это время она смогла сняться всего в 9 картинах, которые не имели большого успеха. Это были «Рабочий поселок», «Гулящая», «Летние сны» и другие.

Людмила Гурченко все-таки приобрела славу одной из самых ярких и ведущих актрис советского кинематографа.

Больше всего ей удавались съемки в музыкальных лентах и опереттах. В 1974 г. на экраны вышла кинолента «Соломенная шляпка».

Затем спустя 2 года были «Небесные ласточки» и музыкальный фильм-сказка «Мама».

За работу в фильме «Вокзал для двоих» она была признана лучшей актрисой согласно опросу, проведенному журналом «Советский экран» в 1984 г.

Театральные работы

Сразу после окончания театрального ВУЗа, Людмила пришла на службу в актерский театр-студию, где проработала 6 лет.

Затем в 1964 г. она вошла в труппу театра «Современник». Там она постоянно была на заднем плане.

Ей предлагали все лишь второстепенные роли или участие в массовых сценах. Спустя 2 года она ушла оттуда. Однако впоследствии очень ценила полученный опыт.

К театральной деятельности она снова возвращается спустя годы, в конце 90-х. Людмила Гурченко играет в спектаклях театра Сатиры.

Там же она реализовала свою давнюю мечту и создала мюзикл «Бюро счастья» совместно с режиссером А. Житинкиным.

К последним работам в театре относятся «Недосягаемая» и «Мадлен, спокойно!» поставленные в 2001 г.

Помимо театра и кино, Людмила Гурченко выпустила 2 музыкальных альбома – «Песни войны» и «Любимые песни».

Личная жизнь

Личная, как и творческая жизнь актрисы никогда не стояла на месте. Страсти там кипели нешуточные. Всего Людмила Гурченко была официально замужем 6 раз.

В свой первый брак она вступила в 18 лет, в 1953 г. Ее избранником стал подающий большие надежды режиссер Василий Ордынский.

Однако спустя пару лет последовал тихий развод. Об этом браке мало кто знал, и Людмила сделала все, чтобы этот факт не испортил ее биографию.

Второй брак был заключен по большой любви. Она столкнулась в студенческой столовой с красавцев Борисом Андроникашвили.

Их пара стала объектом не только восхищения, но и зависти со стороны однокурсников. Людмила так надеялась, что этот брак станет счастливым и, не задумываясь о фигуре и карьере, родила ребенка.

С дочерью Марией

Дочь Мария — единственный ребенок Людмилы Гурченко, о которой она не любила рассказывать. Спустя 3 года произошел развод.

Следующим супругом стал актер Александр Фадеев. Они расписались, практически не зная друг друга, просто устав от одиночества, и спустя короткое время брак снова распался.

Долгие и красивые ухаживания звездного красавца Иосифа Кобзона также привели к свадьбе. Однако такие 2 сильные и известные личности не смогли ужиться вместе. Людмила первая подала на развод, а Иосиф особо не возражал.

С мужем Константином

Пианист Константин Купервейс стал первым, кто смог подарить женское счастье разочаровавшейся в мужчинах Людмиле Гурченко. Они прожили вместе 20 лет, но его измена разрушила семейную идиллию.

Аслан Ахмадов:

Мы познакомились с Люсей десять лет назад: я предложил ей сняться в фотопроекте, где она должна была сыграть героиню древнего мифа - жену Эдипа Иокасту. На съемках был забавный момент. Стоит Эдип - очень красивый парень. Входит Люся в образе Иокасты в роскошном платье. И вдруг мне говорит: "Я не знаю, как к нему подойти".

"Ну вы подойдите к нему сзади", - советую я. "А у них уже все было в смысле секса?" - "Было". - "Поняла!" - Она оживилась и, подняв обе руки, положила их на спину Эдипу. На этих съемках мы моментально подружились.

"Замужняя женщина не может звонить неженатому мужчине"

- В начале нашего общения она звонила мне исключительно через супруга, - подчеркивает Ахмадов. - Говорила, что замужняя женщина не имеет права звонить неженатому мужчине просто так, без дела. Так что звонил всегда Сережа и передавал ей трубку. А потом мы стали друзьями и общались с Люсей напрямую.

Она очень любила ходить в рестораны, и я ее с удовольствием сопровождал. Помню, однажды спросил: "Люсь, ты была в партии?" Она ответила: "Нет. За мной без конца бегали парторги то в одном театре, то в другом. Я говорила: "Я никогда в жизни не вступлю в партию, я рестораны люблю!" А вот сама готовить она не любила. Говорила: "Боже мой, мне жалко тратить на это время. Стараешься, готовишь,потом все сожрут".

- Ее знаменитая тонкая талия - результат диет?

Люся ела все что хотела, только не переедала. Заедала все хлебом с маслом и запивала сладким чаем. Кстати, она всегда пила чай и кофе исключительно из блюдца.

Последние пять лет я был рядом с ней буквально каждый день, мы общались с утра до вечера.

- В прессе вас называли последним любовником Гурченко, писали, что у вас романтические отношения. Как сама Гурченко реагировала на такие статьи?

Чтобы Люся читала желтую прессу?! Да вы с ума сошли! Во-первых, она не читала этого. Во-вторых, за годы ее профессиональной деятельности о ней было столько всего написано, что ее это вообще перестало интересовать.

- И все же в одном телеинтервью Людмила Марковна призналась: "Вот Аслан Ахмадов. Как он обнимает, так никто меня не обнимал - я с ума схожу! Красив немыслимо".

Мне Люся говорила одно только: "Ну ты так ничего такой, нормальный".

- Ее муж не ревновал к вам?

О какой ревности может идти речь? Это же дорогие мне люди. Я человек кавказский, у нас дорогие люди становятся членами семьи.

Айфон от Киркорова так и не освоила

- Что вы ей дарили?

Украшения, предметы из уранового стекла в ее коллекцию.

- А она вам делала подарки?

Расскажу такой случай. 12 февраля, в мой день рождения, я собирался за ней заехать, и мы должны были отправиться праздновать в ресторан. И вдруг Люся позвонила и сказала, что сломала ногу. Сергея Михайловича, супруга, в этот момент не было в Москве. Я примчался к ней. Дверь была открыта. Люся лежала на полу в спальне, не могла подняться. Так вышло, что я был первым человеком, кто застал ее в этой ситуации. Звоню в "Скорую помощь". А она мне: "Подожди, вот тебе подарок, запонки". Потом я отвез Люсю в больницу. Даже с переломанной ногой она в первую очередь думала о моем дне рождения, не хотела его испортить. Люся вообще редко думала о себе.

Она каждый день говорила о папе, вспоминала его по сотни раз на дню. А второй человек после папы, кого она вспоминала с любовью, - Юрий Никулин. Он был ей очень дорог. Они снимались вместе в фильме "20 дней без войны", на съемках полгода жили вместе в одном вагоне. Эти отношения их очень сблизили.

- В "Вокзале для двоих" она в кадре обнажала грудь. Не жалела об этом?

Если она видела художественный смысл в сцене, то делала все, что требовалось. Кстати, о Басилашвили, с героем которого изображала любовь в этом фильме, рассказывала, что он был очень застенчив, уговаривал режиссера: мол, не надо ему с Гурченко целоваться в кадре. И Люсю в союзники звал: "Зачем нам целоваться, у нас же взрослые дети". Но режиссер сказал: надо.

Безусловно, Люся каждой своей ролью проникалась и всегда придумывала нюансы. В фильме "Любовь и голуби" именно она предложила своей героине красный берет с помпончиком. Деталь заиграла.

- Она участвовала в выборе платьев во время ваших фотосъемок?

Конечно. Она участвовала во всем - в выборе истории, которую собирались снимать, в придумывании характера героя.

- А сама снимала на мобильный, может быть, делала селфи?

Филипп Киркоров подарил ей айфон. Она долго пыталась его освоить, но у нее не получалось пользоваться сенсорным экраном. Иногда во время гастролей она делала фотографии. Некоторые у меня сохранились.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Людмила ГУРЧЕНКО родилась в 1935 году в Харькове. Отец был музыкантом, играл на баяне и пел на праздниках, мать ему помогала. Окончила ВГИК. Успех пришел после фильма Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь". Затем были такие картины, как "Девушка с гитарой", "Соломенная шляпка", "Любимая женщина механика Гаврилова", "Вокзал для двоих", "Любовь и голуби" и т.д. Народная артистка СССР.

Была замужем шесть раз. Первый муж - режиссер Василий Ордынский, Гурченко вышла за него в 18 лет, брак продлился год. Второй - Борис Андроникашвили, сценарист, двоюродный брат грузинских режиссеров Георгия и Эльдара Шенгелая. В этом браке родилась дочь Мария. Третий муж - актер Александр Фадеев, приемный сын писателя Александра Фадеева. Четвертый муж - певец Иосиф Кобзон (в браке с 1967 по 1970 год). Пятый муж - Константин Купервейс, аккомпаниатор актрисы, пара прожила 18 лет. Шестой муж (с 1993 года) - продюсер Сергей Сенин.

АФОРИЗМЫ

"Если тебе льстят - готовься к удару"

Людмила Гурченко оставила немало метких наблюдений о жизни и профессии:

  • "Слово "счастье" похоже на "сейчас", а потому оно не может быть чем-то постоянным".
  • "Если тебе льстят - значит, готовься к удару".
  • "Женский организм - это вам не гармонь: потолстею - похудею, потолстею - похудею… Надо держать себя в руках".
  • "Нельзя быть женщиной по команде режиссера: "Будьте женщиной!" Да хоть ты в трусах выйди - все равно ты не женщина. А можно закутаться в паранджу по самые уши - а зал будет все равно трясти, потому что вышла женщина! Особое существо!"
  • "Моя диета - побольше мучного, поменьше движения. Если хочется - значит, можно".
  • "Я обожаю операторов. Это мужская работа. Это не актер, который ходит с зеркальцем в кармане. Я вообще не понимаю, как можно в актера влюбиться!"
  • "Прошлое, как бы оно ни отдалялось, живет внутри".
  • "Аплодисменты дают тебе крылья. Аплодисменты жидкие их убирают. Когда слышишь стук собственных каблуков - провал".
  • "Жизнь такая штука, что вроде бы ты вот молодой, молодой, молодой, а потом бац - и конец. Оглядываешься и думаешь о том, как много всего не сделал, потому что боялся, стеснялся, струсил. Не надо ничего бояться. Рискуйте. Пусть даже вы ошибетесь. Это жизнь. И главное, конечно, любите друг друга".

Людмила Марковна Гурченко – легендарная актриса, о ней уже столько написано статей, бывшие мужья и любовники дают интервью, единственная дочь делится своими детскими воспоминаниями. Пройдут годы, а все, что связано с Людмилой Гурченко будет так же будоражить умы людей, информационный голод неутолим – об этой кинодиве хочется знать все больше и больше. В этой статье я собрала всевозможные фотографии этой актрисы, набралось их не мало и все они просто потрясающие.

Людмила Гурченко очень долго оставалась привлекательной, старость не спеша подкрадывалась к ней.

На этом фото вы видите Людмилу Гурченко такой, какой она стала под конец своей жизни. Череда пластических операций превратила ее лицо в маску. Великой актрисе было далеко за 70 лет, но признавать то, что красота и молодость уходят от нее навсегда она упорно не желала.

Обратите внимание на это фото Людмилы Гурченко , в молодости эта актриса рисовала себе очень толстые, выразительные стрелки, к старости эта привычка вернулась. Но все-таки куда лучше этой красавице идут тонкие, изящные стрелочки!

А на этом фото Людмила Гурченко еще молоденькая, очаровательная, круглолицая. Брови в то время у нее еще были свои, а не нарисованные. И никаких мартышечьих ужимок. Но и тогда Людмила Марковна не была простой наивной девочкой. В 18 лет она выскочила замуж за режиссёра Василия Сергеевича Ордынского .

На фото Василий Ордынский - первый муж Людмилы Гурченко

Супруг был старше своей жены на 12 лет. Разница небольшая. Но со стороны Людмилы Гурченко любви не было, просто молодой, никому не известной актрисе, хотелось заполучить в мужья режиссера. Казалось, что и роли главные будут, и жизнь наладится. Когда Гурченко поняла, что для того, чтобы попасть в фильм к мужу режиссёру – одного его согласия мало, она не раздумывая бросила своего Ордынского и снова была свободна, а для Василия Сергеевича это был удар, после которого он не сразу оправился. Брак продлился ровно год, об этом эпизоде своей жизни не любил упоминать в интервью ни он, ни тем более она.

А на этом фото Людмиле Гурченко 27 лет , обложка знаменитого журнала «Советский экран» . На тот момент Люся нечасто мелькала в кино, и это были тяжелые годы для нее, время, когда молодость, здоровье, талант позволяли сниматься много, а предложений не было. А Людмила Гурченко уже была замужем второй раз, у нее подрастала дочь Маша .

Замуж за своего второго мужа Бориса Андроникашвили Людмила Гурченко вышла, когда ей было 23 года, вместе супруги прожили всего лишь 2 года. Борис Андроникашвили был ходоком налево, частенько изменял своей хорошенькой жене. Гурченко не стала терпеть такого к себе пренебрежительного отношения и бросила любимого Бориса , хотя и любила своего мужа сильно и искренне. Маша Андроникашвили родилась с заячьей губой, волосы у нее были светлые, но с возрастом грузинские корни дали о себе знать. На сегодняшний день у Марии Королевой (именно такую фамилию Маша взяла после своего замужества, а случилось это в ее 18 лет) растут шикарные усы и борода, не зря бабушкой Марии по отцовской линии является грузинская княжна.

На этом фото Борис Андроникашвили с партнершей по фильму "Отарова вдова" . Борис Андроникашвили снялся всего лишь в двух фильмах.

На этом фото мать Бориса Андроникашвили - Кира , бабушка держит на руках свою внучку Машеньку . Всего через каких-то 50 лет у Марии вырастут такие же шикарные усы, но ее бабушка не доживет до этого момента, она умерла, когда ее внучке исполнился всего лишь годик.

На этом фото Мария Королева , здесь ей 56 лет, но она совершенно не заботится о своем внешнем виде, в отличии от своей шикарной матери, которая всю свою жизнь очень тщательно следила за собой. Мария не выщипывает усы и бороду, курит, кроме того у знаменитой наследницы не достает во рту доброго десятка зубов.

А посмотрите на это фото: слева Людмила Гурченко , справа ее дочь Мария Королева . Маша вполне могла бы стать ухоженной, хоть и не шикарной, но вполне привлекательной дамой. Людмила Гурченко смирилась с тем, что ее дочь бесталанна, неопрятна, груба и неотёсана. Но обиды накапливались, после того как внук Марк (сын Марии ) умер в шестнадцатилетнем возрасте от передозировки наркотиков, Людмила Марковна не смогла наладить связь с дочерью. Копившиеся годами друг на друга обиды, развели по разные стороны на длительный срок казалось бы самых родных людей. Они небо и земля. И даже если учесть то, что у Людмилы Гурченко был очень непростой характер, понять Марию Королеву очень тяжело. Но вот Людмиле Гурченко посочувствовать вполне можно, эта женщина глубоко разочаровалась в материнстве, рожать более не пожелала, делала десятки абортов от своих мужей и любовников. Людмила Гурченко была сугубо творческим человеком, скорее всего ей вообще не стоило бы рожать, это было ее ошибкой, но с другой стороны, родись у нее более чуткая, талантливая, амбициозная, с сильным характером дочь или сын, все могло бы пойти по-другому. Отношения родителей и детей – это зачастую очень непростая тема, редко в семьях существует идиллия. Но если взять конкретно эту семью, то будь я такой дочерью – плохая учеба, равнодушие ко всему, неопрятность, отсутствие интересов – моя мать наседала бы на меня более, чем Гурченко на свою Машу . Будь у меня такая дочь как Мария – для меня было бы это трагедией – пытаться заинтересовать своего ребёнка в чем-то, привить ей вкус к прекрасному и на выходе получить вот это усатое создание… Разочарование. Все-таки я не могу сказать, что любовь матери безусловна. Да – есть инстинкт, любишь своего ребёнка всяким, но любовь может быть горькой, невзаимной, разрушающей или светлой, всепоглощающей, приносящей умиротворение и бесконечную радость. В материнстве Людмилы Гурченко радости было минимум. Да уж простит меня Мария Королева и ее наследники, но пишу как чувствую, являясь матерью двоих дочерей.

А на этом фото совсем молоденькая Людмила Гурченко , без косметики, со своими бровями, с пухлыми щечками. Глядя на эту девушку, сложно предположить, что она стает красавицей, будет знаменита на весь Советский Союз , шесть раз побывает замужем замужем!

На этом фото Людмила Гурченко и Аслан Ахмадов . Этот азербайджанец был последней любовью Людмилы Марковны . Разница в возрасте была 38 лет, вряд ли между этими двоими было что-то большее, чем легкий флер, но тем не менее оба вдохновляли друг друга. Аслан Ахмадов сделал так, чтобы о Гурченко заговорили снова, а она снова почувствовала себя нужной и интересной. После смерти Людмилы Гурченко Аслан Ахмадов организовал фото выставку под названием «Моя Люся» .

Сергей Зверев когда-то решил засветиться рядом с Людмилой Гурченко , но потом переключился на Аллу Борисовну Пугачеву .

Кадр из последнего фильма Людмилы Гурченко "Пестрые сумерки" .

Кадр из фильма "Старые клячи"

На этом фото Людмила Гурченко со своим пятым мужем пианистом Константином Купервейсом . Когда они стали жить вместе ему было 24 , а ей 38 . Константина дочь Гурченко называла папой, хотя разница в возрасте у них была всего-то 10 лет. Однажды на очередных съемках Люся сильно повредила ногу - перелом лодыжки в 17 местах, Купервейс трогательно ухаживал за своей женой.

На этом фото шестой муж Гурченко - Сергей Сенин , он обнимает свою падчерицу Марию Королеву . Оба убиты горем - умерла Людмила Марковна . Пройдет совсем немного времени, и эти двое начнут делить наследство великой актрисы.

На этом фото маленький Марк - сын Марии Королевой , внук Людмилы Гурченко . Актриса очень любила этого мальчишку, но его не стало в 16 лет, умер от передозировки наркотиками.

На этом фото на главном плане вы видите Таисию - правнучку Людмилы Гурченко . Сзади сидят Мария Королева и ее дочь Лена .

На этом фото Мария Королева , ее дочь Лена и внучка Таисия .

На этом фото Константин Купервейс со своими приемными внуками Марком и Леной . Купервейс и Гурченко прожили вместе 18 лет, но к сожалению расстались врагами.

Свадьба Марии - дочери Гурченко . Людмила Марковна толкает тост, рядом с ней сидит пятый муж - Константин Купервейс .

47 лучших фото Евгении Симоновой, ее дочерей Зои Кайдановской, Марии Эшпай

Одесские родственники Сергея Сенина эмигрировали в Израиль

«Экспресс газета» оказалась единственным изданием, которому Сергей СЕНИН, вдовец Людмилы ГУРЧЕНКО, разрешил снимать на ее поминках. В одном из ресторанов в центре Москвы собрались только самые близкие. Если на церемонии прощания Сенин велел убрать со сцены Дома литераторов микрофон, чтобы избежать громких высказываний у гроба супруги, то пришедшим на поминальную трапезу все-таки позволил произносить речи за упокой великой актрисы. Сам Сергей Михайлович расположился за центральным столом. Мало кто знает, что, познакомившись 20 лет назад с Гурченко, одессит Сенин ушел из семьи, оставив в родном городе жену и маленькую дочурку.

Гурченко вскользь рассказывала, что ее роман с Сениным закрутился на съемках фильма «Секс-сказка».

Это было ровно 20 лет назад в Вильнюсе, - поделилась актриса Алена Лисовская , дебютировавшая в этой картине. - Получилось так, что мы с Людмилой Марковной ехали в литовскую столицу из Москвы в одном купе. В десять часов вечера Гурченко предложила поужинать. Я ответила, что на ночь не ем. «Ну и зря, - говорит, - а я ем всегда! У меня было голодное детство». Она разложила на столике аппетитные припасы: копченую колбаску, огурчики, свежий хлеб... Утром на перроне нас встретил Сергей Сенин, галантно расцеловал нам ручки. Тогда он еще не был супругом Гурченко, а просто продюсером ленты. Их романтические отношения разворачивались на моих глазах. Помню, Сергей очень расстроился, когда Гурченко отказалась прийти на банкет по случаю начала съемок. Ходил по коридору гостиницы мимо двери ее номера и возмущался. Дескать, как же так: у нее главная роль, а коллектив игнорирует.

Зато, по словам Лисовской, в критической ситуации Людмила Марковна повела себя очень собранно. Именно тогда в Прибалтике начались волнения и на улицы вышли танки. Отменили все железнодорожные и авиарейсы. Съемочная группа не могла вернуться в Москву. И Гурченко, которая из витающей в облаках кинозвезды вмиг перевоплотилась в деловую женщину, помогла Сенину быстро решить эту проблему.

- Думаю, именно тогда Сергей в нее влюбился окончательно, - вспоминает Лисовская. - Ведь от Людмилы Марковны шла невероятная энергетика. На премьере продюсер уже нежно держал актрису за руку. «Сергей Михайлович, - шутили мы, - вы же раньше говорили, что ваше сердце непреклонно». - «По-моему, я ошибался», - с добродушной улыбкой качал он головой.

Метаморфозы любви

Сергей Сенин родом из Одессы. Там он окончил школу и инженерно-строительный институт, а после остался работать в альма-матер в лаборатории при кафедре гидростроительства. Коллеги запомнили его веселым и жизнерадостным человеком, который даже к решению серьезных научных вопросов подходил творчески. Немудрено, что через несколько лет Сенин резко сменил сферу деятельности и устроился на киностудию.

- Я была знакома с Сережей еще до Гурченко, - рассказала его коллега Елена Зимина . - Раньше мы часто встречались на кинорынках в Москве, где он представлял Одесскую студию. Общалась я и с его младшим братом Александром до тех пор, пока тот не уехал в Канаду. Однажды Сашка мне позвонил и стал с волнением рассказывать, что у них в семье случилось горе. Мол, Сережа бросил жену и маленькую дочку и ушел от них к Гурченко! С тогдашней супругой Сенина я была знакома шапочно. Кажется, она тоже Людмила. Только гораздо моложе и, на мой взгляд, привлекательнее актрисы.

Очевидцы рассказали о случае, который поставил точку в отношениях Сенина и его одесской супруги. Поначалу Сергей не спешил с ней разводиться и жил у Гурченко в Москве на правах любовника. Парочка продолжала вместе снимать кино. Их очередной работой стала картина «Послушай, Феллини!». Представить ее публике Сергей и Людмила приехали и в Одессу. В самый разгар презентации в кинозал вошла законная жена Сенина с дочкой. Увидев своими глазами мужа со звездной сожительницей, она развернулась и с гордо поднятой головой молча ушла. В этот же день подала на развод. - Приобретя статус законного мужа Людмилы Марковны, Сенин очень изменился, - уверена Зимина. - Из высокого статного блондина он стал превращаться в мрачного брюнета с бородой. Увы, Сережа стал стремительно стареть. На него сейчас страшно смотреть. Наверное, он подравнивался под возраст новой жены. В последние годы никто даже и догадаться не мог, что Сенин моложе Гурченко почти на 20 лет. Метаморфозы любви! К слову, бывшая супруга и дочь Сережи больше десяти лет живут в Израиле. Надеюсь, женщина там нашла свое настоящее счастье. Ведь Сережа с молодости был любвеобильным мужчиной. Ходили слухи, что, еще живя в Одессе, он встречался со многими дамами, не сильно переживая, что об этом узнает вторая половинка.

Людмила Марковна Гурченко. Родилась 12 ноября 1935 года в Харькове - умерла 30 марта 2011 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица. Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994). Народная артистка СССР (1983).

Людмила Гурченко родилась в Харькове.

Отец - Марк Гаврилович Гурченко (1898-1973), родом батраков.

Мать - Елена Александровна Симонова-Гурченко (1917-1999), из семьи репрессированных дворян.

Дедушка по матери Александр Прокофьевич Симонов - из древнего русского рода, из которого происходили преподобные Кирилл, Стефан, Феодор и покровитель учащейся молодёжи Сергий Радонежские. В продолжение семейной традиции был директором гимназии в Москве. Однако с новым режимом после 1917 не сотрудничал, уехал в своё родовое имение Бородулино на Смоленщине. 11 ноября 1928 г. он был арестован Смоленским ОГПУ и приговорён особым совещанием при Коллегии ОГПУ 1 февраля 1929 г. по п.10 ст. 58 к 3 годам высылки. Реабилитирован 21 июля 1989 г.

Бабушка Людмилы Марковны также была столбовой дворянкой. Оона была матерью восьми детей, домохозяйкой и управляла отобранными после революции имением в Смоленской губернии и собственным домом в Москве. После того, как она узнала, что высланный в Сибирь Советской властью дедушка ей изменил, она отказалась его простить и уехала в Харьков. Там её дочь и встретила Марка Гавриловича - потомственного русского крестьянина со Смоленщины, все предки которого веками жили в одной и той же деревне.

Двоюродный брат - Анатолий Егорович Гурченков (р. 1941), проживает в деревне Дунаевщина Шумячского района Смоленской области.

Двоюродная сестра - Валентина, живёт в Эстонии.

Со дня рождения до начала Великой Отечественной войны Люся Гурченко жила вместе с родителями в Харькове в однокомнатной полуподвальной квартире в Мордвиновском переулке.

До начала войны родители Людмилы Гурченко работали в Харьковской филармонии. Отец был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на утренниках, праздниках, а мать ему помогала. Несмотря на инвалидность и непризывной возраст, отец пошёл на войну.

Людмила оказалась в оккупированном немцами Харькове с матерью. Уже в том возрасте, по её словам, пела и танцевала перед немцами, чтобы получить хоть какое-то пропитание. Репертуар юной Гурченко был, в основном, из немецких оперетт. Главным образом, перед немцами во время первой оккупации Харькова девочка Люся Гурченко исполняла репертуар Марики Рёкк. После этого связалась со шпаной на рынке в оккупированном немцами во второй раз Харькове. Только чудом она не погибла в результате облав, когда в ответ на действия Красной армии и партизан гитлеровцы в душегубках убивали случайных людей - обычно девочек и женщин, пойманных на рынке Харькова.

После окончательного освобождения Харькова 23 августа 1943 года, 1 сентября пошла в украинскую школу (в настоящее время гимназия) № 6, которая находилась во дворе дома, где она тогда жила. В школе ей полюбился украинский язык, похожий на язык Смоленщины. Осенью 1944 года поступила в музыкальную школу имени Бетховена.

В 1953 году, после окончания десятилетки, она поехала в Москву и поступила во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. На дипломном курсе играла роль Кето в оперетте «Кето и Котэ» и роль Имоджин в сценической композиции по Теодору Драйзеру «Западня», в которой и пела, и танцевала, и играла на рояле. ВГИК она окончила в 1958 году.

В кино дебютировала в фильме Яна Фрида «Дорога правды» (1956). «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!» - это была первая фраза Людмилы Гурченко в кино. «Я именно этого и хотела - прийти в кино, чтобы не молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну», - говорила впоследствии артистка в одном из своих интервью.

В том же году на экраны советских кинотеатров вышла новогодняя комедия молодого режиссёра «Карнавальная ночь» , в которой Гурченко сыграла главную роль.

Фильм имел огромный успех и на многие годы полюбился зрителям, а благодаря роли Леночки Крыловой Гурченко стала всесоюзной любимицей и кумиром поколения. «Карнавальная ночь» побила все рекорды проката, на неё было продано 48,64 миллионов билетов. В СССР песня «Пять минут» стала своеобразным гимном Нового года. Мало кто знает, что Людмила Гурченко могла и не сыграть в этом фильме, так как свою кинопробу актриса провалила.

Позже Гурченко вспоминала: «Я шла подпрыгивающей походкой по коридору студии "Мосфильм". Навстречу шёл Иван Александрович Пырьев. Я ещё больше завихляла, ещё выше подняла подбородок. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось. Он сказал, чтобы я шла за ним. Привел меня в третий павильон, где происходили съёмки, подошел к главному оператору, и сказал, что вот актриса, только снимите её получше - и будет человек. Вот так я случайно попала в картину».

После большого успеха Гурченко в «Карнавальной ночи» специально для неё был написан сценарий фильма «Девушка с гитарой» в расчете на её популярность, однако «Девушка с гитарой» не имела такого успеха, после чего за Гурченко закрепился «штамп» актрисы лёгкого, танцевального жанра.

Материальное положение молодой актрисы было сложным, поэтому она была вынуждена зарабатывать, выступая с концертами на заводах, на шахтах, в поездках по стране, принимала предложения об участии в творческих встречах со зрителями, так называемых актёрских «халтурах». Это послужило формальным поводом для травли, и в советской прессе появились «разоблачительная статья» «Чечётка налево». В 1957 году во время съемок фильма «Девушка с гитарой» Гурченко вызвал министр культуры СССР Николай Михайлов и предложил сотрудничать с КГБ во время VI международного фестиваля молодёжи и студентов. Именно отказ на это предложение и стал настоящей причиной травли Людмилы Гурченко.

По словам Гурченко, этот период забвения длился 10 лет, но роли у неё в это время всё-таки были, так как в фильмографии Гурченко нет перерывов более одного года: из 54 лет её кинокарьеры было всего двенадцать лет (во второй половине 90-х и в 2000-е годы), когда она не снималась.

В период с 1958 по 1973 Гурченко снялась в главных ролях в 9 фильмах: «Роман и Франческа», «Гулящая», «Укротительница велосипедов», «Рабочий посёлок», «Нет и да», «Белый взрыв», «Мой добрый папа», «Летние сны», «Табачный капитан». Эти киноленты не имели большого успеха.

Сама Людмила Гурченко говорила об этом периоде своей жизни: «Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и... десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней? Ничего!».

В этот период жизни Людмила Гурченко пробует сниматься в новом для неё драматическом амплуа: «Балтийское небо» (1961) - фильм даже был представлен на Международном кинофестивале в Венеции, «Рабочий посёлок» (1966), но роли в этих фильмах были скорее как исключение, в основном были эпизоды (яркие, запоминающиеся, но эпизоды): «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Дорога на Рюбецаль» (1970) и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971).

В 1960-е и начале 1970-х годов Гурченко была малозаметна, даже продолжая регулярно сниматься. Так продолжалось до выхода в 1974 году фильма «Старые стены» , в котором актриса сыграла главную роль - директора ткацкой фабрики.

Людмила Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис советского кино. Но её продолжали приглашать сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах-опереттах. Музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили один за другим. Людмила Марковна с успехом играла и пела в «Табачном капитане» (1972), «Соломенной шляпке» (1974), «Небесных ласточках» (1976) и «Маме» (1976).

Так совпало, что, дав согласие сниматься в музыкальном фильме «Мама», Гурченко получила предложение сыграть роль генеральши в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», и ей пришлось отказать Никите Михалкову. Съёмки «Мамы» принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания.

14 июня 1976 года, во время съёмок на льду, клоун Олег Попов упал и сломал актрисе правую ногу. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью - ногу собирали по кусочкам из 19 осколков. Сразу после сложнейшей операции Гурченко продолжила сниматься. Но вновь танцевать и ходить на шпильках актриса смогла только после многолетних тренировок и специальных физических упражнений.

Помимо комедий регулярно выходили её телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы.

Людмила Гурченко пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа, она хотела играть драматические роли. И в конце концов добилась своего.

В 1976 году её приглашают на главную роль в фильм «Двадцать дней без войны» , в котором Гурченко сыграла одну из лучших своих драматических ролей. Тем ярче кажется контраст двух её персонажей в фильмах, снимавшихся с разницей в один год: костюмерши Нины из «Двадцати дней без войны», живущей в эвакуации в годы войны, и легкомысленной шляпницы Клары из «Соломенной шляпки». Партнёром актрисы по фильму был , к тому времени тоже зарекомендовавший себя в первую очередь как комедийный актёр. В одном из интервью Гурченко с благодарностью вспоминала, как Никулин помогал ей на съемках этого фильма: «Если бы не он, я не знаю, как бы я выдержала эту трудную картину, которую почти два года снимали».

Следующей выдающейся работой Гурченко стал фильм «Сибириада» режиссёра . В 1979 году фильм был удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля.

В 1979 на экраны выходит картина «Пять вечеров» . В роли Тамары Васильевны - одинокой женщины, внезапно встретившей любимого человека, с которым её разлучила война - в исполнении Гурченко драматическая, почти трагическая. Все пять вечеров своей мелодрамы Никита Михалков снял в трёх квартирах и на лестничных площадках.

Одной из лучших работ актрисы стал фильм «Вокзал для двоих» , в котором она исполнила роль вокзальной официантки Веры Нефёдовой. За этот фильм она была признана лучшей актрисой 1984 года по опросу журнала «Советский экран».

Людмила Гурченко в фильме "Вокзал для двоих"

Также среди ролей 80-х годов полюбились зрителям ее роли в таких фильмах как Любимая женщина механика Гаврилова (Маргарита Сергеевна Соловьёва), Отпуск за свой счёт (Ада Петровна), Полёты во сне и наяву (Лариса Юрьевна Кузьмина), Любовь и голуби (Раиса Захаровна).

Вышли несколько пластинок с песнями в исполнении Гурченко.

12 ноября 2010 года Людмила Гурченко отпраздновала свой 75-летний юбилей. С днём рождения её поздравили премьер-министр Владимир Путин, президент Дмитрий Медведев, белорусский лидер Александр Лукашенко, а также многие известные артисты. Свой день рождения актриса отпраздновала на сцене.

Специально к юбилею Гурченко телеканал «НТВ» снял бенефис «Марковна. Перезагрузка». В этом шоу Гурченко перевоплотилась в образ , спела песню «День рождения», исполнила дуэты с современными музыкантами и шокировала публику экстравагантными экспериментами со стилем.

Людмила Гурченко - День рождения

В феврале 2011 года Гурченко приняла участие в съёмках фильма «Легенда. Людмила Гурченко» в Киеве. Это была одна из последних съёмок актрисы, 96-я работа Гурченко в кино. В основе фильма - биографические монологи актрисы и их игровое воспроизведение, а также десять песен-клипов, которые стали воплощением определённого этапа в её судьбе. «Фильм рассказывает обо всей моей жизни, начиная с 20 лет», - говорила Гурченко.

Смерть Людмилы Гурченко

14 февраля 2011 года Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала бедро. Она была госпитализирована, на следующий день ей была сделана хирургическая операция. Выписана 6 марта.

30 марта состояние актрисы ухудшилось, что было вызвано тромбоэмболией лёгочной артерии. Прибывшая через 21 минуту бригада «Скорой помощи» не смогла её реанимировать, и в 19:28 была зафиксирована смерть актрисы. Это подтвердил муж Гурченко Сергей Сенин.

Президент России Дмитрий Медведев и Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин выразили соболезнования семье актрисы.

Прощание с Людмилой Гурченко состоялось 2 апреля в Центральном доме литераторов в Москве. Актриса была одета в недавно сшитое ею платье. Посмертный грим был выполнен Асланом Ахмадовым, другом Людмилы Марковны. Похороны прошли в тот же день на Новодевичьем кладбище, вопреки желанию актрисы быть похороненной рядом с родителями и единственным внуком на Ваганьковском кладбище.

Людмила Гурченко похоронена рядом с другими актёрами - и .

Похороны Людмилы Гурченко

30 сентября 2011 года, через полгода после смерти актрисы, с разрешения семьи в газетах был опубликован ряд материалов о тех днях, включая последние записи в личном дневнике самой Л. М. Гурченко.

4 августа 2012 года на могиле Людмилы Гурченко был торжественно открыт памятник из чёрного гранита и белого мрамора (авторы Юрий Хоровский, Юрий Шабельников).

В Харькове на школе, где училась Людмила Гурченко, установлена мемориальная доска в память о ней.

11 ноября 2015 года, за день до 80-летнего юбилея актрисы, в Москве на доме, где с 2004 по 2011 годы жила Людмила Гурченко, открыта мемориальная доска работы скульптора Юрия Хоровского (Трёхпрудный пер., 11-13, установлена со стороны Большого Козихинского пер., 28-30).

С 11 ноября 2015 по 10 января 2016 в Галерее классической фотографии в Москве прошла , посвящённая 80-летию Людмилы Гурченко. Автор проекта и всех представленных в экспозиции фотографий - Аслан Ахмадов, фотограф и друг артистки.

Осенью 2015 на экраны вышел многосерийный фильм , выход которого был приурочен к 80-летию великой актрисы. Главную роль исполнила .

Рост Людмилы Гурченко: 173 сантиметра.

Личная жизнь Людмилы Гурченко:

Шесть раз была замужем.

Первый муж - (1923-1985), кинорежиссёр. Она вышла за него замуж в 18 лет. Брак продолжался чуть больше года.

Василий Сергеевич Ордынский - первый муж Людмилы Гурченко

Третий муж - Александр Александрович Фадеев (1936-1993), актёр. Сын народной артистки СССР Ангелины Степановой и приёмный сын писателя Александра Александровича Фадеева. Брак длился в течение 1962-1964 годов.

Четвёртый муж - известный певец . Брак длился в течение 1967-1970 годов. Гурченко подала на развод после .

Пятый муж - (р. 1949), музыкант и аккомпаниатор актрисы. Жили в фактическом (незарегистрированном) браке на протяжении 18 лет - с 1973-го по 1991-й годы.

Шестой муж - продюсер Сергей Михайлович Сенин (р. 1961), с которым познакомилась во время съёмок фильма «Сексказка». В браке прожили в течение 1993-2011 годов.

Фильмография Людмилы Гурченко:

1956 - Дорога правды - Люся
1956 - Карнавальная ночь - Лена Крылова
1956 - Сердце бьётся вновь... - Таня Балашова
1956 - Человек родился - Надя Смирнова (озвучивание)
1958 - Девушка с гитарой - Таня Федосова
1959 - Звёзды встречаются в Москве - исполнительница песни в дуэте с Марком Бернесом
1960 - Пойманный монах - Изабелла
1960 - Роман и Франческа - Франческа Карродини
1961 - Балтийское небо - Соня Быстрова
1961 - Гулящая - Христина Притыка
1961 - Человек ниоткуда - Лена
1963 - Укротители велосипедов - Рита Лаур
1964 - Женитьба Бальзаминова - Устенька
1965 - Рабочий посёлок - Мария Плещеева
1966 - Строится мост - Женя
1966 - Нет и да - Люся Кораблёва
1967 - Взорванный ад - Грета
1968 - Живой труп - Маша (озвучивание)
1969 - Белый взрыв - Вера Арсёнова
1969 - Москва в нотах
1970 - Мой добрый папа - Валентина Николаевна Иванова
1970 - Один из нас - Клавдия Овчарова
1970 - Эксперимент - майор милиции
1971 - Дорога на Рюбецаль - Шура Соловьёва
1971 - Корона Российской империи, или Снова неуловимые - Аграфена Заволжская
1971 - Тень Юлия - Джули
1971 - Что делать? - женщина в чёрном
1972 - Карпухин - Овсянникова
1972 - Летние сны - Галина Сахно
1972 - Табачный капитан - Ниниш
1972 - Цирк зажигает огни - Лолита
1973 - Дача - Лера («Степаныч»)
1973 - Дверь без замка - Анна Ивановна
1973 - Дети Ванюшина - Клавдия Щёткина
1973 - Старые стены - Анна Георгиевна Смирнова
1973 - Открытая книга - Глафира Сергеевна Рыбакова
1974 - Бенефис Савелия Крамарова - камео
1974 - Бенефис Сергея Мартинсона - камео
1974 - Соломенная шляпка - Клара Бокардон
1975 - Бенефис Ларисы Голубкиной - миссис Пирс
1975 - Дневник директора школы - Инна Сергеевна
1975 - Шаг навстречу - Валентина Степановна
1976 - Волшебный фонарь - соседка / мать / девушка с Дикого Запада
1976 - Двадцать дней без войны - Нина Николаевна
1976 - Мама - Мама-коза / тётя Маша
1976 - Небесные ласточки - Корина
1976 - Преступление - Люба, артистка
1976 - Семейная мелодрама - Валентина Барабанова
1976 - Сентиментальный роман - Мария Петриченко
1976 - Строговы - Капитолина
1977 - Вторая попытка Виктора Крохина - Люба Крохина
1977 - Обратная связь - Маргарита Илларионовна Вязникова
1978 - Бенефис Людмилы Гурченко - Актриса / Старуха / Ниниш / Разбойница / Наполеонша / Бабетта / Эльвира / Пиратка / Пастушка / Монахиня / Белошвейка / Девушка / Дженни / Сапожница / Пресс-секретарь
1978 - Красавец-мужчина - Сусанна
1978 - Острова в океане - жена Хадсона
1978 - Познавая белый свет - незнакомка
1978 - Пять вечеров - Тамара Васильевна
1978 - Сибириада - Тая Соломина
1978 - Уходя - уходи - Алиса Сулина
1979 - Несколько дней из жизни И. И. Обломова - няня Ильи Обломова
1980 - Идеальный муж - Лора Чивли
1980 - мф Наш друг Пишичитай (Выпуск 3) - Опечатка (озвучивание)
1980 - Особо важное задание - Эльвира Павловна Лунина
1980 - Песни войны - камео
1981 - Любимая женщина механика Гаврилова - Маргарита Сергеевна Соловьёва
1981 - Отпуск за свой счёт - Ада Петровна
1982 - Вокзал для двоих - Вера Николаевна Нефёдова
1982 - Любимые песни - камео
1983 - Магистраль - Капитолина Николаевна Гвоздёва
1982 - Полёты во сне и наяву - Лариса Юрьевна Кузьмина
1983 - Шурочка - Раиса Петерсон
1983 - Рецепт её молодости - Эмилия Марти
1985 - Аплодисменты, аплодисменты... - актриса Гончарова
1984 - Любовь и голуби - Раиса Захаровна
1984 - Прохиндиада, или Бег на месте - Екатерина Ивановна Любомудрова
1987 - Мечтатели - Аполлинария Спенсер
1987 - Претендент - Кэрол
1988 - Дорога в ад - Марта Хольман
1988 - Ожог - Анна Тимофеевна Румянцева
1989 - А был ли Каротин? - Курнатова-Борджиа
1989 - Молодой человек из хорошей семьи - мать Арины
1989 - Премьера года
1990 - Моя морячка - Людмила Пашкова
1990 - Наша дача - Людмила Козлова
1990 - Нелюдь, или В раю запрещена охота - Зоя Михайловна Шерстобитова
1991 - Виват, гардемарины! - Иоганна
1990 - Имитатор - певица
1991 - Прости нас, мачеха Россия! - Наталья Фёдоровна Зимина
1991 - Сексказка - Диана
1992 - Белые одежды - Антонина Прокофьевна Туманова
1992 - Гардемарины 3 - Иоганна, мать принцессы Фике
1992 - Прощальные гастроли - Нина Владимировна
1993 - Люблю
1993 - Послушай, Феллини! - Вера
1994 - Прохиндиада 2 - Екатерина Ивановна Любомудрова
1997 - Старые песни о главном 2 - звезда / жительница двора
2000 - Старые клячи - Елизавета
2001 - Женское счастье - Маргарита
2001 - Старые песни о главном (постскриптум) - таинственная постоялица
2002 - Шукшинские рассказы (новелла «Бессовестные») - Малышева
2005 - Двенадцать стульев - Елена Боур
2004 - Если завтра в поход... - тётя Гала
2004-2005 - Осторожно, Задов! - Антонина Максимовна
2005 - УВД-2. Во власти - босс крымской мафии
2005 - Высшая мера - босс крымской мафии
2005 - Взять Тарантину - Анна Васильевна
2005 - Горыныч и Виктория - Элеонора
2006 - 1-й Скорый - Раиса Захаровна
2006 - Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя - камео
2007 - Первый дома - камео
2009 - Пёстрые сумерки - Анна Дмитриевна Семёнова
2010 - Марковна. Перезагрузка - камео
2011 - Легенда. Людмила Гурченко - камео

Выступала в качестве режиссёра фильма "Пёстрые сумерки" (2009, совместно с Дмитрием Коробкиным) и композитора к картинами "Моя морячка" (1990), "Люблю" (1993), "Пёстрые сумерки" (2009).

Дискография Людмилы Гурченко:

1979 - Бенефис
1980 - Музыка Советского кино
1982 - Песни войны
1984 - Любимые песни
1985 - Рецепт её молодости
1992 - Да не верится!

1994 - Люблю
1995 - Хорошее настроение
1996 - Грустная пластинка (Что знает о любви любовь...)
1997 - Песни войны
1998 - Бюро счастья (мюзикл)
2001 - Прощай, Двадцатый...
2001 - Актёр и песня. Людмила Гурченко
2002 - Мадлен, спокойно!
2004 - Жизнь как дым...
2006 - Не грусти!
2011 - Белый снег

Видеоклипы Людмилы Гурченко:

1956 - Пять минут
1969 - Мария
1997 - «Примадонна» дуэт с Аллой Пугачёвой
2001 - «Хочешь?»
2002 - Харьков
2004 - Петербург-Ленинград (дуэт с Борисом Моисеевым)
2005 - Ненавижу (дуэт с Б. Моисеевым)
2006 - Молитва (режиссёр Фёдор Бондарчук)
2008 - Маяк (дуэт с Михаилом Боярским)
2010 - Московские окна
2011 - Жду
2011 - Живем мы что-то без азарта
2011 - «Хочешь?»
2012 - Я отпускаю тебя - Филипп Киркоров (архивные кадры с Людмилой Гурченко)

Библиография Людмилы Гурченко:

1982 - Моё взрослое детство
1987 - Аплодисменты
2002 - Люся, стоп!

Театральные работы Людмилы Гурченко:

Московский театр «Современник» :

1963 - «Без креста» В. Ф. Тендряков; постановка Олега Ефремова - доярка
1963 - «В день свадьбы» В. С. Розова; постановка Олега Ефремова - Майка
1964 - «Старшая сестра» А. М. Володин; постановка Олега Ефремова
1964 - «Сирано де Бержерак» Э. Ростана; постановка Олега Ефремова и Игоря Кваши - Роксана
1964 - «Всегда в продаже» В. Аксёнова; постановка Олега Ефремова - жена трубача
1965 - «Голый король» Е. Л. Шварца; постановка Олега Ефремова и М. Микаэлян - гувернантка
1966 - «Вечно живые» В. С. Розова; постановка Олега Ефремова - Танечка

Театр-студия киноактёра :

1964 - «Красное и чёрное» В. Стендаля; постановка Сергея Герасимова - Матильда де ля Моль
1965 - «Целуй меня, Кэт!» Кола Портера; постановка Давида Ливнева - Бьянка
1966 - «Дурочка» Лопе де Вега; постановка Евгения Радомысленского

Школа современной пьесы :

1991 - «А чой-то ты во фраке?» С. Никитина, Д. Сухарева (по «Предложению» А. П. Чехова); постановка Иосифа Райхельгауза - невеста

Театр Антона Чехова :

1993 - «Чествование» Б. Слейда; постановка Леонида Трушкина
1997 - «Недосягаемая» С. Моэма; постановка Леонида Трушкина - Каролина Эшли
1997 - «Поза эмигранта» Г. Слуцкого; постановка Леонида Трушкина - банкирша

Московский академический театр сатиры :

1995 - «После битвы поле победы принадлежит мародёрам» Э. С. Радзинского; постановка Андрея Житинкина - Инга Михалёва

ТО «ДУЭТ» :

1998 - «Бюро счастья»; постановка Андрея Житинкина - Маргарита
2001 - «Мадлен, спокойно!» В. Асланова; постановка Романа Козака - Мадлен Вердюрен
2004 - «Случайное счастье милиционера Пешкина»; постановка Андрея Житинкина - Валентина Пешкина
2007 - «Похищение Сабянинова» П. Гладилина; постановка Валерия Саркисова - Ангелина
2008 - «ПАБ» братья Пресняковы; постановка Братьев Пресняковых - Эль Джи