В деле о загадочной смерти знаменитой советской актрисы Зои Федоровой не так давно появилась новая версия. Тем не менее убийство так и не раскрыто.

Судьба этой женщины завораживает крутыми переменами и испытаниями. А ее смерть до сих пор остается загадкой и порождает легенды. Звезда советского кино Зоя Федоров а была найдена застреленной в собственной квартире. С той поры прошло больше тридцати лет, а дело так и осталось нераскрытым.

Страшная находка

11 декабря 1981 года в элитном доме 4/2 на Кутузовском проспекте, где жили родственники советской партийной элиты и видные деятели культуры, от высокого милицейского начальства рябило в глазах. Случилось резонансное преступление: в квартире №234 была убита заслуженная артистка РСФСР Зоя Федорова.

У присутствующих кровь стыла в жилах от увиденного: в комнате за прямоугольным столом на стуле сидела женщина. Ее голова лежала на столе, а правая рука была вытянута и сжимала красную трубку телефона, в котором раздавались тоскливые протяжные гудки. Говорят, что приехавшие первыми на место преступления следователи не сразу поняли, из-за чего умерла артистка.

Казалось, что у нее случился инсульт, так как по носогубной складке струилась кровь, а тело было еще теплым. Но, приподняв голову жертвы, милиционеры увидели дыру над левой бровью, а потом обнаружили, что стреляли в затылок, с расстояния около 20 сантиметров. Но самое страшное, что после убийства Федорову кто-то причесал! После выстрела волосы жертвы должны были растрепаться и закрутиться, а у нее была гладкая прическа.

Актрису обнаружил племянник, которому позвонила подруга Зои Алексеевны и попросила срочно приехать к тете. Дело в том, что женщины должны были встретиться, но подруга уже дважды приходила к артистке домой, настойчиво звонила, но дверь так никто и не открыл. Племянник зашел в квартиру и увидел ужасающую картину. Кто мог убить 74-летнюю звезду, не дожившую до своего юбилея 10 дней?


Плата за любовь

Слухов о том, кто мог убить любимую миллионами актрису, ходило много. Одной из основных версий выдвигали утверждение, что это сделали сотрудники КГБ. Дело в том, что в далеком 1927 году, когда Зое было всего 20 лет и она работала счетчицей в Госстрахе, с ней приключилась очень неприятная история. По выходным дням она ходила на вечеринки, которые устраивал у себя дома один знакомый ей молодой человек. Там она увлеклась неким военным по имени Кирилл , играющим на рояле, читающим стихи и красиво ухаживающим.

Вскоре этого Кирилла арестовали сотрудники ГПУ (Главное политуправление) и объявили его английским шпионом. Арестована была и Федорова. Но после нескольких допросов она была отпущена домой, и больше ей никаких обвинений не предъявляли. Это можно было объяснить тем, что следователи поверили юной влюбленной девушке и не стали ломать ей судьбу.

Но за спиной начали шептаться, что именно тогда она была завербована НКВД, так как ГПУ был подведомственной организацией. В пользу этой версии говорит и тот факт, что уже известной артистке Зое Федоровой позволили крутить роман с заместителем американского атташе в СССР Джексоном Тейтом .


Статная красавица Федорова и Тейт познакомились в 1945 году. И, как предполагают сторонники «шпионского следа», артистке было поручено «приглядеть» за красавцем американцем, героем войны. Но Зоя влюбилась, более того – забеременела от иностранца.

НКВД наказало обоих: американца в течение суток выслали из СССР. А Федоровой сначала позволили родить свою единственную дочь Викторию , а потом арестовали. Актрису обвиняли не только в шпионаже и антисоветской деятельности, но и в организации покушения на Иосифа Сталина . Не выдержав пыток, Федорова пыталась покончить с собой, но надзиратели ее спасли, избили до полусмерти и закрыли в карцере.


В результате Зою Алексеевну приговорили к 25 годам лагерей усиленного режима и конфискации имущества у всей семьи. Затем наказание изменили на тюремное заключение во Владимире. Пострадали и сестры актрисы. Одна из них была приговорена к пожизненной ссылке с двумя детьми на север Казахстана. Именно Александра и воспитывала дочь Федоровой Викторию, которая долго называла тетку своей мамой.

Вторая сестра, Мария, была осуждена на 10 лет, но умерла в Воркуте, не отбыв полностью срок.

Артистка отсидела девять лет, выйдя на свободу в 1955 году, через два года после смерти Сталина. Но чем могла не угодить КГБ пожилая женщина в 81-м? Дело в том, что ее дочь в 1975 году эмигрировала в США, к отцу. Федорова приезжала к Вике в Америку три раза. В первый свой приезд Зоя Алексеевна даже встретилась со своим бывшим возлюбленным Джексоном Тейтом. В 81-м она начала собирать документы на выезд на постоянное место жительство в Штаты. Но ей отказали, а вскоре в ее квартире оказался убийца.


Любители бриллиантов

Чтобы найти убийцу известной актрисы, оперативники начали допрашивать всех ее знакомых. Но они не ожидали, что придется опросить около четырех тысяч человек. В записной книжке советской звезды были обнаружены более двух тысяч телефонных номеров, и 1400 почтовых адресов, как московских, так и из других городов.

По воспоминаниям следователей, они познакомились практически со всеми сотрудниками «Мосфильма», артистами и режиссерами, общавшимися с Федоровой. Милиционеры понимали, что убийца кто-то из этих четырех тысяч человек. Но они что-то упускали из виду. И тогда было решено вновь выехать на место преступления.

При повторном осмотре была обнаружена незаметная дверь, которая вела в небольшую кладовку. В темной комнате от пола до потолка на полках стояли сумочки Зои Алексеевны. Обыскав каждую из них, сотрудники уголовного розыска нашли несколько тысяч рублей и золотые украшения. А также бирки, срезанные с ювелирных изделий.

По воспоминаниям следователей, они еще при первом осмотре собрали целую гору этикеток. Но на этот раз маленькие картонки валялись в чулане на полу, полках и исчислялись сотнями. Оперативники насобирали два полиэтиленовых пакета. Но куда делись драгоценности? Тогда говорили, что Зоя Алексеевна держала ювелирные украшения в огромном дорожном чемодане. Но он тоже исчез.

Было выдвинуто предположение, что Федорова стала жертвой так называемой «бриллиантовой мафии», к которую принадлежали жены и дети партийной элиты. Говорят, что артистка сумела войти в доверие к кремлевским любителям драгоценностей, антиквариата и картин еще в начале 70-х. И именно благодаря этим связям она сумела приобрести элитную квартиру на Кутузовском, где ее соседями были родственники Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева , председателя КГБ Юрия Андропова , главы МВД Николая Щелокова .

Выдвигалась версия, что Федорова, получив отказ в выезде на ПМЖ в Америку, могла начать шантажировать кого-то из высокопоставленных лиц. Благо, компрометирующей информации за 10 лет существования в этом привилегированном клане она накопила много. И проще было убрать ненужную свидетельницу.

Загадочная подруга


Существует еще одна версия убийства заслуженной артистки РСФСР, о которой знают немногие. Она была озвучена через тридцать с лишним лет после того, как нашли тело Федоровой. Говорят, что ее выдвигают оперативники, которые занимались этим делом, но тогда ничего раскрыть не смогли.

Когда в 82-м вовсю шли допросы знакомых актрисы, в УГРО раздался звонок: женщина, не пожелавшая назвать свое имя, сообщила, что Федорова перед смертью тесно общалась с новой подругой, у которой сын жил в США. Тогда на этот «сигнал» не обратили внимания. А уже потом, спустя годы, один из следователей предположил, что именно эта новая подруга и была убийцей Зои Алексеевны.

Как выяснили милиционеры, незадолго до гибели артистка купила кольцо с бриллиантом стоимостью около 50 тысяч рублей (цена «Волги» была около 12 тысяч, а средняя зарплата - около 200 рублей). Естественно, этого кольца в квартире убитой не нашли. Как предполагают следователи, именно оно и стало причиной гибели актрисы. Новая приятельница Федоровой собиралась эмигрировать в США, но, в отличие от Зои Алексеевны, она получила разрешение на выезд и уже имела билет на самолет.

Версия выглядит примерно так. Подруги встретились незадолго до отъезда. Федорова хотела передать через эту женщину своей дочери то самое кольцо с бриллиантом. Актриса, которая всегда была очень осторожной, решила обезопасить хоть как-то свою «посылочку» и сообщить дочери номер рейса, на котором прилетит из СССР приятельница с кольцом. А вот это как раз в планы новой подруги не входило. Она надеялась забрать кольцо и обеспечить себе безбедное существование в первые месяцы на чужбине.

Следователи установили по положению головы убитой, по тому, как она была повернута к телефону, как актриса держала трубку, что это не Федорова намеревалась позвонить, а ей позвонили. И именно во время звонка и раздался выстрел. Актрису обнаружили в очках, которые считались домашними. Они были старые, немодные и совершенно не шли артистке. Скорее всего, жертва намеревалась прочесть какой-то документ. И если следовать этой версии, то это был билет на самолет.

Также не стоит забывать, что убийца причесал свою жертву после выстрела. То есть он хорошо к ней относился и даже пожалел. Возможно, это могла быть та самая загадочная новая приятельница, которая помимо кольца прихватила и другие драгоценности актрисы.

Пугачёва расписалась на руке организатора банды, чтобы он подписал протоколы допросов

Тамара ШИПИЦИНА всю жизнь проработала следователем. Ей пришлось заниматься серийным убийцей - «московским Чикатило», организаторами левых концертов, нашумевшим убийством актрисы Зои ФЕДОРОВОЙ. На пенсии Тамара Васильевна продолжила работать адвокатом, встав на другую сторону закона.

В 24 года я перевелась из Казахстана в Москву, где 33 года проработала в следственных органах, - вспоминает Тамара Шипицина. - Мне довелось заниматься и гибелью Зои Федоровой. Поскольку квартира актрисы находилась по соседству с местом моей работы, моя следственная группа оказалась первой на месте преступления. Юлиан Семенов написал: «Она сидела в кресле, из трофейного пистолета выстрелили». На самом деле она лежала на полу в прихожей, все там было в крови, в кресло в комнате ее усадили позднее. Убили Федорову гвоздодером, а пистолет лежал нетронутым в другом месте.
Только мы приступили к осмотру тела, вбежал Василий Лановой в офицерской форме. Примчался со съемок фильма «Огарева, 6». Заскочил и начал в квартире убитой руками мебель трогать. Я Ланового схватила за китель и отчитала: «Вы что творите?! Вы ее убили? Нет? Тогда зачем трогаете? Выйдите немедленно!» Мы потом за Лановым на похоронах наблюдали: он и там себя странно вел...
Дело Зои Федоровой так и осталось нераскрытым. По одной версии, ее могли убить из-за контрабанды бриллиантов. По другой - актриса согласилась играть в биографическом фильме английского актера и режиссера Лоуренса Оливье, в котором была бы рассказана история ее трагической любви к американскому дипломату Джексону Тейту, что не могло понравиться «компетентным органам». За «шпионаж» актриса отсидела с 1946 по 1955 год. Совсем другой версии придерживалась Шипицина:
- Изучив ее письма, мы поняли, что она собирала компромат на многих высокопоставленных лиц. Поэтому у нее было много влиятельных врагов. Скорее всего, Зоя Федорова шантажировала крупных чиновников и политиков. Она могла сотрудничать с КГБ и ЦРУ, поставляя им конфиденциальную информацию. Дело нам не удалось завершить потому, что через полтора месяца его передали на Петровку, там оно и «повисло».

Громыко сделал квартиру

Тамара Шипицина, как и большинство советских людей, жила скромно: с детьми снимала комнату в коммуналке. Получить свое жилье помог министр иностранных дел Андрей Громыко.
- Я приехала на обычное ограбление. Женщина открыла дверь, так как звонивший представился почтальоном и назвал имя родственника. Он затащил ее в комнату, избил, а чтобы не было слышно криков, заткнул ей рот углом одеяла. Потерпевшая оказалась крепким орешком - у нее рот порван, а она рассказывает мне, как не признавалась, куда спрятала снятые со сберкнижки деньги. Потом хозяйка принесла семейные альбомы и, показывая фотографии, стала рассказывать: это Ванечка, а это Андрей - беспризорник, которого они с мужем вырастили. И вот во время осмотра места преступления приезжают ее Ванечка и Андрюша. Сели скромно в сторонке и молчат. Я, уставшая и мечтающая о доме, говорю оперативнику: «Опроси родных». Коллега начинает заполнять бумаги, вдруг встает и тихо говорит: «Я пошел» - и показывает мне глазами на титульный лист. В графе «Фамилия, имя, отчество» я прочитала Громыко Андрей Андреевич и ниже: «Место работы» - министр иностранных дел. Я опешила: «Чтобы вас допросить, мне нужно спецразрешение». Все, что связано с ЦК КПСС и Политбюро, сразу уходило в КГБ. Андрей Андреевич со словами «Я дам вам разрешение» своей рукой написал об этом в деле. Я растерялась: «Не знаю, что и спрашивать. Ваше окружение? Вы же сейчас все Политбюро назовете!»

Как потом оказалось, племянница потерпевшей встречалась с парнем спортивного телосложения, он и совершил налет.
Допрос закончился в два часа ночи. Громыко предложил меня подвезти. Я говорю: «Мне материалы надо в управление сдать». Но Андрей Андреевич твердо решил меня подбросить до работы, а потом до дома. Когда министр узнал, что живу на съемной квартире, он решил зайти. Картина советская: дети спят на полу, рядом живет пьяница. Андрей Андреевич спросил, какая у меня зарплата и стою ли я в очереди на квартиру. Мой номер на получение жилплощади был тысячный. Но буквально через пару недель мне дали квартиру. Громыко все решил.
У нас в управлении этот протокол допроса стал реликвией.

Пугачева расписалась

Тамара Васильевна вела дело и о левых концертах. Но вспоминает о нем в связи с другим преступлением.
- У меня был обвиняемый, администратор известного на всю Москву ресторана «Арбат». Он организовывал ограбления богатых клиентов с помощью проституток. Как в фильме «Криминальный талант», где главную роль сыграла Александра Захарова. Девочки добавляли в спиртное клофелин, клиент отрубался, и его «раздевали». Один парень с Камчатки оказался крепким, очухался, когда его притащили на стройку. Шайка ничего не боялась: вызвали ментов - парня задержали, а настоящих преступников отпустили. Но я раскрутила дело, и администратора «Арбата» посадили.
Так вот, дело я уже заканчивала, а мой обвиняемый не подписывал протоколы. Следовательно, были нужны понятые. А как раз в это время я должна была допрашивать о левых выступлениях по делу «Москонцерта» Аллу Пугачеву и Михаила Боярского. Они сидели в комнате для проведения очной ставки. И тогда я пригласила Пугачеву и Боярского в качестве понятых. Артисты не выпендривались, понимали, что отвечать за «левак» будут не они, а стрелочники - организаторы. Долго не подписывавший бумаги администратор при виде знаменитых артистов выпалил: «Я все подпишу! Только пусть Алла Борисовна и Михаил Сергеевич оставят мне автограф на руке». Пугачева ему что-то на руке изобразила, и он, подписав бумаги, уехал в тюрьму.
По делу «Москонцерта» тогда посадили администраторов кинотеатров, а исполнителей - нет. Билеты продавались как в кино на последний сеанс, но по завышенным ценам. С улицы люди туда, конечно, не попадали. Ясно, что налоги не платили ни администраторы, ни артисты. Правда, на концертах, надо отдать им должное, исполнители выкладывались. Лев Дуров, Олег Янковский, Семен Альтов иногда работали до двух часов ночи.
А по «Мосгосцирку», считай, по любому поводу дела заводили. Привезли что-то из-за границы - спекуляция.

Добилась расстрела маньяка

Как одно из самых тяжелых Тамара Васильевна вспоминает дело «московского Чикатило».
- Маньяк действовал профессионально, поскольку был медиком: жертве перекрывал сонную артерию. Погорел душегуб на 101-й женщине - не додушил. Потерпевшая работала в столовой на раздаче, спустя какое-то время снова его увидела и узнала. Дела о серийных преступлениях объединили и отдали мне. Тяжело пришлось: циничная мразь, но грамотная. Помню, как мы расшифровали его записную книжку: он дату и время ставил, а место сокращал. Подняли все висяки. Убийца рассказывал с таким цинизмом и злорадством, что я порой прерывала допросы. Хоть экспертиза Института им. Сербского признала его невменяемым, я добилась, чтобы в Санкт-Петербурге провели повторную. Понимала, что иначе эта нелюдь избежит справедливого наказания. В итоге убийца не ушел от расплаты. Считаю, к таким преступникам нужно применять смертную казнь.

Взяток не брала

Как говорит Шипицина, в СССР в органах тоже имелась коррупция. Однажды ей пришлось испытать это на себе.
- Ко мне в руки попало дело сына директрисы универмага «Москва». Парень заставлял детей из неблагополучных семей промышлять воровством. Доказательная база собрана, нужно в суд передавать, как вдруг мой шеф приходит ко мне и пишет на деле: «Уголовное дело подлежит прекращению по статье... Закрыть». А статью не пишет, дату не ставит, номер дела тоже отсутствует. Я говорю: «А по какой статье?» А у нас была статья № 6 УК РСФСР «За изменением обстановки». Лазейка, чтобы уйти от наказания по закону. Она применялась, если подсудимый попадал в армию или больницу. Я беру написанную начальником бумажку и в лифчик прячу. На следующий день ко мне прибегает директриса универмага «Москва»: «Я же и на вашу долю дала!» Я говорю: «Вы напишите бумагу, что дали и кому». Она возьми и напиши.
Начальник мне отомстил: буквально на следующий день моего сына Олега забрали в армию и собирались отправить служить в Афганистан, в роту разведки. Шеф хорошо знал военкома: пил вместе с ним. К счастью, я Олега сумела перевести в другую часть: через неделю в роте осталось в живых всего пятеро.
Тогда поняла: бороться с ветряной мельницей бесполезно. Правда, я осталась работать, а начальник ушел на повышение - в райком партии, а затем и в правительство. Когда его оттуда выгнали по какой-то причине и он вернулся в систему МВД, то стал адвокатом и в конце концов спился. Сейчас я тоже столкнулась с людьми в правоохранительных органах, которые должны сидеть. И в советское время была коррупция, но не в том объеме, как сейчас.

Из первых уст
- Я очень любил Зою Федорову как киноактрису, - поделился Василий Лановой. - Ее гибель стала трагедией для нашего кинематографа. Узнав о ее смерти, я был потрясен, а так как снимался в сериале «Огарева, 6», где играл сотрудника органов, то прибежал в ее квартиру в офицерской форме.


Жизнь советской актрисы Зои Федоровой , сыгравшей в таких известных картинах, как "Фронтовые подруги", "Свадьба в Малиновке", "Москва слезам не верит" и многие другие, сложилась, как настоящий триллер. Ей довелось пережить многое: несчастную любовь, обвинения в шпионаже, признание дочерью врага народа, тюремное заключение… Ее земной путь оборвался, когда прозвучал роковой выстрел в затылок. Каков был мотив убийства, следствие так и не установило.




Как это часто бывает, путь к театру и кино Зоя Федорова прокладывала кровью и потом. Родители ее были обычными рабочими, и поэтому отнюдь не благоволили желанию дочери постичь такую необычную, по их мнению, профессию. Чтобы дочь остепенилась и выбросила глупости из головы, отец настоял на том, чтобы она пошла работать бухгалтером в Госстрах. Правда, работала она здесь недолго и все же смогла уговорить родителей дать ей шанс и разрешить поступать в театральное училище.



Актерская карьера Федоровой началась с эпизодической роли в фильме "Встречный". Несмотря на то, что при монтаже эпизод вырезали, съемки сыграли роковую роль в ее судьбе. Зоя познакомилась с оператором Владимиром Раппопортом, их роман длился недолго, но за это время мэтр кинематографа проложил начинающей актрисе путь к Олимпу.



Роман с Раппопортом закончился одновременно с трагическими событиями, происходившими в семье Федоровых. Отца Зои объявили врагом народа, так что девушке ничего не оставалось, как собрать всю волю в кулак и отправиться на личный прием к Берии, чтобы просить о помиловании.



Как на самом деле складывались отношения Зои Федоровой с Лаврентием Павловичем - доподлинно не известно. Однако через время отца все же удалось вызволить, хоть и прожил он после заключения совсем недолго. Политические обвинения преследовали Зою всю жизнь: в молодости ее возлюбленный, офицер Кирилл Прове был обвинен в шпионаже, позже и она сама попала в тюрьму по аналогичному обвинению. Причиной ареста самой Зои стали ее отношения с американским военным Джексоном Тейтом. Их отношения завязались в годы войны, а после ее окончания стали рассматриваться правительством как преступные, ведь США перестали быть союзником Страны Советов.



Тейта, который на то время жил в СССР, выслали, а Федорову приговорили к 25 годам исправительных работ в лагерях. Женщина попыталась свести счеты с жизнью, но ее спасли и бросили за решетку. Восемь лет она провела в тюрьме, прежде чем дело пересмотрели и выпустили актрису на свободу.



Интересно, что вторая жизнь пришла к Зое Федоровой уже после всех испытаний. Если во фронтовых картинах, снятых в годы войны ("Подруги", "Музыкальная история", "Свадьба") ее героини были молоды и красивы, в них пульсировала сама жизнь, то в "постюремный" период ей доставались только возрастные роли. В эти годы Федорова признана народной артисткой, она появляется во многих знаковых лентах. "Свадьба в Малиновке», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Тени исчезают в полдень», «Москва слезам не верит» - все эти картины до сих пор любимы зрителями.



Закат жизни очаровательной актрисы был трагичен. Казалось, она еще может обрести счастье, ей удалось отыскать возлюбленного Тейта, она наконец воссоединилась с дочерью, с которой много лет была разлучена. Даже хотела переехать жить в Америку, однако внезапно прозвучал тот самый роковой выстрел, причина которого так и не была установлена. Кто был убийцей Зои Федоровой, следствие не установило. Известно лишь то, что женщина сама открыла дверь своей квартиры преступнику, так что есть все основания полагать, что это был хорошо знакомый ей человек.

Еще одна актриса, которая по-настоящему раскрыла свой талант, лишь перейдя 40-летний рубеж, - Татьяна Пельтцер. Ее по праву называют .

Она родилась в 1907 году в Петербурге, в рабочей семье. После переезда в Москву в 1918 году, отец Зои получил должность в Кремле. Красивая талантливая девочка с детства мечтала быть актрисой и, миновав все препятствия, в 1928 году поступила в театральное училище, окончив его в 1934-м. Ещё студенткой Зоя стала сниматься в кино. Дебютом Фёдоровой считается роль в музыкальной комедии «Гармонь» 1934 года. Всесоюзную славу принесла молодой актрисе роль Зои в драме 1935 года «Подруги». Её карьере не в силах был навредить даже арест отца по ложному обвинению. Она продолжала играть главные роли в кино, получила 2 сталинские премии и орден, не уставая покорять сердца поклонников.

У яркой, успешной и, вернее всего, раскрепощённой Зои всегда было много обожателей. Она отважно выходила замуж, а потом разводилась, не оглядываясь на завистников и недоброжелателей. В студенчестве её мужем недолго был актёр Леонид Вейцлер, потом – кинооператор Вульф Раппопорт. После этого Фёдорова состояла в гражданском браке с лётчиком Иваном Клещёвым, погибшим в1942 году. Вероятно, она не понимала до конца всей опасности связи с американским дипломатом Джексоном Тейтом, от которого в 1946 году родила дочь Викторию.

Даже поспешный брак с композитором Александром Рязановым не спас её от кары. В 1946 году Фёдорова была арестована, обвинена в шпионаже, и осуждена на 25 лет лагерей особого режима. Её сестры и дочь отбыли в далёкую ссылку. Только «хрущёвская оттепель» спасла актрису от гибели в тюрьме. В 1955 году её освободили и восстановили в правах, как и всех пострадавших от репрессий тоталитарного режима. Зоя Алексеевна вернулась в кино и воссоединилась с дочерью, которая тоже стала актрисой. После этого была сыграна ещё не одна роль, а всего их оказалось более 80-ти, прожит не один свободный день.

Жизнь в тюрьме изменило легкомысленную, когда-то, Фёдорову. Прожив 9 лет в тесном общении с уголовницами, она стала осторожной и подозрительной: никого не пускала домой, и общалась с посетителями через дверь, по необходимости — во дворе. Причиной стало увлечение актрисы бриллиантами, которое она тоже вынесла из тюрьмы. Она вкладывала деньги в ювелирные украшения, которые хранила дома и пересылала Виктории, уехавшей в США.

Убийство актрисы в собственной квартире продолжает мучить многие умы. Следствие так и не установило имя убийцы. Версий в обществе была масса: КГБ, бриллиантовая мафия, уголовники и т.д. Следователь Кривошеин, отстранённый делами от следствия, уже позже предположил, что убийцей могла быть подруга, уезжающая в США к сыну. Она вошла в дом для передачи посылки и воспользовалась случаем – вот почему умерла Зоя Фёдорова. Так ли это — никто не знает: та женщина уже умерла.

1036 Просмотров

Зоя Федорова - одна из самых популярных актрис советского кино довоенного периода. Она снялась в таких фильмах, как «Музыкальная история», «Шахтеры», «Фронтовые подруги», «Великий гражданин», «Свадьба» и многих других. Актриса дважды становилась лауреатом Сталинской премии и была награждена орденом Трудового Красного знамени. Но даже такие награды не спасли ее от заключения в ГУЛАГ.
Зоя Федорова родилась 21 декабря 1909 года в Петербурге в семье простого рабочего, Затем ее семья переехала в Москву. В 1928 году красивая девушка поступила в театральное училище, которым руководил Юрий Завадский. Всесоюзная популярность пришла к молодой актрисе в 1936 году после исполнения одной из главных ролей в кинофильме «Подруги». В мире кино ее называли «советской Мэри Пикфорд» за потрясающую внешность и легкий характер. Как говорили тогда представители артистической богемы, Зоя Федорова обожает только три вещи - фильдеперсовые чулочки, шикарные шляпки и быстрый фокстрот.

Танцевала актриса действительно с шармом - красиво, зажигательно, до упаду. При этом мало кто из представителей богемы догадывался, что эта легкомысленная красотка по совместительству работает на НКВД. В основном актриса вращалась в дипломатических кругах, собирая нужную органам информацию. Точно известно, что Зоя Федорова в случае сдачи Москвы в 1941 году должна была остаться в оккупированном немцами городе и работать на советскую разведку.

В застенках ГУЛАГА

27 декабря 1946 года актрису арестовали, обвинив в антисоветской деятельности, шпионаже и до кучи в подготовке покушения на И.Сталина. За время следствия Федорову сто пять раз вызывали на допросы. Следствию удалось доказать, что актриса была близко знакома с американским военно-морским атташе Джексоном Тейтом, сожительствовала с ним и родила от него ребенка. Таким образом факт измены и шпионажа считался доказанным. Факт подготовки покушения подтверждался незарегистрированным пистолетом «браунинг», который актрисе подарил один знакомый офицер-фронтовик.

8 сентября 1947 года Особое совещание приговорило Федорову З.А. к двадцати пяти годам лишения свободы с полной конфискацией имущества. Причем срок ей полагалось отбывать не в исправительно-трудовом лагере, а в «крытой» тюрьме, что являлось дополнительным наказанием.

Через три дня актрису из «Лефортово» по переправили в печально известный Владимирский централ, затем в тюрьму. Потом по каким-то причинам снова вернули во «Владимирку». Там актриса некоторое время сидела в одиночке, затем в одной камере с известной певицей Лидией Руслановой. Иногда знаменитые арестантки устраивали для администрации тюрьмы небольшие концерты, получая в качестве гонорара продукты, папиросы и чай.

Убийство так и осталось нераскрытым

Зоя Федорова вышла на свободу в феврале 1955 года, проведя в заключении почти десять лет. Вернувшись в Москву, первое время жила у своей тюремной подруги Лидии Руслановой. Уже в 1955 году актриса снялась в фильме «Своими руками», но роли теперь ей давали небольшие. Да и потрясающая красота актрисы увяла в застенках ГУЛАГа.

В 1965 году Зоя Федорова стала заслуженной артисткой РСФСР. Но теперь о ней больше говорили не как об актрисе, а как о светской женщине, которая может купить и продать любые драгоценности и бриллианты.

В 70-х годах Зоя Федорова несколько раз съездила в США, где проживал ее бывший возлюбленный Д.Тейт и их совместная дочь По слухам, актриса планировала уехать в Америку навсегда. Но 10 декабря 1981 года Зоя Федорова была застрелена неизвестным лицом в своей шикарной квартире на Кутузовском проспекте. Следствие по дерзкому преступлению зашло в тупик. Выяснилось только одно. Зоя Алексеевна была хорошо знакома с убийцей, сама открыла ему входную дверь и впустила в квартиру. Затем спокойно уселась в кресло, а убийца подошел к ней сзади и выстрелил в затылок. По версии следствия, мотивом преступления скорее всего послужило участие актрисы в делах «бриллиантовой мафии».

По материалам газеты
"За решеткой" (№1 2011 г.)