17 сентября 1857 года в Рязанской губернии на свет появился человек, без которого невозможно представить космонавтику. Это Константин Эдуардович Циолковский – ученый-самоучка, который обосновал идею, что именно ракеты нужно использовать для полетов в космос.
Он искренне верил в то, что человечество достигнет такого уровня развития, что будет способно заселять просторы Вселенной.

Циолковский - дворянин

Отец Эдуард Игнатьевич работал лесником и был, как вспоминал сын, из обедневшего дворянского рода, а мать Мария Ивановна происходила из семьи мелких помещиков. Она же обучила его грамматике и чтению.
«Проблески серьезного умственного сознания проявились при чтении. Лет в 14 я вздумал почитать арифметику, и мне показалось все там совершенно ясным и понятным. С этого времени я понял, что книги - вещь немудреная и вполне мне доступная».
«Нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной, подобно другим бессмертным».

Циолковский с детства страдал глухотой

Маленький Константин в детстве переболел скарлатиной, отчего ему было трудно учиться в мужской гимназии в Вятке (современный Киров), куда переехал в 1868 году. Вообще, Циолковского часто наказывали за всякие шалости в классе.
«Страх естественной смерти уничтожится от глубокого познания природы».
«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль».

Ученый не получил образования

Циолковский был отчислен из гимназии. А когда юноше было 16 лет, ему не удалось поступить в московское техническое училище. После этого Константин занимался только самообразованием и репетиторством. В Москве он грыз гранит науки в библиотеке Румянцевского музея. По воспоминаниям Циолковского, ему так не хватало денег в столице, что он в буквальном смысле питался только черным хлебом и водой.
«Основной мотив моей жизни - сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».
«Проникни люди в солнечную систему, распоряжайся в ней, как хозяйка в доме: раскроются ли тогда тайны мира? Нисколько! Как осмотр какого-нибудь камушка или раковины не раскроет еще тайн океана».


Здание, где чаще всего занимался Циолковский

Циолковский по профессии был учителем

Вернувшись домой в Рязань, Константин с успехом сдал экзамены на звание уездного учителя математики. Он получил направление в Боровское училище (территория современной Калужской области), где обосновался в 1880 году. Там же педагог писал научные исследования и работы. Не имея связей в научном мире, Циолковский самостоятельно разработал кинетическую теорию газов. Хотя это было доказано четверть века назад. Говорят, сам Дмитрий Менделеев сообщил ему, что он открыл Америку.
«Новые идеи надо поддерживать. Немногие имеют такую ценность, но это очень драгоценное свойство людей».
«Время, возможно, существует, однако мы не знаем, где его следует искать. Если время существует в природе, то оно еще не открыто».

Коллеги сначала не понимали Циолковского

В 1885 году ученый всерьез увлекся идеей создать аэростат. Он отправлял доклады и письма в научные организации касательно этого вопроса. Однако получил отказ: «Г-ну Циолковскому оказать нравственную поддержку, сообщив ему мнение Отдела о его проекте. Просьбу же о пособии на проведение опытов отклонить», - писали ему из Русского технического общества. Тем не менее, педагогу удалось добиться того, чтобы его статьи и труды регулярно издавались.
«Теперь, наоборот, меня мучает мысль: окупил ли я своими трудами тот хлеб, который я ел в течение 77-ми лет? Поэтому я всю жизнь стремился к крестьянскому земледелию, чтобы буквально есть свой хлеб».
«Смерть есть одна из иллюзий слабого человеческого разума. Ее нет, потому что существование атома в неорганической материи не отмечается памятью и временем, последнего как бы нет. Множество же существований атома в органической форме сливаются в одну субъективно непрерывную и счастливую жизнь - счастливую, так как иной нет».

Иллюстрация из книги «На Луне»

Циолковский раньше всех узнал, каково быть на Луне

В своей научно-фантастической повести «На Луне» Циолковский писал: «Медлить более было нельзя: жара стояла адская; по крайней мере, снаружи, в местах освещенных, каменная почва накаливалась до того, что пришлось подвязать под сапоги довольно толстые деревянные дощечки. Второпях мы роняли стеклянную и глиняную посуду, но она не разбивалась - так слаба была тяжесть». По признаниям многих, ученый в точности описал лунную атмосферу.
«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».

Циолковский, Константин Эдуардович – русский, а затем советский исследователь, ученый. Основоположник космонавтики. Исследователь воздухоплавания и аэродинамики. Приверженец космизма, пропагандист освоения космоса.

Биография

Константин Эдуардович Циолковский появился на свет 17 сентября 1857 года в маленьком селе Ижевское, что невдалеке от Рязани. Отец, Эдуард Игнатьевич Циолковский, работал лесником. Мать, Мария Ивановна Юмашева, происходила из семьи мелкопоместных дворян, занималась домашним хозяйством.

В 1868 году семья перебралась во Вятку, а в следующем году Константин поступил во Вятскую гимназию. Учеба давалась тяжело, во многом из-за глухоты, которая была последствием скарлатины. В 1873 году Константина отчислили из гимназии. После этого он больше нигде и никогда не учился, предпочитая заниматься самообразованием.

В 16-летнем возрасте Циолковский уезжает в Москву. В течении трех лет изучает математику, химию, механику, астрономию. Использует специальный слуховой аппарат для общения с окружающими. Несмотря на все свои усилия, Константин не в силах себя обеспечить, — жизнь в столице для него слишком дорогая. В 1876 году он возвращается к отцу во Вятку.

Здесь он занимается репетиторством, дает частные уроки по математике и физике. Ученики охотно шли к Циолковскому, который уже зарекомендовал себя как отличного учителя.

В 1878 году Циолковский с семьей приезжает в Рязань. Здесь он сдает экзамены, получает диплом учителя и отправляется работать в школу в Боровске.

В Боровском уездном училище, несмотря на удалении от научных центров страны, Циолковский активно ведет исследования в области аэродинамики. Он создает основы кинетической теории газов и отправляет данные в Русское физико-химическое общество. Менделеев присылает ответ: это открытие уже сделано 25 лет тому назад. Для Константина Эдуардовича это стало настоящим потрясением, но он быстро справился с ним. Зато в Петербурге приняли во внимание талант Циолковского.

В 1892 году Константин Эдуардович переезжает в Калугу. Снова работает учителем, занимается аэронавтикой и астронавтикой. Здесь он создал тоннель, в котором проверял аэродинамику летательных аппаратов. Циолковский просит финансовой помощи у Физико-химического общества, но оно не выделяет на опыты ни копейки. Ученому-самоучке приходится использовать для опытов деньги семьи. На свои средства он создал и тщательно протестировал около 100 различных моделей летательных аппаратов. Вскоре известия об опытах все же заставляют Физико-химическое общество выделить 470 рублей. Эти деньги пошли на создание усовершенствованного аэродинамического тоннеля.

В этот период Циолковский все больше внимания уделяет космосу. В 1895 году публикуется его книга «Грезы о земле и небе». Год спустя начинается работа над книгой «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя». В этом труде внимание было уделено ракетным двигателям, особенностям топлива, транспортировке грузов в космосе.

Начало 1900-х годов для Циолковского было нелегким. В 1902 году покончил с собой сын Игнатий. Спустя пять лет разлилась Ока, вода затопила дом исследователя, безвозвратно уничтожила много экспонатов, машин, уникальных расчетов. Физико-химическое общество к моделям летательных аппаратов Циолковского осталось равнодушным и денег на продолжение исследований выделять не захотело.

С приходом к власти большевиком жизнь Циолковского стала полегче. Русское Общество Любителей Мироведения выделило ему пенсию, благодаря чему исследователь не умер от голода. В ноябре 1919 года Циолковского арестовали и увезли на Лубянку. Ему повезло – через несколько недель выпустили. Согласно некоторым данным, благодаря ходатайству кого-то из высокопоставленных партийцев.

В 1921 году советская власть принимает решение назначить Циолковскому пожизненную пенсию.

19 сентября 1935 года Константин Эдуардович Циолковский скончался от рака желудка в своем калужском доме.

Основные достижения Циолковского

  • Более 400 работ по теории ракетостроения.
  • Работал над обоснованием возможности космических путешествий.
  • Создал первую в стране аэродинамическую лабораторию и аэродинамическую трубу. Разработал методику исследования аэродинамических свойств летательных аппаратов.
  • Спроектировал управляемый аэростат, создал модель цельнометаллического дирижабля.
  • Изложил строгую теорию реактивного движения. Доказал необходимость использования ракет для космических путешествий.
  • Создал собственную схему газотурбинного двигателя.
  • Предложил старт ракеты с наклонной направляющей. Сейчас способ используется в системах залпового огня.

Важные даты биографии Циолковского

  • 17 сентября 1857 года – рождение в селе Ижевское.
  • 1869 год – поступление во Вятскую мужскую гимназию.
  • 1870 год – смерть матери.
  • 1880 года – начало работы учителем в Боровске. Обвенчался с Варварой Евграфовной Соколовой.
  • 1881 год – смерть отца.
  • 1880–1883 годы – публикация научных работ «Продолжительность лучеиспускания Солнца», «Теория газов», «Механика подобно изменяющегося организма», «Свободное пространство». Переезд в Калугу и преподавание в местном уездном училище.
  • 1892 год – выходит в свет книга «Аэростат металлический управляемый».
  • 1896 год – начало исследований ракетодинамики.
  • 1897 год – создание аэродинамической трубы.
  • 1899 год – начало работы в Калужском епархиальном женском училище.
  • 1900 год – создание усовершенствованной аэродинамической трубы.
  • 1909-1911 годы – получил патенты, связанные с созданием дирижаблей, в Бельгии, Германии, Италии, Швеции, Франции, Великобритании, Австрии, России, США.
  • 1918 год – член Социалистической академии общественных наук. Учитель Калужской единой трудовой советской школы.
  • 1919 год – комиссия отвергает проект дирижабля для советской армии. Написание автобиографии «Фатум, рок, судьба». Арест и несколько недель на Лубянке.
  • 1921 год – техник-конструктор Калужского губсовнархоза. Присвоение пожизненной пенсии — 500 000 руб. в месяц.
  • 1929 год – встреча с Сергеем Королевым.
  • 1935 год – написание автобиографии «Черты из моей жизни».
  • 19 сентября 1935 года — Константин Эдуардович Циолковский скончался от рака.
  • Идеи Циолковского вдохновили Александра Беляева на создание научно-фантастического романа под названием «Звезда КЭЦ».
  • В 14 лет из подручных материалов изготовил токарный станок, а в 15 – воздушный шар.
  • Во время пожара в доме Циолковского уцелела только швейная машинка.

> > Константин Циолковский

Биография Константина Циолковского (1857-1935 гг.)

Краткая биография:

Место рождения : Ижевское,
Рязанская губерния,
Российская империя

Место смерти : Калуга , РСФСР , СССР

– советский ученый и изобретатель: биография с фото, вклад в науку и культуру, первая модель ракеты, аэродинамические эксперименты.

Константин Циолковский был русским учёным, занимавшимся аэронавтикой, аэродинамикой и астронавтикой, изобрёл ракету и исследовал космос. Циолковским – разработчик первой модели ракеты для космического полёта. Но его жизнь закончилась до запуска.

Местом рождения Константина Эдуардовича Циолковского стал Ижевск. Его отца, Эдуарда Игнатьевича, знали как польского дворянина со средним достатком, а у мамы, Марии Ивановны Юмашевой было татарское происхождение. Будущему учёному досталась «гремучая смесь» генов. Девятилетнего Костю Циолковского поразила скарлатина, а её осложнения привели к глухоте.

По прошествии четырёх лет он потерял маму. Этим двум трагедиям суждено было сыграть определяющую роль в формировании жизненного сценария Константина. Будущему учёному пришлось заниматься домашним самообразованием, что привело к развитию замкнутости у ребёнка. Дружил он только с книгами. Он сильно увлёкся математикой, физикой и космосом. 16-летнему Циолковскому в Москве предстояло в течение трёх лет заниматься изучением химии, математики, астрономии и механики.

Общение с окружающими осуществлялось с помощью специального слухового аппарата. Но стоимость московской жизни была довольно высокой и Циолковскому, вопреки всем усилиям, не удалось получить достаточных средств, и в 1876 году по настоянию отца он очутился в Вятке. После сдачи экзаменов и получения учительского диплома им было начато преподавание. Боровская школа, где он работал, находилась на расстоянии ста километров от Белокаменной. В Боровске ему выпало жениться, его супругой стала Варвара Ефграфовна Соколова.

Российские научные центры были далеко, глухота не покидала, но Циолковскому это не помешало заняться самостоятельными аэродинамическими исследованиями. Сначала им была разработана кинетическая теория газов. В ответ на его послание с расчётами Русскому физико-химическому обществу Менделеев сообщил, что эту теорию уже открыли четверть века тому. Циолковскому удалось пережить этот удар, и не прекращать исследований. Петербург обратил внимание на одарённого и неординарного вятского учителя, он получил предложение членства в вышеупомянутом обществе.

С 1892 года местом работы Константина Циолковского стала Калуга. Занятия учителя наукой, астронавтикой и аэронавтикой продолжались. На новом месте Циолковским было осуществлено строительство специального туннеля для измерения различных аэродинамических показателей, которыми характеризуются летательные аппараты. Физико-химическим обществом не было выделено никаких средств на проведение экспериментов, учёный продолжал исследования с использованием семейных сбережений. Деньги Циолковского пошли на экспериментальные модели (свыше 100) и их тестирование. Когда обществом была, наконец-то, выделена финансовая поддержка калужскому гению в размере 470 рублей, Циолковским было осуществлено строительство нового, усовершенствованного туннеля.

Аэродинамические эксперименты усилили интерес Циолковского к космическим проблемам. 1895 стал годом публикации его «Грёз о земле и небе», в следующем году он опубликовал статью, посвящённую другим мирам, разумным существам, населяющим другие планеты, и их общению с землянами. Тогда же Циолковским начато написание «Исследований космического пространства с помощью реактивного двигателя». Книга, ставшая главным трудом учёного, была посвящена проблемам, связанным с использованием ракетных двигателей в космическом пространстве – навигационным механизмам, поставке и транспортировке топлива и т.д.

О первых пятнадцати годах двадцатого столетия можно сказать, как о самых тяжёлых из прожитых учёным. 1902 стал годом самоубийства сына Игнатия. В 1908 году Ока разлилась так, что произошло затопление дома, что привело к потери многих машин, экспонатов и уникальных расчётов. Физико-химическим обществом не была дана должная оценка значимости и революционности, которые были присущи железным моделям Циолковского.

Большевики, получив власть, в некоторой мере изменили ситуацию – новая власть заинтересовалась разработками учёного, что выразилось в оказании Циолковскому значительной материальной поддержки. 1919 год принёс Циолковскому избрание в члены социалистической Академии (позже ставшей Академией наук СССР), с 09.11.1921 г. учёный получал пожизненную пенсию, как человеку обогатившему отечественную и мировую науку. Эта пенсия выплачивалась до 19.09.1935 г. – дня смерти величайшего человека, Константина Эдуардовича Циолковского. Местом смерти стала уже родная учёному Калуга.

Константин Эдуардович Циолковский – выдающийся русский ученый, изобретатель, естествоиспытатель, философ. В 1883 году он написал книгу «Свободное пространство», в которой описал процессы, происходящие в космосе, его свойства. Именно в этой книге Константин Эдуардович впервые предложил ракетный принцип движения в безвоздушном пространстве. А было ли пространство, окружающее самого Константина Эдуардовича свободным для творчества и научных изысканий? Увы, нет. Константин Циолковский родился в 1857 году, а в возрасте 9 лет практически полностью потерял слух после перенесенной скарлатины. Когда он поступил в Вятскую гимназию, возникли проблемы с обучением – гимназист Циолковский не мог соответствовать требованиям учебного заведения, полноценно усваивать материал, сдавать экзамены. Дети всячески третировали талантливого соученика, подвергали изощренным издевательствам, насмешкам. Этот период Константин Эдуардович назвал впоследствии «самым грустным, самым тёмным временем моей жизни».

Константин был отчислен из гимназии на третьем году обучения. С того времени в его душе поселились недоверие и ожесточенность. Но природная любознательность и тяга к естественным наукам не позволили ему опустить руки. Константин занялся самообразованием, изучал учебники и монографии, проводил физические и химические опыты в домашних условиях. У него были золотые руки, и еще в раннем детстве он сам мастерил игрушки, часы, коньки. Когда возникла необходимость в экспериментальных исследованиях, он сумел изготовить токарный станок, астролябию. Проявляя недюжинный конструкторский талант, Константин сооружал разнообразные самодвижущиеся механизмы, пружины для которых извлекал из старых дамских кринолинов.

За три года, сначала в Вятке, потом в Чертковской публичной библиотеке Москвы он освоил не только программу гимназии, но значительную часть университетской. Обстоятельства вынуждали его искать средства к существованию, и Константин Эдуардович занялся репетиторством, а позже и преподаванием. Этот факт вызывает закономерное удивление: как человек, практически лишенный слуха, сумел преуспеть в преподавательской деятельности? Дело в том, что Циолковский широко использовал наглядные методы – проводил с учениками опыты, изготавливал модели геометрических фигур и различных летательных аппаратов.

Тем не менее, свободное пространство вокруг ученого продолжало сокращаться. Пожар и два наводнения уничтожили созданные им приборы, аппараты, научные заметки, расчеты. Константин Эдуардович, не имея возможности общаться с другими исследователями и не будучи в курсе научных работ ведущихся в мире, был обречен «изобретать велосипед». Многие его открытия уже были сделаны другими учеными.

Статьи, посылаемые Циолковским в научные издания, не публиковались, работы не издавались. Константин Эдуардович перестал надеяться на признание, но, тем не менее, продолжил научную деятельность. Он занимался биомеханикой, теорией воздухоплаванья, и даже евгеникой. Его игнорировали как ученого, но ценили как педагога. В 1892 году Циолковского перевели в Калугу, преподавателем уездного училища.

Начало 20-го века было для ученого особенно трудным: смерть сыновей, отсутствие поддержки научной общественности, нищета, арест. Тем не менее Константин Эдуардович не оставил исследовательской деятельности, писал книги, совершенствовал модель аэростата с металлической оболочкой. Он тратил все свои деньги на приобретение материалов. Но самые главные его труды были посвящены космонавтике и теории ракетного движения.

Только после 1923 года пространство, окружающее великого ученого стало более или менее свободным. Советские власти заинтересовались его работами, появились публикации и последователи. Многие идеи Циолковского легли в основу современных теорий космических полетов.

Известный советский писатель А.Беляев написал фантастический роман о космической станции под названием «Звезда КЭЦ». Вы уже догадались, что означает эта аббревиатура? Совершенно верно. Это начальные буквы имени Константин Эдуардович Циолковский!

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) - российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики, автор известных трудов в области аэродинамики и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля.

Биография

Константин Циолковский родился 17 сентября 1857 года (5 сентября по старому стилю) в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего. В десятилетнем возрасте Костя заболел скарлатиной и потерял слух. Мальчик не смог учиться в школе и вынужден был заниматься самостоятельно.

Вот как вспоминал о годах юности сам ученый: "Проблески серьезного умственного сознания проявились при чтении. Лет в 14 я вздумал почитать арифметику, и мне показалось все там совершенно ясным и понятным. С этого времени я понял, что книги - вещь немудреная и вполне мне доступная. Я разбирал с любопытством и пониманием несколько отцовских книг по естественным и математическим наукам (отец некоторое время был преподавателем этих наук в таксаторских классах). И вот меня увлекает астролябия, измерение расстояния до недоступных предметов, снятие планов, определение высот. Я устраиваю высотомер. С помощью астролябии, не выходя из дома, я определяю расстояние до пожарной каланчи. Нахожу 400 аршин. Иду и проверяю. Оказывается - верно. Так я поверил теоретическому знанию.
Отец вообразил, что у меня технические способности, и меня отправили в Москву. Но что я мог там сделать со своей глухотой! Какие связи завязать? Без знания жизни я был слепой в отношении карьеры и заработка. Я получал из дома 10-15 рублей в месяц. Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги, трубки, ртуть, серную кислоту и прочие химические реактивы для опытов".

Когда Константину исполнилось шестнадцать лет, отец отправил его в Москву к своему знакомому Н. Федорову, работавшему библиотекарем Румянцевского музея. Под его руководством К. Циолковский много занимался и осенью 1879 года сдал экзамен на звание учителя народных училищ.

"Наконец после рождества (1880), - пишет в своей книге воспоминаний Константин Циолковский, - я получил известие о назначении меня на должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище

По указанию жителей попал на хлеба к одному вдовцу с дочерью, жившему на окраине города, поблизости реки. Дали две комнаты и стол из супа и каши. Был доволен и жил тут долго. Хозяин, человек прекрасный, но жестоко выпивал. Мы часто беседовали за чаем, обедом или ужином с его дочерью. Поражен был ее пониманием Евангелия.

Пора было жениться, и я женился на ней без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же. Эта надежда вполне оправдалась. Венчаться мы ходили за четыре версты, пешком, не наряжались, в церковь никого не пускали. Вернулись, и никто о нашем браке ничего не знал. До брака и после него я не знал ни одной женщины, кроме жены. Мне совестно интимничать, но не могу же я лгать. Говорю про дурное и хорошее.

Браку я придавал только практическое значение уже давно, чуть не с шестнадцати лет, разорвал теоретически со всеми нелепостями вероисповеданий. В день венчания купил у соседа токарный станок и резал стекла для электрических машин. Все же про свадьбу пронюхали как-то музыканты. Насилу их выпроводили. Напился только венчавший поп. И то угощал его не я, а хозяин...

Я никогда не угощал, не праздновал, сам никуда не ходил и мне моего жалованья хватало. Одевались мы просто, в сущности, очень бедно, но в заплатах не ходили и никогда не голодали. Были маленькие семейные сцены и ссоры, но я сознавал себя всегда виновным и просил прощения.

Так мир восстанавливался. Преобладали все же работы: я писал, вычислял, паял, стругал, плавил и прочее. Делал хорошие поршневые воздушные насосы, паровые машины и разные опыты. Приходил гость и просил показать паровую машину. Я соглашался, но только предлагал гостю наколоть лучины для отопления паровика".

В Боровске Константин Циолковский проработал несколько лет и в 1892 году был- переведен в Калугу. В этом городе и прошла вся его дальнейшая жизнь. Здесь он преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище, а все свободное время посвящал научной работе. Не имея средств на покупку приборов и материалов, он все модели и приспособления для опытов делал собственными руками.

Круг интересов Циолковского был очень широк. Однако из-за отсутствия систематического образования он часто приходил к результатам уже известным в науке. Например, так произошло с его первой научной работой, посвященной проблемам газовой динамики.

Но за вторую опубликованную работу "Механика животного организма" Циолковский был избран действительным членом Русского физико-химического общества. Эта работа заслужила положительные отзывы крупнейших ученых того времени химика и педагога Дмитрия Ивановича Менделеева и физика Александра Григорьевича Столетова.

Александр Столетов познакомил Циолковского со своим учеником Николаем Егоровичем Жуковским, после чего Циолковский стал заниматься механикой управляемого полета. Ученый построил на чердаке своего дома примитивную аэродинамическую трубу, на которой производил опыты с деревянными моделями.

Накопленный им материал был положен в основу проекта управляемого аэростата. Так Константин Циолковский назвал дирижабль, поскольку само это слово в то время еще не придумали. Циолковский не только первым предложил идею цельнометаллического дирижабля, но и построил его работающую модель. При этом ученый создал и оригинальный прибор для автоматического управления полетом дирижабля, а также оригинальную схему регулирования его подъемной силы.

Однако чиновники из Русского технического общества отвергли проект Циолковского из-за того, что одновременно с ним с аналогичным предложением выступил австрийский изобретатель Шварц. Тем не менее Циолковскому удалось опубликовать описание своего проекта в журнале "Научное обозрение" и таким образом закрепить за собой приоритет на это изобретение.

После дирижабля Константин Эдуардович Циолковский перешел к исследованию аэродинамики самолета. Он детально исследовал влияние формы крыла на величину подъемной силы и вывел соотношение между сопротивлением воздуха и необходимой мощностью двигателя самолета. Эти работы были использованы Николаем Жуковским при создании теории расчета крыла.

В дальнейшем интересы Циолковского переключились на исследования космического пространства. В 1903 году он опубликовал книгу "Исследования мировых пространств реактивными приборами", где впервые доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета. Правда, Циолковскому не хватало математических знаний, и он не смог дать детальные расчеты ее конструкции. Однако ученый выдвинул целый ряд важных и интересных идей.

Те первые работы ученого прошли почти незамеченными. Учение о реактивном звездолете только тогда было замечено, когда начало печататься вторично, в 1911-1912 годах, в известном распространенном и богато издающемся столичном журнале "Вестник воздухоплавания". Тогда многие ученые и инженеры за границей заявили о своем приоритете. Но благодаря ранним работам Константина Циолковского его приоритет был доказан.

В этих статях и последовавших ее продолжениях (1911 и 1914 годах) он заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы.

Открытия ученого долгое время оставались неизвестными большинству специалистов. Его деятельность не встречала необходимой поддержки. У него была большая семья (семь детей) и маленькое жалованье. За все свои труды до октябрьских событий 1917 года он получил 470 рублей от Императорской академии наук. И жизнь была трудной, иногда попросту голодной, и немало было в ней горя и слез, лишь две дочери пережили отца, горькой чашей испытаний не обнесла его судьба. Он был убежденный домосед. Больших трудов стоило уговорить его даже на поездку в Москву, когда торжественно отмечали его семидесятипятилетние.

Революция 1917 года улучшила положение Константина Циолковского.

"При Советском правительстве, обеспеченный пенсией, я мог свободнее отдаться своим трудам, и, почти незамеченный прежде, я возбудил теперь внимание к своим работам. Мой дирижабль признан особенно надежным изобретением. Для исследования реактивного движения образовался институт. Мое семидесятилетие было отмечено прессой. Через пять лет мой юбилей даже торжественно отпраздновали в Москве и Калуге. Я награжден был орденом. и значком активиста от Осоавиахима. Пенсия увеличена..."

Однако каток революционного террора прокатился по жизни и этого выдающегося ученого: 17 ноября 1919 года в дом Циолковских нагрянули пятеро людей. Обыскав дом, они забрали главу семьи и привезли в Москву, где посадили в тюрьму на Лубянке. Там его допрашивали в течение нескольких недель. По некоторым данным, за Циолковского ходатайствовало некое высокопоставленное лицо, в результате чего учёного отпустили.

В 1926-1929 годы Константин Циолковский решает практический вопрос: сколько же нужно взять топлива в ракету, чтобы получить скорость отрыва и покинуть Землю? Константину Эдуардовичу удалось вывести формулу, которая называется формулой Циолковского.

Выяснилось, что конечная скорость ракеты зависит от скорости вытекающих из нее газов и от того, во сколько раз вес топлива превышает вес пустой ракеты. На практике нужно еще учитывать притяжение небесных тел и сопротивление воздуха, там, где он есть.

Расчет показывает: для того чтобы жидкостная ракета с людьми развила скорость отрыва и отправилась в межпланетный полет, нужно взять топлива в сто раз больше, чем весит корпус ракеты, двигатель, механизмы, приборы и пассажиры, вместе взятые. А это вновь создает очень серьезное препятствие.

Ученый нашел оригинальный выход - ракетный поезд, многоступенчатый межпланетный корабль. Он состоит из многих ракет, соединенных между собой. В передней ракете, кроме топлива, находятся пассажиры и снаряжение. Ракеты работают поочередно, разгоняя весь поезд. Когда топливо в одной ракете выгорит, она сбрасывается, при этом удаляются опустошенные баки и весь поезд становится легче. Затем начинает работать вторая ракета и т. д. Передняя ракета, как по эстафете, получает скорость, набранную всеми предыдущими ракетами.

Любопытно, что, не имея практически никаких приборов, К.Циолковский рассчитал оптимальную высоту для полета вокруг Земли - это промежуток от трехсот до восьмисот километров над Землей. Именно на этих высотах и происходят современные космические полеты.

Узнав о работах Циолковского, немецкий ученый Герман Оберт написал ему: "Зная Ваши превосходные работы, я обошелся бы без многих напрасных трудов и сегодня продвинулся бы гораздо дальше".

Космические полеты и дирижаблестроение были главными проблемами, которым он посвятил свою жизнь. Но говорить о Циолковском только как об отце космонавтики - значит обеднить его вклад в современную науку и технику.

Еще не была рождена астроботаника, десятилетия нужно ждать еще опытов по синтезу сложных органических молекул в условиях межзвездной среды, а Константин Циолковский с убежденностью отстаивает идею разнообразия форм жизни во Вселенной. С треском разламывались на глазах ипподромной толпы легкие, похожие на этажерки самолетики, а Циолковский писал в 1911 году: "Аэроплан будет самым безопасным способом передвижения".

Задолго до этого он первый предложил "выдвигающиеся внизу корпуса" - колеса, опередив создание первого колесного шасси в самолете братьев Райт. Словно догадываясь о будущем открытии лазера, он ставил инженерную задачу сегодняшнего дня: космическую связь с помощью "параллельного пучка электромагнитных лучей с небольшой длиной волны, электрических или даже световых...". Не было ни одной счетно-решающей машины, да и потребности жизни не взывали еще к спасительному могуществу числовых абстракций, а Константин Циолковский предсказывал: "...математика проникнет во все области знания". Ему принадлежит разработка принципа движения на воздушной подушке, реализованного только много лет спустя.