До XVIII века н.э. судоходство в Мировом Океане не регулировалось никак. Только после эпохи Великих географических открытий мировое сообщество поняло важность кодификации и регламентирования судоходства, прибрежных вод, правила прохождения проливов и т.д. Но до середины XX века не существовало общемировой практики морского права. Договоры заключались отдельными государствами между собой и не несли никакой ответственности в глобальном плане. Основные положения конвенции ООН по морскому праву рассмотрим в статье.

Что из себя представляет конвенция ООН по морскому праву 1982 года

Организация Объединённых Наций после своего создания всерьёз озаботилась пробелами морского права. Действующая сейчас Конвенция во многом регламентирует судоходство, использование морских недр, добычу ископаемых в глубине и на дне, а также позволяет государствами централизовано решать претензии друг к другу.

На видео-конвенция оон по морскому праву 1982 г:

История принятия

В 1958 году в Женеве произошла первая попытка выработать общемировые правила пользования Мировым Океаном и прибрежными водами. Первая Конференция ООН морским правилам выработала начальные правила, были созданы предпосылки для упорядочивания отношений между странами-участницами и разработаны проекты статей в четырёх важнейших направлениях.

Это разграничение континентального шельфа, положения о вылавливании живых организмов, территориальные признаки морских границ и правила поведения государственных флагов в открытом море.

Недостатком соглашения было то, что его согласились ратифицировать всего несколько государств. II Конференция была созвана в 1960 году и не дала результата. Генассамблея ООН созвала следующее заседание по морскому праву в 1973 году.

Проработав 5 лет, III Конференция относительно морского права была результативной. 10.12.1982 в ямайском центре Монтего-Бей была принята Конвенция ООН относительно морского права. Действовать данный свод законов, рекомендаций и правил начал с 1997 года и на сегодня он одобрен 139 независимыми странами и ЕС.

Важным моментом, побудившим морские государства принять Конвенцию, была научно-техническая революция. Бурения на дне континентального шельфа нефтяных и газовых скважин и право на них требовало централизованного подхода.

Чтобы избежать конфликтов в области правообладания на недра морского дна и глубин, страны-участницы пошли на «мировую», поступившись некоторыми своими интересами в угоду спокойствию и централизации. Вместе с тем, некоторые положения данной Конвенции являются спорными. Плюс ко всему, не все морские державы ратифицировали этот закон. Поэтому в мире ещё возникают споры при добыче материальных благ, пользовании морскими потенциалами и правилах судоходства в спорных водах.

Важно при изучении данного вопроса знать про

Содержание и положения международных правил морского права

Данный свод законов и рекомендаций содержит 320 статей и 9 положений. В них определяют понятия «континентальный шельф», «экономическая зона», «внутренние воды» и другие важные термины. Российская Федерация ратифицировала ямайскую Конвенцию и придерживается её с 1998 года.

Основные понятия морского права по этой Конвенции следующие:

Внутренние воды

Бухты, проливы, появляющиеся во время приливов озера, отмели после отлива и некоторые другие участки морского пространства считаются внутренними территориями государства. На них действуют законы этого государства.

Территориальные моря

Это территория, ограниченная 12 морскими милями от береговой линии во время наибольшего отлива. Этот участок моря и дна под ним находится под суверенитетом государства. В его пределах действуют законы этого государства, которые одобрены международными нормами. Но на этой территории также действуют транзитные правила прохода судов по общепринятому международному праву. Если проходящие суда не вызывают подозрений в связи с пиратством, контрабандой, незаконным ловом и терроризмом, то государство-хозяин территориального моря не имеет права задерживать их ход.

Стоит отметить, что около 30 государств придерживаются предыдущих правил международного права. В них территориальным морем считается граница в 3 морских мили от линии берега.

Прилежащая зона

За территориальными водами (морем) идёт прилежащая зона. Её граница – 12 морских миль (чуть больше 22 километров). На этой территории уже действуют международные правила прохода судов. Однако Конвенция по морскому праву 1982 года расширяет права государств на это пространство. На этом участке моря действуют таможенные, фискальные, иммиграционные и санитарные нормы страны-хозяйки прилежащей зоны.

Исключительная экономическая зона

Размеры исключительной экономической зоны – 370 км (200 морских миль). Отсчитывается она от той же линии, что и территориальное море и прилежащая зона. Таких правил придерживаются 100 стран, ратифицировавших Конвенцию ООН.

Данная экономическая зона уже являются частью Мирового океана, но прилагается к прибрежному государству. Хотя суда другого государства, находящиеся в исключительной экономической зоне, имеют полный набор прав, не ограниченных законами прибрежного государства. Здесь имеет место разграничение на судоходство и пользование природными богатствами.

Все права на недра океана и морского дна, а также на потенциальные ресурсы (ветер, солнечную энергию, потенциал приливов и отливов) принадлежат стране-владельцу. Прибрежное государство позволяет себе осуществлять здесь разведку полезных ископаемых, разрабатывать ресурсы, создавать искусственные острова и вести другие действия, не противоречащие морскому праву и положениям Конвенции ООН 1982 года.

В исключительной экономической зоне возможны договоры между странами, ратифицировавшими Конвенцию. Например, развивающиеся страны разрешают другим государствам разведку и разработку полезных ископаемых, получая за это оговоренную компенсацию. Или пример из практики рыболовства: Россия и Япония заключили между собой договор, по которому определяется юридический статус рыболовных судов в этой зоне.

Континентальный шельф

Естественное продолжение материковой зоны называется континентальным шельфом и является зоной воздействия прибрежного государства. Также в принятой терминологии понятие континентального шельфа простирается на границу в 200 морских миль, даже если материковая оконечность резко обрывается. Континентальный шельф не может быть продлён дальше 350 морских миль.

Континентальный шельф не включает в себя поверхность вод – здесь уже действуют международные правила морского права. Прибрежное государство имеет право собственности на недра и дно, включая «сидячие» живые организмы, полезные ископаемые, добытую энергию и некоторые другие виды ресурсов.

Разграничение между отдельными государствами, имеющими близкую границу по воде, выполняются отдельно. Например, в Балтийском море действуют несколько договоров относительно взаимопользования континентальным шельфом.

На видео-международное морское право:

Иные термины и правила пользования конвенции организации объединенных наций

Конвенция ООН по морю также определяет понятия архипелажных вод, открытого моря, проливов и международного дна. Их совместное использование и юрисдикция определяются в индивидуальном порядке при сохранении приоритета международного права.

Конвенция ООН, заключённая в 1982 году, устанавливает общие правила пользования недрами, полезными ископаемыми, морскими глубинами и воздушным пространством над ними. Благодаря ней все споры между странами-участницами можно разрешить в правовом поле. Единственный недостаток Конвенции – не все государства ещё ратифицировали её.

Имплементация международного права в узком смысле слова есть комплекс актов внутригосударственного права, направленных на осуществление международно-правовых обязательств государств за счет подключения внутренних механизмов. Элементами данного процесса являются не только акты законодательства, но и международные договоры, поскольку они заключаются во исполнение международно-правовых обязательств государства. Суверенное равенство государств, их независимость в осуществлении внутренней и внешней политики обусловили то обстоятельство, что они, являясь создателями международно-правовых норм, выступают в то же время основными субъектами их имплементации. Большинство международно-правовых норм, содержащихся в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, реализуется через механизм внутригосударственной имплементации. Однако имплементация норм международного права на национальном уровне - основной, но не единственный путь их реализации. В нормах международного морского права закреплены дополнительные международно-правовые и организационные средства обеспечения имплементации на международном уровне, которые в своей совокупности составляют международный механизм имплементации норм международного морского права.

Под международным механизмом имплементации международного права в широком смысле понимают совокупность средств обеспечения реализации международно-правовых норм, создаваемых усилиями государств. Механизм имплементации международно-правовых норм необходимо определить как совокупность правовых норм внутригосударственного законодательства, обеспечивающих реализацию международно-правовых норм, признанных частью правовой системы государства. Элементами правового механизма имплементации международного права во внутригосударственном праве выступают нормы Конституции государства, нормы отраслевого законодательства, а также иные акты законодательства и международные договоры государства 9 . Трансформация международно-правовых норм представляет собой наискорейший путь их имплементации, поскольку она гарантирует непосредственное применение норм во внутригосударственной правовой системе. В силу объективных закономерностей соотношения международного и национального права процесс имплементации, однако, не может быть исчерпан одной лишь трансформацией. Поэтому существует и второй уровень имплементации международного права, важнейшим компонентом которого является принятие имплементирующего законодательства, призванного обеспечить осуществление и соблюдение международно-правовых норм внутри страны.

1.2 Источники международного морского права

В связи с быстрыми темпами развития промышленности, науки и техники; бурным развитием торгового, рыболовного и военного флота государств, расширением сфер деятельности в Мировом океане обычно-правовой характер норм международного морского права перестал удовлетворять растущим потребностям морской деятельности. Возникла острая необходимость разработки и принятия международных морских соглашений.

Первая попытка кодификации норм международного морского права, не увенчавшаяся успехом, была предпринята в 1930 г. в рамках Гаагской конференции по кодификации международного права. В период 1949 - 1956 гг. Комиссия международного права ООН провела большую работу по кодификации обычно-правовых норм и разработке новых. Это дало возможность в 1958 г. провести I Женевскую Конференцию ООН по морскому праву, на которой было рассмотрено и принято четыре конвенции: об открытом море; территориальном море и прилежащей зоне; континентальном шельфе; рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

В результате работы международного сообщества удалось кодифицировать ряд общепризнанных принципов и норм международного морского права: принцип свободы открытого моря, включающий свободу судоходства, рыболовства, прокладки морских кабелей и трубопроводов, полетов над открытым морем; право мирного прохода через территориальное море; принцип реальной связи между судном и государством флага и др.

Однако на I Конференции не удалось решить вопрос о максимальной ширине территориального моря и рыболовной зоны. Для решения этих проблем была созвана II Конференция ООН по морскому праву в I960 г. которая также не привела к желаемым результатам. Вопросы, связанные с шириной территориального моря, рыболовной зоны, континентального шельфа, экономическими и другими правами прибрежных государств становились все более актуальными. Дополнительно к этим вопросам добавились проблемы, порожденные научно-технической революцией, - загрязнение морей и океанов, возможность использования мощных технических средств при разведке и добычи ресурсов моря, расширение и усложнение научных исследований морских пространств. На мировой политической арене многие развивающиеся государства заявили о своих интересах в освоении Мирового океана.

Совокупность этих обстоятельств вызвала необходимость новой широкой дискуссии по проблемам развития международного морского права, которая началась под эгидой ООН в 1967 г. В процессе этой дискуссии государствам удалось согласовать свои позиции по вопросам безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, защиты и сохранения морской среды, режима рыболовства.

Проблемы, связанные с созданием и совершенствованием норм международного морского права в конкретных областях, указывали на необходимость разработки и принятия всеобъемлющей конвенции по морскому праву, так называемой хартии современного международного морского права. Среди прочих первостепенную важность приобрели вопросы режима континентального шельфа и рыболовной зоны, района морского дна за пределами национальной юрисдикции и охраны морской среды от загрязнения. Для решения этих сложных задач была созвана III Конференция ООН по морскому праву, работавшая с 1973 по 1982 год.

Многоплановый, глобальный характер Конференции и ее нормотворческие задачи обусловили специфику процедурных и организационных форм этого форума. Важной составной частью Правил процедуры Конференции было «джентльменское соглашение» о консенсусе как главном средстве принятия решений. Другим важным элементом организации работы Конференции был принцип «пакетного» подхода, т.е. рассмотрения всех вопросов в совокупности, исходя из признания тесной взаимосвязи всех проблем Мирового океана.

30 апреля 1982 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву. Заключительный акт III Конференции ООН по морскому праву был принят в Монтего-Бей (Ямайка) 10 декабря 1982 г. В этот же день Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. была открыта для подписания. Данная Конвенция, явившаяся результатом большой и кропотливой работы значительного числа субъектов международного права, представляет собой один из крупнейших общих многосторонних договоров за всю историю международных отношений. Она состоит из 17 частей, включающих 320 статей, и 9 приложений. 16 ноября 1994 г., по истечении 12 месяцев с даты сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты, Конвенция в соответствии со ст. 308 вступила в силу.

1.3 Место Конвенции 1982 года в современном международном праве

Конвенция 1982 года представляет собой уникальный международный договор, в котором тесное переплетение нашли обычные нормы международного права, договорные международно-правовые нормы, а также нормы-принципы международного морского права. 10 Третья Конференция ООН по морскому праву в силу своего универсального характера и консенсуального метода переговоров и достижения решений могла и была правомочна пересмотреть те или иные общепризнанные нормы морского права, в том числе и носящие императивный характер. Первоначально к участию на Конференции были приглашены только государства. Позже в качестве наблюдателей были приглашены и некоторые международные организации.

В соответствии с Преамбулой Конвенции 1982 года развитие, происшедшее после Первой и Второй конференций ООН по морскому праву, подчеркнуло необходимость разработки новой общеприемлемой Конвенции по морскому праву. Кроме того, Преамбула при определении целей принятия Конвенции, ссылаясь на резолюцию Генеральной ассамблеи ООН от 17 декабря 1970 года, подчеркивает необходимость кодификации и прогрессивного развития морского права. Преамбула Конвенции 1982 года содержит четкое указание на то, что Конвенция, являясь актом кодификации общепризнанных норм международного морского права, содержит и новые решения старых проблем 11 . Действительно Конвенция подтверждает и закрепляет все те важнейшие правила международного морского права, которые сложились в ходе многолетнего использования морских пространств и признаются всем международным сообществом. К ним относятся принципы и нормы общего международного права, определяющие правовой статус и режим территориального моря и прилежащей зоны, континентального шельфа, открытого моря, проливов, используемых для международного судоходства.

Конвенция подтверждает и дополняет ряд положений Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. и вводит новые нормы и институты, которые отражают современные тенденции развития в освоении Мирового океана. Она впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря - 12 миль, подтвердила и детализировала право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Конвенция ввела новый институт - архипелажные воды, применимый к государствам-архипелагам. В Конвенции зафиксированы правила транзитного прохода через международные проливы, дающие возможность осуществлять свободу судоходства и полетов через них. Совершенно новым является институт исключительной экономической зоны, в пределах которой прибрежному государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах, и управления ими, а также в отношении других видов экономической деятельности. Конвенция подтвердила основные нормы в отношении континентального шельфа и внесла уточнения в этот институт, в частности четко определила внешнюю границу континентального шельфа. Впервые в договорной практике был определен статус огромной территории района морского дна за пределами континентального шельфа.

Конвенция существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него наряду с традиционными свободами судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов также свободы возводить искусственные острова, установки и сооружения, допускаемые международным правом.

В Конвенции имеется блок норм, регламентирующих порядок проведения морских научных исследований, а также группа норм, направленных на обеспечение защиты и сохранения морской среды. Содержится детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с толкованием и применением ее норм.

Важным положением Конвенции в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности является резервирование открытого моря для мирных целей.

Особый универсальный характер норм Конвенции 1982 года подтверждается в ст. 311 Конвенции, в соответствии с которой она не только имеет преимущественную силу в отношениях между государствами-участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву от 29 апреля 1958 года, но и предусматривает особый порядок изменения и пересмотра ее положений.

Важное значение для установления правового статуса Конвенции 1982 года в современном международном праве является положение Преамбулы, согласно которому вопросы, не регулируемые Конвенцией, продолжают регламентироваться нормами и принципами общего международного права. В этом положении проявляется соотношение Конвенции 1982 года с общепризнанными нормами и принципами международного права. Преамбула Конвенции четко устанавливает, что Конвенция должна рассматриваться в качестве составной части общего международного публичного права и подчиняется правилам иерархического построения норм и принципов современного международного права.

Несмотря на всеобъемлющий и особый характер Конвенции 1982 года из ее текста четко вытекает обязательность и распространение общих норм права международных договоров для норм самой Конвенции. Ее текст сформулирован в строгом соответствии с положениями Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 года 12 .

Колодкин А.Л., доктор юридических наук, профессор, зам. директора института "СоюзморНИИпроект".

В последнее время значительно возрос интерес многих государств к проблемам Мирового океана в связи с той ролью, которую в международной жизни выполняют торговое судоходство и военное мореплавание, освоение живых ресурсов моря, разработка минеральных ресурсов морского дна, защита морской среды как компонента всей окружающей среды, научные исследования океанов с использованием новейших технологий и т.д. Кроме того, нельзя не видеть постоянно возникающих межгосударственных конфликтов по поводу нарушения законодательства прибрежных государств или прав государства флага, прав судна в иностранных водах и т.п. Ведь морские пространства различаются по своему правовому режиму, а это непосредственно сказывается на положении морских судов и их экипажей.

Режим морских пространств определяется нормами международного морского права, включенными в настоящее время в такой международный договор, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (далее - Конвенция). В Резолюции N 55/7 "Мировой океан и морское право", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 30 октября 2000 года на своей 55-й сессии, Генеральная Ассамблея ООН отметила универсальный характер Конвенции и ее фундаментальное значение для поддержания мира и безопасности.

Конвенция является всеобъемлющим международным договором по морскому праву, исторической вехой в области кодификации и прогрессивного развития международно-правовых норм, призванных регламентировать режим Мирового океана и регулировать основные виды деятельности по его использованию, изучению и освоению в современных условиях развития общества. Ее положения регламентируют режим всех основных морских пространств: открытого моря, территориального моря, глубоководного морского дна, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, проливов, используемых для международного судоходства, и др.

Ратификация Российской Федерацией в 1997 г. Конвенции явилась существенным вкладом в решение проблем обеспечения интересов России и как великой морской державы, и как огромного прибрежного государства.

К истории создания Конвенции ООН по морскому праву 1982 года

На протяжении многих лет обычаи являлись, по сути, единственным источником международного морского права, но уже в XVIII веке появились договоры, касающиеся вопросов морской войны и морских пределов осуществления власти прибрежными государствами. И только в первую половину XX столетия международное сообщество предприняло меры, которые были направлены на урегулирование международных отношений, связанных с разнообразной и обширной деятельностью в Мировом океане, посредством заключения международных многосторонних договоров.

На I Конференции ООН по морскому праву, проходившей в Женеве в 1958 г., на основе проектов статей, подготовленных Комиссией международного права ООН, были приняты четыре важнейших Конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне, об открытом море, о континентальном шельфе, о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря. Однако участниками этих Конвенций являлся довольно узкий круг государств.

В 1960 г. была созвана II Конференция ООН по морскому праву, которая должна была определить предел ширины территориального моря и рыболовных зон. Однако решений принято не было.

Для того чтобы упорядочить новые виды морской деятельности, появившиеся в результате научно-технического прогресса, согласовать между собой нормы права, которые относятся к различным видам морской деятельности, дополнить положения международного морского права, в 1970 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение созвать в 1973 г. III Конференцию ООН. Последняя проработала до 1982 года и в результате приняла Конвенцию ООН по морскому праву.

Конвенция была принята в Монтего-Бей 10 декабря 1982 г. СССР подписал ее 10 декабря 1982 г. Конвенция вступила в силу в 1994 г. На 1 октября 2001 г. Конвенция насчитывала 137 участников, включая Российскую Федерацию, Европейский Союз, Великобританию, Францию, ФРГ, Италию, Испанию, Нидерланды, Норвегию, Швецию, Грецию, Финляндию, Украину, Польшу, Японию, Китай, Индию, Австралию, Аргентину, Бразилию, Египет и другие государства.

Характеристика основных положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года Общие положения

Конвенция состоит из 17 частей, включающих 320 статей и 9 приложений. Конвенция подтвердила и дополнила ряд предложений, закрепленных Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г. Вместе с тем она включила много новых положений, которые впервые появились в международном морском праве и существенно развили международно-правовой режим Мирового океана в новых условиях научно-технической революции и перестройки международных отношений.

Впервые введены новые категории морских пространств: международный район глубоководного морского дна (район), исключительная экономическая зона и архипелажные воды. Конвенция впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря в 12 морских миль (одна морская миля - 1 км 852 м), что явилось весьма весомым вкладом в кодификацию и прогрессивное развитие международного морского права. Наряду с этим в Конвенции подтверждено право мирного прохода иностранных судов через территориальное море и предусмотрены гарантии его осуществления.

Специальная часть Конвенции посвящена защите морской среды от всех возможных форм загрязнения, возникающих в результате человеческой деятельности. Наибольшее внимание уделено регулированию предотвращения загрязнения моря с судов. Основная ответственность за соблюдением судами общепризнанных международных норм и стандартов, содержащихся в специальных Конвенциях, принятых под эгидой Международной морской организации (далее - ИМО) или иным образом, возложена на государство флага судна. В этих целях государство должно обеспечивать, чтобы суда под его флагом отвечали применимым к ним международным нормам и стандартам, установленным главным образом ИМО. В случае нарушения судном каких-либо международных правил государство флага независимо от места совершения нарушения обязано безотлагательно его расследовать и в соответствующих случаях начать в отношении виновных преследование, включая уголовное.

Существенным новшеством, закрепленным в Конвенции, является концепция "юрисдикции государства порта": любому государству, в порт которого зашло иностранное судно, предоставляется право провести расследование предполагаемого нарушения международных норм и стандартов, совершенного за пределами территориальной юрисдикции такого государства (т.е. в открытом море), а при наличии достаточных доказательств - начать преследование для наказания виновных в соответствии со своим законодательством (ст. 218). Наряду с этим Конвенция содержит специальный раздел о гарантиях, которые направлены на защиту интересов международного судоходства от возможных злоупотреблений со стороны прибрежных государств.

Открытое море

За пределами территориального моря действует качественно иной режим судоходства. Здесь осуществляется принцип свободы открытого моря и его неотъемлемый компонент - принцип свободы судоходства. Судно в открытом море не может быть задержано и арестовано иностранным военным кораблем, за некоторым исключением. Согласно Конвенции иностранный военный корабль может задержать транспортное или рыболовное судно, если имеет достаточные основания подозревать, что судно занимается: 1) пиратством; 2) работорговлей; 3) несанкционированным вещанием; 4) не имеет национальности и т.д. Военный корабль может осуществлять вмешательство, если это предусмотрено международным договором (например, Международной конвенцией по охране подводных телеграфных кабелей 1884 г.). Если Конвенция в общей форме говорит об обязанности всех государств сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами в открытом море, то более конкретные меры предусмотрены Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 9 декабря 1988 г. (Россия - участник): государство флага может разрешить запрашивающему государству (имеющему основания подозревать судно в незаконном обороте наркотиков и т.п.) высаживаться на этом судне, производить досмотр и даже "принимать надлежащие меры в отношении этого судна, лиц и груза на борту" (ст. 17).

Конвенция существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него наряду со свободами судоходства, полетов, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов также свободы возводить искусственные острова, установки и сооружения, допускаемые в соответствии с международным правом, и проводить морские научные исследования. Весьма важное значение для обеспечения мирных условий изучения и освоения Мирового океана имеет положение, резервирующее открытое море для мирных целей.

В дополнение к сказанному отметим, что Конвенция предусмотрела также изъятие из принципа исключительной юрисдикции государства флага осуществление права преследования по "горячим следам". Это преследование иностранного судна может происходить в случае нарушения законов и правил, совершенного не только в пределах территориального моря, но и в экономической зоне, и на континентальном шельфе.

Помимо государства флага, право на задержание и арест судна, занимающегося несанкционированным вещанием, предоставлено государству, гражданином которого является виновное лицо, государству регистрации установки, государству, на территории которого могут приниматься передачи, и государству, санкционированной радиосвязи которого чинятся помехи.

Территориальное море

Как было сказано выше, в Конвенции разрешена долголетняя проблема лимита ширины территориального моря: этот лимит не может превышать 12 морских миль. Лимит в 12 миль установлен 126 государствами (Россия, США, Великобритания, Канада, Франция, ФРГ, Италия, Испания, Нидерланды, Швеция, Китай, Индия, Япония, Польша, Украина, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Болгария и др.). Более того, ряд стран, имевших ширину территориального моря более 12 миль, снизили ее до этого предела (Гана, Сомали, Аргентина и др.).

В отношении проливов, используемых для международного судоходства и перекрытых территориальным морем, Конвенция установила новый вид прохода - транзитный проход. В условиях повсеместного расширения прибрежными государствами территориального моря ряд проливов (до 115), используемых для международного судоходства, оказывается полностью или частично перекрытым этими водами. Поэтому в Конвенцию включены положения о транзитном проходе, означающем осуществление свободы судоходства и полета, но единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через такие проливы.

Конвенция установила более детальные условия "мирного прохода" судов через территориальное море по сравнению с ранее введенными Женевской конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. Предусмотрен ряд положений, которые крайне важно знать судоводителям морских судов и судов "река-море". Чтобы власти иностранного государства не могли задержать судно и предъявить какие-либо претензии, нельзя совершать действий, указанных в ст. 19 Конвенции, в противном случае проход могут посчитать "немирным" и не пропустить судно или даже арестовать его. Такими действиями могут быть, в частности, сбор информации в ущерб обороне прибрежного государства, враждебная в отношении его пропаганда, подъем или принятие на борт летательного аппарата, погрузка или выгрузка вопреки таможенным или иным законам и правилам прибрежного государства, любой акт загрязнения, любая рыболовная деятельность, проведение исследовательской или гидрографической деятельности и т.п.

Исключительная экономическая зона и континентальный шельф

Нередко средства массовой информации смешивают понятия "территориальное море" и "исключительная экономическая зона". Однако если территориальное море является составной частью территории государства и на него распространяется суверенитет последнего, то исключительная экономическая зона, как и континентальный шельф, не входит в состав государственной территории. Прибрежное государство имеет здесь лишь суверенные права и юрисдикцию в строго определенных целях и пределах, четко установленных Конвенцией. Об этом говорит и Конституция Российской Федерации, п. 1 ст. 67 которой гласит, что территория Российской Федерации включает в себя, в частности, территориальное море, а в п. 2 сказано, что Российская Федерация "обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной зоне...". Здесь речь идет о разведке и разработке естественных богатств: нефти, газа, а также ловле рыбы, краба и т.п. - в пределах 200 морских миль. Отсчет ширины исключительной экономической зоны производится от тех же исходных линий, что и территориального моря, поэтому ширина зоны будет 188 морских миль.

Согласно ст. 58 Конвенции в исключительной экономической зоне сохраняются свобода судоходства и связанная с этой деятельностью эксплуатация судов. Такими видами деятельности являются, например, передача сообщений с морских судов на берег и обратно через спутники системы ИНМАРСАТ, бункеровка проходящих судов и т.п.

Права прибрежных государств в исключительной экономической зоне четко определены и ограничены.

Перечень суверенных прав прибрежного государства предусмотрен ст. 56 Конвенции. В частности, этот перечень не предусматривает осуществления в исключительной экономической зоне таможенной юрисдикции прибрежного государства.

Согласно п. 3 ст. 73 Конвенции наказание, налагаемое прибрежным государством за нарушение законов и правил рыболовства в исключительной экономической зоне, не может включать тюремного заключения. Кроме этого, в случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство незамедлительно уведомляет государство флага через соответствующие каналы о принятых мерах и о любом последующем наказании (п. 4 ст. 73). Наконец, государство должно незамедлительно освободить судно при получении залога или иного обеспечения.

Совершенно новым являются положения Конвенции, касающиеся исключительной экономической зоны, в пределах которой прибрежному государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, и управления ими, а также в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течения и ветра. Несмотря на признание за прибрежным государством весьма широких прав, Конвенция определенным образом регламентирует эти права и устанавливает пределы их использования.

Военное мореплавание или маневры в иностранных исключительных экономических зонах не запрещаются, если только они не сопровождаются использованием бомбометания или ракет, поскольку это наносит ущерб природным ресурсам, и в первую очередь биоресурсам, и причиняет вред окружающей среде.

Конвенция подтвердила в целом основные положения Конвенции о континентальном шельфе, подробно регламентировала его режим и внесла определенные уточнения в отношении внешней границы континентального шельфа.

Необходимо отметить, что современный период отличается достаточно жестким законодательством и практикой многих государств, охраняющих естественные богатства, находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Еще более строго государства подходят к защите богатств в территориальном море, о чем свидетельствуют правомерные действия российских пограничников на Дальнем Востоке. На защите этих богатств стоят и российские Федеральные законы "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне" 1998 г., "Об исключительной экономической зоне" 1998 г., "О континентальном шельфе" 1995 г., "О Государственной границе Российской Федерации" 1993 г. Они предусматривают арест судов любого флага за незаконный лов и иной промысел. Так что не только суда под российским флагом задерживаются в чужих водах, но и иностранные суда в наших водах.

Международный трибунал ООН по морскому праву

Впервые в истории международного права установлен совершенно новый, уникальный механизм мирного разрешения споров между государствами по поводу морской деятельности. Этот механизм определен в специальной части XV Конвенции - "Урегулирование споров".

Особое место среди предусматриваемых процедур занимает Международный трибунал ООН по морскому праву (далее - Трибунал). При этом следует отметить, что в ст. 287 "Выбор процедуры" предлагаемые средства изложены в таком порядке: Трибунал, Международный суд ООН, Арбитраж, Специальный арбитраж. Иными словами, Конвенция ставит Трибунал на первое место. И это не случайно, т.к. Трибунал рассматривает споры, связанные с толкованием Конвенции, нарушениями ее положений и других общепризнанных принципов и норм международного морского права. Особо необходимо подчеркнуть, что Трибунал обладает правом принимать решения о незамедлительном освобождении судов и экипажей из-под ареста других государств, но для этого должен быть внесен разумный залог или иное финансовое обеспечение. Решение Трибунала является окончательным и обжалованию не подлежит.

Согласно Конвенции местопребыванием Трибунала является город Гамбург в Федеративной Республике Германии. Трибунал состоит из коллегии - 21 независимого члена, "избранных из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского права".

Согласно Соглашению о привилегиях и иммунитетах Трибунала член Трибунала обладает статусом главы дипломатической миссии. В составе Трибунала обеспечено "представительство основных правовых систем мира и справедливое географическое распределение".

В отличие от Международного суда ООН Трибунал вправе рассматривать споры не только между государствами, но и между такими сторонами контракта, как государственные предприятия, физические или юридические лица (Палата Трибунала по спорам, касающимся морского дна). При этом речь идет о тех лицах, которые имеют гражданство государств-участников Конвенции или находятся под эффективным контролем этих государств или их граждан (ст. 187 и ст. 153 Конвенции).

Трибунал вправе вынести решение о "незамедлительном освобождении судна и экипажа", если последние не освобождаются, несмотря на предоставление "разумного залога или иного финансового обеспечения", и если в течение десяти дней со времени задержания не будет достигнуто соглашения между государством флага и прибрежным государством о передаче вопроса об освобождении любому суду или арбитражу.

Некоторые вопросы взаимоотношений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и Международной морской организации

Деятельность Международной морской организации (далее - ИМО), являющейся одним из специализированных учреждений ООН, в настоящее время основывается на фундаменте международного права, в частности международного морского права. В первую очередь речь идет о Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Сегодня нельзя рассматривать те или иные стороны деятельности ИМО, особенно связанные с обеспечением безопасности мореплавания, охраной человеческой жизни на море и защитой морской среды, без учета положений этой Конвенции, которые имеют основополагающее значение для всех видов морской деятельности, осуществляемой в условиях отсутствия войны.

С момента вступления Конвенции в силу ИМО проводит консультации с международными организациями системы ООН по различным вопросам взаимодействия ИМО и Конвенции. Еще до вступления Конвенции в силу важнейшие ее положения были включены в различные договорные и недоговорные документы ИМО.

Хотя прямое указание на ИМО есть только в ст. 2 приложения VIII Конвенции, различные ее положения говорят о "компетентной международной организации, принимающей международные правила и стандарты в области обеспечения морской безопасности, эффективности судоходства и предупреждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и возмещения ущерба". В таких случаях понятие "компетентная международная организация" относится именно к ИМО, которая является специализированным учреждением в системе ООН, образованным в соответствии с Конвенцией об ИМО, принятой в Женеве 6 марта 1948 г. Первоначально организация называлась Межправительственная морская консультативная организация и была переименована Резолюциями Ассамблеи ИМО А.358 (LX) и А.371 (X) 1975 г. и 1977 г.

Статья 1 Конвенции об ИМО объявляет ее организацией с широкой сферой деятельности в области безопасности и обеспечения мер, направленных против загрязнения морской среды, а также предоставляет ей право заниматься другими вопросами, такими, как повышение эффективности судоходства и соблюдение принципа свободы судоходства для всех государств, участвующих в международной торговле, без какой-либо дискриминации. Статья 59 называет ИМО специализированным учреждением ООН в сфере судоходства и воздействия судоходства на морскую среду. Статьи 60 и 62 говорят о сотрудничестве ИМО с другими специализированными межправительственными и неправительственными организациями по вопросам, относящимся к международному судоходству и другой деятельности в этой сфере.

Кроме того, ст. 311 Конвенции об отношении к другим конвенциям и международным соглашениям содержит положения, согласно которым она не изменяет прав и обязательств государств-участников, которые вытекают из других соглашений, совместимых с ней, и которые не затрагивают осуществления другими государствами-участниками своих обязательств по ней.

Работа сессий Комитета ИМО по упрощению формальностей в международном морском судоходстве (далее - Комитет) последних лет характеризуется расширением сферы специальных интересов Комитета, связанных прежде всего с необходимостью решения актуальных практических задач, возникающих в процессе осуществления международных морских перевозок. Так, поправки последних лет отразили интересы государств в решении вопросов о способах электронной обработки данных, консульских формальностях и сборах, предоставлении информации, предшествующей импорту, таможенной очистке специализированного оборудования и фальсифицированных документах. Приняты новые стандарты и рекомендуемые практики, направленные на упрощение процедур, связанных с оформлением круизных и транзитных пассажиров, а также пожилых пассажиров и пассажиров-инвалидов. Сделана попытка решить проблемы, возникающие в связи с возросшим числом безбилетных пассажиров, нелегальных иммигрантов, беженцев.

Приняв на 24 сессии долгосрочный план работы, Комитет предложил государствам-участникам ИМО рассмотреть основные направления деятельности в области упрощения формальностей и выработать соответствующую национальную программу. В программе учтены следующие направления:

  • выполнение, техническое толкование и совершенствование Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года и приложения к ней;
  • политика ИМО в отношении автоматической обработки данных морских транспортных документов и документов, используемых для таможенной очистки судов;
  • рассмотрение и формулировка предложений относительно изменения Конвенции или приложения к ней, включая согласование с другими конвенциями Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года и приложения к ней;
  • формальности, связанные с приходом, стоянкой и отходом судов, прибытием, пребыванием и отбытием лиц, прибытием, нахождением и отправлением грузов;
  • принятие мер, на которые не распространяется Международная конвенция по облегчению морского судоходства 1965 года, с целью облегчения захода и отхода судов, прибытия и отбытия лиц, прибытия и отправления грузов;
  • вопросы упрощения формальностей в отношении работы ИМО по незаконному вмешательству в международное морское судоходство;
  • аспекты упрощения методов борьбы с незаконной торговлей наркотиками;
  • методы обращения с пассажирами, обладающими неправильно оформленными документами;
  • средства для пассажиров пожилого возраста и инвалидов;
  • аспекты упрощения формальностей в отношении взаимодействия судно - порт.

С вступлением в силу в 1984 г. новой процедуры принятия поправок, известной как "молчаливое признание", значительно ускорился процесс вступления их в силу и, следовательно, должна активизироваться деятельность государств-участников Конвенции по принятию соответствующих национальных законодательных актов.

На своей последней сессии Комитет принял поправку к рекомендованной практике, согласно которой "каждому договаривающемуся правительству следует образовать национальный комитет по упрощению формальностей на морском транспорте или подобный национальный координирующий орган для поощрения принятия и осуществления мер по упрощению формальностей между правительственными ведомствами, учреждениями и другими организациями, связанными с различными аспектами международного морского судоходства либо отвечающими за них, а также с портовыми властями и судовладельцами". При этом Конвенция рекомендует правительствам принять национальную программу облегчения морского судоходства, основанную на соответствующих требованиях приложения к Конвенции. Целью такой программы должно стать принятие всех реально осуществимых мер по облегчению движения судов, грузов, экипажей, пассажиров, почты и припасов путем устранения ненужных препятствий и задержек.

Для Российской Федерации принятие такой программы и создание координирующего органа по ее выполнению, в который бы вошли представители всех заинтересованных ведомств, является необходимым, поскольку без таких согласованных усилий невозможна полноценная работа российской делегации на сессиях Комитета по упрощению формальностей, его рабочих и корреспондентских группах.

Кроме того, учитывая существенное отставание Российской Федерации в принятии национального законодательства по вопросам упрощения формальностей, представляется, что работа такого координирующего органа должна быть направлена не только на выработку будущих позиций и положений, но и на нормативное урегулирование вопросов, которые уже согласованы на международном уровне.

Значение Конвенции для ИМО определяется прежде всего тем, что она создает правовую основу для деятельности ИМО в структуре нового морского правопорядка с самостоятельной сферой деятельности. Согласно ст. 1 Конвенции об ИМО, как было сказано выше, одной из целей организации является обеспечение сотрудничества правительств в области регулирования любых вопросов, затрагивающих международное торговое судоходство, содействие всеобщему принятию практически возможных максимальных норм в отношении безопасности на море, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения с судов. Достижение этих целей обеспечивается разработкой проектов конвенций, соглашений и других документов, созывом международных конференций и обменом информацией между государствами (ст. 2).

Впервые введенный Конвенцией термин - "компетентная международная организация" - применяется также в отношении ФАО, ЮНЕП, Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО и содержится в ряде статей Конвенции, прямо или косвенно определяющих сферы деятельности ИМО (ст. 22 "Морские коридоры и схемы разделения движения"; ст. 39 "Обязанности судов и летательных аппаратов во время транзитного прохода"; ст. 41 "Морские коридоры и схемы разделения движения в проливах, используемых для международного судоходства"; ст. 42 "Законы и правила государств, граничащих с проливами, в отношении транзитного прохода"; ст. 53 "Право архипелажного прохода по морским коридорам"; ст. 60 "Искусственные острова, установки и сооружения в исключительной экономической зоне"; ст. 94 "Обязанности государства флага"; ст. 208 "Загрязнение, вызываемое деятельностью на морском дне"; ст. 211 "Загрязнение с судов"; ст. 217 "Обеспечение выполнения государствами флага"; ст. 218 "Обеспечение выполнения государствами порта"; ст. 220 "Обеспечения выполнения прибрежными государствами"; ст. 2 приложения VIII к Конвенции).

Положения учредительного акта ИМО подтверждают положение этой организации в качестве компетентной международной организации, способной подготавливать и разрабатывать международные нормы и правила, направленные на эффективное применение Конвенции, относящиеся к судоходству и предупреждению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов.

В этом случае, как отмечает профессор Вальфрум (ФРГ), выражение "компетентная международная организация" "применяется исключительно к ИМО и ее глобальному мандату".

Не случайно, что Совет ИМО в 1995 г. специально рассматривал вопрос о значении вступления в силу Конвенции для ИМО. Совет подчеркнул роль ИМО как "компетентной международной организации" в системе ООН в области судоходства и "взаимодействия ИМО и морской среды". Совет поручил изучать Конвенцию в связи с программами и деятельностью ИМО и обеспечивать соблюдение ее положений в тех правовых рамках, которые предусмотрены Конвенцией. Речь не идет, разумеется, о выполнении положений Конвенции самой ИМО, т.к. она не обладает юрисдикцией по выполнению стандартов и правил, которые она установила. Такое выполнение лежит на ответственности государства флага, прибрежного государства и государства порта.

Конвенция содержит положения, затрагивающие обязанности государств, связанных с членством в международных организациях. Это касается прежде всего тех положений, которые относятся к международному нормотворчеству и национальной законодательной деятельности. Конвенция обязывает государства сотрудничать в рамках международных организаций, в частности в ИМО, в том, что касается предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды. Другие статьи Конвенции указывают на необходимость сотрудничества государств в установлении глобальных, региональных норм, стандартов и рекомендованной практики (п. 4 ст. 210 "Загрязнение, вызываемое захоронением", п. 1 ст. 211 "Загрязнение с судов").

В ряде статей, касающихся обеспечения исполнения, говорится о международных нормах и стандартах, установленных через компетентные международные организации (ст. 214 "Обеспечение выполнения законов и правил, касающихся загрязнения, вызываемого деятельностью на морском дне"; ст. 216 "Обеспечение выполнения законов и правил, касающихся захоронения"; п. 1 ст. 218 "Обеспечение выполнения государствами порта"; п. 7 ст. 220 "Обеспечение выполнения прибрежными государствами"; ст. 222 "Обеспечение выполнения в отношении загрязнения из атмосферы или через нее"). Обязанности государств заключаются в имплементации таких норм и стандартов путем принятия национальных законов и правил (ст. 213 "Обеспечение выполнения законов и правил, касающихся загрязнения из находящихся на суше источников"). В свою очередь, национальные правовые акты должны быть по меньшей мере столь же эффективными: государства принимают законы и правила для предотвращения сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, плавающих под их флагом или зарегистрированных в них (п. 2 ст. 211). Такие законы и правила должны быть по меньшей мере столь же эффективными, что и общепринятые международные нормы и стандарты, установленные через компетентные международные организации или дипломатическую конференцию, или не менее эффективными (п. 6 ст. 210: национальные законы, правила и меры должны быть не менее эффективными в предотвращении сокращения и сохранении под контролем такого загрязнения, чем глобальные меры и стандарты), что и правовые нормы, установленные ИМО в данном случае. В других случаях требуется, чтобы национальные законы соответствовали международным правилам, устанавливаемым Конвенцией (п. 5 ст. 211: прибрежные государства для целей обеспечения выполнения... могут принимать в отношении своих исключительных экономических зон законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов, соответствующие общепринятые международные нормы и стандарты, установленные через компетентную международную организацию или общую дипломатическую конференцию, и вводящие в действие такие нормы и стандарты).

Кроме того, государства должны предпринимать конкретные действия с учетом общепринятых международных стандартов, установленных ИМО (ст. 60 "Искусственные острова, установки и сооружения в исключительной экономической зоне"), придерживаться общепринятых международных правил, процедур и практики и предпринимать все необходимые меры для их соблюдения - п. 5 ст. 94 "Обязанности государства флага").

Принимая меры, предусмотренные выше, каждое государство обязано придерживаться общепринятых международных правил, процедур и практики и предпринимать все необходимые шаги для обеспечения выполнения, обеспечивать соблюдение судами, плавающими под их флагами, требований международных норм и стандартов (п. 1 ст. 217 "Обеспечение выполнения государствами флага": государства обеспечивают соблюдение судами, плавающими под их флагом или зарегистрированными в них, применимых международных норм и стандартов, установленных через компетентную международную организацию или общую дипломатическую конференцию... принятых для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов; п. 2 ст. 217: государства, в частности, принимают надлежащие меры с целью обеспечения того, чтобы судам, плавающим под их флагом или зарегистрированным в них, запрещалось плавание до тех пор, пока они не будут в состоянии выйти в море с соблюдением упомянутых в п. 1 требований международных норм и стандартов, включая требования в отношении проектирования, конструкции, оборудования и комплектования экипажей судов).

Кроме того, государства должны предпринимать конкретные действия с учетом общепринятых международных стандартов, установленных ИМО (ст. 60); придерживаться общепринятых международных правил, процедур и практики и предпринимать все необходимые меры для их соблюдения (п. 5 ст. 94); обеспечивать соблюдение судами, плавающими под их флагами, требований международных норм и стандартов (п. 1, 2 ст. 217).

В некоторых отношениях стандарты и правила ИМО, по-видимому, призваны ограничивать законодательную компетенцию прибрежных государств. Примером может служить положение Конвенции, согласно которому законы и правила прибрежного государства, относящиеся к мирному проходу, не должны относиться к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, если только они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты (п. 2 ст. 21 "Законы и правила прибрежного государства, относящиеся к мирному проходу").

Применение, соблюдение и следование международным нормам, стандартам, правилам и процедурам, безусловно, призваны содействовать максимально возможной международной унификации в регулировании торгового судоходства - деятельности, носящей ярко выраженный международный характер. В этой связи роль самой ИМО существенно повышается в том смысле, что разработанные ею нормы и международные стандарты потенциально могут ограничить попытки прибрежных государств ужесточить режим судоходства в морских пространствах, находящихся под их суверенитетом и юрисдикцией.

Отдельные положения Конвенции обязывают государства уведомлять международное сообщество через международные организации, в частности ИМО, о различного рода мерах, принимаемых ими в целях обеспечения безопасности на море и охраны морской среды. Сюда можно отнести уведомления о действующих законах и правилах мирного прохода (п. 3 ст. 21), границах морских коридоров и схемы разделения движения (п. 4 ст. 22; п. 2 ст. 41; п. 2 ст. 52), о существующих опасностях для судоходства в территориальном море (п. 2 ст. 24), о принимаемых особых мерах по охране окружающей среды в специально обозначенных районах исключительных экономических зон (п. 6 ст. 211) и др.

В ряде случаев Конвенция предусматривает осуществление совместных с ИМО действий. Так, согласно ст. 199 государства сотрудничают с ИМО в целях ликвидации последствий загрязнения или сведения до минимума возникшего вследствие этого ущерба.

Специально следует остановиться на положениях Конвенции, которые регламентируют порядок осуществления прибрежными государствами своих прав. Сюда относятся процедуры, регулирующие порядок удаления морских установок и сооружений, установления зон безопасности вокруг них, определения особых районов, обозначения морских коридоров и схем разделения движения в прилегающих морских пространствах.

В подобных случаях осуществление прав прибрежных государств обусловлено соответствующими волевыми действиями ИМО. Однако компетенция ИМО может быть реализована только в том случае, если соответствующее государство передает ей предложения, т.е. выражает намерение установить морские коридоры или схемы разделения движения.

Важно отметить еще один аспект взаимодействия ИМО и Конвенции - этот аспект касается относительных связей с судебными и арбитражными инстанциями. Приложение VIII "Специальный арбитраж" содержит положение о списках экспертов, которые составляются и ведутся в различных областях соответствующими компетентными организациями для привлечения к рассмотрению дела. В области "судоходства, включая загрязнение с судов и в результате захоронения" - ИМО.

Некоторые аспекты применения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года

Следует особо отметить, что Конвенция представляет собой баланс интересов крупных судоходных, рыболовных, промышленно развитых государств, с одной стороны, и развивающихся, слаборазвитых и, как правило, прибрежных стран - с другой. Достигнутый компромисс нашел свое отражение во многих статьях этого договора. С одной стороны, установлено 96 исключительных экономических зон, в которых согласно ст. 56 Конвенции прибрежные государства осуществляют суверенные права в отношении разведки и разработки естественных ресурсов и имеют юрисдикцию в части защиты морской среды, проведения морских научных исследований и создания искусственных островов и сооружений. С другой стороны, уже 126 государств определили лимит для территориального моря в 12 морских миль.

Кроме того, компромисс состоит и в том, что в исключительных экономических зонах сохраняются свободы судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и другие правомерные с точки зрения международного права виды использования моря, относящиеся к этим свободам, связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов и совместимые с другими положениями настоящей Конвенции. Можно было бы указать и на компромиссный характер других положений Конвенции.

Таким образом, был создан единый пакет взаимных интересов, прав и обязанностей различных государств. Однако "постконвенционный" период вновь омрачается попытками ряда государств расширить свои права в своих исключительных экономических зонах вопреки ст. 56 Конвенции. Они пытаются как бы трансплантировать права, принадлежащие им в территориальном море, в такие зоны, забывая, что последние не являются частью территории государства и не подпадают под суверенитет последнего.

Эта тенденция нашла свое подтверждение, в частности, в позициях государств в связи с рассмотрением дел в Трибунале. Согласно Конвенции Трибунал создан для рассмотрения споров между государствами по поводу толкования или применения Конвенции, нарушения ее положений, ареста морских судов и их освобождения и т.п.

Особенность отдельных положений Конвенции заключается в том, что содержащиеся в них нормы адресованы всем государствам - участникам вне зависимости от членства в ИМО или каких-либо других компетентных международных организациях. Созданная конвенцией схема правового регулирования построена с таким расчетом, чтобы права и обязанности государств - участников осуществлялись через международные нормы и стандарты.

В свою очередь, международные нормы и стандарты, относящиеся к международному судоходству и охране среды, должны разрабатываться через ИМО. Многочисленные положения Конвенции дают ссылку на деятельность различных организаций. В некоторых из этих случаев данные положения могут включать работу ИМО совместно с другими организациями.

В ст. 237 Конвенции содержатся также положения о том, что в области защиты и сохранения морской среды часть XII не наносит ущерба конкретным обязательствам, принятым на себя государствами по заключенным ранее специальным конвенциям и соглашениям, которые касаются защиты и сохранения морской среды.

Еще один аспект, показывающий современную тенденцию в применении Конвенции, связан с разработкой проекта Конвенции "Об охране подводного культурного наследия". В связи с появившейся технической возможностью подъема ценностей с морского дна возникла необходимость юридического регулирования этого вида деятельности. На дне территориального моря Финляндии лежит купленное Екатериной II голландское судно "Фрау Мария" с огромным числом драгоценностей. Об этом свидетельствует письмо Екатерины, адресованное Дидро. По мнению ряда океанографов, на дне океанов еще находится один миллион затонувших судов.

ЮНЕСКО совместно с Отделом океана и морского права ООН и после консультации с ИМО подготовила упомянутый проект Конвенции об охране подводного культурного наследия. Однако эксперты Российской Федерации, США и других стран подвергли этот проект серьезной критике. Они высказали мнение о том, что государства не имеют права регулировать и разрешать подобную деятельность в своей исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе, т.е. за пределами 24-мильных прилежащих зон. Эксперты России внесли предложение закрепить в Конвенции положение об уведомлении прибрежного государства о любой подобной деятельности, проводимой в его исключительной экономической зоне или на его континентальном шельфе, и направлении информации в ЮНЕСКО. Последний вариант представляется наиболее предпочтительным. Ряд развивающихся стран и некоторые развитые страны считают возможным разрешить прибрежным государствам регулировать подобную деятельность на их шельфах и в исключительных экономических зонах.

Однако согласно ст. 303 Конвенции (археологические и исторические объекты, найденные в море) прибрежное государство может предположить, что извлечение со дна моря без его одобрения объектов, представляющих археологическую и историческую ценность, в зоне до 24 морских миль приведет к нарушению в пределах его территории или его территориального моря таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил. Иными словами, согласно положениям Конвенции компетенция прибрежного государства в этой области ограничивается пределами в 24 морские мили (отсчитываемые от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря).

Таким образом, и в практике Трибунала, и при рассмотрении приведенного проекта Конвенции проявилась новая тенденция в применении норм международного морского права: позиции не только развивающихся, но и ряда развитых стран (Франция, Дания, Греция, Португалия, Ирландия) не соответствуют положениям Конвенции.

Заключение

Конвенция служит позитивной основой для успешного развития морских научных исследований, которым посвящена отдельная часть. Ее положения направлены на обеспечение сотрудничества государств в этой области и активное участие компетентных международных организаций в содействии проведению исследований в различных районах Мирового океана (включая находящиеся под юрисдикцией прибрежных государств).

Предусматривая разрешительный режим для проведения исследований в экономической зоне и на континентальном шельфе в пределах 200 миль и особый порядок за этим пределом, Конвенция оговаривает получение согласия прибрежного государства рядом условий, которые должны соблюдаться государством или международной организацией, намеревающимися провести исследования. По общему правилу прибрежное государство должно давать согласие на проведение исследований и может отказать в этом лишь в весьма ограниченных и строго определенных Конвенцией случаях.

Установив фиксированные и обязательные для всех государств пределы ширины территориального моря в 12 морских миль, прилежащей зоны в 24 морские мили, исключительной экономической зоны в 200 морских миль и континентального шельфа, Конвенция поставила барьер распространению необоснованных территориальных притязаний государств на пространства открытого моря, что, в свою очередь, служит гарантией обеспечения интересов судоходства, включая российское.

Конвенция устанавливает рамки вмешательства в иностранное судоходство со стороны прибрежного государства в пространствах, находящихся под его суверенитетом и юрисдикцией. Конвенция существенно ограничивает право прибрежного государства на остановку иностранных (в данном случае - российских) судов и принятие к ним последующих мер (осмотра, задержания, инспекции) при совершении ими нарушений иностранных законов и правил не только в исключительной экономической зоне, но также и в перекрываемых территориальным морем проливах. При нарушении судном законов и правил прибрежного государства, относящихся к предотвращению загрязнения в исключительной экономической зоне, власти такого государства могут лишь, как общее правило, запросить у судна соответствующую информацию, и только в случае очень серьезного нарушения, приведшего к тяжелому ущербу, последнее может быть задержано. В этой связи для нашего флота весьма важным является так называемое преимущественное право государства флага возбуждать разбирательство и наказывать виновных в соответствии со своим законодательством.

Весьма важны и те положения Конвенции, согласно которым международные нормы и стандарты в отношении проектирования, конструкции, оборудования судов и комплектования судовых экипажей, установленные в том числе при участии России, имеют приоритет над соответствующими национальными требованиями. К судам не могут предъявляться требования, которые приводят к лишению права мирного прохода или его нарушению, а в исключительной экономической зоне прибрежное государство вправе устанавливать только такие законы и правила по предотвращению загрязнения, которые соответствуют общепризнанным международным нормам и стандартам.

Еще одним свидетельством защиты интересов российского судоходства являются положения о том, что наказание за пределами территориального моря (т.е. в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во всех других районах открытого моря) не может включать тюремное заключение, а должно ограничиваться денежным штрафом. Речь идет о нарушении законов и правил или применимых международных норм и стандартов по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды. Это же относится к нарушениям в территориальном море, за исключением случаев преднамеренного и серьезного акта загрязнения.

Важное значение имеет предусмотренная Конвенцией возможность прибегать к специальной процедуре разрешения споров, связанных с задержанием судов. Установленная процедура является одной из действенных гарантий защиты интересов судовладельцев, поскольку представляет государствам-участникам право требовать незамедлительного освобождения задержанного властями иностранного государства судна и его экипажа после представления залога или иного обеспечения. Государства-участники получают возможность пользоваться преимуществами учрежденного Конвенцией механизма урегулирования споров, относящихся к ее толкованию и применению, иметь своих представителей в Трибунале, арбитражном суде и др.

Принятые в Российской Федерации законы, регламентирующие режим морских пространств, соответствуют международным нормам, учитывают мировой опыт, а также лучшие правовые решения, выработанные законодателями и юридической практикой других государств. Они конкретизируют положения международных договоров, которые были ратифицированы Российской Федерацией.

Принципы международного права и их содержание.

Рассмотрим содержание основных принципов международного права подробнее.

1. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету . Понятие равенства означает все государства должны уважать правосубъектность других госу­дарств;

2. В соответствии с принципом запрета применения силы или угрозой силой все государства в международных отношениях обязаны воздер­живаться от угрозы силой или ее применения против территориаль­ной неприкосновенности и политической независимости других го­сударств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН

3. Согласно принципу мирного разрешения международных спо­ров государства обязаны решать свои международные споры с други­ми государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедли­вость.

4. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств к аждое государство имеет право самостоятельно выби­рать свою политическую, экономическую, социальную или культур­ную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства:

не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства; не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а такжене должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государ­стве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

5 Принцип территориальной целостности государств. Госу­дарства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и прин­ципами Устава ООН.

6. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств.

7. Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека - составная часть всеобъемлющей системы международ­ной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии.

8. Принцип права на самоопределение народов и наций . Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие.

9. Принцип сотрудничества между государствами . Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и прин­ципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны содей­ствовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

10. В соответствии с принципом добросовестного выполнения меж­дународных обязательств государства обязаны добросовестно вы­полнять взятые на себя международные обязательства . При осущест­влении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.

Виды зон в морском праве., понятия, размеры, распределения юрисдикций.

Конвенции по морскому праву 1982 г.

Внутренние воды…

Внутренними водами является часть моря, расположенная между побережьем и исходной линией.

Юрисдикция внутренних вод…распространяются правила государства.

Территориальные воды…

Территориальное море - это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии.

Юрисдикция внутренних вод … законодательства по общему правилу, действуют законы государства.

Прилежащая зона…

Прилежащая зона - это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от границы территориальных вод (или 24 мили, если отсчитывать от исходных линий).

Юрисдикция прилежащей зоны… государство обладает правом осуществлять контроль в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории или территориального моря или применять наказания за такие нарушения.

Исключительная экономическая зона …

Исключительная экономическая зона - часть моря, шириной в 200 морских миль (370,4 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии.

Исключительная экономическая зона включает воды, морское дно и его недра. Ширина зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Более 100 государств определили свои зоны шириной в 200 миль.

Юрисдикция И.Э.З… прибрежное государство осуществляет определённые международным правом суверенные права. Они включают права на: а) разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых; б)прокладка кабеля и трубопроводов; в) другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях, например производство энергии путём использования воды, течений, ветра., насыпание островов.

Континентальный шельф…

Континентальным шельфом является естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела.

Юрисдикция …правовой режим исключительно государства

Открытое море…

Открытым морем называется морское пространство, расположенное за пределами территориальных, архипелажных и внутренних вод и исключительных экономических зон какого-либо государства и находящееся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с принципами и нормами международного права.

Юрисдикция ….открытое море (международное право)

Свобода добычи ресурсов

2) свобода полетов

3) свобода взлетов и посадки

4) свобода судоходства

5) прокладки кабелей и трубопроводов

6) насыпи искусственных островов

Эта Конвенция, ставшая результатом большой и кропотливой работы многих субъектов международного права, является одним из крупнейших общих многосторонних договоров за всю историю международных отношений. Конвенция 1982 г. состоит из 17 частей, включающих 320 статей и 9 приложений. 16 ноября 1994 г., после истечения 12 месяцев с даты сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты, Конвенция в соответствии со ст. 308 вступило в силу. Украина в Конвенции 1982 г. участвует с 1999 г.

Конвенция 1982 г. подтверждает и дополняет ряд положений Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. и вводит новые нормы и институты, которые отражают современные тенденции развития в освоении Мирового океана. Конвенция впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря - 12 морских миль. Она подтвердила и детализировала право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Конвенция ввела новый институт - архипелажные воды, который применяется к государств-архипелагов. В Конвенции зафиксировано правила транзитного прохода через международные проливы, дающие возможность осуществлять свободу судоходства и полетов через них. Совсем новым является институт исключительной экономической зоны, в пределах которой прибрежной государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, и управлении ими, а также в отношении других видов экономической деятельности. Конвенция подтвердила основные нормы в отношении континентального шельфа и внесла уточнения в этот институт, в частности, четко определила внешнюю границу континентального шельфа.

Впервые в договорной практике был определен статус огромной территории - района морского дна за пределами континентального шельфа ("Района"). Определен порядок регулирования деятельности по исследованию и использованию его ресурсов.

Конвенция существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него, наряду с традиционными свободами судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов, также свободу возводить искусственные острова, установки и сооружения, допускаемые в соответствии с международным правом, осуществлять морские научные исследования. В Конвенции есть блок норм, регламентирующих порядок проведения морских научных исследований, а также группа норм, направленных на обеспечение защиты и сохранения морской среды.

Конвенция содержит детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с толкованием и применением его норм.

Важным положением Конвенции 1982 г. в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности является резервирование открытого моря для мирных целей.

В связи с тем, что Конвенция кодифицировала ряд обычных норм, эти нормы продолжают действовать для государств, не участвующих в ней.

В целом, можно констатировать, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. - это важный исторический этап в кодификации и прогрессивном развитии международного права, имеет своей целью стабильное развитие международных отношений в связи с деятельностью субъектов международного права в Мировом океане.

Внутренние морские воды

Внутренние морские воды - это прибрежные морские воды государства, на которые распространяются ее суверенитет и юрисдикция в полном объеме. К ним относятся воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, исторические воды, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Внешней границей внутренних морских вод портов е прямая линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений. Залив - это хорошо очерченное углубление берега, вдающемся в сушу и включает замкнутые сушей воды; при этом такое углубление образует нечто большее, чем простую извилину берега. При ширине входа в залив во время наибольшего отлива менее 24 миль весь залив относится к внутренним водам прибрежного государства. Это правило не применяется в отношении заливов, которые имеют ширину входа более 24 миль, но считаются историческими водами. В таких заливов, в частности, относятся Брістольська залив (Великобритания), Гудзонов залив (Канада), залив Делавэр (США), залив Петра Великого (Россия). По законодательству России (Закон РФ "О государственной границе" 1993 г.) историческими водами могут считаться и моря (п. 4 "г" ст. 5)1. Однако это положение не получило международного визнання2.

Канадский профессор Д. Фаран отмечает, что главными критериями для отнесения морских вод к историческим есть такие: "(1) исключительная власть и контроль над таким морским районом, включая изгнание иностранных судов из него в случае необходимости; (2) длительное пользование им или окончания длительного времени, хотя продолжительность конкретного периода зависит от обстоятельств; (3) молчаливое согласие других государств, особенно тех, чьи интересы могут быть затронуты этим статусом".

Главной отличительной чертой правового статуса исторических вод, как и внутренних морских вод в целом, является то, что в их пределах иностранные суда пользуются правом мирного прохода. Прибрежное государство своими нормативными актами определяет их правовой режим, в частности, устанавливает порядок захода иностранных судов во внутренние морские воды.

Иностранные суда должны во внутренних морских водах придерживаться законов и других правил, установленных прибрежным государством в отношении иммиграционного, таможенного, санитарного контроля, безопасности плавания, охраны окружающей среды. На иностранные торговые судна4, которые находятся во внутренних морских водах прибрежного государства, распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция прибрежного государства.

Уголовная юрисдикция. Поскольку внутренние морские воды - это часть государственной территории, то преступления, совершенные на борту иностранных торговых судов, находящихся в пределах этих вод, по общему правилу подлежат юрисдикции прибрежного государства. Однако на практике зачастую в силу двусторонних договоров, судебная власть прибрежного государства не осуществляет уголовной юрисдикции в отношении преступлений такого рода, если они не нарушают мир и добрый порядок, если вмешательство не является международным обязательством прибрежного государства или если иное не просят дипломатические или консульские должностные лица государства флага судна.

Иностранные торговые суда не должны использоваться как убежище для лиц, преследуемых властями прибрежного государства за совершенное преступление.

Гражданская юрисдикция. Судебной властями прибрежного государства могут рассматриваться гражданские иски в отношении иностранного торгового судна и имущества, находящегося на его борту, во время стоянки судна в порту. Реализация гражданской юрисдикции в отношении иностранного торгового судна может включать задержание или арест судна с целью обеспечения исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений. Решение о задержании или аресте выносится компетентным судебным органом прибрежного государства. В середине 90-х годов XX в. несколько украинских торговых судов, которые в основном принадлежали Черноморскому морскому пароходству, были арестованы в иностранных портах с целью обеспечения исковых требований иностранных кредиторов до пароходства.

В связи с этим следует отметить, что в 1999 г. была принята Международная конвенция "Об аресте судов", согласно которой судно может быть арестовано или освобождено от ареста только по постановлению суда государства-участника, в котором налагается арест. Судно может быть арестовано для получения обеспечения независимо от того, что в соответствии с юрисдикционного (или арбитражного) предостережения, предусмотренного соответствующим договором или иным образом, морское требование, по которому налагается арест, должна рассматриваться в суде государства, иного, чем государство, в котором налагается арест, или в арбитраже, или в соответствии с законом другого государства.

Как правило, прибрежные государства не вмешиваются в гражданско-правовые споры между членами экипажа иностранного торгового судна.

в Отношении трудовых правоотношений между членами экипажа иностранного торгового судна, то, в принципе, они подпадают под юрисдикцию прибрежного государства. Однако на практике прибрежные государства обычно не вмешиваются в такие споры, кроме случаев, когда спор касается заработной платы или выполнения обязанностей на борту судна, если иное не установлено соответствующим договором.

Административная юрисдикция. В основном нормы административного права устанавливают режим пребывания иностранных судов во внутренних морских водах прибрежного государства.

Согласно этим нормам иностранные суда, как государственные, так и частные, обязаны подчиняться административной юрисдикции прибрежного государства в полном объеме. Прежде всего это касается выполнения таможенных и санитарных правил, а также мер контроля безопасности судов, охраны человеческой жизни, допуска иностранцев. Следует отметить, что иностранные военные корабли освобождаются от таможенного досмотра.

Прибрежные государства всегда уделяли особое внимание регламентации захода иностранных военных кораблей во внутренние морские воды и порты. В законодательстве большинства государств установлен разрешительный порядок захода иностранных военных кораблей во внутренние воды и порты. Согласно этого порядка заинтересованная государство по дипломатическим каналам не позднее определенного срока должна направить запрос государстве, в чьи порты предполагается запад ее кораблей, и получить на это соответствующее разрешение.

в настоящее время в связи с интенсивным развитием международного судоходства наметилась тенденция к ограничению юрисдикции прибрежного государства в отношении иностранных судов, находящихся в ее внутренних водах. Было выдвинуто предложение о необходимости заключения конвенции о внутренние морские воды, которая содержала бы базисные правовые положения, общие для всех государств, выработанные международной практикой, а национальное право конкретизировало бы и детализировало их.