Сегодня мы расскажем вам о том, как правильно фотографировать на телефон. Хотя некоторые правила вполне применимы и для съемки при помощи фотоаппарата. Если вы воспользуетесь нашими советами, то ваши кадры определенно станут лучше. Вы сможете выделиться среди потока совершенно одинаковых снимков в Instagram или любой другой социальной сети.

Профессиональные фотографы знают о том, что линия горизонта обязательно должна быть ровной, если таковая присутствует в кадре. Раньше это было большой проблемой - приходилось отслеживать положение пузырька с воздухом в уровне, находящемся на штативе. Сейчас же достаточно включить специальный режим, который может присутствовать и в смартфоне, и в фотоаппарате. Заключается он либо в отображении цифрового уровня, либо в показе сетки из девяти прямоугольников. С этими вспомогательными инструментами можно вовремя заметить, что линия горизонта получается наклонной.

Кадрирование с сеткой 3X3

Впрочем, ровной линия горизонта должна быть не в ста процентов случаев. Иногда получается красиво сфотографировать, намеренно завалив горизонт. Это требуется, например, при съемке экшн-сцен. Также следует помнить, что современные камеры имеют высокое разрешение. Если детализация для вас не очень важна, то в будущем вы можете откадрировать снимок в любом графическом редакторе. Так можно с легкостью поправить линию горизонта.

Фон не должен портить картинку

А вот этому правилу нужно следовать неукоснительно. В данном случае имеется в виду не то, что фон не должен вызывать отвращение. Нет, теоретически вы можете фотографировать даже на мусорном полигоне. Вам нужно не допускать того, что фон будет портить картинку. Что это значит? Например, неопытные фотографы могут снять человека таким образом, что из его головы будет расти ветка дерева. Если вы наблюдаете на экране смартфона нечто подобное, то попросите человека встать чуть левее или правее, чтобы дерево оказалось в стороне. Тело человека и его голова должны четко выделяться на фоне всех остальных элементов снимка!

Обратите внимание: размытый фон профессиональными фотографами называется словом «боке». Зачастую объективы выбираются именно исходя из того, насколько красиво они размывают фон. Конечно, касается это только портретной оптики, имеющей минимальное фокусное расстояние.

Не используйте цифровой зум

В своё время мы успели привыкнуть к тому, что цифровые фотоаппараты позволяют нам зуммировать картинку. Но подобное устройство использует оптический зум, в связи с чем качество картинки почти не падает. Смартфоны же наделены только цифровым зумом. И многие из нас продолжают его использовать. А зря! Это практически убивает изображение, уничтожая четкость и детализацию. Откажитесь от использования цифрового зума! Забудьте о нём!

Если вы почитаете о смартфонах с лучшей камерой , то отметите одну закономерность. В последнее время всё больше устройств наделяется двойной камерой. У некоторых из них объективы имеют разное фокусное расстояние. Если вы обладаете таким аппаратом, то вам доступен оптический зум. Его использовать можно без всяких опасений.

Вспышка выручает не всегда

Если вокруг вас темно, то фотографировать на смартфон придется со вспышкой. Обычно в её качестве используются один или два ярких светодиода. Некоторые люди ленятся отключать вспышку, используя её абсолютно всегда. Это в корне неправильно! Во-первых, при регулярной фотосъемке она сажает аккумулятор. Во-вторых, она делает акцент на деталях вокруг, а не на самом объекте. В-третьих, в кадре наблюдается неравномерное освещение. А некоторые вспышки ещё и цвет кожи портят, что совсем неприемлемо при портретной съемке.

Используйте вспышку только в случае острой необходимости. Даже профессиональные фотографы стараются снимать в условиях естественного освещения. А если они и применяют вспышку, то особо мощную и с большим количеством настроек.

Не забывайте об HDR

Сейчас практически любой телефон располагает несколькими режимами съемки. Среди них частенько можно обнаружить . В этом режиме смартфон делает два кадра с разной экспозицией. Затем они смешиваются в один снимок, автоматика устраняет слишком темные и очень яркие области. Если не переборщить с разностью экспозиции, то можно получить очень красивую фотографию, на которой нет неразличимых объектов.

Использовать HDR нужно при съемке сцен в условия высокой контрастности. Например, без HDR у вас может получиться снимок комнаты, на котором окно превратилось в яркое белое пятно, так как освещение за ним гораздо ярче. Также без HDR сложно получить качественную фотографию постройки, если солнце находится прямо за ней.

Церковь на этом фото без HDR получилась бы очень темной

Помните, что каждый смартфон совершенно по-разному работает в режиме HDR. Всё зависит от модуля камеры, оперативной памяти и процессора. Какие-то устройства вовсе не наделены данной функцией. Другие в режиме HDR требуют держать смартфон неподвижно в течение пары-тройки секунд. И лишь третьи работают идеально, делая оба кадра практически моментально.

Регулируйте экспозицию

Многие владельцы смартфонов предпочитают снимать в автоматическом режиме. Более того, они используют только кнопку спуска затвора, не зная о каких-либо настройках камеры. Это непростительная ошибка! У таких людей снимки частенько получаются слишком темными или чересчур светлыми. А всё из-за того, что во время фотографирования не регулировалась экспозиция.

Если говорить совсем кратко, то экспозиция - это общая яркость снимка. Обычно смартфон ставит правильную экспозицию, но иногда он всё же ошибается. Если вы видите, что телефон хочет сделать слишком темную или очень светлую фотографию, то у вас есть два пути:

  • Попробуйте навестись на что-то другое, чтобы получить нормальную картинку. После этого удерживайте палец на экране. Тем самым вы заблокируете экспозицию - теперь она не будет меняться вплоть до того момента, пока вы не сделаете снимок.
  • Попробуйте вручную отрегулировать экспозицию. В каждом приложении «Камера» для этого применяется свой способ. Изменение экспозиции происходит в меньшую (уменьшение яркости) и большую (увеличение яркости) сторону с шагом в 1/3 ступени.

Справа находятся настройки баланса белого, ISO и экспозиции

Какой бы способ вы не использовали, вы сможете получить кадр ровно с такой яркостью, какая вам требуется. Ещё проще владельцам смартфонов, умеющих снимать в формате RAW. Им не стоит бояться пересветов - в дальнейшем эти снимки можно грамотно отредактировать в специальной программе. А вот очень темные снимки всё же будут никуда не годными - при повышении яркости посредством программы увеличится цифровой шум.

Применяйте серийную съемку

Ещё всего пять лет назад наши советы не включали бы в себя этот пункт. Дело в том, что раньше для формирования изображения смартфону требовалось длительное время. Но сейчас мощности процессора хватает для того, чтобы за одну секунду создавались два-три кадра. Такая съемка называется серийной. Её следует использовать при фотографировании динамичных сцен. В серийном режиме вы точно не упустите самый красивый или смешной момент!

Но не стоит использовать подобный режим на постоянной основе. Дело в том, что после каждой съемки в серийном режиме вам придется потратить определенное время на удаление ненужных кадров. Не будете же вы хранить десятки, сотни, а в последствии и тысячи практически одинаковых фотографий? А ещё при серийной съемке вы не сможете отрегулировать экспозицию. Словом, используйте такой режим только при съемке каких-нибудь экшн-сцен.

Не забывайте о панораме

Некоторые пейзажные фотографии не получаются красивыми, если их снимать в обычном режиме. Попробуйте задействовать режим «Панорама». В нём аппарат автоматически создает множество снимков, объединяя их в одно широкое изображение. В частности, так получаются 180- и даже 360-градусные панорамы.

Типичная панорама, сшитая из нескольких снимков

Вы можете и самостоятельно сделать несколько кадров очень широкого пейзажа. Объединить их в одно изображение можно при помощи компьютера - вам потребуется Adobe Photoshop или Kolor Autopano Giga.

Не забывайте о физических кнопках

Чаще всего владельцы смартфонов снимают при помощи виртуальной кнопки спуска затвора. Но в таком случае устройство колеблется, из-за чего снимок может смазаться. Если вы желаете научиться красиво фотографировать на телефон, то постарайтесь помнить о том, что можно использовать физические кнопки. Конечно, отдельная клавиша спуска затвора сейчас присутствует далеко не на каждом смартфоне. Но зато вместо неё ту же функцию выполняют кнопки регулировки громкости. Чаще всего они действуют ровно таким же образом, как работает кнопка спуска затвора на цифровом фотоаппарате. Вы зажимаете клавишу - устройство фокусируется, затем кнопка отпускается - создается кадр.

Для съемки селфи применяйте таймер

Для съемки так называемых «себяшек» проще всего использовать таймер или голосовую команду. В таком случае в момент создания кадра устройство точно не шелохнётся. А ещё с чёткостью всё будет хорошо, если вы задействуете отдельную Bluetooth-кнопку (она должна быть не на моноподе). Но давайте о создании красивого селфи поговорим в отдельном материале.

Правило двух третей

Ранее мы упомянули о специальном пункте в «Настройках», после активации которого на экране появляется сетка 3×3. Она поможет не только выровнять горизонт. С её помощью можно сделать снимок более художественным. Делом в том, что взгляд человека чаще всего падает в места пересечения этих линий. Следовательно, именно в этих местах должны располагаться самые важные объекты. Например, в них можно расположить головы людей, птиц или что-либо ещё. Конечно, это применимо не к каждой фотографии.

Используйте фильтры с умом

Не стоит снабжать теми или иными фильтрами все фотографии. В первую очередь следует задуматься над тем, не может ли снимок вовсе обойтись без цветового фильтра. Сейчас люди понимают, что чаще всего наличие фильтра свидетельствует о том, что смартфон, которым делалась фотография, обладает очень плохой камерой.

Фильтры могут иметься даже в приложении «Камера»

Во многих случаях фильтры не украшают снимок, а только скрывают какие-то важные детали. Все мы уже устали от того, как много фотографий снабжается разными фильтрами. Их изобилие в социальных сетях начинает раздражать. Если вы хотите, чтобы на ваши снимки обратили внимание - постарайтесь накладывать фильтры в самых редких случаях.

Подведение итогов

Если вы внимательно прочитали данную статью, то готовьтесь забыть о размышлениях о том, какой телефон лучше фотографирует. Теперь вы поняли, что в первую очередь красота снимка зависит от фотографа. Если вы будете следовать приведенным выше советам, то хорошие кадры будут получаться даже при помощи 8-мегапиксельной камеры.

Случаются ситуации, когда нам срочно нужно отправить кому-то свою фотографию, и мы начинаем думать, .

Когда рядом есть кто-то, кто может вас сфотографировать, хорошее фото может быть сделано и профессиональной камерой, и обычным фотоаппаратом, и даже мобильным телефоном. Но если в самый нужный момент вы одна, нужно суметь сфотографировать себя красиво самостоятельно.

Качество фотографий и секреты их создания будут зависеть от того, каким устройством вы обладаете.
Итак, как сфотографировать себя красиво, если в вашем распоряжении «мыльница» или камера мобильного телефона:

1. фотографируйтесь в хорошо освещенном месте;
2. в светлое время суток фотографируйтесь, стоя лицом к окну - дневной свет выровняет тон кожи и сделает лицо сияющим;
3. используйте в качестве штатива подоконник, полки, стулья.

Как самой себя сфотографировать, если у вас полупрофессиональный или профессиональный аппарат:

1. выберите красивый фон, установите таймер и начинайте фотосессию;
2. если вы намерены сделать портретный снимок, устанавливайте фотоаппарат на уровне ваших глаз. Не приближайте ракурс слишком сильно, такая аппаратура покажет даже мельчайшие недостатки кожи;
3. не используйте вспышку напротив лакированных, зеркальных, глянцевых поверхностей.

Несколько полезных советов, как сфотографировать себя самой:

Не стоит опускать голову или поднимать ее слишком высоко. Глядя в объектив, слегка наклоните голову и улыбнитесь;
- избегайте одежды телесного цвета, чтобы не казаться обнаженной при портретной съемке;
- сделайте макияж, с которым вы себе нравитесь;
- делайте большое количество кадров, чтобы выбрать лучший;
- выбирайте красивый ровный фон. Пусть лучше это будет однотонная стена, чем разноцветный ковер или пестрые занавески;
- установите программу редактирования фото.

Для того, чтобы самой себя сфотографировать красиво, нужна определенная подготовка:

Чтобы избежать отечности, накануне фотосессии не пейте много жидкости, сведите к минимуму употребление соли. Можно принять мочегонное средство;
- заранее выполните коррекцию бровей;
- тщательно выровняйте тон лица;
- не используйте в макияже фиолетовый цвет и мерцающие средства - фотографии будут неудачными. Выполните более яркий макияж, чем обычно.

Советы по выбору одежды и аксессуаров для удачных фотографий:

Не сочетайте в одежде более 3 цветов;
- ограничьтесь одним-двумя стильными аксессуарами;
- не смешивайте стили в одежде.

Чтобы самой себя сфотографировать дома, поэкспериментируйте с позами - посмотрите удачные фотографии других людей. Интересные фото получаются, когда вы сидите в пол оборота, немного наклонив голову. Снимков анфас старайтесь не делать - лицо получится «плоским» и несимметричным. Широкое лицо лучше снимать сверху, а узкое и длинное - чуть снизу.

Больше экспериментируйте, обращайте внимание на фотографии, которые вы часто видите в социальных сетях, чтобы определить, как красиво самой себя сфотографировать .

Эта статья предназначена в первую очередь для тех, кто впервые пришел на сайт с желанием научиться фотографировать. Она будет выступать в роли некоего путеводителя по остальным материалам сайта, на которые следует обратить внимание, если вдруг вы решили «прокачать» свой навык фотографа.

Прежде чем перечислять последовательность ваших действий, я скажу, что фотография состоит из двух больших областей - техническая и творческая.

Творческая часть рождается вашим воображением и видением сюжета.

Техническая часть - это последовательность нажатий на кнопки, выбор режима, установка параметров съемки, чтобы реализовать творческую задумку. Творческая и техническая фотографии часть не могут существовать друг без друга, они друг друга дополняют. Пропорция может быть разной и зависит только от вашего решения - какой камерой вы будете фотографировать (зеркалкой или смартфоном), в каком режиме (авто или ), в каком формате (), будете ли потом или оставите как есть?

Научиться фотографировать - это значит научиться определять, какую работу выполните самостоятельно, а какую - доверите технике. Настоящий фотограф не тот, кто снимает только в ручном режиме, а тот, кто знает и умеет направить технические возможности камеры в нужное русло и получить тот результат, который планировал получить.

Понимание слова «Фотография»

Это «нулевой» уровень, без освоения которого нет смысла двигаться дальше. Фотография - это «рисование светом». Один и тот же объект в разном освещении выглядеть совершенно иным образом. Свет актуален в любом жанре фотографии. Сумеете поймать интересный свет - снимете красивый кадр. Причем не важно, что у вас в руках - любительский компактный аппарат или профессиональная зеркалка.

Выбор техники

Для обучения фотосъемке совершенно не обязательно приобретать дорогое оборудование. Сейчас любительская техника развилась настолько, что с большим запасом удовлетворяет требованиям не только любителей, но и продвинутых фотографов. Нет смысла также стремиться купить самую современную модель фотокамеры, так как все что нужно для качественной фотосъемки в фотоаппаратах появилось лет 10 назад. Большинство нововведений в современных моделях к фотосъемке имеют только косвенное отношение. К примеру, огромное количество датчиков фокусировки, управление по Wi-Fi, датчик GPS, сенсорный экран сверхвысокого разрешения - все это улучшает только юзабилити, никак не влияя на качество результата.

Я не призываю покупать «старье», но рекомендую более трезво подходить к выбору между новинкой и камерой предыдущего поколения. Цены на новинки бывают неоправданно завышенными, в то время как количество действительно полезных нововведений может быть не так уж и велико.

Знакомство с базовыми возможностями камеры

Желательно запастись терпением и изучить инструкцию к камере. К сожалению, она далеко не всегда написана просто и понятно, тем не менее, это не отменяет необходимости изучить расположение и назначение основных органов управления. Как правило, органов управления не так уж и много - диск выбора режима, одно или два колесика для установки параметров, несколько функциональных кнопок, управление зумом, кнопка автофокуса и спуска затвора.Также стоит изучить основные пункты меню, чтобы уметь настроить такие вещи как , стиль изображения. Все это приходит с опытом, но со временем для вас не должно остаться ни одного непонятного пункта в меню камеры.

Знакомство с экспозицией

Пришло время уже брать камеру в руки и попытаться с ее помощью что-то изобразить. Для начала включаем авторежим и пробуем фотографировать в нем. В большинстве случаев результат будет вполне нормальный, но иногда фотографии по какой-то причине получаются слишком светлыми или, наоборот, слишком темными. Самое время познакомиться с такой вещью как . Экспозиция - это суммарный световой поток, который поймала матрица за время срабатывания затвора. Чем больше уровень экспозиции, тем светлее получается фотография. Слишком светлые фотографии называют переэкспонированными, слишком темные - недоэкспонированными.Уровень экспозиции можно регулировать вручную, но в авторежиме это сделать нельзя. Чтобы иметь возможность «прибавить или убавить яркость», вам нужно перейти в режим P (программируемая экспозиция).

Режим программируемой экспозиции

Это самый простой «творческий» режим, который объединяет в себе простоту авторежима и в то же время позволяет вводить поправку в работу автомата - сделать фотографии принудительно более светлой или темной. Это делается при помощи коррекции экспозиции. Коррекцию экспозиции обычно применяют, когда в кадре преобладают либо светлые, либо темные объекты. Автоматика работает таким образом, что пытается привести средний уровень экспозиции снимка к 18% серому тону (т.н. «серая карта»). Обратите внимание, когда мы в кадр берем больше яркого неба, земля получается на фотографии более темной. И наоборот, берем в кадр больше земли - небо светлеет, иногда даже белеет. Функция коррекции экспозиции помогает компенсировать уход теней и светов за границы абсолютно черного и абсолютно белого тона.

Что такое выдержка?

Как бы ни был хорош и удобен , он, увы, не всегда позволяет получить качественные фотографии. Яркий пример - съемка движущихся объектов. Попробуйте выйти на улицу поснимать проезжающие мимо автомобили. В яркий солнечный день это, скорее всего получится, но стоит солнцу зайти за тучу, машины будут получаться слегка размазанными. Причем, чем меньше света, тем сильнее будет это размытие. Почему такое происходит?

Экспонирование снимка происходит при открытии затвора. Если в кадр попадают быстро движущиеся объекты, то за время открытия затвора они успевают сместиться и на фотографии получаются чуть размытыми. Время, на которое открывается затвор, называется выдержкой .

Выдержка позволяет получить эффект "замороженного движения" (пример ниже), либо, наоборот, размыть движущиеся объекты.

Выдержка отображается в виде единицы, деленной на какое-то число, например, 1/500 - это означает, что затвор откроется на 1/500 долю секунды. Это достаточно короткая выдержка, при которой едущие машины и идущие пешеходы будут на фотографии четкими. Чем короче выдержка, тем более быстрое движение может быть «заморожено».

При увеличении выдержки, скажем, до 1/125 секунды, пешеходы по-прежнему останутся четкими, но машины уже заметно размажутся.Если выдержка 1/50 и длиннее, возрастает риск получения нерезких фотографий из-за дрожания рук фотографа и рекомендуется устанавливать аппарат на штатив, либо использовать стабилизатор изображения (если он есть).

Ночные фотографии делаются с очень длинной выдержкой в несколько секунд и даже минут. Здесь без штатива обойтись уже невозможно.

Чтобы иметь возможность зафиксировать выдержку, у фотоаппарата есть режим приоритета выдержки. Он обозначается TV или S. Кроме фиксированной выдержки он позволяет вам использовать и экспокоррекцию.Выдержка оказывает прямое влияние на уровень экспозиции - чем длиннее выдержка, тем светлее получается фотография.

Что такое диафрагма?

Еще один режим, который может быть полезным - режим приоритета диафрагмы.

Диафрагма - это «зрачок» объектива, отверстие переменного диаметра. Чем уже это диафрагменное отверстие, тем больше ГРИП - глубина резко изображаемого пространства.Диафрагма обозначается безразмерным числом из ряда 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22 и т.д. В современных камерах можно выбирать промежуточные значения, например, 3.5, 7.1, 13 и т.д.

Чем больше диафрагменное число, тем больше ГРИП. Большая ГРИП актуальна для , когда нужно чтобы резким было все - и передний и задний план. Пейзаж обычно снимают с диафрагмой 8 и больше.

Типичный пример фотографии с большой ГРИП - зона резкости от травы под ногами до бесконечности.

Смысл малой ГРИП в том, чтобы сосредоточить внимание зрителя на объекте съемки, а все объекты заднего плана размыть. Этот прием обычно используется в . Чтобы размыть фон на портрете, открываем диафрагму до 2.8, 2, иногда даже до 1.4 - главное меру знать, иначе рискуем размыть и часть лица.

Малая ГРИП - отличный способ переключить внимание зрителя с пестрого заднего плана на главнй объект.

Чтобы управлять диафрагмой, вам нужно переключить управляющий диск в положение режима приоритета диафрагмы (AV или A). При этом вы указываете аппарату, с какой диафрагмой вы хотите фотографировать, а он все остальные параметры подбирает сам. В режиме приоритета диафрагмы также доступна функция коррекции экспозиции.

Диафрагма оказывает обратное влияние на уровень экспозиции - чем больше диафрагменное число, тем темнее получается снимок (зажатый зрачок пропускает меньше света, чем открытый).

Что такое чувствительность ISO?

Вероятно, вы замечали, что на фотографиях иногда присутствует рябь, зерно или, как его еще называют, цифровой шум. Особенно ярко шум выражен на фотографиях, сделанных при плохом освещении. За наличие/отсутствие ряби на фотографиях отвечает такой параметр как чувствительность ISO . Это степень восприимчивости матрицы к свету. Она обозначается безразмерными единицами - 100, 200, 400, 800, 1600, 3200 и т.д.

При съемке на минимальной чувствительности (например, ISO 100) качество картинки наилучшее, но приходится снимать с более длительной выдержкой. При хорошем освещении, например, днем на улице это не проблема. Но если мы зайдем в помещение, в котором света намного меньше, то на минимальной чувствительности снимать уже не получится - выдержка будет, к примеру, 1/5 секунды и при этом очень велик риск «шевеленки », так называют из-за дрожания рук.

Вот пример фотографии, сделанной на низком ISO с длинной выдержкой со штатива:

Обратите внимание, что волнение на реке размылось в движении и создалось впечатление, что не реке лед. Но шума на фотографии практически нет.

Чтобы избежать «шевеленки» при слабом освещении, нужно либо повышать чувствительность ISO дабы сократить выдержку хотя бы до 1/50 секунды, либо продолжить съемку на минимальном ISO и использовать . При съемке со штатива с длинной выдержкой движущиеся объекты получаются сильно размытыми. Особенно это заметно при ночной съемке. Чувствительность ISO оказывает прямое влияние на уровень экспозиции. Чем выше число ISO, тем светлее будет снимок при зафиксированных выдержке и и диафрагме.

Ниже приведен пример снимка, сделанного на ISO6400 поздним вечером на улице без штатива:

Даже в веб-размере заметно, что фотография получилась довольно шумной. С другой стороны, эффект зерна зачастую используется как художественный прием, придавая фотографии "пленочный" вид.

Взаимосвязь выдержки, диафрагмы и ISO

Итак, как вы уже наверно догадались, на уровень экспозиции оказывают влияние три параметра - выдержка, диафрагма и чувствительность ISO. Есть такое понятие «шаг экспозиции» или EV (Exposure Value). Каждый следующий шаг соответствует экспозиции в 2 раза большей, чем на предыдущем. Эти три параметра взаимосвязаны.

  • если открываем диафрагму на 1 шаг, выдержка сокращается на 1 шаг
  • если открываем диафрагму на 1 шаг, чувствительность снижается на один шаг
  • если сокращаем выдержку на 1 шаг, чувствительность ISO увеличивается на один шаг

Ручной режим

В ручном режиме фотограф имеет возможность контролировать . Это нужно тогда, когда нам нужно жестко зафиксировать уровень экспозиции и не давать камере проявлять «самодеятельность». К примеру, затемнять или высветлять передний план, когда в кадр попадает больше или меньше неба соответственно.

Удобен при съемке в одних и тех же условиях, например, при прогулке по городу в солнечную погоду. Один раз настроил и на всех фотографиях одинаковый уровень экспозиции. Неудобства в ручном режиме начинаются тогда, когда приходится перемещаться между светлыми и темными локациями. Если мы с улицы зайдем, например, в кафе и будем там снимать на «уличных» настройках, фотографии будут получаться слишком темными, так как света в кафе меньше.

Ручной режим незаменим при съемке панорам и все благодаря тому же свойству - сохранять постоянный уровень экспозиции. При использовании автоэкспозиции, уровень экспозиции будет сильно зависеть от количества светлых и темных объектов. Поймали в кадр большой темный объект - получили засветку неба. И наоборот, если в кадре преобладают светлые объекты - тени ушли в черноту. Клеить такую панораму потом одно мучение! Так что, чтобы избежать этой ошибки, снимайте панорамы в режиме M, заранее выставив такую экспозицию, при которой все фрагменты будут правильно проэкспонированы.

Результат - при склейке не будет «ступенек» яркости между кадрами, которые с большой вероятностью появятся при съемке в любом другом режиме.

Зум и фокусное расстояние

Это характеристика, определяющая угол поля зрения объектива. Чем меньше фокусное расстояние, тем более широкий угол охватывает объектив, чем больше фокусное расстояние, тем больше он похож по своему действию на подзорную трубу.

Часто понятие «фокусное расстояние» в обиходе заменяется на «зум». Это неправильно, так как зум - это всего лишь коэффициент изменения фокусного расстояния. Если максимальное фокусное расстояние поделить на минимальное, получим кратность зума.

Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. Сейчас широкое распространение получил термин «эквивалентное фокусное расстояние», он применяется для камер с кроп-фактором, коих большинство. Его цель - оценить угол охвата конкретной связкой объектив/матрица и привести их к полнокадровому эквиваленту. Формула проста:

ЭФР = ФР * Кф

ФР - реальное фокусное расстояние, Кф (кроп-фактор) - коэффициент, показывающий во сколько раз матрица данного аппарата меньше полнокадровой (36*24 мм).

Таким образом, эквивалентное фокусное расстояние объектива 18-55 мм на кропе 1.5 будет 27-82 мм. Ниже приведен примерный перечень настроек фокусного расстояния. Я буду писать в полнокадровом эквиваленте. Если у вас камера с кроп-фактором, просто поделите эти числа на кроп-фактор и получите реальные значения фокусного расстояния, которые нужно выставить на вашем объективе.

  • 24 мм и менее - «широкоугольник». Угол охвата позволяет захватить в кадр достаточно большой сектор пространства. Это позволяет хорошо передать глубину кадра и распределение планов. Для 24 мм характерен ярко выраженный эффект перспективы, из-за чего появляется склонность к искажениям пропорций объектов по краям кадра. Зачастую, выглядит эффектно.

На 24 мм лучше не фотографировать групповые портреты, так как у крайних людей могут получиться чуть вытянутые по диагонали головы. Фокусное расстояние 24 мм и меньше хорошо подходит для съемки пейзажей с преобладанием неба и воды.

  • 35 мм - «короткофокусник». Тоже хорошо подходит для пейзажа, а также съемки людей на фоне пейзажа. Угол охвата достаточно широк, но перспектива выражена в меньшей степени. На 35 мм можно снимать портреты в полный рост, портреты в обстановке.

  • 50 мм - «нормальный объектив». Фокусное расстояние в основном для съемки людей не самым крупным планом. Одиночный, групповой портрет, «уличная фотография». Перспектива примерно соответствует тому, что мы привыкли видеть своими глазами. Пейзаж фотографировать можно, но далеко не всякий - угол поля зрения уже не такой большой и не позволяет передать глубину и пространство.

  • 85-100 мм - «портретник». Объектив на 85-100 мм хорошо подходит для съемки портретов по пояс и более крупным масштабом преимущественно с вертикальной компоновкой кадра. Наиболее интересную картинку позволяют получить светосильные объективы с фиксированным фокусным расстоянием, например, 85mm F:1.8. При съемке на открытой диафрагме "восемьдесятпятник" очень хорошо размывает задний план, тем самым подчеркивая основной объект. Для других жанров объектив на 85 мм если и подходит, то с большой натяжкой. Пейзаж на него снимать уже практически невозможно, в помещении большая часть интерьера находится за пределами его поля зрения.

  • 135 мм - «крупноплановый портретник». Фокусное расстояние для съемки портретов крупным планом, на которых лицо занимает большую часть кадра. Так называемый close-up портрет.
  • 200 мм и более - «телеобъектив». Позволяет снимать удаленные объекты крупным планом. Дятел на стволе, косуля на водопое, футболист с мячом посреди поля. Неплохо подходит для съемки мелких объектов крупным планом - например, цветок на клумбе. Эффект перспективы практически отсутствует. Для портретов такие объективы лучше не использовать, так как лица получаются визуально более широкими и плоскими. Ниже приведен пример фотографии, сделанной на фокусном расстоянии 600 мм - перспектива практически отсутствует. Близкие и далекие объекты в одном и том же масштабе:

Фокусное (реальное!) расстояние помимо масштаба снимка оказывает влияние на глубину резко изображаемого пространства (вместе с диафрагмой). Чем больше фокусное расстояние, тем ГРИП меньше, соответственно, размытие заднего плана сильнее. Это еще одна причина не использовать широкоугольную оптику для съемки портретов, если хотите получить размытие фона. Здесь же кроется ответ а вопрос - почему « » и смартфоны плохо размывают фон на портретах. Реальное фокусное расстояние у них в несколько раз меньше, чем у зеркальных и системных камер (беззеркалок).

Композиция в фотографии

Теперь, когда мы в общих чертах разобрались с технической частью, пришло время поговорить о такой вещи как композиция. Если очень кратко, композиция в фотографии — это взаимное расположение и взаимодействие в кадре объектов и источников света, благодаря которому фоторабота выглядит гармоничной и законченной. Правил достаточно много, я перечислю основные, те которые нужно усвоить в первую очередь.

Свет — ваше самое главное изобразительное средство. В зависимости от угла падения света на объект он может выглядеть абсолютно по-разному. Светотеневой рисунок — практически единственный способ передать объем на фотографии. Фронтальный свет (вспышка, солнце за спиной) скрадывает объем, объекты выглядят плоско. Если источник света смещен чуть вбок — это уже лучше, появляется игра света и тени. Встречный (контровой) свет делает снимки контрастными и драматичными, но с таким светом нужно сначала научиться работать.

Не пытайтесь поместилось кадр все одновременно, фотографируйте только самую суть. Фотографируя что-то на переднем плане, следите за фоном - на нем часто бывают нежелательные объекты. Столбы, светофоры, мусорные баки, и тому подобное - все эти лишние объекты засоряют композицию и отвлекают внимание, их называют "фотомусором".

Не помещайте основной объект съемки в центр кадра, чуть сместите его в сторону. Оставляйте в кадре больше места в той стороне, куда "смотрит" основной объект. По возможности пробуйте разные варианты, выбирайте лучший.

"Приблизить зумом" и "подойти поближе" — это не одно и то же. Зум увеличивает фокусное расстояние объектива, вследствие чего фон растягивается и размывается — это хорошо для портрета (в разумных пределах).

Портрет снимаем с уровня глаз модели с расстояния не менее 2 метров. Недостаток масштаба увеличением фокусного расстояния (наезд зумом). Если фотографируем детей, не нужно это делать с высоты своего роста, получится портрет на фоне пола, асфальта, травы. Присядьте!

Старайтесь не снимать портрет во фронтальном ракурсе (как на паспорт). Поворот лица модели в сторону основного источника света всегда идет на пользу. Можно попробовать и другие ракурсы. Главное - свет!

Используйте по максимуму естественное освещение — оно более художественное и "живое", чем освещение от вспышки. Помните, что окно — это прекрасный источник мягкого рассеянного освещения, практически софтбокс. При помощи штор и тюля можно менять интенсивность света и его мягкость. Чем ближе модель к окну, тем контрастнее освещение.

При съемке "в толпе" почти всегда выигрышной является высокая точка съемки, когда камера держится на вытянутых вверх руках. Некоторые фотографы даже используют стремянку.

Старайтесь, чтобы линия горизонта не резала кадр на две равные половины. Если больше интересного на переднем плане, расположите горизонт на уровне примерно 2/3 от нижнего края (земли — 2/3, неба — 1/3), если на заднем — соответственно, на уровне 1/3 (земли — 1/3, неба — 2/3). Еще это называется "правилом третей". Если не получается привязать ключевые объекты именно к "третям", разместите их симметрично друг другу относительно центра:

Обрабатывать или не обрабатывать?

Для многих это больной вопрос - считается ли фотография, обработанная в Фотошопе "живой" и "настоящей". В этом мнении народ делится на два лагеря - одни категорически против обработки, другие - за то что в обработке фотографий нет ничего плохого. Лично мое мнение по поводу обработки таково:

  • Любой фотограф должен иметь хотя бы базовые навыки обработки фотографий - подправить горизонт, скадрировать, замазать пятнышко от пылинки на матрице, подрегулировать уровень экспозиции, баланс белого.
  • Учитесь фотографировать так, чтобы потом не обрабатывать. Это экономит много времени!
  • Если снимок изначально получился хорошо сто раз подумайте, прежде чем его как-то программно "улучшать".
  • Перевод фото в ч/б, тонирование, зернистость, применение фильтров не делает его автоматически художественным, а вот шанс скатиться до безвкусицы есть.
  • Обрабатывая фотографию, вы должны знать, что хотите получить. Не нужно делать обработку ради обработки.
  • Изучайте возможности программ, которыми пользуетесь. Вероятно, есть функции, о которых вы не знаете и которые позволят достичь результата быстрее и качественнее.
  • Не увлекайтесь цветокоррекцией, не имея качественного откалиброванного монитора. Если изображение выглядит хорошо на экране вашего ноутбука, это не значит, что оно будет хорошо выглядеть на других экранах и при печати.
  • Обработанная фотография должна "вылежаться". Прежде чем публиковать ее и отдавать в печать, оставьте ее на пару дней, а потом посмотрите свежим взглядом - вполне возможно, вы захотите многое переделать.

Заключение

Надеюсь, вы понимаете, что научиться фотографировать, прочитав одну статью, не получится. Да я, собственно, и не ставил такой цели - «выложить» в ней все, что я знаю. Цель статьи - только кратко рассказать о простых истинах фотографии, не вдаваясь в тонкости и подробности, а просто приоткрыть завесу. Я пытался писать в сжатом виде и доступным языком, но даже несмотря на это статья получилась довольно объемной - и это только верхушка айсберга!

Если вы заинтересованы в более глубоком изучении темы, я могу предложить платные свои материалы по фотографии. Они представлены в виде электронных книг в формате PDF. Ознакомиться с их списком и ознакомительными версиями можно здесь - .

Прежде чем подробно разобраться с вопросом, как сфотографировать себя, следует понять, с помощью чего вообще можно сделать «Селфи».

В последнее время стало очень модным фотографировать себя с помощью такого незаменимого приспособления как мобильный телефон. В нашем случае смартфон. Мобильники уже давно оснащены камерами, а большинство последних экземпляров оснащено двумя камерами. При этом фронтальная, то есть камера над экраном специально предназначена для производства снимков самого себя или селфи.

Для того что бы понять как правильно фотографировать себя на телефон, следует обратить внимание на современный рынок аксессуаров к мобильным телефонам. Совсем недавно в нашей стране стали появляться очень полезные штуки – штативы для селфи. Приспособление весьма примитивное, но действительно полезное. Так вот благодаря этим самым штативам сам собою отпал вопрос, как красиво сфотографировать саму себя, так же стало гораздо проще фотографироваться и группой, так как возможности камеры телефона стали использоваться намного полнее.

Ради интереса хочется заметить, что штативы для селфи весьма интересны с маркетинговой точки зрения. Так как экземпляры, которые можно встретить у нас на 100% китайский дешевый товар, то в первую очередь они появились в восточных частях России и начали свое движение по большим городам, захватывая окружающие области. При этом, в то время как в Европе просто на улицах, эти самые штативы продавались по 3-5 евро нелегалами, то в магазинах России и Украины их нужно было искать и стоили они не менее 10$. Благо, сейчас цены на них упали, их начали больше покупать и автоматически понимать, как правильно себя фотографировать.

Еще одним хорошим вариантом того, как красиво фотографировать себя может быть веб-камера. Казалось бы это очень удобно и быстро. Но, не все то, что быстрое может быть хорошим. Чаще всего снимки с веб-камеры получаются мыльными и смазанными, так же эти камеры в большинстве своем не предназначены для качественной передачи цвета. Поэтому к веб-камерам не следует обращаться.

Отличным помощником при запросе, как сделать красивые фотографии себя, может быть экшн-камера. Самой распространенной из них является камера GoPro. Эти оригинальные мощные камеры оснащены широкоугольными объективами и отличными матрицами, способными выдать яркое и сочное изображение даже против солнца, поэтому если в вашем распоряжении есть такой девайс, свой выбор стоит остановить именно на нем. Тем более если вы обладаете одной из камер GoPro, то у вас, возможно, есть к ней палка-штатив, которая выполняет туже функцию что и штатив для селфи.

И, конечно же, самым главным и возможно лучшим по качеству для фотографирования себя, является зеркальный фотоаппарат. Очень и очень хорошо было бы, если бы у вас были штатив и радио пульт. Данные аксессуары отлично отвечают запросам как правильно фотографировать лицо самому себе, так как дают вам любое необходимое время для занятия необходимого места и позы, а так же не стесняют в расстоянии от камеры. Однако же если таких аксессуаров у вас нет, то не стоит отчаиваться. Для того что бы красиво себя снять вам необходимо будет подобрать хороший фон, свет, желательно натуральный из окна и поставить фотоаппарат на любую плоскость – стол, стул, подоконник. Если у вас зеркальный фотоаппарат не профессиональной версии, то у вас не возникнет проблем и с отсутствием радио пульта, так как в камере присутствует функция задержки спуска до 10 секунд, а в некоторых моделях и до 30 секунд.

Так же стоит помнить, что какой бы способ вы не выбрали себя можно сфотографировать и с помощью отражения в зеркале! Для этого способа подойдет любой из описанных выше аксессуаров. Главное помните, фото в зеркале, это не дешево! Оно имеет свой шарм и обаяние, поэтому просто, немного подумайте над построением композиции кадра, а так же подберите помещение с хорошим светом, либо же наоборот сфотографируйтесь в подходящее время суток.

Я думаю, вы уже поняли, что спрашивать, как фотографировать себя нет смысла. Для этого есть множество способов необходимо просто снимать! Но, не забывайте о нюансах:

  • Если вы девушка то не стоит строить губки бантиком, это не естественно;
  • Не стоит подпирать собственную грудь, это отлично видно на фото и вызывает улыбку, а не восторг, лучше поиграйте с ракурсом, это даст больший результат;
  • Если вы девушка не стоит снимать с низких точек, такие ракурсы больше подходят парням;
  • Парни не пытайтесь делать фотографии с собой бежевых и других светлых тонов, это скорее женские цвета;
  • Так же не стоит окрашивать полученные селфи снимки в различные оттенки синего, красного, коричневого, фиолетового и прочих. Обычно это делается в один два клика при помощи плагинов, которые выполняют задачу чисто технически. А вам будет интересно узнать, что эти оттенки, являются дешевой пародией на цвета использованные классиками фотографии. Плагины не могут воспроизвести эти цвета, а если бы и могли, то это не вяжется с композицией;
  • Во время селфи избегайте темных помещений и вообще плохого освещения. Какие бы ни были камеры в телефонах и планшетах они начинают шуметь и портить фотографии в сложных условиях.

    Нормальной фотографии не получиться - Вы не видите себя - как Вы будете выглядеть. Не можете правильно выбрать ракурс и позицию. Лучше просто попросите кого то Вас сфоткать - вс лучше получится.

    Во-первых нужен телефон с хорошей камерой, достаточно высокого разрешения в мегапикселях.

    Во-вторых сфотографировать себя с телефона можно несколькими способами:

    1 Держать телефон на вытянутой руке, камерой к себе, и фотографировать. Правда так можно сделать только портрет. Чтобы видеть, что попало в камеру, расположите за телефоном зеркало и в отражении смотрите, что в камере. Если же у вас продвинутый смартфон, то можно сфотографировать себя фронтальной камерой. Тогда на самом экране будет видно, что попало в кадр.

    2 Фотографировать сво отражение в зеркале, держа телефон в руках. Минусы этого - это то, что в кадре будет виден сам телефон и то, что будет ваше зеркальное отражение. К примеру то, что было слева (родинки, форма прически), окажется справа и наоборот.

    3 Попросить другого человека себя сфотографировать. Это наилучший вариант, но только в том случае, если этот человек желает, чтобы вы хорошо получились и умеет достаточно хорошо прицеливаться фотоаппаратом.

    4 Поставить фотоаппарат в мобильнике на автоматическое снятие без нажатия кнопки, и с интервалом-задержкой перед срабатыванием. За этот интервал успеть встать в нужное место и принять нужную позу. Можно даже до снимка пометить карандашом на полу, куда вставать, чтобы точно в кадр попасть, без сдвигов. А для этого, возможно придтся прицеливаться и сделать несколько предварительных снимков.

    5 Снять себя на видео, а затем, прокручивая это видео, вытащить из него несколько наиболее удачных скриншотов. Для этого способа нужно иметь в мобильнике видеокамеру достаточно хорошего разрешения.

    Чтобы красиво сфотографировать себя, нужно потренироваться - посмотреть прри каком освещении, ракурсе Вы лучше получаетесь, какая прическа, одежда больше подходит и лучше смотрится на фото. Чем больше будет опыта, тем лучше будут получаться фотографии - уже интуитивно человек чувствует, как сфотографироваться удачно.

    Иногда люди говорят: Ну вот, я сделал штук 10 фото и ни на одном из них не вышел, чтобы мне понравилось. Но опыт - это не 10 фотографий, а, порой, даже и не 100 ;), но оно того стоит, ведь фотографии - это наша память.

    К сожалению, телефоны на сегодняшний день не особо предназначены для того, чтобы человек сам себя фотографировал. Безусловно, если уже весьма качественные камеры, на уровне с цифровыми мыльницами, но фотографировать себя все равно не столь и удобно. Если пробовать фоткать на фронтальную камеру, как правило они очень малой пиксельности, изображение будет зернистым.

    Так что тут приходится фотографировать наугад, вытянув руку перед собой и сделав несколько кадров, после уже выбирать лучший, так как глянуть, как именно получится фото до того - не получится.

    Понятие красоты вообще растяжимое. Есть фотогеничные люди, а есть нет. А поз для фотографирование на телефон может быть великое множество!

    Первый вариант самый простой, просто вытянуть руку подальше и поиграть со своими волосами. Будет очень эффектно выглядеть.

    Второй вариант самый распространенный наверно) Одеть самую красивую одежду и подойти к зеркалу, предварительно выключив вспышку конечно

    С телефоном много поз не придумаешь, ведь всегда одна рука будет занята телефоном или селфи палкой)

    А когда тебя снимает кто или можно телефон поставить на какую нибудь подставку то тут можно пофантазировать. Например такие позы кажутся мне очень привлекательными.

    Для того, чтобы вы могли себя хорошо сфотографировать в первую очередь нужно найти место где будет достаточно света .

    • используйте яркий макияж, нужно учесть, ведь фотовспышка ослабляет цвет косметики;
    • не используйте при нанесении макияжа фиолетовые и перламутровые краски, на фотографии они будут выглядеть, как синяки;
    • более светлым маскировочным карандашом затушуйте круги под глазами;
    • припудрите лоб и переносицу;
    • Не используйте темную помаду - это придаст лицу строгое выражение.
  • Для начала покрутитесь у зеркала, попозируйте, определите свои лучшие стороны, улыбки и взгляды. А потом можно пофотографировать себя, не обязательно у зеркала, просто делайте снимки с разных углов, наклоняя голову и так много сяк, по разному улыбаясь, можно и прически делать разные. А потом оптом все снимки скиньте на компьютер и примерно из 10 фотографий - 2 точно выйдут удачными.

    Заходишь в туалет. Идешь к зеркалу. Достаешь телефон. Включаешь камеру. Направляешь объектив на зеркало (вспышку не забудь отключить). Нажимаешь пипку, которая сделает затвор, то есть зафоткает. Отправляешь в Инстаграм. Все! Вы великолепны! 🙂