Переферийное затемнение или «виньетка» применяется мастерами для концентрации внимания зрителя на центральной части изображения. Стоит заметить, что виньетки могут быть не только темными, но и светлыми, а также размытыми.

В этом уроке поговорим именно о темных виньетках и научимся их создавать разными способами.

Для урока было подобрано фото березовой рощи и сделана копия исходного слоя (CTRL+J ).

Способ 1: создание вручную

Как следует из названия, этот способ подразумевает ручное создание виньетки при помощи заливки и маски.

Непрозрачность подбирается индивидуально для каждой работы.

Способ 2: растушевка выделения

Это способ с применением растушевки овальной области с последующей заливкой. Не забываем, что виньетку мы рисуем на новом пустом слое.

1. Выбираем инструмент «Овальная область» .

2. Создаем выделение в центре снимка.

3. Данное выделение необходимо инвертировать, так как мы должны будем залить черным цветом не центр картинки, а края. Делается это сочетанием клавиш CTRL+SHIFT+I .

4. Теперь нажимаем сочетание клавиш SHIFT+F6 , вызывая окно настройки растушевки. Значение радиуса подбирается индивидуально, можно только сказать, что оно должно быть большим.

5. Заливаем выделение черным цветом (SHIFT+F5 , черный цвет).

6. Снимаем выделение (CTRL+D ) и снижаем непрозрачность слоя с виньеткой.

Способ 3: размытие по Гауссу

Для начала повторим начальные пункты (новый слой, овальное выделение, инвертирование). Заливаем выделение черным цветом без растушевки и снимаем выделение (CTRL+D ).

1. Переходим в меню «Фильтр – Размытие – Размытие по Гауссу» .

2. Ползунком регулируем размытие виньетки. Обратите внимание, что слишком большой радиус может затемнить центр изображения. Не забывайте, что после размытия мы снизим непрозрачность слоя, поэтому не слишком усердствуйте.

3. Снижаем непрозрачность слоя.

Способ 4: фильтр Коррекция дисторсии

Данный способ можно назвать самым простым из всех вышеперечисленных. Вместе с тем, он не всегда применим.

Новый слой создавать не нужно, так как действия совершаются на копии фона.

1. Переходим в меню «Фильтр – Коррекция дисторсии» .

2. Переходим на вкладку «Заказная» и настраиваем виньетку в соответствующем блоке.

Данный фильтр применится только к активному слою.

Вы сегодня узнали четыре способа создания затемнения на краях (виньетки) в Фотошопе. Выбирайте наиболее удобный и подходящий к конкретной ситуации.

4 способа

затемнения в фотошопе

При съемке довольно часто происходит такая ситуация, когда одни объекты получаются слишком светлыми, а другие, наоборот, слишком темными.

Особенно это характерно для съемки в солнечный день.

Недаром профессионалы стараются снимать или ранним утром или вечером, когда нет такого сильного солнца.

Проблему таких снимков решить в фотошопе довольно несложно, методов существует немало.

Фотографии сделаны в разных условиях, поэтому один способ может подойти к одной фотографии, а другой - к совершенно другой.

В уроке "4 способа затемнения в фотошопе " рассказано о нескольких методах затемнения главного объекта съемки, от самого простого до более сложного.

Соответственно, посмотрев урок, Вы поймете, как, наоборот, не затемнять, а осветлять главный объект съемки.

Урок сделан в русифицированной программе СС 2017, но может быть легко повторен в любой версии фотошопа.
Урок сможет выполнить пользователь с любым уровнем владения фотошопа – просто повторяйте действия за мной и Вы получите необходимый результат.

Смотреть другие видеоуроки по работе с фотошопом

Если у Вас не очень быстрый Интернет, нажмите на " Play ", а потом на паузу и немного подождите пока видео подгрузится для его комфортного просмотра.

  • Автор - Накрошаев Олег
  • Продолжительность видеоурока - 10 мин 06 сек
  • Размер картинки - 1280х720
  • Формат видео - MP4
  • Размер архива - 61 Мб

Транскрибация урока:

Всем доброго времени суток! На связи Накрошаев Олег и сайт PhotoshopSunduchok.

Просматривая свои фотографии, вы, довольно часто, наблюдаете такую проблему - главный объект съемки получился слишком светлым. Вот, как на этой фотографии. Этот снимок сделан в городе Ломоносове. Это Меньшиковский дворец. В целом, фотография смотрится неплохо, но главный объект съемки, вот эта часть замка, получилась уж очень яркой.

В этом уроке я хочу вам показать несколько способов затемнения главного объекта съёмки - начиная от самого простого и заканчивая более сложным. Почему несколько? Вообще, способов существует довольно много. Дело в том, что один способ может подойти к одному снимку, а другой способ к совершенно другому. Фотографии у нас с вами очень разные. Поэтому, я и покажу несколько способов.

Итак, перейдем к уроку - начнем с самых простых способов.

Перейдем в палитру «Каналы», удерживая клавишу «CTRL», я щелкаю по каналу «RGB», у меня загрузилась выделение и это выделение именно светов на фотографии. Теперь я добавляю корректирующий слой «Кривые». Включу инструмент «Целенаправленной коррекции» - это вот это рука с двунаправленной стрелкой. Повожу по нашему объекту и вижу, что у меня он находится в основном в одной четверти тонах и приближается к полутонам. Поэтому, я просто-напросто, вот так вот, кривую вниз опущу. К примеру, вот таким образом. Давайте, посмотрим - вот такая фотография была, вот такую фотографию мы с вами получили.Таким образом, с помощью этого способа, мы с вами затемнили главный объект съемки. Не только главный объект съемки, но и все света на фотографии. При необходимости, можно уменьшить непрозрачность слоя. В палитре «История», я щелкну по значку фотоаппарата и сделаю снимок в истории.Просто для того, чтобы можно было потом сравнить, какой способ лучше.

Перейдём на состояние «Открыть» и рассмотрим второй способ. Зайдём в «Выделение», выберем такую команду как «Цветовой диапазон». Раскроем список "Выбрать" и выбираем «Подсветка».Тем самым, мы с вами опять выделяем света на фотографии. С помощью ползунков «Разброс» и «Диапазон», мы с вами можем регулировать количество попадаемых в выделение светов. К примеру, пусть будет вот так вот. Нажимаем «OK». Загрузилось выделение светов. Давайте, опять добавим кривые и опустим кривую вниз, затемним света на фотографии. К примеру, вот так вот.

Опять, я сделаю снимок в палитре «История». Вернусь на состояние «Открыть». Мы можем с вами уже посмотреть - вот 1 способ, вот 2 способ. Они очень похожи, но результат, конечно, отличается.

Перейдем на исходный снимок и рассмотрим третий способ. Я создам копию слоя «CTRL+J» и перейду в «Изображение» -«Коррекция» - «Тени/Света».У нас фотография, по умолчанию, осветлилась на 35%. Я осветление уберу на 0, а вот в разделе «Света», эффект наоборот увеличу, тем самым, затемняя света. Ну, к примеру, вот таким образом. Нажму «OK». Вот такая фотография была, вот такую фотографию мы с вами получили.

На небе у нас получился даже вот такой своеобразный «HDR» эффект. Ноэтот способ подходит далеко не всегда, так как мы получаем довольно часто ореолы. Это можно наблюдать, допустим, по деревьям.

В палитре «Истории» нажимаю на значок фотоаппарата. Перейдем на исходную фотографию и можем посмотреть результаты уже 3 способов - фото 1, 2 и 3 и давайте рассмотрим 4 способ.

В этом способе мы будем использовать «Каналы». Перейдем в палитру «Каналы» и посмотрим красный канал. Я смотрю на главный объект съемки - в красном канале объект слишком светлый, зелёный канал, синий канал. Вот, в синем канале более-менее у нас объект затемняется и появляются какие-либо детали. Поэтому, я буду использовать синий канал. Хотя, конечно, деталей в нём тоже не очень много. Перейду в палитру «Слои». Добавлю новый слой. Перейду в «Изображение» - «Внешний канал». Раскрываю список «Канал», выбираю «Синий», «Наложение» - «Обычные», непрозрачной 100%. Нажимаю «OK». Этим действием мы с вами на новом слое разместили синий канал. Теперь, я добавлю ещё корректирующий слой «Кривые» и затемню главный объект съемки.Тем самым, доработаю синий канал. Пусть, будет вот таким образом. Верхний слой у меня активен. Удерживая «Shift», я щелку по слою 1 и объединяю два слоя в группу - «CTRL+G». Режим наложения для этой группы я устанавливаю "Затемнение".

Теперь, моя задача сделать так, чтобы вот эту получившуюся картинку я наложил на нижний фоновый слой, и наложил, только, в красный канал. Это мы с вами сделаем с помощью «Стилей слоя». Два раза левой клавиши мыши я щелкаю по группе 1, открывается окошко «Стиль слоя»и я здесь отдаю команду - накладывать получившуюся картинку на фоновый слой только в красном канале. Для этого снимаю галочку в зелёном канале и в синем канале. Нажимаю «OK». Вот такую фотографию мы с вами получили. Давайте, теперь восстановим цвета. Я сделал активным фоновый слой. Нажимаю сочетание клавиш «CTRL+J» и слой «Фон-копия» переношу на самый верх - нажимаю сочетание клавиш «Shift+CTRL+]», снимок вернулся к исходному состоянию. Теперь, для этого слоя я, просто-напросто, устанавливаю режим наложения "Цветность". Давайте, посмотрим - вот у нас исходная фотография, вот такую фотографию мы с вами получили. Главный объект съемки затемнился довольно неплохо, появились детали, но вместе с тем и правая нижняя часть фотографии слишком затемнилась и розы, которые у нас есть на переднем плане стали слишком темные. Ну, это естественно, так как мы с вами затемняли красный канал.

Что теперь делать? Давайте, немножко подправим наш результат. Я делаю активным фоновый слой. Дублирую этот слой – "Фон копия 2" и размещаю опять его на верхний слой - «Shift+CTRL+]». Удерживая клавишу «ALT», щелкаю по добавлению маски слоя. Добавилась маска слоя - она чёрная. Картинка вернулась к исходному состоянию.Теперь, я просто-напросто, выбираю инструмент «Градиент». На панели параметров раскрою список градиентов и выберу самый первый, который называется «От основного к фоновому». Выбираю «Линейный градиент» - это первая иконка, среди вот этих пяти. Не забудьте нажать клавишу «D», то есть,сделать так, чтобы у вас цвета стали по умолчанию. И теперь, я градиентом проведу по правой нижней части картинки, к примеру, вот таким образом. Получилось не очень хорошо. Поэтому, я ещё раз проведу и сделаю градиент чуть подлиннее. Новый градиент у нас заменит старый градиент - это очень удобно.

И вот, что у нас получилось - вот такая картинка была, вот такую картинку мы с вами получили. В палитре«История» сделаем еще один снимок и теперь, уже можем сравнить - вот у нас исходный снимок и 4 результата - вот 1, вот 2, вот 3, вот 4. Выбирайте тот, который вам больше нравится. И как я уже отметил начале урока, для какой-то фотографии подойдёт такой результат, для какой-то – другой, для 3-й может подойти совершенно другой способ.

На этом урок окончен.

В этом уроке мы с вами рассмотрели 4 способа затемнения главного объекта съемки.

Спасибо за внимание!

С вами был Накрошаев Олег и сайт PhotoshopSunduchok.

СКАЧАТЬ ИСХОДНИК И УРОК "4 СПОСОБА ЗАТЕМНЕНИЯ В ФОТОШОПЕ Назад

Улучшите свои навыки пейзажной фотографии, используя разнообразные продвинутые техники осветления и затемнения для тонкой коррекции светотени на снимках.

Когда дело доходит до финальной коррекции пейзажных снимков, осветление и затемнение само по себе становится формой искусства. Этот процесс был неотъемлемой частью фотосъемки долгие годы, но в наше время корректировать свет и тень намного проще, чем это когда либо делалось в специальной темной комнате.

Здесь мы рассмотрим несколько техник. Однако, это не тот случай, где достаточно просто знать, как избирательно корректировать яркость: намного важнее определить, какая зона фотографии нуждается в обработке.

При взгляде на фотографию, глаза сначала фокусируются на более светлых ее участках. При работе нам нужно это учитывать. Представьте, что гуляете взглядом по изображению: подчеркните основные линии и привлеките глаза к нужному субъекту.

1. Разделите землю и небо

Выделите небосвод при помощи инструмента Быстрое выделение (Quick Selection Tool), затем нажмите Ctrl + J , чтобы скопировать участок на новый слой. Создайте корректирующий слой Уровни (Levels). Установите его режим наложения Умножение (Multiply), затемнив фотографию. Выделите маску слоя и нажмите Ctrl + I , чтобы инвертировать ее.

2. Затемните небо

Кликните с зажатой клавишей Ctrl по миниатюре слоя-копии неба. Кликните по маске слоя Уровни (Layers). Выберите инструмент Кисть (Brush Tool). Установите белый в качестве основного цвета, а параметр Непрозрачность (Opacity) сократите до 20% . Зарисуйте зоны неба, которые хотите затемнить. Когда все готово, нажмите Ctrl + D , сняв выделение.

3. Поднимите передний план

Создайте новый корректирующий слой Уровни (Layers). Установите его режим наложения на Экран (Screen), чтобы осветлить изображение. Кликните по слою с небом с зажатой клавишей Ctrl , а затем перейдите в меню Выделение > Инверсия (Select > Inverse). Инвертируйте маску нового слоя Уровней и закрасьте белой кистью зоны переднего плана, которые нужно осветлить. Когда закончите, сбросьте выделение.

04. Подчеркните камни

Нажмите Ctrl + Shift + Alt + E , создав объединённый слой. Кликните правой кнопкой мыши по новому слою и выберите Преобразовать в смарт-объект (Convert to Smart Object). Перейдите в меню Фильтр > Усиление резкости > Контурная резкость (Filter>Sharpen>Unsharp Mask). Установите такие значения параметров: Эффект (Amount) - 120 , Радиус (Radius) - 45 , Изогелия (Threshold) - 4 , добавив камням четкости. Инвертируйте появившуюся маску слоя и закрасьте камни белым.

5. Притягиваем взгляд

Кликните с зажатой клавишей Alt по иконке нового слоя в нижней части панели Слоев (Layers Panel). В окне создания слоя установите Режим (Mode) на Перекрытие (Overlay), затем поставьте галочку напротив пункта "Выполнить заливку... " (Fill with…) и кликните ОК . Установите Непрозрачность (Opacity) кисти на 10% . Рисуйте белым для осветления зон, черным - для затемнения; используйте этот слой, чтобы обратить внимание на субъект.

6. Подсветки и тени

Нажмите Ctrl + Shift + Alt + E , чтобы создать еще один объединенный слой. Выберите инструментОсветлитель (Dodge Tool), установите Экспонирование (Exposure) - 10% , а Диапазон (Range) - Подсветка (Highlights). Закрасьте зоны, которые нужно подчеркнуть. Используйте инструмент Затемнитель (Burn Tool) с Экспонированием (Exposure) - 10% и Диапазоном (Range) - Тени (Shadows) для добавления глубины теням.

Быстрый и действенный способ осветления или затемнения областей изображения при обработке фото , как замена инструментам Осветление и Затемнение .

С данный способом я познакомился в книге С. Келби «Справочник по обработке в Фотошоп», с.196-197. Здесь метод представлен в качестве замены инструментам Фотошопа Dodge (Осветлить) и Burn (Затемнить) . Метод так понравился мне, что я записал его в виде Action , и пользуюсь им постоянно. А на днях описание этого же метода попалось мне в журнале «Practical Photoshop» (№9 за 2011 год, стр. 55), но несколько в другом ключе, и, — что прямо замечательно! — в нём в качестве инструментов используются именно Dodge и Burn ! Для замены несовершенных инструментов мы используем именно эти самые инструменты!

Но — хватит путаницы, описываю метод.

Для затемнения/осветления проблемных областей изображения (небо, море, глубокие тени, области лица — да что я перечисляю — каждый о них прекрасно знает) — применяются самые различные способы. Уровни с масками, Кривые с масками, режимы наложения (с масками), Тени/Света . Для местного, локального изменения как раз и предназначены вышеупомянутые Осветлить и Затемнить .

Итак, альтернатива.

Открываем изображение, области которого требуют коррекции. В главном меню программы выбираем Слои — Новый — Слой . Обращаю внимание, что сделать надо именно так — через меню, чтобы появилось окошко, в котором мы чуть позже настроим некоторые параметры. Либо можно щёлкнуть по кнопочке Создать новый слой в палитре Слои , но удерживая клавишу Alt.

В появившемся окне выбираем режим Перекрытие , и ставим чуть ниже птицу Выполнить заливку нейтральным цветом режима «перекрытие» (серым 50%) . В результате над исходным слоем появляется новый слой, залитый 50% серым, который в режиме наложения Перекрытие игнорируется, поэтому изображение никак не изменится.

Теперь, в классическом варианте (который от Скотта Келби), выбираем мягкую кисточку и уменьшаем непрозрачность процентов до 25-30. Нажимая по очереди клавиши D и X , устанавливаем в качестве переднего цвета белый. Начинаем водить мышкой по тем местам, которые надо осветлить. Если эффекта осветления недостаточно, проводим по участку второй, третий раз..

Для затемнения светлых участков нажимаем D , чтобы установить в качестве переднего чёрный цвет, и проводим мышью по нужным участкам.

Где-то прочитал ещё такую рекомендацию: при любых работах в Фотошопе надо проделать очередную операцию, потом прищуриться, откинуться на спинку стула, возможно в позе «руки за голову», и после этих манипуляций уменьшить силу воздействия процентов на 10-15. Смех смехом, но я так на самом деле иногда делаю. Так вот у нас есть такая возможность в виде общей непрозрачности серого слоя.

На этом классический способ заканчивается, и есть повод выпить вспомнить о второй возможности. Предлагается в качестве кисточки использовать те самые инструменты — Осветлить и Затемнить . Какие плюсы? Если обычная кисть работает с одинаковой силой в каждом движении, то эта парочка постепенно усиливает своё действие при елозении на одном месте, не отпуская кнопки мыши. При использовании этих инструментов необходимо только увеличить Непрозрачность — до ста процентов. Дополнительно необходимо уточнить диапазон, в котором необходимы изменения — Тени , Подсветка или Средние тона . В результате мы получаем более мягкий, гибкий и тонкий инструмент.

Ну и в качестве бонуса допишем в коллекцию способов осветления/затемнения такой:

В самом начале — добавляем просто пустой слой (нажав Создать новый слой в палитре Слои ), режим наложения установим в Мягкий свет . Берём те же белую или чёрную кисть с Непрозрачностью 30%, и выполняем аналогичные описанным действия. Результат получается более мягким и умеренным, чем первый.

В конце хочу подчеркнуть, что все способы очень легко записываются в Action .

Фотоэффект затемнения в Фотошоп.

В этом уроке вы узнаете, как затемнять фотографии в Фотошоп, используя корректирующие слои и различные фильтры. Это довольно легко, если следовать этому уроку. Вы можете использовать этот фотоэффект, чтобы превратить ваши фотографии в произведение искусства. Эффект можно применять к портретам или обычным фотографиям. В этом уроке все заключается в правильной настройке корректирующих слоев.

Для затемнения изображения вы должны уменьшить яркость, но в то же время вы должны следить за контрастностью, чтобы не испортить конечный результат работы.

Цветовой тон также очень важный аспект в этой работе, поэтому установим нужный цвет, насыщенность, добавим различные фотофильтры.

В этом уроке я покажу вам как затемнить фотографию и получить фотоэффект с менее яркими цветами. Также можно заметить, что идея этого фотоэффекта состоит в затемнении заднего фона и высветления нужных объектов. Этот фотоэффект добавит идей фотографу при работе с портретами или обычными фотографиями. Я попытался показать эффект, который использует Brooke Shaden в своих фотографиях, из серии «Frozen in Water», которые вы можете увидеть, пройдя по ссылке. Смесь между темными и светлыми цветами придает изображению таинственность.

Здесь вы можете увидеть результат до и после. Заметим, как снижается яркость, увеличивается контраст, меняются цветовые тона, насыщенность. Обращаю ваше внимание, что настройки вы должны выбирать в зависимости от типа фотографии, которую вы обрабатываете.

Сначала вы должны выбрать фотографию, которую будете переделывать. Я выбрал это изображение, потому что здесь есть вода и элементы, которые в ней отражаются. Также тут преобладают желтые оттенки и другие вещи, которые я объясню позже.

Назовите первый слой «Оригинальное изображение», для того, чтобы в последующих шагах мы могли ссылаться на это изображение. Давайте начнем с простой регулировки цвета. Так как в нашей фотографии преобладают желтые/оранжевые цветовые тона, нам нужно это изменить.

Создаем новый корректирующий слой (Кнопка снизу палитры слоев). Выбираем Цветовой баланс со следующими настройками:

Здесь можно увидеть фото до и после корректирующего слоя. Мы увеличили голубой, синий и пурпурный цвета. Не забывайте, что эти настройки подходят именно для этого изображения, вы должны подобрать настройки именно для вашей фотографии. Поэтому настройки слоя могут отличаться!

Создаем новый корректирующий слой Цветовой тон/Насыщенность. Мы делаем это для уменьшения насыщенности, чтобы придать изображению нейтральные цвета. Опять же, вам могут потребоваться другие значения.

Самый важный слой Яркость/Контрастность. Добавим этот слой в этом шаге. Мы просто затемняем изображение, уменьшая яркость, и в то же время увеличиваем контрастность изображения.

Даже несмотря на то, что этот слой обязателен, настройки могут колебаться от одного изображения к другому. Поэтому важно настроить этот слой правильно. Помните, что во время работы вы всегда можете вернуться к предыдущим слоям и исправить, что требуется.

Уже сейчас мы получили довольно хороший результат. Но мы должны избавиться от светлой области в левом верхнем углу. Как это сделать? На самом деле, есть несколько способов. Вы можете использовать инструмент Затемнитель и просто затемнить эту область в исходном изображении, а можете выбрать другой, более удобный для вас способ.

Я выбрал следующий.

Создайте поверх слоя «Оригинальное изображение» и назовите его «Затемнение». Выберите инструмент Кисть (Мягкая, размер 70 пикс, непрозрачность 100%) и просто закрасьте светлую область. Цвет для этого выберите какой-нибудь темный, здесь наиболее подходит #4c3e31.

Здесь мы видим результат до и после. Вашему изображению этот шаг может не понадобиться, но нужно всегда знать, как бороться с неожиданными деталями.

Создайте новый слой поверх всех слоев. Залейте его белым цветом и измените Заливку до 0%. Добавьте к этому слою наложение Градиента. Я использовал градиенты непрозрачностью от черного (100%) до 0%. Выберите радиальный градиент, непрозрачность 60%, режим наложения – Жесткий свет.

Вы можете перетащить градиент с помощью инструмента Перемещение, чтобы увидеть разницу.

Итак, финальный штрих.

Создайте новый слой и назовите его «Светлые области». Измените режим смешивание на Перекрытие, выберите инструмент Кисть (Мягкая, размер 40 пикс, непрозрачность 50%) и просто закрасьте девушку и её отражение в воде этой кистью. Меняйте размер кисти и непрозрачность в определенных местах, чтобы эффект был более реалистичным. Вы должны получить похожий результат.

Если вы хотите, то можете добавить фотофильтр Violet filter (20%), чтобы сделать результат походим на оригинальное изображение.

Итак, за несколько шагов в Фотошоп, мы изменили наше изображение. Добавляйте различные цвета, другие эффекты. Все зависит от вашей фантазии. Я надеюсь вам понравился урок.

Ссылка на оригинал урока.