Восстановление Храма Христа Спасителя

19 августа 2000 года в Москве произошло событие исторического масштаба. В этот день в восстановленном Храме Христа Спасителя патриарх Алексий II совершил Великое освящение собора.
История самого большого собора современной России началась в далеком XIX веке. В конце 1812 года император Александр I издал указ о создании храма-памятника, посвященного победе в Отечественной войне. Но от указа до закладки прошло целых 25 лет, а строился храм почти 44 года и был освящен только в 1883 году. Архитектором собора стал К.Тон, над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Г. Семирадский, В. Суриков, К. Маковский и др. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор - первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов А. Логановского, Н. Рамазанова, П. Клодта.
По решению советского правительства 5 декабря 1931 года храм взорвали, на его месте решили построить самое высокое здание на планете – Дворец Советов. Но вместо Дворца на месте Храма сумели соорудить лишь открытый плавательный бассейн «Москва», который функционировал с 1960 по 1994 года.
В сентябре 1994 года правительство Москвы приняло решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. В рекордно короткие сроки, всего за 5,5 лет, Храм полностью восстановили. Он стал самым большим собором Русской православной церкви и вмещает до 10 тысяч человек.
Главным архитектором и руководителем проекта восстановления стал академик М. Посохин. Над воссозданием художественного убранства работали 23 артели художников под руководством президента Российской Академии Художеств З. Церетели. Скульптурное убранство фасадов воссоздано под руководством академика Ю. Орехова при содействии фонда "Скульптор".
А теперь посмотрим насколько точно к оригиналу был восстановлен Храм Христа Спасителя:
1.Высота здания XIX века составляла 48,5 саженей (около 103,5 м), а высота восстановленного храма с куполом и крестом составляет 103 м.
2.Плоскости стен первого храма были оштукатурены, а декоративная резьба и скульптура была исполнена из белого камня карьера в Коломенском уезде. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля крыш (кроме куполов) заменена на покрытие на основе нитрида титана. Эти изменения привели к смене цветовой гаммы фасада с тёплой на более холодную.
3.Декоративные элементы первого храма делались из мрамора и мраморной крошки, что привело к нескольким случаям обрушения деталей в начале XX века. Для декора нового храма выбрали искусственный камень.
4.В первом храме пол был выложен из мрамора, яшмы и камней, привезенных из стран, проигравших войну 1812 года - Франции, Италии. Для современного храма мрамор привезли из тех же каменоломен.
5.Из росписей XIX века сохранилась лишь небольшая часть росписей Семирадского, остался образ Спасителя работы Сорокина. И сохранилась картина Клагеса «Внутренний вид храма Христа Спасителя», где можно увидеть некоторые росписи. Все фото, сделанные в конце XIX - начале XX века, черно-белые. По этим открыткам и воссоздавался храм.
6.К. Тон осуществил желание императора Александра I - убранство Храма Христа Спасителя стало летописью Отечественной войны, Храм читали, как книгу. В современном храме также прослеживается история Отечественной Войны 1812г.: в коридоре на мраморных плитах перечислены все манифесты военного времени, в хронологическом порядке описаны все 71 сражения, напротив алтаря помещен манифест об изгнании неприятеля 25 декабря 1812г. По южной и западной стороне расположены описания 87 сражений, проходивших за границей и манифесты о взятии Парижа, низложении Наполеона и установлении мира в Европе.
7.На стенах восстановленного храма появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые горельефы.
8.Современный Храм Христа Спасителя - это комплекс из «верхнего храма» - Храма Христа Спасителя, «нижнего храма» - Преображенской церкви и Стилобатной части, в которой размещаются музей храма, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.
Возрождение Храма Христа Спасителя – это не только восстановление разрушенного церковного объекта, прежде всего - это восстановление величайшего памятника отечественной истории и культуры, восстановление благодарности и памяти мужеству русских воинов, защитивших Отчизну.

Ровно 80 лет назад — 5 декабря 1931 года — в Москве прогремел взрыв, уничтоживший одно из самых знаковых и красивых сооружений столицы — Храм Христа Спасителя. В этот день столица более чем на шесть десятков лет лишилась одной из своих главных достопримечательностей, которая наряду с Кремлем, Собором Василия Блаженного и Александровским садом, занимала совершенно особое место в истории Москвы.


Шалаев Алексей. Храм Христа Спасителя. 2005

Храм Христа Спасителя — сооружение, история которого поистине уникальна, наполнена драматическими событиями и является важной и значимой страницей летописи самой столицы.

В целом историю главного православного храма России можно разделить на три этапа: строительство (середина 19 века), разрушение (с 1931 по 1994 годы) и восстановление (с 1994 года).

Возведение Храма

Идея о строительстве крупного храма на территории Москвы возникла у императора Александра Первого сразу после того, как последний солдат французской армии Наполеона Бонапарта покинул Россию в 1812 году.

Отмечать победу в войне возведением церквей и соборов, было принято в нашей стране всегда. Например, Ярослав Мудрый построил Софию Киевскую сразу после победы над печенегами, множество соборов было построено после победы над полчищами Мамая на Куликовском поле, собор Покрова на рву (сейчас известный, как храм Василия Блаженного) был возведен Иваном Грозным в честь победы над Казанским ханством, а собор во имя Казанской иконы Божией Матери напоминает об изгнании польско-литовских захватчиков из Москвы в 17 веке.



Собор Василия Блаженного

Поэтому, подписывая манифест 25 декабря 1812 года, в котором было сказано: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время», — Александр Первый продолжал древние традиции российских самодержцев.

Впрочем, до того момента, как идея императора стала явью, прошло еще немало лет и достраивать Храм пришлось брату Александра Первого — Николаю Первому, затем его сыну Александру Второму, а освящение собора состоялось лишь при внуке победителя Наполеона — Александре Третьем.

Первоначальный проект возведения Храма был утвержден в 1814 году, а первый камень собора заложен в 1817 году. Интересно, что в первом конкурсе на проект собора принимали участие такие известные архитекторы той эпохи, как Д. Кваренги, А. Мельников, А. Воронихин, А. Витберг, В. Стасов. А государь из более чем 20 вариантов выбрал проект никому неизвестного, 28-летнего Карла Магнуса Витберга, который даже не был архитектором, а работал художником, был масоном и притом лютеранином. Ради победы в конкурсе Витберг принял православие, а его оригинальный проект значительно отличался от окончательного варианта строительства.

Молодой художник спроектировал масштабнейшее сооружение, тройственность которого должна была символизировать единство Отца, Сына и Святого духа.

Предполагалось, что Храм будет иметь подземную часть в виде параллелепипеда, наземную крестообразную часть и круглую верхнюю. Предполагалось также увековечить имена всех солдат, погибших в Отечественную Войну 1812 года, установить две триумфальные колоны, материалом для создания которых должны были стать переплавленные пушки французской армии. Храм должен был стать самым высоким зданием в мире на тот момент — высота собора согласно проекту Витберга должна была составить 237 метров, наземную часть планировалось окружить колоннадами, длина каждой из которых должна была составить 604 метра.

Кстати, в качестве места сооружения были выбраны Воробьевы горы, по словам Александра Первого — «корона Москвы», единственное место, где могло быть размещено, по идее Витберга, столь колоссальное сооружение.

Императору чрезвычайно понравился проект художника, на строительство было выделено более 16 миллионов рублей из государственной казны, кроме того, огромные средства были собраны в виде пожертвований.

Возведение Храма на Воробьевых горах началось 12 октября 1817 года, в пятую годовщину ухода французской армии из Москвы. Церемония закладки первого камня была проведена в присутствии царя, в обстановке очень торжественной и завершилась крестным ходом. Первые несколько лет строительство шло быстрыми темпами, на строительной площадке работали до 20 тысяч крепостных одновременно.

Однако Александр Первый все же совершил ошибку, доверив Карлу Магнусу Витбергу руководить строительством — художник был человеком честным, но слишком неопытным и доверчивым и выделенные из казны средства начали просто разворовываться подрядчиками.

В течение 7 лет не удалось завершить даже первую часть строительства, начались проблемы с оседанием почвы — Воробьевы горы оказались местом, хотя и красивым, но слишком ненадежным. В итоге после смерти Александра Первого, его брат, новый император Николай Второй был вынужден и вовсе остановить строительство, а Витберг был отдан под суд за растрату казенных средств.

Специально созданная Николаем Первым комиссия, в которую входили известные московские инженеры и специалисты по земляным работам, признала, что строительство Храма Христа Спасителя по проекту Витберга на склонах Воробьевых гор завершить невозможно. Инженеры предупреждали о том, что многочисленные ключи и песчаные почвы могут привести к осадкам фундамента и столь масштабное здание может в итоге разрушится.



Вид на Воробьевы горы с Лужнецкой набережной

Государь прислушался к единодушному мнению специалистов и был объявлен второй конкурс на новый проект Храма, а местом его нового строительства был выбран Алексеевский монастырь. Во втором конкурсе проектов возведения собора принимали участие архитекторы К. Тон, А. Татищев, Ф. Шестаков, А. Кутепов, И. Таманский. Победителем стал Константин Тон.

Нельзя не упомянуть, что проект Храма Христа Спасителя для Карла Магнуса Витберга стал и главным триумфом в жизни и главной трагедией — суд признал его виновным в растрате и выслал в Вятку, под надзор полиции. Вернувшись в Петербург в 1840 году, архитектор узнал, что его проект окончательно отвергнут и начато строительство собора по новому плану и на другом месте. После такого разочарования Витберг еще строил православные храмы в Тифлисе и Перми, однако умер в безвестности и нищете.

Интересно, что согласно проекту Витберга, в Храме должны были быть увековечены имена всех воинов, погибших в войне 1812 года, а в проекте Тона предусматривалось упоминание лишь имен офицеров, отличившихся в военных действиях.

Кстати, место для нового строительства Храма Христа Спасителя выбрал лично император Николай Первый — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля. В 1837 году государь учредил особую Комиссию по вопросам построения нового Храма. Находившиеся на выбранном императором месте Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, были разрушены, а сам монастырь переведен в Сокольники.

С разрушением Алексеевского монастыря, памятника 17 века, связана довольно мрачная легенда: одна из монахинь предсказала, что новый Храм, возведенный на руинах монастыря, не простоит и 50 лет. Забегая наперед, можно отметить, что пророчество сбылось — через 48 лет после освящения Храм был взорван.



Репродукция картины «Алексеевский монастырь у Пречистенских ворот» неизвестного художника

Торжественная закладка первого камня новой стройки состоялась в августе 1839 года, в годовщину Бородинского сражения, камень для закладки был перевезен с Воробьевых гор, на нем была установлена позолоченная табличка с именами всех членов комиссии, на церемонии присутствовали митрополит Филарет и император с великими князьями. Активное строительство началось 10 сентября 1839 года, в этот раз практически все средства выделялись лишь из казны, суммы пожертвований были совсем не так велики, как при начале первой стройки.

Храм Христа Спасителя строился 44 года и стоил государству свыше 15 миллионов рублей. Возведение свода большого купола было завершено в 1849 году, а строительные леса вокруг здания убраны только в 1860 году. Еще более 20 лет продолжались работы по внутренней отделке Храма: над росписью работали такие известные художники, как В. И. Суриков, В. П. Верещагин, И. Н. Крамской и другие художники из Императорской академии художеств. Украшение внешних стен храма горельефными изваяниями святых было доверено таким известным скульпторам как А. А. Иванов, А. В. Логановский и Н. А. Ромазанов.

В 1880 году храм получил официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, был составлен штат духовенства и причта, а также утверждена смета на содержание собора, которая составила 66850 рублей ежегодно. К 1881 году были полностью завершены работы по устройству набережной и площади вокруг Храма, окончена установка наружных фонарей.


Храм Христа Спасителя в 1881 году

26 мая, в День Вознесения Господня, в 1883 году прошла торжественная церемония освящения Храма, на которой присутствовал император Александр Третий с семьей. Освящение проводил митрополит Московский Иоанникий, присутствовал весь цвет российского духовенства, состоялось торжественное шествие и праздничный салют. Кстати, в этот же день, в Кремле, состоялась и коронация на Всероссийский Престол Императора Александра Третьего.


Внутреннее убранство Храма, конец 19 века

12 июня того же года состоялась церемония освящения придела во имя святого Николая Чудотворца, а 8 июля 1883 года был освящен и второй придел собора — во имя святого Александра Невского. С этого времени в Храме Христа Спасителя начались регулярные Богослужения.

Храм сразу стал важным центром религиозной и культурной жизни всей страны: именно в этом соборе впервые прозвучала «Увертюра 1812 года» Чайковского, которая была написана композитором в ознаменование победы России в Отечественной войне с Наполеоном, хор Храма, организованный в 1901 году, считался лучшим в стране, в нем звучали голоса Константина Розова и Федора Шаляпина.

В соборе была собрана богатейшая библиотека, регулярно проводились экскурсии и состоялись такие значимые для страны события, как 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года, в 1913 году прошло празднование 300-летие Дома Романовых, состоялось открытие памятников Александру Третьему и Николаю Васильевичу Гоголю.

А главный престольный праздник собора — Рождество Христово — до революции 1917 года отмечался православной Москвой как важнейший праздник Победы в войне 1812 года.



Храм Христа Спасителя, 1909 год

Именно в Храме, в тревожном 1917 году состоялось Поместное собрание, на котором впервые за последние 200 лет был избран Патриарх России — Святейший Патриарх Тихон, который ныне причислен Русской Православной Церковью к лику Святых.


Интерьер собора, 1902 год

С 1902 года в Храме действовали общеобразовательные курсы для рабочих, во время Первой мировой войны в соборе шел сбор пожертвований для российских воинов, беженцам и раненным.

В 1918 году полностью прекратилась государственная поддержка Храма, и в дальнейшем он существовал лишь на средства прихожан, решением патриарха Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, которое ставило своей целью сохранение православной святыни.

Разрушение

Братству не удалось отстоять Храм — в 1931 году, 13 июля, на заседании ВЦИК СССР, председателем которого был М. И. Калинин, было принято решение снести собор. Поводом для такого решения стало строительство колоссального памятника новой, советской России — Дворца Советов: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в городе Москва со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

План реконструкции Москвы был принят еще 2 июня 1931 года, так что на заседании состоялось лишь официальное утверждение решения, которое являлось вполне логичным продолжением антирелигиозной политики советского государства. В самом деле, массовое разрушение церквей, которое шло в те годы по всей стране, не могло не затронуть главный православный символ столицы — Храм Христа Спасителя.

Взрыв, разрушивший собор, прогремел 5 декабря 1931 года. Стены Храма, толщиной практически 3,2 метра, устояли после первого взрыва, так что подрывникам пришлось повторить свою работу.



5 декабря 1931 года, взрыв Храма

Взрывы были слышны за несколько кварталов от собора и по-настоящему потрясли москвичей, не только православных, но и просто считавших Храм важной частью истории белокаменной.

Поэт Николай Арнольд написал стих, который стал выражением мнения общественности по поводу разрушения Храма:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.

Только разборка обломков собора заняла практически полтора года. После того, как место было расчищено, начались работы по возведению Дворца Съездов, который должен был стать настоящим шедевром советской архитектуры.



Проект Дворца Съездов

Венчать гигантскую башню Дворца должна была, конечно же, статуя Ленина. Такое решение — строительство коммунистического «храма» на месте православного, было весьма символично, проект нового дворца утверждался лично Сталиным. Согласно проекту Б. М. Иофана, победившего в объявленном советским правительством конкурсе, здание высотой 420 метров должно было стать самым высоким в мире, главным административным сооружением СССР, центром так называемой «Новой Москвы».



Сравнение размеров взорванного Храма и запланированного Дворца Советов

Строительство Дворца Съездов было начато в 1937 году, рабочие успели вырыть огромный котлован, началось возведение фундамента, которое осложнялось сложным грунтом и плывунами. До 1941 года строительство фундамента было завершено, за проведение работ отвечал конструктор Николай Никитин, сделавший все необходимые расчеты.

Великая Отечественная Война помешала планам строительства Дворца Съездов, однако многие историки считают, что главной причиной заморозки проекта было решение Сталина отказаться от возведения новых символов власти и сохранить более традиционные ориентиры. Доказательством тому служит история Дома Советов в Ленинграде, построенном на Московском проспекте. В итоге в здании был открыт военный институт, а органы центральной власти остались в Смольном институте и Мариинском дворце.

Во время обороны Москвы металлические конструкции будущего Дворца Советов были переплавлены на противотанковые ежи и какие-либо работы по возведению здания были прекращены.

Официально власти заявили об отказе от строительства Дворца только в конце 1950-х годов, в 1957-1959 годах проводился конкурс проектов нового административного здания, местом для возведения которого были выбраны все те же Воробьевы горы. А на месте котлована, вырытого еще в 1937 году, в 1960 году появился бассейн «Москва», строительство которого проекту архитектора Дмитрия Чечулина началось в 1958 году.



Бассейн «Москва»

Православные жители столицы неоднократно высказывали недовольство строительством на месте святыни открытого бассейн, появилась даже поговорка: «Был храм, потом — хлам, а теперь — срам».



Бассейн «Москва» незадолго до сноса

Восстановление

Общественное движение за восстановление Храма Христа Спасителя начало действовать еще в конце 1980-х годов, после начала перестройки.

В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил восстановление святыни, а в годовщину разрушения Храма, 5 декабря 1990 года на месте будущей строительной площадки был установлен гранитный «Закладной» камень. Фонд, собиравший средства на сооружение собора был основан в 1992 году, согласно указу президента Бориса Ельцина «О создании фонда возрождения Москвы», в список объектов которого был внесен и Храм Христа Спасителя.

Уже в 1994 году было начато восстановление Храма. Интересно, что при строительстве был использован фундамент Дворца Советов, возведение которого стало формальным поводом для сноса собора. Главой Общественного наблюдательного Совета по воссозданию Храма Христа Спасителя был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

Первоначальный проект восстановления главного храма Москвы был составлен реставратором Алексеем Денисовым, однако, как это часто бывает в нашей стране и уже однажды происходило при возведении Храма в 19 веке, стройка была окружена слухами, обвинениями властей в коррупции, растрате пожертвованных на строительство средств и скандалами.

В итоге Денисов покинул проект и за руководство восстановлением Храма взялся известный скульптор Зураб Церетелли, который отступил от проекта, утвержденного московскими властями. В частности, были установлены не мраморные, а бронзовые горельефные композиции (оригиналы, оставшиеся от разрушенного Храма, сохранились в Донском монастыре), вместо золоченой кровли было установлено покрытие на основе нитрида титана.



Один из фрагментов разрушенного Храма, хранящихся в Донском монастыре

Появились в Храме Христа Спасителя и такие современные атрибуты, как подземная двухуровневая парковка, рассчитанная на 305 машиномест и автомойка.



Современный вид Храма Христа Спасителя

7 января 1996 года состоялась торжественная закладка последних кирпичей в стену главного входа собора, на которой присутствовали Патриарх Алексий Второй, Борис Ельцин и Юрий Лужков.

19 августа 1996 года, в большой православный праздник — день Преображения, Патриарх Алексий Второй совершил освящение нижнего Спас-Преображенского храма, его главного престола и состоялась первая литургия. После этого начались регулярные богослужения в Храме, внутренняя отделка которого была еще не завершена, службы проводились каждое воскресенье и по праздникам.

7 сентября 1997 году, во время празднования 850-летия Москвы Храм Христа Спасителя стал центром проведения торжественных мероприятий, на площади перед собор прошел молебен, после чего патриарх освятил стены Храма.

В 1999 году завершилось возведение верхней части собора, и уже 19 августа того же года именно в Храме прошла канонизация царской семьи, расстрелянной большевиками в 1918 году. В свое время, в прежнем соборе Николай Второй вместе с семьей торжественно праздновал 300-летие Дома Романовых и именно в восстановленном Храме последний российский император был причислен к лику святых.

Художники под руководством Зураба Церетелли начали роспись собора в апреле 1999 года, и уже в декабре внутренняя отделка Храма была полностью завершена.



Интерьер Храма, 2009 год

С 31 декабря 1999 года Храм Христа Спасителя открыт для всех верующих и желающих воочию увидеть самый большой православный храм Русской церкви, способный вместить одновременно до 10 тысяч человек.

Только в 2010 году состоялась замена временно установленных перед освящением собора пластиковых медальонов в тимпанах кокошников на бронзовые. Протодиакон храма Александр Агейкин заметил, что в современных условиях, при нынешней экологии столицы белокаменные медальоны, в 19 веке созданные из особого, редкого мрамора, не смогут служить долго, так что принято решение установить бронзовые, что станет главным отличием восстановленного Храма от разрушенного предшественника.

Такие медальоны из бронзы и бронзовые же горельефы вместо мраморных полностью противоречат историческому проекту Константина Тона. Специалисты говорят о том, что восстановленный Храм стал не точной, а условной внешней копией разрушенного в 1931 году собора.



Бронзовые скульптуры Храма

В восстановленном Храме проводятся самые масштабные богослужения в стране, именно здесь отпевали Патриарха Алексия Второго, президента Бориса Ельцина, певицу Людмилу Зыкину, виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича, балетмейстера Игоря Моисеева, актера Вячеслава Тихонова, советского и русского писателя Сергея Михалкова. В Храме Христа Спасителя был избран новый Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.


Пасхальное богослужение, 2011 год

В настоящее время Храм Христа Спасителя является собственностью Москвы, правительство города получает доход от эксплуатации отдельных коммерческих компонентов комплекса и распоряжается зданием. В 2004 году было объявлено о передаче собора в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви, также был создан Совет попечителей Храма Христа Спасителя.

Кроме того, собор имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси, в нем действует Музей, который принадлежит Музею истории города Москвы.

Анна Седых, рмнт.ру

130 лет назад, 7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен , так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Судьба Храма Христа Спасителя. Архивные кадры к 130-летию освящения Собора

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году .

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500‑летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100‑летие Отечественной войны 1812 года, 300‑летие Дома Романовых.
В августе 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного собора, на котором после 200‑летнего перерыва был избран патриарх Тихон, ныне причисленный Русской православной церковью к лику святых.
В феврале 1918 года для предотвращения закрытия храма было создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922‑1923 годах храм был захвачен обновленцами, а в 1931 году закрыт.

По решению советского правительства 5 декабря 1931 года храм был взорван . Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.

На месте храма предполагалось построить грандиозное сооружение социалистической эпохи — Дворец советов. Великая Отечественная война (1941‑1945) не позволила осуществить эти планы. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна "Москва" (1960‑1994).

В сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах.

7 января 1995 года в праздник Рождества Христова Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с мэром столицы Юрием Лужковым заложили памятную капсулу в основание храма.

Храм был построен за неполные шесть лет. Первые строительные работы начались 29 сентября 1994 года. На Пасху 1996 года под сводами храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Архитектурный замысел комплекса Храма Христа Спасителя был разработан управлением Моспроект‑2 совместно с Московской патриархией. Руководитель проекта и главный архитектор — академик Михаил Посохин. Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской академией художеств во главе с ее президентом Зурабом Церетели, в росписи участвовали 23 артели художников . Воссоздание скульптурного убранства фасадов храма осуществлено под руководством академика Юрия Орехова при содействии фонда "Скульптор". Колокола были отлиты на Заводе имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ).

Воссозданный храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация XIX века, включая эскизы и чертежи. Современный храм отличается стилобатной частью (цокольный этаж), возведенной на месте существовавшего холма‑основания. В этом сооружении, высотой 17 метров, находится церковь Преображения Господня, зал Церковных Соборов, зал совещаний Священного синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.
Стены и несущие конструкции храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).

Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской православной церкви, он вмещает до 10 тысяч человек. Общая высота здания — 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра. Площадь росписи храма составляет более 22 тысячи квадратных метров.

Храм имеет три престола — главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).

В числе главных святынь храма — частица ризы Иисуса Христа и Гвоздь Креста Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы, святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова), глава святителя Иоанна Златоуста, частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской. В храме находятся чудотворные образы Владимирской Божией Матери и Смоленской‑Устюженской Божией Матери.

Храм Христа Спасителя является Кафедральным собором Русской православной церкви. Настоятель храма — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ключарь — протоиерей Михаил Рязанцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новост http://ria.ru/spravka/20130608/941627670.html
РИА Новости

Манифест о строительстве церкви был подписан Александром I 25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули Россию: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время».

Международный открытый конкурс, впрочем, был проведен только через два года. Победил проект 28-летнего Карла Витберга, даже не архитектора по образованию, к тому же лютеранина. Впрочем, ради утверждения проекта он принял православие. Его проект был втрое больше нынешнего храма, с пантеоном погибшим, колоннадой из 600 трофейных пушек и другими впечатляющими деталями. Разместить его предполагалось на Воробьевых горах, где раньше находилась одна из загородных царских резиденций. Выделялась на все это огромная сумма: 16 млн рублей из казны плюс народные пожертвования.

Увы, Витберг недооценил особенности национальной стройки. Опыта руководителя у него не было, должного контроля он не вел, наряды заполнял карандашом, к подрядчикам относился доверчиво.

В итоге за семь лет не был закончен даже нулевой цикл, а комиссия позднее насчитала растрат без малого на миллион рублей.

Витберга отправили в ссылку в Вятку «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне». А от строительства храма на Воробьевых горах отказались, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы.

Взошедший к тому времени на престол Николай I решил никаких конкурсов не проводить, а просто назначить архитектором храма Константина Тона, купить постройки на Чертолье (Волхонке) и снести их для храма. Заодно был снесен и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, включая уникальный двухшатровый храм. Кстати, в новой версии ХХС в память о монастыре сооружена Преображенская церковь.

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года, а активное строительство стартовало только через два года и продолжалось почти 44 года. Общая стоимость храма достигла почти 15 млн рублей. Примечательно, что главный престольный праздник храма Рождество Христово до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.

Современники критически отзывались о храме. Так, художник Василий Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра». А в изданной в 1916 году статье «Два мира в древнерусской иконописи» Евгений Трубецкой писал:

«Одним из самых крупных памятников дорогостоящего бессмыслия является храм Спасителя — это как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва».

Храм в хлам

В 1931 году стало понятно, что столетний юбилей храм не отметит. 16 июня появилась резолюция Комитета по делам культов при президиуме ВЦИК: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».

13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в городе Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

18 июля в «Известиях» было опубликовано постановление о конкурсе на проектирование Дворца Советов, и буквально на следующий день начались спешные работы по разбору храма. Листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры, сброшенный с храма крест не упал, а застрял в арматуре купола. Но работы все равно продвигались слишком медленно, поэтому храм решено было взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям свидетелей, мощные взрывы чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Юрий Гагарин позже на одном из пленумов ЦК ВЛКСМ называл храм «жертвой варварского отношения к памяти прошлого».

Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Мрамором из храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный Ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая».

Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и рассыпали на дорожках в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

Тем временем в конкурсе победил проект Бориса Иофана — он задумал построить здание 420 м высотой, тем самым обогнав самое высокое на тот момент здание в мире, Эмпайр-стейт-билдинг (381 м). Венчать дворец должна была огромная статуя Ленина. По расчетам архитектора, здание должно быть видно за 35 км.

Основное строительство началось с 1937 года, и уже в 1939-м была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и семи этажей одной из сторон (обращенной к Волхонке). Для строительства дворца была изготовлена специальная марка стали — ДС, самая прочная на тот момент в СССР. Однако уже в сентябре-октябре 1941 года подготовленные для монтажа металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 году пришлось разобрать и только построенную часть дворца. Стальные конструкции пошли на строительство путепровода на Волоколамском шоссе и для пролетных строений Керченского моста.

После окончания войны было решено сосредоточиться на восстановлении страны, и проект был сначала заморожен, а потом и вовсе закрыт.

Открывшаяся в 1935 году станция метро «Дворец Советов» была переименована в 1957 году в «Кропоткинскую», так что сейчас о нереализованном проекте нам напоминают разве что Кремлевская АЗС на Волхонке (заправка была одним из элементов дворца) и панно-барельеф у входа в здание Северного речного вокзала.

В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года. Бассейн был открыт круглый год и стал неотъемлемой частью воспоминаний многих горожан. «Представьте: темная Москва, освещенный прожекторами бассейн, пар над водой, на голове сосульки, а с «Красного Октября» доносится запах карамели и шоколада», — рассказывал протоиерей Алексей Уминский.

Про бассейн «Москва» ходило множество легенд. В частности, рассказывали о неких топильщиках, которые пользовались завесой пара зимой, хватали купающихся за пятку и удерживали под водой до захлебывания. Таким образом, они якобы мстили невинным людям за уничтожение храма. Рассказывали и о том, что будто по ночам над водой брезжил образ снесенного храма. Ну а москвичи начали острить на эту тему: «Сперва был храм, потом — хлам, а теперь — срам».

Проклятие игуменьи

В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя. Почти через год группа переросла в православную общину и организовала свой «народный референдум» за возрождение храма. В годовщину разрушения, 5 декабря 1990 года, был установлен гранитный закладной камень, через два года появился фонд сооружения храма, а само строительство началось в 1994 году и завершилось за рекордные три года.

На воссоздание храма, согласно информации на сайте, было потрачено «немногим более четырех миллиардов деноминированных рублей.

Сюда входят все затраты — от подготовки строительной площадки и демонтажа бассейна «Москва» до эксплуатационных затрат, которые несет с 1998 года фонд храма. Доля затрат на воссоздание художественного убранства храма составила чуть более одного миллиарда рублей».

Юрий Лужков, занимавший тогда пост мэра Москвы, так вспоминал о строительстве храма: «В центре Москвы удручала свалка, в какую превратилась яма осушенного бассейна «Москва». Под ней находился фундамент Дворца Советов. Встал вопрос: как с ним поступить? Я взял архивные материалы и увидел грандиозную платформу на 128 сваях, забитых до скального основания. Возникла мысль о возрождении храма Христа на этом фундаменте».

Получив согласие на проект патриарха Алексия II, мэрия обратилась к президенту Борису Ельцину. Тот, по словам Лужкова, поддержал проект, но сказал, что денег в бюджете на него нет. «Я ответил: постараемся собрать пожертвования, многие люди хотят воссоздать храм Христа Спасителя, выражает желание бизнес вносить средства. Ельцин легко согласился. Ему было не до храма», — вспоминает экс-мэр. Неожиданно, когда храм уже почти достроили, Лужкову, по его словам, позвонил сам Ельцин и попросил «не торопиться с завершением храма», на что мэр ему заявил: «Это не в моих силах».

Впрочем, спешка сказалась на облике храма не лучшим образом. До 2010 года храм украшали копии медальонов из белого композитного материала, только потом они были заменены на бронзовые. Бронзовыми стали и горельефы, что является противоречием оригиналу с мраморными композициями, шесть из которых до сих пор можно посмотреть в Донском монастыре. На сайте храма, впрочем, объясняют так: горельефы и изначально должны были быть бронзовыми, но денег на них тогда не хватило, поэтому скульптуры сделали из дешевого протопоповского известняка доломита, который уже к 1910 году разрушился. Каким же образом оригинальные скульптуры из дешевого и быстро разрушающегося материала дожили до 2016 года, на сайте не сообщается.

Критике подверглась и роспись интерьеров храма, проведенная рекомендованными Зурабом Церетели художниками, и замена белокаменной облицовки на мраморную, и то, что вместо золочения кровлю крыш (кроме куполов) покрыли составом на основе нитрида титана. Все это повлекло смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную.

Изменилась и структура храма: он стал двухуровневым, в цокольном уровне появился храм Спаса Преображения.

«Есть легенда, будто бы настоятельница монастыря игуменья Клавдия прокляла это место. Мол, все, что здесь построят, долго не простоит.

Проклятие игуменьи казалось абсолютным. Храм Христа Спасителя взорвали. Дворец Советов вовсе не достроили, установленные уже конструкции снесли, — рассказывал Лужков. — Мне пришла идея: построить внизу, на фундаменте Дворца Советов, храм Преображения Господня, чтобы получить прощение игуменьи за святотатство XIX века, вынужденное разрушение нашими предками ее храма и женского монастыря, — рассказывал Юрий Лужков. — Поэтому там сейчас на самом деле два храма. Верхний, собственно сам храм Христа Спасителя, восстановленный в том виде, как его создал Тон, и нижний — Преображения Господня, в честь стоявшего здесь ранее женского Алексеевского монастыря».

Охрана с божьей помощью

Сейчас храм выполняет не только религиозные функции. Под храмом размещена двухуровневая охраняемая подземная парковка на 305 машино-мест с автомойкой. «Благодаря современной системе кондиционирования постоянно поддерживается оптимальный микроклимат для хранения автомобилей. Современная система безопасности и отлаженная служба охраны позволяют нам нести в юридической форме ответственность за сохранность автомобилей наших клиентов, находящихся у нас на хранении», — сообщается на сайте фонда храма.

Есть в храме и собственная химчистка-прачечная, которая занимается как чисткой облачений священнослужителей, так и стиркой светских одеяний. За безопасностью следит собственный ЧОП «Колокол», который также предлагает услуги по охране других объектов. «Сотрудники охранного предприятия имеют большой опыт в обеспечении внутриобъектового режима, охране материальных ценностей, обеспечении общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, а также в использовании технических средств при осуществлении охранной деятельности», — сообщается на сайте фонда.

В столовой «Трапезная» предлагается устраивать банкеты, в том числе с постными блюдами, есть в храме конференц-зал, галерея и Зал церковных соборов, где в ближайшее время, судя по афише, пройдут концерты Вики Цыгановой, Людмилы Сенчиной, Дмитрия Певцова и певца Юлиана.

А вот другие концерты в храме, мягко говоря, не приветствуются.

Мировую известность храм Христа Спасителя приобрел 21 февраля 2012 года, когда участницы панк-рок-группы Pussy Riot совершили акцию, названную ими «панк-молебном».

Они попытались исполнить песню «Богородица, Путина прогони!» перед входом в алтарь храма. Две девушки были осуждены на два года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима за хулиганство по мотивам религиозной ненависти. Участницы также ввели моду на балаклавы, обогатили русский язык словом «кощунницы», а Уголовный кодекс — статьей «за оскорбление чувств верующих».

Ровно 80 лет назад — 5 декабря 1931 года — в Москве прогремел взрыв, уничтоживший одно из самых знаковых и красивых сооружений столицы — Храм Христа Спасителя. В этот день столица более чем на шесть десятков лет лишилась одной из своих главных достопримечательностей, которая наряду с Кремлем, Собором Василия Блаженного и Александровским садом, занимала совершенно особое место в истории Москвы.


Шалаев Алексей. Храм Христа Спасителя. 2005

Храм Христа Спасителя — сооружение, история которого поистине уникальна, наполнена драматическими событиями и является важной и значимой страницей летописи самой столицы.

В целом историю главного православного храма России можно разделить на три этапа: строительство (середина 19 века), разрушение (с 1931 по 1994 годы) и восстановление (с 1994 года).

Возведение Храма

Идея о строительстве крупного храма на территории Москвы возникла у императора Александра Первого сразу после того, как последний солдат французской армии Наполеона Бонапарта покинул Россию в 1812 году.

Отмечать победу в войне возведением церквей и соборов, было принято в нашей стране всегда. Например, Ярослав Мудрый построил Софию Киевскую сразу после победы над печенегами, множество соборов было построено после победы над полчищами Мамая на Куликовском поле, собор Покрова на рву (сейчас известный, как храм Василия Блаженного) был возведен Иваном Грозным в честь победы над Казанским ханством, а собор во имя Казанской иконы Божией Матери напоминает об изгнании польско-литовских захватчиков из Москвы в 17 веке.



Собор Василия Блаженного

Поэтому, подписывая манифест 25 декабря 1812 года, в котором было сказано: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время», — Александр Первый продолжал древние традиции российских самодержцев.

Впрочем, до того момента, как идея императора стала явью, прошло еще немало лет и достраивать Храм пришлось брату Александра Первого — Николаю Первому, затем его сыну Александру Второму, а освящение собора состоялось лишь при внуке победителя Наполеона — Александре Третьем.

Первоначальный проект возведения Храма был утвержден в 1814 году, а первый камень собора заложен в 1817 году. Интересно, что в первом конкурсе на проект собора принимали участие такие известные архитекторы той эпохи, как Д. Кваренги, А. Мельников, А. Воронихин, А. Витберг, В. Стасов. А государь из более чем 20 вариантов выбрал проект никому неизвестного, 28-летнего Карла Магнуса Витберга, который даже не был архитектором, а работал художником, был масоном и притом лютеранином. Ради победы в конкурсе Витберг принял православие, а его оригинальный проект значительно отличался от окончательного варианта строительства.

Молодой художник спроектировал масштабнейшее сооружение, тройственность которого должна была символизировать единство Отца, Сына и Святого духа.

Предполагалось, что Храм будет иметь подземную часть в виде параллелепипеда, наземную крестообразную часть и круглую верхнюю. Предполагалось также увековечить имена всех солдат, погибших в Отечественную Войну 1812 года, установить две триумфальные колоны, материалом для создания которых должны были стать переплавленные пушки французской армии. Храм должен был стать самым высоким зданием в мире на тот момент — высота собора согласно проекту Витберга должна была составить 237 метров, наземную часть планировалось окружить колоннадами, длина каждой из которых должна была составить 604 метра.

Кстати, в качестве места сооружения были выбраны Воробьевы горы, по словам Александра Первого — «корона Москвы», единственное место, где могло быть размещено, по идее Витберга, столь колоссальное сооружение.

Императору чрезвычайно понравился проект художника, на строительство было выделено более 16 миллионов рублей из государственной казны, кроме того, огромные средства были собраны в виде пожертвований.

Возведение Храма на Воробьевых горах началось 12 октября 1817 года, в пятую годовщину ухода французской армии из Москвы. Церемония закладки первого камня была проведена в присутствии царя, в обстановке очень торжественной и завершилась крестным ходом. Первые несколько лет строительство шло быстрыми темпами, на строительной площадке работали до 20 тысяч крепостных одновременно.

Однако Александр Первый все же совершил ошибку, доверив Карлу Магнусу Витбергу руководить строительством — художник был человеком честным, но слишком неопытным и доверчивым и выделенные из казны средства начали просто разворовываться подрядчиками.

В течение 7 лет не удалось завершить даже первую часть строительства, начались проблемы с оседанием почвы — Воробьевы горы оказались местом, хотя и красивым, но слишком ненадежным. В итоге после смерти Александра Первого, его брат, новый император Николай Второй был вынужден и вовсе остановить строительство, а Витберг был отдан под суд за растрату казенных средств.

Специально созданная Николаем Первым комиссия, в которую входили известные московские инженеры и специалисты по земляным работам, признала, что строительство Храма Христа Спасителя по проекту Витберга на склонах Воробьевых гор завершить невозможно. Инженеры предупреждали о том, что многочисленные ключи и песчаные почвы могут привести к осадкам фундамента и столь масштабное здание может в итоге разрушится.



Вид на Воробьевы горы с Лужнецкой набережной

Государь прислушался к единодушному мнению специалистов и был объявлен второй конкурс на новый проект Храма, а местом его нового строительства был выбран Алексеевский монастырь. Во втором конкурсе проектов возведения собора принимали участие архитекторы К. Тон, А. Татищев, Ф. Шестаков, А. Кутепов, И. Таманский. Победителем стал Константин Тон.

Нельзя не упомянуть, что проект Храма Христа Спасителя для Карла Магнуса Витберга стал и главным триумфом в жизни и главной трагедией — суд признал его виновным в растрате и выслал в Вятку, под надзор полиции. Вернувшись в Петербург в 1840 году, архитектор узнал, что его проект окончательно отвергнут и начато строительство собора по новому плану и на другом месте. После такого разочарования Витберг еще строил православные храмы в Тифлисе и Перми, однако умер в безвестности и нищете.

Интересно, что согласно проекту Витберга, в Храме должны были быть увековечены имена всех воинов, погибших в войне 1812 года, а в проекте Тона предусматривалось упоминание лишь имен офицеров, отличившихся в военных действиях.

Кстати, место для нового строительства Храма Христа Спасителя выбрал лично император Николай Первый — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля. В 1837 году государь учредил особую Комиссию по вопросам построения нового Храма. Находившиеся на выбранном императором месте Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, были разрушены, а сам монастырь переведен в Сокольники.

С разрушением Алексеевского монастыря, памятника 17 века, связана довольно мрачная легенда: одна из монахинь предсказала, что новый Храм, возведенный на руинах монастыря, не простоит и 50 лет. Забегая наперед, можно отметить, что пророчество сбылось — через 48 лет после освящения Храм был взорван.



Репродукция картины «Алексеевский монастырь у Пречистенских ворот» неизвестного художника

Торжественная закладка первого камня новой стройки состоялась в августе 1839 года, в годовщину Бородинского сражения, камень для закладки был перевезен с Воробьевых гор, на нем была установлена позолоченная табличка с именами всех членов комиссии, на церемонии присутствовали митрополит Филарет и император с великими князьями. Активное строительство началось 10 сентября 1839 года, в этот раз практически все средства выделялись лишь из казны, суммы пожертвований были совсем не так велики, как при начале первой стройки.

Храм Христа Спасителя строился 44 года и стоил государству свыше 15 миллионов рублей. Возведение свода большого купола было завершено в 1849 году, а строительные леса вокруг здания убраны только в 1860 году. Еще более 20 лет продолжались работы по внутренней отделке Храма: над росписью работали такие известные художники, как В. И. Суриков, В. П. Верещагин, И. Н. Крамской и другие художники из Императорской академии художеств. Украшение внешних стен храма горельефными изваяниями святых было доверено таким известным скульпторам как А. А. Иванов, А. В. Логановский и Н. А. Ромазанов.

В 1880 году храм получил официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, был составлен штат духовенства и причта, а также утверждена смета на содержание собора, которая составила 66850 рублей ежегодно. К 1881 году были полностью завершены работы по устройству набережной и площади вокруг Храма, окончена установка наружных фонарей.


Храм Христа Спасителя в 1881 году

26 мая, в День Вознесения Господня, в 1883 году прошла торжественная церемония освящения Храма, на которой присутствовал император Александр Третий с семьей. Освящение проводил митрополит Московский Иоанникий, присутствовал весь цвет российского духовенства, состоялось торжественное шествие и праздничный салют. Кстати, в этот же день, в Кремле, состоялась и коронация на Всероссийский Престол Императора Александра Третьего.


Внутреннее убранство Храма, конец 19 века

12 июня того же года состоялась церемония освящения придела во имя святого Николая Чудотворца, а 8 июля 1883 года был освящен и второй придел собора — во имя святого Александра Невского. С этого времени в Храме Христа Спасителя начались регулярные Богослужения.

Храм сразу стал важным центром религиозной и культурной жизни всей страны: именно в этом соборе впервые прозвучала «Увертюра 1812 года» Чайковского, которая была написана композитором в ознаменование победы России в Отечественной войне с Наполеоном, хор Храма, организованный в 1901 году, считался лучшим в стране, в нем звучали голоса Константина Розова и Федора Шаляпина.

В соборе была собрана богатейшая библиотека, регулярно проводились экскурсии и состоялись такие значимые для страны события, как 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года, в 1913 году прошло празднование 300-летие Дома Романовых, состоялось открытие памятников Александру Третьему и Николаю Васильевичу Гоголю.

А главный престольный праздник собора — Рождество Христово — до революции 1917 года отмечался православной Москвой как важнейший праздник Победы в войне 1812 года.



Храм Христа Спасителя, 1909 год

Именно в Храме, в тревожном 1917 году состоялось Поместное собрание, на котором впервые за последние 200 лет был избран Патриарх России — Святейший Патриарх Тихон, который ныне причислен Русской Православной Церковью к лику Святых.


Интерьер собора, 1902 год

С 1902 года в Храме действовали общеобразовательные курсы для рабочих, во время Первой мировой войны в соборе шел сбор пожертвований для российских воинов, беженцам и раненным.

В 1918 году полностью прекратилась государственная поддержка Храма, и в дальнейшем он существовал лишь на средства прихожан, решением патриарха Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, которое ставило своей целью сохранение православной святыни.

Разрушение

Братству не удалось отстоять Храм — в 1931 году, 13 июля, на заседании ВЦИК СССР, председателем которого был М. И. Калинин, было принято решение снести собор. Поводом для такого решения стало строительство колоссального памятника новой, советской России — Дворца Советов: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в городе Москва со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

План реконструкции Москвы был принят еще 2 июня 1931 года, так что на заседании состоялось лишь официальное утверждение решения, которое являлось вполне логичным продолжением антирелигиозной политики советского государства. В самом деле, массовое разрушение церквей, которое шло в те годы по всей стране, не могло не затронуть главный православный символ столицы — Храм Христа Спасителя.

Взрыв, разрушивший собор, прогремел 5 декабря 1931 года. Стены Храма, толщиной практически 3,2 метра, устояли после первого взрыва, так что подрывникам пришлось повторить свою работу.



5 декабря 1931 года, взрыв Храма

Взрывы были слышны за несколько кварталов от собора и по-настоящему потрясли москвичей, не только православных, но и просто считавших Храм важной частью истории белокаменной.

Поэт Николай Арнольд написал стих, который стал выражением мнения общественности по поводу разрушения Храма:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.

Только разборка обломков собора заняла практически полтора года. После того, как место было расчищено, начались работы по возведению Дворца Съездов, который должен был стать настоящим шедевром советской архитектуры.



Проект Дворца Съездов

Венчать гигантскую башню Дворца должна была, конечно же, статуя Ленина. Такое решение — строительство коммунистического «храма» на месте православного, было весьма символично, проект нового дворца утверждался лично Сталиным. Согласно проекту Б. М. Иофана, победившего в объявленном советским правительством конкурсе, здание высотой 420 метров должно было стать самым высоким в мире, главным административным сооружением СССР, центром так называемой «Новой Москвы».



Сравнение размеров взорванного Храма и запланированного Дворца Советов

Строительство Дворца Съездов было начато в 1937 году, рабочие успели вырыть огромный котлован, началось возведение фундамента, которое осложнялось сложным грунтом и плывунами. До 1941 года строительство фундамента было завершено, за проведение работ отвечал конструктор Николай Никитин, сделавший все необходимые расчеты.

Великая Отечественная Война помешала планам строительства Дворца Съездов, однако многие историки считают, что главной причиной заморозки проекта было решение Сталина отказаться от возведения новых символов власти и сохранить более традиционные ориентиры. Доказательством тому служит история Дома Советов в Ленинграде, построенном на Московском проспекте. В итоге в здании был открыт военный институт, а органы центральной власти остались в Смольном институте и Мариинском дворце.

Во время обороны Москвы металлические конструкции будущего Дворца Советов были переплавлены на противотанковые ежи и какие-либо работы по возведению здания были прекращены.

Официально власти заявили об отказе от строительства Дворца только в конце 1950-х годов, в 1957-1959 годах проводился конкурс проектов нового административного здания, местом для возведения которого были выбраны все те же Воробьевы горы. А на месте котлована, вырытого еще в 1937 году, в 1960 году появился бассейн «Москва», строительство которого проекту архитектора Дмитрия Чечулина началось в 1958 году.



Бассейн «Москва»

Православные жители столицы неоднократно высказывали недовольство строительством на месте святыни открытого бассейн, появилась даже поговорка: «Был храм, потом — хлам, а теперь — срам».



Бассейн «Москва» незадолго до сноса

Восстановление

Общественное движение за восстановление Храма Христа Спасителя начало действовать еще в конце 1980-х годов, после начала перестройки.

В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил восстановление святыни, а в годовщину разрушения Храма, 5 декабря 1990 года на месте будущей строительной площадки был установлен гранитный «Закладной» камень. Фонд, собиравший средства на сооружение собора был основан в 1992 году, согласно указу президента Бориса Ельцина «О создании фонда возрождения Москвы», в список объектов которого был внесен и Храм Христа Спасителя.

Уже в 1994 году было начато восстановление Храма. Интересно, что при строительстве был использован фундамент Дворца Советов, возведение которого стало формальным поводом для сноса собора. Главой Общественного наблюдательного Совета по воссозданию Храма Христа Спасителя был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

Первоначальный проект восстановления главного храма Москвы был составлен реставратором Алексеем Денисовым, однако, как это часто бывает в нашей стране и уже однажды происходило при возведении Храма в 19 веке, стройка была окружена слухами, обвинениями властей в коррупции, растрате пожертвованных на строительство средств и скандалами.

В итоге Денисов покинул проект и за руководство восстановлением Храма взялся известный скульптор Зураб Церетелли, который отступил от проекта, утвержденного московскими властями. В частности, были установлены не мраморные, а бронзовые горельефные композиции (оригиналы, оставшиеся от разрушенного Храма, сохранились в Донском монастыре), вместо золоченой кровли было установлено покрытие на основе нитрида титана.



Один из фрагментов разрушенного Храма, хранящихся в Донском монастыре

Появились в Храме Христа Спасителя и такие современные атрибуты, как подземная двухуровневая парковка, рассчитанная на 305 машиномест и автомойка.



Современный вид Храма Христа Спасителя

7 января 1996 года состоялась торжественная закладка последних кирпичей в стену главного входа собора, на которой присутствовали Патриарх Алексий Второй, Борис Ельцин и Юрий Лужков.

19 августа 1996 года, в большой православный праздник — день Преображения, Патриарх Алексий Второй совершил освящение нижнего Спас-Преображенского храма, его главного престола и состоялась первая литургия. После этого начались регулярные богослужения в Храме, внутренняя отделка которого была еще не завершена, службы проводились каждое воскресенье и по праздникам.

7 сентября 1997 году, во время празднования 850-летия Москвы Храм Христа Спасителя стал центром проведения торжественных мероприятий, на площади перед собор прошел молебен, после чего патриарх освятил стены Храма.

В 1999 году завершилось возведение верхней части собора, и уже 19 августа того же года именно в Храме прошла канонизация царской семьи, расстрелянной большевиками в 1918 году. В свое время, в прежнем соборе Николай Второй вместе с семьей торжественно праздновал 300-летие Дома Романовых и именно в восстановленном Храме последний российский император был причислен к лику святых.

Художники под руководством Зураба Церетелли начали роспись собора в апреле 1999 года, и уже в декабре внутренняя отделка Храма была полностью завершена.



Интерьер Храма, 2009 год

С 31 декабря 1999 года Храм Христа Спасителя открыт для всех верующих и желающих воочию увидеть самый большой православный храм Русской церкви, способный вместить одновременно до 10 тысяч человек.

Только в 2010 году состоялась замена временно установленных перед освящением собора пластиковых медальонов в тимпанах кокошников на бронзовые. Протодиакон храма Александр Агейкин заметил, что в современных условиях, при нынешней экологии столицы белокаменные медальоны, в 19 веке созданные из особого, редкого мрамора, не смогут служить долго, так что принято решение установить бронзовые, что станет главным отличием восстановленного Храма от разрушенного предшественника.

Такие медальоны из бронзы и бронзовые же горельефы вместо мраморных полностью противоречат историческому проекту Константина Тона. Специалисты говорят о том, что восстановленный Храм стал не точной, а условной внешней копией разрушенного в 1931 году собора.



Бронзовые скульптуры Храма

В восстановленном Храме проводятся самые масштабные богослужения в стране, именно здесь отпевали Патриарха Алексия Второго, президента Бориса Ельцина, певицу Людмилу Зыкину, виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича, балетмейстера Игоря Моисеева, актера Вячеслава Тихонова, советского и русского писателя Сергея Михалкова. В Храме Христа Спасителя был избран новый Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.


Пасхальное богослужение, 2011 год

В настоящее время Храм Христа Спасителя является собственностью Москвы, правительство города получает доход от эксплуатации отдельных коммерческих компонентов комплекса и распоряжается зданием. В 2004 году было объявлено о передаче собора в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви, также был создан Совет попечителей Храма Христа Спасителя.

Кроме того, собор имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси, в нем действует Музей, который принадлежит Музею истории города Москвы.

Анна Седых, рмнт.ру