25 октября в возрасте 66 лет из-за ишемической болезни сердца в Москве умер Муслим Магомаев — знаменитый советский певец, в творчестве которого парадоксально соединялись классика, советский патриотизм и любовь к западной музыке.


С момента первого сольного концерта Муслима Магомаева в Концертном зале имени Чайковского 45 лет назад страна считала его эталоном эстрадного артиста. 28 октября с Муслимом Магомаевым простились в этом же зале. "Муслим, ты наше потерянное чудо",— сказала Александра Пахмутова. Конечно, слова о потере относились не только о смерти певца, но и о долгих годах его жизни, проведенных им вдали от места на Олимпе, которое он заслуживал. Не зря журналисты отмечали, что к панихиде в Москве многие отнеслись не только как к прощанию, но и как к поводу встретиться с артистом, который в последний период жизни молчал. "Мы знали, что он болен и страдает от одиночества, но ничего не сделали, чтобы помочь ему",— сказал Иосиф Кобзон. Похоронили Муслима Магомаева в Баку, рядом со знаменитыми дедом и дядей.

Стремительный успех Муслима Магомаева проще всего объяснить его происхождением. Легко делать карьеру, когда филармония в твоем городе фактически носит твое имя. Муслим Магомаев был полным тезкой деда, именем которого названа Бакинская филармония.

Муслим Магомаев-старший считается основоположником азербайджанской классической музыки. Окончив Закавказскую учительскую семинарию в Гори, в которой игра на скрипке была обязательным предметом обучения, он стал дирижером и оперным композитором еще до революции. При новой власти Магомаев стал писать музыку по народным азербайджанским мотивам с советским уклоном: ему принадлежат "Танец освобожденной азербайджанки", рапсодия "На полях Азербайджана" и считающаяся вершиной его творчества опера "Наргиз", главной героиней которой стала девушка-крестьянка. В 1935 году Магомаев-старший был удостоен звания заслуженного артиста Азербайджанской ССР. Но 28 июля 1937 года умер в Нальчике, по официальной версии — от скоротечной чахотки. Некоторые СМИ уже в наше время высказывали предположение, что он был репрессирован и расстрелян, однако маловероятно, чтобы имя репрессированного в том же 1937 году присвоили Бакинской филармонии. Так что в данном случае официальная версия, скорее всего, соответствует действительности.

Родители Муслима Магомаева тоже были творческими людьми. Отец Магомет Магомаев — театральный художник и музыкант-любитель. Ушел на фронт добровольцем, а в 1945 году за девять дней до окончания войны погиб в маленьком городке Кюстрин недалеко от Берлина. Мать — театральная актриса.

Но воспитывался Муслим в семье дяди, младшего брата отца. Джамал-Эддин Магомаев был крупным партийно-хозяйственным деятелем. После войны — заместитель секретаря ЦК КП Азербайджана, позже — член ЦК республики, постпред совета министров Азербайджана в Москве.

Казалось бы, наличие таких родственников и должно объяснять стремительный успех юного Муслима. Но все не так просто.

Когда у внука великого азербайджанского композитора обнаружился слух, его отдали в музыкальную школу при консерватории. Ему прочили карьеру пианиста, но сидеть часами перед инструментом было не в характере Муслима. Очень скоро юный музыкант всерьез занялся пением. В 15 лет он дал свой первый концерт в Доме моряка. Пел вопреки возражениям родственников, считавших, что ранняя концертная деятельность повредит развитию голоса.

Муслиму Магомаеву действительно повезло c семьей, но доказательства собственной состоятельности как музыканта он предъявил уже в самом раннем возрасте. Обучаясь на вокальном отделении музучилища, он брал уроки у знаменитой в Баку преподавательницы консерватории Сусанны Микаэлян. И когда он пел, под дверью кабинета Микаэлян собирались учащиеся и преподаватели — слушать каватину Фигаро из "Севильского цирюльника" и алябьевского "Соловья", которые Муслим исполнял звенящим юношеским сопрано. Уже тогда было ясно, что этот мальчик — не только внук своего деда и племянник своего дяди.

В возрасте 20 лет Муслим Магомаев опроверг еще один стереотип — о том, что "звезды" из национальных республик СССР появляются в основном по разнарядке сверху и могут лишь украшать собой правительственные концерты, исполняя в основном фольклорный репертуар. В 1962 году Магомаев выступил на фестивале азербайджанского искусства в Кремле. Исполнил "Бухенвальдский набат" Вано Мурадели и арию Фигаро. "Этот парень совсем себя не бережет, если такую трудную арию повторяет на бис",— говорил Иван Козловский вслед за бакинскими родственниками певца. Екатерина Фурцева отметила: "Наконец-то у нас появился настоящий баритон". Это "у нас" стало пропуском в лигу "советских артистов": отныне голос Магомаева был не только достоянием его республики, но ценностью союзного значения, в том числе — статьей экспорта. По линии ВЛКСМ Муслим Магомаев выехал на гастроли в Финляндию. Журнал "Огонек" вышел со статьей "Юноша из Баку покоряет мир". В 1963 году певца приняли в Азербайджанский театр оперы и балета имени Ахундова, но он был уже безвозвратно "наш", "общий": никто больше не задумывался о его азербайджанских корнях.

В 1964-1965 годах советский певец прошел стажировку в миланском театре "Ла Скала". Больше никто из отечественных эстрадных исполнителей не может похвастаться такой строчкой в curriculum vitae. После гастролей по СССР c материалом "Тоски" и "Севильского цирюльника" Муслиму Магомаеву было сделано предложение поступить на работу в Большой театр, но при всех восторгах оперной публики молодой артист ясно понимал, что его место — эстрада. Приглашение главного театра страны было отклонено.

Неизвестно, что было для него труднее — сказать "нет" Большому или устоять перед соблазном остаться в Париже, где ему предлагали контракт в театре "Олимпия". В этом зале у Магомаева оглушительно успешные гастроли в 1966 и 1969 годах, ангажемент на год был предложен директором зала Брюно Кокатрисом, но Минкульт СССР был против. Певца хотели регулярно видеть на кремлевских правительственных концертах. Муслим Магомаев позже писал в своих воспоминаниях: "Оставаться было можно, но нельзя. И это был один из немногих случаев в жизни, когда ненавистное для меня слово "нельзя" победило мое любимое слово "можно"".

Родина не хотела отпускать "настоящего баритона", но позволялось ему многое из того, о чем не могли и помыслить другие. Отчасти по праву народного артиста СССР, которым он стал в беспрецедентном возрасте — в 31 год. Отчасти из-за симпатий к нему в самых высоких властных кабинетах. Среди его поклонников были Леонид Брежнев и Юрий Андропов, и их вполне устраивал подход музыканта к репертуару.

Основу его программ формально составляли оперные арии, романсы и песни патриотического содержания. Но до сих пор поражает то, что совершенно официозный репертуар сосуществовал в его выступлениях с песнями, которые по сути были символами тлетворного влияния Запада. Муслим Магомаев стер границу между "серьезной" и "легкой" музыкой, существовавшую как в своде чиновничьих правил, так и в сознании слушателей. Когда в дело вступает такой голос, жанр отходит на второй план. Магомаев был своего рода громкоговорителем, посредством которого советские люди знакомились с музыкой остального мира, и довольно оперативно. И в выборе песен певец не ошибался никогда.

Еще на том самом триумфальном концерте в Зале Чайковского в 1963 году, уже после официальной части программы с произведениями Баха, Моцарта, Россини, Чайковского, Рахманинова и Гаджибекова, Муслим Магомаев сел за рояль и спел твист "24 000 Baci". Это произошло спустя всего два года после того, как Адриано Челентано исполнил этот хит, первый в своей карьере, на фестивале в Сан-Ремо. Муслим Магомаев легко справлялся с "Love Me Tender" Элвиса Пресли и "My Way" Фрэнка Синатры. И именно выступлению Муслима Магомаева предшествовали впервые произнесенные ведущей концерта со сцены Колонного зала Дома Союзов имена "Леннон" и "Маккартни". Песню, объявленную ведущей как "Вчера", Магомаев пел на английском.

Муслим Магомаев спел первые советские твисты "Королева красоты" и "Лучший город Земли" — и твисты перестали считать капиталистической заразой. Муслим Магомаев спел самый ресторанный советский шлягер "Свадьба" — и ресторанные шлягеры прописались на эстраде. Муслим Магомаев записал все мужские вокальные партии для "По следам бременских музыкантов", сиквела первого советского мультмюзикла "Бременские музыканты", и жанр мюзикла был окончательно признан в театрах страны. Магомаевский Трубадур — самый веский аргумент в спорах о том, была ли у нас рок-музыка, способная встать в один ряд с западной, а "Солнце взойдет" в его исполнении — абсолютно гениальная вещь, не уступающая никаким Ллойдам Уэбберам.

Муслим Магомаев никогда не жил от альбома к альбому, от шлягера к шлягеру. К 1974 году, к моменту брака со второй женой певицей Тамарой Синявской, самое главное он уже сделал. Он доказал, что и в самой строгой политической системе талант может быть близок к полной свободе, оставаясь при этом всенародно любимым. Он точно почувствовал, когда нужно уйти. В одном интервью он признавался: "Каждому голосу, каждому таланту, Бог определил определенное время, и перешагивать его не нужно". Он снова сказал "нет" — как когда-то Большому и "Олимпии". На этот раз — старению на глазах публики, неизбежным разговорам за спиной: "зажился", "испелся", "выдохся". Путь допевшего до седин Синатры был не для Магомаева, но ему, в отличие от американского крунера, было изначально отпущено больше. Мы никогда не узнаем, скучал ли Магомаев по сцене в последние годы жизни, жалел ли о своем почти затворничестве. Комментарии в таком духе были не в его правилах.

В отличие от коллег-эстрадников, которые, как в анекдоте, прощались, но не уходили, Муслим Магомаев никогда официально не заявлял о завершении карьеры и не устраивал прощальных концертов. Он просто с каждым годом сокращал число выступлений, отдавая время графике, скульптуре, съемкам в кино, литературной работе, созданию музыки для театральных постановок. В последние годы освоил интернет и активно руководил собственным сайтом. Мало показывался на телевидении в качестве свадебного генерала, но с охотой рассказывал зрителям о жизни оперных и эстрадных звезд. В больницах старался не задерживаться. Умер, ни разу не пожаловавшись на судьбу.

В целом она была к нему благосклонна.

Борис Барабанов


Тамара Синявская возмущалась, что Юрий выступает под фамилией ее покойного мужа

Помимо жен, детей и внуков, которых тащат на сцену ныне здравствующие знаменитости, в шоу-бизнесе периодически объявляются родственники давно ушедших в мир иной - то правнук младшего брата Федора ШАЛЯПИНА, то внебрачный внук Леонида УТЕСОВА, то внучатый племянник Валерия ОБОДЗИНСКОГО... Обычно это «дети лейтенанта Шмидта», не имеющие к своим прославленным «предкам» никакого отношения. Одно из немногих исключений - певец из Мурманска Юрий МАГОМАЕВ, который действительно приходится племянником покойному Муслиму МАГОМАЕВУ. О том, откуда у знаменитого азербайджанского исполнителя взялись родственники в далеком северном городе и помогла ли им в жизни громкая фамилия, у Юрия выяснил музыкальный обозреватель «Экспресс газеты».

Мой папа - сын от второго брака мамы Муслима Айшет Ахмедовны Магомаевой, - поведал Юрий Магомаев. - Она была театральной актрисой. Ее девичья фамилия - Кинжалова. Перед войной бабушка вышла замуж за театрального художника Магомета Магомаева и перебралась из родного Майкопа к нему в Баку. 17 августа 1942 года у них родился сын Муслим. А в 1945 году буквально за несколько дней до победы Магомет погиб на фронте. Бабушке нужно было продолжать обучение в театральном институте и одновременно зарабатывать на жизнь. Она оставила маленького Муслима в Баку в семье его дяди Джамала. А сама уехала в Вышний Волочек, где ей предложили работу в местном театре. Потом актерская судьба забрасывала ее в самые разные города Советского Союза - в Улан-Удэ она сблизилась с актером Леонтием Брониславовичем Кавкой. Официально они не были расписаны, по паспорту бабушка оставалась Магомаевой. В 1956 году у них родилась дочь Таня. А в 1958 году - сын Юра, мой папа. Так как гражданские браки тогда не признавались, в графе «отец» у них стоял прочерк. А фамилию Айшет Ахмедовна дала им свою.

Муслим долгое время обижался на маму. Считал, что она его бросила. У нас сохранились его детские письма к ней, где он писал: «Я очень по тебе скучаю. Забери меня к себе!» Когда Муслиму исполнилось девять лет, Айшет Ахмедовна забрала его в Вышний Волочек. Они целый год прожили вместе. Но потом вернула Муслима в Баку к дяде для получения музыкального образования. Если б она так не сделала, мы бы никогда не услышали того Муслима, которого все знают. Что могла дать ребенку вдова, которая кочевала по провинциальным театрам? А дядя Джамал был не последним человеком в Баку. Жил в одном доме с певцом Бюль-Бюлем, отцом Полада Бюль-Бюль оглы, и другими известными людьми. У него стол всегда ломился от черной икры.
В дальнейшем Муслим сам признал, что мама правильно поступила. Отношения у них наладились. Мой папа и тетя Таня стали для Муслима родными братом и сестрой. Еще маленькими детьми они ездили с Айшет Ахмедовной на его первую свадьбу и на его первый сольный концерт в Кремле. И потом постоянно бывали у него в гостях.

Южные ночи

В 1971 году бабушка получила выгодное предложение от Мурманского областного драмтеатра и с семьей переехала в Мурманск, где жила до конца своих дней. Там в 1979 году и появился на свет я. Мои родители познакомились в ресторане. Мама работала официанткой. А папа играл на клавишах и пел в ресторанном ансамбле. В 1981 году он пытался со своими песнями попасть в телепередачу «Шире круг». Ездил специально в Москву. Но его так и не показали. Почему папа не воспользовался помощью своего знаменитого брата - я не знаю. В свое время Муслим приглашал его в Москву. Предлагал работать с ним. Но папа отказался. Видимо, хотел всего добиться сам. Отказался он и от предложений войти в состав белорусского ансамбля «Песняры» и казахской группы «Арай», переименованной потом в «А-Студио». Так и проработал 35 лет в мурманских ресторанах.
Меня тоже с детства приобщали к музыке. Заставляли ходить в музыкальную школу. Но за семь лет она настолько обрыдла, что после ее окончания я долго не подходил к пианино. Я продавал игровые приставки, работал охранником детских игровых автоматов. И не думал становиться музыкантом. Но в 17 лет вдруг снова потянуло к инструменту. Некоторое время я играл с папой в ресторанах. А с 2001 года начал ездить на заработки в Сочи. Первый раз мне повезло. Я сразу устроился в ресторан «Флибустьер» у гостиницы «Жемчужина». Но на следующий год я целый месяц не мог найти работу, сидел голодный, без денег. К счастью, встретил знакомого музыканта и он сосватал меня музыкальной руководительнице ресторана «Розарий». Там была очень хорошая работа. За эти деньги я мог купить квартиру в Сочи. Но хотелось покрасоваться и вернуться в Мурманск на хорошей машине. После этого я четыре сезона пел в «Розарии». Потом знакомый из «Флибустьера» позвал меня «раскачать» новое заведение - «Золотую бочку» (ныне - «Каравелла»). Там я уже был соучредителем. Отработал пять сезонов, пока не познакомился с москвичкой и не перебрался к ней в Москву.

Дядя Муслим

Со своим знаменитым дядей я встречался всего раз в жизни, когда в 1995 году он приезжал к нам в Мурманск. Но меня, 15-летнего, это мало интересовало. А когда с возрастом самому захотелось встретиться с Муслимом, этому всячески препятствовали родственники с папиной стороны. Когда 21 августа 2003 года от инсульта умерла бабушка, я узнал об этом от чужих людей. А когда я приезжал в Москву и порывался зайти в гости к Муслиму, тетя с папой все время говорили: «Не вздумай! Не ходи! Тебя туда не пустят. Вот мы приедем в Москву и вместе к нему сходим».
Не подумайте, что я рассчитывал на какую-то помощь со стороны дяди. К тому времени Муслим был на пенсии и сам нуждался в помощи. Он фактически жил за счет консульства Азербайджана, откуда ему каждый день привозили продукты. Но больше всего дяде не хватало человеческого общения. По рассказам тети Тани, в последнее время он часто расспрашивал ее о нашей семье и хотел дружить со всеми родственниками. «Приезжайте ко мне! - говорил ей Муслим. - Мне так одиноко. Дочка ко мне не приезжает». С его дочкой Мариной я сейчас общаюсь в «Одноклассниках». Она живет в Цинциннати, в США. Приглашает меня в гости. А вот с вдовой МуслимаТамарой Синявской отношения не сложились. Меня представили ей в 2008 году на прощании с Муслимом в Зале Чайковского.

«Юрочка тоже Магомаев? - удивилась она. - И тоже поет? Ах, как приятно!» Потом Тамара Ильинична спросила у тети Тани, есть ли у нас с собой загранпаспорта. «Полетели со мной в Баку на похороны!» - предложила она. У меня был загранпаспорт. И я был готов полететь с ней. Но папа и тетя, у которых паспортов не было, стали возражать. А когда Синявская пришла в себя после похорон Муслима, она позвонила тете Тане и начала разбираться, каким образом я тоже стал Магомаевым и почему выступаю под этой фамилией. Мне это было очень неприятно.
Не менее неприятные для меня слова прозвучали на концерте памяти Муслима, который в первую годовщину его смерти устроил в своем «Крокус Сити Холле» азербайджанский миллиардер Арас Агаларов. «Для нас Магомаев всегда будет один-единственный, - сказала тогда Лариса Долина. - Другим Магомаевым мы дороги не дадим». И все начали ей поддакивать: «Не дадим! Не дадим!» Год назад на открытии памятника Муслиму в Вознесенском переулке мне удалось встретиться с Арасом Агаларовым и его сыном Эмином. Но там так много амбиций, что меня даже не стали слушать. Видимо, Эмин, который тоже поет, считает себя наследником Магомаева.
Особенно меня обижает, когда спрашивают: «Не стыдно пользоваться фамилией Магомаева?» Я на это отвечаю: «Спросите лучше Ивана Ургантаили Стаса Пьеху - не стыдно ли им! А я еще никакой выгоды от своей фамилии не получил».

Альфа-певец

Если кто и пытался поживиться за счет фамилии Магомаева, то это некоторые непорядочные люди, которые набивались мне в друзья и предлагали заняться моими делами. Одним из них был папа покойной «королевы шансона» Кати Огонек - Евгений Пенхасов. Одно время он играл роль моего директора. Внешне - божий одуванчик. Но он меня обворовывал! Столь же некрасиво повел себя Пенхасов, когда ему позвонили насчет меня от Стаса Михайлова. Стас открыл свой продюсерский центр и начал искать артистов. Промониторил Интернет, наткнулся на меня, захотел встретиться. Но Пенхасов долго укрывал меня от Михайлова.
Встреча с Михайловым все же состоялась. Мы душевно поговорили. Стас предложил мне продюсирование. «Дальше телеканала «Ля Минор» ты сам не продвинешься», - сказал он. Но ничего конкретного, кроме красивых шмоток и призрачного признания, Стас не обещал. А зачем мне шмотки? Его супруга показывала мне какой-то журнал и говорила: «Вот так примерно ты будешь выглядеть!» А там был изображен какой-то пед...ла. Я вежливо отказался. Стас страшно обиделся. Но вскоре он получил другого артиста - соавтора моих песен Максима Олейникова. С Максимом заключили продюсерский договор на стандартных условиях: десять процентов доходов артисту, 90 - продюсеру. Денег, которые, по имеющимся у меня сведениям, ему сейчас платят в месяц, мне бы не хватило и на неделю. А Максим за эти деньги ездит с Михайловым по городам и выступает у него на разогреве.

Уникальный голос Муслима Магомаева – звонкий и чистый баритон – с первых звуков узнают слушатели старшего и среднего поколения, родившиеся и жившие в СССР. Звезда оперы и эстрады, композитор, Народный артист СССР радовал творчеством в 60-е, 70-е и 80-е годы. На его концерты собирались многотысячные стадионы, а пластинки выходили миллионными тиражами. В репертуаре Муслима Магомаева было 600 произведений, среди которых арии, романсы, эстрадные шлягеры.

Гастроли советской звезды по Франции, Восточной Германии, Финляндии, Польше и Болгарии приносили стране миллионные прибыли. Ему рукоплескали в знаменитой парижской «Олимпии» и приглашали остаться на благополучном Западе, но Магомаев не поддавался соблазну и возвращался на родину.

В 1997 году малой планете Солнечной системы присвоили название 4980 Magomaev, отдав дань уважения земной звезде.

Детство и юность

Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку. Отец Магомет Магомаев погиб на фронте, не дожив до великой Победы 15 дней. До войны Магомет Муслимович работал театральным художником. Мама Муслима Магомаева Айшет – драматическая актриса, взявшая псевдоним Кинжалова. В ее венах текла турецкая, адыгейская и русская кровь. Муслим считал себя азербайджанцем, а Россию – матерью. Дед будущего артиста – азербайджанский композитор Абдул-Муслим Магомаев, основоположник национальной классической музыки.


После войны Муслим Магомаев с матерью отправился в Вышний Волочек, куда актрису Кинжалову забросила творческая судьба. Год мальчик учился в музыкальной школе и сдружился с одноклассниками, заразив ребят идеей создания кукольного театра. Кукол для представлений Муслим делал сам. Но Айшет отправила сына в Баку, где по ее мнению музыкально одаренный мальчик получит лучшее образование.

В Баку Муслим Магомаев рос в семье дяди Джамала Муслимовича. Мать из Вышнего Волочка переехала в Мурманск, где работала в местном драматическом театре. Айшет вышла замуж во второй раз и у Муслима появились брат Юрий и сестра Татьяна.


В родном городе парень с головой погрузился в музыку. Муслим Магомаев часами слушал «трофейные» пластинки Энрико Карузо, Маттиа Баттистини и Титта Руффо.

По-соседству с дядей обитало семейство знаменитого азербайджанского певца Бюльбюля, и Муслим по утрам слушал, как распевается звезда. Магомаев подружился с сыном Бюльбюля – Поладом.

Успехи мальчика в музыкальной школе при Бакинской консерватории, куда его отвел дядя, оказались половинчатыми: на уроках фортепиано, сольфеджио и хора Муслиму ставили высшие баллы, но на физике, химии и математике по утверждению Магомаева у него «отключался мозг».


Виолончелист и профессор Владимир Аншелевич заметил способного ученика и взял под свое крыло. Наставник показал юному вокалисту, как филировать голос. Вскоре полученный опыт помог Муслиму Магомаеву в работе над партией Фигаро в опере «Севильский цирюльник».

В Бакинском музыкальном училище певец совершенствовал вокал. Его наставниками стали Александр Милованов и концертмейстер Тамара Кретинген, уделявшая студенту свободное время. Диплом Магомаеву вручили в 1959 году.

Музыка

Творческая биография артиста началась в родном городе в Доме культуры бакинских моряков. В семье Магомаева боялись за его голос и запрещали Муслиму выступать в полную силу, но 15-летний юноша выходил на сцену втайне от семьи, срывая первые аплодисменты. Ему удалось избежать подростковой мутации голоса.


В 1961 году Муслим Магомаев дебютировал на профессиональном уровне в Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. Через год он исполнил песню «Бухенвальдский набат» и его талант отметили на Всемирном фестивале молодежи в Хельсинки. В том же году в Кремлевском дворце съездов вокалист завоевал всесоюзную славу, выступив на фестивале азербайджанского искусства.

В 1963 году в концертном зале имени прошел первый сольный концерт певца. В Баку Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова. В 1964 году вокалист на 2 года отправился на стажировку в миланский театр «Ла Скала».


В середине 60-х Муслим Магомаев с музыкальными спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска» гастролирует по городам Советского Союза. Талантливого вокалиста приглашают выступать на подмостках Большого театра, но Магомаев не желает ограничиваться рамками оперы.

В середине 60-х певец гастролировал в Париже. Восхищенный талантом Магомаева директор знаменитой «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил певцу контракт на год. Ему прочили мировую славу, и Муслим Магомаев задумался над предложением. Но все решило Министерство культуры СССР: азербайджанский вокалист незаменим на правительственных концертах.

В Париже артист узнал, что на родине на него открыто уголовное дело. Чтобы помочь Ансамблю песни и пляски донских казаков, в конце 1960-х певец выступил в Ростове-на-Дону на 45-тысячном стадионе. Вместо одного запланированного отделения Магомаев провел на сцене больше двух часов. Ему заплатили тройной оклад, уверяя, что нарушения закона нет и ставка одобрена Министерством культуры. Об уголовном преследовании по линии ОБХСС певцу сообщили во время концерта в «Олимпии». Не желая подставлять под удар родных, Муслим Магомаев не поддался на уговоры эмигрантов и вернулся в СССР.

В итоге судебных разбирательств Муслиму Магомаеву запретили выступать за пределами Азербайджана. Певец воспользовался появившимся свободным временем и окончил Бакинскую консерваторию по классу пения. Опала закончилась после звонка председателя КГБ СССР министру культуры : Магомаева пригласили на юбилейный концерт ведомства.

В Сопоте в 1969 году Муслим Магомаев завоевал первую премию на Международном фестивале, в Каннах Международный фестиваль грамзаписи и музыкальных изданий вручил ему «Золотой диск» за миллионные тиражи грампластинок. В 31 год певец становится не только Народным артистом Азербайджанской ССР, но и Народным артистом СССР.

С 1975 года Муслим Магомаев 14 лет руководил созданным эстрадно-симфоническим оркестром. С музыкантами он гастролировал вплоть до 1989 года по СССР и зарубежным странам. Магомаев сумел популяризовать современные западные направления, что в те годы не одобряло высшее партийное руководство СССР. В исполнении певца в Советском Союзе впервые прозвучал хит группы «Битлз» Yesterday.

Песни в исполнении Муслима Магометовича на стихи занимают особенное место в творчестве звезды. Композиции «Свадьба», «Лучший город земли», «Чертово колесо», «Солнцем озаренный», «Ноктюрн» настолько яркие и экспрессивные, что запомнились слушателям «с лету».

Шлягер Магомаева «Королева красоты» Бабаджаняну навеял ереванский конкурс красоты, проведенный в 60-х. Песня по итогам конкурса «Лучшая песня 1965 года» лидировала.

Стихи для пронзительной песни «Синяя вечность» певцу написал друг, бакинец Геннадий Козловский, в 1971 году переехавший в Москву, а с 1979-о по предложению Магомаева работавший директором Эстрадно-симфонического оркестра Азербайджана.

Судьба некоторых песен в исполнении Магомаева оказалась непростой. Шлягер «Лучший город Земли» на слова и музыку Арно Бабаджаняна месяц транслировался по радио, но усмотрел в песне «тлетворное веяние запада» и со словами «Твист о Москве? Запретить!» дал указание снять хит с эфира. «Реабилитировали» песню вскоре после снятия Хрущева с поста Первого секретаря ЦК.

В 2013 году на праздновании 866-летия столицы шлягер Магомаева стал лейтмотивом торжества.

Песня «Нам не жить друг без друга» на слова в исполнении Муслима Магомаева и в наши дни хит. То же можно сказать о шлягерах 70-х «Падает снег» и «Луч солнца золотого». Последняя композиция звучит в сиквеле мультипликационного фильма «Бременские музыканты», где представлена как серенада Трубадура.

Пик музыкальной карьеры Муслима Магомаева приходится на 60-е и 70-е годы. Певец собирал стадионы по городам СССР, его с восхищением принимали концертные и оперные сцены мира.

В 1998 году Муслим Магомаев прекратил выступления на сцене. Он заявил, что каждому таланту отмеряно свое время, которое перешагивать нельзя. Последнее десятилетие артист посвятил живописи, жил в Москве, общался с поклонниками через веб-сайт.

Десятки лет артист дружил с Президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. После смерти друга в 2003 году Муслим Магомаев замкнулся. Больное сердце и легкие беспокоили звезду все чаще. Но по словам жены Тамары Синявской Муслим Магометович выкуривал по три пачки сигарет в день. С занявшим пост министра культуры Азербайджана Поладом Бюльбюль-оглы певец поссорился и критиковал его политику в культурной сфере страны. В 2005 Магомаев принял российское гражданство, но считал себя азербайджанцем и входил в руководство общероссийской общественной организации, объединявшей азербайджанскую диаспору РФ.

В 2007 году Магомаев написал последнюю песню «Прощай, Баку!» на стихи .

Личная жизнь

Юные студентки Бакинского музыкального училища вздыхали о голосистом красавце Муслиме Магомаеве, но предпочтение он отдал юной армянке Офелии. Скоропалительный брак оказался ошибкой: супруги расстались через год совместной жизни. Не уберегла молодую семью даже маленькая дочь Марина.


В 1972 году начался роман Муслима с певицей . Они познакомились и полюбили друг друга в Баку, на декаде русского искусства. Тамара была замужней женщиной, но для вспыхнувшего чувства узы брака оказались слабым препятствием. Испытание разлукой любовь Магомаева и Синявской выдержала: после годичной стажировки Тамары в Италии пара встретилась и уже не расставалась.

В ноябре 1974 года Муслим Магомаев женился на певице: пара планировала скромное торжество, но родные и друзья устроили им банкет в столичном ресторане.


Личная жизнь пары оказалась похожей на «американские горки»: Магомаев и Синявская – две ярких звезды с сильными характерами, уступать друг другу супругам было непросто. Но любовь сцементировала брак навсегда и после бурных ссор и коротких расставаний влюбленные писали новую страницу отношений.

Последние годы жизни певца прошли рядом с любимой женщиной. Муслим Магомаев и Тамара Синявская часто отдыхали в Баку, на берегу Каспия жарили шашлыки. Весной и летом супруги жили на подмосковной даче, где вырастили живописный сад и обустроили альпийскую горку. Муслим Магометович рисовал, сочинял аранжировки и музыку.


Дочь Марина унаследовала музыкальный дар отца: девушка окончила музыкальную школу по классу фортепиано, но предпочла другую профессию, не связанную с музыкой и вокалом. Марина сохраняла теплые отношения с отцом до последних дней жизни. С супругом Александром Козловским (сыном написавшего стихи для песни Магомаева «Синяя вечность» Геннадия Козловского) она живет в Америке. Внука Аллена Марина подарила отцу при жизни.

Смерть

В 60-летнем возрасте Магомаев ушел со сцены: обострились болезни. Вести прежний образ жизни, выступать на сцене и гастролировать солист не мог.

25 октября 2008 года Муслима Магометовича Магомаева не стало, он умер на руках супруги Тамары Синявской. Причиной смерти великого певца стала ишемическая болезнь сердца и атеросклероз.

Церемония прощания с великим артистом состоялась в Концертном зале имени в столице. Прах Магомаева по завещанию доставили в родной Баку и похоронили на Аллее почетного захоронения, где покоится знаменитый дед Абдул-Муслим Магомаев.

Дискография

  • 1995 – «Благодарю тебя»
  • 1996 – «Арии из опер, мюзиклов (Неаполитанские песни)»
  • 2001 – «Любовь - моя песня (Страна грез)»
  • 2002 – «Арии из опер»
  • 2002 – «Песни Италии»
  • 2002 – «Концерт в зале Чайковского, 1963»
  • 2003 – «С любовью к женщине»
  • 2003 – «Рапсодия любви»
  • 2004 – «Муслим Магомаев. Импровизации»
  • 2005 – «Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты»
  • 2006 – «Муслим Магомаев. Арии П. И. Чайковского и »

М агомаев Юрий Юрьевич родился 12 сентября 1979 года в городе Мурманске. С детства его мама хотела, чтобы он вырос музыкальным человеком и поэтому отдала репетиторам по классу фортепиано, а уже в 7 лет Юра поступил в музыкальную школу, параллельно занимаясь в хоре мальчиков во дворце культуры им.С.М. Кирова. «Талантливый человек должен быть талантлив не только в музыке, но и в танцах» - так считала тетя Юрия, Татьяна, сестра Муслима Магомаева и, недолго думая, Юра стал посещать бальные танцы в Межсоюзном дворце, где, немного позанимавшись понял, что танцы это не его и занятия бросил.

Окончив школу, решил поступать в музыкальное училище на эстрадное отделение но, увлёкшись работой и зарабатыванием денег, про эту идею быстро забыл. Тогда, уже в свои 18 лет ему доводилось работать в лучших ресторанах города, а спустя три года рванул в Сочи на сезонные заработки, где и задержался на 10 лет, периодически зимой возвращаясь домой в родной Мурманск, а уже в 2006 году и вовсе перебрался в Москву.

О какой-то музыкальной карьере Юра никогда не задумывался. После смерти Муслима Магомаева - символа советской эстрады всё перевернулось. Фамилия Магомаев стала известной благодаря деду Муслима, известному как Абдул Муслим Магомед оглы Магомаев 1885 г.р. В 1935 году Магомаеву было присвоено звание Заслуженного артиста Азербайджанской ССР. Последователем его стал и внук, сам Муслим Магометович.

«С детства я не придавал особого значения родства со знаменитым Муслимом Магомаевым, и что в будущем буду гордиться таким дядей, и что сам ношу фамилию, данную своим отцом» - рассказывает Юра. Известно, что папа Юры, Магомаев Юрий Леонтьевич, родной брат Муслима Магометовича по матери, так же посвятил всю свою жизнь музыке. Так или иначе для Юры уход из жизни дяди Муслима сильно повлиял на то, чтобы переосмыслить свою жизнь и попробовать себя не только как ресторанный музыкант - ди-джей. В тот самый момент Макс Олейников, друг и в последствии компаньон, уже чётко определил дальнейшие творческие планы, написав первые две песни: «Для любимой» и «Ты, как и все», которые и стали началом нового пути в жизни Юры Магомаева.

«С Максом мы давно дружим, вместе работали в Сочи, долго занимались моим проектом» - говорит Юрий. «Над первым альбомом мы трудились почти два года до момента, когда он выйдет в свет. Альбом называется «Улетай» и в него вошли 15 композиций, одна из которых - наш с Максом дуэт, песня «Там высоко». Сейчас записываются новые песни к новым альбомам, а Максим покинул наш проект и сейчас успешно занимается своей сольной карьерой.»

Ключевым моментом на творческом пути Юры, благодаря друзьям, стала встреча с легендарным Евгением Семёновичем Пенхасовым -папой знаменитой Кати Огонёк (Кристина Пенхасова), душевной исполнительницы в жанре «Шансон», который и стал для Юрия учителем и близким другом.

Про семейную жизнь Юра старается не распространяться. У него есть сын и дочь и считает, что этого знать достаточно. Его мама рассказала нам, какой в детстве Юра был любознательным и всегда стремящимся вверх, как и самолеты, на которые он мог любоваться часами. «Он очень хотел быть лётчиком гражданской авиации, но из-за зрения поступать в лётное училище не имело смысла» - рассказывает Елена Ивановна. Компьютерная программа и авиатренажёры по сей день являются неотъемлемой частью жизни Юры, благодаря которым, хоть ненадолго, он чувствует себя в другой роли.

Лет тридцать назад ко мне на эстраду в ресторане "69 параллель" поднялся какой-то подвыпивший мужчина и бойко заявил: "Я на ящик коньяка поспорил с соседом по столику, что вы брат знаменитого Муслима Магомаева!" - с грустной улыбкой вспоминает Юрий Магомаев.

В молодости мурманского музыканта подобные беспардонные расспросы донельзя раздражали, особенно когда в душу пыталась ступить нога незнакомого человека. Вот и в тот раз клавишник и певец ответил назойливому меломану коротко и ясно:

Вы проспорили соседу ящик коньяка...

И только самые близкие друзья знали, что мурманчанин Юрий Магомаев не только родственник великого певца Советского Союза, но и его родной, вернее, как в старину говорили - едино-утробный, брат по матери.

Простая история

Мама с детства воспитывала меня с сестрой в скромности. Я ведь даже в мурманских средней школе № 35 и в музыкальной школе № 1 значился в классных журналах под нейтральной фамилией Кинжалов. И только когда получил в шестнадцать лет паспорт, открылась моя настоящая фамилия. В Мурманское музучилище я поступал уже Магомаевым.

История семьи Магомаевых проста и горька, как история многих семей в сороковые-роковые. Девушка Айшет вышла замуж в Баку за театрального художника Магомета Магомаева буквально накануне войны. В 1942 году родился мальчик Муслим, а отец ушел на фронт и погиб в бою за несколько дней до Победы в 45-м.

Айшет Ахмедовна, сталинский стипендиат ГИТИСа, в полной мере вкусила прелести кочевой жизни провинциальной актрисы. Театры в Вышнем Волочке, Твери, Усть-Каменогорске, Чимкенте, Улан-Удэ.

Время доказало, что мама поступила мудро, не таская Муслима за собой по гастролям. Он проявлял большие способности к музыке, а получить с детства полноценное музыкальное образование он мог только в родном Баку. Поэтому и решили, что жить он будет в семье родного брата погибшего отца, хотя мама однажды не выдержала и увезла мальчика с собой в Тверь, - рассказывает Юрий.

Но жизнь есть жизнь. Через десяток лет после смерти мужа Айшет Ахмедовна познакомилась в Улан-Удэ с коллегой по сцене Леонтием Кавкой. Здесь и родился в 1958 году Юрий.

У меня ведь в свидетельстве о рождении в графе "отец" стоял прочерк, - философски вздыхает Юрий Леонтьевич. - Советская власть не признавала гражданских браков, хотя мы всю жизнь прожили одной семьей.

Родителей великолепный клавишник похоронил уже за полярным кругом - двадцать лет назад отца, актера Мурманского драмтеатра, а в 2003 году и маму, вышедшую на пенсию актрису нашего же областного.

Былое "Созвездие"

В областную драму маму пригласили служить в актерском составе в 1971 году. Тринадцатилетний Юрий после среднеазиатского Чимкента словно попал на другую холодную планету. Но планета оказалась населена хорошими людьми, особенно музыкантами.

Еще будучи студентом нашего музучилища, сначала по классу фортепиано, а затем эстрадного отделения, подающий надежды клавишник начал профессионально работать в ВИА "Созвездие" Дома культуры железнодорожников на улице Октябрьской.

Семидесятые годы - пора расцвета вокально-инструментальных ансамблей и в стране, и в Мурманске, - говорит сегодня чуть поседевший заполярный Алан Прайс (имя чудесного английского клавишника из "Энималз" помянуто не всуе). - К каждому нашему ДК тогда был прикреплен свой ВИА, состоявший в основном из выпускников и студентов музучилища. В "Кировке" блистал ансамбль "Второе дыхание", в Первомайском ДК гремела "Аэлита", в клубе моряков зажигало "Стремление". Все мы были штатными единицами, получали зарплату как музыкальные спецы на танцах.

О, эти танцевальные вечера в столице Заполярья в стародавние годы, до рождества дискотек! Главное место знакомств молодежи обоего пола, бесспорный повод для создания многих будущих семей. На пляски в ту же "железку" набивалось людей вдвое больше официальной вместимости танцевального зала в фойе на первом этаже.

Дело прошлое, но тогдашний директор ДК умудрялся продавать под видом билетов на танцы билеты в кино. Посещаемость по средам, пятницам и субботам вырастала с трехсот человек до шестисот, а заодно и перевыполнялся план по кинопрокату! - раскрывает Юрий Магомаев секрет культурно-массовой кухни.

Он молодеет на глазах от грез по той атмосфере праздника 1975 года. Он до сих пор встречается с бас-гитаристом былого "Созвездия" Александром Игнатенко, который теперь музицирует в ансамбле песни и пляски Северного флота и заодно поет в популярном североморском вокальном квартете "Сенатор", сравнимом по уровню исполнения со знаменитым хором Турецкого. А вот ударник Виктор Варник отдалился от музыки, по образованию он врач, с головой ушел в медицину. Гитарист Андрей Карпенко давно уехал из Мурманска в среднюю полосу. И только вокалист "Созвездия" Вячеслав Усов по сей день работает рука об руку с Магомаевым на одном музыкальном поприще.

Я счастлив, что уже не играл на танцах, когда в конце 70-х бездушные механизированные дискотеки начали вытеснять из мурманских ДК и клубов живых музыкантов, - бросает прочувствованную ремарку умудренный ветеран танцполов.

Иронический оптимизм

В портовом Мурманске на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов функционировало не менее двадцати ресторанов. Возможно, это был своего рода рекорд СССР среди некрупных областных центров (например, в Курске, абсолютно равном тогда Мурманску по числу жителей - 380 тысяч, было всего лишь три ресторана).

И в каждом таком "заведении общепита с высшей категорией наценки" по вечерам играл свой ансамбль, что и определяло статус ресторана в отличие от столовых и кафе. Любопытно, что ни в одно такое заведение после 18 часов попасть было практически невозможно. Даже забегаловки, уж простите за прямоту, типа ресторана "Заполярный" на северных кварталах были полны публики, и без трешки в лапу швейцару не войти. Впрочем, извините, перегнул - в середине 70-х достаточно было и твердого советского рубля, который стоил официально в полтора раза дороже американского доллара. А уж на червонец можно было и вечерок культурно скоротать, если, конечно, не тратиться на заказ песен по пятерке.

Другая страна. Другие люди. Иронический оптимизм золотой эпохи застоя.

Я не зря приставил эпитет "портовый" к названию нашего города. Тысячи и тысячи мурманских рыбаков, возвращаясь с промысла, практиковали предварительный заказ столиков радиограммой в администрацию того или иного ресторана - "половину зала на весь экипаж!".

Именно моряки привозили из загранки свежие грампластинки, моментально становившиеся популярными в городе. Так и я познакомился с сольным творчеством великих клавишников Джона Лорда из "Дип Перпл" и Алана Прайса из "Энималз", - говорит Юрий. - А уж когда на экраны Мурманска в 1976 году вышел английский кинофильм "О, счастливчик!", где Алан Прайс под электроорган пел свои песни с одноименного диска-саундтрека 1973 года, я их все включил в свой репертуар, просто сняв по слуху кальку с магнитофона. Ничего не поделаешь, публика настаивала. Но вскоре всех затмила гениальная песня "Отель Калифорния" группы "Иглз". Вот уж был безоговорочный хит мурманских кабаков, как, впрочем, и песня "Для меня нет тебя прекрасней" Юрия Антонова.

Играл тогда Магомаев в ансамбле самого престижного в городе ресторана при только что открывшейся в Долине Уюта гостинице "69 параллель". Шикарное было местечко. На первом этаже каминный зал, где магнитофон наяривал через хай-файевскую акустику шлягеры "Бони М" и перешедших в новую диско-веру "Би Джиз". На втором этаже - настоящий огромный бар с длинной стойкой и высокими сидушками. Бары только-только вошли в острую моду, еще два маленьких было при ресторане "Панорама" у Семеновского озера и при гостинице "Север" на улице Профсоюзов. Долгострои же "Арктика" и "Меридиан" еще не были тогда возведены, раздражая горожан вечными строительными лесами и заборами.

Стройки века! - по привычке иронизировали над плановым хозяйством мурманчане, покупая в рыбном магазине близ Пяти Углов свежую треску по 46 копеек.

Меридианы и параллели

Наш ансамбль, между прочим, открывал ресторан "Меридиан" в 1985 году, - скромно, но с достоинством роняет Магомаев. - И, видимо, там-то на следующий год меня и услышал Владимир Мулявин из "Песняров".

А дело было так. В 1986 году в столицу Заполярья впервые приехал знаменитейший белорусский ансамбль "Песняры". И стал на постой в отеле "Меридиан". А на концерте в ДК Кирова Юрия Магомаева провел за кулисы и познакомил с отцом-основателем "Песняров" известный мурманский пианист Владимир Чалый (к слову, дело ныне покойного Владимира Лукича сейчас успешно продолжает его сын клавишник Олег Чалый, создавший качественное джазовое трио в Греции). Так вот, Мулявин предложил нашему Магомаеву приехать в Минск и попробовать поработать с "Песнярами". Причем имел он в виду не только виртуозное владение клавишами, но и интересный баритон Юрия. Ведь именно "Песняры" ввели в высокую моду на советской эстраде свое изумительное многоголосие.

Да какой из меня белорус! - с юмором комментирует сейчас мурманчанин свой вежливый отказ от предложения, сулившего золотые эстрадные горы.

Да какой из меня казах! - сказал он и тогда, когда десятью годами раньше отклонил в Чимкенте предложение войти в состав группы "Арай", всенародно известной теперь под названием "А-студио".

Да какой из меня финн! - тоже отшутился заполярный Магомаев, получивший десятью годами позже лестное предложение остаться профессиональным исполнителем в Финляндии, которую он всю объездил в 90-е годы с выступлениями.

Но самое, быть может, заманчивое музыкальное предложение, способное в корне перевернуть жизнь, Юрий Магомаев все-таки получил от брата, легендарного Муслима.

Человек-оркестр

Примерно в 1978 году, когда Юрий в очередной раз приехал в Москву повидаться с братом, Муслим на полном серьезе попросил молодого мурманского пианиста стать его штатным концертмейстером, то есть подыгрывать певцу и на репетициях, и на сцене, и в многочисленных гастрольных поездках. Но юноша как раз пребывал в том романтическом возрасте, когда всего хотелось добиться самому, и уж тем более без родственной протекции. В общем, опять отшутился.

Муслим впервые познакомился со мной, когда я еще был двухлетним малышом и мама взяла меня с собой к нему на свадьбу в Баку, - рассказывает Юрий. - А вот лет через пятнадцать на его вторую свадьбу с певицей Тамарой Синявской в Москву поехали мама с моей и его сестрой Татьяной, а я уж не помню, чем был занят в музучилище. В 1996 году Муслим приезжал в Мурманск, выступал в филармонии, заходил к нам в гости в нашу квартиру на улице Самойловой.

Кстати, в московской квартире Муслима Магомаева Юрий впервые потрогал руками редчайший по тем временам в СССР инструмент, который кормит его сегодня.

Муслим и сам был отличным пианистом, но когда я увидел в конце 70-х у него дома синтезатор, да не один, а целых два - солидных американских марок "Профет" и "Полимуг", я был поражен. Хотя Муслим всегда был современным человеком, и новые звуки ему казались любопытными. Мог ли я тогда подумать, что через тридцать лет синтезатор станет моей музыкальной судьбой, - размышляет клавишник.

Сегодня Юрий Магомаев успешно работает своего рода человеком-оркестром на многочисленных корпоративных вечерах, юбилеях, торжествах, он объездил с выступлениями всю область. Современный синтезатор позволяет ему собственноручно наигрывать и заранее заносить в компьютерную память партии различных инструментов от барабана до саксофона, включить собственные аранжировки в нужный момент, но одновременно вживую играть ведущую партию клавишных. А как он поет!

Мне довелось на днях побывать на юбилее "Учительского братства" мурманских учителей физкультуры, который отмечался в ресторане "Полярные зори". Играл и пел человек-оркестр Магомаев. Так завораживать публику песнями может только большой мастер.

Дома у Юрия небольшая студия звукозаписи, где он готовит материал для первого диска своих собственных композиций. Жене Светлане, бухгалтеру по профессии, он запретил работать, справедливо полагая, что домохозяйка - это одна из самых трудных профессий, а кормить семью должен все-таки мужчина. Свою двухлетнюю дочку он назвал в честь любимой мамы - Ая, уменьшительно-ласкательное от Айшет.

Стоя 28 октября 2008 года в Большом зале консерватории, где вся Москва прощалась с Муслимом, я почему-то вспомнил, как он впервые в жизни сводил меня, провинциала, в Большой театр послушать живую оперу. Он был очень остроумным человеком, любителем веселых розыгрышей, но над братом своим меньшим не подшучивал. Моя жизнь, пусть и в его тени, оказалась вполне счастливой. И единственное, о чем я, может, и жалею, так это то, что не оставил себе, получая паспорт, сценический псевдоним моей мамы - Кинжалов.

Певцов Магомаевых не может быть двое.