Что такое заповедник? Заповедники и национальные парки – это охраняемые природные территории. Первые из них появились более 100 лет назад, когда над многими видами растений и животных нависла угроза уничтожения.

Слайд 2 из презентации «Заповедники и национальные парки России»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Заповедники и национальные парки России.ppt» можно в zip-архиве размером 857 КБ.

Скачать презентацию

Особо охраняемые природные территории

«Географическая оболочка Земли» - А. на равнинах Б. в горах В. в океанах 2. Географическая оболочка – это… А. состояние тропосферы Б. многолетний режим погоды В. состояние тропосферы на данный момент. Самостоятельная работа. Современный облик планеты Земля. Правильные ответы. 6. Литосфера – это… Придумать и нарисовать схему, отражающую взаимодействие всех географических оболочек.

«Немецкие учёные» - Герман Карл фон Кейзерлинг. Карл (Германович) фон Бреверн. Франц Йозеф Гайдн. Готлиб Зигфрид Байер. Немецкие учёные. Христиан фон Вольф. Кристиан Гольдбах. Иоганн-Альбрехт фон Корф. Иоганн-Симон Бекенштейн. Прусские учёные в России. Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер. Готхольд Эфраим Лессинг. Готфрид Вильгельм фон Лейбниц.

«Америка США» - Интересно что длина красной дорожки - около 150 метров, ширина - около 10. Национальный мемориал Гора Рашмор находится около города Кистон в Южной Дакоте, США. в 1492 г. - Христофор Колумб открыл Америку; сам Колумб считал, что открыл путь в Азию (отсюда названия Вест-Индия). Наиболее известен своим открытием Америки.

«Турция как страна» - Экономика. Залежи хромовой руды. Природные ресурсы. По запасам хромовой руды Турция занимает второе место в капиталистическом мире. Дорогостоящие военные операции против курдских сепаратистов. Поэтому возник стереотип, что оливки лучше есть в Греции. В Турции есть свой вид борьбы. История Турции. Интересные факты.

«Географическое положение» - Оценка географического положения для жизни и хозяйственной деятельности населения. Изучение новой темы. Дежнева; б)м. Положение по отношению к 0° меридиану. Площади материков. Отметить на контурной карте государственную границу России. Отрицательные черты: Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).

«География Зарубежная Европа» - Великобритания –Северная Ирландия. Население. Причины: Характерные черты урбанизации? Снижение доли ЭАН. Индоевропейская семья- 95% романская группа-36% германская группа – 35% славянская группа – 17%. Франция - Корсика. Депопуляция. юг Европы. Каков уровень урбанизации? 2. Размещение населения. Старение нации.

Всего в теме 0 презентаций

Никогда не бывает так, что какое-нибудь растение имеет в качестве среды для своего существования и развития только среду неорганическую.

Растения живут большими массами, и для каждого индивидуума совокупность всех остальных индивидуумов играет не меньшую роль, чем совокупность экологических факторов неорганического происхождения. Корневые системы разных или одинаковых растений конкурируют в извлечении из почвы влаги и питательных веществ, надземные органы ведут борьбу за свет; в густом насаждении возникают иные условия температуры, влажности, движения воздуха, нежели в насаждении разреженном. Поэтому растения и «борются» друг с другом (чаще всего через среду) и в то же время взаимно приспособляются. Взаимоотношения между растениями могут быть сведены к немногим основным формам.

Сапрофитами называются растения, которые добывают себе средства к жизни из мёртвого органического вещества, так как, будучи лишёнными хлорофилла, они сами не в состоянии ассимилировать CO 2 . К сапрофитам относятся слизевики (Myxophyta), обитающие на гниющем дереве, коре, экскрементах животных; многие бактерии, вызывающие минерализацию органических веществ; миксобактерии, живущие на помёте животных; многие грибы, например плесени, дрожжи, огромное большинство шляпочных грибов и т. д.

В мире микроскопических организмов большую роль играют явления антагонизма, выражающиеся в том, что многие актиномицеты (лучистые грибки), плесени и бактерии вырабатывают химические вещества (антибиотики), способные подавлять жизнедеятельность других микробов либо убивать их. На этом, в частности, основывается сейчас лечебное применение антибиотиков, которые, будучи введены в организм больного, поражают там возбудителей болезни, не принося в то же время вреда клеткам человеческого тела. Для излечения заражения крови, менингита, ангин, возвратного тифа и др. широко применяется пенициллин (антибиотик некоторых плесневых грибков), для лечения разных форм туберкулёза - стрептомицин (антибиотик актиномицетов), для лечения гнойных ран, дизентерии, дифтерии - грамицидин (выделяемый некоторыми почвенными бактериями) и т. д.

Наконец, отметим ещё группу лиан - лазающих и вьющихся растений, которые нуждаются в других растениях только как в опоре. Некоторые авторы относят к лианам только древесные растения со слабыми главными осями, нуждающиеся в подпорках, подставках и пр., за которые они цепляются усиками (виноград), корнями (плющ) и т. п. Другие же авторы относят к лианам вообще всякие лазающие и вьющиеся растения. Примерами лиан могут служить лазающие розы, плющ, ваниль, хмель, вьюнок, жимолость, виноград, многие виды бобовых и тыквенных и т. п.

Как уже было отмечено, растения живут не изолированно друг от друга, а целыми группами. Эти группы отнюдь не случайны, а представляют собой характерную комбинацию различных растений. Такого рода характерные комбинации получили название фитоценозов, или растительных сообществ. Фитоценоз - это вполне закономерное сочетание различных видов растений, сложившееся в результате весьма длительного исторического процесса под давлением конкурентных отношений между слагающими растениями и находящееся в связи с внешними условиями существования.

Лес, луг, степь - это фитоценозы. Лес лиственный и лес хвойный - тоже фитоценозы. Иначе говоря, фитоценоз - это общее понятие для различных закономерных растительных объединений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Цель урока: познакомить учащихся с проявлением взаимосвязей между растениями и животными.

  • Сформировать у учащихся знания о взаимоотношениях между животными и растениями.
  • Углубить знания о животных – опылителях, травоядных, зерноядных животных, растениями – хищниками (росянка, жирянка обыкновенная, венерина мухоловка).

Развивающие:

  • Продолжить формировать умение находить взаимосвязи между отношениями животных и растениями; развивать речь учащихся.

Воспитательные:

  • Продолжить эстетическое воспитание учащихся на уроке.

Оборудование:

Таблицы по биологии “экосистема смешанного леса”, экологическое лото, таблички для сценки.

Ход урока

Учитель: На прошлом уроке мы изучали взаимоотношения между животными: это взаимовыгодные отношения, квартиранство, нахлебничество, хищничество, конкуренция. И сейчас проверим, как вы усвоили материал.

I. Групповая работа.

Учитель: Сыграем в “Экологическое лото”. В конвертах картинки животных, карточки с названиями взаимоотношений. Надо сложить, правильно, взаимоотношения между животными.

II. Индивидуальный опрос.

– Расскажите о взаимовыгодных отношениях между животными?

– Что значит нахлебничество?

– Охарактеризуйте хищничество?

– Что вы знаете о конкуренции животных?

III. Постановка задач урока.

Учитель: На прошлом уроке мы изучали взаимоотношения животных. Но в природе жизнь любого животного прямо или косвенно связана с растениями. И они взаимодействуют друг с другом, эти взаимоотношения могут быть полезны или вредны. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Запишите в тетрадь число и тему нашего урока. (Работа учащихся в тетради).

IV. Работа по изучению нового материала. (Материал излагается в виде экскурсии)

Учитель: Растения играют в жизни животных большую роль, точно, так как и животные в жизни растений. Но обо всем по порядку.

(На доске схема – “Значение растений в жизни животных” Рассказ учителя сопровождается слайдами презентации, в соответствии со схемой.)

“Значение животных в жизни растений”.

  1. Опылители растений; (смотри слайд №4)
  2. Растения вдыхают углекислый газ, выдыхаемый животными; (смотри слайд №5)
  3. Распространение плодов и семян; (смотри слайд №6)
  4. Уничтожают семена, влияют на возобновление; (смотри слайд №7)
  5. Животные ломают и вытаптывают растения; (смотри слайд №8)

Учитель: Теперь более подробно познакомимся с данными взаимосвязями. А знакомство построим в виде заочной экскурсии в природу. Благодаря воображению мы беспрепятственно можем попадать в лес, на поляну, болото. И можем позволить себе услышать разговоры растений. Начнем. Приглядитесь внимательно, мы на лугу.(смотри слайд № 9). В воздухе стоит гул от летающих над цветами шмелей, ос, пчел. В воздухе пестрое мелькание бабочек, жуков. Это работают насекомые – опылители. В этом они преуспели. Нектаром растений питается насекомое, а пыльцу разносит с одного растения на другое. В результате образуется много семян, – которые дадут жизнь другим растениям.

Давно замечена связь между шмелями и клевером. Только шмели своим длинным хоботком могут доставать нектар из цветков клевера при этом переносить его с цветка на цветок. Значение шмелей в опылении клевера заметили в Австралии, когда европейцы завезли на этот континент семена и посеяли их. Появившиеся всходы стали быстро расти, вскоре растения зацвели, но урожая семян не дали. Оказалось, что в Австралии не было насекомых, которые могли бы питаться нектаром цветком клевера и опылять их. Тогда на континент завезли шмелей, и клевер стал давать урожай семян.

Но есть растения цветущие в ночное время, и находятся ночные насекомые – опылители.

Учитель: А теперь давайте прислушаемся к голосам вокруг нас, может что – то и услышим.

(Сценка № 1. Действующие лица: Природа, Клевер, Эколог.)

Природа: К нам поступает много вопросов, довольны ли растения, тем, как насекомые их опыляют? Не слишком ли велика плата, которую они берут за работу. Может надо поменять что – ни будь в отношениях? Кто нам ответит? Клевер?

Клевер: Мы, насекомоопыляемые растения очень довольны тем, как нас опыляют насекомые – опылители. В тропических странах им помогают в этом деле птички – колибри и даже мыши. Но в нашем умеренном климате нас опыляют только насекомые. И мы делаем все, чтобы насекомые – опылители смогли это сделать.

Природа: И что вы для этого делаете?

Клевер: Мы наряжаемся в красивые венчики и собираем свои цветки в соцветия, чтобы опылителям было легче нас увидеть издалека, удобнее опылять, перебираясь с одного цветка на другой. Кроме того, мы источаем ароматы, которые приятны насекомым и привлекают их. И, наконец, мы делимся с ними частью пыльцы, её у нас вполне достаточно.

Природа: Вам все равно, какие насекомые прилетят, или у вас есть свои любимчики?

Клевер: Мы не любим, когда нас обслуживает много разных насекомых. Ведь в этом случае нашу пыльцу они могут передать совсем не тем растениям. В этом случае мы напрасно истратим и нектар и пыльцу.

Природа: Что вы делаете, чтобы у каждого вида были свои опылители?

Клевер: Мы придумываем специальные формы цветков, которые ограничивают круг наших опылителей.

Эколог: Замечу, что среди насекомоопыляемых растений есть и большие привереды. Которые дружат только с одним видом опылителей. Цветки некоторых орхидей – пахнут так же как самки насекомых – опылителей. И самцы на их зов и опыляют растения.

(Сценка №2 Действующие лица: Природа, Мятлик, Эколог.)

Природа: Мне бы очень хотелось, чтобы растения рассказали о том, как они относятся к тем, которые их поедают.

Мятлик: Я и мои родственники, злаковые, основа лугов и степей. Мы главные кормовые растения для крупных травоядных и насекомых. И мы не в обиде на них, кто нас ест. У нас с нами сложились хорошие отношения. Если бы нас не ели, то запасы веществ не возвращались бы в почву, а эти элементы мы получаем из неё. И мы бы голодали.

Эколог: Это плохо, когда в степи накапливается несъедобная трава. Она очень плохо покрывает почву, накапливает воду и дает рост другим растениям. А степные травы гибнут. Так, что растениям выгодно, что их ели.

Природа: Это хорошо, но как растениям удается спастись от тех, кто не в меру имеет большой аппетит?

Эколог: Это просто, вкусные только те растения, которые легко и быстро отрастают после объедания.

Природа: Но крупные животные иногда выедают растения под корень. Есть ли способ защититься растениям от них?

Мятлик: Есть. Если пасущихся слишком много, то разрастаются растения приземистой формы, которые недоступны их зубам. Это подорожник, одуванчик.

Учитель: Да, растения не прочь дать еду животным, если их не много, т.к. переваренные части пищи возвращаются в виде навоза в почву и удобряют ее, давая питание растениям.

Но многие копытные животные, поедая растения, заламывают, затаптывают их, пытаясь достать молодые побеги с верхушек растений. Этим они изменяют форму растений. Но травой питаются не только крупные животные, но и мелкие. Посмотрите, вот на травинке поместился кузнечик, такой, же зеленый, как сама трава и усиленно работает челюстями.

(Сценка №3 Действующие лица: Природа, Клевер, Эколог.)

Природа: А вы не забыли про мелких травоядных насекомых?

Клевер: У большинства из нас много листьев. И верхние листы затеняют нижние. И эти листья затрачивают много веществ при дыхании, а создают их мало. Цветков тоже у нас много и завязи много и не все мы можем вырастить. Поэтому если часть завязи съедают насекомые, это для нас полезно.

Эколог: Деревьям в саду, чтобы они давали урожай, садовник срезает лишние ветки. Травам тоже нужна подрезка. Роль садовников выполняют насекомые – листоеды.

Природа: А если это произойдет с культурными растениями, например с пшеницей, что будет?

Экологи: Если насекомые поедят немного зелени, то это для них не страшно, а даже полезно.

Учитель: Но многие насекомые, например саранча – это родственник нашего кузнечика(смотри слайд № 11) , могут съедать всю траву на корню, оставляя лишь голую землю. Это плохо – нет семян, нет возобновления этих трав.

– Но не все так плохо, слышите стук. Это дятел (смотри слайд № 12) . Он спешит помочь пострадавшим растениям, и сам получает от растений и стол и дом. Дятлы используют в пищу, семена ели и сосны, личинок жуков – усачей и жуков – короедов, это их пища. Кроме того в стволах деревьев делают дупла и выводят птенцов. Питаясь различными жуками и их личинками, дятлы спасают деревья и те хорошо себя чувствуют и активно плодоносят, давая пищу дятлам.

– Да и другие птицы так – же помогают деревьям – спасая их от насекомых вредителей, например поползни, синицы. Так что к птицам надо относится бережно.

Учитель: А теперь опять вернемся к степным растениям, здесь много злаковых дающих зерно и очень много грызунов (зайцы, хомяки, полевки, суслики)(смотри слайд №13) . Они в пищу используют и стебли, и листья, и семена. Много птиц – питающихся зерном. И если зерноядных и грызунов очень много – можно увидеть замену одних растений другими.

Учитель: А теперь нас ждет самое удивительное в нашей экскурсии. Растения – хищники, а искать их надо на болоте и в водоеме. Хищники имеются не только среди животных. На болотах часто встречается насекомоядное растение – росянка (смотри слайд №14) . Округлые листья росянки покрыты красноватыми ресничками, выделяющими липкий сок. Мелкие насекомые, садящиеся на росянку, прилипают к её листьям. Реснички изгибаются и удерживают жертву. Листья росянки выделяют сок, который переваривают захваченных насекомых.

– В прудах и озерах растет не менее интересное растение – пузырчатка (смотри слайд № 15) . Её листья рассечены на тонкие дольки, на которых образуются небольшие пузырьки, заполненные воздухом. Пузырек имеет отверстие с клапаном, который может отгибаться внутрь. Мелкие животные даже личинки рыб, попав в пузырек, не могут выбраться из него потому, что отверстие закрывается клапаном. Погибших животных пузырчатка использует как дополнительное питание.

Учитель: А теперь попадаем на пасеку (смотри слайд №16) . Посмотрим, как человек использует взаимосвязи растений и насекомых.

– Во время цветения подсолнечника на поля вывозят ульи с пчелами. Собирая нектар и пыльцу, пчелы опыляют цветки подсолнечника. На таких полях подсолнечник дает высокие урожаи, а в ульях образуется много меда.

Учитель: Вернемся в класс. А теперь нам надо оформить отчет об экскурсии. Из утверждений с 1 по 6 выберите правильное, и запишите в тетрадь.

Утверждения:

  1. Питаясь различными жуками и их личинками, дятлы спасают деревья от засыхания.
  2. Ночью распускаются растения, имеющие сильный запах, но их никто не опыляет.
  3. Только шмели своим длинным хоботком могут доставать нектар из цветков клевера и при этом переносить его пыльцу с цветка на цветок.
  4. В лесу птицы не собирают с деревьев вредителей насекомых, деревья их уничтожают сами.
  5. Ночные насекомые опыляют цветы, распускающиеся в ночное время.
  6. Хищники имеются не только среди животных. На болоте встречается хищное растение – росянка.

Проверка правильности ответов.

Анализ урока.

Работа с дневниками.

Домашнее задание: (найти примеры взаимосвязей между организмами).

В природных сообществах животные одного и разных видов живут вместе и взаимодействуют между собой. В процессе эволюции между животными вырабатываются определенные взаимоотношения, отражающие связи между ними. Каждый вид животного выполняет определенную роль в сообществе по отношению к другим живым организмам.

Наиболее очевидной формой взаимоотношений между животными является хищничество . В природных сообществах есть травоядные животные, которые питаются растительностью, и есть плотоядные животные, которые ловят и поедают других животных. Во взаимоотношениях травоядные животные выступают жертв ами , а плотоядные - хищник ами . При этом у каждой жертвы есть свои хищники, а у каждого хищника - свой «набор» жертв. Так, например, львы охотятся на зебр, антилоп, но не на слонов и мышей. Насекомоядные птицы ловят лишь определенные виды насекомых.

Хищники и жертвы в процессе эволюции приспособились к друг другу так, что у одних развились структуры тела, позволяющие как можно лучше ловить, а другие имеют такое строение, которое позволяет им лучше убегать или прятаться. В результате хищники ловят и съедают только наиболее слабых, больных и наименее приспособленных животных.

Хищники не всегда едят травоядных. Бывают хищники второго и третьего порядка, которые поедают других хищников. Такое нередко встречается среди водных обитателей. Так одни виды рыб питаются планктоном, вторые - этими рыбами, а ряд водных млекопитающих и птиц поедают вторых.

Конкуренция - распространенная форма взаимоотношений в природных сообществах. Обычно наиболее остро конкуренция проявляется между животными одного вида, живущими на одной территории. У них одинаковая пища, одинаковые места обитания. Между животными разных видов конкуренция не такая острая, так как их образы жизни и потребности несколько отличаются. Так заяц и мышь - травоядные, но едят разные части растений и ведут различный образ жизни.

Животные не могут жить без растений и существуют за счет автотрофов. Но и растения в своей жизни тесно связаны с животными. О связи растительных и животных организмов в биоценозе вполне определенно писал еще в 1912 году в классической работе «Учение о лесе» Г. Ф. Морозов: «. . . жизнь животных в лесу тоже тесно спаяна со свойствами леса. . . тоже находится в зависимости от леса, с одной стороны, а с другой стороны, влияет на жизнь леса. В лесу стихийном, или девственном, нет ни полезных, ни вредных животных, - там все полезны для леса; и белка, и сойка, и другие животные, поедающие желуди, не являются, однако, в силу этого истребителями дуба, а наоборот, агентами распространения его, факторами жизни и распространения леса. Лес есть не только общежитие древесных растений, он представляет собою общежитие более широкого порядка; в нем не только растения приспособлены друг к другу, но и животные к растениям и растения к животным; все это взаимно приспособлено друг к другу» .

Современный растительный покров степи, полупустыни, тундры, леса и других ландшафтов сложился при взаимодействии различных групп животных, связанных с отдельными группами растений. Общий облик растительного покрова зависит от почвенноклиматических условий, но в тоже время поддерживается деятельностью животных, в свою очередь зависимых от растений. Изменение животного населения в любом из ландшафтов приводит к перемене в растительности. Полное же исключение животных сопровождается гибелью сообщества. Причем сама почва, на которой произрастают растения, ее плодородие возникли в значительной степени в результате деятельности растений, животных и микроорганизмов. Таким образом, в понятия «степь» , «тундра» , «лес» , «луг» необходимо включать и животное население, и растительность и не потому только, что они живут совместно, но потому, что они обоюдно необходимы другу.

В тесной связи с растениями как с пищей возникли различные группы животных, которые живут за счет определенных групп растений: К питанию травянистой растительностью приспособились группы травоядных животных. Это в основном животные степных пространств с пышным травянистым покровом: копытные, многие грызуны, перепела, куропатки, ряд специализированных насекомых. У всех степных форм выработались приспособления к жизни на открытых пространствах (острое зрение, быстрый бег) и к питанию в основном грубыми кормами. Специфичную группировку специализированных организмов представляют лесные животные. Клесты, питающиеся семенами хвойных пород, имеют особое строение клюва и распространены только там, где есть достаточное количество их кормовых растений. При этом в зависимости от характера пищи у клестов изменяется строение клюва. Наиболее ярким примером в этом отношении являются гавайские цветочницы, у которых развиваются высокоспециализированные клювы в зависимости от характера пищи (нектар цветков, насекомые, сочные плоды или сухие семена).

Одним из путей уменьшения зависимости животных от растений является выработавшаяся в процессе эволюции многоядность фитофагов. Монофагов в природе немного, и все они исключительно прочно связаны со своими кормовыми растениями. Обычно узкоспециализированные в пищевом отношении животные обладают способностью передвигаться на большие расстояния в поисках пищи или переносить длительные голодовки. Таковы, например, южноамериканский коршун слизнеяд, кокосовый краб и др. В менее зависимом положении оказываются животные, приспособившиеся питаться за счет нескольких видов (олигофаги) или многих растений (полифаги). Такие животные в случае исчезновения, по каким- либо причинам их основного корма могут употреблять в пищу и другие растения. Примером зависимости животных от растений являются также периодические и непериодические миграции обитателей умеренного климата. Обычно первопричиной, вызывающей перелеты птиц, кочевки млекопитающих, считается похолодание, снижение температуры осенью. Но смена времен года в первую очередь влияет на растения. Многие животные, перемещающиеся с наступлением холодов на юг, в более теплые края, легко могли бы перенести зимние температуры. Но зимой исчезают их обычные корма, и животные вынуждены преодолевать иногда огромные расстояния в поисках пищи.

Многие виды животных в зоне умеренного климата приспособились к питанию в различные сезоны различной пищей. Так, северный олень зимой питается ягелем, «оленьим мхом» , а летом травой, листьями и молодыми побегами кустарников, ест грибы. Сезонная смена корма позволяет некоторым животным вести оседлый образ жизни. Изменение запасов и качества корма, по сезонам года вызывает и ряд других особенностей в поведении, в образе жизни животных. Например, бурый медведь на зиму впадает в так называемый зимний сон. Зависимость географического распределения от распространения кормовых растений особенно наглядно проявляется у насекомых. Например, тополевый и осиновый листоеды встречаются только там, где растет осина; ольховый листоед связан с ареалом ольхи. Рыжий и обыкновенный сосновые пилильщики встречаются только в сосновых насаждениях, а капустная белянка и капустная совка широко распространены в районах возделывания капусты, свекловичный долгоносик приурочен к районам возделывания сахарной свеклы, а хлебный жук кузька и злаковые мухи в массе встречаются на посевах зерновых.

ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ В процессе эволюции растения приспособились к созданию излишков первичного органического вещества для прокорма животных-фитофагов. Если бы этого не происходило, то создаваемое растениями органическое вещество беспрерывно накапливалось бы. В конце концов весь материал, из которого растения строят органические соединения, был бы исчерпан. Прекратился бы круговорот веществ, необходимый для осуществления жизненных процессов в биосфере. Животные же, являясь необходимым звеном в цепи питания, перерабатывают органические соединения, созданные растениями, и через ряд других звеньев в пищевой цепи переводят их в исходные неорганические вещества, за счет которых зеленые растения вновь и вновь могут создавать органическое вещество. Следовательно, животные и растения необходимы другу. Роль животных в жизни растений часто бывает замаскирована и не бросается в глаза. Но она чрезвычайно велика и ее крайне необходимо учитывать.

Н. П. Наумов и другие экологи считают, что способность порослевого возобновления у лиственных пород развилась под влиянием животных, которые, уничтожая семена и плоды растений, поставили последние в такие условия, когда им могла грозить гибель, если бы не способность к вегетативному размножению. Некоторые деревья из-за массового уничтожения их семян совсем не могут размножаться этим способом. Например, желуди дуба почти полностью поедаются грызунами и насекомыми в годы их массового размножения. В результате в природе выработалась периодичность высокого плодоношения многих древесных пород, да и других растений. И эту периодичность следует понимать как приспособление растений к животным. Действительно, обильные, так называемые семенные годы, как правило, совпадают с годами малой численности животных-семяедов. Животные оказывают существенное влияние на формирование определенных ландшафтов. Широко известна роль слепушонки в глинистых пустынях - такырах. Роясь в почве, слепушонки выбрасывают на поверхность холмики разрыхленной земли. На, этих выбросах семена растений прорастают, а в обычных условиях такыров молодые ростки не в состоянии пробиться через твердый слой засохшей глины. Постепенно, заселяя холмики разрыхленной слепушонками земли, растения покрывают некогда безжизненные пространства глинистых пустынь, создавая благоприятные условия для произрастания других растений и жизни животных. Слепушонки изменяют ландшафт, способствуют озеленению такыров.

Пищевая специализация животных, когда определенные их виды питаются определенными видами растений, поддерживает строгое соотношение количества одних растений относительно других. Избирательное уничтожение тех или иных видов растений поддерживает определенное соотношение их в сообществе. Копытные животные в степи в основном питаются дерновинными злаками, не трогая другие виды. Прекращение выпаса скота приводит к быстрому накоплению мертвых растительных остатков; образуется плотный слой растительной «ветоши» , через который молодые побеги не могут пробиться. Дерновинные злаки начинают погибать, а вместо них разрастаются сорняки. Таким образом, существование дерновинных злаков невозможно без постоянного объедания их копытными. Копытные «подстригают» , т. е. выедают наземные части злаков, вытаптывают растительную ветошь и создают условия для сохранения степной растительности, обеспечивают видовое разнообразие растительного покрова степи в определенном соотношении. Примерно такую же роль играют копытные на полупустынных и пустынных пастбищах.

ЖИВОТНЫЕ-ОПЫЛИТЕЛИ И ОПЫЛЯЕМЫЕ ИМИ РАСТЕНИЯ В процессе эволюции у растений изменился способ оплодотворения. На первых этапах развития наземных растений, таких, как мхи и папоротники, для слияния половых клеток требовалась вода. Затем у голосеменных растений водная среда заменилась воздушной. На следующем этапе развития растений, с появлением покрытосеменных, их опылителями в большинстве случаев становятся животные, в основном насекомые. Энтомофилия, т. е. опыление растений насекомыми, возникла в глубокой древности, на основе пищевых взаимоотношений. Постепенно между цветками и опылителями выработались приспособления и взаимосвязи. В настоящее время в Европе до 80 процентов видов покрытосеменных растений опыляются насекомыми, 19 процентов - ветром и около 1 процента другими способами. Древние насекомые были хищниками. Затем, с развитием растительности, многие из них стали фитофагами. Причем первоначально они питались самыми различными растениями, были типичными полифагами. И в современной фауне сохранились еще такие насекомые. Это некоторые прямокрылые, гусеницы ряда бабочек. Со временем у насекомых выработалась пищевая специализация, и многие из них связали свою судьбу с определенными группами или даже видами растений.

На первых этапах развития фитофаги-насекомые лишь потребляли части растений, причиняя последним только вред. Но уже тогда некоторые из них, перелетая с цветка на цветок и перенося на своем тельце пыльцу, начали оказывать растениям содействие в перекрестном опылении. Несколько позже в цветках появились нектарники. Насекомые нашли здесь отличный корм. Забираясь в цветки за нектаром и пыльцой, а затем, перелетая на другие растения, насекомые переносили на своем теле пыльцу и способствовали перекрестному опылению в первую очередь тех растений, у которых развились цветки с большим количеством нектара и пыльцы. Нельзя считать, что нектар образуются только для того, чтобы привлечь насекомых-опылителей. Нектар нужен самим растениям. Это сконцентрированные питательные вещества, которые расходуются на рост цветка, а позже на рост плода. Но в момент цветения нектар временно не нужен. Излишки его и просачиваются наружу. Насекомые используют эти излишки как пищу.

В процессе эволюции сохранялись те растения, которые давали насекомым больше пищи в виде нектара. В дальнейшем такие растения попали в полную зависимость от насекомых. Для того чтобы выжить, они должны были развить приспособления, привлекающие насекомыхопылителей к своим цветкам. Палеонтологические исследования свидетельствуют о том, что первые цветки были невзрачными. Насекомые брали с них только пыльцу. «Для привлечения насекомых-опылителей, - пишет И. Васильков, - нужен был сигнал, нужна была видимая на дальнем расстоянии кричащая вывеска: летите сюда, здесь есть нектар. Насекомые летели к более ярким цветкам, опыляли их, и они становились еще ярче, одевались в пышный, а иногда и пестрый наряд лепестков. Только этим можно объяснить, что в окраске цветков иногда соединяются самые контрастные тона, оттеняющие друга. Иван-да-марья поместила свои желтые цветки посреди фиолетовых прицветников. Голубые цветки незабудок украшены ярко-желтыми пятнами в середине. А в цветках ромашки сочетаются ярко-желтый и белый цвета. В этом случае мы имеем дело еще с одним приспособлением. То, что обычно называют цветком ромашки, собственно, уже не цветок, а целое соцветие. Мелкие желтые цветочки ромашки плотно собраны в середине, а по краям расположены белые лепестки. Это также отдельные цветки, но они неузнаваемо изменились и теперь служат только для привлечения насекомых. Следовательно, как яркой окраской лепестков, так и образованием соцветий мы обязаны насекомым» .

О роли окраски цветков в привлечении насекомых-опылителей свидетельствуют следующие факты: растения, опыляемые ночными насекомыми, чаще всего имеют белые цветки. Дневными же насекомыми обычно опыляются ярко окрашенные цветки. Перепончатокрылые насекомые посещают цветки фиолетовых оттенков, а дневные бабочки - единственные из насекомых, которые различают красный цвет. Большинство наших насекомых, кроме некоторых видов дневных бабочек и одного вида осы, не различают красного цвета, этим-то и объясняется чрезвычайно редкое распространение у нас красной окраски цветков без примеси фиолетового тона. Ярко-красные цветки широко распространены в тропиках и опыляются обычно птицами. Кроме окраски, большое значение имеет запах цветков. Наиболее душистые цветки лучше привлекают опылителей. Причем трудно решить, что важнее для насекомых при отыскивании цветков - зрение или обоняние. Ослепленные пчелы не могут улететь от улья, но если их перенести на луг, то они отыщут цветки по запаху. На далеком расстоянии насекомые пользуются зрением, а на близком им помогает обоняние. Аромат цветков может быть самым различным. Некоторые цветки, как, например, раффлезия, издают сильный запах гниющего мяса и опыляются падальными и мясными мухами. Цветы в степи, где господствуют, ветры, почти или совсем не пахнут, а цветки, опыляемые ночными насекомыми, очень ароматны.

У незабудки и первоцвета развиваются цветки двух форм. У одних длинные тычинки и короткие пестики, у других же, наоборот, тычинки короткие, а пестики очень длинные. Поэтому в одном цветке насекомое, вначале притронется к тычинкам, и пыльца пристанет к его телу, а потом уже дотянется до рыльца пестика. Перелетев на цветок с длинным пестиком, вначале притронется к пестику и стряхнет на него пыльцу, принесенную с первого растения. У цветка шалфея тычинки устроены в виде длинного рычага. Когда насекомое садится на цветок, оно, нажимая на короткое плечо, стряхивает пыльцу на себя. У круцианеллы пестики с силой упираются в свод закрытого цветка. Когда насекомое садится на цветок, лепестки от сотрясения раскрываются, пестик с силой распрямляется и ударяет по пыльникам. Пыльники же от этого сотрясения разбрасывают вокруг пыльцу, осыпая ею тело насекомого. Своеобразные приспособления к обеспечению перекрестного опыления с помощью насекомых наблюдаются у цветков орхидей, которые детально изучил еще Дарвин. Чтобы проникнуть к нектару, насекомое должно прикоснуться головой к тычинкам, на которых очень липкая пыльца собрана в виде продолговатых комочков. Эти комочки прилипают к голове насекомого в виде своеобразных рожек. При посещении другого цветка орхидеи эти рожки упираются в рыльце пестика и опыляют его.

Разнообразное и сложное строение цветков с лепестками различной формы, с симметричным и несимметричным их расположением, а также развитие различных соцветий (кисть, метелка, зонтик, щиток, султан, корзинка) способствует перекрестному опылению. Но, кроме того, различное строение цветков приспособлено к строению тела и поведению определенных групп насекомых. Выше уже упоминалось об этом явлении. И действительно, если насекомое будет посещать поочередно цветки различных растений, то оплодотворения последних не произойдет. Пыльца с цветка яблони не может оплодотворить цветок сливы или вишни. Вот у цветков и выработались приспособления, препятствующие проникновению бесполезных им видов. Цветки наперстянки, например, с внутренней стороны венчика покрыты волосками, которые становятся преградой для мелких насекомых, так как они не могут опылить это растение. А шмели, как по лестнице, забираются по ним внутрь цветка и производят опыление. Шмели же опыляют и льнянку, так как плотно сомкнутые губы этих цветков слабые насекомые разомкнуть не в силах. Вот более мелкие цветки донника опыляются пчелами; крупные насекомые, например шмели, не могут уместиться на нижних лепестках этого цветка: мало места.

Цветки таких растений, как душистый табак, хлопушка, мыльнянка, ослинник, ночная фиалка, днем закрыты. Дневные насекомые их опылить не могут. Ночью же венчики этих цветков раскрываются, выделяют нектар и сильный аромат. Опыляются эти цветки только ночными насекомыми, в основном бабочками бражниками и совками. Цветок одной из орхидей, растущей на Мадагаскаре, вырабатывает нектар на дне трубки длиною до 25 см. Опыляется такой цветок только одной бабочкой, хоботок которой столь же длинен и легко проникает за нектаром в эту тонкую трубку, недоступную для других насекомых. Интересные приспособления для перекрестного опыления имеются у цветков кирказона, устроенных в виде кувшинчиков. Привлекаемые запахом мелкие мухи заползают внутрь цветка, где находятся пестик и тычинки, а выбраться назад не могут, так как изнутри трубка венчика покрыта волосками, направленными своими остриями к основанию цветка. Мухи становятся пленниками цветка и бьются внутри него. Созревают пыльники, тело мух осыпается пыльцой. Но цветок не выпускает их до тех пор, пока не прилетят мухи, уже побывавшие в другом цветке кирказона. Эти новые мухи и опыляют пестик. Только после того, как произошло оплодотворение, волоски засыхают и выпускают мух из плена, а сами цветки, до этого смотревшие вверх, опускаются книзу, и мухи в них уже больше не заглядывают. Такие же цветки-ловушки имеются и у ядовитого растения аронника.

Цветки дикой моркови, тмина, собранные в плотные зонтики, опыляются муравьями. Муравьи ползают по этим соцветиям и производят опыление. Более крупные цветки смолки муравьи опылить не могут. Но забравшись на цветок, муравей непременно слизал бы сладкий нектар. На такой цветок уже не сядет другое насекомое. И вот у смолки выработалось приспособление, препятствующее проникновению муравьев к цветкам. На стебле у нее выделяется клейкое вещество, и муравьи через этот ловчий пояс пройти не могут. Смолка опыляется только летающими насекомыми. И у насекомых, в свою очередь, также сложились тонкие приспособления для опыления строго определенных цветков. В тесной связи со сбором пыльцы и питанием нектаром у них появились различного строения ротовые аппараты, специфичное строение пищеварительного тракта, форма и размеры тела, позволяющие проникать в строго определенные цветки, особенности в строении ног, своеобразные формы поведения и т. д. Наибольшее значение как опылители имеют общественные пчелиные, такие, как шмели, дикие и домашние пчелы. У этих насекомых развились многие приспособления, направленные на лучшее и более полное использование взаимосвязей с цветками.

Одной из форм межвидовых отношений животных и растений является зоохория - распространение семян и спор растений животными. Причем как у животных, так и у растений вырабатывается целый ряд специфичных для этого приспособлений. При эктозоохории семена с помощью различного рода зацепок, крючков, щетинок, клейких веществ прикрепляются к шерсти млекопитающих, к перьям птиц, к телу насекомых и разносятся ими на далекие расстояния. Сброшенные животными, эти семена при наступлении благоприятных условий, чаще всего весной, прорастают. Нередко мелкие семена пристают к телу животных с грязью. Затем грязь высыхает и вместе с семенами отваливается. Так распространяются многие степные, луговые, а также прибрежные и водные растения. Различают так называемую активную эктозоохорию. В этом случае животные обычно делают запасы пищи и активно собирают семена, перенося их иногда на значительные расстояния. При этом часть запасенных семян ими теряется или «забывается» . Чаще всего такие семена относительно крупны и не имеют специальных приспособлений для прикрепления к телу животных. Большую роль в расселении кедровой сосны играют различные животные. Особенно преуспевает в этом кедровка, растаскивающая орешки по всей тайге. Часть из них она съедает, а часть теряет и этим самым производит посев. Большие запасы кедровых орешков делает бурундук. Чтото из них теряется, что-то не используется в пищу из-за гибели зверьков и по другим причинам. Уцелевшие орехи прорастают в новые растения.

В распространении лесного орешника (лещины) очень деятельны белки. Они растаскивают орехи на большие расстояния. Интересно, что сами орехи до созревания имеют зеленую окраску, сливающуюся с фоном листьев. Созрев, они становятся белыми и хорошо заметны. Орех, уроненный на землю, быстро буреет и делается невидимым среди опавшей листвы. Другим животным его уже трудно найти. Изменение цвета ореха по сезонам тоже является своеобразным приспособлением. Огромную роль в расселении дуба играет сойка. Описан случай, когда в воронежских лесах на одном гектаре сосняка, расположенного в нескольких километрах от дубравы, было обнаружено 522 молодых дубка, выросших из желудей, принесенных сойками. Муравьи также способствуют расселению многих растений. Они собирают около своих муравейников большое количество семян таких растений, как чистотел, хохлатка, чистяк, душистая фиалка, а также спор грибов, которые затем прорастают. Правда, муравьи перетаскивают семена на сравнительно небольшие расстояния, но если учесть их количество, а также количество муравейников, то становится очевидной и их значительная роль в расселении ряда растений.

Семена растений, распространяемых муравьями, имеют интересное приспособление, привлекающее муравьев. Так, у семян чистотела - это большой белый мясистый придаток, который и поедается муравьями. Именно из-за этого придатка муравьи и собирают семена чистотела. Придаток они съедают, а семя не трогают, и оно на следующий год прорастает на значительном удалении от растения, на котором образовалось. Семена с придатками, содержащими много жира, имеются у копытня, иван-да-марьи, перелески, гусиного лука. Все они в основном распространяются муравьями. Как правило, такие плоды созревают в середине лета, когда муравьи наиболее деятельны. Плоды недотроги собраны в коробочки. Стоит прикоснуться к таким коробочкам, как створки их раскрываются, а семена с силой разбрасываются в стороны на расстояние до 1, 5 м. Если мимо проходит животное, то семена, имеющие липкую поверхность, приклеиваются к телу животного и разносятся им. Еще более удивительное приспособление для разбрасывания семян развилось у так называемого «бешеного огурца» , распространенного на южном берегу Крыма, на Кавказе и в некоторых районах Средней Азии. При малейшем прикосновении к созревшему огурцу из него с силой выбрасываются в струе слизи все семена. Длина такой струи достигает 6 м. Обрызганные бешеным огурцом животные транспортируют на своем теле семена этого растения на многие километры.

В распространении ягодников особенно велика роль многих воробьиных птиц. Питаясь ягодами земляники, бузины, калины, крушины, волчьего лыка, жимолости и других растений, птицы разносят семена, содержащиеся в этих ягодах, особенно во время осенних перелетов. Оказывается, у ряда птиц в пищеварительном соке имеются вещества, которые обезвреживают ядовитые плоды. Именно благодаря птицам в степи возникают своеобразные островки кустарниковой растительности. Присядет стая перелетных птиц отдохнуть и вместе с экскрементами засеет место отдыха семенами растений, ягоды которых они съели где-то далеко на севере, в лесу. Так появляются в степи заросли шиповника, крушины, черемухи и других растений. Заслуживает внимания явление, связанное с сезонной изменчивостью окраски ягод и сочных плодов. Пока ягоды не созрели, т. е. пока в них еще не развились семена, все они обладают зеленой окраской и не привлекают внимания животных, маскируясь под цвет листвы. Но к осени, когда семена готовы, плоды расцвечиваются в яркие тона. Происходит нечто подобное тому, что наблюдается у цветущих растений. Если в первой половине лета в зелени пестрят яркие цветки, зазывая к себе опылителей, то на исходе его не менее ярко выделяются разноцветные ягоды и сочные плоды, как бы приглашая животных полакомиться ими.

Овцы, лошади и другие домашние животные распространяют семена пастушьей сумки, овсюга, горчицы, дикой редьки, мокрицы, через экскременты. Ливингстон, исследователь Африки, описывает, как применяют овец в роли «живых сеялок» и с их помощью засевают кормовыми травами большие территории: - «На ферму привозят несколько возов семян. . . немного прикрытых сверху жесткой травой, и ставят в том месте, куда загоняют на ночь овец. Так как овцы каждый вечер понемногу едят эти семена, то места, где они пасутся, усыпаются семенами таким простым способом и с такой регулярностью, которую можно превзойти только ценой неимоверных усилий. В течение нескольких лет такое место становится овцеводческой фермой, потому что на таком корму овцы достигают высшей степени упитанности» .

Животные и растения с первых дней своего возникновения развиваются совместно, обусловливая, возможность существования друга. С незапамятных времен до настоящего момента растения и животные проходят свой эволюционный путь развития в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, «рука об руку» . В процессе такой совместной, сопряженной эволюции у различных видов растений и животных выработались обоюдные взаимные приспособления друг к другу, столь прочные, что раздельно существовать в современных условиях они уже не могут. В этом проявляется единство животного и растительного мира.