Реформация и Контрреформация стали фактором дестабилизации международной обстановки, превратив межгосударственный конфликт в конфликт религиозный. Попытка Габсбургов и папства реставрировать власть Римской церкви в той части Германии, где в первой половине XVI в. победила Реформация, привела к тому, что весной 1618 г. в Богемии вспыхнуло восстание против власти Габсбургов, вызванное уничтожением нескольких протестантских церквей и нарушением местных вольностей. К восставшей Богемии примкнули Моравия, Силезия и Лузация.

Так началась Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.). То, что начиналось как локальное восстание в одной из областей Священной Римской империи, в конечном итоге переросло в многолетнюю кровопролитную войну, в которую были вовлечены крупнейшие государства Западной, Центральной и Северной Европы.

С 1638 г. в войне обозначился перелом в пользу антигабсбургской коалиции. Войскам коалиции удалось вывести из войны Бранденбург и Саксонию; их войска заняли Силезию, проникли в Руссильон, на Нижний Рейн и в Баварию. 19 мая 1643 г. командующий французскими войсками принц Конде разгромил испанскую армию Франсиско де мело у Рокруа в Южных Нидерландах. Это сражение показало, что доселе непобедимые испанские войска больше не сильнейшие в Европе. Утрата имперцами и логистами стратегической инициативы побудила императора Фердинанда /// (1637- 1657 гг.) начать мирные переговоры в Мюнстере с Францией и в Осна- брюке со Швецией и немецкими протестантскими князьями.

Вестфальский мир

В истории дипломатии, как правило, историю европейских конгрессов начинает Вестфальский мир. Он был заключен после длительных переговоров, которые начались еще в 1644 г. в городах Осна- брюке и Мюнстере в Вестфалии. В Оснабрюке заседали представители императора, немецких князей и Швеции, в Мюнстере - послы императора, Франции и других держав. Единственное, что удалось в ходе переговоров дипломатам Фердинанда III - защитить австрийские владения Габсбургов от дальнейшего расчленения и, таким образом, сохранить государственную целостность будущей Австрии. Окончательные условия мира были подписаны в Мюнстере 24 октября 1648 г., куда незадолго до этого приехали уполномоченные из Оснабрюка.

Значение Вестфальского мира заключается в том, что он окончательно установил принцип "cujus regio, ejus religio" ("чья власть, того и вера"). Нужно понимать, что мировоззрение людей того времени было исключительно религиозным, и поэтому этот принцип - принцип государственного уверенитета - мог быть изложен только в религиозных терминах. В то же время, определив границы государств континентальной Европы, Вестфальский трактат стал исходным документом для всех международных договоров на целых полтора столетия, вплоть до конца XVIII в.

Как бы то ни было, этот принцип был положен в основу так называемой Вестфальской системы международных отношений. Почему "так называемой"? Да потому что этот принцип означат не более не менее чем легализацию хаоса в международных отношениях - а хаос не может быть системой.

Во-первых, крупнейшая страна Центральной Европы - Германия оказалась расколотой не только политически, но и религиозно. После Вестфальского мира все притязания императора Священной Римской империи на доминирование в Германии оказались несостоятельными. Немецкие князья получили право вести самостоятельную внешнюю политику, заключать договоры с иностранными державами, объявлять войну и заключать мир - правда, с оговоркой, что их внешняя политика не будет направлена против империи. Но на практике эта оговорка значения не имела.

Во-вторых, ликвидировав остатки политического влияния императора и религиозного влияния папы, Вестфальский мир фактически легализовал ничем не сдерживаемую борьбу европейских государств за доминирование на арене европейской политики. Франция получила Эльзас (кроме Страсбурга) и закрепила три ранее приобретенных ею епископства - Мец, Туль и Верден. Французское требование "естественных границ" стало, таким образом, воплощаться в жизнь. Более того, важнейшим итогом Вестфальского мира стала ведущая роль этой страны в европейских политических делах. Вестфальский мир, тем самым, ознаменовал завершение эпохи преобладания Габсбургов в Европе. Именно Франция (наряду со Швецией) была признана гарантом Вестфальского мира.

Но и Швеция превратилась в великую европейскую державу, добившись того, что устья восточноевропейских рек, впадающих в Балтийское и Северное моря, по которым шли хлебные грузы из Восточной Европы в Голландию и Англию, оказались в се руках. Мирный трактат признал также самостоятельность Голландии и независимость Швейцарии от Империи.

Итак, в Тридцатилетней войне победу одержала не только Франция, но и некоторые другие новые национальные государства Европы. Но проигравшие, и прежде всего монархия Габсбургов, не собирались складывать оружие. Как мы с вами увидим, борьба между этими мощными и влиятельными странами за доминирование на континенте ввергла Европу в бесконечный кровавый хаос.

Но именно из вестфальского хаоса, как мы увидим в дальнейшем, и зародилась та система международных отношений, которая привнесла в эти отношения порядок и предсказуемость. Это не произошло в результате образования какой-то новой версии pax Romana (лат. римского мира); скорее это произошло в результате создания своего рода кондоминиума великих держав. Идея такого кондоминиума, однако, созрела лишь к 1814

1815 гг., к временам Венского конгресса. Но пока до этого было еще далеко. Вестфальский мир открыл длительный период французской гегемонии на европейском континенте, который продолжался до Франко-прусской войны 1870-1871 гг.

Вестфальский мир

В наше время Вестфальский мир принято считать первым шагом в осуществлении новой концепции международного порядка, которая впоследствии распространилась по всему миру. Однако те люди, что сошлись на переговорах по заключению мира, были куда более заинтересованы не в долгосрочных перспективах, а в протоколе и статусе.

К тому моменту, когда представители Священной Римской империи и двух ее основных противников, Франции и Швеции, согласовали в общих чертах созыв мирной конференции, конфликт длился уже двадцать третий год. И минуло еще два года, наполненных сражениями, прежде чем мирные делегации наконец-то встретились; причем каждая из сторон потратила время на укрепление связей с союзниками и улаживание спорных внутренних вопросов.

В отличие от прочих знаковых соглашений, наподобие Венского конгресса 1814–1815 годов или Версальского договора 1919 года, Вестфальский мир не был оформлен в рамках одной мирной конференции; да и сама обстановка переговоров не очень-то соответствовала типичному представлению о таких конференциях – собираются государственные деятели и обсуждают проблемы мирового порядка. Как бы отражая, будто в зеркале, многочисленность участников войны, охватившей всю Европу, от Испании до Швеции, мир был заключен на основе множества сепаратных соглашений, подписанных в двух крошечных вестфальских городках. Представители католических держав, включая 178 депутатов от государств, входящих в Священную Римскую империю, собрались в католическом городе Мюнстер. Протестантские делегаты съехались в город Оснабрюк, лютеранско-католический по вероисповеданию, примерно в тридцати милях от Мюнстера. 235 официальных посланников и их свиты заняли все свободные помещения, какие смогли отыскать, в обоих городах, ни один из которых никогда не рассматривался как подходящее место для масштабного мероприятия, не говоря уже о съезде представителей европейских держав. Швейцарский посланник «разместился над ткацкой мастерской, в комнате, что воняла колбасой и рыбьим жиром», а делегация Баварии с боем отстояла восемнадцать кроватей для двадцати девяти человек, ее составлявших. В отсутствие уполномоченного председателя конференции или посредника, без всяких пленарных заседаний, делегаты встречались где и как придется и направлялись в нейтральную зону между двумя городами, чтобы договориться об условиях, а порой устраивали неформальные посиделки в кабачках. Некоторые крупные державы сочли возможным расквартировать своих представителей в обоих городах. Между тем боевые действия продолжались, несмотря на переговоры, и военная динамика, безусловно, оказывала влияние на ход конференции.

Большинство делегатов прибыли на конференцию с сугубо практическими инструкциями, основанными на стратегических интересах. Вслух они дружно произносили выспренние, едва ли не идентичные фразы о достижении «мира ради блага христианства», однако было пролито слишком много крови, чтобы обеспечить реализацию этой высокой цели посредством доктринального или политического единства. Все прекрасно понимали, воспринимали как само собой разумеющееся, что мир будет заключен – если будет – на приемлемом для конкурентов балансе сил.

Текст Вестфальского мирного договора, выросший из этих чрезвычайно туманных дискуссий, является, пожалуй, наиболее часто цитируемым дипломатическим документом в истории Европы, хотя на самом деле общего текста этого договора не существует. И делегаты не встречались все вместе на общем пленарном заседании, чтобы его принять. Этот мир стал результатом трех комплементарных соглашений, подписанных по отдельности, в разное время и в разных городах. В январе 1648 года Испания по Мюнстерскому договору признала независимость Голландской республики, и так завершилось голландское восстание продолжительностью около восьми десятилетий, финал которого совпал с Тридцатилетней войной. В октябре 1648 года два собрания делегатов, снова по отдельности, подписали мирные договоры в Мюнстере и Оснабрюке, причем условия этих договоров пересекались, как и ключевые положения.

Оба основных многосторонних договора провозглашали намерение заключить «христианский, всеобщий, нерушимый, истинный и искренний мир и дружбу» во имя «вящей славы Божией и безопасности христианских земель». Ключевые условия соглашений не сильно отличались от схожих статей других документов этого периода. Зато механизмы, при помощи которых предлагалось реализовывать согласованные меры, не имели прецедентов в европейской истории. Война уничтожила притязания на всеобщую или хотя бы конфессиональную солидарность. Начинавшаяся как столкновение католиков с протестантами, она, особенно после выступления Франции против католической Священной Римской империи, превратилась в череду хитроумных интриг и противоречивых союзов. Можно обнаружить немалое сходство с ближневосточным пожаром наших дней: религиозные лозунги и призывы к солидарности использовались для мотивирования, но конфессиональные интересы нередко игнорировались, поскольку учитывались прежде всего интересы геополитические – и даже просто амбиции отдельных выдающихся личностей. Каждая партия испытала, на том или ином этапе войны, предательство «естественных» союзников; никто не подписывал договоры в иллюзорном убеждении, будто он делает что-то еще, кроме как отстаивает собственные интересы и собственный престиж.

Как ни парадоксально, общее истощение и цинизм позволили делегатам превратить практические меры по окончанию конкретной войны в формулировки мирового порядка. После десятков встреч, на которых сходились закаленные в битвах бойцы, дабы закрепить завоеванные силой оружия успехи, былые формы иерархического порядка незаметно исчезали. Устанавливалось «коренное» равенство суверенных государств, независимо от их могущества или формы правления. Новые игроки на европейской арене, такие как Швеция и Голландская республика, по протоколу считались равными столь уважаемым великим державам, как Франция и Австрия. Всех монархов именовали «величествами», всех послов – «превосходительствами». Стремление к равенству зашло так далеко, что делегации, добиваясь абсолютного равенства, придумали входить на место переговоров каждая через отдельную дверь (что требовало прорубания дверей по числу участников), и шли к своим местам одинаковым шагом, чтобы ничья гордость не пострадала – ведь иначе тому, кто идет быстрее, пришлось бы ждать другого, который перемещается неспешнее.

Вестфальский мир стал поворотным пунктом в истории народов, поскольку его условия были одновременно чрезвычайно простыми – и всеохватными. Отныне именно национальное государство, а не империя, династия или религиозная конфессия, признавалось «кирпичиком» европейского миропорядка. Была выработана концепция государственного суверенитета. Право каждой страны, подписавшей договор, устанавливать собственную внутреннюю структуру и религиозную ориентацию, не опасаясь вмешательства соседей, было закреплено формально, а дополнительные условия подтверждали, что религиозные меньшинства вправе исповедовать свою веру и более не опасаться насильственного, принудительного обращения. Безусловно, договоры фиксировали непосредственные потребности заинтересованных сторон, но они же формировали принципы системы «международных отношений», вытекавшие из всеобщего желания избежать рецидивов тотальной войны на континенте. Практика дипломатического обмена, в том числе размещение посольств на постоянной основе в столицах других государств (до тех пор к подобной практике прибегали только венецианцы), стала одним из результатов Вестфальского мира; подразумевалось, что она позволит лучше улаживать межгосударственные противоречия и будет поощрять мирные способы разрешения конфликтов. Было предложено и впредь собирать конференции и организовывать консультации по вестфальскому образцу, чтобы регулировать споры, не допуская их перерастания в вооруженные столкновения. Международное право, разработанное во время войны европейскими светилами юриспруденции, такими как Гуго де Гроот (Гроций), трактовалось как подразумевающее расширение пространства согласованных доктрин, направленных на обретение гармонии, с Вестфальскими договорами в качестве фундамента.

Суть этой системы и причина ее повсеместного распространения состояли в том, что условия, в ней закрепленные, были процедурными, а не вида «здесь и сейчас». Если государство принимает эти основные требования, оно признается членом международного сообщества, сохраняющим собственную культуру, власть, религию и внутреннюю политику, но защищенным международной системой от внешнего вмешательства. Идеал имперского или религиозного единства – основа миропорядка в Европе и в большинстве других регионов – предполагал, что лишь один центр власти может считаться полностью легитимным. Вестфальская концепция выдвинула в качестве отправной точки множество таких центров и вовлекла многообразие стран, принимая каждую как есть, в общие поиски порядка. К середине двадцатого века эта международная система успела утвердиться на всех континентах – и остается основой того международного порядка, который мы наблюдаем сегодня.

Вестфальский мир не зафиксировал расстановки противоборствующих союзов и не сформировал постоянную панъевропейскую политическую структуру. С утратой единой церковью положения основного источника легитимности и с ослаблением позиций императора Священной Римской империи в качестве концепции порядка в Европе был выбран баланс сил, который, по определению, предполагал идеологический нейтралитет и умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Британский государственный деятель девятнадцатого века лорд Пальмерстон выразил основной принцип этого мира следующим образом: «У нас нет вечных союзников и нет вечных врагов. Наши интересы – вот что вечно, постоянно, и наш долг – следовать этим интересам». На просьбу сформулировать эти интересы более конкретно, в виде официальной «внешней политики», прославленный апологет британского могущества ответил: «Когда люди спрашивают меня… что такое политика, единственный ответ таков: мы намереваемся делать то, что кажется наилучшим, в каждом конкретном случае, когда тот возникает, полагая интересы нашей страны своим руководящим принципом». (Конечно, эта обманчиво простая установка оказалась эффективной для Британии отчасти потому, что ее правящий класс обладал общим, почти интуитивным пониманием того, каковы интересы страны.)

Сегодня Вестфальскую систему нередко обвиняют в циничном манипулировании: дескать, это происки власти, равнодушной к соображениям этики. Тем не менее структура, порожденная Вестфальским миром, представляла собой первую попытку институционализации международного порядка на основе согласованных правил и ограничений, обосновывала сосуществование множества центров силы, а не доминирования одной страны. Понятия raison d’etat и «национальных интересов» стали известны публике, и за ними скрывались не амбиции власть имущих, а стремление к рационализации, к ограничению абсолютизма. По всей Европе на протяжении жизни нескольких поколений велись войны во имя универсальных (и противоречивых) нравственных требований; наконец пророки и завоеватели развязали тотальную войну в погоне за удовлетворением личных, династических, имперских и религиозных претензий. Теоретически логичное и предсказуемое взаимодействие государственных интересов было призвано преодолеть хаос, царивший на континенте. Локальные войны по «вычисляемым» поводам шли на смену эпохе торжествующего универсализма, с его принудительными ссылками, обращениями и всеобщей войной, пожиравшей гражданское население.

При всех своих недостатках система баланса сил виделась шагом вперед по сравнению с ужасами религиозных войн. Но как установить этот баланс сил? В теории он основывался на реалиях; следовательно, все игроки на европейской арене должны воспринимать его одинаково. Но каждое общество имеет собственное устройство, культуру и историю и многократно убеждалось, что элементы власти, сколь угодно объективные, находятся в постоянном движении. Поэтому баланс сил следовало время от времени «калибровать». Так возникали войны, масштабы которых баланс сил сам и ограничивал.

В Мюнстере и Оснабрюке были одновременно подписаны два договора, которые вошли в историю под одним названием – Вестфальский мир. Это событие произошло 24 октября 1648 года.
По условиям соответствующего договора, Франция получила право закрепить за собой наиболее важные для страны стратегические позиции. Все крепости располагались вдоль северо-восточной границы Франции – Мец, Туль и Верден. Кроме того, Франция получала также права на пограничную область с Империей: область Эльзас, а также несколько городов, располагающихся на Рейне.
Швеция по договору получила весьма важные для Германии территории: берега Балтийского и Северного морей. Внешняя торговля Германии устанавливалась как раз через эти реки, но теперь Швеция полностью контролировала этот процесс. Подобное явление поставило под удар экономику Германии, которая и без того была крайне ослаблена. Вместе с владениями в Германии французский и шведский монархи приобретали титулы князей Империи и возможность влиять на её внутреннюю политику. Они объявлялись также гарантами Вестфальского мира. Их германские союзники увеличили свои территории за счёт бывших церковных владений.
Вестфальский мир стал договором, который положил конец Тридцатилетней войне.

Предпосылки к созданию договора

В 1618 году разразилась одна из крупнейших войн в истории всей Европы – Тридцатилетняя война. Ключевая цель, которая преследовалась воинствующими сторонами – «христианский мир», что было поддержано папством, а также католическими князьями Германии и Речью Посполитой. В противовес образовалась антигабсбургская коалиция, состоящая из целого ряда различных государств: Франции, Нидерландской республики, Швеции, Дании, России, протестантских германских княжеств, а также Чехии, Трансильвании, северных итальянских княжеств и некоторых районов Англии.

Священная Римская империя в 16 веке представляла собой разрозненное государство, которое объединило в себе огромное количество феодальных германских княжеств. Они, в свою очередь, постоянно конфликтовали между собой и соперничали. К 17 столетию, австрийские эрцгерцоги Габсбурги стали самыми могущественными князьями германской Священной Римской империи. Они объединили под своим началом большое количество территории и вынашивали план по созданию единой «мировой христианской» империи, которой, естественно, собирались руководить.

В конце 15 века, испанская ветвь австрийских Габсбургов стала наиболее могущественной династией. Тем не менее, во второй половине 16-17 веков, в результате Нидерландской революции большая часть земель была отвоевана, тем самым от владения испанских Габсбургов освободились северные провинции Нидерландов. За ними же оставались только Южные Нидерланды.

Франция не могла просто смириться с подобными явлениями. Король Генрих Четвертый Бурбон начал готовиться к началу войны, известной, как Тридцатилетняя, а перед своей гибелью успел создать коалицию против Габсбургов, в которую также входило несколько немецких протестантских княжеств. К тому же, Франция, в случае начала войны, рассчитывала на поддержку со стороны турецкого султана.
Главной причиной для начала Тридцатилетней войны послужили германские княжества, где после Реформации и Крестьянской войны наступила католическая реакция. Значительно усилилась борьба между германскими княжествами, которые входили в состав Священной Римской империи. В протестантских герцогствах и княжествах была создана так называемая, Протестантская уния, которая возглавлялась Фридрихом Пятым. Они возлагали большие надежды на Францию. В 1609 году в противовес Протестантской унии была организована Католическая лига. Ее главой стал Максимилиан Баварский. Он преследовал свои цели, в частности, возвысить свой правящий дом, за счет сил католического союза и сил Габсбургов.

В 1618 году развязалась Тридцатилетняя война. Навязала ее открытая агрессия Габсбургов против Чехии. Военные действия включают в себя несколько временных отрезков, это: Чешский период (1618–1623); Датский период (1625–1629); Шведский период (1630–1635); Франко-Шведский период (1635–1648) и Русско-Польскую войну (1632–1634). Как известно, результат такой вероломной атаки стал для Габсбургской коалиции полнейшим провалом. Они потерпели ряд крупнейших поражений, после чего возникла угроза захвата Вены. Император Священной Римской империи Фердинанд Третий, решился на отчаянный шаг – подписание мирного договора, в котором были описаны тяжелейшие условия для Германии.

Подписание и условия договора

Первый мирный договор, который был заключен между Священной Римской империей, протестантскими немецкими князьями и Швецией, был подписан на территории Оснабрака. Второй же был подписан 24 октября 1648 года в Мюнстере.
Вестфальский мирный договор был подписан, что означало завершение одной из самых длительных общеевропейских войн. В результате карта западноевропейских государств в значительной степени изменилась и была перекроена.

Священную Римскую империю на подписании мирного договора представляли: граф Траутмансдорф, граф Нассау, д-р Фольмар. От имени Испании прибыл граф Перпиньян, Швеции - Ю.Оксеншерна и А.Сальвиус, а Францию представляли: герцог Лонгвиль, граф д"Аво, граф А.Сервьени, который на протяжении всего времени подписания мирного договора находился в непосредственной координации с кардиналом Мазарини в Париже.

Швеция по условию мирного соглашения получила в свое распоряжение Западную Померанию с островом Рюген, городом Штеттин. Также, она получила в свое распоряжение Померанский залив, ключевые торговые порты также отходили шведам. В результате подобного мирного договора Швеция стала чуть ли ни господствующим государством на территории всего Балтийского моря. Ко всему прочему, шведам выплачивалась довольно большая контрибуция, размер которой составлял пять миллионов талеров.

Франция по соглашению получила: Верхний и Нижний Эльзас, Хагенау и Зундгау, епископства Мец, Туль и Вернен (на Маасе). Страсбург формально оставался в составе Священной Римской империи. Нидерланды и Швейцария получили официальное международное признание как независимые государства. Наиболее важным и серьезным пунктом Вестфальского мира являлось закрепление политической раздробленности Священной Римской империи. Таким образом Германские князья получали полную и абсолютную независимость от императора.
Разумеется, что подписание соответствующего мирного договора не могло обойтись и без гарантов, в качестве которых выступали следующие страны: Швеция, Франция и Россия (присутствовал московский князь).

Итоги войны

После подписания Вестфальского договора, все надежды и грезы Габсбургской коалиции пали прахом. В своей попытке создать и возглавить единую мировую «христианскую» империю, они потерпели поражение и полный крах. На огромное количество времени господствующим государством в Западной Европе являлась Франция. Общеевропейские же границы на протяжении целого столетия оставались нетронутыми.
Для Германии подписание Вестфальского мира в 1648 году означало начало огромного количества бедствий. Мирное соглашение нанесло весомый и довольно трагический отпечаток на всю последующую жизнь страны, причем не только нравственную, но и культурную.

Большинство историков сходятся в едином мнении, что этот договор предопределил собой последующую экономическую и политическую отсталость Германии, по отношению к другим странам. В конце 19 века, сами немецкие историки в полной мере возлагали ответственность за сложную ситуацию в стране именно на кардиналов Ришелье и Мазарини – участников подписания Вестфальского мирного соглашения. Также, историки уверены, что это и стало ключевой причиной для объединения страны, которое произошло в 19 веке и послужило причиной возникновения сильной агрессии против Франции, чтобы вернуть себе те земли, которые принадлежали Германии изначально.

– Дания и Норвегия – Рокруа – Тутлинген – Фрайберг – Jüterbog – Янков – Хюлст – Mergentheim – Нёрдлинген2 – Цусмаргаузен – Ланс – Прага – Вестфальский мир

Вестфальский мир обозначает два мирных соглашения на латыни - Оснабрюкское и Мюнстерское, подписанные 15 мая и 24 октября 1648 года соответственно. Они завершили Тридцатилетнюю войну в Священной Римской империи . Иногда к Вестфальскому миру относят также и мирный договор между Испанией и Соединёнными провинциями Нидерландов, подписанный 30 января 1648 года и завершивший Восьмидесятилетнюю войну . При этом боевые действия между Голландией и Испанией в 1625-1648 годах исследователи рассматривают одновременно как части и Тридцатилетней, и Восьмидесятилетней войны.

Вестфальский мир являлся результатом первого современного дипломатического конгресса и положил начало новому порядку в Европе , основанному на концепции государственного суверенитета . Соглашения затронули Священную Римскую империю, Испанию, Францию, Швецию, Нидерланды и их союзников в лице князей Священной Римской империи. До 1806 года нормы Оснабрюкского и Мюнстерского договоров являлись частью конституционного закона Священной Римской империи.

Условия

Существенные изменения произошли среди германских княжеств . Значительно расширил свои владения и влияние Бранденбург-Пруссия , усилились Бавария и Саксония . В то же время Вестфальский мир закрепил раздробленность Германии.

Значение Вестфальского мира

Вестфальский мир разрешил те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне :

  • Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель, осуществлённую до 1624 года, и отменил ранее действовавший принцип cujus regio, ejus religio , вместо которого провозглашался принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами;
  • Вестфальский мир положил конец стремлению Габсбургов расширить свои владения за счёт территорий государств и народов Западной Европы и подорвал авторитет Священной Римской империи : с этого времени старый иерархический порядок международных отношений, в котором германский император считался старшим по рангу среди монархов, был разрушен и главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором;
  • согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам.

См. также

Ссылки

  • Крушение Вестфальской системы и становление нового мирового порядка статья заведующего кафедрой мировой политики ГУ-ВШЭ проф. С. В. Кортунова

Категории:

  • История Европы
  • Тридцатилетняя война
  • События 24 октября
  • Октябрь 1648 года
  • Мирные договоры XVII века
  • Международные договоры Швеции
  • Международные договоры Священной Римской империи
  • Международные договоры Франции

Wikimedia Foundation . 2010 .

Всемирная история

ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР - Вестфальский мир, договор, завершивший Тридцатилетнюю войну (1618 1648); заключен 24 окт. 1648 г. Состоит из 2 мирных соглашений: Мюнстерского (между Римско Германской империей и Францией) и Оснабрюкского договоров (между Римско Германской… … Православная энциклопедия

Вестфальский мир - – 14 окт. 1648 г.; им закончилась 30 летняя война, подтвержден аугсбургский мир и установлено полное равенство между лютеранской и реформатской церквами, упорядочены отношения между католиками и протестантами в Германии. По В. мирному… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Закончивший собой 30 летнюю войну (см. это сл.), заключен был в 1648 г. в Мюнстере и Оснабрюке, двух городах Вестфальской области, откуда он получил и свое название. Предварительные переговоры о мире начались еще в 1641 г. в Гамбурге; но здесь… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Вестфальский мир - ♦ (ENG Westphalia, Peace of) (1648) мирный договор, завершивший политические и религиозные конфликты Тридцатилетней войны в Центральной Европе (1618 1648). Он подтвердил религиозные соглашения Аугсбургс кого мира (1555), легальное признание… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Вестфальский мир - ВЕСТФАЛЬСКІЙ МИРЪ, 24 окт. 1648 г. закончилъ Тридцатил. войну. Предварительныя совѣщанія начались въ Гамбургѣ еще въ 1641 г. Послѣ долгихъ пререканій б. рѣшено предложить уполномоченнымъ собраться въ двухъ городахъ Вестфаліи съ тѣмъ, чтобы послы… … Военная энциклопедия

Окончил европ. Тридцатилетнюю войну 1618 48. Заключен после длит. переговоров между послами заинтересованных держав в городах Вестфалии (Германия) Оснабрюке и Мюнстере. Подписан 24 окт. 1648 в Мюнстере. Представляет собой 2 объединенных мирных… … Советская историческая энциклопедия

Окончил европейскую Тридцатилетнюю войну 1618 1648 (См. Тридцатилетняя война 1618 48). Объединяет два мирных договора, заключённых 24 октября 1648 после длительных (с весны 1645) переговоров в городах Вестфалии Мюнстере и Оснабрюке:… … Большая советская энциклопедия

Ряд мирных договоров, заключенных в период с мая по октябрь 1648 г. в епископствах Мюнстер и Оснабрюке в Вестфалии, фактически положивших конец европейским религиозным войнам.

Вестфальский мир официально завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648) – продолжительную борьбу за религиозную и политическую власть, затронувшую в той или иной степени практически все европейские страны. Тридцатилетняя война была религиозным конфликтом, обострением противостояния между католиками и протестантами, начавшегося с Реформации XVI века. Это была борьба за доминирование в Европе; Франция и Швеция выступали против Императора Священной Римской империи, принадлежавшего дому Габсбургов. Наконец, это был конфликт между Императором и крупными немецкими княжествами, которые стремились к обретению независимости.

Вестфальский мир также привел к окончанию Восьмидесятилетней войны (1568-1648) между Испанией и Нидерландской республикой, а Испания официально признала независимость Нидерландской Республики.

Процесс переговоров был длительным и сложным. Обсуждение условий Вестфальского мира проходило в двух разных городах – между императором Священной Римской империей с католическими странами и Францией в епископстве Мюнстер, а с протестантскими странами и Швецией в епископстве Оснабрюк, поскольку ни католики, ни протестанты не желали проводить встречи на «чужой» территории. В общей сложности съехалось 109 делегаций, представлявших интересы всех государств, вовлеченных в войну.

Вестфальский мирный договор.

В результате переговоров было подготовлено три отдельных договора:

  • Мюнстерский мир – заключен между Нидерландской Республикой и Королевством Испании 30 января 1648 года и ратифицирован в Мюнстере 15 мая 1648 года; и
  • два взаимосвязанных соглашения, заключенных 24 октября 1648 года и ратифицированных в период с ноября 1648 года по январь 1649 года:
    • Мюнстерский мирный договор между Священной Римской Империей и Францией и ее союзниками;
    • Оснабрюкский мирный договор между Священной Римской империей и Швецией и ее союзниками.

В совокупности эти три договора составляют Вестфальский мир.

Итоги Вестфальского мира.

Вестфальский мир был как религиозным, так и политико-территориальным урегулированием. Условия Вестфальского мира определили политический ландшафт Европы на долгие годы вперед. Поскольку его положения распространялись на большинство европейских держав – среди них Савойя, Англия, Дания, Норвегия, Польша, княжества и республики Италии, Нидерландов и швейцарские города – это был по истине общеевропейский мир. Хотя от территориального порядка, установленного в 1648 году, мало что осталось, итоги Реформации после Вестфальского мира в Европе больше никогда не пересматривались. В Вестфальском мирном договоре также содержались важные нормы о конституции Священной Римской империи, которые продолжали оставаться в силе до падения Империи в 1806 году.

Многолетние Мюнстерская и Оснабрюкская мирные конференции были важным событием в современной истории дипломатии. Компромиссы по вопросам протокола, многие из которых были достигнуты только после длительных переговоров, послужили прецедентом для последующих международных конференций и конгрессов.

Религиозные вопросы.

Главной целью Вестфальского мира было урегулирование религиозных отношений и конфессиональных противоречий. Хотя Вестфальский мирный договор подтвердил право князей менять по желанию и свою веру, и веру своих подданных, в них предусматривались определенные правовые гарантии. Было введено несколько положений, ограничивающих и ослабляющих прежнюю власть князей над религиозной сферой.

Вестфальский договор официально признал свободу вероисповедания для католиков, живущих в протестантских областях, и наоборот, в том числе разрешалось молиться в своих домах, посещать религиозные службы и воспитывать своих детей в соответствии с личными убеждениями. Инакомыслящие не должны были «исключаться из гильдий купцов, ремесленников или компаний, лишаться права преемственности, наследования, доступа к общественным больницам, инфекционным больницам, домам престарелых (богадельням), а также других прав и привилегий». Более того, Вестфальский договор поощрял равноправие между католиками и протестантами в Имперских советах и других законодательных учреждениях Империи.

Территориальные договоренности.

Второй предмет Вестфальского мира касался вопроса территориального урегулирования, а практически – удовлетворения территориальных притязаний Швеции и Франции.

  • Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, Макленбургский город Висмар, Бременское архиепископство и Ферденское епископство. Эти приобретения дали Швеции контроль над Балтийским морем и устьями рек Одер, Эльба и Везер.
  • Франция получила суверенитет над графством Эльзас и подтвердила свои права на три епископства Мец, Туль и Верден, которые она захватила столетием раньше. Таким образом, Франция упрочила свою границу к западу от реки Рейн.
  • Бранденбург получил Восточную Померанию и несколько небольших епископств и монастырей.
  • Пфальц был разделен между протестантами и католиками на Верхний и Нижний Пфальц:
    • Верхний Пфальц остался за Баварией;
    • Нижний Пфальц, вместе с вновь созданным восьмым курфюршеством, был возвращен Карлу I Людвигу, сыну Фридриха V Пфальцского.

Важным итогом Вестфальского мира было международное признание в качестве независимых государств Нидерландской республики и Швейцарской конфедерации. Таким образом договоры официально закрепили статус, которым эти два государства уже фактически обладали в течение многих десятилетий.

Всеобщая амнистия.

В соответствии с христианской мирной этикой Вестфальский договор объявил всеобщую амнистию всем, кто участвовал в военных действиях Тридцатилетней войны. Амнистия была абсолютной и без каких-либо исключений; должно было быть «вечное забвение» всего, что было сказано и сделано во время войны.

Соглашения о конституции Священной Римской империи.

Учреждение восьмого курфюршества, пожалованного Карлу I Людвигу Пфальцскому, означало существенное изменение положений «Золотого Булла» 1356 года, одного из основных законов Империи, в котором, в частности, определялась процедура избрания императора. В «Золотой булле» прямо указывалось, что семь курфюрстов или князей-выборщиков должны выбрать Римского короля, которого Папа Римский затем короновал главой Священной Римской империи.

Вестфальский мирный договор изменили процедуру голосования Императорского собрания (Рейхстага), установив, что решения по религиозным вопросам должны приниматься единогласно, то есть по взаимному согласию католических и протестантских государств. Имперским городам (т. е. подчиненным непосредственно императору) были предоставлены места и права голоса в Имперском собрании. В дополнение к Совету курфюрстов и Совету имперских князей города образовывали третий совет, разделенный на две коллегии, Швабскую и Рейнскую.

Вестфальский договор включал положение о признании права отдельных Государств «вступать в альянсы с другими сторонами для своего сохранения и безопасности» при условии, «что данные альянсы не направлены против Императора, Империи, Общего мира и данного Соглашения». Право Государств на вступление в альянсы связано не только с правом проводить собственную внешнюю политику и устанавливать дипломатические отношения, но также и с правом вести войну и содержать постоянную армию. Это означало признание индивидуальной князей и территорий империи, которые, хотя все еще входили в Империю, приблизились к суверенному статусу.

С другой стороны, Вестфальский мир закрепил за Имперским собранием всю власть, которая обычно ассоциируется с осуществлением высших полномочий над территорией, например, такими, как написание и интерпретация законов, объявление войны, обложение налогами.

Императорский совет 1653-1654 года признал Вестфальский мирный договор чем-то вроде «основного закона» Империи до того, как появилось такое понятие. Вестфальские договоры были включены в последующие электоральные капитуляции, которые историки-правоведы рассматривают в качестве прекурсоров сегодняшних конституций.

Значение Вестфальского мира в истории международного права.

Многими юристами-международниками и политологам Вестфальский мир рассматривается как поворотный момент в истории международного права и международных отношений, разделяющий старый европейский порядок, характеризуемый религиозным и политическим единством «христианского мира» под властью Императора и Папы Римского, и современную светскую систему суверенных и равноправных государств, существующую и в настоящее время или, по крайней мере, просуществовавшую до конца Второй мировой войны. В литературе последний порядок часто описывается как Вестфальская система международного права и международных отношений, отличающаяся четким, главным образом территориальным, разграничением политической власти и социальных связей.

Хотя «Вестфальский мир» допустимо использовать в качестве символического начала эпохи международного права, характеризуемой преобладанием суверенных государств, тем не менее подобное допущение проблематично с исторической точки зрения. Оно сводит к единому знаменателю события, постепенное развитие которых частично началось за долго до 1648 года, и частично продолжалось еще в течение по меньше мере двухсот лет. Современное международное право зародилось не в середине 17-го века, а в еще позднем средневековье, достигнув высокой степени зрелости как с точки зрения международной практики, так и доктрины в «испанский период» 16 – середины 17 века. Во многих отношениях Вестфальский мир предполагал существование современного светского международного порядка, который он скорее подтвердил нежели создал.

К моменту проведения Вестфальских мирных переговоров концепция суверенитета как верховенства власти над определенной территорией и ее независимости от «чужих» полномочий была доктринально хорошо развита. Поэтому Мюнстер, несомненно, не был родиной идеи государственного суверенитета. Более того, данное слово не фигурирует в длинном тексте Вестфальских договоров. И Мюнстерский, и Оснабрюкский договоры осторожно избегали называть государства империи «суверенными». Вместо этого в договорах использовалось выражение ius territoriale или территориальная власть, тем самым подчеркивая их принадлежность к империи.

Таким образом, было бы несправедливо рассматривать Вестфальский мир 1648 года как краеугольный камень в развитии современной международной системы государств. Скорее, результаты конгресса являются не чем иным, как дальнейшим шагом - можно даже сказать, что довольно скромным шагом - в постепенном переходе от идеала универсальной власти к идее отдельных самостоятельных политических единиц, обладающих суверенитетом на вверенных им территориях.