Так как наш богослужебный устав имеет своею задачею приспособление церковных служб к священным воспоминаниям дня, то составление его, – конечно, мысленное на первых порах, а не письменное, – должно было начаться с самого возникновения в христианстве священных памятей. Появление же первых священных памятей относится еще к апостольскому времени, когда несомненно существовало уже богослужебное чествование по крайней мере воскресного дня. Итак не будет преувеличением сказать, что первые строки нашего церковного устава, излагающие именно чин воскресного богослужения, задуманы самими св. апостолами. Неудивительно поэтому, что старые русские книжники называли Типикон боговдохновенною книгою . Он начат составлением в те времена, когда в христианстве была высота духовной жизни, делавшая возможным появление боговдохновенных писаний.

Начавшееся в апостольский век образование нашего богослужения закончилось, можно сказать, только к XVI веку, когда устав его получил вполне нынешний свой вид. И конечно, цену этого устава (с. 2) не может ронять то обстоятельство, что на творение его потребовалось полтора тысячелетия. Скорее наоборот. Благодаря такому длинному периоду развития нашего богослужебного устава, в развитии этом могла принимать участие разных эпох, а каждая из этих эпох имела свою силу и красоту и отразила их на нашем многовековом Типиконе. И не только церковь разных времен создавала нынешний устав, но и церковь разных местностей и стран; след., выработала его церковь, не только апостольская – но соборная как по месту, так и по времени. Со страниц устава и веет умилительным духом древней церковной жизни то благочестивого Константинополя, то подвижнического Египта и Фиваиды. Если же принять во внимания множество ветхозаветного материала, привзошедшего в наше богослужение, то в минуты последнего мы духовно переживаем и священную библейскую древность, «ходим единомышлением» в церкви патриархов и пророков.

Будучи соборным творением церкви, богослужебный устав однако разрабатывался по преимуществу лишь достойнейшими сынами ее. Непосредственными авторами его были люди, не имевшие другой жизни, кроме молитвы и поста, которым сладость «богослужения» позволяла принимать пищу раз в 5 дней и спать не иначе, как стоя или сидя, доканчивавшие свои всенощные бдения в подожженных запертых снаружи язычниками храмах, люди, мученическая кровь которых смешивалась иногда с евхаристическою Кровию. Страницы составлявшегося ими устава не могли не оказаться политыми слезами умиления и богожертвенною кровию исповедничества, которые не могут не чувствоваться оттуда и не сообщать книге духа особенной святости и чистоты. В этом и тайна глубокого действия на душу православного богослужения, что участвующий в нем воспринимает влияние церкви всех времен в лице лучших ее сил и живет жизнию всей церкви, и это влияние исходит не только от поэзии и музыки богослужения, но и от самой архитектоники его, от этих 40-кратных «Господи помилуй», безмолвных поклонов, вторгающихся долгой паузой в пение и чтение, от антифонного способа пения, и т.п. Типикон и занимается собственно архитектоникой и эстетикой богослужения.В частности из ряда подвижников ныне действующий устав усваивает свое составление св. Савве, точнее – «яже во Иерусалиме святей лавре преподобного и богоносного отца нашего Саввы». Это обитель неподалеку от Иерусалима в суровой иудейской пустыне, основанная в V в. св. Саввою Освященным. Какая доля участия принадлежит этому преподобному в выработке нынешнего устава, решить при теперешнем состоянии научных источников еще нельзя. Но во всяком случае родиной нынешнего устава является Палестина и ее постническими подвигами (с. 3) возделанные пустыни. Создатели нашего церковного устава были, след., воспитанием той пустыни, которая воспитала Илию и Иоанна Крестителя и подготовила самого Спасителя к Его общественному служению. Здесь самый воздух был насыщен священными воспоминаниями. Вблизи были величайшие святыни христианского мира – Иерусалим с гробом Господним и храмом Воскресения, где молитва сама собою становилась горячее и где, по свидетельству одной западной путешественницы IV в. (Сильвии Аквитанской), когда читались Евангелия страстей, «весь народ поднимал такой крик и стон, что не было никого, кто не был бы тронут до слез в этот час»

Неизвестный художник. «Спор о вере». XVIII в.
Холст, масло. 68 х 83,2 см.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.


Терминология.
Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют инославной - нововерцами или никонианами. Приверженцы старообрядчества, за исключением единоверцев, до 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался. Старообрядцы называли себя по-разному: староверами, древлеправославными христианами... Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие». В сочинениях старообрядческих начётчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишённые церковно-вероисповедного единства.

Крестное знамение.
Во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трёхперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы. Трёхперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трёхперстного крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки.
Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик, то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы. Крупнейшее старообрядческое объединение в современной России - Русская православная старообрядческая церковь - относится к поповцам.

Имя Иисуса Христа.
В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Ісус» (под титлом «Ic»). Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналога которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Іисус» (под титлом «Іис») более соответствует Вселенской практике звучания имени Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры.
В ходе «книжной справы» были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления свойств, таким образом, было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть. Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианами. Например, о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святого исключено слово «Истиннаго».

Дореформенный текст «Новообрядческий» текст
Ісусъ, (Ісъ) Іисусъ, (Іисъ)
Рожденна, а не сотворенна Рожденна, не сотворенна
Его же царствію несть конца Его же царствию не будет конца
И воплотившегося от Духа Свята, и Марии девы вочеловечшася И воплотившегося от Духа Свята и Марии девы, ивочеловечшася
И воскресшаго в третий день по Писаниих. И воскресшаго в третий день по Писанием.
Господа истиннаго и животворящаго Господа животворящаго
Чаю воскресения мертвым Чаю воскресения мертвых

Тексты книг.
В результате «книжной справы» патриарха Никона в в 1650-х - 1660-х годах в богослужебных и духовных книгах изменилось написание многих слов. Старое написание получило наименование старомосковского извода, а новое написание, соответственно, новомосковского (синодального) извода: диякон - диакон, священноинок - иеромонах, Иеросалим - Иерусалим, молитвен(н)ик - молитвослов, Октай - Октоих, па́вечерница - повечерие, полиелео́с - полиелей, Полуношница - Полунощница, Предотеча - Предтеча, протопоп - протоиерей, Псалтырь - Псалтирь, Пятьдесятница - Пятидесятница, стехера - стихира, Сопостат - Супостат, Потребник - Требник, Устав - Типикон, християне - христиане, Часовник - Часослов, чюдотворец - чудотворец.

Крестный ход.
К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь («по солнцу», по часовой стрелке). Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Одежда.
В большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, косоворотках, сарафанах и т. п.

Крест.
Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четырёх- и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая аллилуия.
В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение слова «аллилуия» во время пения в честь Святой Троицы было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе, Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже». По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице. Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова «аллилуиа» («хвалите Бога»).

Поклоны на службе.
На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: обычный - поклон до персей или до пупа; средний - в пояс; малый земной поклон - метание (от греч. «метанойя» - покаяние); великий земной поклон (проскинеза). Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Богослужение.
У старообрядцев богослужение проходит по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око», нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы, стихиры и песни канонов исполняются полностью. Не используются акафисты (за исключением «Акафиста о Пресвятой Богородице») и другие позднейшие молитвенные сочинения, не служится великопостная служба Пассия, имеющая католическое происхождение.
Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди, поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время.

Чётки.
Православные и старообрядческие чётки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются 33 бусины, по числу земных лет жизни Христа, либо количество, кратное 10 или 12. В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка - чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Обряд Крещения.
Старообрядцы приемлют Крещение только троекратным полным погружением, тогда как в православных церквях допускается Крещение обливанием и частичным погружением.

Церковное пение.
После раскола старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками - «знаменами» или «крюками».
В Старообрядческой церкви пению уделяется высокое воспитательное значение. Петь надо так, чтобы «звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце». Певческая практика не признаёт классическую постановку голоса, молящийся человек должен петь своим естественным голосом, в фольклорной манере. В знаменном пении нет пауз, остановок, все песнопения исполняются непрерывно. Во время пения следует достигать однородности звучания, петь как бы в один голос. Состав церковного хора был исключительно мужским, но из-за малочисленности певцов в настоящее время практически во всех старообрядческих моленных и церквах основу хоров составляют женщины.

СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916) «Рука боярыни Морозовой». Этюд для картины «Боярыня Морозова».
Холст, масло. 28 x 23 см.

БОТКИН Михаил Петрович (1839-1914) «Старовер». 1877 г.
Дерево, масло. 32 x 24 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

НЕЯСОВ Василий Андреевич (1926-1984) «Портрет старовера». 1964 г.
Холст, масло. 80 х 65 см.
КУЛИКОВ Иван Семёнович (1875-1941) «Портрет старообрядца (Старик за чтением)». 1911 г.
Холст, масло.
Муромский историко-художественный музей.


Иконопись
Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Старообрядцы активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы.

«Иоанн Богослов в молчании». XVII в.
Дерево, темпера. 31 х 26 см.

Фон иконы закрыт серебряной басмой с растительным орнаментом. Живопись под тонким слоем потемневшей олифы. Серебряная басма московской работы XVII века. Композиция известна только по русским памятникам конца XVI -XVII в. Особенностью её является поднесение евангелистом к устам пальцев правой руки, сложенных в жесте именословного благословения. Приведённое название иконографии, возможно, принадлежит старообрядческой среде.

«Никола Зарайский с житием». XVIII в. Дерево, темпера. 92,7 x 72,0 см.
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь».

Клейма: 1. Рождество свт. Николы. 2. Поставление в епископы. 3. Избавление отрока Димитрия от потопления. 4. Погребение свт. Николы. Фигура святителя помещена в условно изображенный киот с городчатым килевидным завершением. Порядок расположения житийных клейм нарушен. Для клейм выбраны сюжеты, акцентирующие святительское служение свт. Николы и его чудесную помощь на водах. Возможно, образ происходит из стоявшего близ Галичского или Чухломского озера Никольского храма или посвящённого святому придела. Двуперстное знамение правой руки святителя намеренно подчеркнуто, что указывает на связь образа со старообрядческой средой.

«Спас Нерукотворный». XIV в.
Дерево, темпера. 164 х 113 см.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.

Икона была раскрыта и заново прописана в старообрядческой мастерской.
Стиль иконы, ориентированный на древние образцы, характерен для иконописания, связанного со старообрядческой средой.

«Св. Алексий, св. Варлаам, св. Евдокия». Конец XIX в.
56 х 43,5 см.
Частная коллекция.



К старообрядческой церкви принадлежали:
РЯБУШИНСКИЕ - династия российских предпринимателей, в том числе РЯБУШИНСКИЙ Павел Павлович (1871-1924) - видный российский общественный и политический деятель, издатель.
ТРЕТЬЯКОВЫ - купцы и предприниматели, в том числе ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович - меценат, основатель Третьяковской галереи.
МОРОЗОВЫ - род купцов и промышленников XVIII-XX вв., в том числе МОРОЗОВ Савва Тимофеевич (1770-1862) - российский предприниматель и меценат, основатель династии Морозовых.
МАЛЬЦЕВЫ - купеческая династия Поволожья, «хлебные короли».
ПРОХОРОВЫ - династия промышленников, владельцы знаменитой Трехгорной мануфактуры.
СОЛДАТЁНКОВ Козьма Терентьевич (1818-1901) - московский предприниматель, известный книгоиздатель, владелец художественной галереи.
ЩУКИН Сергей Иванович (1854-1936) - московский купец и коллекционер искусства.
ПЛАТОВ Матвей Иванович - войсковой атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии.
ГРОМОВ Василий Федулович (1798/1799-1869/1874) - купец 2-й гильдии, лесопромышленник XIX века, известный своей благотворительностью и вкладом в садоводство.
ЗОТОВ Григорий Фёдотович (1775 - ?) - уральский мастеровой, заводской управляющий, организатор горного дела, основатель города Карабаш, основоположник каслинского художественного литья.
ДЕВОРРА (в миру Евдокия Петровна Нарышкина, урождённая Гамильтон) - тётка царицы НАТАЛЬИ КИРИЛЛОВНЫ, жена думного дворянина Фёдора Полуэктовича НАРЫШКИНА.
ЛЫКОВЫ - отшельники, ушедшие в Саянскую тайгу в 30-х годах от преследований и сталинских законов.

А так же, согласно Википедии:
КОРЖАКОВ Александр Васильевич (р. 1950) - глава службы безопасности президента Бориса Николаевича Ельцина.
ЛИХАЧЁВ Дмитрий Сергеевич (1906-1999) - российский и советский учёный, филолог, искусствовед, общественный деятель.

КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-1887) «Портрет Павла Михайловича Третьякова». 1876 г.
Холст, масло. 59 x 49 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
ГОРАВСКИЙ Аполлинарий Гиляриевич (1833-1900) «Портрет Козьмы Терентьевича Солдатенкова». 1857 г.
Холст, масло. 69 x 56 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
БИЧИ Генри Уильям (1753-1839) «Портрет донского атамана Матвея Платова». 1814 г.
Холст, масло. 76,5 х 63,5 см.
Константиновский дворец, Стрельна.


Книга Типикон содержит указания, как совершать богослужение. Если в других богослужебных книгах можно найти, что читается и поется за богослужением, то в одном только Типиконе подробно указывается, как все прочие книги сочетаются в одно стройное богослужение. При всей сложности церковного календаря со всевозможными совпадениями праздников великих, малых, подвижных и неподвижных и т. п., постоянно необходимы справки в Типиконе: сколько стихир празднику? сколько – святому? поется ли Октоих? и т. п. Поэтому Типикон занимает особое место на клиросе как необходимейшая его принадлежность, как каталог в библиотеке.

Однако на наших клиросах эта необходимейшая книга – и наименее употребляемая, она остается terra incognita даже для большей части руководителей наших приходских хоров. Одну причину этому нетрудно понять при первом взгляде на эту громадную книгу – несомненно, объемистость Типикона может немного... смущать. Но если неопытный псаломщик и решиться раскрыть Типикон, он встретит много неутешительного. Своеобразная, не всегда логичная организация глав Типикона осложняет его освоение, да и многие выражения для новичка непонятны: «кондаки пременяюще глаголемъ», «...И обычное исхожденiе », «и посемъ неделя рядъ »... Но эти трудности только при поверхностном взгляде кажутся непреодолимыми, на практике же постепенно преодолеваются. Как и любая справочная книга, Типикон изучается не целиком и не в один прием, а по малым частям, по нужде, постепенно. Если взяться только находить, при подготовке к службе, нужную главу, то постепенно можно всякому научиться пользоваться Типиконом и понимать его. К сожалению, немногие решаются на это, так как обычно есть в наличии более простой выход из положения: Джорданвилльский календарь или местная старушка, которая «знает службу». Но такое руководство, в чем каждый может убедиться на деле, всегда будет недостаточным, по нескольким причинам.

Общеизвестно, что Джорданвилльский «Троицкий» календарь – неоценимая помощь на клиросе в самые важные праздники. Но в средние и малые праздники он чаще всего ограничивается замечанием: «Служба бденная, по Минее». В Отдания праздников: «Въ сей день отдается праздникъ такой-то. Служба вся праздника...» и несколько коротких замечаний (впрочем, обычно не указано, что служба славословная ). В очень сложном случае праздника свв. 40 мучеников (9 марта) замечено только: «Служба полiелейная въ соединенiи съ великопостной. Совершается Литургiя Преждеосвященныхъ Даровъ.» Таким образом и Джорданвилльский календарь нередко отсылает читателя к Типикону, без которого вряд ли кто наизусть знает, что значит: «Служба полiелейная въ соединенiи съ великопостной». Да и в менее сложных случаях бдений, которые «все по Минее» невозможно разобраться с одной Минеей. В Минеи не указаны ни текст Величания, ни нужная Катавасия (помимо редких исключений), ни всевозможные осложнения в порядке Канонов или Богородичных, например в день субботний... Все это во всех подробностях излагается только Типиконом, из которого исходит и Троицкий календарь, и все другие пособия и руководства к Уставу. Как первоисточник всех прочих нынешних пособий, Типикон остается не только самым полным, но и самым авторитетным руководством в богослужении. Высокий авторитет Типикона, называемого на Руси боговдохновенною книгою, основывается на многовековой истории его, о которой, для правильного понимания этой книги, необходимо сказать хотя бы вкратце.

Наш богослужебный чин составлялся не сразу, и не случайными людьми, но вырабатывался веками как соборное творение Церкви лучшими сынами ее. Непосредственными авторами богослужебного устава, пишет проф. Скабалланович, «были люди, не имевшие другой жизни, кроме молитвы и поста, которым сладость «богослужения» позволяла принимать пищу раз в пять дней, и спать не иначе, как стоя или сидя... Страницы составлявшегося ими устава не могли не оказаться политыми слезами умиления и богожертвенною кровию исповедничества, которые не могут не чувствоваться оттуда и не сообщать книге духа особенной святости и чистоты». В продолжительном развитии Типикона участвовала Церковь разных стран и эпох. Отсюда большое разнообразие в молитвословиях и священнодействиях православного богослужения. – Долгое вычитывание кафизм, с одной стороны, напоминает правила египетских монахов, состоявшие главным образом из чтения Псалтири; в моменты же разнообразных стихир и канонов – лучших творений великих богословов Церкви – перед нами оживают образы св. Отцов и святителей, боровшихся с различными ересями; а краткое, возвышенное «Святъ Господь Богъ нашъ» вносит совсем новый элемент в службу: тут не полемика с еретиками, и даже не молитва или какое-либо прошение, а созерцание определенного свойства Божия, т. е. то высокое делание, которое в далеких пустынях занимало святых отшельников, также оставившее свой отпечаток на богослужебном чине. Торжественные же входы и выходы духовенства, величественный чин архиерейского служения веют пышной обстановкой константинопольской «Великой» церкви с ее придворным патриаршим чином... Еще более отразились на нынешнем Типиконе обычаи иерусалимской, святогробской церкви: праздничные литии, всенощные бдения, резкое различие праздничных и будничных богослужений, столь понятное для Святой Земли, где естественно сильнее переживаются празднуемые события.

Не входя более подробно в историю развития Типикона, скажем несколько слов о заглавии его – «Типикон», весьма продуманном и вырабатывавшемся веками. Греческое прилагательное typikos означает «отражающий нечто существующее», происходя от слова typos, которое первоначально означало «отпечаток, изображение, пример». Если позднее слову typos усвоено значение указа, закона, то – особого характера (например, божественный закон у Юстиниана или вероисповедный указ Констанса). Таким образом славянское слово «Устав», которым веками переводилось слово «Типикон» – неточный перевод. Ибо понятие об образце (typos) не устраняет свободы подражателей образцу. А устав (oros) есть порядок, обязательный для всех. [«Побеждаются естества уставы въ Тебе, Дево чистая...» ] Намерение же Типикона не в том, чтобы узаконить малейшие его частности, которые (особенно на приходе) чаще всего невозможно осуществить. Но, оставаясь высоким идеалом, Типикон всех призывает к его осуществлению по мере сил. Эта некоторая гибкость Типикона позволяет ему быть, так сказать, всемъ для всехъ: руководством как для монастырского, так и для приходского богослужения.

Что же касается богослужения Русской Церкви, то, как известно, свой богослужебный чин русские, подобно другим православным славянам, переняли из Византии. Но нигде так сильно не сказалось греческое влияние на богослужение, как на Руси. Русские по сравнению с болгарами и сербами были более преданы Византии и видели в Константинополе не только источник своей веры, но, по словам историка прот. Мейендорфа, и центр более высокой культуры. «Даже после обретения церковной независимости, – пишет прот. Мейендорф, – консервативный инстинкт преданности «греческим книгам» определял строй русской культуры.» Но в Х веке и в последующие века в самих греческих книгах наблюдается большой разнобой в богослужебном чине – как в служебниках, требниках, так и в списках различных «уставов». Русская Церковь унаследовала этот разнобой. Это был переходный период, когда иерусалимские обычаи стали вытеснять студийские, но не везде одинаковыми темпами. Осложняли положение и другие исторические обстоятельства, затруднявшие нормальные сношения с Константинополем, например, взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г., а затем – монгольское нашествие на Русь. Нашим святителям, пытавшимся ввести единообразие в богослужебный чин, постоянно приходилось выяснять недоумения из-за разногласий о постах, о совершении таинств, и т.п. Считается, что первоначально на Руси был введен студийский устав (т.н. «Ктиторский Алексеевский» список его), который постепенно, особенно благодаря усилиям свят. Киприана (в начале ХV в.) заменяется иерусалимским. Представляется более вероятным, при наличии многих разных списков студийского и иерусалимского уставов, и существовании собственных уставов у большинства наших монастырей, что до появления печатных уставов никакого единообразного устава в Русской Церкви не было.

Характерным моментом в развитии русского Устава является спор о посте в среду и пятницу, когда случится праздник. Вопрос о том, надо ли поститься в среду и пятницу, когда случится праздник, и в какой именно праздник позволительно этот пост разрешать, буквально раздирал юную Русскую Церковь не какое-нибудь короткое время, а в течение нескольких веков: с ХII по ХV век собирались Соборы, писались (тщетно) послания виднейших святителей... Подобным образом вызывали самые горячие споры другие вопросы внешнего благочестия: крестный ход совершать посолонь/не посолонь?, вопрос о «сугубой» аллилуъи; о двуперстном сложении; о брадобритии и т. п. Типикон, т.е. внешняя его сторона – Типикон, возведенный в «Устав» – оказался для Русской Церкви настоящим камнем преткновения. Характерно, что именно при разрыве со старообрядцами, к концу ХVII века, заглавие «Устав» наконец исправлено на «Типикон».

Подытоживая сказанное, можно заметить, что в отношени к богослужебному чину возможны крайности. Возможен, однако, и благоговейный, смиренный подход к Типикону, о котором говорит митроп. Антоний (Храповицкий):

«Хранение неискаженного... Православия возможно лишь через одушевленное исполнение православной службы Божией без искажений, без грубых опущений, но со смиренным сознанием, что мы стоим не выше, а гораздо ниже уровня духовной жизни Отцов и Учителей Церкви и должны со вниманием и послушанием следовать их богопросвещенному руководству.»

1. Список самых необходимых глав Типикона с пояснительными замечаниями о каждой главе раздавался на певческом семинаре в Кельне (февраль 2000 г.). За этими материалами можно обратиться к Л. Н. Шютц: тел./факс 0821-35-49-65.
2. В первых печатных Уставах до середины ХЅII века. И в теперешних старообрядческих.
3. Скабаллановичъ М. Толковый Тvпиконъ. Кiевъ, 1910. Вступит. гл. стр.2.
4. Преп. Iоаннъ Кассiанъ Римлянинъ . Писанiя. Москва, 1892. Кн. 2, гл.3-8.
5. Lampe G.W.H.A Patristic Greek Lexicon. Oxford University Press. New York , 1997.
6. Там же : «impression, representation, example...»
7. См. у Скабаллановича , ч. II, стр. 1-2.
8. Канон Успению Пресвятой Богородицы, ирмос 9 песни.
9. Мейендорф прот. И. Византия и Московская Русь. Paris, YMCA-Press, 1990, стр. 10, 28.
10. См. об этом: Дмитриевскiй А. А. Богослуженiе въ Русской Церкви в ХVI веке. Казань, 1884.
11. Об усилиях в этой области митроп. Киприана, митроп. Фотия см.: Макарий митроп. История Русской Церкви. Москва, 1995, т. III, стр. 170-174.
12. Там же , т. II, стр. 334-336.
13. Никон архиеп. Жизнеописание Митрополита Антония (Храповицкого). Нью-Йорк, 1963, т. Х, стр. 105.