Страница 1 из 3

ПАРАШЮТ

Слово «парашют» французское, оно означает: «устройство, предотвращающее падение». Точнее, парашют - это приспособление, замедляющее падение тела в воздухе.

КАК УСТРОЕН ПАРАШЮТ

Современный парашют представляет собой огромный купол из тонкой, но прочной ткани (рис. СЛЕВА), к которому при помощи большого числа строп подвешивается груз или человек. Мы знаем, что всякий груз, сброшенный с высоты, стремительно падает вниз. Если же к грузу присоединить парашют, то падение станет во много раз медленнее, так как парашют будет тормозить (замедлять)" падение груза. Это явление вызывается большим сопротивлением, возникающим при движении парашюта в воздухе, что не трудно проверить. Если взять в руки раскрытый зонтик, который представляет собой небольшой парашют, и быстро двигать его книзу, то можно рукой ощутить силу сопротивления воздуха движению зонта (рис. 12). При этом можно заметить, что при медленном движении зонт «сопротивляется» слабее, а при быстром сильнее.

Сила сопротивления зависит от размеров купола. Купол парашюта имеет во много раз большую поверхность, чем купол зонтика, поэтому и сопротивление его очень велико.

Современный парашют складывается особым образом, так, что весь укладывается в ранец сравнительно небольшого размера. Изобретателем ранцевого парашюта является наш соотечественник Глеб Евгеньевич Котельников, запатентовавший это устройство в октябре 1911 года,- Современный ранцевый парашют находится всегда с летчиком, на борту самолета. В любую минуту летчик может выпрыгнуть с парашютом из самолета, если какая-либо опасность угрожает его жизни.

Из истории известны многие попытки построить парашют. Так, в XII веке грузинский юноша, живший в селе Хертвиси, Ахалкалакского района, из дранок, ивовых прутьев построил что-то вроде зонта и спрыгнул с ним с башни. Спуск произо­шел благополучно, но юноша в момент приземления наткнулся на острие топора, находившегося при нем, и погиб от раны.

Подобный же спуск совершил некто Симеон в тридцатых, годах XVIII века.

Все более и более развивавшаяся авиация потребовала и аппарата, на котором смог бы спастись летчик при катастрофе с самолетом. Многие изобретатели взялись за проектирование авиационного парашюта. Такими были французы Вассер (1909 г.) и Эрвье (1910 г.), австриец Рейхельт (1912 г.) и многие другие. Но они не смогли создать надежного и легкого парашюта. Такой авиационный парашют создал в 1911 году наш соотечественник Г. Е. Котельников.

Парашютом пользуются и для сбрасывания с самолетов грузов, боеприпасов и продовольствия. Во время Великой Оте­чественной войны наша авиация выбрасывала в тылу против­ника вооруженных парашютистов - «парашютный десант», часто вместе с боеприпасами, минометами и легкими пушками; на парашютах сбрасывали грузы для партизан.

В бывшем Советском Союзе подготовка парашютистов была поставлена широко. Этим занималось Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Многие тысячи парашютистов-спортсменов подготовило Общество.

Наши спортсмены завоевали большое количество мировых рекордов. Среди них такие, как В. Романюк, прыгнувший с высоты 13 400 м, Е. Владимирская-с высоты 10 370 м. Мировыми рекордами являются прыжки с задержкой раскрытия парашюта на протяжении 12 141 м у В. Романюка и 7 246 м - у А. Султановой. Помимо этих выдающихся достижений, установленных днем, наши спортсмены имеют ряд рекордов, установленных ночью. К ним относится прыжок Е. Владимирской с высоты 10 370 м, Л. Маз- ниченко-с высоты 7421 м, падение с нераскрытым парашютом (задержка раскрытия) на протяжении 9726 м - у П. Стор- чиенко и 8326 м - у В. Селиверстовой.

Сейчас парашютизм получил широкое распротранение по всей России, и даже непрофессионал может прыгнуть практически с любой высоты, естественно, с соответствующей подготовкой.

Мы наблюдаем в небе вытянутый купол, перемещаю­щийся поступательно и вниз. Под куполом на стропах висит человек. Парашют это или параплан? Непосвящен­ный человек может подумать, что это одно и то же. Но это не так. Давайте рассмотрим их сходства и различия.

Параплан и современный парашют-«крыло» похо­жи по конструкции, принципам полета и управления. Тот и другой имеют две оболочки, нервюры с профи­лем крыла, сопла, стропы, подвесную систему, купол прямоугольной или эллиптической формы, перемеща­ются за счет силы тяжести и управляются с помощью строп управления. Это все, что объединяет парашют и параплан.

Использование парашюта выглядит обычно так: ук­ладка в ранец, набор высоты, прыжок с летательного аппарата (или с достаточно высокого стационарного объекта), раскрытие из свободного падения (скорость около 50 м/с, перегрузка при раскрытии порядка 10 G), планирование под куполом в желаемое место призем­ления, приземление. Теперь смотрим на параплан: его расстилают на земле, поднимают в воздух, взлетают с помощью лебедки или со склона, дальше возможен на­бор высоты в восходящих потоках и перемещение на значительные расстояния, подобно планерам. Такое приспособление, как парамотор (двигатель с воздуш­ным винтом за спиной), позволяет парапланеристу са­мостоятельно взлетать и набирать высоту. Прочность строп параплана не рассчитана на большие перегрузки, его удлинение не позволяет куполу наполняться в воз­духе из сложенного вида.

Подвесная система парашюта позволяет спортсме­ну свободно двигаться при выполнении акробатики в свободном падении, но при этом не дает ему выпасть и процессе раскрытия парашюта. Лямки и швы долж­ны выдерживать возникающие при раскрытии пере­грузки и не создавать дискомфорта при снижении под куполом в течение нескольких минут. Полет под пара­планом происходит намного дольше, и его подвесная система больше похожа на кресло.

Купола парашютов шьют из ткани ZP-0 и F-111 (или аналогичных). Эти ткани рассчитаны на многократные раскрытия, сопровождающиеся резкими перепадами давления. Прочность ткани параплана несколько мень­ше. За счет этого ткань может быть тоньше и легче.

Отличия по геометрии: параплан имеет намного большее удлинение (4,9-5,8), более тонкий профиль. Правильность профиля обеспечивается большим ко­личеством строп меньшей, по сравнению с парашют­ными, прочности. Стропы парашюта гораздо прочнее, они рассчитаны на частые перегрузки. Удлинение ку­пола парашюта не превышает тройки, при больших значениях возникают проблемы стабильного раскры­тия - купол наполняется, но с большой вероятностью возникновения какого-либо перехлеста.

Площади современных парашютов, кроме тандемов, находятся в диапазоне 39-300 кв. футов (3,5-27 м 2), а парапланов - 19-36 м 2 .

Величина такого показателя, как аэродинамическое качество парашютов, характеризующая отношение го­ризонтальной и вертикальной составляющей переме­щения, составляет от 2 до 3 единиц, у парапланов же достигает 8.

Таким образом, можно сделать вывод, что пара­шют - это средство спуска с высоты, предоставляю­щее достаточно большой выбор места приземления. Параплан - летательный аппарат, сходный по конст­рукции с парашютом, но по летным возможностям приближающийся к планерам.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПАРАШЮТА

ВАРИАНТЫ РАСКРЫТИЯ ПАРАШЮТА

Стабилизация

Прыжки на стабилизацию падения отличаются тем, что их могут выполнять парашютисты без опыта прыж­ков и с минимальной теоретической подготовкой. Это, например, парашютисты начального обучения по программе № 1 (так называемые перворазники), совер­шающие первые прыжки в аэроклубах РОСТО (Россий­ская оборонная спортивно-техническая организация). Со стабилизацией прыгают и десантники ВДВ.

Для прыжков на стабилизацию падения используют­ся, например, парашюты Д-6, ПСН-90, «Арбалет» и др. Для штатного раскрытия парашюта необходимо, чтобы парашютист падал стабильно. Парашютист, не имеющий навыков управления своим телом в сво­бодном падении, не может обеспечить необходимого положения тела при раскрытии парашюта и, как пра­вило, после отделения от летательного аппарата будет беспорядочно кувыркаться (так называемое БП - бес­порядочное падение)- Раскрытие парашюта из БП обычно является предпосылкой к отказу основного парашюта. Для того чтобы неопытный парашютист не падал беспорядочно, применяется стабилизация.

Схема прыжка следующая. Парашютист отделяет­ся от самолета. При этом автоматически раскрывается стабилизирующий парашют площадью 1,5 м2 (камера, в которую уложен стабилизирующий парашют, за­цеплена карабином за десантный трос в самолете). Па­рашютист летит, как бы подвешенный за шкирку на стабилизирующем парашюте, который не позволяет телу беспорядочно вращаться (рис. 22). Средняя ско­рость снижения со стабилизацией - 35 м/с. По про­шествии заданной задержки раскрытия (чаще всего это 3 с, хотя может быть и любое другое значение) пара­шютист дергает вытяжное кольцо основного парашюта, тем самым через двухконусный замок освобождая клапаны ранца. Теперь стабилизирующий парашют выполняет роль парашюта вытяжного. Он вытаскивает из ранца основной парашют в камере, вытягивает стропы, затем стягивает камеру с основного купола. Парашют раскрывается.

Рис. 22. Стабилизация падения

Важно, чтобы парашютист при отделении от ста­билизирующего парашюта сгруппировался, иначе стренга парашюта может попасть под мышку или меж­ду ног. В таком положении стабилизирующий парашют не сможет вытянуть основной ни после выдергивания кольца, ни после срабатывания страхующего прибора основного парашюта. Если оказавшийся в таком поло­жении парашютист вовремя не догадается освободить стренгу стабилизации, то спасти его сможет только страхующий прибор запасного парашюта (рис. 23).

Рис. 23. Выброска парашютистов на стабилизацию

Планирующая оболочковая парашютная система ПО-17 состоит из основного и запасного парашютов, смонтированных на одной подвеске и укладывающихся в один ранец.

Работа основного парашюта. Основной парашют вводится в действие путем выдергивания звена ручного раскрытия, расположенного (с левой стороны) на подвесной системе, или парашютным полуавтоматом.

При прыжках из вертолета раскрытие клапанов ранца основного парашюта производится только после 5 секунд свободного падения парашютиста.

При выдергивании звена ручного раскрытия шпилька выходит из шнурового кольца и освобождает клапаны ранца.

Схема работы показана на рис. 1:

Рис. 1. Схема работы основного парашюта планирующей оболочковой системы ПО-17

А - вытяжной парашют под действием пружинного механизма отходит от ранца и попадает в воздушный поток;

Б - под действием силы сопротивления вытяжного парашюта происходит вытягивание чехла с уложенным в него основным парашютом, затем строп из резиновых петель и сот;

В - после выхода всех строп происходит сход чехла и парашют попадает в воздушный поток;

Г - под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления устройства рифления, парашют наполняется, а устройство рифления опускается вниз;

Д - набегающий поток наполняет внутреннюю полость купола, и купол принимает крыловидную форму. Система начинает планирующий спуск в режиме торможения. Одновременно взявшись за звенья управления, парашютист натягивает стропы управления, при этом развязывается узел фиксации строп управления, и система планирует в режиме максимальной скорости.

После выхода купола из чехла под действием сил набегающего потока его поверхность стремится расправиться, но этому противодействуют силы натяжения

строп, силы сопротивления устройства рифления набегающему потоку, силы трения колец устройства рифления о стропы купола. В результате взаимодействия этих сил процесс наполнения купола замедляется и этим снижается динамическая нагрузка на парашютиста в момент наполнения купола.

После наполнения купола парашютист убирает звено ручного раскрытия в карман, расположенный на подвесной системе с левой стороны.

Работа запасного парашюта. Запасной парашют вводится в действие в случае отказа основного. Наиболее надежная работа запасного парашюта обеспечивается при полном отсоединении купола основного парашюта. Для этого парашютист выдергивает за < подушечку> звено отсоединения, расположенное с правой стороны подвесной системы. При его выдергивании из конусов одновременно выходят два троса и освобождают свободные концы подвесной системы с отказавшим основным куполом.

Для введения в действие запасного парашюта необходимо выдернуть звено ручного раскрытия, расположенное на правой стороне подвесной системы. При этом две шпильки выходят из петель и клапаны ранца расходятся, под действием пружинного механизма и воздушного потока вытяжной парашют отходит от ранца, вытягивая купол из ранца и стропы из сот на дне ранца.

После выхода строп из сот ранца происходит расчековка пучка строп, уложенного в три резиновые петли. Под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления колец системы рифления, двигающихся по стропам вниз к кольцам подвесной системы, купол наполняется и система начинает планирующий спуск в режиме максимальной скорости.

При задержке процесса разрифления парашютист воздействует на систему рифления втягиванием строп управления.

Схема работы запасного парашюта показана на рис. 2.

Рис. 2. Схема работы запасного парашюта планирующей оболочковой системы ПО-17

После раскрытия запасного парашюта возможно нерасхождение ворсовой «молнии» на внутренних предохранителях, образующих карман. Для расчековки кармана необходимо рукой раздернуть ворсовую «молнию».

Управление основным парашютом.

Парашютист управляет основным парашютом с помощью двух строп управления, одни концы которых закреплены на задней кромке купола, вторые выведены на задние свободные концы подвесной системы и заканчиваются звеньями управления для удобства их захвата руками.

Управление запасным парашютом.

Парашютист управляет запасным парашютом с помощью двух строп управления, одни концы которых закреплены на стропах 1Л и 1П, а вторые выведены на подвесную систему и заканчиваются кольцами управления.

Запасной парашют обеспечивает при снижении парашютиста горизонтальное перемещение вперед и развороты купола в любую сторону с помощью втягивания одной из строп управления.

Устройство и работа составных частей парашютной системы

Парашюты вытяжные

Парашюты вытяжные (два) площадью 0,6 м² каждый, предназначены: один для вытягивания купола основного парашюта из ранца, а другой - для вытягивания купола запасного парашюта из ранца и натяжения системы рифления парашюта в момент его наполнения.

Вытяжной парашют (рис. 3).

Рис. 3. Парашют вытяжной:

1 - накладка; 2 - основа купола; 3 - перо; 4 - конус; 5 - пружина; 6 - уздечка

Состоит из основы купола, конуса с перьями и пружины.

Основа купола шестигранной формы изготовлена из ткани арт. 56005крКП.

Для усиления основы купола на нее нашит каркас из ленты ЛТКР-13- 70, по нижней кромке нашита лента ЛТКП-15- 185.

Конус изготовлен из ткани арт. 56005крКП, перья - из ткани арт. 56267крП.

По бокам перья подогнуты и в подгибку пропущены стропы, концы которых пристрачиваются к основе купола. Стропы изготовлены из шнура ШКП-60 .

Коуш купола образован стропами, которые проходят внутри шнура ШТКП-15- 550, и служит для подсоединения к системе рифления.

Внутрь конуса парашюта вставлена пружина конической формы, которая вводит парашют в действие. Пружина сверху закрывается круглой накладкой из ткани арт. 56260крПЛ.

Парашют основной

Рис. 4. Купол основного парашюта:

1 - полотнище верхнее; 2 - нервюры; 3 - полотнище нижнее; 4 - стропы; 5 - свободные концы подвесной системы; 6 - звено управления; 7 - устройство рифления; 8 - стропы управления; 9 - стропы дополнительные; 10 - звено

Парашют основной (площадь 22 м²). Предназначен для управляемого снижения парашютиста (рис. 4).

Купол парашюта с двойной оболочкой имеет в плане форму прямоугольника, состоит из нижнего и верхнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами. Верхнее полотнище купола изготовлено из ткани арт. 52188, нижнее полотнище и боковые нервюры - из ткани арт. 56005крКП, остальные нервюры изготовлены из ткани арт. 56011АП.

На нервюрах, усиленных лентой ЛТКП-15-185, имеется 26 петель, к которым присоединяются стропы. Другие концы этих строп привязываются к свободным концам подвесной системы. Стропы изготовлены из шпура ШТсвм-3- 200.

К дополнительным стропам, расположенным на задней кромке парашюта, присоединены две стропы управления из шпура ШКПкр-190 . Каждая из двух строп управления монтируется на одном из задних свободных концов подвесной системы. Для удобства действий парашютиста в воздухе к стропам управления прикреплены звенья управления. На каждой стропе управления имеется метка, до которой укорачивают стропу при укладке.

На верхней оболочке купола имеется звено с петлей для подсоединения вытяжного парашюта. Для снижения динамических нагрузок в момент наполнения купола на стропах парашюта смонтировано устройство рифления.

У нижней кромки правой боковой нервюры между стропами 4П и 5П нанесена заводская маркировка.

Звено управления (рис. 5). Предназначено для удобства управления стропами, состоит из большой петли с кольцом. Звено изготовлено из ленты ЛТКкрП 40-700 .

Рис. 5. Звено управления:

1 - петля большая; 2 - петля малая с кольцом; 3 - застежка текстильная

Большая петля предназначена для захвата рукой, малая - для крепления строп управления. Для подсоединения звена управления к подвесной системе имеется текстильная застежка.

Устройство рифления предназначено для снижения динамических нагрузок при наполнении купола, состоит из полотнища с лентами, к которым прикреплены четыре кольца. В верхней части полотнища нашиты два кармана (рис. 6).

Рис. 6. Устройство рифления.

1 - полотнище; 2 - кольцо; 3 - карманы

Полотнище и карманы изготовлены из ткани арт. 56005крКП. Между кольцами на полотнище сделано прямоугольное отверстие, зашитое тканью арт.56011АП.

Запасной парашют

Рис. 7. Вид раскрытого купола запасного парашюта системы ПО-17:

1 - парашют вытяжной; 2 - купол; 3 - подвесная система; 4 - ранец; 5 - звено ручного раскрытия

Запасной парашют (рис. 7) предназначен для безопасного управляемого снижения и приземления парашютиста в случае отказа или ненормальной работы основного парашюта.

Площадь купола парашюта 27 м², в плане он имеет форму двух треугольников, соединенных вместе по одной из боковых сторон; каждый треугольник состоит из двух полотнищ и пяти клиньев прямого кроя (рис. 8).

Рис. 8. Устройство запасного парашюта системы ПО-17:

1 - полотнище; 2 - ленты усилительные; 3 - кольцо; 4 - стропы; 5 - лента подвесной системы; 6 - стропа управления; 7 - лента рифления; 8, 9 - карманы; 10 - ленты укладки; а - отверстия

Клинья полотнищ треугольника сострачиваются швом «взамок». Купол изготовлен из ткани арт. 56005крКП и усилен лентой ЛТКП-13- 70, нижняя кромка купола усилена лентой ЛТКП-15-185.

По шву соединения двух треугольников нашита лента ЛТКП-40- 150, на которой поставлены 5 люверсов с пришивной шайбой для крепления двойных строп купола 2, 3, 4, 5, 6.

Устройство рифления купола состоит из двух колец, скользящих по стропам купола и соединенных между собой одним концом ленты рифления. Второй конец ленты рифления проходит через люверс купола к вытяжному парашюту. Лента рифления изготовлена из ленты ЛТКП-26- 600.

По нижней кромке купола пришито по шесть строп (1П,2П, ЗП,4П, 5П, 6П и 1Л, 2Л, ЗЛ, 4Л, 5Л, 6Л). В месте соединения двух треугольников - по семь двойных строп (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), В месте пришивки первых строп имеются две стропы 1А, каждая из которых длиннее стропы 1 на 400 мм.

Для укладки строп 1А на усилительной ленте (с внутренней стороны купола на расстоянии 60 мм от нижней кромки) имеется карман из ленты ЛТКП-40-150 и петля из шнура с резиновой петлей. Стропы 1, 1А, 1П, 1Л, 2П, ЗЛ, ЗП изготовлены из шнура ШТсвм-4- 450, остальные стропы - из шнура ШТсвм-3-200; концы строп привязываются к пряжкам-полукольцам ленты подвесной системы.

Для улучшения наполнения купола на задней его кромке имеются четыре кармана.

Для облегчения укладки парашютной системы к стропам у нижней кромки пришиты опознавательные муфты, в месте сшивки полотнищ на усилительные ленты строп 6П, 6Л, 5П, 5Л, 4П, 4Л, ЗП, ЗЛ, 2П, 2Л нашиты ленты укладки.

На нижней кромке парашюта в месте сшивки треугольников слева от строп указаны их порядковые номера.

К стропам 1П и 1Л на расстоянии 650 мм от нижней кромки парашюта присоединены стропы управления из шнура ШТсвм-4-450. Каждая из них монтируется на одной из лент подвесной системы.

Для удобства работы парашютиста в воздухе к стропам управления прикреплены кольца управления с текстильной застежкой.

Текстильной застежкой кольца крепятся на лентах подвесной системы. На стропах 1 и 2 на расстоянии 120 мм от пряжек-полуколец каждой пары нашиваются ограничители из шнура ШТсвм-4-450, предназначенные для ограничения хода колец системы рифления.

На куполе у нижней кромки с правой стороны между стропами 1 и 1П нанесена заводская маркировка.

Подвесная система (рис. 9) является соединительным звеном между парашютами (основным и запасным) и парашютистом.

Рис. 9. Подвесная система:

1 - кольца; 2 - свободные концы основного парашюта; 3 - свободные концы запасного парашюта; 4 - кольцо большое; 5 - кольцо малое; 6 - конус с пластиной; 7 - карман для звена ручного раскрытия основного парашюта; 8, 16 - соты резиновые; 9 - лента с пряжкой с перемычкой; 10 - подтяг ранца; 11 - пряжка; 12 - пряжка с перемычкой; 13 - обхват ножной; 14 - предохранитель; 15 - карман для звена ручного раскрытия запасного парашюта; 17 - грудная перемычка; 18 - карман троса; 19, 22 - текстильные застежки; 20, 21 - шлевки; 23 - кольцо; 24 - кольцо управления; 25 - перемычка

Изготовлена из ленты ЛТКОкр-44- 1600 и состоит из следующих частей:

  • двух лямок (левой и правой);
  • двух пар свободных концов;
  • двух ножных обхватов;
  • двух колец управления;
  • предохранителей;
  • двух лент подтяга.

Левая и правая лямки с ножными обхватами и лентами подтяга являются силовыми элементами подвесной системы.

К правой лямке примонтирована лента грудной перемычки, к левой лямке - лента с пряжкой и перемычкой.

Каждая лямка в нижней части имеет пряжки, к которым подсоединяются ножные обхваты и ленты подтяга, а в верхней части образует ленты для подсоединения к ранцу и свободные концы с пряжками-полукольцами для монтажа строп запасного парашюта. На задних сторонах свободных концов имеются кольца, через которые проходят стропы управления запасного парашюта и расположена текстильная застежка для крепления двух колец управления парашютом.

Пряжки-полукольца соединены между собой перемычкой.

На левой лямке (на уровне груди) находится карман для звена ручного раскрытия основного парашюта, на правой - карман для звена ручного раскрытия запасного парашюта.

Оба кармана образованы (между лентами передней лямки) поперечной строчкой лент и скрепками.

Для исключения выпадания конусов колец звеньев ручного раскрытия в карманы вшиты соты.

В подвесной системе имеются две пары свободных, концов для подсоединения к ним основного купола. В верхней части свободных концов имеются четыре кольца для подсоединения строп купола и строп управлений основного парашюта. На задних свободных концах имеются текстильные застежки для фиксации звена управления основного парашюта.

В нижней части свободные концы заканчиваются пряжками, которыми они подсоединяются к правой и левой лямкам подвесной системы, и карманами, в которые укладываются концы троса звена отсоединения.

На каждой лямкё имеется конус с пластиной, большое и малое кольца, которые при подсоединении к пряжкам свободных концов основного парашюта и зачековки на трос звена отсоединения образуют кольцевые замковые устройства (КЗУ).

Ножные обхваты имеют пряжки с перемычкой, которые служат для их замыкания.

Ленты подтяга, подсоединенные к пряжкам левой и правой лямок, предназначены для подтягивания ранца к телу парашютиста.

На правой и левой лямках имеются шлевки для крепления шлангов парашютной системы.

Для правильного присоединения свободных концов к подвесной системе передний свободный конец отмечен буквой «Л». Длина свободных концов 550 мм.

На подвесной системе имеются предохранители под ножные обхваты, предназначенные для смягчения удара при наполнении купола парашюта.

Ранец.

Предназначен для укладки в него запасного, основного (в чехле), вытяжных парашютов, свободных концов подвесной системы, монтажа парашютного полуавтомата.

Рис. 10. Ранец системы ПО-17 (внешний вид):

1 - воротник; 2, 14 - шланги гибкие; 3 - клапан левый; 4 - клапан боковой; 5 - предохранитель; 6 - люверсы с пришивной шайбой; 7 - кармана прибора; 8 - основа ранца; 9 - нижний клапан основы ранца; 10 - клапан промежуточный; 11 - кольцо шнуровое; 12 - пряжка с перемычкой; 13 - клапан правый; 15 - ручка; 16 - дно накладное

Рис. 11. Ранец системы ПО-17 (внутренний вид):

1 - шлевка; 2 - предохранитель правый; 3 - предохранитель; 4 - клапан верхний; 5 - предохранитель нижний; 6 - петли резиновые; 7 - клапан средний; 8 - петля; 9 - клапан; 10 - сота; 11 - предохранитель левый; 12 - предохранитель верхний

Ранец (рис. 10 и 11) изготовлен из ткани арт. 56260крПЛ и состоит из двух отсеков.

В верхний отсек укладывается запасной парашют, в нижний - основной.

Верхний отсек имеет клапаны: левые, правые, боковые, верхний, средний клапан основы ранца.

Средний клапан служит нижним клапаном для верхнего отсека и верхним клапаном для нижнего отсека. По периметру верхнего отсека с внутренней стороны нашиты верхний и нижний предохранители, которые предотвращают сдувание запасного парашюта потоком воздуха.

Для удержания клапанов в закрытом положении на них имеется замыкающее устройство, состоящее из четырех люверсов с пришивной шайбой и двух петель, пропущенных через блочки и расположенных на среднем клапане.

Замыкающее устройство прикрывается предохранителем и застегивается текстильной застежкой.

К правому боковому клапану пришита шлевка для прохождения через нее гибкого шланга.

К основе ранца у верхнего клапана пришит воротник, на который монтируются гибкие шланги, левый и правый предохранители, перекрывающие карман звена ручного раскрытия основного парашюта, звено отсоединения; клапаны, отделяющие свободные концы запасного парашюта от свободных концов основного парашюта; шлевки для прохождения гибких шлангов.

На дне верхнего отсека имеются две пары резиновых петель для укладки в них строп запасного парашюта.

Нижний отсек образуют четыре клапана: два боковых, нижний (основы ранца) и средний.

На левом боковом клапане (с внешней стороны) имеется карман для прибора, клапан для прикрытия шланга прибора; шлевка, через которую пропущен гибкий шланг; пластина для крепления шланга парашютного полуавтомата; клапан, который закрывает замыкающее устройство. Клапаны застегиваются на текстильную застежку.

С внутренней стороны среднего клапана имеется клапан с резиновой сотой, с помощью которой зачековывается промежуточный клапан нижнего клапана основы ранца и тем самым основной парашют, уложенный в чехол, отделяется от вытяжного.

Для удержания клапанов нижнего отсека в закрытом положении на них имеется замыкающее устройство, состоящее из трех люверсов с пришивной шайбой и шнурового кольца.

На дно ранца с внешней стороны (для придания ему жесткости) нашиты ленты ЛТКПкр-40- 700, а по нижнему обрезу - лента ЛТКОкр-44-1600, которая заканчивается пряжками с перемычкой для подтяга ранца к телу парашютиста. Дно ранца закрывается накладным дном, под которым имеется прокладка из пенополиуретана.

К верхней части ранца пришиты плечевые обхваты из ленты ЛТКОкр-44-1600 (они соединяются с подвесной системой), ручка для переноски парашютной системы и карман для хранения ленты затяжки.

Шланг гибкий предназначен для придания нужной направленности тросу звена ручного раскрытия в момент выдергивания шпилек и для предохранения троса от случайного зацепления (рис. 12).

Рис. 12. Шланг гибкий:

1 - рукав гибкий; 2 - колпачок

Шланг изготовлен из металлического гибкого рукава. Концы шланга заправлены в колпачки.

Гибкий шланг основного парашюта прикреплен одним концом к левому клапану нижнего отсека ранца, другим - к подвесной системе.

Гибкий шланг запасного парашюта одним концом пропущен через шлевку правого бокового клапана ранца, другим прикреплен к подвесной системе.

Длина гибкого шланга для обоих парашютов одинаковая - 650 мм.

Звено ручного раскрытия основного парашюта

Звено ручного раскрытия основного парашюта (рис. 13) состоит из вытяжного кольца, троса, шпильки и ограничителя.

Рис. 13. Звено ручного раскрытия основного парашюта системы ПО-17:

1 - шпилька; 2 - трос; 3 - кольцо; 4 - ограничитель; 5 - скоба

На одном конце троса закреплена шпилька, на другом - ограничитель.

Шпилька звена ручного раскрытия предназначена для замыкания шнурового кольца, проходящего через люверсы клапанов.

Длина троса звена ручного раскрытия от ограничителя до конца шпильки 900 мм, длина шпильки - 38 мм.

Трос звена ручного раскрытия проходит внутри полого вытяжного кольца. Кольцо изготовлено из стальной трубы диаметром 10 мм. К нему приварена скоба, которая вкладывается в карман, расположенный на левой лямке подвесной системы. Для удобства захватывания рукой кольцо по отношению к скобе согнуто под углом 135°.

Звено ручного раскрытия запасного парашюта

Звено ручного раскрытия запасного парашюта состоит из вытяжного кольца, троса и шпилек. На одном конце троса закреплен ограничитель, на другом - две шпильки (рис. 14).

Рис. 14. Звено ручного раскрытия, запасного парашюта системы ПО-17:

1 - кольцо; 2 - трос; 3 - шпильки; 4 - скоба; 5 - ограничитель

Шпильки длиной 32 мм расположены одна от другой на расстоянии 90 мм.

Длина троса звена ручного раскрытия от ограничителя до конца последней шпильки 842 мм.

Кольцо изготовлено из стальной трубы диаметром 10 мм. К нему приварена скоба, которая вкладывается в карман, расположенный на правой лямке подвесной системы.

Чехол основного парашюта

Чехол основного парашюта (рис. 15) имеет клапан, люверсы с пришивной шайбой, карман, соты и петли.

Люверсы с пришивной шайбой на клапане и соты служат для замыкания в чехле уложенного купола, петли - для укладки строп. Через люверс (с пришивной шайбой) в верхней части чехла проходит звено к вытяжному парашюту.

Карман служит для удобства укладки

Рис. 15. Чехол основного парашюта системы ПО-17:

1 - клапан; 2 - люверс с пришивной шайбой; 3 - петля; 4 - сота; 5 - карман.

3вено отсоединения

Предназначено для отсоединения свободных концов основного парашюта при его отказе. Звено состоит (рис. 16) из основы звена и троса.

Рис. 16. Звено отсоединения основного купола системы ПО-17:

1 - основа звена; 2 - застежка текстильная; 3 - блочек; 4 - трос

Основа звена изготовлена из ткани арт. 56260крПЛ, вкладки - из ленты ЛТКОкр-44-1600 и прокладки - из пенополиуретана. Основа звена имеет форму «подушечки», удобную для захвата рукой. Через блочек, установленный на основе звена, пропущен трос, образующий петлю и два конца длиной 260 и 1060 мм для замыкания кольцевого замкового устройства на подвесной системе. Петля троса закреплена втулкой, а концы троса опаяны.

Звено удерживается на подвесной системе с помощью текстильной застежки между правой лямкой и предохранителем.

На основу звена отсоединения с лицевой стороны нанесен знак «Б», обозначающий принадлежность звена отсоединения парашютной системе ПО-17.

Звено вытяжное предназначено для включения парашютного полуавтомата (рис. 17), изготовлено из ленты ЛТКЛ-15- 900. Длина вытяжного звена 3000 мм.

На одном конце звена имеется карабин, на другом - петля для присоединения фала гибкой шпильки парашютного полуавтомата

Рис. 17. Звено вытяжное:

1 - лента; 2 - петля; 3 - муфта сигнальная; 4 - карабин

Изготовляется из шнура ШКП-200 в два сложения.

На концах фала имеются петли (рис. 18). Длина фала 130 мм.

Нить контровочная для парашютного полуавтомата ППК-У- 240АД из хлопчатобумажной пряжи 15,4 текс. Х6ХЗ.

Рис. 18. Фал гибкой шпильки

Шланг для обеспечения направленного движения троса звена отсоединения и для предохранения троса от случайного зацепления.

Изготовлен из металлической оболочки, концы которой опаяны, а торцы отшлифованы. Шланг прикреплен одним концом к правой лямке подвесной системы (пропущен через воротник), другим - к левой.

Длина шланга 750 мм.

Серьга для выдергивания шпильки звена ручного раскрытия ранца основного парашюта прибором ППК-У-240АД (рис. 19).

Изготовлена из металла Д16Т и крепится к петле прибора.

Рис. 19. Серьга.

Полуавтомат ППК-У-240АД. Длина шланга 240 мм, троса - 397 мм, петли - 19 мм, фала - 130 мм.

Сумка переносная прямоугольной формы из ткани арт. 56039ПЛ или ткани арт. 56260крПЛ.

Размеры сумки 260X590X600 мм.

В состав современной людской спортивной парашютной системы входят два парашюта, подвесная система с ранцем и страхующий прибор.

Основной парашют

Основной парашют во время раскрытия:
1 — медуза,
2 — стреньга,
3 — камера,
4 — крыло,
5 — слайдер,
6 — стропы,
7 — свободные концы,
8 — подвесная система и ранец

Вытяжной парашют

Мягкая медуза

По конструкции вытяжной парашют может быть с пружиной или без неё. В конструкции вытяжного парашюта находится пружина, при помощи которой он отталкивается от парашютиста и попадает в набегающий воздушный поток. В современных спортивных парашютных системах запасной парашют вводится в действие с помощью кольца, выдернув которое освобождается удерживаемый клапанами ранца вытяжной парашют с пружиной. На парашютных системах круглой формы с передним расположением запасного парашюта вытяжной парашют находится непосредственно на вершине купола и не имеет пружины.

Вытяжной парашют без пружины-состоит из капроновой ткани с малой воздухопроницаемостью и ткани большой воздухопроницаемости в плане имеет круглую форму площадью от 0,4 до 1,2 м/кв. Вытяжной парашют такого типа на сленге парашютистов называется «медуза»- укладывается чаще всего в эластичный карман расположенный в нижней части ранца. Вытяжной купол, соединена при помощи капроновой ленты выдерживающей нагрузку на разрыв более 600 кг, с камерой основного купола и основным куполом.

Камера Основного купола

Камера предназначена для укладки в него купола со стропами и системой рифления. При укладке в камеру сперва укладывают купол, затем камера зачековывается стропами. При раскрытии происходит обратный процесс сперва из резиновых сот выходят стропы, затем натянувшись открывается фартук камеры основного купола и из неё выходит купол, который под воздействием набегающего потока наполняется. Резиновые соты используются для того чтобы упорядочить процесс раскрытия купола.

Крыло

Современное крыло в русском языке часто называется куполом несмотря на его форму. Купол состоит из верхней и нижней оболочек, нервюр, стабилизаторов. Нервюры задают профиль крыла и делят крыло на секции. Наибольшее распространение получили 7- и 9-секционные купола. По форме различают прямоугольные и эллиптические. В конструкции наиболее продвинутых куполов-крыльев для уменьшения искажений формы крыла используются дополнительные косые нервюры, в этом случае количество секций возрастает до 21-27.

Ткань рипстоп нейлон при увеличении

Материал крыла: ткань F-111, или ткань рипстоп нейлон Zero Porosity.

Стропы

Стропы соединяют нижнюю оболочку крыла со свободными концами. Стропы делят на ряды A B C D. Ряд A — лобовой. К заднему ряду D крепятся стропы управления с клевантами.

Материал строп обычно микролайн. Реже толстый дакрон, который хорошо растягивается. На пилотажных куполах ставят вектран и HMA. Стропы из них тоньше, и соответственно, имеют меньшее аэродинамическое сопротивление и меньший укладочный объём.

Слайдер

В целях равномерного открытия парашюта и плавной, постепенной остановки человека с 200 км/ч до практически нулевой скорости используется устройство замедления раскрытия парашюта: слайдер. Это квадрат ткани, скользящий на люверсах по стропам. Слайдер продлевает раскрытие парашюта на 3-5 секунд, снижая перегрузки.

Свободные концы

Четыре свободных конца соединяют стропы с подвесной системой. На задних свободных концах расположены клеванты. Стропы крепятся к райзерам карабинами, или софтлинками. Часто в свободных концах вшиты гибкие трубки, антитвисты, предотвращающие заклинивание тросиков отцепки при сильной закрутке.

Запасной парашют

Предназначен для спасения жизни парашютиста в случае частичного или полного отказа основного парашюта, Перед раскрытием запасного парашюта необходимо произвести отцепку основного парашюта. Для этого на свободных концах основного купола предусмотрены замки отцепки. Наибольшее распространение получили замки КЗУ. Запасной парашют укладывают специально подготовленные укладчики запасных парашютов или сами спортсмены после прохождения программы обучения, допущенные приказом по организации к укладке индивидуальной спортивной системы.

Устройство запасного парашюта подобно конструкции основного. Однако для увеличения надежности, запасной парашют имеет ряд отличий. Вытяжной парашют в спортивной парашютной системе имеет пружину. Соединительное звено запасного парашюта с вытяжным парашютом выполнена из другого типа капроновой или нейлоновой ленты шириной 50 мм, за счёт чего даже в случае зацепления вытяжного парашюта за парашютиста или его снаряжение способна вытянуть камеру с уложенным в неё запасным куполом. Вытяжной парашют, соединительное звенои Камера запасного парашюта не имеют соединения с куполом после наполнения, что позволяет нормально наполниться куполу в случае зацепления за части ЛА, стропы или снаряжение парашютиста, что увеличивает его надёжность по сравнению с основным. Запасной парашют наполняется быстрее, благодаря особенностям укладки и конструкции, однако имеет другие полётные характеристики. Все эти отличия необходимы для увеличения надежности запасного парашюта.

Подвесная система и ранец

Ранец предназначен для укладки в него основного и запасного парашюта. Имеет раскрывающее приспособления, которые позволяет производить: ручное раскрытие основного парашюта с помощью мягкого вытяжного парашюта, ручное раскрытие запасного парашюта, автоматическое раскрытие запасного парашюта страхующим прибором, принудительное раскрытие запасного парашюта в случае отцепки парашютистом основного купола.

Устройства на подвесной системе

  • Отцепка и КЗУ. Позволяют отцепить основной парашют в случае его отказа или ненормальной работе. Кольцевое замковое устройство состоит из трех колец разного диаметра и петли зачековки. Чтобы отцепить основной парашют, необходимо выдернуть подушку отцепки. Подушка отцепки, или релиз, имеет два стальных троса пропускаемых по шлангам каналам к правому и левому свободному концу основного купола, на которые замыкается замок КЗУ,- закреплена на подвесной системе как правило с правой стороны с помощью текстильной застёжки. Вводится в действие обеими руками, сперва парашютист берётся за подушку левой рукой, накладывает на неё правую и энергичным движением в низ под 45 градусов выдёргивает.

  • Кольцо запасного парашюта. Вводится левой рукой сразу после отцепки основного купола. Перед вводом в действие парашютист выбрасывает энергичным движением подушку отцепки наотмашь и убеждается в отцепке основного купола.
  • Транзит RSL и MARD. Это опциональные устройства, немедленно вводящие запасной парашют после отцепки основного. В транзите RSL реализован в виде капроновой ленты, идущего от шпильки зачековки запасного парашюта к переднему свободному концу основного парашюта. Закреплен на свободным конце карабином, позволяющем быстро отключить его при приземлении на препятствия либо в условиях сильного ветра, а так же в тех случаях, когда раскрылись оба парашюта. В системах MARD улетающий основной парашют вытягивает запасной парашют, работая как огромная медуза. Наиболее известна система Skyhook RSL, широко внедряемая Биллом Бусом.

Страхующий прибор

Устройство автоматического раскрытия запасного парашюта.

Страхующий прибор предназначен для автоматического раскрытия запасного парашюта в случае, если парашютист по каким-либо причинам не смог раскрыть основной парашют. Простейшие механические приборы требуют приведения в работоспособное состояние перед каждым прыжком. Их срабатывание происходит вне зависимости от скорости снижения парашютиста на заранее определённой высоте, либо по истечении определённого промежутка времени с момента, когда парашютист покидает летательный аппарат. Более совершенные электронные приборы способны отслеживать не только высоту, на которой находится парашютист, но также и его скорость. Кроме того, в течение всего дня они автоматически отслеживают колебания атмосферного давления, чтобы исключить влияние этих колебаний на измерение высоты. Такие приборы не требуют вмешательства в их работу в течение прыжкового дня. В настоящее время наиболее распространёнными электронными страхующими приборами являются Cypres и Vigil.

ПО-16

Десантный парашют Д-10 — это система, заменившая парашют Д-6. Площадь купола 100 кв.м с улучшенными характеристиками и красивым внешним видом — в форме патиссона.

Предназначен

Предназначен для прыжков как начинающим парашютистам, так и десантникам — учебно-тренировочные и боевые прыжки с самолета АН-2, вертолетов МИ-8 и МИ-6 и военно-транспортных самолетов АН-12, АН-26, АН-22, ИЛ-76 с полным табельным вооружением и снаряжением... или без него... Скорость полета на выброске 140-400 км/час, минимальная высота прыжка 200 метров со стабилизацией 3 секунды, максимальная — 4000 метров с полетной массой парашютиста до 140 кг. Скорость снижения 5 м/сек.

Скорость по горизонту до 3 м/секунду. Перемещение купола вперед осуществляется за счет переката свободных концов, где уменьшил перекатом свободные концы, туда купол и пошел... Развороты купола выполняются стропами управления, разворачивается купол за счет щелей, расположенных на куполе. Длина строп у парашюта Д-10 разная... Более легкий по весу, он получил больше возможностей в управлении...

В конце статьи размещу полностью ТТХ Д-10 (тактико-технические характеристики)

Парашютная система Д-10

Парашютную систему Д-10 уже многие знают, в войска система пришла... десантирование показало работу в воздухе... схождений стало значительно меньше, потому что больше возможностей под открытым куполом бежать туда, где нет никого... с парашютной будет в этом плане ещё лучше... Поверьте, это сложно... создать такую систему, которая безопасно откроется, дать скорость куполу, дать развороты, создать такое управление, чтобы с ним справиться мог парашютист без опыта прыжков... а для десантников, когда они идут с полным табельным вооружением и снаряжением, удержать скорость снижения и дать возможность легкого управления куполом...

А в боевой обстановке во время десантирования необходимо максимально исключить стрельбу-пальбу по парашютистам, как по мишеням...

В НИИ Парашютостроения разработали модификацию парашюта Д-10... знакомьтесь...

С высоты 70 метров

Минимальная высота выброски 70 метров...! Мужественные у нас десантники... со 100 метров ходить страшно... :)) страшно, потому что земля близко... а с 70 м... это как с головой в омут... :)) земля совсем рядом... я эту высоту знаю, это заход на последнюю прямую на спортивном куполе... но система Д-10П отработана на быстрое открытие... без стабилизации на принудительное открытие ранца... вытяжная веревка крепится карабином за трос в самолете или вертолете, а другой конец тросиком на закрытие ранца парашюта... тросик веревкой выдергивается, ранец открылся и купол пошел... такая система открытия у парашюта Д-1-8, серии 6... возможность покидания летательного аппарата на высоте 70 метров — это безопасность во время десантирования в боевых условиях...

Максимальная высота покидания летательного аппарата 4000 метров...

Система Д-10П разработана так, что имеет возможность преобразования в систему Д-10... и наоборот... другими словами, его можно работать без стабилизации на принудительное раскрытие парашюта или крепится стабилизация, парашют укладывается на работу со стабилизацией и вперед, в Небо...

Купол состоит из 24 клиньев, стропы прочностью на разрыв 150 кг каждая...

22 стропы длиной 4 метра и четыре стропы, прикрепленные к петлям щелей купола, длиной 7м из капронового шнура ШКП-150,

22 внешние дополнительные стропы из шнура ШКП-150 длиной 3 м

24 внутренние дополнительные стропы из шнура ШКП-120 длиной 4 м, крепящиеся к основным стропам... к стропам 2 и 14 крепятся по две внутренние дополнительные стропы.

Тактико-технические характеристики ПДС Д-10

Масса десантника-парашютиста с парашютами, кг 140-150
Скорость полета самолета, км/ч 140-400
Максимально безопасная высота раскрытия парашюта, м 4000
Минимально безопасная высота применения, м 200
Время стабилизации, с 3 и более
Скорость снижения на стабилизирующем парашюте, м/с 30-40
Усилие, необходимое для раскрытия двухконусного замка с помощью звена ручного раскрытия, кгс не более 16
Скорость снижения на основном парашюте, м/с 5
Время разворота в любую сторону на 180 при снятии шнура блокировки и перетянутых свободных концах подвесной системы, с не более 60
Время разворота в любую сторону на 180 при заблокированных свободных концах подвесной системы, с не более 30
Средняя горизонтальная скорость перемещения вперед и назад, м/с не менее 2,6
Масса парашютной системы без парашютной сумки и парашютного прибора АД-3У-Д-165, кг, не более 11,7
Количество применений
при общей полетной массе десантника-парашютиста 140 кг, раз 80
в т.ч. при общей полетной массе парашютиста 150 кг 10
Срок хранения без переукладки, месяцев, не более 3
Гарантийный срок службы, лет 14

Парашютная система Д-10 позволяет применять запасные парашюты типа З-4, З-5, З-2. В качестве страхующего средства для раскрытия двухконусного замка применяются парашютные приборы АД-3У-Д-165, ППК-У-165А-Д.