Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Не случайно проблема взаимоотношений человека и природы настолько злободневна.

Наше кровное родство со всем сущим очевидно. Об этом написал Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Для многих из нас природа является предметом восхищения, душа расцветает от общения с ней. находил прелесть даже в непогожих днях поздней осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Виссарион Григорьевич Белинский называл природу «вечным образцом искусства». Её красоту изображали в своих произведениях писатели, поэты, художники, музыканты. Для творческих людей природа нередко становилась источником вдохновения. В рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Скрипучие половицы» повествуется о том, как сочинял свои произведения Пётр Ильич Чайковский. Любовь к родным, знакомым с детства местам вдохновила русского композитора на создание прекрасной музыки.

Известно немало случаев, когда природа исцеляла человека, давала жизненные силы. В рассказе О. Генри «Последний лист» героиня тяжело заболевает. Лёжа в постели, она считает листья на старом плюще. Джонси кажется, что, когда упадет последний лист, она умрет. Но лист отчаянно сопротивляется непогоде. И девушка тоже борется за свою жизнь.

Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с окружающим миром, не может не обладать внутренней красотой. Вспомним Олесю, героиню одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. Девушка, выросшая на лоне природы, в Полесье, привлекает нравственной чистотой и цельностью характера.

Однако не всегда взаимоотношения человека и природы складываются гармонично. Иногда мы забываем о том духовном начале, которое заложено в окружающем нас мире. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник,» — говорит Евгений Базаров, герой . Наверно, в чём-то молодой нигилист прав. Однако его суждение, на мой взгляд, слишком одностороннее. Нельзя воспринимать природу лишь как пространство для деятельности человека и источник материальных благ. Такое потребительское отношение приводит к непоправимым последствиям, и мы уже имеем возможность в этом убедиться.

Неразумные, а иногда и варварские действия людей спровоцировали исчезновение редких видов животных и растений, загрязнение воздуха и воды. В некоторых районах планеты бурное развитие промышленности стало причиной настоящей экологической катастрофы.

А ведь в мире взаимосвязано всё, и вред, который мы наносим природе, рано или поздно обернётся против нас…

Природа навевает философские мысли, заставляет задуматься о быстротечности жизни.

1)Есенин «Не жалею, не зову, не плачу» (Все мы, все мы в этом мире тленны,/Тихо льется с кленов листьев медь.../Будь же ты вовек благословенно,/Что пришло процвесть и умереть.)

2) Пушкин «Вновь я посетил» (...Вновь я посетил./Тот уголок земли, где я провел/Изгнанником два года незаметных./Уж десять лет ушло с тех пор - и много/Переменилось в жизни для меня,/И сам, покорный общему закону,/Переменился я - но здесь опять/Минувшее меня объемлет живо,/И, кажется, вечор еще бродил/Я в этих рощах.)

3)Пушкин «Редеет облаков летучая гряда» (Редеет облаков летучая гряда./Звезда печальная, вечерняя звезда!/Твой луч осеребрил увядшие равнины,/И дремлющий залив, и черных скал вершины./Люблю твой слабый свет в небесной вышине;Он думы разбудил, уснувшие во мне…)

Природа сравнивается с миром человеческих взаимоотношений.

1)Пушкин «Анчар» (Анчар – ядовитое дерево, симолизирует абсолютное зло. К этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. Тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью. Тема гибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть.)

2)Лермонтов «Утес» («тучка золотая» олицетворяет ветреную красавицу, полную жизни, сил и счастья. А утес выступает в роли солидного и умудренного опытом пожилого господина, который считает, что все прелести жизни лично для него уже остались в прошлом. Но вот красавица упорхнула, предпочтя его обществу компанию небесной «лазури» , и пожилой мужчина еще отчетливее ощущает свое одиночество, понимая, что среди веселой молодежи он выглядит незваным гостем на чужом празднике жизни)

3)Есенин «Черемуха» (Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах.)

Природа напоминает о прошедшей любви и пробуждает уснувшие чувства.

1) Пушкин «Редеет облаков летучая гряда» (Редеет облаков летучая гряда./Звезда печальная, вечерняя звезда!/Твой луч осеребрил увядшие равнины,/И дремлющий залив, и черных скал вершины./ Люблю твой слабый свет в небесной вышине;Он думы разбудил, уснувшие во мне)

2) Тютчев «Еще земли печален вид» (Душа, душа, спала и ты…/ Но что же вдруг тебя волнует,/Твой сон ласкает и целует/ И золотит твои мечты?..) ,

3) Есенин – отрывок из Анны Снегиной: (Иду я разросшимся садом, / Лицо задевает сирень, / И мил моим вспыхнувшим взглядам/ Состарившийся плетень. /Когда-то у той вон калитки/Мне было 16 лет/ И девушка в белой накидке/ Сказала мне ласково: «Нет!»)

Природа находит отражение в образе возлюбленной:

1)Тарковский «Ночной дождь» («Как слезы, капли дождевые/Светились на лице твоем),

2)Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных» (С алым соком ягоды на коже,/Нежная, красивая, была/На закат ты розовый похожа/И, как снег, лучиста и светла.)

3)Пушкин «Зимнее утро » («на встречу Северной Авроры/Звездою Севера явись!»)

Природа приносит радость и счастье.

1)Пушкин «Зимнее утро» (Мороз и солнце; день чудесный!)

2)Тютчев «Я встретил вас, и все былое...» (…Как поздней осени порою /Бывают дни, бывает час,/Когда повеет вдруг весною /И что-то встрепенется в нас…)

3)Фет «Я пришел к тебе с приветом» (Я пришел к тебе с приветом,/Рассказать, что солнце встало,/Что оно горячим светом/По листам затрепетало;/Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой./Каждой птицей встрепенулся/И весенней полон жаждой)

Образы моря.

1)Жуковский «Море» (Безмолвное море, лазурное море,/Стою очарован над бездной твоей./Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,/Тревожною думой наполнено ты./Безмолвное море, лазурное море,/Открой мне глубокую тайну твою./Что движет твое необъятное лоно?/Чем дышит твоя напряженная грудь?)

2)Пушкин «К морю» (Прощай же, море! Не забуду/Твоей торжественной красы/И долго, долго слышать буду/Твой гул в вечерние часы./В леса, в пустыни молчаливы/Перенесу, тобою полн,/Твои скалы, твои заливы,/И блеск, и тень, и говор волн)

3)Тютчев «Как хорошо, о море ты ночное» (Как хорошо ты, о море ночное,-/Здесь лучезарно, там сизо-темно…/В лунном сиянии, словно живое,/Ходит, и дышит, и блещет оно…/На бесконечном, на вольном просторе/Блеск и движение, грохот и гром…/Тусклым сияньем облитое море,/Как хорошо, ты в безлюдье ночном!)

7. Образ осени
1)Пушкин «Октябрь уж наступил…» (Октябрь уж наступил - уж роща отряхает/Последние листы с нагих своих ветвей;/Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,/Журча еще бежит за мельницу ручей)

2)Тютчев «Есть в осени первоначальной» (Есть в осени первоначальной/Короткая, но дивная пора -/Весь день стоит как бы хрустальный,/И лучезарны вечера.../Где бодрый серп гулял и падал колос,/Теперь уж пусто всё - простор везде,-/Лишь паутины тонкий волос/Блестит на праздной борозде.)

3)Некрасов «Железная дорога» (Славная осень! Здоровый, ядреный /Воздух усталые силы бодрит; /Лед неокрепший на речке студеной /Словно как тающий сахар лежит;)

Духовная связь человека и природы

1)Пушкин «Зимнее утро» («Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…» «И ты печальная сидела», но потом все изменилось: «За голубыми небесами великолепными коврами,//Блестя на солнце снег лежит», и уже хочется «предаться бегу// Нетерпеливого коня…»)
2)М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» (когда происходит общение с природой, «тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе». И именно знакомые с детства пейзажи дают Лермонтову силы жить, веря в то, что его творчество не является напрасным и в будущем будет по достоинству оценено потомками.)
3)Фет «Шепот, робкое дыханье» (внешний мир связан с внутренним миром лирического героя: краски ночного пейзажа, восход солнца сопровождают влюбленных, отражают их чувства и сопереживания. Здесь, как и в лермонтовском произведении «Когда волнуется желтеющая нива...», человек находится в ладу с природой, черпает в ней силы и вдохновение)

4)А. Ахматова «Заплаканная осень, как вдова» (Дождливую осень поэтесса сравнивает с женщиной, скорбящей по своему мужу. Осень тоже грустит и «рыдать не перестанет», пока «тишайший снег», символизирующий человеческую старость, «не сжалится» над ней. Как и в стихотворении М. Ю. Лермонтова, в этом произведении человек и природа - единое целое. Хотя в роли лирического героя здесь выступает осень, они находятся в согласии, понимают друг друга)

Образ звезд

1) Маяковский «Послушайте!» (По мнению Маяковского, «если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно». В данном случае речь идет не столько о небесных светилах, сколько о звездах поэзии, которые в первой половине 20 века в изобилии появились на русском литературном небосклоне. Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью – всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Так ли она важна и нужна в глобальном контексте бытия?)

2) Есенин «Звезды» (Обращаясь к «далеким звездам», Есенин испытывает умиление и восторг, отмечая: «Смотрите нежно так, сердце ласкаете». В них он видит своих единомышленников, так как пока еще не успел столкнуться с черствостью и равнодушием окружающего мира.)

ЛЮБОВЬ

Воспоминания о любви

Пушкин «Я помню чудное мгновенье» («К ***»)

Есенин отрывок из «Анны Снегиной», который уже был в теме природы,

Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных» (Автор сожалеет о том, что ему уже никогда не доведется вместе гулять со своей возлюбленной и любоваться «алым соком ягоды на коже». Со своею возлюбленной Есенин расстается, испытывая тоску и душевную боль)

Сущность любви

И. Анненский «Среди миров, в мерцании святил…» (Среди миров, в мерцании светил/Одной Звезды я повторяю имя.../Не потому, чтоб я Ее любил,/А потому, что я томлюсь с другими./И если мне сомненье тяжело,/Я у Нее одной ищу ответа,/Не потому, что от Нее светло,/А потому, что с Ней не надо света.)

Ахматова «Любовь покоряет обманно» (Именно любовь дает ни с чем несравнимое ощущение счастья, хотя и ассоциируется у Ахматовой с отравой. Тем не менее, под воздействием этого чувства и «звезды были крупнее», и «пахли иначе травы»)

Маяковский «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви » (Рассуждая о том, что же такое любовь, Маяковский отмечает, что это, в первую очередь, душевный порыв, который заставляет даже умудренного жизнью и опытного человека совершать безумные поступки и ревновать избранницу не к законному супругу, а к Копернику, о котором она отзывается с особой почтительностью. При этом данное чувство совершенно не подвластно какому-либо контролю)

Безответная любовь.

Маяковский «Лиличка»,

Лермонтов «Нищий »,

Есенин «Письмо женщине »

Разлука

Лермонтов «Расстались мы, но твой портрет…» (Расстались мы, но твой портрет/Я на груди своей храню:/Как бледный призрак лучших лет,/Он душу радует мою.)

Тютчев «В разлуке есть высокое значенье» (В разлуке есть высокое значенье:/Как ни люби, хоть день один, хоть век,/Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,/И рано ль, поздно ль пробужденье,/А должен наконец проснуться человек...)

Есенин «Письмо женщине» (Лицом к лицу/ Лица не увидать./Большое видится на расстоянье.)

Пушкин «К***»

Идеальные женские образы

Блок «Вхожу я в темные храмы» (Его суть сводится к тому, что даже в образе Богоматери поэту чудится любимая, и это наполняет его душу двойной радостью. Лирический герой находится в ожидании возлюбленной, он рисует в своем воображении ее образ, напряжен, томим ожиданием, и не может налюбоваться на свою Милую, понимает, что она – идеал)

Пушкин «К***»
Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски»
ОБЪЕДИНЯЕТ: У всех поэтов образ идеальной девушки покрыт таинственностью, туманностью: «Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты» (Пушкин)», «Сквозь дымку легкую заметил я невольно» (Лермонтов), «Только образ, лишь сон о Ней» (Блок). Блок, Пушкин и Лермонтов влюблены не в реальную женщину, а в идеальный образ девушки, который они создали в воображении. Ведь авторы возвышенно описывают Прекрасных Дам (Блок даже обращается к ней с заглавной буквы «Величавой Вечной Жены!»). Кроме того, поэты описывают некоторые особенности идеальных женских образов: авторы уделяют особое внимание голосу девушек, а также их лицам («милые черты» (Пушкин), «Светили мне твои пленительные глазки» (Лермонтов), у Блока «Как отрадны Твои черты»).
7) Впечатление от любви (Как у Фета)

Фет «Сияла ночь» (удивительно точно передают испытываемые автором чувства и создают необыкновенно романтичную атмосферу)

Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (посвящено Наталье Гончаровой, написано после того, как получил от нее отказ. Для Пушкина гораздо важнее то, что испытывает он сам по отношению к юной девушке. «И сердце вновь горит и любит - оттого, что не любить оно не может», - пишет поэт, подчеркивая, тем самым, что для счастливого брака лично ему достаточно собственных чувств, которых, как он считает, с лихвой хватит на то, чтобы построить прочную семью.)
Тютчев «Я встретил вас и все былое» (
Тютчев отмечает, что в его сердце поселилась удивительная теплота, и сравнивает свое чувство с теплым солнечным днем, который неожиданно радует своей красотой человека в разгар холодной и унылой осени.)

Поэт и толпа

Пушкин «Поэту» (С тихотворение призывает не допускать кого-либо в свое творчество, не поддаваться мнению и пожеланиям окружающих: "Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум". Только сам творец может строже всех оценить свое творенье)

Лермонтов «Пророк» (Сравнивая себя с пророком, он приписывает и себе гонения и непонимание окружающих. И остаётся в уверенности, что любого поэта - настоящего поэта - постигнет та же участь.)

Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии» (не только в очередной раз попытался определить роль поэта, но и доказать, что творческие люди – это отдельная каста, которую нельзя стричь под одну гребенку. Повод – создание законодательства, согласно которому творческая интеллигенция должна платить налоги. Но как посчитать затраты душевных сил, необходимых для создания хотя бы одного стихотворения? Финальная строчка стихотворения и вовсе звучит, как вызов бюрократической государственной машине – «А если вам кажется, что всего делов - это пользоваться чужими словесами, то вот вам, товарищи, мое стило, и можете писать сами!».)

Творческое бессмертие:

Державин «Памятник» (Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,/Металлов тверже он и выше пирамид;/Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,/И времени полет его не сокрушит.)

Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (Я памятник себе воздвиг нерукотворный,/К нему не зарастет народная тропа,/Вознесся выше он главою непокорной/Александрийского столпа.)

Маяковский –из поэмы «Во весь голос» («Заглуша/ поэзии потоки, я шагну/ через лирические томики, как живой, /с живыми говоря» »; «Мой стих /трудом /громаду лет прорвет/ и явится /весомо, /грубо, /зримо, /как в наши дни/ вошел водопровод /сработанный /еще рабами Рима»)

Гражданская позиция поэта

Некрасов «Поэт и гражданин» (Апофеозом этого произведения считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», которая стала крылатой. Это – своеобразный итог дискуссии поэта и гражданина, который четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в своей жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды.)

Пушкин – ода «Вольность» (Именно в этом произведении Пушкин предопределяет свою судьбу, как поэта и гражданина. Он убежден, что если уж небесам угодно было наделить его литературным даром, то не стоит расходовать его по пустякам. Поэтому автор решает не размениваться на мелочи, его цель благородна и проста. «Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы!», - призывает автор. Пушкин открыто выступает против самодержавия, считая его проявлением дремучести и покорности русского народа.)

Ахматова «Мне голос был» (полностью игнорируя новую власть, она оставалась истинной патриоткой своей страны, разделив ее судьбу не только во время революции, но и в период Великой Отечественной войны, часть которой провела в блокадном Ленинграде. Поэтесса признавалась, что чувствовала бы себя гораздо хуже, если бы оказалась по другую сторону баррикад, став сторонней наблюдательницей многих исторических событий.)

Назначение поэта

Пушкин «Пророк» (назначение поэта – «глаголом жечь сердца людей»: И бога глас ко мне воззвал:/«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,/Исполнись волею моей,/И, обходя моря и земли,/Глаголом жги сердца людей».)

Лермонтов «Поэт» (уподобляет поэзию боевому оружию, утверждая действенность поэтического слова в преобразовании общества. Михаил Юрьевич призывает создавать актуальную лирику с четкой гражданской позицией, оказывающую сильное влияние на мысли и поступки людей.)

Некрасов «Поэт и гражданин» (Д ля Некрасова поэт – прежде всего гражданин. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.)

Некрасов «Элегия» (лирический герой связывает поэтическое творчество с вопросом о положении народа. Он призывает не следовать «изменчивой моде», которая утверждает, что тема «страдания народа» не актуальна. По его мнению, задача художника как раз и состоит в том, чтобы освещать тёмные стороны человеческой жизни: «Толпе напоминать, что бедствует народ», в то время как она «ликует и поет». Также как и автор «Мёртвых душ» лирический герой «Элегии» высоко оценивает труд «непризнанных» толпой художников, которые не боятся в своём творчестве затрагивать проблемы, взятые из «презренной жизни».)

Одиночество

(В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества, так как «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось практически никаких желаний, так как «что пользы напрасно и вечно желать?», если им все равно не суждено сбыться.)

«Парус» (В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус» - стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным», а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури.)

Цветаева «Тоска по родине!» (несмотря на название, это стихотворение действительно в первую очередь об одиночестве, и к теме «любви к Родине» не особенно подходит, т.к. его основная идея в том, что все равно, где быть одиноким и непонятым – в чужой стране или за границей),

Изгнание

Лермонтов «И скучно, и грустно»

«Парус»( «Что ищет он в стране далекой?», - вопрошает поэт самого себя, словно бы предчувствуя, что отныне его жизнь будет полна скитаний. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека – бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать.)

Цветаева «Тоска по родине !» (Написано в Праге, во время революции в России. Поэтесса, пытаясь осознать свое жизненное предназначение, приходит к выводу, что ее творчество больше никому не нужно.)

Свобода

Пушкин «Узник» (Чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»», поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!».)

(От начала к финалу сужается пространство, существующее в сознании лирического героя. В конце первого восьмистишия упоминается степь. Завершается стихотворение строками о голых стенах, со всех сторон окружающих арестанта. Кроме того, показано погружение мира во мрак. Начинается произведение с радостного пейзажа, где главное – сияние дня. В финале перед читателями предстает диаметрально противоположная картина: ночь, «тускло светит луч лампады умирающим огнем».)

«Тучи» («Нет у вас родины, нет вам изгнания», - утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира.)

ЧЕЛОВЕК И ЭПОХА

Лермонтов «Монолог» («И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит», - резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая лишена моральных принципов и благородных целей, поэтому вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом, лицемерить, лгать и развлекаться.)

Пастернак «Гамлет» (Пастернак признает, что бороться с системой, которая обладает отлаженным механизмом манипуляции людьми, совершенно бесполезно, так как «продуман распорядок действий и неотвратим конец пути». Потому автор признается, что в своем желании быть личностью он одинок.)

Мандельштам «За гремучую доблесть грядущих веков» (Ключевой мотив – трагическая судьба поэта, живущего в эпоху революции. Эпоха губит художника и мешает ему творить. Мне на плечи кидается век-волкодав,/Но не волк я по крови своей,/Запихай меня лучше, как шапку, в рукав/Жаркой шубы сибирских степей.)

Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом» (отношения возвышенного поэта и «века торгаша»; основная мысль – на литературном творчестве можно зарабатывать)

МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (Лирический герой встречает на балу женщину, в которую влюбляется, но в реальной жизни любовь невозможна, поэтому герой создает ее в своем воображении. Он очень одинок. И создал я тогда в моем воображенье/По легким признакам красавицу мою;/И с той поры бесплотное виденье/Ношу в душе моей, ласкаю и люблю)

Блок «Незнакомка» (Описывая окружающую его обстановку, Александр Блок умышленно противопоставляет грязь и пьяный угар божественному образу неизвестной женщины. И странной близостью закованный,/Смотрю за темную вуаль,/И вижу берег очарованный/И очарованную даль.)

Лермонтов «Отворите мне темницу» (Первая строфа «Узника» демонстрирует читателям оптимизм, желание жить. Лирический герой бодр, дерзок, ему кажется, что близка благословенная воля. В мечтах он целует молодую красавицу, мчится прочь от места заключения на черногривом скакуне. Далее настроение начинает меняться. Герой вспоминает о высоких окнах тюрьмы, о тяжелой двери с замком. Он осознает – черноокая девица находится далеко, а полная воля доступна сейчас лишь доброму коню, без узды резвящемуся в зеленом поле. Если во второй строфе надежда утрачивается, то в третьей констатируется пришедшее ей на смену ощущение безысходности. От начала к финалу сужается пространство, существующее в сознании лирического героя.)

ДРУЖБА

Пушкин «Пущину» (В нем поэт вспоминает их последнюю встречу, отмечая, что он «судьбу благословил», когда Иван Пущин приехал к нему в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе. В этот момент лучший друг морально поддержал Пушкина, который находился на грани отчаянья, считая, что его карьера загублена, а жизнь – беспросветна.)

Высоцкий «Песня о друге» (Если ж он не скулил, не ныл,/Пусть он хмур был и зол, но шел,/А когда ты упал со скал,/Он стонал, но держал,/Если шел за тобой, как в бой,/На вершине стоял, хмельной,/Значит, как на себя самого,/Положись на него.)

Огарев «К друзьям » (О том, что настоящая дружба с годами лишь становится крепче, написано немало прекрасных литературных произведений. Одним из них является стихотворение Николая Огарева «К друзьям», в котором поэт не только вспоминает свою беззаботную молодость, но и хочет вернуть прошлое, чтобы вновь насладиться обществом единомышленников, пока еще не лишенных юношеского идеализма.)

ТЕМА ЛЮБВИ К МАТЕРИ

Есенин «Письмо матери» (Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается. Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком. Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт, тем не менее, отказывается от помощи и просить мать лишь об одном – «не буди того, что отмечталось». Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы. Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне».)

Твардовский «Памяти матери» (В четвертой части произведения Твардовский обращается к своему детству и целиком приводит старинную песню, которую слышал от матери. В ней заложен глубокий философский смысл, который и в наши дни остается неизменным: ребенок, покинувший отчий дом, является отрезанным ломтем, и отныне его жизнь не имеет ничего общего с судьбой родителей. Автор сожалеет, что так и не смог получше узнать ту, что подарила ему жизнь.)

Цветаева «Маме» («в старом вальсе…») (Детство Цветаевой прошло в совершенно особой атмосфере, у нее был собственный мир сказок и иллюзий, с которыми в юности пришлось расстаться. Поэтому поэтесса в обращении к матери подчеркивает, что «ты вела своих малюток мимо горькой жизни помыслов и дел». Уже будучи гимназисткой, Цветаева поняла, насколько окружающий мир может быть жестоким и беспощадным. С одной стороны, она была шокирована этим открытием, а с другой оказалась благодарна матери, которая смогла, пусть и ненадолго, оградить ее от жизненных невзгод.)

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ

Блок «Двенадцать» (Наиболее очевидный пример - это образ двенадцати. Поэма недаром названа «Двенадцать». Это число - один из наиболее крупных ее символов. В поэме 12 глав, в значение этого числа можно включить и двенадцать апостолов, и лихое разбойничье начало - 12 разбойников. Для читателя времен Блока само название поэмы «Двенадцать» могло предположить наличие образа Христа. Ведь число 12 - число апостолов, учеников Христа.)

Пастернак «Гамлет» (главный герой стихотворения, обращаясь в переполненный зал, просит: «Если только можно, Авве Отче, чашу эту мимо пронеси». Это означает, что в качестве актера он боится сыграть свою роль недостаточно хорошо и вызвать осуждение публики.)

Пушкин «Пророк» (В основу стихотворения «Пророк» был положен отрывок из Библии, из шестой главы Книги пророка Исайи. Согласно легенде, Серафим очищает пророка от греха и, повинуясь воле Господа, тот должен выполнить миссию по исправлению людей. Стихотворение Пушкина перекликается с библейским текстом. Мы видим, что поэт прекрасно знал историю призвания к пророческому служению Исайи, размышлял над ней. Пушкин часто обращался к Библии, черпая из нее вдохновение и сюжеты для своих сочинений. В «Пророке» мы находим интерпретацию Пушкиным этой библейской легенды.)

ТЕМА ДЕРЕВНИ

Есенин «Гой ты, Русь моя родная…» (Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» пропитано именно этими чувствами автора. «Хаты - в ризах образа…»-пишет Есенин. Все дома деревушки он сравнивает с чем-то возвышенным, божественным, ведь риза-это церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом.)

Пушкин «Деревня» (в первой части произведения поэт признается в любви к своей родине, подчеркивая, что именно в Михайловском он был когда-то безмятежно счастлив: Я твой - я променял порочный двор Цирцей,/Роскошные пиры, забавы, заблужденья/На мирный шум дубров, на тишину полей,/На праздность вольную, подругу размышленья.)

Лермонтов «Родина» (Торжественное вступление, в котором автор признается в любви к Отечеству, сменяется строфами, в которых описывается красота русской природы: Но я люблю - за что, не знаю сам -/Ее степей холодное молчанье,/Ее лесов безбрежных колыханье,/Разливы рек ее, подобные морям)

ТЕМА ЛЮБВИ К РОДИНЕ

1) Патриотизм несмотря на трудности
Ахматова «Мне голос был» (Мне голос был. Он звал утешно,/Он говорил: «Иди сюда,/Оставь свой край глухой и грешный,/Оставь Россию навсегда./Я кровь от рук твоих отмою,/Из сердца выну чёрный стыд,/Я новым именем покрою/Боль поражений и обид»./Но равнодушно и спокойно/Руками я замкнула слух,/Чтоб этой речью недостойной/Не осквернился скорбный дух.)

Есенин «Гой ты, Русь, моя родная» (Если крикнет рать святая:/«Кинь ты Русь, живи в раю!»/Я скажу: «Не надо рая,/Дайте родину мою».)

Блок «Россия» («нищая Россия», «серые избы», «прекрасные черты»)
2) Размышления о судьбах своего поколения
Лермонтов «Дума» (полностью построено на размышлении автора об особенностях современного ему поколения. Поколения потерянного, грядущее которого "иль пусто, иль темно". Он, как и Блок, глядит на современников своих "печально". И, если говорить об историческом контексте, то поколение Лермонтова - поколение людей, довольно ощутимо прижатых режимом правления Николая Первого, людей, ужаснувшихся казни декабристов. Как и у Блока, современники поэта - дети довольно страшных лет России, тех лет, которые они не выбирают.)
Тютчев «Наш век» (Чуть позже уже о своем поколении написал Ф.И.Тютчев. В стихотворении "Наш век" перед читателем снова предстает картина поколения несчастного, которое "жаждет веры...но о ней не просит...". Тютчев пишет о человеке, постоянно находящимся между тенью и светом, обретая который "ропщет и бунтует", что очень похоже на человека блоковского поколения, который вынужден жить от войны до свободы и от свободы до войны. Рассуждает на тему морали современного общества. Зрелый 48-летний мужчина, прошедший через многие жизненные испытания, приходит к выводу, что «не плоть, а дух растлился в наши дни». Современный человек, как считает поэт, «жаждет веры… но он ее не просит». И это связано не с природным упрямством, а с непониманием простой истины о том, что любой из нас должен верить хоть во что-то. Безверие, по мнению Тютчева, рождает хаос в мыслях и в душе, заставляет человека сомневаться в своих силах и толкает его зачастую на неверный путь, сойти с которого порой бывает невозможно. Однако для того, чтобы избежать подобных внутренних противоречий, достаточно лишь впустить в свое сердце Бога, почувствовать его заботу и любовь, которые, по мнению поэта, и являются путеводными звездами в жизни каждого человека.)

Блок «Рожденные в года глухие» (Посвящено первой мировой. Автор признается, что совсем недавно и сам ратовал за смену общественного строя насильственным путем. Но революция 1905 году показала, насколько беспощадными могут быть люди по отношению друг к другу. Поэтому автор подчеркивает, что «теперь в сердцах, восторженных когда-то, есть роковая пустота». Блок еще не забыл церковных постулатов, в которых убийство ближнего своего является одним из смертных грехов.)

ВОЕННАЯ ТЕМА

Ахматова «Мужество» (Ахматова обращается к обездоленным, голодным и уставшим людям, которые, тем не менее, не сломались под тяжестью военного бремени. «Час мужество пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», - утверждает поэтесса.)

Твардовский – поэма «Василий Теркин» («Бой идет – святой и правый, /Смертный бой не ради славы - /Ради жизни на земле»)

Симонов «Жди меня» (В стихотворении он просит Валентину Серову, а вместе с ней тысячи других жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых даже тогда, когда кажется, что им уже никогда не суждено будет встретиться)

ОБРАЗЫ ТРУЖЕННИКОВ

Некрасов «Однажды, в студеную зимнюю пору…» (из поэмы «Крестьянские дети») (В этом произведении автор искренне завидует своим юным героям, которые пока еще не осознают своего низкого социального статуса и могут позволить себе, в отличие от барских детей, проводить свободное время так, как душа пожелает. Но дети всегда остаются детьми, и Некрасов отдает себе в этом отчет и невольно хочет оградить своих героев от предстоящих жизненных испытаний. Поэтому он обращается к ним со словами: «Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано». Автор понимает, что пройдет совсем немного времени, и беззаботная вольная жизнь сельских малышей закончится, оставив лишь в воспоминаниях ощущение счастья и иллюзию того, что они когда-то могли самостоятельно распоряжаться своей судьбой.)

«Железная дорога» (Труд народа, построившего в невыносимых условиях величайшее по тому времени техническое сооружение - железную дорогу протяженностью в сотни верст, - свидетельство неиссякаемых его духовных сил. Вот почему поэт говорит, обращаясь ко всему молодому поколению: Да не робей за отчизну любезную... Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную- Вынесет все, что господь ни пошлет! Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется ни мне, ни тебе.)

Твадровский «Василий Теркин» («… тем путем идет суровым/ Что и двести лет назад/Русский труженик-солдат»)

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК, ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР, ПРИРОДА И ЛЮБОВЬ, ПРИРОДА И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ: В АСПЕКТАХ

1. Отражение чувств человека в природе.
2. Связь человека с животными образами.
3. Очеловеченная природа в поэтическом полотне.

В необходимом — единение, в сомнительном — свобода, во всем — любовь.
А. Августин

В своем творчестве С. А. Есенин обращается к разным темам. Это и великолепные пейзажные зарисовки, и трогательные стихи о любви, и проблемные произведения о судьбе русской деревни. Все, что поэт описывает в своих текстах, он непременно пропускает через свою душу, через богатый и насыщенный внутренний мир. И особое место там занимает природная тематика, которая связана с образом человека, его действиями и поступками. Такую связь я попробую рассмотреть в своем сочинении.

Любые природные проявления Есенин не отрывает от человеческих чувств и эмоций. Поэтому его любовная лирика наполнена красочными пейзажными зарисовками. Они словно отражают внутреннее состояние героя. И он через образы деревьев, опавшей листвы или ручейка рассказывает нам о своем глубоком и тайном чувстве. И если в душе неспокойно, то подобную тревожную атмосферу нам передает снежный ветер в стихотворении «Ветры, ветры, о снежные ветры...».

Ветры, ветры, о снежные ветры,
Заметите мою прошлую жизнь.

Лирический герой ищет утешения в природе. Именно она может вдохнуть в его растрепанную и тревожную душу покой и успокоение.

Я хочу быть отроком, светлым
Иль цветком в луговой межи.

Но природные картины могут выступать и в качестве контрастного полотна к тому, что происходит в душе лирического героя. Цветущая дарящая жизнь природа напоминает о том, что герой потерял безвозвратно. Так через пейзажные картины в повествование входят грустные тональности. Например, цветущая липа в стихотворении «Я помню, любимая, помню...» заставляет вспомнить любимого человека, которого нет в данный момент рядом с лирическим героем. Природа словно призвана возрождать душу, дарить ей успокоение и надежду на светлое будущее. Но грусть, навеваемая этим стихотворением, не уменьшается. Однако в таком природном обрамлении она становится светлой и в какой-то степени прекрасной. И нам понятно, что в памяти лирического героя запечатлелся самый нежный образ любимого человека, который может ассоциироваться с цветущим деревом.

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

Природные картины в творчестве С. А. Есенина не только отражают душевное состояние, но и позволяют создавать прекрасные портреты любимой с помощью знакомых нам фигур. Одним из ключевых в произведениях поэта является образ белой березы. Именно она воплощается у него в облике прекрасной девушке. Каждый «элемент» дерева соотносится с одной из черт человека. Так природными штрихами передается облик девушки в стихотворении «Зеленая прическа...».

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка...
...Иль хочешь в косы ветви
Ты лунный гребешок?

Не зря поэт использует образ березы для описания девушки. Тем самым он не только подчеркивает его незабываемые черты, но в то же время говорит о родстве двух душ: природы и человека. А такая связь говорит о многом. Если человек мог стать частью природного сообщества, значит, он настолько же чист и непорочен. В то же время если природа его принимает, то видит в нем друга и родственную душу, которая становится неотъемлемым компонентом красочного пейзажа. Во всем этом стихотворении описание березы постепенно переходит в портретные штрихи самого" человека. Потом повествование словно идет в обратном направлении. Такое плавно перетекание от одного образа к другому показывает нам, что они связаны собой невидимой для нас ниточкой настолько, что представляют собой нераздельное целое.

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил — печальный
Твой предосенний шум.

В таких поэтических строках С. А. Есенин рассказывает о неразрывной связи человека с природой. Она ощутима на чувственном уровне, позволяющем героям показать свое душевное беспокойство, но в то же время дающем возможность найти душевное равновесие. Связь с природой происходит и на уровне портретных зарисовок. Это говорит о том, что человек становится частичкой природного мира. Вроде бы это понятно и так, с биологической точки зрения. Но Есенин смог показать подобное единство на уровне слов и поэтического отражения действительности. Не только различные растения, но и птицы, звери также являются составной частью природного, только в данный момент животного мира. Эти образы в творениях поэта более многогранны. Они позволяют объединять в нашем воображении множество различных подтекстов. Например, образ воробья с его необычной песней в стихотворении «Море голосов воробьиных...» открывает нам картину чувств лирического героя.

Постепенно мелодика воробьиного напева превращается в невинный голос любимого человека. Возможно, именно такая незатейливая и безобидная птица может в представлении лирического героя ассоциироваться с обликом дорогого сердцу человека.

Ночь, а как будто ясно,
И на устах невинных
Море голосов воробьиных.

Не только человек имеет в творчестве поэта природные черты. Но и сама природа очеловечивается. Она способна делать то, что делают обыкновенные люди, например, спать, разговаривать. Такое встречается в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...»:

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие края.

Описание природы с помощью человеческих чувств позволило рассказать о затишье в ночное время. Также на этом фоне будет отчетливее слышен крик журавлей, который напоминает об огромной любви к родному краю. Такая красочная основа или обрамление к картине чувств позволяет услышать в голосе лирического героя грустные тональности, выражающие тоску по родному и прекрасному краю.

Такое неразрывное соединение поэтического полотна с природой замечали многие читатели С. А. Есенина. Вот что об этом писал М. Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного заслужено человеком». Очеловеченная природа не только для лирического героя, но и в своем замкнутом мире может создавать контрастные полотна. Таковые появляются в стихотворении «Поет зима — аукает...». Произведение наминается с того, что зима старается убаюкать мохнатый лес. При этом на данный образ накладываются не столько человеческие черты, сколько животные. Мохнатой обычно бывает собака, но такое определение лирический герой использует для описания леса. Поэтому в одной картине природы совмещается множество разных образов, каждый из которых говорит об отдельном штрихе в описываемой картине. В то же время вместе они не просто создают одну большую картину, а сами приобретают новые смыслы. Так лес в зимнее время кажется мягким, добрым и пушистым.

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.

Но такой легкой природной зарисовке противостоит стихия во дворах домов. Там свою песнь поет грозная вьюга.

А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

В стихотворении создает двойной звуковой эффект. Вьюга словно непрошенный гость стучится в дом человека. В то же время ставни свешены, значит, они не плотно закреплены, поэтому и создают свою тревожную песню.

Но не долго царила такая тревога. Кажется, вьюгу старается утихомирить зима своей прекрасной песней. Такие два противоположных природных явления создают новое полотно. Лирический герой показывает их отражение в своем образе или сердце. Для этого он снова использует образ воробьев, которым в такой противоречивый день снится прекрасная и ясная весна.

И сниться им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

В этом стихотворение хорошее и радостное настроение обрамляет злую вьюгу и заключает ее в кольцо. Поэтому произведение начинается и заканчивает оптимистическими интонациями. Такое описание становится особенно близким потому, что через очеловечение природы, все ее грозные или радостные проявления становятся нам родными. Кажется, что поэт заглянул в нашу душу и смог приоткрыть все тайны. Но чтобы это сделать очень мягко, он использовал для описания природы не только человеческие чувства и поступки, но и пейзажные зарисовки. Так природа на равных вошла в наш мир, в то же время она смогла и нас впустить в свое живописное пространство.

В поэзии Есенина человек и природа неразрывно связаны. Они представляют собой одно гармоничное единство, которое нельзя нарушить ни плохим настроением, ни ворчанием вьюги, ни прекрасной и невинной воробьиной песней.

В каких произведениях русских поэтов отображена духовная связь человека и природы и как эти произведения соотносятся с лермонтовским стихотворением?

ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов. Я, маменька...

Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чём же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всём, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.

Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

(А.Н. Островский, «Гроза».)

Показать текст целиком

Во многих произведениях поэты стараются отобразить духовную связь природы и человека.

Так, в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро» настроение лирических героев меняется вместе с состоянием природы: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…» «И ты печальная сидела», но сегодня все изменилось: «За голубыми небесами великолепными коврами,//Блестя на солнце снег лежит», и уже хочется «предаться бегу// Нетерпеливого коня…»