Богат и блистателен был век XVIII — мода на ослепительную роскошь и всевозможные наслаждения безраздельно царила в обществе, с легкостью сметая любые запреты, мешающие удовольствию и веселью. Конечно, помимо балов и приемов в мире существовали бедность, чума и инквизиция, угрожающие беззаботно-фривольному течению жизни. Однако в будуарах предпочитали не тратить время на мысли о плохом. Это было время триумфа изящных искусств, свободных нравов и опасных связей. Позже этот век назовут «галантным» — он подарил миру целую плеяду великих композиторов, художников и мыслителей. И именно XVIII столетию мы обязаны самыми известными авантюристами, мошенниками и любовниками. Их захватывающие истории жизни переписаны в десятках романов, а их имена давно стали нарицательными. Джакомо Казанова — яркий тому пример.

Невероятно пестрая судьба этого вечно влюбленного авантюриста почти три века будоражит умы историков и литераторов. Многие современники пророчили ему забвение, но история распорядилась иначе, подарив этому неутомимому кавалеру бессмертие.

Самый известный любовник: биография Джакомо Казановы

Джованни Джакомо Казанова родился в Венеции 2 апреля 1725 года в семье актеров. Его красавица мать была душой и телом предана театру, имела завидный успех и ангажемент, и по этой причине времени на воспитание детей у нее не было. То, что все ее дети впоследствии нашли достойное место в жизни, можно считать чудом.

Первенца Джакомо первые годы жизни воспитывала бабушка. Ребенок был болезненным и вечно голодным. Когда Казанове исполнилось девять, врачи посоветовали перемену климата, и мальчика из Венеции отправили в дешевый пансион в городе Падуя.

От бесперспективного прозябания в нищете Джакомо спас аббат Гоцци, его первый учитель, который забрал его к себе в дом. Здесь Казанова вполне успешно получил начальное образование и, если верить его воспоминаниям, впервые влюбился. Ему было одиннадцать. Музой стала младшая сестра его учителя, которая была ненамного старше Джакомо. Опять же если верить мемуарам, уже через год Казанова поступил в Падуанский университет, чтобы через пять лет получить ученую степень юриста.

К слову, юриспруденцию он ненавидел и мечтал о карьере врача, но взрослые настояли, чтобы он стал церковным правоведом. Так Казанова надел сутану аббата. Но ему было не суждено стать духовным лицом, его слишком привлекали карты, женщины и светская жизнь. Благодаря таланту рассказчика и природному остроумию он легко обеспечивал себе место в обществе, и его незнатное происхождение словно бы совсем и не мешало ему. С самого начала он умел ладить с сильными мира сего, получать привилегии и должности, добиваться своего. Но, несмотря на это, его церковная карьера не удалась. И тогда Казанова решил попробовать себя на военном поприще. Он купил офицерский патент, примерил мундир, но очень быстро заскучал, отчего проиграл кучу денег и быстро вышел в отставку. В жизни начинающий авантюрист не терпел двух вещей скуки и ограничения свободы. И он снова вернулся к высшему свету, женщинам и картам.

Пришел. Увидел. Соблазнил

За свою долгую жизнь — а прожил он 73 года — Джакомо Казанова перепробовал множество профессий. Он был профессиональным игроком, неравнодушным к шулерским трюкам. Работал скрипачом в театре. Пробовал себя в драматургии, сатире и философии, занимался медициной и алхимией и даже был королевским советником по финансам. Но ни в одном деле он не добился особенных успехов. И только на стезе любви ему не было равных. Казанова обожал женщин и отдавался этой страсти самозабвенно. Но он не был охотником или коллекционером. Каждый новый роман был для него театральной премьерой, где он и его возлюбленная играли главные роли. Актерский талант был его главной фамильной драгоценностью и главным средством победы.

Каждой женщине он убедительно доказывал, что только она — его самая сильная и единственная любовь, и при этом он сам горячо верил своим словам. Может, именно поэтому женщины всякий раз верили ему и выбрасывали белый флаг из тончайшего батиста. Декорациями к его любовным романам становились будуары, монастырские кельи, постоялые дворы и убогие хибары, и никаких сословных рамок и запретов не существовало для великого любовника. Та, которая владела его сердцем, всегда была самая красивая и желанная, пусть даже всего на один час...

Казанова любил повторять, что для него самое главное — это сделать женщину счастливой, и что именно в этом он находил наслаждение для себя. Может быть, в этом и был главный секрет Казановы . Он делал женщин счастливыми, и они были готовы простить ему все. Несколько его пылких и взаимных романов едва не закончились свадьбой. Но в последний момент Казанова всегда находил достаточно вескую причину, по которой он никак не мог связать себя узами брака.

Да, этому мужчине было из кого выбирать, но он до конца жизни остался холостяком. Он слишком любил женщин, чтобы выбрать из них одну. Позже, на закате жизни, в одиночестве, он трепетно и подробно описал свои любовные приключения. Привередливые читатели насчитали в мемуарах Казановы «всего» 122 женщины и тут же вынесли вердикт, что для великого соблазнителя это не так уж много. Но если верить самому Казанове, то для него количество как раз совсем не имело значения. Всякий раз влюбляясь, он был уверен, что это первый и последний раз...

Ловкость рук и никакого колдовства

Во времена галантного века все запретное и необычное было в моде. Так, например, алхимией с одинаковым интересом занимались и аптекари, и короли. Искали философский камень и эликсир молодости, поощряли медиумов и астрологов, весьма ценили парфюмеров и отравителей. Здесь же было раздолье для искусных фокусников и бесстыдных мошенников. Знаменитые на весь мир граф Калиостро и граф Сен-Жермен сделали себе карьеру и состояние, рассказывая о своем бессмертии и совершая «чудеса» для всех, кто мог за это заплатить. Казанова также отличился на этой ниве — он практиковал нумерологию и интересовался алхимией и благодаря своему личному обаянию и ловкости стал признанным мэтром от оккультизма. К слову, он обожал читать и обладал превосходной памятью, и это помогало ему успешно морочить голову окружающим. Казанова любил повторять, что «обман дурака является делом, достойным умного человека». Но иногда тайны каббалы и магические ритуалы были лишь предлогом, чтобы завязать знакомство с очередной светской красоткой и завоевать ее.

Можно сказать, что к занятиям оккультизмом Казанову привел случай: однажды он спас жизнь патрицию по фамилии Брагадино (пригодились медицинские знания), который в благодарность одарит молодого и неглупого человека не только покровительством, но и «тайными» знаниями. И, как все знаменитые люди того времени, великий обольститель был членом масонской ложи.

Казанова умел и любил наживать приключения и играть в опасные игры. И, конечно же, однажды им должна была заинтересоваться всесильная инквизиция. Чаша терпения святых отцов переполнилась 24 июля 1755 года — в этот день, согласно сохранившемуся протоколу, был отдан приказ об аресте Казановы. За «публично совершенные преступления против святой веры» он был брошен в одну из камер «Свинцовой» тюрьмы, расположенной на верхнем этаже венецианского Дворца дожей.

К слову, сюда помещали только знатных преступников и заговорщиков, так что можно сказать, что Казанова и здесь оказался в высшем обществе.

Побег, удивительный и невероятный

Скажем сразу: из тюрьмы Казанова бежал. Хотя говорят, что сбежать оттуда было невозможно. Он гордился этим подвигом всю оставшуюся жизнь и даже опубликовал историю своего побега в виде самостоятельного литературного произведения. Позже скептики и злые языки уверяли, что все это выдумки, что Казанова и его высокие покровители просто подкупили начальника тюрьмы. Однако в архиве Дворца дожей до сих пор хранятся документы, которые вполне подтверждают все написанное великим авантюристом.

Условия в тюрьме, как и полагается, были ужасными. Летом в камере было душно и жарко, а зимой дико холодно: кроме всего прочего, Казанову поместили в самую худшую камеру, где потолок был очень низким. По приговору, который никто заключенному не огласил, он должен был провести в этой тюрьме долгих пять лет. Казанова слишком любил жизнь, чтобы губить ее подобным образом, к тому же он был уверен, что получил пожизненное заключение. Поэтому, проведя под свинцовой крышей несколько месяцев, он стал искать возможность бежать. Для начала он во время прогулки нашел кусок мрамора и обломок железного прута, которые стали главным орудием для достижения цели.

Его первая попытка проделать дыру в полу закончилась весьма обидной неудачей когда тайный труд узника был почти завершен, его вдруг перевели в другую камеру. Такой удар судьбы мог бы прикончить кого угодно. Но Казанова был невероятно упрям и привык добиваться своего любой ценой. Второй план побега был много сложнее и требовал наличия помощника. Но именно этот вариант оказался успешным. На этот раз было решено пробить дыру в крыше и выбраться наверх. Что Казанова и его товарищ по несчастью с успехом и большим трудом проделали. То, что им удалось спуститься с крыши и бежать из города, вполне можно считать чудом. Или сверхъестественной удачей.

Так Казанова обрел свободу, но был разлучен со своей родиной. Венецией, которую он любил больше всего на свете.

Одиссея влюбленного Казановы

Пожалуй, Джакомо Казанова мог бы снискать славу великого путешественника. Он успел объехать множество городов и стран, и это при том, что в XVIII веке передвижение по дорогам было долгим, не очень удобным и довольно опасным для жизни. Кто знает, как сложилась бы судьба самого великого любовника, если бы не скандальная репутация, угрозы со стороны властей и жажда новых впечатлений не заставляли его переезжать с места на место? Впрочем, представить его остепенившимся и добропорядочным гражданином Венецианской республики невозможно.

Увы, с годами удача — капризная женщина — все чаще стала отворачиваться от Казановы. Он объехал почти всю Европу, добрался даже до России, и везде он искал легких денег, громкой славы и признания своего гения. Снова и снова он был игроком, чародеем, доктором и сочинителем, ловким мошенником, актером и остроумным насмешником. И по-прежнему так же страстно любил женщин. Кстати, встречая своих прежних возлюбленных, он никогда не взывал к чувствам, оставшимся в прошлом. Он всегда предпочитал новые знакомства и новые истории. Возможно, необходимая новизна впечатлений примиряла его с постоянными странствиями. Жизнь заставила его освоить еще одну профессию — шпиона. Это приносило деньги и обеспечивало покровительство сильных мира сего, но Казанова нигде не мог задержаться надолго, потому что скандалы, дуэли неизменно преследовали его. К слову, удивительно, что он прожил такую долгую жизнь — помимо житейских невзгод, он регулярно испытывал проблемы со здоровьем. И не последнюю роль здесь сыграли многочисленные беспорядочные связи, после которых приходилось лечиться от венерических заболеваний. В то время панацеей от «любовных болезней» считали ртуть, которая с успехом убивала не только заразу, но и пациентов. Известно, что Казанове приходилось много раз в течение жизни «приносить жертвы Меркурию» (планета, соответствующая в алхимии элементу «ртуть»). Однако он пережил многих своих возлюбленных, друзей и врагов. В конце жизни скитания привели его в Богемию, в замок Дуке, где он получил место библиотекаря. Здесь Джакомо Казанова написал мемуары, которые принесли ему мировую известность, — двенадцать томов воспоминаний, под нехитрым заглавием «История моей жизни».

Суд истории

У Казановы было четверо младших братьев и сестра. Все они стали еще при жизни известными и уважаемыми людьми. Знаменитый же соблазнитель вполне мог бы кануть в небытие как «паршивая овца в стаде», и все его родственники были убеждены, что так оно и будет. Однако у судьбы были другие планы. Благодаря написанным мемуарам старший брат Джакомо вошел в историю как самый известный любовник, окружив фамилию притягательным ореолом романтической непристойности.

Последняя книга Казановы чудом увидела свет, была несколько раз отредактирована и переработана, печаталась в сокращенных переводах и пострадала от цензуры... В конце концов, она все же была издана целиком и имела головокружительный успех. Казанова вышел из небытия после смерти, как при жизни выходил из долговой тюрьмы. «Я ни в чем не раскаиваюсь», — предупреждает автор и приглашает погрузиться в свои воспоминания, записанные аккуратно и подробно. Позже многие пытались оспорить подлинность мемуаров Джакомо Казановы, сомневались в авторстве и в правдивости изложенных фактов. И были даже те, кто утверждал, что все любовные похождения он придумал от начала и до конца... Впрочем, другие тут же доказывали, что этот труд достаточно достоверен и, скорее всего, действительно принадлежит перу легендарного Казановы, разве что автор позволил себе некоторые вольности в обращении с фактами и датами. Да, этот любимец Венеры всегда позволял себе вольности, потому что не терпел скучных правил и не искал легких путей, а еще обожал быть героем скандала. И благодаря этому история жизни Казанова и его биография, продолжают волновать сердца и вдохновлять на подвиги, споры и философские рассуждения.

История моей жизни

Джакомо Джироламо Казанова

ЭПОХА ВЕЛИКИХ АВАНТЮРИСТОВ

1861 Ф.М.Достоевский пишет, что «личность Казановы - одна из самых замечательных своего века», знакомит русского читателя с «Мемуарами», публикуя отрывки в журнале «Время», который издает его брат. Писатель заявляет в предисловии, что это «занимательное чтение», но «перевести всю книгу невозможно. Она известна некоторыми эксцентричностями, откровенное изложение которых справедливо осуждается принятою в наше время нравственностью».

1887 Сокращенный русский перевод «Мемуаров Казановы» в одном томе под редакцией В.В.Чуйко.

1960 21 апреля фирмой «Брокгауз» в Висбадене и парижским издательством «Плон» начата первая полная публикация оригинального текста «Мемуаров» Казановы.

2009 Полного русского перевода мемуаров Казановы все еще нет, но в издательстве «Захаров» выходит двухтомное издание, содержащее контаминацию (максимально полный свод) всех существующих на русском языке переводов.

«Говорят, старость делает человека мудрым: не понимаю, как можно любить следствие, если причина отвратительна».

Героическая эпоха авантюристов

Четверть века отделяет Семилетнюю войну от Французской революции, и все эти 25 лет над Европой стоит душное безветрие. Великие династии Габсбургов, Бурбонов и Гогенцоллернов устали воевать. Бюргеры безмятежно покуривают, пуская дым кольцами, солдаты пудрят свои косы и чистят ненужные уже ружья; измученные народы могут наконец немного передохнуть, но князья скучают без войны. Они скучают смертельно, все эти германские, итальянские и прочие князьки в своих крохотных резиденциях, и им хочется, чтобы их забавляли. Да, ужасно скучно этим беднягам, всем этим мелким в их призрачном величии курфюрстам и герцогам, в их свежеотстроенных, еще сыровато-холодных дворцах в стиле рококо, несмотря на всякие потешные сады, фонтаны и оранжереи, зверинцы, парки с дичью, галереи и кунсткамеры. На выжатые кровью деньги и с проворно разученными у парижских танцмейстеров манерами они, как обезьяны, подражают Трианону и Версалю и играют в «большую резиденцию» и «короля-солнце». От скуки они становятся даже покровителями искусств и интеллектуальными гурманами, переписываются с Вольтером и Дидро, собирают китайский фарфор, средневековые монеты и барочные картины, заказывают французские комедии, зазывают итальянских певцов и танцоров - и только властелину Веймара удается пригласить к своему двору нескольких немцев - Шиллера, Гете и Гердера. В общем же, кабаньи травли и пантомимы на воде сменяются театральными дивертисментами - ибо всегда в те моменты, когда земля чувствует усталость, особую важность приобретает мир игры - театр, мода и танец.

Князья стараются перещеголять друг друга в денежных тратах и дипломатических ухищрениях, чтобы отбить друг у друга наиболее интересных затейников, наилучших танцоров, музыкантов, певцов-органистов. Они переманивают друг у друга Глюка и Генделя, Метастазио и Гассе, так же как каббалистов и кокоток, фейерверкеров и охотников на кабанов, либреттистов и балетмейстеров. Ибо каждый из этих князьков хочет иметь при своем маленьком дворе самое новое, самое лучшее и самое модное - в сущности, скорее назло мелкопоместному соседу, чем себе на пользу. И вот у них - церемониймейстеры и церемонии, каменные театры и оперные залы, сцены и балеты. Недостает лишь еще одного, чтобы разогнать скуку захолустного города и придать настоящий светский вид безнадежно приевшимся физиономиям неизменных шестидесяти дворян: не хватает знатных визитеров, интересных гостей, космополитических иностранцев - живой газеты, - словом, нескольких изюминок в квашеном тесте, маленького ветерка из большого света - в душном воздухе уместившейся на тридцати уличках резиденции.

И лишь только об этом распространится молва - глядь, из невесть каких уголков и укромных местечек уже катят всякие искатели приключений под сотнями личин и одеяний, ночь спустя они подкатывают в почтовых экипажах и английских колясках и широким жестом снимают самую элегантную анфиладу комнат в самой лучшей гостинице. На них фантастические мундиры каких-нибудь индостанских или монгольских армий, и они носят громкие фамилии, которые на деле являются такой же имитацией, как и фальшивые камни на пряжках их туфель. Они говорят на всех языках, твердят о своем знакомстве со всеми властителями и выдающимися людьми, они будто бы служили во всех армиях и учились во всех университетах. Их карманы наполнены проектами, речь изобилует смелыми обещаниями; они замышляют лотереи и дивертисменты, государственные союзы и фабрики, они предлагают женщин, кастратов и ордена, и хотя сами они не имеют в кармане и десяти золотых монет, они всем и всякому шепчут на ухо, что обладают тайной алхимиков. При каждом дворе они изощряются в новых художествах: тут они выступают под таинственным покрывалом франкмасонов и розенкрейцеров*, там, у сребролюбивого владетеля, разыгрывают знатоков химической кухни и трудов Парацельса. Сластолюбивому они предлагают свои услуги в качестве сводников и поставщиков с изысканным подбором товара, к любителю войн являются в качестве шпионов, к покровителям наук и искусств - в качестве философов и рифмоплетов. Суеверных они ловят гороскопами, легковерных - проектами, игроков - краплеными картами, а наивных - великосветской элегантностью. Но все это неизменно окутывается непроницаемо-шумящей оболочкой странности и тайны, непостижимой и тем самым вдвойне занимательной. Как блуждающие огоньки, внезапно вспыхивающие и манящие в трясину, мерцают они и поблескивают то тут, то там в неподвижном и затхлом воздухе резиденций, появляясь и исчезая в призрачной пляске обмана.

При дворах их принимают, забавляются ими, не уважая их и столь же мало интересуясь подлинностью их дворянства, как обручальными кольцами их жен и девственностью сопровождающих их девиц. Ибо в этой аморальной, отравленной упадочной философией атмосфере приветствуют без дальнейших расспросов всякого, кто приносит развлечение или хотя бы на час смягчает скуку, эту страшную болезнь властителей. Их охотно терпят наравне с девками, пока они забавляют и пока обирают не слишком нагло. Иногда эта свора артистов и мошенников получает сиятельный пинок ногой в зад, иногда они выкатываются из бального зала в тюрьму или даже на галеры, подобно директору венских театров Джузеппе Аффлизио. Некоторые, правда, присасываются крепко, становятся сборщиками податей, любовниками куртизанок или даже, в качестве услужливых супругов придворных блудниц, настоящими дворянами и баронами. Обычно они не ждут, чтобы запахло скандалом, ибо все их обаяние основано лишь на новизне и таинственности: когда их шулерство становится слишком наглым, когда они слишком глубоко залезают в чужие карманы, когда слишком надолго устраиваются по-домашнему при каком-либо дворе, вдруг может явиться кто-нибудь, кто поднимет их мантию и явит миру клеймо вора или рубцы каторжника.

Прославленный венецианский авантюрист, «гражданин мира», как он себя аттестовал, Джакомо Джироламо Казанова (1725 - 1798), чье имя сделалось нарицательным, был не только одним из интереснейших людей своей эпохи, но и ее символом, ее отражением. Перед современниками и потомками, его читателями, он представал как человек воистину разносторонний, энциклопедически образованный: поэт, прозаик, драматург, переводчик, филолог, химик, математик, историк, финансист, юрист, дипломат, музыкант. А еще картежник, распутник, дуэлянт, тайный агент, розенкрейцер, алхимик, проникший в тайну философского камня, умеющий изготовлять золото, врачевать, предсказывать будущее, советоваться с духами стихий. Но - что истинно в мифе, который он творил о самом себе?

Мемуары Казановы были опубликованы в начале XIX века, когда литература романтизма стала беспрестанно обращаться к легенде о Дон Жуане. Вечный образ Соблазнителя появляется у Байрона и Пушкина, Гофмана и Мериме, Хейберга и Мюссе, Ленау и Дюма. Именно в этой традиции и были восприняты записки Казановы, многие годы считавшиеся верхом неприличия. Их запрещали печатать, прятали от читателей.

Для подобной трактовки были даже чисто биографические основания - Казанова живо интересовался своим литературным предшественником, помогал другу-авантюристу Да Понте писать для Моцарта либретто оперы «Дон Жуан» (1787). Но «донжуанский список» Казановы может поразить воображение только очень примерного семьянина: 122 женщины за тридцать девять лет. Конечно, подобные списки у Стендаля и у Пушкина покороче, и в знаменитых романах тех лет, к которым пристало клеймо «эротические» (как, например, к увлекательнейшему «Фобласу» Луве де Кувре, 1787 - 1790), героинь поменьше , но так ли это много - три любовных приключения в год?

Личность Казановы оказалась скрыта под множеством масок. Одни он надевал сам - уроженец Венеции, где карнавал длится полгода, потомственный комедиант, лицедей в жизни. Другой маскарадный костюм надели на него эпоха, литературная традиция, вписавшая мемуары в свой контекст. Причем традиции (та, в которой создавались записки, и та, в которой они воспринимались) были прямо противоположными - то, что для XVIII века казалось нормой, в XIX столетии сделалось исключением.

Главное богатство авантюриста - его репутация, и Казанова всю жизнь тщательно поддерживал ее. Свои приключения он немедленно обращал в увлекательные истории, которыми занимал общество («Я провел две недели, разъезжая по обедам и ужинам, где все желали в подробностях послушать мой рассказ о дуэли»). К своим устным «новеллам» он относился как к произведениям искусства, даже ради всесильного герцога де Шуазеля не пожелал сократить двухчасовое повествование о побеге из тюрьмы Пьомби. Эти рассказы, частично им записанные, опубликованные, естественно переросли в мемуары, во многом сохранившие интонацию живой устной речи, представления в лицах, разыгрываемого перед слушателем. Создавал Казанова «Историю моей жизни» на склоне лет (1789 - 1798), когда о нем уже мало кто помнил, когда его друг принц де Линь представлял его как брата известного художника-баталиста. Казанове была нестерпима мысль, что потомки не узнают о нем, ведь он так стремился заставить о себе говорить, прославиться. Создав воспоминания, он выиграл поединок с Вечностью, приближение которой он почти физически ощущал («Моя соседка, вечность, узнает, что, публикуя этот скромный труд, я имел честь находиться на вашей службе», - писал он, посвящая свое последнее сочинение графу Вальдштейну). Человек-легенда возник именно тогда, когда мемуары были напечатаны.

Но, воссоздавая наново свою жизнь, перенеся ее на бумагу, Казанова перешел в пространство культуры, где действуют уже иные, художественные законы. Каждая эпоха создает свои собственные модели поведения, которые мы можем восстановить по мемуарам и романам. В своем бытовом поведении человек невольно, а чаще сознательно ориентируется на известные ему образцы (так, французские политические деятели XVII - XVIII вв. старательно подражали героям Плутарха, особенно во времена общественных потрясений: Фронды, Революции, наполеоновской империи; эта традиция дожила до Парижской коммуны). Более того, когда гибнет старое общество (в 1789 г., когда Казанова приступил к мемуарам, пала французская монархия, в 1795 г. после третьего раздела перестала существовать Польша, а в 1798-м, в год его смерти, исчезла с политической карты Венецианская республика, завоеванная войсками Наполеона), именно литература сохраняет память о поведенческих нормах, предлагает их читателю.

Джакомо Казанова принадлежал к двум культурам - итальянской и французской, для вхождения в которую он потратил большую часть жизни. Свои первые литературные творения Казанова писал на родном языке, но в конце жизни полностью перешел на французский (хотя продолжал грешить итальянизмами). В ту пору это был поистине интернациональный язык, на нем говорили во всех странах Европы, а Казанова хотел, чтобы его читали и понимали везде. «История моей жизни» стала явлением французской культуры. Именно в этой перспективе, как нам кажется, наиболее плодотворно рассматривать воспоминания Казановы, хотя, разумеется, и в Италии была сильная мемуарная традиция. Достаточно вспомнить «Жизнь Бенвенуто Челлини» (1558 - 1566), великого художника и искателя приключений, бежавшего из тюрьмы, немало лет проведшего во Франции, как и наш герой.

Мемуары Казановы, вызвавшие поначалу и у читателей, и у исследователей сомнения в их достоверности (библиофил Поль Лакруа даже считал их автором Стендаля, действительно высоко ценившего записки венецианца), в общем, весьма правдивы. Для многих эпизодов нашли документальное подтверждение уже в XX веке. Разумеется, Казанова старается подать себя в наиболее выгодном свете, умалчивает о том, что порочит его, но во многих случаях он нарушает хронологию, переставляет местами события, объединяет однотипные (например, две поездки на Восток превращает в одну), следуя законам повествования, требованиям композиции. Логика сюжета, действий того персонажа, которого он рисует на страницах мемуаров, может подчинить себе правду жизни. Так, когда благодетельница и жертва Казановы маркиза д’Юрфе порвала отношения с ним, он сообщает читателю, что она умерла - для него она перестала существовать.

В «Истории моей жизни» отчетливо видны несколько сюжетных традиций: авантюрного и плутовского романа, психологической повести, идущих из XVII века, романа-карьеры и романа-«списка» любовных побед, сложившихся во Франции в эпоху Просвещения, и мемуаристики. Именно на их фоне и проявляется истинное своеобразие записок Казановы.

Во Франции, как это часто бывает, интерес к мемуарам пробуждался после периодов сильных общественных потрясений: религиозных войн (1562 - 1594), Фронды (1648 - 1653). В прозе тогда доминировали многотомные барочные романы, где в возвышенном стиле воспевались героические и галантные приключения многовековой давности - как в «Артамене, или Великом Кире» (1649 - 1653) Мадлены де Скюдери. Мемуары, описывавшие недавнее прошлое, привносили в литературу подлинные и жестокие события, кровавые драмы, любовные интриги, воинские подвиги, примеры высокого благородства и расчетливой подлости. Именно под воздействием мемуаров стали возникать в конце XVII века психологические повести («Принцесса Клевская» г-жи де Лафайет, 1678), вытеснившие барочный эпос, подготовившие почву для «правдоподобного» романа XVIII века.

Воспоминания писали (или, реже, за них сочиняли секретари) королевы (Маргарита Валуа, Генриетта Английская), министры (Сюлли, Ришелье, Мазарини), вельможи, придворные дамы, военачальники, судейские, прелаты (герцоги Буйонский, Ангулемский, Гиз, де Роган, мадемуазель де Монпансье, маршал Бассомпьер, первый президент парламента Матье Моле, кардинал де Рец и др.), писатели-аристократы (Агриппа д’Обинье, Франсуа де Ларошфуко). Популярность мемуаров была столь велика, что на рубеже XVII - XVIII веков началось взаимопроникновение «художественной» и «документальной» прозы. Появились поддельные воспоминания подлинных исторических лиц. Их во множестве изготовлял одаренный литератор Гаэтан Куртиль де Сандра, самые известные из них - «Мемуары г-на д’Артаньяна» (1700), где мушкетеру приносят удачу воинские подвиги, шпионство, плутни, политические интриги и, главное, успехи у женщин.

Казанова джакомо

Полное имя Джакомо Джироламо Казанова де Сейнгальт (род. в 1725 г. - ум. в 1798 г.)

Венецианский авантюрист международного масштаба, солдат, писатель и тайный агент на службе у французского короля Людовика XV. Автор и герой всемирно известных воспоминаний, отличавшихся предельной откровенностью в описании интимной жизни их создателя. Мемуары принесли ему скандальную известность и сделали его имя синонимом распущенности и плутовства.

О великом итальянском обольстителе женщин Джакомо Казанове известно всему миру. Но наверняка мало кто знает, что знаменитый авантюрист пробовал свои силы не только на этом поприще. Перед современниками Казанова представал как писатель, переводчик, химик, математик, историк, финансист, юрист, музыкант, алхимик… Главным в его желаниях, безусловно, оставалось чувственное наслаждение. Однако единственным подлинным символом жизни Джакомо стала… игра. Кем же все-таки он был? В разные времена знаменитый авантюрист выдавал себя то за католического священника, то за мусульманина, то за офицера, то за дипломата. В Лондоне он однажды сказал знакомой даме: «Я распутник по профессии, и вы приобрели сегодня дурное знакомство».

О себе же он писал: «Я, Джакомо Казанова, венецианец, по склонностям - ученый, по привычкам - независимый человек и настолько богат, что не нуждаюсь ни в чьей помощи. Путешествую я для удовольствия. В течение моей долгой страдальческой жизни я являюсь жертвой интриг со стороны негодяев». Мемуары же он завершил уверениями, что «жил, как подобает философу», и «умирает, как подобает христианину». Похождения Джакомо дают лучший ответ на вопрос, каким был знаменитый собеседник коронованных особ, узник европейских тюрем и завсегдатай игорных домов и вертепов.

Он пользовался милостями прусского короля Фридриха Великого, интересовавшегося его мнением о делах государственного управления, был советником Штутгартского князя, двору которого прививал французские нравы, обедал у супруги Людовика XV, вел беседы с маркизой де Помпадур. Казанова был знаком с Екатериной II и даже хотел стать личным секретарем императрицы или воспитателем Великого князя. Между тем каждое из деяний знаменитого итальянца становилось лишь очередной авантюрой.

Будущий великий обольститель родился 2 апреля 1725 г. в Светлейшей Республике Венеция в семье актера Гаэтано Казановы и дочери сапожника Дзанетты Фарусси. Впрочем, есть основания полагать, что настоящим отцом Джакомо был владелец театра Сан-Самуэле венецианский патриций Микеле Гримани. «Я не родился дворянином - дворянства я добился сам», - объявил однажды Казанова, для которого вопрос о его происхождении всегда был весьма чувствительным.

Джакомо было 2 года от роду, когда его мать, молодая актриса, отправилась в Лондон. Там она играла в итальянской комедии, стала любовницей принца Уэльского и родила от него ребенка. На этом основании предполагают, что брат Казановы, Франческо, является незаконнорожденным сыном короля Англии Георга II. Франческо Казанова стал известным художником, автором батальных картин. Это ему Екатерина Великая заказала картину «Битва в Очакове», которая хранится в Эрмитаже. У Казановы были еще два брата и сестра: Джованни - художник, ученик Менгса, директор Дрезденской Академии художеств; Гаэтано - священник и проповедник; Мария Магдалина - танцовщица Дрезденского оперного театра.

Первые девять лет своей жизни Джакомо жил у своей бабушки Марции Фарусси. Его отец умер, когда мальчику было восемь лет.

Два года спустя его мать отправляется в Санкт-Петербург с труппой актеров «Комеди дель арте». А Джакомо посылают в Падую, где он живет в пансионе у доктора Гоцци, который дает ему уроки скрипки и знакомит с науками. Образование Казанова продолжает в Падуанском университете. В 1741 г. он принимает постриг и становится послушником. Затем начинает путешествовать: сначала на Корфу, потом в Константинополь.

В 1743 г. Казанову принимают в духовную семинарию, но вскоре выгоняют оттуда за поведение, не приличествующее духовному лицу. И снова в путь - Анкона, Рим, Неаполь, Калабрия, Неаполь, опять Анкона. В Риме Казанова был принят на службу к кардиналу Аквавива и беседовал с папой Бенедиктом XIV. Обвиненный в соучастии похищения одной девицы, в чем он был абсолютно неповинен, Казанова вынужден покинуть Рим. В Анконе он встречает Терезу-Беллино, молодого певца-кастрата. Его охватывают подозрения, что певец на самом деле - переодетая женщина…

После приключения с Беллино (ее настоящее имя - Анджола Калори - выдающаяся певица, получившая впоследствии всеевропейскую известность) Казанова снял рясу и поступил на военную службу. На острове Корфу он стал адъютантом командующего галеасами Джакомо да Рива. Из Корфу направляется опять в Константинополь. В 1746 г. Казанова возвращается в Венецию и становится рядовым скрипачом в театре Сан-Самуэле. Он играл на свадьбах и вечеринках, даже помогал знаменитому Антонио Вивальди в сочинении ораторий. И обольщал, обольщал…

Ради пары прекрасных глаз несостоявшийся священнослужитель переезжал из города в город. С некоторыми дамами он вел философские беседы, а одной даже подарил целую библиотеку. Казанова спал с аристократками, проститутками, монахинями, с девушками, со своей племянницей, может быть, и со своей дочерью. Но за всю жизнь, кажется, ни одна любовница ни в чем его не упрекнула. Впрочем, любовь была для Казановы не только жизненной потребностью, но и профессией. Он покупал понравившихся ему девиц (более всего по душе ему были молоденькие худые брюнетки), обучал их любовной науке, светскому обхождению, а потом с большой выгодой для себя уступал другим - финансистам, вельможам, королю. Составление счастья бедных девушек - таким был для Казановы один из постоянных источников дохода.

Весной 1746 г., в одну из темных ночей, Казанова встретил в Венеции человека в красной мантии, который на его глазах уронил письмо. Джакомо поднял и вернул это письмо хозяину. Человеком в мантии оказался венецианский сенатор Маттео Джованни Брагадини. В знак благодарности Брагадини предложил подвезти Казанову на своей гондоле. В пути у сенатора случился удар. Казанова приказал остановить гондолу и разыскал врача. После первой медицинской помощи он доставил больного домой, куда немедленно прибежали двое друзей сенатора - венецианские патриции Марко Дандоло и Марко Барбаро. Казанова понял, что врач неправильно лечит пациента, и принялся за дело сам. Наутро сенатор почувствовал себя превосходно. Так произошло знакомство Казановы с его покровителями.

Венецианские патриции тайно занимались каббалистикой и алхимией. Казанова признался, что сам этим увлекается и что у него есть свой каббалистический метод, хотя он и не совсем уверен в его надежности. Все вместе они взялись проверить - и метод сработал. Брагадини, Барбаро и Дандоло задавали разные вопросы, а оракул давал им именно те ответы, которых они ожидали. Патриции убедились, что молодой Казанова великий чародей.

Трюк со своим собственным каббалистическим методом Казанова применит еще не раз, в особенности в Париже с мадам д’Юрфе, богатой маркизой, которая слепо верила в магические способности Казановы.

Оставив музыкальное поприще, Казанова, пользуясь дружбой и благодеяниями Брагадини, поселился в его доме в качестве названого сына и стал на досуге заниматься магией и предсказаниями. Свой тогдашний образ жизни авантюрист характеризовал в немногих словах: «Я был не беден, одарен приятной и внушительной внешностью, отчаянный игрок, расточитель, краснобай и забияка, не трус, поклонник женского пола, ловкий устранитель соперников, веселый компаньон… Я наживал себе врагов на каждом шагу, но я умел постоять за себя и потому думал, что могу позволить себе все, что угодно».

В Казанове прежде всего покорял его врожденный артистизм, умение привлечь и мгновенно заинтересовать. Прославленный итальянец блестяще умел, оставаясь самим собой, попеременно и продуманно превращаться то в светского льва, неотразимого пожирателя женских сердец, то в мудрого философа, впитавшего в себя тексты сотен ученых книг, то в многоопытного специалиста по рудному делу и финансам, дающего компетентные советы по этим вопросам, то в видного политика, то в маститого дипломата…

О его внешности современник писал: «Он был бы красив, когда бы не был уродлив: высок, сложен, как Геркулес, лицо смуглое… Он горд, ибо он ничто и не имеет ничего… Богатая фантазия и природная живость, опыт многочисленных путешествий, испробованных профессий, твердость духа и презрение к житейским благам делают его человеком редкостным, интереснейшим для знакомства, достойным уважения и преданной дружбы небольшого числа лиц, снискавших его расположение».

Покровители Казановы сенатор Брагадини и его друзья Барбаро и Дандоло советовали ему на время удалиться из Венеции - они опасались, что государственная инквизиция может обвинить их друга в богохульстве и чернокнижии.

Но в это время разыгрался роман Джакомо с Анриеттой - любовная история, которая вдохновила на создание литературных произведений, среди прочих, английского писателя Ричарда Олдингтона и русскую поэтессу Марину Цветаеву.

Никакая другая женщина не вызывала в душе Казановы таких нежных воспоминаний, как Анриетта, которую он встретил в обществе венгерского офицера в Чезене. Три месяца, которые он прожил с ней в Парме, были счастливейшим временем в его жизни: «Кто думает, что женщина не может наполнить все часы и мгновения дня, тот думает так оттого, что не знал никогда Анриетты… Мы любили друг друга со всей силой, на какую были только способны, мы совершенно довольствовались друг другом, мы целиком жили в нашей любви».

В 1750 г. Казанова отправился во Францию: «В Лионе я сделался вольным каменщиком. Два месяца спустя, в Париже, поднялся я на вторую ступень, а еще через несколько месяцев - на третью, иными словами, стал мастером. Эта ступень высшая. Все прочие титулы, какие даровались мне с течением времени, - всего лишь приятные выдумки и, хоть и имеют символический смысл, ничего к званию мастера не добавляют».

Затем Казанова совершил путешествие по Центральной Европе и вернулся в Венецию, где продолжил прежний образ жизни. Он навлек на себя неприязнь инквизиции и 26 июля 1755 г. был обвинен в масонстве, распущенном образе жизни, вольнодумстве, оккультизме и приговорен к пятилетнему содержанию под стражей во Дворце дожей. Через 15 месяцев Казанова бежал из тюрьмы Пьомби, о чем впоследствии рассказал в «Истории моего бегства», написанной на французском языке и опубликованной в Праге в 1788 г.

И вновь странствия: Милан, Феррара, Болонья. Всюду игра, всюду кутеж… В Париже Казанова вошел в доверие к министру Шуазелю, пробовал свои силы в бизнесе и торговле, но блистательно прогорел… И опять пустился в странствия: Германия, Швейцария, Италия, Россия и снова - Европа.

Он много играл в эти годы, ведь игра, по сути дела, была единственным подлинным смыслом его жизни.

Еще в возрасте двадцати лет итальянец писал: «Мне нужно как-то зарабатывать себе на жизнь, и в конце концов я выбрал профессию игрока». Удача часто сопутствовала Казанове в азартных играх, что дало серьезный повод многим его биографам того времени прозрачно намекать: знаменитый итальянец «подозрительно часто пользовался благосклонностью Его Величества Случая во всем, что касалось азартных игр». Впрочем, везение можно было объяснить тем, что Казанова хорошо запомнил наставления своего названого отца Брагадини: «Не платить долг, если проиграл на слово, никогда не вистовать, а самому держать банк и бросать игру тотчас, как только удача начинает переходить на сторону партнера».

Истории известно, что лишь однажды, оказавшись в Венеции и зайдя в игорный дом, где привилегией держать банк пользовались, кстати, только игроки благородного происхождения, Казанова за одну ночь проиграл 500 000 золотых цехинов. Однако вскоре ему удалось полностью компенсировать понесенные потери. Правда, основная заслуга принадлежала здесь его очередной любовнице, которая на собственные деньги сумела отыграть, казалось бы, безвозвратно утерянное золото. Однако самую значительную в своей жизни сумму итальянец заработал не на игре, а на организации государственной лотереи в Париже в 1757 г.

Тогда король Франции задумал открыть Высшую военную школу. Но на эту затею требовалось 20 миллионов ливров. При этом правительство не хотело обращаться к помощи государственной или королевской казны, а намеревалось получить необходимую сумму от народа. Но как заставить людей добровольно раскошелиться? И тут на сцену вышел Казанова, предложив королю организовать лотерею.

Он убедительно доказывал, что народ с готовностью станет раскупать лотерейные билеты, так как в розыгрыше будут довольно крупные призы, а вырученные деньги наверняка принесут королю прибыль. К тому же лотерея, по замыслу мошенника, должна была проводиться под эгидой короны, а не от лица частных предпринимателей, что значительно укрепит доверие к ней со стороны обывателей и рассеет любые сомнения относительно честности и порядочности устроителей. В конце концов предложение приняли, и Казанова был назначен официальным представителем короля, ответственным за проведение лотереи. Тут-то он и развернулся, возглавив шесть из семи отделений по продаже лотерейных билетов. Сверх того, Казанове было назначено вознаграждение в 4 тысячи ливров.

В течение двух месяцев Казанова богател и жуировал. Он нанял хорошую квартиру, прекрасно ее обставил, обзавелся каретой и окружил себя роскошью, подобающей собирателю королевских миллионов. Скоро его знал в лицо весь Париж. Всюду - в театрах, в гостях, на балах к нему подходили люди, соблазненные возможностью выиграть, совали в руки деньги и просили прислать билеты лотереи. Чем все это кончилось, история умалчивает. Но известно, что никогда еще фортуна не одаривала Казанову своей благосклонностью в таком размере. Затея с лотереей, по его словам, оказалась самым удачным, хотя и последним крупным предприятием блистательного проходимца.

Чем только ни занимался Джакомо за оставшиеся 35 лет жизни! Продавал «рецепт вечной молодости» и «формулу философского камня», торговал красотой юных девушек. Но не только. Когда в революционной Франции настали дни якобинского террора, старый Казанова направил Робеспьеру гневное многостраничное письмо, где были такие слова: «Какое вы имеете право ломать жизни тысячам и тысячам людей ради „всеобщего счастья“? Надо оставить людям их убеждения, даже их предрассудки - об этом я спорил с Вольтером в 1760 г. Иначе вы делаете их несчастными».

Последующие несколько лет его жизни - это бесконечный ряд кутежей, романтических происшествий и карточной игры. Однако в конце концов наступило пресыщение, подкрадывалось утомление. Все чаще в любовных делах, разного рода проделках и азартных играх Казанову подстерегали неудачи.

«Любовь - это только любопытство» - эта фраза часто встречается в мемуарах Казановы. Неутомимое любопытство было настоящей страстью этого человека. Он не был банальным любимцем женщин, не был счастливым баловнем, случайным дилетантом. К сближению с женщинами он относился так, как серьезный и прилежный художник относится к своему искусству. Казанова не всегда был погружен в торопливый и неразборчивый разврат. Такие периоды случались у него лишь тогда, когда ему хотелось заглушить вое-поминания о только что прошедшей большой любви и вечную жажду новой.

Среди бесчисленных женщин, упоминаемых этим «распутником по профессии», есть несколько оставивших глубокий след в его душе. Им посвящены лучшие страницы мемуаров. Рассказывая о них, Казанова избегал непристойных подробностей. Их образы становятся для читателей такими же близкими и живыми, как образ самого венецианского авантюриста. Первая любовь юного обольстителя была в духе мирной венецианской новеллы. Ему было шестнадцать лет, и он любил Нанетту и Мартон, двух племянниц доброй синьоры Орио: «Эта любовь, которая была моей первой, не научила меня ничему в школе жизни, так как она была совершенно счастливой, и никакие расчеты или заботы не нарушили ее».

Легкий оттенок элегии появился в его второй любви. Быть может, это оттого, что она протекала в Риме, в вечно зеленых садах Людовизи и Альдобрандини. Там Джакомо любил Лукрецию: «О, какие нежные воспоминания соединены для меня с этими местами!..»

Во время пребывания на острове Корфу Казанова испытал любовь, напоминающую своей сложностью и мучительностью темы современных романов. Долгая история этой любви драматична. Много лет спустя воспоминание о венецианской аристократке Андриане Фоскарини, скрытой за инициалами «Ф. Ф.», заставило Казанову воскликнуть: «Что такое любовь? Это род безумия, над которым разум не имеет никакой власти. Это болезнь, которой человек подвержен во всяком возрасте и которая неизлечима, когда она поражает старика. О любовь, существо и чувство неопределимое! Бог природы, твоя горечь сладостна, твоя горечь жестока…»

Очередную подругу, Розалию, он подобрал в одном из марсельских притонов: «Я старался привязать к себе эту молодую особу, надеясь, что она останется со мной до конца дней и что, живя с ней в согласии, я не почувствую больше необходимости скитаться от одной любви к другой». Но, конечно, и Розалия покинула его, и его скитания начались снова.

Вместо преданной любовницы Джакомо встретил маленькую танцовщицу Ла Кортичелли, которая заставила его испытать ревность и горечь обмана. Она была из Болоньи и «только и делала, что смеялась». Она причинила Казанове много бед всякого рода: интриговала против него и изменяла ему при каждом удобном случае. Но тон его рассказов выдает, что никогда, даже в минуту их окончательного разрыва, эта «сумасбродка» не была безразличной для сердца начинавшего стареть авантюриста.

Так продолжалось до 1764 г., когда в Лондоне 38-летний Казанова, страстно влюбившись в юную куртизанку Шарпильон, встретил холодный и презрительный расчет, а не взаимность. И тогда, вспоминал Казанова, «я понял - молодость позади…»

После бурного романа с Шарпильон великий соблазнитель решил уйти на покой. В течение следующих тридцати лет в его жизни, вероятно, вообще не было женщин. Удовольствие Казанова получал теперь лишь от еды, от написания мемуаров и от чтения. Он приступил к пространным воспоминаниям о своем веке. Они долго не печатались, ибо издательства, видимо, боялись его откровений, а следующее поколение романтиков вообще не верило в существование самого Казановы.

В конечном счете ему пришлось вернуться в Венецию, где он нашел себе заработок в качестве полицейского осведомителя. В 1782 г. очередной скандал вынудил его покинуть Италию.

Три просторные комнаты старинного замка в живописном уголке Северной Чехии стали последним пристанищем авантюриста и писателя Джакомо Казановы. Однажды на пути из Вены в Берлин в 1785 г. он встретил графа Иосифа Вальдштейна. И тот предложил дряхлеющему старцу (Джакомо шел седьмой десяток) стать библиотекарем в его замке, где Казанова и провел последние тринадцать лет своей жизни.

Здесь в Дуксе, в Богемии (современный Дучков) из-под пера знаменитого венецианца вышли «Мемуары» и пятитомный роман «Икозамерон». Воспоминания Казановы, написанные по-французски, доведены лишь до 1774 г. Поначалу их подлинность подвергалась сомнению, но специальные исследования подтвердили достоверность упомянутых в них исторических событий и персонажей. Автор явно приукрашивал свои похождения, представляя себя «героем распутства и любовных побед».

Он вел оживленную переписку с многочисленными адресатами в разных городах Европы, со многими даже встречался, но в конце концов превратился в вечно недовольного, больного и брюзжащего старика, который доживал свои дни почти в полном одиночестве. 4 июня 1798 г. Джакомо Джироламо Казанова скончался. Имя же великого итальянского авантюриста и по сей день является нарицательным. И как бы там ни было, свой след в истории он оставил…

«Любовь - это мое призвание, а не профессия», - любил повторять Казанова. Для него любовь сама по себе всегда содержала высший смысл жизни, все прочие победы, поражения и блага - по сравнению с ней - второстепенны. Этот удивительный человек всю жизнь был убежден, что нельзя делить любовь на «высокое чувство» и «продажную», «низменную», «плотскую» страсть, ибо душа и тело - единое целое, потому едины и неразрывны все компоненты любви. И даже несмотря на то (а может, благодаря тому), что Казанова честно признавался: «Я любил женщин до безумия, но всегда предпочитал им свободу», - несравненный итальянец не знал поражений в любви.

Из книги Асы шпионажа автора Даллес Аллен

Джакомо Казанова ВОЯЖ В ДЮНКЕРК Из прилагаемой истории читателю станет ясно, почему Казанова вошел в историю не как шпион, а как международный авантюрист и любовник. В этом рассказе он сам повествует об одной из своих шпионских операций. Имея при себе большой багаж и

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги Ален Делон без маски автора Брагинский Александр Владимирович

Мой Казанова – это конец мифа «Премьер». Итак, вы стали Казановой. Как бы вы охарактеризовали этот персонаж?А. Делон. Как конец мифа.– Казановы?– Конечно.– Может быть, также Делона?– Если кое-кто на это рассчитывает, им лучше потерпеть. Казанова был выслан из Венеции и

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

2 апреля. Родился Джакомо Казанова (1725) Необычайные приключения итальянца в России Венецианец Джакомо Казанова, чье 285-летие 2 апреля 2010 года отметил крещеный мир, для русских особенно значим, и не только потому, что его мемуары, издававшиеся в советское время, были для нас

Из книги Шолохов автора Осипов Валентин Осипович

Сенсации: Сергеев-Ценский и Казанова 1954 год. Всяк он для Шолохова: и привычен, ибо старое то и дело оказывается рядом, и необычен своими новинами.21 января. С грифом «Секретно» Суслову кладут на стол письмо из Союза писателей. Читает с превеликим любопытством - такого еще не

Из книги Записки венецианца Казановы о пребывании его в России, 1765-1766 автора Казанова Джакомо

Джакомо Казанова Записки венецианца Казановы о пребывании его в России, 1765–1766 Печатается по изданию: Записки венецианца Казановы о пребывании его в России, 1765–1766. Русская старина, 1874. Т. IX. Орфография и пунктуация оригинала

Из книги Казанова автора Морозова Елена Вячеславовна

Е. В. Морозова Казанова Портрет Казановы.

Из книги Партитуры тоже не горят автора Варгафтик Артём Михайлович

Джакомо Мейербер Олигарх мировой оперы Эта история такова, что в ней самое главное - уточнять.Ее герой - один из немногих. Точнее - один из немногих, обладающих властью. Еще точнее - обладающих огромной властью, которая далеко не всем сразу заметна. Одним словом -

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

ПРОФЕССОР ДЖАКОМО ТРОМБАРА Внешнеполитические проблемы сильно отвлекали Александра I от положения в стране. Поэтому Бетанкуру часто приходилось общаться не с самим царём, проявлявшим интерес к мельчайшим подробностям жизни Института Корпуса инженеров путей сообщения,

Из книги Любовные истории Голливуда автора Раззаков Федор

Из книги Откровения знаменитостей автора Дардыкина Наталья Александровна

Шальной Казанова Вячеслав Шалевич: «Стараюсь не ханжить, говорить правду, но тактично»В детстве с арбатской ребятней он играл в руинах разбомбленного Театра Вахтангова, а потом всю жизнь на его сцене. Множество ролей он сыграл в кино. Любил красивых женщин, самозабвенно

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

Джакомо Казанова Устрицы в декольте и волосы на десерт Главным смыслом всей моей жизни было взращивание чувственности: на мой взгляд, нет ничего более важного. Я чувствовал себя рожденным для женщин, всегда любил женщин и старался как можно чаще предаваться этой великой

Из книги Казанова автора Бюизин Ален

ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ 22 ДЕКАБРЯ 1858 - 29 НОЯБРЯ 1924АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: КОЗЕРОГНАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ИТАЛЬЯНЕЦМУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: ОТ РОМАНТИЗМА ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА ДО РЕАЛИЗМАЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ»ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: В ЭРОТИЧЕСКОМ ТРиЛЛЕРЕ РОКОВОЕ

Из книги автора

Казанова Одной венецианке, которую я так и не позабыл. Попытаемся сравнить его биографию в том, что касается пережитого (а не духовной сущности или глубины познаний), например, с биографиями Гёте, Жан-Жака Руссо и других его современников. Какими узконаправленными,

Наверное, трудно найти человека, который не знает ответа на вопрос: Казанова - это кто? Это слово давно уже вошло в обиход и знакомо всем. Имя известного авантюриста и писателя из Венеции Казановы Джакомо Джироламо стало сегодня нарицательным. Этот «гражданин мира» стал одной из наиболее и символом давно ушедшего XVIII века.

Кто такой Казанова? Он, безусловно, выдающаяся личность своего времени. Для начала стоит отметить, что Казанова - это итальянский писатель, автор большого списка исторических очерков, фантастического романа «Искамерон». А также его перу принадлежат популярные мемуары под названием «История моей жизни», в которых Казанова предстает великим и любвеобильным сердцеедом. В мемуарах Джакомо дал четкую характеристику нравам эпохи.

Разносторонность личности Казановы

Итак, кто такой Казанова? Для своих современников, а также читателей и потомков Джакомо был личностью разносторонней и эрудированной. Казанова в литературе был известен как прозаик, поэт, драматург, филолог, переводчик, историк, математик, юрист, химик, музыкант, финансист и дипломат. А вот в остальном мире Казанова - это распутный картежник, алхимик, раскрывший тайну создания философского камня и создающий золото, дуэлянт, розенкрейцер, тайный агент, врачеватель, предсказатель и проч. Что из этого всего было правдой, сейчас уже не скажет точно никто.

Свою разностороннюю, но однозначно величественную репутацию авантюрист тщательно поддерживал многообразными историями своих приключений и любовных похождений, которые непременно рассказывались на званых ужинах и обедах среди впитывающей их, как губка, публики. От одного стола истории переходили к другому - слухи множились.

Мемуары Джакомо Казановы

Известный итальянец не мог привыкнуть к мысли, что его потомки не вспомнят о нем. Поэтому описал свою увлекательную жизнь на бумаге. При этом написание мемуаров приурочено к эпохе гибели старого общества: падению французской монархии, разделу Польши, исчезновению с мировых карт В рукописи передаются все общественные и нравственные нормы поведения того времени.

Венецианский писатель одновременно принадлежал как к итальянской культуре, так и к французской. Несмотря на всю неправдоподобность событий, описанных в мемуарах, они достоверны. Многие из жизненных эпизодов на страницах рукописи нашли документальное подтверждение. Пытаясь в наиболее выгодном свете, Джакомо Казанова в процессе написания меняет местами события, путает хронологию. При всем при этом плутовские мемуары представлены в виде некоего списка побед на любовном поприще, романа-карьеры, авантюрного психологического повествования.

Все проявления любви были интересными для итальянца, однако ни один из романов не увенчался свадьбой, ведь свобода для Казановы была дороже любого состояния. Некоторых молодых особ он обучал светским обычаям, а других плотским утехам. При этом в любовные связи он вступал абсолютно со всеми: проститутками, аристократками, бедными, богатыми, монахинями, даже со своей племянницей.

История Казановы Джакомо: детские годы

Родился известный венецианец 2 апреля 1725 года, на Пасху, неподалеку от церкви Святого Самуила, в семье артиста Казановы Гаэтано Джузеппе и актрисы Фарусси Дзанетты. После него в семье родилось еще пятеро детей. Во времена взросления Джакомо Венеция была европейским центром наслаждений, правители которой поощряли приезд туристов, имеющих порочные намерения. Республика была непременным пунктом в известном аристократическом Гран-туре и славилась своими игорными домами и прекрасными куртизанками.

В возрасте 11 лет Джакомо впервые испытал ласку противоположного пола в лице младшей сестры Гоцци Беттины. Молодой Казанова проявлял завидную тягу к знаниям, что вселило в его наставника, аббата, веру в будущее юноши на юридическом поприще. В 17 лет Джакомо уже имел ученую степень. Кроме юриспруденции, его немало интересовали и другие науки, особенно медицина. Во время учебы он также пристрастился к азартным играм.

Вступление во взрослую жизнь

Джакомо стал работать юристом при церкви, и был принят в послушники самим Патриархом Венеции. К тому времени молодой Казанова приобрел особое очарование и шарм и обзавелся власть имущим покровителем - сенатором Малипьеро. От него он получил отличные наставления по поводу поведения в высших слоях общества, а также научился разбираться в еде и вине.

В январе 1744 года Джакомо устраивается работать у влиятельного кардинала Аквавивы д’Аргона секретарем. Однако после скандала, произошедшего на любовном поприще, Казанова был уволен с должности.

Примерка роли солдата

Не останавливаясь на церковной работе, Джакомо решил приобрести патент офицера Республики Венеция в августе 1744 года. Новое амплуа для него показалось весьма скучным, а продвижение по службе очень медленным. Казанову тянуло к подвигам и отнюдь не к военным. Поэтому уже в октябре он прервал свою службу и вернулся в родную республику.

Карьера скрипача театра Сан-Самуэле

Являясь музыкантом театра, Казанова не преминул примерить на себя шкуру своих опустившихся коллег, участвуя в буйных оргиях и вечерах со скандальными розыгрышами. Однако вскоре удача снова улыбнулась своему любимцу, которому уже опостылела роль музыкантишки. Обязанным жизнью ему стал сам сенатор Джованни Брагадину, которого ранили в гондоле во время плавания. В то время когда все готовы были звать священника, дабы тот отпустил грехи, а затем помолился над умирающим, Казанова взял лечение в свои руки и спас жизнь сенатору. Он впоследствии усыновил Джакомо и стал его добрым покровителем до конца своих дней.

Весь 1749 год Казанова путешествовал по Италии. А после значительного выигрыша в карты отправился в Гран-тур. В Лионе он примкнул к сообществу масонов, к ордену «Розы и Креста». Выучив французский в Париже, итальянец перевел на родной язык трагедию «Зороастр», которую сам и поставил в Королевском театре Дрездена.

Тюрьма Пьомби

Во времена путешествий по Австрии и Германии Казанова написал массу комедийных пьес. А вернувшись в Венецию и навлекши на себя гнев инквизиции своими выходками, Джакомо был арестован. Тюрьма, в которой находился в заключении распутный венецианец, предназначалась для известных политических преступников. Он предпринял отчаянную попытку бегства. Однако был схвачен и водворен обратно в тюрьму. Вторая попытка побега оказалась успешной, и Джакомо уехал в Париж.

«Казанова»: значение слова в современном мире

Минуло несколько веков, но ловелас остался в людской памяти. Сегодня всем известно имя нарицательное «казанова». Это слово пользуется большой популярностью в народе. Нет такого человека, который бы не употреблял его. Существует множество литературных персонажей, героев кино, которых невольно называли не иначе как Казанова. Синонимы сегодня многообразные: бабник, соблазнитель, ловелас, дамский угодник, плейбой и многие другие. Это объясняется тем, что наибольшую популярность Джакомо Казанова приобрел именно благодаря своим любовным похождениям, которые были описаны в автобиографических мемуарах. О них и сегодня пишут романтические книги и снимают художественные фильмы.