Выставка Юлии Абзалтдиновой «Большая игра» откроется в Арт-галерее Ельцин Центра 8 июня.

По словам кураторов выставки, трехчастный проект исследует пространство изменений и анализирует время перемен страны. Для этого Юлия Абзалтдинова взяла «отдельно взятую, но яркую точку на карте — город Сочи и его окрестности, в отдельно взятый период новейшей истории — подготовка, проведение и наследие Зимних Олимпийских игр».

Работа над первой частью проекта «Легенды» была начата шесть лет назад с фиксации визуального изменения города в связи с предстоящими событиями. Но параллельно с изучением древних мифов края автор переходит к интерпретированию новой мифологии места и времени.

Вторую часть проекта «Паспорт болельщика» Юлия снимала во время самих Олимпийских Игр. Там она рисует портрет российского болельщика, который «десантом» высадился в Сочи и стал символом новой русской идентичности.

Третья часть «Заповедник» была создана спустя два года после Игр. В ней автор не только разглядывает наследие современной идеологии через новый облик города, измененный человеком ландшафт и актуальные портреты местных жителей, но и создает образ заповедной среды обитания людей.

В этом году проект будет представлен в Казани, Екатеринбурге, Тобольске, Красноярске, Калининграде, Краснодаре, а завершатся в Сочи в феврале 2018 года.

Юлия Абзалтдинова родилась в Екатеринбурге, сейчас живет в Москве. Закончила Московскую школу фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. С 2015 года в Союзе фотохудожников России. Работает с темой репрезентации национальной идентичности, фиксирует следы влияния человека на природный ландшафт. Принимала участие в выставках и на международных и российских фотографических фестивалях.

https://www.сайт/2017-06-28/prepodavatel_urfu_uvolilsya_iz_za_bardaka_byurokratii_i_otsutstviya_zarplaty_v_vuze

Преподаватель УрФУ уволился из-за «бардака, бюрократии и отсутствия зарплаты» в вузе

Яромир Романов

Преподаватель Института математики и компьютерных наук Уральского федерального университета Юрий Окуловский объявил о своем увольнении из вуза, назвав в качестве причин «бардак и бюрократию» в вузе и «отсутствие там зарплаты». На своей странице в соцсети «ВКонтакте» Окуловский пояснил, что с 30 июня он увольняется из университета «насовсем» и образовательной деятельностью заниматься больше не будет.

Также в качестве одной из причин своего увольнения он назвал потерю статуса математического факультета: «Мы, господа, (нецензурно) матмех и стали частью чего-то, чье название я никак не могу запомнить и с легкой руки студентов зову ШМАЕНом или ШМЯУ. Последний раз в таком положении мы были в где-то году в шестидесятом. Помимо очевидного ущерба для брендирования, репутации и самолюбия, будут и практические последствия».

Окуловский также предположил, что он может написать мемуары, в которых опишет, как менялся факультет с тех дней, когда он на нем учился, до сегодняшнего времени. «Этот материал не только увлекательный, но еще и очень поучительный — через несколько лет он будет очень доходчиво, на конкретном примере объяснять, почему во всем мире роботы, искусственный интеллект и сингулярность, а в России — как-то не очень», — объяснил ученый.

В пресс-службе УрФУ Znak.com подтвердили, что Окуловский написал заявление по собственному желанию. «Мы с пониманием относимся к замечаниям преподавателей. Конечно, иногда приходится делить их содержание на два, а то и на три, особенно если это посты в соцсетях, где преобладают эмоции. Тем не менее мы относимся с уважением к решению человека уволиться и благодарны, что он указал на ряд недостатков, которые, наверное, имеются у каждой большой организации. Наш университет — большая организация, конечно, тут не все работает как часы, но мы будем работать над устранением недостатков», — отметили в пресс-службе УрФУ.

29 августа 2016 года на Stepic.org открылся курс «Научное мышление» (запись идет на https://stepic.org/course/578). ТрВ-Наука поговорил с его автором Юрием Окуловским , канд. физ.-мат. наук, доцентом кафедры алгебры и дискретной математики Института математики и компьютерных наук УрФУ, о том, зачем был создан этот курс и сложно ли переводить образование на онлайн-рельсы.

— В чем суть Вашего онлайн-курса?

— Если совсем коротко, то этот курс — о современном мире прогресса, технологий и науки, о том, как жить в этом мире, и о том, как не перепутать его с миром манипуляций и лженауки.

Если немного подробнее, то курс состоит из трех частей: как правильно мыслить, как правильно исследовать окружающий мир и каково место науки и мышления в современном мире. Мы говорим понемногу обо всем: о логике, о манипуляциях, о том, как правильно вести дискуссии, как проводить научные эксперименты, где и как нужно искать научную информацию, как отличить науку от лженауки… Причем всё это не абстрактно, а на конкретных примерах: как лично вам случайно не купить «чудо-таблетки», как лично вам провести исследование даже на рабочем месте. Ведь научное мышление — оно не только о звездах и черных дырах, можно научно думать о выкладке товаров на полку, составлении графика уборки офиса, да хоть о планировании летнего отпуска!

— Как Вам пришла в голову идея его создания?

— Эта идея сложилась из множества мелких импульсов, которые случались в основном за время моей работы в университете. Например, один мой коллега, доктор наук и профессор, как-то посоветовал мне в ответ на какую-то проблему посмотреть фильм «Секрет» — это полтора часа повторения идеи о том, что если о чем-то постоянно думать, то это обязательно случится. Посоветовал без всякого сарказма! Помню, он же через некоторое время всем показывал вырезку из «Комсомольской правды», в которой говорилось о том, что ученые научились передавать электричество по одному проводу и поэтому мир вскоре кардинально изменится.

При этом один мой знакомый, рабочий на заводе, у которого не было высшего образования, на вопрос о ГМО сказал что-то вроде: «Я в этом не разбираюсь, ученые, наверное, знают, что делают». Это очень трезвое суждение! Так что дело не в образовании, дело в чем-то еще.

Так и появилась идея об этом «чем-то еще» рассказать. Сначала это была идея о науке и лженауке — но такого материала в Сети очень много. Нужно было сделать что-то большее, и появились подробности: стало понятно, что курсу нужен раздел логики, потому что с классической, не математической логикой тоже у многих проблемы, логика потянула за собой разоблачение манипуляций… Потом, лженаука тоже не висит в воздухе — она связана с потерей людьми уверенности в науке, с разложением, размытием ценности научного знания, с постмодерном, — так появилась и эта часть. В итоге сложился тот курс, который я пару лет читал в университете, а потом решил записать.

— Можно ли вообще научить чему-то дистанционно?

— Я думаю, что да. Я сам смотрел множество онлайн-курсов, в том числе, кстати, курс по логике «Think again» — это в то время был самый популярный курс на «Курсере». Он тоже стал импульсом к созданию курса — только более широкого и на русском языке.

Кроме того, это ведь не первый мой онлайн-курс. До него я записал курс по искусственному интеллекту и машинному обучению и еще один — по основам программирования (https://ulearn.azurewebsites.net/). На нашем факультете (Институт математики и компьютерных наук Уральского федерального университета) мы уже два года обучаем людей по модели blended learning: студенты смотрят лекции дома, а потом очно сдают практические занятия.

Так что необходимая инфраструктура для съемки уже была: самодельная студия, программа для монтажа обучающего видео, тоже самодельная — там, оказалось, довольно сильно можно ускорить работу, если программу узко «заточить» под определенную задачу. Хорошо, что у меня есть бэкграунд в программировании и робототехнике, это позволило решить очень многие проблемы.

Конечно, в онлайн-формат удалось уместить не всё. Например, на очных занятиях мы не просто разоблачали те или иные манипуляции, а устраивали некое подобие игры «Что? Где? Когда?». Еще у нас была игра на моделирование научного метода — с экспериментами, с научными гипотезами, дебатами… Что-то из этого в онлайн-формат просто нельзя вместить. Но все-таки гораздо больше того, что уместить удалось, так что этот курс не просто набор видеолекций, он включает и практическую часть: есть и логические задачи, и разоблачение манипуляций. Там же можно познакомиться и с образцами лженауки.

— Основы программирования, искусственный интеллект, робототехника… Как это связано с научным мышлением?

— Почти что никак. Разве что искусственный интеллект немного связан: где искусственный интеллект — там и логика, где логика — там и научный метод. Ну и я все-таки исследователь, так что про то, как работает наука, знаю.

Но действительно, научное мышление, философия для меня скорее хобби. Из тех хобби, в которые человек погружен чуть ли не сильнее, чем в профессию. Материалы курса я готовил очень тщательно: какие-то материалы я адаптировал из других курсов, того же «Think again», какие-то искал в источниках и перерабатывал для курса, консультировался с профессионалами.

Самое сложное было, пожалуй, рассказать о сложных вещах понятно и в то же время с сохранением хоть какой-то строгости. Очень не хотелось бы, чтобы в итоге получилось стандартное сухое бубнение философских терминов, подобное тому, которое у меня у самого в университете было: от этого хотелось уйти в первую очередь.

— Как продумывалась «драматургия» курса?

— О, тут классическая история про «желаю купить дом — но не имею возможности». На «берегу» хотелось очень многого. В курсе, например, очень много примеров — некоторые из них можно было бы проиллюстрировать рисованными мультфильмами. Или, например, вешать на стену за собой портрет философа, идеи которого обсуждаются в данный момент, или реквизит всякий в кадр ставить — самым ходовым предложением была шапочка из фольги. Я собрал небольшой think tank из выпускников курса, думали даже на kickstarter’е открывать проект…

— Но раздумали?

Да. Мне очень трезвую мысль подсказали: у курса в академическом формате узкая аудитория, значит, и денег с широкой аудитории не собрать. Вот если бы это было меньше похоже на лекцию и больше на выпуск «This is хорошо»… В тот момент я четко понял, что не хочу делать аналог «This is хорошо», что университетский курс обойдется и без всей этой мишуры, и начал снимать так, как получилось. По-моему, получилось неплохо.

Дно Уральского федерального университета. Кто настраивает студентов против "колорадов" и "ватников"? October 8th, 2015

Коллеги из «Накануне.RU» сделали очень мощный разбор ситуации.

Кто же действительно работает на майданизацию в УрФУ? Много скринов.

Запрет выставок о Второй мировой и Великой Отечественной войне в Уральском федеральном университете дошел до российского телевидения, и скандал приобрел федеральный размах. Радикально настроенное меньшинство в вузе добилось снятия экспозиций о борьбе с фашизмом, что удивительно - сделано это было по "доносу".

Кто же стоял за закрытием экспозиции и чем руководствовался вуз, принимая такое решение? Насколько можно судить, кампанию против выставки организовали радикально настроенные студенты и преподаватели (сочувствующие майдану-2014 на Украине и "болотным" движениям в России). Среди преподавателей вуза наиболее активно действовали два преподавателя матмеха УрФУ: Андрей Созыкин и Юрий Окуловский. Группа молодых преподавателей решила действовать своим излюбленным методом. Не прошло и дня с открытия, как один поспешил отправить служебную записку ректору УрФУ Виктору Кокшарову. А второй - опубликовал интернет-вариант кляузы. Оба действовали открыто, в публичном поле агитируя поддержать атаку на выставки.

В чем же оказалась главная претензия к выставке? Помимо просто ложных обвинений (так, указывалось, что организаторы "замолчали" пакт Молотова-Риббентропа, однако ему лишь была дана другая оценка), "либеральных" преподавателей испугало "пропагандистское" содержание выставки, якобы, намеки на экстремизм и национальную рознь.

Но, как выяснилось позже, так называемые "либеральные" деятели просто не хотят, чтобы в университете появилась отличная от их точка зрения.

Преподавателей УрФУ испугал "экстремизм" в детских рисунках о Великой Победе?

Да и сами "возмутители спокойствия" занимаются пропагандой: так, Окуловский сразу же признается - он активно проповедует свои взгляды, правда, не всегда находит взаимопонимание.

В одном из постов Окуловского содержатся откровенно экстремистские призывы. Направлены они на так называемых "с***ых колорадов". Оказывается, "колорады" лишили Окуловского его любимого сыра Valio.

Еще одно разочарование юного преподавателя - "колорады" посмели повесить георгиевские ленточки в честь 70-летия Великой Победы. И это - в его любимом УрФУ!

Третье событие, повлиявшее на Окуловского: Олимпиада-2014. Не беремся оценивать, что это: призыв к массовым терактам, происшествиям? Хотелось бы думать, что нет. Пожелание Майдана России скромно завершает тираду "несогласного".

Теперь оценим методы, которыми преподаватели-"антиватники" боролись против выставки.

Во-первых, образованная группа вполне конкретно поддерживала акт вандализма против выставки.

Во-вторых, группа не чуралась других "недостойных приемов". Именно коллега Окуловского, гр-н Созыкин, возможно, и пытался обозвать выставку "профашистской", что и подхватили позже либеральные СМИ.

Наконец: легко напугав ректорат вуза, распространив дезинформацию, майдан-преподаватели решили на воодушевлении организовывать "общества нормальных людей" (которых, как пишет Окуловский, недостает в университете). Интересно, кто дал право "молодому преподавателю" УрФУ судить о нормальности себя и ненормальности окружающих его преподавателей и студентов - в конце концов, разве это педагогично?

А ведь молодые преподаватели уже заразили своим духом некоторых студентов:

Пост Окуловского вызвал реакцию молодого студента матмеха.

"Соратники" Окуловского из студенческой среды вполне четко заявляют: их цель - "Майдан в России".

Примечание: "Правый сектор" - экстремистская националистическая организация, запрещенная в России.

Вопрос здесь может быть только одним: куда смотрит руководство вуза? Которое, кстати, до сих пор не разъяснило свою позицию по поводу снятия выставки и не назвало причины. Однако не все студенты поддержали демарши "майданутых". Также уже собирается петиция против запрета выставки.

Ясно одно: то, что мы увидели на днях, это - "дно" Уральского Федерального , и за "прогрессивными взглядами" новой "технической интеллигенции", "академическими дискуссиями" с приглашением в вуз деятелей вроде Иноземцева, Ясина, Венедиктова, стоит деление на "нормальных и ненормальных", откровенный экстремизм и ненависть к группам людей по национальному признаку. Кажется, в "либерализации" вуза что-то пошло не так.

Кроме вопроса ректорату УрФУ редакция отправила запросы в Роскомнадзор, Рособрнадзор и прокуратуру, в которых попросила объяснить - действительно ли в выставочных материалах было что-то экстремистское, или же, порой, расплывчатые трактовки закона об экстремизме были использованы для закрытия экспозиции? В обрнадзоре ответили, что вопрос находится не в компетенции ведомства и предложили перенаправить его в федеральный Минобр, что мы и сделали. В прокуратуре заверили, что дадут ответ в ближайшее время.