В студии Максим Котов и программа "Оранжевая западня". Сегодня мы расскажем вам о РАПСе. Но вовсе не о сельскохозяйственной культуре, пользующейся большой популярностью у местных фермеров в связи с возможностью экспортировать ее за границу. Речь пойдет совсем о другом "рапсе", который не экспортируют на Запад, а наоборот импортируют с Запада в нашу страну.

Итак, наш РАПС расшифровывается как "Российская ассоциация планирования семьи". Это (обратите внимание!) добровольная общественная некоммерческая организация. Создана она в 1991 году. С 1993 года РАПС является членом Международной федерации планирования семьи, которая объединяет национальные ассоциации 150 стран мира. РАПС имеет свои структурные подразделения в 44 территориях России и реализует программы более чем в 160 городах страны. В том числе и в Калининградской области.

Свою миссию РАПС определяет так: "Cохранение репродуктивного здоровья молодежи, женщин и мужчин, воспитание ответственного отношения к себе, своему здоровью, созданию семьи, рождению детей. Мы хотим, чтобы каждый ребенок был желанным и любимым и, конечно, здоровым. Мы отстаиваем международно признанное право каждого человека, каждой семьи на свободное и ответственное родительство ". Очень советуем радиослушателям обратить внимание на такие ключевые фразы, как "ответственного отношения к себе, своему здоровью" и "право каждого человека на ответственное родительство". Далее мы подробно разъясним, что в действительности скрывается за этими "мирными" целями и задачами РАПС.

Начнем с подлинной истории создания "Российской ассоциации планирования семьи" и ее, так сказать "американской мамы" или вернее "бабушки" - "Лиги контроля над рождаемостью". Тем боле, что она крайне занимательна и поучительна.

Началось все в далеком 1921 году, когда малоизвестная американская феминистка Маргарет Зангер создала эту самую Лигу со столь откровенным названием, ставшую за короткое время одной из влиятельнейших организаций США. Правда, в том же 1921 году Маргарет Зангер угодила в тюрьму за организацию подпольного абортария и распространение опасных для здоровья контрацептивов, но уже в следующем году, выйдя на свободу, она созывает международную конференцию в защиту абортов и совершает кругосветное турне с циклом лекций.

Ее модель геноцида выглядела вполне благопристойно. И даже называлась: "Мирный план". Зачем истреблять людей эпидемиями и бомбами, зачем это варварство, когда можно просто снижать рождаемость?

В 1925 г. Лигу контроля над рождаемостью начал спонсировать Фонд Рокфеллера. А в 1934 г. Зангер опубликовала проект закона, призванного "остановить перепроизводство детей". Там были такие статьи:

"Статья 2. Клиники, контролирующие рождаемость, получают статус государственных органов здравоохранения...
Статья 3. Свидетельство о браке дает супругам право лишь на совместное ведение хозяйства, но не на родительство.
Статья 4. Ни одна женщина не имеет права выносить ребенка и ни один мужчина не имеет права стать отцом без разрешения на родительство.
Статья 5. Разрешения на родительство должны выдаваться государственными органами супругам по их просьбе при условии, что они способны материально обеспечить будущего ребенка, обладают необходимым образованием для правильного воспитания ребенка и не имеют наследственных болезней. Женщина, кроме того, должна представить справку о том, что беременность не будет представлять угрозы ее здоровью...".

Хватит или продолжить? Ну, пожалуй, еще немного:

"Большая семья представляет собой угрозу, поскольку каждый следующий ребенок понижает уровень жизни семьи".

Вы, конечно, можете сказать - "Это было давно. А сейчас все изменилось, все совсем не так!". Давайте посмотрим. Вот цитаты из продекларированных задач РАПС, так сказать, на современном этапе: "Обеспечение возможности доступа к полной, объективной информации по всем вопросам, касающимся... контрацепции, безопасного и ответственного сексуального поведения..."
А вот еще: "Профилактика нежелательной беременности..."

Теперь вернемся к Маргарет Зангер: "Мы должны обеспечить право каждого ребенка быть желанным". А дальше, естественно, "каждый ребенок имеет право не только быть желанным, но и физически полноценным. И не только физически, но и психически". Вот вам и "гуманистическое" обоснование фашистской селекции. Все для блага человека, даже... его убийство.

Собственно, "фашистскую селекцию" мы упомянули совсем не ради "красного словца". "Наработки" Маргарет Зангер при построении национальной политики Третьего Рейха использовал ни кто иной, как сам Адольф Гитлер. Извращенный разум этих двух человеческих особей работал в одном направлении: постепенное, неуклонное "улучшение человеческой породы" путем направленного снижения рождаемости "неполноценных" рас (элитными сортами рода человеческого признавалась, разумеется, порода Северо-Запада Европы). К неполноценным расам относились фашистами русские, которые по их планам должны были исчезнуть.

А вот еще пара цитат: "через прессу, радио, кино, листовки, краткие брошюры, доклады и т. п., мы должны постоянно внушать населению мысль, что вредно иметь много детей";
"Нужно показывать, каких больших средств стоит воспитание детей и что можно было бы приобрести на эти средства. Нужно говорить о большой опасности для здоровья женщины, которой она подвергается, рожая детей, и т. п. Наряду с этим должна быть развернута широчайшая пропаганда противозачаточных средств. Необходимо наладить широкое производство этих средств. Распространение этих средств и аборты ни в коей мере не должны ограничиваться. Следует всячески способствовать расширению сети абортариев. Можно, например, организовать специальную переподготовку акушерок и фельдшериц и обучать их производить аборты. Чем качественнее будут производиться аборты, тем с большим доверием к ним будет относиться население. Вполне понятно, что врачи также должны иметь разрешение производить аборты. И это не должно считаться нарушением врачебной этики".

Угадайте откуда взяты эти цитаты? Из программных документов РАПС? Ее "мамы" - Международной федерации планирования семьи? А вот и нет! Это строки из официального документа под названием "Замечания и предложения "Восточного министерства" по генеральному плану "ОСТ" рейхсфюрера войск СС". Этот документ был подписан 27 апреля 1942 г. Э.Ветцелем - начальником отдела колонизации 1-го главного политического управления "восточного министерства" гитлеровской Германии.

А теперь скажите, чем современная деятельность РАПС отличается от продекларированной в пресловутом "Плане "ОСТ""?

Вы все еще полагаете, что мы занимаемся "притягиванием за уши" и "вырыванием цитат"? Тогда вот вам выдержки из еще одного документа - Плана NSSM 200, "меморандум национальной безопасности США" Он был составлен Советом по национальной безопасности США.

"...Cнижая рождаемость, мы можем улучшить перспективы такой стабильности, политика в области народонаселения становится весьма важной для соблюдения экономических интересов США". А вот и еще более откровенное высказывание: "Быстрый рост населения в развивающихся странах... наносит ущерб их внутренней стабильности и отношениям с теми странами, в развитии которых США заинтересованы, создавая таким образом политические проблемы или даже угрозу национальной безопасности США".

Снижать рождаемость предполагалось уже отработанным способом: путем распространения служб планирования семьи, которые занимались бы пропагандой "простых, дешевых, эффективных, безопасных, продолжительно действующих и приемлемых методов предупреждения беременности". В документе для внутреннего пользования не нужно было успокаивать обывателей, заверяя их, что "планирование семьи" ни в коем случае не ограничивает рождаемость, а только борется с абортами. Вот еще цитаты, в которых, как говориться "вещи называются своими именами": "Планирование семьи в контексте охраны здоровья демонстрирует озабоченность благосостоянием семьи в целом, а не просто репродуктивной функцией... Оказание некоторых видов помощи матери и ребенку упрочит доверие к идеям планирования семьи, поскольку таким образом будет продемонстрирована забота о здоровье матери и ребенка в целом,...Интеграция планирования семьи в систему здравоохранения поможет нам опровергнуть... обвинение в том, что США больше заинтересованы в снижении численности людей в развивающихся странах, нежели в обеспечении их будущности".

А обвинения, прямо скажем, небеспочвенные, ибо, как признаются авторы Меморандума, Америка вкладывает все больше и больше средств в программы снижения рождаемости.

Пропагандировать методы и средства снижения рождаемости рекомендуется по самым разным каналам. В первую очередь через систему образования. "Ключевым фактором эффективного использования существующих контрацептивных техник была и остается проблема образования". "Не снижая усилий, направленных на взрослое население, необходимо сконцентрироваться на юном поколении - тех, кто сейчас в начальной школе или еще моложе". Теперь вам понятно, почему в дошкольных учреждениях появились красочные пособия с изображением половых органов и добрые и респектабельные тети и дяди, которые совершенно безвозмездно берут на себя труд просветить 3-4-леток, "откуда берутся дети"? И почему нашей школе так упорно навязывают "половое воспитание"?

Способствуют снижению рождаемости и феминистские тенденции. В Меморандуме приводятся выводы Гарвардского департамента народонаселения: "В недавних исследованиях удалось выявить специфические факторы, способствующие снижению рождаемости. Это расширение нетрадиционных ролей женщины". Теперь сюда еще приплюсовали и "гендерные исследования". Они прекрасно финансируются, в том числе в России. Если помните, о таких вот феминистках из "Лиги калиниградских избирательниц" мы рассказывали в одной из предыдущих передач. Но, продолжим цитирование.

"Мы должны позаботиться о том, чтобы наша деятельность не воспринималась развивающимися странами как политика развитой страны, направленная против этих стран"... Для этого авторы документа призывают опираться на местных лидеров. Как этого добиться? Приглашением на семинары в Нью-Йорк со всеми сопутствующими этому приятными обстоятельствами. А вы думали все эти "лидеры" "некоммерческих партнерств" и прочих "общественных организаций" на ниве "секспросвета" за "спасибо" трудятся?

Секретный план бесценен еще и тем, что в нем подробно рассказывается об организациях-исполнителях. Кроме Агентства США по международному развитию (ЮСАИД), среди них нет множество международных. Главная - Фонд народонаселения ООН (ЮНФПА). Он, по замыслу авторов Меморандума, играет координирующую роль в осуществлении депопуляционных проектов. Под его дудку пляшут такие организации, как ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ и многие другие. Нашлось там теплое местечко и для МФПС. Надеемся, что вы не слишком удивитесь, узнав, что все эти организации гордо числятся в партнерах (точнее было бы сказать - реальных хозяевах!) "Российской ассоциации планирования семьи".

Нужно говорить прямо: против нашей страны развязана демографическая война. Но это война нового типа, которая ведётся по законам информационных войн. А значит, основной упор делается на информацию, вернее, дезинформацию противника.

Конечно, время идет, и методы этой войны меняются. Сегодня призывы к сокращению рождаемости и пропаганда абортов раздаются не с такой откровенной прямотой, а более "толерантно" и туманно. Но меняется ли от этого суть?

На самом деле "Планирование семьи" - это система снижения рождаемости, активно внедряющаяся в России. Вот краткий словарь для перевода с "планировочного" языка на человеческий:

- "охрана репродуктивного здоровья" - включает в себя контрацепцию, стерилизацию, аборты;
- "репродуктивные права" - право на контрацепцию, стерилизацию, аборт и растление детей в школах под видом "полового воспитания", "основ здорового образа жизни" и т.п.;
- "половое воспитание" - привитие детям психологии отказа от деторождения, в том числе путём открытой пропаганды контрацепции и стерилизации, скрытой пропаганды абортов и сексуальных извращений, поскольку это тоже не способствует продолжению рода.

Так что пресловутое "половое воспитание" это ни что иное, как растление малолетних. Правда, "крестная мама" "планирования семьи" Маргарет Зангер (как, впрочем, и ее последователи) выражалась более деликатно. Она ратовала за половую просвещенность детей и подростков, за то, чтобы освободить их "от сексуальных предрассудков и табу". Подросткам не надо говорить про нравственную чистоту, утверждала Зангер. Сексуальное образование ни в коем случае не должно быть "негативным" и "бесцветным". Никакого морализаторства! Все это мы слышим и в речах нынешних секс-просветителей. Если следовать идеям Зангер, то секс - естественное занятие для подростков. Если подросток чувствует, что он дозрел до сексуальной активности, это "его выбор". Общество просит лишь, чтобы он не производил на свет детей.

Руководство Международной ассоциации планирования семьи обязывало все свои филиалы разрабатывать и внедрять в образовательные системы подопечных стран программы полового воспитания. Программы эти предполагали использование откровенных рисунков в учебных пособиях, дискредитацию традиционных нравственных ценностей, подрыв авторитета родителей и провоцирование половой распущенности подростков. Все эти принципы воплощены сейчас и в российских программах "полового воспитания школьников".

В следующей передаче мы продолжим наш рассказ о "Российской ассоциации планирования семьи" и познакомим вас с нашими доморощенными "лидерами" этой организации, и их деятельностью по претворению в жизнь американских планы по сокращению населения нашей страны. С Вами был Максим Котов, программа "Оранжевая западня", радио "Русский край".

Продолжительность занятия – 6 час.

Цель занятий: ознакомить студентов с проблемами планирования семьи и регуляцией рождаемости как факторами сохранения репродуктивного здоровья.

Студент должен знать: цели и задачи планирования семьи, методы регуляции рождаемости.

Место занятий: учебная комната, гинекологическое отделение.

Оснащение: таблицы тестов функциональной диагностики, контрацептивные средства, видеофильмы.

План организации занятий:

Обоснование темы, организация –25 мин.

Контроль исходного уровня знаний студентов – 45 мин.

В учебной комнате обсуждают цели и задачи планирования семьи, методы регуляции рождаемости - 180 мин.

Ответы на вопросы, решение ситуационных задач – 20 мин.

Содержание занятия. В 1968 г. ООН впервые провозгласила право на планирование семьи, свободное, ответственное родительство как неотъемлемое право каждого человека и каждой страны заниматься планированием семьи на государственном уровне. В резолюции конгресса было написано: «Каждый индивидуум имеет право на выбор количества детей, несет ответственность за их развитие». В 1984 г. на конгрессе в Мехико более 100 стран мира подтвердили свое участие в международной программе планирования семьи.

Задачи планирования семьи:

    помочь избежать нежелательной беременности;

    регулировать интервалы между беременностями и родами;

    помочь произвести на свет желанных детей;

    выбрать время рождения детей в зависимости от возраста и здоровья родителей, желаемого времени рождения ребенка;

    обеспечить желаемое число детей в семье.

По определению ВОЗ, термин «планирование семьи» предусматривает те виды деятельности, которые имеют целью помочь отдельным лицам или супружеским парам достичь указанных результатов. Виды деятельности, которые делают эту практику возможной, включают в себя санитарное просвещение и консультирование по вопросам планирования семьи, обеспечение противозачаточными средствами, лечение бесплодия, просвещение по вопросам семьи и брака, организацию генетических консультаций, рентгенологическое обследование и т.п. для оценки состояния репродуктивного здоровья населения.

Таким образом, планирование семьи, осуществляемое на государственном уровне, способствует сохранению репродуктивного здоровья населения, уменьшению числа нежелательных беременностей, абортов и преждевременных родов, снижению частоты бесплодных браков, воспалительных заболеваний органов малого таза, материнской и детской заболеваемости и смертности. Кроме того, планирование семьи положительно влияет на экономическое положение семьи и всего государства в целом (ресурсы, еда, образование, медицинское обслуживание).

Известно, что только здоровая женщина может родить здорового ребенка. Установлено, что эндокринно обусловленные заболевания репродуктивной системы, а также болезни сердечно-сосудистой, кроветворной и мочевыделительной систем вызывают осложненное течение беременности и родов, способствующее перинатальной заболеваемости и смертности; передаются по наследству от матери к дочери. Следовательно, оздоровление женщин вне и во время беременности способствует снижению акушерской и перинатальной заболеваемости и смертности.

Профилактика беременности и родов у несовершеннолетних и пожилых женщин, чей организм ни физически, ни биологически не готов к физиологическому течению беременности и родов, уменьшает число преждевременных родов, мертворождений и различных аномалий развития плода и новорожденного, перинатальная смертность у которых вдвое выше, чем у женщин репродуктивного возраста. Профилактика и лечение воспалительных заболеваний как генитальной, так и экстрагенитальной локализации снижает внутриутробное инфицирование, а, следовательно, перинатальную заболеваемость и смертность.

Увеличение интергенетического интервала до 2 лет, в течение которых все системы женского организма восстанавливаются до физиологических параметров, уменьшает случаи внутриутробного инфицирования и гипотрофии, а также снижает младенческую смертность в 2 раза.

Удлинение интервалов между деторождениями обеспечивает большую выживаемость детей, так как предотвращает истощение организма матери после недавней беременности. В многодетных регионах мира увеличение интергенетического интервала до 2 лет снижает материнскую смертность в 4 раза, а младенческую – в 2 раза.

Очень молодые женщины физически, эмоционально и социально не готовы к обеспечению ухода за ребенком. Пожилой возраст матери опасен ростом мертворождений, самопроизвольных абортов, внутриутробных аномалий.

Увеличение частоты деторождений вызывает рост внутриутробной, младенческой, детской и материнской смертности, которая связана с патологией репродуктивной системы, нежелательными беременностями, абортами, родами в неблагоприятных условиях.

Каким образом планирование семьи влияет на состояние здоровья матери?

Каждая беременность связана с определенным риском, и планирование семьи, а, следовательно, уменьшение количества нежелательных беременностей, способствует сохранению репродуктивного здоровья населения и снижению материнской смертности. Планирование семьи позволяет проводить диагностику и лечение беременностей высокого риска, избежать опасностей, связанных с частыми родами и беременностью в пожилом и юном возрасте, уменьшить количество артифициальных и криминальных абортов. Кроме того, пропаганда применения барьерных методов контрацепции способствует предохранению партнеров от ИППП, СПИДа и, в какой-то мере - от рака шейки матки.

Используя современные методы предохранения от беременности, половые партнеры или супруги могут свободно жить половой жизнью, имея свободу выбора сроков рождения ребенка, количества детей в семье в зависимости от состояния своего здоровья, материального и социального благополучия. Вопросы планирования семьи и предупреждения нежелательной беременности влияют не только на состояние репродуктивного здоровья населения, но и на рост населения самой страны, а, следовательно, на ее экономическое состояние.

В современных условиях, когда рождаемость в Российской Федерации продолжает резко снижаться, проблема планирования семьи приобретает практическую значимость. Правовые органы по планированию семьи для граждан РФ определены Основными законодательствами РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93 г.

    Ст.35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона»:

Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона...

    Ст.36 «Искусственное прерывание беременности»:

Каждая женщина имеет право самостоятельно решить вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 нед., по социальным показаниям - при сроке до 22 нед., а при наличии медицинских показаний и согласии женщины – независимо от срока беременности…

    Ст.37 «Медицинская стерилизация»:

Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее 2 детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина – независимо от возраста и количества детей.

Каждое общество передавало свои традиции контроля за деторождением. В древности люди использовали в качестве противозачаточных средств различные барьерные приспособления (слепая кишка, мочевой пузырь животных, льняные влагалищные чехлы, губка, губчатые вещества), спермицидные материалы (лимонный сок, кока–кола, дубильные кислоты, пасты, смолы, сода, дольки лимона, экскременты животных и др.); свечи во влагалище (опиум, камни, шарики); препараты системного действия (корни папоротника, саббина, ивовый чай).

Долгое время основным методом регуляции рождаемости являлся искусственный аборт. Аборт в РФ продолжает оставаться распространенным методом планирования семьи. В 1993 г. в России было зарегистрировано 3,48 млн. абортов, среди них мини-аборты составили 25,9%. По медицинским показаниям произведено 2% абортов. Несмотря на законодательство, разрешающее искусственные аборты до 12 нед. беременности, продолжают иметь место криминальные аборты.

Осложнения после абортов наблюдаются у каждой третьей женщины, у первобеременных их частота доходит до 45%. Основными осложнениями после абортов являются бесплодие, невынашивание беременности, воспалительные заболевания гениталий, эндокринные нарушения. Таким образом, аборт – довольно опасная операция.

Большое значение в предупреждении нежелательной беременности, а, следовательно, в профилактике абортов, снижении гинекологической заболеваемости и материнской смертности имеет правильное и адекватное использование партнерами существующих методов контрацепции. Методология предохранения от нежелательной беременности является одной из наиболее важных в программе планирования семьи. В настоящее время существует достаточно много различных противозачаточных средств. Согласно ВОЗ, современные контрацептивы должны максимально отвечать следующим условиям:

    быть высокоэффективными;

    не оказывать системного влияния на организм;

    обладать обратимым действием;

    быть простыми в применении;

    быть доступными для любых социальных групп;

    быть экономически выгодными.

В настоящее время наиболее распространены следующие виды контрацепции: барьерные методы, внутриматочные средства, гормональная контрацепция, биологические методы. Однако к современным высокоэффективным методам относят только гормональную контрацепцию и внутриматочные средства. Особым методом регуляции рождаемости является мужская и женская стерилизация.

Понятие "регулирование рождаемости" несет в себе по меньшей мере троякий смысл. Обычно его используют для обозначения контрацепции, т.е. любых действий и методов, предотвращающих зачатие при половом сношении; именно этот, довольно узкий, смысл и имела в виду М. Сэнгер (1883-1966), предложившая данный термин. В еще более узком смысле "регулирование рождаемости" понимают как применение химических или механических средств контрацепции. Однако буквально этот термин должен означать любое намеренное действие, изменяющие количество потомства. В таком понимании это и более ранние или более поздние браки, лечение бесплодия, применение контрацептивных средств, воздержание от половых контактов, а также разрешение или запрещение абортов.

Культурные и иные влияния:

С демографической и социологической точек зрения, трактовка данного термина в широком смысле способствует осознанию того часто упускаемого из виду факта, что в человеческом обществе рождаемость регулируется многими формами контроля.Рождаемость принято оценивать по числу живых новорожденных на 1000 населения. Более точным показателем является отношение числа живых новорожденных к количеству женщин детородного возраста (10-49 лет). Поскольку процесс репродукции включает целый ряд стадий (половое сношение, зачатие, беременность, роды и уход за новорожденным), он может быть предотвращен или прерван на любой из них. В разных странах показатель рождаемости иногда оказывается практически одинаковым, но этот результат достигается различными способами. Например, в 1951 рождаемость (в расчете на 1000 женщин) в Японии, США и Португалии была примерно на одном уровне, но, судя по имеющимся данным, основным определяющим его фактором в Японии были аборты, в США - контрацепция, а в Португалии - поздние браки и безбрачие. Любое общество тем или иным путем контролирует свою численность. Люди вступают в брак, как правило, через 2-15 лет после полового созревания. Это означает, что, если девушка до замужества не вступает в половые отношения или не беременеет, значительная часть ее детородного возраста "не используется". Во многих обществах существует также предубеждение против повторных браков вдов или предъявляются такие требования к срокам повторного замужества, что женщина длительный период между браками остается бездетной. Кроме того, во многих странах значительное число женщин никогда не вступают в брак. Даже в замужестве могут существовать запреты на беременность для женщины старше 40 лет или после появления у нее внуков, а воздержание от половых сношений, использование противозачаточных средств, аборты или убийство новорожденных преследуют одну цель - уменьшить число детей, о которых надо заботиться. В некоторых странах используется преимущественно какой-то один из видов регулирования рождаемости. Так, в Индии девушки вступают в брак в очень раннем возрасте, что способствует увеличению рождаемости, однако ограничительным фактором служит существующее там сильное предубеждение против повторного замужества вдов. Во многих примитивных обществах поощряются ранние браки, но половые сношения между мужем и женой в течение года и более после рождения ребенка запрещаются. В Ирландии, где химические контрацептивы до 1980 были запрещены, да и позднее их доступность резко ограничивалась, почти 25% всех женщин остаются незамужними всю жизнь, а средний возраст вступления в брак приближается к 30 годам. В США возраст вступления в брак, который в годы "бума рождаемости" (1948-1965) был очень ранним, к 1990-м годам повысился как для мужчин, так и для женщин в среднем до 25 лет и более; кроме того, широкое распространение получили аборты и различные методы контрацепции. Поскольку тот или иной вид регулирования рождаемости существует в любом обществе, реальный период времени, когда женщина может рожать, оказывается гораздо меньшим, чем биологический детородный период.

Исторические предпосылки:

На протяжении всей истории позиция общества в целом способствовала высокой, по современным меркам, рождаемости. Существовали различные механизмы поощрения браков и деторождения. Например, безбрачие считалось грехом и позором, а отсутствие детей - поводом для развода; многочисленное потомство рассматривалось как гарантия надежного будущего и обеспеченной старости, а рождение сына - как необходимость сохранения семьи или рода. Все это было оправданно, поскольку в условиях высокой смертности выжить могли только те племена и народы, у которых деторождение восполняло убыль населения. Однако у человека, в отличие от животных, выживание сообщества не гарантируется простым размножением; оно зависит не только от численности населения, но и от его обучения, навыков и идей. Поэтому репродукция человека, как правило, ограничена институтом брака и является объектом многих запретов и особого регулирования. Снижение смертности в Западной Европе Нового времени коснулось прежде всего детского возраста. Это привело к тому, что прежний высокий уровень деторождения обусловил выживание гораздо большего числа детей в семье. Столкнувшись с невиданным прежде увеличением семей в условиях все более мобильного и урбанизированного общества, где множество детей оказывалось помехой, люди промышленного Запада в 19 в. начали тем или иным способом ограничивать рождаемость: позднее вступать в брак, делать аборты и применять различные формы контрацепции. В результате в последней трети 19 в. рождаемость начала падать и с 1900 по 1930 снижалась быстрее, чем смертность. Постепенно в большинстве западных стран контрацепция стала ведущим методом ограничения рождаемости. Возраст вступления в брак, особенно в США, в конце концов снова снизился. В странах с сильным влиянием католической церкви, например в Ирландии и Португалии, важной преградой на пути увеличения рождаемости остаются безбрачие и поздние браки. История индустриальных стран Запада повторилась в Японии в более сжатые сроки. Если в 1920 доля 20-24-летних женщин, когда-либо бывших в браке, превышала 2/3, то к 1955 она стала менее 1/3; с 1949 по 1957 количество абортов возросло примерно в 10 раз; после 1947 правительство и общественные организации прилагали огромные усилия для распространения методов контрацепции. Результатом стало резкое снижение рождаемости.

Программы планирования семьи и их влияние на рождаемость: опыт развивающегося мира и перспективы применения в Африке

При всем многообразии нюансов во взглядах на проблемы роста численности населения развивающихся стран можно выделить две магистральные точки зрения, каждая из которых подкреплялась своей линией аргументации. Системный обзор аргументов, приводившихся сторонниками каждой из точек зрения, и основных точек разногласия между ними представлен Дж. А.Россом и У.П. Молдином .

Вкратце суть двух воззрений на проблему развития и роста численности населения можно изложить следующим образом. Сторонники внедрения программ планирования семьи видели серьезную угрозу в высоких темпах роста численности населения развивающегося мира и считали необходимым целенаправленно добиваться снижения этих темпов, в первую очередь, за счет снижения рождаемости, которого предполагалось достичь за счет предоставления государством населению информации о добровольном ограничении рождаемости и соответствующих услуг. Суть точки зрения сторонников социально-экономического развития как основного двигателя демографического перехода ясно отражена в двух вышеприведенных лозунгах; по их мнению, развитие (это понятие в данном контексте трактовалось очень широко, включая в себя экономическое развитие, социальные изменения, «новый мировой экономический порядок» и т.д.) должно было способствовать решению практически всех проблем развивающегося мира, в том числе проблемы чрезмерно быстрого роста населения.

Специальные усилия по снижению рождаемости в рамках данной точки зрения считались ненужными, поскольку по мере повышения уровня развития рождаемость, как ожидалось, должна была снижаться сама по себе - под влиянием новой экономической системы, глубоких социальных перемен, и вызываемых ими изменений в социокультурном контексте, определяющем, в числе прочего, репродуктивные установки населения.

Компромиссную точку зрения, на наш взгляд, наиболее удачно примиряющую рациональные аргументы обеих точек зрения (и в высокой степени применимую к ситуации, сложившейся в современной Тропической Африке), выразил в 1973 г. Ф. Ноутстайн, один из основоположников концепции демографического перехода: «Если бы темпы роста населения завтра уменьшились вдвое, само по себе это не решило бы проблем бедности, образования и неграмотности, санитарии и заболеваний, питания, и всего остального. В то же время, это дало бы лучшие возможности для их решения... Дебаты последних лет между сторонниками экономического развития, социальных перемен и планирования семьи практически бессмысленны. Споры не нужны, поскольку с разной степенью очевидности, но нужны все три [этих элемента], и ни один из них не в состоянии заменить другой» .

Работа Бухарестской конференции завершилась принятием Всемирного плана действий в области народонаселения, первого официального международного документа в области демографии. В том, что касалось планирования семьи, документ содержал несколько чрезвычайно значимых посылов.

С одной стороны, программы по народонаселению предлагалось рассматривать исключительно как одну из составных частей более широкой повестки по достижению целей социально-экономического развития, которое представлялось главным ключом к решению проблем развивающегося мира:

  • «основой эффективного решения проблем населения является, в первую очередь, социально-экономическое преобразование» (пункт 1 Всемирного плана действий);
  • «программы по народонаселению могут иметь некоторый успех, если они представляют собой часть социально-экономического развития; их вклад в решение проблем мирового развития, таким образом, может быть лишь частичным» (там же).

С другой стороны, было официально признано (и закреплено в Плане), что чрезмерно быстрый рост населения может создавать дополнительные трудности на пути достижения целей развития. Было установлено, что во многих обществах реальная рождаемость превышает желаемую, поскольку родители имеют недостаточно знаний об эффективных методах планирования семьи, либо не имеют доступа к их применению; наконец, хотя программы по народонаселению были признаны лишь одним из элементов программ развития, все же они были включены в повестку помощи развивающимся странам.

В период с середины 1970-х до середины 1980-х гг. программы планирования семьи начинают активно распространяться в развивающемся мире; руководство многих стран (особенно азиатских) признало необходимость снижения рождаемости и уделяло этой цели значительные финансовые, административные, информационные и т.д. ресурсы; международное сообщество (при главенстве США) оказывало им в этом поддержку .

Этот период принес значительные результаты: число стран с официальной государственной политикой поддержки распространения планирования семьи выросло с 2 в 1960 г. до 115 в 1996 г. , а международное финансирование таких программ увеличилось (в реальных долларах) со 168 млн. в 1971 до 512 млн. в 1985 г. .

Совокупный эффект этих программ в плане снижения рождаемости оказался весьма значительным - рождаемость в развивающемся мире снизилась с более 6 детей на женщину в 1960-1965 г. до менее 4х к 1985-1990 гг. и, согласно расчетам экспертов, почти половина этого снижения (43%) должна быть отнесена именно на счет программ распространения планирования семьи .

Однако в конце 1980-х - начале 1990-х гг. приоритетность программ планирования семьи среди других направлений поддержки развития резко снизилась. Объемы международной финансовой поддержки таких программ уменьшились с 720 млн. долл. США в 1995 г. до 338 млн. долл. США в 2007 г. .

В целом ряде крупных частных фондов, к примеру, в фондах Форда и Рокфеллера, а также в британском Агентстве международной помощи (DfID) программы содействия распространению планирования семьи были полностью свернуты; проекты Всемирного Банка в этой сфере также практически прекратились.

Необходимость снижения рождаемости и темпов роста населения перестала упоминаться в стратегических документах Всемирного банка, посвященных борьбе с бедностью. На Каирской Международной конференции по народонаселению и развитию в 1994 г. фокус международного внимания сместился с программ распространения контрацепции на повышение репродуктивного здоровья населения, поддержку участия женщин в принятии решений и др. Наконец, вопросы снижения рождаемости и темпов роста населения не нашли отражения в Целях развития тысячелетия .

Можно выделить несколько причин подобной резкой смены приоритетов. В качестве одной из основных причин многие исследователи называют утрату понимания срочности и насущной необходимости продолжения данных программ в международном сообществе, произошедшую в значительной степени именно из-за достигнутых к тому моменту успехов? практически все регионы развивающегося мира сумели очень заметно снизить рождаемость (за исключением Тропической Африки, где, однако, именно в это время рождаемость наконец начала подавать признаки снижения в значительном числе стран).

Представлялось, что это делает ненужными государственные программы планирования семьи, поскольку массовый спрос среди населения на такие услуги уже создан, и будет полностью удовлетворяться рынком .

Преобладала точка зрения, что снижение рождаемости, единожды начавшись, непременно будет следовать линейной траектории (без перерывов) до тех пор, пока не будет достигнут уровень простого воспроизводства населения. Соответственно, поскольку снижение рождаемости к середине 1990-х стартовало уже в абсолютном большинстве развивающихся стран, казалось логичным сместить приоритеты в пользу других проблем.

К тому же все больше внимания начинает уделяться проблеме низкой рождаемости, не обеспечивающей простое воспроизводство населения, и старению населения в развитых странах, что внесло свой вклад в снижение внимания к проблеме роста населения в развивающихся странах .

Более того, во второй половине 1980-х гг. вновь усиливаются позиции «идеологических» противников программ планирования семьи - в США к власти пришел республиканец Рональд Рейган, который немедленно практически полностью исключил распространение планирования семьи из приоритетов помощи развивающимся странам; практически одновременно масштабную кампанию против этих программ развернул и Ватикан. К протестам против кампаний планирования семьи активно присоединились и участники движений за права человека, и за права женщин, чье негодование было вызвано элементами принуждения в китайской политике «одна семья - один ребенок» и индийской кампании по стерилизации .

Наконец, именно в середине 1990-х гг. у программ планирования семьи появился чрезвычайно мощный «соперник», оттянувший на себя значительные объемы международной финансовой помощи, а также «ресурс внимания» - эпидемия ВИЧ/СПИД, достигшая к тому времени угрожающих масштабов, в первую очередь, именно в ряде стран Тропической Африки.

Действительно, по некоторым оценкам, между 1995 г. и 2007 г. доля программ планирования семьи в объеме международной помощи упала с 54 до менее 5%, в то время как доля программ по противодействию ВИЧ выросла с менее 10% до примерно 85% .

Сейчас можно утверждать, что из всего развивающегося мира от резкого падения приоритетности программ планирования семьи больше всех пострадали страны Тропической Африки. Снижение финансирования и свертывание большого числа программ распространения контрацепции со всей очевидностью внесли значительный вклад в массовое прекращение снижения рождаемости в странах Тропической Африки во второй половине 1990-х гг.

Прекращение снижения рождаемости в Тропической Африке в середине - второй половине 1990-х годов

По данным Медико-демографических исследований (МДИ), в значительном числе стран Тропической Африки наблюдалось прекращение роста охвата современной контрацепцией. Представляется, что это явилось одним из основных факторов массового прекращения снижения рождаемости в регионе начиная с середины 1990-х годов. Действительно, имеется значительное число исследований, подтверждающих, что во многих странах Тропической Африки во второй половине 1990-х и, как минимум, первой половине 2000-х гг. рождаемость прекратила снижаться, «застыв», как правило, на очень высоких уровнях - более 5 детей на женщину .

Наше исследование с учетом данных МДИ, проводившихся в последние годы, подтвердило стагнацию рождаемости в указанный период как минимум в 19 странах Тропической Африки из 28-и, для которых имелись соответствующие данные .

При этом во многих странах снижение рождаемости либо не возобновилось до сих пор, либо происходит крайне медленными темпами. В недавней работе Дж. Бонгаартса и Дж. Кастерлайна было убедительно показано, что темпы снижения рождаемости в Тропической Африке сейчас заметно (в среднем почти в 4 раза) ниже, чем они были в Латинской Америке и Азии на аналогичной стадии демографического перехода .

С учетом десятилетнего периода «застывания» рождаемости на высоком уровне экспертам ООН пришлось пересмотреть свои прогнозы численности населения по очень многим странам Тропической Африки в сторону увеличения, которое говорит о рисках крупномасштабных социально-гуманитарных катастроф в этих странах (рис. 1).

Рисунок 1. Сопоставление двух средних прогнозов ООН - 2000 и 2012 года по некоторым странам Тропической Африки (в тыс. человек)

Источник : Коротаев А.В., Зинькина Ю.В. Социально-демографические риски крупномасштабных гуманитарных катастроф в странах Тропической Африки и пути их предотвращения // Азия и Африка сегодня. - 2013. - №4. С. 32

Согласно последнему среднему прогнозу ООН, население таких довольно небольших восточноафриканских стран, как Кения и Уганда, во второй половине нашего века превысит население России. В Танзании оно достигнет численности населения России уже к 2050 году, а к концу нашего века будет превышать его более чем вдвое. В Нигерии оно будет превышать современную численность населения нашей страны почти в пять раз!

Особенно впечатляет Малави, совсем небольшая страна на юго-востоке Африки (площадью чуть более 100 тыс. км 2 , т.е. меньше, чем, скажем, Вологодская область), численность населения которой, согласно среднему прогнозу ООН, должна приблизиться к численности населения России.

Эти прогнозы свидетельствуют о необходимости скорейшего принятия эффективных мер, направленных на снижение рождаемости. Международный опыт ясно показывает, что одной из приоритетных мер в этой сфере должно являться распространение контрацепции.

Текущая ситуация. Потенциал программ распространения контрацепции в Тропической Африке

К настоящему времени все более распространяется понимание того, что сворачивание активности в области поддержки распространения контрацепции в развивающемся мире было преждевременным. Так, С. Бернстайн в своей работе 2005 г. отметил: «Гонка по снижению роста населения была, по сути, объявлена оконченной еще до того, как хоть кто-то пересек финишную черту» .

Затем Дж. Бонгаартс и С. Синдинг в двух своих работах убедительно доказали, что доводы противников программ планирования семьи, которыми они обосновывали необходимость существенного сокращения или вовсе отказа от подобных программ, оказались в значительной степени несостоятельными: говорить о том, что проблема роста численности населения решена, было преждевременно, поскольку в целом ряде стран (особенно в Тропической Африке) население продолжает расти весьма быстрыми темпами.

Эта проблема усугубляется накопленной инерцией роста населения - даже если рождаемость в ближайшее время опустится до уровня простого воспроизводства (что само по себе практически нереально и для достижения такого результата в ближайшие десятилетия правительствам придется приложить очень существенные усилия), население еще долго будет увеличиваться по инерции - по мере того, как многочисленные когорты современных детей будут взрослеть и становиться многочисленным поколением родителей. Этим обусловлена необходимость возвращения масштабных программ по распространению практик планирования семьи в первостепенные приоритеты развития - как минимум, для Тропической Африки.

Для оценки потенциального эффекта внедрения эффективных программ распространения практик планирования семьи на ускорение снижения рождаемости в Тропической Африке обратимся вначале к наиболее успешным примерам такого эффекта, описанным в демографической литературе, т.е. к опыту развивающихся стран, которым именно благодаря программам планирования семьи удалось добиться значительного снижения рождаемости за сравнительно небольшой период времени. В первую очередь, это Бангладеш, чей опыт примечателен тем, что в момент начала снижения рождаемости через программу планирования семьи эта страна по многим показателям развития находилась на уровне, сходном со странами современной Тропической Африки (к примеру, с Эфиопией).

Опыт Бангладеш является одним из самых хорошо изученных в демографической литературе примеров влияния распространения контрацепции на рождаемость. История программы планирования семьи в этой стране началась с округа Матлаб-сана, чье население (173 тыс. человек) было разделено примерно поровну на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальной группе был применен комплекс различных мер, направленных на повышение качества и доступности услуг по планированию семьи (в том числе, посещение специалистами программы населения на дому, обеспечение доступа к широкому спектру средств планирования семьи, последующее наблюдение у специалиста и т.д.), в то время как контрольной группе предоставлялись стандартные услуги в рамках национальной государственной программы. Успех эксперимента был очевидным - уровень использовании контрацепции среди замужних женщин в экспериментальной группе за 1,5 года увеличился с 5 до 33%; благодаря этому рождаемость здесь снизилась на 1,5 ребенка на женщину по сравнению с уровнем контрольной группы .

Достигнутые результаты мотивировали правительство распространить опыт Матлаб-сана на всю страну, запустив масштабную национальную программу планирования семьи в Бангладеш.

Важнейшим выводом из эксперимента в Матлаб-сана стало доказательство того, что программы планирования семьи способны значительно снижать рождаемость даже в странах с крайне низким уровнем развития (на момент осуществления эксперимента Бангладеш входил в 20 беднейших стран мира).

И описанный выше опыт Бангладеш, и уже процитированное нами выше исследование Дж. Бонгаартса и С. Синдинга, показавшее, что почти половина (43%) снижения рождаемости в развивающемся мире в период с начала 1960-х гг. до конца 1980-х гг. была обусловлена распространением контрацепции , свидетельствуют о том, что потенциал снижения рождаемости при помощи масштабных программ планирования семьи в Тропической Африке весьма значителен.

Различными исследователями предпринимались также попытки рассчитать «стоимость» роста населения и неудовлетворенного спроса на контрацепцию (доля замужних женщин, не желающих наступления беременности в ближайшее время, н не практикующих контрацепцию) для достижения различных целей развития в данном регионе.

Так, Э. Фрейзер, Р. Грин и М. Данбар оценили затраты, необходимые для полного удовлетворения существующего неудовлетворенного спроса на контрацепцию, и пришли к выводу, что они существенно меньше, чем дополнительные затраты на образование и первичное здравоохранение, возникающие из-за чрезмерно быстрого роста населения. В другой работе были сопоставлены затраты, необходимые для полного удовлетворения существующего неудовлетворенного спроса на контрацепцию, и экономия в расходах на достижение

Целей развития тысячелетия, которая будет достигнута за счет снижения темпов роста населения через предотвращение нежеланной рождаемости. Расчеты показали, что каждый доллар, вложенный в удовлетворение спроса на контрацепцию, позволит сэкономить в среднем 3,7 долл. США (по отдельным направлениям в некоторых странах - до 6 долларов) расходов на достижение Целей развития тысячелетия, особенно заметна экономия в расходах на обеспечение всеобщего начального образования.

Проведенный нами корреляционный/регрессионный анализ показывает, что программы распространения контрацепции могут дать особенно заметный результат в странах Восточной Африки, где к настоящему моменту сформирован весьма значительный спрос на планирование семьи, однако лишь сравнительно небольшая доля этого спроса находит удовлетворение (рис. 2).

Рисунок 2. Корреляция между спросом на контрацепцию среди замужних женщин и СКР в развивающихся странах по данным МДИ.

Диаграмма рассеивания с наложенной линией регрессии

Корреляция между общим спросом на контрацепцию и рождаемостью оказывается для стран Африки в два раза ильнее, если исключить из выборки 2 восточноафриканские государства (R 2 = .391, r = -.626, p << .0001 - для выборки, включающей данные последнего имеющегося Медикодемографического исследования (МДИ) для каждой страны Африки южнее Сахары; R 2 = .729, r = -.854, p << 0001 - для аналогичной выборки, из которой исключены все восточноафриканские страны). Интересно, что этот паттерн прослеживается и на выборке, включающей данные всех МДИ по развивающимся странам (глубина примерно до начала 1990-х гг.) - см. рис. 2.

Таким образом, удовлетворение уже созданного в странах Африки (особенно Восточной) спроса на услуги по планированию семьи должно стать очевидным приоритетным направлением действий, имеющих своей целью снижение темпов роста населения в регионе.

Рассмотрим опыт Эфиопии, которая смогла в последние годы добиться заметных успехов в снижении рождаемости именно за счет эффективных национальных программ планирования семьи.

Снижение рождаемости в Эфиопии стартовало поздно даже по африканским меркам - в начале 1990-х годов, притом с чрезвычайно высокого уровня - более 7 детей на женщину. В 1993 г., вскоре после прихода к власти М. Зенауи, правительством Эфиопии была разработана и принята Национальная программа по народонаселению, в которой сохраняющийся высокий уровень рождаемости был назван угрожающим фактором, усугубляющим малоземелье и бедность семей и препятствующим развитию страны. Основная цель Программы была сформулирована как «гармонизация темпов роста населения и потенциала развития страны» за счет снижения темпов роста населения и повышения производительности труда .

Практически по всем направлениям, обозначенным в программе, Эфиопии удалось добиться заметных успехов.

Данные трех проведенных в Эфиопии в 2000-е гг. Медико-демографических исследований и данные Всемирного банка относительно динамики рождаемости в последние годы заметно расходятся в количественных оценках, но сходятся в том, что снижение рождаемости действительно происходило и было притом весьма значительным. Так, по данным МДИ, суммарный коэффициент рождаемости составлял 5,9 детей на одну женщину в 2000 г, но снизился до 5,4 к 2005 г. и до 4,8 к 2010 г., т.е. на 1,1 ребенка на женщину за 10 лет .

По данным Всемирного банка, снижение было еще более значительным - с 6,1 в 2000 г. до 5,1 в 2005 г. и 4,2 ребенка на женщину в 2010 г., т.е. на 1,9 ребенка за 10 лет .

Прогнозы, построенные на любом из этих двух рядов данных, выглядят достаточно благоприятными для Эфиопии. При сохранении тренда снижения рождаемости, обозначенного данными МДИ, Эфиопия должна приблизиться к уровню простого воспроизводства населения ориентировочно к 2030 г., достигнув примерно 2,5 ребенка на женщину.

Прогноз, построенный на данных Всемирного банка, еще более оптимистичен: если Эфиопия продолжит снижать рождаемость такими темпами, то уровня в 2,3-2,5 ребенка на женщину ей удастся добиться уже к 2020 г. Прогноз, представленный Отделом народонаселения ООН, ближе к сценарию, построенному на данных МДИ - уровень рождаемости в 2,5 ребенка на женщину будет достигнут в Эфиопии к 2025-2030 гг.

Особенно важно, что в ходе реализации Национальной программы Эфиопии за сравнительно короткий срок удалось добиться устойчивого снижения рождаемости в сельской местности - с 6,4 ребенка на женщину в 2000 г. до 6,0 в 2005 г. и 5,5 в 2010 г. (в городах, для сравнения, рождаемость составила 3,3, 2,4 и 2,6 ребенка на женщину соответственно, т.е. приблизилась к уровню простого воспроизводства) .

Уровень контрацепции среди женщин 15-49 лет в ходе реализации программы вырос на порядок: с 3% в 1997 г. до 8,1% в 2000; 14,7% в 2005 г. и 29% в 2010 г., при этом в городах он составил 52,5% в 2010 г., в сельской местности - 23,4% (в 2005 г. - 46,7% и 10,9% соответственно) .

При этом снижение было заметно во всех группах населения: среди горожанок (с 2,7 ребенка на женщину в 2000 г. до 1,8 в 2011 г.) и сельских жительниц (с 5,4 до 3,4), среди женщин без образования (с 5,3 до 3,7), с начальным образованием (с 4,2 до 2,8), со средним и выше образованием (с 2,5 до 1,8). Неудовлетворенный спрос на контрацепцию составил в 2010 г. 15% среди горожанок и 27,5% среди жительниц сельской местности . Это говорит о том, что в городах уровень распространенности контрацепции уже постепенно приближается к насыщению, в то время как на селе остается еще большой потенциал снижения рождаемости за счет повышения охвата женщин современными доступными практиками планирования семьи.

Огромную роль в быстром распространении контрацепции и соответствующем снижении рождаемости, особенно в сельской местности, сыграла программа развития здравоохранения «Health Extension Program», принятая правительством Эфиопии в 2003 г.

Основная цель программы заключалась в том, чтобы обеспечить сельскому населению повсеместный доступ к первичной охране здоровья и профилактическим мероприятиям, в значительной степени через повышение информированности населения. В рамках программы в каждом кебеле были созданы здравоохранные пункты (примерно 1 пункт на каждые 5 тыс. человек населения), в которых работают 30 тыс. сотрудниц, набиравшихся среди женского населения Эфиопии (особенно сельских жительниц) старше 18 лет с образованием не ниже 10 класса, которых затем обучали в течение 1 года.

Три четверти своего рабочего времени сотрудницы здравоохранных пунктов должны отводить для посещения семей своего округа и обучения недавно родивших женщин планированию семьи, уходу за новорожденными , навыкам гигиены. Сотрудницы также оказывают первую помощь, принимают роды, предоставляют лечение при малярии и некоторых других заболеваниях; информируют население в вопросах питания, профилактики инфекционных заболеваний, и др. .

Заслуживает отдельного внимания схема работы с населением, применяемая в рамках этой программы. Вначале сотрудники здравоохранного пункта определяют домохозяйства, которые могут выступить в качестве ролевых моделей - как правило, это семьи, пользующиеся уважением местных жителей и имеющие успешное хозяйство. Эти семьи обучаются по различным направлениям, включенным в здравоохранную программу, и получают сертификат по окончании обучения, после чего сами начинают вести работу с членами других домохозяйств своей деревни, передавая им полученные знания .

Внедрение эффективных программ планирования семьи способно приводить к быстрому снижению рождаемости, в том числе среди категорий населения, в наименьшей степени затронутых развитием (сельское население с низким уровнем образования).

Для уровня рождаемости среди таких категорий эффект от программ планирования семьи в краткосрочной перспективе может оказаться намного сильнее, нежели эффект от прогресса страны в социально-экономическом развитии в целом.

Разумеется, это не означает, что распространение контрацепции способно само по себе решить все демографические проблемы Тропической Африки, ускорить снижение рождаемости и вывести ее на уровень замещения в обозримом будущем.

Однако оно может позволить все же заметно сократить темпы роста населения (уменьшив рождаемость реалистично до уровня, к примеру, несколько менее 4 детей на одну женщину), что существенно облегчит достижение целей развития, в том числе распространение образования (которое также может стать мощным драйвером снижения рождаемости).

С учетом колоссального запаздывания стран Тропической Африки в снижении рождаемости (и прогнозируемого взрывообразного роста численности населения) не остается сомнений в том, что меры планирования семьи должны внедряться как можно скорее.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 13-06-00336.
Зинькина Юлия Викторовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Лаборатории политической демографии и макросоциологической динамики РАНХиГС
Bongaarts J., & Sinding S. W. (2011). Family Planning as an Economic Investment. SAIS Review, 31(2), 35-44.
Ross J.A., & Mauldin W.P. (1988). Berelson on Population. New York: Springer-Verlag. С. 11-32
Notestein F.W. (1973). The quest for optimal patterns of demographic, economic and social development: Costs and benefits of population programs. UN Economic and Social Council.
Bongaarts J., & Sinding S. W. (2011). Family Planning as an Economic Investment. SAIS Review, 31(2), С. 35
United Nations Department of Social Affairs. (2004). World Population Policies 2003. New York: Department of Social Affairs, Population Division, United Nations.
United Nations Population Fund. (1988). Global Population Assistance Report 1982-1985. New York: United Nations Population Fund, подробнее см. Bongaarts J., Cleland J., & Townsend J. W. (2012). Family planning programs for the 21st century: Rationale and design. New York: The Population Council.
Bongaarts J., & Sinding S.W. (2009). A Response to Critics of Family Planning Programs. International Perspectives on Sexual and Reproductive Health, 35(1), С. 40
United Nations Commission on Population and Development. (2009). Flow of financial resources for assisting in the implementation of the Programme of Action of the International Conference on Population and Development. Report of the Secretary-General. United Nations Commission on Population and Development.
см., например, Bongaarts J., Cleland J., & Townsend J. W. (2012). Family planning programs for the 21st century: Rationale and design. New York: The Population Council; Blanc A. K., & Tsui A. O. (2005). The Dilemma of Past Success: Insiders" Views on the Future of the International Family Planning Movement. Studies in Family Planning, 36(4), 263-276; Cleland J., Bernstein S., Ezeh A., Faundes A., Glasier A., & Innis J. (2006). Family planning: the unfinished agenda. The Lancet Sexual and Reproductive Health Series, 368(9549), 1810-1827.
Bongaarts J., & Sinding S.W. (2009). A Response to Critics of Family Planning Programs. International Perspectives on Sexual and Reproductive Health, 35(1), С. 39; Gillespie D. G. (2004). Whatever Happened to Family Planning and, for That Matter, Reproductive Health? International Family Planning Perspectives, 30(1), С. 35; Caldwell J.C., Phillips J. F., & Barkat-e-Khuda. (2002). The Future of Family Planning Programs. Studies in Family Planning, 33(1), С. 1
Blanc A. K., & Tsui A. O. (2005). The Dilemma of Past Success: Insiders" Views on the Future of the International Family Planning Movement. Studies in Family Planning, 36(4), 263-276; Caldwell J.C., Phillips J. F., & Barkat-e-Khuda. (2002). The Future of Family Planning Programs. Studies in Family Planning, 33(1), 1-10; Harbison S. F., Robinson W. C. (2002). Policy implications of the next world demographic transition. Studies in Family Planning, 33(1), 37-48.
см. подробнее Bongaarts J., & Sinding S. W. (2011). Family Planning as an Economic Investment. SAIS Review, 31(2), 35-44; Bongaarts J., Cleland J., & Townsend J. W. (2012). Family planning programs for the 21st century: Rationale and design. New York: The Population Council.
Ezeh A.C., Mberu B.U., & Emina J.O. (2009). Stall in fertility decline in Eastern African countries: regional analysis of patterns, determinants and implications. Philosophical Transactions of the Royal Society B, 364(1532), 2991-3007.
Подробнее об этом см. Ezeh A.C., Mberu B.U., & Emina J.O. (2009). Stall in fertility decline in Eastern African countries: regional analysis of patterns, determinants and implications. Philosophical Transactions of the Royal Society B, 364(1532), 2991-3007; Bongaarts J. (2008). Fertility Transitions in Developing Countries: Progress or Stagnation? New York: Population Council; Kreider A., Shapiro D., Varner C., & Sinha M. (2009). Socioeconomic Progress and Fertility Transition in the Developing World: Evidence from the Demographic and Health Surveys / A. Kreider, Revised version of a paper presented at the International Union for the Scientific Study of Population International Population Conference, Marrakesh, Morocco, September 27-October 2, 2009; Garenne M. (2007). Situations of fertility stall in sub-Saharan Africa. Paper presented at the 5th African Population Conf. UAPS, Arusha, Tanzania, 10-14 December 2007; Shapiro D., & Gebreselassie T. (2008). Fertility transition in sub-Saharan Africa: falling and stalling. African Population Studies, 23(1), 3-23.
Зинькина Ю.В. Рождаемость в Тропической Африке: риск демографического взрыва // Азия и Африка сегодня. - 2013. - № 9. - C. 42-45.
Bongaarts J., & Casterline J. (2012). Fertility Transition: Is sub-Saharan Africa Different? Population and Development Review, 38. С. 155
Bernstein S. (2005). The changing discourse on population and development: Toward a new political demography. Studies in Family Planning, 36(2). С. 129.
Bongaarts J., & Sinding S. W. (2011). Family Planning as an Economic Investment. SAIS Review, 31(2), 35-44; Bongaarts J., & Sinding S.W. (2009). A Response to Critics of Family Planning Programs. International Perspectives on Sexual and Reproductive Health, 35(1), 39-44.
Подробнее см. Cleland J., Phillips J. F., Amin S., Kamal G. M. (1994). The Determinants of Reproductive Change in Bangladesh: Success in a Challenging Environment. Washington, D.C.: World Bank
Bongaarts J., & Sinding S.W. (2009). A Response to Critics of Family Planning Programs. International Perspectives on Sexual and Reproductive Health, 35(1), 39-44.
Определение понятия неудовлетворенного спроса на контрацепцию, критерии и методы его измерения, а также ограничения применимости существующих методов измерения и наиболее вероятные погрешности (как, например, вопрос о точности заявляемого желаемого числа детей) и др. методологические пояснения см. .
Fraser A., Green R., Dunbar M. (2002). Costing Cairo: An Annotated Bibliography of the Cost Literature on ICPD Programme of Action Components in Sub-Saharan Africa. Berkeley: University of California, Bay Area International Group, 2002.
Moreland S., & Talbird S. (2006). Achieving the Millennium Development Goals: The contribution of fulfilling the unmet need for family planning. Washington, D.C.: USAID.
National Population Policy of April 1993. Addis Ababa: Office of the Prime Minister, 1993.
Помимо демографических показателей в про-грамме был постулирован ряд других направлений действия, чрезвычайно важных для развития, а именно значительное увеличение охвата женщин образованием всех уровней и вовлечение их в оплачиваемую занятость, снижение миграции в города, увеличение производительности труда в сельском хозяйстве и развитие несельскохозяйственных произ-водств в сельской местности, поддержка малого и среднего бизнеса.
World Bank. (2013). World Development Indicators Online. Washington, D.C.: The World Bank. http://data.worldbank.org/indicator/.
ICF International. MEASURE DHS STAT Compiler . http://www.statcompiler.com/
Там же.
Там же.
Кебеле - минимальная административная единица в Эфиопии.
Следует отметить, то по данным трех последних МДИ Эфиопия добилась быстрого сниже-ния младенческой смертности - с 97 на 1000 в 2000 г. до 77 в 2006 г. и 59 в 2011 г. (в 1,7 раза), а также смертности детей до 5 лет - со 166 на 1000 до 123 и 88 соответственно (т.е. почти в 2 раза) ICF International. MEASURE DHS STAT Compiler . http://www.statcompiler.com/.
Ministry of Health . (2007). Health Extension Program in Ethiopia Profile. Addis Ababa: Health Extension and Education Center, Federal Ministry of Health; Bilal N. K., Herbst C. H., Zhao F., Soucat A., & Lemiere C. (2011). Health Extension Workers in Ethiopia: Improved Access and Coverage for the Rural Poor. In: Yes Africa can: success stories from a dynamic continent. Washington, D.C.: The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 433-444.
Bilal N. K., Herbst C. H., Zhao F., Soucat A., & Lemiere C. (2011). Health Extension Workers in Ethiopia: Improved Access and Coverage for the Rural Poor. In: Yes Africa can: success stories from a dynamic continent. Washington, D.C.: The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 433-444.

Демографическая ситуация в Российской Федерации в последние годы характеризуется падением рождаемости. Процесс депопуляции охватил большинство регионов страны. Поэтому стимулирование рождаемости остается самой важной задачей государства, которое принимает различные меры для повышения ответственного родительства.

Планирование семьи - это обеспечение контроля репродуктивной функции для рождения здоровых и желанных детей. В настоящее время в России действует более 200 региональных центров планирования семьи и репродукции. Перед ними стоит задача изменить сложившуюся практику достижения желаемого числа детей в семье .

Проблемы стабильности современной семьи

Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристика.

Проблемы этой группы также связаны с состоянием, динамикой, факторами рождаемости, ее социально-типологическим и региональным аспектами, а также состоянием и факторами планирования семьи.

Нестабильность семейного образа жизни выражается прежде всего в возрастании числа разводов. Их уровень принято измерять как в абсолютных величинах, так и в относительных показателях, причем если первые могут зависеть от количества населения вообще и брачного возраста в частности, то последние дают объективную картину, пригодную для сравнения. На каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в северных и восточных регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков.

Нестабильность семейной жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практически каждая страна, вступающая в индустриальную эпоху, переживает так называемый первый демографический переход от нерегулируемой к регулируемой рождаемости. Такой переход совершается очень быстро, практически па протяжении жизни одного поколения, и все попытки помешать этому в виде юридических или религиозных санкций оказываются тщетными. Практика свидетельствует, что в случае запрета легальных современных методов контроля над рождаемостью зачастую прибегают к нелегальным, архаическим способам, более рискованным и вредным для здоровья женщины.

В настоящее время в большинстве развитых стран наблюдается второй демографический переход от малодетной к преимущественно однодетной семье. Это вызвано не экономическими, а в первую очередь социальными причинами, так как все прежние внешние побуждения к многодетности (предоставление льгот, квартир и т.д.) отошли в прошлое. Имея одного ребенка, родители осознают необходимость вложить в него максимум средств и сил - это в обязательном порядке расходы на обеспечение ему здоровья, приемлемого и комфортного уровня жизни, повышения культурного уровня, приобретение вещей, социально необходимых для детей или подростков.

Особенно велики расходы на достижение необходимого уровня образования.

Государство контролирует минимально необходимый уровень образования путем установления обязательного для всех (среднего в нашей стране), чаще всего бесплатного, образования, но перспективы будущего развития, необходимость успешного социального старта требуют наличия максимально высококачественного образования, которое практически повсеместно теперь является весьма дорогостоящим.

Предпринимаются шаги для разработки теоретического обоснования мер, которые могли бы вызвать увеличение рождаемости, а также для осуществления пронатальной (направленной на увеличение рождаемости) семейной политики. Это дает определенные положительные результаты.

В то же время нет данных, которые позволили бы сделать вывод о том, необратим ли второй демографический переход или это временный, возможно циклический, процесс и стереотипы семейной жизни вновь возродят модель семьи, имеющей среднее количество детей, или даже многодетной семьи.

На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост количества внебрачных детей - сегодня родители почти каждого пятого ребенка в нашей стране не состоят в зарегистрированном браке. Отчасти это можно объяснить ослаблением моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям, иногда это можно рассматривать как индикатор распространения фактических брачных отношений.

В наших условиях такое явление можно также интерпретировать как стремление минимизировать семью в условиях кризиса: мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и своим ребенком, хотя порой официально признают себя отцами и более или менее длительное время оказывают материальную помощь ребенку и его матери. Нередко женщины, рожающие вне брака, принадлежат к социально ущемленным слоям населения: рабочие-мигранты, временные переселенцы, безработные или лица из семьи безработных.

Специалисты учреждений социального обслуживания знакомы уже с таким феноменом, как несовершеннолетние многодетные матери: как правило, подобное свидетельствует о наличии врожденных психических патологий или низком интеллектуальном уровне несовершеннолетней либо об испытываемой ею ранней алкогольной зависимости. Рост ранней, в том числе внебрачной, беременности - общемировая проблема, но в России ее усугубляют малообеспеченность, неграмотность, социальные затруднения, в частности являющиеся причиной ранней проституции, дефицит средств, которые общество может выделить на решение проблемы. Внебрачные дети чаще других имеют серьезные врожденные дефекты, нарушения здоровья; зачастую они становятся клиентами социальных служб.

Наконец, еще один признак нестабильности семейного образа жизни - убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни. В настоящее время появляется (прежде всего, в наиболее развитых странах мира) значительное количество людей, которые находят удовольствие в таком образе жизни. Складывается специальный рынок для их обслуживания: исследования показывают, что одинокие люди могут тратить на собственное развлечение гораздо большие суммы денег, чем люди, имеющие семью. Подобное существование, допуская возможность наличия устойчивых эмоциональных союзов двух одиночек, решительно исключает только один компонент семейной жизни - наличие детей. Анализ положения семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. Объективные тенденции развития семьи влияют на разработку, утверждение и проведение в жизнь семейной политики государства, что включает в себя чрезвычайно масштабный и дорогостоящий комплекс мероприятий. Ошибочные решения в такой сфере могут вызвать отрицательные последствия.

Так, убеждение в том, что с помощью довольно примитивной системы экономических и юридических мер (увеличение пособия, более длительный отпуск по уходу за ребенком и т.д.) можно влиять на повышение рождаемости, заставляет властные структуры прибегать к масштабным программам, но в целом это слабо влияет на демографическое развитие и коренным образом не меняет стратегию рождаемости.

  • Лукьянова, И. Е. Семьеведение: учеб. пособие / И. Е. Лукьянова [и др.].-М., 2010.-С. 94.