Клинцовского района Саратовской области в семье священника Василия Труханова . С детства прислуживал с братом в храме: выходил с подсвечником, подавал кадило, просфоры.

После революции из-за голода и гонений семья была вынуждена переезжать с места на место. Отцу священнику, как лишённому избирательных прав, продуктовые карточки не выдавались, не выдавались и членам семьи лишенца.

Михаила как сына священника не брали в школу, обучался дома. В ноябре года удалось поступить сразу в 8 класс. В школе он испытывал издевательства, как "сын попа". Учился он очень хорошо. По окончании 8 класса, в 14 лет, ему пришлось устраиваться на работу.

Чтобы продолжить образование уехал в Ташкент , работал фотометристом в тресте Геодезии, Астрономии и Картографии. В 1934-1937гг. побывал в четырех комплексных экспедициях. В воскресные и праздничные дни в соборе прислуживал владыке, подносил облачения и стоял с посохом за богослужениями.

Арест

11 мая года (после Пасхи) начала работать Комиссия Верховного Совета по пересмотру дел политических заключенных. Вызвали и Михаила Труханова. После получасового перекрестного допроса его удалили из комнаты на время совещания. Выходя за дверь, столкнулся с лагерным уполномоченным, так как он не закрыл за собой плотно дверь, то можно было услышать:

Вот от вас вышел заключенный, а я у него десять дней тому назад изъял при обыске антисоветскую книгу на иностранном языке (на латыни), которую он называет Евангелием. Примите это во внимание, когда будете выносить свое решение об этом заключенном.

Напрасно вы изъяли у зека Евангелие. Это минус вашей культуре, Евангелие написано около двух тысяч лет назад, и понятно, в нем не могло быть никакой антисоветчины. Вам следует возвратить Евангелие.

Через десять минут его позвали обратно и объявили о полной реабилитации.

18 мая г. прибыл в Москву , явился в свой институт, где довершил образование.

9 марта рукоположен в сан священника в Чернигове года Преосвященнейшим Андреем, Епископом Черниговским и Нежинским.

В году закончил Московскую Духовную Академию . Служил в г. Пушкино Московской области.

16 марта года умер. Последнее время отец Михаил жил недалеко от дер. Касынь в Свято-Духовом скиту под Минском, в Белоруссии. Первую панихиду по усопшему совершил близко знавший его Митрополит Минский Филарет, Экзарх Белоруссии. Похороны состоялись 20 марта на Ваганьковском кладбище г. Москвы. Отпевал его настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище протоиерей Василий в сослужении более двадцати священников и трех диаконов. На похороны пришли многочисленные духовные чада усопшего.

Труды

  • Об истоках христианской веры. Москва. 1993
  • Как спастись в современном мире. Апология христианского поста. Москва. 1993
  • Прикосновение любви. Москва. 1994
  • Дивны дела твои, Господи. Слово о шестодневе. Москва. 1995
  • Воспоминания: первые сорок лет моей жизни. Москва. 1996
  • О поминовении усопших. Москва. 1996
  • Православный взгляд на творчество. Москва. 1997
  • О страстях и борьбе с ними. Москва. 1998
  • Путь к истине - смирение и любовь. Москва. 1999
  • Молитвы. 1999
  • Мысли христианина о браке.

Литература

  1. Вопросы о вере и спасении // газета "Радонеж" № 4 (122) 2002г.

Ссылки

  • http://193.233.223.18/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html?/ans - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
  • http://www.cofe.ru/Blagovest/article.asp?heading=32&article=10432 - статья посвященная кончине прот. Михаила

"отдыхать" на 200 г хлеба в сутки

Вольнонаемный завпроизводством - 2000 руб.

20 апреля 1954 года каторжные условия были отменены: в бараках были сняты решетки с окон, запоры с дверей, а с одежды зеков спороли каторжные номера.

КАК СПАСТИСЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Апология Христианского Поста
Пост

1. НЕ ОДНИМ ХЛЕБОМ ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК
2. ЯЗЫК ЛЮБВИ ПОНЯТЕН ВСЕМ, КТО ХОЧЕТ ЕГО ПОНЯТЬ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЛЮБОВЬ ГОВОРЯЩЕГО
3. ПИТАТЬСЯ ДУХОВНО — ИСПОЛНЯТЬ СЛОВО БОЖИЕ
4. ПИТАНИЕ ТЕЛА НЕ ДОЛЖНО ПОДАВЛЯТЬ ЖИВУЩЕГО В НЕМ ДУХА
5. ВСЕХ УЧИТЕ УМЕРЕННОСТИ И ВОЗДЕРЖАНИЮ
6. ПОСТ БЕЗ МОЛИТВЫ — ГОЛОДОВКА
7. О ПОСТЕ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ
8. ПОСТ — ВОЗДЕРЖАНИЕ ВСЕХ ЧУВСТВ ОТ ВСЕГО, ЧТО ПИТАЕТ ГРЕХ
9. ПОСТ КАК ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ПИЩИ ТЕЛЕСНОЙ ПРИ НАСЫЩЕНИИ ДУХОВНОЙ ПИЩЕЙ
10. НАДО ПОСТИТЬСЯ, ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ
11. ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ В ДНИ ПОСТА ПИТАЛИСЬ ХЛЕБОМ И ВОДОЮ
12. ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ПИЩИ — ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОКАЗАВШЕГОСЯ В СКОРБНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
13. ВОЗДЕРЖАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА — СВИДЕТЕЛЬСТВО ГОСПОДСТВА ДУХОВНОГО НАЧАЛА В ЧЕЛОВЕКЕ
14. НИЧТО НЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
15. ЗА НАРУШЕНИЕ ПОСТА НАС ИЗГНАЛИ ИЗ РАЯ; СТАНЕМ ПОСТИТЬСЯ, ЧТОБЫ ВНОВЬ ВОЙТИ В РАЙ
16. ТИПИКОН — ТО ЕСТЬ УСТАВ ЦЕРКОВНЫЙ
17. ПОСТ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
18. О ВОЗДЕРЖАНИИ В ПИЩЕ И ПИТИИ ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ
19. ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА НАРУШЕНИЯ ПОСТА — МАЛОВЕРИЕ
20. СВИДЕТЕЛЬСТВА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАУКИ О ПОЛЕЗНОСТИ ВОЗДЕРЖАНИЯ И ПЕРИОДОВ ВРЕМЕННОГО ГОЛОДАНИЯ
21. ОПРАВДАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ХРИСТИАНСКОГО ПОСТА

УСТАВНЫЕ ВЫПИСКИ О ПОСТАХ

О РАЗРЕШЕНИИ ВСЕГО ЛЕТА
О ПОСТЕ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ
ПОСЛЕДОВАНИЕСВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ (Великий Пост)
СЛУЧАЙ С ВАСИЛИЕМ Т
СЛУЧАЙ С ЕВДОКИЕЙ П
ПОДВИГИ МОЛИТВЫ ОДНОГО ВО ИСЦЕЛЕНИЕ ДРУГОГО

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ТВОРЧЕСТВО

1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА И ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ
2. О КРЕСТОНОШЕНИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ХРИСТОВЫХ
3. СМОТРЕТЬ ПО-БОЖЬИ!
4. ПОНЯТИЕ ОБ ИСКУССТВЕ
5. ПОДЛИННОЕ ТВОРЧЕСТВО - ВСЕГДА ПРИЗЫВ ОТ РЕАЛЬНОГО К РЕАЛЬНЕЙШЕМУ
6. ТВОРИТЬ, ЖИВЯ В АТМОСФЕРЕ ЛЮБВИ
7. ТВОРЧЕСТВО — ИЗЛИЯНИЕ ЛЮБВИ
8. ХРИСТИАНСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ВСЕГДА ОБРАЩЕНО К ВЕЧНОСУЩЕМУ БОГУ
9. ВО БЛАГОДАТИ ВОСПЕВАТЬ В СЕРДЦАХ ГОСПОДУ
10. ХВАЛИТЕ ГОСПОДА!
11. О ПЕСНЯХ БЕЗ СЛОВ
12. «ПОЮ БОГУ МОЕМУ, ДОНДЕЖЕ ЕСМЬ»
13. О ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНОЙ И О ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «СВОИХ ЦЕРКВАХ» СЕКТАНСКИХ
14. ДВА ТИПА ХРАМОВОГО ПЕНИЯ
15. МОЛИТВА ДЕЙСТВЕННА, КОГДА ОНА - БЛАГОДАТНОЕ СЕРДЦА ИЗЛИЯНИЕ
16. БЛАГОДАТНОЕ ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ ЛЮБОВЬЮ
17. О БЛАГОДАТНОМ ВДОХНОВЕНИИ
18. О ВДОХНОВЕНИИ БЕЗБЛАГОДАТНОМ
19. «НАДОБНО ПРИДТИ СОБЛАЗНАМ»
20. О ЗРЕЛИЩАХ, ЛИШЕННЫХ ХРИСТИАНСКОЙ ДУХОВНОСТИ
21. КРАСОТА ТАМ, ГДЕ ВЫЯВЛЯЕТСЯ ЛЮБОВЬ
22. ОБЛИК ЧЕЛОВЕКА — ФУНКЦИЯ ЕГО ПОВЕДЕНИЯ, ЧУВСТВОВАНИЯ И МЫШЛЕНИЯ
23. ПОНЯТИЕ О СВОБОДЕ. ВИДЫ СВОБОДЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
24. «БЛАЖЕННЫ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ: ИБО ОНИ НАСЫТЯТСЯ»
25 . СВОБОДА ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ
26. КОЕ - ЧТО О ГОЛОВНОМ МОЗГЕ
27. ПОДСОЗНАНИЕ И СОЗНАНИЕ
28. ТРЕХСЛОЙНОСТЬ СОЗНАНИЯ
29. ЛЮДИ, «ПОЛУЧИВ СВОБОДУ, ПРЕЗРЕЛИ ВСЕВЫШНЕГО, ПРЕНЕБРЕГЛИ ЗАКОН ЕГО И ОСТАВИЛИ ПУТИ ЕГО»
30. ГРЕХ ПОРАБОЩАЕТ ЧЕЛОВЕКА
31. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ В ЧЕЛОВЕКЕ
32. НАШЕ ЖЕЛАНИЕ АБСОЛЮТНО СВОБОДНО
33. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНО ИЗБИРАЕТ ЖЕЛАЕМЫЙ ТИП БЫТИЯ
34. ТРИ ВИДА ВОЛИ
35. ГОРДОСТЬ ОПЬЯНЯЕТ И ОМРАЧАЕТ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
36. СМИРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПРЕД БОГОМ ПРИВОДИТ ЕГО КО СПАСЕНИЮ
37. ДАДИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМИРЕНИЮ И ГОРДОСТИ
38. СТАНЕМ СТРОИТЬ ДОМ ДУШИ СВОЕЙ НА КАМНЕ ВЕРЫ ВО ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
40. В ЦАРСТВЕ ЛЮБВИ ОТМЕНЯЕТСЯ ПРОЦЕСС ДИСКУРСИВНОГО ПОЗНАНИЯ И НЕНУЖНЫМ ОКАЗЫВАЕТСЯ ИСКУССТВО
41. ВЫСШЕЕ ИСКУССТВО - ВСЕМ СВОИМ СУЩЕСТВОМ ЛЮБИТЬ БОГА
42. ИСКУССТВО «СОЗИДАНИЯ САМОГО СЕБЯ В ЛЮБВИ»
I. ПРИМЕРЫ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
II. «ОСТАВИЛИ ЖИВУЩИМ ПАМЯТЬ О СВОЕМ БЕЗУМИИ»
III. ОПАСНОСТИ ОТ НАСЫЩЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕНУЖНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
IV. ОБ ИГРАХ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И ВЗРОСЛОМ
V. ЕЩЕ О ПОЗНАНИИ
VI. ПОЗНАНИЕ ЕСТЬ ПРИОБЩЕНИЕ К ПОЗНАВАЕМОМУ
VII. НЕ ДОМОГАЙСЯ ЗНАНИЙ ОТ БЕСОВЩИНЫ И НЕ ЗАНИМАЙСЯ БОГОПРОТИВНЫМИ ДЕЛАМИ

ПУТЬ К ИСТИНЕ - СМИРЕНИЕ И ЛЮБОВЬ

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТИНЫ
2. ПОДХОД К АКСИОМАМ
3. АКТ ВЕРЫ, СОПРОВОЖДАЕМОЙ ЛЮБОВЬЮ, ДАЕТ ВЫСШЕЕ ЗНАНИЕ
4. ВЕРА В БОГА
5. ПРЯМОЕ СЛЕДСТВИЕ БЕЗБОЖИЯ — ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ В ГРЕХОВНОЙ ЖИЗНИ
6. СОВЕСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ — УСЛОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДЛЯ БЕЗБОЖНИКА
7. НРАВ ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖЕН ФОРМИРОВАТЬСЯ ПО ИМЕЮЩЕМУСЯ В НЕМ ОБРАЗЦУ БОЖИИХ СОВЕРШЕНСТВ
8. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
9. ШАТКОСТЬ АРГУМЕНТОВ: «НЕВОЗМОЖНО», «НЕВЕРОЯТНО»
10. КОЕ-ЧТО О НЕВЕРИИ
11. ИСТИНА — ЧТО СОЛНЦЕ: ЕЙ НЕ НУЖНА СВЕЧКА НАШИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
12. ИСТИНА ПРОСТО ЕСТЬ
13. ИСТИНА - ХРИСТОС
14. О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ
15. СОБОРНАЯ МОЛИТВА ТЫСЯЧЕКРАТНО СИЛЬНЕЕ МОЛИТВЫ, ВОЗНОСИМОЙ НАЕДИНЕ
16. ВЕРА — ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИСТИНЫ
17. УЗКИЙ ПУТЬ
18. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ПАДШЕГО МИРА НАДО НАЧИНАТЬ С СЕБЯ
19. ВСЯКАЯ ВЕЩЬ ГОВОРИТ ЧЕЛОВЕКУ: «НЕ ЛЮБИ МЕНЯ — УЙДУ ОТ ТЕБЯ»
20. СОБЛЮДАТЬ ПОРЯДОК В ЛЮБВИ
21. СВЯТ ГОСПОДЬ, БОГ НАШ!
22. ИГО БЛАГОЕ И БРЕМЯ ЛЕГКОЕ - ЛЮБОВЬ БОЖЕСТВЕННАЯ И КРЕСТ ХРИСТОВ
23. ЖИВОЙ ПУТЬ — ИИСУС ХРИСТОС
24. ИСТИНА ОТКРЫВАЕТСЯ ТЕМ, КТО СМИРЕННО ЕЕ ИЩЕТ
25. КАК ПРИНИМАТЬ ПОХВАЛУ И ПОЧЕСТЬ
26. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИСКУССТВЕ
27. ДВА НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ: ОДНО — К БОГУ, ДРУГОЕ — ОТ НЕГО
28. ПУТЬ ПРИБЛИЖЕНИЯ К ИСТИНЕ — ПУТЬ ХРИСТА
29. ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ
30. ЧЕМ ВЕРНЕЕ У ЧЕЛОВЕКА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТИНЕ, ТЕМ БОЛЕЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫ И МИРНЫ ЕГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАБЛУЖДАЮЩИМСЯ
31. ВНИКНЕМ В СМЫСЛ ПОКАЯНИЯ
32. «ПОЮ БОГУ МОЕМУ, ДОНДЕЖЕ ЕСМЬ»

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. БЕДСТВИЕ РОССИЯН В БОГООТСТУПНИЧЕСТВЕ, А ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ — ВО ВСЕНАРОДНОМ ПОКАЯНИИ И СТАНОВЛЕНИИ НА ПУТЬ ЖИЗНИ ПО-БОЖЬИ «ПОГИБЕЛИ ПРЕДШЕСТВУЕТ ГОРДОСТЬ, А ПАДЕНИЮ НАДМЕННОСТЬ»
ГЕНИИ ЗЛА
2. ПОКАЯННАЯ МОЛИТВА
3. ПРИТЧА О ТАЛАНТАХ

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

1. «В ЧЕМ ЗАСТАНУ, В ТОМ И СУДИТЬ БУДУ»
2. ПРЕЖДЕ ИСПРОСИ У ГОСПОДА ПОМИЛОВАНИЯ СЕБЕ
3. СМЕРТЬ — ЦАРЬ УЖАСА
4. ГРЕШНИК — ВРАГ СВОЕЙ ЖИЗНИ
5. ВРЕМЯ ЖИЗНИ ЗЕМНОЙ — ВРЕМЯ ПОКАЯНИЯ
6. О ПОМИНОВЕНИИ НА ПРОСКОМИДИИ И ВО ВРЕМЯ ЛИТУРГИИ
7. ГОСПОДИ! «МНОГОКРАТНО ОМОЙ МЕНЯ ОТ БЕЗЗАКОНИЯ МОЕГО, И ОТ ГРЕХА МОЕГО ОЧИСТИ МЕНЯ»
8. «МОЛИТЕСЬ ДРУГ ЗА ДРУГА» (Иак. 5, 16)
9. ВОЗМОЖНА ЛИ УСПЕШНАЯ МОЛИТВА ЗА ИНОСЛАВНЫХ, НЕКРЕЩЕНЫХ И САМОУБИЙЦ?
10. «КРЕСТ — ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЯ ВСЕЛЕННЫЯ»
11. «ЧЕЛОВЕКАМ ПОЛОЖЕНО ОДНАЖДЫ УМЕРЕТЬ, А ПОТОМ СУД»

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. НАПОМИНАНИЕ О ПОЛЕЗНОСТИ МИЛОСТЫНИ
2. СЛОВО ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ В РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ
3. НЕКОТОРЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ О СМЕРТИ
4. ИЗ ЖИТИЯ СВЯТЫХ
5. ИЗ «ПИСЕМ СВЯТОГОРЦА»
6. РАССКАЗ НАМЕСТНИКА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОИ ЛАВРЫ АРХИМАНДРИТА АНТОНИЯ
7.«ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ И НЕ ПРЕПЯТСТВУЙТЕ ИМ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ» (Мф. 19,14)
8. ИЗ ПОВЕСТВОВАНИЯ СВТ. ГРИГОРИЯ ДВОЕСЛОВА
9. СООБЩЕНИЕ ВЛАДЫКИ ФЕОФАНА
10. О МИЛОСТЫНЕ, ПОДАВАЕМОЙ ДУШЕ В МОЛИТВЕННОМ ПРИНОШЕНИИ
11. СЛОВО О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

Содержание 2 тома. Слово о Шестидневе.

СЛОВО О ШЕСТИДНЕВЕ
Приложения

ОБ ИСТОКАХ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ

1. ЛИЧНОСТЬ ИИСУСА ХРИСТА
2. РАСПЛАТА ЗА ДОВЕРИЕ К СОБЛАЗНИВШЕМУ ДИАБОЛУ
3. КТО И ЧТО ЕСТЬ ЕВАНГЕЛИЕ?
4. О ПОКАЯНИИ И ИСПОВЕДИ
5. ДОВЕРИЕ И ВЕРА К ЛИЧНОСТИ ИЗБИРАЕТСЯ СКЛОННОСТЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЕРДЦА
6. ЕСЛИ НЕТ ЛЮБВИ, НЕ БУДЕТ И ВЕРЫ
7. СОПРИКОСНОВЕНИЕ ДУХОВ ДАЕТ ВЕРУ, А ИХ ПРОНИКНОВЕНИЕ — ЛЮБОВЬ
8. ЛЮБОВЬ КО ХРИСТУ ВЕДЕТ ЗА СОБОЙ ВЕРУ В БОГА
9. СЛОВО БОЖИЕ ОДУХОТВОРЯЕТ И ОЖИВОТВОРЯЕТ ПРИЕМЛЮЩЕГО ЕГО С ВЕРОЮ
10. ВЕРУЮЩИЙ В СЫНА БОЖИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ИМЕЕТ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ
11. СМИРЕНИЕ — БЕЗ ТРУДА СПАСЕНИЕ
12. НАША ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА
13. ПРАВДЫ, ПРАВДЫ ИЩИ, ДАБЫ ТЫ БЫЛ ЖИВ
14. И ПОЗНАЕТЕ ИСТИНУ, И ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОДНЫМИ
15. «ИМЯ ГОСПОДА — КРЕПКАЯ БАШНЯ: УБЕГАЕТ В НЕЕ ПРАВЕДНИК, И БЕЗОПАСЕН»
16. ПОМОЛИМСЯ!
Приложения

ЕВХАРИСТИЯ

1. ЧТО ТАКОЕ БЛАГОДАРНОСТЬ
2. ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСТИННЫЙ СПАСИТЕЛЬ — ИИСУС ХРИСТОС
3. БОГ СКАЗАЛ: КОНЕЦ ВСЯКИМ ВОПРОСАМ!
4. ИМЯ ПРЕВЫШЕ ВСЯКОГО ИМЕНИ — ИИСУС
5. ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВУЕТ В ТОМ, ЧТО ОН ЛЮБИТ
6. ЛЮБОВЬ ПОБЕЖДАЕТ ВСЁ: БОГ-НИКА (ПОБЕДИТЕЛЬ)
7. ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЛЮБВИ И СВЯТОСТИ
8. ВЕЛИКИЙ ПРИМЕР СМИРЕНИЯ И ЛЮБВИ
9. ТРЕБУЕМЫЕ УСЛОВИЯ
10. О СОВЕРШАЮЩИХ ЕВХАРИСТИЮ
11. О ВЕЩЕСТВАХ ДЛЯ ЕВХАРИСТИИ
12. ПОЧЕМУ СИЛЬНА СОБОРНАЯ МОЛИТВА
13. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
14. БУДЕМ МОЛИТЬСЯ ДУХОВНО!
15. БУДЕМ КЛАНЯТЬСЯ БОГУ «В ДУХЕ И ИСТИНЕ»!
16. СТАНЕМ ВОЗГРЕВАТЬ В СЕБЕ ЛЮБОВЬ КО ХРИСТУ!
17. ТЕЛО ТОЖЕ ДОЛЖНО УЧАСТВОВАТЬ В МОЛИТВЕ
18. ПРООБРАЗ
19. ПЕРЕД БОГОМ НАДО СМИРИТЬСЯ
20. ЕВХАРИСТИЯ — ВЫРАЖЕНИЕ СПАСИТЕЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ГОЛГОФСКОЙ ЖЕРТВЫ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
21. ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ
22. «ДУХДЫШЕТ, ГДЕ ХОЧЕТ, И ГОЛОС ЕГО СЛЫШИШЬ, А НЕ ЗНАЕШЬ, ОТКУДА ПРИХОДИТ И КУДА УХОДИТ» (Ин. 3, 8)
23. «СЕ, Я С ВАМИ ВО ВСЕ ДНИ ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА. АМИНЬ»
24. ЧТО ЖЕ ВПЕРЕДИ?
25. ПРИЧАЩЕНИЕ
26. КРАТКОЕ И ПРОСТОЕ (ПРИГОДНОЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ) ОБЪЯСНЕНИЕ ТОГО — ПОЧЕМУ НАДО МОЛИТЬСЯ И ПРИЧАЩАТЬСЯ СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАЙН
О ЧАСТОТЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2. ПРОМЫСЛ И СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА
3. ЧЕЛОВЕК — НОСИТЕЛЬ ОБРАЗА БОГА
4. СМИРЕНИЕ ПРЕД БОГОМ ВОЗВЕЛИЧИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА
5. ВОЛЯ БОЖИЯ ИМЕЕТ ЦЕЛЬЮ СПАСЕНИЕ МИРА
6. ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ
7. ОБ ОТКРОВЕНИИ БОЖИЕМ
8. УСТА БОЖИЙ ИЗРЕКАЮТ ВЕЧНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
9. «БЛАЖЕННЫ СЛЫШАЩИЕ СЛОВО БОЖИЕ И СОБЛЮДАЮЩИЕ ЕГО»
10. НЕПОСЛУШАНИЕ БОГУ — ГОРДОСТЬ
11. ХРИСТИАНЕ - СОЛЬ ЗЕМЛИ
12. ЕЩЕ О ГОРДОСТИ
13. ЖИЗНЬ — БОРЬБА
14. ПОБЕДОНОСНОСТЬ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ
15. ВО ВСЕМ ВОЛЯ БОЖИЯ
16. ЧУДО И ЗНАМЕНИЕ
17. «ВСЕ ВОЗМОЖНО ВЕРУЮЩЕМУ» (Мк. 9, 23)
18. ВОЛЯ БОЖИЯ ВСЕГДА ВЕДЕТ КО СПАСЕНИЮ, ДАЖЕ ЕСЛИ ИЗМЕНЯЕТСЯ ЕЕ ВИДИМОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
19. ВОЛЯ БОЖИЯ В ЕГО СЛОВЕ
20. КАК ЖЕ ПРАКТИЧЕСКИ ИСПОЛНЯТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ?
21. О БОЛЕЗНИ
22. «СЛОВО ТВОЕ ОЖИВЛЯЕТ МЕНЯ»
23. ВОЛЮ СВОЮ СОГЛАСОВЫВАТЬ С ВОЛЕЙ БОГА
24. ЧЕЛОВЕК НА ПУТИ К СВОЕМУ ПЕРВООБРАЗУ
25. БЛАГОДАРИМ БОГА ЗА ЕГО ВСЕБЛАГОЙ ПРОМЫСЛ О НАС ГРЕШНЫХ ОБРАЗ БОЖИЙ И ОБРАЗ САТАНИНСКИЙ
«ВОЗЛЮБИЛ ПРОКЛЯТИЕ — ОНО И ПРИДЕТ НА НЕГО; НЕ ВОСХОТЕЛ БЛАГОСЛОВЕНИЯ, — ОНО И УДАЛИТСЯ ОТ НЕГО» (Пс. 108, 17)
УТРАТАВЕРЫ В БОГА—ПОЧВА, ПОРОЖДАЮЩАЯ КУЛЬТЫ СУЕВЕРИЯ
ЧЕЛОВЕК! КОМУ УПОДОБЛЯЕШЬСЯ ТЫ В СВОЕЙ ЖИЗНИ?
О ЗВЕРИНОЙ ЛИЧНОСТИ
СОВЕТ ЕПИСКОПА ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА)
ИЗРЕКАЕМАЯ КУМИРОМ ПРАВДА ЕСТЬ ЛОЖЬ
«НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ»

Содержание 3 тома. Воспоминания: первые 40 лет моей жизни.

ПЕРВЫЕ СОРОК ЛЕТ МОЕЙ ЖИЗНИ

1 О МОИХ БЛИЖАЙШИХ ПРЕДКАХ
2. ГОЛОД НА САМАРЩИНЕ
3 НА АРАЛЕ
4 В ТАМЕРЛАНОВКЕ И ТУРКЕСТАНЕ
5. ПОСТУПЛЕНИЕ В ИНСТИТУТ И ПЕРВЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ
6^ АРЕСТ
7. ПРЕД ПАСХАЛЬНЫ И ПОСТ В КАМЕРЕ
8. ЧЕЛОВЕК ПОИСТИНЕ СВОБОДЕН ТОГДА, КОГДА ЖИВЕТ ПРАВЕДНО, ЖИВЕТ ПО-БОЖЬИ
9. НА 123 ЛАГПУНКТЕ УНЖЛАГА
10. «ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ».
11. ИЗ КАРЦЕРА НА 18 ЛАГПУНКТ
12. В БРИГАДЕ МОГИЛЬЩИКОВ
13. НОЧНАЯ ПОГРУЗКА
14. ДИСКУССИЯ СРЕДИ МЕДИКОВ О БОГЕ
15. РАДОСТЬ ЖИЗНИ В ЛЮБВИ
16. «СВЯТ ГОСПОДЬ БОГ НАШ» (Пс. 98,9)
17. НА КУРСОВОЙ БАЗЕ И В ШТРАФНОМ ЛАГПУНКТЕ
18. ЮРИК
19. ПЕРЕСЫЛКА В КИРОВЕ
20. ПЕРЕСКАЗ «КАМО ГРЯДЕШИ?»
21. КРАТКО О СУТИ ХРИСТИАНСТВА
22. ОКОНЧАНИЕ РОМАНА «КАМО ГРЯДЕШИ?»
23. ЛИТУРГИЯ В КАМЕРЕ
24. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В ХАБАРОВСКОМ ЛАГЕРЕ ПРИМОРЗОЛОТО
25. НА БЕССРОЧНОМ ПОСЕЛЕНИИ
26. ПОСЛЕДНИЙ ШМОН И ОСВОБОЖДЕНИЕ

ПРИКОСНОВЕНИЕ ЛЮБВИ

1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ТВОРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
2. «НЕ НАСЫТИТСЯ ОКО ЗРЕНИЕМ; НЕ НАПОЛНИТСЯ УХО СЛУШАНИЕМ» (Екк. 1,8)
3. ЗОРКО ОДНО ЛИШЬ СЕРДЦЕ
4. ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ
5. ХОРОШО ЛЮБИТЬ ТО, ЧТО СЛЕДУЕТ ЛЮБИТЬ
6. «ТАЙНЫ ОТКРЫВАЮТСЯ СМИРЕННЫМ»
7. НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК ТОТ, КТО ПО-БОЖЬИ ЖИВЕТ
8. СТРАХ ВНОСИТСЯ В ДУШУ ГРЕХОМ
9. НАЧАЛО МУДРОСТИ — СТРАХ ГОСПОДЕНЬ
10. ЗАДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНИ — ДОСТИГАТЬ ПРЕПОДОБИЯ — ПОДОБИЯ БОЖИЯ
11. ГРЕШНИКИ — БОЛЬНЫЕ С ДВОЯЩИМИСЯ МЫСЛЯМИ
12. ПРИЧИННАЯ ОСНОВА БОЛЕЗНЕЙ — ГОРДОСТЬ
13. БОЛЕЗНЬ - СЛЕДСТВИЕ ГРЕХА
14. ГОРДОСТЬ ИЗВРАЩАЕТ ЖИЗНЕННЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ
15. ГРЕШНИК — НЕВЕРНЫЙ УПРАВИТЕЛЬ ДОМА ДУШИ СВОЕЙ
16. «ЧЕМ КТО СОГРЕШАЕТ, ТЕМ И НАКАЗЫВАЕТСЯ»
17. «И ВОЗЗОВЕТЕ КО МНЕ, И ПОЙДЕТЕ И ПОМОЛИТЕСЬ МНЕ, И Я УСЛЫШУ ВАС»
18. «УГОДНО БОГУ, ЕСЛИ КТО, ПОМЫШЛЯЯ О БОГЕ, ПЕРЕНОСИТ СКОРБИ, СТРАДАЯ НЕСПРАВЕДЛИВО»..
19. ОБРАЩЕНИЕ ГРЕШНИКА НАЧИНАЕТСЯ С ОСОЗНАНИЯ СВОЕГО БЕДСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ПРОБУЖДЕНИЯ ВЕРЫ В МИЛОСЕРДИЕ БОЖИЕ
20. И ДЕТИ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ
21. ЧУДЕСНОЕ СРЕДИ НАС — ПРОМЫСЛИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВОВАНИЕ БОГА
22. «ОПРОТИВЕЛА ДУШЕ МОЕЙ ЖИЗНЬ МОЯ» ВО ГРЕХЕ
23. ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ: УМИРАНИЕ ДЛЯ ГРЕХА, ВОСКРЕСЕНИЕ ДЛЯ ПРАВЕДНОСТИ
24. О ПОКАЯНИИ
25. ХАРАКТЕР ДУШИ И СКВОЗЬ ТЕЛО ПРОЯВЛЯЕТСЯ
26. ГОРДОСТЬ СЕРДЦА ВОВНЕ ВЫЯВЛЯЕТСЯ ЗЛОМ
27. НЕ УБИВАЙ!
28. МОЛИТВА ВЕРЫ И ДЕРЗНОВЕНИЕ ЛЮБВИ
29. «ВОЗВРАТИСЬ, ДУША МОЯ, В ПОКОЙ ТВОЙ»
30. СПАСИТЕЛЬНОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ ВЕРЫ И ЛЮБВИ
31. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА — СПАСИТЕЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ

МЫСЛИ ХРИСТИАНИНА О БРАКЕ

1. НЕМНОГО О СОСТАВЕ И НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
2. ЦЕЛОМУДРИЕ И ЛЮБОВЬ — УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
3. ЖИТЬ ПО ВОЛЕ БОЖИЕЙ — ЗНАЧИТ ОСВЯЩАТЬСЯ И СПАСАТЬСЯ
4. ИСТИННОЕ БЛАГО ТВОРИТ БЛИЖНЕМУ ТОТ, КТО ПРИВОДИТ ЕГО КО СПАСЕНИЮ
5. А ТЕПЕРЬ — РАЗГОВОР О ЛЮБВИ
6. ДА НЕ СОЧЕТАВАЕТСЯ ОВЦА С ВОЛКОМ, СЕБЕ НА ПОГИБЕЛЬ
7. ПОЛНОТА ЛЮБВИ — ЖИТЬ В ЛЮБИМОМ
8. БЛУДНИКУ НЕДОСТУПНА РАДОСТЬ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
9. ЛЮБОВЬ НЕ ЗНАЕТ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВА
10. ЧТО ЗНАЧИТ «ЛЮБОВЬ» И «ЛЮБИТЬ»
11. ЦЕЛЬ БРАКА - ВОЗРАСТАНИЕ В ЛЮБВИ
12. ИСТИННОЕ ЕДИНСТВО — В ЛЮБВИ
13. ЖИЗНЬ ВЕРУЮЩЕГО С НЕВЕРУЮЩИМ — ПЫТКА
14. СПУТНИКА ЖИЗНИ ИЗБИРАТЬ ПО ВОЛЕ БОЖИЕЙ
15. ПЛОТСКОЕ ВОЖДЕЛЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ— ЕЩЕ НЕ ЛЮБОВЬ
16. ЛЮБИТЬ ТО, ЧТО ДОСТОЙНО ЛЮБВИ
17. ПЛОТЬ КОРЫСТОЛЮБИВА
18. ЖИТЬ В ПОРАБОЩЕНИИ СТРАСТЕЙ И ПРИСТРАСТИЙ — ЖИТЬ ШУТОВСКОЙ ЖИЗНЬЮ
19. ЛЮБОВЬ РАСШИРЯЕТ СЕРДЦЕ
20. ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНО ЛЮБИТЬ ЗА ТО, ЧТО В НЕМ ЕСТЬ БОЖЕСТВЕННОГО
21. СУПРУЖЕСКАЯ ЛЮБОВЬ НЕ ДОЛЖНА ПРИНИМАТЬ ХАРАКТЕРА ЭГОИЗМА ВДВОЕМ
22. ДЕТИ И ИХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Приложения
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИНОДА ГРЕЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ПО ВОПРОСУ РОЖДАЕМОСТИ ДЕТЕЙ
2. ЭНЦИКЛИКА О БРАКЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА ЕПИСКОПОВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В АМЕРИКЕ
3. ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (Священного Собора Православной Российской Церкви о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью от 7/20 апреля 1918 года)
4. К ВОПРОСУ О ПРИЧАЩЕНИИ ПРЕБЫВАЮЩИХ В НЕЗАКОННОМ СОЖИТЕЛЬСТВЕ
5. ЖИЗНЬ В БРАКЕ ПО ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ
6. СЧАСТЬЕ (рассказ прихожанки)
7. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МИТРОПОЛИТА ВЕНИАМИНА (Федченко)

О СТРАСТЯХ И БОРЬБЕ С НИМИ

1. О ДВУХ ТИПАХ ДУХОВНОСТИ: СВЯТОЙ — БОЖИЕЙ И НЕЧИСТОЙ — ДИАВОЛЬСКОЙ
2. ПОГОВОРИМ ОБ ИСКУШЕНИЯХ И СОБЛАЗНАХ
3. НУЖНЫ БЫВАЮТ И СОБЛАЗНЫ
4. СОБЛАЗН БОГАТСТВА
5. СОБЛАЗН СЛАДОСТРАСТИЯ
6. СОБЛАЗН ЧЕСТОЛЮБИЯ И ГОРДЫНИ
7. О ДУХОВНОМ СОВЕРШЕНСТВЕ
8. О СОЗНАНИИ
9. ПРАВА НА БЕССОВЕСТНОСТЬ НЕ ДАНО
10. ВОЛЯ БОГА - ЗАКОН БЫТИЯ И НОРМА ЖИЗНИ
11. УНАСЛЕДОВАННАЯ НАКЛОННОСТЬ КО ГРЕХУ
12. СОВЕСТЬ — ГОЛОС БОЖИЙ, ИСХОДЯЩИЙ ИЗ ПРИСУЩЕГО НАМ ОБРАЗА БОЖИЯ
13. ВЕРА В БОГА И ЛЮБОВЬ К НЕМУ
14. «ПОБЕДА, ПОБЕДИВШАЯ МИР, ВЕРА НАША» (1 Ин. 5,4)
15. ХРИСТА НЕ ЗНАЕТ ТОТ, КТО НЕ ХОЧЕТ ЕГО ЗНАТЬ
16. ИСКУПИТЕЛЬ НАШ — ИИСУС ХРИСТОС
17. ЕДИНАЯ ЖИВАЯ ИСТИНА — СПАСИТЕЛЬ МИРА ИИСУС ХРИСТОС
18. ТАЙНЫ ОТКРЫВАЮТСЯ СМИРЕННЫМ
19. СПАСИТЕЛЬНОСТЬ ВЕРЫ ВО ХРИСТА И ПОКАЯНИЯ, У НЕГО НАМИ ИСПРАШИВАЕМОГО
20. ТРУДИТЬСЯ ТЕЛОМ ДЛЯ ДУШИ
21. РЕЦЕПТ ОТ ПОРАБОЩЕННОСТИ ПЛОТИ
22. О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ

Сколько же еще на Руси святых, почитаемых сердцем народа, но не канонизированных соборно..? Воин-мученик Евгений Родионов, монах-тайновидец Авель - эти имена, казалось бы, известны и любимы всем православным миром, но по каким-то причинам до сих пор не прославлены в лике святых. Возможно, что для их канонизации, как это уже было с преподобным Серафимом Саровским, не нужно решение синодальной комиссии, но необходима царская воля грядущего Государя. Бог знает...

Однако есть и другие имена угодников Божиих, которые не столь известны, но не менее любимы. Среди них замечательный батюшка, истинный исповедник христианской веры, протоиерей Михаил Труханов.

Отец Михаил пятнадцать лет провел в лагерях, тюрьмах и поселениях как исповедник православной веры. Впервые он ещё студентом Института геодезии и картографии был арестован в 1941 г. "за организацию кружка по изучению Библии" и «отсидел» в лагерях до 1956 года, в общей сложности 5555 дней.

Он учил своих духовных чад тому, что "возрождение России, как и преображение мира, должно начаться с преображения самого себя. А преображение начинается со смиренного сознания своего недостоинства и с вопля перед Богом: "Господи, прости мне прошлое мое и укрепи меня, чтобы я в будущем не грешил! Будь со мной, как Ты был с отцами нашими праведными!"

Последние годы своей жизни отец Михаил прожил в Свято-Духовом скиту под Минском, в Белоруссии вместе с монахом Никоном (в миру - Леонидом Калугиным, бывшим директором завода холодильников "Минск", который подвергся политическим преследованиям за попытку выдвижения кандидатом в президенты РБ в 2001 году).

На прощание отец Михаил подарил мне свой молитвослов, составленный в ГУЛАГе. Вспоминая, как писался молитвослов, отец Михаил рассказывал: «У меня там ценное только одно: те молитвы, которые были продиктованы в тех условиях, в которых я находился. - Какие? Вот, скажем, я... в бессознательном состоянии, пораженный пеллагрой (а это такое заболевание, у которого обычен смертельный исход). Дистрофия - это всем понятно - истощение. Кожа шелушится, как рыбья чешуя. Это мы говорим, например, дерматит. Деменция - слабоумие - причем слабоумие такое, когда вы забываете все.

Тут можно говорить еще, что я, например, забыл то-то и то-то, - не это. Я забываю даже, как пишутся буквы, как пишутся цифры, как зовут мою маму, как зовут моих учителей или тех товарищей, с которыми дружил. Абсолютное отсутствие памяти! Я знал десяток псалмов наизусть, когда я попал в места не столь отдаленные, но в том состоянии я ничего не знал! Я никаких молитв не знал. У меня осталось только - по чувству - сознание потребности в молитве. И я говорил только: "Боже, будь со мной!" И вот эту молитву - "Боже, будь со мной!" я потом десятки лет, пока Господь не восстановил опять это все, пронес с собой..."

Главное место в молитвослове было отведено Покаянной молитве, вот ее слова, не утратившие своего спасительного значения и сегодня.

Господи, помилуй, прости и спаси нас!

Мы все повинны в том, что при господствовавшем в стране безбожии утратили ревность соблюдения евангельских Христовых заповедей и строгость нравственного поведения.

Мы не препятствовали осквернению святынь наших, разорению храмов и монастырей.

Мы боялись перед людьми явно, смело исповедовать даже свою веру в Господа нашего Иисуса Христа.

Мы трусливо молчали и не протестовали, слыша и зная о миллионах гонимых, заточенных в тюрьмы и лагеря, истязаемых голодом, холодом, тяжкими работами и расстреливаемых за правду жизни христианской.

Мы раболепно приветствовали, рукоплескали богохульникам, нечестивым властителям и убийцам.

Грехи наши и народа нашего свидетельствуют пред Богом против всех нас. «Горе нам, что мы согрешили!» (Плач 5:16).

Ныне у нас повсюду обман и нечестие, обида вдов и сирот, словоблудие и растление молодежи, пьянство и разврат, душегубительство нерожденных младенцев, убийства и явное, уже узаконенное, служение сатанизму.

Мы в ужасе оттого, что видим и слышим. «Ужас отовсюду!» (Иер. 49:29).

ГОСПОДИ! Вышли делателей Своих на жатву Твою в страну нашу, дабы они просветили народы России светом Евангелия Христова, укрепили их в вере, привели к покаянию и наставили на спасительный путь христианской жизни.

В руке Твоей, ГОСПОДИ, «власть над землею». Ты владычествуешь «над царством человеческим» и кому хочешь, даешь его. И, зная это, мы смиренно умоляем Тебя, ГОСПОДИ, воздвигни в правителя страны нашей «человека потребного», мужа по сердцу Своему, православного христианина, дабы он равно относился ко всем народам нашим, исполнял благую волю Твою, направлял народы России к вере, покаянию и спасительной жизни в Церкви Православной.

ГОСПОДИ! Зная, что за тяжкие грехи отцов наших и за нашу греховную жизнь гнев Твой обрушился на Россию и на народы, ее населяющие, мы, ныне, умоляем Тебя, ГОСПОДИ, возбуди в нас, народах России, сокрушение сердечное о грехах отступничества от евангельского учения Христова и побуди всех нас в нарочитом трехдневном посте к всенародному покаянию, дабы Ты, ГОСПОДИ, презревши на скорбь и сердечное раскаяние наше о содеянных нами и отцами нашими грехах, помиловал и простил всех нас.

ГОСПОДИ! Отврати гнев Твой, праведно движимый на нас и на страну нашу. Помилуй нас и направь нас на спасительный путь жизни по заповедям Твоим, по воле Твоей святой.

ГОСПОДИ! Прости грехи наши тяжкие, содеянные нами делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствами. Укрепи нас Своею святой благодатию, чтобы нам впредь жить по воле Твоей и не грешить, призывая Твое Всесвятое имя в помощь и спасение, все делая во славу Твою.

«Вот это и есть правда, - учил отец Михаил, - Царствие Божие. Туда мы не можем придти по иному билету, кроме любви. По праведной жизни. Покаяние и молитва. Покаянная молитва и молитва о том, чтобы Господь был с нами. Вот все, что требуется от нас и от каждого христианина!»

Этими замечательными словами можно было бы и завершить короткий рассказ о чудесной встрече со старцем Михаилом. Но это было бы полуправдой, поскольку наша последняя встреча с ним состоялась, как это ни удивительно, в день его преставления ко Господу. И хотя мы были в тысяче километрах друг от друга, он - в Белоруссии, а я - в Подмосковье, но для Духа нет границ и расстояний.

16 марта 2006 года мне привиделся очень необычный, яркий сон, в котором отец Михаил, такой радостный и светлый, как будто бы помолодевший, благословляет меня. Я стремлюсь приблизиться к нему, поцеловать благословляющую руку, но батюшка почему-то удаляется. Я делаю несколько шагов за ним и вдруг замечаю, как лицо батюшки застывает и преображается в изображение, написанное на иконе. Я отступаю назад и вижу огромную икону святых новомучеников и исповедников российских. Лик батюшки почти в самом центре, а точнее, слева внизу от центра иконы. Помню, я поразился огромному количеству святых, написанных на иконе, и никак не мог понять, почему батюшка, о судьбе которого я уже давно не имел вестей, явился мне подобным образом.

Лишь через неделю обстоятельства привели меня в Москву и я узнал, что батюшка явился мне в день своей смерти Я был потрясен и поспешил на Ваганьковском кладбище к месту упокоения отца Михаила Труханова. И с тех пор, его могилка стала для меня, как и для большого числа его духовных чад, местом, куда приходишь с болью и скорбями, а уходишь утешенным и духовно исцеленным.

Да простят меня книжники и наставники современного богословия, но для меня отец Михаил, независимо от официального канонического статуса, - святой угодник Божий, и при жизни, и после нее помогающий найти ищущим путь к Богу, путь к Истине и Покаянию. Вечная ему память!

Максим Лесков

Протоиерей Михаил (Труханов)

Протоиерей Михаил Васильевич Труханов родился 14 сентября 1916г. в селе Большая Тарасовка Клинцевского района ныне Саратовской области в семье священника Василия Труханова. Прадед о. Михаила строил храмы. Отец закончил Киевскую духовную семинарию и получил благословение на брак с Акилиной Ивановной Бондарчук, пробывшей восемь лет на послушании в монастыре. У них родилось двенадцать детей, но десять из них умерли в младенческом возрасте. Остались лишь двое – десятый Иоанн и одиннадцатый Михаил. На Самарщине начался голод и в 1923 г. семья переехала в Ташкентскую епархию. Школы там не было, и отец занимался сам с детьми арифметикой и грамматикой, добиваясь от них правильной каллиграфии.

В 1929г из Тамерлановки на Арале семье пришлось срочно уехать, по причине решения арестовать отца. Они прибыли в Туркестан, где испытали тяжелую нужду и голодали. В школу их не принимали, как детей лишенцев. Михаил поступил в школу только в 1929г, сразу в восьмой класс. Ему пришлось претерпеть не мало насмешек за свое происхождение, неказистый внешний вид и ветхую одежду. Но скоро, благодаря его большим способностям, одноклассники и учителя стали уважительно называть его профессором. А, о. Михаил всю свою жизнь с благодарностью вспоминал тех, кто оказал ему милость в то тяжелое время.

Закончив восьмилетку, Михаил в 14 лет уехал в Ташкент. Отец благословил его Святым Евангелием, сказав: «Читай, размышляй и исполняй, тогда Господь будет с тобою и тогда у тебя будет все, что Ему угодно», а мы – бедны, и кроме хлеба и трех рублей денег не можем ничего тебе дать. Окончив курсы чертежников-картографов, Михаил поступил на работу в трест геодезии, астрономии и картографии. Уже тогда ему пришлось вести суровый образ жизни, питался только один раз в день в столовой, принимая условия хозяйки, снимая жилье не пользоваться керосинкой. Он вспоминая говорил, что от юношеских соблазнов его ограждал страх грешить и быть наказанным за грех, а также неказистая внешность.

В 1937г. Михаил, по совету сослуживца, едет в Москву поступать в институт геодезии и картографии, экстерном сдав экзамены за десятилетку. По дороге он сделал остановку в Туркестане, и в последний раз встретился с отцом, который в тот же день уехал в Алма-Ату, а в ноябре вместе со всем духовенством собора был арестован, сослан на Колыму и там погиб.

Приехав в Москву, Михаил поразило большое количество храмов. Он любил посещать Воскресенский храм в Сокольниках и молился там о даровании ему мудрости, чтобы преуспевать в науках. Получив на первом экзамене двойку, он отправился в храм и с обетом стать изгнанником в Сибири молился – просил Господа, дозволить ему хоть три – четыре года здесь побыть, и заложить основы истины Его единой. Господь точно исполнил его просьбу и Михаил три года и семь месяцев жил в Москве, пока его не арестовали и отправили в ГУЛАГ на 5555 дней. Школой смирения, молитвы, терпения, страдания и опытного научения тому, чтобы всецело уповать на всегда благую волю Божию, называл о. Михаил время пребывания в лагере.

Михаил пошел к ректору, и тот, учитывая его стаж работы в тресте астрономии, геодезии и аэрофотосъемки, разрешил ему пересдачу экзамена по математике, заодно узнав, какой предмет он может еще завалить и, взяв с него слово, что ни с какими другими просьбами он не будет к нему обращаться. Став студентом, Михаил оказался одним из лучших студентов. Однажды ректор вызвал его и выписал ему дополнительное денежное пособие. Михаил регулярно по воскресеньям и праздничным дням посещал богослужения. Настоятель храма свт. Николая (в Кузнецах) о. Александр (Смирнов) проявил к нему особое внимание, после службы приглашал его на обед, и разрешал работать в его библиотеке. Это очень поддерживало бедного студента. Однажды он посетовал на то, что вряд ли сможет отблагодарить его. На это о. Александр ответил, что в свое время один купец помогал ему и заповедал потом сделать тоже кому-то из молодых.

25 февраля 1941г. в общежитии, где жил Михаил, был произведен обыск, найдено давнишнее прошение о благословении на монашеский постриг, и он был арестован. Ему было приписано обвинение по организации кружка по изучению Библии. В камере Бутырской тюрьмы он решил соблюдать предпасхальный пост, который приняли за политическую голодовку. Сокамерники считают недоразумением его арест, и верят в его скорое освобождение. В начале июня ему объявляют приговор – восемь лет исправительно-трудовых лагерей. Придя в камеру в радостном настроении, читая про себя слова псалма «Хвали душе моя Господа», он стал просить Господа удостоить его и в заключении проповедовать Евангелие Христово тем, кто его не слышал, и приводить к христианской жизни тех, кто доселе ею не живет.

В Унжлаге, за г. Горьким Михаил был зачислен в лесоповальную бригаду строгого режима. Изнемогая от непосильной работы он никогда не мог выполнить дневной нормы, не получал положенной нормы хлеба и сдавал физически. Вскоре он уже не мог выходить на работу из-за начавшейся болезни сердца, сопровождавшейся отечностью конечностей и водянкой, вскоре к этому добавилась пеллагра – тяжелое заболевание пищеварительной системы, от которого умирали многие заключенные в те годы.

Во время болезни произошла потеря памяти, он забыл почти все. Но сохранялась потребность молитвы. А поскольку все молитвы были забыты, то к Богу обращаться он стал своими словами. Силу молитвы Михаил знал с детства, когда смертельно больной отец попросил его девятилетнего встать перед образом Спасителя и попросить об исцелении отца, через день отец встал здоровым. Затем, в Туркестане, когда дома не осталось никакой еды, он по совету матери стал читать акафист святителю Николаю и неожиданно ему предложили хорошо оплачиваемую, посильную работу. И теперь, в лагере Михаила спасла молитва «Боже, будь со мной». Бог послал Михаилу и там людей, которые спасли ему жизнь. В 1946 г. его перебрасывают на Дальний Восток. В феврале 1949 г. он получает формальное освобождение из лагеря, но фактически оставлен в Ванино до особого распоряжения. В марте 1951 г. его этапируют в Красноярский край, где он исцеляет больную раком многодетную женщину.

И, новый арест, и осуждение на 10 лет. При пересылке, в дороге он рассказывал заключенным только что прочитанную им книгу о принципах действия атомной энергии, и ему вменили статью об организации террора на Красной площади. До марта 1956г. он пребывает в Омском лагере и здесь происходит чудесное событие. Его отец, когда Михаилу было семь лет, усиленно молился Господу, кому из детей быть доктором, а кому священником. Жребий выпал Михаилу быть доктором, что очень огорчило его, но отец все время твердил, что ему профессором назначено быть от Господа. И вот неожиданно для себя Михаил начинает работать врачом – кардиологом, рентгенологом, заведующим эпидемиологической лабораторией. Потом он удивлял своих коллег врачей знанием трудных вопросов медицины и невежеством в вопросах легких, сказывалось отсутствие систематических знаний.

Незадолго до ареста Михаила познакомили с прихожанкой Богоявленского собора Верой Александровной Леонидовой. Она была москвичка, работала чертежницей на номерном заводе. На первой же встрече Михаил неожиданно сказал, что его будущее в лагерях. Вера Александровна навещала Михаила в лагерях и ссылке, передавала ему Св. дары и поддерживала его все 15 лет его заключения. Она говорила, что все эти годы она знала только работу и храм. С номерного завода ее уволили за переписку с заключенным, и она работала на дому. После досрочного освобождения в марте 1956 г. и полной реабилитации он едет в Москву, где они регистрируют брак с Верой Александровной. Михаил восстанавливается в институте геодезии и картографии и закачивает его.

В 1958 г архиепископ Черниговский Андрей рукополагает его в сан священника. С октября 1963г о. Михаил, сдав экстерном экзамены за семинарию, в течение четырех лет (первый год – заочно) обучался в Московской Духовной Академии. Закончив ее блестяще в 1967г. он получил степень кандидата богословия. За это время он получил две награды: наперстный крест и протоиерейство.

Время священнического служения о. Михаила выпало на период гонений на Церковь в 60-е годы. За ревностное служение ему не давали подолгу служить на одном месте, но он не мог не говорить людям о Боге. Служил о. Михаил в различных храмах Московской епархии и приобрел много духовных чад. Последним местом его служения перед выходом за штат в 1979 г был храм свт. Николая в Пушкино.

В 90-е годы начинается открытое старческое окормление о. Михаилом верующих г. Москвы, да и всей России. Дома у о. Михаила собирались люди разных сословий, монашествующие и творческая интеллигенция, ученые и врачи. И никто не уходил от него не утешенным и не накормленным.

В 1993 – 2000г. были опубликованы богословские работы о. Михаила. В тот период они оказали существенное влияние на формирование глубокого православного мировоззрения многих людей, пришедших тогда в Церковь. Это такие работы как: «Об истоках христианской веры».М. 1993.; «Как спастись в современном мире. Апология христианского поста». М. 1993.; «Прикосновение любви» М.1994.; «Дивны дела Твои, Господи. Слово о Шестодневе. Евхаристия. О Промысле Божием». М. 1995 и др.

С начала 2000 г. о. Михаил начинает тяжело болеть, но продолжает принимать людей, молиться и помогать в самых затруднительных обстоятельствах, даже предпринимает дальние поездки к своим духовным чадам. Скончался о. Михаил 16 марта 2006г. в Белоруссии. Похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве. Матушка о. Михаила – Вера Александровна упокоилась 11января 2011г. на 98 году жизни. Ей еще пришлось потрудиться над изданием трудов о. Михаила и увековечиванием его памяти.

«Дивен Бог во святых Своих», можем мы сказать познакомившись с жизнеописанием о. Михаила. Вечная ему память!

По материалам книги «Михаил Труханов (протоиерей). Воспоминания: Первые сорок лет моей жизни», Минск. Лучи Софии, 2010.- 320с.

***
Близ железнодорожной платформы Перерва (Курское направление, тогда километров 15 от Москвы) находились шесть корпусов общежития студентов. В комнате одного из них вместе с аспирантом проживал и я.
25 февраля 1941 г., примерно в половине первого ночи нас разбудил стук в дверь. Поднявшись и открыв дверь, я увидел коменданта нашего общежития (степенного, весьма порядочного человека), который сразу же обратился ко мне: «Вот, к вам пришли». Вместе с ним в комнату вошли два молодых человека, оказавшихся (когда бросили пальто) военными. Старший достал из походной сумки и зачитал мне «ордер на обыск и арест».
Обыск длился до одиннадцати часов дня. Моя постель, мой портфель, тумбочка с книгами, конспек-тами, бумагами, письмами - все тщательно проверялось, прочитывались письма и конспекты. Найдено давнишнее мое прошение о благословении на монашеский постриг.
Когда формальности с обыском были закончены, собрали изъятое у меня и положили в большую сумку.
Из корпуса меня вывели к легковой машине и привезли в Москву, на Лубянку, в тюрьму. Шмон , купание под душем. Около часу сидел в боксе. Затем вывели во двор, посадили в воронок и привезли в Бутырскую тюрьму.
Опять шмон, мытье под душем. Сиденье в боксе более часа. Затем выход во двор, посадка в воронок и поездка на Лубянку…
Здесь вновь шмон, купанье под душем. Поднимают на лифте, заводят в пустую камеру. Часа через три вновь выводят во двор и везут в Бутырку. Челночные мои поездки на воронках (из Лубянки в Бутырку, из Бутырки на Лубянку, из Лубянки в Бутырку) говорят о том, что кегебисты не сразу определили, где держать меня подследственным, где именно проводить следствие.
Еще раз шмон, опять мытье под душем, сиденье около двух часов в боксе. Наконец, третий этаж западной башни, камера 212, которая становится местом моего обитания на последующие четыре месяца.
Меня арестовали «за организацию кружка по изучению Библии».
После напряженных занятий и суеты зимней сессии - вдруг полный штиль: тишина одиночки, нару-шаемая лишь регулярными поверками, оправками, кормлениями, прогулками (20 мин), шмонами, ежедекадно душем и преимущественно ночными вызовами к следователю…
Оторванному от повседневной сутолоки института и общежития, мне поневоле предоставилась возможность наедине подумать о происшедшем… За Библию, по закону, не должны брать в тюрьму; однако я, вопреки закону, все-таки сижу в ней; и неизвестно, сколько еще предстоит просидеть здесь. Но раз меня посадили за слово Божие, значит, тут действует, бесовщина, а метод борьбы с нею нам указан Христом: молитва и пост… В этой камере теперь начинается для меня иная, новая жизнь. Так и начну ее вооруженным молитвою и постом. Сейчас все христиане постятся; я же хоть в последние три дня перед Пасхою к ним присоединюсь: ни хлеба, ни воды!
В Великий Четверток 17 марта 1941 года я отказался от пайки хлеба, сахара (кажется, два кусочка) и баланды. Последовал вопрос надзирателя сквозь открывшуюся в двери кормушку : «Почему отказываетесь принимать пищу?».
Мой ответ: «Сейчас идет Великий пост в Церкви, а я - христианин, и потому до воскресенья - до праздника Пасхи - ничего есть не буду».
С тем же вопросом обращались ко мне еще человек пять. Выслушивали мой ответ и уходили. Один вопрошавший (видно, из начальствующих), услышав ответ, сказал: «Не будешь принимать пищу, станем кормить через кишку».
Около полудня двое конвойных повели меня к заместителю начальника тюрьмы по режиму; ввели в его кабинет и удалились.
За столом в кресле сидел военный лет сорока пяти, кажется, с тремя шпалами на гимнастерке и орденом на груди. Посматривая на бумажку, что лежала на столе, начальник задал мне обычные анкетные вопросы; потом встал из-за стола и принялся внимательно рассматривать меня, стоявшего с руками за спиною метрах в трех от него.
- Ты что - решил объявить политическую голодовку?
- Нет, как православный христианин я просто должен строго соблюдать пост в последние три дня перед Пасхой.
- Ты начинаешь политическую голодовку и голову мне не морочь со своим постом.
- Я вам уже ответил, что держу пост как верующий в Бога; никакой политической голодовки не объявлял и не собираюсь объявлять.
- Тебе сколько лет-то?
- Двадцать четыре.
- И ты, говоришь, верующий?
- Да, я - верующий; я - христианин.
- Ужели вправду ты веруешь в Бога?
- Да, конечно, верую в Бога (перекрестившись, я опять руки отвел за спину).
- И молишься Богу?
- Да, я молюсь Богу.
- Ха-ха-ха! Дико как-то! (Минутное молчание).
- Вот что: сегодня же принимай пищу, потому что твоя пасха прошла.
- Нет, не прошла!
- Откуда ты знаешь - «не прошла»? Вот, я тебе говорю - прошла уже пасха.
- Нет, не прошла! Мне известны остаточные формулы Гаусса , по которым я могу, если нужно, вычислить даты Пасхи хоть на сто лет вперед.
Снова молчание. Потом начальник задумчиво говорит, смотря на меня в упор:

Значит, используешь астрономию для расчета Пасхи… Здорово! В 24 года веровать в Бога и строго соблюдать посты… Дикость какая-то! И это - в наше-то время?! Ведь мы от социализма к коммунизму идем!
Молчание.
- Смотрю я на тебя - вроде живой ты; а на самом деле ты - ископаемая живность, этак XV века… Ты - просто фанатик! Фанатик!!! Ха-ха-ха! Ты - фанатик! Впервые вижу такую живность: фанатик!
Начальник отвернулся от меня, сел в кресло. Молчание длилось минуты три-четыре.
- Ну, а на пасху твою станешь ты есть?
- Конечно! Ведь Пасха - величайший христианский праздник!
Начальник помолчал, потом решительно: «Ну, смотри, сам проверю. Если ты обманываешь - не-сдобровать тебе. Иди! Фанатик!». Тут начальник, по-видимому, нажал на какие-то кнопки у края стола, так как сразу же появились в кабинете мои конвоиры, которым он приказал увести меня в камеру.
Прошли последние три дня поста. Наступило воскресенье - Пасха! Разумеется, я стал есть все, что мне давали. И на меня - ядущего, десятки разных лиц заглядывали в волчок и через кормушку. Слышно было, как заглядывавшие за дверью говорили шепотом между собою: «ест, как обыкновенно».
Заметим, что с этикеткой «фанатик» (по-видимому, записанной в моем деле начальством Бутырской тюрьмы) я, слава Богу, прошел по всем тюрьмам и лагерям до самого дня получения полной реабилитации - 11 мая 1956 г. (освобожден 14 мая 1956 г. из лагеря близ Омска; прибыл в Москву 18 мая 1956 г.)

***
Уже пятый месяц сижу в камере 212. Следствие закончено. Последний месяц меня никуда не вызывают. В камере со мною еще двое: писатель Слепнев Николай Николаевич (друг Кольцова, редактора «Огонька») и редактор газеты по нефтяной промышленности в Татарии (средних лет татарин). Мои сокамерники - коммунисты; они постоянно снисходительно подсмеиваются над моей верою в Бога, а особенно над предпасхальным постом. Мой арест и следствие за организацию общества по изучению Библии коммунисты считали, с моей стороны, ребяческой глупостью, а со стороны властей - простым недоразумением. И потому уверенно твердили о моем скором освобождении из тюрьмы.
В начале июня 1941 г. меня вызвали из камеры «с вещами». Услышав это, все решили: раз «с вещами», значит, на свободу. Слепнев Н.Н. шепчет мне свой московский адрес с тем, чтобы я зашел к его жене и рассказал о нем. Мы прощаемся; на душе у меня радостно. Раза три я прочитываю «Хвали, душе моя, Господа» (Пс. 145 на слав, языке).
Спускаюсь по винтовой лестнице в башне, предшествуемый и сопровождаемый надзирателями; затем ведут меня по тюремному двору. Мне просто весело: солнце, тихо, во дворе деревья, все в зелени…

Михаил Труханов, 1946 г., Унжлаг
Привели меня в комнату, в глубине которой за столом сидел какой-то военный. Мне сказано сесть у маленького столика, что стоял у самой двери. Военный спросил мою фамилию, имя, отчество, год рождения и из пачки бумажек, лежавших у него на столе (формата почтовой открытки), извлек одну, с которой и подошел ко мне. Положил бумажку на столик и сказал: «Читайте, и внизу распишитесь».
Читаю. «Определение Особого совещания НКВД. За антисоветскую агитацию… восемь лет исправительно-трудовых лагерей».
Внизу штампованная подпись: «Лавр. Берия». Мне указано расписаться где-то ниже подписи Берии.
Военный спросил меня: «Ясно?». «Да, ясно», - ответил я.
Тут же надзиратели меня увели и подвели к двери в новую камеру.
С радостью, широко улыбаясь, я переступил порог камеры, в которой находилось около сотни человек. Все бывшие в ней с любопытством сгрудились вокруг меня. Видя меня, улыбающегося, несколько голосов одновременно спросили: «Что? На свободу?». На что я, продолжая улыбаться, ответил: «Нет. Дали 8 лет».
В наступившем молчании кто-то внятно сказал: «Оставьте его, он рехнулся».
Все, доселе обступавшие меня, как-то отстранились, и я под молчаливые взгляды прошел камеру до конца, остановился у зарешеченного окна, сквозь которое виделось совсем близко стоявшее дерево с ярко-зеленой кроной. На душе у меня весело: почти беспрерывно читаю: «Хвали, душе моя, Господа».
Между тем, в камеру каждые десяток минут входили новые и новые люди, получившие свои сроки…
Ограничение деятельности человека, лишение его свободы - всегда бедствие для человека. Свобода лучше неволи. Тягостно переживать неволю. «Если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» (1 Кор 7.21). Однако дух человеческий, хотя и в теле, но он не вяжется в кандалы, не сажается за решетку. И потому духом мы бываем свободны даже тогда, когда телом нас заключают, запирают в тюрьму.
Человек и в тюрьме бывает свободен духом своим, свободен внутренне - именно как личность - когда он исполняет заповеди Божии, когда живет праведно. Тогда как делающий грех, во грехах живущий, оказывается внутренне личностью, порабощенной греху, хотя он внешне (телом) живет на свободе.
Характер, склонности сердца человека, воля самой личности могут направляться как к добру, так и ко злу, как к жизни праведной, так и к жизни порочной (греховной); и соответственно делать человека свободным от жизни греховной или невольником грехов - рабом греха.
Размышляя так, я вспомнил слова одного богослова, года два назад (1939 г.) мною прочитанные: «Если бы я с помощью Божией мог обратить хотя бы одного человека к простой, чистосердечной вере во Христа Бога, Спасителя нашего, то я знал бы, что не напрасно жил на земле».
Стоя в камере у зарешеченного окна, я стал молиться Богу, стал просить, чтобы Господь удостоил меня и в заключении проповедовать Евангелие Христово тем, кто его не слышал, и приводить к христианской жизни тех, кто доселе ею не живет.
Ко мне подошло несколько человек (50-60-летнего возраста), решивших, по-видимому, из любопытства поговорить со мною. Один из них меня спросил: «Отчего у тебя, хлопец, такое хорошее настроение? Или, в самом деле, ты от отчаяния, получив 8 лет, с ума спятил?».
«Безнадежности, уныния во мне нет и быть не может, - отвечаю.- Конечно, на свободе лучше, чем в тюрьме. И, получив 8 лет, я должен быть готов к худшей жизни в заключении, нежели на свободе. Но что понимать под свободою? Вот, например, вы курите, а я нет. Значит, я свободен от дурной привычки, от табака, а вы - его рабы. Свобода всегда в воле человека: можно и за решеткой быть свободным, и на курорте не иметь свободы от дурных склонностей, худых привычек - словом, от страстей, от грехов. Ведь еще Христос сказал: «Всякий, делающий грех, есть раб греха». Настоящая свобода личности достигается пребыванием человека в любви, жизнью по-Божьи, жизнью праведной, которая только и делает человека личностью богоподобной и свободной, хотя бы телесно такой человек и находился в тюрьме».
Слыша начавшийся разговор, многие потянулись к нам послушать… И тот же пожилой человек заговорил со мною снова: «Ты, кажется, хочешь заверить нас, что свобода и в тюрьме есть. Мы и сами знаем эту свободу: свободу с подъемом вставать и с отбоем ложиться. В тюрьме никакой свободы быть не может, на то она и тюрьма. Я вижу, ты, молодой человек, еще совсем глупыш; у тебя чисто холуйская психология раба, покорного своим господам; ты даже в тюрьме находишь свободу и доволен ею. Прямо по Некрасову: «Чем тяжелей наказанья, тем им милей господа». А я, вот, хоть и в тюрьму попал, сражаясъ за свободу, но не сдаюсь и не сдамся. Я же коммунист! И добьюсь освобожденья своего собственной рукой».
Тут некто ехидно вставил: «Вот ты, коммунист, уже добился от своих же товарищей по партии освобождения из одной камеры в другую. Уж помолчал бы, борец за свободу!».
Далее в камере началось невообразимое: от нас все отступили, люди задвигались, стали сбиваться в кучки, и, кажется, сразу все заспорили, загалдели.
Около меня остались лишь двое, как выяснилось, верующих христиан православных.
Наступило время обеда. Надзиратели открыли дверь в камеру, и появилась деревянная бадья с ба-ландой . Загромыхали алюминиевые миски и ложки; рассаживались на скамейках обедающие, а кому не досталось места за столом, тот отходил в сторону с миской и, стоя, съедал свою порцию.
Для лучшего понимания тогдашнего моего христианского сознания придется кое-что вспомнить из предыстории, его сформировавшей.
Обучаясь в Москве на первом курсе геодезического факультета, я из письма матери узнал, что владыка и настоятель собора, а также мой отец 11 ноября 1937 г. арестованы в Алма-Ате. Примерно неделей раньше я получил от отца последнее письмо, в котором он писал мне: «Знай, Мишенька, где бы ты ни находился и что бы ты ни делал, я повседневно о тебе молюсь Богу и семь раз на день тебя благословляю, чтобы благо тебе было всегда, и чтобы Господь был с тобою».
Все последующие годы я регулярно по субботам (вечерами) и во все воскресные и праздничные дни бывал, исповедовался и причащался в разных московских храмах. (Благодаря умилительному пению слепых певцов в Воскресенском храме в Сокольниках я заучил по слуху на память псалом 145 «Хвали, душе моя, Господа». Желание знать Библию побудило меня поступить еще и в Библиотечно-архивный институт, где изучение Библии предусмотрено было программой. Библию на славянском языке мне подарил о. Сергий в Сокольниках.)
По окончании второго курса института (июль 1939 г.) решил принять монашество. И потому начал постоянно творить молитву: «Боже, будь со мною!». На полевых студенческих работах для напоминания о молитве в левом кармане пиджака всегда держал четки собственного изготовления.
Господь так хорошо расположил ко мне сердца лиц, с которыми я соприкасался в институте, что и сейчас, более пятидесяти лет спустя, сознаю себя недостойным этого отношения.
Декан всегда был ко мне внимателен и благожелателен. Ректор, помимо стипендии, ежегодно вы-писывал мне дополнительное «пособие». Профком в зимние каникулы выдавал недельную путевку в подмосковный дом отдыха. Моя «физиономия» регулярно появлялась (к «маю» и «октябрю») на Доске почета. (При аресте с доски «Лучшие люди института» бритвой вырезали мой портрет; вырезали прямо с красной тканью, на которую он был наклеен, и приобщили к следственному делу, потому-то и знаю, что видел при допросах во время следствия).

***
Из Бутырской тюрьмы в ночь на 26 июня 1941 г. нас вывезли этапом - 1310 человек и привезли в красных товарных вагонах на станцию Сухобезводное (примерно в ста километрах к северу от тогдашнего города Горького). На пересыльном лагерном пункте № 4 нас распределили по всем лагпунктам Унжлага. На 123-м лагпункте поначалу меня зачислили в лесоповальную бригаду строгого режима - интернациональную по составу. В «режимку» собрали «особо опасных» «контриков»: два испанца, один немец, два англичанина, три латыша, один еврей, несколько эстонцев и трое нас, русских.
Ходим в лес, пилим сосны, ели, березы. Раскоряживаем на строевой, шпальник, понтонник, ружболванку; непригодный лес идет на дрова, а из тонкомерных деревьев пилим рудстойку. Тяжело, голодно, холодно… Дневная норма - четыре с половиною фест-метра. (В лесной промышленности различают кубометры складочной древесины, например, дрова и кубометры дре-весины плотной, которыми учитывается деловая древесина без промежутков - фест-метры).
А так как в бригадирах и учетчиках всегда блатняки , то «контра» ущемляется в оценке исполненной работы; «контра» по большей части получает пайку хлеба 450-500 граммов, а блатняки - 700 и даже более.
«Контру» обычно презирают и ненавидят чекисты, охрана и даже те из заключенных (бытовики), которые хотят выглядеть перед властями вполне благонадежными гражданами и потому на людях клеймят «контру» «врагами народа».
Работая на лесоповале, никогда я не мог выполнить дневную норму выработки и с каждым днем все более и более изнемогал от непосильной работы, сдавал физически. Старался постоянно молиться - «Боже, будь со мною!»…

***
Расскажу о трагической судьбе молодого (лет двадцати) немца, работавшего со мною в режимной бригаде… Худой, высоченного роста, он наивно верил в коммунистические идеалы и, не желая выносить далее фашистский режим в Германии, год назад перешел границу в коммунистическое отечество. Здесь его сразу же приняли… в Бутырку. Получив по Особому совещанию пять лет, он прибыл в лагерь, на лесоповал.
Всякий раз на разводе - при выводе бригад заключенных к месту работ, когда происходит передача их конвою, - начальник охраны лагеря с присущим ему словоблудием твердил старшему конвоиру, чтобы он «этого фашиста» в зону обратно не приводил. Такой наказ слышался изо дня в день. Надо сказать, что немец никогда не давал повода для придирок ни бригадиру, ни конвойным. В строю становился всегда в середине колонны, на работе был прилежным, дисциплинированным и вежливым в обращении буквально со всеми.
Как-то нас вывели на шпалорезку - в помощь постоянно работающей там бригаде. К полудню сюда пожаловал на гарцующей лошади начальник охраны лагеря. Подошел к нашим конвоирам, потом подошел к нам, работающим; по обыкновению ругал нас, но, к нашему удивлению, совсем незлобно.
Затем подошел к немцу и, знаком (из-за шума работающей пилы) отозвав его в сторону, подвел к самому колышку, метрах в десяти от нас. Колышком, вбитым в землю, замаркирована была граница, за которую заключенным выходить нельзя. Начальник стал буквально толкать немца за пределы, отмеченные колышком. Немец с акцентом, но по-русски кричал: «Туда незя! Туда незя!»… Тогда начальник так сильно толкнул немца, что тот растянулся на земле, почти зацепив ногами колышек. Зная, что оказался вне безопасной для зеков зоны, он сразу же стал подыматься на колени…
В это время слышится крик начальника: «Что, фашист, бежать собрался?». И тут же раздается выстрел из нагана. Немец свалился на правый бок со стоном.
Машинист остановил работу пилы. Вся бригада напряженно смотрела на происходившее рядом.
Начальник охраны продолжал сквернословить по адресу пристреленного «при попытке побега». К нему подошел наш конвойный. Из полевой сумки начальник достал рулетку и стал измерять расстояние «побега» от линии оцепления до головы «беглеца». Здесь же, прямо на корточках стали что-то записывать под стоны «беглеца»: «О, о, о…»
Тишина. Пила не работала, заключенные безмолвствовали. Начальник спохватился: тишина в бригаде, и все смотрят в его сторону. Разразившись потоком словоблудия теперь уже по нашему адресу, он пригрозил, что не потерпит экономического саботажа в военное время… Пилу включили и работяги разошлись по местам работы.
Призвав бригадиров (шпалорезки и режимной), начальник охраны приказал им перенести окровавленного и стонавшего «беглеца» на стоявшую метрах в тридцати телегу для отправки его в хирургическую больницу лагеря (в 14 км от 123-го лагпункта). По дороге туда, как стало потом нам известно, немец скончался.

***
Работающие в нашей бригаде англичане были военными летчиками, некогда расквартированными в Прибалтике. Когда наши войска вошли в Прибалтику, летчиков препроводили в Бутырку, а теперь доставили в 123-й лагпункт.
С одним из них - Франком Бекстером (примерно тридцатилетнего возраста) я сблизился во время начавшейся у нас обоих болезни - декомпенсации сердца, сопровождавшейся отечностью конечностей и водянкой живота. Помещались мы в одной палатке. В санчасти нас уже освобождали от выхода на работу за зону, и потому мы почти все время лежали в палатке. Лингвистические данные были у нас примерно одинаковые: Франк научился в Бутырке кое-как понимать и говорить по-русски, а я что-то помнил из курса английского языка, усвоенного в институте. Каждый из нас при разговоре восполнял свой личный недостаток нужных слов обильной жестикуляцией, доводя собеседника если уж не до понимания такой «речи», то, по крайней мере, до догадки о смысле ее.
Наша «беседа» тематически касалась сиюминутной тяжести лагерной жизни: преодоления чувства голода, восстановления утраченного здоровья и прекращения нашего заточения.
Нам всегда хотелось есть. Истощенному человеку мало было съесть 400 грамм хлеба. Трудно стало вставать с постели, еще труднее - ходить.
Франк и я принялись усердно молиться Богу известной молитвой Господней «Отче наш», в которой есть такие слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Он меня учил произносить молитву по-английски, а и старался, чтобы Франк знал, как она читается по-русски.
Здесь следует упомянуть, что с первых же дней пребывания на 123-м Лагпункте я познакомился с приходящей в столовую дневальной женского барака, пятидесятилетней монахиней Александрой Петровной Садчиковой. В последующее время при встречах мы здоровались как старые знакомые. Последние две-три недели я почти совсем не выходил из палатки и, разумеется, с матушкой не встречался.
Однажды мы переживали состояние недоедания и голода особенно тяжело. Франк говорит мне: «Надо так с верою читать «Our Father», чтобы Господь услышал нас, голодных, и сразу же дал нам хлеб».
Три раза произносил Франк «Our Father», и я трижды вторил ему. Затем я по-русски трижды читал «Отче наш», и он мне вторил. Читали с верою, сознательно, просительно, ибо убеждены были в том, что любящий всех Господь и слышит и видит нас, к Нему молящихся.
Слышим, со скрипом открывается дверь палатки. Чей-то женский голос робко спрашивает дневального (старика с протезом вместо левой ноги): «У вас здесь живет (называется моя фамилия)?». Дневальный отвечает: «Да. Вот там, в углу лежит». Женщина ушла из палатки раньше, чем я повернулся посмотреть на нее.
Заслышав свою фамилию, я тревожно недоумевал: кому и зачем я мог понадобиться? Может, от лагерного начальства прислали справиться обо мне, готовя на отправку в этап…
Еще раза по два Франк и я прочли молитву Господню. Минут через десять опять раздается скрип открывающейся двери, и женщина, оказавшаяся известной мне монахиней, проходит мимо рядов вагонок прямо в угол, где мы лежим.
«Мир вам, Михаил Васильевич! Давно вас не видела; узнала, что вы болеете. Вот и пришла навестить вас; возьмите это (она развернула платок и передала мне две пайки хлеба по двести грамм), ешьте на здоровье. Небось, ведь есть-то хочется. Будьте здоровы, оставайтесь с Богом».
И, скомкав платок, она повернулась и зашагала к выходу. Уже вдогонку ей я нашелся проговорить: «Спаси вас, Господи, Александра Петровна! Благодарю вас».
Не договариваясь, Франк и я прочли с благодарностью к Богу «Our Father» и со слезами на глазах принялись есть «хлеб наш насущный».
Вскоре Франка Бекстера из лагеря освободили ; уходя, он мне оставил свой прекрасный спальный мешок (теплый и легкий), служивший мне до осени 1944 г.
В декабре 1941 г. мне на амбулаторном приеме впервые в карточке поставили диагноз: «дистрофия, авитаминоз (пеллагра)»; но освобождение от выхода на работу я получал по недостаточности сердечной деятельности (писали в карточке: «сильная отечность ног»).
В середине января 1942 г. на амбулаторном приеме в санчасти присутствовал сам начальник лагеря, приказавший врачу, чтобы таких, как я (а таковых оказалось человек восемьдесят), больше не освобождали от работы: «Залежались на нарах, доходяги. Пусть прогуляются на лесосеку, на лесобиржу: будут хоть снег разгребать или бревна шкурить».
Утром, однако, бригадир на разводе, по согласованию с конвоем, все-таки отказался брать меня на работу: «Тащить на себе доходягу не будем». И тогда же, прямо с вахты, меня отвели в карцер (в ШИЗО) «отдыхать» на двухстах граммах хлеба в сутки.

Шмон - обыск (тюремный жаргон).
Воронок - черная машина для перевозки арестантов.
Кормушка - небольшое окно в дверях камеры для подачи пищи, закрываемое снаружи дверцей с запором.
Для определения даты Пасхи по юлианскому календарю К.Ф. Гаусс (1777-1855 гг.) предложил так называемые «остаточные формулы».
Волчок - глазок в дверях камеры для подсматривания за заключенными.
Баланда - суп низкого качества.
Блатняки - уголовные преступники (в отличие от политических - контры).
Вагонка - нары.
Видимо, по требованию английского правительства, когда Англия стала нашей союзницей в войне с Германией.
ШИЗО - штрафной изолятор (карцер).

Многие христиане нарушают посты, предписываемые церковным уставом. Основная причина нарушения поста - независимо от мотивов, выявляемых в свое оправдание нарушителями, - маловерие во Христа Спасителя и Бога нашего.

1. "Я потому не пощусь, что без молока мне нельзя: у меня - гипертония". Такой человек не в воли Божией видит благополучие и течение своей жизни, а... в стакане молока! Вера в то, что молоко поддерживает и обеспечивает его здоровье и жизнь, оттесняет и погашает в нем веру во Христа Спасителя. Вот и меняет такой человек веру в Бога, буквально, на стакан молока.

Молоко, несомненно, хороший продукт питания, но оно отнюдь не является незаменимым для человека, вышедшего из младенческого возраста. Некоторые ученые вообще ставят под сомнение полезность потребления молока взрослыми (по - видимому, на том основании, что из всех живых существ лишь человек потребляет молоко после того, как отлучен от груди). "Постись да молись, так и болезней знать не будешь".

2. "Я на тяжелой работе и поэтому поста держать не могу. Пробовал - ничего не получается: тяжело!" Диетологи убеждают нас, что овсянка, перловка, рис и горох по калорийности превосходят говядину и при употреблении не вызывают в организме многих вредных последствий, присущих жирным мясным и маслянистым продуктам питания. Растительное масло вместе с крупяными блюдами, картофелем и другими овощами - вполне достаточны для лиц, занятых на самых тяжелых работах.

3. "Я работаю на конвейере. Во время перерыва все работающие, как правило, тут же, у поточной линии, принимаются за еду, принисенную из дома. Мне было бы стыдно, если бы сотрудники узнали, что я соблюдаю пост. И потому, я ем все. Сначала мучила совесть, а теперь уже ничего. Что делать?" Владыка Макарий (Невский, архиепископ Томский, впоследствии митрополит Московский) писал еще более полвека назад: "О постах и говорить нечего: ныне стыдится не тот, кто нарушает посты, а тот кто соблюдает их". Пусть, однако, и он послушает, что говорит Священное Писание.

"Не всякую стыдливость хорошо соблюдать и не все время одобряется по истене... Есть стыд, ведущий ко греху... Из лицеприятия не греши: не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и Завета... и не стыдись хвалить" Бога (Сир. 41, 20; 4, 25; 42, 1 - 2; 51, 37). "Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но просавляй Бога за такую участь" (Пет. 4, 15 - 16). "Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу - и был постыжен?" (Сир. 2, 10). "Боже мой! На Тебя уповаю, да не постыжусь вовек" (Пс. 24, 2).

4. "Я живу с молодыми. Они - неверующие и постов, конечно, не признают. Раньше, когда я постилась, они ворчали на меня. Теперь - ради мира в семье - не пощусь. Знаю, что грешу, но ничего поделать не могу..." Спрашивется: почему мне должно непременно подстраиваться под всегдашнее всеядение неверующих, если я верующий и, желая соблюдать посты, могу довольствоваться постной пищей?! По собственному убеждению мы избираем линию своего поведения в жизни (в том числе, разумеется, характер и меру питания), и никто не властен принуждать нас к тому, что противно нашей совести. Само "подстраивание" верующего под питание неверующих есть свидетельство того, что у самого подстраивающегося нет собственного убеждения в необходимости соблюдения поста (а это - следствие маловерия в Бога!) и потому он так легкомысленно им пренебрегает.

5. Чревоугодники (и сектанты всех толков), обыкновенно, в оправдание своего отказа от поста ссылаются на слова Христовы (сказанные в ответ фарисеям, обвинявшим Его учеников в том, что они "не умывают рук своих, когда едят хлеб"): "Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека" (Мф. 15, 2, 11). Чревоугодие в этих словах старается найти предлог к уничтожению постов: "все можно есть во всякое время, только бы душа была чиста!". Да, пища сама по себе, будучи внешней для человека, не может приносить ему при потреблении внутренней, нравственной нечистоты. Но это совсем не значит, что человеку дозволяется вкушение всякого рода пищи и во всякое время. Ведь Сам Господь узаконивает посты в Евангелии: "Когда поститесь, не будьте унылы... Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6, 16, 17 - 18).

Ап. Павел пишет: "Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением; и потому что освящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим. 4, 4 - 5). И потому, конечно, не скоромная пища сама по себе оскверняет нарушителя поста, а исходящее при ее вкушении от грешного сердца желание невоздержано раскармливать плоть и потакать ее вожделениям вопреки правилам о посте, имеющимся в Церкви, глава которой Христос. Пост - подвиг, вполне разумный и необходимый каждому человеку, желающему жить именно по - человечески; то есть направлять себя на путь гармонического (под главенством духовного начала!) возрастания "мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4, 13). "Пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять", - говорил епископ Феофан Затворник. "Великий пост всем прижмет хвост".

6. Соблазняют многих на несоблюдение поста, к сожалению, и дурные примеры самих священнослужителей, явно его нарушающих. - "Горе тому человеку, через которого соблазн приходит"(Мф. 18, 7).

"Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных... И потому, - говорит ап. Павел, - если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего" (1 Кор. 8, 8 - 9, 13).

"Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Рим. 14, 21). "Итак, едите ли вы, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию" (1 Кор. 10, 31).

7. А как быть с постом православному христианину, которому приходится контактировать с инославными христианами, иноверцами, язычниками и вовсе неверующими?

Представьте, меня, христианина, приглашает по какому - то поводу Успенским постом к себе узбек (мусульманин) и угощает меня пловом (рисовой кашей с бараниной). Хозяин, разумеется, и не знает и не подозревает того, что христиане в эти дни мясного и рыбного не едят... - Думается, по человеколюбию, мне должно есть плов, дабы не огорчить хозяина. Сказано: "Ешь, как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся, чтобы не возненавидели тебя" (Сир. 31, 18). "Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести" (1 Кор. 10, 27).

Иное дело, когда меня, православного христианина, приглашает к себе тоже православный христианин, и он, при наличии пищи постной, станет предлагать мне есть скоромное в день постный... - Здесь - то, именно по братолюбию к хозяину, я и не должен вкушать недозволенного. Нам обоим надлежало бы разделять ту трапезу, которая в тот день благословляется по уставу нашей Православной Церкви.

Инославных христиан (католиков, англикан, лютеран) православному человеку надлежит потчевать желаемыми ими соответствующими их вероучению яствами, отнюдь самому не нарушая (по мотивам человеколюбия и братолюбия) своего устава о постах Православной Церкви.

Поэтому, думается, нам, православным, надлежит принимать и подчевать иноверцев, но мы не имеем права - из лицеприятия к ним - продавать свое православное первородство за вкушение с ними чечевичной похлебки, приготовленной по их нраву. Ведь это означало бы, что мы, пренебрегая своим уставом, начинаем вроде бы подстраиваться к чужестранцам и жить по чуждому для нас уставу. И это означало бы, что посетивших нас иноверцев мы слушаемся более, нежели сказанного святыми отцами и узаконенного канонами соборных решений нашей Церкви.

Кто приходит к вам и не приносит сего - Христова - "учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2 Ин. 10 - 11).

Протоиерей Михаил Труханов
Почему мы нарушаем посты