Оба родителя будущей звезды работали в Харьковской филармонии. Девочка воспитывалась в творческой среде, рано начала петь. Когда отец, наплевав на свой непризывной возраст и инвалидность, отправился на войну добровольцем, Люся осталась в оккупированном Харькове вдвоем с мамой. Чтобы хоть как-то получать пропитание, девочка стала петь на рынке. Больше всего денег и продовольствия можно было выручить от захватчиков, поэтому маленькая Люся выучила немецкие оперетты и частично — репертуар Марики Рёкк.

После освобождения родного города, Люся пойдет в среднюю школу, а также в музыкальную. По окончании их у нее не останется сомнений: нужно поступать в театральный.

Свадьба, покрытая мраком

Во ВГИК Гурченко поступит с первого раза. За два года до окончания вуза начнет сниматься в кино. Но первую удочку в профессию она запустит еще раньше — в 18 лет. Именно тогда юную красавицу с острыми чертами и осиной талией заприметит уже известный режиссер Василий Ордынский .

Ордынский с первого взгляда по‑мальчишески потерял голову от Люси. А та поняла: он может стать ее персональным режиссером, и после непродолжительной дружбы согласилась выйти за него замуж. Что удивительно, об этом браке не знал никто ни из ее, ни из его окружения.

Ордынский пытался оправдать надежды молодой актрисы и позвал ее на пробы в свой новый фильм, но комиссия красотку зарубила, а муж не смог противостоять. Тогда Людмила была жестоко разочарована и решительно подала на развод, прожив с режиссером чуть больше года. Поговаривают, что отпускал он ее стиснув зубы, любил всю жизнь и молчаливо покровительствовал ее актерской карьере.

Полюбить красивого


Разочаровавшись в браке ради карьеры, гордая Люся поставила крест на таких отношениях, и отпустила свое сердце на волю. Там его и проткнула стрела Амура. Как-то в столовой будущая звезды встретилась со студентом сценарного факультета Борей Андроникашвили . Статный чернокудрый молодой мужчина бросил на нее такой взгляд, что у девушки поднос выпал из рук.

Гурченко рухнула в этот роман, как в бездну. Новые отношения, новая свадьба, зависть всех девочек курса: такого красавца охмурила! В семье все было великолепно: красивая пара везде показывалась вместе. Гурченко боготворила прекрасного мужчину и благодарила Бога за то, что судьба свела ее с ней. Высокая любовь увенчалась рождением дочки Машеньки. И это было… первым разочарованием Людмилы Марковны. Она всю жизнь обожала папу и ждала мальчика — чтобы назвать его Марком.

Занятая ребенком Люся не сразу заметила, что муж постоянно пропадает совсем не на занятиях и работе. Он слишком любит тусовки, выпивку и друзей. А «настоящие подруги» стали доносить молодой маме, что муж еще и заводит бесконечные романы на стороне.

Опускаться до сцен ревности и выяснений отношений она не стала. Забраковала этого нарцисса, как очередное свое разочарование, поставила крест на жертвенной любви и пообещала себе: больше никаких детей.

Прочерк в жизни


Спустя два года после развода, в богемном ресторане ВТО, Людмила встречает очаровательного молодого мажорного Сашу Фадеева-младшего , приемного сына знаменитого писателя. Знакомство у них было коротким, но красивые ухаживания нового человека и Люсина усталость от одиночества сократили путь молодых до ЗАГСа. Они расписались, едва познакомившись.

Этот брак долго не прожил. Ресторанчик ВТО, в котором Фадеев проводил больше времени, чем в семье, стал бездной между влюбленными. Сама кинозвезда считала этот брак прочерком в своей романтической биографии, уверяя, что это была ее ошибка, и они с Сашей друг другу ничего не дали.

Две звезды

В равный брак состоявшихся знаменитостей их привел общий коридор, в котором они и не знакомились вовсе: что было знакомиться, и так весь Союз знал и Гурченко, и Кобзона . Он обратил на нее внимание раньше, а она, наученная прошлыми браками, сопротивлялась. Это только раззадорило статного и звездного красавца. Несколько месяцев Кобзон красиво ухаживал, искал ключик к сердцу Людмилы Марковны. Нашел.

Конечно, паре прочили счастливую семью, они ведь так друг другу подходят. Только единицы понимают, как тяжело ужиться под одной крышей двум глубоким личностям, двум настоящим талантам. Постоянны раздоры, конфликты из-за профессиональной деятельности, неуживчивость в быту, разногласия… В своей последней книге «Люся, стоп!» Гурченко напишет, что Кобзону были нужны режиссеры его внешности, стиля и репертуара, но настоящий вкус ничем не заменишь. На развод подала именно она. Он не возражал.

Папа Костя


Этот человек встретился Людмиле Марковне случайно, и знакомство их было коротким. Но именно он помог женщине, почти разочаровавшейся в любви и семейных ценностях, вновь поверить в счастье.

Ей было уже под сорок, дочке — 14, когда в сердце талантливой актрисы затрепетал огонек любви, зажженный молодым пианистом Константином Купервейсом . Машенька станет называть его папой (хотя он был всего на 10 лет старше!)

Почти двадцать лет этот человек чутко чувствовал все настроения звездной супруги, знал привычки, потакал слабостям. Почти двадцать лет она обожала его, полагалась на него, понимала, что он находится в ее полной власти. Тем разрушительнее стал удар от известия: у Кости есть другая.

Гурченко отметит в своей книге: какой тонкий артист Купервейс! Как играл — она и ухом не повела, понятия не имела, что он может изменить, любить другую женщину.

Дочка


Без малого в 60 лет Людмила уже не думала искать себе супруга. Вспоминала лишь отца как главного и любимого мужчину всей своей жизни. А в начале 90-х, на съемках «Сексказки» познакомилась с Сергеем Сениным — продюсером, который был младше ее на 25 лет. Несмотря на это, именно он был как никто другой похож на Марка Гавриловича Гурченко — и внешне, и чертами характера. Именно он видел в своей жене задорную маленькую девочку, и называл ее «дочкой».

Людмила Марковна к концу своей жизни нашла что искала — настоящую счастливую любовь. Она ушла в один миг, находясь у себя дома с любимым мужем. Он потом расскажет, что Люся успела только вскрикнуть — и упала замертво. Вызванной «скорой» ничего не оставалось кроме как констатировать смерть.


к.ф. Любимая женщина механика Гаврилова

В каждом из своих вокальных концертов Людмила Гурченко непременно исполняла знаменитую песню из кинофильма «Простая история», где есть слова «ну как на свете без любви прожить?» А феерическая личная жизнь актрисы, словно олицетворявшей это чувство, давала на тот поэтический вопрос ответ однозначный: никак невозможно. До конца дней ее страстная натура была открыта для любви.

Василий Ордынский

С Василием Ордынским Люся Гурченко встретилась во ВГИКе, куда поступила сразу после окончания средней школы в Харькове. К моменту знакомства ей было 18-лет, ему – 30. Тоже вгиковец, только учился на режиссерском факультете и институт уже окончил. Фронтовик, прошел всю войну командиром минометной роты. Общение юной студентки с молодым режиссером быстро преобразовалось в головокружительный роман, который в 1953 году привел влюбленных в загс. Эта информация превалирует в разных источниках. Но есть и другая, по которой брак этот оставался гражданским.

Василий Ордынский. Кадр из фильма «Щит и меч» (1968)

Как бы то ни было, но в период учебы на втором курсе Гурченко получила от своего бойфренда приглашение сыграть главную роль в фильме «Человек родился». Однако, по слухам, кто-то из «доброжелателей» поставил в известность членов худсовета об их любовной связи. Мэтры посчитали аморальным протежирование любовницы, потворствовать этому не стали и назначили на роль другую артистку - Ольгу Бган. И все же постановщику удалось «втянуть» свою возлюбленную в картину - утвердил ее кандидатуру на озвучание той самой роли…

Также Василий переселил харьковчанку Люсю из подмосковного общежития в свою квартиру. Однако совместная жизнь влюбленных не заладилась, супружеский союз продержался немногим больше года. Впоследствии оба умалчивали о причинах развода. Только однажды актриса обмолвилась, что «не сумела простить измену». Но другие данные свидетельствуют, что инициатором расставания был Ордынский.

Борис Андроникашвили

Едва произошло расставание с Василием, Люсю охватило новое чувство. Избранником стал также вгиковец - студент сценарного факультета Борис Андроникашвили. Обаятельный 22-летний грузин, интеллектуал и красавец, музыкант, сын писателя Бориса Пильняка и княжны Киры Георгиевны Андроникашвили - актрисы и режиссера. По материнской линии он был продолжателем знаменитой кинематографической династии Шенгелая (его тетя - актриса Нато Вачнадзе, мать режиссеров Георгия и Эльдара).


Борис Андроникашвили. Кадр из фильма «Отарова вдова» (1957)

С Людмилой Борис случайно столкнулся в институтской столовой. Она, увидев такого мачо, аж выронила поднос. Он его поднял. Роман начался мгновенно, резво стал набирать обороты и закончился свадьбой. Гурченко завидовали многие вгиковские девчонки. И не только из-за ее головокружительного романа с раскрасавцем Борей - мечтой каждой из них. К этому моменту слава Людмилы Гурченко была в зените - она уже сыграла свою «звездную» роль в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», и чувствовала себя счастливой во всех отношениях. По ее собственному признанию, мужа своего буквально боготворила и возносила хвалу Господу за то, что он их соединил в пару.

Через год после заключения официального брака у супругов родилась дочь Мария. Однако три годя спустя, а именно в 1960 году, Борис и Людмила расстались. По рассказам знакомых, немалую роль в разрыве отношений, помимо разности и взрывоопасности характеров, сыграло расхождение по творческим позициям: во-первых, мужу категорически не нравилось видеть свою жену в амплуа комедийной артистки, а во-вторых, ее оглушительный успех ущемлял его мужское самолюбие.

И все же вряд ли это могло стать решающим фактором: характеры притираются, амплуа меняются, успех проходит… Гораздо более весомая причина крылась в образе жизни, который стал вести Борис. В своих мемуарах актриса признавалась: «Он талантливо умел жить рядом, находясь лишь на своем берегу. А мне с немыслимой силой воли приходилось обучаться жизни вдвоем в одиночестве…» Дело в том, что супруг семейным делам предпочитал жизнь вольную, компанейскую, пьяную и любвеобильную. «Добрые» подружки не преминули посвятить молодую жену, погруженную в хлопоты о ребенке, как о времяпрепровождении ее супруга, так и о его многочисленных романчиках.

Гурченко не стала уточнять подробности и выяснять отношения, избежала также сцен ревности, которые при ее таланте могла бы исполнить с блеском. Вместо этого, приняв произошедшее как факт, решила себя от такой данности избавить, после чего подала на развод, который проходил крайне тяжело. В результате этого замужества Людмила Марковна сформулировала для себя основополагающего табу: на жертвенную любовь, приносящую только страдания, и на повторное рождение детей, которые вынуждают погружаться в пучину домашних забот. И, вычеркнув навсегда бывшего мужа из своей жизни, также категорично лишила дочь Машу возможности общения с родным отцом.

После развода Борис стал жить гражданским браком с Нонной Мордюковой, а Людмила два года спустя снова вышла замуж.

Александр Фадеев

Встреча с актером Александром Фадеевым-младшим (сын известной артистки МХАТа Ангелины Степановой и приемный сын знаменитого писателя Александра Фадеева - автора «Молодой гвардии»), произошла в модном ресторане ВТО, где в советское время собиралась творческая богема. Балагур, ловелас и кутила, Саша моментально очаровал молодую одинокую актрису и очаровывался ею сам. Скоротечный роман очень скоро завершился женитьбой.

Молодожены переселились в кооперативную квартиру «на Маяковске», купленную для них Люсиной свекровью. И все же решение о совместном проживании в браке было явно опрометчивым и необдуманным. Разочарование не замедлило себя ждать. Просуществовав два года, союз распался.

Связав себя брачными узами, Александр ничего менять в своей жизни не захотел. Он оставался несостоявшимся артистом и завсегдатаем ресторанов, посещение которых завершалось безудержными загулами, благо отцовские деньги позволяли жить на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая.

К сожалению, для семьи это прекрасное ничегонеделание мало что могло дать. Плюс ко всему, молодой человек безудержно свою жену ревновал. Говорят, однажды в сильном подпитии, терзаемый муками ревности, даже выстрелил в нее из охотничьего ружья. К счастью, промахнулся… Характеризуя это свое замужество, Людмила Марковна говорила, что тот брак ничего не дал ни одному из супругов, называла его «досадной ошибкой» и «прочерком» в своей жизни.

Анатолий Веденкин

Близкие отношения Людмилы Гурченко с артистом Анатолием Веденкиным продлились недолго. Встретились они в 1972 году на съемках фильма-мюзикла «Летние сны». Погружение в экранные образы супругов, привело к возникновению чувственной близости в реальной жизни. За развитием романа абсолютно непохожих друг на друга людей наблюдала вся съемочная группа…


Анатолий Веденкин и Людмила Гурченко. Кадр из фильма «Летние сны» (1972)

Борис Диодоров

Некоторые источники утверждают, что еще одним официальным мужем Людмилы Марковны был Борис Диодоров - народный художник России, профессор, главный художник издательства «Детская литература», проиллюстрировавший более трех сотен книг, среди которых великолепные иллюстрации к сказкам Ганса Христиана Андерсена. На самом деле зарегистрированного брака не было. А был непродолжительный роман - пылкий и бурный. В ходе которого Борис Аркадьевич называл свою возлюбленную «женой», что и послужило поводом для путаницы.

Вспыхнувшее чувство Бориса к Людмиле было столь сильным, что он расстался со своей законной супругой - известной художницей Натальей Кормушиной, в браке с которой прожил 16 лет. В их доме и произошло знакомство Гурченко и Диодорова. Как рассказала в одном интервью Тамара Валентиновна, у них в квартире на проспекте Вернадского часто собиралась столичная творческая интеллигенция, и… «Однажды Высоцкий привел к нам Люсю. Мы знали, что между ними были отношения. Не так, чтобы роман - просто переспали. О том, что Гурченко очень любвеобильна, знали все на «Мосфильме»».


Борис Диодоров. Фото: Виктор Великжанин/Фотохроника ТАСС

Инициированная Владимиром Высоцким встреча художника и актрисы, привела к уходу Бориса из семьи и переезду на квартиру Людмилы. По мнению близких, Диодоров - человек «тихий, спокойный, жизнерадостный и ведомый» - поддался страстному темпераменту актрисы, которая в тот период в профессии была не востребована и от того, по рассказам очевидцев, сильно выпивала. Также говорилось, что Гурченко на своего любовника «давила ужасно», и если бы ему не удалось год спустя все-таки вырваться из-под ее влияния, его жизнь пошла бы под откос. При этом с Машей - дочкой Людмилы Марковны - у Бориса Аркадьевича сложились идеальные отношения.

Сам он вспоминал о своем браке так: «Люсин характер проявлялся невыносимо, она раздражалась по малейшему поводу и без. А я старался во всем ее поддерживать, взвалил на себя все бытовые проблемы и фактически превратился в ее прислугу… Этот брак ничем, кроме развода, закончиться не мог».

Иосиф Кобзон

На самом деле расставание произошло по инициативе Людмилы - она влюбилась в уже тогда успешного артиста Москонцерта Иосифа Кобзона. Нечаянная встреча в коридоре ВТО (Всесоюзного театрального общества) дала старт будущей интимной связи, а затем и супружескому союзу, просуществовавшему неполных три года - с 1967 по 1970-й. Этот брак оба супруга впоследствии считали колоссальной ошибкой. Тем не менее, с Машей новый отчим был дружен, лично провожал девочку в первый класс…


Иосиф Кобзон. Фото: из личного архива

Жизнь супругов была неистовой - шумной, с раздорами и громкими скандалами. Люди из их близкого окружения вспоминали, что порой дело доходило до рукоприкладства. Причем, обоюдного. По рассказам, Людмила Марковна однажды на подъеме эмоций запустила в Иосиф Давыдовича утюгом, угодившем ему в голову.

Много ле т спустя певец рассказывал, что регистрировать брак они не планировали, а совершили этот шаг из-за того лишь, что на гастролях им отказали в совместном поселении в гостиничном номере. Вспоминая о тех отношениях, Кобзон однажды признался: «Мы были очень сильно увлечены друг другом, и мне нравилось обладать такой красивой, популярной актрисой. Отовсюду вез ей подарки, цветы. Мы были потрясающими любовниками, и секс наш происходил везде, где только нам случалось увидеться…»

Людмиле Марковне запомнилось другое: «Ничего хорошего в этом браке не было, - признавалась она. - Выходишь к машине, подаренной супругом, и видишь там проститутку с улицы… Это просто грязно». В автобиографической книге актриса писала: «Ему необходим был рядом режиссер его репертуара, внешности. Большие возможности не заменяют вкуса, стиля».

Константин Купервейс

Если Иосиф Кобзон был младше своей первой жены на два года, то разница в возрасте Людмилы Марковны со своим следующим, гражданским, мужем - пианистом Константином Купервейсом - была более существенной и составляла 14 лет. Что не стало препятствием ни для их 18-летней совместной жизни (с 1973 по 1991 годы), ни для того, чтобы 14-летняя дочка актрисы стала называть Константина Тобяшевича «папой», хотя он был взрослее ее всего лишь на десять лет.


Встреча будущих супругов произошла на концерте, проходившем в рамках Московском кинофестивале. Дальше актриса позвала пианиста на озвучание своего фильма, а он ее - на свой день рождения. Потом были романтические прогулки по Москве, затем совместная поездка в Севастополь. Гурченко признавалась, что ощущала себя абсолютно счастливой, чувствовала, что наконец-то дождалась - встретила мужчину своей мечты, с которым сможет начать жизнь с чистого листа.

Своего избранника она обожала и властвовала над ним. А он, талантливый музыкант, ради супруги пожертвовал всем, и в первую очередь собственной карьерой. Прежде всего Константин стал постоянным аккомпаниатором Гурченко, и с этой поры все программы актрисы, включая широко известные циклы «Любимые песни» и «Песни войны», они готовили сообща. Но не только. Купервейс являлся также директором Людмилы Марковны, администратором и секретарем. В анкетах, в графе «специальность», писал: «Муж Гурченко».

Лелея жену, неустанно о ней заботясь, потакая ее прихотям и капризам, способствуя приумножению славы, сам он всегда оставался в тени. Впоследствии сожалел об этом. Однажды признался, что у него стали сдавать нервы, потому что был вымотан и психологически истощен бесконечными придирками супруги. Вспоминал и такой эпизод: как-то, разгневавшись на незаслуженно обидевшую его жену, он в ярости кинул телефон в стену. После чего из уст Людмилы Марковны, сохранявшей в этот момент подчеркнуто железобетонное спокойствие, прозвучала реплика: «Взбунтовался?! Восстание рабов».


Константин Купервейс. Фото: facebook.com

То «восстание» произошло импульсивно, но оно предшествовало бунту осознанному - Константин Купервейс сам покинул свою возлюбленную. Признание в том, что у него появилась другая женщина, стало для Людмилы Марковны внезапным и жестоким ударом. Такого она не ожидала. Описывала в мемуарах эту ситуацию приблизительно так: «Всегда я уходила из браков. И поэтому перед Костей особенно снимаю шляпу. Вот это артист-тонкач! Так великолепно играть!» Она не подозревала ничего.

Сергей Сенин

Вскоре после расставания, Гурченко встретилась с Сергеем Сениным. Младше своей избранницы на 26 лет, он - продюсер и бизнесмен, оставался мужем актрисы до последнего ее дня. Сергей Михайлович - одессит, окончив Инженерно-строительный институт, поработал лаборантом, после чего устроился на Одесскую киностудию. В 1993-м году он продюсировал фильм «Секссказка», на съемках которого повстречался с Людмилой Марковной. Актрисе тогда было 58 лет. Сенину - 32 года, и он был примерным семьянином, отцом малолетней дочери.

Отношения с Гурченко раскручивались стремительно, словно в вихре, свидетелем чему являлись все члены съемочной группы. Жена продюсера, узнавшая про измену супруга, подала на развод, что дало ему возможность, избежав юридической волокиты, оформить расторжение брака и немедля заключить новый - с Гурченко. Их союз продлился 18 лет. Правда, отношения с Марией - дочерью Людмилы Марковны, у Сергея Михайловича так и не «слепились».


Людмила Гурченко и Сергей Сенин. Фото: East News

Все эти годы продюсер посвятил служению своей «звездной» супруге. Продюсировал картины, где она играла себя («Пестрые сумерки» и «Перезагрузка»), «заваливал» новыми проектами, например, благодаря ему воплотилась мечта всей жизни актрисы - она сыграла в фильме-мюзикле, короткометражке «Люблю».

По рассказам знакомых, их брак держался на любви, взаимопонимании и уважении. Муж как характером, так и внешностью, напоминал актрисе отца - баяниста-самоучку, которого она обожала, боготворила, который был ее идеалом. Сергей, воспринимая жену, как маленькую девочку, звал ее «дочкой», а она называла супруга «папой».

Людмила Марковна умерла дома, рядом находился муж. Позже из его рассказа станет известно, что «Люся лишь успела вскрикнуть, после чего упала замертво».

Аслан Ахмадов

Когда легендарную Людмилу Гурченко провожали в последний путь, у гроба с телом актрису рядом с ее супругом присутствовал Аслан Ахмадов, также принимая соболезнования. Стилист и фотограф, дизайнер и режиссер, с которым Людмила Марковна поддерживала загадочные отношения в последний период жизни, вызывал горячий интерес СМИ.


Аслан А хмадов и Людмила Гурченко. Фото: East News

Молодой человек неотрывно находился рядом с Людмилой Марковной, гулял с ней под ручку по Крещатику в Киеве и по центральным улицам столицы, снялся в ее последнем фильме «Пестрые сумерки». Будучи гостьей программы «Пусть говорят», Гурченко неожиданно задала Малахову вопрос: «А почему, Андрей, ты не спросил у меня, влюблена ли я?» Ведущий тут же адресовал ей этот вопрос и получил исчерпывающий ответ: «Да, представь, я влюблена! В Аслана. Он, знаешь, меня как обнимает? Крепко-крепко!»

Аслан родом из Азербайджана, появился на свет в 1973 году. По образованию - театральный режиссер, выпускник Бакинского института культуры. Воплощал множество разнообразных креативных проектов. Переехав в Москву, занялся фотографией, стал сотрудничать с популярными глянцевыми журналами, благодаря чему приобрел известность среди знаменитостей. И они давали согласие на персональные фотосессии Ахмадова, зачастую откровенно эпатажные, эротические. Познакомившись с Людмилой Марковной, Аслан стал ее личным стилистом и фотографом. Организовывал успешные фотовыставки, посвященные актрисе.

Был ли Ахмадов последней любовью легендарной артистки, как считают многие, или нет, остается загадкой. Ее признание: «Я влюблена в Аслана и в то, что он делает», - трактовалось по-разному. Но то, что фотограф стал близким другом Людмилы Марковны и, кстати, ее законного мужа - это факт неопровержимый.

Гость нового выпуска программы Бориса Корчевникова - продюсер Сергей Сенин, шестой и последний муж знаменитой актрисы Людмилы Гурченко . Сергей провел с ней 18 лет своей жизни. Она умирала у него на руках. С той поры он очень мало говорил об их отношениях, почти не давал интервью и никогда не рассказывал, каково это - жить в тени великой актрисы.

Сергей Сенин вспомнил, что их первая встреча состоялась в 1990 году. Тогда он вместе со своим другом открыл независимую кинокомпанию, и режиссер Елена Николаева предложила ему сделать фильм по Набокову. На главную роль взяли Людмилу Гурченко. Итогом их работы стала картина "Сексказка". Гурченко и Сенин часто встречались на съемочной площадке, но на тот момент ни о каких отношениях речи не шло - актриса была замужем, а он женат.

Но судьба сводила их вновь и вновь. Позже Сергей развелся со своей первой супругой Галиной, и она вместе с дочерью переехала в Израиль. Как-то она позвонила ему и предложила провести там гастроли "Сексказки", чтобы выступила Людмила Гурченко. "Я обрадовался, потому что был повод набрать номер телефона Люси", - вспоминает Сенин. Гонорар актрисе назначили небольшой, поэтому Сергей был уверен, что она откажется. Но, к его удивлению, Гурченко согласилась - в то время она переживала тяжелый развод со своим супругом, поэтому уходила в работу…

В результате получилось так, что первая жена Сергея подтолкнула его к сближению с Людмилой. Хотя сам Сенин уверен, что все началось гораздо раньше, ведь именно благодаря Галине он вообще ушел работать в кинематограф: "Если бы я не женился на Гале, может быть, сегодня преподавал бы какую-нибудь гидромеханику или чего-нибудь в этом роде".

После гастролей в Израиль пути Сергея и Людмилы на время разошлись, но потом как-то между ними случился телефонный разговор и Гурченко поделился с ним, что у нее есть задумка одной музыкальной картины. Актриса предложила Сенину встретиться, если ему интересно принять в этом участие. Сергей вспоминал, что в ту минуту он подумал: "Я сделаю все. Продам все на свете, чтобы это сделать".

Позже, когда они уже начали жить вместе, чего только не писали про Сергея Сенина - называли его альфонсом, аферистом. Ведь он моложе актрисы на четверть века. Сам он вот как комментирует разницу в возрасте: "Поверьте мне, я ее не чувствовал вообще. Гурченко была вне возраста, вне времени, абсолютно современным человеком. С ней очень легко. Я в нашей с ней семье был старшим".

Непростой страницей в их отношениях стали и проблемы с дочерью Гурченко, Марией. Она отказалась общаться с мамой, а после ее смерти начала делить наследство с Сениным. Но, как рассказал Сергей, сейчас они хорошо общаются, и ситуация уладилась. Просто Мария - очень доверчивый человек, а рядом с ней оказались не очень умные и воспитанные люди (чьи имена Сенин не стал называть), которые и довели все до размолвки. "Какое счастье, что Люся всего этого не видела. Это безумие!" - прокомментировал Сергей.

Сегодня, 30 марта, когда из жизни ушла легендарная актриса Людмила Гурченко, все пытаются вспомнить ее жизнь. И больше всего хотят заглянуть в личные тайны мегазвезды отечественного и даже мирового кинематографа. Людмила Марковна была пять раз замужем, последний муж Сергей Сенин стал свидетелем этой трагедии, Гениальная актриса скончалась буквально у него на руках в тот момент, когда они смотрели фильм о не самой.

Первый раз Людмила Гурченко вышла за сценариста Бориса Андроникашвили . От этого брака у актрисы родилась дочь Мария, с которой впоследствии как-то не заладились отношения, но это другая история... Гурченко была старше своего мужа на два года, она его безумно ревновала. Ведь он мог в любой момент вскружить голову девушкам.

Людмила Марковна о нем рассказывала: «Мой первый муж Борис Андроникашвили был красоты писаной. Когда я его впервые увидела в столовой - у меня поднос из рук выпал!». Но вместе они прожили только три года, и Андроникашвили ушел к Нонне Мордюковой.

Вторым мужем Гурченко стал приемный сын писателя Фадеева, актер Александр Фадеев , который стал известным зрителям по картине «Один шанс из тысячи». Людмила Марковна написала о нем в своей книге: «Его беда была в том, что он выбрал не ту профессию. Саша многого бы достиг в жизни, если бы не стал актером. Здесь кроется причина и нашего разрыва».


Об этом браке Гурченко вспоминала мало, а о третьем и вовсе не хотела вспоминать. Третьим мужем Людмилы Марковны стал Иосиф Кобзон . Но этот брак был самым обсуждаемым в обществе и прессе. Две сильные и известные личности не смогли быть вместе, их брак был обречен на провал. Вместе они смогли прожить только три года. И после развода они больше не поддерживали отношений.


Об этом браке Людмила Марковна рассказывала с сожалением: «Если бы он сам не озвучил наше «знакомство», я бы словом не обмолвилась об одной из самых жутких своих ошибок. От него надо было бежать, как Гарун. Быстрее лани. Но мне тогда казалось, я его «перестрою».

Четвертым мужем Людмилы Марковны стал пианист Константин Купервейс , который был младше ее на 14 лет, но, тем не менее, вместе они прожили 19 лет. Купервейс потом вспоминал, насколько ему сложно было жить со знаменитой супругой. Он тогда понял одну истину: властной и сильной Гурченко нужно было только служить, иначе - нельзя. Он же заявил, что их брак разрушила ревность Людмилы Марковны.

Глава 16. Борис Андроникашвили: изысканная внешность с набором неординарных качеств

Сразу после расставания с Ордынским Гурченко закрутила роман с 22-летним студентом сценарного факультета ВГИКа Борисом Андроникашвили. Они расписались, через год у них родилась дочь Мария, а еще примерно через год они развелись.

С Борисом Андроникашвили Люся столкнулись случайно, у стойки самообслуживания в столовой ВГИКа. Увидев перед собой фактурного, жгучего брюнета, девушка выронила поднос. Вот он – перевоплощенный в студента англичанин Лоуренс Оливье – мужчина её мечты, сыгравший Гамлета и Генриха V, блиставший в фильмах «Грозовой перевал», «Гордость и предубеждение», «Леди Гамильтон»…

Борис Андроникашвили родился 28 октября 1934 года в Москве в семье известного писателя Бориса Пильняка (псевдоним Бориса Андреевича Вогау) и актрисы Киры Георгиевны Андроникашвили из грузинского княжеского рода Андроникашвили. В 1937 году его отца арестовали по обвинению в государственных преступлениях. Впоследствии, по прошествии многих лет, литературные критики определят Пильняка «главой целой школы или направления в советской литературе», которое назовут «орнаментальной прозой». Мать, опасаясь за судьбу сына, отправила его в Тбилиси к бабушке, которая усыновила внука и дала ему свою фамилию – Андроникашвили. В юношестве отправился в Батуми, где поступил Батумское мореходное училище. Но затем решил сменить профессию и уже в начале 1950-х уехал в Москву, где поступил на сценарно-киноведческий факультет ВГИКа, который окончил в 1959 году.

В пору его студенчества о красавце с грузинскими корнями мечтала едва ли не половина студенток. А он влюбился в девушку старше его на два года. Своих близких отношений с Андроникашвили Люся не скрывала, наоборот, жила словно напоказ. Не удивительно, что находилось много завистников, желавших разладить взаимоотношения этой пары.

А вскоре молодые люди стали родителями, в 1959 году у них появилось маленькое чудо – дочь Маша. Увы, счастье длилось недолго; как говорят умники: быстро проходит только хорошее…

А скоро и самой Людмиле Марковне стало понятно, что карьера для нее важнее пеленок.

– Актрисе нельзя быть матерью. Все нужно отдавать или профессии, или детям. Лично я выбрала первый путь. Хотя это, может быть, и очень жестоко, – горько призналась как-то актриса.

Но наверняка на нее негативный отпечаток наложил и факт самих родов, которые проходили не в Москве, где жил ее молодой супруг, а в Харькове, у родителей. К тому же она мечтала произвести на свет мальчика, которого собиралась назвать Марком в честь своего любимого папули. Так что можно даже представить глубокое разочарование актрисы, когда 5 июня 1959 года ее уведомили, что родилась девочка. Да и ситуация в роддоме, как пишут биографы, не способствовала спокойствию и истинному радостному предвкушению – роженицы в палате узнали свою популярную землячку и тут же разделились на тех, кому она и ее творчество нравится, и тех, кто ее просто ненавидит за сам факт существования. Пришлось Люсе переходить в другую палату. А маленький Марк действительно однажды появится в жизни Людмилы Гурченко, но родит его ее выросшая дочь.

В книге «Аплодисменты» Людмила Марковна напишет так, коротко и странно: «В 1959 году у меня родилась Маша. И мама приехала в свой отпуск ко мне в Москву. С тех пор она все свои отпуска проводила с нами. Всегда приезжала с полными корзинами. «Усе, усе вези дитям. Дочурке и моей клюкувке унученьке. Они – наша радость. Больший в нас никого на свете нима, Лялюша»».

Увы, брак звездной пары распался. Люся Гурченко пошла вперед по дороге творчества, набивая все новые и новые шишки, получая все более умудренный делами житейскими опыт. И «чернявый орел» Борис Андроникашвили – сценарист, историк, сын писателя и актрисы, двоюродный брат грузинских режиссеров Георгия и Эльдара Шенгелая – тоже не остался без своего любимого дела. Вот только ребенок их в итоге оказался обделенным заботой и лаской самых близких людей… Ее судьба и взаимоотношения с родителями столь нелепы, странны и даже трагичны, что этой женщине, о существовании которой долгие годы не знала широкая публика, мы посвятим отдельную главу.

О своем супруге Людмила Марковна позже говорила, отдавая дань его внутренним талантам:

– Несмотря на свою изысканную внешность, от которой не ждешь ничего глубокого, это был сложный человек с набором неординарных качеств – больших и малых.

Борис Андроникашвили и Людмила Гурченко.

Возможно, именно эта сложность характера, образованность и интеллект и стали причиной, оттолкнувшей Люсю от ее избранника. Он действительно был хорошо воспитан, блестяще образован, обладал чувством юмора, был начитан и музыкален, обаятелен и талантлив. А она, рассчитывая в Борисе обрести идеал мужчины, в итоге хотела жить не с этаким грузинским Лоуренсом Оливье, а с простецким парнем-рубахой, как две капли воды похожем на ее идеального мужчину – Марка Гурченко, деревенского малограмотного баяниста-самоучку. Но, поговаривали, что Борис тоже не был праведником, и не раз причинял боль молодой супруге своими изменами.

Е. Мишаненкова в своей книге о великой актрисе так описывает этот сложный период ее жизни, принесший первый опыт настоящей любви и реального материнства.

«Но на этот раз все было куда серьезнее – не мимолетная влюбленность, а сильное пылкое чувство. Да и избранник ее, сценарист Борис Андроникашвили, был человеком незаурядным – сын знаменитого писателя Бориса Пильняка, расстрелянного в 1938 году, и его красавицы-жены, актрисы Киры Андроникашвили, происходившей из княжеского грузинского рода. И конечно же, был «высоким да чернявым»!

И первое время казалось, что вот оно – счастье. Любовь, брак, ребенок. Карьера рушилась, но разве это главное? Зато рядом человек, который умнее, чем она, сильнее, который поддерживает и понимает. Да и мама у него такая необыкновенная – от Киры Андроникашвили Людмила Гурченко была в тихом, но от этого не менее сильном восторге и даже спустя много лет вспоминала о ней, как о женщине «красоты, ума, таланта и женственности непревзойденной». Кто знает, не умри Кира Георгиевна через год после рождения внучки, возможно, брак Людмилы Гурченко и Бориса Андроникашвили и не закончился бы так быстро и так печально.

Первые звоночки начали появляться довольно быстро, но Людмила Гурченко их поначалу не замечала».

«Мария родилась в Харькове. Слабая, болезненная, да еще с врожденным дефектом. Девочку сразу передали на руки Люсиным родителям. А сама молодая мать вернулась в Москву. Здесь начались испытания суровой прозой жизни. Три-четыре концерта в день, в разных концах Москвы. Фабрика, завод, профком, милиция. После выступления, домой – на метро. Новых ролей в кино не было. Семья нуждалась в деньгах. А что же Борис Андроникашвили, ее муж? Помогал, поддерживал в трудную минуту? Увы, нет. Об изменах мужа, ей стало известно от подруг. Гурченко не стала унижаться до расспросов и выяснений. Сразу подала на развод.

О личной драме Люси знали только близкие. На людях – она всегда держала лицо. Это было частью профессии. Бориса Андроникашвили она вычеркнула не только из своей, но и из жизни Маши. Тема горе-отца и его родственников была закрыта навсегда. О грузинских корнях дочери Гурченко вспоминала лишь в минуты раздражения. Обжегшись один раз, Гурченко решила: жертвенная любовь – не для нее. Больше – никакой веры мужчинам. И главное – никаких детей».

В одном из интервью великая актриса призналась:

– Мне приходилось отказываться от многого. Когда Маша только родилась, пришлось перевязать грудь полотенцем, чтобы сгорело молоко. Потому что надо было вкалывать, потому что муж оказался негодяем…

Стоит, пожалуй, еще несколько слов сказать о том, как сложилась судьба Андроникашвили после развода с Люсей.

После расставания с Гурченко Борис пять лет встречался с Нонной Мордюковой и даже хотел пожениться на ней, но дело до свадьбы так и не дошло. Второй женой Бориса Андроникашвили стала художница Русудан Хантадзе, с которой он прожил до конца своих дней в 1996 году. В браке у них родились дочь и сын.

Из книги Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда автора Вишневский Борис Лазаревич

Вишневский Борис Лазаревич Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда Автор выражает свою глубокую признательностьМихаилу Амосову, Юрию Флейшману, Владимиру Борисову, Константину Селиверстову, Вере Камше, Андрею Болтянскому, Ольге Покровской, Юрию Корякину, Николаю

Из книги Мои воспоминания (в пяти книгах, с илл.) [очень плохое качество] автора Бенуа Александр Николаевич

Глава 6 ПАРИЖ. «БОРИС ГОДУНОВ» *...кажется, фамилия его Егоров...- Речь идет о Владимире Евгеньевиче Егорове(1878-1960)-театральном художнике Московского художественного театра, авторе декораций к «Драме жизни» К. Гамсуна, «Жизни человека» Л. Н. Андреева*«Сипей птице» М.

Из книги Жизнь Пушкина. Том 2. 1824-1837 автора Тыркова-Вильямс Ариадна Владимировна

Из книги Шекспир автора Морозов Михаил Михайлович

IV. ВНЕШНОСТЬ ШЕКСПИРА Наиболее достоверный портрет Шекспира помещен в первом издании его пьес, вышедшем в 1623 году, то-есть через семь лет после его смерти (1616). Автор этого портрета - малоизвестный художник Мартин Дрошаут, фламандец по происхождению, которому было всего

Из книги Смех без причины автора Винокур Владимир Натанович

Глава 2 Брат Борис Борис старше меня на четыре года. На самом деле все думали, что артистом станет именно он. Добрый, веселый, любящий и тонко чувствующий музыку, Борис до последнего дня жил в Курске и сохранял традиции. Мало того, что Боря инженер-строитель, как папа, потом

Из книги Феномен игры автора Ворошилов Владимир Яковлевич

Глава 9 Борис Ельцин С Борисом Николаевичем я познакомился в начале восьмидесятых, когда он был секретарем обкома партии в Свердловске. Сдружились мы на одном необычном событии. В Свердловске был День города, и первый секретарь обкома партии Свердловска Борис Николаевич

Из книги Воспоминания автора Цветаева Анастасия Ивановна

Качество игры или игра качеств? Существует справочник Гиннеса, в нем зарегистрированы рекорды, которые никак нельзя отнести к спортивным. Этот справочник - одно из популярнейших изданий в США. Какие же это рекорды? Ну, скажем, на самый дальний плевок или на самое большое

Из книги Язык мой - друг мой автора Суходрев Виктор Михайлович

ГЛАВА 12. ГЕЛЬСИНГФОРС. БОРИС. КНИГИ Из Крыма через Москву летом 1911 года Борис и я проезжаем в Финляндию. Марина с Сережей в уфимских степях. Грозно и просто, как все, что уже совершилось -новое двойничество, отменившее наше с Мариной; вместо нее – бок о бок, плечом к плечу, с

Из книги Мои воспоминания. Книга вторая автора Бенуа Александр Николаевич

Человек неординарных решений Значительная часть моей профессиональной жизни связана с Алексеем Николаевичем Косыгиным. Из всех, с кем приходилось мне работать в качестве переводчика, он вызывал у меня наибольшее уважение и теплоту. В интеллектуальном плане он,

Из книги Зодиак автора Грейсмит Роберт

ГЛАВА 6 Париж. «Борис Годунов» В данном случае творческие силы Сергея получили свой начальный импульс в том, что ему захотелось показать миру (а не одному только Петербургу) чуть ли не с детства знакомое произведение своего любимого композитора - Мусоргского. И надлежало

Из книги Джон Локк автора Зайченко Георгий Антонович

ВНЕШНОСТЬ ЗОДИАКА 30 октября 1966 г., Риверсайд. Коренастый молодой человек, рост 5 футов 11 дюймов, с бородой.22 ноября 1966 г. Мужчина 35 лет, рост 5 футов 9 дюймов, весьма заметное брюшко.18 декабря 1970 г., Контра-Коста. Взломщик в темной нейлоновой лыжной куртке, темных брюках,

Из книги Неразгаданная тайна. Смерть Александра Блока автора Свеченовская Инна Валерьевна

Глава V. Теория первичных и вторичных качеств В сенсуалистической и эмпирической программе «Опыта» теория первичных и вторичных качеств занимает особое место. Исходные идеи этой теории сводятся к тому, что ряд качеств, и прежде всего механико-математические качества

Из книги Ельцин автора Колтон Тимоти

Глава 5 Борис Бугаев Трудно представить себе двух человек, которые были бы столь непохожи. Да что там непохожи, скорее полная противоположность друг другу. Это почти сразу бросалось в глаза каждому, кто их впервые видел. Серьезный, можно даже сказать – неподвижный Блок и

Из книги «В институте, под сводами лестниц…» Судьбы и творчество выпускников МПГУ – шестидесятников автора Богатырёва Наталья Юрьевна

Глава 12 Борис-борец То, что Ельцин был личностью весьма колоритной, можно считать прописной истиной; от русских можно было также услышать эпитет «сочная». Колоритность его образа питала бесчисленные истории, появлявшиеся в СМИ в годы его правления, и продолжает наполнять

Из книги 1941–1945. Священная война автора Елисеев Виталий Васильевич

Глава 7. Борис Вахнюк Ты выбрал эту дорогу сам, Тебе и идти по ней. Б. Вахнюк Борис Вахнюк (1933–2005 гг.), поэт, сценарист, журналист, бард. Окончил филфак МГПИ в 1959 г.Он родился в 1933-м. «Вся Украина умирала в этом году от голода, а я родился. Мама меня вытащила со смертного

Из книги автора

Глава 36. Погиб Борис Проезжая на машине по недавно освобожденному району мимо разрушенного завода, у капитана Елисеева защемило в груди.– Останови машину, – попросил он шофера.Выйдя из машины, постоял немного возле нее, глядя на руины. Это все, что осталось