Сочинение

Стоят вельможные деревья,

Почти влезая в каждый дом.

Давно их кончено кочевье,

Они в решетках, под замком.

Н. Заболоцкий

Человек — дитя Природы. Возможно, именно Природа и есть тот самый Бог, которого ищут отчаявшиеся люди. И в самом деле, стоит ли обращаться к религии или мистике для поиска истины? Не в том ли истина, что мы — дети Природы, а одновременно — ее убийцы?..

Не следует впадать в крайности, как это часто делают «зеленые» во время своих манифестаций. Человечество выбрало техногенный путь развития, и с этим уже ничего не поделаешь. Теперь нужно найти форму разумного и бережного сосуществования наших механизмов и нашей Природы.

Американцы очень любят все подсчитывать. Так вот, их статистика утверждает, что в семьях, где есть собака или кошка, число сердечно-сосудистых заболеваний в пять раз меньше, чем в семьях, где их нет. Более того, в этих семьях люди почти не подвержены простудам. Насчет простудных заболеваний есть научная гипотеза. Дыхание собак и кошек создает в квартире бактерицидную, антимикробную среду. Впрочем, давно известны поговорки: «Собака лизнет — все болезни вылечит», «Кошка на больное место ложится». Слюна собак и кошек действительно обладает особыми свойствами. Не исключено, что они действуют как живые кварцевые лампы — стерилизаторы окружающей среды. Возможно, частичка Природы в виде ее домашних представителей заботится о нашем здоровье, создавая своеобразное оздоровительное биополе.

По данным тех же американцев, в странах Европы 90 процентов семей держат какое-нибудь домашнее животное. Это могут быть песик или птичка, хомячок или рыбки в аквариуме. А уж цветы в горшках имеются, наверное, у 99 процентов населения.

Чем это вызвано? Модой? Привычкой?

Да нет, просто человек, насильно вырванный из естественной среды обитания, пытается внести в свои квартиры-клетки хоть какую-то долю живой Природы.

В нашей стране в доперестроечный период очень любили бороться за что-нибудь. «За перевыполнение плана», «за братство народов», «за любовь к природе», «за сохранение лесонасаждений»… Бороться не надо. Мы же не боремся за нормальный аппетит или спокойный сон. Мы стараемся иметь нормальный аппетит и спать в покое. За Природу не надо бороться. И говорить о любви к ней столь же абсурдно, как клясться в дружбе своей коже или объясняться в любви воздуху, которым дышим. Просто следует относиться к ней так, как мы относимся к родителям, даже не всегда хорошим; как мы относимся к своему телу, пусть часто безалаберно; как относимся к самой жизни, не всегда приятной, но все равно чудесной.

И никогда не забывать, что все вокруг живое. Сломал ветку — будто сломал палец у товарища, налил бензин в ручей — будто нагадил в чайник соседу, поджег рощу — спалил дом…

Закончить тему хочется великолепным четверостишием Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя С лесом надо дружить. Единство человека и природы в сказке-были Пришвина “Кладовая солнца” Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Чему научила меня сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Герои повести М. Пришвина «Кладовая солнца» Настя и Митраша

/ / / Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»

Пришвин в своей сказке посвятил большую часть своего произведения именно описании природы. Автор в подробностях рассказывает о том, как птицы встречают рассвет, как защищают свое потомство и отвоевывают территорию. Все эти подробности можно узнать лишь в том случае, если долго наблюдать за лесом.

Помимо птиц в произведении задействована сюжетная линия жизни и смерти волка «серого помещика». В сказке показано, насколько сильно был развит его инстинкт самосохранения. Ведь, на него не раз были «облавы» - охотники ставили красные флажки и устраивали ему настоящую травлю собаками. Однако волку всегда удавалось уйти от преследователей. Он прятался в месте, которое люди обходились стороной, а потом, как бы в отместку, устраивал «вылазки» и губил стада животных. В зимнее время он начинал охотиться даже на деревенских собак, тем самым показывая, кто здесь истинный хозяин.

И все же в сказке человек и природа не борются, а стараются жить в гармонии друг с другом. Да, в то время было много охотников, но они не приносили лесу большого урона, в отличие от браконьеров. Именно из-за них, многие животные теперь занесены в красную книгу, а некоторые виды исчезли без следа.

Положение человека в сказке Пришвина не очень значительное. Он может лишь любоваться тем миром, где еще задолго до появления людей, уже было все прекрасно. Автор показывает, что люди не являются хозяевами положения – а просто незваные гости. Окружающая среда диктует человеку и нормы и правила, с которыми придется смириться.

В этом «сказочном» мире, каждый занимает свое место, будь то простая болотная гадюка или ворона стерегущая яйца. Все оживает с появлением первых лучей солнца. Все радуются новому дню, моменту, когда закончилась зима и весна начинает вступать в свои права.

Леснику ближе всех была гармония с природой. Он жил на лесной опушке и наблюдал, за всеми чудесами, происходящими вокруг себя. Казалось, он знает нечто большее, чем другие и этот секрет он никогда не выдаст. Природа подарила ему долгую жизнь. Однако, она же, как бы в предчувствии чего-то страшного и непоправимого, забрала его у людей перед самым началом Великой Отечественной войны.

Сказка-быль Пришвина показывает, как все в этой жизни относительно, и в то же время – справедливо. За все рано или поздно приходит расплата. Все живое, будь то животное, человек или деревце, находится на своем месте и в свое время.

В «Кладовой солнца» видно многое. Это и леса, и травы, и звери, и птицы. И все же есть вещи, которые не всегда выставлены на показ окружающим. Это, то, чем богата земля «изнутри». То, что поможет в дальнейшем развитии целой страны. Вот насколько уникальна и бесценна наша планета.

Автор показывает, как важно жить именно в гармонию с другими людьми и с окружающим миром, как природа щедро может отблагодарить или наказать человека, в случае излишней самоуверенности. Поэтому человек должен не только брать все блага из внешнего мира, но и нести в него добро.

Сочинение

М. М. Пришвин – один из своеобразнейших писателей, который подарил нам множество рассказов, повестей, “географических очерков” о природе. В них все объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе родилась из его любви к человеку. Эта тема прослеживается в сказке-были М, М. Пришвина “Кладовая солнца”.

“В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Передо лавльЗалесского, осиротели двое детей”, – так начинается замечательное произведение. Это начало напоминает сказку, где читатель входит в чудесный мир, где все живое взаимосвязано. На этом фоне появляются два образа – Настя и Митраша. “Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки”. Митраша был маленький, но плотный, “мужичок в мешочке”, улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

После смерти родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя занималась женскими домашними делами, “с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи”. На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. “Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы”. Так дети жили дружно, не зная горестей и бед.

Однажды решили они пойти в лес за клюквой. “Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью”. Вспомнив о том, что есть такое место, называемое палестинкой, “вся красная, как кровь, от одной только клюквы”, Настя и Митраша отправляются в лес. Взяли они с собой самое необходимое. Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша взял топор, двуствольную “тулку”, сумку с компасом. Зачем же он берет компас? Ведь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские старожилы. “Мужичок в мешочке” хорошо помнит отцовские слова: “В лесу эта стрелка тебе добрей матери: …небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад – ошибешь-ся, заблудишься…”.

Кто знал, что дети столкнутся с природной стихией и воочию увидят Блудово болото? Пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. “Было совсем тихо в природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания”, О Блудовом болоте ходила легенда, что “лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.,.” С тех пор ель и сосна растут вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа.

После отдыха дети решили идти дальше. Но не тут-то было, “довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой”. Что же делать? Проявив свой упрямый характер, Митраша идет по слабенькой тропе, а Настенька – по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. “Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок”. Даже волк в это время вылез из своего логова. “Он стал над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хвоста и завыл”.

Как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина имеет счастливый конец. Митраша из-за своего упрямства оказался на Блудовом болоте. И в борьбе за жизнь ему помогла собака Травка, А что же Настя? Она, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате, “еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка на высоких ножках”.

Под вечер голодный Митраша и уставшая Настя встретились. Им суждено было встретиться вновь в лесу и продолжить свой путь вместе, как уже двести лет “живут” на Влудовом болоте ель и сосна.

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя Природа и человек С лесом надо дружить. Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев - не это является для него главным. Таланту Пришвина подвластна природа и человек в его взаимоотношениях с ней, а сюжет лучших произведений автора - поведение человека в мире природы. В историю русской литературы Пришвин вошел именно как повествователь и певец радостной жизни природы.

Пришвин любил не абстрактные представления о природе, а ее саму: каждое дерево, каждое животное и каждую птицу - активно и деятельно. Любое произведение природы неповторимо, по словам писателя, как неповторимо великое произведение искусства. Потеря любой, даже маленькой, частички природы невосполнима и горестна. Людей, которые поверхностно любуются природой, писатель называл «дачниками». Красивы, ярки и чудесны описания картин природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», в этих картинах интересна и важна любая деталь. Мы читаем о событиях на Блудовом болоте. Вот мы узнаем, насколько полезна, где растет вкусная ягода клюква и когда ее собирают: «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью».

Но самой сладкой эта ягода бывает тогда, «когда она перележит зиму под снегом». Вот отец рассказывает сыну Митраше, как ориентироваться в лесу по компасу и без него.

Вот интересное описание Блудова болота: «И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях - оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами». Потом мы читаем необычную историю Блудова болота: о том, как появились в нем деревья, как они росли, переплетясь корнями и судьбами. Писатель рассказывает о них как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры. Звонкая борина у Пришвина - словно живое существо: она «наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле отзывалась всему». Чудесен и удивителен рассвет: «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей». Не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. В карканье ворон автор слышит просьбу птиц о помощи перед начинающейся дракой. Мгновенную смену погоды автор передает немногими точными фразами: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали», заставляя стонать и рычать слышащих.их животных.

Вот история о нелегкой жизни грозы леса - волка по прозванию Серый, вот - хитрая лисица, вот - трусливый русак, вот - старушки елки, не пропускающие Митрашу сквозь свои ветви-руки, вот опять птицы, своим пением подбадривающие и подсказывающие мальчику дорогу. А вот еще ягоды - тоненькая, стройная кровяно-красная брусника, черника, красно-рубиновая костяника, которые умело собирает Настя. А. вот добрый лось, который привык к людям: у людей «все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно… .

* «Мы - разведчики болотных богатств, - говорит Пришвин. - И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»

Эти богатства автор и называет кладовой солнца. Пришвин понимал, что бурное развитие промышленности может нанести природе непоправимый вред, и поэтому встал на защиту всего живого. В его произведениях - мысль о необходимости бережного отношения к природе, о вреда ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, облагораживающей способности действовать на душу человека и формировать его внутренний мир.

Сочинение

Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев - не это является для него главным. Таланту Пришвина подвластна природа и человек в его взаимоотношениях с ней, а сюжет лучших произведений автора - поведение человека в мире природы. В историю русской литературы Пришвин вошел именно как повествователь и певец радостной жизни природы.

Пришвин любил не абстрактные представления о природе, а ее саму: каждое дерево, каждое животное и каждую птицу - активно и деятельно. Любое произведение природы неповторимо, по словам писателя, как неповторимо великое произведение искусства. Потеря любой, даже маленькой, частички природы невосполнима и горестна. Людей, которые поверхностно любуются природой, писатель называл «дачниками». Красивы, ярки и чудесны описания картин природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», в этих картинах интересна и важна любая деталь. Мы читаем о событиях на Блудовом болоте. Вот мы узнаем, насколько полезна, где растет вкусная ягода клюква и когда ее собирают: «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью».

Но самой сладкой эта ягода бывает тогда, «когда она перележит зиму под снегом». Вот отец рассказывает сыну Митраше, как ориентироваться в лесу по компасу и без него.

Вот интересное описание Блудова болота: «И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях - оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами». Потом мы читаем необычную историю Блудова болота: о том, как появились в нем деревья, как они росли, переплетясь корнями и судьбами. Писатель рассказывает о них как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры. Звонкая борина у Пришвина - словно живое существо: она «наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле отзывалась всему». Чудесен и удивителен рассвет: «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей». Не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. В карканье ворон автор слышит просьбу птиц о помощи перед начинающейся дракой. Мгновенную смену погоды автор передает немногими точными фразами: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали», заставляя стонать и рычать слышащих.их животных.

Вот история о нелегкой жизни грозы леса - волка по прозванию Серый, вот - хитрая лисица, вот - трусливый русак, вот - старушки елки, не пропускающие Митрашу сквозь свои ветви-руки, вот опять птицы, своим пением подбадривающие и подсказывающие мальчику дорогу. А вот еще ягоды - тоненькая, стройная кровяно-красная брусника, черника, красно-рубиновая костяника, которые умело собирает Настя. А. вот добрый лось, который привык к людям: у людей «все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно… .

* «Мы - разведчики болотных богатств, - говорит Пришвин. - И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»

Эти богатства автор и называет кладовой солнца. Пришвин понимал, что бурное развитие промышленности может нанести природе непоправимый вред, и поэтому встал на защиту всего живого. В его произведениях - мысль о необходимости бережного отношения к природе, о вреда ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, облагораживающей способности действовать на душу человека и формировать его внутренний мир.

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя Природа и человек С лесом надо дружить. Единство человека и природы в сказке-были Пришвина “Кладовая солнца”