Конспект НОД
(Подготовительная к школе группа)
«Знатоки природы.»
Разработала: воспитатель:
Александрова С. В
МБДОУ д/№1г. Починка
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был... Кто?
Воспитатель: Волк, лиса, заяц, лось и кабан - все живуг на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему?
Дети: (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)
Воспитатель: Какие еще животные живут на этом этаже?
Дети: называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др
Воспитатель: Кто из лесных животных занимает средний этаж?
Дети: (Куницы, совы, филин).
Воспитатель: Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.
Воспитатель: В наших Смоленских лесах живут и белки.
Воспитатель: Кто еще живет на верхних этажах?
Дети: (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы , комары.)
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Ребята скажите, из чего состоит, основа лесного дома?
Дети: Из разных деревьев.
Воспитатель: (Обращает внимание на кусочки коры. Посмотрите, кто же так безжалостно обращался с деревьями, сдирал с них кору?)
Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим кору.
С каких деревьев эта кора?
У Маши с березы, у Димы с липы
Воспитатель: У кого из вас кора старого дерева?
Почему ты так считаешь?
Дети: Потому что она толстая.
Воспитатель: У кого из вас кора с молодого деревца?
Дети: Потому что она тонкая.
Воспитатель: Для чего кора нужна деревьям? Как вы думаете?
Дети: Кора защищает дерево.
Воспитатель: А от чего она его может защищать?
Дети: От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал.
Воспитатель: Ребята, как дерево добывает для себя воду?
Дети: Корни деревьев всасывают из почвы воду с питательными веществами необходимыми для них
Воспитатель: .Ребята сейчас вы можете посмотреть как это происходит, если проделаете такой опыт. Опыт.
В тарелочку с подкрашенной водой опускается веточка с марлей вместо корней. Дети наблюдают, как влага поднимается вверх.
Воспитатель: Так зачем же дереву нужны корни?
Дети: Растения с помощью корней «пьют» воду и получают питательные вещества из земли. Воспитатель: Корни растению нужны еще и для того чтобы удерживать растения над землей.
Воспитатель: Ребята как вы думаете , что произойдет с деревьями если будут повреждены корни дерева или его кора? Дети:Дерево погибнет. Воспитатель: Если много деревьев погибнет? Дети:Пропадет целый лес.
Воспитатель: Ребята как вы считаете что должны люди делать, что бы не гибли леса?
Дети Выполнять правила поведения в природе. . Воспитатель: А чтобы все помнили их мы придумаем свой плакат с правилами поведения в природе. Воспитатель: Какой цвет сигнализирует об опасности? Дети: Красный. Воспитатель: Этим цветом вы зачеркнете то чего нельзя делать в лесу. В конце занятия дети выкладывает свои знаки вместе, как плакат «берегите природу».
Посмотрите, сколько всего мы с вами сберегли, сколько живого нуждается в нашей помощи и заботе!
Конспект
занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе:
«Этажи леса»
Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.
Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать лесным жителям зимой. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.
Методическое обеспечение: Картина «Этажи леса», комплект иллюстраций о животных, обруч, маски-шапочки для игры и набор открыток с животными. Предшествующая работа: Читали рассказы В. Бианки «В зимнем лесу», Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу? !» читали сказки о животных, рассматривали иллюстрации С. Радкевича «Встреча с животными», загадывали загадки о животных, учили стихи, рисовали животных.
Ход занятия: Читаю детям стихотворение И. Сурикова «Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
крепко, непробудно.
Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение. О (Зиме)
Правильно ребята о зиме.
А как вы думаете, где лучше всего дышатся зимой? Где пахнет деревьями и тишину нарушает только стук дятла или хруст веточек (В лесу, на даче, за городом, в деревне).
Правильно ребята, лучше всего дышатся зимой в лесу. Деревья отдыхают под снежными шапками, земля укрыта белым покрывалом. Морозно и тихо в зимнем лесу.
А как вы думаете, что же делают животные в это время года? (сидят в норах, спят).
Да ребята, вы всё правильно говорите. Но оказывается, многие животные не спят и зимой, они активны круглый год. И вот сейчас я вам предлагаю отправиться на волшебном лифте по зимнем этажам леса, и увидим, как лесные животные проводят зимние дни. Животные с которыми мы встретимся - млекопитающие.
А почему ребята их называют млекопитающие? (пьют молоко, мама кормит своим молочком). Правильно их называют млекопитающими, потому что мать выкармливает своих детенышей своим молоком.
Нажмём на кнопку - и вот первый этаж нашего путешествия - подземный. А почему называется подземный? (потому что живут под землёй) Круглый год живёт под землёй один зверёк. Сейчас Вадим загадает нам загадку
«Сделал дыру, Вырыл нору,
солнце сияет а он и не знает»
Правильно ребята это крот. Круглый год под землёй живёт крот. В лесу очень много норок вырытых кротами. Тело крота специально приспособлено к жизни в норах и рытью. Крот роет почву сильными передними лапами они короче задних, но с мощными когтями.
Глаза крота недоразвиты, т.е. очень - очень маленькие, поэтому крот почти ничего не видит. Представляете, ребята глаза крота величиной со спичечную головку. Но хорошо развито обоняние - это нюх, по этому мордочка вытянута в небольшой хоботок. Кроты роют норы длинной в несколько сот метров. И в норках и под землёй они отыскивают личинок червей и питаются ими. Норы делают очень длинные как от нашего сада и до №17 школы. А теперь Соня загадай свою загадку
«Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовётся это... (Ёж).
Теперь ребята мы сделаем следующую остановку. Вот остановился наш лифт на №2 этаже. Мы в гостях у ежа.
Ребята как вы думаете что делает ёж зимой? (спит, ползает). Зиму ёж проводит в норе, он забирается в неё поздней осенью. Сворачивается в клубок и впадает в спячку. Температура тела ежа становится очень низко, он редко дышит, сердце работает слабо и медленно и по этому ему не надо питаться. У ежа тоже маленькие глазки, и очень хорошо развит нюх. Тело его покрыто иголками а правильно по научному это называется - видоизменные волосы.
На следующим этаже нашего путешествия живут другие животные. Женя загадывай свою загадку:
«Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы» (Заяц)
А теперь послушайте другую загадку:
«Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса
А зовут её... (лиса)
А теперь послушаем загадку Гены:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Лиса и волк это хищники. А почему они так называются. (Злые, хищные едят других животных.)
Да они хищные потому что живут не рядом с человеком, охотятся на других животных, питаются крупной добычей и имеют очень большие клыки и крупные зубы пиловидной формы. Что вы можете рассказать о волке? Волки это звери на высоких ногах тело покрыто тёплой шерстью. Они могут отыскивать добычу по следам, и долго её преследовать. Один волк весит 60-80 кг. «Это примерно четыре ребёнка встанут на весы, вот так весит 1 волк. Волки живут и охотятся стаей. В стае от 5-12 волков. Волки могут добывать крупных животных (лосей, кабанов). У волка очень хороший нюх. Живут волки в логове. Лиса похожа на волка она то же хищница. Но лисы живут не стаей а по одиночке. У них очень хорошее зрение и нюх. Мех у лисице очень густой и пушистый. Лиса может спать прямо на снегу не замерзая, живут лисы в норах. (ребята давайте отдохнем и сделаем музыкальную паузу, игра «Охотник и лиса).
И теперь ребята поговорим о зайцах.
А как вы думаете, зимуют зайцы? Зайцы живут не в норах, а в укромных местах. Это может быть заросли кустарника, валежника. Зайцы грызущие млекопитающее. У них нет клыков но очень крупные передние зубы - резцы. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи. По этому могут обгрызать кору с деревьев. У зайца пушистая шерстка. Летом серая, а зимой белая - незаметная на снегу-
А теперь послушаем загадку Кати:
С ветки на ветку,
быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
Давайте отправимся на последний этаж нашего путешествия в дупло к белочке. Что вы можете рассказать о белке.
Белка грызун, у неё как у зайца развиты передние зубы.
Тело белки покрыто красивой шерстью, которая на солнце красиво переливается. У белки большой пушистый хвост который помогает ей передвигаться. Белка всегда делает запасы на зиму, (орехи, грибы, ягоды почки деревьев).
Д/игра «Чей хвост, чья голова»
Вот ребята и закончилось наше путешествие по этажам зимнего леса. А я вам приготовила ещё одну игру «Выложи животное».
Мы сегодня побывали в зимнем лесу, познакомились с жизнью разных животных. Итог.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе:
«Этажи леса»
Программное содержание : Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.
Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать лесным жителям зимой. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.
Методическое обеспечение: Картина «Этажи леса», комплект иллюстраций о животных, обруч, маски-шапочки для игры и набор открыток с животными. Предшествующая работа: Читали рассказы В. Бианки «В зимнем лесу», Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу? !» читали сказки о животных, рассматривали иллюстрации С. Радкевича «Встреча с животными», загадывали загадки о животных, учили стихи, рисовали животных.
Ход занятия : Читаю детям стихотворение И. Сурикова «Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
крепко, непробудно.
Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение. О (Зиме)
Правильно ребята о зиме.
А как вы думаете, где лучше всего дышатся зимой? Где пахнет деревьями и тишину нарушает только стук дятла или хруст веточек (В лесу, на даче, за городом, в деревне).
Правильно ребята, лучше всего дышатся зимой в лесу. Деревья отдыхают под снежными шапками, земля укрыта белым покрывалом. Морозно и тихо в зимнем лесу.
А как вы думаете, что же делают животные в это время года? (сидят в норах, спят).
Да ребята, вы всё правильно говорите. Но оказывается, многие животные не спят и зимой, они активны круглый год. И вот сейчас я вам предлагаю отправиться на волшебном лифте по зимнем этажам леса, и увидим, как лесные животные проводят зимние дни. Животные с которыми мы встретимся - млекопитающие.
А почему ребята их называют млекопитающие? (пьют молоко, мама кормит своим молочком). Правильно их называют млекопитающими, потому что мать выкармливает своих детенышей своим молоком.
Нажмём на кнопку - и вот первый этаж нашего путешествия - подземный. А почему называется подземный? (потому что живут под землёй) Круглый год живёт под землёй один зверёк. Сейчас Вадим загадает нам загадку
«Сделал дыру, Вырыл нору,
солнце сияет а он и не знает»
Правильно ребята это крот. Круглый год под землёй живёт крот. В лесу очень много норок вырытых кротами. Тело крота специально приспособлено к жизни в норах и рытью. Крот роет почву сильными передними лапами они короче задних, но с мощными когтями.
Глаза крота недоразвиты, т.е. очень - очень маленькие, поэтому крот почти ничего не видит. Представляете, ребята глаза крота величиной со спичечную головку. Но хорошо развито обоняние - это нюх, по этому мордочка вытянута в небольшой хоботок. Кроты роют норы длинной в несколько сот метров. И в норках и под землёй они отыскивают личинок червей и питаются ими. Норы делают очень длинные как от нашего сада и до №17 школы. А теперь Соня загадай свою загадку
«Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовётся это... (Ёж).
Теперь ребята мы сделаем следующую остановку. Вот остановился наш лифт на №2 этаже. Мы в гостях у ежа.
Ребята как вы думаете что делает ёж зимой? (спит, ползает). Зиму ёж проводит в норе, он забирается в неё поздней осенью. Сворачивается в клубок и впадает в спячку. Температура тела ежа становится очень низко, он редко дышит, сердце работает слабо и медленно и по этому ему не надо питаться. У ежа тоже маленькие глазки, и очень хорошо развит нюх. Тело его покрыто иголками а правильно по научному это называется - видоизменные волосы.
На следующим этаже нашего путешествия живут другие животные. Женя загадывай свою загадку:
«Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы» (Заяц)
А теперь послушайте другую загадку:
«Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса
А зовут её... (лиса)
А теперь послушаем загадку Гены:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Лиса и волк это хищники. А почему они так называются. (Злые, хищные едят других животных.)
Да они хищные потому что живут не рядом с человеком, охотятся на других животных, питаются крупной добычей и имеют очень большие клыки и крупные зубы пиловидной формы. Что вы можете рассказать о волке? Волки это звери на высоких ногах тело покрыто тёплой шерстью. Они могут отыскивать добычу по следам, и долго её преследовать. Один волк весит 60-80 кг. «Это примерно четыре ребёнка встанут на весы, вот так весит 1 волк. Волки живут и охотятся стаей. В стае от 5-12 волков. Волки могут добывать крупных животных (лосей, кабанов). У волка очень хороший нюх. Живут волки в логове. Лиса похожа на волка она то же хищница. Но лисы живут не стаей а по одиночке. У них очень хорошее зрение и нюх. Мех у лисице очень густой и пушистый. Лиса может спать прямо на снегу не замерзая, живут лисы в норах. (ребята давайте отдохнем и сделаем музыкальную паузу, игра «Охотник и лиса).
И теперь ребята поговорим о зайцах.
А как вы думаете, зимуют зайцы? Зайцы живут не в норах, а в укромных местах. Это может быть заросли кустарника, валежника. Зайцы грызущие млекопитающее. У них нет клыков но очень крупные передние зубы - резцы. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи. По этому могут обгрызать кору с деревьев. У зайца пушистая шерстка. Летом серая, а зимой белая - незаметная на снегу-
А теперь послушаем загадку Кати:
С ветки на ветку,
быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
Давайте отправимся на последний этаж нашего путешествия в дупло к белочке. Что вы можете рассказать о белке.
Белка грызун, у неё как у зайца развиты передние зубы.
Тело белки покрыто красивой шерстью, которая на солнце красиво переливается. У белки большой пушистый хвост который помогает ей передвигаться. Белка всегда делает запасы на зиму, (орехи, грибы, ягоды почки деревьев).
Д/игра «Чей хвост, чья голова»
Вот ребята и закончилось наше путешествие по этажам зимнего леса. А я вам приготовила ещё одну игру «Выложи животное».
Мы сегодня побывали в зимнем лесу, познакомились с жизнью разных животных. Итог.
Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе: «Этажи леса»
Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.
Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать лесным жителям зимой. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.
Методическое обеспечение: Картина «Этажи леса» , комплект иллюстраций о животных, обруч, маски-шапочки для игры и набор открыток с животными. Предшествующая работа: Читали рассказы В. Бианки «В зимнем лесу» , Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?!» читали сказки о животных, рассматривали иллюстрации С. Радкевича «Встреча с животными» , загадывали загадки о животных, учили стихи, рисовали животных.
Ход занятия: Читаю детям стихотворение И. Сурикова «Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
крепко, непробудно.
Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение. О (Зиме)
Правильно ребята о зиме.
А как вы думаете, где лучше всего дышатся зимой? Где пахнет деревьями и тишину нарушает только стук дятла или хруст веточек (В лесу, на даче, за городом, в деревне) .
Правильно ребята, лучше всего дышатся зимой в лесу. Деревья отдыхают под снежными шапками, земля укрыта белым покрывалом. Морозно и тихо в зимнем лесу.
А как вы думаете, что же делают животные в это время года? (сидят в норах, спят) .
Да ребята, вы всё правильно говорите. Но оказывается, многие животные не спят и зимой, они активны круглый год. И вот сейчас я вам предлагаю отправиться на волшебном лифте по зимнем этажам леса, и увидим, как лесные животные проводят зимние дни. Животные с которыми мы встретимся - млекопитающие.
А почему ребята их называют млекопитающие? (пьют молоко, мама кормит своим молочком) . Правильно их называют млекопитающими, потому что мать выкармливает своих детенышей своим молоком.
Нажмём на кнопку - и вот первый этаж нашего путешествия - подземный. А почему называется подземный? (потому что живут под землёй) Круглый год живёт под землёй один зверёк. Сейчас Вадим загадает нам загадку
«Сделал дыру, Вырыл нору,
солнце сияет а он и не знает»
Правильно ребята это крот. Круглый год под землёй живёт крот. В лесу очень много норок вырытых кротами. Тело крота специально приспособлено к жизни в норах и рытью. Крот роет почву сильными передними лапами они короче задних, но с мощными когтями.
Глаза крота недоразвиты, т.е. очень - очень маленькие, поэтому крот почти ничего не видит. Представляете, ребята глаза крота величиной со спичечную головку. Но хорошо развито обоняние - это нюх, по этому мордочка вытянута в небольшой хоботок. Кроты роют норы длинной в несколько сот метров. И в норках и под землёй они отыскивают личинок червей и питаются ими. Норы делают очень длинные как от нашего сада и до №17 школы. А теперь Соня загадай свою загадку
«Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовётся это... (Ёж)
.
Теперь ребята мы сделаем следующую остановку. Вот остановился наш лифт на №2 этаже. Мы в гостях у ежа.
Ребята как вы думаете что делает ёж зимой? (спит, ползает) . Зиму ёж проводит в норе, он забирается в неё поздней осенью. Сворачивается в клубок и впадает в спячку. Температура тела ежа становится очень низко, он редко дышит, сердце работает слабо и медленно и по этому ему не надо питаться. У ежа тоже маленькие глазки, и очень хорошо развит нюх. Тело его покрыто иголками а правильно по научному это называется - видоизменные волосы.
На следующим этаже нашего путешествия живут другие животные. Женя загадывай свою загадку:
«Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы» (Заяц)
А теперь послушайте другую загадку:
«Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса
А зовут её... (лиса)
А теперь послушаем загадку Гены:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Лиса и волк это хищники. А почему они так называются. (Злые, хищные едят других животных.)
Да они хищные потому что живут не рядом с человеком, охотятся на других животных, питаются крупной добычей и имеют очень большие клыки и крупные зубы пиловидной формы. Что вы можете рассказать о волке? Волки это звери на высоких ногах тело покрыто тёплой шерстью. Они могут отыскивать добычу по следам, и долго её преследовать. Один волк весит 60-80 кг. «Это примерно четыре ребёнка встанут на весы, вот так весит 1 волк. Волки живут и охотятся стаей. В стае от 5-12 волков. Волки могут добывать крупных животных (лосей, кабанов) . У волка очень хороший нюх. Живут волки в логове. Лиса похожа на волка она то же хищница. Но лисы живут не стаей а по одиночке. У них очень хорошее зрение и нюх. Мех у лисице очень густой и пушистый. Лиса может спать прямо на снегу не замерзая, живут лисы в норах. (ребята давайте отдохнем и сделаем музыкальную паузу, игра «Охотник и лиса) .
И теперь ребята поговорим о зайцах.
А как вы думаете, зимуют зайцы? Зайцы живут не в норах, а в укромных местах. Это может быть заросли кустарника, валежника. Зайцы грызущие млекопитающее. У них нет клыков но очень крупные передние зубы - резцы. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи. По этому могут обгрызать кору с деревьев. У зайца пушистая шерстка. Летом серая, а зимой белая - незаметная на снегу-
А теперь послушаем загадку Кати:
4
С ветки на ветку,
быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
Давайте отправимся на последний этаж нашего путешествия в дупло к белочке. Что вы можете рассказать о белке.
Белка грызун, у неё как у зайца развиты передние зубы.
Тело белки покрыто красивой шерстью, которая на солнце красиво переливается. У белки большой пушистый хвост который помогает ей передвигаться. Белка всегда делает запасы на зиму, (орехи, грибы, ягоды почки деревьев) .
Д/игра «Чей хвост, чья голова»
Вот ребята и закончилось наше путешествие по этажам зимнего леса. А я вам приготовила ещё одну игру «Выложи животное» .
Мы сегодня побывали в зимнем лесу, познакомились с жизнью разных животных. Итог.
БРЕЙН-РИНГ «НАШ ДОМ - ПРИРОДА»1. Обобщить и систематизировать знания детей о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.
2. Закрепить представления детей о многоярусности леса, об особенностях жизни обитателей каждого яруса.
3. Упражнять детей в умении обобщать животный мир по существенным признакам (звери, птицы, насекомые).
4. Закрепить умение группировать животных по способу приспособления к окружающей среде.
5. Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.
6. Развивать логическое мышление, творческое воображение, внимание, умение отстаивать свои суждения.
7. Развивать связную, доказательную речь детей.
8. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
9. Воспитание и умение работать сообща, оказывать друг другу помощь.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Письмо от Лесовичка
Эмблемы с названием команд: «Знатоки», «Экологи».
Карточки с правилами поведения в природе;
Синий ящик с компасом;
Дидактическая игра «Третий лишний»;
Разрезные картинки;
Карточки с изображением птиц;
Плакат «Ярусы леса» и картинки обитателей леса;
Три обруча, игрушечные животные – растительноядные и хищники;
Грамоты для награждения победителей.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Вот оно. Давайте прочитаем кому оно и от кого:
Кому: Детский сад № 12, подготовительная группа
От кого: Лесовичка
Воспитатель читает письмо:
Дорогие ребята! Слышал я в своем лесу, что вы очень любите проводить КВНы, викторины Знатоков о природе. Сегодня я вам предлагаю поучаствовать в игре «Брейн-Ринг» «Наш дом – Природа». Для вас я приготовил много интересных заданий о природе, о животных и птицах, обитающих в наших лесах. Они лежат в конверте, еще конечно - же приготовил призы для победителей.
Воспитатель: Ну, что, ребята, давайте покажем Лесовичку какие вы умные, как много знаете о природе.
Капитаны команд проводите свои команды за столы.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Итак, мы начинаем «Брейн-Ринг».
Разрешите представить команды! Первая – «Знатоки», вторая – «Экологи». А сейчас я попрошу капитанов прочесть девиз своей команды.
1-й капитан:
Мы – Знатоки, но мы всего не знаем
Ведь мы учиться только начинаем!
Чтобы все на свете знать!
2-й капитан:
А мы – Экологи, природу нашу любим,
Губить ее мы никогда не будем!
Беречь ее мы будем и оберегать!
Воспитатель: Вот мы и познакомились с девизом каждой команды.
А сейчас
Первый конкурс «Разминка».
Воспитатель: Я задам вопросы, а вы внимательно слушайте и отвечайте. Кто на вопрос ответы знает, тот быстро сигнальчик поднимает:
1. Лес – это дом для кого? (для растений и животных) .
2. Как называется животное, выкармливающее детеныша молоком? (млекопитающее) .
3. Зачем белке такой пышный хвост? (она им рулит) .
4. Почему мыши все грызут? (чтобы стачивать зубы) .
5. У кого из животных есть иголки? (ёж, дикобраз, ехидна) .
6. Кто в лесу всю зиму спит? (медведь, ёж, барсук) .
7. Птицы могут быть перелетные, а могут быть и … (зимующие) .
8. Животные могут быть растительноядные, а могут быть и … (хищные) .
9. Какая перелетная птица первой возвращается к нам из теплых стран? (грач) .
10. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (скворечник) .
На этом первый конкурс «Разминка» закончен, вы отлично справились и порадовали меня.
Второй конкурс «Береги природу».
Воспитатель: Все Знают, что природу надо беречь и охранять, но не все делают этого. Давайте мы с вами повторим правила поведения в природе и покажем гостям, что мы умеем беречь природу. Может быть кто-то знает стихотворение об охране природы?
Ребенок читает стихотворение:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна.
Воспитатель: А теперь внимание – задание! Какая команда больше назовет правил поведения в природе.
Дети называют правила поведения в природе.
Воспитатель: Молодцы! знаете как вести себя в природе и умеете ее беречь.
А теперь
Третий конкурс «Синий ящик».
Воспитатель:
Внимание! Синий ящик, что в нем?
На свете есть один предмет,
В котором спрятан белый свет.
Ты стрелку смело повернешь
И без труда домой дойдешь!
(компас)
Для чего он нужен?
Воспитатель слушает ответы детей.
Музыкально-физкультурная пауза.
Воспитатель:
А теперь немного отдохните,
Деревья и птиц мне изобразите.
Руки подняли и помахали, это деревья в лесу!
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер срывает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем: руки сложили назад.
Воспитатель: А теперь начинаем
Четвертый конкурс «Третий - лишний».
Воспитатель показывает карточки, ребенок по существенным признакам и по способу приспособления к окружающей среде находит лишнее животное и доказывает почему оно лишнее.
Пятый конкурс «Конкурс капитанов»
Капитаны собирают разрезные картинки, рассказывают какое время года на них изображено, почему они так думают. В это время с командами проводится дидактическая игра «Что дать птице на обед».
Воспитатель: Я буду показывать птицу, вы её называете и говорите, чем она питается.
Синица сало;
Снегирь рябина;
Клест шишки; Сорока семечки;
Воробей крошки;
Дятел насекомые
Шестой конкурс «Ярусы леса»
Воспитатель: Вы все знаете, что лес – это дом для животных и растений. Все они живут на своих этажах.
1. Как еще называются эти этажи? (ярусы) .
2. Сколько всего ярусов в лесу? (три + подвал) .
3. Где находится первый этаж и кто на нем живет? (верхушки деревьев ястребы, белки, дятлы) .
4. Что относится ко второму этажу и кто на нем живет? (кустарники певчие птицы) .
5. Что относится к третьему этажу и кто на нем живет? (трава, мхи, цветы, грибы звери, змеи) .
6. Что мы называем подвалом в лесу и кто в нем живет? (все что под землей корни деревьев и растений, мыши, кроты, черви) .
Воспитатель: Капитаны, выберете по одному игроку из команды.
К плакату «Ярусы леса» выходит по одному ребенку.
Воспитатель: Вам надо расселить животных по этажам.
Молодцы! Все правильно.
Седьмой конкурс «Разложи животных»
Дидактическая игра «Способы питания животных».
Воспитатель: Вы все знаете, что животные питаются разной пищей: одни питаются растениями, а другие - животными.
1. Как называются животные, которые питаются растениями? (растительноядные) .
2. Как называются животные, которые питаются другими животными? (хищники) .
Воспитатель: А теперь вам надо построиться друг за другом. Команда «Экологи» должна выбрать из всех животных, лежащих в обруче только растительноядных и отнести в зеленый обруч, а команда «Знатоки» - только хищных животных и отнести в красный обруч.
Молодцы! Справились отлично с заданием!
Восьмой конкурс «Кто, где живет? »
Воспитатель: Как называются жилища у животных:
Крот нора;
Белка дупло;
Лиса нора; Волк логово;
Медведь берлога;
Мышь нора
Девятый конкурс «Да или нет? »
Воспитатель: Вы должны прослушать вопросы и ответить: Бывает это или не бывает и почему?
1. Может ли клест жить в березовой роще?
2. Бывают ли зимой в гнезде птенцы?
3. В мороз снегири рябину кушают?
4. Может ли дятел жить на лугу?
5. На зиму ласточки улетают?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Наш Брейн-Ринг подошел к концу. Вы великолепно справились со всеми заданиями, показали какие вы хорошие знатоки природы. Капитаны команд посчитайте сколько баллов заработали ваши команды.
Подведение итогов, награждение победителей.
Воспитатель: Молодцы, спасибо за отличную игру!
Обобщить представления детей о растительном мире Ленинградской области; закрепить знания детей о «этажах леса»; активизировать мышление; формировать представления о разнообразии лесов и необходимости их охраны; закрепить представления о деревьях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НОД ПО ЭКОЛОГИИ
«Этажи леса; лесной дом Ленинградской области»
(подготовительная группа)
Цель: Обобщить представления детей о растительном мире Ленинградской области; закрепить знания детей о «этажах леса»; активизировать мышление; формировать представления о разнообразии лесов и необходимости их охраны; закрепить представления о деревьях.
Материал: Плакат «Этажи леса» и животные; здоровое и больное дерево и природоохранные знаки; растительная карта Ленинградской области; иллюстрации деревьев Ленинградской области и их плоды.
Предварительная работа: Беседы с детьми о деревьях Ленинградской области; дидактические игры: «этажи леса», «Что для дерева хорошо, что плохо», «Деревья и плоды».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами очень интересная и полезная беседа, а о чем она, вы узнаете, отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!
Что же это за дом?
(ЛЕС)
Верно, это лес. Лес называют «Лесным домом», как вы думаете, почему?
Дети: Потому что там живут животные и у них каждого есть свой дом.
Воспитатель: А в любом доме есть этажи. Сколько этажей в лесу?
Дети: 5 этажей.
Воспитатель: Давайте заселим наш лесной дом.
Дети: На первом этаже – растут низкие травы, грибы, ползают муравьи, жуки, бегают звери, прыгают птицы.
На втором этаже – высокие травы, кустарники, по веткам ползают жуки, плетут паутину пауки, бабочки, кузнечики.
На третьем этаже – растут молодые деревья, кустарники, сидят птицы, белки, насекомые.
На четвертом этаже – находятся кроны деревьев и жилище птиц.
На пятом этаже – верхушки деревьев – это крыша лесного дома. Они защищают лесных обитателей от жары, от сильного дождя и ветра.
Воспитатель: А как называется эта часть дома? (показывает подвал)
Дети: Подвал
Воспитатель: Кто здесь обитает?
Дети: Кроты, дождевые черви, личинки жуков, растут корни растений.
Воспитатель: У каждого из нас есть своя квартира, так же и у обитателей лесного дома есть свое жилище. Как называется жилище у белки и дятла? У медведя? У лисы, крота и барсука? А теперь я предлагаю вам выполнить вот такое задание – посмотрите, вот два дерева: одно дерево улыбчивое, здоровое, а другое грустное, больное. Я вам раздам природоохранные знаки, а вам нужно их расставить, под одно или другое дерево. Теперь давайте, перечислим, какие условия нужны, для того чтобы дерево было здоровым.
Дети: Солнце, дождь, птицы, насекомые…
Воспитатель: Какие условия привели к тому, что дерево заболело?
Дети: Пожар, сильный ветер, яркое солнце, вырубка леса…
Воспитатель: Теперь давайте поговорим о нашем лесе. Посмотрите на карту Ленинградской области. Какого цвета больше на карте? (зеленого) Как вы думаете, что обозначает зеленый цвет?
Дети: Это лес.
Воспитатель: Какие виды леса на вы знаете?
Дети: Лиственный, хвойный, смешанный.
Воспитатель: Каких лесов у нас больше?
Дети: Лиственных.
Воспитатель: Какие деревья растут в лиственном лесу?
Дети: Береза, тополь, дуб, осина, рябина.
Воспитатель: Ребята, вы все знаете нашу русскую красавицу? (показать на березу) Сейчас Саша вам расскажет про березу, давайте послушаем.
Сообщение о березе.
Воспитатель: Какие деревья растут в хвойном лесу?
Дети: Ель, лиственница, сосна, пихта.
Воспитатель: Давайте послушаем сообщение о грациозной пихте. А в смешанном лесу, какие деревья растут?
Дети: И хвойные, и лиственные.
Воспитатель: Наш лес разнообразен и полон жизни. Он представлен многими видами растений, а под своей кроной приютил и кормит множество зверей, птиц, насекомых и помогает им вырастить потомство. Какую пользу приносит лес?
Дети: Лес очищает воздух и воду, задерживает пыль.
Воспитатель: Правильно, а для того, чтобы наши леса росли всегда, на деревьях созревают плоды, а из созревших плодов вырастают молодые деревья. Давайте поиграем в игру «Деревья и плоды». Я вам раздам кому-то деревья, а кому-то плоды от этих деревьев. Вам нужно найти пару.
Молодцы! Вы справились с заданием.
Мы убедились, что лес приносит большую пользу человеку, лес – это дом для растений, животных, грибов. Мы все должны беречь и охранять лес. Об этом даже есть пословицы, мы с вами их знаем, давайте все хором их скажем:
«Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!»
«Лес богатство и краса, береги свои леса!»