Конспект НОД

(Подготовительная к школе группа)

«Знатоки природы.»

Разработала: воспитатель:

Александрова С. В

МБДОУ д/№1г. Починка

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был... Кто?

Воспитатель: Волк, лиса, заяц, лось и кабан - все живуг на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему?

Дети: (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)

Воспитатель: Какие еще животные живут на этом этаже?

Дети: называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др

Воспитатель: Кто из лесных животных занимает средний этаж?

Дети: (Куницы, совы, филин).

Воспитатель: Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.

Воспитатель: В наших Смоленских лесах живут и белки.

Воспитатель: Кто еще живет на верхних этажах?

Дети: (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы , комары.)

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Ребята скажите, из чего состоит, основа лесного дома?

Дети: Из разных деревьев.

Воспитатель: (Обращает внимание на кусочки коры. Посмотрите, кто же так безжалостно обращался с деревьями, сдирал с них кору?)

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим кору.

С каких деревьев эта кора?

У Маши с березы, у Димы с липы

Воспитатель: У кого из вас кора старого дерева?

Почему ты так считаешь?

Дети: Потому что она толстая.

Воспитатель: У кого из вас кора с молодого деревца?

Дети: Потому что она тонкая.

Воспитатель: Для чего кора нужна деревьям? Как вы думаете?

Дети: Кора защищает дерево.

Воспитатель: А от чего она его может защищать?

Дети: От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал.

Воспитатель: Ребята, как дерево добывает для себя воду?

Дети: Корни деревьев всасывают из почвы воду с питательными веществами необходимыми для них

Воспитатель: .Ребята сейчас вы можете посмотреть как это происходит, если проделаете такой опыт. Опыт.

В тарелочку с подкрашенной водой опускается веточка с марлей вместо корней. Дети наблюдают, как влага поднимается вверх.

Воспитатель: Так зачем же дереву нужны корни?

Дети: Растения с помощью корней «пьют» воду и получают питательные вещества из земли. Воспитатель: Корни растению нужны еще и для того чтобы удерживать растения над землей.

Воспитатель: Ребята как вы думаете , что произойдет с деревьями если будут повреждены корни дерева или его кора? Дети:Дерево погибнет. Воспитатель: Если много деревьев погибнет? Дети:Пропадет целый лес.

Воспитатель: Ребята как вы считаете что должны люди делать, что бы не гибли леса?

Дети Выполнять правила поведения в природе. . Воспитатель: А чтобы все помнили их мы придумаем свой плакат с правилами поведения в природе. Воспитатель: Какой цвет сигнализирует об опасности? Дети: Красный. Воспитатель: Этим цветом вы зачеркнете то чего нельзя делать в лесу. В конце занятия дети выкладывает свои знаки вместе, как плакат «берегите природу».

Посмотрите, сколько всего мы с вами сберегли, сколько живого нуждается в нашей помощи и заботе!

Конспект

занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе:

«Этажи леса»

Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.

Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать лесным жителям зимой. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.

Методическое обеспечение: Картина «Этажи леса», комплект иллюстраций о животных, обруч, маски-шапочки для игры и набор открыток с животными. Предшествующая работа: Читали рассказы В. Бианки «В зимнем лесу», Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу? !» читали сказки о животных, рассматривали иллюстрации С. Радкевича «Встреча с животными», загадывали загадки о животных, учили стихи, рисовали животных.

Ход занятия: Читаю детям стихотворение И. Сурикова «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

крепко, непробудно.

Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение. О (Зиме)

Правильно ребята о зиме.

А как вы думаете, где лучше всего дышатся зимой? Где пахнет деревьями и тишину нарушает только стук дятла или хруст веточек (В лесу, на даче, за городом, в деревне).

Правильно ребята, лучше всего дышатся зимой в лесу. Деревья отдыхают под снежными шапками, земля укрыта белым покрывалом. Морозно и тихо в зимнем лесу.

А как вы думаете, что же делают животные в это время года? (сидят в норах, спят).

Да ребята, вы всё правильно говорите. Но оказывается, многие животные не спят и зимой, они активны круглый год. И вот сейчас я вам предлагаю отправиться на волшебном лифте по зимнем этажам леса, и увидим, как лесные животные проводят зимние дни. Животные с которыми мы встретимся - млекопитающие.

А почему ребята их называют млекопитающие? (пьют молоко, мама кормит своим молочком). Правильно их называют млекопитающими, потому что мать выкармливает своих детенышей своим молоком.

Нажмём на кнопку - и вот первый этаж нашего путешествия - подземный. А почему называется подземный? (потому что живут под землёй) Круглый год живёт под землёй один зверёк. Сейчас Вадим загадает нам загадку

«Сделал дыру, Вырыл нору,

солнце сияет а он и не знает»

Правильно ребята это крот. Круглый год под землёй живёт крот. В лесу очень много норок вырытых кротами. Тело крота специально приспособлено к жизни в норах и рытью. Крот роет почву сильными передними лапами они короче задних, но с мощными когтями.

Глаза крота недоразвиты, т.е. очень - очень маленькие, поэтому крот почти ничего не видит. Представляете, ребята глаза крота величиной со спичечную головку. Но хорошо развито обоняние - это нюх, по этому мордочка вытянута в небольшой хоботок. Кроты роют норы длинной в несколько сот метров. И в норках и под землёй они отыскивают личинок червей и питаются ими. Норы делают очень длинные как от нашего сада и до №17 школы. А теперь Соня загадай свою загадку

«Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь,

А зовётся это... (Ёж).

Теперь ребята мы сделаем следующую остановку. Вот остановился наш лифт на №2 этаже. Мы в гостях у ежа.

Ребята как вы думаете что делает ёж зимой? (спит, ползает). Зиму ёж проводит в норе, он забирается в неё поздней осенью. Сворачивается в клубок и впадает в спячку. Температура тела ежа становится очень низко, он редко дышит, сердце работает слабо и медленно и по этому ему не надо питаться. У ежа тоже маленькие глазки, и очень хорошо развит нюх. Тело его покрыто иголками а правильно по научному это называется - видоизменные волосы.

На следующим этаже нашего путешествия живут другие животные. Женя загадывай свою загадку:

«Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы» (Заяц)

А теперь послушайте другую загадку:

«Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса

А зовут её... (лиса)

А теперь послушаем загадку Гены:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Лиса и волк это хищники. А почему они так называются. (Злые, хищные едят других животных.)

Да они хищные потому что живут не рядом с человеком, охотятся на других животных, питаются крупной добычей и имеют очень большие клыки и крупные зубы пиловидной формы. Что вы можете рассказать о волке? Волки это звери на высоких ногах тело покрыто тёплой шерстью. Они могут отыскивать добычу по следам, и долго её преследовать. Один волк весит 60-80 кг. «Это примерно четыре ребёнка встанут на весы, вот так весит 1 волк. Волки живут и охотятся стаей. В стае от 5-12 волков. Волки могут добывать крупных животных (лосей, кабанов). У волка очень хороший нюх. Живут волки в логове. Лиса похожа на волка она то же хищница. Но лисы живут не стаей а по одиночке. У них очень хорошее зрение и нюх. Мех у лисице очень густой и пушистый. Лиса может спать прямо на снегу не замерзая, живут лисы в норах. (ребята давайте отдохнем и сделаем музыкальную паузу, игра «Охотник и лиса).

И теперь ребята поговорим о зайцах.

А как вы думаете, зимуют зайцы? Зайцы живут не в норах, а в укромных местах. Это может быть заросли кустарника, валежника. Зайцы грызущие млекопитающее. У них нет клыков но очень крупные передние зубы - резцы. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи. По этому могут обгрызать кору с деревьев. У зайца пушистая шерстка. Летом серая, а зимой белая - незаметная на снегу-

А теперь послушаем загадку Кати:

С ветки на ветку,

быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Давайте отправимся на последний этаж нашего путешествия в дупло к белочке. Что вы можете рассказать о белке.

Белка грызун, у неё как у зайца развиты передние зубы.

Тело белки покрыто красивой шерстью, которая на солнце красиво переливается. У белки большой пушистый хвост который помогает ей передвигаться. Белка всегда делает запасы на зиму, (орехи, грибы, ягоды почки деревьев).

Д/игра «Чей хвост, чья голова»

Вот ребята и закончилось наше путешествие по этажам зимнего леса. А я вам приготовила ещё одну игру «Выложи животное».

Мы сегодня побывали в зимнем лесу, познакомились с жизнью разных животных. Итог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе:

«Этажи леса»

Программное содержание : Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.

Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать лесным жителям зимой. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.

Методическое обеспечение: Картина «Этажи леса», комплект иллюстраций о животных, обруч, маски-шапочки для игры и набор открыток с животными. Предшествующая работа: Читали рассказы В. Бианки «В зимнем лесу», Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу? !» читали сказки о животных, рассматривали иллюстрации С. Радкевича «Встреча с животными», загадывали загадки о животных, учили стихи, рисовали животных.

Ход занятия : Читаю детям стихотворение И. Сурикова «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

крепко, непробудно.

Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение. О (Зиме)

Правильно ребята о зиме.

А как вы думаете, где лучше всего дышатся зимой? Где пахнет деревьями и тишину нарушает только стук дятла или хруст веточек (В лесу, на даче, за городом, в деревне).

Правильно ребята, лучше всего дышатся зимой в лесу. Деревья отдыхают под снежными шапками, земля укрыта белым покрывалом. Морозно и тихо в зимнем лесу.

А как вы думаете, что же делают животные в это время года? (сидят в норах, спят).

Да ребята, вы всё правильно говорите. Но оказывается, многие животные не спят и зимой, они активны круглый год. И вот сейчас я вам предлагаю отправиться на волшебном лифте по зимнем этажам леса, и увидим, как лесные животные проводят зимние дни. Животные с которыми мы встретимся - млекопитающие.

А почему ребята их называют млекопитающие? (пьют молоко, мама кормит своим молочком). Правильно их называют млекопитающими, потому что мать выкармливает своих детенышей своим молоком.

Нажмём на кнопку - и вот первый этаж нашего путешествия - подземный. А почему называется подземный? (потому что живут под землёй) Круглый год живёт под землёй один зверёк. Сейчас Вадим загадает нам загадку

«Сделал дыру, Вырыл нору,

солнце сияет а он и не знает»

Правильно ребята это крот. Круглый год под землёй живёт крот. В лесу очень много норок вырытых кротами. Тело крота специально приспособлено к жизни в норах и рытью. Крот роет почву сильными передними лапами они короче задних, но с мощными когтями.

Глаза крота недоразвиты, т.е. очень - очень маленькие, поэтому крот почти ничего не видит. Представляете, ребята глаза крота величиной со спичечную головку. Но хорошо развито обоняние - это нюх, по этому мордочка вытянута в небольшой хоботок. Кроты роют норы длинной в несколько сот метров. И в норках и под землёй они отыскивают личинок червей и питаются ими. Норы делают очень длинные как от нашего сада и до №17 школы. А теперь Соня загадай свою загадку

«Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь,

А зовётся это... (Ёж).

Теперь ребята мы сделаем следующую остановку. Вот остановился наш лифт на №2 этаже. Мы в гостях у ежа.

Ребята как вы думаете что делает ёж зимой? (спит, ползает). Зиму ёж проводит в норе, он забирается в неё поздней осенью. Сворачивается в клубок и впадает в спячку. Температура тела ежа становится очень низко, он редко дышит, сердце работает слабо и медленно и по этому ему не надо питаться. У ежа тоже маленькие глазки, и очень хорошо развит нюх. Тело его покрыто иголками а правильно по научному это называется - видоизменные волосы.

На следующим этаже нашего путешествия живут другие животные. Женя загадывай свою загадку:

«Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы» (Заяц)

А теперь послушайте другую загадку:

«Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса

А зовут её... (лиса)

А теперь послушаем загадку Гены:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Лиса и волк это хищники. А почему они так называются. (Злые, хищные едят других животных.)

Да они хищные потому что живут не рядом с человеком, охотятся на других животных, питаются крупной добычей и имеют очень большие клыки и крупные зубы пиловидной формы. Что вы можете рассказать о волке? Волки это звери на высоких ногах тело покрыто тёплой шерстью. Они могут отыскивать добычу по следам, и долго её преследовать. Один волк весит 60-80 кг. «Это примерно четыре ребёнка встанут на весы, вот так весит 1 волк. Волки живут и охотятся стаей. В стае от 5-12 волков. Волки могут добывать крупных животных (лосей, кабанов). У волка очень хороший нюх. Живут волки в логове. Лиса похожа на волка она то же хищница. Но лисы живут не стаей а по одиночке. У них очень хорошее зрение и нюх. Мех у лисице очень густой и пушистый. Лиса может спать прямо на снегу не замерзая, живут лисы в норах. (ребята давайте отдохнем и сделаем музыкальную паузу, игра «Охотник и лиса).

И теперь ребята поговорим о зайцах.

А как вы думаете, зимуют зайцы? Зайцы живут не в норах, а в укромных местах. Это может быть заросли кустарника, валежника. Зайцы грызущие млекопитающее. У них нет клыков но очень крупные передние зубы - резцы. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи. По этому могут обгрызать кору с деревьев. У зайца пушистая шерстка. Летом серая, а зимой белая - незаметная на снегу-

А теперь послушаем загадку Кати:

С ветки на ветку,

быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Давайте отправимся на последний этаж нашего путешествия в дупло к белочке. Что вы можете рассказать о белке.

Белка грызун, у неё как у зайца развиты передние зубы.

Тело белки покрыто красивой шерстью, которая на солнце красиво переливается. У белки большой пушистый хвост который помогает ей передвигаться. Белка всегда делает запасы на зиму, (орехи, грибы, ягоды почки деревьев).

Д/игра «Чей хвост, чья голова»

Вот ребята и закончилось наше путешествие по этажам зимнего леса. А я вам приготовила ещё одну игру «Выложи животное».

Мы сегодня побывали в зимнем лесу, познакомились с жизнью разных животных. Итог.


Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе: «Этажи леса»

Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.

Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать лесным жителям зимой. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.

Методическое обеспечение: Картина «Этажи леса» , комплект иллюстраций о животных, обруч, маски-шапочки для игры и набор открыток с животными. Предшествующая работа: Читали рассказы В. Бианки «В зимнем лесу» , Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?!» читали сказки о животных, рассматривали иллюстрации С. Радкевича «Встреча с животными» , загадывали загадки о животных, учили стихи, рисовали животных.

Ход занятия: Читаю детям стихотворение И. Сурикова «Зима»

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
крепко, непробудно.

Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение. О (Зиме)

Правильно ребята о зиме.

А как вы думаете, где лучше всего дышатся зимой? Где пахнет деревьями и тишину нарушает только стук дятла или хруст веточек (В лесу, на даче, за городом, в деревне) .

Правильно ребята, лучше всего дышатся зимой в лесу. Деревья отдыхают под снежными шапками, земля укрыта белым покрывалом. Морозно и тихо в зимнем лесу.

А как вы думаете, что же делают животные в это время года? (сидят в норах, спят) .

Да ребята, вы всё правильно говорите. Но оказывается, многие животные не спят и зимой, они активны круглый год. И вот сейчас я вам предлагаю отправиться на волшебном лифте по зимнем этажам леса, и увидим, как лесные животные проводят зимние дни. Животные с которыми мы встретимся - млекопитающие.

А почему ребята их называют млекопитающие? (пьют молоко, мама кормит своим молочком) . Правильно их называют млекопитающими, потому что мать выкармливает своих детенышей своим молоком.

Нажмём на кнопку - и вот первый этаж нашего путешествия - подземный. А почему называется подземный? (потому что живут под землёй) Круглый год живёт под землёй один зверёк. Сейчас Вадим загадает нам загадку

«Сделал дыру, Вырыл нору,

солнце сияет а он и не знает»

Правильно ребята это крот. Круглый год под землёй живёт крот. В лесу очень много норок вырытых кротами. Тело крота специально приспособлено к жизни в норах и рытью. Крот роет почву сильными передними лапами они короче задних, но с мощными когтями.

Глаза крота недоразвиты, т.е. очень - очень маленькие, поэтому крот почти ничего не видит. Представляете, ребята глаза крота величиной со спичечную головку. Но хорошо развито обоняние - это нюх, по этому мордочка вытянута в небольшой хоботок. Кроты роют норы длинной в несколько сот метров. И в норках и под землёй они отыскивают личинок червей и питаются ими. Норы делают очень длинные как от нашего сада и до №17 школы. А теперь Соня загадай свою загадку

«Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовётся это... (Ёж) .

Теперь ребята мы сделаем следующую остановку. Вот остановился наш лифт на №2 этаже. Мы в гостях у ежа.

Ребята как вы думаете что делает ёж зимой? (спит, ползает) . Зиму ёж проводит в норе, он забирается в неё поздней осенью. Сворачивается в клубок и впадает в спячку. Температура тела ежа становится очень низко, он редко дышит, сердце работает слабо и медленно и по этому ему не надо питаться. У ежа тоже маленькие глазки, и очень хорошо развит нюх. Тело его покрыто иголками а правильно по научному это называется - видоизменные волосы.

На следующим этаже нашего путешествия живут другие животные. Женя загадывай свою загадку:

«Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы» (Заяц)

А теперь послушайте другую загадку:
«Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса
А зовут её... (лиса)

А теперь послушаем загадку Гены:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)

Лиса и волк это хищники. А почему они так называются. (Злые, хищные едят других животных.)

Да они хищные потому что живут не рядом с человеком, охотятся на других животных, питаются крупной добычей и имеют очень большие клыки и крупные зубы пиловидной формы. Что вы можете рассказать о волке? Волки это звери на высоких ногах тело покрыто тёплой шерстью. Они могут отыскивать добычу по следам, и долго её преследовать. Один волк весит 60-80 кг. «Это примерно четыре ребёнка встанут на весы, вот так весит 1 волк. Волки живут и охотятся стаей. В стае от 5-12 волков. Волки могут добывать крупных животных (лосей, кабанов) . У волка очень хороший нюх. Живут волки в логове. Лиса похожа на волка она то же хищница. Но лисы живут не стаей а по одиночке. У них очень хорошее зрение и нюх. Мех у лисице очень густой и пушистый. Лиса может спать прямо на снегу не замерзая, живут лисы в норах. (ребята давайте отдохнем и сделаем музыкальную паузу, игра «Охотник и лиса) .

И теперь ребята поговорим о зайцах.

А как вы думаете, зимуют зайцы? Зайцы живут не в норах, а в укромных местах. Это может быть заросли кустарника, валежника. Зайцы грызущие млекопитающее. У них нет клыков но очень крупные передние зубы - резцы. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи. По этому могут обгрызать кору с деревьев. У зайца пушистая шерстка. Летом серая, а зимой белая - незаметная на снегу-

А теперь послушаем загадку Кати:

4
С ветки на ветку,
быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Давайте отправимся на последний этаж нашего путешествия в дупло к белочке. Что вы можете рассказать о белке.

Белка грызун, у неё как у зайца развиты передние зубы.

Тело белки покрыто красивой шерстью, которая на солнце красиво переливается. У белки большой пушистый хвост который помогает ей передвигаться. Белка всегда делает запасы на зиму, (орехи, грибы, ягоды почки деревьев) .

Д/игра «Чей хвост, чья голова»

Вот ребята и закончилось наше путешествие по этажам зимнего леса. А я вам приготовила ещё одну игру «Выложи животное» .

Мы сегодня побывали в зимнем лесу, познакомились с жизнью разных животных. Итог.

БРЕЙН-РИНГ «НАШ ДОМ - ПРИРОДА»

1. Обобщить и систематизировать знания детей о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.

2. Закрепить представления детей о многоярусности леса, об особенностях жизни обитателей каждого яруса.

3. Упражнять детей в умении обобщать животный мир по существенным признакам (звери, птицы, насекомые).

4. Закрепить умение группировать животных по способу приспособления к окружающей среде.

5. Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.

6. Развивать логическое мышление, творческое воображение, внимание, умение отстаивать свои суждения.

7. Развивать связную, доказательную речь детей.

8. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

9. Воспитание и умение работать сообща, оказывать друг другу помощь.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Письмо от Лесовичка

Эмблемы с названием команд: «Знатоки», «Экологи».

Карточки с правилами поведения в природе;

Синий ящик с компасом;

Дидактическая игра «Третий лишний»;

Разрезные картинки;

Карточки с изображением птиц;

Плакат «Ярусы леса» и картинки обитателей леса;

Три обруча, игрушечные животные – растительноядные и хищники;

Грамоты для награждения победителей.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Вот оно. Давайте прочитаем кому оно и от кого:

Кому: Детский сад № 12, подготовительная группа

От кого: Лесовичка

Воспитатель читает письмо:

Дорогие ребята! Слышал я в своем лесу, что вы очень любите проводить КВНы, викторины Знатоков о природе. Сегодня я вам предлагаю поучаствовать в игре «Брейн-Ринг» «Наш дом – Природа». Для вас я приготовил много интересных заданий о природе, о животных и птицах, обитающих в наших лесах. Они лежат в конверте, еще конечно - же приготовил призы для победителей.

Воспитатель: Ну, что, ребята, давайте покажем Лесовичку какие вы умные, как много знаете о природе.

Капитаны команд проводите свои команды за столы.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Итак, мы начинаем «Брейн-Ринг».

Разрешите представить команды! Первая – «Знатоки», вторая – «Экологи». А сейчас я попрошу капитанов прочесть девиз своей команды.

1-й капитан:

Мы – Знатоки, но мы всего не знаем

Ведь мы учиться только начинаем!

Чтобы все на свете знать!

2-й капитан:

А мы – Экологи, природу нашу любим,

Губить ее мы никогда не будем!

Беречь ее мы будем и оберегать!

Воспитатель: Вот мы и познакомились с девизом каждой команды.

А сейчас

Первый конкурс «Разминка».

Воспитатель: Я задам вопросы, а вы внимательно слушайте и отвечайте. Кто на вопрос ответы знает, тот быстро сигнальчик поднимает:

1. Лес – это дом для кого? (для растений и животных) .

2. Как называется животное, выкармливающее детеныша молоком? (млекопитающее) .

3. Зачем белке такой пышный хвост? (она им рулит) .

4. Почему мыши все грызут? (чтобы стачивать зубы) .

5. У кого из животных есть иголки? (ёж, дикобраз, ехидна) .

6. Кто в лесу всю зиму спит? (медведь, ёж, барсук) .

7. Птицы могут быть перелетные, а могут быть и … (зимующие) .

8. Животные могут быть растительноядные, а могут быть и … (хищные) .

9. Какая перелетная птица первой возвращается к нам из теплых стран? (грач) .

10. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (скворечник) .

На этом первый конкурс «Разминка» закончен, вы отлично справились и порадовали меня.

Второй конкурс «Береги природу».

Воспитатель: Все Знают, что природу надо беречь и охранять, но не все делают этого. Давайте мы с вами повторим правила поведения в природе и покажем гостям, что мы умеем беречь природу. Может быть кто-то знает стихотворение об охране природы?

Ребенок читает стихотворение:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей,

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую –

Нас много, а она одна.

Воспитатель: А теперь внимание – задание! Какая команда больше назовет правил поведения в природе.

Дети называют правила поведения в природе.

Воспитатель: Молодцы! знаете как вести себя в природе и умеете ее беречь.

А теперь

Третий конкурс «Синий ящик».

Воспитатель:

Внимание! Синий ящик, что в нем?

На свете есть один предмет,

В котором спрятан белый свет.

Ты стрелку смело повернешь

И без труда домой дойдешь!

(компас)

Для чего он нужен?

Воспитатель слушает ответы детей.

Музыкально-физкультурная пауза.

Воспитатель:

А теперь немного отдохните,

Деревья и птиц мне изобразите.

Руки подняли и помахали, это деревья в лесу!

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер срывает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем: руки сложили назад.

Воспитатель: А теперь начинаем

Четвертый конкурс «Третий - лишний».

Воспитатель показывает карточки, ребенок по существенным признакам и по способу приспособления к окружающей среде находит лишнее животное и доказывает почему оно лишнее.

Пятый конкурс «Конкурс капитанов»

Капитаны собирают разрезные картинки, рассказывают какое время года на них изображено, почему они так думают. В это время с командами проводится дидактическая игра «Что дать птице на обед».

Воспитатель: Я буду показывать птицу, вы её называете и говорите, чем она питается.

Синица сало;

Снегирь рябина;

Клест шишки; Сорока семечки;

Воробей крошки;

Дятел насекомые

Шестой конкурс «Ярусы леса»

Воспитатель: Вы все знаете, что лес – это дом для животных и растений. Все они живут на своих этажах.

1. Как еще называются эти этажи? (ярусы) .

2. Сколько всего ярусов в лесу? (три + подвал) .

3. Где находится первый этаж и кто на нем живет? (верхушки деревьев ястребы, белки, дятлы) .

4. Что относится ко второму этажу и кто на нем живет? (кустарники певчие птицы) .

5. Что относится к третьему этажу и кто на нем живет? (трава, мхи, цветы, грибы звери, змеи) .

6. Что мы называем подвалом в лесу и кто в нем живет? (все что под землей корни деревьев и растений, мыши, кроты, черви) .

Воспитатель: Капитаны, выберете по одному игроку из команды.

К плакату «Ярусы леса» выходит по одному ребенку.

Воспитатель: Вам надо расселить животных по этажам.

Молодцы! Все правильно.

Седьмой конкурс «Разложи животных»

Дидактическая игра «Способы питания животных».

Воспитатель: Вы все знаете, что животные питаются разной пищей: одни питаются растениями, а другие - животными.

1. Как называются животные, которые питаются растениями? (растительноядные) .

2. Как называются животные, которые питаются другими животными? (хищники) .

Воспитатель: А теперь вам надо построиться друг за другом. Команда «Экологи» должна выбрать из всех животных, лежащих в обруче только растительноядных и отнести в зеленый обруч, а команда «Знатоки» - только хищных животных и отнести в красный обруч.

Молодцы! Справились отлично с заданием!

Восьмой конкурс «Кто, где живет? »

Воспитатель: Как называются жилища у животных:

Крот нора;

Белка дупло;

Лиса нора; Волк логово;

Медведь берлога;

Мышь нора

Девятый конкурс «Да или нет? »

Воспитатель: Вы должны прослушать вопросы и ответить: Бывает это или не бывает и почему?

1. Может ли клест жить в березовой роще?

2. Бывают ли зимой в гнезде птенцы?

3. В мороз снегири рябину кушают?

4. Может ли дятел жить на лугу?

5. На зиму ласточки улетают?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Наш Брейн-Ринг подошел к концу. Вы великолепно справились со всеми заданиями, показали какие вы хорошие знатоки природы. Капитаны команд посчитайте сколько баллов заработали ваши команды.

Подведение итогов, награждение победителей.

Воспитатель: Молодцы, спасибо за отличную игру!

Обобщить представления детей о растительном мире Ленинградской области; закрепить знания детей о «этажах леса»; активизировать мышление; формировать представления о разнообразии лесов и необходимости их охраны; закрепить представления о деревьях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД ПО ЭКОЛОГИИ

«Этажи леса; лесной дом Ленинградской области»

(подготовительная группа)

Цель: Обобщить представления детей о растительном мире Ленинградской области; закрепить знания детей о «этажах леса»; активизировать мышление; формировать представления о разнообразии лесов и необходимости их охраны; закрепить представления о деревьях.

Материал: Плакат «Этажи леса» и животные; здоровое и больное дерево и природоохранные знаки; растительная карта Ленинградской области; иллюстрации деревьев Ленинградской области и их плоды.

Предварительная работа: Беседы с детьми о деревьях Ленинградской области; дидактические игры: «этажи леса», «Что для дерева хорошо, что плохо», «Деревья и плоды».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами очень интересная и полезная беседа, а о чем она, вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем!

Что же это за дом?

(ЛЕС)

Верно, это лес. Лес называют «Лесным домом», как вы думаете, почему?

Дети: Потому что там живут животные и у них каждого есть свой дом.

Воспитатель: А в любом доме есть этажи. Сколько этажей в лесу?

Дети: 5 этажей.

Воспитатель: Давайте заселим наш лесной дом.

Дети: На первом этаже – растут низкие травы, грибы, ползают муравьи, жуки, бегают звери, прыгают птицы.

На втором этаже – высокие травы, кустарники, по веткам ползают жуки, плетут паутину пауки, бабочки, кузнечики.

На третьем этаже – растут молодые деревья, кустарники, сидят птицы, белки, насекомые.

На четвертом этаже – находятся кроны деревьев и жилище птиц.

На пятом этаже – верхушки деревьев – это крыша лесного дома. Они защищают лесных обитателей от жары, от сильного дождя и ветра.

Воспитатель: А как называется эта часть дома? (показывает подвал)

Дети: Подвал

Воспитатель: Кто здесь обитает?

Дети: Кроты, дождевые черви, личинки жуков, растут корни растений.

Воспитатель: У каждого из нас есть своя квартира, так же и у обитателей лесного дома есть свое жилище. Как называется жилище у белки и дятла? У медведя? У лисы, крота и барсука? А теперь я предлагаю вам выполнить вот такое задание – посмотрите, вот два дерева: одно дерево улыбчивое, здоровое, а другое грустное, больное. Я вам раздам природоохранные знаки, а вам нужно их расставить, под одно или другое дерево. Теперь давайте, перечислим, какие условия нужны, для того чтобы дерево было здоровым.

Дети: Солнце, дождь, птицы, насекомые…

Воспитатель: Какие условия привели к тому, что дерево заболело?

Дети: Пожар, сильный ветер, яркое солнце, вырубка леса…

Воспитатель: Теперь давайте поговорим о нашем лесе. Посмотрите на карту Ленинградской области. Какого цвета больше на карте? (зеленого) Как вы думаете, что обозначает зеленый цвет?

Дети: Это лес.

Воспитатель: Какие виды леса на вы знаете?

Дети: Лиственный, хвойный, смешанный.

Воспитатель: Каких лесов у нас больше?

Дети: Лиственных.

Воспитатель: Какие деревья растут в лиственном лесу?

Дети: Береза, тополь, дуб, осина, рябина.

Воспитатель: Ребята, вы все знаете нашу русскую красавицу? (показать на березу) Сейчас Саша вам расскажет про березу, давайте послушаем.

Сообщение о березе.

Воспитатель: Какие деревья растут в хвойном лесу?

Дети: Ель, лиственница, сосна, пихта.

Воспитатель: Давайте послушаем сообщение о грациозной пихте. А в смешанном лесу, какие деревья растут?

Дети: И хвойные, и лиственные.

Воспитатель: Наш лес разнообразен и полон жизни. Он представлен многими видами растений, а под своей кроной приютил и кормит множество зверей, птиц, насекомых и помогает им вырастить потомство. Какую пользу приносит лес?

Дети: Лес очищает воздух и воду, задерживает пыль.

Воспитатель: Правильно, а для того, чтобы наши леса росли всегда, на деревьях созревают плоды, а из созревших плодов вырастают молодые деревья. Давайте поиграем в игру «Деревья и плоды». Я вам раздам кому-то деревья, а кому-то плоды от этих деревьев. Вам нужно найти пару.

Молодцы! Вы справились с заданием.

Мы убедились, что лес приносит большую пользу человеку, лес – это дом для растений, животных, грибов. Мы все должны беречь и охранять лес. Об этом даже есть пословицы, мы с вами их знаем, давайте все хором их скажем:

«Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!»

«Лес богатство и краса, береги свои леса!»