12 апреля 1977 года на колхозном рынке Черкесска к продавцу-адыгейцу обратился молодой мужчина с просьбой разменять две купюры по 25 рублей. В другое время торговец, возможно, и выполнил бы эту просьбу, но буквально накануне сотрудники милиции предупредили завсегдатаев рынка о необходимости сообщать обо всех подобных случаях.

Торговец вежливо отказал, а как только мужчина отошёл от него, поспешил к дежурившим на рынке милиционерам. Те нагнали неизвестного и проверили у него документы. Они оказались в порядке: Баранов Виктор Иванович , 1941 года рождения, житель Ставрополя. Но когда мужчину попросили показать содержимое портфеля, который был у него в руках, то в нём обнаружилось почти 2000 рублей новёхонькими 25-рублёвыми купюрами.

Баранова доставили в отделение, где на вопрос, кто он такой, мужчина спокойно ответил: «Я — фальшивомонетчик!» Так стало известно имя самого гениального изготовителя поддельных денег за всю историю Советского Союза.

Виктор Баранов. Кадр youtube.com

Отличник, художник, водитель партийного лидера

Деньги Виктор Баранов полюбил ещё в детстве, однако вовсе не в том смысле, который вкладывает в это выражение большинство граждан. Мальчик собрал коллекцию старых банкнот, которые казались ему настоящими произведениями искусства. Витя интересовался тем, как они изготавливаются, но дальше простого любопытства дело тогда не пошло.

Виктор хорошо учился в школе, посещал художественную школу, писал картины и делал отличные копии с шедевров живописи, таких как, например, «Утро в сосновом бору» Шишкина .

После седьмого класса Виктор уехал в Ростов-на-Дону учиться в строительном училище. За год овладел специальностью плотника-паркетчика, хотел стать лётчиком. В аэроклубе стал заниматься парашютным спортом, совершил несколько прыжков. Баранов хотел пойти служить в ВДВ, но от этого намерения его отговорила мама. В итоге, закончив водительские курсы ДОСААФ, срочную службу Виктор Баранов проходил в автомобильном батальоне.

Профессия водителя оказалась удачным выбором — впоследствии Баранов устроился на работу в гараж Ставропольского крайкома КПСС, возя первых лиц региона, в том числе и будущего генсека партии, а затем президента СССР Михаила Горбачёва . Причём происходило это в ту пору, когда Баранов уже вовсю трудился над созданием собственной технологии производства денег.

«Был на сто процентов уверен, что ничего не получится»

Но мы забежали немного вперёд. Светлая голова Виктора Баранова всегда была полна идей. После армии он много раз предлагал различным предприятиям различные свои усовершенствования и изобретения. Его хвалили, но в жизни предложения не внедряли.

В СССР сложилась довольно странная ситуация — с одной стороны, государство всячески пропагандировало деятельность изобретателей и рационализаторов, но при этом большая часть их проектов оставалась лежать «мёртвым грузом». Предприятия, ориентированные на выполнение плана, не хотели тратить время на внесение каких-либо изменений в технологии производства, опасаясь, что это приведёт к временному снижению темпов выпуска продукции.

Баранова невостребованность собственных идей обижала. И тогда ради самоутверждения он решил взяться за освоение технологии, которой он интересовался ещё в детстве, — производства денежных знаков.

«Когда я начинал делать деньги, был на сто процентов уверен, что ничего не получится. Но было интересно проверить свои возможности», — вспоминал он много лет спустя.

Задача на самом деле была очень сложная. Сегодня информацию о различных технологиях можно почерпнуть на просторах интернета, но полвека назад Всемирной сети ещё не существовало. Баранов в поисках нужной литературы отправился в библиотеку, но там не было нужных книг по столь деликатному вопросу.

Но изобретатель был упрям и настойчив. Нужную информацию он добывал по крупицам, специально ездил в Москву, в библиотеку им. Ленина, для изучения полиграфической литературы, имеющейся там. В Ставрополе он бывал в типографии издательства «Ставропольская правда», где увидел клише высокой печати.

Технологию производства рублей изобретатель разрабатывал 12 лет

Баранов был абсолютным уникумом, совершенно непохожим на кустарей, рисующих дензнаки чуть ли не карандашами на коленке. Теоретическая подготовка и эксперименты заняли у него 12 лет. За это время он на профессиональном уровне овладел специальностями полиграфиста, художника, фотографа, химика, гравёра. Он сумел овладеть сложнейшей технологией производства бумаги с водяными знаками, причём продукция Баранова оказалась качеством выше, чем продукция Гознака, и изобретателю пришлось нарочно ухудшать качество, чтобы его купюры не бросались в глаза.

Лабораторию он создал в сарае собственного дома. Соседи периодически бывали там и не видели ничего подозрительного — самые важные части своего оборудования Баранов прятал в разобранном виде под стеллажами.

В 1974 году печатный станок Виктора Баранова был запущен в рабочем режиме. Первой его продукцией стали около полусотни 50-рублёвых купюр. Фальшивомонетчик запустил их в оборот и убедился — большинство не отличает его продукцию от выпускаемой Гознаком.

Репродукция купюры — билета Государственного банка СССР образца 1961 года достоинством в пятьдесят рублей. Фото: РИА Новости

После этого Баранов занялся производством купюр номиналом 25 рублей. Такое решение следователям он объяснял так: банкнота в 50 рублей по степени защиты уступала 25-рублёвке, а его интересовала не нажива, а овладение техникой производства.

Вскоре Баранов добился своего — его купюры в 25 рублей стали почти неотличимы от настоящих и с лёгкостью сбывались им на рынках.

По подсчётам фальшивомонетчика, на это ему было нужно 30 000 рублей.

Спецслужбы подозревали ЦРУ и сотрудников Гознака

Свою продукцию он разменивал на рынках, получая на руки купюры Гознака. Жене на расходы Баранов выдавал только «государственные» деньги.

Как бы ни были хороши купюры изобретателя, сотрудникам Госбанка СССР удалось установить, что речь идёт о подделке, хоть и самого высокого качества.

К 1977 году по всей стране были обнаружены 46 фальшивых купюр пятидесятирублёвого номинала и 415 — двадцатипятирублёвого.

Дело было взято на особый контроль. Особое внимание было обращено на сотрудников Гознака — возникло подозрение, что к производству купюр может быть причастен кто-то из профессионалов. Другая версия предполагала, что вброс крупной партии купюр — спецоперация ЦРУ по подрыву экономики Советского Союза.

Советские сыщики умели работать. Сначала было установлено, что все фальшивки имеют единый источник происхождения. Затем стало ясно, что центром производства является Ставрополь, где обнаружено наибольшее количество подделок.

Кольцо вокруг Виктора Баранова сжималось, и, что самое удивительное, он об этом знал. Являясь внештатным сотрудником ОБХСС, он возил в рейды оперативников Александра Никольченко и Юрия Баранова , которые в это время уже вели поиски «банды фальшивомонетчиков». Но, как утверждал Виктор Баранов, расспрашивать милиционеров о подробностях поисков он не собирался, считая недопустимым «использовать дружеские отношения в свою пользу».

К апрелю 1977 года фальшивомонетчик решил, что свою деятельность пора свёртывать. Оборудование он разобрал, намереваясь развезти его по окрестностям Ставрополя и раскидать по болотам. Но неудачная попытка сбыть ещё несколько купюр в Черкесске помешала этим планам.

«Денежные билеты близки к подлинным и трудно опознаваемы»

После задержания Баранова следователи отказывались верить в то, что производство денег он наладил в одиночку. Считали, что бывший водитель крайкома партии — мелкая сошка, которая берёт всё на себя, дабы выгородить «главарей банды».

Но после того, как в сарае у него дома был найден печатный станок оригинальной конструкции, а также пять тетрадей с описанием многолетних исследований, к Баранову отнеслись серьёзнее.

Из Москвы в Ставрополь прилетела группа экспертов, на глазах которых он создал на бумаге водяные знаки, прокатал высокую и глубокую печать, обрезал лист и нумератором нанёс казначейский номер.

Обратно в Москву эксперты улетели вместе с Барановым, который, оказавшись в столичном СИЗО, много и охотно рассказывал о своих разработках и технологиях. Глава МВД СССР Николай Щёлоков получил от него письмо на 10 листах с рекомендациями по защите денег от подделок.

Общался Баранов и с технологом Гознака, который выдал следующее заключение: «Изготовленные Барановым В. И. поддельные денежные билеты достоинством 25 и 50 рублей внешне близки к подлинным купюрам и трудно опознаваемы в обращении. Именно поэтому данная подделка являлась очень опасной и могла вызвать недоверие населения к подлинным денежным знакам».

Вряд ли технолог испытывал восторг от Баранова — неприятно сознавать, что тебя, за спиной у которого стоят возможности целого государства, способен положить на лопатки самоучка с лабораторией в стареньком сарае. Тем не менее часть оригинальных разработок «фальшивомонетчика № 1» затем была внедрена на Гознаке.

50-рублёвая купюра выпуска 1991 года. Лицевая сторона. Фото: РИА Новости / Юрий Сомов

В тюрьме Баранов руководил самодеятельностью

В Советском Союзе производство фальшивых денег считалось тяжким преступлением, и многие фальшивомонетчики поплатились за него жизнью. Эта участь вполне могла постигнуть и Виктора Баранова.

Но суд учёл всё — и то, что Баранов сотрудничал со следствием, и то, что действовал он в одиночку, а не в составе криминальной группировки, и то, что объёмы произведённых купюр были относительно невелики (33 454 рубля, из которых сбыты были 23 525 рублей).

В итоге Виктора Баранова приговорили к 12 годам лишения свободы.

В исправительно-трудовой колонии города Димитровграда Баранов заведовал художественной самодеятельностью, которая регулярно занимала первые места на конкурсах среди подобных заведений.

Когда большая часть срока прошла, фальшивомонетчика перевели отбывать остаток срока в уральский посёлок Колва, что неподалёку от Соликамска. Здесь он удивил всех, создав уникальный портрет Ленина размером четыре на девять метров, который был виден за несколько километров.

В 1990 году Виктор Баранов вернулся в Ставрополь. Страна менялась, и изобретатель, отдавая дань времени, занялся бизнесом — производством женских духов и ароматизаторов белья из натуральных масел. Продукция Баранова была оригинальной и качественной, но выдержать конкуренцию с копеечным китайским ширпотребом не смогла.

«Доллары можно печатать элементарно, как заваривать кофе»

Журналисты, периодически приезжающие к Баранову, всегда задают вопрос: почему он не уехал за границу, где, благодаря своим разработкам, мог бы легально заработать миллионы. Изобретатель в ответ пожимает плечами и говорит, что деньги как таковые его никогда не интересовали. Единственная их ценность заключается в возможности изобретать что-то новое.

Удивительная штука, но и в новой России от изобретений Виктора Баранова чаще всего отмахивались. Его технологии казались бизнесменам, стремящимся получать прибыль здесь и сейчас, слишком мудрёными и заумными.

Как-то Баранова спросили, почему при своём таланте он делал только советские рубли, а не американские доллары. Главный фальшивомонетчик СССР усмехнулся и ответил, что ему это было просто неинтересно: «Доллары можно печатать дома элементарно, как заваривать кофе».

Баранов Виктор - культовая личность в криминальной истории СССР. Этот человек смог, используя исключительно собственный ум и смекалку, наладить в обычном сарае выпуск государственных денежных знаков высокого качества. На протяжении длительного времени КГБ и МВД СССР искали банду фальшивомонетчиков и никак не ожидали задержать гения-изобретателя, работавшего без сообщников.

Виктор Баранов (фальшивомонетчик): биография непризнанного гения

Баранов Виктор родился в 1941 году, с раннего детства мальчик проявлял особый интерес к бумажным деньгам. Рассматривая банкноты, он не думал о богатстве и их стоимости, а оценивал художественную ценность и качество исполнения. Виктор собирал коллекцию старых денег и мог часами перебирать свои сокровища. В общеобразовательной школе мальчик учился хорошо по всем предметам.

Параллельно Виктор всерьез увлекался рисованием. В художественной школе успехи мальчика также отмечались. Что примечательно, Баранов Виктор мог не только талантливо нарисовать что-то свое, но и выполнить качественную копию известной картины. Очевидно было, что юному художнику интересно долго рассматривать оригинал и старательно воспроизводить его.

После окончания семи классов юноша поступил в строительное училище в городе Ростове-на-Дону. Виктор получил профессию плотника-паркетчика. В то время молодой человек мечтал о службе в ВДВ, начал посещать аэроклуб и совершил несколько прыжков с парашютом. Этим мечтам не суждено было сбыться, по совету мамы Виктор окончил курсы водителей ДОСААФ и отслужил в автомобильном батальоне.

Изобретатели в СССР не нужны

Баранов считает себя изобретателем и исследователем от рождения. Придя из армии, молодой человек начал пробовать воплощать свои креативные идеи в жизнь. Много раз Виктор предлагал собственные изобретения предприятиям родного города. Однако каждый раз его за все труды ожидала скупая похвала и вежливый отказ. В СССР государственные заводы и фабрики ориентировались на выполнение планов. Несмотря на пропаганду уважения к изобретателям, мало кто в стране был заинтересован во внедрении инноваций и модернизации производственных процессов.

Баранов Виктор был огорчен таким положением дел и подобным пренебрежением к собственной персоне. После очередного отказа изобретатель вспомнил о своем детском хобби и решил попробовать сделать денежные купюры. Как позже скажет фальшивомонетчик, он и не рассчитывал на успех. Целью Виктора было не изготовление денег, которые можно сбывать в магазинах и на рынках. Изобретатель хотел полностью овладеть технологией производства государственных денежных знаков.

Самообразование фальшивомонетчика

Большинство современных людей не могут себе представить, насколько сложно было искать информацию до массового появления компьютеров и интернета. Технологиям производства и всем сопряженным с ними тонкостям будущих специалистов обучали в профильных учебных заведениях. Специализированную литературу было достаточно сложно приобрести или найти в библиотеках.

Однако Баранов Виктор даже не думал сдаваться. Он нашел способ попасть в ставропольскую типографию, где смог понаблюдать процесс печати газет. Для получения информации об изготовлении денег изобретатель не ленился ездить в Москву и посещать И все равно, слишком многое приходилось пробовать и «изобретать» лично.

После задержания Виктор расскажет, что изучить технологию полностью он смог за 12 лет. Первые деньги, созданные фальшивомонетчиком, по качеству превосходили оригинальные, отпечатанные на Гознаке. Изобретатель специально ухудшал качество для того, чтобы его купюры смотрелись реалистично.

Примерный семьянин и трудолюбивый водитель

Творческой лабораторией Баранова являлся его сарай, находящийся в Ставрополе по улице Железнодорожной. К моменту раскрытия секрета денежного производства, Виктор работал водителем в гараже Ставропольского райкома КПСС. Он имел репутацию примерного семьянина. Соседи замечали, что мужчина слишком много времени проводит в собственном сарае. Но никто не мог даже подумать, что Виктор Баранов - фальшивомонетчик. Время от времени изобретатель «случайно» оставлял двери открытыми для посторонних глаз. Тогда любопытные могли наблюдать слесарный станок и оборудование для фотопечати. Наиболее интересные экспонаты же прятались под столами.

Денежная катастрофа в СССР

Виктор Баранов - фальшивомонетчик уникальный. Напечатанные собственноручно деньги он разменивал на рынках. При этом семья изобретателя жила скромно, в доме не было даже телевизора. Доход от фальшивых денег Виктор вкладывал в свое хобби - приобретал новые инструменты и оборудование. А вот любимой жене изобретатель всегда принципиально давал только настоящие купюры. За все время супруга лишь однажды спросила о заработке изобретателя, он ответил, что получил деньги от одного предприятия за предложенный проект.

Делом о фальшивых денежных знаках государственные службы всерьез заинтересовались только в середине 70-х годов прошлого столетия. По всему СССР было обнаружено почти 500 поддельных купюр. КГБ рассматривало различные версии: от фабричной печати фальшивых рублей в США до сотрудничества злоумышленников с сотрудниками Гознака. Расследование велось активно, но подделки продолжали появляться. Что примечательно, зачастую даже сотрудники банков не могли отличить от настоящих.

Неожиданное разоблачение

12 апреля 1977 года был задержан при сбыте фальшивых купюр Виктор Баранов. Ставрополь и все окрестные города в то время активно проверялись сотрудниками государственных служб. Мужчина, разменивающий новые купюры номиналом 25 рублей, был задержан по указанию торговца рынка в Черкесске. При себе у Виктора оказался чемодан, заполненный фальшивыми деньгами. Сам же задержанный гордо сказал: «Я - фальшивомонетчик!» Сотрудники государственных служб отказывались верить в то, что один человек способен наладить столь качественное производство купюр. Тогда изобретатель-художник Виктор Баранов привел следователей в свой сарай и начал с гордостью раскрывать технологии производства.

Любимые деньги Баранова

Подделку гениальный изобретатель начал с пятидесятирублевых купюр. Их он выпустил всего около 70 штук. После этого фальшивомонетчик (1-й номер в СССР) переключился на двадцатипятирублевые банкноты. Объясняет это решение Баранов тем, что купюра 25 рублей является самой защищенной из советских. Деньги изобретателя никогда не волновали, ему был интересен сам процесс и качество изготавливаемой продукции.

Баранов рассказал следователям, что стал бы подделывать и 1 рубль, если бы эта купюра показалась бы ему самой сложной. Из научного интереса пробовал Виктор подделывать и А вот валюта ему никогда не нравилась. «Печатать доллары - это как варить кофе!» - философствовал непризнанный гений, подчеркивая легкость подделки заграничных купюр.

Сотрудничество со следствием

В ходе следственных экспериментов Баранов продемонстрировал поэтапно всю технологию изготовления денежных знаков. Талант фальшивомонетчика признали, и одно из его изобретений даже внедрил в собственное производство Гознак. Изобретатель во время ожидания суда не поленился даже написать рекомендации для министра МВД СССР по улучшению защиты советских купюр. История Виктора Баранова примечательна и самим фактом сотрудничества задержанного со следствием. Фальшивомонетчик вел себя так, словно не боялся наказания в принципе. А ведь его вполне могли приговорить к смертной казни.

Суд и приговор

На суде Баранов лично отказался от защиты и представлял собственные интересы самостоятельно. Фальшивомонетчик чистосердечно рассказал собственную историю. Поведал он и о фактах, неизвестных следствию. За такую откровенность изобретатель получил приговор со сроком лишения свободы на три года меньше максимального. Всего напечатал Баранов около 30000 рублей, правда, в оборот пустил лишь незначительную часть средств. Отбывать наказание осужденный был отправлен в колонию особого режима Димитровграда (Ульяновская область).

Тюремное заключение

Виктор Баранов - фальшивомонетчик, биография которого уникальна. В тюрьме он моментально заслужил авторитет. В свободное от работы время заключенный Баранов продолжал заниматься изобретениями и руководил самодеятельностью. Для всех выступлений Виктор изготавливал сложные декорации. Находясь в «местах не столь отдаленных», фальшивомонетчик писал статьи в газеты и даже однажды выиграл в творческом конкурсе. Освободился Баранов в 1990 году, оказавшись на свободе, изобретатель решил начать жизнь с чистого листа.

Как живет король фальшивомонетчиков сегодня

На свободе освободившегося Виктора Баранова никто не ждал, первая жена развелась с ним во время его заключения. Бывший фальшивомонетчик устроился на завод «Аналог». Там он изобрел новый метод наращивания никелевой сетки в батарейках. Затем Баранов попробовал стать предпринимателем и основал фирму, производящую духи. Парфюм изобретателя отличался качеством, но не был востребован из-за обилия более дешевых китайских ароматов.

Как сложилась жизнь Виктора Баранова? Сегодня он женат второй раз, и вместе с новой супругой воспитывает маленького сына. Живет семья очень скромно, в комнате общежития. Сам же Баранов продолжает что-то изобретать время от времени. Среди его авторских разработок и инновационный метод очистки картофеля после сбора, и отделочные материалы, и технология производства мебели из вторсырья. Настоящая гордость изобретателя метод защиты товаров, признанный более эффективным, чем штрих-код.

Посмотрев на фото седого мужчины с добрыми глазами, сложно поверить в то, что это и есть фальшивомонетчик Виктор Баранов. СССР зачастую пренебрежительно относилось к талантам простых своих граждан. Почему и в современной России Баранов не может добиться успеха и общественного признания - остается загадкой. Часто изобретателя спрашивают о том, почему он никогда не думал об иммиграции. Виктор привычно отвечает, что смысла в переезде заграницу не видит, так как деньги его никогда не интересовали.

С появлением денег зародились и многие преступные профессии, одной из который является фальшивомонетничество.

В своё время криминальный талан Виктора Баранова потряс специалистов Гознака и милицию СССР мастерством изготовления фальшивых купюр. Даже сейчас, много лет спустя, он продолжает воплощать в реальность свои неожиданные изобретения.

12 апреля 1977 года продавец-адыгеец с колхозного рынка в Черкесске обратился к милиционерам и сообщил, что несколько минут назад покупатель попросил его разменять несколько двадцатипятирублевых банкнот. Ранее торговцев попросили сообщать о всех случаях, когда кто-то предлагает четвертные или полтинники. Продавец указал на гражданина с портфелем.

Документы у гражданина оказались в порядке: Виктор Иванович Баранов, житель Ставрополя. А вот содержимое портфеля вызвало подозрения. Там оказалось 1925 рублей четвертными билетами.

- Так кто вы такой? - спросил его следователь в отделении.
- Я фальшивомонетчик, - ответил король фальшивомонетчиков.

Для милиции история начинается ещё в середине 70-х.

К 1977 году в СССР было выявлено 46 фальшивых купюр пятидесятирублевого номинала и 415 - двадцатипятирублевого, имевших, по заключению экспертов, единый источник происхождения. Первые подозрения пали на ЦРУ и работников Гознака. Более года следователи наблюдали за сотрудниками предприятия, пока не сошлись во мнении, что кто-то ещё хорошо разбирается в печати денег. Версия о причастности ЦРУ отпала сама собой и силы были сосредоточены на поиске внутри страны.

Со временем установили, что на юге страны высококачественные подделки появляются чаще. Постепенно круг поисков сузился до Ставрополя, где за три месяца было выявлено 86 поддельных двадцатипятирублевок. И наконец, благодаря продавцу-адыгейцу был схвачен фальшивомонетчик. Милиция предполагала, что это член преступной группировки.

Стоит сказать, что Баранов являлся внештатным сотрудником Ставропольского ОБХСС. По профессии он был водителем и возил в рейды старшего лейтенанта Александра Никольченко и майора Юрия Баранова. «Я знал, что Юра с Сашей занимаются моими поисками, но ни разу не задал им и вопроса… Никогда не стал бы использовать в свою пользу наши дружеские отношения », - признается Баранов.

«Я для себя давно решил, если поймают, то не буду крутить-вертеть. Я милиции никогда не врал ». Милиция до последнего считала Виктора Ивановича мелкой фигурой в партии фальшивомонетчиков, который решил взять всю вину на себя.

«В Ставрополь меня везли как генерала, Впереди ехали две машины ГАИ с мигалками ».

При обыске были обнаружены компактная типография, пачки напечатанных денег и пять тетрадей с описанием исследований. В тот же день на стол министру МВД Щелокову лег доклад, и на следующий день вылетела группа московских экспертов.

Во время следственного эксперимента Виктор Иванович создал на бумаге водяные знаки, высокую и глубокую печать, обрезал лист и нумератором нанес казначейский номер. К концу действа скептиков в помещении уже не оставалось.

Интерес к деньгам появился у Виктора Баранова еще в детстве, тогда он собирал коллекцию старых банкнот. Он всегда был на хорошем счету у учителей, до пятого класса ходил круглым отличником, посещал художественную школу, писал красивые закаты. Лучше всего у него получались копии с известных картин - «Аленушка» Васнецова, «Утро в сосновом лесу» Шишкина и других.

После седьмого класса Виктор уехал в Ростов-на-Дону учиться в строительное училище. За год овладел специальностью плотника-паркетчика, хотел стать летчиком. В аэроклубе собрал большую группу ребят и стал заниматься парашютным спортом, совершил несколько прыжков. Прислушавшись к матери, Баранов отказался от идеи идти в десант, закончил в ДОСААФ водительские курсы и пошел служить в автобат.

— Когда я начинал делать деньги, был на сто процентов уверен, что ничего не получится. Но было интересно проверить свои возможности, - вспоминает Виктор.

За 12 лет исследований он освоил более десятка полиграфических специальностей, три года посвятил изобретению водяного знака, два — краске для глубокой печати. Долго штудировал учебники для студентов-полиграфистов. Изобретатель работал день и ночь, закрывшись в своём сарае. Результаты работы работы можно увидеть сегодня в музее МВД. Экспозиция занимает целую комнату.

Особую гордость гения представляет изобретенный им раствор для снятия окислов меди при травлении. Над этой задачей долгое время бились все печатники мира. Баранов соорудил реактив из четырех компонентов - два травят медь, два убирают ее окислы. Весь процесс занимает менее двух минут. В последствии Гознак 14 лет работал на этом травителе, получившем негласное название - «барановский».

Первой банкнотой Баранова стала пятидесятирублевка. Она имела только одно отличие от оригинала — из уважения к Ленину, фальшивомонетчик омолодил вождя лет на двадцать. Полтинников он выпустил немного - 70 штук. Ставрополец решил делать «четвертак» - самую защищенную из советских купюр. «Если бы рубль был самым сложным, я б его делал… Меня деньги не интересовали как таковые ».

Единственным серьезным приобретением за все эти годы стал автомобиль. По словам Виктора Ивановича, вся сумма была выплачена им из честных трудовых сбережений. «В рестораны я не ходил, не курил, не пил, девчат у меня не было. И телевизора не было, был только маленький холодильник. Мне не нужно было - я занимался работой ». Все деньги уходили на изготовление нового оборудования. Родным поддельные купюры он не давал. «Жена однажды спросила, откуда деньги, - вспоминает Баранов. - Я сказал, что предлагаю свои изобретения заводам. Жене я много денег не давал - 25, 30, 50 рублей ».

Баранов часто наблюдал за поведением продавцов на рынках, анализировал как «ходят деньги». Он заметил, что торговцы рыбой всегда берут купюры мокрыми руками, у торговцев мясом руки часто бывают в крови. А кавказцы охотно берут новые хрустящие купюры. В результате Баранов пристроил 70 полтинников, после чего решил с ними завязал.

Его не интересовало богатство - просто нужны были средства для других проектов. Он посчитал, что для этого нужно где-то 30 тысяч рублей. Необходимая сумма была напечатана и изобретатель отправился в Крым менять деньги. На его беду торговка помидорами украла у него чемодан с деньгами и станок пришлось включать снова.

У Баранова не было друзей. Для подозрительных соседей он устраивал «день открытых дверей». Старухам открывался вид на слесарный станок, увеличитель и бачки для проявки - все интересное Виктор прятал в разобранном виде под стеллажами. Только сосед-охотник продолжал считать, что хозяин ночью льет в сарае дробь.

Как-то во время создания защитной сетки, Баранов не обратил внимания на то, что клише перевернуто. В результате он обнаружил, что в месте, где у волны должен быть подъем, оказался спуск. Посчитав, что этого никто не заметит, партию решено было не браковать. Но в одном из банков, зоркий кассир разницу заметил и поднял тревогу.

«К моменту ареста у меня было разобрано все оборудование, - рассказывает он. - Собирался проехать по прудам и озерам и разбросать его там по частям. Не выкинул только потому, что апрель, грязь, не проедешь. И слава богу. А то пришлось бы водолазам искать эти части на дне водоемов ».

Из Ставропольского СИЗО Баранова перевезли в Москву, в Бутырку. Каждый день его навещали специалисты, которым он в течение двенадцати следственных экспериментов рассказывал о своих исследованиях.

Технолог Гознака писал в своем заключении: «Изготовленные Барановым В. И. поддельные денежные билеты достоинством 25 и 50 рублей внешне близки к подлинным купюрам и трудно опознаваемы в обращении. Именно поэтому данная подделка являлась очень опасной и могла вызвать недоверие населения к подлинным денежным знакам ».

Виктор Иванович охотно поделился своими наработками. Для министра МВД Щелокова Баранов на десяти листах изложил рекомендации по улучшению защиты рублей от подделок. Расстрельную статью ему заменили колонией, при этом дали на три года меньше максимального срока.

Срок Баранов отбывал в колонии особого режима Димитровграда Ульяновской области. Он проявил свои таланты и там: «Я в газету писал. Выиграл однажды в конкурсе на лучшую статью по всем ИТК. Мне тогда прислали премию - 10 рублей. И был я режиссером - возглавлял самодеятельность. Хор у нас был триста с лишним человек, первые места семь лет подряд занимали ».

Вернувшись после заключения в 1990 году в Ставрополь, Баранов снова принялся за изобретательство. «Смысл жизни человека - творческий труд. Что мне было дано, я реализовал, пусть даже пришлось вынести много страданий и отсидеть ».

У него по-прежнему не было друзей, первая жена развелась с ним на девятом году заключения. На заводе «Аналог», куда он вскоре устроился, Баранов предложил новый метод наращивания никелевой сетки в батарейках. «Мне сказали тогда: «Да кто ты такой? Тут специалисты из Германии приезжали, ничего нового не придумали!» А я им пообещал, что они мне еще коньяк поставят. Так и вышло ».

Потом Баранов открыл фирму «Франза» по выпуску духов. Сделал шесть бочек парфюмов по 200 литров каждая. Но через несколько лет фирма закрылась, не выдержав конкуренции с валом дешевой зарубежной парфюмерии. «Коробочки у них были красивые, а внутри - туфта ».

Баранов изобрел способ очистки картофеля от земли, камней и прочих включений. Решение гениальное - высыпать все в емкость, заполненную соленой водой. Картошка всплывет, остальное пойдет на дно. Хотел запатентовать свое изобретение, но получил отказ - неправильно заполнил формуляр…

Затем последовала череда новых изобретений: керамическая автомобильная краска, устойчивая к кислотам и щелочам, мебель из бумажных отходов, мебельный лак на водяной основе, клей-паста, легкий кирпич, лечебный бальзам. Кое-что из изобретений удавалось пристроить. По заказу одной московской фирмы Виктор Иванович разработал собственную систему торговой защиты, которая намного эффективней штрих-кодов.

Мыслей же о том, чтобы уехать за границу, у Баранова никогда не было. Деньги он особо не ценит. Они ему нужны лишь для того, чтобы изобретать что-то новое. Говорит, что никогда и никому не отдаст технологию изготовления «барановских» купюр.

» принадлежит сценаристу Лилии Ким , с которой дружит режиссер Егор Анашкин . Именно она придумала снять сериал о самом известном фальшивомонетчике советской эпохи и начала писать сценарий. Но жизненные обстоятельства у Лилии сложились так, что ей пришлось уехать в Америку, не завершив работу. Сценарий дописывала творческая группа проекта. У истории был хороший потенциал. Егору Анашкину главный герой изначально понравился своей неоднозначностью. С одной стороны, он злодей, поскольку занимается криминалом, но с другой - принимая во внимание тот факт, что ступить на преступную стезю его вынудили обстоятельства, - ему невозможно не сопереживать. Главный герой и сам мучается, оказавшись в безвыходной ситуации.

Где заканчивается правда и начинается художественный вымысел

История, рассказанная в сериале «Деньги», основана на реальных событиях, но по большей части все же является художественным вымыслом. Прототипом главного героя Алексея Баранникова стал изобретатель и художник Виктор Баранов , которого в СССР называли фальшивомонетчиком №1. Из его биографии были взяты только основные вехи: работал водителем, причем даже возил Горбачева, был изобретателем и пел оперные песни. История любви целиком и полностью была придумана сценаристами.

Представители канала ездили в Ставрополь и пытались найти дом, в котором жил Баранов. Из родственников уже никого там не осталось, а вот соседи оказались очень агрессивно настроены. «Это только в сериале главный советский фальшивомонетчик такой романтик, а в реальности все же он был не такой», - говорит режиссер сериала Егор Анашкин.

Утвержденный на главную роль Федор Лавров поначалу с головой окунулся в биографический материал, но вовремя остановился. «Я пересмотрел кучу интервью с Барановым, ходил в музей МВД, беседовал с разными людьми, которые занимались этой проблемой. Слава Богу, у меня было достаточно времени и удалось раскопать важные для себя факты. Я даже хотел ехать в Ставрополь, поскольку в интернете нашел сведения, что Баранов жив еще. Но Егор (режиссер сериала Егор Анашкин. - Прим. ред. ) отговорил меня от этой затеи, объяснив, что у нас не байопик, а придуманная история. Соблазн удариться в биографию поначалу у меня был. Но в итоге я взял в работу только характерные черты и детали», - вспоминает актер.

«Эта история не про деньги, а про любовь и про невозможность человеку быть счастливым. Мы старались ставить героев перед сложным выбором. Например, героиня Ольги Дыховичной работает милиционером, и ей кажется, что нельзя предать Родину вообще никогда и ни при каких обстоятельствах, поэтому и счастья у нее нет», - объясняет Егор Анашкин.

Ольга Дыховичная в сериале «Деньги»

«Реального прототипа у моей героини не было. Вполне возможно, что существовала какая-то симпатия в ходе расследования, но любовной линии, которая привела бы к изменению его хода, точно не было. Моя героиня - честный и доблестный человек, фанатик, и у нее нет другой цели в жизни, кроме как достичь победы в своем деле. Нина променяла личное счастье на службу. В какой-то момент ты ей сочувствуешь, но понимаешь, что она не имеет права рисковать собой и людьми», - делится Ольга Дыховичная , исполнительница роли Нины Филатовой в сериале.

О герое и его неоднозначности

«Мне кажется, что как персонажа Алексея Баранникова, конечно, стоит любить. Но однозначную оценку этой личности - герой он был или злодей - я бы давать не стал. Мир же не делится на черное и белое: есть множество оттенков. Человек тоже не одной какой-то краской нарисован. Поэтому навешивать ярлыки на людей в принципе неправильно», - объясняет свое отношение к главному герою «Денег» режиссер сериала Егор Анашкин.

Актера на главную роль искали долго - кастинг был масштабный. «Ситуация была неоднозначная. Нам казалось, что продюсеры захотят в сериал актера, которого зрители привыкли видеть в амплуа героя. А Федя (Федор Лавров. - Прим. ред. ) - он же неказистый… Многие в творческой группе сериала считали, что не утвердят его кандидатуру, ведь на главную роль нужен красавчик. К счастью, на канале пошли нам на встречу. Продюсеры согласились с нашим мнением, что лицо актера должно соответствовать персонажу, а не просто быть красивым. Я безмерно благодарен, что утвердили всех, кого я хотел», - рассказывает Егор Анашкин.

«Не могу сказать, что полностью оправдываю своего героя, но в первую очередь я ищу в нем человека, а не злодея и жулика. И очень важно отличать Баранова от Баранникова. Что касается художественного образа, то я буду биться за него до конца. А вот к Баранову у меня много вопросов. Но я снимаю перед ним шляпу, ведь не каждый может сделать такое. Он, определенно, был большого упорства человек», - говорит Федор Лавров, исполнитель роли Алексея Баранникова.

Актеру пришлось пройти большое количество проб, прежде чем его утвердили, и поправиться на семь килограммов до начала съемок. Лавров вспоминает, что, работая над этой ролью, он объедался. Кроме того, у Баранова была пышная шевелюра, а актер таковой похвастаться не мог. Тем не менее он отрастил волосы, чтобы соответствовать образу и приблизиться к прическам той эпохи.

Федор Лавров в сериале «Деньги»

Все-таки, несмотря на то, что сериал - произведение художественное и по большей части вымысел, реальный прототип главного героя Виктор Баранов был отправной точкой при создании образа на экране. Сейчас Федор Лавров уже похудевший и бритый, так как снимается в другом проекте.

Как печатали деньги для сериала

Традиционно для съемок берут отрывки из документальной хроники - кадры, на которых фигурирует госзнак. Но режиссер сериала Егор Анашкин был категорически против идти по такому пути. Поэтому начались поиски старой типографии, в которой сохранились печатные станки того времени. Нашли такую, причем она до сих пор функционирует, и заказали там тираж денег для сериала. Купюр напечатано было много. В общем, затратились, но зато показали процесс печатания денег со всех сторон.

Кадр из сериала «Деньги»

Что касается изобретенных Баранниковым станков, которые появляются в кадре, то они бутафорские, неработающие. «В конце концов, перед нами стояла задача фильм снять, а не деньги напечатать», - шутит режиссер Егор Анашкин. Реквизиторы использовали старые станки - дорабатывали их по необходимости.

«На съемочной площадке были консультанты, которые помогали понять процесс. Мы во все погружались. Ведь если этого не сделать, то как тогда сыграть? Конечно, вряд ли я смогу напечатать в домашних условиях пять тысяч. Здесь нужны колоссальные знания. Сам Баранов потратил на изучение процесса 10 лет и самостоятельно освоил 20 типографических и издательских профессий у себя в сарае, чтобы понимать, как сделать бумагу, как госзнаки, какие краски нужны и т. д. Но какие-то секреты я теперь знаю и могу по бумаге отличить фальшивку», - рассказывает Федор Лавров.

Как воссоздавали эпоху

Часть съемок проходила в Крыму. Одним из главных съемочных мест был легендарный московский ЗИЛ - Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачева» (сокращенно - АМО ЗИЛ. - Прим. ред. ). Там снимали все кабинеты, которые фигурируют в сериале. «Это фантастическое место! Там нас не покидало ощущение, будто мы в Чернобыле. Казалось, люди, которые работали на заводе, были вынуждены сорваться с насиженных мест и больше не возвращались туда. И с тех пор все осталось нетронутым. Под одним из столов были женские туфельки, в которые могла переобуваться какая-то сотрудница, везде валялись ручки, бумажки, справки, значки, личные вещи. Осталась куча мебели и телефонные аппараты», - вспоминает режиссер сериала.

Федор Лавров и Ольга Дыховичная в сериале «Деньги»

«Одним из самых сильных впечатлений от съемок было то, что мы застали последние дни существования гиганта ЗИЛа. Я не ожидала, какого масштаба была та эпоха. Съемки на ЗИЛе напоминали фильм про апокалипсис. Представьте себе: большие коридоры, бумага, которую выдувало ветром… Все это, кстати, есть в сериале. Глядя на руины, понимаешь, как быстро может обесцениться труд многих тысяч людей», - делится впечатлениями от съемок на ЗИЛе актриса Ольга Дыховичная.

А вот завод, где по сюжету работает героиня Люда, реальный. Он находится в Московской области и до сих пор функционирует. Это стекольный завод. «Волга», на которой ездит Баранников, действительно того времени. И все остальные автомобили, которые зритель видит сериале, винтажные. Актеры сами ездили за рулем этих маши.

Ольга Дыховичная при работе над образом ориентировалась на свою маму. «Я помню, какие платья, туфли, прически она носила, - объясняет актриса. - Я привнесла в образ очки с диоптриями, так как поняла, что нужен аксессуар, который бы отличал меня от героини». В жизни Ольга очки не носит. Костюмы для актрисы были сшиты по лекалам той эпохи.

Федор Лавров и Ольга Дыховичная в сериале «Деньги»

Федор Лавров частенько после съемок выпрашивает головные уборы - как фетиш-талисман. Дома у актера собрана уже целая коллекция. Ходит он в этих головных уборах редко, например, в магазин может надеть. Костюмеров сериала «Деньги» Лавров тоже попросил отложить для него кепки, в которых он снимался.

«Съемочный процесс был действительно тяжелый, потому что надо было уложиться в сроки, наладить отношения с партнерами по площадке и делать сноску на правдивость воспроизведения. Но интерес перевешивал. Я хочу выразить огромную благодарность всей съемочной группе, потому что ребята работали за идею - работали, пока не падали. На площадке не было ни одного человека, к которому были бы какие-то претензии. Такую честную работу редко встретишь и в кино, и в театре. А если бы ее не было, то не было бы и проекта», - резюмирует Федор Лавров.

Подготовила Анна Прищепова

Королем фальшивомонетчиков Советского Союза часто называют Виктора Ивановича Баранова. Он стоит особняком среди известных в России изготовителей поддельных денег.

Опытные сотрудники милиции признают, что «художников такого уровня больше нет», хотя экспертам приходится сталкиваться и с куда более совершенными фальшивками. В Центральном музее МВД даже был оборудован специальный стенд, посвященный деятельности Виктора Баранова.
Он вырос в Подмосковье, в обеспеченной семье. Мама – торговый работник, отец – сотрудник прокуратуры. В детстве Виктор с восхищением рассматривал ассигнации царской России. Ему было шестнадцать, когда семья переехала на Ставрополье. Виктор учился в художественной школе. «Во мне ведь течет кровь художника, – говорит Баранов. – Мой дядя, сгоревший на фронте в танке, был художником. И я до армии рисовал картины – “Аленушку”, “Три охотника”, выезжал на пленэр, писал с натуры». Отслужив в армии, Виктор устроился экспедитором в Ставропольский крайком партии, который возглавлял будущий президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев.
Работа не приносила Баранову творческого удовлетворения – его незаурядные изобретательские способности не находили применения. Он предложил Комитету по изобретениям при Совете министров СССР оригинальное решение проблемы сортировки картофеля. Ему отказали под надуманным предлогом, мол, заявка оформлена неправильно. Баранов пытался внедрить на винзаводе складывающиеся ящики для перевозки стеклотары, но главный инженер отмахнулся от изобретателя, как от назойливой мухи.
то побудило его взяться за изготовление фальшивых денег? Многие исследователи «Дела Баранова» считают, что это была жажда наживы, легкого обогащения. Сам Виктор Иванович говорит, что он хотел бросить вызов Гознаку и не собирался заваливать страну фальшивками.
Из показаний Баранова: «Поначалу я решил проникнуть в тайну печати – как высокой, так и глубокой. Я пошел в краевую библиотеку им. М.Ю. Лермонтова, где был записан, и начал брать для чтения, вернее, для просмотра, различные книги по полиграфии. Но ничего нужного для себя не нашел. Потом мне в руки попала книга “Занимательная гальванотехника”. В этой книге было сделано описание светочувствительн ого раствора. Это было примерно в 1971 году. По роду работы мне приходилось бывать в типографии издательства газеты “Ставропольская правда”, там я имел возможность увидать клише высокой печати. Бывая в типографии, я начал собирать там различную бумагу, считая, что она может служить образцами для исследования. Я понимал, что примитивный подход к решению этой проблемы результатов не даст. Поэтому я вскоре выехал в Москву в Библиотеку им. Ленина для изучения полиграфической литературы».
Баранов оборудовал мастерскую в сарае рядом со своим домом. Он понимал, какую сложную задачу поставил перед собой. Но смекалки ему было не занимать. К примеру, печатные формы он пытался выгравировать с помощью… стоматологической бормашины.
Работа была в самом разгаре, когда Баранова вдруг вызвали в милицию! Неужели разоблачен?

Баранов пришел в Ставропольское УВД в ожидании худшего. Но волновался он напрасно. Начальник отдела кадров предложил ему возить генерала, начальника УВД Ставропольского края. Баранов в то время работал шофером на автобазе Ставропольского крайкома КПСС, в числе его ответственных «клиентов» был и первый секретарь Михаил Горбачев. Виктор Иванович от лестного предложения отказался.
После визита в милицию Баранов понял, что его замкнутый образ жизни может вызвать подозрение у товарищей. Он стал чаще бывать с друзьями, больше отдыхать.
Четыре года ему понадобилось, чтобы научиться делать водяные знаки и бумагу, подобную гоcзнаковской, два с половиной – чтобы подобрать краску для глубокой печати, еще год на приготовление состава краски для высокой печати. Детали для оборудования он по частям заказывал у знакомых на ставропольских предприятиях. Химреактивы покупал с рук на трансформаторном заводе.
Считалось, что воспроизвести защитную сетку на купюрах – сложные орнаменты, наложенные друг на друга – практически невозможно. Внешне узоры выглядели блеклыми разводами. Баранов, «разобрав» слой за слоем защитную сетку, с удивлением обнаружил изображения львов и мифических животных. Он изобрел установку для нанесения водяных знаков, шаровую мельницу для тонкого размола красителей, сконструировал печатный станок, придумал уникальный состав для травления меди. «На мне несколько рубашек просто сгнило за эти двенадцать лет поисков», – рассказывает король фальшивомонетчиков. – Я мог просидеть в сарае и день, и два». Баранов перешел на работу в пожарную часть, чтобы дежурить сутки через трое. Первая купюра, напечатанная Барановым, была достоинством в пятьдесят рублей. Банкнота получилась очень похожей на оригинал, только вот Ленин был молодой. Он отправился в Краснодар, где без проблем разменял 70 поддельных купюр. Когда технология изготовления пятидесятирублевок была доведена до совершенства, фальшивомонетчик решил заняться подделкой самой ходовой и сложной купюры – 25 рублей. «Вот был бы рубль самый сложный, я бы рубль сделал, – утверждает Баранов. – Меня абсолютно деньги не интересовали, я искал возможность проявить себя».
Защита советских денег была выполнена на высоком техническом уровне. Если у Баранова не получались какие-то технические нюансы, например, не пропечатывался номер, он сжигал купюру. Это был кропотливый труд, помноженный на талант изобретателя. Только в 1974 году фальшивомонетчику удалось наладить выпуск 25-рублевых ассигнаций…
Баранов разменивал поддельные купюры на рынках в ближайших городах, но только не в Ставрополе. Жизнь налаживалась. Он расплатился с долгами, приобрел машину, купил жене украшения. По словам Баранова, он постоянно испытывал угрызения совести из-за того, что обманывает государство. Ему не раз приходила в голову мысль отправить свои заготовки в милицию. Но фальшивомонетчик опасался, что его тут же арестуют и надолго упекут в тюрьму.
Однажды с ним произошел курьезный случай. Баранов с очередной партией денег (по данным следствия, около 5000 рублей) отправился сбывать их в Крым. Купив в Симферополе на улице у какой-то бабушки помидоры, он направился к телефонной будке, забыв портфель с деньгами. Уже отойдя на приличное расстояние, он хватился денег, и бросился назад. Но ни бабушки, ни тем более портфеля на месте не оказалось. Таким образом торговля помидорами принесла шустрой жительнице Симферополя 5000 рублей чистого навара.
Баранов не подозревал, что своими фальшивками вызвал настоящий переполох среди сотрудников МВД и КГБ. Еще бы! В период с 1974 по 1977 год в Москве, Киеве, Кишиневе, Риге, Вильнюсе, Ереване, Ташкенте при вскрытии инкассаторских сумок в банках были выявлены 46 фальшивых купюр 50-рублевого достоинства и 415 поддельных 25-рублевок. Эксперты Гознака и Госбанка пришли к выводу, что купюры напечатаны в одном месте, причем изготовить фальшивки такого уровня кустарным способом невозможно. Заподозрили коварных капиталистов, которые путем вброса поддельных рублей вознамерились подорвать экономическую мощь Советского Союза. Разрабатывалась и другая версия: кто-то из сотрудников Гознака продал «на сторону» технологию изготовления денег.
О том, на чем же все-таки «прокололся» Баранов, ходили самые разные слухи. На самом деле его сгубила элементарная небрежность. Закрепляя клише для создания защитной сетки, фальшивомонетчик не обратил внимания на то, что клише перевернуто, и в том месте, где у волны должен быть подъем, оказался спуск. Баранов не стал браковать партию. Однако в одном из банков кассир это несоответствие заметил.
Основная масса фальшивок с подобными дефектами печати была обнаружена в Ставрополье. Ориентировки разослали по всему краю. В операции принимали участие сотни сотрудников милиции. 12 апреля 1977 года Баранов был задержан на колхозном рынке города Черкесска при сбыте очередной партии подделок. Бдительный торговец, которому он предложил разменять две банкноты, тут же дал знать дежурному оперативнику. При личном обыске у Баранова изъяли 77 фальшивых банкнот на сумму 1925 рублей. Его чистосердечное признание позволило следственному отделу УВД Карачаево-Черкесской автономной области Ставропольского края приобщить к делу № 193 еще сто уголовных дел, заведенных по фактам обнаружения в разных городах фальшивых денег…
Дома у Баранова нашли поддельную купюру в 50 рублей, более трехсот купюр по 25 рублей и около девятисот заготовок. Помимо этого у него изъяли клише, самодельные печатные станки, набор приспособлений для изготовления бумаги, оборудование для нанесения водяных знаков, целую библиотеку литературы по полиграфии и электротехнике. «К моменту ареста у меня было разобрано все оборудование, – рассказывает Баранов. – Собирался проехать по прудам и озерам и разбросать его там по частям. Не выкинул только потому, что апрель, грязь, не проедешь. И слава богу. А то пришлось бы водолазам искать эти части на дне водоемов».
Первые десять дней после задержания Баранов провел в ставропольской КПЗ, затем его перевели в СИЗО. Доклад о долгожданной поимке фальшивомонетчика лег на стол министра МВД Щелокова. Высшие чины отказывались верить, что один человек в домашних условиях мог наладить производство подделок такого качества. В Ставропольском УВД Баранову предложили продемонстрировать свои способности. По словам фальшивомонетчика, во время «работы» его постоянно пытались «подловить». Вместо затребованного раствора приносили другой. Но когда офицеры своими глазами увидели появление водяного знака, сомнения исчезли: это он!
Из Ставропольского СИЗО Баранова перевезли в Москву, в Бутырку. Ежедневно его навещали специалисты, которым он демонстрировал свои изобретения. Технолог Гознака писал: «Изготовленные Барановым В.И. поддельные денежные билеты достоинством 25 и 50 рублей внешне близки к подлинным купюрам и трудно опознаваемы в обращении. Именно поэтому данная подделка являлась очень опасной и могла вызвать недоверие населения к подлинным денежным знакам».
Виктор Баранов выдал секрет раствора, травившего медь значительно быстрее, чем это делалось в типографии Гознака (под именем «барановского растворителя» он будет использоваться в производстве в течение пятнадцати лет). В письме на имя министра МВД Щелокова фальшивомонетчик на десяти листах изложил рекомендации по улучшению защиты рублей от подделок…
Наверное, много полезного сообщил Виктор Иванович компетентным органам, если расстрельную статью ему заменили колонией. 10 марта 1978 года Ставропольский краевой суд приговорил Баранова к 12 годам лишения свободы за изготовление около 1300 единиц фальшивых денежных знаков. Число 12 чудесным образом преследовало его на протяжении многих лет: 12 апреля 1977 года его арестовали, 12 лет трудился над подделками, раньше жил в квартире 12 квадратных метров. Отбыв срок, Баранов вернулся в Ставрополь. Зная о таланте Виктора Ивановича, к нему потянулись разного рода «деловые люди». Предлагали выпускать поддельные акцизные марки, печати, фальшивые документы. Но Баранов с прошлым напрочь «завязал», ему хотелось заниматься легальными разработками. «Смысл жизни человека – творческий труд, – считает он. – Что мне было дано, я реализовал, пусть даже пришлось вынести много страданий и отсидеть».