ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСАМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «НЕФТЕГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО В НАУКУ»

ТЕМА: "ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ АЛЕКСАНДРА ПЕРЕСВЕТА»

НАПРАВЛЕНИЕ: Гуманитарное – «Дорога в мир знаний»

ФИО студента: Коротких Виктория Владимировна

Руководитель: Маткаримова Юлия Юрьевна

2017 год

ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ АЛЕКСАНДРА ПЕРЕСВЕТА

Коротких Виктория Владимировна

ГБПОУ «НГТ»

Научный руководитель: Маткаримова Юлия Юрьевна

«Как далеко простираются лучи крохотной свечки!

Так же сияет и доброе дело в мире ненастья…»

У. Шекспир

На уроках истории, изучая страницы своего прошлого, мы говорили о подвигах наших предков. В том числе поднимался вопрос о «духовных подвигах». Меня заинтересовал вопрос: что такое «духовный подвиг».

Очень часто мы, молодые, слышим от старшего поколения упреки в наш адрес в том, что мы безнравственны, бездуховны и невоспитанны.

Конечно, сейчас в современном обществе наблюдается противоречие между сложившимся мировоззрением у молодёжи и общечеловеческими ценностями, которые вырабатывались на протяжении многих веков.

Для возрождения духовности в обществе нам нужно оглянуться назад, и искать примеры для подражания среди наших предков. Богата наша Родина героями, принёсших себя в жертву ради спасения других. Здесь и святители, и князья, мученики, и простые люди.

Так уж сложилось, что в истории нашего народа неразрывна связь подвига духовного и подвига ратного. Я считаю, что для современных подростков эта тема актуальна. Вопрос веры и служению отечеству в настоящее время у многих вызывает потребность обсуждения.

Цель моей работы – ответить на вопрос «что есть духовный подвиг», на конкретном примере изучить духовно-нравственного подвиг православного русского воина, совершенного им в исторический период, когда решалась судьба нашей Родины. Мною выбран герой Куликовской битвы 1380 года монах-схимник Александр Пересвет.

В моей работе я применяла следующие методы исследования, которые определили этапы работы над проектом:

Мониторинг среди студентов моей группы;

Анализ исторических источников;

Использование цифровых образовательных ресурсов сети Интернет;

Анализ и систематизация материала;

Представление материала в форме электронной презентации и доклада.

Сведения о Куликовской битве содержатся в произведениях древнерусской письменности: “Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”, Краткая и Пространная летописные повести о Куликовской битве, “Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича”, “Житие преподобного Сергия Радонежского”.

На уроке истории, изучая Куликовскую битву, студенты моей группы (25 человек) выполняли письменное задание – нужно было ответить на вопрос: «В чём заключается духовный подвиг Александра Пересвета?» Я, с помощью преподавателя, проанализировала результаты этой работы, в итоге: 12 % (3 человека) обучающихся нашей группы с заданием справились, 16% (4 человека) - мыслили в верном направлении, но не смогли правильно сформулировать свою мысль, 72% (18 человек) - пересказ события. Вывод: молодое поколение не имеет представление о подвиге духовном.

Что такое подвиг воинский мы себе представляем. А вот что есть подвиг духовный? Диакон Иоанн Иванов говорит: «…подвиг – это целенаправленный сдвиг, приближение к цели. Люди, которых мы считаем героями, целенаправленно жертвуют своей жизнью, своими взглядами ради кого-то или чего-то, то есть совершают хороший поступок в интересах общества (Еф. 6, 12)».

Действительно, духовный подвиг - это тяжелейшая борьба за чистоту своей души с грязными мыслями, это проявление бесконечного человеколюбия и милосердия, смирения и сострадания. И эта духовная битва делает добрее и светлее мир, в котором он живет. В этом суть христианского духовного подвига. Духовная жизнь всегда предполагает подвиг.

Среди разных героев встречаются такие, которые, появившись один раз, навечно входили в историю своего Отечества. К ним относится легендарный воин-монах Александр Пересвет, герой сражения на Куликовском поле 1380 года.
Время донесло до нас об этом герое мало сведений, которые иногда больше похожие на легендарные. Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином, воином, возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Позже, инок Пересвет попал в Троице-Сергиевский монастырь. Достоверно известно только то, что в 1380 году он уже был послушником этого монастыря. Пересвет был монахом - схимником. Великая схима - это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом.

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского настоятеля Троицко-Сергиевского монастыря перед Куликовской битвой московский князь Дмитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков, хорошо владеющих оружием. Одним из них был Александр Пересвет.

Посылая на битву монахов-схимников, Сергий Радонежский понимал, что они будут лучшим примером в бою для православного воинства. Как написано в «Сказании о Мамаевом побоище», передал им монашеское облачение – схимы, «оружие нетленное вместо тленного».

Наиболее подробный рассказ о Пересвете содержится в “Сказании о Мамаевом побоище”, написанном в конце XV века. В нем красочно описывается поединок Пересвета с Челубеем. По древней традиции, любые битвы открывались рыцарским поединком. Татарский воин Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что он был непобедимым воином- поединщиком, в бою он использовал копьё ,которое было длиннее обычного, что не давало сопернику шансов нанести должный удар.

Разъехавшись по полю, два всадника опустили копья на уровень груди и помчались во весь конский мах друг на друга. Они сталкнулись с грохотом, в последний миг умело направив копья. Перед боем Пересвет удлинил своё копьё при помощи яблоневого посоха (этот посох сохранился до наших дней в Рязанском краеведческом музее.). В решающий момент он направил эту конструкцию в область лица Челубея, выбрав уязвимое место, и убил его. При этом ему самому пришлось насадиться на копье, иначе бы оно сбило его. На Пересвете не было ни лат, ни защитного костюма, только монашеские одежды. Ценой своей жизни Пересвет победил Челебея и положил начало Куликовскому сражению.

Существует версия о том, что Пересвет последним движением руки сумел повернуть послушного коня к своему войску. Тот донес его уже бездыханное тело, пронзенное вражеским копьем, до строя передового полка.
Сегодня для нас подвиг Александра Пересвета несет большое духовное значение, поскольку он был мучеником на Куликовском поле.
Так инок Александр Пересвет совершил свой исторический не только ратный, но и прежде всего духовный подвиг во имя земли Русской.

Тема война-христианина актуальна и неоднозначна. С одной стороны защита Отечества - долг любого Христианина. А с другой - Заповеди учат нас терпимости и смирению.

Перед этим выбором стоял и Александр Пересвет. Казалось бы, не за тем он ушёл в монастырь, чтобы вновь взять в руки оружие и рисковать своей жизнью. Одна из христианских заповедей гласит: «Не убий». Но в тоже время Евангелие от Иоанна сказано: «Нет больше той любви, как если, кто положит душу свою за други своя». (Ин. 15:13)

Подвиг Пересвета заключается во- первых, в послушании преподобному Сергию, а во-вторых в его выборе - он положил свою жизнь не только за военную идею победы, но и за близких. Вера этого человека была настолько убежденной и живой, что он действительно не боялись смерти.
Пересвет знал, что нужно пожертвовать собой. Видя такой уровень душевного и духовного развития, нам нужно многому поучиться у таких людей. Да монах, да с оружием в руках! Но не себя он защищал (себя он, наоборот, не пощадил), он погиб ради спасения Отечества. И поэтому его можно сравнить со Святым Георгием Победаносцем, убивающим змея, который олицетворяет зло. Сам же Александр Пересвет Русской Православной Церковью был причислен к лику святых.

Божьи Заповеди - это идеал к которому надо стремиться. Христианская культура - это рассказ не только о выборе между добром и злом, а о выборе между большем и меньшем злом, а в жизни такой выбор стоит чаще. «Поднявший меч от меча погибнет»,- говорит Господь, но меч защитника находится в человеческих руках и нужно воспитать воина, который будет использовать оружие для защиты, а не для мести.

Как уже говорилось мною выше, богата наша Родина великими людьми, принёсших себя в жертву ради спасения других. Имя Александра Пересвета светится здесь, на скрижалях родной истории, напоминая современникам и будущим поколениям россиян, что военная слава Руси вырастала из её духовной мощи. Мне хочется верить, что родит земля Русская новых Пересветов, способных в трудное время совершить не только ратный, но и духовный подвиг.

Список используемых источников и литературы

    Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982

    Никитин А. Подвиг Пересвета. – Терра инкогнита. 1996, № 2–3 Никитин А.Л. «Лебеди» Великой Степи. НиР, 1988, № 9

    Егоров В.Л. Пересвет и Ослябя. ВИ, 1985

    Шамбинаго С.К. Повесть о Мамаевом побоище. СПб., 1906

    Дмитриев Л.А. История памятников Куликовского цикла. Сказания и повести о Куликовской битве...

    Шамбинаго С К. Повести о Мамаевом побоище. СПб., 1906,

    Салмина М.А. «Летописная повесть» о Куликовской битве «Задонщина». «Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла. М.-Л., 1966

    Благословение преподобного Сергия. Под редакцией В. Силовьева. Изд.совет РПЦ, 2005

    Карышковский П. О. Куликовская битва. М., 1955.

    Летописная повесть о Куликовской битве. - "Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV века. Сост. и общ. редакция Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М., 1981.

    Православный воин http://pravoslav-voin.info/voin/114-pismo-k-bogu.html

    Пересвет и Ослябя на www.youtube.com

В ысокий духовный подвиг Рихарда Рудзитиса

19 февраля мы отметили знаменательную дату - 120 лет со дня рождения Рихарда Яковлевича Рудзитиса (1898 – 1960) - поэта, писателя, философа, близкого сотрудника и последователя Рерихов, председателя Латвийского Общества Рериха в 1930-х годах.

Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих, с которыми Рихард Яковлевич вёл обширную переписку, высоко ценили его как преданного делу сотрудника, утончённого философа и талантливого писателя, автора стихов и книг, проникнутых высокой одухотворённостью. Елена Ивановна писала: «Дорогой Рихард Яковлевич, считаю Вас современным бардом Великого Грааля во всей всеобъемлемости этого Понятия. Учёный и поэт - это совмещение не часто встречается, а у Вас оно налицо, и учёность Ваша именно настоящая... Пишите и ничем не смущайтесь, Щит Света покрывает Вас» (19 декабря 1939 г.).

Предлагаем читателям фрагменты из сборника Р.Я. Рудзитиса «Беседы с сердцем». Часть их была написана во время его пребывания в лагере строгого режима в Коми, куда Рихард Яковлевич был сослан в 1948 году. Как вспоминала его дочь И.Р. Рудзите, «отец проявил бесстрашие и геройство в лагере, написав шесть книг стихов и афоризмов чернильным карандашом на лоскутках, которые пришивал внутрь своего бушлата, зная, что за такую работу грозит карцер или продление срока». Так появились многие произведения Рихарда Рудзитиса, впервые увидевшие свет только в 2009 году в книге «Избранное» (Минск, издательство «Звёзды Гор»).

Приведём пронзительные строки из воспоминаний художника Л.Р. Цесюлевича, предваряющих книгу: «Осень 1954 года... И тут узнаю: вернулся из лагеря Рихард Яковлевич!.. Вижу сразу - мыслитель, глубина чувств и страдания. Сильный духом человек, самостоятельный, как скала в бушующем океане. В нём целый мир. Громада знаний. И вместе с тем - резкая и жгучая боль, хотя скрытая. Никакой расслабленности, сидит в напряжении, выпрямившись. И даже пространство вокруг него напряжено...

Да, на лице видна скорбь, боль, глубина перенесённого. Нежнейший, добрейший человек, носитель культуры, чуткий поэт, жаждущий нести каждому свет через прекрасное, посвятивший всю жизнь не себе, но несению культуры, истины, блага для всех, - был осуждён, пытаем, терзаем. Но никого не предал, остался верен своему духу, своей цели. Не сломался, не приспособился, не озлобился... Прошёл тропой жгучих страданий с поднятой головой и несломимой верой в сердце, верой в Высшее».

В кратком предисловии к изданию, написанном президентом Международной организации «Звёзды Гор» М.Д. Скачковой, сказано: «Бардом Великого Грааля назвала Рихарда Рудзитиса Елена Ивановна Рерих. Это звание он оправдал всей своей жизнью и высоким духовным подвигом... Поэт и философ, борец за Знамя Мира, Рудзитис прошёл суровую школу жизни, но дух его не могли сломить никакие испытания, ни застенки Лубянки, ни долгие годы лагерей. Об этом свидетельствуют его труды, полные мужества, вдохновения и веры в прекрасное будущее». Жизнь Рихарда Рудзитиса «на века останется ярким примером служения общему благу. Мы приносим ему благодарность наших сердец за его бессмертные творения!»

Присоединимся к этим словам и отдадим дань почтения и глубокой признательности одному из героев духа, жизнью своей проложившему нам путь в лучшее будущее, - Рихарду Яковлевичу Рудзитису.

Рихард РУДЗИТИС

Беседы с сердцем

Щедрое, чистое Сердце, всеобъемлющее, всё понимающее, свет излучающее, отзывающееся на все страдания, умиротворяющее безграничной благожелательностью и улыбкой радующее. Сердце, могущественное в бескорыстии, огненный факел преданности и самоотверженности, возносящее и руководящее несметными душами, о величайшее Сердце, ты - огненная чаша алмазов накоплений бесчисленных жизней, ты - Свет!

О маленькое, робкое сердце в моей груди, подражай, пылко стремись подражать ему. Стремись хоть немного быть похожим на дающее, всё освещающее Сердце.

Если у тебя зародился импульс сделать что-то хорошее, делай это немедля, или хоть в ближайшие часы, ибо, откладывая, взвешивая умом, ты можешь счесть это доброе дело не очень важным и нужным, или будешь чувствовать себя неловко, или поленишься, или - скорее всего - сложатся обстоятельства, которые помешают осуществить твоё доброе намерение. Нет, каждое доброе дело важное, и оно тем более плодоносно, если рождено семенем первого огненного импульса.

Абезь, 29.VI.1952

Скажи спасибо неблагодарным, они помогают нам воспитывать себя. Они заставляют глубоко задуматься над некоторыми своими негативными качествами: может быть, у них всё же есть какая-то, пусть небольшая правда. Углубляй, напрягай, просветляй эти качества, пока они не засияют! Именно так!

Всё думаю об искусстве взаимоотношений. Разве самым лучшим воспитательным методом не является всепобеждающая благожелательность? Разве это не лучший бальзам даже для самых тёмных, грубых сознаний?

Надо принимать человека, в конце концов, таким, как он есть. Прежде всего ищи в себе начало добра, потом в других. И к самому себе, о сердце, предъявляй самые высокие требования. Большинство людей, по-видимому, могут подняться лишь на «волосок» выше вчерашнего сознания. И так надо стараться даже на эту микро-меру, терпеливо «тащить их вверх». Это было бы достижением, если бы хоть на малую долю расширился их взгляд и утончились качества.

О Ты, Несказуемое, но ведомое сердцу, помоги мне неустанно выявлять и применять хоть искорку блага!

Пробуди во мне неустанное горение сердца, чтобы я мог повсюду умножать лишь добро.

30.VI.1952

Всё просто - если тебя кто-то обидел или даже оговорил, особенно, если это знакомый (близкий человек так не поступил бы, ибо сердце его тебе доверяет), иди сейчас же - если так велит твоё сердце - немедля, выясняй недоразумение, чтобы оно не проросло в душе и не обожгло сознание, как пламя. Кротко, бесконечно терпеливо выслушивай всё. Может, когда ты будешь уходить, дверь за тобою запоёт в дружественных чувствах.

Если только сердце так скажет. Иначе проходи мимо сора, которым безумное сознание загрязняет пространство. Новый порыв урагана очистит воздух вокруг тебя.

2.VII.1952

Ты говоришь: никогда ничего не поздно. Даже у моста в Тот мир можно преобразиться. Каждое качество можно облагородить, укрепить. Можно непрестанно себя исправлять. Надо только захотеть.

Воля, стань звездою о двенадцати лучах в своей широте. Воля, стань бушующим пламенем в своей неотступности. Воля, устремись воздвигнуть гору величия, но и в бесконечном смирении и терпении приводи в порядок и очищай обыденность этого мира, чтобы даже самый скромный цветок жизни засиял в симфонии ежедневных обязанностей и заданий.

Воля, из получающего стань дарителем. Только сердце жертвующее, истинно, получает и становится всё богаче. Стань лучистым магнитом, сердце, чтобы привлечь всё хорошее и посеять только доброе.

3.VII.1952

Сердце, старайся понять всё немедля, в быстром ритме находчивости. Сердце, очищайся беспрестанно, просветляйся, стань алмазным ключом всех дел.

15.VII.1952

Часто я думаю, как распутать клубок кармы. Для многих, на самом деле, карма, которая привела их к этой горе Судьбы 1 , скорее спасательный круг, который их здесь охраняет от морального омута и поддерживает физически здоровыми и уравновешенными, заставляя жить умеренной жизнью, искать для всех своих печальных следствий настоящие причины.

Говорят, что из причин вытекают следствия, что карма - неизбежная школа: каждый обязательно должен пройти назначенный курс. У ребёнка ведь не спрашивают, хочет ли он ходить в школу, его просто заставляют.

В общем, обычному сознанию изменить карму очень трудно. Его судьба «начертана в звёздах» - созданное в прошлой жизни, или кармическое, имущество душа несёт с собою в этой жизни как неизбежные черты характера, наклонности и способности. Конечно, содеянное можно исправить не столько личными страданиями, как преображением сердца, стараясь уменьшить страдания других, умножая счастье восхождения человечества. В сознании жертвенных духов всё личное переплавляется в общечеловеческое и даже в космическое. Но где же они - духи огненного служения, которые так устремляются ради общего блага, что стрелами молний испепеляют карму за собою? Много ли истинных ваятелей своей судьбы, свободных, готовых на жертву сознаний? Почему большинство людей всё ещё живут под почти фатальным знаком Мойры?

«В самые трудные дни Учитель говорит - считайте, что вы счастливее многих. Будем признательны».

26.VII.1952

Настоящая жизнь начинается там, где всё мелкое, слишком обыденное посажено в почву великого, где сеют семена гор и горизонтов из золотой сеялки будущего - в строительстве, в служении, в практических, самых ощущаемых взаимоотношениях и симпатиях.

5.VIII.1952

Где же успех, и где внезапная волна прилива неудачи? Не всегда можно это решить логикой. Иногда кажется, что всё вокруг тебя рушится, - и тут же девятый вал возносит тебя на твёрдую вершину. Может быть, тебе кажется, что ты осуждён на долгие, непрерывные беды, но высший Разум в сердце втайне шепчет: нет, ты станешь свободным, ты уже так одарён, выдержи лишь ещё малость. Ты ведь не знаешь, когда, из каких глубин волна принесёт тебе благо радости.

Только не теряй ни на мгновение ясность и дисциплину духа. Только держись крепко за Серебряную Нить, с такой силой отчаяния, как утопающий хватается за соломинку, как ныряющий хватает глоток воздуха.

Только старайся всеми силами помогать своему Спасителю, ибо Он всегда спешит на помощь тебе. Открывая свою сущность в доверии, напрягая пламенно волю, ты поможешь спасительному лучу коснуться тебя. Потому неустанно иди через каждодневность, словно у тебя сто глаз и ушей, чтобы каждая твоя клетка звучала колоколом находчивости.

Все эти внезапные волны тумана необходимы, чтобы ты никогда не терял бдительности, чтобы заострить внимание, не позволить ни на мгновение покинуть доверенный сторожевой пост.

Держи своё сердце в постоянном молитвенном настрое. Пусть иногда сердце - как сухая лучина в ожидании пламени. Всё же и в этом беззвучии старайся, пусть без слов и мыслей, найти неожиданный прилив сердечного тепла. Гори, светись, даже под пеплом!

Ты, Кто всегда давал силу сердцу моему, даруй ему и бальзам непрерывной выдержки. Учи его всегда быть готовым.

9.VIII.1952

Чаша весов твоей кармы не перестанет взвешивать твою жизнь, пока в тебе останется хоть пылинка самости, причиняющей боль, ибо как песчинка может иногда остановить целый сложный механизм, так и каждый твой новый камешек, пусть случайной ошибки, даже неосознанный эгоистический импульс, может задержать (пусть на время) или даже нарушить perpetuum mobile 2 устремлённого ввысь развития твоей жизни, - особенно в этом спиральном круге твоего сознания, когда начинаешь понимать свою огромную ответственность...

Вокруг тебя стремительно проносятся острия шипов неизвестных причин, которые, словно стрелы охотника, направленные в дичь, превращаются в разрушительные последствия. Пусть будут благословенны спасающие нас силы, разве каждый удар не делает тебя более свободным - он сбивает пыль с твоей сущности.

Молния уже давно тебя задела, наконец, прогремел и гром в твоём сознании, ты начинаешь понимать, когда и что с тобою произошло, и почему. Так почему же ты так волнуешься и содрогаешься в страхе ещё теперь, после долгих мгновений времени, от простого, пусть и сурового звучания страхов, о сердце, если довольно легко однажды вынесло сам удар молнии?

Часто, как в мантраме сердца, я думал о свидетельстве жизни Святого Сергия: Он доверял лишь Всевышнему и своим силам.

Но сердце импульсивно старается выявить всю сердечность, доверяться, отдаваться душе другого, почувствовать самое дружеское соприкасание. В эти богатые опытом годы, проходя мимо самых противоположных сознаний, ты учился держать хоть немного в узде соизмеримости не только свою волю и чувства, но и сердечные отношения. И всё-таки как часто, поддавшись чувствам, опять забывшись, испытываешь разочарование. Но даже робкое дитя, медленно отстраняя руку матери, стремится сперва самостоятельно справиться со своим заданием. Так и ты слушай прежде всего своё сердце, и старайся нести сам свою ношу ответственности и ноющей тоски, сколько сможешь, а иногда ещё больше. Как часто ты совсем один, и только Бог не забыл тебя!

20.VIII.1952

Откуда этот корень ужасной, противоэволюционной апокалиптической «теплоты» в людях? Как человеческий лик, который после миллионов лет должен был сиять на восходе солнца, может забыть своё бывшее, пусть и неосознанное, подобие с Богом? Не «тёплым», не погрязшим в материальных заботах принадлежит Царство Божие, но детям, которые искрятся тысячами духовных интересов, но юности, у которой, в полёте восхищения, ноги едва касаются загрязнённой коры Земли, ибо душу ещё притягивает магнит огня Тонкого Мира, который устремляет их пламенем дерзания переродить этот ограниченный мир по облику недавно покинутой Родины Света. Сердце устремляется к этому ещё чистому поколению, увлечённому желанием творчества, к этим свободным завоевателям Будущего, дерзателям ве­ликого, к бескорыстному роду творцов, которым предначертано вести планету по новому огненному спиральному кругу духа, вверх.

Всё продвигается вперёд так медленно, черепашьим шагом. Но ведь духовный прогресс редко имеет «скачки» - сотрясения души, «переломы» и возобновления, откровения, «перерождения свыше», - только тогда, когда в душе уже созрели плоды прежних накоплений. Распятый разбойник, которому Христос пообещал счастье рая, конечно, в веках уже показал и отличные труды, и вера в Христа только добавила ступеньку для лестницы его нового сознания...

Но скажи, о сердце, чего ты хочешь всегда от меня, горем побитого, без родины, без цели, сокрушённого, брошенного, без милого сердцу труда?

Почему ты вечно недоволен другими? Вглядывайся прежде всего в зеркало своей сущности и будь ригористически недоволен единственно собою. Предъявляй великие требования к себе, к своим тенденциям жизни, своей часто безуспешной работе, хаотической мысли. Беспощадно очисти молнией каждый угол своего сознания, засорённого самостью. Старайся засверкать каждым качеством. Старайся ещё и ещё: пусть каждый твой импульс станет соразмерным с восхождением.

22.VIII.1952

Делай всё, что только возможно, чтобы быть всегда справедливым и культурно благожелательным в своих отношениях. Если же тебя всё-таки не понимают, нападают на тебя, тогда ещё есть возможность - «не умывай рук», но при случае попробуй найти (если только в сердце противника горит хоть уголёк блага!) какой-то другой метод, как его победить, - лучом своего сердца, и так спасти от его собственного затемнения.

Умей и противника посетить, пусть мимоходом, пусть и с маленьким праздничным подарком. С улыбкой доброжелательства, с добрым словом, или даже - с дружественным молчанием. Так ты скорее его победишь и освободишь...

28.IX.1952

Заводы, изготовляющие скрипки, научились создавать стандартные инструменты из старого, звучной породы клёна или, пусть редко, из добротной, изогнутой яблони; и такие скрипки, по признанию знатоков, по своему тонкому звучанию на самом деле имеют отличную тональность. И всё-таки, не знаю, может ли какой-то из этих массовых инструментов соревноваться с изделиями рук народных мастеров, которые кусок немого дерева оживили, насытили своей психической энергией, дали ему удивительное благозвучие, сделали скрипку «вещью в себе», «космосом в себе».

Такие мысли во мне пробудились, когда сегодня случайно услышал древнюю мелодию литовского канклеса. Он кажется дивным созданием, в котором каждый аккорд звучит перезвоном небесных колокольчиков, бесконечно чисто, робко, волнующе. Кто знает, быть может, этот старый волшебный инструмент прошёл через многие руки творцов, тонкослышащих и виртуозных мастеров, и каждый прилагал свою улыбку душевной ласки, своё сияние духа, вздох сердца и непостижимую боль тоски? Потому больно, если этот ангельский инструмент, иногда попадая в недостойные руки, вздрогнет, застонет в бесстыдных вихрях звуков, которые словно лишают его святости, заставляют потерять первозданный смысл красоты.

Так и великая этическая личность сообщает новый магнетический флюид и благозвучие даже физическим предметам, которых она касается. И более того, не чувствуем ли мы иногда, что и наша душа оживает в теплоте её сердца, как замёрзшая птица в руках святого? Музыкальность её духа одухо­тво­ряет все вещи и наполняет окружающее тайным свечением, розовой аурической атмосферой, ибо там вибрируют, летают искры её мыслей, импульсы чувств, сокровенные вибрации сердечной любви. Войдя затем во внутренне музыкальную среду этой высокой личности, мы чувствуем близость духа самого мастера, его дыхание, пламя его сердца и заветных мыслей, бесконечно тёплое сердечное магнетизирующее свечение.

И всё-таки невозможно уподобить великую гармоническую индивидуальность, обладающую космическим сознанием, пусть ветхое тело у неё настолько щемяще ограничено, - личность с её полифонической тональностью - сравнить с древним литовским канклесом, который звучит в благородной ясности, как только к нему прикоснёшься, нельзя её сравнить и с симфонией всех арф Земли. И даже простое, в своей чистоте звучащее сердце разве может с ней сравниться? Но всё же и близость простого, но духовно благородного человека мы нередко переживаем как мелодию, которая волнует, увлекает, делает добрее наше существо. Тембр такого голоса, пусть он слетает с губ седой старушки, в нашей душе отзывается столь захватывающе и светло, как бы слуха касались надземные звуки. В одухотворённую тональность этого голоса сердце всё не может прекратить вслушиваться, ибо он насыщен вибрациями светлых мыслей и благодатных чувств.

Так и отношения людей могут быть даром божественной музыки.

5.IV.1953. На Пасху

Иногда ты борешься один, настолько одинокий, настолько окружённый стихиями, словно в пустыне души, - и вдруг, как бы впервые, видишь, что твой товарищ, который был рядом с тобою, с кем ты каждый день сидел у одного стола, ходил в одну школу труда и страданий, - погружённый в себя, другим никогда свою святыню не открывавший, - истинно творит свой тихий подвиг. Он по-своему, возможно, больше тебя, боролся, страдал, побеждал, продумывал глубины всех вещей и уже создал картины Будущего, когда другие считали его самым обычным человеком.

16.VI.1954

Странник дальних путей, прошедший земли и небесные дали, познавший корень всего доброго и злого, скажи - где ты видел более божественное, несказуемо прекрасное алмазное сияние, чем в отношениях сердец, сплочённых чувствами вековых симпатий? С ними мы даже на краю бездны устоим, они всегда - как Рука Света, даже во тьме.

2.VII.1954

Каждое утро и вечер, составляя план напряжённого дня или отчитываясь перед собой за пройденный день, за сделанное или за то, что не успел, подумай, сердце, не забыло ли ты свой долг по отношению к другим, нет ли ещё какого-то окна возможностей, через которое можно бросить в сознание луч света? Кроме слов, как много ещё может быть реальных посвящений, ласки сердца, чтобы заставить сердце забиться в радости.

«И удесятери руки свои,

И умножь сердце своё».

10.I.1955

Истинно, надо научиться более стремительно, более находчиво мыслить в отношениях с близкими. Истинно, как бесконечно много ежедневных возможностей подарить луч радости другим мы упускаем. Как много лучших чувств сердца, милых слов, обод­ряющих взглядов, которые часто возмещают груды материальных подарков. Истинно, учись, учись, учись посвятить другому свой лучший трепет, о сердце!

10.IV.1955

Твоя задача - излучать вокруг себя вибрации гармонии и умиротворения, о сердце. В эти часы, в конце Кали-юги, когда миру угрожает прилив хаоса, всеми силами, дисциплиной духа устремляйся быть вестником благозвучия Света.

11.IV.1955

Если бы люди однажды поняли, что большинство страданий они возложили на себя сами, доб­ровольно, - всё, что вызывает зависть, ревность, недовольство, все обиды в бесконечных вариациях, саможаление, неудовлетворённость и сомнения, бессчётные вожделения, т.е. всю пыль и грязь самости, затем - приступы гнева и, наконец, страх. Именно страх, «имя которому легион», съедает психическую энергию человека и бросает его на шипы страданий. Так, чем слабее сознание, тем больше оно склоняется под ношею горя и обвиняет в своих страданиях, невольно или сознательно, других, даже судьбу, только не себя, когда чаще всего именно оно само - истинный виновник своих мучений. Большинство страданий - следствия духовного невежества. Как трудно продвинуть сознание. Как иногда невозможно дать человеку понять настоящие корни его страданий. Он жалуется на несправедливость, когда сам её породил. Как мало тех, кто ищет вину прежде всего в себе, кто чувствует великую ответственность за всех.

Сознание, воспламенись в свете духа, тогда ты во всех делах поймёшь смысл, как бы с расстояния.

4.V.1955

Не борись, если ощущаешь рядом с собою духовное отупение. Молчи на упрёки. Ведь твои логичные аргументы не помогут. Возбуждённый человек во всём видит лишь себя, свои представления. Тогда лучше направь сознание на другое - на утверждение добра. Если не можешь выдержать, просто уйди. Вдыхай прану и лети в молитве. Посылай миру пламенную мысль! Сознание ведь так медленно растёт. Так мало понимания духа.

30.VIII.1955

Только для себя.

Не упускай ни одного случая, где есть возможность чему-то научиться.

Меньше говори, сумей больше излучать.

Прилагай к каждой своей мысли и действию меру справедливости.

Проверяй всегда свои побуждения.

Сумей обращать меч своей воли именно туда, куда не хочется, когда чувствуешь себя уставшим, когда трудно, на то, чего внутренне избегаешь.

Куй свою волю, как стрелу молнии, спешить на помощь и сокрушать тьму.

Старайся увеличить тепло своего сердца к каждому, пусть жестом - улыбкой дай другому бодрость.

У каждой чуткой души часто бывает сердечная ноющая боль, она ждёт от тебя мажорного тона. Особенно этот дар сердца нужен молодёжи.

Помоги ещё и ещё умножить сердечность. Исцеляй сердцем.

22.XII.1955

Троякий смысл страданий:

1. Страдания как уплата долгов, или то, что называют искуплением или наказанием.

2. Страдания как школа или прояснение сознания. Бич, который гонит, является и уроком.

Этим двум группам подвержено большинство людей.

3. Страдания как проверка сознания - огненное испытание готовности человеческого духа, когда он приближается к порогу новой лестницы. «Кого Бог любит, того испытывает». Здесь уже приоткрываются врата к духовному геройству. Но только тогда, когда человек выдерживает экзамен.

В лагерных переживаниях стремлюсь найти хоть немного знаков решающего испытания.

О нет, это не страдания, что там было. Сердце с трепетом всегда категорически отклоняет это слово. Ведь тогда школьник свои экзамены тоже может назвать «страданиями»? Нет, это был поток огня, напряжение, пусть и огромное. Но над ним парил серебряный луч Благословения. Этот луч был мостом над сгущением теней к Свету.

26.XII.1955

Р. Рудзитис. Избранное. Минск: Звёзды Гор, 2009

1 Горой Судьбы Рихард Яковлевич Рудзитис называл Инту, город в республике Коми, где находились лагеря для репрессированных.

2 perpetuum mobile - вечный двигатель (лат. ).

Рихард РУДЗИТИС

НАСТАНУТ ВСЁ ЖЕ ВРЕМЕНА

Настанут всё же времена,
Когда все расы и народы
Сольются в братстве на века,
В единстве победят невзгоды.

Далёкой былью станет зло,
Над миром власть утратит злато,
И улыбнётся друг светло,
Благословляя сердцем брата.

Сползёт громадная плита
Греха и зла с людской природы,
Расправит крылья вновь душа,
Свет Духа озарит народы.

Так будет, верь мне. Верь мне, брат!
Доверься сердцу - сердце знает!
На небесах колокола звенят
И Воскресенье мира возвещают!

(Перевод с латышского: Мария Скачкова)

28 марта - юбилей у протоиерея Владимира Воробьева, настоятеля храма святителя Николая в Кузнецкой слободе и приписанных к нему церквей, одного из основателей и ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - важнейшего богословского и церковно-исторического образовательного и научного центра.

ПСТГУ - уникальное учебное заведение, его цель - давать богословское образование мирянам. Казалось бы, так ли уж нужно мирянам богословие? Нужно - уверен отец Владимир. И людям невоцерковленным тоже. Потому что богословие не только основа веры, но и важнейшая, если не главная, часть корпуса светских гуманитарных - то есть учащих о человеке - наук, так как говорит о самом главном для человека - о его связи с Богом и о нем как об образе Божием. Стараниями отца Владимира теперь во многих светских университетах и вузах преподаются богословские знания.

А для нас - наместника Сретенской обители, ее насельников, семинаристов, прихожан и сотрудников - особенно ценны многолетние труды отца Владимира по увековечиванию памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, сбору и систематизации сведений о тех, кто пострадал за веру в годы советских гонений, ибо небесный покровитель обители - священномученик Иларион (Троицкий) - один из них.

От всей души поздравляем отца Владимира с 75-летием, желаем помощи Божией в его многоразличных трудах, крепости духа, бодрости тела, радости и благоденствия. Многая лета!

Церковь и ее роль в жизни общества, важность подвига в христианской жизни, значимость духовной традиции и проблемы, возникающие, когда традиция прерывается… Об этом в своих проповедях, выступлениях, словах отец Владимир говорит постоянно. Предлагаем читателям небольшую подборку высказываний пастыря на эти темы.

О вере и Церкви

Религия - это не «опиум для народа», как говорил Ленин. Наоборот, это самое высокое духовное устроение, которое помогает человеку быть человеком и делает общество человеческим, где человек человеку - не волк, а брат и ближний.

Церковь доказала, что не является земной организацией, которую можно закрыть или истребить, она - живое Тело Христово. Оказалось, что она не связана ни с какими земными формами. Можно разрушить все земные формы ее жизни, но она от этого не делается слабее. На смертельное гонение она отвечает исповедническим подвигом, святостью и побеждает.

Приходящие извне не понимают, что такое Церковь. Господь говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 12-13). Глупо возмущаться и удивляться, что в больнице много больных, - для того она и существует, чтобы лечить больных.

Все Христово - безупречно, а человеческая составляющая имеет серьезные изъяны, которые только постепенно уврачевываются с Божией помощью.

Насущной задачей является воспитание в прихожанах или «приезжанах» - одним словом, в тех, кто хочет считать себя членом Церкви, - чувства долга, ответственности, наконец - обязанности участвовать в жизни Церкви не только в качестве «получателя» духовных и других благ, но и в качестве «чада», которое должно заботиться о своей Матери-Церкви.

Привыкание к святыне, привыкание к исповеди - это одно из самых страшных зол в нашей церковной жизни. И происходит это потому, что, во-первых, нет возможности, условий для правильной исповеди, а во-вторых, нет правильного понимания у нас, что такое исповедь для тех, кто живет церковной жизнью постоянной, кто часто причащается.

Можно дерзнуть сказать, что революция, со всеми ее трагическими последствиями, в большой степени была обусловлена именно расцерковлением русского народа. Расцерковлением, которое произошло в результате превращения церковной жизни в церковный быт, в результате снижения благодатной жизни, благодатного общения с Богом до отправления церковных обрядов. Люди перестали ощущать, что значит «таинство», перестали в таинстве находить встречу с Богом.

О священстве

Не своей силой служит священник. А благодать Божия выгорать не может. Если пастырь живет как должно, то есть всем сердцем устремляется к Богу, совершает свое служение с молитвенной просьбой о помощи, со смиренным осознанием своего недостоинства, своей немощи, тогда благодать Божия действует в нем и дает ему силы служить. В Священном Писании сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).

Вина духовенства - очень часто соблазняем мы неустойчивых людей своим поведением. Священник должен являть образ Христов - в этом суть священства. Если священник являет совсем другой образ, то многие по немощи духовной, по маловерию не могут преодолеть такое искушение. И их немощь не снимает ответственности с того, кто немощных соблазнил.

Более всего священнику должно бояться подмены, потому что подмена несет в себе дух антихриста вместо Духа Христа. Он должен смотреть: а он не заблудился, сам-то он не забыл единственно правильную цель? ко Христу ли он идет, и готов ли он пожертвовать всем ради того, чтобы остаться со Христом? И должен смело признавать, что мало он умеет, мало получается, и среди тех, кто идет за ним, очень мало настоящих духовных чад. И, занимаясь всевозможной деятельностью - и благотворительной, и преподавательской, и организаторской, и строительной, и просто отправлением служб и треб, - священник должен помнить о едином на потребу - о том, что самое главное, чем никогда нельзя пожертвовать, нельзя поступиться, - реальная жизнь с Богом, жизнь благодатная. Все остальное без благодатной жизни не имеет никакой цены, никакого смысла и будет давать только обратный результат.

О духовном наследии Православия

Учение о духовной жизни человека нигде не дано в такой удивительной и благодатной полноте, как у святых отцов Востока. И каждый христианин, желающий жить духовной жизнью, и тем более каждый пастырь, должен обязательно не только быть знаком со святоотеческой аскетикой, должен постоянно быть в общении со святыми отцами, постоянно читать их, для того чтобы их восприятие духовной жизни было живо в его сердце. И не только читать, но и следовать им сам, жить духовной жизнью, на личном опыте знать то, о чем говорят святые отцы.

Самыми лучшими духовниками всегда были святые люди - не психоаналитики, психиатры и психологи, которые занимаются «службами доверия», дают советы, разбираются в психических состояниях человека. Не они оказываются самыми лучшими врачами духовными, а именно святые люди, которые действуют иными методами, имеют благодатные дары, умеют молиться и умеют призвать Бога на помощь и явить эту благодатную Божественную силу немощному и страждущему человеку.

Православное богословие - это великое сокровище, и его необходимо сохранить и приумножить для Русской Церкви и нашего народа.

О духовной жизни и подвиге

Благодатная жизнь с Богом возможна только тогда, когда человек живет подвигом. Без этого подвига духовной, благодатной жизни нет.

«Царство Небесное силою берется» (Мф. 11: 12), - говорит Господь, то есть подвигом. Всякое духовное достижение нужно выстрадать, а мы получили церковную жизнь с легкостью, даром. Нам даже в голову не приходит, что, если человек называет себя христианином, он должен духовно трудиться.

Для передачи веры новому поколению необходим подвиг старшего поколения. Не теплохладное, «удобное», «комфортное» христианство, а именно подвиг веры. Это абсолютная непримиримость к греху, прежде всего в самом себе.

Должен быть подвиг молитвы, смирения, любви, послушания, подвиг постоянной борьбы со своими страстями, со своей гордыней, тщеславием, честолюбием, властолюбием, раздражительностью и со всеми другими страстями. Должно быть постоянное внимание к себе, к своей духовной жизни, очень требовательное внимание. Нужно замечать каждый свой ложный шаг, каяться в нем, исправляться. Без такой духовной жизни, без духовного труда не будет благодати Божией в сердце человека. А более всего нужно смирение, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Когда человек не может чего-то сделать, но с верой в то, что Бог ему поможет, устремляется навстречу этой трудности - вот это и есть подвиг. Как только таким подвигом веры, преодоления самого себя, своих страстей начинает жить человек, для него открывается духовная жизнь.

Каждому времени соответствует свой уровень трудности и свои достижения духовные. Господь не вменит нам то, что мы не достигаем таких вот уровней, такой праведности, святости, как древние святые.

Людей, по-настоящему желающих искать подвига духовной жизни, очень мало. Подавляющее большинство ищет жизни душевной, душевного комфорта, душевных отношений, жизни земной, а не небесной, не хочет освобождаться от своих страстей, не хочет отказываться от своей воли, не хочет ничем существенным жертвовать.

Когда человек трудится, живет подвигом, тогда ограниченность снимается, уходит. Господь Своей благодатью восполняет помимо человека и помимо священника все необходимое.

Смирение - основа духовной жизни, смирение дается через послушание, через постоянное терпение скорбей, через постоянную победу над своей гордыней, над своим тщеславием, над своей обидчивостью.

Что же такое страсть? Страсть - явление духовное, то есть не поддающееся до конца рациональному объяснению. Духовное выше душевного, душевное тоже очень часто бывает иррациональным, и поэтому всё здесь объяснить невозможно, понять умом невозможно, но можно многое понять сердцем, имея опыт.

Прелесть - это славянское слово; «лесть» переводится на русский язык словом «ложь». Прелесть означает самообман. Человек думает, что он идет по правильному пути, а на самом деле идет по ложному. Если его оставить на этом ложном пути, он может уйти и заблудится обязательно, погибнет.

Всегда нужно помнить об опасности оклеветать человека. Это - страшный грех.

Самое главное - исполнить волю Божию, исполнить заповедь Божию, вот первый долг, вот способ жизни.

О семье

Мы верим, что рождение ребенка не может совершиться без воли Божией, и если Бог дает супругам детей в их супружеской жизни, то противиться этому, а тем более использовать какие-либо средства, чтобы детей не было, в то время как по замыслу Божию они должны быть, есть большой грех. Этот грех делает брак совершенно другим, не таким, каким он должен быть. Поэтому очень часто такие браки распадаются, бывают несчастными.

Я уверен, что правильнее рожать детей без оглядки, без расчетов: «А где я их поселю? На что буду кормить?» Идея планирования семьи в принципе порочна. Ведь все дети - Божии. Господь лучше нас умеет планировать.

Добрая семья - это великая сила, она, как магнит, притягивает к себе множество людей, просветляет всю жизнь вокруг себя, указывает путь, самой своей жизнью проповедует любовь.

О воспитании детей

Первое, что необходимо для воспитания ребенка, - это любовь к нему. Любовь не вообще, а именно каждого конкретного ребенка должен кто-то очень любить: родители, духовник, учитель.

Для ребенка важнее всего пример родителей. Ему нужно увидеть, как они молятся, как относятся к людям, как общаются друг с другом, почувствовать христианский дух в этом общении.

Глядя правде в глаза, мы должны признать, что и в православной среде мы все чаще наблюдаем неспособность семьи противостоять современным искушениям, которые с огромной силой «выманивают» детей из православной семьи, из православной школы, даже из православного храма, в который они ходят с детства.

Современное поколение родителей не способно или не умеет явить образ Православия, авторитетный для своих детей. Не умеет передать им свою веру, убедить их в правильности своего видения мира, своих оценок развивающихся в мире губительных тенденций. Это является следствием «обрыва» в преемстве поколений, может быть, - самого страшного из плодов длительных гонений на православную веру.

Самая серьезная проблема многодетной семьи - воспитание. Современные родители разучились воспитывать детей. Раньше в большой семье каждый имел свои обязанности: старшие помогали родителям воспитывать младших и трудились вместе с ними. Сами условия жизни способствовали воспитанию. В городе в этом смысле гораздо сложнее. Матери, которая остается в тесной квартире с большим количеством детей (отец обычно на работе весь день), очень трудно с ними справиться.

Только сочетание пастырской, учительской любви со строгостью могут дать добрые плоды в образовании и воспитании студентов. Университет без научной работы существовать не может. Но главная его цель - это все-таки образование и воспитание.

О России

Наш народ должен понять, что отступать нам некуда - за нами наши дети. Если ты член Церкви, то отдай себе отчет: что ты сделал для спасения своего народа?

Надеемся на то, что с возвращением нашего народа к православной вере в нашей стране начнется нормальная жизнь по христианскому нравственному закону, возродится православная семья, в которой радостным подвигом будет рождение и воспитание детей. Вернется русский патриотизм, честный труд, известная всему миру русская доброта, непобедимая русская армия - все то, что имело своим корнем православную веру и православное воспитание.

МБОУ Грушевская ООШ

Эссе по краеведению на тему:

« Духовные подвиги простых людей как пример высокой нравственности».

Черскова Татьяна Александровна,

Руководитель кружка «Юный краевед»,

учитель православной культуры

Станица Грушевская, Аксайский район, Ростовская область

2015 г.

    Первое знакомство. Жизнь Черемисиной А. М. во время Великой Отечественной войны.

В ст. Грушевскую я приехала работать учителем русского языка и литературы в восьмидесятые годы 20 века по окончании университета, т. е. в советское время. Тогда у меня и в мыслях не было – посещать храм, даже изредка.

Ходить на службы в церковь во имя Святой Великомученицы Варвары, приобщаясь тем самым к служению Богу, другими словами понемногу «воцерковляться», я стала в начале 2000-х.

Икона святой великомученицы Варвары

Однажды я оказалась рядом с ученицей нашей школы Пятницыной Настей. Настя обратила мое внимание на бабушку, которая прошла мимо нас и остановилась в уголочке отдельно от всех, а когда совсем устала, то присела на стульчик. У неё, видимо, болела спина, потому что она стояла, согнувшись, а ещё у неё были скручены суставы рук, я это поняла по тому, как она крестилась с трудом. Пятницына Людмила Викторовна, Настина тетя, которая при храме служит псаломщиком, сказала нам о ней: "Это бабушка Аня, она всегда ходит в нашу Варваринскую церковь, не пропускает никогда службы, а раньше в церковь на Грушевке ходила».

Меня почему - то удивило это слово «всегда», и очень захотелось узнать как можно больше об этом человеке. Моя подруга, Дружинина Любовь Михайловна, рассказала мне, что вначале жила у бабушки Ани на квартире, когда только приехала работать учителем математики в среднюю школу.

Ангельское прохождение жизни их и высокие откровения, несовместимы для ума грешного человека, неопытного, блуждающего в грехе. Но тут же мы при этом замечаем, что избранные Божии рабы не исчезают с грешной нашей земли. Они, оказывается, живут совсем рядом и могут быть самыми простыми и незаметными, но когда поближе узнаешь подробности их жизни, можешь быть просто потрясен их чистотой, нравственностью, силой духа!

Черемисина Анна Михайловна (в девичестве Содкова) родилась в 1931году, 18 июня, в казачьем хуторе Лог, Ростовской области, Романовского района, недалеко от города Волгодонска (в то время его не было).

В семье было пятеро детей, отец её занимался рыбной ловлей на Дону, все вместе выращивали виноград, семья была дружной, трудолюбивой. Когда Анне исполнилось 10 лет, через три дня началась война. Отца забрали на фронт. Перед дальней дорогой мать его благословила, надела крестик, зашила в гимнастерку молитву «Живые Помощи» (с которыми он не расставался всю тяжелую и долгую дорогу войны). Семья неустанно молилась за жизнь отца, а также еще за то, чтобы скорей закончилась война. И вот именно тогда, будучи десятилетним ребенком, Аня дала обещание Богу (тогда она не знала, что это называется «обет» - торжественное обещание, обязательство*): Если отец вернется с войны живым, она всю жизнь будет молиться Богу и ходить в церковь.

Как и очень многим людям в те тяжелые военные годы, семье пришлось очень тяжело. Мать со старшим братом уходили работать в поле, рыть окопы. Аня в семье оставалась за старшую с тремя детьми: маленькими сёстрами и братом, который только что родился. Аня кормила их, укладывала спать, купала, одевала, хотя сама была еще ребёнок.

Из воспоминаний Анны Михайловны: «Во время бомбёжки, когда бои проходили рядом с хутором, все прятались в окопах, постоянно были голодные и холодные. Страшно было, от бомбёжки дрожала земля, а в окопах качало как в колыбели, дети плакали и молились, мать просила и даже заставляла нас, детей, молиться, чтобы не уснули от холода и не померзли. А я молилась, чтобы в то время не погибли мои мама и папа, чтобы братья и сёстры не остались без родителей».

И Господь был милостив, как говорила она, вернулся с фронта отец, прошёл всю войну, был ранен, дошел до Берлина.

Вот что рассказала Анна Михайловна моей подруге Любе о своей жизни: «Когда мне было 15 лет, умерла моя мама. На руках остались младшенькие брат и сестра. Кушать было нечего. Я рубила камыш, чтоб прокормить детей. Почти всегда зимой вода замерзала в сапогах, пока этот камыш рубила, сильные холода стояли, а ноги босые, какие там носки, ничего не было».

С тех детских лет вера в Бога крепла, но церквей в округе не было, пострадали во время бомбёжек, или были разрушены Советской властью.

    Черемисина А. М. – прихожанка церкви во имя святого апостола Иоанна Богослова, затем Варваринского храма.

В 1960-ом году Анна Михайловна с мужем, участником Великой Отечественной войны, коммунистом, приехала в станицу Грушевскую. По велению коммунистической партии, как говорили тогда. Мужа назначали сюда директором молочного завода.

Что её в первую очередь привлекло и порадовало в станице Грушевской - так это наличие двух храмов.

Она сразу же стала посещать храм во имя апостола Иоанна Богослова.

Анна Михайловна очень скучала по своим родным, ведь здесь, в станице, не было никого из родственников, но она не уехала, хотя они с мужем могли, спустя время, это сделать.

Родственники Анны Михайловны (стоит во втором ряду вторая слева), 60егоды.

Она никогда не забывала о своем обещании – ходить в церковь, а на родине так еще и не было церкви.

Любовь и вера Господу, Пресвятой Богородице пересилили множественные запреты мужа посещать церковь. Как ей это удавалось, знает только она сама: как ночами готовила еду, днями стирала, убирала, за детьми смотрела, а главное, чтобы муж не гневался, ведь к ним очень часто приходили в гости с женами такие же начальники, как и он, и, конечно, всегда и везде, в каждом уголочке, должен был быть безупречный порядок, а также «набранный» стол, как говорят в станице.

А сколько атеистических бесед было проведено с нею! Муж закрывал ее в доме, даже бил, сажал под замок, но ничего не помогало.

Она сказала ему: «Делай, что хочешь, но давай лучше добром, я все равно буду ходить в храм».

Несмотря на частую жестокость мужа, приходя в церковь и общаясь там с глубоко верующими людьми: батюшкой тех лет - Борисом и матушкой, она чувствовала, что вера ее только крепла.

Анна Михайловна постоянно читала божественные книги, молилась, всегда соблюдала посты, никого из своей семьи никогда не принуждала к этому силой, повторяла, что на все воля Божья, человек должен сам все понять.

«Христианский человек, - учит святой Дмитрий Ростовский, - должен по силе своей заботиться, чтобы с Божьей помощью день ото дня и час от часа приходить к совершенству в добрых делах»*.

И продолжает эту мысль в своем Поучении: «Как же? А вот как: любить нужно то, что Бог любит, и никогда не любить того, чего Бог не любит; делать то, что Богу угодно, и старательно избегать того, что не угодно Богу».*

Именно так и жила Анна Михайловна. Похоронив своих родителей, она молилась за их души.

Молилась о неверующем муже, и Бог услышал её молитвы, супруг, который всегда был атеистом, вдруг в 1970-ом году неожиданно согласился с ней обвенчаться. Тайно договорившись с батюшкой Борисом, они пошли поздним вечером по горе, а не по улице, чтоб никто не увидел, в церковь венчаться.

*(Поучение в четверг 20-й недели по Святом Духе).

Какая сила убеждения! Какая вера в Бога! Что заставило «закоренелого» атеиста в 70-ые годы венчаться?!

Да, она никого не принуждала, говорила при этом всегда: «Вольному воля, а спасённому рай! Вы на меня не смотрите». Но не приветствовала, если в пост было шумное гулянье, звучала музыка. Постилась всегда. Старалась как можно чаще ходить на исповедь и причастие. Она говорила о причастии словами Димитрия Ростовского: « В чаше Господней и жизнь, и царство, и дружба с ангелами. О, как велико приобретение причащения от нее!

Там же, где не вкушается чаша Господня, там нет жизни, но смерть; нет царства, но геенна; там далеко отстоят ангелы, а бесы близко»*.

Молилась за сыновей, которые служили в армии, потом за внуков и невесток, правнуков.

Родственники Анны Михайловны (стоит вторая справа), 80-е годы.

В 1992 году в станицу после окончания педагогического института приехала работать в среднюю школу учителем математики Дружинина Л. М. и стала учить внучек Анны Михайловны: Ирину и Аню. Так и познакомились, и подружились Молоденькая Любушка и уже в возрасте тетя Аня, но это не мешало их дружбе. Любовь Михайловна рассказывает: « В 1988 году умерла моя мама, Варанкина Е. С. Ничто мирское меня не утешало. В душе была такая пустота. Пока училась, ходила в собор в Ростове, но редко. А как приехала в Грушевку, пошла в церковь. Был будний день, храм был закрыт. Свечница сказала, что в воскресенье будет литургия. Я и пошла, там познакомилась с Анной Михайловной. Стала часто ходить к ней в гости. Каждый дом имеет свой запах, как заходишь внутрь. У тети Ани в доме запах свежести, дерева, новизны, как будто что – то новое купили и чистоты.

А в доме у нее было удивительно чисто все убрано! В спаленке все в иконах, много старинных книг. Она всегда давала их читать. Мы с нею говорили о Боге, вере, святых людях. Говорила она тихо, спокойно, иногда даже шепотом.

Мы с тобою ведем разговор о Боге, Михайловна, - обращалась она ко мне, - а он сейчас с нами! Видишь вот в углу веничек, - продолжала тетя Аня, - мне бы, как этому веничку, вот так в уголочке, лишь бы в раю, рядом с Богом.

Часто рассказывала о муже. Однажды рассказала сон:

Снился мне муж, Михайловна, не то сон, не то явь: присел ко мне на краешек кровати и говорит:

Спасибо, Аня!

Поднялся, потом молча ушел.

Наверно, молитвы мои помогли.

Так она поняла значение его слов. Тетя Аня оказала на меня огромное влияние: воцерковила, укрепила в вере в Бога, в проявлении любви и огромного уважения к святым и святыням земли русской. Рассказывала Жития святых: Николая Угодника, Дмитрия Ростовского, Сергия Радонежского, Варвары, Иоанна Богослова, Серафима Саровского, о котором особенно много рассказывала:

У него ноженьки больные, он тысячу дней и ночей стоял на камне и молился за людей, за нас.

Откуда у святых были такие духовные силы? – спрашивала я.

От Бога, Любушка, от Бога.

Всегда провожала меня с гостинцами: пироги, пирожки, постные пироги, хлеб сама пекла. Чаю попьем, и с собой дает. А сама ела очень мало. Худенькая такая всегда, а какая душа огромная, светлая, чистая! С нею и другие люди светлее душой и чище становились».

Анна Михайловна часто повторяла детям и внукам: «Побываю в храме, и на душе становится легко, прощаются все обиды». В её комнате иконы и божественная литература стояли всегда, даже в те «гонимые годы», как она говорила, она никому не позволила убрать их из дома. К ним она всегда относилась с огромным уважением и любовью, рядом с иконами всегда горела лампада.

Умерла Анна Михайловна Черемисина 27 апреля 2011 года, в Пасхальную седмицу. Наш батюшка Павел отпевал ее, свою прихожаночку, как он говорит. А еще батюшка сказал об Анне Михайловне такие слова:

Чистая, светлая, очень правильная была, умерла в дни для избранных.

И обращается к нам Анна Михайловна словами священника из проповеди в храме: «Веруй сердечно Богу; угождай ему верою и правдою; всю надежду полагай на него, и от сердца призывай Его; а Он близ тебя есть, …и смотрит на подвиг твой, и невидимою рукою укрепляет тебя и помогает тебе… Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит твою душу Господь».*

Эти слова и ее духовное завещание нам, взрослым людям и детям непростого, чаще жестокого, чем доброго XXI века, но нашего, родного, потому что нам в нем жить дальше. Но у нас есть духовное завещание, а еще память о том, что Анна Михайловна выполнила свое обещание, данное Богу в детстве.

Дом, в котором жила Черемисина А. М.

*Краткие беседы о духовной жизни для простого народа, Москва, 1995г.

1. Подвиг русского монашества. Русское монашество XIX в. дало множество примеров истинного христианского подвига. А уже при своей земной жизни эти святые люди служили образцом для понимания смысла жизни, поведения и повседневного бытия христиан. Одной из вершин православной жизни стала духовная деятельность преподобного Серафима Саровского. В подвиге преподобного Серафима Саровского Святая Русь явила миру великий пример православной святости.

(в миру Прохор Исидорович Машнин) (1754–1833) – один из самых знаменитых и почитаемых русских старцев. Родился он в Курске. Его родители строили Сергиево-Казанский собор. Когда собор был построен и освящен, он ушел в монастырь. В 1778 г. он поселился в Саровской Успенской пустыни, которая располагалась на р. Саровке, в тогдашней Тамбовской губернии. В 1786 г. принял монашеский постриг с именем Серафим, а в 1794 г. он оставил обитель и поселился в уединенной келье в лесу, в нескольких километрах от монастыря. В келье и в лесу у дороги он поставил два камня, на которых и молился. В 1806 г. Серафим возложил на себя новый тяжкий монашеский подвиг – молчальничество, и пребывал в безмолвии около трех лет. В 1810 г. по решению собора монахов монастыря Серафим вновь поселился в обители, но принял обед затворничества. Начиная с 1815 г., он несколько ослабил затвор и всецело посвятил себя новому подвигу – старчеству, т.е. служению миру, духовному руководительству и врачеванию иноков. Но окончательно он оставил затвор только в 1825 г.

3. Пресвятая Богородица посещает Серафима. Старец Серафим, один из немногих в истории России святых, удостоился посещения Пресвятой Божией Матери, Которая являлась ему двенадцать раз. Первое заступничество за преподобного Серафима Божия Матерь явила задолго до его пострижения в монахи. Как рассказывает его Житие, когда ему было десять лет, он очень тяжело заболел. Однажды во сне явилась ему Пресвятая Богородица и обещала исцелить его. И вот случилось в то время идти крестному ходу с Курской Коренной иконой Божией Матери по улице, где стоял дом его родителей. Нежданно на идущих обрушился сильный ливень и крестный ход свернул во двор их дома. Мать отрока поспешила вынести его и приложить к иконе. С тех пор мальчик стал поправляться.

В 1780 г., уже будучи послушником Саровского монастыря, он тяжело заболел, возможно, водянкой. Болезнь продолжалась три года, никак не оставляя его. Однажды саровский старец Иосиф отслужил о здравии болящего Божественную литургию, больной же исповедовался и причастился. И вот тогда, в Неизреченном Свете, явилась болящему Матерь Божия с апостолами Иоанном и Петром. Владычица, указывая Иоанну на послушника, сказала: «Этот – Нашего рода». И возложила правую руку на его голову, а жезлом, который держала в левой руке, Она коснулась болящего. От этого прикосновения у послушника осталось в ноге углубление, через которое и стала вытекать накопленная жидкость, причинявшая ему мучительные страдания. Так чудесным образом больной вновь поправился. Позднее на месте чудесного исцеления преподобного Серафима воздвигли храм во имя преподобных Зосимы и Савватия.

В 1804 г. старец Серафим, давно уже принявший монашеский постриг, жил отшельником в лесной келье. И напали на него трое крестьян, которые искали у старца денег. Никаких денег они не нашли, но жестоко избили преподобного. Вызванные врачи обнаружили, что у батюшки Серафима проломлена голова, перебиты ребра, отбиты легкие. Врачи осматривали старца в недоумении – как он еще жив остался?! И в этот момент старец Серафим уснул, и было ему видение. К постели подошла Пресвятая Богородица с апостолами Петром и Иоанном и, указывая на подвижника, сказала Своим спутникам: «Сей – из рода Нашего». Проснувшись, преподобный Серафим почувствовал облегчение и начал поправляться. А злодеев-крестьян вскоре разыскали, но по мольбе старца их отпустили.

Еще одно чудесное видение случилось в 1825 г. К тому времени преподобный Серафим жил в монастыре и вершил в своей уединенной келье новый подвиг – затворничества и молчания. Пять лет прожил старец в затворе и полном молчании, созерцая в молитвах Господа. Еще десять лет он провел в своей келье, принимая братию и мирян. А 25 ноября было старцу видение Богоматери, Которая повелела выйти ему из затвора и принимать всех, кто будет нуждаться в его утешении, советах и молитве. Так начался еще один подвиг преподобного Серафима – старчество. И случилось все по слову Богородицы: со всей России потянулись к старцу люди за духовной помощью и водительством. А он, будучи уже в преклонных летах, всех принимал и никому не отказывал в беседе и совете. Больше того, исполняясь Духа Святого, преподобный Серафим обрел дар прозорливости и целительства. И очень многие уходили от него исцеленные или духовно, или телесно.

Великий старец несказанно любил Пресвятую Богородицу. Более всего молился старец Серафим перед иконой Божией Матери «Умиление», или «Всех радостей Радость», как называл ее преподобный. Эта икона стояла в келье старца. Елеем от лампады, горевшей перед образом, старец помазывал больных. Перед этой иконой в молитве преподобный Серафим и отошел ко Господу. После кончины старца икона «Умиление» была передана в Дивеевскую обитель. С тех пор икона стала Верховной игуменьей Серафимо-Дивеевской обители, а настоятельницы монастыря нередко назывались наместницами Верховной игуменьи. В честь иконы Божией Матери «Умиление» Русская Православная Церковь установила праздник – 28 июля (10 августа).

4. Общественное служение. И еще Пресвятая Богородица повелела преподобному Серафиму Саровскому служить людям. Слава о великом подвижнике давно уже ходила по всей России. Но теперь, когда преподобный стал принимать людей, множество паломников устремилось в Саровскую обитель за духовным исцелением. Обладая умением проникнуть в душу и в сердце каждого, старец распознавал внутренние помыслы любого человека и стал истинной духовной опорой для многих страждущих.

Кроме того, ему был дан дар исцеления. Сам старец всю жизнь страдал тяжелой болезнью ног, однако стойко переносил страдания и старался не показывать своей немощи. В то же время по его молитвам выздоравливали многие люди.

Преподобный помогает и после смерти. Известно много случаев помощи преподобного Серафима людям по молитвам к святому в их нуждах и бедах, болезнях и страданиях.

5. Пример для верующих. С XVIII века у многих образованных людей, дворян и даже простых людей стала охладевать вера. Люди не отвергали Церковь, но все меньше полагались на Бога, считая, что они обойдутся без Него. Они все меньше молились и все реже посещали храм, да и посещение храма для таких людей превращалось в пустую формальность. Преподобный своим личным горячим примером являл образец живой веры, живого общения человека с Богом, Пресвятой Богородицей. Он показывал всем, что Господь и Пресвятая Богородица слышат каждого верующего человека, их молитвы и помогают каждому искренне верующему человеку.

6. Основание Дивеевского Введенского женского монастыря. В тот день, 25 ноября 1825 года, старец Серафим, исполняя волю Божией Матери, впервые вышел из затвора. Он отправился в лес к своей дальней пустыньке. И на берегу реки Саровки ему вновь явилась Пресвятая Богородица. Она повелела старцу основать новый монастырь у села Дивеева, рядом с уже существующей женской общиной. В этот монастырь Приснодева велела принимать только девушек и Сама обещала быть всегдашней Игуменьей обители. Девичью общину надлежало обнести канавкой и валом вместо стены. Новую обитель Богоматерь назвала Своим «четвертым жребием на земле» . Преподобный Серафим Саровский исполнил все, как было предуказано. Он устроил Введенский женский монастырь, который вскоре стал известен всей России.

7. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь был основан в с. Дивееве в 24 км. от г. Ардатова (ныне – в Нижегородской области) в 1780 г. трудами рязанской дворянки А.С. Мельгуновой (в монашестве – Александра), как Казанская женская община. Поселившись в с. Дивееве, в 1775 г. на свои средства Александра построила храм во имя Казанской иконы Божией Матери, вокруг которого и сложилась женская община. Духовное руководство над общиной осуществляли старцы Пахомий и Исайя из расположенного неподалеку Саровского монастыря. После их смерти духовным руководителем общины стал преподобный Серафим Саровский.

В 1827 г. он отделил девиц от вдов и, исполняя повеление Божией Матери, в 100 саженях от Казанской общины основал отдельную Мельничью девичью общину, которая располагалась возле мельницы. Мельничью общину окружала канавка, вырытая сестрами по велению преподобного Серафима. По его же настоянию к Казанскому храму пристроили двухэтажный храм во имя Рождества Христова и Рождества Божией Матери. Уже после смерти Серафима Саровского, в 1842 г., обе общины объединились в одну – Серафимо-Дивеевскую, которую в 1861 г. преобразовали в монастырь.

В XIX – начале XX вв. Серафимо-Дивеевский монастырь был одним из самых крупных женских монастырей в России. Здесь проживали более 1000 монахинь. Архитектурный ансамбль представлял собой целый город, обнесенный высокой каменной стеной. В центре обители находился величественный пятиглавый Свято-Троицкий собор с пятью приделами (1848–1875 гг.). В 1847–1848 гг. был сооружен зимний, деревянный, но на каменном фундаменте храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери, который имел два придела, а в нижнем этаже – особый храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 1855 г. построен кладбищенский однопрестольный храм во имя Преображения Господня. При богадельне был устроен храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1861 г.). За монастырской оградой располагались основанные ранее Казанский и Рождественский храмы. К 1917 г. был полностью построен новый каменный собор, но освящен только в 1999 г. во имя Преображения Господня.

После 1917 г. монастырь разорили, а в 1927 г. окончательно закрыли, храмы разрушили, монахини подвергались преследованиям.

И все-таки молитвами Пресвятой Богородицы и всех православных христиан в 1990 г. после чудесного обретения и перенесения мощей преподобного Серафима Саровского, началось возрождение обители. Восстановлены ее храмы. В обители несут послушание сотни монахинь и послушниц.

В 2003 г. восстановили и канавку вокруг бывшей Девичьей общины. И теперь тот, кто пройдет по канавке и прочитает положенное число раз молитву «Богородице Дево, радуйся!», тот может надеяться на снискание Божией благодати. Ибо Богородица не оставила заступничеством Свой четвертый жребий на земле.

8. Преподобный Серафим Саровский о будущем России. Сегодня известны многие пророчества старца Серафима, касающиеся исторических судеб России, в том числе и грядущие бедствия – революции, разорение Церкви, поруганье святынь, величайшие человеческие жертвы, когда «Земля Русская обагрится реками кровей».

Предсказал великий старец и последующее возрождение России. Одно из пророчеств преподобного старца Серафима Саровского гласит: «Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского». И поэтому: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе».

9. Канонизация преподобного Серафима Саровского. Преподобный Серафим Саровский еще при жизни провидел, что будет прославлен в своей святости, провидел даже время года, когда он будет прославлен – это будет лето: «У нас (в Сарове) какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон, со всех сторон!» Так и случилось: обретение и перенесение мощей святого состоялось 19 июля (1 августа) 1903 г. при многомиллионном стечении народа. В этом же пророчестве предвидел преподобный старец и многие мучения, которым подвергнется Россия: «Но эта радость будет на самое короткое время; что далее будет… такая скорбь, что от начала мира не было!.. Ангелы не будут поспевать принимать души!». При этих словах из глаз старца текли слезы…

В 1903 году в присутствие Николая II и всей императорской семьи состоялась торжественная канонизация и перенесение мощей святого.

Этот праздник стал настоящим торжеством православия, собравшим более полутора миллионов человек. Происходили многочисленные исцеления паломников.

В 1927 г. Саровскую обитель закрыли, мощи святого старца забрали в Москву. Затем они пропали и были обнаружены только в 1990 г. в Ленинграде. Так, в 1990 г. состоялось второе обретение мощей Серафима Саровского и торжественное перенесение их в Серафимо-Дивеевский монастырь.

А еще одно важное событие произошло в апреле 2004 г.: частица мощей преподобного Серафима Саровского по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была перенесена в главный гарнизон Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации – в подмосковную Власиху, в храм преподобного Илии Муромского.

И глубоко символично, что ядерный центр, где было создано ядерное оружие нашей страны, находится в Сарове. Это не случайно, ведь в акафисте преподобному Серафиму сказано: «Радуйся Отечеству нашему щит и ограждение». Поэтому считается, что ядерный щит нашей державы был создан именно по молитвам преподобного Серафима.