План открытого урока

По русскому языку

В 8 «Г» классе

По теме: «Безличные предложения»

учитель: Ефанова Марина Николаевна

(методическая неделя)

(17.01.2017 г.)

Цель: создать условия для формирования понятия о безличном предложении

Задачи:

  • Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
  • Развивать память, речь, образное мышление.
  • Использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о безличных предложениях.
  • Совершенствовать речевые, орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

1. Организационный этап.

(перед каждым учеником на парте лежат оценочные листы, которые заполняются в начале и в конце урока , и художественный текст В.П.Астафьева )

2. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока )

– Назовите грамматические основы предложения и чем они выражены.

В избе жарко натоплено, и мне не спится.

Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении?

– Нет.

– Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?
(Запись темы урока в тетради БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ )

– На что указывает приставка без - ? (На отсутствие чего-либо .)

– Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?

– Задачи (постепенно открываются):

– узнать значение безличных предложений
– определить особенности сказуемого в безличных предложениях
– выяснить роль в речи безличных предложений

Какое сырое утро!

1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил.
12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено.
16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать.

Учитель: Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева. (заранее подготовленным учеником. Анализ текста

  • В каком стиле написан текст?
  • О чём этот текст?
  • Почему он так называется? Какова основная мысль текста?
  • Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы)
  • Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие)

А по составу, какие предложения в тексте? Назовите. (С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.)

– На какие две большие группы можно разделить предложения? Укажите эти предложения и напишите их номера в таблице.


Подписи к слайдам:

В избе жарко натоплено, и мне не спится.

Задачи: – узнать …………………….. – определить ………………. – выяснить ……………………

Какое сырое утро! 1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает… 6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил. 12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено. 16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть… Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать! Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать.

1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Но надо вставать. Надо вставать и работать. 4. Мне нездоровится. 5. И нет сил. 6. В избе жарко натоплено. 7. Мне не хочется работать.

Упражнение,225.Запишите,заменяя двусоставные предложения односоставными безличными. Комната была чистая и уютная. Море в это утро было теплое и приятное. Улица была пустынная и тихая. Ёлка в этом году была особенно весёлая, праздничная. Лекция была скучная. Вечер был интересный. Утро было сырое.

Домашнее задание: «Теория»- п.183 «Практика» упр. 217, заполнить таблицу упр. 219

Предварительный просмотр:

Оценочный лист

Ф.И.________________________________________________

На начало урока

На конец урока

могу

не могу

могу

не могу

Находить двусоставные предложения

Находить односоставные безличные предложения

Определять признаки безличных предложений

Находить односоставные предложения

Отличать односоставные предложения от двусоставных

Определять вид односоставных предложений

По форме главного члена
односоставного
предложения
делятся на две основные группы:
с главным членом – сказуемым,
с главным подлежащим.
Сравните: Вечереет. Вечер.
Односоставные предложения могут
быть нераспространёнными и
распространёнными.
Например: Морозит.
С утра
морозит. Вечер. Тихий вечер.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым:

Предложения
определённоличные
Предложения
неопределённоличные
Обобщенно-личные
Безличные предложения

Предложения определённо-личные

Сказуемое-глагол в форме
1-го лица ед. и мн. ч.
2-го лица ед. и мн. ч.
изъявительного
или
повелительного наклонения
(можно подставить
местоимения я, ты, мы, вы)

1) Люблю грозу в начале мая
2) Уходим завтра в море.
3) Не из Москвы ли будешь?
4)Чему
смеётесь?
Над
собой
смеётесь!
5) Выберите себе книгу по вкусу.
6) Пойдёмте в сад.
7)Давайте поработаем.
Определённо-личные
предложения
встречаются в живой разговорной речи.

Предложения неопределённо-личные

Сказуемое – глагол в форме
3-го лица множественного числа
настоящего или будущего времени
в
форме множественного числа прошедшего
времени
Например:
1) Что новенького в газете пишут?
2) В дверь постучались.
В таких предложениях важно само действие,
а не лица, которые его производят. Они мыслятся
неопределённо. Поэтому в таких предложениях
не бывает подлежащего.

Предложения обобщенно-личные

имеют значение обобщенного лица, т. е.
указывают
на
то,
что
действие
производится
всеми,
любим
лицом,
например:
1) Цыплят по осени считают
2) Бездонную бочку водой не наполнишь
3) Каких только птиц не увидишь в
весеннем лесу!
Особенно часто это значение имеют
сказуемые, выраженные глаголом в форме
2-3го
лица.
Многие
пословицы
представляют собой такие предложения.

Безличные предложения

Безличные предложения – это
односоставные
предложения
со
сказуемым, при котором нет и не может
быть подлежащего, например:
1) Уже совсем стемнело.
2) Скоро светать будет.
3) На дворе было тихо.
Сказуемое в безличном предложении
выражается следующими способами:

Простое глагольное сказуемое, выраженное

1) Безличным глаголом
2) Безличной формой
личного глагола
(прошедшее время
средний род)
3) Безличной формой
глагола быть в
отрицательных
предложениях; словом
нет
4) Неопределённой формой
глагола
Вечерами работалось
особенно хорошо. На
дворе вечереет.
Пахнет сеном над
лугами. (Майк.) Зажгло
грозою дерево (Н.)
Герасима уже не было на
дворе. (Т.) Сегодня же
меня здесь не будет. (Т.)
У меня нет линейки.
Вам не видать таких
сражений. (Л.) Быть
грозе великой. (П.)

Составное сказуемое, выраженное

ГЛАГОЛЬНОЕ
Безличным
вспомогательным
глаголом +
неопределённая форма
глагола
ИМЕННОЕ
Глаголом-связкой в
безличной форме +
именная часть (наречие
или краткое
страдательное причастие
в форме среднего рода)
1) Над вашим
предложением стоит
подумать.
2) Алёнке спать не
хотелось.
1) В этот час было совсем
тихо. (Л. Т.)
2) В избе жарко
натоплено.

Безличные
предложения
сообщают о различных состояниях
природы или людей и животных,
например: 1) На улице холодно. 2)
Мне холодно.
В
последнем
случае
в
предложении
обычно
бывает
дополнение в форме дательного
падежа, указывающего, кто именно
испытывает то или иное состояние.

Назывные предложения

Назывные предложения – это такие
односоставные предложения, которые
имеют один главный член –
подлежащее.
Они сообщают о том, что какое-нибудь
явление или предмет существует
(имеется) в настоящем, например:
1) Лес. Просека. 2) Весна!
С частицами вот,вон назывные
предложения
приобретают
указательное значение: Вот парадный
подъезд. (Н.)

Назывные
предложения
употребляются
преимущественно
в
художественной
литературе (поэзии и прозе), в газетных и
журнальных очерках и статьях. С их помощью
писатели и журналисты обычно в начале
своих произведений (или глав, частей) очень
лаконично и точно рисуют место и время
действия, пейзаж, обстановку, например:
1) Ночь. Землянка. Фитилёк разгореле.
2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле. (Ахм.)

Тренировочные упражнения.

1. Укажите, какие утверждения неверны.
а) В односоставных предложениях грамматическая основа
состоит из подлежащего или сказуемого.
б) В определенно-личных предложениях главный член
предложения выражен глагольной формой 1-го или 2го лица.
в) Безличными называются предложения, в которых
отсутствует подлежащее.
г) Определенно-личные и неопределенно-личные
предложения могут иметь обобщенное значение.

2. Укажите односоставные
предложения.
а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.
б) Кругом все молчало.
в) Встречайте трепетную весну, люди земли.
г) Синее бездонное небо.
д) Многим не терпелось кинуться в бой.

3. Укажите вид односоставных предложений:
а) определенно-личное;
б) неопределенно-личное;
в) безличное;
г) обобщенно-личное;
д) назывное.
1. После драки кулаками не машут.
2. Ярмарка. Крещенский мороз.
3. От пруда потянуло холодом.
4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного
птичьего гнезда.
5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных
вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.

5.
Найдите
предложение,
строение
которого соответствует схеме: [безл.], и
[двусост.].
а) Спокойно дышит грудь и на душу находит
странная тревога. (И.Тургенев)
б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и
что-то прошелестело рядом. (К.Паустовский)
в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником
сухим.
г) Приближался конец мая и нас с сестрицей
перевели из детской в так называемую
столовую. (С.Аксаков)
(Знаки препинания не расставлены.)

Упражнение
1.
Перепишите
предложения,
найдите
грамматическую основу, определите тип односоставных
предложений, укажите, чем выражен главный член
предложения.
1.Стоном горю не поможешь.
2.Горит восток зарёю новой.
3.Зал украсили цветами.
4.Работаем не покладая рук.
5.Поёт зима, аукает.
6.Положи книгу на полку.
7.Вечерами нам рассказывают сказки.
8.Нет предела совершенству.
9.Утренняя свежесть.
10.С вечера всё спится.
11.Опять зима.
12.Хорошо бы сделать снежную горку.

Газизова Гульнара Маратовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: НРМОБУ "Салымская СОШ № 1"
Населённый пункт: пос. Салым Нефтеюганский район Тюменская область ХМАО-Югра
Наименование материала: Урок русского языка
Тема: "Безличные предложения"
Дата публикации: 16.03.2017
Раздел: среднее образование

Урок русского языка в 8 классе на тему

«Безличные предложения»

Цели:

использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о

безличных предложениях.

Задачи учения:

находить безличные предложения по значению и структурным особенностям;

употреблять безличные предложения;

использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными.

Задачи обучения:

формировать понятие о безличных предложениях;

выявить способы выражения сказуемых в безличных предложениях;

определить роль безличных предложений в тексте.

Ход урока

Организационный этап.

Этап актуализации ранее изученного материала.

(перед каждым учеником на парте лежат оценочные листы, которые заполняются в начале и в

конце урока, и художественный текст В.П.Астафьева)

Какое сырое утро!

За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он

медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…

Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.

Наступило утро. В деревне уже выходят на работу. И мне надо работать.

Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть - чуть…

ведь

заработал

право

полежать?

мало

чего

заработал!

подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!

Всё то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и

стыни. Всё так же каплет с черёмух. Мимо окон проехал дядя Фёдор на мокрой лошади к

ферме – он везёт вонючий силос.

Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.

Учитель: Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева.

(чтение текста учителем или заранее подготовленным учеником. Анализ текста

В каком стиле написан текст?

О чём этот текст?

Почему он так называется? Какова основная мысль текста?

Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы)

Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие)

А по составу, какие предложения в тексте? Назовите.

Учитель: Просмотрите первые четыре абзаца данного текста.

Какие предложения по своей структуре использует автор для

передачи основной мысли текста?

На какие две большие группы можно разделить их? Укажите эти

предложения и распределите их в таблице.

Двусоставные

Односоставные

Определённо-личные

Неопределённо-

личные

Окна залеплены серым

Полежу ещё маленько,

чуть-чуть.

В деревне уже выходят

на работу.

За окном мутно.

Он медленно сползает

по стеклу, лепится к

рамам, набухает.

Каплет с крыши.

Как болят кости!

Надо вставать.

Наступило утро.

И мне надо работать.

3 этап. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока)

Чем схожи односоставные определённо-личные и неопределённо-

личные предложения?

Что характерно для предложений, составляющих другую группу?

Какие это предложения?

Каково их общее грамматическое значение? (все они простые,

распространённые, односоставные)

Учащиеся: (учитель должен подвести их к определённому ответу) Это

тоже односоставные

предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано

лицу, выраженному подлежащим.

Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме

именительного падежа, кто производит действие или кто

испытывает состояние, названное в предложении?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?

(Запись темы урока в тетради – БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ )

На что указывает приставка БЕЗ - ? (на отсутствие чего-либо )

Учитель: Возьмите оценочные листы и укажите, что вы знаете или не знаете на начало урока. Это

нам необходимо для того, чтобы определиться с задачами и решить их.

Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?

ЗАДАЧИ (закрыты на доске, постепенно открываются)

- значение безличных предложений

- особенности сказуемого в безличных предложениях

- роль в речи безличных предложений

Что обозначают безличные предложения?

Безличные

предложения

наиболее

употребительная

односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство

миниатюру

В.П.Астафьева,

почувствуете,

богатыми

возможностями

выражения

обладают

безличные

предложения.

Чем выражены сказуемые в этих предложениях? (При работе с

текстом вам поможет учебник-теория В.Бабайцевой параграф 183,

На доске должно появиться

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

1. Личным глаголом в значении безличного. Каплет с черёмух.

2. Словом состояния на – о (окружающей среды или человека). За окном мутно.

3. Возвратным глаголом в безличном значении. Мне не хочется работать.

4. Инфинитивом (модальное слово в сочетании с инфинитивом – надо, нужно, можно, возможно,

нельзя). Надо вставать. Встать.

Чем ещё может быть выражено сказуемое в безличных

предложениях? Обратитесь вновь к тексту.

5.Безличным глаголом.

6.Неизменяемой глагольной формой нет

7. Краткой формой причастия (страдательное, ср. рода с суф. – н -, - ен, - т -) (опережающее

задание в учебнике, если останется время.)

Задание: Составьте предложения, чтобы сказуемое в них было бы выражено отрицательным

словом, кратким причастием, безличным глаголом

Этап первичного закрепления.

(Выполняется дифференцированная работа по тексту. Задания для групп написаны на доске)

1 группа – Составить 2 односоставных предложения на тему: «Пейзаж». Выполните

синтаксический разбор одного из них.

2 группа - Выписать односоставные предложения. Определить их вид. Переконструировать

одно односоставное предложение в двусоставное.

3 группа – Выпишите из текста все односоставные предложения. Подчеркнуть основы

предложений.

Проверка выполненной работы.

Учитель: Как видно из проделанной работы, безличные предложения очень часты в языке

Астафьева.

Какова роль безличных предложений в речи?

Чем можно объяснить это?

(На доске появляется)

Роль в речи:

Выразительность предложений

Лаконичная форма

Используется для описания пейзажей, обстановки

Лиричное повествование

Оттенок стихийности

(С помощью безличных предложений

можно дать выразительную характеристику

физического

нравственного

состояния

человека.

Часто

безличные

предложения

Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для

выражения

различных

оттенков

необходимости,

возможности

Безличные

предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно

придать оттенок стихийности.)

Подведение итогов урока

О чём вы узнали на уроке?

Как вы думаете, почему для данного урока я взяла текст

В.П.Астафьева?

Когда используются безличные предложения? (в тех случаях, когда

надо обратить внимание на действие, усилить его)

Что является сигналом безличности? (формы сказуемых)

Учитель: Посмотрите ещё раз на доску, на тему урока, возьмите оценочные листы и отметьте, что

получилось

выполнить

предстоит

поработать.

Насколько

достигнуты те задачи, которые мы ставили на начало урока?

(Заполнение оценочных листов)

Домашнее задание (дифференцированное)

3 группа – Учебник «Практика» упр. 217, заполнить таблицу упр. 219

2 группа - Из произведения «Ася» И.С.Тургенева (учебник литературы) выписать

односотавные предложения, указать вид односоставных предложений,

выполнить синтаксический разбор безличного предложения.

1 группа - Текст из 8-10 предложений, состоящий только из безличных предложений.

Указать способ выражения сказуемого.

Оценочный лист

Ф.И.________________________________________________

На начало урока

На конец урока

могу

не могу

могу

не могу

Н а х о д и т ь

д в у с о с т а в н ы е

предложения

Н а х о д и т ь

о д н о с о с т а в н ы е

предложения

О т л и ч а т ь

о д н о с о с т а в н ы е

предложения от двусоставных

Определять

односоставных

предложений

Н а х о д и т ь

о д н о с о с т а в н ы е

безличные предложения

Определять

признаки

Недостаточно четко выявив сущность односоставности, А.А. Шахматов очень много сделал в описании отдельных видов односоставных предложений, в частности, безличных.

А.А. Шахматов ищет отличительный признак безличных предложений в психологическом восприятии самого главного члена, не считая возможным говорить о каком-то невыраженном представлении за его пределами. Особенностью безличных предложений при этом оказывается выраженное в главном члене сочетание представления о признаке с представлением о бытии, существовании. Таким образом, безличные предложения А.А. Шахматов признает предложениями экзистенциальными . Естественно, что не все разновидности безличных предложений укладываются в рамки такого понимания. В ряде случаев исследователь учитывает это, выводя, например, инфинитивные предложения с императивным значением за пределы группы безличных инфинитивных. Оставаясь последовательно на данной точке зрения, нужно было бы выделить из состава безличных и некоторые другие модальные разновидности предложений с независимым инфинитивом.

В согласии с идеей "представления", вызываемого главным членом (или главными членами), находится и взгляд А.А. Шахматова на структуры типа "безличный глагол + инфинитив" или "предикативное наречие + инфинитив" как на предложения двусоставные. Однако последовательность этого принципа и здесь должна была бы привести к признанию двусоставности ряда других предложений, рассматриваемых в качестве безличных.

Попыткой примирить идею психологического "представления" с грамматической стороной предложения можно объяснить и введение А.А. Шахматовым понятия "двухчленные безличные предложения" (тип глагол + Р.п.), где именно грамматическая структура не позволяет говорить о двусоставности.

За основу классификации безличных предложений А.А. Шахматов взял грамматический способ выражения главного члена, т.е. принцип, получивший в дальнейшем распространение во всех работах по данному вопросу. Правда, с этим принципом А.А. Шахматов был знаком по первому изданию упомянутой работы А.М. Пешковского.

Грамматический аспект классификации безличных предложений детально представлен в работе А.М. Пешковского, что является его несомненной заслугой. Если в понимании А.М. Пешковским понятийной стороны безличного предложения как такового отразились некоторые идеи А.А. Потебни, в частности, идея об "устранении подлежащего" из мысли, то дальнейшие синтаксические вопросы данный исследователь решает с присущим ему вниманием к формально-грамматической стороне дела. Характерно, что классификацию безличных предложений А.М. Пешковскии строит исходя из грамматической формы не только главного члена (сказуемого), но и других членов, обязательных или необязательных в данной конструкции. Этим положено плодотворное начало синтаксического анализа структуры самого безличного предложения.

Однако схема А.М. Пешковского, разумеется, не могла не отразить в себе недостатки его общей теоретической концепции Так, например, формально-морфологическая точка зрения проявилась при искусственном и необоснованном разделении предложений с формой на -о, созвучной прилагательным среднего рода (и семантически им соответствующей) и тех же конструкций с "бесформенным словом", куда автор причисляет не только формы типа "жаль", "нельзя", но и формы на -о, не имеющие в системе языка звукового или семантического соответствия прилагательным среднего рода (мОжно, дОлжно, пОлно и т.п.).

Но в наибольшей мере слабость теоретической позиции А.М. Пешковского проявляется при решении им вопросов, связанных с соотношением грамматической и понятийной стороны безличного предложения. Согласно его воззрениям, безличность предложения определяется тем, что сказуемое не имеет форм согласования с подлежащим, следовательно, не может давать "намека на подлежащее", так как последний делается именно при помощи форм согласования . Таким образом, отсутствие у безличных глаголов изменяемости по лицам, числам и в прошедшем времени по родам (явление, сформировавшееся в определенной логической ситуации и именно в готовых синтаксических условиях) превращается у А.М. Пешковского в исходный пункт безличного характера предложения .

А.М. Пешковский тонко подметил разницу между безличными предложениями и неполными с опущенным подлежащим: "Все дело тут, очевидно, только в том, сознаются лицо и число данного глагола как категории согласования сказуемого с подлежащим или нет, ибо безличное предложение есть прежде всего не согласуемый ни с чем глагол" . Однако это высказывание не может быть принято иначе, чем только в качестве практического критерия.

Рассматривая взаимоотношения главных членов предложения с позиции А.А. Шахматова и А.М. Пешковского, мы установили, что подлежащее без сказуемого и сказуемое без подлежащего в двусоставных предложениях не дают каждый в отдельности законченного выражения высказывания. Подлежащее без сказуемого остается простым названием предмета. Причем названием условным, так как словесное обозначение предмета не обусловлено природой и свойствами этого предмета.

Только в предложении, контексте или соответствующей обстановке между организующими центрами (подлежащим и сказуемым) возникают предикативные отношения, и сказуемое выполняет свою предикативную функцию. "Предикативная функция, - пишет В.В. Виноградов, - заключается не в оживлении или соединении изолированных слов и понятий, а в речевом раскрытии реального содержания, связи и взаимодействия предметов и явлений действительности" .

Причем речевое раскрытие реального содержания, связи и взаимодействия предметов и явлений действительности в предложении принимает в одних случаях словесное выражение, а в других случаях интонационное выражение.

Можно ли интонацию считать грамматическим средством выражения грамматической категории? В этом ни А.М. Пешковский, ни А.А. Шахматов не сомневались. По мнению А.М. Пешковского, то, что мы называем предикативной функцией, может быть выражено в одних случаях только с помощью интонации, в других случаях - с помощью жеста и интонации и в третьих - в обстановке и интонацией, но не с помощью подразумеваемого предиката . "Таким образом, мы, - пишет А.М. Пешковский, - открываем новый способ выражения категории сказуемости: интонацию... благодаря которой слово перестает быть словом только, а делается фразой" .

По поводу интонации А.А. Шахматов писал: "...Ту или иную интонацию можно признать способом обнаружения грамматической категории" .

Односоставные предложения представляют собой два крупных типа предложений в соответствии с морфологическим выражением главного члена предложения:

номинативные, т.е. такие, в которых имеется налицо подлежащее как носитель признака, а сказуемое словесно не выражено и восстановить его из контекста или обстановки нельзя;

бесподлежащные предложения (термин А.А. Шахматова), которые характеризуются отсутствием подлежащего и невозможностью его восстановить из обстановки или контекста речи.

Основная группа бесподлежащных - это безличные предложения, которые не имеют подлежащего и даже указаний на него и в которых подлежащее не восстанавливается из контекста речи или обстановки. В этом и заключается их отличие от неполных двусоставных предложений с опущенными подлежащими.

Вопрос об условиях и времени возникновения безличных предложений, о путях развития их, о соотношении личных и безличных предложений, об их смысловых функциях давно привлекает внимание лингвистов.

Одни из них считали, что безличные предложения произошли из личных. Этой точки зрения придерживались В.А. Богородицкий, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский.

Терминами "безличные", "неопределенно-личные", "определенно-личные" пользовался еще А.А. Потебня .

В.А. Богородицкий считает, что безличные предложения возникли на почве подразумеваемости. Например, предложение Морозит, по мнению В.А. Богородицкого, возникло на почве предложений, состоявших из однокоренных существительного-подлежащего и глагола-сказуемого, т.е. Мороз морозит. В предложении же Моросит, предполагает В.А. Богородицкий, подлежащее могло опускаться потому, что глагол моросит может употребляться исключительно в сочетании лишь со словом дождь, чего, например, не наблюдается в предложении Дождь идет .

А.М. Пешковский по этому поводу заявляет: "Безличные предложения возникли из личных, а не наоборот" .

Это предположение, по мнению А.М. Пешковского, подтверждается как морфологическим анализом, так и исторически: "...Вдумываясь в значение безличных глаголов, мы все-таки откроем в них следы 3-го лица... К тому же приводит и чисто морфологический анализ этой формы: светает во всяком случае скорее может ассоциироваться с работает, пишет, читает, чем с работаю, работаешь, работаем и т.д. Ясно, что поскольку лицо должно мыслиться в глаголе, оно мыслится здесь как третье. Но мыслится-то оно с минимальной ясностью" .

Переходя к историческому обоснованию своего взгляда на безличное предложение, А.М. Пешковский пишет: "Прежде всего доязыковая мысль основана на ассоциации двух представлений и поэтому всегда двучленна. Было бы очень странно, если бы для нее сразу избрана была одночленная форма" .

А.М. Пешковский считает, что такие выражения, как свет светит, гром гремит и т.д., "легче приписать древнейшему периоду языка, так как они указывают на первоначальную, мифическую причину явления, на мифического деятеля, производящего его. Устранение этих-то подлежащих и могло создать безличное предложение" .