29 августа/11 сентября Православная Церковь празднует Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В память об этом событии в этот день установлен строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

О святом Иоанне, Предтече и Крестителе, Сам Господь наш Иисус Христос свидетельствовал, что он - больший из рожденных женами и первый среди пророков. Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крестителя, как никого из людей? Потому, что святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников. Чистота святого Иоанна и его любовь к девству были таковы, что он удостоился не только видеть Спасителя, Предтечей Которого был, но и крестить Его в Иордане и стать свидетелем откровения Святой Троицы.

В 15-й год правления кесаря Тиверия (29 год по Р.Х.) Иоанну в пустыне было слово от Бога. Тогда он пришел на Иордан и стал проповедовать покаяние приходившему к нему народу, наслышанному о его ангельской жизни. Он крестил иудеев в водах Иордана в знак очищения грехов, готовя их принять Спасителя и призывая принести достойные плоды покаяния вместо того, чтобы хвалиться тем, что они - сыны Авраамовы. Повторяя слова пророка Исаии, Иоанн говорил: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся… и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40:3-5). Народ спрашивал, не он ли Спаситель, Которого ожидают многие поколения. Иоанн отвечал им: «Я крещу вас водой, но идет Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16).

Иоанн Предтеча закончил свою жизнь в 32 году по Р.Х. мученическою смертью (Мф. 14:1-12; Мк. 6:14-29).

После крещения Господня, святой Иоанн Креститель был посажен галилейским царем Иродом Антипой в темницу (Ирод Антипа, был сыном того Ирода Великого, который убил 14 000 вифлеемских младенцев).

Пророк Иоанн обличал царя Ирода в том, что он, оставив свою законную жену, дочь аравийского царя Арефы, женился на жене своего брата Филиппа Иродиаде, грубо нарушив еврейский обычай. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна за великого пророка и боялся народа, но в угоду ей, посадил его в темницу. В темнице Иоанн Предтеча провел около года.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Дочь Иродиады Саломия плясала во время пира перед гостями и угодила Ироду и возлежащим с ним гостям. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Саломия по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился, т.к. боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но ему не хотелось при гостях изменить своему неосторожному слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну и отдать Саломии.

Воин, выполнив приказание царя, принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал Саломии, а Саломия отнесла матери своей Иродиаде.


После усекновения главы Иоанна тело его тайно в ту же ночь было погребено учениками его в городе Севастии — городе Самарийском.

По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада боялась, что при соединении главы с телом, Иоанн может воскреснуть и снова обличить ее. Она исколола язык Пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте.


Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, ставшая потом одной из мироносиц, тайно откопала святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.

После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23:7-12).

По прошествии многих лет, 452 году от Р.Х., честные мощи святого Иоанна Предтечи были чудесным образом обретены и стали источником благодати для верующих, приходивших поклониться им (читайте об этом ).

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни (читайте об этом ) . Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

ИОАНН ПРЕДТЕЧА - АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ


Иоанн Предтеча называется Ангелом Господним и часто изображается на иконах с крыльями. Сам Спаситель сказал о Крестителе, что он не только пророк, но и больший пророка - Ангел Господень: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.» (Мф. 11:10). Святой Предтеча - это поистине первый Ангел во плоти . Он своею жизнью из всех смертных людей наиболее приблизился к ангельской жизни и уподобился ангелу небесному.

Чем же святой Иоанн уподобился ангелу? Святитель Николай Сербский (Велимирович) отмечает, во-первых, своим послушанием Богу; во-вторых, своею свободой от мира; и в-третьих, своею безпопечительностью о телесной жизни своей.

Ангелы всецело послушны Богу. И святой Иоанн был всецело послушен Богу от самого своего младенчества. Он весь предался Богу и во всем полагался на Бога.

Кроме того, Иоанн был подобен ангелам небесным и своею свободой от мира и людей. Мир для него был прахом, который то зеленеет, то чернеет, но всегда остается прахом. Люди для него были рассеянным стадом, потерявшим из вида своего пастыря. Иоанн, как ангел Божий, нимало не прилеплялся к миру и не имел не малейшего страха пред миром. Он не различает людей ни по одежде, ни по знатности, ни по власти, ни по учености, ни по богатству, ни по возрасту - он различает их лишь по свойствам души их. Его очи и видят не телесных людей, но нагие человеческие души, кои для прочих очей сокрыты под маскою тела. Таковую свободу от мира и людей имеют лишь ангелы Божии.

Кроме того, Иоанн уподобился ангелам и безпопечительностью о своей телесной жизни. Ангелов не томит забота о том, что им есть, что пить и во что одеться. Служа Богу, они знают, что Бог будет их и питать, и поить, и одевать. Иоанн питался акридами (верхушки неких пустынных растений) и диким мёдом, его дух не тревожили заботы этого мира. И не сказано, что он когда-нибудь жаловался на голод или на жажду. Не акриды и дикий мед питали его, но сила Божия, подаваемая верному и послушливому служителю Божию чрез акриды и дикий мед. И о жилье и одежде не заботился Иоанн. Жильем его была пустыня, одежду же он носил из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. Святой Иоанн был свободен от всякого телесного попечения. Все его заботы были о душе, а воля Божия была единственным законом и властителем души его. В этом он уподобился ангелам небесным.

Вот почему его называют Ангелом.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ - ПРЕДТЕЧА И В АДУ

Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками.


Но почему всеблагой Бог попустил совершиться великому злодеянию 2000 лет тому назад и почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Крестителя? Потому, что Предтеча должен был стать Предтечей и в аду, царстве смерти, куда отходили души всех людей от Адама до пришествия Спасителя в этот мир, чтобы возвещать праведникам, почившим с надеждой на искупление, что близок приход Спасителя, Который Крестом сокрушит врата ада.

О ПРАЗДНИКЕ

День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи входит в число тех дней церковного календаря, которые выделяются как праздничные, хотя и скорбные. В этот день установлен пост, чтобы достойно почтить память великого постника и пустынника. Одновременно этот однодневный пост имеет цель - напомнить о пагубных последствиях страсти невоздержания.

Вокруг праздника Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна существует масса суеверий , не имеющих отношения к сути почитаемого события. Например, утверждается, что в этот день нельзя резать ничего круглого, что якобы напоминает собой голову - арбузы, круглые фрукты и овощи (ни блюд, ни тарелок), нельзя есть пищу округлой формы (то есть - картофель, лук, яблоки, арбузы), использовать рубящие и режущие предметы. Разумеется, эти суеверия распространялись (и распространяются иногда до сих пор) среди людей малоцерковных и не имеют никакого основания в традициях Церкви относительно дня празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи. Все вышеперечисленные «запреты» - не более чем народные суеверия, сродни языческому представлению мира, не имеющие внутреннего духовного смысла.

Православная вера и суеверие - несовместимы, потому что вера делает человека свободным от греха, а суеверие - зависимым от любого действия человека или природы. Говоря о суевериях и приметах, святитель Иоанн Златоуст приводит следующий пример: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва святому пророку Иоанну Предтечи
К рести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе прибега́я не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, имо́же ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. А ми́нь.

Тропарь, глас 2-й
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Кондак, глас 5-й
Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Закон Божий. Усекновение главы Иоанна Предтечи

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», - писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября православные христиане вспоминают новозаветное событие - насильственную смерть великого пророка, который предсказал пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан.

События Усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

За что заключили в тюрьму Иоанна Предтечу

Иоанн Креститель обличал тетрарха (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) Галилеи Ирода Антипу за многие злодеяния. Ирод сожительствовал с женой своего брата Филиппа Иродиадой, чем грубо нарушал еврейский обычай. Пророк не боялся жестокого царя и говорил о его грехах перед народом. Ирод посадил его в темницу, но не хотел казнить: боялся людских волнений: иудеи любили и почитали праведника.

Когда отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь вспоминает 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Что можно есть в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот день - строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник - выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Глава Иоанна Предтечи - история святыни

Спустя много лет после казни Иоанна Предтечи земля, в которой покоился сосуд со его святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия. Сосуд обнаружили во время строительства церкви. Это было первое чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

От святыни стали происходить чудеса. Иннокентий благоговейно хранил главу пророка, а незадолго до своей смерти снова зарыл ее в том же месте - чтобы она не была поругана иноверцами.
По преданию, во время правления императора Константина святой Иоанн Креститель явился двум инокам - паломникам, которые приехали в Иерусалим. Они откопали сосуд с его святой главой и решили присвоить великую святыню себе. Спрятали в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча вновь явился - горшечнику. По слову пророка этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой пророка. Запечатанный сосуд передавали в его семье от поколения к поколению.

Как говорит предание, потом святыня попала в руки еретика - священника Евстафия. Он был последователем ереси арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Но тайное стало явным - кощунство открылось. Евстафий закопав святыню в пещере рядом с Емессой, желая потом вернуться и забрать ее.

Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн Креститель. Святой указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии - Константинополь.
В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом, во время набега сарацин, в Команы. Когда в Команах начались иконоборческие гонения, святыню спрятали. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарх Игнатий во время молитвы получил знание о месте, где хранится честная глава. Святыню нашли - это было третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Главу перенесли в придворную церковь. Сейчас часть ее хранится на святой горе Афон.

Первое и второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя Церковь вспоминает 9 марта по новому стилю (24 февраля по старому стилю). Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня по новому стилю (25 мая по старому стилю).

Молитвы Усекновения главы Иоанна Предтечи

Тропарь Предтече
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Кондак Предтече

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание Предтечи

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Смысл праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«11 сентября мы празднуем память человека, который явился пророком, предтечей, крестителем Господа нашего Иисуса Христа.

День Усекновения главы Иоанна Предтечи - это день расставания святого с этим миром, в который он пострадал от людского гнева и жестокости. Чему учит нас этот праздник? Казалось бы, зло победило добро: праведник убит, его палачи живы. Да, мученическая смерть стала итогом его жизни и подвига, но она не стерла те добро и правду, что он нес людям. Точно так же те из нас, кто погиб за веру и правду, жили не зря. Жизнь, отданная во имя истины, может быть величайшей жертвой. Она не напрасна, с ее помощью человек проповедует свои идеалы».

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи

До нас дошли иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи ранневизантийской эпохи. Это миниатюра из Александрийской хроники и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии.

В средневизантийский период широкое распространение получил такой иконописный сюжет: пророк склонился, и воин заносит над ним меч; действо происходит на фоне пустыни. Также главу святого Иоанна изображали отделенной от тела. При этом из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

На древнерусских иконах главу пророка Иоанна Крестителя писали в чаше на фоне храма. По обе стороны от нее были написаны монахи, священнослужители и император Константин.

Часто русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками; при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1125 год), в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (около 1140 года), в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде (1189 год).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Усекновение главы Иоанна Предтечи

Нет судьбы более величественной и более трагичной - Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха, мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно, и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку. И это бывает постоянно, но часто еле заметно или проходит вовсе незамечено. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, - быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что все, что бы мы ни сделали доброго для любого человека, мы для Него сделали; тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках; пророк Амос говорит, что пророк - это человек, с которым Бог делится мыслями Своими. Но не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исайю, который в видении видел Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? - и пророк встал и сказал: Меня, Господи...

Но вот среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и кого Бог назвал величайшим среди тех, которые рождены на земле. Это Иоанн Креститель. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной.

Вся судьба его была в том, чтобы как бы не быть для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть - Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: «Он глас вопиющий в пустыне». Он только голос, он настолько стал единым, настолько уже не отличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови, человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, - словно этого человека нет. Он и его призвание - одно и то же; он - голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он - друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он - друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было. И дальше сам Креститель говорит о себе по отношению к Господу: «Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос». Надо, чтобы обо мне забыли, чтобы только о Нем помнили, надо, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, подобно Андрею и Иоанну на берегах Иордана реки, для того, чтобы последовать неразделенным сердцем только за Ним: я живу только для того, чтобы меня не стало!

И последнее - страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда уже вокруг него суживался круг приходящей смерти, когда не было у него уже выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась. Шла на него смерть, кончалась жизнь, где ничего у него не было своего, в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди - мрак. И в этот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило в юных летах заживо умереть. Если Он - Тот, стоило умаляться из года в год, чтобы Иоанна забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей. Если Он - Тот, тогда стоило теперь и умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего Иоанн жил, было исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно всё: и юность, и величайшая сила зрелых лет, всё погублено, всё бессмысленно; и еще страшнее, что случилось это потому, что Бог будто ‘обманул’. Бог, призвавший Иоанна в пустыне, Бог, отведший его от людей, Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: «Ты ли Тот?», Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: «Да, Я Тот, иди с миром!» Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, - ничего, кроме одного грозного предупреждения: «Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну». И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех - самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения… Празднуем... Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И вот в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: «Верь до конца, и будь верен до конца!».

Частица мощей Иоанна Предтечи

Перед частицей мощей Иоанна Предтечи можно помолиться в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Это Северо-Восточный округ Москвы, Троицкое благочиние.

Каменный храм построили в 1772-1777 годах на средства Александра Глебова, владельца поместья в Виноградове - по проекту известного архитектора Василия Баженова. В годы советской власти храм не закрывался, но в 1930-ом у общины изъяли церковный дом.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском (селе Дьяково)

Храм находится в Москве по адресу: проспект Андропова, дом 39, строение 7.

Церковь возвели в селе Дьякове в середине XVI века. В некоторых своих чертах она предвосхищала собор Василия Блаженного. Одни исследователи связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году; другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554-ом.

Храм сильно переделали в XIX веке, но все переделки удалили во время реставрации в 60-х годах XX века. В 1962-ом на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи - изображение круга со спиралями из красных кирпичиков. Интересно, что значение этой росписи ученые до сих пор не раскрыли.

Народные традиции праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли также Полетовщик, Полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Головосек, Иван - осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост и так далее.

На традиции празднования сильно влияли древние языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели гротескное значение. Например, в праздник Усекновения нельзя было есть круглые плоды и овощи, потому что... они похожи на главу пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом. Старались спрятать подальше острые предметы: они напоминали простому люду меч, которым воин отсек голову святого. Поэтому овощи не резали, а хлеб ломали руками. В некоторых регионах со стола убирали плоды и напитки красного цвета - цвета крови Крестителя.

Но были народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом, нежели с язычеством. День Усекновения главы Иоанна Предтечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает».

Этот праздник - начало «Репных Дней». Постились строго, не водили хороводы и не пели песен, потому что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя». К праздничному столу было принято звать бедняков и странников.

Православная церковь относит Усекновение главы Иоанна Предтечи к числу великих праздников. 11 сентября посвящено памяти мученической смерти Иоанна Крестителя, которому отрубили голову по приказу тетрарха Ирода. Полное название праздника в богослужебных книгах Православной церкви: «Усекновение честныя главы, честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна»

События Усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

Что можно есть в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот день - строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник - выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Что нельзя делать 11 сентября на Иоанна Предтечи

В какой бы день недели этот праздник не попадал, включая воскресенье, этот день всегда считается днем строгого поста, запрещено есть не только мясную и молочную пищу, но даже рыбу.

Накануне праздника вечером служится всенощное бдение – торжественное праздничное богослужение, которое проводится от захода солнца до рассвета (примерно с 18 часов до 6 часов утра.

11 сентября считается очень энергетически сильным днем. Считается, что тем, кто соблюдает пост в этот день, будут прощены все грехи, люди издавна верили в то, что в этот день у человека исполнится любое желание, которое будет загадано.

Издавна у людей существует запрет на пользование острыми, колющими, режущими предметами: ножом, ножницами и т. д.

«Кто на Усекновение ножом пользуется, сам без головы останется», — говорят в народе.

Нельзя ничего резать, особенно продукты круглой формы: капусту, арбузы, хлеб, помидоры и т. д. – так как круглое ассоциируется с отрубленной головой Крестителя. Хлеб, например, в этот день ломали руками, но не резали.

Среди народных примет существует запрет на танцы, песни и любое веселье в этот день. Связано это с танцем Саломеи, падчерицы Ирода, по просьбе которой и был обезглавлен Иоанн Креститель. Считается, что тот, кто в этот день танцует, тот берет на себя тот грех, который когда-то взяла на себя Саломея.

Усекновение Главы Иоанна Предтечи: традиции и обычаи празднования

На Руси последняя страница жизни Иоанна Крестителя была хорошо известна, горячо переживалась народом и породила множество апокрифических пересказов. Имена Саломеи и Иродиады стали нарицательными обозначениями женской хитрости и коварства. Не случайно 12 лихорадок называли Иродиадами или дочерями Ирода.

День, когда церковь вспоминает смерть пророка через усекновение главы, отмечался строгим постом. Пост этот имел свои особенности: в пищу нельзя было употреблять яблоки, картофель, лук, капусту ягоды, арбузы, орехи и другие продукты, имеющие круглую форму или хотя бы отдаленно напоминающие голову.

В этот день ничего не варили. Грехом считалось в руки брать нож и что бы то ни было резать. Строгий запрет существовал на веселье, особенно на песни и пляски, потому что именно пением и плясками дочь Иродиады выпросила голову пророка.

Верили, что если в этот день разрезать кочан капусты, то из него непременно потечет кровь, а если человек 11 сентября съест что-либо круглое, то весь год у него будет болеть голова.

Как отмечать праздник

События, связанные с жизнью Иоанна Предтечи, почитаются церковью и всегда отмечаются особым образом. В этот день не принято веселиться, играть в азартные игры и устраивать пышные застолья. Наоборот, верующие должны отказаться от пышных яств и в дань трагическому событию соблюдать строгий пост.

В этот день следует молиться о прощении, вразумлении грешных и помощи им. Категорически запрещены заупокойные молитвы.

В нашей стране был построен не один храм, посвященный мученику Иоанну, и ежегодно 11 сентября в каждой из этих церквей проводятся праздничные богослужения. Как правило, утренняя служба начинается рано, и до самого вечера верующие почитают Великий праздник.

11 сентября в храмах можно услышать церковные проповеди, обращенные к верующим, и молитвы, обращенные к Богу.

В этот день церковь Рождества Иоанна Предтечи в Суздале почтит молитвами память Великого Крестителя Божьего. Рано утром каждый желающий может поприсутствовать на богослужении и исповеди, посвященной этому святому дню.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове приглашает всех на божественную литургию в 8 утра. Также и Покровская епархия с 8 утра проведет богослужение в Свято-Троицком кафедральном соборе в Энгельсе. Молебен будет о страдающих от недуга пьянства и наркомании. Здесь желающие могут услышать молитвы во излечение людей, страдающих тяжелыми вредными зависимостями - алкоголизмом и наркоманией.

В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в Бортевее верующим также предлагается поприсутствовать на вечернем богослужении, на котором будут молиться за души грешных людей.

В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором в Москве в 9 утра начнется литургия. А в 18.00 вы сможете побывать на вечернем богослужении.

Кировский храм Усекновения Ионна Предтечи проведет по улицам города крестный ход, в котором также могут поучаствовать все желающие.

В день памяти Иоанна Крестителя запрещены массовые и шумные гулянья. Почтить память святого мученика вы сможете в стенах храмов и церквей. Помимо этого, в этот день также принято отдавать дань памяти погибшим воинам.

О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по рождестве Христовом повествуют святые евангелисты Матфей и Марк. Священное предание Древней Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.

Ирод, называемый Антипой, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме, руководил регионом на восточном берегу Иордана, который назывался Галилеей. Сначала он женился на дочери Аравийского царя Арефы. Но затем, плененный красотой Иродиады, жены своего родного брата Филиппа, сблизился с ней. По ее требованию он прогнал от себя законную жену свою и женился на своей невестке. Это было противозаконно. Согласно иудейским законам того времени, он мог бы так поступить только в том случае, если бы Филипп умер и не оставил после себя потомства. Но здесь все было совсем иначе...

Ирод отнял жену брата, когда последний был еще жив. Святой Иоанн Креститель видел поступок, совершенный Иродом, и не мог смолчать, а потому перед всеми обличил Ирода как чужоложника, говоря ему: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего».

Ирод, не желая слышать святого Иоанна, приказал заточить последнего в темницу. Особенно была рассержена Иродиада и хотела даже убить святого пророка и Крестителя Божия Иоанна, но не могла найти удобного случая. Ирод, как и многие его земляки, считал Иоанна человеком праведным и святым. Не так давно он с удовольствием слушал его и творил много добра, по совету пророка, он боялся и не мог решиться казнить Иоанна.

Однако он боялся не столько Бога, сколько человеческой молвы, как говорит евангелист Матфей: "и хотел убить его, но боялся народа, потому что его считали за пророка». Ирод беспокоился чтобы народ не поднял мятежа против него и поэтому не убивал Иоанна, а только поместил его в темницу.

Однажды, Ирод устроил во дворце пир по случаю своего дня рождения. Собралось множество гостей. Столы ломились от изысканных блюд и дорогих вин, а приглашенных веселили актеры и музыканты. В самом разгаре торжества в зал вошла падчерица Ирода Саломея. Как простая рабыня, она стала танцевать перед гостями, показывая свое умение и мастерство. Танец настолько понравился Ироду, что «под присягой он обещал ей дать, чего ни попросит», вплоть до половины царства.

Естественно, девушка растерялась и побежала к Иродиаде, своей матери, чтобы посоветоваться. И вот, Иродиада решила воспользоваться успехом дочери. Наконец у нее появилась возможность отомстить Иоанну и раз и навсегда избавиться от его упреков и разоблачений.

"Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя", - сказала девушка, когда вернулась к гостям. Царь опечалился, но ради клятвы и тех, кто сидел за столом с ним, повелел дать.

Он не удивился жестокости просьбы. Возможно, он даже предполагал, какой совет может дать Иродиада. Иоанн много значил для Ирода. Царь не мог не понимать, что выполнение клятвы было жестоким убийством, и тем не менее приказал отрубить Иоанну голову. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что, скорее всего, Ирод боялся потерять Иродиаду. Клятвой же прикрылся, «как благовидным предлогом».

Считается, что и после своей смерти Иоанн был Предтечей Господу, так как душа пророка явилась в ад и сообщила душам праотцов, находившихся там, о том, что вскоре должен прийти Спаситель и освободить их. Он выдержал свое испытание до конца, не поколебался и остался верен Богу.

Жизнь Ирода и Иродиады не была счастливой и спокойной. Оба они боялись, что Иоанн может воскреснуть из мертвых. Иродиада даже велела похоронить голову пророка отдельно от тела. О том, насколько опасался этого Ирод, говорит тот факт, что когда начал проповедовать Иисус Христос, царь ужаснулся и, вспомнив о совершенном по его приказу убийстве, сказал: «Это Иоанн Креститель, он воскрес из мертвых, и поэтому творятся чудеса от него».

Суд Божий свершился над Иродом, Иродиадой и Соломией еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку Сикорис (сегодня она называется Сегре), провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно танцуя, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ей шею. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им голову святого Иоанна Предтечи.

Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери войском двинулся против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию (современная территория Франции), а затем в Испанию. Там они погибли во время землетрясения. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Тропарь

Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Проект "Православные праздники" реализован "УНИАН-Религии" при содействии Киевской духовной академии и семинарии. При использовании материала ссылка на источник обязательна.

11 сентября Православная церковь вспоминает трагическое событие – Усекновение Честной Главы Иоанна Предтечи. На Руси этот праздник известен под названием Ивана Постного или Головосека. Стоит отметить, что ни одного святого наши предки не почитали так строго постом, как Иоанна Крестителя, а день его мученической кончины проводили в строгом воздержании и молитвах.

В Старинных сказаниях Иоанн Предтеча почитается как целитель головной боли. С этой целью есть даже особая молитва святому. Известно, что молитвенное обращение к Пророку Иоанну помогает не только от головной боли, но и исцеляет даже от тяжелых болезней головы. Кроме того, молитвы к святому помогают покаяться, изменить образ мыслей и осмыслить свою жизнь.

Усекновение Главы Иоанна Предтечи: история праздника

Злодеяние, совершенное над пророком Иоанном, потрясло сердца христиан. За то, что пророк обличал царя Ирода Антипа в беззаконии – сожительстве с Иродиадой, бывшей женой родного брата царя, Ирод заключил его в тюрьму. Простой народ любил Иоанна Крестителя и считал его великим пророком, поэтому Ирод, несмотря на просьбы Иродиады, не стал его убивать.

В честь дня рождения Ирода был устроен пир, на котором Саломея, дочь Иродиады, настолько очаровала именинника своим танцем, что он пообещал выполнить любое её желание. По наущению матери Саломея попросила принести ей на блюде голову пророка. Ирод был сильно опечален такой просьбой, но не сдержать своего обещания он не мог. В темницу был послан страж, который отсек голову Иоанн, а Саломея на блюде принесла её матери. Иродиада надругалась над отсеченной головой и бросила её в грязное место. Тело Иоанна Крестителя погребли его ученики в самарянском городе Севастия.

Считается, что пророк пострадал за истину как добрый воин Небесного Отечество, по этой причине в православных храмах в день его памяти совершается поминовение воинов, погибших, защищая Родину. Установили такое поминовение в 1769 году во время войны России с Польшей.

Усекновение Главы Иоанна Предтечи: традиции и обычаи празднования

На Руси последняя страница жизни Иоанна Крестителя была хорошо известна, горячо переживалась народом и породила множество апокрифических пересказов. Имена Саломеи и Иродиады стали нарицательными обозначениями женской хитрости и коварства. Не случайно 12 лихорадок называли Иродиадами или дочерями Ирода.

День, когда церковь вспоминает смерть пророка через усекновение главы, отмечался строгим постом. Пост этот имел свои особенности: в пищу нельзя было употреблять яблоки, картофель, лук, капусту ягоды, арбузы, орехи и другие продукты, имеющие круглую форму или хотя бы отдаленно напоминающие голову.

В этот день ничего не варили. Грехом считалось в руки брать нож и что бы то ни было резать. Строгий запрет существовал на веселье, особенно на песни и пляски, потому что именно пением и плясками дочь Иродиады выпросила голову пророка.

Верили, что если в этот день разрезать кочан капусты, то из него непременно потечет кровь, а если человек 11 сентября съесть что-либо круглое, то весь год у него будет болеть голова.

Народные названия дня – «Иван постны», «полетний», «полетовщик» ‒ отражают не только необходимость соблюдать пост, но и окончания лета и наступления осени. Последнее вылилось в распространенных приметах и присловьях:

Иван постный пришел, лето красное увел.

С постного Ивана не выходит мужик в поле без кафтана.

Иван Предтечи гонит птиц за море далече.

Иван постный – осени отец крестный.

Примечали, что:

  • если к этому времени журавли полетели на юг, то зима будет ранней;
  • скворцы не улетают в теплые края – к сухой осени;
  • темными вечерами тянутся стаи грачей – к хорошей погоде.

С этого дня начинали убирать репу. Крестьяне справляли своеобразный «репной праздник». Помня о том, что день постный, они ничего не пили, не пели песен и не танцевали, но накрывали столы и угощали нищих.

К этому времени старались убрать коноплю: Если до Ивана постного не выберешь коноплю, то весь пост просидишь без масла . Стоит напомнить, что до середины XIX века на Руси не знали подсолнечника и растительное масло получали из семян конопли и льна. Его использовали в обычные и праздничные дни, а особенно много в период Великого поста.