Лидия Федосеева – Шукшина долгое время не давала интервью. Она до сих пор хранит молчание о смерти своего мужа, актера и писателя Василия Шукшина. Гибель артиста на сьемках бондарчуковского фильма "Они сражались за Родину" окутана тайной. Ползли слухи о его насильственной смерти. Официальный диагноз - сердечная недостаточность – только усугублял подозрения. Многие сплетничали, что Шукшин умер от пьянства. Так и осталось много вопросов от той беды. Даже очевидцы, такие, как актер, друг Шукшина Бурков, унесли какие-то тайны гибели Шукшина в могилу. Бурков до гробовой доски отказывался от всяких публичных рассказов о последнем дне жизни Шукшина и, если его принуждали появляться на очередных "поминках", то напивался и не приходил…

ПО ТЕМЕ

После продолжительного молчания актриса Лидия Шукшина дала интервью корреспонденту газеты "Мир новостей".

- Но я слышал, что от суеты мирской вы якобы ушли в монастырь. Это не так. Да, действительно я стала ближе к Богу и посещения монастырей, общение с истинно верующими православными христианами, обретение духовника, архимандрита Свято-Николо-Шатомского монастыря отца Никона перевернули мою жизнь. Я не хочу больше сниматься в пустых телепередачах, хотя меня постоянно туда зовут разные "Домино" и "Стирки", не хочу заниматься словоблудием.

В вашей жизни всегда присутствовали только неординарные, удивительные мужья, друзья, коллеги. Вам везло на ярких мужчин. - Спасибо, не могу с этим не согласиться: мне действительно везло с теми, с кем я была счастлива. Все мои мужья - умные, талантливые, интересные. Но знаете, в чем секрет? В том, что все они любили Василия Шукшина, были помешаны на его таланте. А меня не обманешь. Я сразу чувствую, искренне ли человек относится к Шукшину или только подыгрывает мне. Вообще у меня сильное чутье, и Василий Макарович нередко говорил: "Ну чего там чувствует твоя интуиция?" - С Бари Алибасовым вас тоже соединил Шукшин? - С Шукшина-то все с ним и началось. Но не верьте сплетням, Бари не был моим мужем. Хорошим другом, да! У нас и сейчас прекрасные отношения.

- Наверное, больная для вас тема – пьющий Шукшин. Говорят, что и умер-то он от алкоголя.

Насчет смерти – особоый разговор. А насчет алкоголя - что было, то было. Но при мне он лет семь не пил вовсе. По этому поводу года два назад я повздорила с Нонной Мордюковой, в книжке которой "Не плачь, казачка" одна из главок так и начинается: "Шукшин умер от водки". Прочитав такое, я захлебнулась от лжи. И вот, оказавшись в компании Ирины Скобцевой, Инны Макаровой и Нонны Мордюковой, я при всех сказала, что оскорблена клеветой Нонны Викторовны на Васю.

Мордюкова на меня: "Ах ты плебейка… Да читала ли ты книгу?! Я сама ее писала, и там такого нет". Я прибежала домой, в остервенении разыскала на полке книгу и звоню Мордюковой… На следующее утро звонок: "Лида, на коленях стою, прости… Рыдаю, - говорит, - и плачу, что тебя оскорбила. Но ты вчера геройски себя вела, если бы мне такое сказали, я бы самоваром запустила".

- Приходилось ли вам Василия Макаровича кулаками дубасить? - Я? Кулаками? Ну что вы! Не могла.

- А он -то поднимал руку? - Один раз. Только один. Но довольно сильно, так что я в обморок упала.

- По чьей вине возникла ссора? Наверняка он был пьяный? - Наверное, все же я была больше виновата: что-то мне не понравилось, и я налетела на него коршуном. Дети были маленькие и не помнят, как я на полу распласталась. Да и Вася потом ничего не помнил, так он говорил.

- Как же вы сумели пережить первые годы после расставания с мужем? - Для меня, конечно, этот уход был трагичен. Вот тогда я в самом деле подумывала о монастыре. Правда, истинную причину этого я поняла только недавно: меня тянуло в монастырь, потому что хотелось уйти от людей…

Корреспондент "Мира новостей" Феликс Медведев, конечно, не решился спрашивать Шукшину о смерти мужа. Понятно, что эта темя для нее больная. Однако рассказал, как этот вопрос задал однажды Сергею Бондарчуку при случайной встрече в Вашингтоне. Бондарчук намекнул, что Шукшина, возможно, отравили. Ведь перед съемками его обследовали в Кремлевской больнице, но ничего перебойного не нашли.

Кто-то распространил слух, что в каюту, где жил Шукшин, в тот роковой вечер пустили "инфарктный" газ, не оставляющий следов подлинной смерти человека. По намекам нынешней прессы, от газа и ядоотравления подобным образом избавились уже от достаточного колическтва негодных кому-то персон.

Шукшина рассказала об одном мистическом разговоре с мужем, когда они, гуляя по Новодевичьему кладбищу, искали могилу Есенина, которого очень любил Шукшин. Они не знали тогда, что есенинская могила находится на Ваганьковском.

"Выходим с кладбища, – рассказывает Шукшина, - Вася молчит. И вдруг заговорил глухо, смиренно: "Случится что со мной, не похоронят меня здесь". А я без всякой побочной мысли брякнула: "Нет, Вася, я похороню". А он: "Ну, смотри". Как у меня вырвались такие страшные пророческие слова, не знаю. Видно, Господу нужно было вложить их в мои уста. А могила его находится по аллее с писателями-классиками".


(..) К началу октября Шукшин практически полностью завершил роль Лопахина, и ему оставалось отсняться в последнем эпизоде. 4 октября он должен был вернуться в Москву.

Ю. Никулин вспоминал: «Удивительное совпадение. За день до смерти Василий Макарович сидел в гримерной, ожидая, когда мастер-гример начнет работать. Он взял булавку, опустил ее в баночку с красным гримом и стал рисовать что-то, чертить на обратной стороне пачки сигарет „Шипка“. Сидевший рядом Бурков спросил:
- Что ты рисуешь?
- Да вот видишь, - ответил Шукшин, показывая, - вот горы, небо, дождь, ну, в общем, похороны…
Бурков обругал его, вырвал пачку и спрятал в карман. Так до сих пор он и хранит у себя эту пачку сигарет с рисунком Василия Макаровича».
Несмотря на этот мистический эпизод, Шукшин 1 октября был в нормальном состоянии, внешне выглядел хорошо.

В тот день он позвонил с почты поселка Клетская домой в Москву, интересовался делами дочерей (Маша тогда ходила в первый класс, Оля - в детсад).

После звонка домой Шукшин вместе с Бурковым сходил в баню, потом вернулся на теплоход «Дунай» (там жили все артисты, снимавшиеся в фильме).

Затем до глубокой ночи смотрели по телевизору хоккейный матч СССР - Канада. По его окончании разошлись по своим каютам.

Но Буркову почему-то не спалось. Часа в 4 утра он вышел из каюты и в коридоре увидел Шукшина. Тот держался за сердце и стонал.

«Валидол не помогает, - пожаловался он. - Нет у тебя чего-нибудь покрепче?»

Фельдшерицы той ночью на теплоходе не было (она уехала на свадьбу), но Бурков знал, что у кого-то из артистов есть капли Зеленина. Он сходил и принес их Шукшину. Тот выпил их без меры, запил водой и ушел к себе в каюту.

После этого прошло еще несколько часов. Часов в девять утра Бурков вновь вышел в коридор с твердым намерением разбудить Шукшина (именно он делал это ежедневно).

Г. Бурков так рассказывал об этом: «Я постучался к Шукшину. Дверь была не заперта. Но я не вошел, а от двери увидел… рука, мне показалось, как-то… Я чего-то испугался. Окликнул его. Ему же на съемку было пора вставать. Он не отозвался. Ну, думаю, пусть поспит. Опять всю ночь писал.
Я пошел по коридору и столкнулся с Губенко. „Николай, - попросил я, - загляни к Васе, ему скоро на съемку, а он чего-то не встает…“
Он к нему вошел. Стал трясти за плечо, рука как неживая… потрогал пульс, а его нет. Шукшин умер во сне.
"От сердечной недостаточности“, - сказали врачи. Я думаю, они его убили. Кто они?
Люди - людишки нашей системы, про кого он нередко писал. Ну, не крестьяне же, а городские прохиндеи… сволочи-чинуши…»

Тело Шукшина в тот же день доставили в Волгоград, где врач сделал вскрытие в присутствии студентов. Диагноз - сердечная недостаточность.

Из Волгограда цинковый гроб на военном самолете доставили в Москву. Гроб был упакован в громадный деревянный ящик с четырьмя ручками. Его сопровождали Бондарчук, Бурков, Губенко, Тихонов, оператор Юсов, другие участники съемочного коллектива.

Тело Шукшина привезли в морг Института Склифосовского. Однако там отказались делать повторное вскрытие, мотивируя это тем, что одно вскрытие уже было произведено.

Затем началась длинная эпопея с устройством похорон. Мать Шукшина Мария Сергеевна хотела увезти тело сына на родину, в Сростки, и там похоронить.

Но ее уговорили оставить его в Москве. Местом захоронения первоначально было определено Введенское кладбище. Там уже приготовили могилу, однако Шукшин в нее так и не лег (в феврале 1975 года в ней похоронили знаменитого боксера В. Попенченко).

Дело в том, что в день похорон Бондарчук лично отправился в Моссовет и стал требовать, чтобы Шукшина похоронили на Новодевичьем кладбище. Дело тогда дошло до самого Председателя Совета Министров СССР А. Косыгина.

«Это тот Шукшин, который о больнице написал?» - спросил он, имея в виду статью «Кляуза» в «Литературной газете». Брежнев в тот момент находился в ГДР, и Косыгин взял ответственность за решение этой проблемы на себя. В конце концов вопрос с Новодевичьим решился положительно.

В тот день таксисты Москвы решили, как один, колонной проехать мимо Дома кино, где проходила панихида, и клаксонами подать сигнал печали. Однако сделать это им не позволили. В Союзе кинематографистов узнали об их инициативе и тут же связались с КГБ. Сразу после этого по всем таксомоторным паркам последовало распоряжение задержать выезд машин в город.

Когда гроб выносили из Дома кино, еще не знали даже, где хоронить придется. На госнебесах еще решали, чего Вася достоин, чего не достоин. Пронесся слух: на Немецком! В последнюю минуту принесли другую весть: разрешили на Новодевичьем…»
Вспоминает А. Заболоцкий: «К концу панихиды Мария Сергеевна (мать В. Шукшина) просит меня вытащить из гроба калину, от нее сырости много - ее действительно много нанесли, - и я, убирая маленькие веточки, под белым покрывалом нащупал много крестиков, иконок и узелков…
Много прошло возле гроба россиян, и они положили заветное Шукшину в гроб. Его хоронили как христианина. Во время последнего прощания родных Лидия Федосеева отдала мне скомканную прядь его волос, ничего не сказала. Я опустил в гроб и эти волосы (а может, по ним-то можно было определить, от какой же «интоксикации» наступила смерть.
Ведь говорил же врач в Волгограде: смерть от интоксикации кофейной или табачной).
Еще помню четко: когда несли гроб уже после прощального митинга на кладбище к месту захоронения, сбоку, через нагромождения могил, пробирался рысцой испуганный директор студии имени Горького Григорий Бритиков. Он походил на возбужденного школьника, совершившего шалость. И мне вдруг вспомнились слова Макарыча на кухне: «Ну мне конец, я расшифровался Григорию. Я ему о геноциде против России все свои думы выговорил».

После смерти Шукшина в народе внезапно поползли слухи о том, что умер он не естественной смертью - мол, ему помогли это сделать.

Эти слухи циркулировали даже в кинематографической среде: сам Бондарчук однажды признался, что какое-то время считал, что Шукшина отравили. Но эти слухи никакого реального подтверждения так и не нашли. И вот в наши дни о них заговорили вновь. Вот несколько публикаций.

Л. Федосеева-Шукшина: «Я уверена: в ту ночь произошло убийство. Чего Вася и боялся последнее время. Он показывал мне список своих родственников, которые умерли насильственной смертью. Боялся, что разделит их участь. Предчувствие было. (Согласно этому списку, в разное время погибли: отец, семь дядьев и два двоюродных брата Шукшина.} „Господи, дай скорее вернуться со съемок! Дай бог, чтоб ничего не случилось!“
Случилось.
Когда на разных уровнях заявляют, что не выдержало больное сердце Шукшина, мне становится больно. Вася никогда не жаловался на сердце. Мама моя в тот год сказала: „Вася, ты такой красивый!“ - „Это полынь! - ответил он. - Я такой же крепкий, такой здоровый, что полынь степная“.
Он чувствовал себя прекрасно, несмотря на безумные съемки, ужасную войну, которую снимал Бондарчук.
Как раз перед съемками „Они сражались за Родину“ Бондарчук устроил его на обследование в самую лучшую цековскую больницу. Врачи не нашли никаких проблем с сердцем. У меня до сих пор хранятся кардиограммы. Там все слава богу.
Говорят, что умер оттого, что много пил. Ерунда! Вася не брал в рот ни капли почти восемь лет.
Что странно: ни Сергей Федорович Бондарчук, ни Георгий Бурков, ни Николай Губенко, Юрий Владимирович Никулин, ни Вячеслав Тихонов - ни один человек так и не встретился со мной позже, не поговорил откровенно о той ночи. Я так надеялась узнать именно от них, что же случилось на самом деле…“

Н. Дранников, председатель Волгоградского филиала Центра В. М. Шукшина, житель станицы Клетской: „В станице до сих пор ходят разные толки. И поводы для этого есть. Еще жива Евгения Яковлевна Платонова, партизанка, жена Героя Советского Союза Венедикта Платонова. Ее брали понятой. Евгения Яковлевна рассказывает, что, когда они приехали на „Дунай“, все в каюте было разбросано. Будто кто-то что-то искал. А сам Шукшин лежал скорчившись. Это никак не вяжется с фотографией криминалистов, где Василий Макарович лежит в ухоженной каюте, прикрытый одеялом, словно спит.
А еще вызывают подозрение у станичников чистые сапоги. Зачем ему надо было мыть кирзачи? Ведь назавтра вновь с утра на съемку. Кто и что смыл с его сапог, гадают наши казаки“.

А. Ванин: „Есть, есть тайна в смерти Шукшина. Думаю, многое мог бы поведать Жора Бурков. Но он унес тайну в могилу. На чем основаны мои подозрения? Раз двадцать мы приглашали Жору в мастерскую скульптора Славы Клыкова, чтоб откровенно поговорить о последних днях Шукшина. Жора жил рядышком. Он всегда соглашался, но ни разу не пришел. И еще факт. На вечерах памяти Шукшина Бурков обычно напивался вусмерть. Однажды я одевал, умывал его, чтоб вывести на сцену в божеском виде. Тот хотел послать меня подальше. Я ответил: „Жора, не забывай про мои кулаки!“ И тогда пьяный Бурков понес такое, что мне стало страшно и еще больше насторожило…“

Что именно „понес“ Бурков, Ванин не сообщает, однако завесу тайны над этим приподнимает актер А. Панкратов-Черный. Вот его слова:
«Жора Бурков говорил мне, что он не верит в то, что Шукшин умер своей смертью. Василий Макарович и Жора в эту ночь стояли на палубе, разговаривали, и так получилось, что после этого разговора Шукшин прожил всего пятнадцать минут.
Василий Макарович ушел к себе в каюту веселым, жизнерадостным, сказал Буркову: «Ну тебя, Жорка, к черту! Пойду попишу». Потом Бурков рассказывал, что в каюте чувствовался запах корицы - запах, который бывает, когда пускают «инфарктный» газ.
Шукшин не кричал, а его рукописи - когда его не стало - были разбросаны по каюте.
Причем уже было прохладно, и, вернувшись в каюту, ему надо было снять шинель, галифе, сапоги, гимнастерку… Василия Макаровича нашли в нижнем белье, в кальсонах солдатских, он лежал на кровати, только ноги на полу. Я видел эти фотографии в музее киностудии имени Горького. Но почему рукописи разбросаны?
Сквозняка не могло быть, окна были задраены. Жора говорил, что Шукшин был очень аккуратным человеком. Да и Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина рассказывала о том, что, когда они жили в однокомнатной квартире, было двое детей, теснота, поэтому все было распределено по своим местам - машинка печатная, рукописи и так далее.
А когда дети спали, курить было нельзя, и Шукшин выходил в туалет, клал досочку на колени, на нее тетрадку и писал. Разбросанные по полу каюты рукописи - не в стиле Шукшина, не в его привычках: кто-то копался, что-то искали.
Такими были подозрения Буркова. Но Жора побаивался при жизни об этом говорить, поделился об этом со мной как с другом и сказал: «Саня, если я умру, тогда можешь сказать об этом, не раньше».

(...) Я ему о геноциде против России все свои думы выговорил.

Евгений Гусаченко. В.Шукшину

Это было давно, но по-прежнему,
Пред глазами вживую стоит –
Деревенский в Москве по нездешнему,
Что-то думает и говорит.

Все вопросы его неудобные,
Все про совесть и чувство земли:
«Ах, березоньки одноутробные,
Вы печаль от меня отвели»

И идут по земле его чудики,
Ищут праздник и свой идеал,
Он уверен, что все у них сбудется,
Ведь с России натуру писал.

Но писать, лишь, полдела заветного,
А попробуй, в них душу вдохни,
Позови, покажи даль, им, светлую,
И прими и добром помяни.

Помянул и позвал. Сердца полного,
Сердца полного был тот мужик,
Сколько тягла он нес непритворного,
И устал. Раньше времени сник…

Разиюлилось небо над Сростками,
Над Катунью полуденный свет,
И березы своими подростками,
Шепчут Васе девичий привет.

Василий Шукшин – это человек, которого неоднократно называли самым «народным» режиссером Советского союза. Его фильмы рассказывали о тяготах и радостях простого сельского быта, а потому, рассказанные им истории, всегда были очень близки обычных зрителям. В какой-то мере именно поэтому Василий Шукшин и его творчество стали подлинной вехой своего времени – некой отметкой в истории СССР, которая навсегда осталась запечатлена в картинах великого автора.

В этой биографической статье мы постараемся проследить за основными этапами творчества Василия Шукшина, а также раскрыть некоторые тайны его жизни и судьбы.

Ранние годы, детство и семья Василия Шукшина

Будущий известный режиссер появился на свет в простой крестьянской семье. Его отец – Макар Шукшин – был расстрелян во времена коллективизации. Мама же – Мария Сергеевна – вышла замуж во второй раз и воспитывала детей от первого брака совместно с новым супругом.

Все родные нашего сегодняшнего героя были обычными крестьянами, а потому в раннем детстве Василий Шукшин даже не рассчитывал на то, что однажды сможет стать известным режиссером. Окончив «семилетку» в деревне Сростки, он переехал в город Бийск, где вскоре поступил в автомобильный техникум. В этом месте будущий режиссер проучился два с половиной года, однако диплома так и не получил. В 1945-м году он вернулся в родную деревню, где вскоре устроился работать в колхоз. В этом месте он проработал еще полтора года, однако в конечном итоге снова решил поменять род деятельности.

В 1947-м году он стал работать слесарем. В этом качестве он объездил множество городов и разных предприятий. Побывал в Калуге, Владимире, а также поселке Бутово, из которого его вскоре призвали в армию.

В 1949 он поступил на службу в Военно-Морской флот. В этом качестве он служил в городе Балтийск, а затем на Черном море. Весьма примечательно, что именно в свои армейские годы Василий Шукшин впервые увлекся творчеством. В свободные часы он писал различные поэмы и рассказы, которые впоследствии читал своим сослуживцам.

Вернувшись в родное село в 1953-м году, наш сегодняшний герой экстерном окончил среднюю школу и начал работать учителем русского языка, а затем директором сросткинской школы трудовой молодежи. Проработав в этом качестве всего несколько месяцев, Василий Шукшин задумался о переезде в Москву. Собрав все свои накопления, он купил билет на поезд и уже вскоре прибыл в столицу СССР. В этом городе наш сегодняшний герой поступил на режиссерский факультет ВГИКа, а параллельно начал рассылать свои рассказы в различные литературные издания. Таким образом, в 1958-м году состоялся писательский дебют нашего сегодняшнего героя – в журнале «Смена» был напечатан его первый рассказ «Двое на телеге».

Жизнь в искусстве: Василий Шукшин в литературе и кино

Впоследствии Василий Шукшин часто писал различные повести и рассказы. В его библиографии значится всего два полновесных романа, однако огромное количество повестей и рассказов с лихвой компенсирует это обстоятельство. Параллельно с литературным творчеством, Василий Шукшин также часто работал в кино. В 1956-м году он сыграл эпизодическую роль в фильме «Тихий Дон» и с тех пор стал достаточно часто снимать и сниматься.

В 1958-м году, еще будучи студентом ВГИКа, Василий Шукшин исполнил свою первую главную роль в картине «Два Федора». После этого последовали другие актерские работы. Все складывалось очень успешно, однако в какой-то момент наш сегодняшний герой осознал, что хочет самолично создавать кинематографические произведения, прописывая действия персонажей от начала до конца.

Первой подобной работой Василия Макаровича стала лента «Из Лебяжьего сообщают». В работе над созданием данной картины Шукшин принял участие не только в качестве актера, но и в качестве режиссера и сценариста. Авторский дебют оказался очень удачным и уже в скором времени наш сегодняшний герой задумался о новых кинематографических проектах.


В общей сложности за свою карьеру Василий Макарович снял шесть кинолент, в работе над которыми чаще всего принимал участие также и в качестве сценариста. Параллельно с этим наш сегодняшний герой также плодотворно работал в качестве актера. В его фильмографии значится около тридцати ролей, каждая из которых стала по-своему яркой и интересной.

За свой выдающийся вклад в искусство актер и режиссер был отмечен множеством престижных наград, среди которых значится Государственная премия РСФСР, Ленинская премия, а также звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Шукшин отдавал творчеству всего себя, а потому совсем неудивительно, что даже его кончина совпала со съемками очередного фильма. В середине семидесятых годов он страдал от обострившейся язвы желудка, однако, несмотря на это, продолжал работать над новыми проектами. Серьезные приступы наблюдались у него во время съемок картины «Калина красная». Некоторое время спустя во время работы над другой лентой – «Они сражались за Родину» - один из подобных приступов стал для Шукшина фатальным.

Лежащего на палубе актера нашел его близкий друг Георгий Бурков . В этот момент сердце Василия Макаровича уже не билось.

Личная жизнь и наследие Василия Шукшина

После смерти нашего сегодняшнего героя многие его повести и романы были экранизированы другими режиссерами. Его именем был назван ряд улиц в городах РСФСР, а о его жизни и судьбе снято несколько документальных фильмов.


Кроме того, наследием великого советского режиссера являются его дети. От брака с Викторией Сафроновой у Василия Макаровича есть дочь Катерина. Кроме того, двое детей у Шукшина есть также от любовного союза с актрисой Лидия Федосеевой . Обе дочери – Мария и Ольга – на данный момент являются известными российскими актрисами.

По своему официальному «общественному положению» у Шукшина не было таких регалий, чтобы быть похороненным на самом престижном кладбище страны. Заслуженный деятель искусств РСФСР (один из тысячи), лауреат Государственной премии СССР (один из трёх тысяч), кавалер ордена Трудового Красного знамени (один из десяти тысяч). Вот, пожалуй, всё… Как писатель (один из трёх тысяч) написал не так много (да и то, в основном, рассказы), как кинорежиссёр (один из тысячи) снял ещё меньше, а как актёр даже не заслуженный артист…

Чтобы быть похороненным на Новодевичьем кладбище, нужно быть Народным артистом СССР, министром или маршалом… Генерал-полковников хоронили уже на Троекуровском кладбище… Так что с точки зрения московских чиновников Шукшин был никто и звать его никак… В общем, шансы на Новодевичье были близки к нулю…

Да, была известность, популярность после выхода фильма «Калина красная»… Но у Высоцкого, например, она была на порядок больше, но ему это не помогло… Впрочем, у Высоцкого вообще не было хоть каких-нибудь государственных регалий и наград, да и умер он в самый неподходящий момент - властям народные похороны рядом с олимпийскими Лужниками были ни к чему… А так, при счастливом стечении обстоятельств, может быть, и лежал бы где-нибудь рядом с Василием Макаровичем… Ведь кроме постановлений и инструкций, в которых всегда предусматривались какие-нибудь «в виде исключения», существовало ещё и «телефонное право», которое чиновники рангом поменьше не могли игнорировать…

Решение о захоронении на Новодевичьем кладбище должен был принимать глава города, на тот момент председатель исполкома Моссовета В.Ф. Промыслов . Но он ходатайство о похоронах Шукшина на Новодевичьем сначала вполне обоснованно отклонил. После этого киношная и литературная общественность начала действовать более активно, причём на разных направлениях…

Как вспоминал оператор А. Заболоцкий , «многие включились помочь добыть место на Новодевичьем кладбище, и когда всё решилось, я и теперь не знаю ».

Первый уровень

Далее Заболоцкий пишет: «Я сам тогда разговаривал по телефону с Михалковым из квартиры Шукшина, а в другую трубку слушал Савва Кулиш , не даст соврать. Сергей Михалков сказал тогда: «На Новодевичьем кладбище для писателей есть несколько мест и претендентов много. Шукшин в их число не входит!». Дозвонились до Фурцевой Екатерины Алексеевны , сказала, что она разделяет с нами утрату и согласна, что ему место на этом кладбище, но она эти вопросы не решает. Василий Белов из зала центрального телеграфа, где они часто встречались с Макарычем, отправил телеграмму Михаилу Александровичу Шолохову : «На московской земле не нашлось места для Шукшина. Необходимо Ваше вмешательство». Позднее выяснилось — Шолохов телеграммы не получал ».

«Ходатайство о захоронении Шукшина на Новодевичьем председатель исполкома Моссовета Промыслов отклонил. Тогда одна народная артистка СССР, - глаза у Шкловского блеснули, - лауреат, Герой Социалистического Труда отдала своё место, которое по рангу было забронировано ей на Новодевичьем кладбище. Она написала в Моссовет об этом, звонила по телефону, и Шукшина похоронили на Новодевичьем кладбище…»

Кто же эта загадочная народная артистка?

Шерше ля фам 2, или Вичугский некрополь

Интересно было бы узнать, включились ли «помочь добыть место на Новодевичьем кладбище» и наши вичугские героини Румянцевы?

Есть во всей этой истории одно странное обстоятельство - это место, где был похоронен Шукшин. Это самое начало первого участка - то есть самая старая часть Новодевичьего кладбища. Вряд ли за Ангелиной Степановой было зарезервировано конкретное место, хотя, конечно, оно должно быть не очень далеко от могилы мужа…

Шукшин был похоронен, скорее всего, на месте чьего-то старого захоронения. Может быть, это была безхозная могила, а может быть и не безхозная…

А теперь посмотрим, кто похоронен на шукшинской аллее ещё, если пройти несколько метров далее. Через три могилы, в том же ряду, находится семейное захоронение вичугского фабриканта Николая Миндовского, построившего в Москве знаменитый особняк в стиле модерн (посольство Австрии); напротив похоронен крупнейший вичугский фабрикант и благотворитель Иван Кокорев, строитель знаменитой Красной церкви в Вичуге . Рядом похоронена Мария Викторовна Коновалова, принадлежащая к другому знаменитому роду вичугских фабрикантов. А в первом ряду находится скромное надгробие Дмитрия Травникова, крупнейшего московского винодела и виноторговца, основавшего вместе с братом винный завод , который в советское время назывался Московским комбинатом виноградных и десертных вин, а ныне «Винзавод » - крупнейший в России центр современного искусства. Две родные сестры виноторговца были жёнами вичугских фабрикантов. А третья сестра, похороненная рядом в семейном захоронении Миндовских, была тещей упомянутого выше Николая Миндовского.

То есть на шукшинской аллее находится целый вичугский купеческий некрополь!..

Теперь вспомним , «второй мамы» Шукшина. Она - уроженка Вичуги, её отец и дядя являлись купцами, главными вичугскими виноторговцами, в Москве Румянцевы жили в . «Совпадение? Не думаю!» - в таком случае сказал бы один известный телеведущий…

То есть Шукшин вполне мог быть похоронен в родственном захоронении О.М. Румянцевой, если оно там было. Разрешить могли «в качестве исключения». А останки предков Румянцевой могли перезахоронить на Ваганьковском кладбище… Но, как будет показано дальше, в этой истории замешаны столь мощные силы, что этой жертвы не требовалось и скорее всего, это простое совпадение…

Обратимся ещё раз к воспоминаниям Заболоцкого:

«Поползли слухи, многие проникли в периодическую печать. Одна из первых нелепостей — публикация Г. Бочарова в «Советской России». В ней был упрек близким Шукшина за то, что они бросили на кладбище вдову и мать. Эта статейка врезалась крепко в память многих россиян. В Сибири тётя-учительница укоряла меня: «Что же вы оставили мать и жену одних на могиле?». Зачем Бочарову нужна была эта выдумка? Вдову под руки я сам усаживал в машину Юрия Никулина — его узнавало оцепление, и мы быстро выбрались и скоро доехали домой на улицу Бочкова. При Марии Сергеевне неотступно была актриса Любовь Сергеевна Соколова и ехали они в той же машине Никулина».

Думаю, это была не выдумка. Когда увезли убитых горем мать, жену и сестру Шукшина, когда народ подрассеялся, к могиле, наверняка, подошли две заплаканные женщины - «вторая мама Шукшина» Ольга Михайловна Румянцева и её дочь Ирина… Они тоже были убиты горем и народ их принял за настоящую мать и жену Шукшина… Тем более, как выглядела мать, разумеется, никто не знал, и кто был женой Шукшина тоже мало кто знал, к тому же Ирина Румянцева чем-то похожа на Лидию Федосееву... Вот и перепутали!..

Новые действующие лица

Шукшин, как известно, мечтал снять фильм о Степане Разине. Сам написал сценарий, который направил в журнал «Искусство кино» для публикации. Журнал направил сценарий для получения рецензии историку С. Шмидту, специалисту по этому периоду истории.

Шмидту очень понравился сценарий, он написал восторженный отзыв. После публикации в журнале сценарий Шукшина даже получил премию как лучший сценарий года!..

Теперь обратимся к воспоминаниям Шмидта:

«Сценарий был напечатан в журнале "Искусство кино" за 1968 г., в №5 (с. 143-187) и №6 (с. 131-185). А затем мне позвонил от имени Шукшина (находившегося в то время вне Москвы, на съёмках) директор картины с просьбой консультировать при постановке фильма и помочь Василию Макаровичу увидеть в архиве (речь шла о Центральном государственном архиве древних актов) подлинники документов XVII в., и особенно «прелестных писем» Разина, т. е. грамот, которыми он «прельщал», привлекал на свою сторону народ. Я согласился, но желание В. М. Шукшина уже тогда приступить к работе над фильмом не осуществилось.

Об этом отзыве зашел позднее разговор в доме наших общих знакомых Румянцевых — Ольги Михайловны (редактора журнала «Октябрь», члена партии с дореволюционным стажем, скончавшейся 14 декабря 1988 г.) и её дочери Ирины Георгиевны (скончавшейся 14 апреля 1979 г.). Дом Румянцевых стал в 1960-е годы для Василия Макаровича родным. В воспоминаниях о Шукшине «Говорить правду, только правду» (в книге "О Шукшине. Экран и жизнь". М., 1979) Ольга Михайловна пишет о том, как образ Степана Разина и мотив воплощения его в искусстве сопутствовали Шукшину всё время, пересказывает содержание и моего отзыва на сценарий (с. 272-273).

Несколько раз Румянцевы звонили мне, когда "Вася" (как они называли его) заходил к ним. Но меня не оказывалось дома [ C . Шмидт жил недалеко, на Арбате].

Познакомились мы на премьере фильма "Печки-лавочки" в Доме кино. Говорили с ним (и Ириной Георгиевной Румянцевой) об этом фильме, об образе мыслей и жизни «дипломированной» интеллигенции, о характере моды в её среде на "народное". Поразила не столько мужиковатая угловатость Шукшина, которая сразу внешне бросалась в глаза, сколько интеллигентская застенчивость, несветская серьёзность, впитывание мыслей собеседника. Условились встретиться в доме у Румянцевых, поговорить и о Разине. Потом получил по почте книгу "Беседы при ясной луне" с надписью: «Сигурду Оттовичу Шмидту — на память, с уважением. Май 74 г. В. Шукшин».

А утром 3 октября 1974 г. Ирина Георгиевна прокричала мне горестно в телефонную трубку: "Вася умер!". Мы его хоронили. Букет и моих светлых роз лёг в его гроб».

Интересна фраза «Мы его хоронили». Что за этим скрывается? Не то ли, что одними из организаторов похорон были и Румянцевы? Тогда, может, всё же, совпадение, описанное выше, вовсе не совпадение?..

Казалось бы, всё, мы достигли нужного уровня глубины. Но это не так, это не финал. Точнее, это финал в стиле сериала «Мажор-2», когда выяснилось, что Мажор - вовсе не победитель, а ничего не подозревающая марионетка в руках более могущественных и тайных сил!..

Пятый уровень, или Финита ля КоГэБе…

Теперь пойдёт серьёзный разговор.

Открываем официальный сайт ФСБ и находим там воспоминания Филиппа Бобкова , бывшего первого заместителя председателя КГБ СССР, «Юрий Андропов , каким я его знал».

Цитата:

«Андропов реагировал на всё, что до него доходило и требовало "развязки", т.к. могло вызвать нездоровую реакцию в обществе.

Так он поступил в день похорон Василия Шукшина, творчество которого высоко ценил. Кто-то вдруг инспирировал слух о запрете хоронить писателя на Новодевичьем кладбище. Явная провокация не удалась, благодаря вмешательству Андропова».

Занавес!.. Финита ля комедия?.. Нет, рано!

Давайте посмотрим, кто же такой Филипп Бобков ? С 1969 года по 1983 год он был начальником 5-го управления КГБ , главной задачей которого являлась борьба с «идеологическими диверсиями», диссидентами, антисоветскими элементами, профилактика и предотвращение массовых беспорядков. Важными направлениями деятельности Бобкова были создание осведомительных сетей в кругах интеллигенции; а также кураторство над советскими творческими союзами, деятелями культуры, журналистами и шахматистами. Критики Бобкова упрекали генерала в конспирологическом мышлении.

Вот теперь картина становится более ясной. Вполне возможно, что здесь даже была спецоперация КГБ!..

После смерти Шукшина главному куратору Бобкову было ясно, что лучшее место для упокоения народного бунтаря Василия Шукшина - это закрытое Новодевичье кладбище… Открытое Введенское для этого не годилось, могло возникнуть нежелательное паломничество… И как-то так случилось, что маниакальная идея «обязательно на Новодевичьем» массово охватила нужные интеллигентские умы!..

Но идея-фикс ходоков уперлась в непробиваемого Промыслова, который, будучи не в курсе задумки КГБ, сопротивлялся и отказывал... Когда эта битва шла, были выходные, и, судя по всему, чаша склонялась на сторону московских чиновников. Даже уже была выкопана могила на Введенском кладбище. Бобков понял, что нужно действовать теперь открыто. В выходные он не беспокоил Андропова, но утром в понедельник доложил шефу ситуацию… И тут молниеносно всё завертелось. Сизов, разумеется, был тесно связан с органами, и, когда задача была озвучена, нужное письмо быстро написали… Промыслов, которому позвонил Андропов, быстро всё утвердил… Могилу выкопали, похоронная процессия двинулась в путь…

И сколько же человек подумало в этот момент, что это чудо случилось благодаря именно его усилиям?!

А в это время Леонид Ильич Брежнев вместе с Хонеккером праздновал в Берлине 25-летие образования ГДР .

Шестой уровень

В интернете можно найти , в котором приводятся слова Андрея Тарковского о том, что «Все во ВГИКе знали, что Шукшин - человек КГБ». Именно этим объясняли завистники успех мужиковатого Шукшина и в жизни, и в творчестве. Так это или не так, гадать не будем…

Приведу ещё одну цитату из воспоминаний Заболоцкого:

«Прилетел из Минска скульптор Боря Марков. Он снял маску, у него и хранится оригинал. Сразу же после похорон он вылепил голову. По-моему, самую суть Шукшина выразил Борис Марков. И его идея надгробного памятника, на мой взгляд, достойна была быть воплощённой: плита — как плаха, и на ней голова. Голова на плахе. Но идея эта не была принята многими, и в первую очередь вдовой Лидией Федосеевой. В 1980 году советами людей из окружения вдовы поставлена на могиле стела по проекту Бориса Жутовского . В камень впечатана фотография, сделанная Ковтуном».

Борис Жутовский - личность очень интересная, имеющая тесные связи с органами. Был штатным художником на разных судебных процессах. Абстракционист, которого обругал Никита Хрущёв на известной выставке. И кстати, именно он автор памятника Хрущёву на Новодевичьем кладбище: Эрнст Неизвестный изваял только голову.

Символизм надгробия Шукшину расшифровал некрополист Кипнис: «Куб — архитектурный образ вечности, а стела с обломанным концом — символ оборвавшейся жизни». Красиво!

Но с другой стороны, здесь можно увидеть и другую абстракцию - это меч, воткнутый в землю…
А меч с портретом - это что-то знакомое… Где ж это я видел? А, вот где!

2 октября в станице Клетской Волгоградской области пройдут дни памяти Василия Шукшина. Ровно 40 лет назад здесь на съемках фильма "Они сражались за Родину" умер один из самых самобытных писателей и актеров России. Жители Клетской - а в съемках тогда участвовала вся станица - вспоминают, как это было.

Цезарина Глазунова с сестрой, сыном и племянником были в числе тех, кто в фильме изображал беженцев. Репетиции длились в течение всего долгого, жаркого июльского дня.

Снимали на краю пшеничного поля, рядом с небольшой балкой, идущей к Дону, - рассказывает Цезарина Васильевна. - Два раза прошли толпой по пашне. А по большей части ждали. В середине дня приехали артисты. Сначала появился Никулин, а потом Шукшин. Со своим отношением к нему к тому времени я уже определилась - я была в него влюблена. И представляете: появляется Шукшин с моей соседкой Нинкой Захаровой. Сели на край оврага, Нина открыла свою сумку с харчами, сидят, ноги свесили, болтают, грызут яблоки. Как же я завидовала тогда Нине! Но о том, чтобы подойти, заговорить с ними, и речи не было.

Артисты во время съемок жили на борту теплохода "Дунай", который стоял прямо у берега Дона. Но Василий Шукшин дружил с семьей Захаровых, особенно с мужем Нины Павлом - "яркий, неординарный человек был, настоящий казак", "шукшинский герой", - отзываются о нем местные. Шукшину было с ним интересно, и он частенько бывал в его доме. У Захаровых Шукшин, Бурков и любили попариться в баньке. А после бани - непременное застолье. Мать Нины, "теть Шура", как ее звали друзья семьи, пекла к нему пышки. Но ни Шукшин, ни Бурков во время этого застолья никогда не пили. Говорили просто: "Мы свое уже отпили". Зато Шукшин любил, выйдя из бани, сорвать с росших тут же кустов огромный, мясистый помидор, обтереть его по-крестьянски, разломить, сахарный, и тут же, на месте, съесть, даже и без соли.

Нина Захарова до сих пор живет в Клетской, но с журналистами не общается. Да и для местных "шукшинскую" тему закрыла раз и навсегда: ничего рассказывать о Василии Макаровиче не хочет. Однако в Клетской и так "все знают", что последний в своей жизни раз парился в баньке "Василь Макарыч" в ее доме.

Иван Алексеевич Чекунов, начальник нашего аэродрома и "авиации" - в то время нашего основного вида транспорта (с ним дружили все артисты), рассказывал, что накануне смерти Шукшин был очень подавлен. Приходил в Клетскую на почту, дважды пытался дозвониться в Москву, домой. Не получалось. Вечером, наконец, ему ответили. Он узнал, что его жена, Лидия Николаевна, уехала на съемки в Болгарию. Очень он не хотел этой поездки - в Москве без родителей оставались маленькие дочери, но она его не послушала. Жара, баня, переживания из-за семьи; вечером Василий Макарович малость выпил...

Ни для кого не было секретом, что во время съемок фильма Шукшин параллельно работал над сценарием своего фильма про Стеньку Разина, - говорит местная жительница Валерия Селиверстова. - В то лето, когда шли съемки, мы с друзьями из Москвы отдыхали в палатках на берегу Дона. Конечно, знали про кино. И нам страшно хотелось попасть на съемочную площадку. Сели на моторку и поехали. Нас встретили очень приветливо. У моей подруги, Галины Евстратовой, с собой был сборник рассказов Шукшина "Беседы при ясной луне", она хотела получить автограф. Нас и направили на теплоход. Когда мы вошли в каюту Шукшина, поразились: весь стол, где стояла пишущая машинка, был уставлен стаканами в подстаканниках из-под кофе. Книгу он нам подписал, но эти стаканы - запомнились. По ночам он писал и, видимо, пил литрами кофе. Все это не могло не сказаться на сердце...

В местном музее сделали каюту N 9, в которой жил Василий Макарович. Подлинные, с теплохода, здесь жалюзи да спасательные круги. Спартанскую обстановку - два обитых дерматином дивана да маленький столик с пишущей машинкой между ними - воссоздали по фотографиям.

В середине 1990-х в прессе стала активно обсуждаться версия, что Шукшина на съемках фильма "Они сражались за Родину" отравили. В Клетской в это никогда не верили.

Да вы посмотрите: он работал на износ. И в фильме - не играл, а жил просто в образе своего героя. Он был нашим, своим, народным. Местные жители это очень чувствовали, - рассказывает заведующая отделом обслуживания районной библиотеки им. Шукшина Мария Урасова. - Не случайно ведь тянулись не к аристократичному, лощеному Тихонову, который был словно из другого теста: костюм шоколадного цвета, манеры, речь... "Липли" к Никулину и Шукшину. Шукшин к концу сентября ходил по станице такой уставший, натруженный. Говорили, что он и спать ложится в гимнастерке... И потом, фильм про Стеньку Разина как тяжело он пробивал. Снимать собирался здесь, в этих же местах, в излучине Дона.

Во время съемок у Бондарчука Шукшин, когда выдавалось свободное время, любил сидеть на вершине мелового холма. Вид на Дон, особенно сейчас, осенью, отсюда открывается такой, что и правда дух захватывает: делающая изгиб река занимает полмира; желтеющий на другом берегу лес, опрокинутый в воду; белая нить дороги внизу и небо - были б крылья, так бы и полетел...

Сейчас на утесе стоит часовня, освященная во славу святого Василия Великого - легкая, ажурная, воздушная, устремленная в небо, да простая деревянная скамья на том самом месте, где любил сидеть Шукшин. А чуть поодаль - братская могила и памятник тем самым солдатам, которые в 1942 году на самом деле сражались здесь за Родину.