Имя всемирно известного модельера Джанни Версаче ассоциируется с прогрессивным взглядом на образ современной женщины, сочетающей в себе не только элегантность, но и динамику, и даже эксцентричность. Его называли «королем барокко», среди его поклонников – звезды Голливуда, эстрады, спорта, американские астронавты, королевские особы, миллионы простых людей. Стиль Джанни Версаче охватывает не только одежду, под этой маркой выпускают аксессуары, очки, парфюмерию, посуду, телефоны, мебель и автомобили. 2 декабря этому гениальному мастеру, изменившему представления о модном стиле, исполнилось бы 67 лет. К этой дате предлагаю познакомиться с 15 занимательными фактами из его биографии.

1. Мать будущего модельера работала портнихой в своем собственном ателье, где и родился Джанни. С детства его окружали ткани, превращавшиеся потом в красивые платья. Отец занимался продажей бытовой техники. Кроме Джанни, в семье подрастало еще двое детей.

Родители хотели видеть своего младшего сына архитектором, поэтому по окончании школы он поступил в университет, однако долго учиться ему там не пришлось – матери потребовался помощник.

А так как Джанни был ее правой рукой в выполнении различных поручений, то он вернулся в родной городок Реджо ди Калабрия. В 18 лет он стал работать в семейном магазине. Он не только помогал матери оформлять заказы и завозить ткани, но и посещал показы мод, интересовался тенденциями дизайна одежды.

2. В 1972-м он переезжает в Милан и начинает работать дизайнером в нескольких компаниях, на него сразу обратили внимание известные итальянские кутюрье. А в 1978-м 32-летний Джанни Версаче открывает собственный Дом моделей, куда устроил и старшего брата, и младшую сестру. Первый показ женской одежды произвел фурор. «В первом ряду надевали солнечные очки, чтобы защитить глаза от этого яркого великолепия», – писали в газетах.

3. Эмблемой Дома моделей стала голова Горгоны. По словам мастера, древнегреческая медуза – символ роковых чар, парализующих и гипнотизирующих человека своей красотой и простотой.


4. 80-е гг. ХХ века – расцвет творчества Джанни Версаче. Женщина, одетая в новое платье, стала более сексуальной, изящной, элегантной. Модельер отдавал предпочтение облегающим тканям, подчеркивающим фигуру, экспериментировал, соединяя шелк с мехом, кожей и металлом. Он возродил узкие брюки, мини-юбки, использовал корсеты, открыл спину и грудь, делая облик более чувственным. Одежда Джанни Версаче стала популярной. Доходы его империи приближались к миллиарду долларов, а общее число фирменных магазинов Версаче по всему миру превышало сотню.


5. В 1982 году дизайнер впервые показал вечерние платья из тонкой мягкой и подвижной алюминиевой сетки, подобно рыбьей чешуе сверкающей и обволакивающей тело. Осенне-зимняя женская коллекция Версаче в том же году получила награды от Golden Eye и Cutty Sark.
6. Именно Джанни Версаче принадлежит термин «топ-модель». Его одежду популяризировали Кристи Тарлингтон, Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд, Карла Бруни, Эва Херцигова, Наоми Кемпбелл и Клаудия Шиффер.

Для своих показов кутюрье тщательно отбирал и музыку. Несколько композиций специально для Версаче написал Элтон Джон. Модельер изготовил костюмы для 25 оперных и балетных постановок таких мастеров, как М. Бежар и В. Форсайт. Он одевал Мадонну для «Четырех комнат», совместно с Элтоном Джоном сделал современную версию «Аиды» Дж. Верди. За вклад в моду и музыку Джанни Версаче был удостоен ордена.
7. Большой поклонник Античности, в одежде он сочетал аристократизм и кич, и каждая его коллекция сочетала классику и модерн: то панк-культура, то барокко, то поп-арт, то откровенный садо-мазо и стиль гей-клубов. Версаче ввел в моду сочетание черной кожи и золотой фурнитуры, совмещение вечерних платьев и нижнего белья, яркие принты на рубашках, кожаные облегающие брюки на мужчинах, высокие каблуки. Впервые на подиум вышел парень без галстука и в джинсах.

8. Одежда от Версаче признается самой модной и становится атрибутом богатства и статусности. Именно поэтому его стиль часто подделывают. Однако Версаче изготавливал не только одежду, но и украшения. «В то время как признанные мастера пытались сказать только "А", Версаче уже проделывал весь маршрут от "А" до "Я". Скорость мышления, расчёт и быстрота исполнения – гигантские», – восторгался французский хореограф Морис Бежар.

Талантливый мастер выпустил диадему и ожерелье «Тщеславие Леонардо да Винчи». В 1981 году выходит первый женский парфюм «Gianni Versace», а в 1986 – мужской аромат «L"Homme». В это же время начинается выпуск фарфоровой и стеклянной посуды (совместно с Rosenthal) и мебели (Versace Home) от Джанни Версаче.

9. Он становится одним из самых богатых людей мира. В его собственности несколько квартир, домов, вилл в Риме, Милане, на озере Комо, в Нью-Йорке, на Майами… Вкладывает средства в антиквариат и предметы искусства. В его коллекции полотна Кандинского, Шагала, Пикассо, французских импрессионистов. «Простое накопление денег – удел бедных людей. Картины собирают подлинно богатые и дальновидные люди», – любил повторять модельер.

10. За 25 лет творчества Джанни Версаче провел более 60 представлений, тщательно отрепетированных и продуманных до мелочей. 24 июня 1997 года во Флоренции состоялся самый громкий показ «Барокко бельканто» в сотрудничестве с композитором Морисом Бежаром.
11. В середине 90-х гг. врачи диагностировали у Версаче онкологию, но модельер захватил болезнь вовремя. На людях он всегда был бодр и весел, давал интервью, присутствовал лично на всех показах.
12. Джанни Версаче был нетрадиционной ориентации и никогда не скрывал своих взглядов. На протяжении 11 лет его постоянным партнером и любовником был Антонио Д’Амико. В Доме мод Versace он занимался разработкой спортивной линии.

13. Первая вышедшая в свет книга Версаче незамысловато называлась «Дизайн». Он разработал костюмы для таких фильмов как «Showgirls», «Балет ради жизни» и «Судья Дредд».
14. На публике Джанни Версаче никогда не появлялся без телохранителей. Свободно гулять он себе позволял только в окрестностях виллы Майами-Бич. Именно здесь и подкараулил его киллер, гомосексуалист Эндрю Кьюненен, убивший своего кумира 15 июля 1997 года.

15. 22 июля в миланском кафедральном соборе состоялась гражданская панихида, на которую съехались тысячи друзей и поклонников таланта Версаче со всей Италии и многих стран мира. Почтить память великого модельера приехали Элтон Джон, Стинг, Наоми Кэмпбелл, Кэролайн Биссетт-Кеннеди, а также коллеги дизайнера Джорджо Армани и Карл Лагерфельд. Только письменных соболезнований собралось на пятитомное произведение.

Знаменитый модельер был застрелен 15 июля 1997 года на пороге собственной роскошной виллы в Майами. Убийцей стал Эндрю Кьюненен, который перед тем как застрелиться оставил странную записку

Прошло 20 лет, а все обстоятельства «преступления века» так и не прояснены и многие по-прежнему не верят официальной версии мести гомосексуалиста за разрушенную жизнь.

Окровавленное тело Джанни Версаче обнаружил всего через несколько минут после роковых выстрелов его любовник, а по совместительству повар и эконом Антонио Д’Амико . Прославленный дизайнер получил две пули в голову и был мертв. Убийцу полиция вычислила за считанные часы, но ловила еще неделю. Взять живым не смогла - он застрелился. Копы нашли записку: «Я убил Версаче как знамя гомосексуализма». Но Эндрю Кьюненен не гомофоб, он сам был геем.

Пока полиция и агенты ФБР сбивались с ног, убийца никуда не уезжал, а скрывался в том же Майами в плавучей гостинице, принадлежащей владельцу популярной сауны для гомосексуалистов. Как такое оказалось возможным, если преступник был объявлен в федеральный розыск, остается загадкой.

А перед этим Эндрю ухитрился незаметно для копов следить за модельером на одной из самых оживленных улиц Майами - Оушен-драйв, где находится дом Джанни Casa Casuarina. И как он смог после первых четырех убийств затаиться в Майами на целых два месяца? И кто помог серийному маньяку проехать сотни миль по дорогам нескольких штатов на заметном красном фургоне, избежав полицейских патрулей, так и осталось неизвестным.

Другая загадка этой истории - почему все восемь камер наружного видеонаблюдения вокруг виллы Версаче в то утро были выключены и охрана впервые отсутствовала. Между тем официантка Стефани Вановер из соседнего News Cafe, куда модельер каждое утро заходил выпить кофе и прочесть газету, сообщила репортерам «Time»: за несколько дней до гибели Джанни ей рассказал, что за ним следят.

В сериале «Американская история преступлений» (сверху плакат с изображением главных персонажей) великого модельера сыграл Эдгар РАМИРЕС, а его бойфренда - певец Рики МАРТИН

А охотились за Кьюнененом и копы, и ФБР. Первые два убийства, можно сказать, остались почти незамеченными. Жертвами стали друг детства и архитектор-гомосексуалист. Но когда Эндрю расправился с мультимиллионером из Чикаго, он был сразу включен в список самых разыскиваемых преступников США. Однако это не помешало злодею колесить из города в город, убить на кладбище смотрителя и на его фургоне-шевроле добраться из Нью-Джерси до Майами.

Удивительно, но в течение двух дней после убийства на этом автомобиле, припаркованном неподалеку от виллы Версаче, не обнаружили отпечатков пальцев Кьюненена. Как вдруг - о чудо! - их нашли на самом видном месте - на капоте. В той же машине долго не могли увидеть и окровавленную одежду Эндрю. Когда потребовались доказательства его причастности, она сразу нашлась то ли в багажнике, то ли под днищем.


После четырёх убийств Эндрю КЬЮНЕНЕН был объявлен ФБР в федеральный розыск

Полиция считала, что Кьюненен благодаря убийству Версаче мечтал обрести всемирную славу. Тогда почему он не стал ждать суда, а покончил с собой? И отчего не слышал выстрела самоубийцы никто из полицейских, осаждавших плавучий отель 14 часов? И почему, черт побери, тело убийцы нашли замороженным?!

Проститутка высшего класса

В кровавое трехмесячное путешествие по США Кьюненен отправился в конце апреля 1997 года. Из пяти погибших от его рук четверо оказались богатыми геями. Лишь смотритель кладбища выпадал из обоймы - пал от рук Эндрю из-за машины. Поэтому сразу была выдвинута версия: Кьюненен выбирал жертв из своей среды. Может, мстил богачам за неудавшуюся жизнь? Но лузером его назвать язык не поворачивается. Вы в состоянии, как он, потратить за пару дней на шмотки $46 тысяч? Эндрю был прекрасно образован, владел семью языками, от богатых клиентов ни в чем не знал отказа. Курил самые дорогие сигары, имел сотни флаконов парфюма и носил белье от… Версаче. Видимо, не зря модельер говаривал: «Я шью одежду для шлюх». Мать гордилась сыном: «Эндрю был проституткой высшего класса


Виллу на тусовочной Оушен-драйв в Майами Джанни ВЕРСАЧЕ купил за $6 миллионов...

А если кто-то из партнеров «душки» заразил его СПИДом? Версию мести озвучил агент ФБР Роберт К. Ресслер . Владелец крупного сыскного агентства Фрэнк Монт считает иначе: Кьюненена просто использовали в своих целях заправилы теневого бизнеса. По его мнению, Эндрю специально наврали о страшном диагнозе и пустили по ложному следу. Цель была убрать Версаче. Незадолго до гибели великий модельер объявил, что в конце лета устроит пресс-конференцию, где расскажет, кто пытается использовать его бизнес в незаконных целях. К Монту модельер обратился с просьбой провести очень важное расследование. После этого участь строптивца была решена.

...а на реконструкцию и роскошную обстановку потратил $32 миллиона

Через Дом моды Версаче, уверен Монт, мафия отмывала грязные деньги. Только легальный оборот более 300 бутиков достигал $2 миллиардов в год. Кричащую роскошь нарядов кутюрье обожали и новые русские. А еще рынок был наводнен колоссальным количеством подделок. От их продажи в карман крестных отцов текли потоки денег. Джанни занимался лишь творчеством, устраивал пресс-конференции, а финансами рулили его брат Санто и сестра Донателла. На неблаговидные делишки они закрывали глаза. Монту удалось найти доказательства связи мафии с итальянскими домами моды.

Не все было в порядке в империи Версаче и с уплатой налогов. Понятно, кто был заинтересован в устранении болтливого свидетеля. Хотели избавиться от соперника и конкуренты - Версаче заявил, что скоро начнет выпуск недорогих, доступных для массового потребителя моделей.

Собранная информация позволила Монту сделать вывод: это было заказное убийство. И подозревает детектив многих, в том числе ближайших родственников Версаче. Такие случаи в империях красоты уже происходили. В 1995 году модельера Маурицио Гуччи убили в Милане по заказу жены - она не была согласна с политикой фирмы, которую проводил муж. А чем Версаче лучше Гуччи?


На этих ступенях серийный убийца застрелил знаменитого кутюрье

Все обвинения родня Джанни категорически отрицает. Но можно ли им верить? Донателла и Санто уже врали во время дачи свидетельских показаний. Оба утверждали, что Джанни не был знаком со своим убийцей. Между тем в протокол допросов занесены слова нескольких человек, которые присутствовали в 1990 году при встрече Кьюненена и модельера в клубе Colossas в Сан-Франциско.

Мы знакомы? - спросил Джанни у Эндрю. - Озеро Комо, нет? (Там у модельера была одна из вилл, где он проводил время с Элтоном Джоном , Мадонной , Джорджем Майклом .)

Рад новой встрече с вами, господин Версаче, - ответил Кьюненен.

А было еще одно свидание - уже интимное, на вилле модельера в Майами за год до убийства. Последняя их встреча стала роковой.

…Поразительно, но в вечер после убийства во всех заведениях у Casa Casuarina как ни в чем не бывало звучали музыка и смех.

Имей в виду

  • Версаче был похоронен в саду его виллы «Фонтанелла» на озере Комо. После продажи поместья ресторатору Аркадию Новикову прах модельера перенесли в Милан.
Завистники обвиняли его в излишней откровенности платьев, которые он как будто бы шил для девиц легкого поведения. Но дамы того времени как раз за это и любили его. Экстравагантность моделей Версаче ловила восхищенные взгляды тысяч женщин, которым приходилось надевать на показы кутюрье солнечные очки, дабы не ослепнуть от блеска каждой новой коллекции. Возможно, любовь поклонников и убила его...

Его смерть остается загадкой для историков до сих пор. А вот, что уж доподлинно известно, так это то, что он был величайшим кутюрье своего времени и создал империю, успешно конкурирующую с десятками мировых домов моды до сих пор.

«Думаю, что своим мастерством и профессионализмом я обязан матери».

Джанни родился в далеком 1946 году в одной из костюмерных маленького провинциального итальянского городка Реджо-ди-Калабрия. «Вокруг меня были платья, платья, платья» , - говорил он, вспоминая о первых детских годах, проведенных рядом с матерью, профессиональной портнихой. Отношения, однако, между ними складывались не самым лучшим образом. «Франческа вообще была к нему безразлична, отдавая предпочтение Санто, второму сыну», - вспоминают соседи семьи Версаче. Джанни досталась незавидная роль маленького изгоя: среди множества людей он рос абсолютно одиноким, дико страдая от отчужденности единственной близкой ему женщины. Но именно поэтому, обделенный материнской нежностью, маленький Джанни не отходил от нее ни на шаг (приходя со школы, мальчик все свободное время проводил в ателье), следил за каждым ее шагом и мечтал оказаться на месте любой из закройщиц…

«На них она хотя бы смотрела , - вспоминал он, - я не был ее любимчиком. Скорее подушечкой, в которую она частенько втыкала иголки-упреки» . Версаче выбирал самое, на его взгляд, лучшее место в семейном ателье и часами мог оставаться недвижим, наблюдая за работой, которая кипела вокруг него. Однажды вернувшись в магазин после уроков, он увидел, как мать снимала мерки с клиентки — прекрасной молодой женщины в кружевном нижнем белье. Франческа уже второй час оборачивала ее тело в черный бархат, подкалывала булавками складки, тщательнейшим образом учитывая каждую мелочь… Ребенок стоял чуть поодаль, перед его восхищенным взором полуобнаженное тело незнакомки облачалось в изумительный наряд, умело подчеркивающий природные достоинства и сглаживающий недостатки. Этот момент он запомнил на всю жизнь: «Эскизы были для меня как шпаргалка - так, для памяти. Благодаря матери я понял, насколько важно работать непосредственно с телом, чтобы видеть и чувствовать, как ложится ткань, как она взаимодействует с линиями женского тела».

Каждый божий день Франческа и Джанни просыпались около семи тридцати утра, завтракали и отправлялись на работу. Утренняя дорога пролегала мимо небольшого борделя, который находился по соседству с их ателье. Зрелище для восприимчивой детской психики, надо сказать, малоприятное! А потому, подходя к вертепу разврата, мать внушительным для женщины кулаком прямо давала понять - не смотреть в сторону дома «взрослых наслаждений». И мальчик покорно отворачивался.

Когда Джанни исполнилось 9 лет, директор школы большим росчерком пера в дневнике вызвал Франческу по поводу возмутительнейшего поведения Джанни: «Вам стоит больше времени уделять воспитанию своего сына. У вас растет настоящий сексуальный маньяк!». И в качестве «вещественных доказательств» предъявил отобранные у Джанни рисунки. Это были эскизы. Нарисованные еще робкой, совсем неумелой рукой - пышнотелые силуэты Джины Лоллобриджиды и Софи Лорен в милейших вечерних нарядах, сотворенных мальчиком специально для их соблазнительных форм.

Но вопреки беспокойству директора школы Джанни вовсе не интересовался сексуальными тайнами взрослого мира. Он воспринимал женские силуэты как моделей, которых ему хотелось «обнять» сказочными нарядами.

«Невероятно, как один телефонный звонок, один визит, могут изменить жизнь».

Шло время. Джанни продолжал рисовать… Поступил на факультет архитектуры. Скорее всего, он закончил бы свою жизнь в какой-нибудь уютной каморке, проектируя очередную итальянскую забегаловку. Но вмешалась Франческа. Впервые и столь кардинально! Она заставила сына стать ее полноправным помощником в ателье. Сын не сказал ни слова. В 18 лет бросил учебу и с головой окунулся в создание одежды.

Активно работая «в четыре руки» с матерью, он не забывал быть в курсе модных веяний, посещая показы в Париже, Лондоне, Флоренции, Риме. И не уставал творить, что в скором времени принесло плоды: о виртуозном таланте молодого Версаче прослышал некий состоятельный миланский бизнесмен. Погожим днем 1970 года он появился в ателье, с порога предложив Джанни поработать. Портной, ни минуты не колеблясь, купил билет и в тот же вечер вылетел в Милан. «Едва оказавшись в Милане , - вспоминает Версаче, - я понял, что мне представился шанс проявить себя. И я стал работать».

Он спешил жить. Версаче отчетливо понимал, что выход у него один-единственный: брать себя за шиворот и вкалывать. Вкалывать в Милане, где возможностей проявить себя было, скажем так, немало: он представлял себе картину собственной будущей империи - неограниченная власть и авторитет, деньги и влиятельность.

Энцо Никозиа, владелец «Florentine Flowers» из Лукки, вызвал Джанни как «скорую помощь» для создания своей новой коллекции. Покупатель становился все более требовательным. Его отныне интересовало громкое имя, мощный бренд создателя - как гарантия качества. Этаким своеобразным знаком качества и стал молодой итальянец. О его «пробе пера» ходили слухи! Одна из первых коллекций была сметена за считаные дни. Версаче превратился в «странствующего кутюрье». Фабрики буквально разрывали его на части, заваливая выгодными предложениями. Проводя бессонные ночи перед эскизами, Джанни все чаще и чаще приходилось бороться с мечтами о собственной независимости. О собственном успешном бизнесе. Однако финансовая сторона дел обстояла не столь безукоризненно, как творческая.

Однажды с дружественным визитом от Франчески на пороге его скромного жилища появился брат. Они сидели в небольшой гостиной и, попивая легкие напитки, сплетничали об удачных и не очень делах друг друга. Санто делился своими впечатляющими успехами финансиста, Джанни - мыслями о возможной и столь желаемой профессиональной независимости. Прикончив очередной бокал мартини с соком, Санто достал из внутреннего кармана спортивного пиджака блокнот для записей и принялся что-то воодушевленно писать. Не отрываясь от бумаги, он что-то подсчитывал и пересчитывал с дотошностью, унаследованной от матери. Утром брат уехал. Но прошло около трех месяцев, и Санто вернулся. С деньгами. В 1976 году он окончательно переехал в Милан, и братья создали марку «Gianni Versace», подключив к делу и сестру Донателлу.

«Gianni Versace» в Милане.

Здесь и сейчас. Абсолютная экстравагантность». журнал «Harper’s Bazaar», 1977 г. Эра Версаче началась в июле 1977 года. Модельер прекрасно умел улавливать настроение времени - его роскошный стиль как нельзя лучше соответствовал звездным восьмидесятым. Мастер провоцировал публику, у него все было «слишком» - слишком смело или слишком ярко. Он предлагал одежду, филигранно подчеркивающую естественные формы красивого тела. Балансируя на грани кича, Джанни Версаче сумел адаптировать экстремальный молодежный стиль для любящей роскошь состоятельной и капризной клиентуры. Сдержанные лондонцы долгое время не принимали дизайнера, считая его вульгарным - чересчур короткие и узкие юбки, чересчур глубокие вырезы, чересчур высокие каблуки. Армани, обвинивший Джанни в стремлении превратить высокую моду в порнографическое шоу, был, к слову, не так уж и далек от истины - Версаче сам не раз признавал, что источником вдохновения ему зачастую служили детские воспоминания о девицах легкого поведения родного городка! Дебют женской коллекции состоялся в марте 1978 года. Это был абсолютный успех. А за кулисами между богинями-манекенщицами метался сам кутюрье - поправлял «оперение», нежно обнимал, прижимал к груди, благословляя воплями исступленного восторга: «Bella! Bellissima! Piu bella». Так все начиналось… Версаче выводил на подиум 16 лучших манекенщиц, платил им по 10 тысяч долларов в день. Роскошь его моделей действовала магически. Для своего Дома моды Джанни Версаче выбрал фирменным знаком голову Медузы, изображение которой украшает все модели марки «Versace» с 1978 года. Объясняя свое решение, он говорил: «Этот выбор был сделан абсолютно сознательно. Медуза символизирует красоту и роковые чары античной древнегреческой классики - как в искусстве, так и в философии. Она - синтез красоты и простоты, которая в прямом смысле парализует и даже гипнотизирует». Он одевал принцессу Диану, эксцентричную Мадонну, Элтона Джона, Стинга, Элизабет Херли, Джона Бон Джови. Создавал костюмы к балетам Мориса Бежара. Когда за дело брался сам Джанни, устоять было вообще невозможно! Особенно в деле с китайским фарфором. Запуская линию посуды, Версаче отослал несколько ящиков, заполненных фарфором, самому Сильвестру Сталлоне. Набил его комнаты подушками и мебельными тканями, сундуками разнообразной одежды на тысячи и тысячи долларов.

То же самое повторил и с Клаудией Шиффер. «За столь щедрое внимание к собственным персонам первый и вторая с удовольствием и абсолютно бесплатно согласились позировать обнаженными для журналов, прикрывшись исключительно квадратными блюдами от «Versace» , - вспоминала бывшая подруга Сталлоне Джанис Дикинсон. Отныне повзрослевший мальчик-изгой, ставший великим диктатором мировой моды, мог позволить себе все! Он скупал многоэтажные дома и огромные виллы. Издавал книги, путешествовал, опустошая антикварные магазины... Но, к сожалению, так продолжалось не долго.«Мы попробовали оказать ему первую помощь, но сразу поняли, что уже слишком поздно» .

В то роковое утро 15 июля 1997 года Джанни Версаче находился на своей вилле в Майами-Бич и вышел на улицу, чтобы купить свежих журналов. Только здесь он позволял себе эту непозволительную роскошь - ходить по улицам одному, без охраны. Около девяти часов, когда Версаче подошел к воротам своего роскошного трехэтажного дома, прозвучали выстрелы, унесшие его жизнь. Владелец соседнего магазина, торгующего роликовыми коньками, рассказывал: «Мы услышали два выстрела. Я увидел бегущих людей. Джанни лежал на ступеньках. Он был ранен в голову». Прохожие видели бегущего от дома Версаче молодого человека, одетого в белую майку и серые шорты. Эту одежду вскоре нашли на парковке недалеко от места преступления. Убийца переоделся и, видимо, взял такси, чтобы скрыться. Вскоре полиция выяснила, что это был 27-летний Эндрю Кунанан. Следователи не захотели сказать, какую связь Кунанан имел с Версаче, однако по одной из версий Эндрю был безответно влюблен в кутюрье. Общенациональный розыск убийцы был завершен восемью днями позже, когда Кунанан смертельно ранил себя на прогулочном судне буквально в четырех километрах от места трагедии. По иронии судьбы на Эндрю было нижнее белье от «Versace»... В настоящее время Дом моды «Versace» остается одним из самых успешных в своей сфере. Полный контроль над ним, как с творческой стороны, так и с финансовой, взвалила на свои хрупкие плечи сестра бывшего хозяина Донателла Версаче. Среди друзей-клиентов этого Дома - только самые успешные и богатые люди: Мадонна, Виктория и Дэвид Бэкхемы, Гвинет Пелтроу и многие-многие другие. Донателла достойно сменила на посту своего гениального брата Джанни, загадочная смерть которого никого не оставила равнодушным.

Смотрите фильм "Джанни Версаче. Дизайнер для мафии":

1943−1969
Актриса и модель, убита членами секты Чарльза Мэнсона

Трагедия, случившаяся с 26-летней красавицей-актрисой, шокировала весь Голливуд. Шэрон, жена режиссера Романа Полански, находясь на последнем месяце беременности, была зарезана членами секты известного маньяка Чарльза Мэнсона. В момент нападения банды в доме Шэрон находились еще трое друзей — все стали жертвами фанатичной преступной коммуны« Семья». Жестокость убийства потрясла даже привыкшую ко многому Америку, а впоследствии выяснилось, что преступники даже не знали, кем именно являются их жертвы.

Сам Мэнсон и семь членов его секты, участвовавшие и в других ритуальных убийствах, были осуждены пожизненно. Полански, который поначалу разговаривал с журналистами на тему убийства его беременной жены, позже все-таки на несколько лет покинул Америку.

Сам же Мэнсон сейчас отбывает пожизненный срок. Два с половиной года назад Мэнсон заявил, что женится на своей фанатке, 26-летней Эфтон Бартон, однако помолвка сорвалась: маньяк узнал, что девушка планировала забальзамировать его тело после смерти и выставлять за деньги.

Джонбенет Рэмси

1990−1996
Победительница детских конкурсов красоты

25 декабря 1996 года страшная трагедия произошла в семье компьютерного магната Джона Рэмси и его жены Патрисии, бывшей звезды конкурсов красоты. В рождественскую ночь тело их шестилетней дочки Джонбенет Рэмси было найдено в подвале собственного дома.

В тот день родители уложили девочку спать, а чуть позже нашли на лестнице записку о том, что их дочку похитили с требованием залога в размере 118 тысяч долларов. Джонбенет носила титулы« Маленькая Мисс Колорадо», «Крошечная Красавица Нации» и «Девочка с обложки из Колорадо». Очевидно, что преступник целенаправленно выбрал в жертву именно эту популярную малышку. Однако похититель так и не связался с родителями, а позже супруги нашли девочку в подвале уже мертвой.

Предположительно, что Джонбенет была задушена, на теле также были большие гематомы. Полиция сперва подозревала родителей девочки, однако после проведения экспертизы ДНК по следам крови на одежде девочки все подозрения с супругов спали. Отец Джонбенет нанял следователей, но, к сожалению, до сих пор убийца не найден.

Позже Джон Рэмси напишет книгу« Другая сторона страдания», в которой винит себя в том, что позволил своей дочери стать уязвимой: «Зачем мы устраивали у себя в доме вечеринки, на которые пускали незнакомых людей? Никогда себе этого не прощу… Я должен был поднять на ноги всех близких и знакомых, привлечь все возможные ресурсы, чтобы найти убийцу. Он прятался в темноте. Он и сейчас где-то прячется…»

Джанни Версаче

1946−1997
Модельер

Дизайнер Джанни Версаче был убит двумя выстрелами в голову15 июля 1997 года серийным убийцей Эндрю Кьюнененом. Основатель модного дома Versace скончался на пороге своей виллы, где он жил вместе с модельером Антонио д’Амико. Причины жестокой расправы до сих пор остаются тайной, которую Кьюненен унес с собой в могилу. Спустя два месяца после преступления он застрелился на собственной яхте, когда его окружила полиция. Однако известно, что жертвами 25-летнего наркоторговца стало еще четыре человека, включая его собственного любовника.

С тех пор было выдвинуто множество версий гибели кутюрье — от мести итальянской мафии до причастности к заказу младшей сестры дизайнера Донателлы, которая наследовала модную империю брата.

Элизабет Шорт

1924- 1947
Официантка и актриса


Простая американская девушка из многодетной семьи пересекла всю страну, мечтая стать знаменитой голливудской актрисой. Но слава нашла Элизабет после ее мучительной и жуткой гибели от рук так и не пойманного маньяка. Изуродованное и разрезанное пополам обнаженное тело Элизабет обнаружили 15 января 1947 года на пустыре на окраине Лос-Анджелеса. Лицо 22-летней девушки также было изрезано.

Журналисты, освещавшие расследование, прозвали погибшую красавицу Черным георгином, и под таким романтическим именем начинавшая актриса осталась в истории Америки. В ходе расследования дела Шорт больше 60 человек, мужчин и женщин, признались в убийстве девушки, но их показания были признаны фальшивыми. Загадка смерти Черного георгина до сих пор привлекает к себе любителей тайн. Например, частный детектив из Лос-Анджелеса Стив Ходел, который был ребенком в период громкого расследования, изучил материал дела и пришел к выводу, что убийцей был… его собственный отец! По мнению детектива, его отец был серийным маньяком, и именно подозрения о его причастности к делу Георгина заставили Ходела провести собственное расследование.

Историей Черного георгина, помимо многих прочих артистов, вдохновлялся музыкант Мэрилин Мэнсон, создавая свои картины.

Пьер Паоло Пазолини

1922−1975
Режиссер


Автор культовых лент« Евангелие от Матфея», «Декамерон», «Кентерберийские рассказы» и картины, вышедшей в год его гибели, «Сало, или 120 дней Содома» стал жертвой группировки неофашистов. Банда из четырех подростков-националистов, один из которых так и не был пойман, напала на Пазолини ноябрьской ночью в пригороде Рима. У режиссера была сломана половина ребер, челюсть и рука, изуродованы уши, тело уже погибшего Пазолини убийцы придавили автомобилем… Осужденные молодые люди много позже несколько раз меняли показания, путая следствие.


Тема загадочной смерти знаменитого модельера Джанни Версаче не дает покоя многим исследователям уже 20 лет. 15 июля 1997 г. модного дизайнера застрелили на ступенях его особняка в Майами. Убийцу нашли очень быстро, но перед задержанием он покончил с собой. По официальной версии, мотивом преступления были действия на гомосексуальной почве, но это объяснение звучит неубедительно. О настоящих причинах убийства до сих пор известно очень мало.





Дело об убийстве Джанни Версаче было раскрыто на удивление быстро – всего за две недели. Киллером стал серийный убийца Эндрю Кьюненэн, на счету которого уже было четыре жертвы. Он зарабатывал на жизнь проституцией, и, по одной из версий, все убитые были его любовниками. Он числился в розыске, но полиции никак не удавалось его задержать. Подозрение пало на него, когда недалеко от особняка Версаче обнаружили фургон с одеждой со следами крови последней жертвы серийного убийцы. Все улики слишком явно указывали на единственного подозреваемого. В предсмертной записке он якобы признался, что убил модельера как «знамя гомосексуализма». Но убийца сам был представителем нетрадиционной ориентации, и поэтому такое объяснение звучит нелогично. Настоящий мотив преступления так и остался невыясненным.





Частный детектив Фрэнк Монт уверен в том, что к убийству Версаче была причастна южноитальянская преступная группировка – Нʼдрангетта. По его версии, дизайнера убили за то, что он посмел бросить вызов мафиози. Убийство организовали так, чтобы подозрение пало на серийного убийцу, суицид которого позже был инсценирован. Детектив утверждает, что за несколько месяцев до смерти Версаче обратился в его агентство с просьбой провести расследование. Он подозревал, что в его бизнес проникла мафия с целью отмывания денег. Модельер якобы собирался в конце лета собрать пресс-конференцию и огласить имена преступников.



Модельер был родом из Калабрии, и еще при жизни Версаче ходили слухи о его связях с калабрийской мафией. Его взлет был слишком стремительным и внезапным, что заставило историков моды выдвинуть предположения о помощи спонсоров из преступного мира. Откуда у молодого дизайнера появился стартовый капитал, и как он смог открыть собственный Дом моды – действительно загадка. Возможно, это были деньги южноитальянской преступной группировки, с которой позже кутюрье не пожелал делить свои доходы. За год до смерти Версаче разразился скандал, в котором были замешаны многие дизайнеры, чьи модные дома были прикрытием для отмывания денег мафии. Джанни тоже подвергался обвинениям, но сам он категорически опровергал свои связи с преступным миром.





Калабрийская мафия нередко промышляла подделкой известных брендов, и когда Версаче приобрел всемирную популярность, в Италии появились фабрики, занимавшиеся производством котрафакта. Версаче объявил войну подпольным фабрикам: из-за дешевых подделок, наводнивших рынок, его марка теряла престиж. Кроме того, он терял сотни миллионов долларов: в 1995-1996 гг. оборот котрафактной продукции на две трети превышал доходы Модного дома Версаче. Дизайнер сотрудничал с «Желтым пламенем» – антикоррупционной полицией, и лично участвовал в расследованиях, разоблачающих деятельность подпольных фабрик. Эмблемой марки Версаче долгое время была медуза Горгона, но поскольку именно ее чаще всего подделывали, кутюрье публично отказался от этой эмблемы.





Конечно, калабрийская мафия не могла не отреагировать на такое яростное сопротивление и противодействие. Неоднократно Версаче получал своеобразные черные метки: однажды в своем саду он обнаружил мертвую птицу, затем – мертвого пса. Но дизайнера не останавливали эти предостережения. Он был фаталистом и верил в то, что судьбы не избежать. Версаче не пользовался услугами охраны и часто выходил на улицу без сопровождения. Поэтому убийце не составило труда осуществить свой план.





Однако, если это действительно было делом рук мафии, почему они поручили убийство не киллеру, а психически неуравновешенному серийному убийце? Очевидно, эта тайна еще далека от своей окончательной разгадки. А Джанни Версаче навсегда вошел в историю как один из