Что такое наблюдение? Это факты полученные человеком в результате примечания каких-то явлений, действий и других проявлений в жизни. Само понятие наблюдения относится к психологии и выступает здесь, как метод познания, при этом оно может делиться на два вида:
Несмотря на то, что конечный результат обоих видов в целом один – это получение каких-либо знаний, их характер и течение существенно различаются.
Научное наблюдение
Как было сказано выше, наблюдение является формой психического исследования , однако, это справедливо только в том случае, если оно направлено на познание чего-либо с обязательным переходом к выявлению сути этого явления. Если говорить более простым языком, наблюдение, как психический метод должно не просто констатировать тот или иной факт, но находить ему объяснение, почему произошло так, а не иначе и что из этого следует дальше.
Научное наблюдение обязано фиксировать полученные знания в любой доступной форме, кроме того оно носит постоянный характер и имеет определенную структуру. Объект изучения подвергается систематическому наблюдению по определенному плану. Это позволяет не просто сделать какие-то выводы, но дать им объяснение, а также выявить определенные закономерности, например, постоянный характер явления или же его временные проявления.
В отличие от научного оно не имеет четко заданной цели , тут не нужно докапываться до истины, а все полученные знания принимаются как данность. Житейское наблюдение хаотично и по сути оно постоянно. Так или иначе, человек постоянно фиксирует какие-либо события, и они превращаются в определенные данные. Житейское наблюдение не имеет системы, оно не подвергается планированию, но, несмотря на его случайный характер, имеет серьезное значение в жизни человека, а также трактовке происходящих вокруг событий.
Интересным фактом является то, что при отсутствии у житейского наблюдения цели докопаться до сути вещей и получить объяснение тому или иному явлению, это происходит само собой . Как правило, человеком случайно регистрируются определенные события, а затем происходит формирование понимания конкретного процесса. Например, гремит гром, человек фиксирует звук, среди туч появляется молния – еще один элемент, начинается дождь – третий факт. Все они складываются в логическую цепь – после молнии слышен гром и это является предвестником дождя. То есть специального анализа и наблюдения в данном случае не было, но случайные факты сформировали определенную последовательность и дали понимание процесса. Следующим в этой цепи может стать появление солнца и радуги, что продолжит логическую цепь.
Все люди по-разному фиксируют происходящее вокруг. Многие люди вообще не обладают даром житейского наблюдения, как правило, они не слишком задаются вопросом, как происходит тот или иной процесс и почему это именно так, а не иначе. Вообще наличие вопросов, как и почему в какой-то степени порождает в человеке склонность к житейскому наблюдению. Из него может сформироваться житейская мудрость.
Касательно этого есть интересная поговорка: «Мудр не тот, кто знает многое, а тот, кто знает нужное». Она прекрасно характеризует значимость житейского наблюдение и его важность перед наблюдением научным. Очень часто в бытовых вопросах люди без образования гораздо умнее и рациональнее рассуждают, нежели люди с учеными степенями. Это как раз говорит о том, что житейские знания, полученные путем житейского наблюдения более важные, чем знания научные.
Вообще житейское наблюдение направлено на окружающие вещи, а научное на их суть, которая очень часто в обычной жизни не слишком важна. Эти знания конечно необходимы для науки и могут повлечь за собой грандиозные открытия, но в жизни простых людей они бывают редко применимы. Например, информация о том, что все вещества состоят из атомов или молекул не слишком полезны для простых людей, но имеют серьезное значение в исследовании различных процессов, например, ядерных реакций, связанных с расщеплением ядра, которые в свою очередь помогают получать необходимую для современного человека электроэнергию.
Житейское и научное наблюдение. Связь и степень важности
Прямой связи между этими двумя явлениями нет, но они в какой-то степени похожи. Для житейского наблюдения характерно:
- Случайный характер получения знаний.
- Получение выводов на основе взаимосвязей.
- Объединение некоторых данных в житейскую мудрость, которая не имеет научного обоснования, но жива на протяжении десятков лет.
Научное наблюдение:
- Четкий характер его течения.
- Необходимость понять суть происходящего.
- Получение цепей взаимосвязей, которые могут потребовать последующих наблюдений.
Если попытаться понять суть обоих видов наблюдения, то житейского наблюдение говорит о том, что это определенное событие происходит, потому что так происходит всегда, и это было подмечено, а научное наблюдение объяснит, почему оно происходит именно так.
Житейское наблюдение полученные сведения превращает в поговорки, приметы и пословицы и порой полученные выводы могут нести ошибочную информацию, хотя это происходит редко. Научное наблюдение свои данные превращает в законы с доказательствами, в них нет места объяснению типа «потому что это повторяется из года в год или изо дня в день» и случайным объяснениям. Здесь все логично и верно.
Метод наблюдения. Этапы наблюдения
Наблюдение производится исследователем путем включения в экспериментальную ситуацию или путем опосредованного анализа ситуации и фиксации интересующих исследователя явлений и фактов.
Этапы исследования методом наблюдения (по Зароченцеву К.Д. ):
1) Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
2) Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
3) Создание плана наблюдения.
4) Выбор метода обработки результатов.
5) Собственно наблюдение.
6) Обработка и интерпретация полученной информации.
Сходства и различия наблюдения и эксперимента
Наблюдение по Мещерякову Б.Г. - «организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях» .
Эксперимент по Мещерякову Б.Г. - «проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого» .
Анализируя специфику методов наблюдения и эксперимента, определим их сходства и различия.
Общие черты в наблюдении и эксперименте:
Оба метода требуют предварительной подготовки, планирования и целеполагания;
Результаты исследования с помощью наблюдения и эксперимента требуют детальной обработки;
На результаты исследования могут влиять личностные особенности исследователя.
Различия в методах наблюдения и эксперименте:
Возможность изменения ситуации и влияния на нее в эксперименте и невозможность вносить изменения в наблюдении;
Цель наблюдения - констатация ситуации, цель эксперимента - изменение ситуации, отслеживание степени влияния тех или иных средств на ситуацию;
Метод эксперимента требует четкого знания об исследуемом объекте, в наблюдении эти знания зачастую и приобретаются.
Практическое задание
Тема анкетирования разрабатывалась с учетом особенностей целевой группы, с которой мы были намерены работать. В качестве таковой были выбраны подростки старших классов школы. По Выготскому Л.С. ведущей деятельностью в этом возрасте является интимно-личностное общение. Через общение со сверстниками и взрослыми подросток выстраивает свое личностное отношение к миру, формирует свой собственный неповторимый облик. В этой связи опасным является непопадание в среду сверстников для подростка. Крайне важно наличие именно в этом возрасте друзей, соратников.
Именно поэтому темой анкетирования была выбрана следующая: «Я и мои друзья».
Цель опроса: определить уровень сформированности дружеских отношений у современных подростков старшего школьного возраста.
Для реализации цели был разработан опросный лист:
Анкета «Я и мои друзья»
Инструкция:
Здравствуйте.
Вам предлагается принять участие в научном исследовании.
Пожалуйста, внимательно прочтите каждый вопрос, и максимально честно ответьте на него, обведя кажущийся Вам правильным ответ, или вписав нужный в специальное поле для ответа. В вопросах с несколькими вариантами ответов, необходимо выбрать лишь один.
Личные данные:
Фамилия, имя_____________________________ Класс___________________
1. У вас есть круг друзей?
а) да; б) нет.
2. Что вас объединяет?_____________________________________
3. Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?______________
4. К кому бы из друзей вы обратились за помощью в трудной ситуации?____________________________________________________
5. Какие качества ценят в вас друзья?____________________________
6. Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из своих друзей справиться с какой-либо проблемой________________________________
7. Как вы себя чувствуете со своими друзьями?
а) хорошо, весело;
б) скучно, грустно;
в) то одно, то другое.
8. Каких друзей вам хотелось бы иметь?________________________
9. Какие качества характера больше всего ценятся в кругу ваших друзей?____________________________________________
10. Как бы вы назвали группу, где вы проводите свободное время?
а) мои друзья;
б) моя компания;
в) тусовка;
г) мой двор;
д) моя команда;
е) свой вариант____________________________________________________
11. Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?_______________________________________________________
12. Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как они обычно решаются?
б) дракой;
в) благодаря вмешательству лидера;
г) благодаря вмешательству взрослого;
д) компромиссом части ребят.
13. Как относятся взрослые к вашей группе?
а) доброжелательно;
б) враждебно;
в) нейтрально.
14. Отметьте, с какими утверждениями вы согласны:
а) со мной часто советуются;
б) не могу принять важное решение без моих друзей;
в) никто не понимает меня по-настоящему;
г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным;
д) мне легче принять решение вместе со всеми.
15 Как бы вы изобразили своё настроение, когда вы находитесь со своими друзьями?_____________________________________
Опросный лист содержит достаточно информативную инструкцию, помогающую понять суть задания. Всего анкета содержит 15 вопросов как открытого, так и закрытого плана. Вопросы разных типов смешаны, что помогает опрашиваемому сосредоточится на каждом из вопросов. Наиболее сложные вопросы, требующие максимально честных ответов, расположены в середине опросного листа.
В опросе принимало участие 12 человек - учащиеся 9-10 классов общеобразовательной школы. Половозрастной состав целевой группы представлен на диаграммах ниже.
Диаграмма 1-2. Половозрастной состав респондентов
Перейдем к анализу полученных данных и их интерпретации.
Абсолютно все подростки на первый вопрос ответили положительно, сказав, что у них есть друзья. Среди факторов, объединяющих респондентов с их друзьями были названы: общие интересы, учеба, совместное времяпрепровождение, общие знакомые, родители-друзья.
Диаграмма 3. Факторы, объединяющие друзей
В графе ответа на третий вопрос часто указывались имена друзей, либо число друзей. Количество друзей, которым респонденты могли бы доверить личную тайну, не превышало 1-2.
Схожи были ответы и на четвертый вопрос. Круг помощи у респондентов составляли одни и те же люди, что и круг доверия.
Среди качеств, ценимых друзьями респондентов в самих респондентах, назывались: юмор, способность понять, возможность довериться, способность помочь, общительность.
Диаграмма 4. Качества, ценимые друзьями
На 6 вопрос частыми были ответы «затрудняюсь ответить» или «не могу вспомнить». Также не редко вопрос пропускался респондентами. Лишь 15% от общего числа респондентов ответило на данный вопрос. Среди ответов, указывали случаи из личной жизни, практически не пересекающиеся друг с другом.
80% опрошенных ответило, что они ощущают веселье в компании своих друзей. У 20% опрошенных ощущения смешенные.
Среди качеств идеальных друзей респонденты назвали честность, чувство юмора, ответственность, преданность, уважение.
Большинство из этих качеств были названы и в числе тех, что считаются основными в среде друзей респондента.
Ответы на 10 вопрос распределились следующим образом:
Диаграмма 5. Название круга друзей респондентами
Среди взрослых, с которыми общаются подростки, выделялись: родители, учителя, тренеры. Зачастую взрослые относятся к возрастным группам нейтрально (55%) или отрицательно (30%).
Конфликтные ситуации возникают не часто и решаются путем нахождения компромисса ребятами.
Ответы на предпоследний вопрос разделились следующим образом:
а) со мной часто советуются - 25%;
б) не могу принять важное решение без моих друзей - 20%;
в) никто не понимает меня по-настоящему - 15%;
г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным - 20%;
д) мне легче принять решение вместе со всеми - 20%.
Положительно характеризуют свое настроение в кругу друзей - 85%, отрицательно - 15%.
Интерпретация полученных данных в ходе опроса приводит к следующим выводам:
1. Среди школьников - подростков большое стремление к образование групп сверстников;
2. Все подростки считают, что у них есть большой круг друзей. Между тем поведать тайну или обратиться за помощью они могут лишь к небольшому количеству людей.
3. Большинство подростковых групп образуются на основе общности досуга, учебной деятельности и интересов.
4. Подростковые группы часто меняют свой состав и неустойчивы.
5. Подростковые группы оказывают влияние на мнения входящих в нее подростков, но зачастую не являются ресурсом для принятия серьезных решений, касающихся личности подростка.
6. У подростков достаточно расплывчаты представления о дружбе. Друзьями они называют большое количество людей.
7. Взрослые практически отдалены от процессов формирования подростковых групп и управления ими.
8. Современными подростками ценятся надежность, честность, взаимовыручка, доверительность и способность помочь.
Любознательность человека – основная причина бурного развития цивилизации. С древнейших времён познание проводилось с помощью двух основных методов: наблюдения и эксперимента. Несмотря на кажущуюся идентичность, данные понятия существенно отличаются друг от друга.
Определение
Эксперимент – это метод научного познания, при котором объекты погружаются в искусственно созданную среду, а их поведение управляется экспериментатором. Главная цель такого действия – проверка гипотезы, поиск новых фактов, которые могут ответить на важные для науки вопросы.
Наблюдение – это метод познания, при котором наблюдатель изучает свойства исследуемого объекта и фиксирует их. Вмешательство в естественную среду минимально, а проводить данные мероприятия может любое лицо, даже при отсутствии оборудования и техники, а также специальных познаний.
Сравнение
Итак, важнейшее отличие кроется в способе взаимодействия с изучаемым предметом. Если наблюдатель стоит в стороне и изучает объективные данные, то экспериментатор активно вмешивается в ход событий и направляет их. Наблюдение может быть спонтанным, а эксперимент – только целенаправленным.
Экспериментатор занят подтверждением гипотезы, которую он сформулировал ранее. Наблюдатель просто получает новые данные, собирая ранее неизвестную информацию. Эксперимент проводится в специальных условиях и в закрытой (ограниченной) среде, как правило, искусственно созданной, наблюдение – в естественных условиях. Ещё один важный момент – наличие специального оборудования. Для эксперимента оно обязательно, в то время как наблюдение может обходиться и без него.
Выводы сайт
- Взаимодействие с объектом. Наблюдатель дистанцируется от естественной среды, а экспериментатор – активно вмешивается в неё.
- Условия проведения. Наблюдение проводится в естественных условиях, а эксперимент – в искусственно созданных.
- Специальное оборудование. Для проведения эксперимента необходима база, наблюдение можно проводить и без техники и инструментов.
- Цель. Наблюдение призвано зафиксировать реальность и получить новые данные, эксперимент – подтвердить гипотезу, сформулированную умозрительно.
Научный прогресс на 99% обязан любознательности человека и на 1% — случайности. Опыт и эксперимент являются основными методами исследования, благодаря которым учёные находят ответы на самые трудные вопросы. И хотя в литературе данные понятия отождествляются, мы попробуем разобраться, есть ли между ними разница и насколько она существенна.Каталог конкурсов! Чем отличается опыт от эксперимента.
Опыт
– основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.
Эксперимент
– метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его, что отличает данный процесс от наблюдения.
Разница между опытом и экспериментом
Таким образом, различия между указанными категориями действительно незначительны. Эксперимент проводится впервые, он призван подтвердить гипотезу, а опыт выполняется с заранее определённым результатом. И тот, и другой процесс протекает в управляемых условиях, при активном взаимодействии с объектом исследования.
Эксперимент преследует определённую цель, которая является для учёного основной. Это способ проверки идей, подтверждение гипотезы, уже возникшей в представлении исследователя. Опыт может выполняться без какой-то конкретной цели, а спонтанно, и перед учёным – «вилка» возможных исходов.
Впрочем, обозначенная нами разница не является существенной, и данные категории вполне могут использоваться в качестве синонимов. Ведь их главная цель – активное участие в процессе, не простое наблюдение, а взаимодействие с объектом, его направление в определённое русло.
Чем отличается опыт от эксперимента
Последовательность. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить её на практике.
Множественность. Единичное исследование, как правило, называют экспериментом, множественное – опытом.
Цели. При проведении эксперимента перед учёным уже возникла определённая цель, опыт может осуществляться спонтанно, наугад.
Присматривая за своим маленьким сыном, я постоянно вижу, как он делает новые для себя открытия, наблюдая за миром и проводя небольшие опыты. Сейчас он и сам не знает, что значат эти понятия, и чем они отличаются. Но когда он немного подрастет, вот что я ему расскажу.
Мои наблюдения и опыты
Лучше всего объяснить на примере.
Я всегда любила наблюдать за объектами окружающего меня мира. Так, очень интересно смотреть, как ведут себя муравьи в зависимости от погоды и времени суток.
Но ещё больше я люблю проводить опыты.
Один раз в детстве я провела удивительный опыт. Из детской энциклопедии я узнала, что брюшко у муравьев прозрачное. Это предположение стало моей гипотезой, которую было необходимо подтвердить или опровергнуть. Я приготовила сладкие сиропы разных цветов и поместила маленькие капельки вблизи муравейника. Забавно, но когда муравьи пили, их животики окрашивались в цвет капли сиропа. Это подтвердило мою гипотезу.
Вы догадались, чем отличались мои простые наблюдения за жизнью муравейника от проведенного опыта?
- В первом случае я просто смотрела (наблюдала) за поведением насекомых. Проводя опыт, мне самой было необходимо вступить во взаимодействие с испытуемыми, поместив цветные капли у муравейника.
- Проводя опыт я имела гипотезу (из детской энциклопедии) и план действия.
- Наблюдения не требовали какого-либо оборудования (хотя, это не всегда верно, например, для наблюдения за космическими объектами, понадобится телескоп). Для опыта же мне были нужны сахар, вода, красители и прочие средства для приготовления сиропа.
Наблюдение за котом
Понаблюдайте за своим домашним любимцем. Вы сможете заметить много интересных особенностей. Например, что коты и кошки способны издавать множество непохожих друг на друга звуков.
Опыт «Лава»
Этим интересным опытом можно проверить гипотезу, что масло легче воды, но соль тяжелее масла.
- Возьмите стакан. Наполните его водой и растительным маслом (2:1). Масло останется плавать сверху.
- Добавьте пищевой краситель.
- Всыпьте ложку соли.
«Лава» в банке
Наслаждайтесь «лавой» в стакане.