ПОДЕЛИЛИСЬ

Марсельское Таро, которому будет посвящён наш сегодняшний обзор, строго говоря, не является названием конкретной колоды - это скорее наименование дизайна карт, повторяющее исторические рисунки, известные ещё с 15 века. Марсель считается одним из классических направлений Таро. Марсельскую школу чаще выбирают для себя не новички, а скорее профессионалы, поскольку Младшие Арканы этих колод не прорисованы сюжетно, в отличии, например, от традиции Уэйта. Впрочем, среди тарологов есть и те, кто начинает обучение именно с этой колоды.

История создания колоды

Марсельское Таро было названо в честь французского города, в котором эти карты печатались очень активно - Марсель. Об Арканах этой колоды писал в своей книге «Цыганское Таро» Папюс - именно упоминание Папюса считается самым первым, появившимся в печати. Несмотря на то, что Марсельское Таро было широко распространено во Франции, сам дизайн и символика карт считаются скорее итальянскими.

Традиционные рисунки, используемые в современном марсельском дизайне карт, были созданы Николя Конвером - их также называют тип «Марсель II». Колода Конвера впервые увидела свет в 1760 году (примерная дата) и издавалась на протяжении 120 лет. Первоначальная же, более старая версия («Марсель I») относится к дизайну колод Жана Нобле и Жана Додаля - эти образцы карт выпускались в период между 1650 и 1701 годами. Сегодня можно найти в продаже несколько колод марсельского типа от разных издательств, но все они по сути повторяют стиль Конвера: это Марсельское Таро Поль Марто, версия художника Отто Спайлингера, карты Филиппа Камоина и Александра Ходоровски, Древнее Марсельское Таро, Tarot de Marseille (Piatnik) и другие.

Ключевые особенности колоды

Если вы заглянете в галерею Марсельского Таро, то первое, что бросится в глаза - довольно простая стилистика изображений. Здесь вы не найдёте сложных образов, как, например, у Кроули, астрологических, каббалистических и нумерологических привязок - Старшие Арканы выглядят довольно просто, однако минималистичная классическая символика всё равно никуда не исчезает.

Нумерация Старших Арканов отличается от Уэйта: Правосудие имеет порядковый номер 8, Сила - 11. Масти традиционны. Младшие Арканы не прорисованы, но при этом украшены очень красивыми узорами. Карты Двора: Паж, Рыцарь, Дама, Король. Все Арканы пронумерованы римскими цифрами, Старшие - сверху, Младшие - по бокам. Впрочем, есть и вариации колоды без нумерации Младших Арканов. Кстати, в старинных Марсельских колодах не принято было ставить номер на карте Смерть, авторы же современных карт часто пренебрегают этим правилом.

Символизм колоды

Значения карт Марсельского Таро можно вывести, если внимательно рассмотреть красивые средневековые костюмы персонажей, их жесты, мимику, присутствующие атрибуты. Также особое внимание уделено цветовой составляющей: несмотря на то, что цветов используется совсем немного (в большинстве колод - это красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, белый и бежевый, в некоторых - немного другая комбинация), они при этом не смешиваются друг с другом и являются чистыми, яркими, насыщенными, без каких-либо оттенков. Многие тарологи используют цветовую гамму Марсельского Таро в качестве подсказки при работе.

Старшие Арканы

Давайте рассмотрим поподробнее Марсельские карты Таро и попытаемся посмотреть на архетипы Старших Арканов глазами человека того далёкого времени. В связи с этим я не могу пройти мимо и не процитировать книгу «Марсельское Таро. Теория и практика», в которой нашла интересный способ прочтения Старших Арканов:

«Полный набор из двадцати двух козырей можно прочитать следующим образом: Человеческая Воля (1), просвещённая Наукой (2) и проявленная в действии (3), должна найти свою Реализацию (4) в делах Милосердия и Благодеяния (5). Мудрый Выбор (6) этой Воли приносит Победу (7) - за счёт Равновесия (8) и Рассудительности (9) - над подъёмами и спадами Фортуны (10). Стойкость (11), принесённая в Жертву (12), победит саму Смерть (13), и это мудрое Сочетание (14) позволит человеку бросить вызов Фатуму (15). В каждом Несчастье (16) он увидит Звезду Надежды (17), сияющую сквозь сумерки Обмана (18), и окончательное Счастье (19) будет Результатом (20). С другой стороны, Глупость (0) принесёт Награду (21) в виде несчастья.»

Как видите, в период Ренессанса знакомые нам образы воспринимались несколько иначе, хотя свою основную суть Арканы всё-таки сохранили. Давайте, интереса ради, остановимся подробнее на нескольких Козырях Марсельского Таро. По традиции первым возьмём Дурака/Глупца.

Как видите, подача этого образа несколько отличается от привычной нам классики. Герой не шагает с обрыва, а просто идёт по дороге, со своей неизменной котомкой за спиной. Что же представлял собой архетип Глупца в глазах общества эпохи Возрождения? Дурак - это по сути соединение двух образов, один из которых - бездомный нищий, второй - придворный шут. Как бы там ни было, но в период Ренессанса данный персонаж воспринимался скорее негативно. Бездомные странники часто терпели унижения и оскорбления со стороны других людей, поскольку они не вписывались в социальные нормы и считались безбожниками, людьми с психическими отклонениями. Если взглянуть на карту именно с этой стороны, сразу становится понятно, что собака здесь - это не предупреждение об опасности и вовсе не верный друг, как мы часто воспринимаем её в современных колодах, а скорее - это собака, спущенная на нищего кем-то из горожан, раздражённого видом бродяги.

Шут при царском дворе - тоже объект насмешек, своего рода юродивый. В целом положительный срез значения этого Аркана тоже присутствует, но акцент здесь вновь делается на свободе от общественных устоев и обязанностей, которой, в общем-то, можно было позавидовать. Лишь придворный Шут мог отпустить вслух какую-то колкость в адрес власть имущих, и никакое наказание ему за это не грозило. Обобщая вышесказанное, значение Глупца Марсельского Таро можно свети к следующим ключевым фразам: свобода от социальных норм, юмор, соответствующий ситуации, глупость, беззаконие.

Теперь обратимся к образу Мага/Фокусника. В Марсельском Таро он представляет собой образ, объединяющий уличного торговца и актёра, развлекающего толпу. Многие считали таких «фокусников» обычными мошенниками, другие же - втихаря завидовали ловкости их рук, скорости мышления, хитрости, смекалке. Откуда же взялся образ странствующего торговца? Я думаю, что об этом говорит дорожная сумка, лежащая у него на столе. Значения Мага - быстрота мышления, ловкость, хитрость, смекалка, умение использовать других в своих интересах. В негативном проявлении карта может сообщать о том, что вы стали жертвой какого-то обмана.

В продолжении разговора о Старших Арканах Марсельского Таро рассмотрим так пугающий многих в Средние Века образ Смерти. Неудивительно, что несчастливое число 13 даже отказывались помещать на изображение карты. Что такое Смерть? Это и физическая смерть во время массовых эпидемий чумы, и гибель от смертельных болезней, и в то же время это вызов упрощённым представлениям человека о собственной жизни как о чём-то неизменном. Образ скелета был довольно популярным в то время, поскольку в 15 веке существовало аллегорическое повествование о Пляске Смерти, упоминаемое в книгах, стихах, театральных представлениях. И эта танцующая Смерть изображалась именно в образе скелета. Но, поскольку Аркан Смерть идёт под номером 13, воспринимать его исключительно как гибель физического тела всё-таки не стоит, ведь после него идёт ещё целый ряд Козырей.

Аркан Дьявол Марсельского Таро по сути мало чем отличается от современных образов. Мы видим людей, которые пошли по пути искушения, последовали за своими низменными инстинктами, не сумели обуздать их. Этот вызов, неизменно встречающий на пути человека.

Иллюстрация Башни напоминает нам о популярных в то время картинах Апокалипсиса, часто описываемых в религиозных проповедях. В принципе человек той эпохи представлял, что конец света - это не что-то абстрактное, как мы считаем сейчас, а то, что может произойти в любой момент, поэтому данная карта производила довольно устрашающее впечатление. Хотя по сути - это, конечно, вовсе не конец света в буквальном смысле этого слова, а скорее разрушение неустойчивой ситуации, освобождение души из тех оков, в которые она попала на 15 Аркане.

На этом с Козырями предлагаю закончить и перейти к Младшим Арканам, хотя их описание будет не столь интересным из-за отсутствия сюжетов.

Младшие Арканы

Работать с Младшими Арканами Марсельского Таро большинство авторов книг по этой школе предлагают следующим образом: объединяя смысл масти со смыслом числа, соответствующего карте. Я приведу эти значения и мы попробуем проработать несколько карт по этой методике.

Итак, что же означают масти? Это четыре области человеческого познания. Посохи (Жезлы или Палки) - созидание, энергия творчества, Чаши - взаимодействие, контакт с людьми, Мечи - самооборона, защита, границы управления, Монеты (Пентакли) - получение, нахождение комфортного состояния, обеспечение, в том числе и финансовое.

Краткие значения чисел я оформила в виде таблицы.

Номер карты Значение
Единица (Туз) Первый шаг, начало
Двойка Диалог, совещание, взвешивание и сравнение различных возможностей
Тройка Наличие определённого плана, создание стратегии для достижения цели
Четвёрка Усилия, приводящие к конкретному проявлению, средства, необходимые для того, чтобы что-то совершить, первый успех
Пятёрка Противоречия, хлопоты, вызов, брошенный самому себе или брошенный в вашу сторону обществом
Шестёрка Период стабилизации, вхождение в новый ритм, накопления, позволяющие делиться с другими
Семёрка Познание глубинных причин, мотивов, углубление, неудовлетворённость поверхностными знаниями
Восьмёрка Наивысшая реализация, высокая эффективность, благодаря полученному знанию, самодисциплине
Девятка Награда за потраченные усилия, заслуги
Десятка Полнота, достижение конечной цели, но при этом и желание достичь чего-то большего, время для новых начинаний

Говоря о значении чисел Младших Арканов Марсельского Таро, стоит упомянуть, что оно может проявляться в положительном или отрицательном ключе. Так, например, Восьмёрку можно трактовать как слишком жёсткую дисциплину, догматичность, чрезмерную напористость.

Итак, давайте попробуем? Для примера постараемся ответить двумя произвольными картами на один и тот же вопрос: как сложатся отношения мужчины по имени, допустим, Иван, с девушкой по имени Марья? Возьмём, например, Двойку Чаш. Чаши говорят о взаимодействии, число два - о диалоге, сравнении. Сразу же приходит на ум, что Иван и Марья будут гармонично взаимодействовать друг с другом. Далее подключаем интуицию и смотрим, что получается в итоге? Я думаю, что любовь, дружба, крепкие отношения. Впрочем, об этом можно догадаться и при взгляде на саму карту, хоть она и не имеет сюжета, но рисунок явно говорит о чём-то положительном.

А если мы возьмём Десятку Мечей? Мечи - защита, оборона, десять - достижение конечной цели. По сути Десятка - это самый максимум, ситуация, когда оборонять и защищать уже попросту нечего и нужно искать новые пути. Это период размежевания, конца. Подключив интуицию и применив эти данные к рассматриваемой ситуации, можно сказать, что отношения, скорее всего, будут разрушены.

Для полноты картины давайте возьмём другой вопрос: что ждёт человека на новой работе? Представим, что выпала Четвёрка Монет Марселького Таро. Монеты - это получение, нахождение комфортного состояния, в том числе и финансового, а четыре - это первоначальный успех и усилия, приводящие к конкретному проявлению. Если мы сформулируем значение для перспектив на новой работе, можно сказать, что человеку удастся завоевать «своё место под солнцем», влиться в рабочий коллектив и получить первые награды.

А если бы выпала Пятёрка Жезлов? Жезлы - созидание, творчество, пять - вызов. Можно сказать, что эта работа будет сопряжена с определёнными сложностями: возможно, человеку придётся отстаивать свои интересы, показывать, на что он способен или же столкнуться с противостоянием со стороны коллектива.

А вообще, конечно, после любой другой колоды с прорисованными Младшими Арканами ассоциации при рассмотрении картинок Марсельского Таро приходят в голову сами собой, ведь по сути Таро - это всегда система, где значение одной и той же карты не может оказаться прямо противоположным в разных колодах.

Придворные карты

Придворные карты Марсельского Таро описывают человеческое поведение. Их значения тоже распределяется по рангу: сначала идут Пажи (Валеты) - внимание, первый импульс, заинтересованность. Далее Рыцари - прямота, определённость, серьёзность, за ними следуют Королевы - уверенность, убедительность, целеустремлённость, одобрение, но без силовой составляющей. И замыкают цепочку Короли - воля, давление, управление, любовь к власти. По сути каждый персонаж может иметь как положительные, так и отрицательные проявления. Но здесь, думаю, и так всё понятно, поэтому подробно останавливаться на значениях не буду. Просто попробуйте взять характеристику масти и применить её к любому персонажу Двора.

Особенности толкования карт

При гадании на Марсельском Таро чаще всего пользуются и прямыми, и перевёрнутыми картами. По крайней мере, в большинстве книг по данной колоде приведены толкования для обоих положений. Впрочем, этот вопрос как всегда остаётся на выбор самого таролога, поскольку многие видят возможные теневые значения Арканов и без физического переворота карт. В целом же расклады для Марсельского Таро не отличаются от каких-либо других колод: вы можете использовать абсолютно любые понравившиеся.

Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?

Марсельская система универсальна, поэтому колоду можно назвать подходящей для рассмотрения любых вопросов: общие события, прогнозы профессиональной и личной жизни, темы, связанные со здоровьем, диагностика негатива и многое, многое другое.

Кому подойдут данные карты?

  • Тем, кого привлекает исторический дизайн карт
  • Новичкам, готовым изучать с нуля колоду без сюжетной прорисовки Младших Арканов
  • Опытным тарологам, желающим расширить свой кругозор и освоить ещё одну систему

Книг по марсельской школе на данный момент существует более, чем достаточно. Если вы решили купить Марсельское Таро, выбор литературы для изучения колоды будет весьма широким. Если честно, я работаю в другой системе, поэтому за качество подачи информации в данных книгах отвечать не могу, поэтому просто предоставляю вам список литературы, которую можно легко отыскать в магазинах и интернете:

  • «Марсельское Таро. Теория и практика» (издательство «Внешсигма»)
  • «Универсальное Марсельское Таро» (Ли Бурстен)
  • «Марсельское Таро» (А. Симоненко)
  • «Марсельское Таро. Книга универсальных символов» (Фред Геттингс)
  • «Азбука мудрости Марсельского Таро» (Виталий Зайченко)
  • «Марсельское Таро. Метод открытого чтения карт» (Йоав Бен-Дов)

Помимо указанных выше книг, при желании можно отыскать и другие. На этом я свой обзор завершаю.

Марсельское Таро - это классическая колода карт, которая будет идеальной для всех, кто решил познакомиться с миром эзотерики и гаданий. Название обусловлено тем, что колода восходит к картам, которые печатались в городе Марселе несколько веков назад. Смотрите галерею и читайте особенности трактовки этой колоды Таро.

В статье:

Марсельское таро - старшие арканы

Нельзя сказать, что Марсельское таро - это название отдельной колоды, правильнее сказать, что это определение целой системы, традиции. Классическое Марсельское таро исполнено в особом стиле, соответствующем всем канонам символики, расположения изображения на картах. Такая система считается одной из самых древних, так как известны подобные колоды были еще в пятнадцатом веке.

Колода немного отличается от привычного либо популярного . Для того чтобы начать работать с данной колодой, необходимо узнать основные значения карт. Начать изучение стоит со старших арканов.







Дурак - творческое начало, вдохновение, выход за рамки. Перевернуто (далее П.) - безумие, уход в себя, отсутствие стабильности.

Maг - познание, начало нового, проявление профессионализма и мастерства. П. - болезни, ошибки, предательство, ложь.

Папесса - постижение тайн, олицетворение женского начала, сильная интуиция, мудрость. П. - эгоизм, нежелание бороться, ограниченность, крушение идеалов.

Императрица - торжество разума, брак, рождение детей, хорошие новости. П. - неспособность принимать решения, попытка сбросить свои проблемы на других.

Папа - наличие покровителя, мудрого советчика, возможно набожного. П. - вульгарность, отсутствие идеалов, крах.

Возлюбленные - неизбежность выбора, сексуальная связь, искушение. П. - неправильный выбор, неразделенная любовь, ложные обещания.

Колесница - путешествия, победа любой ценой, богатство, слава. П. - банкротство, потеря контроля над ситуацией.

Правосудие - баланс, благородство, честь, соблюдение канонов, возмездие. П. - потеря смысла, неправильные решения.

Отшельник - добровольный отказ от общения с людьми, гармония с самим собой, консервативность. П. - наличие врагов, боязнь социума.

Колесо Фортуны - успех, победа, к которой не стоит прикладывать много усилий. П. - несчастье, застой.

Сила - добродушие, торжество разума, соблюдение норм морали. П. - жесткость, козни врагов.

Повешенный - благая жертва, альтруизм, поиск себя, переход на новый уровень развития. П. - болезнь, психические нарушения, покаяние.

Смерть - отказ от прошлой жизни, разрыв обременяющих отношений, начало новой жизни. П. - болезни, череда неудач, застой.

Умеренность - способность находить общий язык с другими, выздоровление, положительная энергия. П. - пустота, ненависть, агрессия.

Дьявол - эгоизм, власть инстинктов, похоть. П. - извращения, беспокойство, аморальность.

Башня - уязвленное самолюбие, разрушение надежд. П. - катастрофа, хаос.

Звезда - возможности, успех, получение новых способностей. П. - неустойчивое эмоциональное состояние, плохие новости.

Луна - жизнь в поиске, увлечение оккультизмом, сверхъестественные способности. П. - боязнь утонуть, лень, ссоры, плохие новости.

Солнце - хорошие эмоции, тесные отношения с близкими, решение проблем, удачи. П. - эгоизм, обида, агрессия.

Суд - признание, гармония, ваши усилия будут оценены по достоинству. П. - болезнь, разочарование.

Мир - завершение проекта, удача, благосостояние. П. - недостаток власти, злоба, бунт.

Жезлы - толкование рисунков





Жезл символизирует огонь, постоянное движение, трудовую деятельность.

Туз - начало чего-то нового, сильная энергетика, появление идей, борьба за свои идеалы.

Двойка - планирование чего-то важного, подготовка к решающему моменту, осторожность в действиях, запаситесь терпением и все у вас получится.

Тройка - работа в социуме, появление новых коллег, единство интересов.

Четверка - завершение дела, новые друзья, работа в команде.

Пятерка - неудачи, преграды, которые очень сложно преодолеть, крушение надежд.

Шестерка - работа, успех, постановка конкретных целей.

Семерка - для того, чтобы достичь желаемого, стоит приложить все усилия.

Восьмерка - поиск отдохновения, наличие сильного помощника, поиск себя.

Девятка - крушение планов, бессмысленная трата сил.

Валет - аккуратность, мужественность, стремление покорить кого-то.

Рыцарь - дальняя дорога, независимость от других, встреча с молодым человеком.

Королева - динамика, достижение поставленных целей.

Король - взрослый опытный мужчина, который имеет свое мнение и добивается поставленных целей.

Динарии - значение карт





Масть соответствует элементу земли, которая отвечает за обмен ценностями, развитие благосостояния, появление новых связей.

Туз - материальное благосостояние, переворот системы ценностей, воплощение задуманного.

Двойка - препятствия, необходимо пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Тройка - восхищение другими людьми, признание.

Четверка - появления источника дохода, скупость.

Пятерка - финансовые проблемы, сплетни, отрицательная репутация.

Шестерка - победа, помощь друзей.

Семерка - прибыль, новые знакомства.

Восьмерка - прибыль, важные переговоры.

Девятка - чрезмерные амбиции, сплетни.

Десятка - польза от деловых связей, траты.

Валет - неторопливость, бегство от суеты.

Рыцарь - защита со стороны друга, уверенность в будущем.

Королева - проверка чувств, полезные связи, добродушие.

Король - общительность, появление новых знакомых.

Мечи - галерея, толкование





Марсельское Таро (TdM - Tarot de Marseille), одна из самых старых по своему дизайну колод существующих сегодня.

Игра в карты подвержена влиянию времени, «исходного» Таро больше не существует, а немногие крохи старинных колод, все еще хранящиеся в музеях, не совсем соответствуют выпускаемым сейчас. Поэтому ни одно из существующих на сегодняшний день Таро не может быть названо ни в одном из смыслов подлинным, аутентичным. Но Марсельская версия в целом сохраняет чувственный тон и стиль некоторых более ранних дизайнов.

В какой-то мере пролить свет эту колоду может история становления западноевропейской средневековой живописи в целом. Как известно, живопись стала одним из главных видов искусств именно в эпоху средневековья. До XIII века господствующей была греческая изобразительная традиция, которая стремилась как можно более приблизиться к видению и пониманию духовного мира и с наибольшей выразительной силой показать его людям; изображения в духе этой традиции совершенно были лишены описательности, а внешняя привлекательность и достоверность изображаемого были второстепенной задачей. Но с XIII века в западной Европе начались перемены в жизни общества и появились новые технические приемы в живописи; дворцы и замки высшей знати украшались с невиданным ранее великолепием, бурно разрастались Париж, Прага, Лондон, города Италии и Фландрии. Все новых полотен - поначалу лишь на религиозные сюжеты - жаждали не только аристократы и служители церкви, но и зажиточные горожане. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Лучшие образцы книжного искусства, богато оформленные миниатюрами, предназначались для королей и князей и создавались не только в монастырях, но и профессиональными художниками, имевшими собственные мастерские. Бурному расцвету живописи в XV веке, что привело к началу эпохи Возрождения, способствовало изобретение масляных красок, значительно превосходивших по яркости преобладавшую тогда в живописи темперу. И если писать темперой и создавать фрески надо было быстро, не вдаваясь в мелкие детали, то масляные краски можно было накладывать слой за слоем, добиваясь удивительных живописных эффектов. Но все же, не смотря на изменения в технике и стиле живописи, ее предназначение все так же оставалось прежним: запечатлить происходящее в мире духовном. Использование множества символов и аллегорий было необходимо именно по этой причине. И только в эпоху позднего Ренессанса форме стало придаваться большее значение, чем содержанию, что особенно характерно для итальянского Возрождения.

Сюжеты карт марсельского таро, их цветовая гамма, композиция и символическая структура весьма характерны для средневековой живописи; персонажи даже одеты согласно средневековой итальянской моде. Это броская, красочная, описательная западноевропейская средневековая живопись. Она не содержит ярко выраженных элементов греческой изобразительной традиции (которая, как известно, в период своего становления вдохновлялась древнеегипетским искусством и именно из него почерпнула склонность к подчеркнуто безописательному, нереалистичному стилю), но ей присуща та самая духовная и философская наполненность, без которой средневековая живопись немыслима; и именно благодаря этому марсельское таро представляет такую ценность: оно было создано именно в ту эпоху, когда живопись в понимании художников предназначалась именно для того, чтобы посредством нее передавать некие духовные идеи. По этой же причине так завораживают современных людей произведения изобразительного искусства эпохи средневековья и раннего Возрождения, не смотря на то, что большинство современных людей не имеет ключей к пониманию возможных скрытых в этих работах аллегорий и символов.
« Марсельское Таро » — собирательное название особого исторического дизайна карт Таро.

Существует три так называемых «типа» Марсельских Таро. Первый тип 0, представлен только известной колодой Таро Жана Нобле. Затем тип I, можно представить, например, экспортной колодой Додаля, сделанной в 1701 году, в том же году, когда король Людовик XIV установил налоги на игральные карты (ниже показаны изображения колоды из Британского музея). И последний, но не менее важный, самый старый сохранившийся пример колоды II типа, Таро Пьера Мадени 1709 года:

Марсельский вариант не мог возникнуть уже в готовом виде. Его развитие шло постепенно. Самая старая из существующих колод, которая может быть уверенно классифицирована как Марсельская, была разработана во Франции приблизительно в 1650 году Жаном Ноблем.

Примеры некоторых козырей из колоды Жана Нобле, 1650, Париж.



Но есть более ранние колоды, которые содержат такие же элементы, как и Марсельское. В Собрании коллекций карточных игр Йельского Университета имеется фрагмент неразрезанного листа линогравюр Козырей, отпечатанных с деревянных клише примерно в 1550 году, на которых изображены самые первые образцы Луны и Звезды Марсельского Таро. Эти изображения немного отличаются от подобных из более ранних колод. Как они выглядели до этого, можно проследить по образцам, принадлежащим Козырям Марсельского Таро. Стюарт Каплан воспроизводит несколько карт, найденных во Дворце Сфорца в Милане, которые относятся к 1499 году и имеют большое сходство с их копиями из Марселя.

Лист – принт с неразрезанными картами, 16 век

Исследования историка Майкла Даммета привели его к заключению, что первая подобная колода, вероятно, была изобретена в северной Италии в 15 веке и впоследствии получила широкое распространение в южной Франции, когда французы заняли Милан и Пьемонт в 1499 году.

Когда колодец в Замке Сфорца , что в Милане, был вычищен, что произошло в начале XX-го века, на дне его было найдено множество игральных карт, коии были изготовлены примерно в 1500-м году, и на них содержатся типичные изображения Марсельской колоды. Полагаясь на данное свидетельство, историки Таро заключили, что характерные для Марсельского Таро образы происходят из северной Италии, вероятно, непосредственно из Милана, и что колоды с данными изображениями были привезены во Францию солдатами, возвращавшимися домой после войны в Италии, или же итальянскими торговцами, коии жили в важнейших городах Европы. С другой стороны, возможно также и то, что карты, найденные на дне колодца, были привезены из Франции вторгшейся в Италию французской армией. В любом случае, вероятно, существует связь между французскими и миланскими картами Таро , коии были изготовлены в начале 1500-х годов.
В любом случае, в это время между этими двумя областями происходил активный культурный обмен, что, скорее всего, обеспечило возможность проникновения Таро во Францию. В том числе туда попали и образцы, впоследствии превратившиеся в Марсельские колоды.

Достаточно быстро в Марселе и соседнем Лионе обосновались крупные изготовители карт, а статус Марселя, как главного портовый города страны, облегчил распространение Таро по всей Европе.

Среди разнообразия колод для игры в таро, процветавших в этот период, Марсельский образец был доминирующим, и стал изготавливаться в нескольких странах. Это, безусловно, был один из немногих видов колод, удобный для оптовой закупки, возможно единственный для всех.

Интересно, но в XVII веке интерес к игре в таро в Италии стал постепенно угасать. В XVIII веке Марсельское Таро вновь вызвало большой интерес в Италии и многие производители карт в Италии начали копировать Марсельские колоды c французскими названиями карт. Игры в таро/тарок с французскими названиями - это все копии Таро Марселя Типа I. Забавно, но если корни Марсельского Таро лежат в Италии, то возвращение моды на игру в таро уже вернулось на родину через Францию….Пример (слева-направо) : карта «Дурак» из французской колоды I типа, сделанной Жаном Пайеном (1713), и три карты «Дурак» из итальянских колод, сделанных соответственно Шултори Торелли (Серравалле, середина XVIII века), Белтрамо (Турин, вторая половина XVIII века) и Джузеппе Смит (Болонья, середина XVIII века)


Вышеупомянутый Белтрамо и еще один карточный мастер по имени Росси, первыми предложили поставлять две колоды вместе в одной упаковке, карты Beltramo были с французскими названиями и карты Rossi с итальянскими названиями

Колоды для игры в таро на обоих языках были сделаны во многих итальянских городах. Например, известно о нескольких колодах, которые были сделаны в Болонье. Но самые популярные были сделаны в районе Пьемонта. Когда в остальной Италии были выпущены только итальянские языковые колоды, в Пьемонте осталась привычка выпускать колоды на обоих языках. В качестве примера ниже приведены карты двух колод (Vergnano), выпущенных в первой половине XIX века в Турине.

На картах из Турина можно увидеть еще одну особенность при переходе с французских титулованных карт на итальянские титулованные карты. Некоторые кардмейкеры пытались отойти от марсельского шаблона изменяя некоторые детали на картах. Пример: пара Beltramo / Rossi и пара Vergnano на обоих языках:

Среди других небольших различий мы видим, что прыгающее животное (собака / кошка) было заменено бабочкой и что цветок заменяет другую растительность.

В других регионах Италии колоды Таро также продолжают развиваться. Многие кардмейкеры делают оригинальные модели менее строгими. Хотя они все еще основаны на изображениях марсельского паттерна Таро, они все больше уходят в сторону и не могут более рассматриваться как простые клоны Марсельского Таро. Пока еще в районе Пьемонта дизайн Марсельского Таро все еще более или менее уважается, в других местах кардмейкеры совершенствуют технологии картографии и разрабатывают собственные проекты. Ниже две карты: слева – из так называемого Таро Ломбардии и две карты справа – Таро Делларокка. На башне щит с гербом семьи Висконти как дань уважения миланским производителям карт 15 века!


В документальном фильме «Les mystères du Tarot de Marseille» (2015) заявляется о свидетельствах, что автором Марсельского Таро возможно является итальянский философ, гуманист, астролог, католический священник XV века из Флоренции Марсилио Фичино (лат. Marsilius Ficinus; 1433-1499).


Большинство карт колод марсельского паттерна имеют общие сходные черты в прорисовке основных элементов и подборке цветов, но все-же различаются. Пример:

Король кубков из трех разных колод TdM


Второй наиболее известной колодой после колоды Нобле является колода Франсуа Чоссона (Шоссона) (François Chosson), Марсель. Именно в этой колоде находится тот самый стильный трехцветный (красно-желто-черный) Le Batelevr (Фокусник). Большинство остальных карт также прорисованы этими цветами.


Существует проблема с датой публикации этой колоды. На карте Двойки Монет можно увидеть надпись «1c72». Вторая цифра не совсем понятна.

По мнению некоторых историков Таро, эта колода представляет собой типичную колоду стиля XVIII века. Другие утверждают, что эта колода может быть от 1672 года... До недавнего времени эта колода официально классифицировалось историками как неизвестная по происхождению. Благодаря документам, принадлежащим деду историка таро Филиппа Камуэна, было доказано, что это колода, сделана в Марселе. Если дата, написанная на карте Двойки Монет все-таки обозначена 1672 годом, то это делает ее самой старой колодой Таро де Марсель, которая, как известно, была сделана в Марселе. Существует и другая версия даты реализации этой колоды: Таро Франсуа Чоссона было произведено в городе Марсель в 1736 году, – это дата которая была обозначена на конверте для этой колоды (конверт был сдан мастером в том же году в администрацию города). Согласно работе «Les cartes à Jouer Du XIVe Au XXe Siècle» (колоды карт XIV – XX в .в.) Анри-Рене Д"Альльмань (1906), кард-мастер Франсуа Чоссон из Марселя, действительно практиковал там с 1734 по 1756 г.г.

В любом случае колода Чассона считается одной из главных эталонных моделей Марсельского Таро во всем мире. Хранится в Историческом музее Блуменштейна в Золотурне. Оригинальный лист упаковки, хранящийся в архивах Марселя:



Если колода Чоссона все-таки была выпущена в свет в 1736 году, то ей предшествуют еще две. Однако не из Марселя.

Это Таро Pierre Madeni е, 1709 года, Дижон, Франция; рассматривается во всем мире как стандартная модель; из-за качества ее гравировки и очень хорошего сохранения цветов также является одной из самых красивых; единственная полноценная копия этой колоды хранится в швейцарском национальном музее Цюриха.

Еще одна колода – это Таро F rancois H eri , 1718 года, Золотурн; копия этой колоды хранится в швейцарском национальном музее Цюриха.

Колода Жана Пайена (Jean Payen) также является одной из важных звеньев в родословной TdM как этап стандартизации этого типа карт. Первые, известные карты датированы 1713 годом. Родословная карт идет из Авиньона (тогда папская обитель). Сам Пайен перебрался в Авиньон из Марселя, утвердившись как мастер-кардмейкер (вместе со своим младшим родственником Жан-Пьером Пайеном, чьи колоды визуально почти неотличимы от карт Жана Пайена).


Карты из колоды Пайена версии 1743 года; примеры карт двора и фирменная Двойка Монет




Существует две колоды этих карт, а колода Жана Додаля (Jean Dodal) – очень близкая копия. Колода Додаля, которая почти идентична двум другим, считается версией, специально предназначенной для экспорта.

Двойка кубков из колоды Додаля: надпись P .L .N . сверху не идентифицирована; FPE (ниже) = "Fait Pour Etranger " (сделано для зарубежных земель)

Элемент козыря «Луна» ; справа видны инициалы Пайена «I.P». Нет никаких сомнений в том, что Жан Пайен является создателем колоды Додала, специально созданной для экспортного рынка.

«Император» из колоды Додала (слева) и из колоды Пайена (справа)



Швейцарский изготовитель карт Клод Бурдэль создал колоду TdM (которая послужила основой для Универсального Марсельского Таро) в 1751 году.

Николя Конвер, карт-мастер из Марселя, издал Марсельское Таро в 1760 году. Колода Конвера стала прототипом нескольких современных Марсельских Таро, напечатанных методом фотовоспроизводства и реконструкции. Таким образом можно подумать что Николя Конвер был автором исходных вариантов всех современных Марсельских Таро. Однако, это не совсем так – многие более ранние колоды содержат те же элементы, что и карты Конвера, включая колоду Бурделя (изданную девятью годами раньше), и французскую колоду, изготовленную Франсуа Чоссоном (88 годами раньше).
В 1930 году одно из крупнейших издательств в мире по изготовлению карт, «Гримауд» (Grimaud - была основана в 1748 году Батистом Полем Гримо ), напечатало новую версию колоды Конвера 1760 года: потомок Гримо, Поль Марто, отреставрировал ее и сделал более привлекательной. Оно было названо как «Древнее Марсельское Таро». Эта версия оказалась очень успешной и все еще издается.


Подписи на картах издатели могут оставлять французскими, могут переводить на язык той страны, в которой предполагается продавать колоды, а могут давать оба варианта: французский и перевод.

В основном разные виды TdM различает тип их печати, или разница в технологии изготовления. Большинство колод TdM попадает в одну из трех категорий: фотовоспроизводство, реконструкция и реставрация.

Фотовоспроизводство.

Как и подразумевает само название, фотовоспроизводство – это факсимиле подлинников старинных колод. Этим способом сделаны некоторые колоды, в основу которых легли колоды 1760 года Николя Конвера. Колоды, которые были сфотографированы, для создания факсимиле, были напечатаны в разное время с использованием тех же самых деревянных клише, что сказалось на некоторых различиях в цвете и отпечатках. Карты, сделанные методом фотовоспроизводства линогравюр с деревянных клише, отличаются характерным пожелтевшим фоном, могут иметь неточный рисунок или заметный дефект из-за трещин и отколов на клише, размытую или не укладывающуюся в границы рисунка окраску, или напечатаны не достаточно ровно. Эти колоды, бесспорно, сохраняют неповторимое очарование старины, и их желательно иметь для исследования и сравнения с другими Таро.

TdM от Конвера, 1760

Французский историк и производитель колод Таро Ив Рейно (Yves Reynaud) имея доступ к музейным экспонатам, методом факсимиле воспроизвел классические колоды Таро в лимитированных изданиях: François Chosson , Jean Payen, Pierre Madeniе, Francois Heri…

Из личной коллекции: лимитированное издание François Chosson:

Рисунки карт никак не обработаны, сохранены все оригинальные «нюансы» музейного экспоната, что естественно, очень важно.


Карты упакованы в бумажный крупноволокнистый лист с рисунком и надписями – копию музейного оригинала. К колоде прилагается пожелание от издателя Ива Рейно с его подписью на отдельной карте «Солнце».



Короли


Реконструкция

Это колоды, чье художественное оформление было сделаны заново современными художниками, являются копией оригинала. Так, например, воссоздано Марсельское Таро от «Гримауд» (Grimaud) о котором шла речь выше. Эта колода была наиболее популярной из Марсельских Таро начиная с се появления в 1930 году. То же самое относится и к колоде Конвера (AGM Мюллер). Существуют и другие реконструированные Марсельские колоды (Heraclio Fournier), основанные на Crimaud и вариации на Марсельское Таро Конвера (AGM Мюллер), созданное Жаном Додалем приблизительно в 1700 году.

Универсальное Марсельское Таро («Ло Скарабео») использует оригинал с литографий колоды Клода Бурдэля 1751 года, но с новым окрашиванием. Преимущество этой технологии в том, что на картах можно рассмотреть детали, со временем стершиеся с подлинников. По виду эти карты больше похожи на современные игральные, так как на них плоскостное изображение, наложенное на белый фон и краска не выходит за границы рисунка

Универсальное Марсельское Таро с оригинала Клода Бурдэля 1751 года, без прокрашенного фона

В этом плане необычна колода Fournier, на картах которой рисунки имеют штриховку, придающую эффект живого и объемного изображения, а не плоского, как в мультипликациях. Фон также слегка тонирован, что редко наблюдается в других колодах.

Реставрация

Как и реконструкция, реставрация колоды подразумевает частичное восстановление первоначального вида карт, их подкрашивание и подрисовывание. Создатели этих колод пытались реставрировать утерянные части рисунков так, как в их представлении выглядели оригиналы карт Марсельских колод, исследуя и сравнивая особенности различных подобных колод. К реставрированным колодам можно от-нести Марсельские Таро, над которыми работали Алехандро Ходоровски и Филипп Камуэн (Camoin), Дэниель Родес и Энкарна Санчес (Le Mat Comunicaciones) и Крис Хадар (Моrtagne).

Некоторые небольшие детали в этих колодах имеют сомнительное происхождение. Хотя авторы и утверждают, что использовали научную методологию, но существует вероятность, что эти мелкие детали скорее, плод произвольного выбора, продиктованного их собственными оккультными взглядами, а не результат аргументированного исторического анализа.

Например, в колоде Ходоровски-Камуэна, на карте «Повешенный» сучья расположены таким образом, что ассоциируются с Кабалой и Древом Жизни, что характерно для оккультистов XIX века, но не соответствует ни одной из старинных колод.

Филипп Камуэн наследник карточной фирмы «Камуэн», которая, в свою очередь, пришла на смену марсельской фирме Конвера в 1861 году; Алехандро Ходоровски – известный кинорежиссер и писатель.

Проанализировав при помощи компьютера все доступные варианты Марсельского Таро и печатные доски, принадлежавшие еще Конверу, в 1998 году они «восстановили изначальный вид» карт.

Марсельское «Tarot CBD » (что означает «Конвера – Бен-Дова») было воссоздано по нескольким экземплярам конверовской колоды. Сначала иллюстратор Лила Ганин перенесла линии старых карт на бумагу. Затем графический дизайнер Нир Матарассо почистил и раскрасил рисунки и добавил названия карт. Наконец, Йоав Бен-Дов, подкорректировал все линии и раскрашенные области, сравнивая их со сканами оригинальных карт. Колода была напечатана в 2011 году в Тюрнхауте (Бельгия) всемирно известной фирмой «Картамунди».

Восстановленная версия Криса Хадара, 1996 год, издание Мортен, Бушевиль, Квебек

Жан-Клод Флорне (Jean-Claude Flornoy ,1950 - 2011) посвятил 20 лет изучению Марсельской французской традиции таро. В 1996 году он предпринял крупномасштабное восстановление таро Николя Конвера. Его цель состояла в том, чтобы вернуть в эти традиционные образы их оригинальную свежесть. Он также работал с колодами : Jean Noblet Tarot (Paris,1650), Jean Dodal Tarot (Lyon, 1701), Jacques Vieville Tarot (Paris, c. 1650). Он прорисовывал каждый образ с карт на больших холстах (220х110 см).

Вначале приведу здесь текст, взятый из интернета, о Марсельском Таро:

«Марсельское Таро» - собирательное название особого исторического дизайна карт Таро. Впервые это название печатно употребил Папюс в книге «Цыганское Таро» (1889). Но еще долго после этого европейские оккультисты называли этот дизайн «итальянским», потому что в нем фигурируют итальянские знаки мастей и происходит он, скорее всего, из Италии. Во Франции эти карты производились с XVII века не только в Марселе, но и в других городах. Окончательно ввел в обиход название «Марсельское Таро» Поль Марто. Он издал в 1930 году колоду «Древнее Марсельское Таро», основанную на варианте Николя Конвера и ныне широко известную всему миру в переизданиях фирмы Гримо (Grimaud/France Cartes). В 1949 году Марто опубликовал книгу «Марсельское Таро», в которой описал символические значения всех 78 карт.

В картах марсельского таро смерть возрождение символизируется 13-м арканом, арканом без названия. На ней изображен скелет телесного цвета, косящий черное поле. Его правая нога погружена в землю, а левой он опирается на женскую голову. Вокруг три руки, нога и две белых кости. Справа улыбающаяся голова с короной. Из земли торчат желтые и голубые ростки. Эта карта отсылает к латинскому изречению: Visita Interiorem Terrae Rectificando Operae Lapidem. «Посети внутренность земли, и, исправившись, ты найдешь спрятанный камень». Таким образом, нужно использовать косу и выровнять, срезать то, что выступает, чтобы, из черной земли смогли возродиться желтые ростки. Это карта самых сильных изменений. Именно поэтому она пугает. Она также означает критический момент в игре. Двенадцать предыдущих арканов рассматриваются как маленькие загадки. Но начиная с тринадцатого, следующие являются большими загадками. С этого момента появляются карты, украшенные облаками с ангелами или небесными символами. Вмешивается высшее измерение. Все инициации проходят фазу смерти возрождения. В эзотерическом смысле она означает глубокое изменение, которое трансформирует человека в ходе инициации. Если он не умрет как несовершенное существо, он не сможет возродиться.

С чего начать? Хотя бы с того, что, на первый взгляд такие одинаковые колоды, отличающиеся между собою разве что цветом, чуть-чуть изменёнными позами, некоторыми деталями одежды — уже каждая имеет индивидуальный смысл. Для примера выложу в рядок, для наглядности, Жрицу. Точнее — Папессу.

Здесь и вдальнейшем буду опираться на единственный источник о Марсельском Таро, который есть у меня на русском языке. Это — книга Michel Morin «LE TAROT DE MARSEILLE» . Так вот, о Папессе. Читаю:

…Тиара (тройной венец) Папессы слегка выступает за рамку рисунка: она — единственный персонаж в колоде (кроме Ангела и Орла в карте Мира), сумевший преодолеть эти рамки. Тиара символизирует три мира: физический, психический и духовный. Третий уровень тиары — это искра Духа, не принадлежащая нашему миру чувств…

Даже сейчас, навскидку, можно сделать вывод, что не такие уж они одинаковые, колоды Марсельского Таро. На одних изображениях тиара действительно выходит за рамки, на других — впритык, к самой рамке, но не более. А в другой колоде Папесса вообще без тиары! И так можно пройтись по многим арканам.

Но и это ещё не всё. Цветовая гамма. Это в колоде играет решающую роль! Снова читаем, уже о цветах:

Цвета, в которые раскрашены карты, выполняют двоякую роль. Во-первых, они действуют подобно индийским янтрам, вызывая в сознании гадателя необходимые ему образы и видения. Во-вторых, у каждого цвета есть своё символическое значение…

Опишем вкратце основные цвета карт Таро и их значения, как положительные, так и отрицательные. Эти цвета — белый, синий, розовый, желтый, красный, зелёный и чёрный.

Белый — это символ божественного света, чистоты. Он олицетворяет не только единство всех цветов радуги, но и, на другом уровне, единство мирового знания. Белый цвет очищает, он обозначает целомудрие, честность, высокую приспособляемость.

Отрицательные значения: белый — это и цвет снега, горных вершин, что может означать холод, холодность души. Иногда также нейтралитет, равнодушие, безразличность выбора — или даже царство мёртвых, траур…

И так далее, по каждому цвету. Теперь уж очевидно, что не только на примере Папессы, но и всех выложенных мною в Галерее колод, видно, что они все различаются, при том — основательно. Я сделала для себя вывод, что ту, которую приобретаешь, необходимо прорабатывать индивидуально, учитывая именно такие факторы, немногие примеры которых я привела. Придётся скрупулёзно разбирать каждый аркан в отдельности.

Ну, а теперь, кто о чём, а лысый о расчёске…

Вот моя любимая цитата:

Екклезиаст: «Во многих знаниях многие печали и, умножающий знания, умножает Скорбь».

К чему я это сейчас? Да к тому, что на своей шкуре испытываю это постоянно. Блаженны те, для кого всякие там значёчечки и закорючечки, расставленные кем-то и зачем-то на арканах, ничего не значат. А если они и узнают значёк Марса, допустим, то им глубоко фиолетово, где он проставлен и почему. Ну, нарисовали и ладненько. У них и без этого своё ви́дение аркана. Да и сюжетная линия у них не вызывает сомнение. Раз именно так нарисовано, значит это ви́дение автора. А тут у меня получается, что мало колод, которые мой мозг может воспринять. Очень мало. Ну до чего же мне визуально понравилась колода ! И каково же было моё огорчение, когда я увидела изображения Жрицы и Туза Дисков, вам не передать!

Именно такие опасения, боязнь разочарования, я испытывала, когда решила прикоснуться к Марсельскому Таро. Первое, что порадовало, что на арканы не нанесены астрологические, а тем паче — каббалистические соответствия. Будь это так, колода ушла бы в корзину, как подавляющее большинство других колод. Потому, что расставленные по Папюсу соответствия, не выдерживают никакой критики. Вот что пишет по этому поводу Дион Форчун в свое книге «Мистическая Каббала», глава 4:

9. Как следует из превосходного вводного эссе в книге Мак-Грегора Мазерса, Каббала обычно систематизируется четырьмя разделами:

Практическая Каббала, имеющая дело с ритуальной магией (талисманы, заклинания и т. п.).
Догматическая Каббала, состоящая из каббалистической литературы.
Символическая Каббала, имеющая дело с использованием букв и чисел.
Неписаная Каббала, которая содержит точные дан¬ные о способе организации символических связей на Древе Жизни.

Мак-Грегор Мазерс замечает следующее: «Я не могу сказать больше об этом предмете и даже о том, получил ли я сведения о нем или нет».

Последствия этого многозначительного намека подробно рассматриваются вдовой Мак-Грегора Мазерса во введении к новому изданию книги: «Одновременно с публикацией Каббалы в 1887 году его соратники потребовали издать все то, что могло послужить фундаментальной основой для создания эзотерической школы».

Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что Мазерс получил доступ к Устной Традиции Каббалы, которая уже через несколько лет перестала быть устной. После ссоры с Мак-Грегором Мазерсом Алистер Кроули, известный автор и ученый, опубликовал все .

10. Нарушение клятвы, данной при посвящении, - проступок столь серьезный, что я никогда на это не решусь. Но мне не известны причины, которые могли бы помешать собирать и изучать любые доступные опубликованные материалы по любой теме и интерпретировать их в соответствии со своим пониманием. На этих страницах представлена система, предложенная Кроули, которой я воспользуюсь, чтобы разъяснить определенные вещи, умалчиваемые Мак-Грегором Мазерсом, Уинном Уэскоттом и А.Уэйтом, самыми авторитетными современными специалистами по Каббале.

Уже из этого отрывка из 4 главы можно сделать вывод, что между Уэйтовской системой и системой Кроули нет никакой разницы. Разве что в том, что Кроули опубликовал в соей колоде то, о чём Уэйт умолчал! (мой комментарий) Читаем далее:

Таким образом, первые десять Путей представлены десятью Сфирот, а следующие двадцать два - реальными линиями на Древе. Далее мы увидим, как двадцать две буквы еврейского алфавита могут быть без противоречий связаны с Путями. С ними также связаны двадцать два козыря карт Таро - Ату, обитель Тота. Достойны упоминания три современных авторитета по картам Таро: доктор Энкосс или Папюс, господин А.Е.Уэйт и некто М.С.С. из Ордена Золотой Зари Мак-Грегора Мазерса, работу которого Кроули опубликовал на свой страх и риск. Эти авторитеты используют различные методы. Сам господин Уэйт отзывается об этом так: «Существует и другой метод, известный посвященным». Есть основания предполагать, что он имеет в виду метод, используемый Мазерсом. Папюс расходится в мнениях с обоими писателями, однако поскольку его система все же нарушает многие соответствия при размещении ее на Древе, - что для всех систем является решающим испытанием на прочность, и поскольку, напротив, система Мазерса-Кроули прекрасно выдерживает это испытание, то можно считать, что последняя соответствует традиции , и поэтому в данной книге я предлагаю придерживаться именно ее.

Когда я вижу на изображении Шута букву Шин, всё во мне восстаёт. И первая мысль — это какая же зараза какой же умник запихал Воздушного, лёгкого и безвинного Шута на Огненно-выжигающий Путь Шин!? Да его самого бы пропустить через горнило Эона, чтобы неповадно было Шутами разбрасываться как попало!

Ну, так вот, возвращаюсь непосредственно к Марселю, моё восприятие колоды в этом плане. Читаю Мага у Michel Morin:

…Есть у Мага и особые орудия, с помощью которых он добивается успеха; но он не пренебрегает и игральными костями, олицетворяющими удачу.

Эти орудия — четыре стихии:

Огонь — то есть действие, изображаемое лежащей на столе палочкой (масть Жезлов);

Вода — то есть душа, олицетворяемая кубками (масть Кубков);

Воздух — то есть разум, символизируемый ножом (это — Мечи, одна из мастей Малых арканов);

Земля — материя, представленная золотой монетой (масть Динариев)…

Эврика! Всё на своих местах! И тут у меня закралось подозрение. А, может, здесь тоже можно применить фразу, что новое — хорошо забытое старое, только модернизированное, усовершенствованное с учётом современных условий?

Начала рассматривать колоду под таким углом. Первыми модернизацию начали Мазерс с Уэйтом. Спасибо им, спасли несчастного Шута от пламени Шин и водрузили его на путь Алеф. Отличненько, молодцы. Затем им показалось этого мало и поперепутали местами соотвествия мастей-стихий чтоб им пусто было! . Не успокоившись на этом, меняют местами нумерацию Правосудия и Силы. Правосудие ставят под №11, а Силу — №8.

А что сделал Кроули? Восстанавливает соответствия мастей-стихий (честь и хвала ему за это!), восстанавливает нумерацию VIII Регулирование/Правосудие и XI Вожделение/Сила. Но и это ещё не всё. В изображениях Младших арканов я во многих картах узнала рисунки, которые Кроули буквально взял из Марсельского Таро. Сейчас я продемонстрирую эти чудесные парочки:

Ну и как впечатление? У меня тоже! От моих восторгов и всех этих доморощенных «изысканий» может создаться впечатление, что я собираюсь за уши притягивать Марсель к системе Кроули. Неужели я похожа на идиотку некомпетентного таролуха? Это было бы равносильно тому, как если бы кто-то взял и на картинах эпохи Возрождения вместо изображения карет изобразил Мерседес или Лексус. Бред!

Как мне при встрече пояснила Асгет, Марсельская система — это идеализированное ви́дение эпохи Айвенго людьми XIX века. Именно поэтому меня ничуть не смутил в колоде явно христианизированный XV Дьявол или религиозный V Папа, вместо современного носителя Нового Эона — V Иерофанта. Это было такое время и иначе быть и не могло.

Со Старшими арканами мне уже практически всё понятно. Осталось дособирать досье информацию на них. С Младшими — сложнее дело обстоит. К сожалению, в книге Michel Morin «LE TAROT DE MARSEILLE» есть информация только по Старшим арканам. Всё, что у меня есть, это стенография, отрывочные слова, редко — фразы после встречи с Асгет. Я понимаю, что Марсель трактуется, по сути, на уровне гадания на обычной игральной колоде. Мило, очень мило. Ностальгирую по тем временам, когда я ещё была широколобой. Не удивляйтесь термину. Меня частенько ДАРования называют узколобой за приверженность к одной системе. Что поделаешь, как я уже выше пояснила, что блаженны те, кто…

Так вот, о Младших арканах. Я согласна, что каждый из них имеет твёрдо закреплённую за каждым, умилительно-примитивную интерпретацию. Но! В аркане Маг, которого я цитировала, чётко написано, что масти имеют принадлежность к стихиям! Следовательно, можно смело поработать над готовыми интерпретациями, найти в них корень, который они получили от принадлежности к стихии ПОНЯТЬ, почему этот конкретный аркан получил именно такую интерпретацию. То есть, можно добиться того, что будешь не тупо заучивать готовые интерпретации, а осмысленно делать выводы по каждому аркану. При этом — не отходя от информации, которую несёт колода.

Вот такие пироги. Просьба к тем, кому не лень было дочитать мою писанину до конца. Если есть какие-то сведения о Младших арканах в Марсельском Таро, пусть даже просто интерпретация, махонькая, примитивная, писать мне сюда. Как говорится, с миру по нитке. А я потом буду во всём этом разбираться.

С уважением ко всем моим читателям, Лиза Чёрная.