Святая икона мученицы Варвары Сирийской входит в число самых почитаемых образов в православии. Великая праведница является заступницей христиан и покровительницей женщин.

Святыня, написанная в честь великомученицы Варвары Сирийской, — знаменитый лик божьей страдалицы, которая умерла за свою веру . Её почитают как православные, так и католики. Святейший лик Варвары украшает гербы многих городов, и даже сам Рафаэль Санти изобразил святую мученицу на своей знаменитой картине, ставшей мировым шедевром, — «Сикстинская Мадонна».

История иконы Варвары Сирийской

Жизненный путь Варвары принадлежит к 4 веку. Она родилась в городе Илиополь, который был расположен на территории Египта. Поэтому многие христиане знают святую Варвару как «Илиопольскую». Ее семья относилась к благородному роду и имела огромное состояние. В те времена основным вероучением являлось многобожие. Большинство местных жителей исповедовали язычество, как и родители девочки. Сама Варвара с ранних лет прониклась глубокой любовью к Господу и интересовалась лишь .

Мать великомученицы умерла очень рано, и еще совсем маленькая девочка осталась на воспитании у своего отца — Диоскора. Когда праведница выросла, она целиком и полностью посвятила свою жизнь Господу, исповедуя христианскую веру. Тогда мирная и светлая жизнь Варвары наполнилась беспощадной жестокостью и страшными мучениями. Отец Варвары не одобрял ее религиозные взгляды и преданность Христу. Для Диоскора существовала только одна вера — идолопоклонничество. Он пытался склонить к язычеству и свою дочь, но она не поддавалась никаким убеждениям даже под пытками. Неоднократно сторонник многобожия сильно избивал мученицу за ее веру.

Однажды Варвару предали жестокому насилию: несколько язычников избили верующую хлыстами, не оставив на ее теле живого места. После безжалостного избиения мученицу бросили в темницу, где она услышала голос Господа, который сказал, чтобы она ничего не боялась, ведь Он рядом и защищает ее. Наутро Варвару обнаружили полностью здоровой, без каких-либо телесных повреждений. Увидев это, Диоскор окончательно разозлился и вновь предал свою дочь зверскому избиению. Но все равно не смог он оставить на ее теле ран, так как праведницу оберегал сам Бог . Тогда мужчина собственноручно отсек голову своей дочери, добившись ее смерти.

Великая поборница христианства, несмотря на все страшные испытания и зверские истязания, не отреклась от истинной веры и не пала духом. Она до последнего оставалась преданной Господу и с достоинством приняла на себя все страшные муки, выдержав жесткое самоуправство своего отца и его сторонников.

Своей стойкостью и храбростью Сирийская святая мученица Варвара заслужила любовь и доверие христиан со всего мира. Она является одной из четырнадцати православных великомучеников, кто своей божественной силой смог спасти тысячи людей от чумы. В честь заступницы христианства также назван известнейший американский город-курорт — Санта-Барбара.

Где находится чудотворный образ и мощи святой мученицы

Священный образ великой поборницы христианства украшает иконостас практически каждой святой обители нашей страны. Наиболее почитаемая и известная икона расположена в Московском храме на Воробьевых горах.

Также особенно чтимый и знаменитый лик святой Варвары хранится в Киевском Владимирском кафедральном соборе. Там же находятся и святейшие мощи благоверной. Католики и православные верующие с разных концов земли приезжают в храм, чтобы помолиться перед великим образом и прикоснуться к чудотворным нетленным останкам праведницы.

Описание иконы

Существует большое количество икон благоверной Варвары, поэтому варианты ее изображения различны. Но чаще всего великомученица изображена по пояс, в богатых одеяниях, главным из которых является мафорий, покрывающий Её голову и ниспускающийся до пят. В левой руке Варвара держит Потир — чашу для причастия . Благоверная христианка является единственной святой, удостоенной изображения на иконе со священным кубком в руках, прикасаться к которому вправе лишь священник. Ладонь левой руки страдалицы поднята вверх и раскрыта, символизируя чистые помыслы и честные намерения по отношению к молящимся верующим.

Иногда, в особенности у католиков, праведница изображена с короной на голове и с мечом в руке. Орудие знаменует казнь и жестокость. Также благоверная может держать в руке крест, а жестом другой даровать свое благословение христианам.

О чем молятся перед иконой святой Варвары

Православные верующие возносят молитвы перед великим образом с просьбами о защите и поддержке при любых жизненных трудностях и бедах. Христиане молятся перед иконой праведной Варвары об избежании непредвиденной кончины без возможности покаяться и не успеть исповедаться перед Господом. Но чаще всего люди молятся святой:

  • о защите от несчастных случаев, катастроф и трагедий;
  • об избавлении от душевных мук, грусти и депрессии ;
  • об избавлении от телесных недугов, в том числе неизлечимых;
  • о поддержке женщины во время родов, о защите от мучений и тяжких болей;
  • о спасении от огня, бурь и прочих природных бедствий;
  • об укреплении веры и силы духа .

Ко всему прочему, Варвара Сирийская является покровительницей военнослужащих, в особенности морских и воздушных сил, а также всех тех, кто работает в горах и шахтах.

Дни празднования

Согласно церковному календарю православных празднований, днем почитания и прославления великомученицы считается 17 декабря.

Во многих храмах России проводится специальное богослужение в честь памяти великой праведницы и божьей угодницы Варвары. В этот день многие христиане посещают священные обители, чтобы вознести свои молитвы перед иконой великомученицы. Большое количество православных приезжают в Патриарший Свято-Владимирский Кафедральный Собор, дабы прочесть слова молитвы перед священными мощами святой Варвары.

Молитва Варваре Сирийской перед иконой

Святейшая мученица Варвара наделена особой силой, которую даровал Ей сам Господь. Ей позволено принимать исповедь молящихся христиан и даровать им Божье прощение , отпуская им их грехи. Поэтому важно помнить, что молитву необходимо начинать с покаяния, слов благодарности благоверной за всю ее помощь и поддержку, а затем уже попросить о чем-то личном. Пример слов молитвы перед священным чудотворным образом страдалицы Варвары Сирийской:

«О, прославленная последовательница Божья! Услышь молебны мои, приди на помощь во времена тяжелые и мучительные. Прости мне грехи мои и подари свое благословение. Огради от уныния, нечестивых помыслов и неправедных поступков. Стань покровительницей всех нуждающихся, защити их от бед и злых недругов. Лишь Ты способна наполнить наши земные жизни счастьем, радостью и истинной, неугасаемой верой во Христа. Избавь от болей телесных, исцели душу от страданий, не позволь утратить чистую веру. Наполни сердца наши светом, теплотой и безграничной любовью к Всевышнему. Не перестану имя Твое праведное восхвалять и величать, о храбрейшая православная мученица Варвара! Да будет на все воля Божья. Отныне и на века. Аминь. Аминь. Аминь».

В католической и православной церкви великомученица Варвара Сирийская занимает особое положение. Её глубоко почитают христиане по всему миру. Святой образ благоверной творит поистине божественные чудеса.

Мученица помогает и покровительствует каждому верующему, чье сердце наполнено чистой любовью к Господу. Помните, что важно читать слова молитвы из добрых побуждений, от самого сердца. И, что немаловажно, по-настоящему верить в чудодейственные способности великой святой. Тогда поддержка великомученицы не заставит себя долго ждать, и вскоре вы увидите, как

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА(†306)

Святая великомученица Варвара родилась в г.Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей дочери и берег, как зеницу ока, ибо, кроме неё не было у него больше детей. Когда Варвара повзрослела, лицо ее стало настолько прекрасным, что во всей той местности не было девицы, равной ей по красоте. Желая скрыть Варвару от простых и незнатных людей, которые, как он полагал, недостойны любоваться ею, отец построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с его разрешения.

Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает её отец, то она не могла поверить в это. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю.

Среди людей, бывших около нее, Варвара не могла найти себе наставника, который открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения. Но Сам Дух Святой невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму её познание истины. И жила девица в своей башне, “как одинокая птица на кровле” (Пс. 101, 8) и вся мысль ее была обращена к Единому Богу, а сердце наполнено любовью к Нему.

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Но Варвара давала решительный отказ. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни и общаться с подругами.

После этого Диоскор замыслил отправиться по делам в далекий путь, а перед отъездом приказал построить при находившейся в саду купальне роскошную баню, и в бане сделать два окна, обращенные на юг.

По отъезде Диоскора Варвара, пользуясь разрешением отца свободно выходить из дома, познакомилась с христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа пожелала принять святое Крещение. В то время по воле Божией пришел из Александрии в Илиополь некий пресвитер под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него вере и познанию Единого Бога. Пресвитер крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, преподав наставления, удалился в свою страну. Варвара дала обет сохранять в непорочности свое девство - бесценный бисер и украшение христианки.

Великомученица Варвара. Сер. 1890-х

Пользуясь предоставленной отцом свободой, Варвара однажды вышла из своего замка в роскошный сад, где в то время, по приказанию отца, строилась баня. Увидев два окна Варвара настоятельно потребовала от рабочих сделать в бане три окна (в честь Святой Троицы). А, придя однажды к купальне при бане, воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечаталось на камне, словно высечено было железом. Кроме того, на камне, отпечатлелся и след девической ноги ее, из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений приходящим с верой.

Между тем отец ее возвратился из путешествия и, увидев в бане три окна, в гневе потребовал объяснения от дочери. Она отвечала: "Три лучше, чем два; ибо ты, отец мой, приказал сделать два окна в соответствии, как мне думается, двум светилам небесным, солнцу и луне, чтобы они освещали баню: а я велела сделать и третье, во образ Троичного Света, Света неприступного, неизреченного". Затем, указав рукою на крест, изображенный на мраморе, она сказала: "Я начертала знамение Сына Божия для того, чтобы здесь сила крестная отгоняла всю силу бесовскую".

Диоскор воспылал гневом и, забыв естественную любовь к дочери, извлек свой меч и хотел ударить ее, но она обратилась в бегство. С мечом в руках Диоскор погнался за ней, неожиданно путь их загородила каменная гора. По молитве святой гора чудом расступилась и образовала проход, по которому Варвара скрылась, после чего гора вновь сомкнулась. Обходя гору и разыскивая дочь, Диоскор спросил о ней двух пастухов, пасущих стада овец на горе. Один из пастухов выдал местонахождение святой и тотчас же на месте постигла его казнь Божия: сам он превратился в каменный столп, а овцы его - в саранчу.

Найдя свою дочь Диоскор безжалостно избил ее и заключил в темном помещении, заперев двери и окна, моря ее голодом и жаждой. Затем сам заявил на нее правителю той страны Мартиану, просив склонить Варвару к вере отца, под угрозой любых мучений.

Увидев девицу и подивившись ее красоте, правитель стал лестью склонять ее принести жертву языческим богам. Но святая обличила их ложность и исповедала веру во Единого Бога. Разгневанный такими словами святой Варвары правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение - стоять нагою, перед глазами многих мужей, без стыда разглядывающих обнаженное тело девственницы, было для чистой и целомудренной девицы страданием более тяжким, чем сами раны. Затем мучитель велел бить ее воловьими жилами и тереть раны святой девы власяницей и острыми черепками. Однако все эти мучения не поколебали крепкой в вере мученицы и ее заключили в темницу. В полночь внезапно озарил ее великий свет и Сам Царь Небесный явился ей в неизреченной славе. Христос утешил возлюбленную невесту Свою и исцелил от ран.

На следующий день, увидев святую Варвару совершенно здоровой и еще более красивой, чем прежде, правитель приписал это чудо языческим богам и вновь предложил почтить их жертвами. Но святая с гневом отказалась обличив его духовную слепоту, его нежелание поверить в то, что лишь Единому Живому Богу под силу исцелить ее. В ярости правитель приказал повесить ее на дереве, строгать тело святой железными когтями, опалять свечами ребра и бить по голове молотом.

В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла некая Иулиания, верующая во Христа. Исполнившись ревности, она возвысила голос и начала открыто хулить языческих богов и объявила себя христианкой. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару. Ее повесили вместе с Варварой и строгали железными гребнями, а затем, для большего посрамления, их велели водить нагими по городу, с издевательствами и побоями. Наконец, Мартиан, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу осудил обеих на усечение мечом.


Диоскор, жестокосердый отец Варвары, был так ожесточен дьяволом, что не только не скорбел при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился быть ее палачом. Обратившись ко Христу в предсмертной молитве, святая испросила у Него благодать избавления от внезапной болезни и внезапной смерти всякого человека, который будет вспоминать ее страдания.


Варвара была усечена руками немилосердного своего отца, святую же Иулианию обезглавил воин. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла кара Божия. Тотчас по совершении казни разразилась страшная гроза и ударами молний были убиты оба мучителя и самого праха от них не осталось на земле.

Честные мощи святых мучениц перенес в город один благочестивый человек по имени Галентиан, и похоронил с подобающей честью, устроив над ними церковь, в которой происходило много исцелений молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему же слава во веки. Аминь.

Мощи святой великомученицы Варвары

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081—1118 гг.), княжна Варвара, выходя замуж за князя Святополка II, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь — в кафедральном соборе святого князя Владимира .



В христианской традиции св. вмч. Варваре молятся о том, чтобы не умреть без покаяния и причастия Божественных Тайн.

Матермал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва великомученице Варваре:
Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них Самаго Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему — безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8:
Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак, глас 4:
В Троице благочестно певаемому, последовавши Богу, страстотерпице, идольская притупила еси чтилища: посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей прещения не устрашилася еси мужемудренная, велегласно поющи присно: Троицу чту, едино Божество.

Житие святой великомученицы Варвары

Святая великомученица Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Ее отец Диоскор являлся представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане (ок. 250-310 гг.). Варвара была очень хороша собой, и отец запер ее в башне, чтобы скрыть девицу от посторонних глаз. Во время своего заточения Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании единого Создателя всего живого. Желая выдать дочь замуж, Диоскор разрешил Варваре выходить из башни. Тогда она познакомилась с христианами Илиополя и крестилась.

Когда Диоскор узнал о христианском крещении дочери, он разгневался и отвел дочь к Максимиану. Уговорами Варвару пытались склонить к отречению от христианской веры. Но она была непреклонна. Тогда ее подвергли жестоким мучениям: бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей, опаляли огнем. Максимиан дал отцу право совершить суд над дочерью. Язычник Диоскор стал палачом своей дочери: он обезглавил святую Варвару. Позднее Диоскора и Максимиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией. Вместе со святой Варварой была казнена святая Иулиания, которая объявила себя христианкой во время пыток святой Варвары.

————————
Библиотека Русской веры
Житие святой великомученицы Варвары. Великие Минеи Четьи

Почитание святой великомученицы Варвары

Некий благочестивый муж Валентиниан взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии. На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь, посвященный Варваре, находился в Едессе. В Константинополе, в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого (390–461 гг.), был построен в ее честь в храм. В VI веке мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти. В Константинополе известны еще несколько храмов в честь великомученицы Варвары, один из них был расположен в южной части главной константинопольской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина. Другой храм находился в Манганах, около ворот святой Варвары.

Из «Хроникона» Андреа Дандоло (1305–1354 гг.) известно, что большая часть мощей великомученицы Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы (958–1025 гг.) и сестрой императора Романа III Аргира (968–1034 гг.). В VI веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. Согласно преданию, в 1108 году царевна Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 – 1118 гг.) и жена великого князя киевского Святополка II (Михаила) Изяславича (1050–1113 гг.), перед отъездом на Русь попросила в дар у своего отца мощи святой великомученицы Варвары. Великий князь Святополк Изяславич, выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь. Во время нашествия Батыя мощи были сокрыты, а затем вновь возвращены на прежнее место.

В 1644 году при киевском митрополите Петре Могиле (1596/1597 – 1647 гг.) часть перста великомученицы была дана канцлеру Польского королевства Георгию Осолинскому. В тот же период левая рука, находившаяся долгое время в Греции, была перенесена в город Луцк, где положена в монастырской церкви в честь Воздвижения Креста Господня. В 1650 году великий гетман литовский Януш Радзивилл (1612–1655 гг.), взяв приступом Киев, получил две частицы мощей от перстов и от ребра. Часть от перстов досталась его жене, а затем киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому (ум. 1675 г.), а после его смерти попала в город Батурин, в монастырь святителя Николы, где мощи почитались как источающие чудесные исцеления. В 1656 году киевский митрополит Сильвестр (Коссов; кон. XVI / нач. XVII века – 1657 гг.) передал часть мощей антиохийскому патриарху Макарию III (ум. 1675 г.). При разрушении Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах мощи святой великомученицы Варвары были изъяты и переданы в музей. В настоящее время они покоятся во Владимирском соборе в Киеве, который принадлежит Украинской православной церкви Киевского патриархата. Левая стопа святой великомученицы Варвары находится в Свято-Варваринском соборе г. Эдмонтон (Канада), поскольку она была вывезена из Киева в 1943 году епископом Пантелеимоном (Рудык; 1898 – 1968 гг.), который с 1952 года служил в Канаде.

Кондак и тропарь святой великомученице Варваре

Тропарь, глас 4

Агница всеблаженная, божественне озарившися светом Святыя Троицы. Трисолнечное утвердивши в купели, в побежение льсти отеческия. И веру исповедавши Христову. Тем ти честная Варваро, свыше благодать даровася, сцеляти болезни и недуги вся. Тоя молитвами Христе Боже, спаси душа наша.

Кондак, глас 4

Иже в Троице благочестно певаемому присно, последовавши Богу страстотерпице, еллинския оставила еси жертвы. Посреде же судища страждущи Варваро, мучителей не убояся прещения богомудрая. Велегласно поющи присно. Троицу чту едино Божество.

Святая великомученица Варвара. Иконы

Один из первых сохранившихся образов святой великомученицы Варвары представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 гг.: святая изображена в рост, с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат.

В византийском искусстве иконография Варвары складывается к X веку. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой или без венца и плата, с покрытой головой. В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жены, в мафории, а иногда с непокрытой головой.

В древнерусском искусстве иконография следует сложившимся византийским образцам.

Храмы на Руси во имя святой великомученицы Варвары

Во имя святой великомученицы Варвары освящена церковь в Пскове. Храм был построен в 1618 году. Ныне это единственная в Пскове деревянная срубная клетская церковь трехсотлетнего возраста.

Во имя святой великомученицы Варвары освящен придел Кирилло-Белозерской церкви в Рощенье (середина XVII века). В советское время храм был закрыт. Сейчас в церкви Кирилла Белозерского находится Вологодская обойная фабрика. Колокольня и купол храма утрачены.

Во имя святой Варвары имеется придел в соборе Сошествия Святого Духа в Минске. Собор построен между 1633 и 1642 гг.

Старообрядческие храмы во имя святой великомученицы Варвары

Во имя святой великомученицы Варвары освящен храм РПсЦ в Новосибирске и часовня РДЦ в Улан-Удэ в Республики Бурятия.

Образ святой великомученицы Варвары в искусстве

В западно-христианском искусстве святая великомученица Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без нее. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок, страусиное перо, книга, фигура Диоскора, иногда пушка. Были распространены сцены ее мучений. Многие мировые живописцы изображали великомученицу на своих полотнах, среди них Ян ван Эйк (ок. 1385/1390 – 1441 гг.), Джованни Антонио Больтраффио (1466/1467 – 1516 гг.), Джироламо Франческо Мария Маццола (1503–1540 гг.), Лукас Кранах Старший (1472–1553 гг.), М.В. Нестеров (1862–1942 гг.) и многие другие.

Народные традиции в день святой великомученицы Варвары

Близость к большому годовому празднику - Николе зимнему - предопределила отношение к Варвариному дню как началу праздничного периода, как времени гуляний и праздности. «Варвара мосты мостит (на юге) - домащивает (на севере)! ». «На Варвару зима дорогу доваривает! », «Все тепло да тепло, погоди - придет Варвара: заварварят и морозцы! », «Трещит Варюха - береги нос да ухо! » - можно услышать в народе в эту пору. Имя этой домащивающей, по народному представлению, зимние ледяные мосты святой также тесно связано с памятуемым в следующий день преподобным Саввою. По записанным В. И. Далем поговоркам, «Варвара мостит, Савва стелет, Никола гвоздит! », «Варвара заварит, Савва засалит, Никола закует! »

Перед Николиным днем, а чаще всего в день великомученицы Варвары, служили Никольщину: приносили в дома свои образа из церкви, служили молебны Пресвятой Богородице, Спасителю, св. Власию, св. Николе Чудотворцу, освящали воду и вместе с тем служили панихиды по умершим родственникам.

Восточные славяне в этот день молятся святой Варваре о защите от внезапной, скоропостижной смерти, чтобы не умереть без исповеди и причастия, за умерших без принятия причастия и исповеди, за детей и об исцелении от различных болезней, а также об умягчении родительского гнева и своеволия, об избавлении от уныния и печали.

Существовали запреты на некоторые виды деятельности, мотивированные требованием отмечать Варварин день как нерабочее время, что вытекало из осмысления святой Варвары как покровительницы женских ремёсел, строгой святой, наказывающей за непочтение к ней. В Сибири этот день почитался беременными женщинами, которые молились и давали обет Варваре при трудных родах.

Чтобы лучше плодился домашний скот, в одних местах пеклись пироги с маком, которые называли «варенье», в других уголках лепили из пшеничного теста головы, рога, ноги, копыта, уши и кормили печеньем скот. Здесь просматривается культ Варвары как покровительницы домашнего скота. Восточные славяне на Варварин, Савин и Николин дни варили кутью и компот. Чешские девушки в день Варвары ставили дома веточку вишни в воду, а словацкие ставили в землю и каждый день поливали изо рта, чтоб она к Рождеству распустилась. Существовало поверье, что если веточка ещё и зацветёт - в наступающем году быть свадьбе. В Словении срезали и ставили в воду вишнёвые веточки по числу членов семьи, и если какая-либо веточка к Рождеству не распускалась, это было дурной приметой для того, кому она предназначалась. В некоторых местах Хорватии в блюдце проращивают пшеницу, чтобы она зазеленела травкой к Рождеству.

У южных славян как православное, так и католическое население довольно широко отмечало этот день. В большинстве сербских и хорватских областей в этот день или накануне специально варили обрядовое блюдо, сходное с коливом сочельника, - из зерен пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы, гороха, бобов, сушеных слив, яблок, орехов и т. д. - варица. Воду для приготовления варицы брали из разных источников; опускали туда различные сухие травы и цветы, а потом вынимали их и добавляли туда святую воду. В этот день за водой шли тщательно причесанными и чисто одетыми, здоровались с ней, как с одушевленным существом. Варицу ели холодной на второй или чаще третий день; бытовала даже особая поговорка: «Варварица варит, Савица студит, Николица ест» . Сваренную кашу оставляли в котле на ночь и по застывшей поверхности определяли, урожайным ли будет год.

Слагатели русских народных духовных стихов посвятили великомученице Варваре целый ряд своих песенных сказаний. В разных местах поются разные стихи: в одном именуется она «красной невестой небесна чертога », в другом - «красною девой », которую «кровь (пролитая за Христа) украшает »; третий заканчивается возгласом: «Царствуй, девице, со Христом вовеки, Варваро прекрасная! »; по словам четвертого, она - «закон благодати ». Большую ценность также имеет сочиненное народом повествовательное сказание, в котором пересказывается все житие великомученицы, приукрашенное цветами простонародной цветистой речи.

Скульптуры святой великомученицы Варвары

Скульптурные изображения святой великомученицы Варвары установлены в Челябинской области, Новокузнецке и Кемерове.

Один человек знатного рода, богатый и знаменитый, по имени Диоскор, по происхождению и по вероисповеданию язычник. Он имел дочь Варвару, которую берег, как зеницу ока, ибо кроме нее не было у него больше детей. Когда она начала приходить в возраст, то становилась весьма красивою лицом, так что во всей той местности не было девицы, подобной ей по красоте, почему Диоскор соорудил для нее высокую и искусно устроенную башню, а в башне устроил великолепные палаты. В них он заключил дочь свою, приставив к ней надежных воспитательниц и служанок, ибо ее мать уже умерла. Сделал он это для того, чтобы такую красоту ее не могли видеть простые и незнатные люди, ибо он полагал, что глаза их недостойны видеть прекрасное лицо его дочери. Живя в башне, в высоких палатах, отроковица находила для себя утешение в том, что с этой высоты смотрела на горние и дольные создания Божии, – на светила небесные и на красоту земного мира. Однажды, взирая на небо и наблюдая сияние солнца, течение луны и красоту звезд, она спросила живших с нею воспитательниц и служанок:

– Кто сотворил это?

Также, взглянув на красоту земную, на покрытые зеленью поля, рощи и сады, на горы и воды, спросила:

– Чьею рукою все это создано?

Те сказали ей:

– Все это создали боги.

Девица спросила:

– Какие боги?

Служанки отвечали ей:

– Те боги, которых чтит твой отец и имеет в своем дворце – золотые, серебряные и деревянные – и которым поклоняется, – они создали все то, что перед твоими очами.

Слыша такие слова их, девица усомнилась и рассуждала сама с собою:

– Боги, которых почитает мой отец, деланы руками человеческими: золотых и серебряных сделал мастер золотых дел, каменных – каменосечец, деревянных – резчик по дереву. Как же эти сделанные боги могли создать такое пресветлое высокое небо и такую красоту земную, когда сами не могут ни ходить ногами, ни делать руками?

Размышляя таким образом, она часто и днем и ночью смотрела на небо, стараясь по творению узнать Творца. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого, Неведомого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю. Она говорила себе:

– Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие, рукою Своею создал все. Един должен быть Тот, Кто простер широту неба, утвердил основание земли и просвещает свыше всю вселенную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд, а внизу – украшает землю различными деревьями и цветами и напояет реками и источниками. Един должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всех промышляет.

Так отроковица Варвара училась от творения познавать Творца, и сбылись на ней слова Давида: «Размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих» (). В таких размышлениях разгорелся в сердце Варвары огонь любви божественной и распалил ее душу пламенным стремлением к Богу, так что она не имела покоя ни днем, ни ночью, думая лишь об одном, желая лишь одного, чтобы точно узнать о Боге и Создателе всего. Среди людей она не могла найти себе наставника, кто открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения, ибо никому нельзя было к ней входить, кроме приставленных служанок, потому что отец ее Диоскор окружил ее бдительною стражею. Но Сам Премудрейший Учитель и Наставник, Дух Святой, внутренним вдохновением невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму ее познание истины. И жила девица в своей башне, как одинокая птица на кровле , размышляя о небесном, а не о земном, ибо сердце ее не прилеплялось ни к чему земному, не любила она ни золота, ни дорогих жемчугов и драгоценных камней, ни нарядных одежд, ни каких-либо девических украшений, никогда она не помышляла о браке, но вся мысль ее была обращена к Единому Богу, и она пленена была любовью к Нему.

Когда пришло время выдать отроковицу замуж, многие богатые, благородные и знатные юноши, услышав о дивной красоте Варвары, просили у Диоскора руки ее. Взойдя на башню к Варваре, Диоскор стал говорить ей о браке и, указывая ей различных хороших женихов, спрашивал, с кем из них она пожелала бы обручиться. Слыша от отца такие слова, целомудренная девица покраснела лицом, стыдясь не только слушать, но и подумать о браке. Она всячески отказывалась от него, не склоняясь на желание отца, ибо считала большим для себя лишением дать увянуть цвету своей чистоты и потерять бесценный бисер девства. На неотступные увещания отца подчиниться его воле, она много ему возражала и наконец объявила:

– Если, отец мой, ты еще станешь говорить об этом и будешь принуждать меня к обручению, то больше уже не будешь называться отцом, ибо я убью себя, и ты лишишься своего единственного детища.

Слыша это, Диоскор пришел в ужас и вышел от нее, не смея больше принуждать ее к браку. Он полагал, что лучше будет обручить ее по доброй воле, а не насильно, и надеялся, что придет время, когда она сама одумается и пожелает выйти замуж. После этого он замыслил отправиться по делам в далекий путь, полагая, что Варвара без него будет скучать, а когда он возвратится, то ему легче будет убедить ее послушаться его повеления и совета. Отправляясь в путь, Диоскор приказал строить при находившейся в саду купальне роскошную баню, а в бане сделать два окна, обращенные на юг. Приставленным же к дочери лицам он приказал, чтобы они не препятствовали ей свободно сходить с башни, куда захочет, и делать все, что ей будет угодно. Диоскор думал, что дочь его, беседуя со многими людьми и видя, что многие из девиц обручены и вступили в брак, и сама пожелает выйти замуж.

Когда Диоскор отправился в путь, Варвара, пользуясь свободою выходить из дома и беспрепятственно беседовать с кем хочет, подружилась с некоторыми христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа. Она возрадовалась духом о Имени том и старалась точнее узнать от них о Нем. Новые ее подруги поведали ей все о Христе: о Его неизреченном Божестве, о воплощении Его от Пречистой Девы Марии, о Его вольном страдании и воскресении, также о будущем суде, о вечном мучении идолопоклонников и нескончаемом блаженстве верующих христиан в Царстве Небесном. Слушая обо всем этом, Варвара ощущала сладость в сердце, пламенела любовью ко Христу и желала принять крещение. Случилось в то время одному пресвитеру придти в Илиополь под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него познанию Единого Создателя всего и Вседержителя Бога и вере в Господа нашего Иисуса Христа, чего издавна горячо желала. Пресвитер, изложив ей все тайны святой веры, крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, наставив ее, удалился в свою страну. Просвещенная крещением, святая Варвара воспламенилась еще большею любовью к Богу, и подвизалась в посте и молитве день и ночь, служа Господу своему, Ему же уневестилась, давши обет сохранять в непорочности свое девство.

Тем временем производилась, согласно приказанию Диоскора, постройка бани. Однажды святая Варвара сошла со своей башни посмотреть на постройку, и увидев в бане два окна, спросила рабочих.

– Зачем вы устроили только два окна? Не лучше ли сделать три окна? Тогда и стена будет красивее, и баня светлее.

Работники отвечали:

– Так велел нам отец твой, чтобы мы устроили на юг два окна.

Но Варвара настоятельно требовала, чтобы они устроили три окна (во образ Святой Троицы). И когда они не хотели этого сделать, боясь ее отца, она сказала им:

– Я заступлюсь за вас перед отцом и отвечаю за вас, а вы сделайте то, что я вам приказываю.

Тогда рабочие, по ее желанию, сделали в бане третье окно. Была там, как сказано, купальня, при которой баня и строилась. Купальня эта обложена была тесаными мраморными камнями. Святая Варвара, придя однажды к этой купальне и воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечатлелось на камне, как бы выбито было железом. Кроме того, у той же бани, также на камне, отпечатлелся и след девической ноги ее, из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений приходящим с верой .

Прохаживаясь однажды по палатам своего отца, святая Варвара увидела богов его, бездушных идолов, стоявших на почетном месте, и глубоко вздохнула о погибели душ тех людей, которые служат идолам. Затем она оплевала лица идолов, говоря:

– Да будут подобны вам все, кто вам поклоняется и от вас, бездушных, ожидает помощи!

Сказав это, она взошла на свою башню. Там она, по обычаю, предалась молитве и посту, всем умом своим углубляясь в богомыслие.

Между тем отец ее возвратился из путешествия. Осматривая домашние постройки, он подошел к вновь выстроенной бане и, увидев в стене ее три окна, начал с гневом бранить слуг и рабочих, зачем они ослушались его приказания и сделали не два, а три окна. Те отвечали:

– Не наша была на то воля, но – твоей дочери Варвары, она нам приказала устроить три окна, хотя мы того не желали.

Диоскор тотчас призвал Варвару и спросил ее:

– Зачем ты велела устроить в бане третье окно?

Она отвечала:

– Три лучше, чем два, ибо ты, отец мой, приказал сделать два окна в соответствие, как мне думается, двум светилам небесным, солнцу и луне , чтобы они освещали баню, а я велела сделать и третье, во образ Троичного Света, ибо у неприступного, неизреченного, незаходимого и немерцающего Света Троичного, Три Окна , Коими просвещается всякий человек, приходящий в мир.

Отец пришел в смущение от новых, поистине дивных, но для него непонятных, слов дочери. Приведя ее к тому месту купальни, где был изображен на камне перстом святой Варвары крест, которого он еще не рассмотрел, Диоскор стал спрашивать ее:

– Что такое ты говоришь? Каким образом свет трех окон просвещает всякого человека?

Святая отвечала:

– Выслушай внимательно, отец мой, и пойми, что я говорю: Отец, Сын и Святой Дух, Три Лица Единого в Троице Бога, живущего во свете неприступном, просвещают и оживляют всякое дыхание. Для того я и велела устроить в бане три окна, чтобы одно из них изображало Отца, другое Сына, третье – Духа Святого, так чтобы и самые стены прославляли Имя Святой Троицы.

Затем указав рукою на крест, изображенный на мраморе, она сказала:

– Я также изобразила и знамение Сына Божия: по благоволению Отца и содействием Святого Духа, для спасения людей, воплотился Он от Пречистой Девы и волею пострадал на кресте, изображение которого ты видишь. Начертала я здесь знамение креста для того, чтобы сила крестная отгоняла отсюда всю силу бесовскую.

Это и многое другое говорила еще премудрая дева жестокосердому своему отцу о Святой Троице, о воплощении и страдании Христовом, о силе креста и прочих тайнах святой веры, – чем привела его в страшную ярость.

Диоскор воспылал гневом и, забыв естественную любовь к дочери, извлек свой меч и хотел пронзить ее, но она обратилась в бегство. С мечом в руках Диоскор погнался за ней, как волк за овцою. Он уже настигал непорочную агницу Христову, в то время как путь неожиданно заградила ей каменная гора. Святая не знала, куда убежать от руки и меча отца, или лучше сказать – мучителя своего; она имела одно только прибежище – Бога, у которого и просила помощи и защиты, возведя к Нему душевные и телесные очи. Всевышний скоро услышал рабу Свою и предварил ее Своею помощью, повелев каменной горе рассесться перед нею надвое, как некогда перед первомученицей Феклой , когда она бежала от развратников. Святая дева Варвара скрылась в образовавшуюся расселину, и тотчас скала сомкнулась за нею, дав святой свободный путь наверх горы. Поднявшись туда, она скрылась там в одной пещере. Жестокий и упорный Диоскор, не видя перед собою бегущей дочери, удивился. Недоумевая, каким образом она скрылась из глаз его, он искал ее старательно долгое время. Обходя гору и разыскивая Варвару, увидал он на горе двух пастухов, пасущих стада овец. Пастухи эти видели, как святая Варвара поднялась на гору и скрылась в пещере. Подойдя к ним, Диоскор спросил, не видали ли они бежавшей дочери его. Один из пастухов, человек сострадательный, видя, что Диоскор исполнен гнева, не захотел выдать неповинную девицу и сказал:

– Я не видал ее.

Но другой, молча, указал рукою на то место, где святая скрывалась. Диоскор устремился туда, а пастуха, который выдал святую, постигла на том же месте казнь Божия: сам он превратился в каменный столп, а овцы его – в саранчу.

Найдя в пещере свою дочь, Диоскор стал безжалостно бить ее, бросив ее на землю, он топтал ее ногами и, схватив за волосы, потащил к своему дому. Затем он заключил ее в тесной, темной хижине, запер двери и окна, приложил печать, поставил стражу, и морил заключенную голодом и жаждою. После того, Диоскор отправился к правителю той страны Мартиану и рассказал ему все о своей дочери и поведал, что она отвергает их богов и верует в Распятого.

Диоскор просил правителя, чтобы тот, угрозою различных мучений, склонил ее к вере отца. Затем он вывел святую из заключения, привел к правителю и отдал в его руки, говоря:

– Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если она не обратится к нам снова и не поклонится им со мною вместе, то не будет мне дочерью, а я не буду ей отцом: мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле.

Увидев перед собою девицу, правитель удивился необычайной ее красоте и стал говорить с ней кротко и ласково, восхваляя красоту и благородство ее. Он увещевал ее не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца, но поклониться богам и во всем слушаться своего родителя, чтобы не лишиться права получить в наследство все его имение. Но святая Варвара, изобличив мудрою речью тщету языческих богов, исповедывала и прославляла Имя Иисуса Христа и отрекалась от всей суеты земной, богатства и мирских утех, стремясь к благам небесным. Правитель все еще продолжал убеждать ее не бесчестить своего рода и не губить прекрасной и цветущей юности своей. Наконец, он сказал ей:

– Пожалей себя, прекрасная дева, и поспеши с усердием принести вместе с нами жертву богам, ибо я милосерд к тебе и хочу пощадить тебя, не желая предать такую красоту на муки и раны, если же не послушаешься меня и не покоришься, то заставишь меня, хотя бы против моей воли, жестоко тебя мучить.

Святая Варвара отвечала:

– Я всегда приношу Богу моему жертву хвалы и хочу сама быть Ему жертвою, ибо Он Един есть Истинный Бог, Творец неба и земли и всего, что на них, а твои боги – ничто и ничего не создали, как бездушные и бездейственные, они сами – дело рук человеческих, как говорит пророк Божий: «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (; ). Эти пророческие слова я признаю и верую в Единого Бога, Создателя всего, а о ваших богах исповедую то, что они ложны и что напрасна ваша надежда на них.

Разгневанный такими словами святой Варвары, правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение – стоять нагою перед глазами многих мужей, без стыда и упорно смотрящих на обнаженное девственное тело, – было для целомудренной и чистой девы страданием более тяжким, чем самые раны. Затем мучитель велел положить ее на землю и сильно бить воловьими жилами долгое время, и земля обагрилась ее кровью. Прекратив, по приказанию правителя, бичевание, мучители стали, усиливая ее страдания, тереть раны святой девы власяницею и острыми черепками. Однако все эти мучения, устремившиеся сильнее бури и ветра на храм юного и слабого девического тела, не поколебали крепкой в вере мученицы Варвары, ибо вера была основана на камне – Христе Господе, ради Коего она с радостью терпела такие тяжкие страдания.

После того правитель велел заключить ее в темницу, пока не придумает для нее самых жестоких мучений. Еле живая от тяжких истязаний, святая Варвара со слезами молилась в темнице возлюбленному Жениху своему, Христу Богу, чтобы Он не оставил ее в таких тяжких страданиях, и говорила словами Давида: «Не оставь меня, Господи, Боже мои! Не удаляйся от меня. Поспеши на помощь мне, Господи, спаситель мой!» (). Когда она так молилась, в полночь озарил ее великий свет; страх и вместе радость ощутила святая в сердце своем: к ней приближался Нетленный Жених ее, желая посетить Свою невесту. И вот Сам Царь Славы явился ей в неизреченной славе. О, как возрадовалась она духом и какую почувствовала на сердце сладость, когда увидела Его! Господь же, с любовью взирая на нее, сказал ей Своими сладчайшими устами:

– Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою, Я охраняю тебя, Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. За твои страдания Я уготовляю тебе в Моем небесном чертоге вечную награду, итак, претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царствии Моем!

Внимая словесам Господа Христа, святая Варвара, как воск от огня, таяла от желания соединиться с Богом и, как река во время разлива, была преисполнена любовью к Нему, Утешив возлюбленную невесту Свою Варвару и усладив ее Своею любовью, Сладчайший Иисус исцелил ее и от ран, так что не осталось и следа их на ее теле. После того Он стал невидим, оставив ее в неизреченной духовной радости. И пребывала святая Варвара в темнице, как бы на небе, пылая, подобно серафимам, любовью к Богу, славословя Его сердцем и устами и воздавая благодарение Господу за то, что Он не презрел, но посетил рабу Свою, страждущую ради Имени Его.

Жила в том городе некая жена, по имени Иулиания, верующая во Христа и богобоязненная. С той поры, как святая Варвара была схвачена мучителями, Иулиания следила за нею издалека и смотрела на ее страдания, а когда святая была брошена в темницу, приникла к окну темницы, удивляясь тому, что такая юная дева, в самом расцвете юности и красоты, презрела отца своего, весь род, богатство и все блага и утехи мира, и не пощадила своей жизни, но с усердием положила ее за Христа. Видя же, что Христос исцелил свяую Варвару от ран, она пожелала и сама пострадать за Него, и стала приготовляться к такому подвигу, молясь Подвигоположнику Иисусу Христу, чтобы Он послал ей терпение в страданиях. С наступлением дня, святая Варвара была выведена из темницы на нечестивый суд для нового истязания; Иулиания издали следовала за нею. Когда святая Варвара стала перед правителем, он и бывшие с ним с изумлением увидели, что дева совершенно здорова, светла лицом и прекрасна еще больше, чем прежде, а на теле ее нет никаких следов понесенных ею ран. При виде этого, правитель сказал:

– Видишь ли, девица, как заботятся о тебе наши боги? Вчера ты была жестоко истерзана и изнемогала от страданий, а ныне они совершенно тебя исцелили и даровали тебе здравие. Будь же благодарна за такое их благодеяние – поклонись им и принеси жертвы.

Святая отвечала:

– Что ты говоришь, правитель, будто исцелили меня твои боги, которые сами слепы, немы и бесчувственны. Они не могут даровать ни слепым прозрения, ни немым слова, ни глухим – слух, ни хромым – способность ходить, они не могут исцелять больных, ни воскрешать мертвых: как же могли они исцелить меня, и за что им поклоняться? Исцелил меня , Бог мой, Который врачует всякие болезни и мертвым подает жизнь, Ему я с благодарностью поклоняюсь и себя приношу Ему в жертву. Но ум твой ослеплен, и ты не можешь видеть Сего Божественного Целителя и недостоин того.

Такая речь святой мученицы привела правителя в ярость: он приказал повесить мученицу на дереве, строгать тело ее железными когтями, опалять горящими свечами ребра ее и бить по голове молотом. Святая Варвара претерпевала мужественно все эти страдания. От таких мучений невозможно было бы остаться в живых не только ей, юной отроковице, но даже и сильному мужу, но агницу Христову укрепляла невидимо сила Божия.

В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла и Иулиания. Взирая на великое страдание святой Варвары, Иулиания не могла удержаться от слез и сильно плакала. Исполнившись ревности, она возвысила голос из народа и начала обличать немилосердного правителя в бесчеловечном мучительстве и хулить языческих богов. Тотчас она была схвачена и на вопрос о том, какой она веры, объявила, что она – христианка. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару. Иулиания была повешена вместе с Варварою, и ее строгали железными гребнями. А святая великомученица Варвара, видя сие и испытывая сама мучения, возвела взор свой горе, к Богу, и молилась:

– Боже, испытующий сердца человеческие, Ты знаешь, что я всю себя принесла Тебе в жертву и отдала себя во власть Твоей всесильной десницы , стремясь к Тебе и любя Твои святые заповеди. Не оставь меня, Господи, но милостиво призрев на меня и на сострадальницу мою Иулианию, укрепи нас обеих и дай нам силы совершить настоящий подвиг: «Дух бодр, плоть же немощна» (; ).

Так молилась святая, и небесная помощь к мужественному терпению страданий невидимо подавалась мученицам. После сего мучитель велел отрезать у обеих сосцы. Когда это было исполнено и страдание мучениц усилилось, святая Варвара, снова возведя очи к Врачу и Целителю своему, возопила: «Святого не отними от нас, возврати нам, Господи, радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди нас в любви Твоей!» ().

После таких мучений, правитель велел отвести святую Иулианию в темницу, а святую Варвару, для большого посрамления ее, водить нагою по городу, с издевательствами и побоями. Святая дева Варвара, покрываясь стыдом, как бы одеждою, возопила к возлюбленному Жениху своему Христу Богу:

– Боже, одевающий небо облаками и землю мглою, как пеленами, повивающий , Ты – Сам, Царь, покрой наготу мою и страдание великомученицы Варвары, сотвори, чтобы очи нечестивых не видели тела моего и чтобы не до конца была осмеяна раба Твоя!

Тропарь, глас 8:

Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак, глас 4:

В Троице благочестно певаемому, последовавши Богу, страстотерпице, идольская притупила еси чтилища: посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей прещения не устрашилася еси мужемудренная, велегласно поющи присно: Троицу чту, едино Божество.

Здесь разумеется Илиополь Финикийский, к северу от Палестины, в Келесирии, в нынешней Сирийской области Азиатской Турции, в глубокой древности бывший главным местом почитания языческого финикийского бога Ваала и центральным пунктом для всего восточного язычества, но в конце IV в. ставший рассадником христианства; впоследствии город этот был постепенно разрушен.

Иосиф Нелюбович-Тукальский – с 1663 г. митрополит Киевский, известный поборник православия, впоследствии заточен был поляками и скончался в Чигирине.

Лазарь Баранович – архиепископ Черниговский с 1647 по 1693 г., деятель Русской Церкви, известный своею полемикой с иезуитами и другими сочинениями, а также своей проповеднической деятельностью.

Кроме того, часть мощей св. великомученицы Варвары – палец – хранится в Москве, в церкви имени св. великомученицы, на Варварке; есть также на Афоне некоторые части мощей святой Варвары. К вышеприведенным чудесам по молитвенному предстательству ее должно присовокупить и чудеса позднейшего времени. Так по чудесному заступлению ее в 1710 г. во время более десяти месяцев свирепствовавшей и страшно опустошавшей Киев и всю Малороссию чумы – смертоносная язва не коснулась Златоверхого Свято-Михайловского монастыря, где почивают мощи святой Варвары, и ни один из иноков обители не умер от этой болезни, хотя ворота монастыря и были постоянно открыты для всех желающих молитвенного утешения. То же благодатное и чудесное заступление было явлено святою великомученицею Варварою и в 1770 г. при вторично опустошившей Южную Россию чуме, и несколько раз в наше время при холерных эпидемиях. Ежегодно – 4 декабря – в день, посвященный празднованию святой великомученице, ее честные мощи торжественно обносятся вокруг церкви Михайловского монастыря при многочисленном стечении народа. В начале ХVIII в. Киевским митрополитом Иоасафом Кроковским (1708–1718 гг.) составлен акафист св. великомученице Варваре, который и поныне поется пред св. мощами. По народному верованию, св. великомученице Варваре дана от Бога особая благодать – спасать от неожиданной и напрасной смерти, от мора, и других внезапных бедствий. Такое верование основывается отчасти на самом житийном сказании о ней, по которому она молила Бога избавлять от внезапной болезни и нечаянной смерти всякого человека, который будет молитвенно воспоминать ее и ее страдания, отчасти – на вышеприведенных чудесах ее в Свято-Михайловском монастыре во время эпидемических болезней. В римско-католических церквах св. Варваре приписывается, кроме дара спасать от внезапной и насильственной смерти, еще дар спасать от бури на море и от огня на суше; она считается католиками также покровительницею артиллерии.


Невозможно представить себе историю православия без присутствия в ней святых. Мужчины и женщины, старцы и совсем еще дети - великие страдальцы за Веру и Господа. Чьи-то имена всегда на слуху, кому-то верующие возносят свои молитвы, уповая на помощь и защиту, а о ком-то из них мало кто знает. Об одной такой малоизвестной святой пойдет сегодня речь. Это Великомученица Варвара. Молодая красавица, возлюбившая Бога более самой себя и понесшая муки за свою веру.

Житие этой святой - пример твердости Веры и Любви Господа. Икона Варвары Великомученицы, ее лик - практически живое тому подтверждение.

Житие Святой Варвары

Давным-давно, в богатой и знатной семье язычника Диоскора появилась на свет девочка. Родилась будущая Великомученица Варвара в древнем городе Илиополе, который в те времена располагался на территории нынешней Сирии. Когда мать девочки скончалась, отец принял на себя все обязанности по воспитанию своего единственного ребенка. Диоскор безумно любил дочь и всячески старался оберегать ее от всего чуждого и, как он считал, лишнего, в том числе и от набирающего силу христианства. В конце концов, эта всеобъемлющая любовь привела к тому, что ревнивый родитель выстроил большой красивый дом, в котором попытался спрятать от окружающего дочь.

Искания Варвары

Но, заперев в замке физическую оболочку девушки, Диоскор не смог лишить ее всех тех мыслей и размышлений, которые обуревали страждущую, ищущую успокоения душу. Как часто, наверное, Варвара - Святая Великомученица христианства - сидя у окна своей комнаты, размышляла о красоте пространства, ее окружающего, испытывая жгучее желание познать истинного творца всего этого великолепия.

Многочисленные няньки, приставленные следить и воспитывать ее, пытались объяснить девушке, что мир сотворили боги, которым поклоняется ее отец, но Варвара не верила этим речам. Мысли ее текли плавно, размышляла она о том, что боги, почитаемые отцом, сотворены руками человеческими, а значит не могли создать глубокое синее небо с курчавыми белыми облаками, густой лес со всеми его обитателями, реки, горы и все остальное. Нет, думала молодая девушка, не эти рукотворные идолы, а только лишь Единый Бог, имеющий свое собственное бытие, мог породить величественную красоту Вселенной. В этих размышлениях к Варваре постепенно приходило понимание того, что творение реального мира невозможно без познания Бога Единого, Творца всего сущего.

Взросление Варвары

Девушка взрослела и все чаще в их с отцом доме стали появляться сваты от богатых семейств, в которых имелись женихи. Диоскор, мечтающий о выгодной партии для своей красавицы дочери, не раз заводил с ней разговор о замужестве, но каждая подобная беседа заканчивалась решительным отказом от исполнения его воли.

Поразмыслив, отец решил, что Варвара чурается потенциальных мужей из-за того, что затворническая жизнь его дочери сыграла с ней злую шутку, не научив общаться с окружающими ее людьми. Придя к таким выводам, Диоскор решил дать некоторые послабления Варваре, позволив той покидать отчий дом в надежде, что она обзаведется подругами, в беседах с которыми узнает и поймет все прелести замужества.

Ах, знал бы богатый язычник, чем все это закончится, запер бы, наверное, свою дочь на веки вечные в стенах дома.

Крещение Великомученицы

В один из дней на прогулке будущая Великомученица Варвара встретила на своем пути несколько женщин-христианок, которые поведали ей о Святом Духе, Иисусе Христе, его Страданиях за род человеческий и Воскресении из мертвых. Девушку поразили эти рассказы, ведь это было то, о чем она думала долгими одинокими вечерами, не понимая, как разобраться в своих мыслях, сложить их воедино. На счастье, в это время в Илиополе проездом находился священник, который согласился поговорить с Варварой и попытаться помочь той разобраться в своих размышлениях. В приватной беседе пресвитер поведал молодой девушке сущность христианской веры, а после разговора крестил ее. Дух Святой снизошел на Варвару, с великой любовью обратилась она в этот раз к Богу, поклявшись всю жизнь посвятить служению в Его славу.

Подвиг Великомученицы Варвары

Диоскор, возвратившийся домой из поездки, пришел в ярость, услышав от дочери «крамольные» речи, прославляющие Бога Единого и Троицу. В бешенстве кинулся он на девушку, обнажив острый клинок, но она успела выскользнуть из дома, убежать в горы и спрятаться там в расщелине.

Только к вечеру по указке бедного пастуха отцу удалось отыскать девушку. Не жалея, жестоко избивая дочь, Диоскор заставил ее покинуть убежище, в котором она скрывалась, и поволок ее домой. Всю ночь он ругал и избивал девушку, а утром, поняв, что ничего не добился, и что та упрямо стоит на своем, повел ее к городскому главе.

Беспощадны и жестоки были слова его, обращенные к правителю: «Я, Диоскор, отрекаюсь от дочери своей, потому как божества, которым я поклоняюсь, она отвергает. Отдаю тебе свою дочь на растерзание, поступай, как будет угодно тебе и богам».

Градоначальник попытался уговорить девушку отступить от Веры Христовой, не идти против отцовской воли и не гневить его и богов. Но Варвара Святая Великомученица была тверда в своей вере. Прямо и честно глядя в глаза мучителю, исповедала она Благую Весть. Взбесившись от такой твердости, глава приказал предать новообращенную христианку жестоким пыткам. До самого вечера мучители заставляли девушку отречься от Христа. На закате ее, полуживую, отвели в темницу.

Оставшись одна, Варвара вознесла горячую молитву, Господь услышал ее стенания и явился к ней со словами: «Не бойся ничего, ибо Я с тобою рядом, смотрю на мужество твое и залечиваю раны. Будь со Мной до конца и войдешь в Царство Мое». Чудесным образом раны на теле девушки затянулись, заснула Великомученица Варварас благостной улыбкой на устах.

Казнь Варвары

Утром мучители были поражены, узрев девушку без каких-либо следов истязаний на теле. Это еще больше разозлило изуверов. Свидетелем чуда волею судьбы стала девушка-христианка Иулиания. Еще больше уверовавшая после увиденного, она открыто возвестила о своей вере, за что и была схвачена воинами.

Обеих девушек подвергли жестоким истязаниям, выдержать которые не смог бы и самый стойкий мужчина. Но тверды были в своей Вере обе мученицы, с молитвой на устах и светлым взглядом принимали они терзания телесные. С именем Иисуса Христа сложили свои прелестные головы они на плаху и были обезглавлены. Жестокий Диоскор сам казнил дочь. Господь, видя такое беззаконие, вскоре покарал убийцу, поразив его молнией.

Захоронение Ваврары

После мученической смерти девушек их останки были захоронены близ поселения Гелассия. Впоследствии там же возвели храм Великомученицы Варвары. Во времена правления императора Юстина мощи были отправлены в Константинополь, столицу империи. Несколько столетий спустя некоторые останки Великомученицы прибыли в Киев вместе с невестой князя Святополка царевной Варварой, где и нашли успокоение на территории Михайловской Златоверхой Обители. В начале ХХ века мощи вновь были перемещены, на сей раз в Киево-Печерский заповедник. Сегодня рака с нетленными останками пребывает во Владимирском Соборе города Киева.

Как упоминалось выше, на украинскую землю была доставлена только часть мощей Святой. Голова и кисти рук Варвары, можно сказать, разбросаны по всему миру. Левая рука, изначально оставленная в Древней Греции, впоследствии оказалась на территории Польши, а потом в Западной Украине, откуда была выкрадена иудеями и сожжена. Чудесным образом удалось сохранить пепел и перстень с руки, которые в настоящее время находятся на канадской земле в городке Эдмонтон. Некоторые части нетленных мощей нашли приют в монастырях Фессалии (церковь Агиа Епискепси), а также на Афоне - святой для православных горе. Хранятся останки Великомученицы и в Иоанна Воина и церковь Воскресения хранят священные чудотворные мощи.

Первая церковь во имя Святой

Первая, но отнюдь не единственная церковь Варвары Великомученицы на русской земле была возведена в 1781 году на территории Грушевского стана. Простоял этот деревянный храм, отстроенный на пожертвования казачества, почти сто лет. В 1876 году, после того как церковь сгорела, жители стана с благословения архиепископа Платона начали строительство каменного храма.

Во время Великой Отечественной войны алтарная часть Свято-Варваринского прихода была частично повреждена разрывом фашистского снаряда. В настоящее время все повреждения устранены, верующие с благодарностью возносят свои молитвы и читают Акафист Великомученице Варварев его стенах. Несколько раз приход пытались закрыть, но станичники, всеми своими силами уповая на Божью помощь, отстаивали свой храм. По сей день здесь проходят службы, прославляющие Господа нашего Иисуса Христа.

Икона и молитва к Святой Варваре

Икона Варвары Великомученицы, как и нетленные ее мощи, несомненно, является сильнейшим православных христиан. Множество необъяснимых чудесных исцелений получили истинно верующие христиане. День памяти Святой приходится на 17 декабря. Огромной силой обладает молитва Великомученице Варваре, дарующая укрепление в вере, исцеление от сильнейших недугов и, конечно, душевное успокоение.