Опыт работы по теме Развитие творческих способностей младших дошкольников в продуктивной художественно-творческой деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 комбинированного вида г. Североморска Воспитатель Шестопалова Дарья Александровна




Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая: - развитию способности нестандартно мыслить; - готовности к активности творческого характера; -умению создавать креативные продукты собственной деятельности; -формированию эстетического отношения к миру. Актуальность выбранной темы


Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития младших дошкольников посредством: - использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности; - взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей; - взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса. Новизна




Знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов; Упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции (складывание, сминание, формовка, соединение нескольких образов в одно целое и др.); Содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда; Развивать художественное восприятие, наглядно- образное мышление, творческое воображение и художественный вкус; Формировать позицию художника- творца, побуждать самостоятельно выбирать техники изображения при создании выразительных образов; поддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии; Активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа; Согласовывать замысел, действия и планирование в процессе выполнения коллективных творческих работ. Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний; Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности; Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей. Задачи


В основу опыта положены: - исследования Л.А. Венгера, Н.С. Лейтес, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной по изучению психологических механизмов развития способности восприятия художественных образов; - теоретические подходы А.А. Бодалева, В. Ясвина, С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева о роли творческой личности взрослого и развивающей образовательной среды как факторах, обеспечивающих свободное и активное саморазвитие и реализацию творческого потенциала дошкольников; - научные труды П.Р. Атутова, А.В. Хуторского, Л.A. Парамоновой, В.Б. Хозиева и др. к развитию творческих способностей детей в процессе активной деятельности, имеющей продуктивный характер; - современные технологии Г.С. Альтшуллера, Ю. В. Рузановой А.А. Мелик- Пашаева, Е.Л. Яковлевой, Ю.Н. Кулюткина, А.И. Савенкова о развитии творческого потенциала и креативности дошкольников при создании своего личностного значимого творческого «продукта»; - методические рекомендации Е.В.Полозовой, Л.В.Томашевской, Е.Ю.Герц И. А. Лыковой по использованию нетрадиционных методов и приёмов художественно-творческой деятельности в работе с дошкольниками. Методологическая основа


Система работы по развитию творческих способностей дошкольников Работа с детьми: Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная детская деятельность Повышение компетентности педагогов: консультации; мастер – класс; семинар- практикум; круглый стол и т.п. Взаимодействме с родителями: родительские собрания; анкетирование родителей; консультации; наглядная информация; открытые занятия для родителей; практикумы для родителей; привлечение родителей к изготовлению игр и пособий; библиотека для родителей; совместные походы в культурные учреждения города (музеи, выставочные залы)


I. Подготовительный этап: Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно- творческих способностей младших дошкольников; Организация и пополнение развивающей среды; Проведение диагностики развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста; Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей. Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей дошкольников; Составление плана взаимодействия с родителями и педагогами. II. Основной этап: Реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность); Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами. III. Заключительный этап: Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности. Этапы работы по теме опыта




Толстые восковые и акварельные мелки; Цветной мел; пластилин, наборы красок, фломастеров, карандашей; Наборы с трафаретами для аппликации и рисования; Цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры; Наклейки; Ткани; самоклеющаяся плёнка; Клейстер; Наборное полотно; Доска, мольберт, магнитная доска, фланелеграф или коврограф; Нестандартное оборудование (тычки, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки, клише и др. нестандартное оборудование для изодеятельности; Развивающие игры; альбомы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством, видами и жанрами искусства); Книжки-раскраски; иллюстративный материал; Стаканчики для воды, салфетки для кисточек. Оснащение уголка изобразительной деятельности


Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов; Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»); Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения; Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций; Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием; Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек; Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта; Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам. Игры и упражнения, используемые для развития творческих способностей младших дошкольников


МесяцСодержание работы Сентябрь Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей в ДОУ и в семье» Стендовая информация «Что такое творческие способности и как их развивать?»» Октябрь Совместная выставка рисунков «В мире сказок» (нетрадиционные техники рисования») Ноябрь Круглый стол «Игра – как средство развития творческих способностей детей» Декабрь Ярмарка ко Дню рождения детского сада (совместная деятельность детей с родителями) Январь Мастер-класс «Рисуем пальчиками, кулачками, ладошками» Февраль Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников» Март Мастер-класс «Букет для мамы» (использование штампиков, тычков) Апрель Семинар – практикум «Нетрадиционные техники рисования» Май Создание творческих детско- родительских проектов по теме Перспективный план работы с родителями


Планирование работы по повышению компетентности педагогов МесяцСодержание работы Сентябрь Консультация « Развитие творческих способностей в разных возрастных группах» Октябрь Мастер-класс «Рисуем ладошками и пальчиками» Ноябрь Круглый стол «Игра – как средство развития творческих способностей детей» Декабрь Семинар-практикум «Изготовление новогодней игрушки» Январь Консультация «Лего – конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников» Февраль Мастер-класс «Корабль цветов» Март Семинар – практикум «Нетрадиционные техники рисования» Апрель Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников» Май Консультация «Творчество детей раннего возраста как образное познание мира»


Эмоционально откликаются на выразительные образы, радуются красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видят эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета; могут высказать свою оценку, доступными средствами пояснить выбор предмета. Могут создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм. Освоили некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно требованиям программы), способы создания изображения, передают сходство с реальными предметами, обогащают образ выразительными деталями. Проявляют некоторую самостоятельность в выборе изобразительных средств и материалов; Проявляют интерес к творческому экспериментированию; Совершенствовалась ручная умелость, мелкая моторика; Повысился уровень развития художественно – творческих способностей. Достижения детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой) :


Результаты работы с педагогами и родителями: Родители: Проявляют интерес к совместной творческой продуктивной деятельности; Интересуются жизнью детей в группе, оказывают посильную помощь в оформлении выставок; Повысился уровень компетентности в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников; Сформировалась потребность участвовать в совместных проектах. Обогатили предметно развивающую среду в группах, пополнили уголки изодеятельности; Систематизировали собственные знания по применению нетрадиционных техник в работе с младшими дошкольниками; Используют разнообразные формы работы с родителями по развитию творческих способностей детей. Педагоги:


Критерии проявления творчества г г. нсвнсв Увлечённость, способность войти в воображаемую ситуацию Находчивость при решении новых задач, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий Использование выразительных средств при проявлении детского творчества и обогащения художественного образа Мониторинг показателей развития творческих способностей младших дошкольников (%) (Л.В. Пантелеева, И.А. Лыкова) Анализ мониторинга показывает стабильно высокие результаты развития творческих способностей дошкольников при их положительной динамике, что позволяет сделать вывод об эффективности проводимой работы.


Для развития творческих способностей дошкольников необходимо: Создать условия: подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними; Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру, Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям; Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска; Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами; Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих. Рекомендации для педагогов и родителей


Вывод: Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества. Роль педагога, во – первых, сформировать способность Смотреть и Видеть, Чувствовать Познавать Творить, вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); во – вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.


ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА: 2012год – консультация «Методы и приёмы работы с дошкольниками по развитию детского изобразительного творчества» в рамках педагогического часа; 2013 год – мастер – класс «Рисуем штампами» в рамках круглого стола «Творческое развитие дошкольников»; 2013г.- обобщение опыта работы по теме «Развитие творческих способностей младших дошкольников в продуктивной художественно-творческой деятельности» на педагогическом совете (Протокол педагогического совета 5 от г.). НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: 2013 г. - Консультационный пункт «Ознакомление дошкольников с родным краем». Выступление с презентацией познавательно-творческого проекта «Мой любимый город» в рамках круглого стола «Растим маленьких граждан. Использование активных форм и методов организации работы с детьми в воспитании нравственно-патриотических чувств». НА ОБЛАСТНОМ УРОВНЕ: 2013 г. – МГГУ, круглый стол «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования» для студентов Психолого- педагогического института Мурманского государственного гуманитарного университета. Выступление с докладом «Лего – конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников»; г. - Межмуниципальная заочная конференция «Детский сад в радость – создание оптимальных условий для физического развития и психического здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования», г. Апатиты. Выступление по теме «Изотерапия как средство и метод формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста». Распространение опыта

Марина Александрова
Презентация опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Алёнка» Александровой Марины Владимировны на тему : «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста »

Музыка - это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека которые надо развивать с детства . Многие великие умы считали развитие творческих способностей одной из важных стадий в развитие общества . Так американский философ и писатель Ральф Эмерсон в своих высказываниях говорил - «Музыка побуждает нас красноречиво мыслить» , а композитор Р. Шуман считал что : «Мелким было бы искусство, которое давало бы только звучания, не имея средств, для выражения душевных состояний». По мнению русского художника, философа и писателя Николая Константиновича Рериха "Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков ; воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасномыслящим. Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт".

Актуальность

Дошкольный возраст очень важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности , от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека . Исходя из этого, мною была определена основная идея опыта работы :

«Развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности».

Цель :

Формирование творческой личности дошкольника , развитие природных задатков , творческих способностей на основе музыкально – игрового творчества .

Задачи :

- развивать творческое воображение

Проявления творческой активности ;

Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности ;

- развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению .

Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества : музыкально – ритмические движения, ритмопластика, певческие импровизации, игра на детских музыкальных инструментах.

Создать предпосылки к формированию творческого мышления .

Я решила использовать на практике различные формы решения программных задач музыкально-художественного воспитания по основным разделам образовательной музыкальной деятельности. В данной работе делается акцент на «Музыкально-игровое творчество » . Это дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.

«Песенное творчество » - это умение детей петь простейшие мелодии, солировать. Пение создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры и развития речи . Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания , выполняемые детьми в игровой форме. Например, игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т. д.) . Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания в разном темпе и ритме, направленные на подражание звукам пения птиц, голосов животных, движения транспорта и многим другим.

«Танцевальное творчество » - это умение детей выражать себя при помощи знакомых элементов танца, импровизировать. На первых этапах формирования у детей представления о танцевальном искусстве я помогаю, советую ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером и формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказок создают свой особый, уникальный танец. Очень хорошо для импровизационного движения помогают такие атрибуты как ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки.

«Музыкально-игровое творчество » - это умение находить способы воплощения музыкально-игрового образа как самостоятельно, так и при помощи взрослых. Опыт работы показал , что участие детей в театрализованных играх позволило им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей , на развитие речевых и творческих способностей детей . Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, доверчивее.

Дети с большим удовольствием учат свои роли, а во время репетиции легко обыгрывают не только их, но и роли других участников.

«Игра на музыкальных инструментах» является одним из видов детского исполнительства, развивающих творческие способности дошкольников . Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения, и одной из первых детских игрушек является погремушка. Игра на инструментах способствует не только развитию слуховых способностей , но и развивает мелкую моторику , чувство ритма. Важно научить детей правильно подбирать звуковой аккомпанемент по смыслу текста стихотворения или сказки , содержанию картины.

Взаимодействие с родителями.

Успех в работе по развитию творческих способностей детей достигается только при тесном взаимодействии с родителями. Те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому проводится работа по ознакомлению родителей с возможностями детского сада в музыкальном воспитании детей . Главное правильно научить раскрывать возможности влияния музыки на психоэмоциональное развитие , и привлечь родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в ДОУ.

Взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя.

В отличие от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие по требованиям ФГОС перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из направлений Художественно-эстетического развития . Вот почему в процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие всех педагогов работающих с детьми . Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя. Так же немаловажным является повышение профессионализма педагогов в вопросах музыкального развития дошкольников . В связи, с чем на групповых занятиях мной проводится обучение воспитателей в области пения, этому способствует разучивание с воспитателями музыкальных произведений для сольного и коллективного пения на праздниках и развлечениях .

Используемая литература

При составлении конспектов НОД я опираюсь на :

Методические пособия и работы по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста таких авторов как Б . Асафьева, К. Орфа, В. Келлера, З. Кодаи, К. Тарасовой, О. Леонтьевой, Г. Струве, В. Емельянова, В. Огородного;

Современные музыкальные концепции педагогов - новаторов В. Жилина, Т. Боровик, Т. Тютюнниковой, А. Бурениной, И. Каплуновой, И. Новоскольцевой;

Журналы «Справочник музыкального руководителя» и «Музыкальный руководитель» .

Сотрудничество с социумом

Главное преподнести детям все многообразие музыки, которое разбудит в них интерес к дальнейшему ее познанию и развитию своих творческих способностей . Для этого свою работу я строю в форме взаимодействия с детской школой искусств, казачьим центром, домом культуры.

Результат работы

Результаты моей работы выражены в положительной динамике развития выразительности речи у воспитанников нашего детского сада. Они проявляют интерес к пению; показывают высокий уровень развития вокально-хоровых навыков; умеют эмоционально и выразительно исполнять разные по характеру песни, как хором, так и самостоятельно. Наглядно это можно видеть на примере проведенных утренников и праздников. Праздники превращаются для наших воспитанников в волшебную красочную сказку, где они могли бы проявить себя как настоящие маленькие артисты. Данная работа отмечена благодарственными письмами и грамотами за активное участие детей в районных праздничных мероприятиях. Что является показателем развития творческих способностей детей .

Перспектива развития данной темы

В будущем я планирую направить работу на углубленное развитие музыкальных способностей с перспективой заинтересовать воспитанников развивать приобретенные навыки на профессиональном уровне. Для этого необходимо чаще включать игры, проводить индивидуальную работу с детьми и родителями. Хотелось бы, чтобы дети самостоятельно сочиняли сказки, что будет способствовать развитию творческих способностей .

Спасибо за внимание!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности Воспитатель: Кирсанова Галина Викторовна МДОУ «д / с № 25 » г. Кимры

«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» Л.С. Выготский

: Актуальность Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая: - развитию способности нестандартно мыслить; - готовности к активности творческого характера; -умению создавать креативные продукты собственной деятельности; - формированию эстетического отношения к миру.

Новизна Новизна заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития младших дошкольников посредством: - использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности; - взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей; - взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.

Цель Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

Задачи Знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов. Упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции (складывание, сминание, формовка, соединение нескольких образов в одно целое и др.). Содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда. Развивать художественное восприятие, наглядно- образное мышление, творческое воображение и художественный вкус. П оддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии. Активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности. Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.

Система работы по развитию творческих способностей дошкольников Работа с детьми: 1. Работа с детьми: - Непосредственно образовательная деятельность - Совместная деятельность воспитателя с детьми - Самостоятельная детская деятельность 2. Повышение компетентности педагогов: - консультации; - мастер – класс; - семинар- практикум; т.п. 3. Взаимодействме с родителями: - родительские собрания; - анкетирование родителей; - консультации; - наглядная информация; - привлечение родителей к изготовлению игр и пособий.

Этапы работы I. Подготовительный этап: Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно- творческих способностей младших дошкольников; Организация и пополнение развивающей среды; Проведение диагностики развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста; Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей. Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей дошкольников; Составление плана взаимодействия с родителями и педагогами. II . Основной этап: Реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность); Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами. III . Заключительный этап: Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности. Этапы работы по теме опыта

Оснащение уголка изобразительной деятельности Толстые восковые и акварельные мелки; Цветной мел; пластилин, наборы красок, фломастеров, карандашей; Наборы с трафаретами для аппликации и рисования; Цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры; Наклейки, ткани, самоклеющаяся плёнка, клей; Доска, мольберт, магнитная доска, фланелеграф Нестандартное оборудование (тычки, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки, клише и др. Развивающие игры; альбомы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством, видами и жанрами искусства); Книжки-раскраски; иллюстративный материал; Стаканчики для воды, салфетки для кисточек.

Игры и упражнения, используемые для развития творческих способностей дошкольников Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов; Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки »); Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения; Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций; Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием; Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек; Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта;

Рекомендации для педагогов и родителей Для развития творческих способностей дошкольников необходимо: Создать условия: П одготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними. Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру. Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям. Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска. Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами. Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих.

Вывод Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества. Роль педагога, во-первых: сформировать способность СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ;, ЧУВСТВОВАТЬ, ПОЗНАВАТЬ, ТВОРИТЬ; вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); во-вторых: вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

Спасибо за внимание!


1 из 19

Презентация - Развитие творческих способностей дошкольников

Текст этой презентации

МБОУ СОШ № 6
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (из опыта работы групп дошкольного образования) Смирнова Елена Владимировна, методист дошкольного образования 2015 год
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 им. Героя Советского Союза А.В. Попова" г. Великие Луки

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ –ФУНДАМЕНТ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Обществу нужны личности инициативные, способные нестандартно мыслить, готовые к активности творческого характера, создающие креативные продукты своей деятельности.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Способность нестандартно мыслить; Готовность к активности творческого характера; Развитие инициативы, любознательности, находчивости; Креативные продукты деятельности; Эстетическое и позитивное отношение к миру.

ЭТАПЫ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Формирование замысла Осуществление идеи 3. Анализ творческой работы

УСЛОВИЯ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА
Предметно- пространственная развивающая среда

2. Игровой сюжет НОД
3. Создание ситуации успеха

4. Готовые творческие задания 5. Создание ситуации творческого поиска

6. Создание атмосферы вдохновения

7. Выбор художественных материалов и техник

8. Разнообразие пережитого опыта
Направления развития познавательных интересов: а/ постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение опыта новыми знаниями о различных областях деятельности; б/ постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

9. Позитивное отношение к творчеству ребенка
Радость знания; Радость открытия; Радость творчества; Удовлетворенность похвалой 10. Воспитатель –творческая личность!

Цель: развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности
Задачи
Совершенствовать и углублять изобразительные навыки
Способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка, используя в работе различные техники
Обучать приёмам нетрадиционным способам техники с использованием различных материалов
Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества
Формировать эстетическое отношение к окружающему. Воспитывать художественный вкус

НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ - с детьми (совместная и самостоятельная деятельность); - с педагогами (консультации, мастер-классы, практикумы) - с родителями (выставки, конкурсы, «дни открытых дверей», совместные мероприятия)

КРУЖКИ
«Лепилки-мастерилки» (воспитатель Царева Т.С.) «Озорной карандащ» (воспитатель Иванова С.И.) «Радуга красок» (воспитатель Иванова С.И.) Изо-студия «Капелька» (учитель ИЗО Смирнова Р.В.)

КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ
а/ выбор тематики; б/ обучение техникам; в/ стимулирование самостоятельности и проявлений творчества

Творческая деятельность
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

Обучающая деятельность
Познавательная деятельность