Йоко Оно известна широкой публике, в первую очередь, как жена Джона Леннона. Хотя немалых успехов в своей жизни она достигла ещё до встречи с ним. Сам музыкант говорил о ней, что она «самая знаменитая из неизвестных художников». Кто же такая Йоко Оно?

Детство и семья

Йоко родилась в 1933 году в знатной японской семье. Её отец был аристократом и управлял американским филиалом Bank of Japan. Мать происходила из рода банкиров и занималась творчеством. Первые годы своей жизни Йоко жила с матерью в Токио.

Уже в три года она посещала музыкальную школу для одаренных детей. Йоко всегда отличалась твердым и достаточно своенравным характером, восхищалась сильными и уверенными в себе людьми.Семья жила то в Америке, то в Японии. Йоко поступила на философский факультет Университета Гакусюина, а затем изучала музыку и литературу в колледже Сары Лоуренс.

В 1956 году, наперекор родителям, девушка вышла замуж за композитора Тоси Итиянаги. Благодаря мужу Йоко познакомилась с нью-йоркскими авангардистами, что стало одним из определяющих моментов её жизни.

Она полностью окунулась в авангард, устраивая эксцентричные выступления и перфомансы. Публику это только смешило, а отзывы критиков были крайне неутешительными. В ответ следовали серии депрессий и попытки самоубийства. В 1962 году отец отправил её в психиатрическую больницу в Японии.

Возвращение к искусству

Своими творческими выходками Йоко все же удалось привлечь внимание. Энтони Кокс восхищался её особой. Он вытащил её из больницы и увез обратно в Нью-Йорк. Энтони стал её вторым мужем. В 1963 году у них родилась дочь Кеко.

Он был настоящим поклонником творчества Йоко, помогал в организации перфомансов и выставок. Перед открытием одной из них художница и познакомилась с Джоном Ленноном. В 1966 году он зашел в галерею «Индика». Музыкант не был впечатлен авангардом, считая, что он позиционирует сплошное отрицание всего, но, увидев слово «да» на одном из экспонатов, решил остаться на выставке.

Знакомство с Йоко завязалось с помощью необычного спора. Джон увидел надпись «вбей гвоздь» и пожелал исполнить написанное на экспонате. Художница разрешила сделать это, но только за пять шиллингов. Леннон ответил, что даст воображаемые деньги, и вобьет воображаемый гвоздь. «Вот так и произошла наша встреча, она что-то почувствовала, я что-то почувствовал, а остальное - это уже, как говорится, история».

Жена Джона Леннона

Йоко Оно была на семь лет старше Леннона. Их первая встреча перерастала в большие чувства постепенно, хотя инициатива шла от нее. Художница присылала Джону записки, настойчиво звонила ему, караулила у дома. Со временем они стали общаться. Обсуждая политику, философию, он обнаружил в Йоко интересную личность и наставника.

Первая жена Джона Леннона беспокоилась о появлении соперницы, а обнаружив их однажды в постели, подала на развод. Леннон и Йоко стали жить вместе и вскоре поженились. «Я знаю, что когда я встретила Джона, женщины для него были просто служанками. Ему пришлось раскрыться и иметь дело с такой женщиной, как я».

Музыкант полностью подхватил её сумасшедшие экспериментаторские идеи, два бунтарских духа соединились. Новая жена Джона Леннона (фото смотрите ниже) вдохновила его на создание совместных проектов. Самым ярким был «интервью в постели», когда пара отвечала на вопросы журналистов, лежа в пижамах в кровати.

Восточный Дракон

Джон повсюду появлялся в компании с Йоко. Художница вошла в его жизнь, когда «Битлз» были на вершине славы, и её тут же восприняли как угрозу. Она присутствовала на репетициях и записях группы, что до этого было табу для участников коллектива.

Разногласия между музыкантами нарастали. Легендарные The Beatles распались в 1970-м, и причин этому было не счесть, хотя многие решили, что виной всему Йоко. Имя жены Джона Леннона все чаще появлялось в СМИ. Её окрестили восточным драконом, женщиной-разрушителем.

Общественность считала Йоко манипулятором, колдуньей, одурманившей гениального исполнителя. Джона подобные высказывания оскорбляли. Неоднократно в интервью он говорил, что давно хотел уйти из группы, обязанность писать песни по контракту и споры за первенство с Маккартни отягощали его. Он восхищался женой, её стойкостью и уверенностью, отмечая, что она открыла ему его свободу.

Музыка, политика, искусство

В 1969 году Джон и Йоко оборудуют собственную музыкальную студию и организовывают свою группу Plastic Ono Band, в рамках которой Джон создал свой лучший альбом Imagine. Они использовали свою славу, чтобы популяризировать свои политические убеждения про мир без войны и агрессии.

Жена Джона Леннона не бросила творчество и после его смерти. Художница, бизнес-леди, певица - все эти определения несомненно подходят Йоко. В свои 76 она занимала лидирующие позиции в танцевальных чатах с собственным синглом I’m Not Getting Enough. Йоко регулярно устраивает концерты, организует новые проекты.

Основная черта её работ состоит во взаимодействии со зрителем методом интерактивности. Выставки Йоко проходят по всему миру, оставаясь непредсказуемыми и вовлекающими. На одном из перфомансов она сидела на сцене, позволив зрителям отрезать куски от своей одежды, пока не осталась обнаженной. Так художница символически принимала на себя жестокость и грубость мира.

Йоко стала проводником концептуального искусства ещё до появления этого термина. Ещё в 1964 году она издала книгу Grapefruit с набором идей и инструкций для создания творческих работ, в которой призывала позволить копировать произведения и уничтожать оригиналы. Своей оригинальностью и своеобразием Йоко вполне доказала, что она не просто жена Джона Леннона, но ещё и вполне самодостаточный деятель искусства.

Одна из самых известных любовных хиппи-пар 20-го века - Джон Леннон и Йоко Оно.

Джон Леннон родился 9 октября 1940 года в Ливерпуле. С 1960 по 1970 годы был солистом группы "Битлз".

Йоко (Ёко) Оно родилась 18 февраля 1933 года в Токио. Йоко получила хорошее образование в Японии и США. В 1956 году Йоко вышла замуж за Тоси Итиянаги - талантливого, но бедного композитора. Безуспешные попытки самоутвердиться в Америке привели начинающую художницу-авангардистку к депрессии, попыткам самоубийства и закончились тем, что родители забрали дочь обратно в Японию и поместили в психиатрическую клинику. Оттуда Йоко Оно вызволил поклонник её творчества Энтони Кокс, который увёз её в США и стал её вторым мужем. В 1963 году у пары родилась дочь Кёко. В том же 1963 году родился сын Джулиан у супружеской четы Джон Леннон - Синтия Леннон, которые поженились в 1962 году.

Вот как рассказывал о своей первой встрече с Йоко Джон Леннон:

"Это было в 66-м году в Англии. Мне сказали, что одна японская художница-авангардистка, приехавшая из Америки, устраивает хеппиннинг. Я ходил по выставке и увидел лестницу, влез по ней к потолку, обнаружил там подвешенную трубу, посмотрел в нее - чувствуя себя идиотом - и прочитал одно слово "Да". А в те годы авангардом считалось, когда человек разбивал в дребезги пианино или скульптуру, в общем, все было анти-, анти-, анти-. Скучное отрицание. А тут я прочел это "да" и решил остаться на этой выставке среди гвоздей и яблок

Там была одна надпись, которая возбудила мое любопытство: "Вбей гвоздь". Я спросил: "Можно я вобью гвоздь?" Йоко ответила: "Нет, потому что открытие назначено на завтра". Но тут к ней подошел владелец галереи и прошептал на ухо: "Пусть вобьет. Знаешь, он - миллионер. Может, он потом купит этот экспонат". Они начали шептаться-совещаться. Наконец, она говорит: "Ну, хорошо, можешь забить этот гвоздь, но сперва заплати за это 5 шиллингов". И вот я говорю: "Хорошо. Я дам тебе воображаемые 5 шиллингов и вобью воображаемый гвоздь". Вот так и произошла наша встреча, она что-то почувствовала, я что-то почувствовал, а остальное - это уже, как говорится, история".

Йоко после этой встречи записала в дневнике, что человек, которого она могла бы полюбить, нашёлся. Леннон стал получать от неё открытки с короткими надписями: "Танцуй", "Дыши", "Смотри на огни до рассвета"... Йоко звонила ему и произносила длинные монологи: о социальной несправедливости, духе времени и себе, испытывающей большие творческие затруднения авангардной художнице. Леннон слушал ее на редкость внимательно. Он привык к женщинам, которые повиновались ему. Йоко была совсем другой. Он чувствовал, что должен повиноваться этой японке, которая была старше его на 7 лет. Леннон так говорил о своей возлюбленной: "Она учитель, а я - ученик. Я знаменитый человек, про которого думают, что он все знает, но она - мой учитель, она научила меня всему, что я знаю. Она уже все знала, когда я ни черта не знал, когда я был человеком ниоткуда. Она мой Дон Хуан [духовный учитель Кастанеды]".

"Рядом с Йоко я стал свободным. Её близость сделала меня целостным человеком. Без неё я был только половинкой".

Йоко сказала о своей роли в жизни Леннона: "До встречи со мной у него был свой жизненный опыт, которого у меня не было, так что, я тоже у него многому научилась. Это взаимный процесс: может быть все дело в том, что я сильный человек, во мне много женской силы. Женщины развивают в себе эту силу - в своих отношениях с мужчинами. В женщинах есть внутренняя мудрость, тогда как мужчины обладают мудростью другого рода: иметь дело с обществом - потому, что именно они его создали. Мужчины никогда не развивали в себе внутреннюю мудрость: у них просто не было времени. Поэтому, большинство мужчин опираются на женскую внутреннюю мудрость, хотят они в этом признаваться или нет".

Йоко Оно и Джон Леннон расстались со своими супругами и стали жить вместе в 1968 году. В следующем году группа "Битлз" распалась. Многие винили в распаде группы именно Йоко Оно. Леннон стал приводить возлюбленную на репетиции группы (хотя ещё в начале карьеры битлы условились не приглашать в студию жён и девушек). Пол Маккартни, видя, как меняются под влиянием Йоко Оно музыкальные вкусы Леннона, стал брать лидерство в группе на себя, что вызвало неудовольствие Леннона.

Музыкальные эксперименты Леннона начались в первый же год совместной жизни с Йоко Оно, ещё до распада "Битлз". В 1968 году Оно и Леннон выпустили альбом "Two Virgins" (Два девственника). Музыки на нём не было: пластинка содержала беспорядочный набор шумов, стоны и крики. По словам Леннона, альбом был записан за одну ночь. Еще больше, чем содержание, поражало оформление альбома, где были использованы фотографии Джонна Леннона и Йоко Оно в костюмах Адама и Евы. Леннон так говорил о влиянии на него Йоко Оно в тот момент жизни:

"Она заставила меня стать авангардистом и снять с себя одежду, а я в то время хотел быть лишь Томом Джонсом. "Два девственника" получились случайно. Я понял, что на свете есть такой же сумасшедший человек, как я, - женщина, умеющая издавать столь причудливые звуки, способная наслаждаться нетанцевальной и непопулярной музыкой, тем, что называют авангардом. Это единственное слово, которое здесь подойдёт, но я считаю, что такие ярлыки, как авангард, опровергают сами себя. Все привыкли к авангардным выставкам. Сам факт, что авангард может быть выставлен, противоречит назначению авангарда, поскольку он становится формальным, превращается в часть ритуала. Я всегда воспринимал его только как вариации к такому глобальному понятию, как музыка".

В следующем, 1969-м, году Леннон и Оно вновь удивили общественность. После своей свадьбы они отправились в Амстердам и заявили о том, что проведут «постельное интервью». Журналисты, решившие, что звёздная пара будет публично заниматься сексом, собрались в гостинице, где оказалось, что Леннон и Оно, надев белые пижамы, украсив гостиничный номер цветами, сидят на кровати и говорят о мире (как раз в то время шла война во Вьетнаме). Двери номера были круглые сутки широко распахнуты. Любой человек с улицы мог войти к ним.

В 1971 году выходит альбом Джона Леннона "Imagine". Заглавная песня с альбома стала самой известной сольной песней Леннона. В 1971 году сингл с песней "Imagine" достиг третьего места в хит-параде синглов США. В Великобритании сингл "Imagine" был выпущен только в 1975 году и достиг 6-го места в хит-парадах. Однако после смерти Леннона в 1980 году сингл "Imagine" снова был выпущен в Великобритании и 4 недели держался на перовм месте хит-парадов, пока не был смещён с первого места другой песней Джона Леннона "Woman". В 2002 году в Великобритании был проведен опрос, по итогам которого сингл "Imagine" занял второе место в списке величайших синглов всех времен после "Богемской рапсодии" группы "Квин".

В песне "Imagine" ("Представьте") Леннон излагает своё видение идеального мира, где люди живут сегодняшним днём, не надеясь на Рай и не боясь Ада. Не существует разделения на государства и религии, нет войн, нет собственности, нет понятий "жадность" и "голод". Все люди - братья. озже в интервью Леннон сказал, что песни "Imagine" и "Love" можно поставить в один ряд с любой песней, которая сделана, когда он был битлом.

В 1973 году Йоко Оно приняла решение на время расстаться с Ленноном, чтобы вновь дать возможность обоим почувствовать себя свободными и понять свои чувства друг к другу. Йоко выбрала Леннону в любовницы его помощницу-китаянку Мэй Пэнг (род. 24.10.1950), которую Леннон считал сексуальной, и отправила их в Лос-Анджелес, где они провели полтора года. Леннон в это время много пил.

Леннон так описывает вынужденную разлуку с Йоко Оно: "Когда Дон Хуан говорил... когда Дон Оно говорил: "Убирайся прочь! Ты ничего не понимаешь!" - это было вроде ссылки в пустыню. А назад она меня не пускала, потому что я еще не был готов к этому. Я должен был сам с собой разобраться. А когда я был готов, она позволяла мне вернуться. В начале 70-х мы расстались. Она выгнала меня. Я вдруг оказался один на плоту посреди океана. Сначала я подумал: "Ура! Как это здорово!!! Опять заживу холостяцкой жизнью. Гип-гип ура!" Но однажды я проснулся и меня пронзила мысль: "Что такое со мной? Я хочу домой!" Но она не захотела принять меня обратно. Вот почему мы жили врозь полтора года, а не полгода. Мы часто разговаривали по телефону, и я, бывало, говорил: "Мне такая жизнь не нравится. Я все время нарываюсь на неприятности. Я хочу домой. Пожалуйста, прими меня обратно!" Но она отвечала: "Ты еще не готов к возвращению".

Судя по последующим высказываниям Леннона, он любил Мэй Пэнг, хоть и другой любовью, нежели Йоко Оно. Леннон так говорил о жизни с Мэй Пэнг: "Я никогда не был так счастлив. Я любил эту женщину". Противоречивость высказываний Леннона подтверждает, что Йоко Оно была права и временная разлука действительно была им необходима. Леннон должен был решить, что для него важнее - внутренняя свобода или жизнь как следование своему гуру - Йоко Оно. Когда Леннон сделал свой выбор в пользу второго варианта, Йоко разрешила ему вернуться. Это случилось в 1975 году. 9 октября 1975, в тридцать пятый день рождения Леннона, у него родился сын, названный Шоном. Джон Леннон решил на несколько лет полностью посвятить себя семье и пожертвовать своим творчеством. Следующий альбом Джона Леннона "Double Fantasy" вышел лишь в 1980 году. Этому диску суждено было стать последним в творчестве Джона Леннона, жизнь которого оборвалась спустя несколько недель после выхода пластинки.

Джон Леннон был застрелен 8 декабря 1980 года. Уже после его смерти был выпущен сингл "Woman" с альбома "Double Fantasy". Сингл "Woman" достиг первого места в чарте синглов Великобритании, опередив другой хит Леннона "Imagine". В США сингл "Woman" достиг второго места в хит-парадах.

Йоко Оно жива до сих пор и продолжает свою творческую карьеру.

2 апреля 2015, 10:45

Джон Леннон родился 9 октября 1940 года в Ливерпуле. С 1960 по 1970 годы был солистом группы "Битлз".

Йоко (Ёко) Оно родилась 18 февраля 1933 года в Токио. Йоко получила хорошее образование в Японии и США. В 1956 году Йоко вышла замуж за Тоси Итиянаги - талантливого, но бедного композитора. Безуспешные попытки самоутвердиться в Америке привели начинающую хдожницу-авангардистку к депрессии, попыткам самоубийства и закончились тем, что родители забрали дочь обратно в Японию и поместили в психиатрическую клинику. Оттуда Йоко Оно вызволил поклонник её творчества Энтони Кокс, который увёз её в США и стал её вторым мужем. В 1963 году у пары родилась дочь Кёко.
В том же 1963 году родился сын Джулиан у супружеской четы Джон Леннон - Синтия Леннон, которые поженились в 1962 году.

Вот как рассказывал о своей первой встрече с Йоко Джон Леннон:

"Это было в 66-м году в Англии. Мне сказали, что одна японская художница-авангардистка, приехавшая из Америки, устраивает хеппиннинг. Я ходил по выставке и увидел лестницу, влез по ней к потолку, обнаружил там подвешенную трубу, посмотрел в нее - чувствуя себя идиотом - и прочитал одно слово "Да". А в те годы авангардом считалось, когда человек разбивал в дребезги пианино или скульптуру, в общем, все было анти-, анти-, анти-. Скучное отрицание. А тут я прочел это "да" и решил остаться на этой выставке среди гвоздей и яблок.

Там была одна надпись, которая возбудила мое любопытство: "Вбей гвоздь". Я спросил: "Можно я вобью гвоздь?" Йоко ответила: "Нет, потому что открытие назначено на завтра". Но тут к ней подошел владелец галереи и прошептал на ухо: "Пусть вобьет. Знаешь, он - миллионер. Может, он потом купит этот экспонат". Они начали шептаться-совещаться. Наконец, она говорит: "Ну, хорошо, можешь забить этот гвоздь, но сперва заплати за это 5 шиллингов". И вот я говорю: "Хорошо. Я дам тебе воображаемые 5 шиллингов и вобью воображаемый гвоздь". Вот так и произошла наша встреча, она что-то почувствовала, я что-то почувствовал, а остальное - это уже, как говорится, история".

Джон Леннон и Йоко Оно

Йоко после этой встречи записала в дневнике, что человек, которого она могла бы полюбить, нашёлся. Леннон стал получать от неё открытки с короткими надписями: "Танцуй", "Дыши", "Смотри на огни до рассвета"... Йоко звонила ему и произносила длинные монологи: о социальной несправедливости, духе времени и себе, испытывающей большие творческие затруднения авангардной художнице. Леннон слушал ее на редкость внимательно. Он привык к женщинам, которые повиновались ему. Йоко была совсем другой. Он чувствовал, что должен повиноваться этой японке, которая была старше его на 7 лет. Леннон так говорил о своей возлюбленной:

"Она учитель, а я - ученик. Я знаменитый человек, про которого думают, что он все знает, но она - мой учитель, она научила меня всему, что я знаю. Она уже все знала, когда я ни черта не знал, когда я был человеком ниоткуда. Она мой Дон Хуан [духовный учитель Кастанеды]".
"Рядом с Йоко я стал свободным. Её близость сделала меня целостным человеком. Без неё я был только половинкой".

Йоко сказала о своей роли в жизни Леннона: "До встречи со мной у него был свой жизненный опыт, которого у меня не было, так что, я тоже у него многому научилась. Это взаимный процесс: может быть все дело в том, что я сильный человек, во мне много женской силы. Женщины развивают в себе эту силу - в своих отношениях с мужчинами. В женщинах есть внутренняя мудрость, тогда как мужчины обладают мудростью другого рода: иметь дело с обществом - потому, что именно они его создали. Мужчины никогда не развивали в себе внутреннюю мудрость: у них просто не было времени. Поэтому, большинство мужчин опираются на женскую внутреннюю мудрость, хотят они в этом признаваться или нет".

Йоко Оно и Джон Леннон расстались со своими супругами и стали жить вместе в 1968 году. В следующем году группа "Битлз" распалась. Многие винили в распаде группы именно Йоко Оно. Леннон стал приводить возлюбленную на репетиции группы (хотя ещё в начале карьеры битлы условились не приглашать в студию жён и девушек). Пол Маккартни, видя, как меняются под влиянием Йоко Оно музыкальные вкусы Леннона, стал брать лидерство в группе на себя, что вызвало неудовольствие Леннона.
Музыкальные эксперименты Леннона начались в первый же год совместной жизни с Йоко Оно, ещё до распада "Битлз". В 1968 году Оно и Леннон выпустили альбом "Two Virgins" (Два девственника). Музыки на нём не было: пластинка содержала беспорядочный набор шумов, стоны и крики. По словам Леннона, альбом был записан за одну ночь. Еще больше, чем содержание, поражало оформление альбома, где были использованы фотографии Джонна Леннона и Йоко Оно в костюмах Адама и Евы. Леннон так говорил о влиянии на него Йоко Оно в тот момент жизни:

"Она заставила меня стать авангардистом и снять с себя одежду, а я в то время хотел быть лишь Томом Джонсом.
"Два девственника" получились случайно. Я понял, что на свете есть такой же сумасшедший человек, как я, - женщина, умеющая издавать столь причудливые звуки, способная наслаждаться нетанцевальной и непопулярной музыкой, тем, что называют авангардом.
Это единственное слово, которое здесь подойдёт, но я считаю, что такие ярлыки, как авангард, опровергают сами себя. Все привыкли к авангардным выставкам. Сам факт, что авангард может быть выставлен, противоречит назначению авангарда, поскольку он становится формальным, превращается в часть ритуала. Я всегда воспринимал его только как вариации к такому глобальному понятию, как музыка".

В следующем, 1969-м, году Леннон и Оно вновь удивили общественность. После своей свадьбы они отправились в Амстердам и заявили о том, что проведут «постельное интервью». Журналисты, решившие, что звёздная пара будет публично заниматься сексом, собрались в гостинице, где оказалось, что Леннон и Оно, надев белые пижамы, украсив гостиничный номер цветами, сидят на кровати и говорят о мире (как раз в то время шла война во Вьетнаме). Двери номера были круглые сутки широко распахнуты. Любой человек с улицы мог войти к ним.

В 1971 году выходит альбом Джона Леннона "Imagine". Заглавная песня с альбома стала самой известной сольной песней Леннона. В 1971 году сингл с песней "Imagine" достиг третьего места в хит-параде синглов США. В Великобритании сингл "Imagine" был выпущен только в 1975 году и достиг 6-го места в хит-парадах. Однако после смерти Леннона в 1980 году сингл "Imagine" снова был выпущен в Великобритании и 4 недели держался на перовм месте хит-парадов, пока не был смещён с первого места другой песней Джона Леннона "Woman". В 2002 году в Великобритании был проведен опрос, по итогам которого сингл "Imagine" занял второе место в списке величайших синглов всех времен после "Богемской рапсодии" группы "Квин".
В песне "Imagine" ("Представьте") Леннон излагает своё видение идеального мира, где люди живут сегодняшним днём, не надеясь на Рай и не боясь Ада. Не существует разделения на государства и религии, нет войн, нет собственности, нет понятий "жадность" и "голод". Все люди - братья.
Позже в интервью Леннон сказал, что песни "Imagine" и "Love" можно поставить в один ряд с любой песней, которая сделана, когда он был битлом.

В 1973 году Йоко Оно приняла решение на время расстаться с Ленноном, чтобы вновь дать возможность обоим почувствовать себя свободными и понять свои чувства друг к другу. Йоко выбрала Леннону в любовницы его помощницу-китаянку Мэй Пэнг (род. 24.10.1950), которую Леннон считал сексуальной, и отправила их в Лос-Анджелес, где они провели полтора года. Леннон в это время много пил.

Леннон так описывает вынужденную разлуку с Йоко Оно:

"Когда Дон Хуан говорил... когда Дон Оно говорил: "Убирайся прочь! Ты ничего не понимаешь!" - это было вроде ссылки в пустыню. А назад она меня не пускала, потому что я еще не был готов к этому. Я должен был сам с собой разобраться. А когда я был готов, она позволяла мне вернуться.
В начале 70-х мы расстались. Она выгнала меня. Я вдруг оказался один на плоту посреди океана. Сначала я подумал: "Ура! Как это здорово!!! Опять заживу холостяцкой жизнью. Гип-гип ура!" Но однажды я проснулся и меня пронзила мысль: "Что такое со мной? Я хочу домой!" Но она не захотела принять меня обратно. Вот почему мы жили врозь полтора года, а не полгода. Мы часто разговаривали по телефону, и я, бывало, говорил: "Мне такая жизнь не нравится. Я все время нарываюсь на неприятности. Я хочу домой. Пожалуйста, прими меня обратно!" Но она отвечала: "Ты еще не готов к возвращению".

Судя по последующим высказываниям Леннона, он любил Мэй Пэнг, хоть и другой любовью, нежели Йоко Оно. Леннон так говорил о жизни с Мэй Пэнг: "Я никогда не был так счастлив. Я любил эту женщину".

Противоречивость высказываний Леннона подтверждает, что Йоко Оно была права и временная разлука действительно была им необходима. Леннон должен был решить, что для него важнее - внутренняя свобода или жизнь как следование своему гуру - Йоко Оно. Когда Леннон сделал свой выбор в пользу второго варианта, Йоко разрешила ему вернуться. Это случилось в 1975 году. 9 октября 1975, в тридцать пятый день рождения Леннона, у него родился сын, названный Шоном. Джон Леннон решил на несколько лет полностью посвятить себя семье и пожертвовать своим творчеством. Следующий альбом Джона Леннона "Double Fantasy" вышел лишь в 1980 году. Этому диску суждено было стать последним в творчестве Джона Леннона, жизнь которого оборвалась спустя несколько недель после выхода пластинки.

Джон Леннон был застрелен 8 декабря 1980 года. Уже после его смерти был выпущен сингл "Woman" с альбома "Double Fantasy". Сингл "Woman" достиг первого места в чарте синглов Великобритании, опередив другой хит Леннона "Imagine". В США сингл "Woman" достиг второго места в хит-парадах.

ЙОКО ОНО – ЧОКНУТАЯ АВАНГАРДИСТКА

Сколькими эпитетами только не награждали, каких ярлыков не вешали – ведьма, посредственность, нелюдимка, чокнутая, невзрачная. Впрочем, все это не помешало ей стать самой известной из неизвестных художников и почти самой обсуждаемой вдовой ХХ века. В этом ее превзошла разве только Жаклин Кеннеди. Что же помогло завоевать столько «титулов»?

Потомственная аристократка Йоко Оно

Характер японки Йоко , которая родилась 1933 года, закалился еще в детстве, когда семье токийских аристократов пришлось прятаться от бомбежек Второй мировой войны и бежать в глухую деревню. Там представители высшего класса испытали унижение и крайнюю бедность. До этого Йоко жила с матерью, пока отец (потомок императора) занимал ответственные посты в Банке Японии в Сан-Франциско. Семья несколько раз то разлучалась, то воссоединялась в связи с новыми назначениями отца.

Несмотря на переезды Йоко удалось окончить престижную школу в Японии, после чего все семейство перебралось в Нью-Йорк, где Йоко начала свой путь художника-концептуалиста. Правда до этого она хотела стать оперной певицей, даже изучала в колледже музыку и литературу, но в 1956 году встретила бедного и никому не известного композитора Тоси Итиянаги, за которого и вышла замуж вопреки воле родителей. Но именно Тоси стал ее ниточкой в мир авангардистов. Он устроился на работу пианистом в танцевальную труппу американского хореографа Мерса Каннингема, который был знаком со многими художниками-авангардистами.

От концептуализма до самоубийства – один шаг

с матерью

Первые шаги в этом направлении были весьма неудачными. Она пыталась скомпилировать свои таланты, экспериментировала, искала способы завоевания публики, но они были тщетными – ни перфомансы, ни спектакли, ни выставки не вызывали почти никакого интереса у зрителей. Вдобавок ко всему критики делали вид, что Йоко в мире искусства попросту не существует.

Все эти неудачные старания самореализации приводили Оно к депрессиям, выход из которых она искала в попытках свести счеты с жизнью. Возможно, это был очередной способ привлечь к себе внимание, ведь в нужный момент рядом всегда оказывался муж и спаситель Тоси Итиянаги.

Вскоре о проблемах дочери узнали родители и приняли решительные меры. В 1962 году они отправили на родину, в Японию, проходить лечение в психиатрической больнице.

с Энтони Коксом и Кеко

Как позже выяснилось, даже там судьба готовила ей сюрприз. Чуть ли не единственным большим поклонником творчества был американский продюсер Энтони Кокс. Узнав о ее беде, он бросил все и отправился в Японию ухаживать за Йоко . После лечения он забрал ее в Нью-Йорк и стал заниматься продюсированием ее проектов. После этого Йоко оставила первого мужа и зарегистрировала свои отношения с Энтони.

В 1963 году в семье родилась дочь Кеко Оно Кокс, хотя появление на свет ребенка не спасло их брак от развала. Еще три года они провели вместе, занимались творчеством и позиционировали себя как концептуальные художники. Это направление искусства выражало художественную идею в абсурдной, нередко бессмысленной форме. Такой же была и жизнь самой художницы. Ее поступки никогда не отличались последовательностью и логикой.

5 шиллингов за право быть первым

Новая страница жизни и даже творчества началась у после встречи с кумиром миллионов людей, живой легендой . Многочисленные источники утверждают, что их первая встреча произошла в лондонской галерее «Индика».

Было это в конце 1966 года. Там готовилась к открытию выставка Йоко , а Джон якобы забрел туда совершенно случайно. В зале стояла стремянка. Он взобрался по ступенькам, держа в руке лупу и пытаясь прочитать одно слово, которое было написано на потолке. Через увеличительное стекло он рассмотрел слово «Yes». Проявленный интерес музыканта не ускользнул от цепкого взгляда художницы.

Он осмотрел выставку и увидел обычную дощечку, возле которой лежали молоток с гвоздями. Джон захотел вбить гвоздь, но Йоко стала возражать, ведь открытие намечалось только на следующий день. Леннон продолжал настаивать, и тогда авангардистка потребовала с него 5 шиллингов за право быть первым. Джон нашел выход и из этого положения. Он предложил вбить воображаемый гвоздь за такие же воображаемые деньги.

Эта история стала поводом для язвительных высказываний поклонников, мол, гвоздь был забит в крышку гроба группы , а еще и двух семей.

Чаша любви и разбитая чашка

Дальше было то, что мир музыки обсуждал еще очень долго. Во-первых, она была старше Джона на 7 лет. Во-вторых, Йоко дежурила у дома Джона часами, добивалась его внимания различными способами: писала записки, присылала письма, а однажды даже разбитую чашку, облитую красной краской. Иначе как выходками сумасшедшей такое поведение назвать сложно. Но именно оно возымело действие, и Леннон стал поддерживать ее выставки.

Общая работа еще больше сблизила, и обоим пришлось оставить свои семьи и детей ради новых отношений. Еще через время Леннон принял решение уйти из группы, и был благодарен Оно , что та дала ему на это силы. Он чувствовал, что бесконечные поклонницы, затяжные гастроли и безумные растраты ни к чему хорошему не приведут.

Они стали неразлучны. Как ни парадоксально, но это только вдохновляло пару на новые проявления творчества. Йоко познакомила Джона с авангардом, а тот посредством «Белого альбома» передал это ощущение своим поклонникам. Вместе они организовали группу Plastic Ono Band. И снова была импровизация, в текстах звучал концептуализм и, конечно, безудержные эксперименты. Многие помнят фотосессию, где Оно и Леннон предстали совершенно нагими. Она была снята для альбома «Два девственника». Разразился неимоверный скандал, альбом не хотели брать в продажу и только плотные коричневые обертки спасли положение.

Все эти годы она не переставала писать музыку. В 2002 году добился популярности ее проект ONO, а еще через пять лет танцевальная обработка песни «Open Your Box» попала в чарт клубной музыки. Йоко говорит, что впервые в искусстве соединила популярную музыку с авангардом. Благодаря стараниям Оно после 36-летнего перерыва ее группа Plastic Ono Band выпустила альбом «Between My Head and the Sky». Пробовала она себя и в совместном творчестве с сыном Шоном.

Пацифистка Йоко выступала против войны в Ираке. В ведущих изданиях США она оплатила публикацию одной единственной строчки: «Imagine Peace… Spring 2003» («Представьте себе мир… Весна 2003»). До этого плакат с фразой: «Представьте, что все люди живут мирной жизнью» украшал лондонскую площадь Пикадилли. Таким способом Оно выразила сочувствие жертвам терактов в США 11 сентября.

У них уже был опыт с Джоном авангардных протестов против войны. Тогда они весь медовый месяц валялись в постели в окружении нескольких журналистов с фотокамерами. Так они выражали свое отношение к войне во Вьетнаме и пропагандировали мир.

На этом ее общественная деятельность не заканчивается. организовала премию имени Джона Леннона – Lennon Ono Grant For Peace. Лауреатов выбирают один раз в два года. В последний раз премию получила эпатажная певица Леди Гага и скандально известные девушки из российской группы Pussy Riot.

Волнуют Йоко и экологические проблемы. Она поддерживает организации, которые выступают против добычи сланцевого газа. При этом методе добычи происходит гидроразрыв пласта земли, что приводит к уничтожению почв и грунтовых вод. Как видим, даже такие вопросы ей не чужды.

«Делай все с ощущением радости. Негативное мышление – роскошь, которую мы не можем себе позволить», – говорит 81-летняя , и в этом с ней трудно спорить.

ФАКТЫ

За время жизни с Ленноном сумела приумножить семейные доходы в несколько раз. К 1980 году их совместное состояние оценивалось в 150 миллионов долларов.

Однажды она развесила по всему Ливерпулю плакаты, на которых была изображена женская грудь. Подпись гласила: «Моя мать была прекрасна». Как оказалось, эта акция была посвящена матери Джона Леннона, которая рано ушла из жизни.

Обновлено: Июнь 17, 2017 автором: Елена

Йоко Оно (Yoko Ono, род. 18 февраля 1933 года) - американская певица, художник, общественный деятель, вдова музыканта Джона Леннона (John Lennon), участника группы The Beatles. Известна своими авангардными проектами в музыке, кинематографе и изобразительном искусстве. Основные мотивы творчества Йоко Оно - борьба за мир и за права сексуальных меньшинств, феминизм, а также продвижение нестандартных взглядов на искусство.

Творческий путь Йоко Оно

Йоно Оно родилась в 1933 году в Токио , Япония , и первые три года своей жизни провела там же, вместе со своей матерью, Исоко Оно . Отец Йоко, Эйсуке Оно , был банкиром и работал в Сан-Франциско в одном из филиалов банка Bank of Japan. Когда Йоко было 3 года, они с матерью переехали в Америку к отцу, но вскоре его перевели обратно в Японию, где Йоко отдали в престижнейшую школу Gakushuin , учебное заведение, в которое допускались только аристократы и члены королевской семьи. Через 3 года, в 1940 году, отца Йоко опять отправили в Америку, на этот раз в Нью-Йорк, и семья поехала с ним. Но через год последовал очередной переезд - Эйсуке был переведен в Ханой , а Йоко с матерью отправились домой в Японию.

После Второй мировой войны Йоко вместе с семьей вернулась в Америку и поступила в нью-йоркский колледж Сары Лоренс (Sarah Lawrence Colledge). Она стала активно общаться с молодыми писателями, поэтами и прочими людьми, ведущими богемный образ жизни. В 1956 году Оно вышла замуж за талантливого молодого композитора Тоши Ичиянаги (Toshi Ichiyanagi). После замужества Йоко твердо решила посвятить себя искусству и стать авангардной художницей. Но, несмотря на все старания, ее творчество не воспринималось окружающими всерьез. Безуспешные попытки завоевать признание публики довели Йоко до нервного срыва, результатом которого стало несколько попыток самоубийства. После одной из таких попыток Оно была помещена в психиатрическую клинику в Японии, где ее нашел продюсер Энтони Кокс (Anthony Cox), ставший впоследствии ее мужем. Под руководством Энтони Йоко удалось воплотить в жизнь несколько удачных проектов, на одном из которых она познакомилась с Джоном Ленноном . В это время Йоко вместе с мужем и их общей дочерью жила в Лондоне, считая, что там больше возможностей для творческого развития.

Фильмография Йоко Оно

(озвучка, 2018)

« (ремастеринг, 2018)

John Lennon/Plastic Ono Band: Love (короткометражка, 2003)

John Lennon/Plastic Ono Band: Working Class Hero - Version 1 (короткометражка, 1997)

The Misfits - 30 Years of Fluxus (1993)

Без ума от тебя (сериал, 1992–1999)

John Lennon: Woman (короткометражка, 1981)

John Lennon: (Just Like) Starting Over - First Version (короткометражка, 1980)

John Lennon: Stand by Me (короткометражка, 1975)

John Lennon: Mind Games - First Version (короткометражка, 1973)

John Lennon: Imagine (короткометражка, 1971)

John Lennon: Oh Yoko! (короткометражка, 1971)

John Lennon: Oh My Love (короткометражка, 1971)

John Lennon: How Do You Sleep? (короткометражка, 1971)

John Lennon: Jealous Guy - Version 1 (короткометражка, 1971)

John Lennon: How? (короткометражка, 1971)

John Lennon: Crippled Inside - Version 1 (короткометражка, 1971)

John Lennon: Gimme Some Truth (короткометражка, 1971)

John Lennon: It"s So Hard (короткометражка, 1971)

Yoko Ono: Don"t Count the Waves (короткометражка, 1971)

John Lennon: I Don"t Wanna Be a Soldier (короткометражка, 1971)

Yoko Ono: Mrs. Lennon (короткометражка, 1971)

Свобода (1970)

Апофеоз (1970)

John Lennon, Ono and the Plastic Ono Band: Instant Karma! (короткометражка, 1970)

The Beatles: Something (короткометражка, 1969)

Plastic Ono Band: Cold Turkey - First Version (короткометражка, 1969)

The Beatles: The Ballad of John and Yoko (короткометражка, 1969)

John Lennon & The Plastic Ono Band: Give Peace a Chance - Version 1 (короткометражка, 1969)

Два девственника (1968)