Одним из видов единоборств, практикуемых в клубе является КОБУДО.

Кобудо можно перевести с японского, как «старый военный путь”.

В современном кобудо имеется большое количество разделов, включающих в себя, как работу с оружием, так и без него.

В Саратове её членом является Федерация Кобудо Саратовской области http://саратов-кобудо.рф/

ВФК регулярно проводит региональные и национальные чемпионаты и кубки, семинары и аттестации на ученические пояса и мастерские степени.

За спортивные достижения спортсменам присваиваются спортивные разряды от 3-го юношеского и спортивные звания до "Заслуженного мастера спорта России" в соответствии с ЕВСК.

Соревнования проводятся в нескольких дисциплинах:

Боевые разделы

Ниппон-кемпо. С японского можно перевести, как "японских рукопашный бой". Один из современных видов дзю-дзюцу, основанный в 1932 году. Стоит на вооружении японской полиции.

Поединки проводятся в защитной амуниции, состоящей из шлема с металлической маской, жёсткого нагрудника, перчаток для бокса. Разрешены удары руками и ногами и коленями, броски, болевые приёмы в положении лёжа (в японском варианте разрешены болевые приёмы в стойке), удары руками и ногами по лежачему противнику, в т.ч. в положении лёжа. Особенностью поединков является то, что к технике и силе выполнения ударов предъявляются повышенные требования. Кроме того, любое эффективное техническое действие, будь то удар или или болевой приём, оцениваются в 1 бал (иппон), что существенно снижает преимущество борцов, которые традиционно имеют преимущество в поединках по смешанным правилам, где болевой приём приводят к чистой победе. Бой ведётся до 3-х очков. Приближаясь к реальному бою, в ниппон-кемпо броски не оцениваются. Оцениваются только действия после броска (добивание или болевой приём)

Нунчаку.

Поединки на нунчаку. Экипировка спортсменов состоит из шлема с маской и специализированных спортивных (мягких) нунчаку. Особенностью поединков является то, что спортсмен имеет право нанести удар только после того, как сделает определённое количество перехватов (как правило не менее 4-х). Таким образом поединки превращаются практически в цирковое зрелище, когда спортсмены стремятся максимально быстро и разнообразно вращать, перехватывать и фехтовать нунчаку. Естественно, что для участия в поединках на нунчаку требуется специализированная подготовка по овладению техникой этого вида спортивного оружия.

Демонстрационные разделы

Ката.

Демонстрация традиционных формальных упражнений с традиционными видами окинавского и японского оружия (бо, нунчаку, тонфа, сай, кама и т.п.).

Тайхо-дзюцу.

Парная демонстрация приёмов с оружием и без оружия (дзю-дзюцу) .



Спортсмены клуба регулярно выступают в соревнованиях по кобудо, являются чемпионами и призёрами Саратовской области и России.

Термин «кобудо» в переводе с японского языка означает - «старинный воинский путь». Первоначальное название - «кобудзюцу» - «старинные

воинские искусства (умения)». Под этим термином сегодня представлены искусства владения различными видами восточных видов холодного оружия.

В настоящее время существует разделение кобудо на два автономных самостоятельных направления:

1. Нихон-кобудо - направление, объединяющее системы распространенные на основных островах Японии и использующие в своем арсенале холодное оружие самурайского происхождения и оружие из арсенала ниндзюцу.

2. Кобудо (другие названия Рюкю-кобудо и Окинава-кобудо) - направление, объединяющее системы ведущие происхождение с островов архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) использующие в арсенале орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей указанных островов.

Федерация кобудо России ориентирована на распространение кобудо, в основном, окинавского происхождения.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОБУДО.

С некоторой натяжкой можно сказать, что первый человек, начавший использовать наряду с первобытным оружием и различные подручные предметы для противодействия себе подобным, был основателем кобудо. Но, если говорить о кобудо в современном смысле слова, то вышеуказанное утверждение будет верным только отчасти. Понятно одно, что самые первые сведения о происхождении кобудо теряются в глубине веков.

Сегодня существуют две версии появления и развития кобудо на Окинаве: легендарная и современная, более реалистичная, основанная на последних исторических сведениях.

Следует иметь ввиду, что история кобудо (кобудзюцу) неразрывно связана с историей каратэ-до, так как разделение окинавских систем рукопашного боя на безоружные и использующие оружие, произошло сравнительно недавно - на рубеже 19-20 в.в.

К слову сказать, и сейчас ряд школ каратэ на Окинаве имеет в своих аттестационных программах требования по знанию не только каратэ, но и кобудо одновременно. Но, мы отвлеклись.

Итак, история каратэ и кобудо гласит, что эти виды рукопашного боя начали развиваться на островах Рюкю с незапамятных времен и первоначально были объединены в рамках некоей системы «Тэ» или «Окинава-тэ», что означало соответственно «Рука» и «Рука Окинавы».

Указанная система на протяжении своего существования неоднократно дополнялась и расширялась. Так, в XII в. (эпоха Тайра-Минамото) потерпевший поражение клан Тайра откатился из Японии на юг и, частично, осел на Рюкю. Он принес на острова большой багаж военных знаний, в том числе и в области боевых искусств.

В 1350 году, с установлением официальных отношений с Китаем, на Окинаву прибыло посольство с целью распространения на острове китайской культуры. В число передаваемых знаний вошли и боевые искусства, отлично разработанные к тому времени в Китае. Китайские боевые искусства смешались с более ранними окинавскими разработками, дав новый толчок для развития боевых систем на острове.

К началу 15 века остров Окинава, которым правили многочисленные феодальные князья, был разделен на три крупных государства: Хокудзан (на севере), Тюдзан (в центре) и Нандзан (на юге), - известные как «Три Королевства». В 1429 году они были объединены под властью одного правителя - Сё Хаси, со столицей в городе Сюри. Его потомок Сё Син (1477-1526) окончательно ликвидировал феодальную раздробленность, основал государство, базировавшееся на принципах конфуцианства, и собрал всех феодальных князей Окинавы (андзи) в Сюри. Одновременно был наложен запрет на ношение мечей и владение оружием. Это государство, известное как Королевство Рюкю жило и процветало благодаря торговле с Китаем, Кореей, Японией и другими государствами Юго-Восточной Азии.

В 1609 году на Окинаву вторглись самураи японского клана Сацума с острова Южный Кюсю и захватили ее. Новые правители ужесточили действие «Указов об оружии» введенных Сё Сином, а в 1699 году запретили ввоз любого оружия.

Далее, легендарная версия гласит, что в это время гнет достиг такого уровня, что на целую деревню выдавался один нож для хозяйственных нужд. Вот тогда-то искусство каратэ (безоружного боя) и кобудо (боя с применением предметов обихода, не являвшихся на тот момент оружием) достиг своего пика.

В целях борьбы с оккупантами из клана Сацума крестьяне и рыбаки стали создавать тайные сообщества, целью которых было изгнание японцев с острова. Для этой благородной цели члены сообществ изучали каратэ и кобудо, упражняясь днем и ночью. И через некоторое время в боях с вооруженными самураями островитяне убедительно и не раз доказывали высочайшую эффективность каратэ и кобудо.

Более современная историческая версия излагает, что в 1724 году по различным причинам в Сюри сконцентрировалось большое количество представителей дворянского сословия Рюкю (сидзоку). Чтобы освободить от них столицу, было принято решение разрешить сидзоку заниматься торговлей, ремеслами, рыболовством и сельским хозяйством на отдаленных островах и вдали от городов Окинавы. В новые поселения дворяне привносили свою культуру, в том числе и знания в области кобудо. Однако, местное население, особенно крестьяне, загруженные работой почти круглосуточно, пребывали в состоянии, близком к рабскому. Поэтому развитие кобудо происходило крайне медленно и, в основном, в среде выходцев из дворянства.

После реставрации Мэйдзи (1848) острова были аннексированы новым правительством Японии. В 1879 году последний король Рюкю Сё Тай был сослан в Токио. Правительство Японии создало новую префектуру - Окинава. Начался процесс японизации коренного населения и искоренения традиций и обычаев, считавшихся чуждыми исконно японским, который закончился только по окончанию II Мировой войны.

В период конца 19 - начала 20 веков кобудо Окинавы было практически забыто, им владел очень небольшой круг мастеров, зачастую обладавших разрозненными знаниями по отдельным видам оружия.

В современном мире распространено небольшое количество традиционных школ окинавского кобудо. Основными из них являются различные версии Рюкю-кобудо мастера Тайра Синкэн (1897-1970), Матаёси-кобудо мастеров Матаёси Синко (1888-1947) и его сына Матаёси Синпо (1923-1997) и Ямани-рю кобудо мастера Тинэн Массами (1898-1976).

ОРУЖИЕ КОБУДО.

Существует большое количество различных видов оружия (в основном китайского происхождения) и предметов, изначально оружием не являющихся, которые представляют собой орудия труда измененные для боевого использования или без каких-либо изменений. Ниже перечислены основные виды оружия кобудо:

- бо (другие названия: рокусякубо, кон, кун) - наиболее распространенное оружие, деревянный шест (бо) длиной шесть (року) сяку. Японская мера длины сяку составляла около 30,3 см. Т.е. длина шеста составляла около 182 см. Окинавские названия шеста «кон» или «кун»;

- сай - металлический трезубец, прообразом которого служила ваджра - один из символов буддизма. Другая версия относит происхождение сай к вилам для рыхления почвы. Парное оружие. К родственным видам сай относятся: мандзи-но сай (сай в форме свастики) и нунти (навершие остроги, похожее по форме на мандзи-но сай);

- тонфа (тунфа, туйфа, туйха, тунфуа, тонфуа, тойфуа, тонкуа, тункуа, таофуа) - палка длиной около 40 см. с поперечной рукоятью, первоначально рычаг для вращения жернова ручной мельницы. Парное оружие.

- нунчаку - две палки длиной около 30 см, соединенные веревкой длиной около 10 см. прообразом нунчаку послужили, по различным версиям, конские удила или цеп для обмолота риса;

- дзё (цуэ, сутику, сансякудзё, ёнсякудзё, ханбо) - палка (посох) длиной 90-120 см.

- кама - серп, сельскохозяйственное орудие для сбора риса. Применяется в одиночном и парном вариантах. При использовании в парном варианте - нитёгама (два серпа);

- эку (уэку, иэку, кай) - весло;

- сурутин - веревка или цепь с укрепленными по обоим концам металлическими или каменными грузилами. Приспособление для причаливания и крепления лодок к пристани. Существует два вида: нага-сурутин (длиной 3 м.) и тан-сурутин (1,5 м.);

- куэ (кува) - мотыга, кетмень;

- нунтибо - острога, шест длиной около 210 см. с нунти на одном конце;

- тэкко - металлический шипастый кастет, прообразом могло служить седельное стремя. Парное оружие;

- сансэцу-кон - деревянный трехзвенный цеп со звеньями длиной около 65 см. соединенными веревками или цепью длиной около 5-7 см.

- тинбэ-ротин или тинбэ-сэйрюто - непарное оружие, изначально представляющее из себя крышку от большой кастрюли (то-хай) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса - хэра. То-хай использовали как щит, хэра - как дубинку. Однако, приемы с то-хай и хэра не были своевременно канонизированы и поэтому впоследствии были утрачены. В настоящее время то-хай трансформировался в щит: металлический круглый (диаметром ок. 60 см.) или костяной, приблизительно овальной формы изготовленный из панциря большой морской черепахи. Вместо хэра используют ротин или сэйрюто. Ротин представляет из себя короткий дротик с копейным навершием и, часто, раздвоенным хвостовиком. Сэйрюто - секач (мачете) для разделки крупной рыбы;-

-танбо (тамбо, нитётанбо) - две толстые неровные палки длиной по 60-70 см. Парное оружие;

- тэттю (титтю) - спицы, короткие металлические пруты, заостренные с двух сторон с кольцами в средней части или без таковых, с поперечными выступами или без них. Парное оружие кастетного типа;

Другие виды;

В ФКР в перечень оружия, кроме перечисленных видов входит боккэн, деревянный макет самурайского меча.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящее время кобудо переживает своеобразный период ренессанса. Большое количество школ каратэ и других боевых искусств без оружия, из разного рода соображений (часто коммерческих), вводит в свой арсенал работу с оружием, заимствуя информацию из всех доступных источников. В ряде случаев оружейная традиция перенимается целиком от одной из известных направлений кобудо, но чаще школы каратэ вырабатывают свой оружейный арсенал, компилируя его по своему усмотрению.

Наиболее характерными видами используемого оружия являются бо , нунчаку , кама , тонфа , сай , кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло) и тимбэй .

Кобудо является эффективным методом противостояния вооружённому человеку или группе вооружённых/невооружённых противников. Эффективность заключается в умении использовать и быстро манипулировать различными предметами, даже если у мастера кобудо не окажется под рукой одного из стандартных для этого вида боевых искусств предметов, всегда существует альтернатива .

Другие названия - Рюкю-кобудо и Окинава кобудо.

Кобудо объединяет в себе боевые системы, зародившиеся на островах архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) и использующие в бою орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей данных островов.

Кобудо является неотъемлемой частью каратэ-до , уникальной системы самозащиты от вооруженного противника, которая обучает мужчин и женщин любого возраста и уровня подготовки виртуозному владению различными видами традиционного оружия.

История

В средние века жители Окинавы, лишённые возможности иметь какое-либо оружие из-за действовавшего на тот момент закона, стали использовать предметы и инструменты повседневного назначения (в основном сельскохозяйственные). Таким образом в течение нескольких столетий сформировался и стал неотъемлемой частью традиционного карате стиль кобудо - работа с оружием. Так орудия труда, под воздействием нового метода их использования превратились в грозное оружие .

Теорий об истории возникновения оружия на Окинаве множество. Сколько приверженцев этого вида единоборств, столько и мнений. Многие считают, что оружие появилось, как дополнение к технике различных школ каратэ. Другие думают, что оружие Кобудо было привилегией высших слоёв общества и использовалось для демонстрации приёмов, а не для боевого применения. Но все мнения сводятся в общем - Кобудо пришло с острова Окинава.

Эффективность школ Кобудо определяется тем, что создавались они, действительно, в условиях борьбы невооружённого простолюдина с вооружённым самураем. В средние века жители Окинавы, лишённые возможности иметь какое-либо оружие, для защиты стали использовать предметы повседневного пользования. В основном использовались сельскохозяйственные орудия труда, превращенные в грозное оружие - БО, сай , тонфа , КАМА, нунчаки и др.

Крестьянское оружие значительно уступало по своим возможностям снаряжению воина того времени, но тем не менее бытовые предметы становились почти без доработок грозным и универсальным оружием, навсегда занявшим место в арсенале боевых средств. Таким образом, в течение нескольких столетий, сформировалось новое боевое искусство - Кобудо. В современном мире Кобудо развивается как самостоятельный вид единоборств, который включает в себя лучшие качества боевого направления. И это не случайно, ведь Кобудо с самого начала было представлено для реальной, надежной и эффективной защиты от агрессора.

Философия оружия

Существует большое количество различных видов оружия и предметов, которые сами по себе не являются оружием, а представляют собой орудия труда, измененные для боевого использования или без каких-либо изменений.

Ниже перечислены основные виды оружия КОБУДО:

БО - (другие названия: РОКУСЯКУ-БО, КОН, КУН) - наиболее распространенное оружие, деревянный шест (бо) длиной шесть (року сяку). Японская мера длины сяку составляла около 30,3 см. То есть длина шеста составляла около 182 см. Окинавские названия шеста «КОН» или «КУН».

ТОНФА (ТУНФА, ТУЙФА, ТУЙХА, ТУНКУА) - палка длиной около 40 см с поперечной рукоятью, первоначально рычаг для вращения жернова ручной мельницы. Парное оружие.

САИ - металлический трезубец, прообразом которого служила ваджра - один из символов буддизма. Другая версия относит происхождение саи к вилам для рыхления почвы, прообразу человека, а также кактусу или заколки для волос. Парное оружие.

К родственным видам САИ относятся: МАНДЗИ НО САИ (САИНУНТИ САИ в форме свастики) и (орудие закреплённое на вершине остроги, похожее по форме на МАНДЗИ НО САИ).

НУНЧАКУ - две палки длиной около 30 см, соединенные веревкой длиной около 10 см прообразом нунчаку послужили, по различным версиям, конские удила или цеп для обмолота риса.

КАМА - серп, сельскохозяйственное орудие для сбора риса. Применяется в одиночном и парном вариантах. При использовании в парном варианте - НИТЁГАМА (два серпа).

ЕКУ - (эку, уэку, иэку, кай) - весло.

СУРУЧИН - веревка или цепь с укрепленными по обоим концам металлическими или каменными грузилами. Приспособление для причаливания и крепления лодок к пристани. Существует два вида: НАГА СУРУЧИН (длиной 3 м.) и ТАН СУРУЧИН (1,5 м.).

НУНТИБО - острога, шест длиной около 210 см с НУНТИ на одном конце.

САНСЕЦУ КОН - деревянный трехзвенный цеп со звеньями длиной около 65 см соединенными веревками или цепью длиной около 5-7 см.

ТИНБЭ-РОЧИН или ТИНБЭ-СЭЙРЮТО - непарное оружие, изначально представляющее из себя крышку от большой кастрюли (ТО ХАЙ) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса (ХЭРА). ТО ХАЙ использовали как щит, ХЭРАТО ХАЙ - как дубинку.

В настоящее время ТО ХАЙ трансформировался в щит: металлический круглый (диаметром ок. 60 см.) или костяной, приблизительно овальной формы изготовленный из панциря большой морской черепахи.

Вместо ХЭРА используют РОЧИН или СЭЙРЮТО. РОЧИН представляет из себя короткий дротик с копейным навершием и, часто, раздвоенным хвостовиком. СЭЙРЮТО - секач (мачете) для разделки крупной рыбы.

КОБУДО - это окинавское искусство владения традиционными видами оружия: бо (шест), сай (трезубец), кама (серп), нунчаку и другими. В буквальном переводе с японского Кобудо означает древний боевой путь. Кобудо является самостоятельным боевым искусством, но многие мастера каратедо считают его неотъемлемой частью своего единоборства.

В настоящее время Кобудо, объединив в себе все техники владения традиционными видами оружия и переняв опыт китайских и японских единоборств, превратилось в самостоятельный вид боевого искусства.

Искусству КОБУДО в Нижнем Новгороде можно обучиться в клубе FUTAGAWA. Занятия по КОБУДО проводят одни из лучших мастеров в Нижнем Новгороде. Регулярно проводятся семинары с мастерами из Японии.

Занимаясь кобудо человек может научиться использовать любые подручные предметы для самозащиты. В схватке против нескольких противников, использование различных предметов увеличивает шансы на победу. Тренировки с различными длинными и короткими предметами, разными по весу гармонично развивают все мышцы тела, также отлично развиваются быстроты, и координация. Кобудо имеет древние традции, историю и философию, что придает особую ценность этому искусству!

Кобудо и практичность самообороны?

Многие люди думают, что кобудо не практично. В тренировках используется Окинавское холодное оружие, и вряд ли возможно носить с собой по улицам шест "бо", нунчаки, серп, или трезубцы. Однако все предметы которые есть в кобудо можно классифицировать на длинные, средние и короткие по размерам. Принциы их использования переносит навыки на предметы схожие по хараткеру. Например, нунчаку может заменить ремень, шест, какой нибудь удлиннеый предмет типа палки, тонфа можно заменить короткой палкой или зонтиком.

Каратэ и кобудо "брат и сестра"

Каратэ и кобудо похожие по своей структуре единоборства. Однако кобудо это отдельная система и ей можно заниматься не имея навыков единоборства. Ученики, имеющие навыки в каратэ или др. видах будо, могут быстрее достичь прогресса в изучении кобудо, и усилят свою техническую и физическую подготовку. Занятия с предметами повысят координацию и скоростно-силовые качества.

Кобудо - это спорт?

В большинстве случаев это закрытая система, где не ставят цели завоевания спортивных медалей. Однако в России и во всем Мире имеются спортивные федерации, проводящие соревнования. Соренования проводятся в основном по технике, где ученики показываютиндивидуально или в парах различные комплексы с оружием. Свободные спарринги в основном не практикуются. Есть исключения по отдельным видам оружия, таким как шест, нунчаку. При этом используется специальное защитное снаряжение и спортивные варианты оружия.

Кто может заниматься кобудо?

Кобудо можно заниматься в любом возрасте. Нет возрастных ограничений. Это могут быть дети в возрасте от 7 лет, а также взрослые люди. В японии кобудо много занимается в пожилом возрасте т.к. занятия помогают сохранить и тренировать память, мышечную моторику, координацию и при этом ощущать себя частью большой культуры.

Оружие Кобудо - это обычные предметы или орудия труда, некоторые из которых немного переделаны для более эффективного боевого применения.

Основные виды оружия КОБУДО:

БО (другие названия РОКУСЯКУ-БО, КОН, КУН) — наиболее распространенное оружие, представляющее из себя деревянный шест длиной шесть сяку или около 182 см. Сяку - японская мера длины, равная приблизительно 30,3 см.

ТОНФА (ТУНФА, ТУЙФА, ТУЙХА, ТУНКУА) — палка длиной около 40 см с поперечной рукоятью, первоначально рычаг для вращения жернова ручной мельницы. Парное оружие.

САИ — металлический трезубец, прообразом которого служила ваджра — один из символов буддизма. Другая версия относит происхождение саи к вилам для рыхления почвы, прообразу человека, а также кактусу или заколки для волос. Парное оружие. К родственным видам САИ относятся: МАНДЗИ НО САИ (САИНУНТИ САИ в форме свастики) и (орудие, закреплённое на вершине остроги, похожее по форме на МАНДЗИ НО САИ).

НУНЧАКУ — две палки длиной около 30 см, соединенные веревкой длиной около 10 см. Пообразом нунчаку послужили, по различным версиям, конские удила или цеп для обмолота риса.

КАМА — серп, сельскохозяйственное орудие для сбора риса. Применяется в одиночном и парном вариантах. При использовании в парном варианте — НИТЁГАМА (два серпа).

ЕКУ — (эку, уэку, иэку, кай) — весло.

СУРУЧИН — веревка или цепь с укрепленными по обоим концам металлическими или каменными грузилами. Приспособление для причаливания и крепления лодок к пристани. Существует два вида: НАГА СУРУЧИН (длиной 3 м.) и ТАН СУРУЧИН (1,5 м.).

ТИНБЭ-РОЧИН или ТИНБЭ-СЭЙРЮТО — непарное оружие, изначально представляющее из себя крышку от большой кастрюли (ТО ХАЙ) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса (ХЭРА). ТО ХАЙ использовали как щит, ХЭРА — как дубинку.

В настоящее время ТО ХАЙ трансформировался в щит: металлический круглый (диаметром около 60 см.) или костяной, приблизительно овальной формы изготовленный из панциря большой морской черепахи.

Вместо ХЭРА используют РОЧИН или СЭЙРЮТО. РОЧИН представляет из себя короткий дротик с копейным навершием и, часто, раздвоенным хвостовиком. СЭЙРЮТО — секач (мачете) для разделки крупной рыбы.

Искусство Кобу-дзюцу всегда развивалось параллельно с другими видами единоборств, например, такими как Карате, Дзю-дзюцу, Айки-дзюцу; и мастера этих видов боевых искусств являлись одновременно и мастерами Кобу-дзюцу, но, к сожалению, с развитием спортивной направленности боевых искусств и погоней за медалями, некогда грозные боевые системы стали терять свое прикладное назначение, а вместе с ним и искусство самозащиты с традиционным оружием и подручными средствами, то есть искусство Кобу-дзюцу.

В современном мире Кобу-дзюцу в основном развивается как самостоятельный вид единоборств, который включает в себя лучшие качества боевого направления. И это не случайно, ведь Кобу-дзюцу с самого начала было представлено для реальной, более надежной и эффективной защиты от агрессора. В Кобу-дзюцу можно встретить не только стальное, острое оружие такое, как катана, вакидзаси, танто, нагинато и т.п., но и деревянные, сельскохозяйственные орудия ставшие в последствии боевым оружием. Каждое японское сословие пыталось себя защитить путем подручных средств. У самураев это оружие было благородное, дорогое, требующее тщательную и долгую подготовку перед применением в бою, у крестьян оружие было универсальным, им можно было, как защищаться, так и собирать урожай, заниматься земледелием. Из-за этого Крестьянское оружие значительно уступало по своим возможностям обычному снаряжению война. Тем интереснее рассматривать те несколько случаев, когда бытовые предметы становились почти без доработок грозным и универсальным оружием, навсегда занявшим место в арсенале боевых средств, таковы сельскохозяйственные инструменты Окинавских крестьян – БО, САЙ, НУНЧАКУ ТОНФА и др.
Бо БО обыкновенный шест, вечный спутник странников и монахов. Своими корнями техника работы с палкой уходит в древний Китай - к легендарным монахам Шаолиньского монастыря. Для фехтования используются шесты примерно длиной в 180 см. , но бывают и более длинные, и более короткие виды этого оружия. В опытных руках мастера Бо - простая палка может превратиться в грозное оружие.

Тонфа

Рычаг для вращения ручного жернова. Мастерством, а также сложными методиками тренировок с этим видом оружия славились районы Цукэ и Ситахару на Окинаве, а также о.Хамахиго у окинавского побережья. Благодаря виртуозности и замысловатости движений, соперник до последнего момента не знает, когда будет нанесен последний решающий удар. В совершенстве владеющие тонфа люди, могли противостоять в поединке против вооруженного до зубов самураю. Благодаря своим высоким функциональным возможностям тонфа взята на вооружение полицейскими многих стран мира.

Сай

Кинжал в виде металлического трезубца. Иногда мастера носили сразу 3 сай, один из которых служил метательным оружием, а 2 других служили для фехтования. Прообраз сай - священный символ тантризма - трезубец Ваджра.

Ходзё-дзюцу

С незапамятных времен существует искусство быстрого связывания ходзюцу. Ловкими и молниеносными движениями мастер, как паук, оплетает свою жертву, которая в один миг лишается возможности двигаться. Основным критерием мастерства является скорость связывания.

Дзе (трость)

Дзе - дзюцу - это искусство фехтования на коротких дубинках. Оно оформилось в начале 17 века в Японии. Основателем самой первой школы считается некий Мусо Гоноскэ. Техника Дзе - Дзюцу достаточно близка к технике Бо - дзюцу, но благодаря малым размерам палки, более богата, функциональных возможностей больше. Техника современного Дзе обогащена бросками, болевыми и удушающими приемами.

Меч

Для воина был надежным спутником и преданным другом. Мастеров фехтования знали и любили, о них складывали легенды. По технике применения меч далеко не прост; меч-оружие профессионального, хорошо обученного война, требующее для эффективного применения длительной подготовки.

Нунчаку

Первоначально это был ручной сцеп для обмолота риса. Сейчас разработаны целые комплексы приемов с применением нунчаку. Их освоение считается обязательным для мастеров каратэ, и требует особой подготовки. Соревнования проводятся как по классическим ката, так и в стиле фристайл, где мастерам предоставляется возможность продемонстрировать всю красоту и сложность данного оружия.

Тройной сцеп

Это древнее оружие. Родина тройного сцепа Китай, где оно известно под названием Сань дзе гун. Тройной сцеп преставлен в виде трех палок около 40-60см., связанные между собой веревкой или цепью. При полном использовании размер оружия достигает около 2-2,5 метров в длину.

Эку

Это деревянное весло. Оно относится к древним видам восточного оружия. Экзотичность и красота Эку позволяет соприкоснуться с древними традициями о. Окинава.
Кама - Восточные металлические топорики. В древности использовались окинавскими крестьянами в качестве сельскохозяйственного орудия труда для обработки земли и сбора урожая. Со временем топорики Кама легко превратились в грозное оружие.