18 июня 2015 г. на площадке Петербургского международного экономического форума состоялась презентация стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей».

Министерством образования и науки Российской Федерации и Агентством стратегических инициатив (АСИ), а также между АСИ и пилотными регионами реализации: республикой Татарстан, Ханты-Мансийским автономным округом и Алтайским краем подписано соглашение о реализации стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей».

В презентации приняли участие: помощник Президента Российской Федерации Андрей Белоусов, министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова, губернатор Алтайского края Александр Карлин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин, лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» Марина Ракова.

К сожалению, сегодня организации системы дополнительного образования не подготавливают детей и подростков к участию в будущем технологическом прорыве, но систему дополнительного образования детей необходимо сохранить и развить ее инфраструктуру.

По замыслу авторов, решит проблему создание новых опорных ресурсных центров - современных аналогов всем известных дворцов пионеров, которые будут созданы на основе государственно-частного партнерства, а организованы они будут по принципу индустриальных парков для малого и среднего бизнеса, где каждый кружок может быть создан отдельным предпринимателем.

Планируется в этих центрах предоставлять детям программы отраслевой профориентации, образовательные программы, прививающие компетенции «завтрашнего дня», обучение на симуляционном промышленном оборудовании и другие инновационные программы. Таким образом, будет решена вторая задача - создание среды ускоренного развития талантливых детей и их дальнейшего сопровождения. Каждый ребенок сможет почувствовать себя немного авиаконструктором, нефтяником, биотехнологом.

Ядром центров станут интерактивные музеи, где дети смогут «потрогать науку руками». Все у кого есть дети и внуки, наверняка знают о подобных музеях «Немо» в Амстердаме, Центре имени Коперника в Варшаве и других подобных мировых центрах. Планируем сделать такие и в России для наших детей.

Партнерами детских ресурсных центров, которые будут определять профили и содержание образовательных программ, выступят Росатом, Объединенная ракетно-космическая корпорация, Газпром, Лукойл, Эвалар и другие российские промышленные компании.

Третья задача - это обеспечение реального выбора ребенком и родителем организации дополнительного образования независимо от формы ее собственности. Механизмом реализации данной задачи станет система сертификатов, работающих по принципу «деньги идут за ребенком». При этом сохранится бесплатность базового дополнительного образования для юных потребителей, что крайне важно, потому что работа сети опорных ресурсных центров ориентирована на максимальный охват детей. Система сертификатов уже отработана и успешно действует в регионах реализации Модельной программы АСИ по развитию системы детского отдыха.

Реализация инициативы также позволит сформировать дополнительную систему мотивации детей. На основе результатов личных достижений учащиеся опорных ресурсных центров будут получать право на гранты, направления на отдых в федеральные детские центры «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена» и другие поощрения мотивационного характера.

В первый год инициативу планируется реализовать в пилотных регионах. Уже есть интерес со стороны 4-х субъектов: Республика Татарстан, Алтайский край, Московская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Руководством этих регионов отобраны объекты, на которых будет реализована модель опорных ресурсных центров, есть инвесторы.

Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив, выступая на церемонии, заявил: «Сегодня все, без исключения, понимают важность ранней профориентации детей, чтобы они могли как можно раньше решить, что им нравится, и определиться, куда они хотят двигаться в своей жизни. Очень важно, чтобы все объединилось в цельную систему: и Министерство образования, и региональные управления, которые финансируют целевые кружки с тем, чтобы создать связную синхронную систему дополнительного образования, ориентированную на те профессии, которые в будущем станут основой российской экономики, основой нашей технологической и экономической безопасности».

Помощник Президента России Андрей Белоусов подчеркнул в своем выступлении: «Этот проект - «Новая модель системы дополнительного образования детей» - не случайно поддержан Президентом, ведь мы прекрасно понимаем, что есть целый ряд творческих видов деятельности, таких как конструирование, изобретательство, спорт высших достижений, которые поздно начинать в 17-18 лет, когда поступают в вуз. Для того, чтобы ребенок мог себя проявить, необходимо сделать две очень простые вещи: нужно заинтересовать его, дать ему возможность проявить себя еще в школьном возрасте, и во-вторых, вся система дополнительного образования, которая этим занимается, должна быть нацелена на интересы ребенка. В некоторых регионах это уже сделано… Результаты творческих конкурсов, показывают, что дети зачастую обгоняют взрослых специалистов именно в таких творческих сферах, как например, конструирование. Проект, который сегодня стартует, позволяет объединить усилия федерального центра, госкорпораций, Министерства образования в создании системы, в которой ребенок будет главным действующим лицом».

HR-ассоциация, выступая за качественно новый уровень образовательной системы в России, приняла участие в развитии и популяризации федерального проекта «Кванториум» . Это небольшие, но первые и самые главные шаги к успеху – в становлении сильного образованного государства и его отдельно взятой талантливой личности.

«Кванториум» - это стратегически важный проект в сфере образования, многоуровневая система внешкольной работы с детьми, базирующаяся на государственно-частном партнерстве и реализации современных программ дополнительного образования с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке.

Марина Ракова, лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» : «Дети, которые участвуют в проекте, знакомятся с предприятиями своего региона будучи школьниками. Система формирует интерес и желание ребенка проявить свои таланты и способности в рамках увлекательного сотрудничества с предприятиями научно-технической направленности. В результате ребенок осознанно выбирает профессию и свое будущее место работы там, где родился и живет.
Схема государственно-частного партнерства реализуется в проекте через федеральное и региональное финансирование, а также посредством оснащения объектов будущих Кванториумов крупными промышленными предприятиями. Результат от такой синергии значителен. Для региона – это возможность получить квалифицированные кадры и более эффективное расходование бюджетных средств. Для предприятия – возможность формирования сильных кадров, которые повысят эффективность работы отдельно взятого предприятия.
Губернаторы знают специфику своих регионов и то, в каких кадрах они нуждаются. Их вовлеченность в инициативу высока. Более того, уровень вовлеченности губернатора, его желания и возможности для реализации инициативы являются важными критериями включения региона в проект новой модели развития дополнительного образования».

Задачи инициативы
1. Сохранение и развитие инфраструктуры дополнительного образования
2. Реализация нового поколения программ дополнительного образования и развития детей
3. Создание новой системы мотивации детей
4. Обеспечение свободного выбора ребенком и родителем организации дополнительного образования независимо от ее формы собственности
5. Участие крупных промышленных предприятий в определении профиля опорных ресурсных центров в регионах

В ходе совместных мероприятий «Кванториума» и HR-ассоциации Марина Ракова отметила особенности реализации проекта: «Более половины регионов хотят создать у себя Кванториумы. Потому что руководители понимают, что это не просто развлечение и занятость детей. Это еще и новая кузница кадров. И уже сегодня мы с петербургскими коллегами создаем те образовательные треки, по которым завтра будет учиться вся страна. В какой-то момент, еще в начале истории «Кванториум» мы поняли, что без сильных профессионалов в работе над методикой нам, явно, не обойтись. Тогда родилась синергия с HR-ассоциацией, штаб-квартира которой находится в Петербурге. Именно они создали ту самую матрицу, за счет которой мы уже сегодня можем плавно направлять детей и учить их так, чтобы они сами тянулись за новыми знаниями и получали новые компетенции. Более того, психологи и hr-специалисты создали еще несколько интересных программ по взаимодействию "учитель-ученик", "родитель-ребенок" и пр. Они разрабатывают методики по усилению и развитию компетенций не только для детей, но и для преподавателей "Кванториумов". Ведь то, как мы обучаем детей на этих площадках, в корне отличается от общеобразовательной системы нашей страны. Там загоняют в рамки - Мы дарим крылья».

Надежда Коротовских: "Кванториум» - это бренд сети детских технопарков, который мы поддерживали и будем поддерживать впредь. Это собственная сеть, на площадке которой мы помогаем в разработке новой методологии. Это, в принципе, стартап. И он успешен. Уже сегодня крупнейшие промышленные предприятия страны обеспечивают "Кванториумы" заказами на производство высокотехнологичных вещей. И происходит это не только из желания поддержать государственную инициативу, но и потому, что все они заинтересованы в том кадровом потенциале, который придет из наших центров к ним уже через несколько лет».

СПРАВКА
Образовательную программу «НОВАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» , проводит Федеральный оператор сети детских технопарков (ФГБНУ «Республиканский мультимедиа центр»).
Обучение прошли представители из 19 регионов: Алтайского края, Красноярского края, Хабаровского края, Белгородской, Владимирской, Вологодской, Калининградской, Липецкой, Московской, Томской, Тульской, Ульяновской областей, Кабардино-Балкарской республики, Республики Мордовии, Республики Татарстан, Чеченской Республики, Чувашской Республики, Республики Саха, ХМАО, Москвы.
Детские технопарки «Кванториум» - площадки, где дети в проектном формате решают реальные кейсы и задачи по перспективным естественно-научным и техническим направлениям. Уже открыты 5 технопарков - в Москве, Республике Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, которые могут принять более чем 2500 человек. Дети осваивают перспективные инженерные направления, в том числе современные лазерные технологии, нейротехнологии, беспилотную авиацию, программирование, 3D-моделирование и другие. Воспитанники «Кванториумов» уже сегодня являются победителями российских и международных олимпиад. Так, например, юные кванторианцы разработали проект роботизированной станции техосмотра для грузовых автомобилей, с которым заняли первое место на международных юношеских соревнованиях по робототехнике в Южной Корее. Учащиеся технопарков также взяли золото на всероссийских соревнованиях JuniorSkills в компетенции «Нейропилотирование», получили призовое место в личном зачете по робо-сумо. Проект по созданию детских технопарков был представлен на всемирной конференции технопарков IASP 2016 Moscow. В 2017 году детские технопарки будут открыты еще в 17 субъектах Российской Федерации.


Детские технопарки «Кванториум» площадки, где дети в проектном формате решают реальные кейсы и задачи по перспективным естественно-научным и техническим направлениям. Дети осваивают перспективные инженерные направления, в том числе современные лазерные технологии, нейротехнологии , беспилотную авиацию, программирование, 3D-моделирование и другие.

Инициатива «Новая модель системы дополнительного образования детей», в рамках реализации которой открываются детские технопарки «Кванториум», была одобрена наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив (АСИ) во главе с Президентом России В.В. Путиным в мае 2015 года. Инициатива направлена на создание среды для ускоренного развития детей от 5 до 18 лет в научно-технической сфере и формирования у подрастающего поколения изобретательского мышления.

К кон цу 2016 года в России открыто 24 детских технопарка «Кванториум», созданных на отработанных принципах государственно-частного партнерства, сетевого взаимодействия, лучших отечественных педагогических практиках. Обучение в этих центрах на постоянной основе получает 12 тысяч детей. К концу 2017 года таки х детских центров станет более 5 0 по всей России.

Инициатива по созданию «точек роста» и создание на базе детских технопарков методических модельных центров в образовательной сфере вошла в основу Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденного Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

В целях реализации методических функций, разработки организационных и финансовых моделей, выполнения обязательств федерального оператора детских технопарков создан Фонд новых форм развития образования – подведомственная организация Минобрнауки России. Совместно с ведущими отечественными техническими вузами – МГТУ им. Баумана, МФТИ, МАМИ, МИГАИК разработаны современные программы по нейротоехнологиям , созданию искусственного интеллекта, энергетике, кибирфизике , нанотехнологиям и другим перспективным технологическим направлениям.

С ведущими компаниями, такими как ОРКК, Сибур Холдин г , Ростех , ОАК, Intel , КамАЗ для детей адаптирую тся взрослые технологические задачи. На базе инфраструктуры детских технопарков « Кванотриум » создаются кроссфункциональные R&D-центры, которые будут координировать инновационные исследования и разработки, а также осуществлять экспертизу по заказу российских промышленных предприятий. В задачи инженерных инкубаторов будет входить конверсия технологий и внедрение их в гражданский оборот. Ростех уже начал развивать уникальный проект по созданию креативного индустриального кластера на базе тульского завода «Октава», где совместно с « Кванториумом » создается высшая техническая школа. В рамках проекта предполагается активное вовлечение молодых профессионалов, обладающих неординарными и вариативными идеями решения технологических задач.

Перечень тематических программ технопарков:

Робототех ,

Автотех ,

Космотех ,

Аэротех

Нейротех ,

Биотех ,

Энерготех ,

IT,

VR/AR,

Геоинформатика ,

Радиоэтех , Москва, Технополис «Москва», Технопарк « Мосгормаш »
Московская область, г. Королев
Алтайский край, г. Барнаул
Белгородская область, г. Белгород
Владимирская область, г. Владимир
Вологодская область, г. Череповец
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик
Калинин градская область, г. Калининград
Красноярский край, г. Красноярск
Липецкая область, г. Липецк
Республика Мордовия, г. Саранск
Томская область, г. Томск
Тульская область, г. Тула
Ульяновская область, г. Ульяновск
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Чеченская республика, г. Грозный
Чувашская Республика, г. Чебоксары

*Перечень регионов, в которых детские технопарки откроются в 2017 году

Воронежская область
Московская область
Мурманская область
Новгородская область
Пензенская область
Республика Башкортостан
Республика Дагестан
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Саха (Якутия)
Республика Удмуртия
Республика Хакасия
Рязанская область
Самарская область
Ставропольский край
Тамбовская область
Тюменская область
Ярославская область

Теперь школьник может получить дополнительное образование по таким направлениям как киберфизика, авто-, космо-, аэромоделирование, нейро-, биотехнологии, программирование и др., просто записавшись в детский технопарк . Правда, пока это можно сделать не везде — первые детские технопарки — «Кванториумы»- открылись в Ханты-Мансийском автономном округе и Татарстане. Но уже на очереди Алтайский край, Московская и Новосибирская области. Первые технопарки появятся и в Хабаровском крае. Всего же до конца 2016 года детские технопарки должны начать работать в 14 регионах России. В технопарки принимаются дети от 5 до 18 лет. Обучение бесплатное.

Детские технопарки создаются Минобрнауки совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) в рамках нового проекта «Новая модель системы дополнительного образования детей », предложенного АСИ. Цель проекта — вовлечение как можно большего количества учащихся в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в различных областях . Проект поддержан Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным.

АСИ определило 14 ведущих технических направлений: робоквантум, авиаквантум, автоквантум, гелеоквантум, ноухауквантум (изобретательство), радиоквантум, ITквантум, dataквантум (геоинформатика), биоквантум (биоинженерия), энерджиквантум, космоквантум, наноквантум, нейроквантум (нейротехнологии), экоквантум.

Типовая структура детского технопарка : 1Т-класс, электроника, промзона, грязный цех и коворинг.

Например, детские технопарки — «Кванториумы» – состоят из таких блоков:

«IT-квантум » – где школьники, начиная с младших классов, знакомятся с программированием и защитой информации;

«Биоквантум » – школьники знакомятся с микробиологией и биотехнологиями;

«Робоквантум » – посещающий этот блок ученики знакомятся с мехатроникой и прикладным программированием;

«Энерджиквантум » – в этом блоке изучают азы маломерного инновационного судостроения;

«Аэроквантум» – посвящается знакомству с созданием беспилотных летательных аппаратов (дронов) и т.д.

В «Кванториумах» дети в игровой форме осваивают самые передовые технологии, получают практические навыки их применения. При этом каждый сможет перейти из одного «квантума» в другой.

В технопарках школьники и абитуриенты будут разрабатывать инженерные и исследовательские проекты, работая на современном оборудовании под руководством отраслевых экспертов и преподавателей вузов. Кроме того, они будут активно участвовать в международных инженерных соревнованиях по ключевым направлениям технологического развития – энергосберегающие технологии, беспилотный наземный и воздушный транспорт, частная космонавтика и другие.

Обучение в технопарках строится на базе деятельностно-ориентированного подхода. Особенность образовательного процесса — разделение его на две составляющие:

  • командная проектная работа с установкой на результат;
  • получение ребенком сквозных, надпредметных компетенций, таких как умение правильно ставить и достигать цели, распределять обязанности в команде, добиваться конкурентоспособных результатов работы в условиях жестких сроков.

Специалисты технопарка — профессиональные педагоги — станут для школьников проводниками при вовлечении их в современную научно-техническую сферу.

Т.о., детский технопарк это новая модель дополнительного образования , позволяющая детям на высоком уровне получать начальные профессиональные умения и навыки по техническим дисциплинам, доступ к современным программам допобразования в области технологий, дающая возможность развиваться молодым талантам и показывать своё мастерство на различных выставках и конкурсах.

По словам директора направления «Социальные проекты» АСИ Светланы Чупшевой, «детский технопарк – современное пространство с новейшим оборудованием мировых стандартов ».

С появлением технопарков реформируется и сама система дополнительного образования. Она будет больше ориентирована на технические направления.

Партнеры новой модели дополнительного образования – промышленные предприятия, молодые технологические предприниматели, научные институты и университеты, а также компании, работающие в сфере детского дополнительного образования.

Идею создания детских технопарков поддержали многие регионы России .

Так, детские технопарки в 2016 г. откроются в Москве, Дмитрове, Жуковском, Королеве, Реутове, а также в Ульяновской области, Самаре, Челябинской области, Новосибирске и др. Компания Lego также построит в 6 российских городах высокотехнологичные детские технопарки.

Справочно. По статистике Минобрнауки России более 50% школьников посещают учреждения дополнительного образования, при этом только 4% из них вовлечены в научно-техническое творчество. К 2020 году не менее 75% детей от 5 до 18 лет должны заниматься во внешкольных кружках и секциях, а охват научно-техническим творчеством должен увеличиться в 2-2,5 раза. В США занимается в научно-технологических центрах — 20% детей, в Японии - 10%, в Татарстане — 8%.

При подготовке использованы материалы.