Детские годы Валентина Гафта

Советский актер театра и кино Валентин Гафт родился 2 сентября 1935 года в Москве. Его детские годы прошли на улице Матросская Тишина, на которой располагались самые разные по духу учреждения. Напротив дома семьи Гафтов располагалась психиатрическая лечебница, немного левее - студенческое общежитие и рынок, правее - тюрьма. Как говорил сам Гафт: "Весь мир в миниатюре". Отец Иосиф Рувимович (1907-1969) был адвокатом в Юридической консультации на Ленинградском проспекте. Участник Великой Отечественной войны он был гордым и волевым человеком. Мама, Гита Давыдовна (1908-1993), была домохозяйкой. Именно она привила сыну любовь к порядку и организованность.

Роковой день 21 июня 1941 года навсегда остался в памяти Вали. Ведь именно в тот день он с родителями должен был отправиться на Украину, в город Прилуки. Повинуясь стечению обстоятельств, родители поменяли билеты на 22 июня. На следующий день маленький Валя вместе со всей страной услышал выступление Молотова по радио. Началась Великая Отечественная Война. Проводы отца, а следом и двоюродного брата запомнились Валентину на всю жизнь.

Начало театральной карьеры Валентина Гафта

Первый раз Гафт посетил детский театр в четвертом классе. Шла пьеса Сергея Михалкова "Особое задание". Первое время он думал, что все происходящее на сцене, это реальность. Желание самому попробовать себя в роли актера пришло немного позже. В школьной самодеятельности ему приходилось играть женщин и девушек, потому что в школе учились одни мальчишки.


В связи с тем, что театром Валентин Гафт увлекся еще будучи школьником, после выпускных экзаменов он направился в Школу-студию МХАТ. Поступить с первого раза ему помог Сергей Дмитриевич Столяров. Дело происходило так. За несколько дней до экзамена, Валентин Иосифович направлялся через парк «Сокольники» домой.

Внезапно на своем пути он увидел степенно вышагивающего человека. Гафт сразу узнал в нем своего любимого актера - Столярова. Не решаясь упустить такой шанс, он решил попросить совета у известного человека. Осмелившись, он подошел к Столярову и сказал: "Извините меня, пожалуйста, но я поступаю в Школу-студию МХАТ и очень волнуюсь. Не могли бы вы меня послушать?"


В первую минуту знаменитый актер оторопел, но потом взял себя в руки и сказал: «Послушать я вас могу. Но только не здесь». «Где же», - осмелился Гафт. «У меня дома. Приходите ко мне завтра, предварительно позвонив», - и Столяров написал на клочке бумаги номер своего домашнего телефона. Советы Сергея Дмитриевича не прошли даром. МХАТ принял его с первой попытки. На курсе вместе с ним учились Олег Табаков , Евгений Урбанский, Игорь Кваша , Майя Менглет, Михаил Козаков .

Дебют в кино состоялся в бессловесной роли в фильме «Убийство на улице Данте». Почти в это же время Гафт играл в эпизодической роли в романтической драме «Поэт». Реакция родителей на артистическую деятельность сына была своеобразная. Во время учебы в школе-студии МХАТ отец не раз спрашивал его: «Ну, какой ты артист? Вот, Миша Козаков, - у него и бабочка есть и костюм, а ты что? Вот каким должен быть артист!»

Реакция Гиты Давыдовны была поистине материнской. Увидев его в спектакле "Женитьба Фигаро", она сказала: «Валя, ну какой же ты худой!».


Работа в театре

В 1957 году Валентин окончил Школу-студию МХАТ. Его долго не брали на работу. Знаменитый чтец Дмитрий Журавлев не смог остаться равнодушным к судьбе молодого артиста и помог ему устроиться в театр имени Моссовета. Гафт проработал там около года и ушел из-за того, что роли, которые предлагали играть, ему не нравились.


Некоторое время спустя Эраст Гарин предложил работу в Театре сатиры. И здесь Валентин Гафт не смог долго продержаться, его выгнали, но на этом общая история Театра сатиры и Гафта не закончилась. Несколько лет спустя, он сыграл на этой сцене одну из своих лучших ролей - графа Альмавива в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Эту роль впоследствии играл Александр Ширвиндт .

Несколько лет Гафт посвятил работе в театре на Малой Бронной, потом новый виток и переход к А. А. Гончарову в театр на улице Спартаковской. 1964 год стал новой страницей в жизни Валентина Гафта. В этот год он пришел в театр имени Ленинского Комсомола к Анатолию Васильевичу Эфросу. Здесь актер впервые по-настоящему раскрылся, появились интересные творческие работы, лучшие спектакли этого театра стали театральной классикой.


В 1969 году Олег Ефремов приглашает его в театр "Современник". Он стал его родным домом. Многими ролями он обязан режиссеру театра Галине Волчек . Здесь он сыграл свои лучшие роли: Лопатин в «Из записок Лопатина», Глумов из «Балалайкин и К», Горелов из «Спешите делать добро», Джордж из «Кто боится Вирджинии Вулф?».

Нелегкая дорога в кино

Кино долгие годы не принимало Гафта, ему предлагали лишь эпизодические или маловыразительные роли. До конца 60-х у его не было ярких, запоминающихся ролей на киноэкране. Валентин Гафт осознавал это и говорил, что кино его не баловало. В большей степени он объяснял это своей нерусской внешностью. На тот момент советский киногерой имел немного другой образ.


Прошли годы и у Валентина Гафта стали появляться первые серьезные роли. В 70-х годах это была роль Стюарта в политической драме "Ночь на 14 апреля". В 1975 году он отметился в роли Лопатина в телепостановке спектакля "Из записок Лопатина". Незабываемая роль Брассета в комедии "Здравствуйте, я ваша тетя".

Сотрудничество с Рязановым

Настоящее признание Валентин Гафт получил после сотрудничества с Эльдаром Рязановым . Все роли, сыгранные под руководством этого знаменитого режиссера были лучшими в биографии актера.

Председатель гаражно-строительного кооператива Сидоркин, отец-командир, бюрократ и служака из Министерства свободного времени, вожак бомжей по кличке "Президент" - все эти роли были сыграны одним человеком - Валентином Иосифовичем Гафтом.

Личная жизнь

За свою жизнь Гафт был женат несколько раз. В браке с Инной Елисеевой у него родилась дочь Ольга, но в начале 80-х супруги разошлись. В настоящее время Гафт находится в браке с актрисой Ольгой Остроумовой . Впервые актеры увидели друг друга на съемках фильма «Гараж», но оформить отношения смогли только в 1993 году. На момент встречи оба были несвободны.


Особое место в жизни актера всегда занимали дети. После развода с Инной Елисеевой, его дочь Ольга сменила фамилию и осталась жить с матерью, сохранив теплые отношения с отцом. Никто из окружающих не мог предупредить трагедии, которая оборвала жизнь Ольги. Несчастная девушка решила покончить с собой, обвинив в случившемся родную мать. Инна Елисеева прожила больше, чем дочь лишь на несколько месяцев и 31 января 2003 года скончалась от рака желудка. Эти несчастья способствовали тому, что Валентин Гафт стал замкнутым и целый год отказывался давать интервью.


Пережить трагедию помогла поддержка Ольги Остроумовой и ее сына Миши, которого Гафт воспитывает с десятилетнего возраста.

Валентин Гафт сейчас

Валентин Иосифович продолжает служить в театре, записывает аудиоспектакли, и пишет остроумные эпиграммы. Подтолкнул его к сочинительству Олег Ефремов. Изначально Гафт хотел иронизировать над собой, но порой получалось задеть других людей.

Эпиграммы Гафта все чаще встречаются в интернете. Среди них бывают и ироничные такие, как, например, посвященная Армену Джигарханяну :
Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.

Валентин Гафт. Эпиграммы

Этот актёр отличается яркостью и неординарностью своего таланта. Прежде чем взойти на кинематографический Олимп, Валентин Гафт сделал блестящую театральную карьеру. Но его биография складывалась далеко не так гладко, как хотелось бы, она состояла из борьбы, стремительных взлетов и болезненных падений. Если бы кто-то взялся описать его судьбу, получилось бы достойное драматическое произведение.

Настоящая слава и всесоюзная любовь пришли к актеру Валентину Гафту после выхода картины «Гараж».

Детство и юность

Родился Валентин Гафт 2 сентября 1935 года в Москве. У него была еврейская обеспеченная семья, которая раньше проживала в украинском городе Прилуки под Полтавой. Отец Иосиф Гафт, в звании военного юриста III ранга Западного фронта прошел всю войну, имел ранения и медаль «За боевые заслуги». В мирное время оказывал адвокатские услуги в юридической консультации, что работала на Ленинградском шоссе. Мама Гита Гафт не работала никогда, на ее попечении был муж и сын. За домашним хозяйством следила наемная домработница. Гита была из многодетной деревенской семьи, и часто возила маленького Валю на свою родину. Он любил там бывать, это было настоящим развлечением, первыми уроками общения с природой и животными.

На фото Валентин Гафт в детстве

Но эта сказка закончилась в 1941-м. Отца и двоюродного брата призвали в армию. Валентин с мамой остались дома, в Москве. В память мальчика навсегда врезались сырость бомбоубежищ и чувство страха перед ночными бомбежками.

Отец вернулся с войны в 44-м, с многочисленными ранениями, которые он еще долго залечивал по госпиталям. Но главное, что он был жив. Война уходила все дальше от их дома, и совсем скоро, с голосом Левитана, в их жизнь пришел мир.

Постепенно все стало налаживаться. Мальчик бегал в кинотеатр с друзьями, заслушивался пластинками, любил гонять в футбол. У Вали оказалась очень увлекающаяся натура.

В одно время он решил, что хочет быть пианистом. Родители никогда не отказывали сыну, и в этот раз бросились подбирать инструмент. Но пока они его выбрали, парень уже передумал.

В общем детство у Гафта было безоблачным. Родители особо не гоняли его за учебу, а он рвения к ней не проявлял. Мама мальчика была большой поклонницей театра, и эту любовь старалась развить у сына. Первый раз Валентин оказался в театре в возрасте 10 лет, и увиденное потрясло мальчугана до глубины души. Ему казалось, что на сцене происходит настоящая жизнь, а не игра. Он стал посещать школьную самодеятельность, и только там понял, как тяжело изображать на сцене реальность. Гафт всерьез увлекся театром, и к моменту окончания школы уже твердо знал, что будет поступать в театральный вуз.

Валентин приступил к подготовке к экзаменам. У него было большое желание поступить, но еще больше его мучили сомнения по поводу собственного таланта – парень был неуверен, что он у него есть. Часто в судьбу знаменитых людей вмешивается случай, который в корне меняет все вокруг. Именно благодаря такому случаю произошла встреча Гафта и знаменитого артиста . Валентин был очень нерешительным, но тут набрался смелости, и попросил актёра его послушать. Маэстро был удивлен просьбе, но согласился.


Благодаря советам Столярова, Гафту удалось с первого раза оказаться в числе студентов Школы-студии МХАТ. До этого он пробовался в «Щуку», но там потерпел поражение – провалил экзамен на втором туре. О своем поступлении Валентин сообщил родителям, когда увидел свою фамилию в списке студентов МХАТа. Ему повезло оказаться на курсе известного педагога Топоркова. Гафт учился вместе с , .

Диплом об окончании вуза Гафт получил в 1957-м.

Театр

С новеньким дипломом начинающий артист отправился в театры на поиски работы. Но поначалу его никуда не брали, и если бы не протеже актёра Дмитрия Журавлева, то неизвестно, насколько времени растянулись бы эти поиски. Гафт попал в труппу театра им.Ленсовета, и служил там всего год. Причина была до банальности проста – молодому артисту практически не давали ролей, и он решил уйти туда, где будет более востребованным, а не ждать, что кто-то когда-то его заметит.

На этот раз помощь Валентину пришла в лице Эраста Гарина, который порекомендовал ему попытать счастья в Театре сатиры. Но и эта сцена не стала для Гафта родной. Спустя некоторое время он все же засветится в этом театре в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро», а пока артист снова отправился на поиски.

В течении нескольких лет Гафт выходил на подмостки театра на Малой Бронной, затем вошел в труппу театра Гончарова на Спартаковской.

Настоящий творческий подъем артиста начался только в 1964-м, когда его взяли в Ленком. Руководителем театра в то время был Анатолий Эфрос. Именно в этом театра пришло понимание силы искусства и творческое вдохновение. Игру Валентина оценили критики и зрители, его постоянно награждают бурными аплодисментами. В этом театре Гафт служил на протяжении пяти лет.


В 1969-м артист получил приглашение от , и пополнил труппу «Современника». Именно на этой сцене появилось ощущение родного дома, в который вернулся после долгой разлуки. В этом театре Гафт был задействован в многочисленных постановках, которые и сделали его известным и узнаваемым. Режиссер «Современника» — сумела донести талант артиста до зрителя, и их плодотворное сотрудничество длится уже долгие годы. Гафт остался верным этому театру до настоящего времени.

За такую долгую театральную карьеру Валентин Гафт получил множество наград и почетных премий.

Фильмы

Карьера Гафта в кинематографе стремительностью не отличалась. Слава и популярность пришли только спустя годы. Его первые роли были незначительными, эпизодическими. Первый выход на экраны случился в 1956-м, когда Валентин мелькнул в одном из эпизодов ленты «Убийство на улице Данте». Его внешность не ассоциировалась с положительным образом советского человека, наверное поэтому в его раннем творчестве были исключительно негодяи и злодеи.


Валентин Гафт в фильме «Гараж»

Перемены начались только с приходом 70-х. В его фильмографии появляются интересные работы, с заметными ролями. В 1974-м он получил роль в ленте «Ночь на 14 апреля», в 1975-м был задействован в телеспектакле «Из записок Лопатина».

Оглушительная слава накрыла артиста буквально после первых картин режиссера . Их сотрудничество началось в 1979-м, и было очень плодотворным. Гафт был любимчиком Рязанова, режиссер звал его практически во все свои проекты. Причем после выхода картин на экраны, успех сопутствовал не только Гафту, но и всем актерам, задействованным в проекте.

1979 год стал звездным часом в карьере Валентина Гафта. Именно в этом году зрители увидели, и оценили картину «Гараж», Эльдара Рязанова. Гафт перевоплотился в Сидоркина – председателя кооператива, его выражения быстро разошлись в народ, и стали крылатыми. В 1980-м зрители увидели еще один фильм с участием Гафта – «О бедном гусаре замолвите слово». Валентин стал полковником Покровским, режиссер картины – Рязанов.

В 1987-м Гафт снялся в образе Одинкова в фильме «Забытая мелодия для флейты». В 90-е годы актёр не остался без работы. В это время ему продолжают поступать предложения, и он снимается в «Небесах обетованных», потом в «Старых клячах».

Валентин Гафт сотрудничал не только с Эльдаром Рязановым. Режиссер Титов пригласил артиста в комедию «Здравствуйте, я ваша тётя!». Потом была картина «Чародеи», где Валентину досталась роль Сатанеева.

В новогоднем фильме под названием «Сирота казанская» Гафт стал одним из так называемых пап девушки Насти, знаменитым фокусником. Режиссером этой ленты был . Затем артист получил приглашение от Петра Тодоровского и снялся в его картине «Анкор, ещё анкор!», в которой примерил на себя роль полковника Виноградова.

В новом веке проектов с участием Валентина Гафта поубавилось. Его приглашают на съемки телефильмов и сериалов. В 2005-м он засветился в картине «Мастер и Маргарита», режиссера Бортко, где стал священником-иудеем Иосифом Каифу. До этого в фильмографии актера уже была работа с таким названием, но тогда Гафту досталась роль Воланда, а режиссером проекта был Юрий Кара.

Затем Валентин Гафт получил роли в фильмах «Утомленные солнцем 2: Предстояние», «Елки 3», «Ленинград».


kinopoisk.ru

Позже выяснилось, что Гафт обладает не только актерским талантом, но и отлично владеет эпистолярным жанром. Он стал автором острых сатирических эпиграмм, которые посвящает своим коллегам-артистам.

Первая книга его собственных стихов вышла в конце 80-х, и с тех пор уже опубликовано пять изданий. Последняя его работа называлась «Красные фонари», и вышла в 2008-м.

Личная жизнь

В жизни актёра было три официальных брака. Первый раз он женился на актрисе и манекенщице Алёне Изоргиной. У молодых не было своего жилья, и они ютились в квартире Алёниной матери. Это была тесная комнатушка мрачноватой квартиры на первом этаже. Девушка была большим любителем всего живого, поэтому Гафту приходилось делить пространство с кошками, собаками, голубями, всеми теми, кого супруга притаскивала в дом. Жена часто гастролировала, Гафт пропадал в своем театре, у них случались романы на стороне. Они жили до тех пор, пока Алёна не сказала, что полюбила другого человека. Разошлись супруги мирно, без ссор и выяснений отношений.

Второй раз Валентин женился на балерине Инне Елисеевой. Она была красивой и достаточно обеспеченной, к тому же имела папу – лауреата Сталинской премии. Инна привыкла ни в чем себе не отказывать, папа снабжал любимую дочь деньгами постоянно. У нее был свой автомобиль «Жигули», на котором она каталась по столице. Тесть был категорически настроен против Гафта, и даже когда в 1980-м у них родилась дочь, то это ничего не изменило. Он постоянно терроризировал Валентина, считал его бездарностью и бездельником, который не в состоянии содержать семью. Вскоре Гафт не выдержал, и подал на развод.


Дочку Валентин не бросил, и старался не терять с ней контакта. Но в 2002-м девушка внезапно добровольно ушла из жизни, оставив предсмертную записку, в которой виновницей своего поступка объявила собственную мать.

Перемены в личной жизни артиста начались только после встречи с , которая и стала его третьей супругой. Их первая встреча состоялась еще в 70-е, на съемочной площадке «Гаража», но тогда они оба были не свободны. Спустя много лет Гафт узнал, Что Остроумова сейчас одна, и сделал попытку встретиться с ней. Роман между ними начался сразу, а вот официально мужем и женой они стали в 1996-м.

Общих детей в этом браке нет, у Ольги есть сын Миша от первого брака, которому Гафт заменил родного отца. Именно Ольга настояла на том, чтобы Валентин крестился в православной церкви и принял христианство. Сейчас актёр считает себя по-настоящему счастливым человеком.

Валентин Гафт сейчас

Несмотря на солидный возраст, Гафт продолжает выходить на сцену театра и участвовать в съемках интересных проектов. В 2016-м он засветился во второстепенной роли в картине «Млечный путь».

Затем была работа в короткометражке под названием «Четвёртый», где он сыграл главного героя. В том же 2016-м Гафт был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством», который ему вручил президент России Путин.

У Валентина Гафта твердые политические убеждения, он полностью согласен с политикой действующего президента и поддерживает его во всем. В 2015-м вышла эпиграмма, которая критикует власть, и авторство приписали Гафту. Но актер сумел опровергнуть эти слухи, и снова высказаться о полной поддержке властей.

В 2017-м в городе Екатеринбург началась подготовка к творческому вечеру Гафта. Но ее пришлось отменить, потому что актер почувствовал себя плохо, и по состоянию здоровья приехать не смог. Плохое самочувствие могло быть вызвано перенапряжением в театре, потому что в то время шли репетиции постановки «Пока существует пространство», в которой актёру предстояло воплотить на сцене образ центрального персонажа.

В 2016-м состоялось еще одно знаменитое событие – двадцатилетний юбилей бракосочетания с его любимой женой Ольгой.

Ольга Остроумова, жена Гафта, - это невероятно красивая женщина. В этом году ей исполнится 70 лет, и, глядя на нее, трудно поверить, что когда-то из-за предательства мужчины она пыталась покончить с жизнью самоубийством. Она успешная, знаменитая, уверенная в себе и невероятно счастливая. Ее героини сводили с ума всех советских особ сильного пола. В картине для подростков «Доживем до понедельника» она, как хотела, вертела своими одноклассниками, а в фильме «А зори здесь тихие…» соблазняла неловкого старшину. А в жизни актриса оставалась невероятно наивной и принимала ухаживания парней за обыкновенную вежливость. Знаменитый супруг Остроумовой является не менее популярной личностью. Его знают все зрители, пришедшие в наш век из СССР. И именно об этих двух людях пойдет речь в нашей статье.

Первые мужья

Остроумова (жена Гафта) была замужем трижды. Первым ее супругом был однокурсник, с которым она училась в ГИТИСе. Вторым же избранником стал режиссер московского ТЮЗа. Ольга была настолько наивной молодой девушкой, что когда Михаил пригласил ее на свидание, она решила, что это будет просто встреча делового характера. Поэтому можно представить удивление мужчины, когда во время прогулки по городу она предложила ему зайти к ней в гости и познакомиться с супругом.

Режиссер был в недоумении, но от понравившейся женщины не отказался и решил добиться ее во что бы то ни стало. Как рассказывает сама нынешняя жена Гафта, ее кавалер излучал какой-то невероятный магнетизм. Окончательно ее подкупила самоуверенность парня. Как только Остроумова поняла, что влюбилась в Мишу, она сразу же ушла от мужа. Но Левитин решился покинуть свою супругу ради Ольги лишь через четыре года.

Брак этих людей был идеальным, они даже своих отпрысков назвали Олей и Михаилом. Левитин боготворил супругу. Практически 23 года Остроумова отчаянно любила своего избранника и ни разу его не упрекнула в том, что им приходится жить в основном на те деньги, которые зарабатывает она. Но когда Ольга узнала, что Михаил ей изменяет, ее нервы не выдержали. Она была в таком состоянии, что хотела свести счеты с жизнью. Но спасением стали дети, ради которых она и решила жить дальше. А с Левитиным они развелись.

Встреча с Валентином

Ольга, жена Гафта, после расставания со вторым супругом решила, что больше никогда не выйдет замуж. Но неожиданно для самой себя на одном из корпоративов она встретилась с Валентином. Тогда ему было 60 лет, и он имел за плечами три развода. Артисты пошли на прогулку, во время которой Гафт и признался Оле, что любит ее уже 20 лет. Он влюбился в нее, когда они оба снимались в ленте «Гараж». Он попросил у спутницы номер телефона, но позвонил только через три месяца.

Жена Гафта Ольга Остроумова рассказывает, что мужчина ей очень понравился, но оформлять свои отношения они не стремились. И возможно, не поженились они бы и до сегодняшнего дня, если бы не жилье. Гафт жил в однокомнатной восемнадцатиметровой квартирке, а Остроумова с дочерью и сыном - в «хрущовке», состоящей из трех комнат. Расписавшись же, артисты могли стать обладателями льготных апартаментов. Поэтому они и поженились прямо в больнице, где Валентин лежал после хирургического вмешательства. Пара живет в браке уже больше 15 лет.

Ну а что же Гафт

Валентин Иосифович Гафт в этом году отметит свое 82-летие. Он является невероятно известным артистом, снимающимся в кино и играющим в театре. Актер носит звание Народного артиста и стал ведущим членом труппы московского «Современника». Во время обучения в школе Валик принимал участие в самодеятельности, а так как в те времена в школе были только мальчики, то ему приходилось воплощать женские образы. В 1953 году он окончил школу и сразу же поступил в Школу-студию МХАТ. Он учился на одном курсе с Майей Менглет и Олегом Табаковым.

МХАТ Валентин Иосифович Гафт окончил в 1957 году и работал после этого в Московском драматическом театре, театре сатиры, в Ленкоме и в театре имени Моссовета. В 1967 году в театре сатиры он сыграл одну из своих наилучших ролей. В пьесе «Женитьба Фигаро» он изобразил графа Альмавиву. В этом спектакле он играл вместе с легендарным

Служба в «Современнике»

Биография Валентина Гафта в театре «Современник» начинается в 1969 году. Именно тогда он стал ведущим артистом этого храма Мельпомены. Перечислить все роли, сыгранные здесь актером, очень трудно. Он принимал участие в таких спектаклях, как «Обыкновенная история» (Петр Адуев), «Валентин и Валентина», где был Гусевым, «Генрих IV», где сыграл Генриха IV, и многих других работах.

На протяжении последних лет в «Современнике» Валентином Иосифовичем были сыграны роли Городничего из «Ревизора», Изольда Кукина («Аккомпаниатор»), Лейзера в спектакле «Трудные люди» и многие другие образы. Именно в этом театре Гафт состоялся как писатель и режиссер. Он написал пьесу «Сон Гафта, пересказанный Виктюком». В постановке Валентин сыграл и одну из основных ролей. А в постановке «Балалайкин и К°» он впервые выступил режиссером. Эту работу он осуществил в тандеме с Александром Назаровым и Игорем Квашой.

В мире кинематографа

Биография Валентина Гафта в кино берет свое начало в 1956 году. Его первой работой на этом поприще стала картина «Убийство на улице Данте». Тут ему досталась совсем маленькая и практически бессловесная роль. В этом же году он засветился и в эпизоде ленты «Поэт». Затем были такие киноработы, как «Первый курьер», «Кентавры», «Фуэте» и прочие. В картинах «Чародеи», «По главной улице с оркестром», «Визит дамы» и «Ночные забавы» он отобразил уже весьма заметные образы.

Роли в картинах прославленного Рязанова стали для Валентина Иосифовича одними из наиболее успешных. Так, в 1979 году в «Гараже» он сыграл председателя Сидорина. В следующем году был фильм «О бедном гусаре замолвите слово…». Также Гафт отметился в таких картинах Рязанова, как «Старые клячи», «Небеса обетованные» и другие.

Гафт в «Гараже»

Валентин Гафт, фильмы которого с удовольствием смотрит не одно поколение людей, по-настоящему знаменитым и популярным стал после выхода фильма «Гараж». В картине ему досталась одна из главных ролей, он сыграл угодливого Сидоркина. На съемках этой картины Рязанова Валентин оказался совершенно случайно. Сидоркина должен был играть Ширвиндт, но в самый последний момент он отказался от предложения. Пригласить Гафта порекомендовала Лия Ахеджакова, но Рязанов согласился на предложение не сразу.

Роль хитрого персонажа стала в судьбе актера знаковой. Благодаря ей он познакомился со своей нынешней супругой и смог занять достойное место в кинематографе.

Фильмы нового века и телевидение

В XXI веке не менее активно снимается в кино Валентин Гафт. Фильмы, в которых он снялся на протяжении 2000-х годов, следующие: «12», «Семейный дом», «Операция ЧеГевара», а также «Утомленные солнцем - 2: Предстояние», «Студия 17» и многие другие. Во всех картинах маэстро были доверены главные роли.

Также Гафт много играл на телевидении. Он принимал участие в сериалах и телевизионных картинах. Так, стоит упомянуть сериалы «Будденброки», «Домби и сын», «Тайна Эдвина Друда» и телеспектакль «Архипелаг Ленуар».

Несколько слов об эпиграммах

Заслуживают внимания и стихи, эпиграммы Валентина Гафта. Они являются, как говорится, отдельной статьей в творчестве актера. Острые эпиграммы Валентина Иосифовича в свое время ходили рукописными списками и регулярно цитировались. «Стих и эпиграмма», «Я постепенно познаю» и «Жизнь - театр» - книги, которые вышли в авторстве Гафта.

Большинство эпиграмм театра и кино. Некоторых актеров в своих стихах он восхваляет, других же беспощадно критикует. Но эти строки уже стали классикой и существенной ступенью в карьере Валентина Гафта.

И еще немного о стихах

Гафт, дети и жены которого стали поводом для сплетен, является невероятно одаренным автором. Очень многое сказано об эпиграммах этого гениального человека. О стихах также многое говорили в свое время. Но последние на протяжении продолжительного времени оставались в тени знаменитых эпиграмм. Благодаря тому что артист способен смотреть всесторонне на мир, его писательский дар такой необыкновенный и необычайный.

Валентин Иосифович - необычайно чуткий писатель, и благодаря такому уму у него рождаются исключительно шедевры. Он издал много книг, которые сразу же стали популярными. Правду говорят, гениальный человек гениален во всем. И именно Гафт может служить этой поговорке ярким подтверждением.

Жены Валентина Гафта

Впервые будущий народный артист женился на манекенщице по имени Алена. Это была невероятно красивая девушка. Она работала на Кузнецком мосту в Доме моделей. Но брак довольно быстро распался из-за обоюдных измен супругов. Вот такой была первая жена Гафта. Инна Елисеева стала его второй избранницей. Инна была балериной с эффектной внешностью и невероятно трудным характером. Женщина родилась в обеспеченной семье, а потому всегда получала то, что хотела. У пары были тяжелые отношения. Нелегкими они были у Гафта и с семьей Елисеевой. Ему было тяжело жить вместе с родителями супруги.

В семье родилась дочь Оля, поэтому Елисеевой пришлось оставить карьеру балерины и посвятить себя ребенку. Это еще больше испортило ее характер, и вскоре Валентин ушел из семьи. После развода артисту долго не везло в личной жизни. Но однажды он познакомился с виолончелисткой Аллой. С ней у Гафта был гражданский брак. Алла постоянно ревновала мужа, несмотря на то что он был ей верен. Но как-то раз он все-таки не выдержал бесконечных сцен и ушел от этой женщины.

А был ли сын

Валентина Гафта в молодости была насыщенной и полной женщин. И именно из-за этих женщин пострадали его дети. Во втором браке у него родилась дочь Ольга. Но после развода с женой Валентин не принимал участия в воспитании ребенка. А Инна относилась к малышке не слишком благосклонно и часто несправедливо. Не выдержав регулярных маминых упреков и скандалов, в возрасте 29 лет девушка покончила жизнь самоубийством. Это событие сильно подорвало здоровье актера. Из тяжелого состояния его вытянула четвертая жена, Ольга Остроумова.

Но ходят слухи, что у Гафта есть еще и внебрачный сын. Одни источники утверждают, что он знал о его существовании, ведь появился малыш тогда, когда актер был женат на балерине. И Валентин Иосифович всячески скрывал появление на свет мальчика. Согласно другим сведениям, сын Вадим родился в Бразилии, и о его существовании маэстро узнал только тогда, когда отпрыску исполнилось 46 лет. Он попал в беду, и его мать, пытаясь ему помочь, связалась с Валентином, который сразу же сделал все, чтобы спасти сына. Какая из этих историй правда - знает лишь сам Гафт.

Валентин Гафт - яркий и неординарный актер, талантливый поэт, родился в Москве 02.09.1935 года.

Детство

Ему повезло появиться на свет в обеспеченной семье. Отец работал прокурором, мать была домохозяйкой. Она не имела хорошего образования, но была женщиной достаточно эрудированной, много читала, очень увлекалась театром, могла поддержать разговор практически на любую тему.

Домашним хозяйством в семья Гафтов занималась приходящая домработница. Мать же все свое внимание могла сосредоточить на сыне и муже. Она считала себя совершенно счастливой женщиной, так как, выросшая в многодетной деревенской семье, она имела свой собственный дом, жила в комфорте и достатке.

Но своих корней мать не стыдилась. Более того, они с маленьким Валей часто ездили погостить в деревню, где дед работал извозчиком. Мальчику там нравилось. Это было словно путешествие в другой мир, где пахло скошенной травой и сеном, а животные доверчиво подставляли спинки и лизали ему руки.

В детстве

Но вот началась война, и добрая сказка сменилась страшной. Отец и двоюродный брат, которому уже исполнилось целых 19, с первых же дней ушли на фронт. А они с матерью остались в Москве. На всю жизнь запомнил Валентин сырой запах бомбоубежища и всепоглощающий страх от ночных налетов.

В 1944 отец, весь израненный, снова оказался в Москве, к величайшей радости жены и сына. Он еще долго лежал в госпитале, потихоньку оправляясь от полученных ран. Война откатывалась все дальше. И вот наконец-то голос Левитана объявил, что все закончилось, и снова наступило мирное время.

Жизнь постепенно налаживалась. Валентин ходил в кино, слушал с друзьями патефонные пластинки и летом гонял во дворе в футбол. Он легко увлекался, но так же быстро остывал. В подростковом возрасте он вдруг захотел стать пианистом. Но, пока они с мамой выбирали подходящий инструмент, Валик успел перегореть этой идеей.

К учебе у него тоже не было особого интереса. А поскольку родители воспитывали единственного сына без особой строгости, в старших классах он нахватал столько плохих оценок, что о поступлении в престижный вуз можно было и не мечтать. Вот тогда у Гафта и появилась впервые идея стать артистом.

Будучи фанатом кино и очень далеким от театрального мира, он представлял себе работу актера самой легкой, какая только может быть. Вышел на сцену, сказал несколько фраз - и все. Но, прослышав от приятелей, что конкурсы в театральные могут доходить до 30 человек на место, он решил перестраховаться и записался в школьную самодеятельность.

Надо отметить, что в те годы мальчиков и девочек учили отдельно. Так что спектакли выглядели порой очень забавно, поскольку парням приходилось играть и женские роли тоже. Например, самому Гафту как-то досталась роль невесты в постановке «Предложение» по Чехову.

Карьера

Вздохнув с огромным облегчением по поводу того, что долгожданный аттестат наконец-то оказался в его руках, Гафт сразу же отнес документы в школу-студию МХАТ. Сам не осознав как, он одолел первый тур конкурса. Но о том, что ему придется в лицах читать басню, Гафт думал просто с ужасом. Он вспоминает, как набрался смелости и попросил о помощи встретившегося ему в коридорах училища Сергея Столярова. И тот не отказался ему помочь. Так Гафт все-таки стал студентом.

С первых же дней он сдружился со старшекурсниками Михаилом Козаковым и Игорем Квашей, которые здорово помогали советами на первых порах. Но какие-то внутренние комплексы долгое время мешали ему полностью раскрыться. Он страшно робел, когда видел рядом с собой живых кумиров. И, впервые попав на съемочную площадку, он так растерялся, что так и не смог произнести нужные слова.

Поначалу театральная карьера Гафта складывалась очень трудно. Попав по распределению в театр Моссовета, он очень быстро вылетел оттуда, не понравившись руководству. Затем была попытка дебютировать на сцене Театра Сатиры. Но и она обернулась полным провалом. Он перепутал актрис, завалил декорации и был одним сплошным недоразумением.

Сменив за несколько лет еще три труппы, Гафт волею судьбы оказался в театре Ленинского Комсомола, куда его принял лично великий режиссер Анатолий Эфрос. Именно он разглядел огромный потенциал молодого актера и помог ему полностью раскрыть свой талант и избавиться от комплексов.

А в 1969 его, уже блестящего и востребованного актера, переманил к себе в Современник Олег Ефремов. Не последнюю роль в этом переходе сыграло и то, что там уже давно работали его друзья-сокурсники Игорь Кваша и , ставшая к тому времени режиссером. Она давала Гафту интересные и яркие роли, еще больше раскрывая его талант.

Карьера в кино, начавшаяся с полного провала, тоже складывалась довольно сложно. Хотя, начиная с 1965 года, его регулярно приглашали сниматься, роли ему доставались обычно совсем незначительные, так что зрители долгое время не могли запомнить его даже в лицо.

Первым ярким выходом на экран стала комедийная роль дворецкого в гениальной ленте «Здравствуйте, я ваша тетя!». В том же году он дебютировал в главной, сыграв Лопатина в фильме на производственную тематику «Из записок Лопатина». После этого режиссеры начали относиться к артисту по другому, и на него даже обратил внимание гений советской комедии Эльдар Рязанов.

Именно Рязанов оценил многогранность и тонкое чувство юмора Гафта. Их первой совместной работой стал фильм «Гараж», где Валентин сыграл председателя гаражного кооператива. Умело подобранная плеяда звездных актеров сделала фильм с довольно посредственным сценарием классикой советского кинематографа. А Гафта, наконец-то узнали и полюбили зрители.

В 1980 Гафт получает новое предложения от Рязанова, которое принимает с огромным удовольствием. Ему достается роль командира гусарского полка в музыкальной комедии «О бедном гусаре замолчите слово». Таким образом актер постепенно переходит в разряд узнаваемых и востребованных.

Закрепил успех еще один музыкальный фильм «Чародеи», снятый по роману братьев Стругацких, где Гафту достается одна из главных ролей - заместителя директора Сатанеева. Всего же в фильмографии артиста на сегодняшний день уже около сотни больших и маленьких работ.

Личная жизнь

Первой любовью будущего артиста, в которой он тогда так и не признался, стала соседская девочка Дина. Уже тогда, в юные годы, он понял, что состояние влюбленности вдохновляет, окрыляет, рождает желание быть лучшим и совершать подвиги. Возможно, поэтому ему было трудно оставаться долгое время с одной женщиной.

Но первыми серьезными отношениями стал роман с манекенщицей Аленой Изоргиной, которая вскоре стала его женой. Бытовые условия были просто ужасными. Они жили вместе с матерью Алены в тесной полутемной квартирке на первом этаже. Алена безумно любила животных и постоянно тащила их в дом. Поэтому соседями Гафта по квартире были также кошки, собаки, голуби, и, конечно же, клопы и тараканы.

При этом Алена регулярно выезжала за границу, а Гафт все больше времени проводил в театра и на съемках. Оба они периодически имели увлечения на стороне. Брак продержался ровно до тех пор, пока Алена не встретила свою новую любовь - известного киноведа Даля Орлова. Она попросила развод и Гафт не стал мешать ее счастью.

Второй женой Гафта стала очень красивая и обеспеченная женщина Инна Елисеева, дочь сталинского лауреата. Она могла себе позволить вполне роскошно жить на отцовские деньги, нигде не работая, и раскатывала по Москве на собственных «Жигулях». Но тесть с самого начала принял Валентина в штыки, и даже когда у супругов родилась дочь, его отношение не изменилось. Он считал Гафта бездельником, который не может прокормить семью. В один прекрасный день ему это надоело, и он ушел навсегда.

С дочерью Гафт продолжал поддерживать отношения, но она покончила с собой в 2002 году, будучи еще совсем молодой. Смерти девушки предшествовало неудачное поступление в театральное. Она мечтала тоже стать актрисой, но не обладала для этого достаточным талантом. Не помогло даже то, что с ней занимался отец и его новая жена. Последней каплей стала несчастная любовь и постоянная критика со стороны матери.

Семейное счастье Валентин Гафт обрел только в зрелом возрасте, когда его третьей супругой стала Ольга Остроумова. Впервые судьба свела их на съемках комедии Рязанова «Гараж», но тогда артист лишь только отметил для себя ее утонченную красоту и женственность. Ольга была замужем, и сам Гафт тоже не свободен.

С женой Ольгой

Но много лет спустя во время просмотра одной из телепередач, он понял, что Ольга осталась одна. С тех пор он начал искать с ней встреч и даже сам организовал одну из них. Но, будучи оба разочарованы предыдущими отношениями, они с опаской относились к новым. Поэтому расписались только через несколько лет после начала их романа.