Александр Алябьев - русский композитор, которого по праву считают родоначальником русского романса, прожил жил удивительно насыщенную самыми разнообразными событиями. В ней было все - романтические метания молодости, гусарская смелость, отвага и удаль, поиски собственного пути в музыкальном творчестве. Даже согласно русской пословице, не обошла его судьбу “сума и тюрьма”. Но в памяти потомков Александр Александрович останется автором музыки прекрасного романса “Соловей” - одного из наиболее известных русских романсов во всем мире.

Биография композитора Александра Алябьева кратко

Александр Алябьев родился 4 августа 1787 года в городе Тобольске. Его отец служил вице-губернатором, мать была в родстве с известным русским просветителем и издателем Новиковым. Семья Алябьевых была очень образованной, в ней много музицировали, постоянно посещали театральные постановки. Начальное образование мальчик, как и остальные дети, получил дома, но оно было качественное и разностороннее. После переезда в Москву Саша поступил в Благородный пансион Московского университета, который выпускал образованную дворянскую молодежь. Алябьев, например, осваивал игру на фортепиано и теорию композиции у И.Г. Миллера.

Алябьев - гусар

Не смотря на то, что уже в 1810 году Александр Александрович проявил себя как композитор, издав "Новый французский романс" и два фортепианных вальса, желание защищать Отчизну от врага, преобладало над желанием заниматься только музыкой, и он поступает в Ахтырский гусарский полк. В его составе под предводительством участвует в знаменитом сражении за Дрезден, не смотря на ранение. Вместе с русскими войсками вошел в Париж. Во время службы написал свое первое произведение - гусарский романс «Один еще денек».

Музыкальное творчество Алябьева

Живя в Москве и Петербурге, Александр Александрович очень подружился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором А. Н. Верстовским и другими представителями литературной, музыкальной и театральной элиты. В 1822 году на сцене Петербургского императорского театра были поставлены комическая опера “Лунная ночь, или Домовые” и написанный в соавторстве с А. Н. Верстовским водевиль-опера “Новая шалость, или Театральное сражение”. Обе постановки не прошли незамеченными и имели успех.

В 1823 году Алябьев выходит в отставку и полностью посвящает себя музыкальному творчеству. Он пишет музыку ко многим спектаклям и водевилям, которые ставятся и в Москве, и в Петербурге. Но судьба приготовила неприятный сюрприз для него. В феврале 1825 года он в порыве гнева ударил уличенного в нечестной карточной игре одного из своих партнеров, который через несколько дней умер. Следствие признало виновным в его смерти Алябьева, и он оказался в тюрьме.

Не смотря на тяжелое положение заключенного, он не прекращал заниматься музыкой. Находясь в тюрьме, композитор написал свой самый знаменитый романс "Соловей". В это же время был написан комический балет "Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты", который был поставлен в Московском в 1827 году балетмейстером Ф. Бернаделли.

С 1827 года он отбывает ссылку на родине, в Тобольске, жил в приходе Захарьевской церкви, так как ему было вменено регулярное покаяние. Композитор в этот период занимается сочинением военной и церковной музыки.. В 1831 году Алябьев возвращается из Сибири, но до самой своей смерти будет находиться под надзором полиции.

Умер Александр Александрович Алябьев 22 февраля 1851 года, и был похоронен в семейном склепе возле Симонова монастыря в Москве. Через год там же была похоронена и его жена.

  • Как это ни печально, но в России не существует могилы знаменитого русского композитора, потому что в 1930 году Симонов монастырь был уничтожен вместе с кладбищем. Никто не озаботился перенести прах композитора и сохранить его могилу для потомков.

...Все родное к сердцу ближе.
Сердце чувствует живей,
Ну пропой же, ну начни же:
Соловей мой, соловей!..

В. Домонтович

Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец, бившихся в тон алябьевским мелодиям... В нем уживались пестрота наблюдений ума, едва ли не «фельетониста от музыки», с вниканием в запросы сердца своих современников...
Б. Асафьев

Бывают композиторы, обретающие славу и бессмертие благодаря единственному произведению. Таков А. Алябьев - автор знаменитого романса «Соловей» на стихи А. Дельвига. Этот романс поют во всем мире, ему посвящают стихи и рассказы, он существует в концертных обработках М. Глинки, А. Дюбюка, Ф. Листа, А. Вьетана, а количество безымянных его переложений безгранично. Однако помимо «Соловья» Алябьев оставил большое наследие: 6 опер, балет, водевили, музыку к спектаклям, Симфонию, увертюры, сочинения для духового оркестра, многочисленные хоровые, камерные инструментальные произведения, более 180 романсов, обработки народных песен. Многие из этих сочинений исполнялись при жизни композитора, пользовались успехом, хотя издано было немногое - романсы, несколько фортепианных пьес, мелодрама «Кавказский пленник» по А. Пушкину.

Судьба Алябьева драматична. Долгие годы он был оторван от музыкальной жизни столичных городов, жил и умер под гнетом тяжкого, несправедливого обвинения в убийстве, которое сломало его жизнь на пороге сорокалетия, разделив биографию на два контрастных периода. Первый складывался удачно. Детские годы прошли в Тобольске, губернатором которого был отец Алябьева, человек просвещенный, либеральный, большой любитель музыки. В 1796 г. семья переехала в Петербург, где Александр в 14 лет был зачислен на службу по горному ведомству. Одновременно начались серьезные занятия музыкой у И. Миллера - «знаменитого контрапунктиста» (М. Глинка), у которого обучались композиции многие русские и иностранные музыканты. С 1804 г. Алябьев живет в Москве, и здесь в 1810-х гг. были изданы его первые сочинения - романсы, фортепианные пьесы, написан Первый струнный квартет (впервые издан в 1952 г.). Эти сочинения являются едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки. В романтической душе молодого композитора особый отклик находила тогда сентиментальная поэзия В. Жуковского, позже уступившая место стихам Пушкина, Дельвига, поэтов-декабристов, а в конце жизни - Н. Огарева.

Отечественная война 1812 г. отодвинула музыкальные интересы на второй план. Алябьев пошел добровольцем в армию, сражался вместе с легендарным Денисом Давыдовым, был ранен, награжден двумя орденами и медалью. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры, но, не испытывая рвения к ней, Алябьев в 1823 г. вышел в отставку. Живя попеременно в Москве и Петербурге, он сблизился с артистическим миром обеих столиц. В доме драматурга А. Шаховского он встречался с Н. Всеволожским - организатором литературного общества Зеленая лампа; с И. Гнедичем, И. Крыловым, А. Бестужевым. В Москве на вечерах у А. Грибоедова музицировал с А. Верстовским, братьями Виельгорскими, В. Одоевским. Алябьев участвовал в концертах как пианист и певец (прелестный тенор), много сочинял и все больше завоевывал авторитет у музыкантов и любителей музыки. В 20-е гг. на сценах московских и петербургских театров появляются водевили М. Загоскина, П. Арапова, А. Писарева с музыкой Алябьева, а в 1823 г. в Петербурге и Москве с большим успехом состоялась постановка его первой оперы «Лунная ночь, или Домовые» (либр. П. Муханова и П. Арапова). ...Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер, - писал Одоевский в одной из своих статей.

24 февраля 1825 г. случилась беда: во время карточной игры в доме Алябьева произошла крупная ссора, один из ее участников вскоре скоропостижно скончался. Странным образом в этой смерти обвинили Алябьева и после трехлетнего судебного разбирательства сослали в Сибирь. Начались многолетние скитания: Тобольск, Кавказ, Оренбург, Коломна...

...Твоя воля отнята,
Крепко клетка заперта,
Ах, прости, наш соловей,
Голосистый соловей...
- писал Дельвиг.

«...Не так живи, как хочется, а как бог велит; никто столько не испытал, как, я, грешный...» Только сестра Екатерина, добровольно последовавшая за братом в ссылку, да любимая музыка спасали от отчаяния. В ссылке Алябьев организовал хор, выступал в концертах. Переезжая с одного места на другое, он записывал песни народов России - кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские, использовал их напевы и интонации в своих романсах. Совместно с украинским историком и фольклористам М. Максимовичем Алябьев составил сборник «Голоса украинских песен» (1834) и постоянно сочинял. Он писал музыку даже в тюрьме: находясь под следствием, создал один из лучших своих квартетов - Третий, с вариациями на тему «Соловья» в медленной части, а также балет «Волшебный барабан», долгие годы не сходивший со сцен русских театров.

С годами в творчестве Алябьева все явственнее проступали автобиографические черты. Мотивы страдания и сострадания, одиночество, тоска по родине, стремление к свободе - вот характерный круг образов периода изгнанничества (романсы «Иртыш» на ст. И. Веттера - 1828, «Вечерний звон», на ст. И. Козлова (из Т. Мура) - 1828, «Зимняя дорога» на ст. Пушкина - 1831). Сильное душевное смятение вызвала нечаянная встреча с бывшей возлюбленной Е. Офросимовой (в девичестве Римской-Корсаковой). Ее образ вдохновил композитора на создание одного из лучших лирических романсов «Я вас любил» на ст. Пушкина. В 1840 г., овдовев, Офросимова стала женой Алябьева. В 40-х гг. Алябьев сблизился с Н. Огаревым. В романсах, созданных на его стихи - «Кабак», «Изба», «Деревенский сторож», - впервые зазвучала тема социального неравенства, предвосхищая искания А. Даргомыжского и М. Мусоргского. Бунтарские настроения характерны и для сюжетов трех последних опер Алябьева: «Буря» по В. Шекспиру, «Аммалат-бек» по повести А. Бестужева-Марлинского, «Эдвин и Оскар» по древним кельтским сказаниям. Так что хотя, по словам И. Аксакова, «лета, болезни и несчастья остепенили его», мятежный дух эпохи декабристов до конца дней не угасал в произведениях композитора.

О. Аверьянова

Александр Александрович Алябьев

Алябьев Александр Александрович (1787-1851) - российский композитор, автор опер, балетов, романсов ("Соловей" на слова Дельвига ). Участвовал в войне 1812 года. До 1823 служил в армии. В 1825 году был арестован по ложному обвинению в убийстве и сослан в Сибирь, затем переведен на Кавказ, позднее на Южный Урал.

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (4.08.1787 - 22.02.1851), русский композитор. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева - сенатор, президент Берг-коллегии и главноуправляющий межевой канцелярией - дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского университета.

Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-1814 (в Ахтырском гусарском и Конноегерском полках). В 1823 вышел в отставку в чине подполковника. Жил в Москве и Петербурге, где сблизился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором А. Н. Верстовским и др. литературными, музыкальными и театральными деятелями. В 1822 в Петербурге в Большом театре были поставлены комическая опера Алябьева “Лунная ночь, или Домовые” и опера-водевиль “Новая шалость, или Театральное сражение”. В 1825 вместе с Верстовским Алябьев написал музыку к прологу “Торжество муз” М. А. Дмитриева. Алябьев - автор многих опер-водевилей, которые ставились в театрах Москвы и Петербурга.

Алябьев являлся представителем музыкального романтизма в России, автором классических романсов, таких, как “Соловей” (на слова А. А. Дельвига), “Зимняя дорога” (на слова А. С. Пушкина), “Нищая” (на слова П. Беранже) и “Вечерний звон” (на слова И. И. Козлова). Алябьев написал музыку к ряду драматических спектаклей Большого театра в Москве: “Виндзорские кумушки” (В. Шекспира), “Русалка” (А. С. Пушкина), “Безумная” (И. И. Козлова). Им была написана опера “Аммалат-бек” (1842 - 1847) по одноименной повести А. А. Бестужева-Марлинского, а также серия духовных песнопений.

В. А. Федоров

Алябьев - известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих, очень любимых в свое время, песен и романсов, род. в 1802 г. в семействе родовых дворян. Он состоял на военной службе, занимаясь музыкою, как любитель, по природному влечению к искусству. В двадцатых годах А. познакомился с известным композитором А. Н. Верстовским, в сотрудничестве с которым написал музыку к водевилю Хмельницкого "Новая шалость или театральное сражение". Пьеса и музыка имели успех. После этого первого успеха на сцене, А. сотрудничал во многих других водевилях Верстовского, А. Маурера и графа М. Ю. Виельгорского. Поселившись в Москве, он продолжал ревностно заниматься любимым искусством. А. сочинил также музыку к оперетте Загоскина "Деревенский философ". Громадный успех оперы "Аскольдова могила" Верстовского побудил А. написать большую четырехтактную оперу "Лунная ночь", которую постигла, однако, полная неудача. Он также написал, но не окончил, оперу "Аммалат-Бек", на сюжет повести Марлинского. За одно несчастное происшествие А. был сослан на время в Тобольск, где не покидал музыкальных занятий и написал много сочинений духовной и полковой музыки. Наибольшею известностью А. обязан двум - трем из своих многочисленных романсов, написанных в мелодическом стиле. Хотя мелодии А. имеют достоинство непринужденности и часто отзываются чем-то близким к русской народной музыке, но с более строгой критической точки зрения, вся композиторская деятельность А. немногим поднимается выше уровня дилетантизма. Для своей эпохи романсы А. были довольно значительны, при совершенной тогда еще невозделанности поля русского композиторства; в настоящее же время эти мелодии, иногда довольно счастливые, уже отжили свой век. Из романсов А. всего более известен его "Соловей", достигший редкой популярности, неоднократно исполнявшийся знаменитыми певицами: Виардо-Гарсиа и Аделиной Патти (в сцене вокального урока в оп. "Севильский цирюльник" Россини и в концертах) и блистательно переложенный в виде фортепианной пьески Фр. Листом. Очень любимы были также в свое время романсы: "Вечерком румяну зорю" и "Вечерний звон". В собрании романсов, изданных у Грессера в Москве, в 1859 г. (с портретом автора), помещено 70 вокальных пьес, в том числе все романсы А., доставившие ему известность. Но, вероятно, многие из его мелких произведений не вошли в это собрание, также как никогда не были напечатаны его труды в области драматической, военной и церковной музыки.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Далее читайте:

Алябьевы - старинный дворянский род.

ОЖИВШИЕ СТРАНИЦЫ

«Уносит вечность всех под мрачный свод гробов,
Но непорочных душ и мысли и стремленья
Выбрасывает вал сурового забвенья
На берег бытия, как зерна жемчугов».

К.М. Фофанов


Широкому кругу любителей музыки имя А.А. Алябьева знакомо в основном благодаря романсу «Соловей». К сожалению, обширное и многогранное творческое наследие композитора, как и его биография, долгое время оставались в забвении. В течение 50 лет после его смерти не было ни одной попытки серьезно разобраться в творчестве и сложной биографии композитора. Если до 1825 г. имя Алябьева упоминается сравнительно часто, то после, кроме рецензий на романсы, оно совершенно исчезло из печати, а неполные либо ошибочные сведения о его жизни приводили лишь к искажению облика композитора и как человека, и как музыкального деятеля.

Сочинения Алябьева, кроме романсов, песен, нескольких фортепианных пьес и клавира «Кавказского пленника» не были опубликованы. После смерти композитора часть его архива, в которую входило свыше 500 музыкальных рукописей, была передана кем-то из близких в Московскую консерваторию и там без всякого учета и

обработки свалена в подвалах. Музыкальные и литературные рукописи, находившиеся у частных лиц, зачастую варварски уничтожались.

Только спустя 60 лет после смерти Алябьева появился первый биографический очерк и лишь после Великой Отечественной войны, когда архивы стали доступны для
изучения, рукописи композитора извлекли из подвалов консерватории и передали в Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, где они хранятся и поныне. Таким образом, музей, сосредоточивший основную часть архива, начал изучение музыкального наследия Алябьева. Сотрудники музея, Б.В. Доброхотов, И.Н. Иордан и Т.В. Киркор, подготовили к исполнению партитуры многих оркестровых, хоровых и камерно-инструментальных произведений.

Начало исполнению этих ранее неизвестных произведений было положено весной 1947 г. концертом, организованным музеем совместно с Московской государственной филармонией. В этом концерте, после более чем столетнего забвения, Государственным оркестром Союза ССР и солистами филармонии под управлением дирижера Н.П. Аносова впервые были исполнены вариации для скрипки с оркестром, четыре произведения для голоса с оркестром, две оркестровые увертюры и Третий струнный квартет. В пропаганде камерного творчества Алябьева видную роль сыграл Государственный квартет им. Бетховена, в своих концертах, кроме Третьего, впервые исполнивший Первый струнный квартет, а совместно с Э.Г. Гилельсом – фортепианный квинтет, сонату для фортепиано и скрипки, и завоевавшее большую популярность фортепианное трио. Хоровые произведения композитора прозвучали в концертах Государственного академического хора им. А.В. Свешникова.

С 1949 г. начинают появляться публикации ранее никогда не издававшихся крупных произведений Алябьева и многие «белые пятна» биографии выдающегося русского музыканта были раскрыты. Творческое наследие композитора представлено почти всеми музыкальными жанрами. Оказалось, что им написано более 450 произведений, среди которых шесть опер, балет, свыше 20 опер-водевилей, множество сочинений для симфонического и духового оркестров, для голоса с оркестром, хоры, музыка к драматическим представлениям, пьесы для различных инструментов с фортепиано, камерные ансамбли, обработки песен многих народов России и свыше 160 романсов.

Понимание роли Алябьева в истории русского музыкального искусства продолжает углубляться по мере того, как в архивах обнаруживаются его неизвестные или забытые произведения, а т.к. география его странствий обширна, можно надеяться и на дальнейшие открытия.


* * *

Бывают композиторы, обретающие славу и бессмертие благодаря единственному произведению. Таков А. Алябьев - автор знаменитого романса "Соловей" на стихи А. Дельвига. Этот романс поют во всем мире, ему посвящают стихи и рассказы, он существует в концертных обработках М. Глинки, А. Дюбюка, Ф. Листа, А. Вьетана, а количество безымянных его переложений безгранично. Однако помимо "Соловья" Алябьев оставил большое наследие: 6 опер, балет, водевили, музыку к спектаклям, Симфонию, увертюры, сочинения для духового оркестра, многочисленные хоровые, камерные инструментальные произведения, более 180 романсов, обработки народных песен. Многие из этих сочинений исполнялись при жизни композитора, пользовались успехом, хотя издано было немногое - романсы, несколько фортепианных пьес, мелодрама "Кавказский пленник" по А. Пушкину.Вокальное творчество Алябьева тесно связано с традициями русского городского фольклора начала 19 в. В своих «русских песнях» он талантливо претворил лучшие черты бытовой песенной лирики пушкинской эпохи. Среди них общенародную популярность приобрела песня «Соловей» (1826) на текст А. А. Дельвига. Чуткий и вдумчивый художник, Алябьев проявлял большое внимание к новым явлениям русской поэзии. Он был одним из первых интерпретаторов лирики А. С. Пушкина (романсы «Если жизнь тебя обманет», «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Пробуждение», «Зимняя дорога» и др.), В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, И. И. Козлова и др. Опираясь на достижения русской литературы, он расширил содержание романса и в своём вокальном творчестве вышел за рамки традиционных любовно-лирических тем.
Особое место в творчестве Алябьева занимают романсы-монологи, связанные с темой одиночества, изгнания, тяжёлых скитаний: «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога». Созданные в годы сибирской ссылки, они явились своеобразной лирической исповедью композитора. Их отличают лаконизм, сила и глубина музыкального выражения. Яркое воплощение получила патриотическая тема, отображённая в песнях 30-х гг. («Песни Баяна» на сл. Языкова и др.). В произведениях 40-х гг. Алябьев обращается к сюжетам социального значения. В песнях на слова Н. П. Огарёва («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож») и П. Беранже («Нищая») он создаёт образы обездоленных, аналогичные образам русской литературы того времени (петербургские повести Н. В. Гоголя, ранние повести Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева). Эти песни подготовили новаторские произведения А. С. Даргомыжского («Лихорадушка») и М. П. Мусоргского («Калистрат», «Гопак», «Трепак»). Обогащая тематику русского романса, Алябьев стремился к обновлению средств музыкальной выразительности. Он развил декламационные элементы вокальной мелодии, повысил выразительное значение гармонии и фактуры, придал самостоятельное значение фортепианной партии. Характерные особенности музыкального языка Алябьева - частое применение органных пунктов и остинатных фигураций, обострение ладовых тяготений путём альтерации, красочное сопоставление одноименных тональностей (мажора и минора). Эти приёмы свидетельствуют о творческом освоении композитором новых тенденций музыкального романтизма. Алябьев - автор многих опер-водевилей, которые ставились в театрах Москвы и Петербурга. В 1822 году в Петербурге в Большом театре шла в первый раз комическая опера Алябьева "Лунная ночь, или Домовые", в двух действиях и опера-водевиль “Новая шалость, или Театральное сражение”. В 1823 году был исполнен водевиль "Польский", а в следующем году шел водевиль "Путешествующая танцовщица актриса, или Три сестры невесты" П. Н. Арапова (1824, Петербург, бенефис А. И. Истоминой; 1825, Большой театр, Москва, бенефис Д. С. Ришард) с увертюрой и прочей музыкой Алябьева. В 1824 году на московской императорской сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с французского А.И. Писаревым: "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" и "Хлопотун, или Дело мастера боится". Музыку к ним Алябьев написал в сотрудничестве с Верстовским. В 1825 году была поставлена трехактная опера-водевиль А.И. Писарева "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки", с музыкой, написанной Алябьевым в сотрудничестве с А.Н. Верстовским и Ф.Е. Шольцем. В 1826-27 г.г. исполнялась опера-водевиль "Утро и вечер, или Ветер переменился" Р. М. Зотова с музыкой Алябьева.

В 1825 вместе с А.Н. Верстовским Алябьев написал музыку к прологу “Торжество муз” М. А. Дмитриева, исполненном на открытии Большого театра в Москве.

В 1827 в Московском Большом театре был поставлен комический балет Алябьева "Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты" (балетмейстер Ф. Бернаделли; судя по названию, - продолжение балета "Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле" Маковеца, 1818, балетмейстер тот же). Остроумная и эффектная музыка балета Алябьева (одного из наиболее популярных его музыкально-театральных сочинений) характеризуется развитой темброво-инструментальной драматургией, подчеркивающей противоборство волшебных сил флейты и барабана. Для обрисовки сходных сценических ситуаций используются музыкально-тематические повторы (предвосхищающие лейтмотивную систему в рус. балете 2-й пол. 19 в.), а для конкретизации мимической речи - цитаты из музыки других композиторов (в том числе из балета Маковеца).

В 1832 году Алябьев получил разрешение выехать на Кавказ для лечения. Около двух лет он провел в Пятигорске и его окрестностях. Природа Кавказа произвела неизгладимое впечатление на его восприимчивую натуру. Алябьев знакомится с песнями и танцами горских народов, записывает черкесские, кабардинские, грузинские и азербайджанские мелодии. Итогом поездки явился большой сборник романсов, изданный под общим заглавием «Кавказский певец». Кавказские впечатления отразились также и в опере «Аммалат-Бек» по повести писателя-декабриста Бестужева-Марлинского, над которой Алябьев работал в 1840-е годы. На Кавказе Алябьев познакомился с украинским историком и фольклористом М. А. Максимовичем и вместе с ним подготовил сборник «Голоса украинских песен», в котором опубликовал свои обработки украинских народных мелодий. Этот сборник, изданный в 1834 году, был отмечен высокой похвалой Гоголя. Работу по записи народных песен Алябьев продолжил в Оренбурге, куда он был переведен после кавказской поездки. Первым среди русских композиторов он записывает башкирские, киргизские и туркменские песни, пишет увертюру на башкирские темы.
Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям, работает над операми «Рыбак и русалка» и «Аммалат-Бек». Алябьев продолжает пользоваться большой известностью. К нему нередко обращались с просьбами принять участие в благотворительном вечере или написать по какому-нибудь случаю романс или хор. Для концерта в пользу нищих Алябьев написал, например, гимн благотворительности на патриотические стихи Ф.Н. Глинки для оркестра, хора и для голоса соло; в том же концерте была исполнена написанная Алябьевым "Песнь на смерть Лаврова" (артиста московского театра). В 1847 завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским. Тяжело больной, Алябьев до конца жизни не оставлял творческой работы. К числу его последних произведений относятся песни на слова поэта-демократа Н. П. Огарёва с сюжетами из народной жизни («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож») .Значителен вклад Алябьева в отечественную камерно-инструментальную музыку. Среди многочисленных камерных ансамблей Алябьева выделяются 2 струнных квартета (№ l и № 3), фортепианное трио a-moll, соната для скрипки и фортепиано. В этих произведениях принципы классического сонатного цикла органически сочетаются с элементами русской песенности. Таковы медленная часть 3-го квартета (на тему песни «Соловей»), 1-я часть и финал фортепианного трио, пронизанные интонациями русской народной песни и бытового романса. По своему художественному облику эти произвдения близки камерным ансамблям М. И. Глинки, созданным также в 20-30-е гг. К лучшим образцам раннего русского симфонизма принадлежат одночастная симфония e-moll, увертюра f-moll, оперные увертюры, балетная музыка. Большое внимание уделял Алябьев и духовой музыке (марши, увертюры для духового оркестра). Мало изучено театральное наследие Алябьева. Тяжёлое положение ссыльного препятствовало постановке его опер, написанных в зрелые годы. Эти произведения, большей частью незавершённые, остались в рукописях (исполнялись только сочинения начала 20-х гг. - водевили, балет, опера «Лунная ночь»). Между тем в театральной музыке конца 20 - начала 40-х гг. композитор разрабатывал большие темы мировой литературы, обращался к творчеству А. С. Пушкина (музыка к театральным инсценировке поэмы «Кавказский пленник», к драме «Русалка») и У. Шекспира (оперы «Буря», «Волшебная ночь» - по комедии «Сон в летнюю ночь», музыка к комедии «Виндзорские проказницы»). В последней своей опере «Аммалат-Бек» (на сюжет повести А. А. Бестужева-Марлинского) Алябьев использовал записанные им на Кавказе народные напевы.

Однако важнейшую часть наследия Алябьева всё-таки составляют его романсы и песни. В романсах, имеющих почти всегда простую куплетную форму, Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы, задушевны и порою не лишены русского национального характера. Декламация естественна и довольно выразительна. Фортепианное сопровождение, простое по гармонии, написано звучно, но не разнообразно, хотя в нем зачастую сказываются намерения иллюстрировать текст. Всего более известен его "Соловей", достигший редкой популярности, неоднократно исполнявшийся знаменитыми певицами: Полиной Виардо, Аделиной Патти и Марчеллой Зембрих (в сцене вокального урока в опере "Севильский цирюльник" Россини и в концертах) и блистательно переложенный в виде фортепианной пьесы Фр. Листом. Мелодия "Соловья", поддерживаемая незамысловатым аккомпанементом, нетороплива и свободна, мягка и нежна. Это сочинение в куплетной форме с характерным для русской народной песни сопоставлением запева и припева может служить классическим образцом городского песенного стиля первой половины XIX века. Популярность романсов Алябьева была очень велика. Очень любимы были также в свое время романсы: "Вечерком румяну зорю" и "Вечерний звон". В изданный в Германии сборник русских романсов и песен под заглавием: "Sammlung Russischer Romanzen und Volkslieder" (изд. Шуберта, Гамбург) вошли романсы Алябьева: "Соловей", "Песнь бедняка", "Луч надежды" и "Вечерком румяну зорю".

Первое издание романсов Алябьева (с портретом автора) было выпущено в Москве у Ю. Грессера в 1859 году в двух частях: в первой 58, во второй - 12 романсов. Второе издание П. Юргенсона (1898 - 99, Москва) заключает в четырех томах 111 романсов, в том числе шесть малороссийских песен, вошедших в сборник, изданный еще в 1833 году (М.А. Максимович, "Голоса украинских песен", в аранжировке Алябьева, Москва) и сборник романсов и песен "Кавказский певец" (М., 1834).

Творчество Алябьева - одно из ярких явлений русской культуры пушкинской эпохи. Современник Глинки и Даргомыжского, Алябьев в лучших своих произведениях приближается к творческому методу этих композиторов-классиков, сочетая романтические тенденции с глубокой жизненной правдой образов.

Известные сочинения

Оперы

Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр (Санкт-Петербург)),
Буря (1830-е гг.),

Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена),
Волшебная ночь (1838-39, не окончена),
Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43),
Аммалат-Бек (1842-47).

Оперы-водевили

Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург),
Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва),
Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва),
Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва),
Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва),
Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825, там же),
Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же),
Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.

Балет

Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827).

Музыка к драматическим спектаклям

Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827),

Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837),
Русалка (Пушкина, 1838),
Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838),
Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

Другие сочинения

пролог Торжество муз на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825);
мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828);
кантаты;
для оркестра, в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы;
для духового оркестра, в том числе увертюры;

инструментальные ансамбли - 3 струн. квартета (No 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825), 2 фп. трио (Es-dur, 1815; a-moll, 1834), фп. квинтет (1815), соната для скр. и фп. (1834), квартет для 4 флейт, квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.;
пьесы и циклы вариаций для разных инструментов, фп. пьесы, в том числе соната, танцы;
хоры и хоровые обработки собствственных сочинений;
романсы для голоса с фп. (св. 150);
вок. ансамбли;
обработка народных песен, в том числе Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем, аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961); Азиатские песни (1833-35) и др.