ТТД:
Водоизмещение: 4012 т.
Размеры: длина - 112,5 м, ширина - 15 м, осадка - 3,7 м.
Скорость полного хода: 17,59 узлов.
Дальность плавания: 3500 миль при 16 узлах, 6000 миль при 12 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля "Згода-Зульцер" 16ZVB40/48, 19200 л.с., 2 винта.
Вооружение: 2х2 57-мм артустановки АК-725, 2х1 45-мм орудия 21КМ, 2х40 122 мм ПУ НУРС МС-73 "Град-М", 4х8 ПУ МТУ-4 ПЗРК.
Вместимость: до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников, танковый трюм длина - 95 м, ширина - 4,5 м, высота - 4,5 м.
Экипаж: 98 чел.

История корабля:
Большой десантный корабль проекта 775

В ВМФ СССР основным мотивом появления новых видов кораблей был опыт боевых служб, согласно которому было установлено, что большой десантный корабль (БДК) должен был перевозить один батальон, средний десантный корабль (СДК) - роту, а малый десантный корабль (МДК) - взвод. Этим требованиям полностью отвечал только имевшийся уже на вооружении БДК пр.1171, но абсолютно не удовлетворяли СДК пр.770, 771 и 773. По этой причине в 1968 году по указанию главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г. Горшкова было выдано тактико-техническая задача на проектирование нового СДК проекта 775.

Проектирования нового СДК осуществлялось в Польше, главным конструктором был польский инженер-кораблестроитель О. Высоцкий, главным наблюдателем от ВМФ СССР был сначала капитан 1 ранга Б.М. Моложожников, потом гражданский специалист М.И. Рыбников, старший представитель заказчика - инженер Л. В. Луговин. В процессе проектирования корабли были переклассифицированы в БДК второго ранга через значительное возрастание водоизмещения.

Головной корабль "СДК-47" (строительный №1) пр. 775 был построен на верфи "Stocznіa Polnocna" ("Северная верфь", где начальником был инженер Б. Стандура) в Польше в 1974 г. Первая серия кораблей, которая состояла из 12 СДК, была закончена в 1978 г. На западе эти корабли окрестили как "Ropucha І" - так в английской транскрипции произносится слово "лягушка".

Вторая серия из 16 СДК (пр. 775.ІІ или "Ropucha ІІ") была закончена в 1992 г. Корабли второй серии отличались другими РЛС общего выявления, а начиная с третьего корабля серии - и другими артустановками (одной 76-мм АК-176 и двумя 30-мм АК-630 вместо двух 57-мм АК-572). Предполагалось и построение третьей серии пр. 775 специально под новые танки Т-80 (в некоторых источниках именуется как "проект 778"), но развал Советского Союза прервал строительство этих кораблей. Головной БДК этой серии "Контр-адмирал Грен" был прекращен строительством и сдан на металлолом в 1992 - 1993 годах.

Строительства БДК данного проекта велось по заказу СССР исключительно для его флота. Ни один корабль пр.775 не вошел в состав ВМФ держав-союзниц по Варшавскому Договору. Исключением можно считать лишь один БДК, переданный Йемену в 1979 г. из состава советских сил, которые базировались в Индийском океане.

Десантный корабль пр.775 по конструкции является многопалубним, плоскодонным десантным кораблем океанской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По конструкции он относится к судам, выполненных по системе "Ro-Ro" - с танковой палубой, которая проходит по всей длине корабля. Основным его предназначением является прием из оборудованного или необорудованного берега гусеничной, колесной и любой военно-транспортной техники и пехотных подразделов техники, транспортирования их морем и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с маленьким склоном дна через открытое носовое устройство, а также приема из воды, транспортирования морем и спуска на воду плавающей техники через открытое носовое или кормовое устройство.

Корабль может использоваться для постановок минных заграждений, для доставки гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов. Кроме того, десантный корабль может использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования.

БДК может быть использован при различных вариантах загрузки: 150 человек десанта и 10 танков типа Т-55 с экипажем в 40 человек; 12 плавающих танков ПТ-76 с экипажем в 36 человек; подразделение в составе 3 танков типа Т-55 с экипажем в 12 человек, 3 120-мм минометов, 3 боевых машин типа 2Г 27, 4 автомобиля ЗИЛ-130, 4 ГАЗ-66 и одного легкового внедорожника ГАЗ-69. Личный состав десанта - 147 человек десанта. Корабль способен перевезти груз весом 650 т на расстояние 4700 миль и плавать во всех незамерзающих морях и океанах без ограничений.

Десант размещается в танковом трюме (длина - 95 г, ширина носовой части - 6,5 г, ширина кормовой части - 4,5 г, высота по диаметральной плоскости - 4,0 м), и может быть высажен на оборудованное, необорудованное побережье или на морскую поверхность при состоянии моря до 4 баллов и силе ветра до 5 баллов. Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах.

Высадка десанта осуществляется с помощью носового десантного устройства, в который входят носовые ворота и аппарель. Виыадка десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованное побережья с минимальным наклоном дна 2-3 градуса (в зависимости от обобщенной массы принятых на корабль грузов). Наличие носовой аппарели и кормовых ворот позволяет соединять несколько судов для создания своеобразного "моста". Габариты входа из носа: ширина - 4,8 г, высота - 5,5 г. Габариты входа из корма: ширина и высота - 5,5 г.

Как правило, корабли пр.775 действуют в составе корабельной десантной группы или в составе отряда миротворческих сил, но могут выполнять свои функции самостоятельно, без кораблей прикрытия.

Большой десантный корабль "БДК-"67" проекта 775/II был построен в Гданьске (Польша) в 1988 году (заводской №775/25). Вступил в строй 30.04.1988 г., вошел в состав Черноморского флота.

В 1997 году "БДК-67" принимал участие в международных учениях "Фарватер мира - 97", в 1998 году - в международных учениях "Си-Бриз-98". В 1999 году "БДК-67" выполнил правительственную задачу по перевозке российского миротворческого контингента в Салоники (Греция). В 2000 году корабль выполнил правительственную задачу по вывозу военной техники из Грузии.

С июня 2001 года над кораблём шефствует администрация Ямало-Ненецкого автономного округа РФ. 3 января 2002 года приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации кораблю было присвоено новое имя - "Ямал".

В июле 2002 года БДК "Ямал" участвовал в обеспечении морского крестного хода по Чёрному морю в честь первой годовщины канонизации святого адмирала Ф.Ф. Ушакова. А в октябре участвовал в мероприятиях посвященных дню памяти адмирала Федора Ушакова на острове Керкира (Корфу).

В июне 2003 года БДК участвовал в деловом заходе в египетский Порт-Саид в составе отряда кораблей ЧФ. В октябре 2003 года совершил официальный визит курс на греческий остров Корфу, приуроченый к дням памяти знаменитого адмирала Федора Ушакова, под командованием которого в 1799 году русские моряки освободили остров Корфу от иноземных захватчиков, с посещением островов Спеце, Сирос, а также портов Пилос и Пирей.

В настоящее время большой десантный корабль "Ямал" входит в состав 197-й бригады десантных кораблей ЧФ и активно используется в учениях и боевой подготовке флота.

Этим кораблем в разное время командовали:
- капитан 2 ранга И. Гавриш;
- капитан 2 ранга А. Кононенко;
- капитан 3 ранга А. Грицай;
- капитан 2 ранга Валерий Поляков;
- капитан 3 ранга Валентин Тютькало.

Большой десантный корабль «Ямал» является последним в серии из 13 кораблей проекта 775/II, которая является второй серии кораблей проекта 775. Строительство серии велось на верфи «Сточни Полночни им.Бохатерев Вестерпляти», город Гданьск, Польша.

Корабль предназначен для высадки морского десанта на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. Способен транспортировать различные виды бронетехники, включая танки.

Был заложен на верфи под строительным номером 775/25 под именем «БДК-67» 06 апреля 1987 года. Спущен на воду в 1988 году. Вошел в состав Черноморского флота 30 апреля 1988 года. Первоначально, с 1988 года, имел бортовой 137. В 1990 году был присвоен бортовой номер 156.

Основные характеристики: Водоизмещение 40812 тонн. Длина 112,5 метра, ширина 15 метров, осадка 3,7 метра. Скорость хода 18 узлов. Дальность плавания 6000 миль при 12 узлах. Экипаж 98 человек.

Энергетическая установка: 2 дизеля, 2 винта, мощность 19200 л.с.

Вместимость: На борту могут располагаться до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников. Танковый трюм длина 95 метров, ширина 4,5 метра, высота 4,5 метра.

Вооружение: 2х2 57-мм артустановки АК-725, 2х1 45-мм орудия 21КМ, 2х40 122 мм ПУ НУРС МС-73 «Град-М», 4х8 ПУ МТУ-4 ПЗРК.

В 1997 году принял участие в международных учениях «Фарватер мира - 97».

В 1998 году принял участие в международных учениях «Си-Бриз-98».

В 1999 году выполнил правительственную задачу по перевозке российского миротворческого контингента в Салоники (Греция).

В 2000 году корабль выполнил правительственную задачу по вывозу военной техники из Грузии.

С июня 2001 года над кораблём шефствует администрация Ямало-Ненецкого автономного округа РФ.

03 января 2002 года приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации кораблю было присвоено новое имя - «Ямал». В июле участвовал в обеспечении морского крестного хода по Чёрному морю в честь первой годовщины канонизации святого адмирала Ф.Ф. Ушакова. В октябре участвовал в мероприятиях посвященных дню памяти адмирала Федора Ушакова на острове Керкира (Корфу).

В июне 2003 года участвовал в деловом заходе в египетский Порт-Саид в составе отряда кораблей ЧФ. В октябре совершил официальный визит на греческий остров Корфу, приуроченный к дням памяти знаменитого адмирала Федора Ушакова, под командованием которого в 1799 году русские моряки освободили остров Корфу от иноземных захватчиков, с посещением островов Спеце, Сирос, а также портов Пилос и Пирей.

В настоящее время входит в состав 197-й бригады десантных кораблей ЧФ и активно используется в учениях и боевой подготовке флота.

По сообщению от 16 сентября 2013 года экипаж корабля под командованием капитана 2 ранга Сергей Грицая подготовку к выходу в Средиземное море. 04 декабря экипажи двух кораблей Северного флота - и большого десантного корабля «Георгий Победоносец» - совместно с БДК Черноморского флота «Ямал» межфлотского учения.

04 марта 2014 года через турецкий пролив Босфор и вошел в Черное море. 11 апреля Северного флота Эгейского моря с большими десантными кораблями «Саратов» и «Ямал» Черноморского флота. После встречи экипажи кораблей приступили к отработке основных видов взаимодействия под единым руководством.

16 февраля 2015 года сторожевой корабль и большой десантный корабль «Ямал» Черноморского флота, входящие в состав постоянного соединения Военно-Морского Флота России в Средиземном море, по морским и воздушным целям.

22 февраля 2016 года через пролив Босфор в направлении Черного моря, завершив 3-й поход в Средиземное море в текущем году.

29 января 2017 года БДК покинул Черное море для своего первого развертывания в Средиземном море, из которого в акваторию Черного моря 18 февраля. 02 марта транзитом черноморские проливы и вошел в Средиземное море. Это второй поход в Средиземное море на основе плановой ротации. 12 марта в Черное море. 30 декабря около 07:00 часов утра в Эгейском море при прохождении пролива Карпатос (9-10 миль южнее острова Родос) с контейнеровозом «Orca 2» (флаг Сьерра-Леоне). В это время контейнеровоз осуществлял переход из Египта в Турцию, а БДК ЧФ «Ямал» следовал в Севастополь из Средиземного моря. В результате столкновения никто не пострадал. Корабли остались на ходу и продолжили движение в пункты назначения.

197-я бригада десантных кораблей - действующее соединение Черноморского флота ВМФ России.Базируется в Севастополе. Включает в себя большие десантные корабли проекта 1171 «Николай Фильченков», «Орск» (не в строю) и «Саратов», а также проекта 775 и 775М «Азов», «Новочеркасск», «Цезарь Куников» и «Ямал».

Нарукавная эмблема Черноморского флота

Гюйс ВМФ России.

Флаг ВМФ России.

История создания

Командный состав

Командир капитан 1-го ранга Евгений Крылов. с 2014 года командует бригадой капитан 1 ранга Сергей Звягин

Действующий состав соединения

"Николай Фильченков" - большой десантный корабль проекта 1171. Бортовой номер 152, в составе флота с 1975 года. Командир капитан 3-го ранга Евгений Мясоедов.

БДК-65 "Саратов" - большой десантный корабль проекта 1171. Бортовой номер 150, в составе флота с 1966 года. Командир капитан 2-го ранга Олег Починов.

БДК-69 "Орск" - большой десантный корабль проекта 1171. Бортовой номер 148, в составе флота с 1968 года. Командир капитан 2-го ранга Вадим Болсун. В ремонте.

БДК-46 "Новочеркасск" - большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 142, в составе флота с 1987 года. Командир капитан 2-го ранга Сергей Звягин.

БДК-54 "Азов" - гвардейский большой десантный корабль проекта 775М. Бортовой номер 151, в составе флота с 1990 года. Командир гвардии капитан 2-го ранга Дмитрий Худоба.

БДК-64 "Цезарь Куников" - большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 158, в составе флота с 1984 года. Командир капитан 2-го ранга Сергей Ларчук.

БДК-67 "Ямал" - большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 156, в составе флота с 1988 года. Командир капитан 2-го ранга Валерий Поляков