КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Арт-терапия в помощь родителям»

Воспитатель МАДОУ №60 г. Нижнекамск

Сунгатуллина Лилия Рустамовна,

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Арттерапия включает в себя хромотерапию и изотерапию. Хромотерапия изучает свойства цвета. Издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является самым важным из всех видов чувств. Все цвета определенным образом действуют на нашу жизнь. Вы ведь наверняка замечали, что в одной обстановке хочется радоваться и ликовать, а в другой – молча сесть и думать о высоком. Конечно, такое может быть, ведь каждый оттенок направляет нас в определенное жизненное русло. Он может как поднять нам настроение, так и ухудшить его или подавить агрессию или раздражительность. Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме. Еще сильнее цвета действуют на наших малышей.

Хромотерапия – это лечение цветом. Такая методика не имеет противопоказаний. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей:

Что означает каждый цвет?

Например, красный цвет пробуждает волю к жизни, повышает работоспособность и физическую силу, способствует устранению депрессии, воспалительных процессов, вирусных инфекций, и различных хронических иммунодефицитных заболеваний.

Оранжевый цвет по праву считается самым радостным. Он помогает преодолеть депрессию и нервные срывы, благотворно влияет на мышечную систему, способствует избавлению от страхов и неврозов, снимает спазмы, уменьшает проявление астматических явлений и повышает аппетит. Данный цвет, кстати согревает и бодрит организм.

Желтый – создает веселое настроение,повышает умственные способности, нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, печени. Также именно этот цвет способствует выздоровлению при анемии, хроническом бронхите и различных заболеваниях кожи.

Зеленый цвет признан наиболее полезным. Он вызывает внутреннюю гармонию. Цвет повышает остроту зрения, благотворно влияет на сон, дарит спокойствие, а также помогает контролировать состояние раздражительности при нервных расстройствах.

Голубой цвет приведет к состоянию альтруизма и покоя. Он способствует устранению стрессов, неврозов, воспалительных процессов органов дыхания и переутомления. С точки зрения психотерапевтов данный цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. По утверждению специалистов, у него есть свойство создавать ощущение прохлады.

Фиолетовый цвет повышает творческую активность, иммунитет, помогает преодолеть нервные и психические расстройства, бессонницу, лечить головные боли, невралгию.

Розовый – тонизирует при подавленном состоянии.

Коричневый – вызывает чувство вины.

Черный – оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

Синий является «цветом здоровья»: успокаивает нервную систему, помогает умиротворению, что немаловажно для комфорта и сохранения психического здоровья детей, а также оказывает положительное воздействие на органы дыхания.

Применение данного цвета в спальне способствует более быстрому засыпанию, достаточному по продолжительности, спокойному и глубокому сну у малышей, а значит– хорошему отдыху. Это в значительной мере повышает уровень активности и работоспособности (если малыш уже детсадовского возраста). Ребенок быстрее овладевает знаниями, умениями и навыками. Синий цвет способствует формированию и развитию у детей основных психических процессов, навыков учебной деятельности.

Оформление интерьера в определенной цветовой гамме дает возможность эффективно использовать цвет в оздоровительных целях.

Помните, что в комнате с преобладанием красного цвета увеличивается мускульное напряжение, ритм дыхания ускоряется и повышается давление. Оранжевый цвет усиливает ваш кровоток и улучшает пищеварение. Желтый – стимулирует зрение, а светлый его оттенок – успокаивает. В зеленой обстановке у человека оптимизируется кровяное давление и расширяются сосуды. В голубой комнате замедляется дыхание и легче переносятся боль или недомогание. Фиолетовый цвет улучшает работу сердечно-сосудистой системы, снижает температуру, облегчает течение простудных заболеваний.

Родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно-образовательном процессе и коррекции.

Владея информацией о цвете с лёгкостью можно прочитать по рисунку, душевное состояние ребёнка, а зная о проблемах на ранней стадии, можно оказать быструю и квалифицированную помощь в любой, создавшейся ситуации.

Ребёнок и его рисунки

Посмотрите на рисунки Вашего ребёнка! Что Вы видите? Какие цвета использует Ваш ребёнок в своих рисунках?

Если листы изрисованы резкими чёрными или красными линиями, местами прорваны – пора бить тревогу, Ваш малыш живёт в состоянии глубокого стресса.

Частое использование чёрного цвета предупреждает о появлении «зоны мрака» в душе Вашего малыша, такие зоны могут скрывать ужасающие секреты, не пропускайте это мимо своего внимания.

Использование коричневого и серого цвета говорит о надвигающейся депрессии.

Красный в больших количествах говорит о склонности к агрессии.

Оранжевый цвет очень позитивен, явный признак большого запаса энергии.

Жёлтый – цвет лёгкого веселья, радости.

Синий, голубой – цвета спокойного комфортного состояния души.

Зелёный – цвет развития, роста, его наличие в рисунке не может не радовать Наличие на детском рисунке сексуальных символов, должно напугать любого родителя.

Наличие в живописи сцен насилия также должны Вас привести в боевую готовность.

Предложите малышу нарисовать человечка. Посмотрите, как исполнен рисунок.

Если он состоит из робких прерывистых линий – это верный признак застарелых навязчивых страхов.

Если рисунок выполнен резкими, глубоко врезающимися линиями – это верный признак агрессии. Если на рисунке много острых углов, направленных вверх – агрессия испытывается к вышестоящим персонам. Если на рисунке больше углов направленных вниз – налицо агрессия к более слабым.

Большие округлённые глаза с ярко выделенными зрачками, говорят о глубинных страхах.

Я предлагаю вам рассмотреть несколько приемов арт-терапии, которые вы сможете использовать самостоятельно.

1. Рисунок вашей семьи. Данный прием используется для диагностики психологической обстановки в семье и самооценки ребёнка. Положите цветные карандаши, краски, акварель, простой карандаш и чистый лист бумаги. И дайте полную свободу своему ребёнку. Не нужно подсказывать ему кого или что рисовать, кого «забыли» изобразить. Если есть возможность наблюдайте кого первым нарисовал ребёнок, кого вторым. Если есть изображения непонятные для родителей, обязательно уточните, что или кто это! Обратите внимание, если ребёнок нарисовал себя по центру – хорошее самопринятие, в уголке или вообще отсутствует на листе бумаги – заниженная самооценка. Возможно разделение на пары, или наоборот, кто-то из членов семьи будет стоять отдельно. Обратите внимание на цветовую гамму, на нажим карандаша (сильный нажим-чувство тревоги, слабый – неуверенность в себе), на размер фигур и кто выше находится (авторитет).

2. Следующий прием арт-терапии подойдет вам, если ребёнка мучают кошмары. Как правило, снится один и тот же персонаж (Бабая Яга, Кощей Бессмертный). Нарисуйте / слепите вместе со своим ребенком это «чудовище» / куклу «Вуду», либо ребёнок сам нарисует/слепит (вы будете просто наблюдать за этим процессом). Пусть он расскажет вам всё, что он о нем думает, выговорит все свои претензии, может даже что-то сделает с этим нарисованным/слепленным «кошмаром» (порежет ножницами, сожжёт лист бумаги, выкинет в мусор вне дома). Цель: выход агрессии, обретение чувства силы.

Затем нужно создать игрушку в виде положительного героя, например, Фею. По такой же аналогии только в доброжелательном смысле. Поговорите с ребенком о том, какая фея хорошая, добрая, красивая, любимая, дорогая. Нужно причесать её, одеть, покормить, возможно, уложить ребенка спать с этой игрушкой (по желанию малыша). Цель: закрепление положительных эмоций и чувство защищённости.

3. Волшебный колокольчик. Купите или сделайте сами что-то, что теперь будет волшебным. Например, приобретите небольшой металлический колокольчик. И скажите ребёнку, что этот колокольчик меня попросила передать Лисичка/Дед Мороз/Зубная Фея (обязательно добрый персонаж и любимый для вашего ребёнка). Сообщите, что этот колокольчик необычный, волшебный. И расскажите, в чём заключается волшебство в зависимости от страхов, фобий и комплексов ребёнка. Например, он будет защищать его от кошмаров, теперь ему будут сниться только хорошие и красивые сны; он не будет болеть так часто и т.д.


Большинство людей не хотят знать историю своего детства и не догадываются, что именно то, что было заложено в детстве, предопределяет их поступки. Они не догадываются, что стараются избегать опасностей, которые действительно когда-то были реальными, но уже давно не являются таковыми.

Алис Миллер

Работа с родителями является не только одним из важных направлений деятельности психолога, но и необходимой для закрепления достигнутого результата. Именно папы, мамы и законные представители обращаются к психологу с запросом, «надеясь «исправить» или «починить» ребёнка с минимальным приложением собственных усилий» . Однако самих родителей часто по жизни сопровождают комплексы (или внутренние установки) полученные ими в детстве. Тревожные родители передают своё эмоциональное состояние детям. Агрессивные родители тоже невольно прививают навыки агрессии своему чаду. При этом каждый родитель считает себя эталоном для подражания, и меняться не хочет.

Современный мир является очень чётко структурированной системой и выдвигает родителям жёсткие рамки. Нас окружает масса сложной техники и разнообразной информации. Деловое общение становится преобладающим. Даже близкие люди очень мало говорят друг с другом. Методы оценки правильности и неправильности наших действий, сопровождают нас в буквальном смысле слова всю жизнь, начиная с рождения. Детей оценивают родители и воспитатели, а взрослых – их начальники. Часто мы не можем элементарно общаться, а значит быть такими, какие мы есть.

Для гармоничного развития ребёнка гораздо важнее не интеллектуальное, а эмоционально-волевое развитие. Дети хотят видеть в родителях, прежде всего поддержку, безоценочную любовь и ощущать рядом с ними себя безопасно. Младенцы реагируют «комплексом оживления» на появление матери. Постепенно эта тонкая связь переходит в более формализованные отношения и ограничивается фразами типа: «Уроки сделал? Почему дома не убрался?»

Родители забывают про своё родительское предназначение, и становятся для родного ребёнка учителем, командиром, нянькой или в некоторых случаях деспотом. Вести просветительскую работу, проводить тесты и опросники для повышения родительской компетенции, в создавшихся условиях неэффективно. Родитель, следуя своим установкам, искренне верит, что он делает всё самое лучшее и необходимое для развития и воспитания ребёнка. По сути дела основную работу необходимо вести с родителем. Но привлечь взрослого к работе над собой очень сложно.

В данном материале представлен личный опыт, наработанный мной в течение предыдущего учебного года. В нём были использованы методы арт-терапии, которые позволяют наиболее точно и искренне передать чувства и состояния человека. Ни для кого не секрет, что словесная форма общения часто искажает его содержание. Проводя занятия, я постаралась задействовать все репрезентативные системы человека: аудиальную, кинестетическую и визуальную. При этом до минимума сведена вербальная форма общения, за счёт чего снимается напряжённость участников. Процесс рисования является хорошим средством для эмоционального сближения. Родителям кроме того предоставляется возможность отвлечься от повседневных серьёзных дел (игры и общение с ребёнком многие родители считают несерьёзными делами).

Психолог, проводя предлагаемое занятие, может использовать полученный материал как возможность дополнительной диагностики. Часто в процессе рисования подтверждается состояние дисгармоничных связей (рисунок 1) или передаётся атмосфера гармоничных отношений в семье (рисунок 2). Немал и профилактический эффект от таких занятий: у ребёнка повышается чувство защищённости, у взрослого повышается или рождается чувство эмпатии.

Предлагаю Вам один из вариантов занятия, которое получилось у меня по мере накопления стимульного, теоретического и рабочего материала. Сначала появились морские ракушки, затем нашлось подходящее музыкальное сопровождение, и наконец пришли родители, которым необходим был именно такой метод. Полагаю, что мне удалось приблизить позиции родителя и ребёнка, причём сделать это в ненавязчивой форме.

Совместное детско-родительское занятие «Гармонизация детско-родительских отношений методом арт-терапии» (авторская методика)

Цель: гармонизация детско-родительских отношений методом арт-терапии.

Задачи:

  • организовать безоценочную совместную деятельность взрослого и ребёнка;
  • стимулировать самовыражение эмоционального состояния посредством метода арт-терапии;
  • повысить компетентность родителей в области взаимодействия в системе «родитель – ребенок» через проведение совместного занятия;

установить доброжелательные отношения между взрослыми и детьми.

Участники: дети (от 3-х лет, верхний порог не ограничен) и их родители. Возможно занятие с одной парой «родитель – ребёнок» или несколькими.

Время: от 30 минут до 1,5 часа.

Оборудование:

музыкальное сопровождение;
– морские ракушки и другие морские атрибуты;
– листы формата А-3 (один лист на пару «родитель – ребёнок»);
– акварельные краски;
– кисточки.

Ход занятия:

Приветствуются пришедшие на занятия. Обязательно произнести имена детей. Если дети маленькие можно обращаться к родителям не по имени и отчеству, а «папа» и «мама». Ребёнок не будет путаться.

Психолог: «Сегодня я хочу Вам предложить совершить небольшое путешествие. Для этого нужно немного подготовиться. Давайте сядем рядом «ребёнок – родитель». Расположитесь так, чтобы Вам было удобно. (Примечание: в зависимости от возраста детей и количества участников, корректируется объём и содержание инструкций ведущего). Закройте глаза. Ощутите своё тело. Сначала сконцентрируйтесь на ногах, как можно крепче сожмите пальцы ног, затем расслабьте их. Почувствуйте, как уходит напряжение. Теперь займёмся мышцами живота. Напрягите их на некоторое время, ощутите их упругость. Нас часто охватывает волнение в области живота, поэтому важно, чтобы Ваши страхи и сомнения растаяли, как туман ранним утром. А сейчас переключите внимание на грудную клетку, которая окружает и защищает наше сердце. Почувствуйте, как Ваша грудь расширяется и затем принимает обычное положение. Сожмите руки, чтобы побелели суставы и расслабьте их, напряжение уходит через пальцы в землю. Следующей зоной нашего внимания будет шея, плечи и голова. Напрягите их, крепко зажмурьте глаза, а затем мысленно расслабьте все мышцы. Если где-то в Вашем теле осталось напряжение, напрягитесь ещё сильнее, а затем расслабьтесь. Мы расслабили всё наше тело и готовы начать путешествие в удивительный мир образов. Мы готовы к путешествию в свой внутренний мир. Постарайтесь посидеть некоторое время в тишине, с закрытыми глазами, прислушиваясь к своим чувствам.

Звучит релаксационная музыка (Anugama, автор неизвестен).

Вы слышите звуки воды: может быть это шум моря или журчание небольшой речки. Ваши глаза закрыты, и Вы представляете возникающую перед Вами картину. Что рисует Ваше воображение? Прислушайтесь, присмотритесь, где Вы находитесь? Вы ощущаете под ногами мягкость травы или жёлтый песок струится сквозь Ваши пальцы? Приглядитесь, какая поверхность воды, бурная или спокойная, мутная или прозрачная? Вы видите какую-нибудь жизнь в реке? Может быть, Вы хотели бы войти в воду и поплавать? . Вас окружают звуки, запахи. Закрепите возникшие у Вас образы, разглядите все их мельчайшие детали. Вы чувствуете, как тёплое солнце ласкает Ваше тело. Время движется к полудню, на улице становится жарко. Рядом с Вами лежит лимон, жёлтый и ароматный. Представьте его кислый вкус. Вы выдавливаете сок лимона в стакан, добавляете холодную воду или кубики льда, делаете свой «лимонад», и медленно выпиваете этот освежающий напиток. Вместе с прохладным лимонным соком к Вам приходит свежесть и энергия. Вы постепенно переноситесь из места Вашей мечты в комнату. Пусть пока Ваши глаза будут закрыты, ощутите своё тело, почувствуйте частоту дыхания и когда будете готовы, откройте глаза.

Посмотрите вокруг: на берегу лежат морские ракушки (психолог аккуратно раскладывает их во время музыки). Потрогайте каждую из них. Послушайте, как они передают шум моря. Вот перед Вами появилось какое-то дерево: может быть это пальма или ива? Это решать только Вам. Корабль готовится к отплытию (выставляется макет корабля). Из сундука выглядывают драгоценности (на стол ставится небольшой сундучок). Посмотрите, что там ещё лежит. Потрогайте.

А теперь Вам предлагается нарисовать в общую картину. Постарайтесь рисовать, минимально обсуждая сюжет. Спонтанность даёт нам возможность приблизиться к пониманию себя и своих проблем».

Рефлексия

Проводится в случае необходимости участников высказаться и носит характер безоценочного общения. Это может быть увлекательный рассказ об увиденном; мечта, воплощённая в рисунке. Возможно, будут уместны вопросы типа:

  • Как Вы себя чувствовали в месте Вашей мечты?
  • Легко ли Вам было выбрать общую тему для рисунка?
  • В процессе рисования Вы помогали друг другу?
  • Что Вы чувствуете сейчас?
  • Как Вы можете назвать Ваш общий рисунок?

Литература

1. Бренда Маллон . Творческая визуализация и цвет. М.: Галактион, 2003.
2. Павлов И.В. Общение с ребёнком: тренинг взаимодействия. СПб.: Речь, 2008.

Юлия Градинарова
Консультация для родителей «Чудеса арт-терапии!»

Чудеса арт- терапии !

Консультация для родителей .

Целительная сила искусства известна с незапамятных времён. Во всех древних обрядах, ритуалах проявляется магия искусства. И в определенном смысле, сакральное искусство, нередко используемое с лечебной целью, и является прототипом арт-терапии .

Впервые термин «арт-терапия » ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году.

Понятие «арт-терапия » , прежде всего, связано со значением слова «арт» , пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte, которое переводится на русский язык как «искусство» . Вместе с тем в иностранной литературе в использовании этого слова существуют различные варианты, к примеру, в Великобритании «art» обозначает визуальные виды искусства – живопись, скульптуру, графику и пр., в то время как в большинстве других стран оно включает также музыку, драму, танец и литературу.

Каждый человек, как утверждали выдающиеся психологи А. Маслоу, Р. Мэй и К. Роджерс, обладает рядом непроявившихся способностей, скрытым потенциалом, которые можно освободить, мобилизовать для облегчения самореализации личности. И задачу арт-терапии они видели не в том , чтобы сделать всех людей художниками или скульпторами, а пробуждении активности, направленной на реализацию творческого потенциала человека. Такая позиция была обусловлена тем, что творческий процесс снижает нервное напряжение, помогает справиться с внутренними конфликтами, позволяет увидеть новые возможности роста и способствует общей гармонизации личности.

Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству.

Выделяют основные направления арт-терапии .

Изотерапия

лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Терапия рисованием позволяет понять и ощутить самого себя, научиться свободно, выражать свои мысли и чувства. Методика мягко помогает избавиться от груза прошлого, развивает чувственно-двигательную координацию

Музыкотерапия

Вид арт-терапии , где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

Игровая терапия

Метод коррекции посредством игры. Посредством игры между участниками возникают близкие отношения, снижается напряженность и повышается самооценка. Ребенок становится более уверенным в различных ситуациях общения. Игровую терапию можно охарактеризовать как чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и прочие предметы. Это своеобразный способ исследования прошлого опыта с возможностью держать безопасную дистанцию с реальностью.

Сказкотерапия

Воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (чтение сказок) . Сказки способны вызвать эмоциональный резонанс не только у детей, но и у взрослых. Они помогают воспринимать мир как целостное явление, дают возможность мечтать и тем самым расширять сознание, улучшая взаимодействие с окружающей действительностью. Данная методика активизирует творческий потенциал и позволяет «достучаться» до каждого участника.

Песочная терапия

Сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе) . Основная цель – помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. Этот метод помогает упорядочить внутренний душевный хаос, проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменить отношение ребенка к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему.

Как это работает?

Например, ребенок боится темноты. Ему кажется, что под его кроватью прячутся монстры и хотят схватить его за ноги (мой личный детский страх) . Вы объясняете, что никаких монстров не бывает и даже если бывают, то дома их точно нет. Вы включаете свет и вместе лезете под кровать. Но ничего не помогает – всё равно страшно!

И вот это чудище перед вами на бумаге наверняка оно действительно очень-очень страшное! Теперь арт-терапия работает в обратную сторону : вы предлагаете изменить этого монстра так, чтобы он стал добрым и смешным. Творческая энергия преобразует внутренний страх в какое-то новое отношение к темноте. Например, малыш решает сделать его добрым и пушистым – пусть теперь он охраняет его ночью, а не пугает.

Основные средства арт-терапии

Простой карандаш (или ручка) и бумага

Стёрка (ластик, резинка)

Цветные карандаши и фломастеры

Акварель и гуашь

Пластилин

Пастель или восковые мелки

Дополнительные средства арт-терапии

Доска с маркерами или мелками

Акварельные карандаши

Пальчиковые краски

Флуоресцентные краски (светящиеся в темноте)

Тесто для лепки (вода + мука + соль)

Тянучка (клей ПВА + жидкий крахмал + пищевой краситель)

Цветная бумага

Любые подручные материалы, из которых можно что-нибудь соорудить

Мое настроение

Инструкция для упражнения "Моё настроение": нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

Опишите своё настроение словами - какое оно? Грустное или веселое? От чего такое? Это ожидание чего-то или про прошедшие события? А какое настроение бы хотелось?

Теперь измените этот рисунок так, чтобы он изображал то настроение, которое вы хотите для себя. Изменить нужно именно этот рисунок, не надо рисовать новый. Можно дорисовать новые детали или зарисовать его полностью, покрутить лист и увидеть с нового ракурса другую картину. Можно порезать и переклеить части в другом порядке, меняйте свое настроение любым способом! Главное - чтобы в итоге получилось именно такое настроение, которое бы вы хотели сохранить на долгое время (например, спокойное или радостное, нежное, или влюбленное.)

Спасибо за внимание!

Дети с редкими генетическими нарушениями иммунитета часто и подолгу находятся в больницах. В благотворительном фонде «Подсолнух» уверены: мало поставить диагноз, даже редкий, необходимо научить человека с этим диагнозом жить. Поэтому фонд открыл в детских клиниках обучающую программу «Яркий мир», которая призвана сделать больницы не местами вынужденного заключения, а территорией опережающего развития. Дефицит иммунитета не должен приводить к дефициту уверенности в себе и проблемам с творческой реализацией ребенка, считает один из специалистов программы, арт-терапевт Александр Рунов, - и родители могут помочь ему в этом.

— Каково психологическое состояние родителя, у которого ребенок болен редким заболеванием и который часто вынужден ложиться с ним в больницу?

Психологическое состояние, как у всех людей, в разное время бывает разным. Есть общие тенденции, связанные с болезнью ребенка, есть абсолютно ситуативные вещи, связанные с нахождением в больнице. Бывает так, что родители приходят на занятия в сложном состоянии, причем похожем. Постепенно выясняется, что это общий гнев или злость, или напряжение, тревога. Эти состояния в отделении больницы, где много людей и сложно изолироваться, быстро распространяются. Один нервничающий переживающий родитель может потянуть за собой очень многих. Бывает, что в отделении вместо большого количества отдельных родителей появляется один Общий Родитель, большой, сердитый иногда, иногда контролирующий. Одна из моих задач - попробовать вытащить людей из этого Общего Родителя, сделать их обратно взрослыми мужчинами и женщинами, не только родителями.

— Как начинается работа и в чем она заключается?

Для начала мы пытаемся просто физически разделить детей и родителей: они и так большую часть времени проводят вместе в одной палате. С большим трудом детей оставили в коридоре, садимся. Начинаем что-то делать руками, просто рядом друг с другом чем-то заниматься. У родителей очень большой опыт разговоров о состоянии своих детей. Мы пытаемся лепить, чтобы выключить разговор, заставить голову отдохнуть, делаем простые формы. Мягкий детский пластилин способствует: кто-то им мажет по листу, кто-то катает шарики, червячков, но каждый занят чем-то своим.

— Несмотря на то, что дверь то и дело открывается, и рвутся дети…

Да, для детей непривычная ситуация, когда родителей забрал кто-то, и не к врачу, не на разговор об их состоянии. Они хихикают: а что, родители, у вас рисуют? Хаха! У детей есть свои отдельные групповые занятия, есть и совместные семейные, но сейчас речь только об отдельных группах для взрослых. Еще бывает, что родителю сложно на занятии, и он впускает ребенка под видом того, что «он без меня не может», занятие останавливается, можно уйти с ребенком, можно остаться, но точно без ребенка. Случается так, что уходят, но редко, так как все-таки в больнице этого нахождения без детей, такого отдельного «взрослого времени» не хватает.

— Родители как-то по-особенному относятся к болеющему ребенку? Дети это понимают?

У каждой конкретной семьи все очень индивидуально. Но представьте себе ситуацию, когда родитель только узнает о диагнозе, осознает, что это на всю жизнь, что надо ездить в больницу, что нужен постоянный контроль со стороны врачей, что многое в жизни придется изменить. Стрессовое состояние. И тут миллион разных сценариев, но мне часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок считывает родительский дискомфорт и ощущает чувство вины за свою болезнь, за свою особенность.

Родитель, в свою очередь, может пытаться компенсировать ребенку все то, чего, по его мнению, теперь лишается ребенок, может начать сам делать его особенным. Например, пытаться сделать жизнь ребенка самой безопасной или лучше, чем у всех остальных. Иногда для этого запрещается общение со сверстниками, школа, хождение без маски. Хотя медицинских показаний для этого всего может и не быть. Ребенок привыкает к этому своему особенному статусу, учится так жить. Но это только один из возможных сценариев.

Вообще, надо сказать, что дети в принципе лучше взрослых адаптируются ко всему и часто чувствуют себя куда менее несчастными, чем это кажется взрослым. «Салочки» с капельницей наперевес и маска, которую используют, чтобы незаметно показывать язык, я видел своими глазами. Им гораздо проще справиться с пониманием того, что «особенность» это не про «хуже» или «лучше». Это, кстати, очень важный и большой пласт - отношение к детям с редкими заболеваниями у нас в культуре и в обществе. Часто больничное отделение становится единственным местом для полноценного общения детей и родителей, где все все понимают, где можно не бояться осуждения, где все стабильно.

Информированность людей о редких заболеваниях низкая, предрассудков много, желание разбираться в том, почему ребенок ходит в маске, есть далеко не у всех. И это обоюдный процесс. Ребенок может не хотеть ничего объяснять своим сверстникам, а родитель - своим. Может хотеть особого отношения и понимания, а делать первый шаг и рассказывать про необходимость этого особого отношения бывает тяжело. Есть семьи, которые каждый раз с радостью едут в больницу, потому что это возможность побыть в обществе. Сюда же присоединяется абсолютно материальная история, когда находиться в хорошей современной больнице физически удобнее и безопаснее, чем дома, поскольку государство далеко не всегда обеспечивает этих людей тем, что им положено по закону. Больница становится более желанной, чем дом, но иногда на другое не хватает сил. И мы пытаемся эти силы родителям вернуть, разобраться с тем, чем нахождение вне больницы может быть лучше или как его сделать таковым.

— А что с этим делать? Мы же не сделаем больницу хуже?

Человек, в том числе и в процессе занятий, должен понять, как свою жизнь вне больницы сделать такой же комфортной, приятной и удобной, где взять общение, например. Необходимо разбираться с тем, что действительно связано с болезнью, лечением, необходимостью, а что скорее является стереотипом, удобной моделью поведения. Есть люди с болеющими детьми, которые живут полноценной жизнью, которые просто живут и учат детей этому.

— В итоге какую модель поведения родители транслируют своим детям?

Это очень важный вопрос. Какую модель родители болеющего ребенка хотят дать. Как жить? Ребенок болеет. Бросить все силы на болезнь и жить болезнью или жить жизнью? Ребенок во многом ориентируется на родителей, но он может оказаться крутым и самостоятельным: отделится от родителя, и начнет бороться с этим представлением о том, что он какой-то особенный, с этой установкой родителя, что ребенок с редким заболеванием должен жить редкой жизнью, не как у всех. Таких случаев немного, но они есть. В мои задачи входит, чтобы этих историй было больше.

— Как к тому, что родители делают их особенными, относятся дети?

Интересно, что рядом с таким контролем за жизнью ребенка может существовать абсолютное наплевательство на собственную жизнь. Специфика заболеваний, с которыми работает фонд «Подсолнух», такова, что в любой момент можно уехать в больницу на неопределенный срок, ну и вообще все может поменяться в состоянии ребенка. Сложно строить планы, сложно что-то загадывать. И некоторые родители начинают просто плыть по течению, не проявляя инициативы и очень туманно представляя будущее ребенка после совершеннолетия. Плохо, когда такая же модель воспринимается ребенком, поскольку в ней совсем нет перспективы. Но преемственность не 100%, к счастью. У нас есть девочка, которая, несмотря на то, что у ее мамы нет никаких планов на жизнь для дочери и скептическое отношение к ее активности в будущем, уже многое спланировала для своей интересной жизни. У нее есть прекрасное понимание того, чего она может добиться, кем стать, чему учиться и чем заниматься.

— Как не сделать ребенка особенным?

В том случае, если вы вдруг осознаете, что вместо вашей жизни, персональной, личной вдруг случилась ваша совместная жизнь с ребенком и постепенно осталась только она, когда вы начинаете все больше и больше использовать слово «мы» вместо «я и мой ребенок», нужно насторожиться. Деформация происходит там, где должно быть разделение взрослого и ребенка. Вспомните о том, кем вы были до рождения ребенка, до постановки диагноза, соотнесите свои цели, желания с тем, что есть сейчас. Цели и желания могли поменяться, это абсолютно нормально. Подумайте о том, в какой степени это связано с тем, что ребенок болеет, а в какой - нет. Должны ли они все быть связаны с ребенком?

Болезнь ребенка может сопровождаться психологическими сложностями у родителя. Человек не способен с этим взять и справиться одномоментно. Не стоит стесняться обращаться к специалисту. С этой ситуацией необязательно справляться самому. Может требоваться поддержка. Родители сами переживают, и им тяжело, это можно и нужно признать и работать с этим, не пытаясь заниматься исключительно тем, чтобы ребенку было хорошо. Хотя бы потому, что состояние родителей серьезно влияет на ребенка.

— Помогают ли людям занятия в рамках программы «Яркий мир»? Становится ли их мир таким же ярким, как у детей?

Наши занятия в состоянии избавить родителей от части стресса, дать силы самостоятельно что-то делать. Появляется взгляд со стороны от людей, которые прошли похожую ситуацию и могут сказать, как там впереди, - это тоже много дает. Зачастую можно посмотреть и на детей со стороны. Они многое могут делать самостоятельно. На семейных занятиях мы именно на это стараемся обращать внимание. Родители уезжают домой и потом сообщают, что они вынесли для себя. Кто-то дал себе и ребенку чуть больше свободы. Кто-то научился строить планы, пусть маленькие, и осуществлять их. Кто-то стал тратить полчаса в день, час в неделю, один день в месяц, чтобы заняться тем, что ему интересно. Для кого-то этим стало творчество как продолжение того, что происходило на занятиях. Кто-то выяснил для себя, что это спортзал, прогулка. Они сами учатся находить силы и поддержку, и говорят, что после этого становится легче. Все это потом переносится в общение с ребенком. Меньше желания контролировать, больше личной свободы, понимание своих и детских границ. Похоже на спокойную жизнь рядом друг с другом, которая хороша и без редких генетических заболеваний.

<\> код для сайта или блога

), специально для проекта "Жизнь без преград"

Дети с редкими генетическими нарушениями иммунитета часто и подолгу находятся в больницах. В благотворительном фонде "Подсолнух" уверены: мало поставить диагноз, даже редкий, необходимо научить человека с этим диагнозом жить. Поэтому фонд открыл в детских клиниках обучающую программу "Яркий мир", которая призвана сделать больницы не местами вынужденного заключения, а территорией опережающего развития. Дефицит иммунитета не должен приводить к дефициту уверенности в себе и проблемам с творческой реализацией ребенка, считает один из специалистов программы, арт-терапевт Александр Рунов, — и родители могут помочь ему в этом.

Каково психологическое состояние родителя, у которого ребенок болен редким заболеванием и который часто вынужден ложиться с ним в больницу?

— Психологическое состояние, как у всех людей, в разное время бывает разным. Есть общие тенденции, связанные с болезнью ребенка, есть абсолютно ситуативные вещи, связанные с нахождением в больнице. Бывает так, что родители приходят на занятия в сложном состоянии, причем похожем. Постепенно выясняется, что это общий гнев или злость, или напряжение, тревога. Эти состояния в отделении больницы, где много людей и сложно изолироваться, быстро распространяются. Один нервничающий переживающий родитель может потянуть за собой очень многих. Бывает, что в отделении вместо большого количества отдельных родителей появляется один Общий Родитель, большой, сердитый иногда, иногда контролирующий. Одна из моих задач — попробовать вытащить людей из этого Общего Родителя, сделать их обратно взрослыми мужчинами и женщинами, не только родителями.

- Как начинается работа и в чем она заключается?

— Для начала мы пытаемся просто физически разделить детей и родителей: они и так большую часть времени проводят вместе в одной палате. С большим трудом детей оставили в коридоре, садимся. Начинаем что-то делать руками, просто рядом друг с другом чем-то заниматься. У родителей очень большой опыт разговоров о состоянии своих детей. Мы пытаемся лепить, чтобы выключить разговор, заставить голову отдохнуть, делаем простые формы. Мягкий детский пластилин способствует: кто-то им мажет по листу, кто-то катает шарики, червячков, но каждый занят чем-то своим.

- Несмотря на то, что дверь то и дело открывается, и рвутся дети…

— Да, для детей непривычная ситуация, когда родителей забрал кто-то, и не к врачу, не на разговор об их состоянии. Они хихикают: а что, родители, у вас рисуют? Хаха! У детей есть свои отдельные групповые занятия, есть и совместные семейные, но сейчас речь только об отдельных группах для взрослых. Еще бывает, что родителю сложно на занятии, и он впускает ребенка под видом того, что "он без меня не может", занятие останавливается, можно уйти с ребенком, можно остаться, но точно без ребенка. Случается так, что уходят, но редко, так как все-таки в больнице этого нахождения без детей, такого отдельного "взрослого времени" не хватает.

- Родители как-то по-особенному относятся к болеющему ребенку? Дети это понимают?

— У каждой конкретной семьи все очень индивидуально. Но представьте себе ситуацию, когда родитель только узнает о диагнозе, осознает, что это на всю жизнь, что надо ездить в больницу, что нужен постоянный контроль со стороны врачей, что многое в жизни придется изменить. Стрессовое состояние. И тут миллион разных сценариев, но мне часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок считывает родительский дискомфорт и ощущает чувство вины за свою болезнь, за свою особенность.

Родитель, в свою очередь, может пытаться компенсировать ребенку все то, чего, по его мнению, теперь лишается ребенок, может начать сам делать его особенным. Например, пытаться сделать жизнь ребенка самой безопасной или лучше, чем у всех остальных. Иногда для этого запрещается общение со сверстниками, школа, хождение без маски. Хотя медицинских показаний для этого всего может и не быть. Ребенок привыкает к этому своему особенному статусу, учится так жить. Но это только один из возможных сценариев.

Вообще, надо сказать, что дети в принципе лучше взрослых адаптируются ко всему и часто чувствуют себя куда менее несчастными, чем это кажется взрослым. "Салочки" с капельницей наперевес и маска, которую используют, чтобы незаметно показывать язык, я видел своими глазами. Им гораздо проще справиться с пониманием того, что "особенность" это не про "хуже" или "лучше". Это, кстати, очень важный и большой пласт — отношение к детям с редкими заболеваниями у нас в культуре и в обществе. Часто больничное отделение становится единственным местом для полноценного общения детей и родителей, где все все понимают, где можно не бояться осуждения, где все стабильно.

Информированность людей о редких заболеваниях низкая, предрассудков много, желание разбираться в том, почему ребенок ходит в маске, есть далеко не у всех. И это обоюдный процесс. Ребенок может не хотеть ничего объяснять своим сверстникам, а родитель — своим. Может хотеть особого отношения и понимания, а делать первый шаг и рассказывать про необходимость этого особого отношения бывает тяжело. Есть семьи, которые каждый раз с радостью едут в больницу, потому что это возможность побыть в обществе. Сюда же присоединяется абсолютно материальная история, когда находиться в хорошей современной больнице физически удобнее и безопаснее, чем дома, поскольку государство далеко не всегда обеспечивает этих людей тем, что им положено по закону. Больница становится более желанной, чем дом, но иногда на другое не хватает сил. И мы пытаемся эти силы родителям вернуть, разобраться с тем, чем нахождение вне больницы может быть лучше или как его сделать таковым.

- А что с этим делать? Мы же не сделаем больницу хуже?

— Человек, в том числе и в процессе занятий, должен понять, как свою жизнь вне больницы сделать такой же комфортной, приятной и удобной, где взять общение, например. Необходимо разбираться с тем, что действительно связано с болезнью, лечением, необходимостью, а что скорее является стереотипом, удобной моделью поведения. Есть люди с болеющими детьми, которые живут полноценной жизнью, которые просто живут и учат детей этому.

- В итоге какую модель поведения родители транслируют своим детям?

— Это очень важный вопрос. Какую модель родители болеющего ребенка хотят дать. Как жить? Ребенок болеет. Бросить все силы на болезнь и жить болезнью или жить жизнью? Ребенок во многом ориентируется на родителей, но он может оказаться крутым и самостоятельным: отделится от родителя, и начнет бороться с этим представлением о том, что он какой-то особенный, с этой установкой родителя, что ребенок с редким заболеванием должен жить редкой жизнью, не как у всех. Таких случаев немного, но они есть. В мои задачи входит, чтобы этих историй было больше.

- Как к тому, что родители делают их особенными, относятся дети?

Интересно, что рядом с таким контролем за жизнью ребенка может существовать абсолютное наплевательство на собственную жизнь. Специфика заболеваний, с которыми работает фонд "Подсолнух", такова, что в любой момент можно уехать в больницу на неопределенный срок, ну и вообще все может поменяться в состоянии ребенка. Сложно строить планы, сложно что-то загадывать. И некоторые родители начинают просто плыть по течению, не проявляя инициативы и очень туманно представляя будущее ребенка после совершеннолетия. Плохо, когда такая же модель воспринимается ребенком, поскольку в ней совсем нет перспективы. Но преемственность не 100%, к счастью. У нас есть девочка, которая, несмотря на то, что у ее мамы нет никаких планов на жизнь для дочери и скептическое отношение к ее активности в будущем, уже многое спланировала для своей интересной жизни. У нее есть прекрасное понимание того, чего она может добиться, кем стать, чему учиться и чем заниматься.

- Как не сделать ребенка особенным?

— В том случае, если вы вдруг осознаете, что вместо вашей жизни, персональной, личной вдруг случилась ваша совместная жизнь с ребенком и постепенно осталась только она, когда вы начинаете все больше и больше использовать слово "мы" вместо "я и мой ребенок", нужно насторожиться. Деформация происходит там, где должно быть разделение взрослого и ребенка. Вспомните о том, кем вы были до рождения ребенка, до постановки диагноза, соотнесите свои цели, желания с тем, что есть сейчас. Цели и желания могли поменяться, это абсолютно нормально. Подумайте о том, в какой степени это связано с тем, что ребенок болеет, а в какой — нет. Должны ли они все быть связаны с ребенком?

Болезнь ребенка может сопровождаться психологическими сложностями у родителя. Человек не способен с этим взять и справиться одномоментно. Не стоит стесняться обращаться к специалисту. С этой ситуацией необязательно справляться самому. Может требоваться поддержка. Родители сами переживают, и им тяжело, это можно и нужно признать и работать с этим, не пытаясь заниматься исключительно тем, чтобы ребенку было хорошо. Хотя бы потому, что состояние родителей серьезно влияет на ребенка.

- Помогают ли людям занятия в рамках программы "Яркий мир"? Становится ли их мир таким же ярким, как у детей?

— Наши занятия в состоянии избавить родителей от части стресса, дать силы самостоятельно что-то делать. Появляется взгляд со стороны от людей, которые прошли похожую ситуацию и могут сказать, как там впереди, — это тоже много дает. Зачастую можно посмотреть и на детей со стороны. Они многое могут делать самостоятельно. На семейных занятиях мы именно на это стараемся обращать внимание. Родители уезжают домой и потом сообщают, что они вынесли для себя. Кто-то дал себе и ребенку чуть больше свободы. Кто-то научился строить планы, пусть маленькие, и осуществлять их. Кто-то стал тратить полчаса в день, час в неделю, один день в месяц, чтобы заняться тем, что ему интересно. Для кого-то этим стало творчество как продолжение того, что происходило на занятиях. Кто-то выяснил для себя, что это спортзал, прогулка. Они сами учатся находить силы и поддержку, и говорят, что после этого становится легче. Все это потом переносится в общение с ребенком. Меньше желания контролировать, больше личной свободы, понимание своих и детских границ. Похоже на спокойную жизнь рядом друг с другом, которая хороша и без редких генетических заболеваний.