Оперы

«Ожидание», монодрама на слова М. Паппенхайм, ор. 17 (1909)
«Счастливая рука», драма с музыкой, слова А.Шёнберга, ор. 18 (1913)
«С сегодня на завтра», либретто Макса Блонды (псевдоним Гертруды Шёнберг, второй жены композитора), ор. 32 (1928)
«Моисей и Аарон», либретто А.Шёнберга (1930-1932, не окончена)

Произведения для оркестра

«Пеллеас и Мелизанда», симфоническая поэма по М. Метерлинку, ор. 5 (1903)
Первая камерная симфония для пятнадцати инструментов, ор. 9 (1906)
Пять пьес, ор. 16 (1909)
Вариации, ор. 31 (1928)
Музыка к киносцене, ор. 34 (1930)
Вторая камерная симфония, ор. 38 (1939)

Концерты

Концерт для скрипки с оркестром, ор. 36 (1936)
Концерт для фортепиано с оркестром, ор. 42 (1942)

Вокально-симфонические произведения

«Песни Гурре» для солистов, хора и оркестра на слова Е.П.Якобсена в переводе Р.Ф.Арнольда (1900; завершение инструментовки - 1911)
«Лестница Иакова», оратория для солистов, хора и оркестра на сло­ва А. Шёнберга (1917-1922, не окончена)
«Уцелевший из Варшавы» для чтеца, мужского хора и оркестра на текст А.Шёнберга, ор. 46 (1947)

Инструментальные ансамбли

«Просветленная ночь», струнный секстет (по одноименному стихо­творению Р. Демеля), ор. 4 (1899; вариант для струнного оркест­ра - 1917)
Первый струнный квартет, d-moll, ор. 7 (1905)
Второй струнный квартет, fis-moll (III и IV части с солирующим со­прано, на слова С. Георге), ор. 10 (1908)
Духовой квинтет, ор. 26 (1924)
Сюита для трех кларнетов, скрипки, альта, виолончели и фортепиа­но, ор. 29 (1926)
Третий струнный квартет, ор. 30 (1927)
Четвертый струнный квартет, ор. 37 (1936)
Струнное трио, ор. 45 (1946)
Фантазия для скрипки и фортепиано, ор. 47 (1949)

Фортепианные произведения

Три пьесы, ор. 11 (1909)
Шесть маленьких пьес, ор. 19 (1911)
Пять пьес, ор. 23 (1920-1923)
Сюита, ор. 25 (1921 - 1923)
Две пьесы, ор. 33 a, b (1928, 1931)

Произведения для хора a cappella

«Мир на земле» для смешанного хора на слова К. Ф. Майера, ор. 13 (1907)
Четыре пьесы для смешанного хора на слова А. Шёнберга и из «Ки­тайской флейты» X. Бетге, ор. 27 (1925)
Три сатиры для смешанного хора на слова А. Шёнберга, ор. 28 (1926)
Шесть пьес для мужского хора, ор. 35 (1930)

Камерно-вокальные произведения

Пятнадцать стихотворений для сопрано и фортепиано из «Книги висячих садов» С.Георге, ор. 15 (1909)
«Побеги сердца» для высокого сопрано, челесты, гармониума и арфы на слова М. Метерлинка, ор. 20 (1911)
«Лунный Пьеро», трижды семь стихотворений Альбера Жиро (в пе­реводе О. Хартлебена) для голоса, скрипки (также альта), флейты (также пикколо), кларнета (также бас-кларнета), виолончели и фортепиано, ор. 21 (1912)
Серенада для кларнета, бас-кларнета, мандолины, гитары, скрипки, альта, виолончели и баритона (IV часть – на текст сонета 217 Петрарки), ор. 24 (1920-1923)
«Ода Наполеону Бонапарту» для чтеца, струнного квартета и форте­пиано на слова Дж. Байрона, ор. 41 (1942)

Литературные произведения, музыкально-теоретические труды и учебные пособия

«Учение о гармонии» (1911, расширенное и исправленное издание - 1922)
«Модели для начинающих обучаться композиции» (1943)
«Стиль и идея» (сборник статей, 1950; расширенное издание - 1973)
«Формообразующие функции гармонии» (1954)
«Начальные упражнения в контрапункте» (1963)
«Основы музыкальной композиции» (1967)

Веберн А. Лекции о музыке. Письма / Перевод с немецкого В.Г.Шнитке. М., 1975.
Денисов Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники // Музыка и современность. М., 1971. Вып. 7.
Друскин М. Австрийский экспрессионизм // Друскин М. О западно­европейской музыке XX века. М., 1973.
[Кон Ю.] Шёнберг // Музыка XX века: Очерки. М., 1984. Ч. 2: 1917- 1945. Кн. 4.
Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М., 1976. С. 104-181.
Лаул Р. О творческом методе А. Шёнберга // Вопросы теории и эс­тетики музыки. Л., 1969. Вып. 9.
Лаул Р. Кризисные черты в мелодическом мышлении А.Шёнберга // Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1972. Вып. 1.
Павлишин С. Творчество Шёнберга 1899-1908 гг. // Музыка и совре­менность. М., 1969. Вып. 6.
Соллертинский И. Арнольд Шёнберг. Л., 1934.
Шёнберг А. Моя эволюция. Убеждение или познание // Зарубежная музыка XX века: Материалы и документы / Под общей редакци­ей И. Нестьева. М., 1975.
Шнеерсон Г. О письмах Шёнберга // Музыка и современность. М., 1966. Вып. 4.
Эйслер Г. Арнольд Шёнберг // Избранные статьи музыковедов Гер­манской Демократической Республики. М., 1960.
Элик М. «Sprechgesang» в «Лунном Пьеро» А. Шёнберга // Музыка и современность. М., 1971. Вып. 7.

Арнольд Шёнберг (1874, Вена - 1951, Лос-Анджелес)

Шёнберг был не только композитором-реформатором, воплотившим в своей музыке совершенно новый художественный мир, и педагогом, воспитавшим целую плеяду замечательных музыкантов (среди них - Альбан Берг и Антон Веберн). Он проявил себя как выдающийся теоретик (главный труд - «Учение о гармонии»), дирижёр, художник-живописец, талантливый литератор, создававший тексты многих своих сочинений.

Сочинять музыку Шёнберг начал еще в детстве, но систематического музыкального образования не получил. Практически единственным его учителем был австрийский композитор и дирижер Александр Цемлинский, дававший 18-летнему Шёнбергу уроки полифонии (1895-1900). Именно Цемлинский, на тот момент - студент Венской консерватории, убедил Шёнберга профессионально заниматься музыкой. В творческой эволюции Шёнберга выделяются три периода: тональный (с 1897 года), атональный (период свободной атональности - с 1909), додекафонный (с 1923).

Тональные сочинения

Тональные сочинения (струнный секстет «Просветлённая ночь», симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда», кантата «Песни Гурре», Первый струнный квартет) выявляют романтическую родословную Шёнберга, продолжая традиции немецкой музыки конца XIX века. Они принесли композитору довольно широкую известность в музыкальных кругах Вены и Берлина. Их премьеры, как правило, скандальные, у определенной части публики имели шумный успех. Особенно ценным для Шёнберга было дружеское участие , хотя тот далеко не все принимал в его творчестве.

Атональные произведения

Первыми атональными произведениями (не только самого Шёнберга, но и во всей истории музыки) явились 3 пьесы для фортепиано ор.11, 5 пьес для оркестра ор.16 и одноактная монодрама «Ожидание». Их крайне обостренные выразительные средства создают впечатление непрерывного роста напряжения:

  • форма не укладывается ни в какие типовые рамки;
  • отсутствуют ладофункциональные тяготения классической тональности;
  • резко увеличивается интонационная и гармоническая напряженность, «информационная плотность» музыкального потока;
  • преобладают декламационные интонации, большие экспрессивные скачки (особенно характерны б.7 и м.9), имитирующие взволнованную речь;
  • речевую свободу мелодического высказывания подчеркивают нарочито неровная ритмика и постоянные смены темпов;
  • оркестровая ткань характеризуется прихотливой изменчивостью.

Наиболее полно стиль атонального периода представляют монодрама «Ожидание» и вокальный цикл «Лунный Пьеро», вошедший в историю музыки как «библия экспрессионизма». Действительно, и содержание, и музыкальный язык этих сочинений точно соответствуют тому, что понимается под музыкальным экспрессионизмом. Их напряженный эмоциональный строй прямо перекликается с мироощущением поэтов и художников-экспрессионистов (в частности, Оскара Кокошки, который был другом Шёнберга).

Монодрама «Ожидание» (ор. 17, 1909)

«Ожидание» (на текст Марии Паппенхайм, врача по образованию) представляет собой воплощение в музыке «драмы крика». Это монолог женщины, пришедшей в лес на свидание с возлюбленным и после поисков, блужданий нашедшей его мертвым. Произведение полностью лишено какой бы то ни было конкретности - исторической или бытовой. Это драма человека без имени и рода занятий, просто человека в совершенно жуткой ситуации. Название монодрамы стало нарицательным: оно символично отразило духовную атмосферу своего времени, пронизанную напряженным ожиданием грядущей катастрофы.

Вокальный цикл «Лунный Пьеро» (ор. 21, 1912)

Вокальный цикл «Лунный Пьеро» назван Шёнбергом как «трижды семь стихотворений» на стихи бельгийского поэта Альбера Жиро - он состоит из трех частей по 7 номеров. Сочинение предназначено для женского голоса и камерного инструментального ансамбля, состав которого варьируется от номера к номеру. Вокальная партия выдержана в особой, изобретенной Шёнбергом манере Sprechgesang (Sprechstimme), «речевого пения» - полупения, полудекламации. Хотя она и зафиксирована в партитуре нотами, но звуковысотный строй ее приблизителен. Этот способ интонирования Шёнберг отстаивал при всех исполнениях «Лунного Пьеро». Около 1950 года он специально записал вокальную партию на «нитке» (одной линейке), чтобы ее не пели.

Мастерски воплощая гротескную сторону экспрессионизма, композитор передает характерные настроения современной ему переломной эпохи, когда под маской иронии мыслители и поэты нередко скрывали тоску по безвозвратному прошлому, по разрушающимся идеалам.

Свободная атональность породила серьезные композиционные проблемы. Центробежные тенденции, связанные с отказом от тональных связей, вели к распаду тематизма и музыкальной формы (показательно, что в атональном периоде крупная форма встречается только в вокальной музыке, где объединяющим фактором является текст). В поисках средства, цементирующего атональную музыкальную ткань, Шёнберг в 1923 году приходит к идее .

Додекафонные сочинения

Среди наиболее значительных додекафонных сочинений композитора - Сюита для фортепиано ор. 25, Квинтет для духовых ор. 26, Вариации для оркестра ор. 31, Третий и Четвертый струнные квартеты, Скрипичный и Фортепианный концерты. Следовательно, опираясь на додекафонную технику, Шёнберг смог возвратиться к крупной инструментальной форме. В Квинтете для духовых и Третьем квартете обнаруживаются совершенно классические типы сонатной формы и рондо.

Уже в силу своей строгой структурной организации додекафонные сочинения отличаются большей объективностью эмоций, усилением жанрового начала (хотя жанровые элементы сильно деформируются, приобретают гротесковую заостренность). Сюита для фортепиано, к примеру, строится по модели старинного сюитного цикла: в нее входят Прелюдия, Гавот, Мюзет, Интермеццо, Менуэт и Жига; Вторая часть Квинтета для духовых имеет жанровый подзаголовок «Вальс».

Нацистский переворот в Германии (1933) вынудил композитора уехать из Берлина, где он был профессором композиции Прусской академии искусств. После недолгого пребывания во Франции он эмигрирует в США. Здесь он остается до конца своих дней, живя, в основном, в Лос-Анджелесе. Возобновляется его преподавательская деятельность (в Бостоне, Нью-Йорке, Калифорнийском университете).

Среди произведений, созданных Шёнбергом в эмиграции - два инструментальных концерта (Скрипичный, ор. 36 и Фортепианный, ор. 42), Четвертый струнный квартет, ор. 37. В отличие от сочинений экспрессионистского периода, их образное содержание не исчерпывается эмоциями отчаяния и страха. Кроме того, в них видно и новое отношение к 12-тоновой технике: она употребляется свободнее, без жестких ограничений классической додекафонии. Ее нередкое соединение с тональными элементами подтверждает высказывание «позднего» Шенберга о том, что многое еще можно сказать в До-мажоре.

Откликом на трагические события второй мировой войны (1939-45) стали ярко публицистичные произведения «Ода Наполеону» (на стихи Дж. Г. Байрона) и «Свидетель из Варшавы» (на собственный текст), которые воспринимаются как документы эпохи. Созданная в самый разгар войны (1942) «Ода Наполеону» для чтеца, фортепиано и струнного квартета представляет собой гневный памфлет против тиранической власти. Ее протестующий пафос направлен не только на французского императора: обличительное, произнесенное в ироническом тоне слово поэта явно переадресуется Гитлеру. передает ужас и отчаяние последних дней узников еврейского гетто в оккупированной фашистами Польше.

Опера «Моисей и Аарон»

Все последние годы своей жизни композитор продолжал работать над философской оперой-притчей «Моисей и Аарон», начатой еще до эмиграции. Обратившись к библейской теме, композитор размышляет над актуальными проблемами современности: личность и народ, идея и ее восприятие массой. Непрерывный словесный поединок Моисея и Аарона отражает извечный конфликт между пророком-правдоискателем, пытающимся вывести свой народ из рабства, и оратором-демагогом.

Противоположность главных действующих лиц подчеркнута музыкальными средствами. Отличающаяся суровым аскетизмом партия Моисея почти целиком выдержана в манере Sprechgesang, теноровая партия Аарона подчеркнуто кантиленна. Именно в силу внешней привлекательности речи Аарона оказываются более приемлемыми для толпы, так и не дождавшейся возвращения Моисея, который отправился за Божественной Истиной.

Опера, оставшаяся незавершенной, стала одним из самых значительных достижений композитора, ярким выражением его духовного облика. Особенно близкой Шёнбергу была фигура пророка Моисея.

Фанатично твердый в своих убеждениях, композитор всю жизнь шел по пути наибольшего сопротивления, борясь с насмешками и глухим непониманием, не заботясь о популярности и признании. Его сложное для восприятия, тревожное, глубоко выстраданное искусство отмечено особой остротой эмоциональных переживаний, крайней субъективностью музыкального языка. Подобно новеллам и романам Франца Кафки, оно часто фиксирует болезненные психологические комплексы, отчуждение личности от окружающей среды.

Переворот, осуществленный Шёнбергом в области музыкального письма, оказал значительное влияние на эволюцию современной музыки.

Можно ли проверить алгеброй гармонию? Оказалось, что можно. Арнольд Шёнберг математически вывел новую концепцию написания музыки – додекафонию, которая основывается не на порывах творческой души, а на точном расчете, и оказался создателем нового музыкального языка 20 века.

Краткую биографию Арнольда Шёнберга и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Шёнберга

13 сентября 1874 года в венском гетто появился на свет Арнольд Шёнберг. Его мать была педагогом по фортепиано, но постигать основы музыкальной грамоты и учиться играть на скрипке Арнольд начал самостоятельно.

Ранняя кончина отца поставила молодого человека перед необходимостью зарабатывать на жизнь, и с 16 лет после окончания гимназии он начал работать в банке. Однако вскоре понял, что музыка из увлечения стала предназначением. Его первым учителем стал известный австрийский композитор А. фон Цемлинский, на сестре которого в 1901 году Арнольд женился. У них родилось двое детей – дочь и сын.


В Вене начала 20 века правили бал оперетты, именно они давали возможность Шёнбергу заработать на оркестровке. Он преподавал в музыкальной школе и консерватории, с 1904 года – как частный педагог. В 1903 году в Венской опере композитор знакомится с Г. Малером . Шёнберг был горячим поклонником и пропагандистом творчества непризнанного гения. Его привлекала и творческая позиция Малера – бескомпромиссного служения своему таланту вопреки мнению общества.

В 1907 году его серьезно увлекла живопись, а его жену Матильду – новый друг Шёнберга, художник Рихард Герштль, ради которого она даже попыталась оставить семью. Увлечение продлилось недолго, хотя за эти несколько месяцев композитор готовился свести счеты с жизнью, а его друзья вели переговоры с беглянкой, взывая к ее человеческим и материнским чувствам. В итоге Матильда вернулась домой, а её любовник повесился.


В 1911 году в рамках мюнхенской выставки экспрессионистов были показаны и полотна Шёнберга. В это же время выходит его первая книга – «Учение о гармонии». Еще 4 книги и сборник статей будут изданы в 40-60-е годы. Во время Первой мировой войны композитор был призван на службу и провел два года в тыловых частях.

Матильда скончалась в 1923, а годом позже 50-летний маэстро женился на Гертруде Колишь. Она также была сестрой, но уже не его учителя, а его ученика. В этом браке родилась дочь и два сына. Согласно биографии Шёнберга, с 1925 года композитора пригласили преподавать в Берлинскую консерваторию. Однако работа там продлилась до 1933 – в Германии развивались антисемитские настроения, и Шёнберги переехали в США. В Новом свете он не нашел интереса к своему творчеству, хотя на протяжении 8 лет и преподавал в Калифорнийском университете. Несмотря на свои достижения в области нового музыкального языка – додекафонии, Шёнберг всю жизнь учил студентов основам классической композиции и истории музыки. Выйдя на пенсию, денежное содержание которой было весьма скромным, композитор был вынужден подрабатывать частными уроками. После второй мировой войны его произведения вновь стали широко исполняться. Последние годы жизни он провел в Лос-Анджелесе. В 1946 у него случился инфаркт, а 13 июля 1951 года маэстро скончался.



Интересные факты о Шёнберге

  • Биография Шёнберга гласит, что он один из немногих композиторов, которые писали музыку не за инструментом, а за столом. Таким же образом работали Моцарт , Берлиоз , Шостакович .
  • Композитор имел суеверный страх перед числом 13, даже несмотря на то, что он родился 13-го. Однако умер он также 13-го, в возрасте 76 (в сумме 13) лет. Кстати, оба этих 13-х числа приходились на пятницу. Даже 13-й (или кратный ему) такт своих произведений он считал неудачным.
  • Несмотря на то, что Шёнберг имел славу скандального композитора и новатора, он был скромным, тихим и деликатным человеком.
  • Композитор был отличным теннисистом.
  • На музыку «Лунного Пьеро» поставлены два балета – в 1962 году Гленом Тетли для собственной труппы, в 2008 – Алексеем Ратманским для примы Мариинского театра Дианы Вишневой.
  • Шёнберг дважды менял вероисповедание – в 1898 году он был крещен в протестантскую веру, а в 1933 – вновь принял иудаизм.
  • Дочь Шёнберга Нурия была женой итальянского композитора Луиджи Ноно, который также использовал технику додекафонии. В 1992 году Нурия написала биографическую книгу о своем отце.
  • Светомузыка «Счастливой руки» - не единственное произведение в подобном роде. А. Скрябин соотносил музыку с цветом и писал световую партитуру для изобретенного им же инструмента. Б. Барток в опере «Замок Синей бороды», созданной на два года раньше, также отождествлял своих героев и эпизоды сюжета с определенными цветами.
  • Несравнимо более известный как композитор, Шёнберг был еще и плодовитым художником – экспрессионистом. Им созданы более 300 картин, которые принимали участие во многих выставках, среди них – множество автопортретов.
  • Портреты Шёнберга были написаны Р. Герстлем, О. Кокошкой, Э. Шиле. Один из портретов создал его коллега-композитор Д. Гершвин - Шёнберг познакомился с ним, эмигрировав в Америку. У них было много общего, помимо любви к музыке оба писали картины (говорят, что Гершвин – лучше) и увлеченно играли в теннис.
  • 31 марта 1913 года в Вене состоялся концерт, впоследствии названный «скандальным». В тот вечер в филармонии Шёнберг дирижировал своей Первой камерной симфонией, также исполнялась музыка учителя композитора – А. фон Цемлинского и его учеников – А. Веберна и А. Берга. Именно во время исполнения берговских «Пяти песен для сопрано и оркестра на тексты Петера Альтенберга» началось негодование публики, которая смеялась и «букала», слыша диссонансные пассажи. Затем случилось и вовсе невероятное – драку затеял… организатор концерта. На последующем судебном разбирательстве он это не отрицал, заметив, однако, что был спровоцирован соперником, оскорбившим его словом. Запал был кинут в уже разгоряченную атмосферу, и вскоре одна часть почтенной венской публики отвешивала друг другу оплеухи не жалея сил, а другая – взывала к полиции и требовала отправить композиторов на психиатрическое лечение.
  • Сюжет «Пеллеаса и Мелизанды» М. Метерлинка стал настоящим хитом начала 20 века. В 1902 году Клодом Дебюсси была написана одноименная опера. В том же году Шёнберг по совету Р. Штрауса приступил к созданию симфонической поэмы, даже не догадываясь, что в Париже готовится к постановке работа Дебюсси.
  • В декабре 1912 года композитор единственный раз посетил Санкт-Петербург, где дирижировал «Пеллеасом и Мелизандой». После 1930-х Шёнберг в СССР не исполнялся ввиду несоответствия его музыки официальным представлениям об искусстве. Интерес к изучению его творчества возродился в нашей стране только три десятилетия спустя.
  • Первая постановка оперы «Моисей и Аарон» потребовала 50 оркестровых и 350 хоровых репетиций.
  • Макс Блонда – таков был псевдоним второй супруги композитора, Гертруды, под которым она написала для него либретто одноактной оперы «С сегодня на завтра» (1928). В основе сюжета произведения - взаимоотношения между мужем и женой.

  • Ученики Шёнберга А. Берг, А. Веберн, Х. Эйслер были последователями музыкального стиля композитора, основав так называемую «нововенскую школу».
  • Одним из самых ярких приверженцев додекафонной системы был композитор Пьер Булез, который после кончины Шёнберга написал скандальный некролог. В нем он ставил в вину покойному композитору отход от повсеместного и исключительного использования этой техники в последнем периоде творчества. Несмотря на эту статью, Булез являлся популяризатором творчества Шёнберга и часто дирижировал его сочинениями.

Творчество Шёнберга


Творчество Шёнберга можно разделить на три части – романтическую, экспрессионистскую и додекафонскую. Первые произведения написаны в немецкой классической манере. Эта музыка явилась продолжением романтической традиции Вагнера и Брамса - «Просветлённая ночь » (1899), «Пеллеас и Мелизанда » (1903). Вскоре Шёнберг понял, что использование традиционной гармонии исчерпало себя. Со Второго струнного квартета (1908) он начинает работать в атональном или, как называл этот принцип сам композитор, пантональном стиле. Это позволило ему выйти в мир иррационального, мир экспрессионизма.

В начале 1910-х годов им написаны самые важные экспрессионистские произведения. Таким было «Ожидание » (1909) – созданная всего за две недели монодрама для сопрано по либретто молодого врача Марии Паппенхайм. Это произведение фактически без сюжета, поскольку слушателя погружают не в события, а в эмоции его героини – страх, ревность, отчаяние. Все, о чем она рассказывает – явь, сон или выдумка? Авторы не дают ответа. К предполагаемым постановкам «Ожидания» проект сценографии разрабатывался самим композитором, а премьера состоялась только в 1924 году в Праге. В 1912 появляется «Лунный Пьеро » - вокальный цикл, герой которого – непризнанный и отринутый обществом творец. Особенность этого произведения – в новом принципе пения, которое скорее является мелодекламацией. Драма с музыкой «Счастливая рука » на собственное либретто была написана в 1913. Это сочинение имеет множество автобиографических черт – супруга героя покинула его, оставив смятение, боль и страх. «Счастливая рука» - это еще и опыт композитора в исследовании феномена синестезии - музыкальные переживания героя четко связаны со светом и цветом. Оратория «Лестница Иакова », начатая в 1917 - грандиозный замысел композитора, над которым он работал много лет, постоянно возвращаясь, дополняя и исправляя, но который так и не считал законченным.


После экспериментов с атональной музыкой Шёнберг снова начал поиски нового метода композиции. Так, в начале 1920-х была создана додекафония. Принцип этой техники заключен в последовательном использовании 12 различных нот, которые называются серией. Серия и её производные (инверсия, ракоход, ракоходная инверсия) также могут транспонироваться. «Пять пьес для фортепиано », законченные в 1923 году, стали дебютным сочинением, основанным на принципе додекафонии. К концу десятилетия Шёнберг вновь возвращается к произведениям крупной формы, полностью построенным на додекафонии – Третий струнный квартет (1927) и Вариации для оркестра (1928).

Из биографии Шёнберга мы узнаём, что в 1930 году композитор начинает работу над оперой «Моисей и Аарон » по собственному либретто. Вначале он планировал написать ораторию, максимально приближенную к тексту Библии. Осознав всю противоречивость библейского изложения, Шёнберг создает более вольную его трактовку. Первые два акта были написаны к 1932 году, музыка и текст для третьего акта создавались в 1937, но остались незаконченными. Несмотря на это, существенные элементы истории были завершены к концу второго акта, что позволило ставить оперу как вполне цельное произведение. Премьера концертной версии состоялась в 1954 году, сценической – в 1957.


Из произведений, созданных в эмиграции, можно отметить Концерт для скрипки с оркестром, Четвертый струнный квартет (оба - 1936) и Концерт для фортепиано с оркестром (1942). В них додекафония развивается, сочетаясь с тональными элементами. В поддержку европейских стран, воевавших с фашизмом, в 1941 году была написана «Ода Наполеону Бонапарту» на стихи Байрона. Одним из самых эмоциональных гуманистических произведений Шёнберга стала кантата «Уцелевший из Варшавы», созданная в 1947 году. Её текст, также написанный композитором, основан на воспоминаниях участников событий уничтожения нацистами варшавского гетто.

Музыка Арнольда Шёнберга в кино

В 1975 году вышел фильм по опере «Моисей и Аарон», ставший одним из первых появлений музыки Шёнберга на киноэкране. Впоследствии к творчеству композитора обращались создатели фильмов:


  • «Ставки сделаны» (1997);
  • «Люмьер и компания» (1995);
  • «Между ангелом и бесом» (1995);
  • «Новая волна» (1990).

Одним из сценаристов картины Саймона Кёртиса «Женщина в золотом» (2015) стал Рэндол Шёнберг – американский адвокат, известный по работе с клиентами, требующими возврата произведений искусства, отобранных у их семей в период холокоста. Рэндол также является внуком композитора. Поскольку фильм основан на реальных событиях, один из его центральных персонажей – сам адвокат, которого сыграл Р. Рейнольдс. В главной роли снялась Х. Миррен.

«Музыка не должна украшать, она должна быть истинной и только…». Арнольд Шёнберг не искал успеха. Он, прежде всего, хотел развивать музыкальную форму, найти новые пути, не дав искусству композиции прийти в упадок, оставшись при этом верным своему творческому мировоззрению. История показала, что именно так мыслили все вневременные гении. И именно так складывалась их судьба, полная сложных отношений с современниками и противоречивых оценок.

Видео: смотреть фильм о Арнольде Шёнберге

Регулярная статья
Арнольд Шёнберг
Arnold Franz Walter Schoenberg
Портрет
А. Шёнберг. Лос-Анджелес, 1948
Род деятельности:

Музыкант

Дата рождения:
Место рождения:
Гражданство:
Дата смерти:
Место смерти:
Сайт:

Шёнберг, Арнольд (Schönberg, Arnold; 1874, Вена , – 1951, Лос-Анджелес) - композитор, музыкальный теоретик, педагог и живописец, один из зачинателей экспрессионизма и автор додекафонной системы в музыке, глава так называемой Новой венской школы.

Ранние годы

Родился в семье небогатого коммерсанта. В детстве учился играть на скрипке и виолончели, играл в любительских оркестрах и сочинял музыкальные пьесы, не владея поначалу основами композиции; только в 16 лет Шёнберг начал систематически заниматься музыкой.

В 1891 г. окончил реальную гимназию и поступил на работу в частный банк, однако через несколько лет ушел из банка и целиком посвятил себя музыке. Его учителем был композитор и дирижер А. фон Цемлинский, дававший Шёнбергу уроки полифонии. В 1895–99 гг. дирижировал хором рабочих в пригороде Вены .

В 1898 г. Шёнберг перешел в христианство (в одну из протестантстких конфессий), а в 1901 г. женился на сестре своего учителя, Матильде фон Цемлинской.

Работа в начале XX века

В 1901–1903 гг. жил в Берлине, дирижировал оркестром в кабаре литераторов и давал частные уроки. С 1903 г. преподавал в одной из венских музыкальных школ.

В 1911 г. Шёнберг познакомился с В. Кандинским, что оказало большое влияние на художественное мировоззрение обоих. Шёнберг был известен и как художник: в 1911 г. он впервые показал свои работы на выставке группы художников «Голубой всадник» в Берлине , выставлялся в Вене, в других городах, иногда совместно с Кандинским.

Как дирижер Шёнберг выступал с концертами в Берлине, Вене, Амстердаме , Лондоне , Санкт-Петербурге) и многих других городах, но постоянного заработка у него никогда не было (сохранилось даже письмо Шёнберга к Г. Малеру , относящееся к 1910 г., с просьбой о материальной помощи).

В годы Первой мировой войны служил в австрийской армии. С 1925 г., по инициативе Л. Кестенберга , был приглашен на должность профессора в Прусскую академию искусств в Берлине, откуда его уволили в 1933 г. с приходом нацистов к власти.

Во времена нацизма

Эмигрировал во Францию.

В 1941 г. Шёнберг получил известие о гибели брата, оставшегося в Австрии, а в 1942 г. была написана «Ода Наполеону» на слова Дж. Г. Байрона, в которой обличение зла, насилия, убийства невинных людей вызывает явные ассоциации с Катастрофой и событиями Второй мировой войны ; памфлет Байрона, написанный в 1814 г., звучит в этой трактовке как актуальное антинацистское произведение.

Текст кантаты «Уцелевший из Варшавы» (1947; для чтеца, хора и оркестра), написанный самим композитором, воспроизводит рассказ одного из немногих спасшихся узников Варшавского гетто . В ткань произведения вплетены слова Шма . Произведение крайне лаконично - всего шесть с половиной минут; экспрессионистские приемы музыкальной речи заострены в нем до предела.

Другие произведения Шёнберга на еврейскую тему - «Современный псалом» (не закончен), «Из глубин» (1950; на псалом 130 для хора), хор «Трижды по тысяче лет» (1950; на слова Д. Рунеса) и т. д.

Сионистские мотивы

На протяжении многих лет (1926–51) Шёнберг писал драму «Библейский путь» о возвращении евреев на историческую родину и будущем возрожденного еврейского государства. Шёнберг не был чужд сионистским целям. В 1923 г. он писал: «Меня принудили понять и запомнить навеки, что я не немец, не европеец, а я - еврей».

Он проявлял интерес, в частности, к концепции В. Жаботинского и к его трудам. Публиковал статьи сионистской направленности: «Израэлиты и евреи» (1923), «По поводу сионизма» (1924), «Еврейский вопрос» (1933), «Заметки о политике по отношению к евреям» (1933), «Программа для еврейства из четырех параграфов» (начало 1940-х гг.) и другие.

Шёнберг приветствовал рождение Государства Израиль и содействовал созданию в Иерусалиме учебного центра, с которым, по его замыслу, должны были сотрудничать крупнейшие музыкальные деятели-евреи.

Новая венская школа

Шёнберг - основатель и глава так называемой Новой венской школы, возникшей как творческое содружество композитора и его учеников - А. Берга и А. Веберна; школа определила пути развития современного музыкального искусства.

Шёнберг был одним из крупнейших музыкальных педагогов 20 в., среди его учеников, помимо Берга и Веберна, - Э. Веллес (1885–1974), Х. Эйслер (1898–1962), Р. Комин (1896–1978), Р. Серкин и другие. Многие крупнейшие композиторы 20 в. - Б. Барток, И. Стравинский, С. Прокофьев, Д. Шостакович , П. Хиндемит - испытали воздействие музыки и учения Шёнберга и применяли додекафонную технику композиции.

Теоретические труды

Среди теоретических трудов Шёнберга - «Учение о гармонии» (1911), «Пособие для начинающих композиторов» (1943), «Стиль и идея» (1950), «Структурные функции гармонии» (1954), «Основы композиции» (1967) и другие.

Свою библиотеку и рукописи Шёнберг завещал Еврейской национальной и университетской библиотеке в Иерусалиме. Незадолго до смерти Шёнберга Израильская академия музыки избрала его своим почетным президентом.

Источники

  • КЕЭ, том 10, кол. 158–161
Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья

Всю темноту и вину мира новая музыка взяла на себя. Все ее счастье в том, чтобы познать несчастье; вся ее красота в том, чтобы отказаться от видимости красоты.
Т. Адорно

A. Шёнберг вошел в историю музыки XX в. как создатель додекафонной системы композиции. Но значение и масштаб деятельности австрийского мастера не исчерпываются этим фактом. Шёнберг был разносторонне одаренной личностью. Он был блестящим педагогом, воспитавшим целую плеяду современных музыкантов, среди которых такие известные мастера, как А. Веберн и А. Берг (вместе со своим учителем они образовали так называемую нововенскую школу). Он был интересным художником-живописцем, другом О. Кокошки; его картины неоднократно появлялись на выставках и печатались в репродукциях в мюнхенском журнале «Голубой всадник» рядом с работами П. Сезанна, А. Матисса, В. Ван Гога, B. Кандинского, П. Пикассо. Шёнберг был литератором, поэтом и прозаиком, автором текстов многих своих сочинений. Но прежде всего он был композитором, оставившим значительное наследие, композитором, прошедшим очень трудный, но честный и бескомпромиссный путь.

Творчество Шёнберга тесно связано с музыкальным экспрессионизмом . Оно отмечено той напряженностью переживаний и остротой реакции на окружающий мир, которые характеризовали многих современных художников, творивших в атмосфере встревоженности, предчувствия и свершения страшных социальных катаклизмов (Шёнберга объединяла с ними и общая жизненная судьба - скитания, неустроенность, перспектива жить и умереть вдали от родины). Пожалуй, самая близкая аналогия личности Шёнберга - соотечественник и современник композитора, австрийский писатель Ф. Кафка. Так же, как в романах и новеллах Кафки, в музыке Шёнберга обостренное жизневосприятие сгущается порой до лихорадочных наваждений, изощренная лирика граничит с гротеском, превращаясь в душевный кошмар наяву.

Создавая свое нелегкое и глубоко выстраданное искусство, Шёнберг был до фанатизма тверд в убеждениях. Всю жизнь он шел по пути наибольшего сопротивления, борясь с насмешками, издевательствами, глухим непониманием, терпя обиды, горькую нужду. «В Вене 1908 года - городе оперетт, классиков и напыщенного романтизма - Шёнберг поплыл против течения», - писал Г. Эйслер. Это был не совсем обычный конфликт художника-новатора с обывательской средой. Мало сказать, что Шёнберг был новатором, поставившим себе за правило говорить в искусстве лишь то, что не было сказано до него. Как утверждают некоторые исследователи его творчества, новое выступило здесь в чрезвычайно специфическом, сгущенном варианте, в виде некоей эссенции. Сверхконцентрированная впечатлительность, требующая адекватного же качества от слушателя, объясняет особую трудность шёнберговской музыки для восприятия: даже на фоне своих современников-радикалов Шёнберг - наиболее «трудный» композитор. Но это не отрицает ценности его искусства, субъективно честного и серьезного, восстававшего против пошлого сладкозвучия и легковесной мишуры.

Шёнберг сочетал в себе способность к сильному чувствованию с безжалостно дисциплинирующим интеллектом. Этим сочетанием он обязан переломной эпохе. Вехи жизненного пути композитора отражают последовательную устремленность от традиционно-романтических высказываний в духе Р. Вагнера (инструментальные сочинения «Просветленная ночь», «Пеллеас и Мелизанда», кантата «Песни Гурре») к новому, строго выверенному творческому методу. Впрочем, романтическая родословная Шёнберга сказывалась и позже, давая импульс повышенной возбужденности, гипертрофированной экспрессивности его произведений рубежа 1900-10 гг. Такова, например, монодрама «Ожидание» (1909, монолог женщины, пришедшей в лес на свидание с возлюбленным и нашедшей его мертвым).

Постромантический культ маски, рафинированная аффектация в стиле «трагического кабаре» ощущаются в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912) для женского голоса и инструментального ансамбля. В этом произведении Шёнберг впервые воплотил принцип так называемого речевого пения (Sprechgesang): сольная партия хотя и зафиксирована в партитуре нотами, но звуковысотный строй ее приблизителен - как в декламации. И «Ожидание» и «Лунный Пьеро» написаны в атональной манере, соответствующей новому, экстраординарному складу образов. Но знаменательно и различие между произведениями: оркестр-ансамбль с его скупыми, но дифференцированно выразительными красками отныне притягивает композитора больше, чем полный оркестровый состав позднеромантического типа.

Однако следующим и решающим шагом на пути к строго экономному письму послужило создание двенадцатитоновой (додекафонной) системы композиции. В основе инструментальных сочинений Шёнберга 20-40-х гг., таких, как Сюита для фортепиано, Вариации для оркестра, концерты, струнные квартеты, - лежат серии из 12 неповторяющихся звуков, взятые в четырех основных вариантах (техника, восходящая к старинному полифоническому варьированию).

Додекафонный метод композиции приобрел немало почитателей. Свидетельством резонанса шёнберговского изобретения в культурном мире послужило «цитирование» его Т. Манном в романе «Доктор Фаустус»; там же говорится об опасности «интеллектуального холода», которая подстерегает композитора, использующего подобную манеру творчества. Универсальным и самодостаточным этот метод не стал - даже для его создателя. Точнее он являлся таковым лишь постольку, поскольку не мешал проявиться природной интуиции мастера и накопленному им музыкально-слуховому опыту, подчас влекущему за собой - вопреки всем «теориям избежания» - многообразные ассоциации с тональной музыкой. Расставание композитора с тональной традицией вообще не было бесповоротным: известная сентенция «позднего» Шёнберга о том, что многое еще можно сказать в до мажоре, вполне это подтверждает. Погруженный в проблемы композиторской техники, Шёнберг в то же время был далек от кабинетной замкнутости.

Весьма значительными композиторскими замыслами отозвались в нем события второй мировой войны - страдания и гибель миллионов людей, ненависть народов к фашизму. Так, «Ода Наполеону» (1942, на ст. Дж. Байрона) представляет собой гневный памфлет против тиранической власти, сочинение исполнено убийственного сарказма. Текст кантаты «Уцелевший из Варшавы» (1947), пожалуй, наиболее известного сочинения Шёнберга, воспроизводит подлинный рассказ одного из немногих людей, переживших трагедию варшавского гетто. Произведение передает ужас и отчаяние последних дней узников гетто, завершаясь старинной молитвой. Оба сочинения ярко публицистичны и воспринимаются как документы эпохи. Но публицистическая острота высказывания не отодвинула в тень природной склонности композитора к философствованию, к проблематике надвременного звучания, которую он разрабатывал с помощью мифологических сюжетов. Интерес к поэтике и символике библейского мифа проявился еще в 30-е гг., в связи с проектом оратории «Лестница Иакова».

Тогда же Шёнберг начал работать над еще более монументальным произведением, которому посвятил все последние годы своей жизни (впрочем, так и не завершив его). Речь идет об опере «Моисей и Аарон ». Мифологическая основа послужила для композитора лишь поводом для размышлений над актуальными вопросами современности. Основной мотив этой «драмы идей» - личность и народ, идея и ее восприятие массой. Изображенный в опере непрерывный словесный поединок Моисея и Аарона - это извечный конфликт между «мыслителем» и «деятелем», между пророком-правдоискателем, пытающимся вывести свой народ из рабства, - и оратором-демагогом, который в своей попытке сделать идею образно зримой и доступной по сути дела предает ее (крах идеи сопровождается разгулом стихийных сил, с удивительной яркостью воплощенным автором в оргиастическом «Танце Золотого тельца»). Непримиримость позиций героев подчеркнута музыкально: по-оперному красивой партии Аарона контрастирует аскетично-декламационная партия Моисея, чуждая традиционному оперному пению. В произведении широко представлено ораториальное начало. Хоровые эпизоды оперы с их монументальной полифонической графикой восходят к баховским «Страстям». Здесь выявляется глубинная связь Шёнберга с традицией австро-немецкой музыки. Эта связь, равно как и наследование Шёнбергом духовного опыта европейской культуры в целом, вырисовывается со временем все явственнее. Здесь - источник объективной оценки шёнберговского творчества и надежда на то, что «трудное» искусство композитора найдет доступ к возможно более широким кругам слушателей.