Виталий Егорович Павлов (21 октября 1944 - 2 июля 2016) - советский и российский военачальник, генерал-полковник, Герой Советского Союза.

Биография

Родился в деревне Белоголовичи Трубчевского района Брянской области.

Окончил среднюю школу (ШРМ) № 3 города Чапаевска Куйбышевской области. Работал столяром на заводе ЖБИ.

Окончил Сызранское ВАУЛ, где учился в 1962-1965 годах. Как один из лучших выпускников был оставлен лётчиком-инструктором в в/ч 93836 (город Пугачёв). Позже окончил Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина (1976).

Член КПСС с 1965 года.

С июля 1981 по декабрь 1982 года выполнял интернациональный долг в Афганистане, где командовал боевым вертолётным полком. Лично участвовал во многих опасных операциях, показывая образец мужества, храбрости, умения полностью использовать боевые возможности авиационной техники и вооружения. Совершил 307 боевых вылетов, налетав 567 часов.

Окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР имени К. Е. Ворошилова (1986).

Был назначен заместителем командующего ВВС ПриВО. С 1987 года командующий ВВС ПриВО. В 1989-2002 годах - командующий Армейской авиацией Сухопутных войск ВС РФ.

Был освобожден от должности в связи с произошедшей в августе 2002 года катастрофой военно-транспортного вертолета Ми-26 в Чечне, повлёкшей гибель более 120 военнослужащих.

«Начальник Генштаба Квашнин и командующий сухопутными войсками Кормильцев не захотели меня видеть на руководящей должности. Видимо, свои соображения они доложили министру Иванову. Тот, ещё не разобравшись с причиной падения вертолёта „Ми-26“ под Ханкалой, отстранил меня от должности», - объяснял Виталий Павлов причины своей добровольной отставки в ноябре 2002 года.

Работал заместителем директора вертолетостроительного завода «Роствертол».

Генерал-полковник в отставке Павлов В. Е. жил в Москве.

Умер 2 июля 2016 года в Москве после тяжёлой болезни. Похоронен 6 июля на Троекуровском кладбище

Семья

Был женат. Двое детей.

Награды

  • Указом Президиума ВС СССР от 3 марта 1983 года полковнику Павлову Виталию Егоровичу за успешное выполнение задания по оказанию интернациональной помощи ДРА, проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза.
  • Награждён орденами Ленина, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени и многими медалями; именным оружием и орденом Мужества - за плодотворные операции в Чечне, орденом «За военные заслуги».
  • Заслуженный специалист Вооружённых Сил СССР (18.08.1989).
  • Лётчик-снайпер.
  • Почётный гражданин города Сызрани.
  • Почётный ветеран Сызранского ВВАУЛ.

Герои Советского Союза

Павлов Виталий Егорович

Виталий Егорович Павлов - советский и российский военный деятель, генерал-полковник. Герой Советского Союза. Виталий Егорович родился 21 октября 1944 года в д. Беловоловичи Трубчевского района Брянской области. С малых лет познал тяжёлый крестьянский труд. Окончил 10 классов средней школы рабочей молодёжи № 3 города Чапаевска Куйбышевской ныне Самарской области. Работал столяром на заводе железобетонных изделий. В Советской Армии с 1962 года. В этом же году поступил и в 1965 году закончил Сызранское военно-авиационное училище лётчиков. Как один из лучших выпускников был оставлен лётчиком-инструктором в авиационной части города Пугачёва.

В 1972-76 г.г. учился в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, после окончания которой вернулся в Сызранский полк родного училища на должность командира эскадрильи. Потом назначили заместителем командира вертолетного полка в гарнизон Калинов под городом Самбором за Львовом в Прикарпатском военном округе. А далее в 1979 году получил назначение командиром вновь формирующего вертолетного полка в Бердичев на базе заброшенного после войны старого аэродрома.

Аэродром находился в 8-ми километрах от города, а командир полка жил в другом конце, на Красной горе. Но в 7 часов утра Виталий Егорович уже был в расположении части.

В новом полку его встречали всего 8 военнослужащих в военной форме, а где-то 80 человек вообще были в гражданской одежде. Их призвали на службу из Смоленского политехнического института, и они уже переучивались на различных технических специалистов.

Полк активно формировался, пополнялся людьми, техникой. Только командир и начальник штаба знали, что полк будет дислоцироваться южнее Читы в Забайкальском военном округе в Хатбулаке. Он вылетел туда и был поражен увиденным. В поле одна стометровая казарма барак, у которой уже прогнулась от старости и непогоды крыша.

После завершения формирования и обучения личного состава было приказано провести учения двумя эскадрильями днем, и одной ночью. Техника в полку была просто превосходная – Ми-8Т и более новые Ми-24В. Вскоре маршал авиации Кутахов поблагодарил за сформированную воинскую часть и поставил задачу на ее перебазирование в Хатбулак в далекий ЗабВО. А тут началась война в Афганистане. И Виталий Егоровичу предложили должность командира полка в 40-й армии в Афганистане.

Командование дало два дня на сдачу дел в полку, и вылетать в Ташкент. Жене позвонил и сказал, что получил новое назначение в Средне-Азиатский военный округ.

С июля 1981 года полковник Павлов Виталий Егорович - командир 50-го смешанного ("Кабульского") авиационного полка в составе 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа - ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан. Командуя этим полком, проявил высокие организаторские способности, талант военачальника, исключительное лётное мастерство. Лично участвовал во многих опасных операциях, показывая образец мужества, храбрости, умения полностью использовать боевые возможности авиационной техники. Имеет высшую степень боевой квалификации - летчик-снайпер. Совершил 307 боевых вылетов, налетав 567 часов.

Виталий Егорович вспоминает:

«….меня трижды представляли к званию Героя Советского Союза. Однако только вернувшись на Родину, получил Звезду Героя. Награждали то за боевые дела. Но на войне командование, бывает, пересматривает свое решение о наградах. Так случилось и со мной. В одном случае я сам был на сто процентов виноват. Я был заместителем руководителя операции по авиации. В ней участвовали кроме 140 вертолетов, еще штурмовики, бомбардировщики. Так же мне были подчинены 8 Су-25, а во время самой операции я так же руководил действиями истребительно-бомбардировочного авиаполка полковника Виктора Кота. Первые четыре дня из-за высокой напряженности и большой ответственности я сам вел вертолеты на десантирование личного состава в ущелье. А потом, когда подразделения разместились по площадкам, тропам и десант повел боевые действия, мы с командующим ВВС 40-й армии генералом Шканакиным по очереди летали без посадок на самолете Ан-26 – ретрансляторе и руководили действиями авиации в той операции. Один день он летал часов 8-9, а потом я с нагрузкой 5-6 часов. На второй день мы менялись. Мы прямо с воздуха смотрели за ходом операции, руководили действиями авиации. За это, в общем-то, я и был тогда впервые представлен к званию Героя. Документы уже были рассмотрены в Минобороны СССР. Вскоре завершилась Пандшерская операция. Один подполковник инженер из вышестоящего штаба отдал необдуманный приказ и подставил экипажи вертолетов под противовоздушный огонь. По его вине погибли люди и техника. Не сдержался я и ударил при всех виновника в гибели моих подчиненных, которые отлично показали себя в боях в ущелье...»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1983 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан полковнику Павлову Виталию Егоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" . После замены из Афганистана в 1982 году назначен командующим авиацией в группу советских войск в Германии.

В 1986 году отважный офицер-вертолётчик окончил академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР имени К.Е. Ворошилова. Присвоено звание генерала и в том же году назначен командующим ВВС Краснознамённого Приволжского военного округа.

С 1989 года по 2002 год генерал-полковник В.Е. Павлов был первым и единственным в истории армейской авиации командующим авиацией Сухопутных войск Вооружённых Сил СССР, а с 1992 года - Российской Федерации. По поручению Правительства СССР, РФ организовывал и обеспечивал участие подразделений Армейской авиации в составе миротворческой миссии ООН в Анголе, Камбодже, Сьерра-Леоне и сам служил там. За эти годы Армейская авиация не потеряла там ни одного летчика, выполняя двойную-тройную норму налета.

Был освобожден от должности в связи с произошедшей в августе 2002 года катастрофой военно-транспортного вертолета Ми-26 в Чечне, повлёкшей гибель более 120 военнослужащих.

За заслуги перед Родиной неоднократно отмечался командованием и правительством. Награждён 8-ю орденами и 20-ю медалями СССР, РФ и других государств, в том числе орденом Ленина, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени. Приказом Министра Обороны СССР от 4 апреля 1985 года № 104 В.Е. Павлов зачислен почётным курсантом 2-ой учебно-вертолётной эскадрильи Сызранского полка.

Удостоен звания "Заслуженный военный лётчик СССР". Почётный ветеран Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков имени 60-летия СССР.

Почётный гражданин города Сызрани Самарской области.

Генерал-полковник запаса Павлов В.Е. живёт в городе-герое Москве. Женат, двое детей.

Виталий Егорович внес большой личный вклад в развитие вертолетного спорта в нашей стране и возглавлял Федерацию вертолётного спорта. России в период с 2001 по 2007 год.

На конференции ФВС России в 2007 году Виталий Егорович был единогласно избран Почетным Президентом Федерации.

В настоящее время работает заместителем генерального директора по техническому сотрудничеству на авиационном заводе "Роствертол".

2 июля ушел из жизни выпускник Сызранского ВВАУЛ 1965 года Виталий Павлов. Единственный пока среди вертолетчиков, он от лейтенантских погон дошел до звания генерал-полковника России, 13 лет руководил армейской авиацией в составе Сухопутных войск страны, стал заслуженным военным летчиком и Героем советского Союза. «Человек-глыба», как называют его летчики Сызрани, человек государственного масштаба и огромной любви к людям, к своей стране и к сызранскому училищу летчиков.

Коллеги-офицеры, не уменьшая заслуг городских властей, признают, что во многом благодаря авторитету Виталия Павлова удалось сохранить сызранское училище. Несколько лет назад, благодаря «программе оптимизации» министра обороны Сердюкова, СВВАУЛ реально планировали закрыть.

Смерть Виталия Егоровича –огромная потеря для летчиков бывшего Советского Союза. Он один объединял нас всех, - председателю совета ветеранов СВВАУЛ Виктору Рудикову трудно подобрать слова. – Я даже больше скажу: мы еще полностью не осознали масштаба понесенной утраты. Вертолетное содружество России осиротело. Мы, летчики Сызрани, осиротели. Павлов всегда был желанным гостем в своем училище. В последний раз, помнится, он был в Сызрани на 75-летии СВВАУЛ в мае прошлого года. Вы не представляете, КАК люди тянулись к нему. В гостинице в дни его приезда двери его номера не закрывались до поздней ночи. И он для всех находил время, нужные слова и помощь.

В скромном штатском костюме со звездой Героя, рядом с главкомом ВВС России – Виталий Павлов.


Любительское фото одного из последних приездов Виталия Павлова в СВВАУЛ.

Кратко путь Виталия Егоровича Павлова можно описать так: парень из простой сельской семьи Брянщины, учился в школе рабочей молодежи, окончил СВВАУЛ. Был оставлен летчиком-инструктором в Пугачевском полку. Но это были первые шаги будущего Героя Советского Союза и командующего Армейской авиацией Сухопутных войск ВС РФ. Павлов сумел поднять на новую высоту значение вертолетной авиации и объединить разрозненные вертолетные части в единую Армейскую авиацию страны. По сути, Павлов создал новый род войск, поскольку ранее вертолеты рассматривались как «служба спасения» в масштабах Вооруженных Сил, разбросанных по гарнизонам нашей великой страны.

«За речкой», в Афгане

Афганистан доказал жизненную необходимость маломоторной техники. В те годы, когда наши летчики выполняли интернациональный долг в в воюющем Афганистане, никому и в голову не пришло бы закрыть СВВАУЛ. Виталий Павлов полтора года, с июля 1981 по декабрь 1982 года, командовал боевым вертолетным полком, в совершенстве использовал боевые возможности авиационной техники, но главное – он берег летчиков. Никто не сможет упрекнуть Павлова в том, что он разбрасывался жизнями людей: да он скорее свою бы жизнь отдал, чем подставил бы под удар чужую. За полтора года боевой службы «за речкой» комполка совершил 307 боевых вылетов. 307! Через день, а то и чаще, командир полка садился за штурвал боевой машины, если видел, что задание сложное для молодого летчика, что мальчишка может из боя не вернуться.

Я был замкомэска в Багране, - вспоминает свое знакомство с Павловым ветеран афганской войны Александр Силантьев, - а полк Павлова размещался в Кабуле. Совместную операцию мы проводили на нашей авиабазе. Павлов лично вел машину. Он высадил группу захвата. Задача десанта была – выбить с площадки душманов Ахмад-шаха. Это был головорез, каких мало было даже на той войне, и «духи» Ахмад-шаха воевали дерзко. При заходе на площадку был убит штурман Павлова. Почти сразу сбили экипаж замполита. Мы слышали по рации призывы: «Нужно уходить!». Но Павлов без прикрытия сумел грамотно провести операцию. Это был летчик от Бога. И человек такой же. Летчиков он в обиду не давал, не деля на «своих» и «чужих». Уже тогда вся армейская авиация была для него «своя». Рассудительно, грамотно ставил задачи, и люди не боялись его «разноса», хотя он умел строго спросить, люди боялись его подвести, разочаровать. Справедливый был человек.

Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1983 году Виталию Егоровичу Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1985 году летчик Павлов был зачислен почетным солдатом в списки сызранской в\части № 15566, где он служил в должности командира эскадрильи; позже Виталий Павлов стал Почетным гражданином двух городов, Сызрани и Трубчевска, почетным ветераном СВВАУЛ. Позже были два высших военных образования, в том числе военная академия Генштаба, и командование ВВС ПриВО. Позже были орден Ленина, «Красной звезды», другие боевые (боевые!) ордена и медали – всего 27 наград. Позже были секретные вылеты в Анголу, Камбоджу, Сьерра-Леоне, военные командировки в Чечню. Новые награды: именное оружие и орден Мужества за операции в Чечне, лично – спасение раненых из-под огня.

«Что за мужик в камуфляже нас прикрывал от огня?»

156 боевых вылетов в Чечне! – рассказывает товарищ юности, Заслуженный военный летчик России, председатель Совета ветеранов Сызрани Владимир Разенков. – Он сам летал в самые опасные точки. Сам грузил в «вертушку» окровавленных раненых. Потом солдаты спрашивали: а что это за мужик в камуфляже нас спасал, старался прикрыть от огня? Это Павлов?! Герой России?

В 1993 году боевому офицеру Павлову было присвоено звание генерал – полковник. А чуть ранее, в 1989 году, выпускник СВВАУЛ Павлов возглавил Армейскую авиацию Сухопутных войск ВС РФ. 13 лет на этом посту изменили отношение к вертолетной авиации. Позже, когда управление Армейской авиацией будет упразднено, генерал-полковник Павлов скажет в интервью «Красной звезде»:

На мой взгляд, необходим единый орган, отвечающий за боевую подготовку армейской авиации. Сегодня общевойсковая армия не имеет своей авиации, и группы наведения в ней тоже нет. Словом, по многим позициям мы вернулись к концу 70-х годов, и проблемы, полагаю, надо безотлагательно решать. Девиз вертолетчиков: «Без нас - никто, никогда и нигде!». – даже по газетным строчкам видно, как переживал Виталий Павлов за странные решения министерства обороны, которые привели к ликвидации единого управления армейской авиацией. - Жизнь подсказывала, что без знания тактики ведения боя подразделениями Сухопутных войск вертолетчикам трудно войти в его ритм и замысел. С другой стороны, плохое знание тактики армейской авиации командирами сухопутных войск и ВДВ приводит к ошибкам во взаимодействии с летчиками. А эти ошибки, особенно в боевой обстановке, оборачиваются потерями.

Потери: вот то, чего не мог допустить этот человек великого государственного ума. Владимир Разенков рассказал, как много сделал для армейской авиации генерал-полковник Павлов; рассказал, что это был за человек:

Все, чего он достиг, осталось в делах его товарищей, - вспоминает Владимир Федорович. – Виталий был человек открытый, прямой, ни перед кем не юлил, за что и получал часто. Он не был каким-то хитрецом, «дипломатом» - нет, он шел вперед, и остановить его было невозможно. Он мог постоять за себя и за своих подчиненных. Он как-то умел сочетать доброжелательность и строгий спрос, чувство собственного достоинства и невероятную простоту в общении с подчиненными.

Он знал о людях то, чего они сами о себе не знают. И он имел СВОЕ мнение, а это, вы знаете, не всегда приветствуется начальством.

Цена своего мнения

Не всегда приветствуется? О, да… В 1993 году, во время «Октябрьского путча», военным было приказано участвовать в разгоне Съезда народных депутатов. «Расстрел Белого дома» вошел в историю России не только как политическое событие, но и как день, сломавший карьеру многих офицеров, не захотевших идти против избранного народом органа власти. Как позже рассказывал друзьям Виталий Егорович, он снял с машины молодого летчика и сам вылетел к Белому дому. Вылететь-то он вылетел, а вот стрелять по нему отказался. Сослался на то, что вокруг было много мирных граждан, переживавших за исход противостояния. Противники генерал-полковника Павлова понимали, что упрекнуть Героя Советского Союза, боевого летчика и храбреца им не в чем, и на время затаились. Но в 2002 году, воспользовавшись тем, что в Чечне был сбит транспортный вертолет со 120 военнослужащими на борту, «доброжелатели» спровоцировали отставку руководителя Армейской авиацией.

– Начальник Генштаба Квашнин и командующий cухопутными войсками Кормильцев не захотели меня видеть на руководящей должности, - рассказал в интервью Виталий Павлов. - Видимо, свои соображения они доложили министру Иванову. Тот, еще не разобравшись с причиной падения вертолета «Ми-26» под Ханкалой, отстранил меня от должности. Это было в Чечне. Иванов сам мне об этом сообщил. Я добровольно подал в отставку.

После отставки Виталий Павлов работал заместителем директора вертолетостроительного завода «Роствертол» (известные «Вертолеты России»). Он демонстрировал крупным партнерам завода преимущества лучшей российской техники и, как он сам говорил, частично способствовал тому, что новая модель российского ударного вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» была поставлена «на поток». Бывший командующий до последнего дня переживал за судьбу российской авиации.

Он один объединял всех вертолетчиков бывшего Союза, - рассказал председатель регионального общественного фонда вертолетчиков Владимир Ерёма, - я не знаю другого человека, который смог бы нам заменить Виталия Егоровича.

Павлов принял участие в судьбе многих людей. Кому-то помог сделать военную карьеру, кому-то – устроить сына, кому-то – получить квартиру для семьи, достать для отца редкое лекарство, просто вовремя сказать нужное слово. Он спасал от позора и отставки оступившихся людей – и их жизнь выправлялась. Его не догнала ни душманская пуля, ни ракета боевика на Северном Кавказе. В 71 год его настигла лейкемия, злокачественное заболевание крови. 2 июля генерал-полковника Виталия Егоровича Павлова не стало.

4 июля в СВВАУЛ состоялся траурный митинг. Семь венков увезли в Москву участники похорон, коллеги и друзья покойного командующего: от личного состава, командования и ветеранов училища, от городских властей, от ветеранов ВВС ПриВО. На похороны собрались летчики от Калининграда до Владивостока, и не только летчики, но и офицеры сухопутных войск. На похоронах, по разным свидетельствам, было более 3000 человек, в том числе представители высшего руководства министерства обороны России, главком воздушно-космических сил страны генерал-полковник Виктор Бондарев, командующий ВВС России генерал-лейтенант Андрей Юдин, генерал – полковник Сергей Маев, Герой Советского Союза, легендарный в Афганистане летчик и коллега Павлова, разделивший с ним отставку, полковник Александр Райлян. Павлова пришли проводить в последний путь люди, чти имена накрепко вписаны в золотые книги военных удач России. Траурный салют, вертолеты в небе над могилой… Но что сейчас ему все почести? Он обсуждает свои полеты с тем, кто неизмеримо выше всех земных руководителей.

Виталий был отличным другом, - рассказал Владимир Разенков. – Мы знали друг друга 50 лет, он очень любил жизнь, небо любил – он вообще ВСЕ любил. И никогда не оставлял в беде тех, кто ему дорог.


Виталий Павлов был похоронен на Троекуровском кладбище Москвы. На траурном митинге на кладбище нач. филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» полковник Асанов предложил присвоить училищу имя Героя Советского союза, выпускника сызранского училища Виталия Павлова. Это самое малое, что мы можем сделать для его памяти.

(род. 21.10.1944) - военный летчик, Герой Советского Союза (1983), генерал-майор авиации. В Афганистане командовал полком. В 1986 г. окончил Военную академию Генерального штаба. Почетный солдат воинской части.

Павлов, Виталий Егорович

(1944 г. р.) - закончил Сызранское военное авиационное училище (1965), Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина (1975) и Военную академию Генерального штаба (1986).

Генерал-полковник, летчик 1-ого класса.

Герой Советского Союза. Награжден орденами "За службу Родине в ВС" III степени, Красной Звезды, орденом Ленина, "За военные заслуги" и десятью медалями.

Президент Федерации вертолетного спорта (с 1999).

Начальник Армейской Авиации.

Павлов, Виталий Егорович

Командующий армейской авиацией Вооруженных Сил России; генерал-полковник авиации; родился 21 сентября 1944 г. в д. Белоголовичи Брянской области; в 1965 г. окончил Сызранское военное авиационное училище в 1965 г., Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина в 1976 г., Военную академию Генерального штаба в 1986 г.; службу в авиации начал с должности летчика-инструктора; участвовал в боевых действиях в Афганистане, где командовал отдельным смешанным авиационным полком; занимал ряд командных и штабных должностей в Главкомате Сухопутных войск; с 1991 г. - командующий авиацией Сухопутных войск России; после реорганизации Главкомата Сухопутных войск в 1998 г. возглавил командование армейской авиацией; как пилот освоил 15 типов вертолетов; Заслуженный военный летчик РФ; Герой Советского Союза (1983); женат, имеет двоих детей.

  • - ...

    Энциклопедический словарь псевдонимов

  • -) С утра на суше - муравейник. В тумане тащатся войска. Всего заметней их роенье Толпе у Павлова мыска...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Иван Петрович. Великий русский физиолог родился в селе Кривополье бывшей Рязанской губернии. Отец его был священником. Окончив в 1864 г. духовное училище, П. поступил в Рязанскую духовную семинарию...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - Фёдор Павлович IX 1892, с. Богатырёво Казанской губ. - 2 VI 1931, Сочи) - сов. композитор, дирижёр, педагог, драматург. В 1911 окончил Симбирскую чуваш. учительскую школу, в 1911-13 преподавал в ней пение...

    Музыкальная энциклопедия

  • - Иван Петрович - русский физиолог, академик. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине. В 1890-1925 - профессор Военно-медицинской академии...

    Новейший философский словарь

  • - Иван Петрович, российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы. Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения...

    Современная энциклопедия

  • - авт. нравств.-сатирич. повестей: "Жизнь и деяния Вездесуева", "Тяжба двух косых", "Карлик-горбунок", 1835-1842 гг. {Венгеров} сотрудн. старообрядч. журн. "Церковь"...
  • - авт. кн. "Основн. эпоха в истории Англии", СПб., 1880...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - авт. соч. в I дейст. "Зена", Минск, 1831. {Венгеров} состав. "Сказания о Семипалатинской иконе Божьей Матери", Семипалатинск., 1896, свящ. {Венгеров} состав, вместе с П. Ивановым "Курс линейн...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - состав. сборн. извлечен. и выписок из решен. Сената и сотрудн. "Судебн. газеты"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - авт. "Стихотворений", СПб., 1911. {Венгеров} историк л.-гв. Семенов. полка, СПб., 1911...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - беллетрист 1830-1840-х...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Председатель совета президиума религиозной организации шаманистов "Сахилгаа" родился 8 июня 1940 г. в п. Усть-Ордынском Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского АО, из служащих...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Ректор Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения; родился 8 марта 1931 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Aлексей Петрович - сов. геолог и палеонтолог, акад. AH CCCP . B 1879 окончил естеств. отделение физ.-матем. ф-та Mоск. ун-та, работал там же...

    Геологическая энциклопедия

  • - I Па́влов Александр Васильевич, советский военачальник, комдив. Родился в Одессе в семье служащего. В армии с 1914, окончил школу прапорщиков, участник 1-й мировой войны 1914-18, поручик...

    Большая Советская энциклопедия

"Павлов, Виталий Егорович" в книгах

Иван Егорович

Из книги Очерки уголовного мира царской России [Книга 3] автора Кошко Аркадий Францевич

Иван Егорович При Московской сыскной полиции имелся так называемый "стол приводов". Служил он как для опознавания приводимых преступников, скрывавших свои истинные и уже зарегистрированные полицией имена, так и для регистрации людей, впервые попавшихся в

ИВАН ЕГОРОВИЧ

Из книги Среди убийц и грабителей автора Кошко Аркадий Францевич

ИВАН ЕГОРОВИЧ При Московской сыскной полиции имелся так называемый «стол приводов». Служил он как для опознавания приводимых преступников, скрывавших свои истинные и уже зарегистрированные полицией имена, так и для регистрации людей, впервые попавшихся в

СУЛИМОВ Даниил Егорович

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

СУЛИМОВ Даниил Егорович (10.02.1890 - 27.11.1937). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 16.04.1927 г. по 26.06.1930 г. Член ЦК РКП(б) - ВКП(б) в 1923 - 1937 гг. Кандидат в члены ЦК РКП(б) в 1921 - 1923 гг. Член партии с 1905 г.Родился в поселке Миньярского металлургического завода (ныне г. Миньяр Челябинской области) в

Виталий Павлов

Из книги Операция «Снег» автора Павлов Виталий Григорьевич

Виталий Павлов Автора записок генерал-лейтенанта в отставке Павлова В.Г. считают человеком, оставившим заметный след в истории советской внешней разведки.Виталий Григорьевич Павлов родился в 1914 году в г. Барнаул.Во внешней разведке прослужил полвека - с 1938 но 1988 год.В

ЕРЕМИН Иван Егорович

автора

ЕРЕМИН Иван Егорович Иван Егорович Еремин родился в 1924 году в селе Ключевка Троицкого района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. В начале 1942 года призван в Советскую Армию, с июня участвует в боях с немецко-фашистскими захватчиками на Западном и 2-м

МОСКАЛЕВ Дмитрий Егорович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

МОСКАЛЕВ Дмитрий Егорович Дмитрий Егорович Москалев родился в 1918 году в Курской области в крестьянской семье. Русский. В 1936 году по комсомольской путевке приехал в Магнитогорск. В 1938 году закончил ФЗУ, работал на металлургическом комбинате. Был стахановцем. В июне 1941

ОГНЕВ Павел Егорович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ОГНЕВ Павел Егорович Павел Егорович Огнев родился в 1911 году в селе Борисовка Кустанайской области в крестьянской семье. Русский. Жил в Копейске, работал на шахте № 4-6, прошел путь от откатчика до горного мастера. В 1942 году призван в Советскую Армию. С марта 1943 года

ЕСЬКОВ Иван Егорович

Из книги автора

ЕСЬКОВ Иван Егорович Иван Егорович Еськов родился в 1923 году в селе Петухово Петуховского района Курганской области в семье крестьянина. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года. После окончания семилетии работал в колхозе заправщиком в тракторной бригаде, затем

ВОЛЬНОВ Иван Егорович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

ВОЛЬНОВ Иван Егорович наст. фам. Владимиров; псевд. Ив. Вольный;3(15).1.1885 – 9.1.1931Прозаик. Публикации в журналах «Современник», «Северные записки», «Современный мир», «Заветы» и др. Повести «Повесть о днях моей жизни» (1912–1914), «На отдыхе» (М., 1918), «Самара» (1924), «Встреча» (1927).«В то

ШМАРОВИН Владимир Егорович

автора Фокин Павел Евгеньевич

ШМАРОВИН Владимир Егорович 1850–1924Московский коллекционер, меценат.«Помимо литературной „среды“ Телешова, тихомировской „субботы“ и голоушевских „сред“, в Москве в конце прошлого и в начале текущего века существовал художественный кружок „Среда“, который

ЩЕРБОВ Павел Егорович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

ЩЕРБОВ Павел Егорович псевд. Old Judge;3(15).6.1866 – 7.1.1938Художник-карикатурист. Друг А. Куприна.«Бородатый чудак, смесь художника, дикаря и ребенка» (К. Чуковский. Современники).«Щербов был одной из самых оригинальных и колоритных фигур среди петербургских художников (Паша

Дед Мороз Василий Егорович

Из книги Пусковой Объект автора Грабовский Михаил Павлович

Дед Мороз Василий Егорович Молодой инженер категорически отказывался от поручения, ссылаясь на простуду, дефекты в дикции и малый рост. И все-таки энергичная женщина из профкома его уговорила, обращаясь напрямую к его общественной совести:- Вы понимаете, Василий

Виталий Павлов Женское лицо разведки

Из книги Женское лицо разведки автора Павлов Виталий Григорьевич

Виталий Павлов Женское лицо разведки От автора Разведка сегодня является необходимым государственным механизмом, решающим целый ряд важнейших внешнеполитических задач. Это доказала история. Это доказывает и современность.В своей легендарной повести «Семнадцать

Зальца Антон Егорович

Из книги Полководцы Первой Мировой [Русская армия в лицах] автора Рунов Валентин Александрович

Зальца Антон Егорович Родился в 1843 году в Санкт-Петербурге в семье барона Егора Александровича Зальца (1805–1881), сенатора, присутствующего члена Государственного совета, прадед которого в начале XVIII века переселился из Голштинии в Прибалтику, став родоначальником

Боровых Андрей Егорович

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Боровых Андрей Егорович Первую победу он одержал в первом же бою. Успех редко приходил к летчику сразу, и, хотя Боровых полгода был инструктором в училище, его победа объяснима лишь исключительной настойчивостью и лихостью атак молодого летчика. Правда, и «Харрикейн», на



В предыдущей публикации под этой рубрикой («Красная звезда» за 24 - 30 сентября) мы обозначили некоторые проблемы и приоритетные направления развития Сухопутных войск России. Сегодняшний наш собеседник Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик генерал-полковник Виталий ПАВЛОВ размышляет о превратностях судьбы и перспективах армейской авиации.

Прежде всего надо заметить, что судьба самого генерала Павлова в чем-то сродни судьбе этого многострадального рода войск, которому он верой и правдой служил более сорока лет, пройдя путь от курсанта Сызранского авиационного училища до командующего армейской авиацией Вооруженных Сил. На этом пути было всякое. Впервые поднявшись в небо на Ми-1 в 1962 году курсантом, он освоил потом все вертолеты марки Миля, летал на разных типах самолетов, а также на винтокрылых машинах иностранного производства. А еще он командовал смешанным авиаполком в Афганистане, выполнял задачи миротворческих миссий по линии ООН в Анголе, Камбодже, Сьерра-Леоне и других «горячих точках». На его счету более 700 боевых вылетов. Он участвовал в летных испытаниях «Черной акулы» (Ка-50) и «Ночного дракона» (Ми-28 Н) и, мало кто об этом знает, на Ми-26 открывал парад авиации на Поклонной горе в Москве в честь 50-летия Победы.
Но было и другое. Были потери боевых друзей, которых он поименно вспоминает в своей пронзительно откровенной книге «Раскаленное небо». Был суровый октябрь 1993-го, когда ему практически в одиночку пришлось противостоять попыткам ополчившихся друг на друга ветвей власти втянуть вертолетчиков в свои политические разборки. Были всякого рода перипетии, связанные с реформированием армейской авиации, и не всегда заслуженные упреки начальства. Наконец, было 18 августа 2002 года, когда в Ханкале сгорел подбитый «духами» Ми-26 с большим количеством людей на борту...
Собственно, в том же августе 2002-го летчик от Бога Виталий Егорович Павлов и совершил свой «крайний» вылет в должности командующего армейской авиацией. Позже он еще летал, налетав в общей сложности более 11 тысяч часов, но уже в другой ипостаси. На военной же его карьере после того трагического случая в Ханкале был поставлен крест.
Не лучшая участь, как мы увидим ниже, постигла после этого и армейскую авиацию, которая уже к началу 2003 года снова была передана в ведение Военно-воздушных сил.
- Виталий Егорович, за время вашей службы в армейской авиации ее не раз передавали из Военно-воздушных сил в Сухопутные войска и обратно. Но те двенадцать лет, пока командующим были вы, она все же оставалась в Сухопутных войсках, хотя попытки изъять ее оттуда, по крайней мере, на уровне дискуссий, предпринимались. Какие дипломатические ухищрения, если не секрет, помогали вам отстоять, так сказать, статус-кво?
- Дипломатия тут не при чем. И дело не во мне. Да, я был и остаюсь убежденным сторонником того, чтобы армейская авиация входила в состав Сухопутных войск. Но это же не какая-то прихоть, не амбиции влюбленного, не скрою, в свой род войск профессионала. Это объективная необходимость, обусловленная реалиями современного боя и подтвержденная практикой.
Если вы заметили, после событий в Южной Осетии даже некоторые из тех, кто прежде с пеной у рта доказывал целесообразность перевода армейской авиации под «крыло» ВВС, публично признают несостоятельность и даже вредность своей идеи. Откуда такое прозрение? Да сама эта война, будь она неладна, показала, что командование ВВС при всем своем желании не имеет возможности постоянно отслеживать обстановку на театре военных действий и непосредственно управлять авиацией на поле боя. У ВВС другие задачи. Они (я имею в виду, прежде всего, «дальников», бомбардировщиков) бьют мосты, склады, арсеналы, железнодорожные узлы и так далее, то есть наносят удары по заранее заданным целям. А вертолет - это оружие поля боя. Его задача - искать и бить танки, боевые машины пехоты, артиллерию, живую силу противника. Значит, и структуры управления этим оружием должны находиться в Сухопутных войсках.
- А чему учит в этом плане опыт военных конфликтов последних лет, ваш личный опыт?
- Вот показательный, на мой взгляд, пример. Во время войны в Афганистане вся наша авиация, включая армейскую, которая тогда тоже была в составе ВВС, подчинялась командующему 40-й армией. А это эскадрилья штурмовиков, полк Су-17, транспортники... Все задачи авиации ставились непосредственно штабом армии. В дальнейшем они детализировались в штабе авиации армии и доводились до непосредственных исполнителей. По сути, там у нас работал отдел армейской авиации в расширенном виде. При этом, заметьте, более 85 процентов летательных аппаратов армии составляли вертолеты. В моем полку были как боевые и транспортные вертолеты, так и транспортные самолеты. И практически ни одна операция без нашего участия не проводилась. Более того, если погодные условия не позволяли использовать вертолеты, операция отменялась.
Так что тем, кто и сегодня размышляет о том, куда в очередной раз перебросить армейскую авиацию, я посоветовал бы не думать о «вертушке» свысока. Разве вы не видите, что с ее помощью действия войск на поле боя приобретают аэромобильный характер? Что вообще появился новый способ боевых действий - аэромобильная операция, которая основывается на массовом применении вертолетов. Что для проведения таких операций создаются аэромобильные подразделения и части, способные осуществлять переброску своего личного состава и вооружения на штатных транспортных вертолетах и вести бой с участием боевых вертолетов. Что сухопутные войска приобрели принципиально новое качество - воздушную мобильность, а военная теория и практика обогатились новой формой маневра - вертикальный охват... Не случайно же, скажем, в комплексе мероприятий, проводимых в НАТО по наращиванию боевых возможностей сухопутных войск, значительное место отводится армейской авиации. Там понимают, что с возрастанием боевых возможностей армейской авиации, улучшением летно-технических характеристик вертолетов и оснащением их современным высокоточным оружием они превратились в грозную силу, способную решающим образом влиять на исход общевойскового боя.
- Из этого, очевидно, исходило и руководство нашего военного ведомства, когда в 1990 году решался вопрос о передаче армейской авиации в Сухопутные войска?
- Как известно, официальной датой создания армейской авиации как отдельного рода войск принято считать 28 октября 1948 года, когда в подмосковном Серпухове в составе ВВС была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащенная вертолетами. В ее задачи входили перевозка грузов, корректировка огня, разведка, связь. То есть вертолетные подразделения выполняли вспомогательные функции. Потом появились отдельные полки и эскадрильи. А армейской вспомогательная авиация стала в начале 1970-х, с принятием на вооружение Ми-24, чьей основной задачей была поддержка пехоты на поле боя. На начальном этапе, когда вертолетная авиация только становилась на ноги, ее подчинение командованию ВВС имело смысл. Но потом стало ясно: без участия вертолетов рассчитывать на успех в современном бою не приходится. Да и общевойсковые командиры уже не представляли действия своих частей без огневой поддержки армейской авиации.
Что же касается переподчинения ее непосредственно командованию Сухопутных войск, то здесь не так все просто. Если уж совсем углубиться в историю вопроса, то первопроходцем в решении этой проблемы, пожалуй, можно считать Маршала Советского Союза Ивана Степановича Конева. В 1956 году, будучи главкомом Сухопутных войск, он назначил летчика-истребителя, Героя Советского Союза полковника Федора Федоровича Прокопенко своим помощником по авиации. Такая должность в главкомате Сухопутных войск была введена впервые. Правда, потом с уходом маршала Конева «ушли» и должность Прокопенко, а армейская авиация так и оставалась в составе Военно-воздушных сил.
- Но все же, в конце концов, ведомственные барьеры были сломаны, и армейская авиация по праву заняла свое место в структурах Сухопутных войск...
- А вы знаете, какая гигантская работа этому предшествовала? В научных учреждениях Министерства обороны, в военных округах... Это не то, что было в 2002 году, когда решение принималось спонтанно, без учета мнений ученых, командующих войсками военных округов.
Первый же шаг к внедрению армейской авиации в структуры Сухопутных войск был сделан еще в 1977 году, когда в качестве эксперимента в составе армий Группы советских войск в Германии, Белорусского, Прибалтийского, Прикарпатского и Ленинградского военных округов появились вертолетные части. Это были боевые вертолетные полки на Ми-8 и Ми-24 плюс эскадрильи беспилотных летательных аппаратов и управления. В состав так называемых окружных комплектов входили транспортно-боевые вертолетные полки на Ми-8 и Ми-6, прозванных в Афганистане «сараями» за их внушительные размеры, и по одной эскадрилье беспилотных самолетов-разведчиков и управления. Затем вертолетные эскадрильи стали появляться и в некоторых мотострелковых дивизиях. Эксперимент продолжался вплоть до 1988 года. И лишь в 1990 году министр обороны СССР Маршал Советского Союза Дмитрий Тимофеевич Язов с подачи генерала армии Валентина Ивановича Варенникова, командовавшего в то время Сухопутными войсками, принял решение о передаче армейской авиации в его подчинение.
Кстати, так же взвешенно, без спешки принимались решения и позже, когда встал вопрос о реорганизации армейской авиации после упразднения Главного командования Сухопутных войск. Была сформирована компетентная комиссия во главе с одним из заместителей начальника Генштаба. К подготовке решения были привлечены специалисты НИИ, военных академий. Тогда, как вы знаете, было решено не передавать армейскую авиацию в состав ВВС, а подчинить ее Генеральному штабу через Главное управление Сухопутных войск. И это, на мой взгляд, помогло ей выжить в тех непростых условиях.
- Вернемся, однако, к 1990 году. Итак, эксперимент завершен, армейская авиация органически вошла в состав Сухопутных войск как самостоятельный род войск. Вы теперь не только ее командующий, но и заместитель главкома по авиации. Что дальше?
- Дальше начинается кропотливая, многотрудная работа. В здании на Фрунзенской набережной, где размещался главкомат Сухопутных войск, под управление армейской авиации отвели два этажа. Первым делом мы перевели туда связь из главкомата ВВС, начали восстанавливать систему управления. Вот тут как раз дал о себе знать упомянутый выше эксперимент в округах. Во многих армиях остались, пусть и в «замороженном» виде, отделы армейской авиации. Это несколько облегчало нашу работу. Удалось усилить и кадровый состав управления. Его костяком и моей надежной опорой стали Герой Советского Союза Вячеслав Письменный, Анатолий Сурцуков, Николай Сафронов, Евгений Кашицын, Анатолий Божко и другие мои боевые товарищи по Афганистану. К слову, все они впоследствии стали генералами, что было своего рода стимулом в службе и для других офицеров. В общем, к концу года система управления армейской авиацией как самостоятельного рода Сухопутных войск была налажена.
- Виталий Егорович, а что собой представлял тогда этот род войск?
- Ну, это страшно сказать! Представьте: 68 полков и более 80 эскадрилий, 5 тысяч вертолетов и 80 тысяч специалистов...
- Впечатляет! И как же управлялась такая махина?
- У меня имелся свой командный пункт, на который замыкались все эскадрильи и полки дивизионного, армейского и окружного комплектов. На командующего армейской авиацией замыкались также три училища - Сызранское и Уфимское вертолетные и Кировское авиационно-техническое, центр боевой подготовки и центр беспилотных самолетов-разведчиков. Кроме того, имелись, естественно, штаб, различного рода службы, части и подразделения боевого и тылового обеспечения.
В округе было управление армейской авиации. Здесь тоже имелся свой КП, который стыковался с моим командным пунктом. Он осуществлял планирование и управление вылетами армейской авиации, а также обеспечивал взаимодействие с общевойсковыми армиями и со всеми родами авиации ВВС, находящейся на территории округа.
Далее цепочка шла в армию, где имелся отдел армейской авиации. Кроме всего прочего, его специалисты занимались обучением авианаводчиков из числа как авиаторов, так и общевойсковых офицеров. Их готовили в зависимости от потребностей войск или интенсивности боевых действий. С этой целью в учебном центре Московского военного округа были организованы специальные курсы. На наиболее важных участках роль авианаводчиков, как правило, выполняли группы боевого управления из специалистов авиационных полков или эскадрилий.
Вот такая, если говорить коротко, была структура. Вполне дееспособная. Даже в лихие времена, когда многие наши полки, выведенные в спешном порядке из Европы, оказались под открытым небом где-нибудь в калужских или курских полях, она выстояла.
Сильно поредели наши ряды и в результате распада СССР. Часть вертолетов была передана Белоруссии, Украине, другим бывшим советским республикам, часть списана, выведена за штат. В итоге в Российской армии осталось где-то около трех тысяч машин. До 50 - 60 тысяч человек сократилась и численность личного состава армейской авиации. И все же, несмотря на все беды, ниже 50 процентов неисправности техники мы никогда не опускались. Более того, в 1994 - 1995 годах мы закупили 16 новых Ми-24, полностью перевооружили полк на Ми-26. Все это, подчеркиваю, стало возможным благодаря тому, что поддержанию боеспособности армейской авиации командованием Сухопутных войск уделялось самое пристальное внимание. Нашу работу контролировал лично главком.
Да, не все у нас получалось так, как хотелось, скажем, в ходе боевых действий в Чечне. И качество подготовки летчиков, и качество техники, и боевое обеспечение, особенно разведка, не всегда отвечали задачам, которые там решались. Тем не менее остается только удивляться «мудрости» тех, кто одним росчерком пера «прописал» в ВВС род войск, вся 60-летняя история существования которого доказывает, что он предназначен для поддержки пехоты на поле боя.
- Да, споры вокруг целесообразности передачи армейской авиации в состав ВВС не утихают с самого первого дня, как только это решение было озвучено. А в каком состоянии вы оставили ее, уходя в запас, и как там идут дела сейчас?
- Начнем с того, что уходил я с должности командующего армейской авиацией не Сухопутных войск, а Вооруженных Сил. То есть она уже была «реформирована». Но структура управления, хотя и в урезанном виде, оставалась та же. В составе армейской авиации Вооруженных Сил были до 40 полков, 9 - 10 эскадрилий, центр боевой подготовки. Из трех военных училищ оставалось одно - Сызранское, которое функционирует и по сей день.
Как идут дела сейчас?.. Было бы, наверное, не совсем корректным с моей стороны давать какие-то оценки. Хотя связей со своим родом войск, боевыми товарищами, которые еще служат там, конечно, не теряю. Причастен, можно сказать, и к созданию новой техники: являясь заместителем генерального директора Ростовского вертолетного завода, где выпускают Ми-28Н, отслеживаю, как идут его войсковые испытания. Сейчас «ночной дракон» уже принят в серию. Летал на нем, на собственном опыте убедился: равных этой машине в мире нет. Но, поскольку уж речь зашла о технике, должен сказать вот о чем. Летать вертолет, самолет можно научить. Труднее начинить его всем необходимым. Это электроника, вооружение, каналы наведения... Все должно быть сопряжено, работать как единый организм. Над этим нам пока еще работать и работать.
Много забот и по переучиванию летчиков. Прежде чем сесть на модернизированные машины, особенно на те, где стоят системы ночного видения, они проходят соответствующую подготовку в учебном центре в Торжке. Так что мы работаем в тесном контакте со специалистами из войск.
Что же касается непосредственно управления армейской авиации, то могу лишь констатировать: оно сократилось в несколько раз. А главное, резко сократились возможности управления в плане воздействия на положение дел в частях. То же самое можно сказать и о структурах управления окружного и армейского комплектов, которые сейчас сосредоточены в воздушных армиях.
Все сосредоточено в руках заместителя главкома ВВС по авиации. Но ему, кроме армейской авиации, подчинены также штурмовая, истребительная, истребительно-бомбардировочная, дальняя и военно-транспортная авиация. Огромный объем разноплановых задач. Делаю акцент на этом, потому что знаю не понаслышке: сами по себе вертолеты представляют грозную силу лишь тогда, когда существуют органы боевого управления, командные пункты, штабы, четко отлаженная система боевой подготовки и применения армейской авиации.
Обратимся опять же к зарубежному опыту. Силы и средства армейской авиации США сведены в бригады, полки, батальоны и роты дивизий, армейских корпусов и командований сухопутных войск на театрах военных действий (ТВД). Кроме того, в сухопутных войсках имеется отдельная противотанковая вертолетная бригада. Организационная структура армейской авиации разработана с таким расчетом, чтобы на базе разнотипных вертолетных подразделений была возможность создавать тактические группы для решения задач применительно к конкретной обстановке.
Военные специалисты из Германии также рассматривают армейскую авиацию как важнейшую составляющую боевого потенциала сухопутных войск. В каждом армейском корпусе бундесвера сформировано по три вертолетных полка: полк противотанковых вертолетов, полк средних транспортных и полк легких транспортных вертолетов.
- Похоже, после событий в Южной Осетии и у нас все больше специалистов приходит к пониманию необходимости поиска безболезненного и наименее затратного способа возвращения армейской авиации в Сухопутные войска. Что думаете по этому поводу вы?
- Не знаю, как с точки зрения экономии - скупой, как известно, платит дважды, - а вот в том, что придется столкнуться с определенными трудностями, сомневаться, думаю, не стоит. О некоторых из них я уже говорил, рассказывая о перипетиях перевода армейской авиации в Сухопутные войска в 1990-е годы. Но тогда были другие возможности. Я имею в виду не только возможности «оборонки», которая сейчас даже в условиях увеличения объемов финансирования госзаказа не сможет в короткие сроки поставить в войска нужное количество техники и вооружения, отвечающих современным требованиям. Нет, думаю, вряд ли кто ожидает, что с принятием решения о возвращении армейской авиации в Сухопутные войска у нас сразу появятся сотни новых вертолетов. Да и не это, на мой взгляд, сейчас главное. В первую очередь важно выстроить систему управления, скелет, так сказать, а «мясо» нарастет. Тут как раз и может возникнуть первая проблема - кадровая. Речь не о летчиках. Их при необходимости, кроме Сызранского училища, можно будет обучать и в центре боевой подготовки в Торжке. А вот с командными кадрами труднее. Если раньше у нас каждый год хотя бы один вертолетчик поступал в Военную академию Генштаба, то в последнее время по известным причинам это не практиковалось. К тому же многие опытные офицеры и генералы ушли из армии раньше положенного срока. Командный состав придется готовить чуть ли не заново. На это потребуются и время, и средства. Как, впрочем, и на решение вопросов, связанных с обустройством личного состава.
Ну а если все-таки говорить об экономии, то и здесь, мне кажется, резервы есть. Допустим, на первых порах можно было бы обойтись без своего командного пункта. Просто в каждой дежурной смене на главном КП ВВС должны находиться представители армейской авиации Сухопутных войск. То же самое касается тыла, некоторых элементов инфраструктуры. Есть у меня и другие задумки на этот счет, и если решение все же состоится, готов в течение года быть советником командующего армейской авиацией безвозмездно.
- Виталий Егорович, приближается 60-летие армейской авиации. Что бы вы хотели сказать в связи с этим своим бывшим сослуживцам и сегодняшним воинам горячо любимого вами, насколько я понимаю, рода войск?
- Конечно, прежде всего хочется назвать хотя бы немногих из тех, кто был причастен к становлению армейской авиации как рода войск. Это Федор Герасимович Кисель, Павел Данилович Новицкий, Виктор Григорьевич Тарасов, Дмитрий Викторович Селезнев, Евгений Александрович Варюхин и другие вертолетчики старшего поколения. Это один из крупнейших специалистов в области вооружений Сергей Александрович Маев, который прошел вместе с нами Афган, Чечню и все прочие «горячие точки». Это Юрий Павлович Максимов, Михаил Митрофанович Зайцев, Виктор Федорович Ермаков, Геннадий Петрович Шеин, Анатолий Андреевич Головнев и многие другие общевойсковые командиры, немало сделавшие для развития тактики применения армейской авиации на поле боя. Это Михаил Васильевич Нагибин, Борис Николаевич Слюсарь, Александр Петрович Лаврентьев и другие руководители предприятий, производящих вертолеты.
Тем же, кто сегодня служит в армейской авиации, пожелаю стать настоящими властелинами своих замечательных винтокрылых машин и свято чтить славные традиции предшественников, с честью выполнявших задания Родины в разных точках нашей планеты. И терпения вам, дорогие друзья! «Вертушка» еще послужит по предназначению.