• *Тезис*. В эту игру обычно играют мужчина и женщина. Более точным названием для нее, особенно для менее серьезных вариантов, наверное, было бы "Катись отсюда" или "Благородный гнев". Игра может вестись с разной степенью интенсивности.
  • 1. "Динамо" или "Катись отсюда" _первой_ _степени_ популярна на

вечеринках и состоит, в основном, из легкого флирта. Женщина (Уайт)

демонстрирует свою доступность, затем с удовольствием принимает ухаживания мужчины. Как только он показал свое небезразличное отношение к ней, можно считать, что игра закончена. Если женщина вежлива, она, возможно, вполне искренне скажет ему: "Мне очень приятны ваши комплименты. Большое спасибо"

и отправится на поиски следующей жертвы. Если она не столь благородна, то может просто бросить его и исчезнуть. Женщина, достаточно искусная в этой игре, может играть в нее на протяжении всего вечера, так что мужчине приходится прибегать к довольно сложным маневрам, чтобы следовать за ней,

не привлекая к себе слишком большого внимания.

  • 2. В игре "Динамо" или "Благородный гнев" _второй_ _степени_ Уайт
  • (женщина) получает удовольствие от домогательств Блэка лишь попутно.

Главное ее удовольствие состоит в том, чтобы отвергнуть его (поэтому игра иногда называется "Отвяжись, нахал"). Уайт заставляет Блэка скомпрометировать себя гораздо более явно, чем при легком флирте (в игре первой степени), а затем, оттолкнув его, наслаждается его замешательством.

Несомненно, сам Блэк совсем не так беспомощен, как кажется; ему пришлось затратить довольно много усилий, чтобы оказаться в подобной ситуации. Как правило, он играет в разновидность игры "Бейте меня".

3. "Динамо" _третьей_ _степени_ - это жестокая игра, которая может

иметь тяжелые последствия, вплоть до суда, убийства или самоубийства. Уайт

(женщина) склоняет Блэка к компрометирующему интимному контакту, а затем заявляет, что он изнасиловал ее или причинил ей какой-то невосполнимый ущерб. В наиболее циничном варианте Уайт начинает свою атаку сразу после близости с мужчиной фальшивым воплем: "Насилуют!" Если женщина хочет выдать случившееся за изнасилование, она может найти союзников, либо за деньги,

либо из числа любителей покопаться в мрачных историях (представителей прессы, полиции, адвокатов и родственников). Однако иногда эти сторонние наблюдатели могут предать женщину, так что она потеряет инициативу и станет орудием в их играх.

В некоторых случаях посторонние наблюдатели могут выполнять другую функцию. Они навязывают Уайт игру, к которой она совсем не скромна, потому что у них на уме другая игра. "А ну-ка, подеритесь". Они ставят ее в

ситуацию, при которой, чтобы сохранить репутацию или избежать позора, ей приходится кричать "Насилуют!". Это особенно часто происходит с молодыми девушками. Они не имеют ничего против продолжения любовной связи, но из-за того, что интимные отношения стали предметом широкого обсуждения, они вынуждены превратить свои роман в игру "Динамо" третьей степени.

В одной библейской истории осмотрительный Иосиф Прекрасный отказался участвовать в этой игре, после чего жена Потифара проделала совершенно классическое переключение на игру "А ну-ка, подеритесь". Это превосходная иллюстрация обычной реакции заядлого игрока на антитезис, а также тех опасностей, которые подстерегают людей, отказывающихся играть в игры.

Сочетание этих двух игр образует игру "Шантаж". В ней женщина,

соблазнив Блэка, кричит: "Насилуют!", после чего в игру вступает ее муж,

который шантажом вымогает у Блэка деньги.

У игры "Динамо" тот же детский прототип, что и у игры "Фригидная женщина": девочка побуждает мальчика унизиться или запачкаться, а потом смеется над ним. Это прекрасно описал Моэм [Моэм, Уильям Сомерсет

(1874-1965) - английский писатель.] в книге "Бремя страстей человеческих" и

Диккенс в "Больших ожиданиях". Здесь это игра второй степени. Более серьезная форма игры, приближающаяся к третьей степени, встречается в

трущобах.

*Антитезис*. Способность мужчины избежать вовлечения в игру или хотя бы удержать ее под контролем зависит от его умения отличить выражение истинных чувств от хода в игре. Если он умеет держать ситуацию под контролем, он может получить большое удовольствие от легкого флирта в игре

"Катись отсюда".

С другой стороны, трудно придумать какой-нибудь безопасный антитезис к

маневру жены Потифара - разве что спешно отбыть в неизвестном направлении.

который тридцать два года тому назад, бросив все, поспешно уехал из

Константинополя после того, как во время делового визита в гарем одна из жен султана загнала его в угол. Ему пришлось оставить свою лавку и,

прихватив с собой запас золотых франков, навсегда уехать из

Константинополя.

*Родственные* *игры*. Варианты игры "Динамо", где главным действующим лицом является мужчина, приобрели печальную известность в коммерческих ситуациях: "В постели режиссера" (а потом она так и не получает роли) и

"Сядь ко мне на колени" (а потом ее все-таки увольняют).

*Анализ*, приводимый ниже, относится к игре "Динамо" третьей степени,

поскольку в ней все элементы игры выражены особенно наглядно.

  • *Цель*: злонамеренная месть.
  • *Роли*: Соблазнительница, Волокита.
  • *Иллюстрации*. 1) "Я на тебя пожалуюсь, грязнуля противный"; 2)

обесчещенная женщина.

*Социальная* *парадигма*: Взрослый - Взрослый; Взрослый (мужчина):

"Вы оскорбили меня и должны поплатиться за это в полной мере".

*Психологическая* *парадигма*: Ребенок - Ребенок; Ребенок (мужчина):

"Видишь, как я неотразим"; Ребенок (женщина): "Ну что, попался негодяй!"

  • *Ходы*: 1) женщина - обольщение; мужчина - контробольщение; 2) женщина
  • - капитуляция; мужчина - победа; 3) женщина - нападение; мужчина - крах.

"*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое - выражение ненависти и проекция вины; 2) внешнее психологическое - избегание эмоциональной сексуальной близости; 3) внутреннее социальное - "Ну что,

попался негодяй"; 4) внешнее социальное - "Подумайте, какой ужас!";

"Судебное разбирательство", "А ну-ка, подеритесь"; 5) биологическое - обмен сексуальными и агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное - "Меня не в

Психологическая игра "Динамо" знакома многим. Она была исследована психологом Эриком Берном ещё в 60-х годах, но до сих пор будоражит умы и сердца людей. Посмотрим на неё ещё разок. Иногда человек обнаруживает, что с самого детского сада его отношения с противоположным полом были построены на основе "Динамо". И продолжают строиться по этому принципу.

"Динамо" — игра бессознательная. Игроки находят друг друга, один бессознательно начинает, другой — бессознательно подхватывает. Никто из них не отдаёт себе отчёт в происходящем. Берн описывает ходы в игре схематично так: Он и Она.

  1. Она — обольщение; Он — контробольщение;
  2. Она — капитуляция; Он — победа;
  3. Она — нападение; Он — крах.

Берн описывает и разные степени игры:

  • "Динамо" первой степени состоит из лёгкого флирта. Она демонстрирует свою доступность, с удовольствием принимает ухаживания мужчины. Как только Он показал своё небезразличное отношение к ней, игра закончена. Она: "Мне очень приятны ваши комплименты. Большое спасибо" .
  • "Динамо" второй степени . Она получает удовольствие от его домогательств, но главное её удовольствие — отвергнуть его. Она заставляет его действовать смелее, чем при лёгком флирте (в "Динамо" первой степени). Когда он делает ей недвусмысленное предложение, она отталкивает его. И наслаждается его замешательством.
  • "Динамо" третьей степени может иметь тяжёлые последствия. Она склоняет его к близости, а затем заявляет, что он изнасиловал её.

Берн описывает "Динамо" как женскую игру. Однако она является обоюдной. "Динамо" можно сравнить с догонялками. Сначала я убегаю, ты догоняешь. Потом ты убегаешь, я догоняю. И мы нашли друг друга — оба любим догонялки. Здесь уже неважно, кто начал игру. Главное, что один сделал предложение к игре, а второй его принял. Яркие эмоции от игры не дают человеку оценить ситуацию критически. Он распознаёт "Динамо", когда игра близка к краху, а иногда и много позже — спустя несколько лет. По моим наблюдениям, "личностно растущие" играют более изящно — грубые ходы в игре для них очевидны. И чтобы поиграть, они вынуждены обмануть сами себя и "придумать" что-то затейливое.

Приведу примеры своих Клиентов:

  • "Динамо" первой степени: они давно знакомы как коллеги и много лет не виделись, живут в разных городах. Случайно встречаются на концерте. Он спрашивает, почему она не позвонила, когда приехала (приглашение к игре). На вопрос, где сейчас работает, она передаёт ему визитку (приглашение принято). Он тут же присылает смс со своего телефона: "Это я" (обольщение). Они общаются в антракте (контробольщение). После концерта она как будто не ищет его в фойе, а он присылает смс: "Рад был встрече, ещё увидимся" (капитуляция и победа), на её ответное смс с предложением пообедать (нападение) он отвечает: "Да, обязательно!" и пропадает (крах).
  • "Динамо" второй степени : они — коллеги, вместе работают над проектом. По ходу проекта она им искренне и эмоционально восхищается (приглашение к игре). Они "случайно" берут одну из частей проекта для совместной работы (приглашение принято). В ходе работы он допускает нечаянные прикосновения, знаки внимания, комплименты. Она как будто пропускает эти знаки или отвечает улыбкой (обольщение, контробольщение). Ходы в игре становятся всё смелее — он уже открыто приглашает её к себе домой, она сводит всё к шутке. Она приглашает его присоединиться к её компании на выходные (капитуляция), но он не приезжает (победа). По завершению проекта он приходит сообщить, что уезжает, она демонстрирует спокойствие и равнодушие, прощание он откладывает, но добавляет, что ей "от прощания не отвертеться" (нападение). Он уезжает, не попрощавшись (крах).
  • "Динамо" третьей степени: они коллеги, обращаются друг другу на "Вы". Начало похоже на "Динамо" второй степени — знаки внимания, комплименты, случайные прикосновения. Но когда он приглашает её домой, она соглашается (капитуляция и победа). На следующее утро после близости она демонстрирует исключительно деловой подход в работе, не флиртует и игнорирует его знаки внимания, продолжает общаться на "Вы". Через несколько дней он предлагает ей отношения (нападение), на что она отвечает, что ей был интересен секс на одну ночь, отношения же ей не нужны (крах).

Берн придерживался мнения, что выгода в игре заключается в том, чтобы избежать сексуальной близости, но получить сексуальные трансакции, при этом заявив: "Меня не в чем упрекнуть" . Задачу получить сексуальное удовлетворение, не замаравшись, можно трактовать и несколько шире. Игроку важно получить признание со стороны партнёра, ему нужна победа. И если ради этой победы нужно дойти до секса, он готов. Иными словами, чтобы получить комплимент, восхищение и признание, игрок провоцирует ситуацию или пользуется случаем и принимает приглашение к игре. Ему нужно подтвердить свою самооценку, выполнить программу "Я+, если нравлюсь другим".

Когда он видит, что партнёр эмоционально вовлечён в игру — это "победа". После неё он теряет интерес и переключается на следующего. Цель — получить восхищение, выполнить "Я+, если нравлюсь другим" . До секса он будет доводить дело с сильным партнёром, мнение которого особенно важно. Секс — инструмент, чтобы довести сильного партнёра до краха, и получить от него восхищение. Он не хочет любви, он хочет сожрать. Если соперник слабый, то, возможно, будет достаточно пары ходов, и без слов будет ясно, что победа уже одержана.

"Динамо" игра очень азартная и, потому опасная. В ней легко и быстро удовлетворяется голод на признание и достижения. И человек вместо того, чтобы достигать реальных успехов, ищет их в "Динамо". У него возникает иллюзия успеха, чувствует себя энергичным и востребованным. Работает тот же механизм, что и в нестабильной самооценке. На пике уверенности, получив внимание от партнёра, игрок представляет сцены счастья — миллион алых роз, признания в любви, страсть, которую невозможно обуздать, семейный уют. На пике неуверенности он теряет все — розы, признания, страсть и уют, и видит, как партнёр высмеивает его, втаптывает в грязь, возможно публично. В моменты протрезвления, он понимает неэффективность такого поведения, но отказаться от лёгкого способа почувствовать себя успешным оказывается тяжело.

Таким образом, он оказывается в психологической и эмоциональной зависимости — раз, тормозит свой рост и развитие — два, привыкает к такой модели отношений и рискует навсегда лишить себя искренних и открытых отношений — три. "Динамо" может прямо сказаться на карьере. Увольнение коллеги, с которым сотрудница была в игре "Динамо", спровоцировало её увольнение и переезд в другой город, где у неё были незавершённые отношения, так же основанные на "Динамо". Потеряв источник восхищения и энергии, она нашла способ его восполнить — снова в рамках игровых отношений.

Сейчас популярна тема пикап-тренингов. На них учат знакомиться и завязываться отношения с противоположным полом. Послушала "7 секретов для мужчин" одного из гуру в этой теме.

Угадайте, какой механизм заложен в "Секреты"? Да, старое доброе "Динамо". Сначала привлекаем её любопытство, интерес, короче — "обольщение", а потом "выдерживаем паузы", "ссылаемся на занятость", и даже открыто "демонстрируем свою независимость". Гуру смело даёт 100% гарантию. И я уверена, что результаты у его учеников действительно высокие.

Берн пишет, что выходом из игры может быть способность игроков избежать вовлечения в игру или хотя бы удержать её под контролем. Для этого важно отличать выражение истинных чувств от хода в игре. Если человек умеет держать ситуацию под контролем, он может получить большое удовольствие от лёгкого флирта. На мой взгляд, разница между "Динамо" и флиртом — в силе эмоций при победе или поражении. Если партнёры переходят с флирта на деловой лад не может быть фрустрации, застреваемости на партнёре и потери самооценки. Берн добавляет, что часто в "Динамо" разумнее развернуться и бежать как можно скорее.

Э.Берн. Игра "Динамо".

3. "Динамо"
*Тезис*. В эту игру обычно играют мужчина и женщина. Более точным названием для нее, особенно для менее серьезных вариантов, наверное, было бы "Катись отсюда" или "Благородный гнев". Игра может вестись с разной степенью интенсивности.
1. "Динамо" или "Катись отсюда" _первой_ _степени_ популярна на вечеринках и состоит, в основном, из легкого флирта. Женщина (Уайт) демонстрирует свою доступность, затем с удовольствием принимает ухаживания мужчины. Как только он показал свое небезразличное отношение к ней, можно считать, что игра закончена. Если женщина вежлива, она, возможно, вполне искренне скажет ему: "Мне очень приятны ваши комплименты. Большое спасибо" и отправится на поиски следующей жертвы. Если она не столь благородна, то может просто бросить его и исчезнуть. Женщина, достаточно искусная в этой игре, может играть в нее на протяжении всего вечера, так что мужчине приходится прибегать к довольно сложным маневрам, чтобы следовать за ней, не привлекая к себе слишком большого внимания.
2. В игре "Динамо" или "Благородный гнев" _второй_ _степени_ Уайт (женщина) получает удовольствие от домогательств Блэка лишь попутно. Главное ее удовольствие состоит в том, чтобы отвергнуть его (поэтому игра иногда называется "Отвяжись, нахал"). Уайт заставляет Блэка скомпрометировать себя гораздо более явно, чем при легком флирте (в игре первой степени), а затем, оттолкнув его, наслаждается его замешательством. Hесомненно, сам Блэк совсем не так беспомощен, как кажется; ему пришлось затратить довольно много усилий, чтобы оказаться в подобной ситуации. Как правило, он играет в разновидность игры "Бейте меня".
3. "Динамо" _третьей_ _степени_ - это жестокая игра, которая может иметь тяжелые последствия, вплоть до суда, убийства или самоубийства. Уайт (женщина) склоняет Блэка к компрометирующему интимному контакту, а затем заявляет, что он изнасиловал ее или причинил ей какой-то невосполнимый ущерб. В наиболее циничном варианте Уайт начинает свою атаку сразу после близости с мужчиной фальшивым воплем: "Hасилуют!" Если женщина хочет выдать случившееся за изнасилование, она может найти союзников, либо за деньги, либо из числа любителей покопаться в мрачных историях (представителей прессы, полиции, адвокатов и родственников). Однако иногда эти сторонние наблюдатели могут предать женщину, так что она потеряет инициативу и станет орудием в их играх.

В некоторых случаях посторонние наблюдатели могут выполнять другую функцию. Они навязывают Уайт игру, к которой она совсем не скромна, потому что у них на уме другая игра. "А ну-ка, подеритесь". Они ставят ее в ситуацию, при которой, чтобы сохранить репутацию или избежать позора, ей приходится кричать "Hасилуют!". Это особенно часто происходит с молодыми девушками. Они не имеют ничего против продолжения любовной связи, но из-за того, что интимные отношения стали предметом широкого обсуждения, они вынуждены превратить свои роман в игру "Динамо" третьей степени.

В одной библейской истории осмотрительный Иосиф Прекрасный отказался участвовать в этой игре, после чего жена Потифара проделала совершенно классическое переключение на игру "А ну-ка, подеритесь". Это превосходная иллюстрация обычной реакции заядлого игрока на антитезис, а также тех опасностей, которые подстерегают людей, отказывающихся играть в игры.

Сочетание этих двух игр образует игру "Шантаж". В ней женщина, соблазнив Блэка, кричит: "Hасилуют!", после чего в игру вступает ее муж, который шантажом вымогает у Блэка деньги.

У игры "Динамо" тот же детский прототип, что и у игры "Фригидная женщина": девочка побуждает мальчика унизиться или запачкаться, а потом смеется над ним. Это прекрасно описал Моэм [Моэм, Уильям Сомерсет (1874-1965) - английский писатель.] в книге "Бремя страстей человеческих" и Диккенс в "Больших ожиданиях". Здесь это игра второй степени. Более серьезная форма игры, приближающаяся к третьей степени, встречается в трущобах.

*Антитезис*. Способность мужчины избежать вовлечения в игру или хотя бы удержать ее под контролем зависит от его умения отличить выражение истинных чувств от хода в игре. Если он умеет держать ситуацию под контролем, он может получить большое удовольствие от легкого флирта в игре "Катись отсюда".

С другой стороны, трудно придумать какой-нибудь безопасный антитезис к маневру жены Потифара - разве что спешно отбыть в неизвестном направлении.

В 1938 году автор этих строк познакомился с неким пожилым "Иосифом", который тридцать два года тому назад, бросив все, поспешно уехал из Константинополя после того, как во время делового визита в гарем одна из жен султана загнала его в угол. Ему пришлось оставить свою лавку и, прихватив с собой запас золотых франков, навсегда уехать из Константинополя.

*Родственные* *игры*. Варианты игры "Динамо", где главным действующим лицом является мужчина, приобрели печальную известность в коммерческих ситуациях: "В постели режиссера" (а потом она так и не получает роли) и "Сядь ко мне на колени" (а потом ее все-таки увольняют).

*Анализ*, приводимый ниже, относится к игре "Динамо" третьей степени, поскольку в ней все элементы игры выражены особенно наглядно.

*Цель*: злонамеренная месть.

*Роли*: Соблазнительница, Волокита.

*Иллюстрации*. 1) "Я на тебя пожалуюсь, грязнуля противный"; 2) обесчещенная женщина.

*Социальная* *парадигма*: Взрослый - Взрослый; Взрослый (мужчина): "Извините, если я зашел дальше, чем вам бы хотелось". Взрослый (женщина): "Вы оскорбили меня и должны поплатиться за это в полной мере".

*Психологическая* *парадигма*: Ребенок - Ребенок; Ребенок (мужчина): "Видишь, как я неотразим"; Ребенок (женщина): "Hу что, попался негодяй!"

*Ходы*: 1) женщина - обольщение; мужчина - контробольщение; 2) женщина - капитуляция; мужчина - победа; 3) женщина - нападение; мужчина - крах.

"*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое - выражение ненависти и проекция вины; 2) внешнее психологическое - избегание эмоциональной сексуальной близости; 3) внутреннее социальное - "Hу что, попался негодяй"; 4) внешнее социальное - "Подумайте, какой ужас!"; "Судебное разбирательство", "А ну-ка, подеритесь"; 5) биологическое - обмен сексуальными и агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное - "Меня не в чем упрекнуть".

Добрый день! Мне нужна помощь. Я осознала, что веду себя с мужчинами, по сценарию игры «Динамо». Как мне от этого избавиться?
Долгое время у меня не было отношений, после развода. Бывший муж причинил мне очень глубокую травму. Я длительно восстанавливалась, выходила из депрессии и того страшного состояния души (прошли годы).
Как мне показалось, я готова дышать полной грудью и жить полноценно; я готова к отношениям. Вот только внимания ко мне со стороны мужчин нет. Поэтому я рада любому кто мне улыбнется и посмотрит в мою сторону.. После я делаю все возможное, чтобы завязать отношения и включается «игра».

Ответ психолога theSolution:

Вы осознаете важный факт – счастливые отношения во многом зависят от Вас. А точнее, ровно наполовину. Начиная от выбора партнера и заканчивая построением с ним отношений. строит созависимые отношения, основанные на страхах, манипуляциях и играх во власть. строит партнерские отношения, основанные на любви, поддержке, сотрудничестве и уважении. Для построения счастливых партнерских отношений важно заниматься саморазвитием, изучать психологию построения отношений и залечить старые психологические травмы, оказывающие отрицательное влияние на все сферы жизни.

Травма отвержения и неосознаваемая ненависть к мужчинам

Когда человека много критикуют, контролируют, вызывают комплекс вины и принимают только при условии его удобности и функциональной полезности, у него формируется травма отвержения. Такой человек считает, что и добиться хорошего к себе отношения, делая то, что от него ждут, а иногда и требуют. Действуя из чувства вины, стыда или страха потерять отношения. Такому человеку свойственно играть в отношениях роль Жертвы. Для этой роли характерно удобное другим и пассивное поведение. Дополняют роль Жертвы роли Преследователя и Спасителя. Преследователь контролирует, критикует, обвиняет, упрекает. Спаситель – защищает, берет на себя заботу о взрослом человеке. Отношения разыгрываются по принципу драматического и являются деструктивными. Игра «Динамо» также строится на основе схемы треугольника Карпмана.

Бессознательная жестокость родителей — причина негативных подсознательных сценариев

Отсутствие любви и принятия в детстве сказывается на выборе человеком стратегий поведения, в том числе в личной жизни. Так и формируются несчастные сценарии в любви. Если у человека в детстве не было достаточно принятия, поддержки и любви, его личность не могла развиваться . И тогда есть страх быть нелюбимым и отвергнутым. Из-за чувства страха человек действует неэффективно, приходит к гарантированной любовной неудаче.
Вероятнее всего такой опыт был и у Вас в прошлом. И поэтому Вы склонны делать бессознательный выбор в пользу похожих отношений. Деструктивные модели поведения запускают защитные механизмы психики, такие как отрицание и проецирование. При отрицании Вы будете агрессии. Они будут вытеснены в подсознание и примут форму п . Находясь в подсознании нежелательные мысли и чувства продолжают влиять на Вашу жизнь. И чем сильнее Вы игнорируете их, тем Поэтому бессознательные невротические стратегии поведения важно переписывать.

Подсознательная месть отцу

Подсознательная месть – это агрессия, гнев в адрес человека, нанесшего травму и всем, кто на него похож. В данном случае речь идет о мужчинах. Как правило, начало такой мести находится в детстве и подкрепляется событиями взрослой жизни. Если Вас в детстве не любил отец, Вы будете заслуживать любовь у мужчин. Радоваться тому внимаю, которое предлагают – это значит не считать себя достойной любви и хорошего отношения. Это подсознательная деструктивная программа. Вы заслуживаете любовь, чтобы почувствовать себя любимой, а потом мстите мужчине, так как не доверяете ему, и потому, что он не дает Вам любви и принятия, в которых Вы нуждаетесь. Вы выбираете и соглашаетесь на то, что вам не подходит, и поэтому отказываетесь от этих отношений, нанося эмоциональный ущерб мужчинам. Скорее всего, подсознательно Вы желаете причинить боль мужчинам, отвергая их. Вам желательно проработать в себе разрушительные программы, связанные с ненавистью к отцу и неосознаваемой жестокостью к мужчинам в целом

Партнерские отношения важно строить

Построение счастливых отношений начинается с выбора партнера. Важно изучать психологию, чтобы разбираться в людях и мотивах их поведения. Важно также знать этапы и принципы построения гармоничных и доверительных отношений. Важнейшим этапом построение счастливых отношений является создание Невротической личности (с психологическими травмами и внутренними конфликтами) такие отношения строить сложно. При неврозах есть внутриличностный конфликт между программами, записанными в родительскую и детскую части личности. Враждебность и трудности с эмоциональным сближением, непонимание себя, недоверие к миру — все это нерешенные задачи прошлого. Поэтому для построения гармоничных отношений важно наладить гармонию внутри себя.

Травма отвержения залечивается теплотой человеческих взаимоотношений и формированием нового позитивного опыта

Травма отвержения формируется в детстве, потому что у ребенка не было необходимых условий для гармоничного развития. Чтобы залечить травму, важно создать себе эти условия в настоящем, и сформировать таким образом новый опыт. Также нужно делать специальные дыхательные и телесные техники для того, чтобы проработать вытесненную эмоциональную боль. Кроме работы с эмоциональной болью, желательно пройти курс психотерапии, при котором корректируется невротические нарушения. Если травма не будет залечена, то в дальнейшем Вы снова и снова будете стремиться воссоздать родительскую семью (с партнером), чтобы завершить то, что не было завершено в детстве.

Что можно делать самостоятельно:

1. Отказаться или значительно уменьшить общение с людьми, которые критикуют, не принимают Вас такой, какая Вы есть, негативно настроены.
2. Практиковать каждодневное доверительное общение – это значит искренне делиться своими мыслями, планами, страхами, переживаниями, радостями, мечтами. Когда Вы будете получать то же взамен, поймете, что можно доверять.
3. Заботиться о своих психологических границах, показывать их людям и оберегать их. Это значит говорить о том, что не нравится, отказываться от эмоциональной критики в свой адрес, непрошеных советов, вопросов и замечаний на личные темы.
4. Повысить свою самооценку.
5. При принятии решений в первую очередь учитывать свои цели и потребности. Ставить цели и достигать их. Не соглашаться на то, что не подходит и не нравится!
6. Больше общаться с людьми, которые Вас поддерживают.
Формирование такого позитивного опыта позволит Вам относиться к себе с глубоким уважением и любовью, а потому демонстрировать окружающим на невербальном уровне, что Вы достойны любви, уважения, принятия, заботы, поддержки. И выбор Ваш будет исходить именно из истинного, а не ложного уважения и любви к себе.

Вам показана психотерапия

Если вы хотите разобраться с конфликтующими невротическими установками, манипулятивными психологическими играми и бессознательными негативными программами, вам может помочь психотерапия.
Психотерапия, основанная на методе транзактного анализа, помогает осознать свои негативные стратегии и переписать их на выигрышные. Этот процесс требует времени, усилий и специальных знаний в области психологии. Поэтому действовать под руководством специалиста гораздо эффективнее и безопаснее. Если вы выберите нашу компанию, то скорее всего, Вам будет рекомендовано пройти курс по

Моя хорошая приятельница, Оля, руководит тренинговым центром специализирующемся на психологии успеха. Несколько лет назад из разряда разделения взглядов отдельных авторов, предпочтений теорий и прочтения большого количества книг, хобби переросло в профессию. Теперь она практикует, пишет статьи для специализированных сайтов и изданий и ведет наблюдения. Оля меня всегда удивляла: она мудра не по возрасту; ее мысли, слова всегда структурированы и имеют вес и содержание; за плечами богатый опыт работы в разных сферах и должностях, городах, что важно для тренера. Перед публикацией нового материала мы решили "обкатать" статью у меня в блоге и увидеть, насколько это актуально для более широкого круга читателей.

Если у вас есть время на ставший уже непривычным формат "многобукафф", очень бы хотелось услышать мнение. Стоит ли вообще избегать подобных игр или это часть обычных человеческих отношений? Просто ли читается? Может быть, чего-то не хватает? Мы абсолютно открыты к вашим честным комментариям!))


" Есть у людей такая игра - «Динамо» . Под этим или другим названием многие из нас с ней сталкивались. Есть даже такие девушки, которых называют «динамо-машинами». Игра «Динамо» была исследована психологом Эриком Берном еще в 60-х годах, но до сих пор будоражит умы и сердца людей.

Иногда человек обнаруживает, что с самого детского сада его отношения с противоположным полом были построены на основе «Динамо». И продолжают строиться по этому принципу.

«Динамо» игра бессознательная. Игроки находят друг друга, один бессознательно начинает, другой - бессознательно подхватывает. Никто из них не отдает себе отчет в происходящем.

Берн описывает ходы в игре схематично так:

Он и Она.

1) Она - обольщение; Он - контробольщение;

2) Она - капитуляция; Он - победа;

3) Она - нападение; Он - крах.

Берн описывает и разные степени игры.

«Динамо» первой степени состоит из легкого флирта. Она демонстрирует свою доступность, с удовольствием принимает ухаживания мужчины. Как только Он показал свое небезразличное отношение к ней, игра закончена. Она : "Мне очень приятны ваши комплименты. Большое спасибо".

«Динамо» второй степени . Она получает удовольствие от его домогательств, но главное ее удовольствие - отвергнуть его. Она заставляет его действовать смелее, чем при легком флирте (в «Динамо» первой степени). Когда он делает ей недвусмысленное предложение, Она отталкивает его. И наслаждается его замешательством.

«Динамо» третьей степени может иметь тяжелые последствия. Она склоняет его к близости, а затем заявляет, что он изнасиловал ее.

Берн описывает «Динамо» как женскую игру. Однако она является обоюдной. «Динамо» можно сравнить с догонялками. Сначала я убегаю, ты догоняешь. Потом ты убегаешь, я догоняю. И мы нашли друг друга - оба любим догонялки. Здесь уже не важно, кто начал игру. Главное, что один сделал предложение к игре, а второй его принял.

Яркие эмоции от игры не дают человеку оценить ситуацию критически. Он распознаёт «Динамо», когда игра близка к краху, а иногда и много позже - спустя несколько лет. По моим наблюдениям, «личностно растущие» играют более изящно - грубые ходы в игре для них очевидны. И чтобы поиграть, они вынуждены обмануть сами себя и «придумать» что-то затейливое.

Приведу примеры своих Клиентов:

«Динамо» первой степени : они давно знакомы как коллеги и много лет не виделись, живут в разных городах. Случайно встречаются на концерте. Он спрашивает, почему она не позвонила, когда приехала (приглашение к игре). На вопрос, где сейчас работает, она передает ему визитку (приглашение принято). Он тут же присылает СМС со своего телефона: "Это я" (обольщение) Они общаются в антракте (контробольщение). После концерта она как будто не ищет его в фоей, а он присылает СМС: "Рад был встрече, еще увидимся" (капитуляция и победа), на ее ответное СМС с предложением пообедать (нападение) он отвечает, "Да, обязательно!" и пропадает (крах).

«Динамо» второй степени : они - коллеги, вместе работают над проектом. По ходу проекта она им искренне и эмоционально восхищается (приглашение к игре). Они "случайно" берут одну из частей проекта для совместной работы (приглашение принято). В ходе работы он допускает нечаянные прикосновения, знаки внимания, комплименты. Она как будто пропускает эти знаки или отвечает улыбкой (обольщение, контробольщение). Ходы в игре становятся все смелее - он уже открыто приглашает ее к себе домой, она сводит все к шутке. Она приглашает его присоединиться к ее компании на выходные (капитуляция), но он не приезжает (победа). По завершению проекта он приходит сообщить, что уезжает, она демонстрирует спокойствие и равнодушие, прощание он откладывает, но добавляет, что ей "от прощания не отвертеться" (нападение). Он уезжает не попрощавшись (крах).

«Динамо» третьей степени : они коллеги, обращаются друг другу на «Вы». Начало похоже на «Динамо» второй степени - знаки внимания, комплименты, случайные прикосновения. Но когда он приглашает ее домой, она соглашается

(капитуляция и победа). На следующее утро после близости она демонстрирует исключительно деловой подход в работе, не флиртует и игнорирует его знаки внимания, продолжает общаться на «Вы». Через несколько дней, он предлагает ей отношения (нападение), на что она отвечает, что ей был интересен секс на одну ночь, отношения же ей не нужны (крах).

Берн придерживался мнения, что выгода в игре заключается в том, чтобы избежать сексуальной близости, но получить сексуальные трансакции (знаки внимания), при этом заявив "Меня не в чем упрекнуть".

Задачу получить сексуальное удовлетворение, не замаравшись, можно трактовать и несколько шире. Игроку важно получить признание со стороны партнера, ему нужна победа. И если ради этой победы нужно дойти до секса, он готов.

Иными словами, чтобы получить комплимент, восхищение и признание, игрок провоцирует ситуацию или пользуется случаем и принимает приглашение к игре. Ему нужно подтвердить свою самооценку. Когда он видит, что партнер эмоционально вовлечен в игру - это «победа». После нее он теряет интерес и переключается на следующего.

Цель - получить восхищение, подкрепить самооценку. До секса он будет доводить дело с сильным партнёром, мнение которого особенно важно. Секс - инструмент, чтобы довести сильного партнёра до краха, и получить от него восхищение. Он не хочет любви, он хочет сожрать. Если соперник слабый, то, возможно, будет достаточно пары ходов, и без слов будет ясно, что победа уже одержана.

«Динамо» игра очень азартная и, потому опасная. В ней легко и быстро удовлетворяется голод на признание и достижения. И человек вместо того, чтобы достигать реальных успехов, ищет их в «Динамо». У него возникает иллюзия успеха, чувствует себя энергичным и востребованным. На пике уверенности, получив внимание от партнера, игрок представляет сцены счастья - миллион алых роз, признания в любви, страсть, которую невозможно обуздать, семейный уют. На пике неуверенности он теряет все - розы, признания, страсть и уют, и видит, как партнер высмеивает его, втаптывает в грязь, возможно публично. В моменты протрезвления, он понимает неэффективность такого поведения, но отказаться от легкого способа почувствовать себя успешным оказывается тяжело. Таким образом, он оказывается в психологической и эмоциональной зависимости - раз, тормозит свой рост и развитие - два, привыкает к такой модели отношений и рискует навсегда лишить себя искренних и открытых отношений - три.

«Динамо» может прямо сказаться на карьере. Увольнение коллеги, с которым сотрудница была в игре «Динамо» , спровоцировало ее увольнение и переезд в другой город, где у нее были незавершенные отношения, так же основанные на «Динамо» . Потеряв источник восхищения и энергии, она нашла способ его восполнить - снова в рамках игровых отношений.

Берн пишет, что выходом из игры может быть способность игроков избежать вовлечения в игру или хотя бы удержать ее под контролем. Для этого важно отличать выражение истинных чувств от хода в игре. Если человек умеет держать ситуацию под контролем, он может получить большое удовольствие от легкого флирта. На мой взгляд, разница между «Динамо» и флиртом - в силе эмоций при победе или поражении. Если партнеры переходят с флирта на деловой лад не может быть фрустрации, застреваемости на партнере и потери самооценки. Берн добавляет, что часто в «Динамо» разумнее развернуться и бежать как можно скорее.

Если «Динамо» стало образом жизни, его бывает преодолеть очень трудно. Чтобы избавиться от игр и перейти на новый уровень отрытых и искренних отношений - часто необходима помощь. Как и где ее получить? Например, в Омском филиале