Пришли дегтярники, довольные, что кончили работу. Разбуженная их голосами, мать вышла из шалаша, позевывая и улыбаясь. — Вы работали, а я, будто барыня, спала! — сказала она, оглядывая всех ласковыми глазами. — Прощается тебе! — отозвался Рыбин. Он был более спокоен, усталость поглотила избыток возбуждения. — Игнат, — сказал он, — схлопочи-ка насчет чая! Мы тут поочередно хозяйство ведем, — сегодня Игнатий нас поит, кормит! — Я бы уступил свою очередь! — заметил Игнат и стал собирать щепки и сучья для костра, прислушиваясь. — Всем гости интересны! — проговорил Ефим, усаживаясь рядом с Софьей. — Я тебе помогу, Игнат! — тихо сказал Яков, уходя в шалаш. Он вынес оттуда каравай хлеба и начал резать его на куски, раскладывая по столу. — Чу! — тихо воскликнул Ефим. — Кашляет... Рыбин прислушался и сказал, кивнув головой: — Да, идет... И, обращаясь к Софье, объяснил: — Сейчас придет свидетель. Я бы его водил по городам, ставил на площадях, чтобы народ слушал его. Говорит он всегда одно, но это всем надо слышать... Тишина и сумрак становились гуще, голоса людей звучали мягче. Софья и мать наблюдали за мужиками — все они двигались медленно, тяжело, с какой-то странной осторожностью, и тоже следили за женщинами. Из леса на поляну вышел высокий сутулый человек, он шел медленно, крепко опираясь на палку, и было слышно его хриплое дыхание. — Вот и я! — сказал он и начал кашлять. Он был одет в длинное, до пят, потертое пальто, из-под круглой измятой шляпы жидкими прядями бессильно свешивались желтоватые прямые волосы. Светлая бородка росла на его желтом костлявом лице, рот у него был полуоткрыт, глаза глубоко завалились под лоб и лихорадочно блестели оттуда, из темных ям. Когда Рыбин познакомил его с Софьей, он спросил ее: — Книг, слышал я, принесли? — Принесла. — Спасибо... за народ!.. Сам он еще не может понять правды... так вот я, который понял... благодарю за него. Он дышал быстро, хватая воздух короткими, жадными вздохами. Голос у него прерывался, костлявые пальцы бессильных рук ползали по груди, стараясь застегнуть пуговицы пальто. — Вам вредно быть в лесу так поздно. Лес — лиственный, сыро и душно! — заметила Софья. — Для меня уже нет полезного! — ответил он, задыхаясь. — Мне только смерть полезна... Слушать его голос было тяжело, и вся его фигура вызывала то излишнее сожаление, которое сознает свое бессилие и возбуждает угрюмую досаду. Он присел на бочку, сгибая колени так осторожно, точно боялся, что ноги у него переломятся, вытер потный лоб Волосы у него были сухие, мертвые. Вспыхнул костер, всё вокруг вздрогнуло, заколебалось, обожженные тени пугливо бросились в лес, и над огнем мелькнуло круглое лицо Игната с надутыми щеками. Огонь погас. Запахло дымом, снова тишина и мгла сплотились на поляне, насторожась и слушая хриплые слова больного. — А для народа я еще могу принести пользу как свидетель преступления... Вот, поглядите на меня... мне двадцать восемь лет, но — помираю! А десять лет назад я без натуги поднимал на плечи по двенадцати пудов, — ничего! С таким здоровьем, думал я, лет семьдесят пройду, не спотыкнусь. А прожил десять — больше не могу. Обокрали меня хозяева, сорок лет жизни ограбили, сорок лет! — Вот она, его песня! — глухо сказал Рыбин. Снова вспыхнул огонь, но уже сильнее, ярче, вновь метнулись тени к лесу, снова отхлынули к огню и задрожали вокруг костра в безмолвной, враждебной пляске. В огне трещали и ныли сырые сучья. Шепталась, шелестела листва деревьев, встревоженная волной нагретого воздуха. Веселые, живые языки пламени играли, обнимаясь, желтые и красные, вздымались кверху, сея искры, летел горящий лист, а звезды в небе улыбались искрам, маня к себе. — Это — не моя песня, ее тысячи людей поют, не понимая целебного урока для народа в своей несчастной жизни. Сколько замученных работой калек молча помирают с голоду... — Он закашлялся, сгибаясь, вздрагивая. Яков поставил на стол ведро с квасом, бросил связку зеленого луку и сказал больному: — Иди, Савелий, я молока тебе принес... Савелий отрицательно качнул головой, но Яков взял его под мышку, поднял и повел к столу. — Послушайте, — сказала Софья Рыбину тихо, с упреком, — зачем вы его сюда позвали? Он каждую минуту может умереть... — Может! — согласился Рыбин. — Пока что — пусть говорит. Для пустяков жизнь погубил — для людей пусть еще потерпит, — ничего! Вот. — Вы точно любуетесь чем-то! — воскликнула Софья. Рыбин взглянул на нее и угрюмо ответил: — Это господа Христом любуются, как он на кресте стонал, а мы от человека учимся и хотим, чтобы вы поучились немного... Мать пугливо подняла бровь и сказала ему: — А ты — полно!.. За столом больной снова заговорил: — Истребляют людей работой — зачем? Жизнь у человека воруют, — зачем, говорю? Наш хозяин, — я на фабрике Нефедова жизнь потерял, — наш хозяин одной певице золотую посуду подарил для умыванья, даже ночной горшок золотой! В этом горшке моя сила, моя жизнь. Вот для чего она пошла, — человек убил меня работой, чтобы любовницу свою утешить кровью моей, — ночной горшок золотой купил ей на кровь мою! — Человек создан по образу и подобию божию, — сказал Ефим, усмехаясь, — а его вот куда тратят... — А не молчи! — воскликнул Рыбин, ударив ладонью по столу. — Не терпи! — тихо добавил Яков. Игнат усмехнулся. Мать заметила, что парни, все трое, слушали с ненасытным вниманием голодных душ и каждый раз, когда говорил Рыбин, они смотрели ему в лицо подстерегающими глазами. Речь Савелия вызывала на лицах у них странные, острые усмешки. В них не чувствовалось жалости к больному. Нагнувшись к Софье, мать тихонько спросила: — Неужто правду говорит он? Софья ответила громко: — Да, это правда! О таком подарке в газетах писали, это было в Москве... — И казни ему не было, никакой! — глухо сказал Рыбин. — А надо бы его казнить, — вывести на народ и разрубить в куски и мясо его поганое бросить собакам. Великие казни будут народом сделаны, когда встанет он. Много крови прольет он, чтобы смыть обиды свои. Эта кровь — его кровь, из его жил она выпита, он ей хозяин. — Холодно! — сказал больной. Яков помог ему встать и отвел к огню. Костер горел ярко, и безлицые тени дрожали, вокруг него, изумленно наблюдая веселую игру огня. Савелий сел на пень и протянул к огню прозрачные, сухие руки. Рыбин кивнул в его сторону и сказал Софье: — Это — резче книг! Когда машина руку оторвет или убьет рабочего, объясняется — сам виноват. А вот когда высосут кровь у человека и бросят его, как падаль, — это не объясняется ничем. Всякое убийство я пойму, а истязание — шутки ради — не понимаю! Для чего истязуют народ, для чего всех нас мучают? Ради шуток, ради веселья, чтобы забавно было жить на земле, чтобы всё можно было купить на кровь — певицу, лошадей, ножи серебряные, посуду золотую, игрушки дорогие ребятишкам. Ты работай, работай больше, а я накоплю денег твоим трудом и любовнице урыльник золотой подарю. Мать слушала, смотрела, и еще раз перед нею во тьме сверкнул и лег светлой полосой путь Павла и всех, с кем он шел. Окончив ужин, все расположились вокруг костра, перед ними, торопливо поедая дерево, горел огонь, сзади нависла тьма, окутав лес и небо. Больной, широко открыв глаза, смотрел в огонь, непрерывно кашлял, весь дрожал — казалось, что остатки жизни нетерпеливо рвутся из его груди, стремясь покинуть тело, источенное недугом. Отблески пламени дрожали на его лице, не оживляя мертвой кожи. Только глаза больного горели угасающим огнем. — Может, в шалаш уйти тебе, Савелий? — спросил Яков, наклонясь над ним. — Зачем? — ответил он с натугой. — Я посижу, — недолго мне осталось с людьми побыть!.. Он оглянул всех, помолчал и, бледно усмехнувшись, продолжал: — Мне с вами хорошо. Смотрю на вас и думаю — может, эти возместят за тех, кого ограбили, за народ, убитый для жадности... Ему не ответили, и скоро он задремал, бессильно свесив голову на грудь. Рыбин посмотрел на него и тихонько заговорил: — Приходит к нам, сидит и рассказывает всегда одно — про эту издевку над человеком. В ней — вся его душа, как будто ею глаза ему выбили и больше он ничего не видит. — Да ведь чего же надо еще? — задумчиво сказала мать. — Уж если люди тысячами день за днем убиваются в работе для того, чтобы хозяин мог деньги на шутки бросать, чего же?.. — Скучно слушать его! — сказал тихо Игнат. — Это и один раз услышишь — не забудешь, а он всегда одно говорит! — Тут в одном — всё стиснуто... вся жизнь, пойми! — угрюмо заметил Рыбин. — Я десять раз слыхал его судьбу, а все-таки, иной раз, усомнишься. Бывают добрые часы, когда не хочешь верить в гадость человека, в безумство его... когда всех жалко, и богатого, как бедного... и богатый тоже заблудился! Один слеп от голода, другой — от золота. Эх, люди, думаешь, эх, братья! Встряхнись, подумай честно, подумай, не щадя себя, подумай! Больной качнулся, открыл глаза, лег на землю. Яков бесшумно встал, сходил в шалаш, принес оттуда полушубок, одел брата и снова сел рядом с Софьей. Румяное лицо огня, задорно улыбаясь, освещало темные фигуры вокруг него, и голоса людей задумчиво вливались в тихий треск и шелест пламени. Софья рассказывала о всемирном бое народа за право на жизнь, о давних битвах крестьян Германии, о несчастиях ирландцев, о великих подвигах рабочих-французов в частых битвах за свободу... В лесу, одетом бархатом ночи, на маленькой поляне, огражденной деревьями, покрытой темным небом, перед лицом огня, в кругу враждебно удивленных теней — воскресали события, потрясавшие мир сытых и жадных, проходили один за другим народы земли, истекая кровью, утомленные битвами, вспоминались имена борцов за свободу и правду. Тихо звучал глуховатый голос женщины. Как бы доходя из прошлого, он будил надежды, внушал уверенность, и люди молча слушали повесть о своих братьях по духу. Они смотрели в лицо женщины, худое, бледное; перед ними всё ярче освещалось святое дело всех народов мира — бесконечная борьба за свободу. Человек видел свои желания и думы в далеком, занавешенном темной, кровавой завесой прошлом, среди неведомых ему иноплеменников, и внутренно, — умом и сердцем, — приобщался к миру, видя в нем друзей, которые давно уже единомышленно и твердо решили добиться на земле правды, освятили свое решение неисчислимыми страданиями, пролили реки крови своей ради торжества жизни новой, светлой и радостной. Возникало и росло чувство духовной близости со всеми, рождалось новое сердце земли, полное горячим стремлением всё понять, всё объединить в себе. — Наступит день, когда рабочие всех стран поднимут головы и твердо скажут — довольно! Мы не хотим более этой жизни! — уверенно звучал голос Софьи. — Тогда рухнет призрачная сила сильных своей жадностью, уйдет земля из-под ног их и не на что будет опереться им... — Так и будет! — сказал Рыбин, наклоняя голову. — Не жалей себя — всё одолеешь! Мать слушала, высоко подняв бровь, с улыбкой радостного удивления, застывшей на лице. Она видела, что всё резкое, звонкое, размашистое, — всё, что казалось ей лишним в Софье, — теперь исчезло, утонуло в горячем, ровном потоке ее рассказа. Ей нравилась тишина ночи, игра огня, лицо Софьи, но больше всего — строгое внимание мужиков. Они сидели неподвижно, стараясь не нарушать спокойное течение рассказа, боясь оборвать светлую нить, связывавшую их с миром. Лишь порою кто-нибудь из них осторожно подкладывал дров в огонь и, когда из костра поднимались рои искр и дым, — отгонял искры и дым от женщин, помахивая в воздухе рукой. Однажды Яков встал, тихонько попросил: — Подождите говорить... Сбегал в шалаш, принес оттуда одежду, и вместе с Игнатом они молча окутали ноги и плечи женщин. Снова Софья говорила, рисуя день победы, внушая людям веру в свои силы, будя в них сознание общности со всеми, кто отдает свою жизнь бесплодному труду на глупые забавы пресыщенных. Слова не волновали мать, но вызванное рассказом Софьи, большое, всех обнявшее чувство наполняло и ее грудь благодарно молитвенной думой о людях, которые среди опасностей идут к тем, кто окован цепями труда, и приносят с собою для них дары честного разума, дары любви к правде. «Помоги, господи!» — думала она, закрывая глаза. На рассвете Софья, утомленная, замолчала и, улыбаясь, оглянула задумчивые, посветлевшие лица вокруг себя. — Пора нам идти! — сказала мать. — Пора! — устало молвила Софья. Кто-то из парней шумно вздохнул. — Жалко, что уходите вы! — необычно мягким голосом сказал Рыбин. — Хорошо говорите! Большое это дело — породнить людей между собой! Когда вот знаешь, что миллионы хотят того же, что и мы, сердце становится добрее. А в доброте — большая сила! — Ты его добром, а он тебя — колом! — тихонько усмехнувшись, сказал Ефим и быстро вскочил на ноги. — Уходить им пора, дядя Михайло, покуда не видал никто. Раздадим книжки — начальство будет искать — откуда явились? Кто-нибудь вспомнит — а вот странницы приходили... — Ну, спасибо, мать, за труды твои! — заговорил Рыбин, прервав Ефима. — Я всё про Павла думаю, глядя на тебя, — хорошо ты пошла! Смягченный, он улыбался широкой и доброй улыбкой. Было свежо, а он стоял в одной рубахе с расстегнутым воротом, глубоко обнажавшим грудь. Мать оглянула его большую фигуру и ласково посоветовала: — Надел бы что-нибудь — холодно! — Изнутри греет! — ответил он. Трое парней, стоя у костра, тихо беседовали, а у ног их лежал больной, закрытый полушубками. Бледнело небо, таяли тени, вздрагивали листья, ожидая солнца. — Ну, прощайте, значит! — говорил Рыбин, пожимая руку Софьи. — А как вас в городе найти? — Это ты меня ищи! — сказала мать. Парни медленно, тесной группой подошли к Софье и жали ей руку молча, неуклюже ласковые. В каждом ясно было видно скрытое довольство, благодарное и дружеское, и это чувство, должно быть, смущало их своей новизной. Улыбаясь сухими от бессонной ночи глазами, они молча смотрели в лицо Софьи и переминались с ноги на ногу. — Молока не выпьете ли на дорогу? — спросил Яков. — Да есть ли оно? — сказал Ефим. Игнат, смущенно приглаживая волосы, заявил: — Нету, — пролил я его... И все трое усмехнулись. Говорили о молоке, но мать чувствовала, что они думают о другом, без слов, желая Софье и ей доброго, хорошего. Это заметно трогало Софью и тоже вызывало у нее смущение, целомудренную скромность, которая не позволила ей сказать что-нибудь иное, кроме тихого: — Спасибо, товарищи! Они переглянулись, точно это слово мягко покачнуло их. Раздался глухой кашель больного. Угасли угли в горевшем костре. — Прощайте! — вполголоса говорили мужики, и грустное слово долго провожало женщин. Они, не торопясь, шли в предутреннем сумраке по лесной тропе, и мать, шагая сзади Софьи, говорила: — Хорошо всё это, словно во сне, так хорошо! Хотят люди правду знать, милая вы моя, хотят! И похоже это, как в церкви, пред утреней на большой праздник... еще священник не пришел, темно и тихо, жутко во храме, а народ уже собирается... там зажгут свечу пред образом, тут затеплят и — понемножку гонят темноту, освещая божий дом. — Верно! — весело ответила Софья. — Только здесь божий дом — вся земля! — Вся земля! — задумчиво качая головой, повторила мать. — Так это хорошо, и поверить трудно даже... И хорошо говорили вы, дорогая моя, очень хорошо! А я боялась — не понравитесь вы им... Софья, помолчав, ответила тихо и невесело: — С ними становишься проще... Они шли и разговаривали о Рыбине, о больном, о парнях, которые так внимательно молчали и так неловко, но красноречиво выражали свое чувство благодарной дружбы мелкими заботами о женщинах. Вышли в поле. Встречу поднималось солнце. Еще не видимое глазом, оно раскинуло по небу прозрачный веер розовых лучей, и капли росы в траве заблестели разноцветными искрами бодрой, вешней радости. Просыпались птицы, оживляя утро веселым звоном. Хлопотливо каркая, тяжело махая крыльями, летели толстые вороны, где-то тревожно свистела иволга. Открывались дали, снимая встречу солнцу ночные тени со своих холмов. — Иной раз говорит, говорит человек, а ты его не понимаешь, покуда не удастся ему сказать тебе какое-то простое слово, и одно оно вдруг всё осветит! — вдумчиво рассказывала мать. — Так и этот больной. Я слышала и сама знаю, как жмут рабочих на фабриках и везде. Но к этому сызмала привыкаешь, и не очень это задевает сердце. А он вдруг сказал такое обидное, такое дрянное. Господи! Неужели для того всю жизнь работе люди отдают, чтобы хозяева насмешки позволяли себе? Это — без оправдания! Мысль матери остановилась на случае, и он своим тупым, нахальным блеском освещал перед нею ряд однородных выходок, когда-то известных ей и забытых ею. — Видно — уж всем они сыты и тошно им! Знаю я — земский начальник один заставлял мужиков лошади его кланяться, когда ее по деревне вели, и кто не кланялся, того он под арест сажал. Ну, зачем это нужно было ему? Нельзя понять, нельзя! Софья негромко запела песню, бодрую, как утро...

Человечество научилось посылать космические корабли на другие планеты, создало ядерные технологии и глобальную связь. Иногда людям начинает казаться, что они хозяева Вселенной. Однако прямо вокруг нас существует скрытый мир , незаметный для нас. Мы живём в мире невидимых явлений, потому что наши глаза способны видеть только видимый спектр.

Мир вокруг нас состоит из энергии, но мы не можем потрогать или увидеть её. Вместо этого мы используем технологии, чтобы фиксировать энергию, находящуюся в невидимом для нас спектре : электромагнитные поля, ультрафиолетовые, инфракрасные лучи.

Мы знаем о существовании беспроводного Интернета, потому что используем его в работе, но не видим, как он опутывает наше пространство.

Физик и математик XVII века Исаак Ньютон во время экспериментов в области оптики первым ввёл понятие спектр, которое произошло от латинского слова «видение». Он описал радужную полосу, возникающую после прохождения солнечного света через стеклянную призму. Он понял, что существуют явления, невидимые для наших глаз.

Существуют разные цвета, которые мы в отличие от некоторых животных не можем видеть. Например, пчёлы видят ультрафиолетовый свет, они используют эту способность, чтобы различать цветы. В прошлом году журнал Science опубликовал исследование, в котором говорилось, что пчёлы и цветы могут общаться друг с другом, используя магнитобиологические излучения. Птицы и другие животные способны улавливать электромагнитное поле Земли, ориентируясь по нему во время миграции или охоты.

В отличие от насекомых и многих животных человеческий глаз может улавливать только ограниченный электромагнитный спектр и длину волны света.

Видеть невидимое

Животные могут видеть многие невидимые для нас явления и используют это для выживания. При помощи магниторецепции многие живые существа улавливают магнитные поля, чтобы определять направление, высоту и месторасположение. Они используют их для ориентировки и миграции. Магниторецепция присуща птицам, черепахам, лисам и даже бактериям.

В одном исследовании проводилось наблюдение за лисами, охотящимися за мышами. К удивлению учёных, даже во время охоты лисы ориентировались на магнитное поле Земли. Они нападали на добычу с определённого магнитного направления ― с севера-востока. Когда они использовали это направление, им почти всегда удавалось поймать добычу.

Некоторые мигрирующие птицы, например, зарянки, похоже, испытывают помехи от электромагнитного «шума» приборов, говорится в исследовании журнала Nature. Во время эксперимента пойманных зарянок заставляли найти выход из воронковидной клетки.

Когда птицы подвергались электромагнитным помехам, созданным учёными, они теряли ориентацию: летели в разные стороны и не могли найти выход из клетки. После того, как их защитили от помех клеткой Фарадея, их внутренний компас снова начал работать, и они легко находили выход.

Пугающий ультрафиолет

Северные олени и другие мигрирующие животные избегают мест, где проходят линии электропередач. По мнению учёных, это вызвано тем, что они видят ультрафиолетовый свет. Он не виден для людей, но животные, вероятно, воспринимают линии электропередач как длинные пугающие ленты, излучающие яркий свет, где происходят периодические вспышки. Неудивительно, что они стараются держаться от них подальше.

Сверхчувствительное восприятие

Отдельные люди способны видеть то, что скрыто от большинства.

В 1923 г. художник Клод Моне перенёс операцию по удалению катаракты. Некоторые полагают, что в результате этой операции он стал различать цвета в ультрафиолетовом спектре и его живопись немного изменилась. Его водяные лилии приобрели синий оттенок ― таким стало его восприятие мира из-за ультрафиолетового цвета.

«Водяные лилии, отражение плакучей ивы», картина Клода Моне


Кончетта Антико ― австралийская художница, которая обладает редким генотипом. Она тетрахромат: у неё в глазах есть четвёртый рецептор, позволяющий видеть на 99 миллионов больше цветовых оттенков, чем остальные люди. Её жизнерадостные красочные картины отражают яркий калейдоскопический мир, который она видит.

Способность видеть ауру

Разумеется, есть и те, кто утверждает, что видят энергию, излучаемую человеческим телом, ― ауру. Под аурой подразумевалось излучение вокруг тела человека, эту концепцию часто связывают с духовностью. Учёные со скептицизмом относятся к идее об ауре. Некоторые полагают, что способность видеть ауру возникает из-за процессов в мозгу человека, которые могут быть вызваны синестезией, эпилепсией или мигренью.

Сторонники идеи об ауре приводят в качестве доказательства — технику, позволяющую снять электрические заряды вокруг объектов. Эти удивительные изображения напоминают то, что многие описывают как ауру.

По мере технического прогресса и развития науки мы обретаем способность лучше воспринимать удивительный мир вокруг нас, невидимый для наших глаз.

December 18th, 2017

В: Что отличает тот социальный строй от нашего, кроме более расширенного сознания? (речь о параллельной ветке Земли, см. ссылку выше )
О: Они просто перестали испытывать страх перед завтра, перестали разрешать ему управлять их жизнью. Долго фоном шли процессы пробуждения самой планеты и её жителей, но их мало кто замечал… целые народы стали постепенно терять интерес к накопительству, к животному образу жизни, отупляющим сериалам и жутким новостям, к химической отраве в еде и препаратах… Не было ни революций, ни демонстраций, люди просто перестали требовать и ждать перемен, а просто взялись за себя и начали меняться сами. Было много увольнений по собственному желанию, дауншифтеров, интерес в корпоративных карьерах сменился расцветом ремесленничества, индивидуального творчества и самовыражения… Эти планетарные процессы постепенно убрали страх внутри, растворили его до того предела, где люди уже могли видеть вещи без шор, без морока, они начали чувствовать потоки энергии, видеть их, видеть ткань пространства, слышать его музыку, видеть СУТЬ… они просто доверились потоку… когда ты находишься в потоке, маски и морок сами спадают, ты видишь суть вещей и существ, скрытое становится явным, тебя уже не обмануть слащавой улыбкой и громкими эпитетами, потому что облик собеседника меняется, его ауральное свечение четко показывает то, что он в действительности из себя представляет. Это как во сне, когда ты осознаешься и понимаешь, что вокруг тебя не твои близкие, а кто-то пришел под их маской. И когда ты это осознаешь, они сами пугаются, потому что ничего реально с тобой сделать не могут.

Вот и там так же произошло, только в реале: люди стали видеть подноготную тех, кто с трибун агитировал за поборы, войну, насилие, выкрикивал какие-то третьесортные призывы кровной мести врагам и неверным… кто воровал и лицемерил, дул в старую дудку громких лозунгов и «великих» целей пятилетки… а тут вдруг стали проявляться их истинные лица… серая, холодная, расчетливая энергия, которой они служили, которая через них текла в мир… и когда люди стали это видеть, чувствовать, серые не смогли ничего сделать, им просто пришлось уйти с трибун, из управляющих ролей, потому что никто больше их серьезно не воспринимал. Произошел тот самый апокалипсис — снятие вуалей иллюзии.

Вот только представь: ходишь ты на работу, каждый день начальнику кланяешься, лишь бы он зарплату не задержал, терпишь все его издевательства на неделе и пьяные выходки на корпоративах… а тут раз! и начальник оказывается реальной жабой под маской человека, и вы оба прекрасно это осознаете. Он то это всегда о себе знал, но ты видишь его во всей красе в первый раз. Для тебя за секунду проясняется подноготная всех этих его натянутых улыбочек, глюков со зрачками, гуляющей мимикой, изменением голоса, шипящим чавканием… ты все это замечал раньше и где-то в глубине себя что-то подозревал, но это не доходило до твоего сознания, потому что морок. А тут бац! И ты как проснулся, все мигом встало на свои места! И ни он, ни его друганы уже ни-че-гошеньки не могут с этим поделать, потому что вся их мнимая храбрость и беспредел были построена на этом мороке, на возможности лгать, манипулировать и претворяться хозяевами той конвейерной жизни, которую они тебе впарили в обмен на свои угрозы и фантики. Будешь ты на такого недочеловека дальше работать, вообще его уважать? Проголосуешь за такого депутата или министра?

В: Нет конечно, он полностью потеряет свой авторитет в моих глазах. На самом деле смешно и банально себе все это представлять… В снах такое неоднократно было: когда снимаешь с них маску, реакция у них как у малолетней шпаны, которую ты за руку в своем кармане поймал… просто разбегаются кто куда или из сна выкидывает.

О: Вот и в той ветке было так же смешно, хоть и не совсем уютно это все осознавать, мерзко даже. Люди от природы эмпаты, мы чувствуем ложь и подлог, но мы не доверяем своим чувствам, приглушаем их, да и «помогают» нам в этом с самого детства. Там все было точно так же, но с приходом нового пространства доверие к собственным ощущениям возросло в разы… Конечно были попытки сопротивления на уровне арестов, провокаций, санкций… все как у нас, но события произошли так быстро, что ничего критического предпринять не удалось, просто ресурсов и организации не хватило, улепетывали так, что только пятки сверкали! Они же как шакалы живут, каждый сам за себя, хоть и в стае, итак между собой перегрызлись давно, никто из них толком не знал, что делать, на кого доносы писать, а люди взятки от жаб не принимали. Пытались, конечно, устроить разборки, все точно в том же стиле, как мы видим у нас сейчас. Пробовали разыгрывать карты войн, переворотов, эпидемий, санкций, крах системы, какие-то вулканы даже взрывать, глушилки на полную врубили, но их сильно тормознули, дали понять, что game over, sorry… а людям дали время увидеть подноготную и отказаться от участия в кормежке всей этой шушары и её постановок.

Когда критическая масса была достигнута и стало понятно, что то меньшинство видящих, которые прекрасно осознавали маски и которых раньше принимали за сумасшедших, за сторонников «теории заговора», они уже не меньшинство, что это глобальный феномен… к этим видящим и эмпатам стали тянуться, прислушиваться, а они начали открыто рассказывать о том, что и как видят, помогали другим развить внутреннее доверие к себе и своим чувствам , а не чьим-то громким, но пустым словам. На пике процессов наступило что-то вроде затяжного молчания в эфире, были сбои в электросетях, СМИ работали с перебоями, но главное — неожиданно пропал постоянный внутренний диалог в головах, потому что глушилки накрылись медным тазом… идет аналогия с тремя днями мрака, которые в свое время нам прогнозировали. Эти три дня мрака светило яркое солнце, просто шла перезагрузка в сознании людей, нужно было свыкнуться с новыми условиями… а потом… потом Искры и сердца волнами начали зажигаться и выжигать всю ту ментальную дрянь, которая была внедрена в тела и пространство…

В: То есть по принципу «единицы разбудят немногих, немногие разбудят многих, многие разбудят всех»?

О: Да. Еще там одним из ключевых элементов стала такая штука: кто-то изобрел что-то типа камеры или фильтра, который мог снимать голограммы масок… после этого люди научились распознавать системных ботов, быстро стало понятно, с кем реально имеешь дело, дальше волновой эффект по нарастающей…

В: Очень интересно. И что за камеру они там изобрели?

О: Это даже не камера, а какая-то насадка что-ли, не могу разобраться… технология явно очень простая и доступная, но я пока не понимаю, как она работает. Помогает видеть энергии в более расширенном диапазоне и убирает те, которые относятся к плотному спектру, оставляя только энергетическую суть. Какая-то смесь между Кирлианской фотографией, МРТ и Рентгеном, плюс еще что-то, как я понимаю. Светимость подчеркивает… Такие технологии у нас тоже давно есть, по ним можно не только ауру диагностировать, но и чакры, сущностей в поле, много чего, что мы глазом не видим…

В: Да, встречал я одного товарища, который в 90-е годы ушел из органов, прихватив с собой приборчик, который не только наличие сущностей мог диагностировать, но и определял, откуда эти сущи взялись… Представляю, насколько это технология скакнула с тех пор…

О: У спецов такие технологии давно есть, но настоящим профи они не особо нужны, тем более Смитам… В общем в той ветке появились то ли камеры специальные, то ли приложения или насадки для смартфонов, которые могли обрабатывать фото, видео и звук в реальном времени… кстати, по звуку голоса их тоже можно как-то определять, там такое шипение фоном идет… и тут уже не осталось никаких сомнений, потому что даже если ты сам не видишь и не слышишь тонкий план, то ты можешь просто навести камеру на человека перед собой и за секунду снять с него маску, проявить суть, настоящее свечение… и тогда все тайное в нем становится явным, как бы он не пытался это спрятать… если видишь маску и черноту в поле, то вряд ли будешь ему доверять, с такими вообще нет смысла разговаривать, просто игнорируешь и идешь своей дорогой. Эта технология за считанные месяцы распространилась по сети, её сначала пытались перепрошить, но информация была в полевых структурах планеты и считать её смогли сразу несколько сотен человек, из которых десятки запустили её в сеть на разных платформах. Их пытались устранить, кого-то даже ранили в процессе, но смысла уже не было, запустился эффект снежного кома.

В: То есть как с нашим телефоном - сознание цивилизации сформулировало запрос, инфополе выдало ответ и его считали несколько человек сразу, подали патенты?

О: Да, именно, только там без всяких патентов обошлось. Вчера создал приложение, сегодня его уже скачали сотни друзей, завтра сотни тысяч. На самом деле несколько тысяч человек получили доступ к самой технологии в разных вариантах, может и больше, много огоньков вижу по всему шарику, просто из них только несколько десятков восприняли информацию и смогли её воплотить в реале. После этого серым не оставалось ни малейшего смысла пытаться что-либо прятать, критическая масса начала пробиваться сквозь морок. Сначала с техническими подручными средствами, а потом и без них, видение начало открываться…

В: А давай посмотрим эту технологию. Что именно она из себя представляла?
О: Там несколько разных методик было… вот показывают кошку. Кошки хорошо видят не только в темноте, они видят тонкий план, видят сущностей, истинные облики людей, серых, Смитов, голограмм, фантомов, поэтому и шипят на некоторых гостей или когда сущей домой приносишь. Технология была основана именно на том спектре, в котором видит кошачий глаз…

С древних времен люди считали, что существует некий мир невидимых сущностей, обитающих в нашем мире. И считалось, что их можно увидеть только в определенном состоянии сознания. С развитием науки и техники человек узнал, что глазами он воспринимает не все, что происходит в его мире, а лишь то, что находится в видимом диапазоне частот, который занимает лишь малую часть шкалы электромагнитных волн.

Шкала электромагнитных волн

И у него появилась надежда, что, возможно, именно там и скрыты эти неведомые существа. Но поскольку сам человек их увидеть не может физически, он призвал к себе на помощь технику, способную их воспринять. Самой доступной оказалась фото и видеоаппаратура.

Теория фотографирования за пределами видимого диапазона

В очень хорошо расписана теория и практика фотографирования за пределами видимого диапазона. Приведем небольшую часть теории из этого источника.

Границами видимого (глазом) диапазона принято считать ультрафиолетовую УФ (380 нм) и инфракрасную ИК (760 нм). Все что находится за ними, глаз не различает. Сетчатка, на самом деле, чувствительна и к более коротковолновой зоне спектра. Но хрусталик и стекловидное тело защищают ее от относительно «жесткого» излучения. Тем не менее, сетчатка может воспринимать «остатки» ультрафиолета в виде флюоресцентного голубоватого свечения хрусталика (переизлучения в более длинноволновой зоне спектра). В ИК диапазоне мы не видим, так как в противном случае слепили бы себя своим же теплом.

За пределами видимой зоны спектра излучение не кончается. И механизмы и принципы оптики продолжают действовать (там есть и линзы и зеркала). Радиолокаторы видят в невидимой глазу зоне радиодиапазона (еще более длинноволновой, чем ИК), а зеркала-тарелки для радиоволн повсеместно портят архитектурные виды. Источники света светят и в ИК и в УФ диапазоне. А в горах и у моря без УФ фильтра не обойтись, иначе то, что невидимо глазу может существенно испортить снимки (у моря и в горах нет дымки, поглощающей ультрафиолет). Рассеянный свет, дымка создает впечатление глубины пространства, но если вам нужна четкость черно-белого снимка и для далеких предметов - поставьте на камеру оранжевый фильтр.
Зона УФ условно распространяется до 1 нм, а ИК до 1 мм. Атмосфера (озон, пар, пыль) сильно поглощает и рассеивает участок диапазона 10-300 нм, а стекло отсекает и более длинные волны, поэтому для фотографии (без дополнительных источников света и специальных объективов) можно использовать фактически только ближнюю зону УФ - 300-400 нм.

Главное ограничение все же фотоматериалы. Несенсибилизированные светочувствительные материалы чувствительны в диапазоне 350-450 нм, поэтому на заре фотографии ничего кроме «синего» цвета и УФ запечатлеть было нельзя. Зато в фотолаборатории при печати можно использовать красные и зеленые светофильтры и контролировать процесс проявки визуально. Для съемки в ИК диапазоне нужны специальные фотоматериалы. Обычно ИК пленки требуют соблюдения особых условий хранения и эксплуатации, а корпус камеры не должен быть «прозрачным» для лучей, засвечивающих ИК пленку.

Съемка в инфракрасном диапазоне, или кто такие криттеры

Криттеры (от англ. creature – существо, тварь), – предполагаемые эфирные формы жизни, структурные энергетические образования с малой плотностью, обычно невидимые глазу, которые могут принимать разнообразную форму и оказывать полевое воздействие на реальные объекты. Термин предложен американским ученым Д. Констеблем.

Иногда их называют Квиттеры. Квиттером считают самопроизвольно появляющуюся на фотографии и обычным образом не видимую структуру, в том числе и человеческое лицо. Используются также термины: сигнатура, дэва, эфирное существо и тому подобное. Иногда квиттер фиксируется во время полтергейста или после его окончания.

История феномена

Ещё Кеннет Арнольд предполагал, что наблюдавшиеся им в 1947 г. «летающие тарелки» являются неизвестными науке существами, обитающими в земной атмосфере, «чем-то вроде воздушных медуз». Идеи о таких существах высказывались ещё в произведении Эрика Френка Рассела (англ. Eric Frank Russell) «Sinister Barrier» (1939) и в рассказе А. К. Дойля «Ужас высот».

В 1955 г. некая графиня Зоя Василько-Серецки предложила рассмотрение гипотез об атмосферных существах и населила верхние слои атмосферы похожими на пузыри светящимися животными, которые становятся сигарообразными при полёте, а энергию они получают из атмосферы.

В 1978 г. вышла книга Тревора Джеймса Констебла (англ. Trevor J. Constable) «Sky creatures», где развивались идеи о том, что НЛО представляют собой обитающие исключительно в атмосфере одноклеточные (криттеры) размерами от нескольких сантиметров до километра. Эти существа якобы испускают инфракрасные лучи, благодаря чему остаются невидимыми.

В 80-х годах XX века Бокконе также как и его коллеги - румын Флорин Георгиу и американец Тревер Дж. Констебль пришел к поразительному выводу: объекты, известные нам как НЛО, живут в невидимой области нашего физического мира и охватывают как классические формы «тарелок» и «блюдец», так и всевозможные формы лучистой энергии, плазменные поля и иные структуры, классифицировать которые пока не представляется возможным.

Для того, чтобы обнаружить невидимые объекты, группа Бокконе использовала различные инструменты: альфа-, бета-, гамма-регистраторы, фотометры, термометры, частотомеры, магнитометры. Необъяснимые отклонения в показаниях одного или нескольких приборов указывали на появление неведомых объектов. Для съемки использовалась обычная панхроматичная или инфракрасная пленка с фильтром или без такового, с более или менее длительной выдержкой. Еще раз повторим: все образования, заснятые в темноте (с помощью вспышки или без нее) были невидимыми для человеческого глаза, Правда, имели место слуховые или тепловые явления. Но лишь после того, как пленка была проявлена - феномены обнаруживались, что называется, в полном блеске.

Наблюдения группы Бокконе велись в районе Аренцано, в пустынной холмистой местности с видом на Генуэзский залив.

Фотографии криттеров

Гипотезы

  • Криттеры, обитающие у поверхности земли, аналогичны спрайтам, проявляющимся в верхних слоях атмосферы. Спрайты еще называют – ионосферными привидениями или ионосферными криттерами. Поведение гигантских ионосферных привидений загадочно. Те, что видны в обычном диапазоне, появляются в основном во время гроз или при сильной облачности. Те же, что фиксируются в инфракрасном спектре, могут возникнуть и в совершенно ясную, безоблачную погоду. Непонятно их воздействие на летательные аппараты. Известен случай, когда летящий над слоем облаков самолет вдруг оказался в эпицентре спрайта, но это ему нисколько не повредило. Для справки. Спрайт - редкий вид грозовых разрядов. Это некое подобие молнии, бьющей в мезосфере и термосфере. Вспышки в стратосфере, мезосфере и термосфере, направленные вверх, вниз и горизонтально, слабо изучены, подразделяются на спрайты, синие струи, тайгеры и эльфы.

  • Некоторые ученые полагают, что все эти существа - эфирная, или полевая, форма жизни, которая существует на Земле параллельно с физической. Так, многие свойства НЛО удивительно напоминают свойства криттеров. НЛО тоже могут менять свою форму, мгновенно исчезать и появляться. Они в большинстве случаев невидимы для нас и чаще проявляются как сгусток энергии, а не как твердое тело (поэтому редко удается засечь НЛО на экранах локаторов). Такими же разновидностями полевой жизни являются привидения, полтергейсты, духи... Невозможно отрицать явную разумность всех этих загадочных созданий. Логика их поступков зачастую непонятна и чужда нам. Но это потому, что они существа другого, эфирного мира, в котором действуют свои законы природы.
  • Некоторые считают, что криттер – это душа. Предполагается, что у поверхности планеты обитают эфирные твари небольших размеров. Но чем выше, тем размеры тварей больше, о чем свидетельствуют изображения обитателей ионосферы. Там их размеры достигают десятки, а то и сотни километров. А настоящие гиганты, размерами превосходящие звездные системы и даже галактики, водятся в далеком космосе. Криттеры могут овладевать не только физическими телами людей, но и предметами, которые мы называем неодушевленными, наделяя их своеобразной «душой». В том числе даже кометами и планетами. Возникает симбиоз криттера и небесного тела, в результате чего последнее становится разумным. Отсюда вывод: то, что мы называем ноосферой. - это аура планеты, или часть той эфирной сущности, которая составляет духовное тело планеты.

Съемка в ультрафиолетовом диапазоне или теория о памяти пространства

Самым известным исследователем аномальных явлений, производящим съемку в ультрафиолетовом диапазоне, является Генрих Силанов. Он считает, что случайно, когда пытался усовершенствовать свою аппаратуру для съемки НЛО в 1992 году, открыл неизвестный доселе физический эффект, который он назвал «феноменом памяти поля».

Фотографии феномена «память поля»

Гипотеза

Г.М. Силанов считает, что «Память поля» существует на электромагнитном уровне. Носителем видеоинформации является голографическая матрица. Всё происходящее с нами и вокруг нас записывается на матрицу и хранится в ней вечно. Таким образом, возможно, это и есть не что иное, как информационное поле.

Мнение «против»

У данных феноменов, как и у любого мнения, существуют свои «за» и «против». На стороне «за» здесь множество фотографий, на основе которых исследователи строят свои гипотезы. Рассмотрим теперь сторону «против».

Стоит заместить, что сомневаются в существовании подобных феноменов не только скептики со стороны науки, но и большинство исследователей аномального. Причиной этому стало то, что большинство фотографий такого рода сделаны довольной простой, а иногда даже самодельной аппаратурой для съемок. Получая при этом довольно много фотографий различных сущностей, исследователи сталкиваются при этом со множеством разных сложностей в процессе съемки, проявлении и печати. Поэтому не удивительно, что огромное количество публикуемых фотографий объясняется различными дефектами съемки, аппаратуры, расходных материалов и т.п.

Остается вопрос – а можно ли сделать снимки в этих диапазонах без дефектов? Будут ли тогда проявляться эти сущности? Что касается самой съемки за пределами видимого диапазона – ей занимается множество современных профессиональных фотографов, использующих различные техники съемки и современную качественную аппаратуру.

Приведем несколько примеров их работ:

Фотография в ИК диапазоне, фотография в УФ диапазоне

Но почему же профессиональные фотографы, занимающиеся съемкой в ИК и УФ диапазонах, до сих пор не наводнили интернет и прессу фотографиями сущностей? Скептики-мистики предполагают, что подобные фотографии просто отбраковываются фотографами, как «некачественные», и не публикуются. При этом сами исследователи паранормального так же не отрицают, что публикуют не все фотографии, оставляя самые необъясненные у себя по разным причинам (написание книг, дальнейшие исследования и т.д.).

Вывод

Таким образом, основной проблемой для исследования этого феномена является недостаток информации. Для устранения этого фактора, в первую очередь, необходимо выяснить наличие необъясненных фотографий у профессиональных фотографов, занимающихся съемкой в УФ и ИК диапазонах, и у исследователей паранормального. Только после анализа полученных фотографий можно будет сделать вывод о наличии феномена.

На данном же этапе существование феномена можно считать не подтверждённым и вопрос этот остается открытым.