В далекие 90-е годы особую популярность среди школьников приобрела игра на вкладыши. Часто можно было услышать бурные, продиктованные эмоциями, высказывания: «А мне попалась последняя модель Феррари». Класс!
От автора: Коллекционированием бумажек подобного рода, кстати, было поглощено большинство мальчишек.

Когда во дворе или в школе, видели мальчика, у которого была большая стопка фантиков от жвачек, то он считался «крутым». Собирали вкладыши и обвертки со всех жевательных резинок. Помню, как мы с друзьями выпрашивали деньги у родителей, чтобы купить себе любимую жвачку. Если же вдруг у меня получалось на чем-то сэкономить, или деньги давала бабушка, когда был у нее в гостях, то я сразу же бежал за жвачкой.
Помню, с какой жадностью в те времена, мы говорили, глядя друг на друга, раскрывая одну жвачку за другой, набивая ими полный рот: «А у тебя какая?».
Да, собственно, и покупали-то жвачки, в основном, ради обёрток и «мультиков». Когда же попадались одинаковые, это было самое что ни есть глубокое разочарование, приводившее почти в отчаяние. Единственный возможный выход – это поменяться с кем-то.
На эти бумажки мы смотрели, словно на деньги. Это было для нас всё. Подобно тому, как бывает валюта разного достоинства, купюры разного номинала, вкладыши тоже были разной ценности. Например, один из последних вкладышей «турбо» можно было обменять на несколько штук вкладышей от «бом-бим-бома» или «дональдака». Также очень ценились вкладыши футбольного характера, особенно - команды.

Каждый заядлый коллекционер имел свою, сжатую в руках, стопочку сокровища. Это увлечение, конечно же, не одобряли учителя, так как из-за него, мы не были сосредоточены на уроках. Поэтому от них мы старались тщательно скрываться. Помню так же, как судорожно, по нескольку раз, мы пересчитывали накопленные «сокровища».
Однако самое интересное было для меня то, как мы на вкладыши и фантики играли. Перед каждым стояла задача побольше выиграть у других. Здесь я хотел рассказать именно об этом – как, где мы играли на них. В основном, это была игра в «выбивалки».Каждый, брал свой «фантик», клал его перед собой на пол, после чего своей немного согнутой ладошкой, бил по нему сверху – так, чтобы он перевернулся. Если у меня перевернулся, а у соперника нет, то потом брали мой и его фантик, клали один на другой, и выбивали сразу две. Если, допустим, я ударил, но не перевернулся ни один вкладыш, то очередь переходила к сопернику, теперь уже бил он. И так до тех пор, пока кто-то не выбил бы сразу две. Такой игрок и забирал свой «трофей» - обёртку соперника. В том и заключалась суть игры, на которой все были помешаны.Это нужно было только видеть! В основном, конечно, так «с ума сходили» мальчики, девочек не замечал за подобными играми. Такое происходило на школьном полу, подоконниках, партах, а также в подъездах, на ступеньках, даже на асфальте.Однажды мне рассказали секрет, как можно бить по фантику, чтобы он лучше переворачивался. Так как это происходило, в основном, за счет воздуха, который исходил от размашистого движения руки, то нужно было бить плавно. Поэтому я старался бить и сразу же уводить ладошку в сторону. Благодаря такому методу, я мог действительно выиграть много чужих «сокровищ».
Только вот у некоторых ребят, из-за частой игры, вкладыши становились грязными, сильно «изношенными», как это часто бывает у мелких денежных купюр. Сколько же было радости, сколько эмоций от очередного выигрыша! Я чувствовал себя самым счастливым человеком, когда срывал очередной «Джек-пот» фантиков.
Омрачить это могло только одно: если вдруг, по какой-то причине, у кого-то из друзей появлялась новая, редкая тачка. Вот это был ужас! Он её с гордостью всем показывал. Это вызывало зависть со стороны окружающих. Все поэтому наперебой предлагали за нее несколько других.
Со временем устаревшие обёртки и вкладыши, а также те фантики, которые износились, расклеивали везде: на лифтах и стеклах – на всём, что попадалось под руку. Наверное, мне никогда не забыть тех радостных моментов жизни. Казалось бы, что это такое? Бумажки, да и всё. Обыкновенные фантики, на которые сейчас мало кто обратит внимание, так как более «прогрессивных» развлечений хоть отбавляй. Но они делали нас, детей, счастливыми в полном смысле этого слова! И это одна из причин, почему лично я буду всегда с ностальгией вспоминать 90-е, эти замечательные, «фантиково-обёрточные» времена.

Вареные джинсы

На смену обычным джинсам, которые стали намного более доступными, пришли джинсы из вываренной ткани. Степень выварености была разной, рецепты варки и название необходимых химикатов передавались по секрету. Наиболее смелые вываривали синие джинсы до предела, превращая их в белые. Белые джинсы были верхом пижонства.

Фантики и вкладыши

Удивительным образом появлявшиеся у детей обертки и вкладыши от жевачек превратились в предмет фетиша. Причем обычным коллекционированием не ограничилось. Параллельно с коллекционированием вошла в моду игра на вкладыши. Шлепком ладони по вкладышу нужно было перевернуть его обратной стороной. На удивление, эта игра была возведена в ранг азартных, игроков в школах ловили, отбирали коллекционные материалы и строго наказывали вплоть до вызова в школу родителей.

Игра «Монополия».

Достать такую игру было почти не реально. Мне привезли ее из Югославии. В силу незнания сербского, мы придумали свои правила, которые, как я подозреваю, имели мало общего с исходными. А настоящие правила нам объяснить было некому. И, тем не менее, игра «монополия» была удивительно увлекательной и азартной (в самом лучшем смысле слова).

Машинки из бумаги.

Разновидность игры во вкладыши. С той только разницей, что игровые машинки делались своими руками из бумаги и раскрашивались цветными чернилами. Два игрока дули в машинки, которые сталкивались. Если чужая машинка переворачивалась, то она доставалась противнику.

Электронный морской бой

Удивительная игра, со звуком и световыми эффектами. Ни о какой полифонии, разумеется, речь не шла. Скрипящий звук имитировал взрыв от торпеды.

В какой-то момент среди девушек в моду вошли обтягивающие ноги колготки из плотного материала, которые сразу получили название лосин (по названию таких же чулков, которые в средние века носили мужчины и которые были сделаны из лосиной кожи). Это был обязательный атрибут сексуальности. Стандартом были лосины, надетые под миниюбку или под удлиненный свитер. Никого не смущало, что в Европе лосины – рабочая одежда проституток. Еще одно (более позднее) название «дольчики» (так обычно называли цветные лосины), судя по всему, уходило корнями в название фирмы Дольче и Габбана.

Напульсники

Специальные кожаные напульсники для тяжелоатлетов было принято украшать металлическими заклепками и шипами. В результате получался атрибут человека, который позиционировал себя как «металлиста», то есть поклонника музыки соответствующего направления. Однако, через какое-то время брутальные напульсники стали носить все остальные. Выглядело крайне устрашающе.

Электронные игры Зеленоградского завода.

Сейчас трудно кого-либо удивить портативной игровой приставкой. А вот тогда это было пределом мечтаний. И никого не смущало, что играть приходилось всего в одну игру на маленьком монохромном дисплее (иллюзию цвета создавали, нанося рисунки поверх дисплей). Игра стоила 25 рублей, что соответствовало стоимости некоторых моделей велосипедов. Первоначально это была «Ну, погоди», потом появились «Веселый пекарь», «Тайны океана» и другие. Ходил слух, что при наборе тысячи очков устройство показывает мультик. Судя по всему, миф имел в своей основе представление о том, что набрать такое количество очков просто невозможно. Лично меня постигло разочарование, когда после набора такой цифры, я никакого мультика не увидел.

Велосипеды.

Персональное транспортное средство всегда было мечтой мальчишек, независимо от эпохи. В моем детстве основными моделями были «Орленок» (наиболее демократичный по цене, с горизонтальной рамой, на которой можно было возить второго пассажира), «Салют» (считавшийся рекордсменом по скорости из-за размера колес), и уступавший ему по скорости, но выигрывавший по проходимости и маневренности «Кама». Из детских моделей я бы отметил «Дружок» и «Бабочка» - к ним приделывалась дополнительная пара колес, помогавшая держать равновесие. Стандартным тюнингом дл велосипеда были дополнительные катафоты и трещалки, устанавливавшиеся на колеса для придания дополнительного шумового эффекта.

Духовые ружья.

Несложная конструкция из деревянного цевья, пластиковой трубки и резинки, позволявшая стрелять шариками из пластилина. Отражение мальчишечьей страсти к оружию. Назывались «самострелами»

Настольный хоккей.

При всем кричащем примитивизме этой игры, она была одной из самых популярных и востребованных. Подразделялась на хоккей с плоскими металлическими игроками (они были выполнены в виде персонажей известного мультика «Шайбу, шайбу!» и более современную – с пластиковыми, объемными игроками. Мы с моими одноклассниками даже проводили целые турниры. Победить должна была, конечно, сборная СССР.

Брызгалки.

Я не знаю, откуда, но взялась мода на поливание друг друга водой при помощи брызгалок и одноразовых шприцов. Конструкции брызгалок были самыми разными. Как правило – пластиковая бутылка (тогда она была большим дефицитом – как правило использовался флакон из-под бытовой химии), со вставленной в нее корпусом шариковой ручки. Однако шприц позволял обеспечить намного более высокую точность попадания. Тем более – шприц, даже «заряженный» было реально проносить в школу в кармане формы незамеченным.

Кроссовки Адидас.

Показатель статуса. Возможность купить такие кроссовки была отличительной чертой обеспеченного человека с возможностями. Эти кроссовки были жутким дефицитом. И это несмотря на то, что шились они в Москве на заводе, расположенном в Бескудниково. Удивительное дело – спортивная обувь стала обувью парадной, «на выход».

Пинг-понг

Дефицитом было все, что необходимо для этой игры. Ракетки, мячики, столы, сетка. Самая доступная ракетка – «сухарь». Самая почетная – «Мягкая» (ею можно было «крутить», а ее качество проверяли, проводя плоскостью по волосам). Модным было расписывать поверхность «мягкой» ракетки названиями любимых музыкальных групп. Самые простые шарики – отечественные, «деревянные». Самые прогрессивные – китайские.

Крашенные челки

Удар новой культуры, которую принято называть «новой волной», был настолько силен, что смог преодолеть «железный занавес». Люди, понятия не имевшие, что такое Duran Duran, при помощи перекиси водорода высветляли себе челки именно так же, как у членов этой группы. Это обеспечивало почти сто процентный успех среди окружавших его девчонок. Девчонки же отвечали «стоячей челкой», на создание которой уходило значительного количества лака для волос.

Джинсы Пирамиды.

Удивительный по своей форме вид джинсовых брюк, завоевавших невероятную популярность. Одежный ансамбль из «пирамид», вкупе с мокасинами, белыми носками и фирменной майкой или белой рубашкой был призван сигнализировать о том, что человек знает толк в моде.

Фотографии рок-групп

Образы членов групп Kiss и фотокопии обложек альбомов Iron Maiden продавались по цене от 50 копеек до рубля в туалете любой школы. Популярность таких фотографий для меня до сих пор является загадкой.

Магнитофон «Электроника 302»

Главный музыкальный фетиш моего поколения. Удивительно живучий, устойчивый к разрушению от частых падений, простой как автомат ППШ, он всегда был главным участников всех компаний и тусовок. При его помощи можно было вполне организовать компактную дискотеку. Магнитофон ставился на пол, а желавшие потанцевать становились кругом вокруг него. Основным критерием качества записи являлась ее громкость. Зачастую запись производилась напрямую – из динамика одного магнитофона в микрофон другого. Главной технологической проблемой интерфейса этого устройства являлась нефиксировавшаяся кнопки перемотки. Для решения этой проблемы применялась отвертка, которой и фиксировалась кнопка. Самым ценным являлись крайне дефицитные батарейки, которые (при наличии специального «батареечного» блока питания) давали возможность делать устройство мобильным. Магнитофон отлично лежал в согнутой в локте руке. Особым шиком были прогулки компании с включенным магнитофоном.

Аудиокассеты

Поначалу представляли собой страшный дефицит, при том, что цена за одну кассету была 10 рублей. Кассеты делились на отечественные и импортные, и по времени звучания – 30 минут, 90 и 120 (последние были самые капризные – в них пленка была тонкая и скоропортящаяся от частого прослушивания). Потом в большом количестве начали плодиться палатки, где можно было купить кассету с записью. Можно было так же сдать свою кассету, чтобы тебе на нее записали нужного исполнителя (списки исполнителей с альбомами вывешивались на стене палатки). Был, правда, риск, что из сданной тобой приличной кассеты Denon вынут лентопротяжный механизм с пленкой и взамен запихнут ленту из отечественной кассеты. Потом появились польские кассеты с записью, отличительной чертой которых было оформление «под родную». Полиграфия, которой наносилась картинка с официальной кассеты, была ужасной, однако это было круто. Если поблизости не было розетки для магнитофона, то перемотка кассеты осуществлялась при помощи карандаша – на него идеально надевалось отверстие лентопротяжного механизма. Это позволяло экономить крайне дефицитные батарейки в магнитофоне.

Кадры из фильмов

Тоже довольно странное увлечение – сбор кадров из фильма «Гостья из будущего». Каким-то образом находилась пленка, которая разрезалась на кадры. Их можно было потом смотреть через диафильм-проектор. Как-то мне посчастливилось найти тайник, в котором лежал огромный пакет с кусками пленки с кадрами. Это было настоящим счастьем.

Возможность зарядить в магнитофон кассету с фильмом, который ты хочешь посмотреть в данный момент, волновала умы всех. То есть теперь ты был независим от официальных медиа-ресурсов, не нужно было ждать, когда они покажут тебе то, что ты хочешь смотреть именно сейчас. Не говоря уже о том, что большую часть видеофильмов дождаться по телевизору было практически невозможно. Пожалуй, это был самый сильный удар по официальным средствам массовой информации. Фактически, само устройство запретить не могли. Могли придраться только к фильмам, которые на нем просматривались. Любимой тактикой борьбы милиции с просмотром запрещенной кинопродукции было неожиданное выключение электричества к подъезде (достать кассету их видеомагнитофона без тока было невозможно). После этого борцы за нравственность вламывались в квартиру и производили изъятие кассеты. И горе было владельцам устройства, если на этой кассете было что-то, включенное в список запретных фильмов. В более позднее время начали организовываться «видеосалоны», в которых можно было посмотреть западные фильмы – от 50 копеек до полутора рубля за просмотр. Особым интересом пользовались фильмы «с элементами эротики». Салон представлял собой комнатушку со стульями, стоявшими в ряд, перед которыми стоял телевизор более менее приличной диагонали с подключенным видеомагнитофоном.

В какой-то момент в палатках и на лотках начали продаваться значки с изображениями киногероев, музыкальных кумиров и веселыми поговорками. Самой популярной была фразы «Куй железо пока Горбачев». Никто не видел ничего плохого в том, чтобы вся твоя одежда была утыкана такими значками.

Персональный переносной источник музыки – это было что-то такое, за что можно было продать душу. Возможность слушать любимую музыку в любой обстановке – в метро, на уроке, дома, на улице – это было пределом мечтаний. Возможность добыть нормальный walkman появилась не сразу. Поначалу приходилось пользоваться продукцией отечественных производств. Штука была тяжелая и бестолковая. Наушники представляли собой нечто устрашающее. Корпус был выполнен из металла. Но функцию свою это устройство выполняло.

Официально в СССР можно было купить четыре вида жевачки: мятная, апельсиновая (с Незнайкой на упаковке), малиновая и самая противная – «кофейный аромат». Неофициально жевачка завозилась выездными из заграничных поездок (это был самый лучший сувенир). Жевание носило удивительно сакральный смысл. По сути, неважно было, что ты жуешь (умельцы творили самодельную жевачку из зубной пасты, запекая ее на обычной батарее отопления). Сам факт жевания символизировал твою причастность к современной культуре и моде. Жевать было модно. Никакими разговорами про вредоносность этого действия для желудка и сравнением со жвачными животными нельзя было отбить желание жевать. Сама жевачка (особенно импортная) являлась универсальной валютой, на которую можно было выменять что угодно.

Пиво в банках

Вот это было реально круто. Осознание того, что нормальное пиво не может храниться в жести, пришло позже. Сам факт поглощения пива из жестяных банок – это был повод предаться иллюзиям о красивой жизни, которую видел только на видео. Там все пили только из банок. И еще было принято устраивать коллекции из жестяных банок из-под пива на кухне, на специальной полочке.

Компьютер Микроша

Человеку, родившемуся после 2000 года, будет очень сложно доказать, что игры в компьютер можно загружать посредством магнитофонных кассет. Честно говоря, для меня до сих пор загадка, как эта скрипяще-визжащая какофония из динамика магнитофона превращалась в примитивную (по нынешним понятиям) компьютерную игру на монохромном телевизоре, который служил монитором. За возможность поиграть в такие примитивы в специальных «компьютерных центрах» платились немалые деньги.

Пепси-колу было вполне реально купить в магазине, хотя и стоила одна значительно дороже отечественного лимонада – 45 копеек против за Пепси против 18 копеек за такую же, к примеру, Померанцевую Флору. А вот бутылки с кока-колой попадались намного реже, и потому ценились намного выше. Находились люди, которые на полном серьезе заявляли, что чувствуют вкусовую разницу между этими напитками.

Набор «Юный химик».

Прекрасная возможность почувствовать себя алхимиком, смешивающим что угодно с непонятно чем. Инструкция, понятное дело, терялась первой. Процесс смешивания веществ в пробирках, колбах и ретортах был намного увлекательней, чем какая-то там инструкция. Как результат – прожженная кислотой футболка и первый самодельный порошок для лимонада.

Полнометражные мультфильмы

Их было совсем немного, и все они пользовались невероятным успехом. «Властелины времени» лично я просмотрел в кинотеатре 12 раз, и каждый раз на последних кадрах у меня перехватывало дыхание. Кроме них были «Король и птица» и «Лисенок Вук», а более редкий мультфильм «Корабль-призрак» было принято пересказывать по ночам как «страшную историю».

Тогда он не воспринимался как отечественная альтернатива Кока-коле и продавался в разлив из палатки или передвижной цистерны. Я никогда не мог себе отказать в удовольствии выпить большую (пивную) кружку за 6 копеек. И очень жалел, когда квасные палатки пропали с улиц Москвы. Квас был свежим, не пастеризованным. И окрошка из него получалась самая вкусная.

Автосимулятор «За рулем»

Управление магнитом в форме автомобиля, который движется по кругу, доставляло неописуемое удовольствие. Особым шиком считалось умение проскакивать через небольшой участок дороги, не предназначенный для движения (кто играл, тот должен помнить). Для этого требовалось филигранное владение рулем и чувством момента.

Арабские сигареты

Даже не представляю, кому в голову пришло завозить на наш рынок сигареты из арабских стран, но точно знаю, что они были дико популярны среди молодежи. Причиной тому была яркая пачка (черная или темно-синяя), дающая полное ощущение, что ты куришь «фирму», то есть дефицитные импортные сигареты. Очарование импортных сигарет тогда было очень сильным.

Телеканал 2х2

Это было настоящим прорывом. Совершенно новый подход к подаче информации. Теперь не надо было вылавливать мультики и музыкальные программы в сетке вещания. Их крутили целый день. Это было почти мечтой. Первые музыкальные ролики показали именно на этом канале. Savage, Duran Duran, Sabrina, Alphaville, Мальчишник – первыми эти ролики показал именно 2х2. Вращающаяся эмблема канала под бодрую классическую музыку производила почти магнетическое воздействие.

Скейтборд.

Их привозили в качестве дорогого подарка откуда-то из Прибалтики. Кататься на них мало кто умел, но иметь «скейт» было мечтой любого мальчишки. От современного он отличался так же, как «Жигули» отличаются от «Мерседеса». Увековечен в культовой картине «Курьер» Карена Шахназарова. Именно на таком там катаются Иван с Базиным.

Новогодний конфетный набор

Как правило, упаковывался в коробку в виде одной из кремлевских башенок. Содержал в себе самые разные конфеты – от банальных ирисок «Кис-кис» до самого почетного – леденцов на палочке. Содержимое конфетного набора всегда было предметом для обмена, в зависимости от вкусовых предпочтений хозяина. Были такие, что и ириски любил.

Программируемый танк

Вызывал восторг не столько сам танк, сколько возможность программировать его действия. Придумывался целый спектакль с его участием – движение, стрельба, издавание звуков.

Снегокаты

Поначалу это был классический «Чук и Гек», однако скоро к нему присоединился более футуристичный «Аргамак», с почти автомобильным рулем. Это было намного круче, чем простые санки. Для остроты ощущений снегокат можно было привязать к бамперу автомобиля.

Электронные часы

Иметь часы – всегда было мечтой любого мальчишки. Однако век прогресса наступал, и иметь обычные часы было уже не так почетно. Мечтой стали электронные часы. Их дизайн до сих пор остается поводом для раздумий современных дизайнеров, однако тогда критерии оценки были совсем другие. В часах обязательно должно было быть звуковое сопровождение. Качество оценивалось количеством мелодий, установленных в часах.

Мороженное

Лакомство на все времена. Пожалуй, наиболее гениальное из всего изобретенного человечеством. Выбор был невелик – Пломбир «за 48 копеек», Эскимо, молочное в вафельном стаканчике и фруктовое в бумажном, а так же самые неудобные для поедания на ходу – «Лакомка» и вафельный брикет. Принято было считать, что самое вкусное мороженное продавалось на углу ГУМа (время от времени выезжала тележка с тетенькой). У этого мороженного был значитеьный минус – оно накладывалось в стаканчик шариком. А под ним было пустое пространство. То есть стаканчик не был заполнен до конца. А самое необычное – мороженное «Полет» в ресторане гостиницы «Россия».

Рисовалка по песку.

(картинки не нашел)

Один из самых необычных на тот момент способов выявления рисовального
таланта. Рисовать на простой бумаге и в книжках-раскрасках было скучно.
А вот водить двумя манипулятора, заставляя скрытый от глаз механизм
чертить линии на серебристом песке, который облеплял экран – это было
крайне модно.

Книги писателя Волкова.

На фоне всеобщего книжного дефицита книги Волкова о приключениях Урфина Джуса, Эли, Тотошки и их производных стояли особняком. «Урфин Джус и его деревянные солдаты», «Желтый туман» еще можно было разыскать, а вот последняя книга (дописанная за умершего к тому времени автора художником книги) «Тайна заброшенного замка» была крайне дефицитной. Я ее, кстати, так и не успел найти и прочитать. Ее давали на одну ночь и строго следили за возвращением. Популярности этой книжной серии могли позавидовать многие маститые авторы.

Головоломка змейка

Отличный способ для убивания времени и развития фантазии. Какие только фигуры не приходилось из нее складывать…

Колбы для сока.

Почти в любом универсаме был отдел, где наливали соки и молочные коктейли. Сок наливали из особых конусов. Это был обычный сок, но сам факт наливания его из столь необычной тары превращало процесс в нечто загадочное.

Игры с вкладышами - это не только интересное занятие для малыша, но и процесс, помогающий развитию наглядно-действенного мышления. Чему могут научить вкладыши?

За счет того, что представляет собой такая игрушка (вкладыши-колпачки, матрешки) набор из нескольких предметов, имеющих одинаковую форму, но разный размер, ребенок учится соотносить предметы по величине, а вкладывая один предмет в другой - развивает координацию движений.

Еще к вкладышам можно отнести игрушки с углублениями и прорезями, куда помещаются предметы, соответствующие им по форме и размеру - сортеры .

Наиболее полезны игры с вкладышами для малышей после года, поскольку развивают пространственное мышление, координацию движений, способствуют различению цвета и соотнесению форм и размеров.

Как выбрать игрушки - вкладыши?

  • Для малышей в возрасте от 18 месяцев лучше выбирать такие наборы, которые состоят более, чем из пяти предметов. Хорошим выбором может стать матрешка с набором кубиков и мисочек, соответствующим по количеству и размеру предметов.
  • Если Вы выбираете игрушку для ребенка постарше , можно обратить внимание на коробки для форм или плоскостные вкладыши, причем лучше выбрать такие, где вкладывание - это часть игрового процесса. Такие, например, где ребенок находит окошко, соответствующее форме изображенных на вкладышах предметов. Или же картинки с предметами - это части большой картины со своим сюжетом. Такие вкладыши дают возможность создавать игровые ситуации, развивающие сюжет интересной ребенку истории или сказки.

Как играть с ребенком во вкладыши?

Вкладыши дают возможность придумать множество игр , в которых с удовольствием будет участвовать Ваш малыш, попутно развивая необходимые навыки и умения: мелкую моторику, координацию движений, умение сортировать предметы, ориентируясь по форме, воспитывать познавательную активность, коммуникабельность и многое другое...

О том, что предстваляют из себя эти игрушки, и как рпавильно их подбирать под возраст ребенка - мы писали здесь .

А теперь:

Примерные развивающие игры с игрушками вкладышами:

Игра «Пряталки»

Для такой игры могут подойти полые кубики, или любые другие полые предметы одинаковой формы и разного размера. На примере кубиков игра может выглядеть следующим образом. 4-5 кубиков ставятся на столе друг на друга полостью вниз. Сначала малыш видит только самый большой кубик, а затем, когда вы по очереди будете их снимать друг с друга, он увидит, что под каждым кубиком прячется еще один, поменьше.

Затем вместе с ребенком можно в обратной последовательности спрятать кубики. Сопровождается игра примерно такими словами: «Что же у нас там прячется? Кубик! А здесь еще один! Давай их спрячем снова. Нет кубика, теперь и этого нет. Снова один кубик остался!». Ребенок очень быстро освоит эту игру и радостно будет прятать и искать кубики. Вы можете помочь малышу, взяв его руку и продемонстрировав, как один кубик надевается на другой. Число кубиков, или других вкладышей, которые могут быть использованы для «пряталок» можно постепенно увеличивать.

«Строим башню»

Для такой игры используются кубики. Покажите малышу, как ставятся кубики один на другой - на дно кубика побольше ставится кубик поменьше и т. д. Вы можете прокомментировать эту стройку радостными словами: «Какая большая и красивая башня у нас получилась!» Ребенок наверняка сразу захочет присоединиться и начнет строить башню уже сам. Впоследствии эту игру можно разнообразить: благодаря тому, что кубики полые, на разных этажах построенной башни можно прятать шарик, или другой небольшой предмет, который так интересно и радостно находить. Такая игра поможет в развитии координации и внимания.

«Разложи по местам»

В раннем возрасте детей очень увлекает процесс раскладывания по емкостям разных предметов. Вкладыши могут сделать этот процесс интереснее и познавательнее. Вот как Вы можете это осуществить. Все элементы из набора вкладышей (мисочки, полые кубики и т. п.) расставляются в ряд от большего к меньшему. Показав ребенку один раз, что все предметы раскладываются по емкостям так, чтобы не осталось ни одной незаполненной, можно предоставить ему возможность сделать это самостоятельно. После того, как Ваш малыш научится заполнять все мисочки, раскладывая в них по одному предмету, можно приступить показать ему, как предмет соответствует размеру емкости: в большую мисочку - большой шарик, в маленькую - маленький. Впоследствии для ребенка уже не составит труда заполнить емкости предметами, соответствующими им по величине.

Игра для нескольких детей с доской-вкладышем «Окошки-крышечки»

Доска-вкладыш может быть интересна детям постарше. С ее помощью можно организовать совместную игру для 3-4 ребят в возрасте от 2,5 лет. Посадите ребят за стол, на котором разложены фигуры разной формы, и каждому из них раздайте по карточке, на которой нанесен рельефный контур, соответствующий одной из фигур. Сначала нужно дать малышам внимательно рассмотреть свои карточки, потрогать их. Предложите обвести пальчиком контур на своей карточке каждому из детей. После этого обратитесь к одному из детей: «Маша, посмотри, какой крышечкой можно закрыть твое окошко?» Даже если Маша сразу не найдет подходящую по форме фигуру, не стоит говорить о том, что эта крышечка не подходит. Вместе с детьми проверьте фигуру, дайте убедиться, что выбрана не та. Когда будет найдена подходящая крышечка, порадуйтесь, продемонстрируйте достижение всем ребятам, пусть Маша несколько раз откроет и снова закроет свое окошко. Когда у всех детишек получится это проделать, можно предложить им поменяться карточками с окошками. Эту игру можно продолжать столько времени, сколько она будет интересна детям.
Можно проводить игру «Окошки-крышечки» и с одним ребенком, заменяя карточки одну за другой и по мере освоения игры, усложнять ее, предлагая всё новые фигуры.

Матрешки позволяют придумать множество игр, которые будут интересны как одному ребенку, так и группе детей. Вот примеры таких игр:

«Познакомимся»

Для игры используется матрешка из 10-12 элементов, если такой под рукой не окажется, то ее могут заменить две матрешки пятиместные. Суть этой игры - в первом знакомстве с этой замечательной игрушкой, в том, чтобы ребенок открыл ее главный секрет. Устроившись рядом с малышом, достаньте новую игрушку, обрадуйте ее появлением Вашего малыша: «Смотри, какая красивая твоя новая игрушка! Какой у нее красивый платочек, какие румяные щечки!..» Затем возьмите ее в руки и удивленно сообщите: «Матрешка тяжелая, она гремит, давай посмотрим, может быть, у нее есть что-то внутри?» открывая матрешку, можно произносить примерно такие слова: «Матрешка, покажись нам немножко», «Откройся, матрешка, покажись нам немножко». Когда Вы вместе с малышом удивитесь тому, что в матрешке обнаружилась еще одна, рассмотрите обе матрешки, попросите ребенка показать, какая из них большая, какая маленькая, какого цвета их фартучки, платочки. Расскажите, что форма матрешек одинаковая, а по величине они разные. Таким образом доставайте по очереди всех матрешек, сравнивайте их, разглядывайте, выстраивайте в ряд по росту. После того, как Ваш малыш познакомился с матрешкой, можно приступать к следующей игре - «Детский сад»

«Детский сад»

Расскажите ребенку, что матрешки, точно так же, как и дети, ходят в детский сад. Большие матрешки - в старшую группу, а маленькие - в младшую. Разделив стол на две части, которые будут двумя группами, попросите малыша отвести каждую из матрешек в свою группу. Если ребенок перепутает, поставьте матрешек рядом и спросите, какая из них больше, какая меньше. Когда же все матрешки будут в своих группах, стоит еще раз отметить, что большие и маленькие матрешки в разных группах. Усложнить задачу можно, собирая матрешек на прогулку. Пусть малыш сначала построит их по росту, а затем большие матрешки найдут себе пару среди маленьких: самая большая матрешка из старшей группы выберет самую большую из младшей и так далее. Пары, нашедшие друг друга, отправляются на детскую площадку, на другой край стола. Когда все матрешки вышли на прогулку, они могут поиграть в прятки. Еще раз отметьте для малыша, что в большую может спрятаться только та матрешка, которая меньше ростом. В игре «Детский сад» можно придумывать множество различных сюжетов: матрешки могут пойти к медсестре для того, чтобы измерить рост, можно подбирать тарелочки для их обеда соответственно их размерам, подбирать им кроватки для сна и т.п. Основная цель - донести малышу, что все матрешки отличаются друг от друга, но при этом они похожи - они могут быть подружками или родственниками.

Две приведенных выше игры показывают, что с матрешками можно играть, создавая самые разные ситуации, что не наскучит ребенку.

И напоследок еще несколько общих рекомендаций по организации развивающих игр с вкладышами для ребенка:

- не оставляйте матрешку в свободном доступе для ребенка , пока он не начнет осмысленно играть с ней, иначе игрушка может быстро надоесть и ожидаемую от нее пользу будет получить уже сложнее;
- первые игры с матрешкой лучше проводить с Вашим участием , причем участием эмоциональным, фантазийным, постарайтесь сделать игры максимально выразительными.
- Ваше участие не подразумевает ограничение свободы для Вашего малыша , наоборот, его побуждайте его к мыслям, активным действиям. Не исправляйте неверные действия самостоятельно, лучше направить к верному решению наводящими вопросами. То есть цель Вашего участия - помощь в освоении увлекательной игрушки. А результаты таких игр Вы сможете увидеть уже очень скоро после начала знакомства с новой игрушкой.


Рамки-вкладыши впервые придумала Мария Монтессори. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях. Например, в возрасте одного года - полутора лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру.

Игры из серии «Рамки-вкладыши» позволяют им не только заниматься любимым делом, но и узнавать много нового и интересного, тренировать мелкую мускулатуру рук. Вы можете найти много рамок-вкладышей: «Листья деревьев», «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Бабочки», «Рыбы», «Птицы», «Животные Африки», «Домашние животные», «Геометрические фигуры», «Дроби», «Алфавит»,» Цифры» и т. д. Эти рамки и вкладыши имеют свои степени сложности, но варианты игры в них похожи.

Отзывы о детских интернет-магазинах читайте по ссылке kidstovary.ru .

Какие бывают рамки-вкладыши

В рамке-вкладыше ребенку нужно вытащить из планшета изображение, вырезанное в нем. Потом вынутая деталь должна быть помещена обратно, что сделать бывает нелегко, ведь важно правильно подобрать вкладыш к рамке, точно его повернуть и вставить.

Картинка-вкладыш представляет собой картинку с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение. Занятия с картинками-вкладышами очень хороши для становления и развития только появляющегося у малыша наглядно-образного мышления, развития речи.

Выбирать картинки-вкладыши, необходимо исходя из возраста ребенка: чем он младше, тем меньше должно быть вырезано кусочков, тем крупнее детали.

Рамки-вкладыши обучают:

1. Основам классификации и логике (поганка, боровик, опята - грибы).

2. Обучают понятиям, связанным с формой.

3. Ориентации на плоскости (необходимо вставить определенный вид животного в подходящую для этого рамку).

4. Различать предметы по силуэтам.

5. Ребенок с помощью рамок-вкладышей учиться обводить, раскрашивать, заштриховывать, не вылезая за контур рисунка, следуя от простого к сложному.

6. Ребенок учиться распознавать предметы по видам (например, увидев на картинке в книжке боровик, он скажет не просто «грибок», а, как минимум, гриб-боровик).

Рамки-вкладыши развивают:

  • мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию
  • целостное восприятие
  • любознательность, познавательный интерес
  • обогащение словаря
  • расширение представлений детей о явлениях и предметах окружающего мира
  • формирование умения выделять связи между предметами и явлениями окружающего мира

Рамки-вкладыши можно выбрать не только по степени сложности, но и в соответствии с интересами ребенка.

С какого возраста можно играть рамками-вкладышами

Примерно с 8 месяцев, когда малыш уже что-то умеет делать ручками. Для малышей подбирайте разнообразные рамки-вкладыши, где просто нужно вытаскивать и вставлять обратно. Вы достаете вкладыш и пытаетесь вставить его обратно, примеряя ко всем «окошкам» пока не найдете нужное. С помощью этих нехитрых манипуляций развивается глазомер малыша и совершенствуется координация движений.

Еще один вид вкладышей для малышей являются вкладыши с маленькой ручкой на каждой фигурке. Для чего нужна ручка? Думаете для удобства? Вовсе нет! Малыш берет такой вкладыш с ручкой с помощью трех пальцев: большого, указательного, среднего. Эти пальцы в дальнейшем участвуют в процессе письма, и таким образом происходит заблаговременная косвенная подготовка руки к письму.

В играх с рамками-вкладышами, связанных с выкладыванием, вкладыванием происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи.

Для детей до 2 лет выбирайте рамки-вкладыши с игрушками, фруктами и овощами, геометрическими формами. Словом, выбирайте рамки с яркими и знакомыми ребенку предметами, рамки с сюжетом.

В своей повседневной жизни дети очень часто сталкиваются с частями целого (половинка яблока, четвертинка хлеба и т. д.), поэтому, представление о частном как части целого, может сформироваться у них рано. Поэтому, деткам после 2 лет можно предложить рамки-вкладыши, состоящие не из одной, а из нескольких частей.

Сами по себе фигурки тоже являются игрушками, подходящими, например, для разыгрывания небольшого спектакля. Можно также попросить ребенка назвать цвета фигур, спросить его какая из них больше. Вы сможете объяснить малышу понятия «большой», «маленький», «средний», «самый маленький», «самый большой», «больше чем», «меньше чем». Играя с ребенком, давайте ему задания на сравнение фигурок, счет, выстраивание их в правильной последовательности (по росту). Такие задания развивают аналитическое мышление и словарный запас.

Что еще можно делать с фигурками?

Их можно обводить и закрашивать, дорисовывать части тела, определять на ощупь, и даже вешать на елку в качестве новогодних игрушек, фигурки можно использовать как счетный материал. Можно описывать фигурки, называть их свойства. Придумывать истории. Можно разыграть настольный театр, где будут задействованы все фигурки рамки.

Игры с рамками-вкладышами

Демонстрация

Покажите новую игру малышу, не давая в руки. Выньте и вставьте вкладыш любой формы (например, квадрат) в рамку. Ребенок увидит, что вкладыш вошел в рамку. Повторите это действие несколько раз, вынимая вкладыш. Примерьте по очереди два разных вкладыша к рамке. Ребенок увидит, что один из них точно совпадает с рамкой, а второй - не совпадает. Обычно двух-трех показов достаточно для того, чтобы малыш заинтересовался Вашими действиями и потребовал игру к себе.

Не забывайте разговаривать с ребенком при показе игры, не употребляя слишком много слов, не спеша, не повышая голоса. Например, скажите: «ЧТО ЭТО? - ЭТО КВАДРАТ, А ЭТО КРУГ!». Не забывайте хвалить самих себя «Как хорошо!» и ребенка «Молодец, Ваня, сложил квадрат!»

А теперь пусть малыш сам повозится и новой игрушкой.

Обводка фигур на листе бумаги

Это тоже игра. Игру желательно проводить, сидя за столом, держа ребенка на коленях. Для этого особенно хороши рамки без подложки, изнутри их легче обводить. Возьмите одну из любимых фигур (по выбору ребенка) и положите на лист бумаги. Это может быть любая часть фигуры - вкладыш или рамка.

Удерживайте вкладыш, прижав его к листу бумаги одновременно рукой ребенка и своей рукой. Помогите обвести цветным фломастером фигуру. Передвиньте вкладыш на листе и возьмите фломастер другого цвета. Полюбуйтесь результатом вместе с ребенком. У вас получатся красивые фигуры одинаковой формы, но разных цветов. Прежде чем обводить фломастером, дайте ребенку ощупать игру, проведите его пальцем по периметру. При этом не забудьте, что можно расположить вкладыш не только в любом месте листа, но и в любом положении. Например, из квадрата, расположенного по диагонали, получится ромб.

Позднее, используя прием обводки, Вы можете предложить малышу составлять из обведенных геометрических фигур рисунки. Например, «домик» состоит из прямоугольника и треугольника, «Солнышко» получается при обводке круга и так далее. Но, НЕ ДОПУСКАЙТЕ преобладания обводки, как художественного приема в творчестве малыша. То есть сначала ребенку необходимо показать и научить его рисовать солнышко без использования круглого вкладыша. С помощью обводки вы можете создавать новые фигуры.

Счетный материал

Отсчитываем вкладыши и раскладываем (либо раздаем игрушкам), сопровождая словами: «ОДИН, ДВА! НА, ТЕБЕ, МИШКА! НА, ТЕБЕ, ЗАЙКА!». «Зайке один, Мишке один!» Здесь же можно показать вычитание и сложение. «Один, два и еще один! Один, два, три! Получилось три!»

Особой игрой можно сделать складывание фигур (вкладышей и рамок) в мешок, сумку, или чашечку. Этот прием можно использовать в конце занятия, а можно сделать самостоятельным занятием. Положите несколько вкладышей и несколько рамок в большую емкость (тазик, кастрюлю, коробку и т.д.). Покажите малышу: «Вот сколько!». Берите по одной фигуре, не слишком быстро и не слишком медленно, и называйте их, не употребляя лишних слов: «КРУГ!», «ТРЕУГОЛЬНИК!» и опускайте в мешочек. Берите следующую фигурку и показывайте ребенку: «КВАДРАТ!». Берите следующую: «КРУГ!».

Можно придумать разные игры, главное, чтобы вам нравилось этим заниматься. В начале, вы сами будете показывать и многократно повторять свои действия. Но не думайте, что все это напрасно. Ничего подобного. Ваши действия будут только поддерживать интерес к игре, подкидывая все новые и новые варианты ее использования. Только обязательно на некоторое время «забывайте» об этой игре, чтобы потом снова испытать радость встречи с ней и открыть ее новые возможности.

Подготовила Юлия Билык