Маяковский всегда считался одним из самых необычных поэтов. И манера, в которой написаны его стихотворения, не знает аналогов во всей мировой литературе. Каждый читатель решает для себя сам, любить его произведения или нет. Однако равнодушными они не оставят никого.

Любовь поэта

Проводя анализ «Лилички» Маяковского, в первую очередь стоит упомянуть о дате написания произведения - это 26 мая 1916 года. Стихотворения Маяковского - яркие и смелые. Точно такой же была и жизнь самого поэта, полная различных событий, противоречий. Он не умел лебезить перед другими и лез в самую гущу событий, очертя голову. И таким же поэт был и в любви - он окунался в нее словно в омут. Часто случается так, что любимая женщина становится для творческого человека музой. Также случилось и с Маяковским. Его поэтической музой стала Лиля Брик. Чувства, которые испытывал поэт к этой женщине, больше были сравнимы с одержимостью.

Стихотворение, анализ которого рассматривается в данной статье, является одним из многих произведений, посвященных Лиле Брик. На момент его написания отношения между Маяковским и его возлюбленной были весьма неоднозначными. Чувства поэта были пылкими, а девушка тяготилась отношениями, которые, по ее мнению, давно следовало завершить.

Композиция произведения

Анализ «Лилички» Маяковского показывает: произведение представляет собой лирический монолог, в котором отображено движение мыслей и чувств автора. Поэт условно делит его на две композиционные части. Первая представляет собой самораскрытие героя. Вторая состоит всего из трех строк и содержит в себе просьбу к возлюбленной.

Первая часть

Первая композиционная часть, в свою очередь, состоит из двух блоков. В первом речь идет о развитии взаимоотношений с возлюбленной. Второй же является условным, он образно передает переживания героя. В первом блоке все события описываются с помощью глаголов прошедшего времени. Проводя анализ «Лилички» Маяковского, школьник может указать: поэт переживает будущее настолько реально, что готов проститься со своей возлюбленной уже сейчас. В конце блока описываемые события представляются как произошедшие (глаголы стоят в прошедшем времени - «короновал», «выжег») или же как предстоящие - «забудешь, растреплет». Но форм настоящего времени совсем нет.

Литературные приемы во втором блоке первой части стихотворения

Анализ «Лилички» Маяковского также показывает, что второй блок первой части построен на литературном приеме антитезы. Свободный мир животных (быка, слона), основанный на гармонии, противопоставляется душевной закрепощенности, страданиям лирического героя. И первая часть завершается риторическим вопросом. С помощью приемов аллитерации (звуки «л», «с», «х», «ж», «ш») и инверсии воспроизводится не только звук шелестящих листьев, но и вызывается зрительно-слуховая ассоциация с осенним временем года, символизирующим безнадежность.

В заключительной части произведения неожиданно мягко озвучена просьба лирического героя. В ней звучит и прощание, и прощение возлюбленной. Применяется аллитерация (звуки «д», «т», «с», «н»), а также ассонанс «а» - «о» - «э». Это придает особенно выразительное звучание заключительному аккорду произведения.

Метафоры

В своем произведении поэт вводит различные типы метафор, причем все они развернутые - «слов сухие листья». Душа представляется как «некогда цветущий сад, выжженный любовью». С помощью метафор умозрительное и абстрактное (душа, любовь) приобретает черты живого, наполняясь вполне конкретным содержанием.

Также в произведении используется и синекдоха - разновидность метонимии. Применение этих методов Маяковским поражает своей зрелищностью: «Сердце в железе», «тело в улицу брошу я». Чувства лирического героя выражаются не посредством отвлеченных понятий, а через метафоры.

Гиперболизация

Любовь поэта к Лиле была огромной, и все, что он переживал, гиперболизировалось. И чрезмерность его переживаний требовала исключительных средств выражения. Обращаясь к природным образам (бык, слон, море, солнце), поэт описывает их огромными. Из мира животных гипербола переносится и в сферу человеческих взаимоотношений. Лирический герой противоположен тому поэту, для которого важнее всего деньги и слава.

Самой высокой точкой гиперболы является заключительная часть, основанная на аллюзиях - автор говорит о том, что «не бросится в пролет», «не выпьет яда». Анафора союза «и», а также повтор частицы «не» еще больше усиливают эту часть гиперболы.

Лирический герой произведения

Анализ стиха «Лиличка» Маяковского должен содержать и описание особенностей лирического героя произведения. Он надеется, что его просьба все-таки будет услышана. Одна из ключевых фраз стихотворения - «крученыховский ад». Именно таким является внутреннее состояние лирического героя. Ад - это место, где страдают согрешившие души, пренебрегшие путем покаяния. Но лирический герой не раскаивается - он, наоборот, жалуется на свое состояние. И происходящее на этом пути вполне закономерно. Ведь лирический герой избирает путь греха - потому и страдает. О своей жертве во имя любви он кричит в состоянии отчаяния. Читатель становится свидетелем духовной несостоятельности героя, которая и приводит к основному парадоксу произведения: любовь для него превращается в ад. У лирического героя происходит подмена понятий в сфере любви - именно это и приводит его в состояние полнейшего отчаяния.

Анализ стихотворения «Лиличка» Маяковского: неологизмы

Как и другие произведения поэта, стихотворение содержит в себе немало неологизмов, а также ненормативных грамматических форм. Например, это слово «опожаренный». В контексте стихотворения это слово еще больше усиливает эмоциональный накал. Для того чтобы усилить экспрессивность, поэт использует и другие неологизмы - «обезумлюсь», «иссечась», «выреветь».

Ритм стихотворения

Даже краткий анализ «Лилички» Маяковского должен включать информацию о ритме произведения. Он является рваным, не соответствующим никакому метру. Произведение написано в тонической системе стихосложения. Оно приближается к тонической системе верлибра с чередованием длинных и коротких строк, которое позволяет подчеркнуть дополнительные эмоциональные ударения.

Трагедия Маяковского

Проводя анализ стихотворения «Лиличка» Маяковского, кратко можно описать и непростую ситуацию любовного треугольника, в котором оказался поэт. Маяковский был противоречивой и трагической личностью. Духовную сущность поэта было очень сложно определить даже его современникам. Именно поэтому ее стоит искать в творчестве советского поэта. Марина Цветаева, которая была современницей Маяковского, сравнивала ритмику стихотворений поэта с «физическим сердцебиением».

Лиля Брик писала, что после того, как Маяковский начал испытывать к ней нежные чувства, два с половиной года у нее не было спокойной минуты. Несмотря на то что с О. М. Бриком девушка была в разводе, она сопротивлялась напористости поэта. Ее пугала необузданная страсть Маяковского. Трагедия этого любовного треугольника заключалась в том, что сама Лиля любила Брика, однако он не любил ее. Иными словами, Маяковскому нужна была Лиля, которая не могла испытывать нежных чувств ни к кому, кроме Осипа Максимовича.

Текст стихотворения Маяковского «Лиличка!» написан в свойственной поэту (особенно его раннему творчеству) нервной, «рваной» манере. Оно посвящено Лиле Брик – юной представительнице богемы, в которую на протяжении многих лет был влюблен стихотворец. Их головокружительный роман к моменту написания произведения, изучаемого на уроках литературы в 11 классе, то есть к 1916 году, шел на убыль. Лиле надоело хранить верность одному мужчине, она предпочитая разнообразие, а Маяковский, который все еще горячо ее любил, не был готов делить девушку с другими мужчинами. Но чувства поэта так и не угасли: он снова и снова возвращался к возлюбленной.

Настроение произведения очень взволнованное, заметно, что поэт охвачен отчаянием, потому что с полной ясностью осознает: разрыв неминуем. Лиля Брик не способна на постоянные отношения. Это причиняет поэту душевную боль. Начиная читать стих «Лиличка!» Маяковского Владимира Владимировича, обратите внимание на черты авторского стиля поэта. Это и написание «лесенкой», и нестандартные рифмы (листья ли – выстелить и т.п.), и параллелизм («Кроме любви твоей, мне нету моря» – «Кроме любви твоей, мне нету солнца» и т.д.).

Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще -
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь -
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом умо́рят -
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
несуетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Лиличка!

Вместо письма

Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни -
за этим окном
впервые

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.
День ещё -
выгонишь,
может быть, изругав.


Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссеча́сь.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Всё равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь -
висит на тебе,
куда ни бежала б.

горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят -
он уйдёт,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей
мне
нету моря,

Захочет покоя уставший слон -

Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,

Если б так поэта измучила,
он

а мне
ни один не радостен звон,

И в пролёт не брошусь,
и не выпью яда,

Надо мною,
кроме твоего взгляда,

Завтра забудешь,
что тебя короновал,

и су́етных дней взметённый карнавал

Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть

твой уходящий шаг.


Представленное выше стихотворение-рэп Владимира Маяковского известно многим, особенно после переложения его на музыку рок-групп «Песняры» и «Сплин» , однако я хочу ещё раз поговорить о нём.

Стихотворение-письмо-отчаяние поэта (лирический герой и есть сам Маяковский ) - безумно по своей сути, оно даже, можно утверждать, суицидального характера, хоть там и говорится, что отчаявшийся поэт и не покончит с собой (в итоге он в жизни всё-таки покончил).

Безумие - как страсть , когда кроме объёкта «любви» ничего в жизни не видишь. Такое часто встречается и не редки самоубийства на этой почве, когда кажется, что не можешь больше жить без «любимого» человека.

Показанное чувство поэта трагично, это неразделённая «любовь» , это муки и переживание, это что-то адское («глава в крученыховском аде»), зависимое, материальное (взгляд, звон голоса, руки и т.д.)

Но проглядим построчно…

Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступлённый, гладил.


Они (поэт и «возлюбленная» поэта) курят в комнате, много курят, комната напоминает ад («глава в крученыховском аде»... - Имеется в виду поэма А. Кручёных и В. Хлебникова «Игра в аду» ). Они не разговаривают, всё время говорит, обращается к возлюбленной Лиличке поэт , но нет ответа в продолжение всего разговора, стиха между ними.

Поэт измучивает себя, говоря ей: помнишь, как за этим окном я впервые руки твои, исступлённый, гладил? Исступление – состояния бесовское, одержимое…

Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День ещё -
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.


Поэт-псих ей орёт о своих муках, а она сидит, сердце в железе (мёртвое, безучастное к его крикам), а через какое-то время, он чувствует, что она его выгонит совсем (надоест ей окончательно). Он окажется в мутной передней, с дрожащими руками… сломанными дрожью холода, которые он пытается засунуть в рукава, чтобы согреться…

Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.

Он выбежит, и видно, это было уже много раз – такие безумства, он предчувствует продолжение припадка. Дикий, безумный , отчаяньем иссечась (как ножом или бритвой ) окажется на улице. Но он хочет прямо сейчас проститься, закрыть эту «тему», не тянуть муки, забыть о ней.

Всё равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь -
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.


«Любовь» поэта – тяжкая гиря для неё, Лилички , но ему всё равно обидно, он плачет прямо у неё на глазах, точнее ревёт как ребёнок, у которого отнимают игрушку.

Если быка трудом уморят -
он уйдёт,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей
мне
нету моря ,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.


Дальше поэт сравнивает себя с быком , который трудится до смертельной усталости, он хочет отдохнуть в холодных водах. Вот «любовь» Лилички – это для безумца холодная морская вода, но в ней он даже плачем не может вымолить(!!!) отдыха . А другого хорошего ему ничего и не надо.

Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.


Со слоном – такая же история. Опять он уставший, хочет отдохнуть в песке (кстати «опожаренном», выгоревшем), но «любовь» поэта , Лиличка , – и есть солнце (отдых , счастье, смысл жизни), а при этом он не знает, где она и с кем шляется. Хочет солнца на небе, а его нет, оно исчезло за тучами.

Интересно Маяковский говорит о себе как о быке, царственном слоне… нечто большое, но животное (поэт живёт животными чувствами). Большой Маяковский с говорящей фамилией!!!

Рифмы «уморят – моря» несут противопоставление: как смерть и жизнь (отдых), как море Лиличка смертельна для Маяковского . С рифмами «Слон – солнца» такая похожая ситуация: слон хочет жизни, отдыха через солнце Лиличку, которое на самом деле безжизненное, зашло за тучи, отсутствует.

Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.


Поэт так измучен, что ему и деньги не нужны, потому что они для него уже не звенят, как звенит имя «возлюбленной» – Лиличка !

И в пролёт не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.


Поэт говорит о том, что не покончит с собой, что оружие не властно над ним, но властен взгляд Лилички , а она его бросает, прогоняет, они расстаются, значит всё равно по логики поэта ждёт смерть через самоубийство . Хитро -то как безумие.

Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметённый карнавал
растреплет страницы моих книжек...


Ему горько, что, не смотря на его суицид, она его всё равно забудет, дурака, который чёл её королевой , а душу свою «любовью» выжег дотла. Дни (время) растреплют, развеют листья-страницы его стихов. Ему жаль себя. Себялюбивое состояние.

Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.


Они в комнате, он всё говорит ей, говорит… но его слова для неё – словно сухие листья… она уйдёт и не остановится, хоть он жадно и дышит (жаден к ней, не хочет её терять как объект для удовольствия). Но он при этом ещё и романтик, поэт-романтик : он нежностью просит Лиличку выстлать её уходящий шаг. Вспоминается Иисус Христос , на осле въезжающий в Иерусалим, ему тоже шаг выстилали.

Но она всё равно уйдёт, Лиличка, его личный персональный Джыжас.

P.S. Владимир Маяковский и Лиля Брик мучительно встречались с 1915 по 1930 год до дня смерти поэта, который по официальным данным застрелился.

Лиличка! (1916)

Стихотворение адресовано Лиле Юрьевне Брик, которая на протяжении долгих лет оставалась музой Владимира Маяковского. Их связывали непростые взаимоотношения.

Тем не менее, эта женщина была для поэта идеа­лом. Именно ей он в первый же вечер их знакомства посвятил поэму «Облако в штанах». Были и многие другие посвящения.

Но самым ярким из них можно назвать стихо- творение-письмо «Лиличка!». Оно было написано примерно через год после знакомства Лили Брик и Маяковского.

Привычное начало любого письма - обращение к адресату по имени с восклицательным знаком. Это обращение стало названием произведения. Перед нами письмо героя к женщине, которая, видимо, может его покинуть в любой момент. Поэт безумно влюблён, но его пылкая страсть превратилась для любимой в обузу.

Взволнованная интонация письма выражена свой­ственным Маяковскому акцентным стихом. Большое значение играют паузы и графическое выделение особо значимых текстовых фрагментов.

Уже первые строчки этого письма передают на­пряжённое состояние автора. Изображённый инте­рьер тоже погружает в соответствующее настроение: «Дым табачный воздух выел. / Комната - / глава в кручёныховском аде» (подразумевается поэма А. Кручёных и В. Хлебникова «Игра в аду»).

В нескольких коротких предложениях поэт вспо­минает прошлое («Вспомни - / за этим окном / впер­вые / руки твои, исступлённый, гладил»), определяет настоящее («Сегодня сидишь вот, / сердце в железе») и будущее («День ещё - / выгонишь, / может быть, изругав. / В мутной передней долго не влезет / сло­манная дрожью рука в рукав»). И дальше - самые пронзительные строчки:

тело в улицу брошу я.

Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась.

Отчаянье поэта так велико, предчувствие, что лю­бимая покинет его так мучительно, что он не хочет длить эту муку и просит её: «дай простимся сейчас». С присущей поэту образностью Маяковский пытается доказать свою любовь. И мы видим, что это чувство владеет им безраздельно.

Кульминацией этого страстного письма можно на­звать слова о тяге к самоубийству, которое герой не может совершить, потому что над ним «не властно лезвие ни одного ножа», кроме взгляда любимой:

И в пролёт не брошусь, и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Поэт будто бы всеми силами открещивается от рокового поступка, но в свете его будущей гибели это звучит трагически.

Гиперболизм образов - главная характерная черта выразительных языковых средств поэта.

Лирический герой опосредованно сравнивает себя с быком, которого «трудом уморят», с уставшим сло­ном, говорит о своём безумном отчаянии: «…душу цветущую любовью выжег».

Эпитет цветущая к слову душа для Маяковского является привычным - душа у поэта почти всегда цветущая, широкая, великая. Такой лирический герой личные проблемы всегда воспринимает как вселенскую катастрофу. Дополнительную эмоцио­нальную окраску дают яркие метафоры (карнавал дней; листья слов).

Как всегда в произведениях Маяковского, мы на­ходим в тексте этого лирического письма необычные лексические единицы (обезумлюсъ, отчаяньем иссе- часъ; выреветъ; кручёныховский ад).

Гиперболизм образов соединяется у автора этого романтического и наполненного горечью стихотво­рения со щемящей и беззащитной нежностью: «Не надо этого, / дорогая, /хорошая…»; «а мне / ни один не радостен звон, / кроме звона твоего любимого имени»; «Кроме любви твоей, / мне / нету солнца…»; «Дай хоть / последней нежностью выстелить / твой уходящий шаг».


Бескомпромиссный борец за коммунистические идеалы, трибун революции – таким видится Владимир Маяковский в представлении многих современных читателей. И тому есть веские причины – в творческом наследии поэта значительную долю занимают патриотические произведения, сочетающие в себе жесткую критику врагов и неприкрытую пафосность. На таком фоне особенно ярко блистает лирический шедевр «Лиличка! Вместо письма». Как никакое другое произведение Маяковского, оно обнажает его подлинную, ранимую, любящую душу.

Эхо неистовой любви


Созданию стихотворения предшествовала встреча Владимира Маяковского с женщиной, которая стала его лирической музой и главной любовью всей жизни. Жарким летом 1915 года невеста Маяковского Эльза привела его в гости к своей сестре Лили, которая состояла в браке с Осипом Бриком. Красотой Лили не отличалась - некоторые современники и вовсе видели в ней монстра. Тем не менее, она оказывала гипнотическое, почти мистическое воздействие на мужчин. Сегодня психологи объясняют такую особенность Брик её гиперсексуальностью.

Косвенным подтверждением служат фотографии - не стесняясь, она позировала перед объективом обнаженной. Участь жертвы роковой женщины не обошла и Маяковского. Он влюбляется в Лили с первого взгляда и уже не может оставить её. Осенью он переезжает на новое местожительство - поближе к квартире Брик и знакомит супружескую пару со своими друзьями-литераторами.


Возникает подобие салона, где собираются творческие «сливки общества», и Маяковский получает столь желанную возможность регулярно видеться с Лили. Присутствие супруга не мешает развитию бурного романа. Чтобы представить, какие муки терпел Маяковский, находясь в этом, пока еще классическом, любовном треугольнике, можно забежать вперед и провести параллели с последующим периодом «жизни втроем».


В 1918 году Маяковский не выдержал накала чувств и обратился к Лили и Осипу с просьбой принять его в свою семью. Презрев все нормы морали, супружеская чета дала согласие. Впоследствии Лили убеждала окружающих, что живет с законным супругом под одной крышей только из жалости к нему, а душой и телом предана Маяковскому. Однако это было не так.


Из мемуаров Лили следует, что она занималась любовью со своим законным супругом, а Володю на это время запирали в кухне. Крича, плача и скребя дверь, он пытался прорваться к ним…


Лили же не видела ничего плохого в любовных страданиях Маяковского и считала, что именно после таких встрясок рождаются гениальные произведения. Вероятно, нечто подобное происходило и в мае 1916 года, когда в стихотворении «Лиличка!» Маяковский выплеснул всю бурю своих эмоций. Причем в момент создания шедевра любовники находились в одной комнате.

Вне правил


Исчерпав устные убеждения в искренности своих чувств, Маяковский обращается к возлюбленной в поэтической форме. Если у приверженцев романтизма даже несчастная любовь изображается с помощью светлых образов, то авангардист Маяковский использует совершенно другие приемы. Несмотря на нежное название, в самом стихотворении поэт выражает свои чувства грубыми, контрастными эпитетами.

Его слова грохочут как камнепад и лязгают как железо. Он сравнивает свои чувства с тяжкой гирей, ощущает, что сердце его заковано в железо. Любовь для него – это горечь, которую можно только «выреветь». Отдельные утонченные эпитеты, говорящие о цветущей душе и нежности, лишь подчеркивают грубость остальных фраз.


Как и большинство произведений Маяковского, «Лиличка!» написана по канонам футуризма, главный из которых – отказ от всех привычных канонов. И это кажется символичным.


Пренебрегая традициями супружеских отношений, выбирая свободную любовь, Маяковский использует столь же свободные и нетрадиционные инструменты для отражения своих чувств. Их непохожесть, нестандартность, уникальность подчеркивается множеством искаженных слов и неологизмов: опожаренном, крученыховском, иссечась, обезумлюсь…


Уже во время создания стихотворения, Маяковский видит выход из запутанного любовного треугольника в своем самоубийстве. Но тут же отказывается от смерти, которая не позволит ему даже просто видеть любимую женщину. По своему эмоциональному накалу «Лиличка!» не знает себе равных. При этом гению удаются выразить предельную страсть, используя восклицательный знак лишь однажды – в названии.

Путь к читателю


Первая публикация стихотворения состоялась в 1934 году – только спустя 4 года после гибели автора. Нетривиальное поведение Лили Брик послужило причиной последующих цензурных запретов, которые действовали до конца советской эпохи. Лишь в 1984 году, в Челябинске, увидел свет еще один сборник, включающий стихотворение «Лиличка!».


Лирический шедевр вдохновил и композиторов – музыку к нему написали Владимир Мулявин и Александр Васильев. Объединив в себе безмерную тоску и неприкрытое отчаяние, трогательную нежность и сентиментальность, откровенные признания Маяковского позволяют и сегодня почти тактильно, на физическом уровне, ощутить, сколь сильной и трагичной была его любовь.

БОНУС


Немногие знают про парижскую музу Маяковского Татьяну Яковлеву и о том, .

Лиличка!
Вместо письма

Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще -
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь -
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят -
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.