Первые чеченские государства появились в Средние века. В XIX столетии после продолжительной Кавказской войны страна стала частью Российской империи. Но и в дальнейшем история Чечни была полна противоречивых и трагических страниц.

Этногенез

Чеченский народ формировался на протяжении долгого времени. Кавказ всегда отличался этническим многообразием, поэтому даже в научной среде до сих пор не сложилось единой теории о происхождении этой нации. Чеченский язык принадлежит к Нахской ветви Нахско-дагестанской языковой семьи. Ее также называют восточнокавказской, согласно расселению древних племен, ставших первыми носителями этих наречий.

История Чечни началась с появления вайнахов (сегодня под этим термином подразумевают предков ингушей и чеченцев). В его этногенезе поучаствовали самые разные кочевые народы: скиф, индоиранцы, сарматы и т. д. Археологи приписывают к предкам чеченцев носителей колхидской и кобанской культур. Их следы разбросаны по всему Кавказу.

Древняя история

Из-за того, что история древней Чечни прошла в отсутствие централизованного государства, о событиях до самого Средневековья судить крайне сложно. Доподлинно известно только то, что в IX веке вайнахи были подчинены своими соседями, создавшими Аланское царство, а также горными аварцами. Последние в VI-XI столетиях жили в государстве Сарире со столицей в Тануси. Примечательно, что там были распространены как ислам, так и христианство. Однако история Чечни сложилась так, что чеченцы стали мусульманами (в отличие, например, от своих соседей грузинов).

В XIII веке начались монгольские нашествия. С тех пор чеченцы не покидали гор, опасаясь многочисленных орд. Согласно одной из гипотез (у нее есть и противники), тогда же было создано первое раннефеодальное государство вайнахов. Это образование просуществовало недолго и было уничтожено во время нашествия Тамерлана в конце XIV столетия.

Тейпы

На протяжении долгого времени равнинные районы у подножья Кавказских гор контролировались тюркоязычными племенами. Поэтому история Чечни всегда была связана с горами. Образ жизни ее жителей также формировался в соответствии с условиями ландшафта. В изолированных аулах, куда порой вел только один перевал, возникли тейпы. Это были территориальные образования, созданные согласно родоплеменной принадлежности.

Возникшие еще в Средние века, тейпы существуют до сих пор и остаются важным явлением для всего чеченского общества. Эти союзы создавались для защиты от агрессивных соседей. История Чечни изобилует войнами и конфликтами. В тейпах зародился обычай кровной мести. Эта традиция привнесла свои особенности в отношения между тейпами. Если разгорался конфликт между несколькими людьми, он обязательно перерастал в родовую войну вплоть до полного уничтожения противника. Такой была история Чечни с древнейших времен. существовала очень долгое время, так как тейповая система во многом подменила государство в привычном понимании этого слова.

Религия

Сведений о том, какой была древнейшая история Чечни, до наших дней практически не сохранилось. Некоторые археологические находки позволяют утверждать, что вайнахи вплоть до XI века были язычниками. Они поклонялись местному пантеону божеств. У чеченцев существовал культ природы со всеми характерными для него чертами: священными рощами, горами, деревьями и т. д. Было распространено знахарство, магия и другие эзотерические практики.

В XI-XII вв. в этом регионе Кавказа началось распространение христианства, которое шло из Грузии и Византии. Однако вскоре константинопольская империя развалилась. На место христианства пришел ислам суннитского толка. Чеченцы переняли его у соседей-кумыков и Золотой Орды. Ингуши стали мусульманами в XVI веке, а жители отдаленных горных аулов - в XVII веке. Но еще долгое время ислам не мог повлиять на общественные обычаи, которые гораздо больше основывались на национальных традициях. И только в конце XVIII века суннизм в Чечне занял примерно те же позиции, что и в арабских странах. Связано это было с тем, что религия стала важным инструментом борьбы против русской православной интервенции. Ненависть к чужакам разжигалась не только на национальной, но и на конфессиональной почве.

XVI столетие

В XVI веке чеченцы начали занимать опустевшие равнины в долине реки Терек. В то же время большая часть этого народа осталась жить в горах, приспособившись к их природным условиям. Уходившие на север искали там лучшей доли. Население естественным образом росло, а скудных ресурсов стало не хватать. Теснота и голод заставили многие тейпы обосноваться на новых землях. Колонисты строили небольшие села, которые называли по имени своего рода. Часть этой топонимики сохранилась до наших дней.

История Чечни с древнейших времен была связана с опасностью со стороны кочевников. Но в XVI столетии они стали гораздо менее могущественными. Золотая Орда распалась. Многочисленные улусы постоянно воевали друг с другом, отчего не могли установить контроль над соседями. Кроме того, именно тогда началась экспансия Русского царства. В 1560 гг. были завоеваны Казанское и Астраханское ханства. Иван Грозный стал контролировать все течение Волги, таким образом получив выход к Каспийскому морю и Кавказу. У России в горах были верные союзники в лице кабардинских князей (Иван Грозный даже женился на - дочери кабардинского правителя Темрюка).

Первые контакты с Россией

В 1567 году русские основали Терский острог. Об этом Ивана Грозного попросил Темрюк, который надеялся на помощь царя в конфликте с крымским ханом - вассалом османского султана. Местом строительства крепости стало устье реки Сунжи - притока Терека. Это было первое русское поселение, возникшее в непосредственной близости от земель чеченцев. На протяжении долгого времени именно Терский острог был плацдармом московской экспансии на Кавказе.

Колонистами выступали гребенские казаки, которые не боялись жизни на далекой чужбине и своей службой защищали интересы государя. Именно они установили прямой контакт с местными уроженцами. История народа Чечни интересовала Грозного, и он принял первое чеченское посольство, которое отправил влиятельный князь Ших-мурза Окоцкий. Он попросил покровительства у Москвы. Согласие на это дал уже сын Ивана Грозного Однако этот союз просуществовал недолго. В 1610 году Ших-мурза был убит, его наследник свержен, а княжество захвачено соседним племенем кумыков.

Чеченцы и терские казаки

Еще в 1577 году было образовано основу которого составили переселившиеся с Дона, Хопра и Волги казаки, а также православные черкесы, осетины, грузины и армяне. Последние бежали от персидской и турецкой экспансии. Многие из них обрусели. Рост казачьей массы был значительным. Этого не могла не заметить Чечня. История происхождения первых конфликтов между горцами и казаками не зафиксирована, но со временем стычки становились все более частым и обыденным явлением.

Чеченцы и другие коренные жители Кавказа устраивали набеги, чтобы захватить скот и другую полезную добычу. Нередко мирных жителей уводили в плен и позже возвращали за выкуп или делали их рабами. В ответ на это казаки также устраивали рейды в горы и грабили аулы. И тем не менее такие случаи были скорее исключением, чем правилом. Часто наступали длительные периоды мира, когда соседи торговали между собой и обзаводились родственными связями. Со временем чеченцы даже переняли у казаков некоторые особенности ведения хозяйства, а казаки, в свою очередь, стали носить одежду, очень похожую на горскую.

XVIII век

Вторая половина XVIII столетия на Северном Кавказе ознаменовалась строительством новой русской укрепленной линии. Она состояла из нескольких крепостей, куда приезжали все новые колонисты. В 1763 году был основан Моздок, затем Екатериноградская, Павловская, Марьинская, Георгиевская.

Эти форты заменили Терский острог, который чеченцам однажды даже удалось разграбить. Меж тем в 80-е годы в Чечне стало распространяться шариатское движение. Популярными стали лозунги о газавате - войне за исламскую веру.

Кавказская война

В 1829 году был создан Северо-Кавказский имамат - исламское теократическое государство на территории Чечни. В то же время у страны появился собственный национальный герой Шамиль. В 1834 году он стал имамом. Ему подчинялись Дагестан и Чечня. История возникновения и распространения его власти связана с борьбой против российской экспансии на Северном Кавказе.

Борьба с чеченцами продолжалась несколько десятилетий. На определенном этапе Кавказская война переплелась с войной против Персии, а также Крымской войной, когда против России выступили западные страны Европы. На чью помощь могла рассчитывать Чечня? История государства нохчей в XIX веке не была бы столь долгой, если бы не поддержка Османской империи. И тем не менее, несмотря на то, что султан помогал горцам, Чечня была окончательно покорена в 1859 году. Шамиль был сначала пленен, а затем жил в почетной ссылке в Калуге.

После Февральской революции чеченские банды начали нападать на окрестности Грозного и Владикавказскую железную дорогу. Осенью 1917-го с фронта Первой мировой войны на родину вернулась так называемая «туземная дивизия». Она состояла из чеченцев. Дивизия устроила настоящий бой с терскими казаками.

Скоро в Петрограде к власти пришли большевики. Их Красная гвардия вошла в Грозный уже в январе 1918 года. Часть чеченцев поддержала советскую власть, другие ушли в горы, третьи помогали белым. С февраля 1919 года Грозный находился под контролем войск Петра Врангеля и его британских союзников. И только в марте 1920-го Красная армия окончательно утвердилась в

Депортация

В 1936 году была образована новая Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая республика. Меж тем в горах оставались партизаны, которые выступали против большевиков. Последние такие банды были уничтожены в 1938 году. Однако сепаратные настроения у части жителей республики остались.

Скоро началась Великая Отечественная война, от которой пострадала и Чечня, и Россия. История борьбы с немецким наступлением на Кавказе, как и на всех остальных фронтах, отличалась сложностью для советских войск. Большие потери усугублялись появлением чеченских формирований, которые действовали против красноармейцев или даже входили в сговор с нацистами.

Это дало повод советскому руководству начать репрессии против всего народа. 23 февраля 1944 года все чеченцы и соседние ингуши, вне зависимости от отношения к СССР, были депортированы в Среднюю Азию.

Ичкерия

Чеченцы смогли вернуться на родину только в 1957 году. После распада Советского Союза в республике вновь пробудились сепаратные настроения. В 1991 году в Грозном была провозглашена Чеченская Республика Ичкерия. Некоторое время ее конфликт с федеральным центром пребывал в замороженном состоянии. В 1994 году президент России Борис Ельцин решил ввести в Чечню войска, чтобы восстановить там власть Москвы. Официально операция была названа «мерами по поддержанию конституционного порядка».

Первая Чеченская война завершилась 31 августа 1996 года, когда были подписаны Хасавюртовские соглашения. Фактически этот договор означал вывод федеральных войск из Ичкерии. Стороны договорились определить статус Чечни до 31 декабря 2001 года. С наступлением мира Ичкерия стала независимой, хотя это юридически и не признавалось Москвой.

Современность

Даже после подписания Хасавюртовских соглашений обстановка на границе с Чечней оставалась крайне неспокойной. Республика стала укрытием для экстремистов, исламистов, наемников и просто преступников. 7 августа бригада боевиков Шамиля Басаева и Хаттаба вторглась в соседний Дагестан. Экстремисты хотели создать на его территории независимое исламистское государство.

История Чечни и Дагестана очень похожа, и не только из-за географической близости, но и в связи со схожестью этнического и конфессионального составов населения. Федеральные войска начали контртеррористическую операцию. Сначала боевики были выброшены с территории Дагестана. Затем российская армия вновь вошла в Чечню. Активная боевая фаза кампании закончилась летом 2000 года, когда был очищен Грозный. После этого официально еще на протяжении 9 лет сохранялся режим контртеррористической операции. Сегодня Чечня - один из полноправных субъектов Российской Федерации.

Из всех народов, проживающих в СНГ, больше других "отличились" именно чеченцы в помощи США и НАТО, которые были избранны дьявольским мировым правительством стать коварным острым обоюдоострым мечем для массного уничтожения славян по замыслу международной мафии в нынешнее предвоенное время и в будущем, на протяжении всей 3-й мировой войны.
Я очень часто задаюсь вопросами:
- Почему Перес, прежний глава тайного правительства, и Расмуссен, главный военный стратег и лидер мафии, отвечающий за реализацию военной и террористической части 3-й мировой войны, сделали акцент на чеченском народе?

Каковы корни чеченского народа и кто является родоначальником этого народа?

И почему чеченцы оказались столь жестокими, двуличными и продажными #НеЛюдьми , предавшими и продавшими всю Россию и страны Содружества дьявольским слугам из тайного правительства, подставив под сокрушительный удар т.о. 300 млн. человек?!

Многие русские, белорусские, украинские и др. военнослужащие и обычные местные жители просто ненавидят чеченцев за их жестокость, насилие и наглость. Да, и как можно уважать тех, кто так коварно подставляет своих, ради получения быстрой наживы и личных привилегий? Или чеченцы вообще не считают русских за людей?

Не знаю, как Вы, но когда я размышляю о чеченском народе и о том, как они ведут себя по отношению к жителям нашего региона, вникаю в их историю, я ясно осознаю, что в корнях чеченского народа есть что-то очень темное, дьявольское, как-будто некая очень страшная личность серьезно повлияла на создание и формирование этого народа, что на сегодняшний день выражается в таком ужасном отношении чеченцев к жизни, в их мировоззрении, некоторых традициях и культуре, а так же во взаимоотношении с другими народами!

Хорошо, допустим, с русскими у чеченцев длительный конфликт и они, что-то не поделили между собой, затаили друг на друга злобу и пытаются отомстить один одному (хотя у меня на этот счет есть свое мнение), но ведь белорусы ничего плотогоне чеченцам не сделали, а они готовят против моего народа ужасную кровопролитную войну, целую серию террористических актов по всей стране, массовое многомиллионное уничтожение нашего военного и мирного населения во время смуты и войны, а так же большие грабежи, мародерства, захват личного имущества наших граждан, недвижимости и даже целых районов в столице Беларуси!

Многие чеченцы, видимо, гордятся тем, что именно т.н. древняя цивилизация Ариев, является прородителельницей чеченского народа, о чем говорят и многие источники в Интернете, некоторые из которых я приведу ниже. Однако с точки зрения христианства, эти Арии, в Библии описанные, как "сыновья Енаковы" или "сыны Божьи", являются представителями демонических духов, падших ангелов и посланников дьявола на Земле, хотя некоторые "философы" и пытаются представить их позитивными полубогами. Это демоны во плоти, которые скрещивались с красивыми женщинами-землянками, рожавшими от них более сильное поколение полубесов/полулюдей, более сильных, выносливых и высоких, чем обычные люди, более коварных и сильных в военном деле!

Это очень многое объясняет мне, например, то, почему среди чеченцев особенно много демонов во плоти, рожденных в нашем поколении, которых бояться даже достаточно сильные военнослужащие по всему миру, хотя демоны в человеческом обличии есть в каждом народе, но не так много. А так же почему именно волк является образом чеченцев, хотя высокодуховные Божьи люди всегда ассоциируют волка с демонам-оборотнями, а чеченцы гордятся своим образом и даже ставят в пример другим народам. Почему именно этот народ стал рассадником терроризма и был особо избран мировым сатанинским правительством для этой роли в нашем регионе и почему именно чеченцы пытаются захватить власть над всем террористическим миром земного шара, где чеченцы особо выделяются и ценятся среди боевиков из других стран, и подчинить его себе, будучи подконтрольными самому Кадырову-Авваднону и т.д.

Я знаю, что Сталин (хотя я и не отношусь к нему позитивно), будучи выходцем из того же региона, что и чеченцы, как-то особенно сильно ненавидел этот народ и потому достаточно большую часть его в свое время депортировал в другие регионы нашей планеты. И иногда я ловлю себя на мысли, что он что-то очень хорошо понимал и знал о чеченцах, вот только что именно?

К сожалению, ответ на этот вопрос я так и не нашла...

За что Сталин депортировал чеченцев и ингушей.
http://holeclub.ru/news/stalin_i_chechency/2012-03-06-1408

Статья: "Чеченцы"

Теории происхождения чеченцев

Проблема происхождения и наиболее раннего этапа истории чеченцев остаётся окончательно не выясненной и дискуссионной, хотя их глубокая автохтонность на Северо-Восточном Кавказе и более обширная территория расселения в древности представляются вполне очевидными. Не исключено массовое передвижение протовайнахских племён из Закавказья на север Кавказа, но время, причины и обстоятельства этой миграции , признаваемой рядом учёных, остаются на уровне предположений и гипотез.

Версия доктора исторических наук, профессора Георгия Анчабадзе о происхождении чеченцев и ингушей:


  • Чеченцы — древнейший коренной народ Кавказа, их правитель носил имя «Кавказ», от которого и произошло название местности. В грузинской историографической традиции также считается, что Кавказ и его брат Лек, предок дагестанцев, заселили безлюдные на тот момент территории Северного Кавказа от гор до устья реки Волги .

Существует несколько других версий:


  • Потомки хурритских племён (ср. разделение на тейпы), ушедших на север (Грузия, Северный Кавказ). Это подтверждается как сходством чеченского и хурритского языков, так и схожими легендами, и практически полностью идентичным пантеоном богов.

  • Потомки тигридского населения, автохтонного народа, обитавшего в районе Шумера (р. Тигр). Чеченские тептары пунктом исхода чеченских племён называют Шемаар (Шемара), далее Нахчуван, Кагызман, Север и Северо-Восток Грузии и наконец Северный Кавказ. Однако, скорее всего, это относится лишь к части чеченских тукхумов, так как маршрут расселения других племён несколько иной, к примеру, шаройские культурные деятели указывают на Ленинаканский (Шаройский) район, то же можно сказать и о некоторых кланах Чеберлоя, таких, как Хой («хъо» — стража, дозор) (г. Хой в Иране)

Часть 7. Кто предки чеченцев и откуда они.

Много воды утекло после Великого Потопа, а в этом мире утвердилось римское (перевернутое) право и властители, которые все чохом уничтожали всякое упоминание о цивилизации Ариев и их особенном народном управлении, вместо которого и установилось господство новых пришельцев с захватническим менталитетом, с более низкой культурой и уродливой формой власти меньшинства с целым арсеналом подавления и подчинения.

Лишь вайнахи, видимо, благодаря военному укладу и неукоснительному следованию законам предков, смогли сохранить до 19 века нравственные нормы и верования Ариев и доставшуюся им от предков форму общественного устройства с народным правлением .

В своих предыдущих работах автор первым указал на то, что суть чеченского конфликта состоит в столкновении двух разных идеологий общественного управления и в особой кремниевитости чеченцев, никак не подчиняющихся окончательно при любых потерях.

В доставшейся чеченскому народу этой неравной и жестокой схватке и сами чеченцы изменились и очень много потеряли за последние три века из того, что берегли в течение тысячелетий их предки.

Сасены оставили свой след не только на Севере Кавказа . Династия Сасинидов в Иране, отстраняя от власти «новых пришельцев», восстанавливала Арийские нормы нравственности и религию зороастризма (Зеро - нуль, начало отсчета, астра - звезда, т.е. звездное начало). В Великой Армении потомки Давида Сасунского храбро сражались и с войсками халифата в 8-9 веках, и регулярной турецкой армией и бандами курдов в 19-20 веках. В составе русских корпусов чеченские отряды Таймиева (1829 г.) и Чермоевых (1877 и 1914 гг.) трижды штурмовали армянский город Эрзрум, освобождая его от турков.

Одно из видоизмененных названий чеченцев - Шашены, на Карабахском диалекте армянского языка звучит как "особенные до сумасбродства и храбрые до сумасшествия". А название Цацане и так ясно указывает на особенность чеченцев.

Чеченцы-нохчи считают (видимо, по зову крови) Нахчеван названным их предками как поселение нохчи, хотя армяне понимают это название как красивое село. Стройные, белые, голубоглазые воины на конях посреди смуглых и малорослых крестьян были действительно красивы.

Есть следы нохчи и в юго-восточной Армении в районе Хоя (в Иране) и акки в западной Армении в междуречье Большого и Малого Заба южнее Эрзрума. Следует отметить, что чеченский народ и по составляющим его сообществам вайнахов неоднороден и включает десяток отдельных ветвей, с разными диалектами.

При изучении чеченского общества представляется, что имеешь дело с потомками последних защитников крепости, собравшихся в цитадели из разных мест. Перемещаясь в силу разных причин, пра-предки чеченцев не уходили далее, чем на тысячу км от горы Арарат, т.е. они практически оставались в пределах региона.

И пришли пра-предки вайнахов из разных мест - одни быстро и с большими потерями, а другие постепенно и более сохранно, например, как нохчи из Митанни . Пусть по тем (более трех тысяч лет назад) временам был долгий и растянулся на десятки и сотни лет. По пути оставляли они основываемые ими поселения, и часть из их них уходила дальше, двигаясь на север по необъяснимой ныне нами причине, а остававшиеся сливались с местным населением.

Найти следы предков чеченцев сложно потому, что они действительно шли не из одного места. В прошлом поисков не было, сами чеченцы довольствовались устным пересказом о пути предков , но с исламизацией не осталось и вайнахских сказителей.

Нынче же поиски следов пра-предков вайнахов и археологические раскопки надо вести на территории аж 8 государств по периоду конца второго тысячелетия до н.э.

Приход бывших арийских стражников отдельными отрядами с семьями и хозяйством в район Галанчож положил начало чеченским тукхумам и тайпам (тай - доля). Основные тайпы до сих пор различают свои участки (долю) на земле Галанчож, так как она тогда вначале была поделена пра-предками тысячи лет назад.

Гала у многих народов означает придти, т.е. Галанчож может означать место прибытия или расселения из него,что соответствует действительности и так, и этак.

И название пра-предков чеченцев (сасены) и нынешнее название их потомков (чеченцы), и вся их история - особенные. Развитие чеченского общества отличалось многими особенностями и во многом не имеет аналогов.

Чеченцы оказались от предков весьма тугоплавкими и трудноизменяемые, и в течение многих веков сохраняли свои язык и образ жизни, и общественное устройство своих вольных сообществ, управляемых советами, без допущении наследственной власти . Легендарный Турпал Нохчо , справившийся с быком, запрягший его и научивший нохчи пахоте, поборол зло и завещал содержать озеро, от которого расселились нохчи, в чистоте, т.е. держать чистыми полученные от предков устои, язык, законы и верования (не загрязняя их чуждыми нравами). Пока заповеди Турпала соблюдались, чеченцам сопутствовала в истории удача.

Происхождение любого народа — проблема сложная , для решения которой требуются десятилетия . Проблема тем труднее , что для ее решения недостаточны данные только одной отрасли гуманитарных наук , скажем , данные языкознания , археологии или этнографии , взятые в отдельности . В наибольшей степени сказанное относится к тем народам , которые не имели своей письменности в историческом прошлом , к каковым относится и чечено-ингушский народ .
Чеченцы и ингуши , как и другие народы , прошли сложный и длительный путь развития . Путь этот измеряется тысячелетиями , и единственный спутник народа , свидетель его прошлой истории , дошедшей до наших дней — это язык , в котором , запечатлилось прошлое вайнахов .

«Данные языка ,- говорит проф . В.И Абаев ,- если они правильно интерпретируются , приобретают , наряду с другими свидетельствами , большое значение при решении этногенетических вопросов «. (В.И . Абаев «. Этногенез осетин по данным языка . Тезисы докладов научной сессии , посвященной проблеме происхождения осетинского народа . Орджоникидзе , 1966 г., стр. 3). Особую услугу в решении данной проблемы призваны оказать такие отрасли языкознания , как топонимика и этнонимика . Большую услугу в решении вопросов этногенеза призваны оказывать диалекты , в которых в законсервированном виде сохраняются омертвевшие формы языка , служившие обозначением предметов , понятий и представлений народа в историческом прошлом .
Историческая наука не располагает сколько-нибудь убедительными сведениями о социальной дифференции чеченцев и ингушей в раннее и позднее средневековье . Но данным некоторых историков у чеченцев и ингушей бытовал родовой строй , чуть ли не в 18-19 веках . Данные же языка и этнографии убедительно опровергают эти доводы как несостоятельные .
В чеченском и ингушском языках издревле бытуют термины эла (аьла ) — князь , лай — раб, ялхо — наемный работник , вацархо — эксплуатируемый и другие , говорящие о бытовании у чеченцев и ингушей князей и рабов , даже в далеком прошлом .
О бытовании у чеченцев и ингушей христианства (а христианство как монотеистическая религия не может бытовать у народа с родовым строем ), также свидетельствуют термины , обозначающие атрибуты этой идеологии , например : керста — христианин (ср . русск . Крест ), ж1ар — крест , бибал — библия , килс — церковь (груз , эклиси ) и другие .
При этом следует помнить , что в лексике языка нет слов , возникших сами по себе , что «ни мысль , ни язык не образуют сами по себе особого царства … они суть только проявления действительной жизни «. (К.Маркс , Ф.Энгельс ).
Предпринимая в данной статье попытку , высказать свои соображения по вопросу этногенеза чеченцев и ингушей мы , конечно , опираемся в основном на данные языка , но при этом по возможности используем данные других смежных наук .
Чеченцы , ингуши и цово-тушины (бацбийцы ) будучи родственны по языку , материальной и духовной культуре составляют одну из групп так называемой иберийско-кавказской этнической семьи , куда входят автохтонные народности Дагестана , Грузии , Адыгеи , Черкесии и Кабардино-Балкарии грузины , адыгейцы , черкесы , кабардинцы , аварцы , даргинцы , лакцы , лезгины и другие . В данную этническую семью ученные включают басков Испании и юга Франции .
Все перечисленные народы родственны между собой по происхождению и языку . Это значит , что некогда единый народ распался на несколько народностей . Каждая со своим языком и другими этническими особенностями , хотя и близкими . Многоязычие Кавказа — это следствие дифференциации единого этнического монолита , который сложился , по мнению большинства ученых , в Предкавказских степях и в Древней Передней Азии , составлявшей культурно-историческую общность с Кавказским Перешейком .
Ученые пришли к выводу о том, что кавказская этническая общность предположительно сложившаяся около 5 тыс. лет до н.э . в Передней Азии , начинает постепенное миграционное движение в сторону Кавказского Перешейка , к берегам Черного и Каспийского морей . Этот миграционный поток не утихал до 2 тыс. лет до н.э . и, просачиваясь в горные ущелья в направлении с юга на север , охватывает весь кавказский регион .
По мнению антрополога проф . В.В . Бунака , заселение «Северного Кавказа происходило двумя потоками одним — двигавшимся по западной окраине Кавказа , другим — по восточной … В центре Кавказа они встретились и образовали собственный своеобразный тип, в разных видоизменениях встречающийся к югу от Главного Кавказского хребта «. (Е.И . Крупнов . «Средневековая Ингушетия «. М., 1971, стр.42 ).
Этот этнический поток , представляя собой конгломерат родственных между собой родоплеменных образований , с незначительными различиями в языке , материальной и духовной культуре . По мере ослабления миграционного движения (рубеж 3-2 тыс.) происходит дальнейшая дифференциация этнических единиц и углубление различий между некогда родственными племенами . К этому времени следует отнести начало распада единого кавказского этнического массива на три этнические региона – дагестансконахский , картвельский и абхазо-адыгский . Такой вывод основывается не только на данных языка , но и археологии . К этому времени уже оформились первые государства Ближнего Востока (Шумер , Элам , Урарту , Митании и др .), языкам которых мы находим аналогии в языках современных народов Кавказа , в частности чеченцев и ингушей , как свидетельство былого этнического единства последних с народами , создавшими указанные древнейшие цивилизации человечества . Наследие указанного единства прослеживается и в некоторых чертах духовной и материальной культуры чеченцев и других народов Кавказа . Кавказские языки и культура народов Кавказа находят себе аналогии также в культуре и языке Хурритов , хеттов , Урарту , Албании , Греции , этрусков и других древних народов и государственных образований . Так, например , по единодушному мнению ученных , известный человечеству миф «О прикованном Прометее » греки вынесли с Кавказа . И в фольклоре многих народов Кавказа имеются легенды о прикованных богатырях со сходным с греческим мифом содержанием . Особенно поражает чеченский вариант мифа , который почти полностью совпадает с греческим мифом эсхиловского варианта . (См . наш: «Образ Прометея в фольклоре чеченцев и ингушей «. Известия ЧИНИИИЯЛ , т.6 . Грозный 1971).
«В греческом … — говорил акад . М.Я . Марр , — такие простые слова , как душа , брат , море являются яфетическими (т.е . кавказскими — К.Ч .). Названия богов , героев , селений , гор, рек Греции являются яфетическими » (Н.Я . Марр . Армянская культура , ее корни и доисторические связи по данным языкознания . В сб . «Язык и история «. М., 1936, стр.80 ).
ГА . Мелишвили в своем труде «К истории Древней Грузии «. (Тбилиси , 1954) локализует предполагаемых далеких предков вайнахов в среднем течении р. Евфрат под названием Цупани (2 тыс. до н. э.). По мнению академика название Цупани происходит от имени верховного языческого божества вайнахов Ц1у (отсюда чеч. Ц1у стаг , инг. ц1у и ц1ей – праздник ) (А) ни — суффикс со значением места (ср . названия сел Эрсана (Эрсеной ), Гуьна (Гуной ), Ведана (Ведено )). Как видно , данный суффикс и поныне существует в вайнахских языках в том же указанном выше значении . Основа Ц1у не имеет смысла , но известны как теонимы в современных чеченском и ингушском языках ; в далеком прошлом государство называлось по имени этого культа .
Известно, что в 783 году до н.э . царь Урарту Аргишти переселил из Цупани и из соседней области Хате 6600 тысяч воинов и поселил их в местности Арин-Берд, основав город Ирпуни (нынешний Ереван). Название Арин-Берд полностью и вторая часть топонима Ирпуни (-уни) четко этимологизируются посредством вайнахских языков (арин) ср . чеч-инг. арие — пространство, форма род. падежа арен (а) -пространственный, -н- формат род. падежа, берд — берег, скала, -уни — формат, обозначающий местность (см. выше : Ведена и др .). На языке Урарту (по данным Клинописи), арин — степь, равнина, берд — крепость. О связях вайнахов с Урарту подробнее ниже.
По данным проф. Р.М. Магомедова дифференциация кавказских народов произошло уже на Кавказе (рубеж 3-2 тыс.) (см. Р.М. Магомедов. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975).
Но если вопрос о времени и месте выделения нахского этноса из общекавказского массива является дискуссионным, то общепризнанным в науке считается родство культуры и языков кавказских народов с культурой и языком Урарту-Хурритов.
Вот что по этому поводу пишет АС. Чикобава: «Уже теперь можно предположительно утверждать, что определенные положения урартского языка находят объяснения при помощи данных иберийско-кавказских языков, прежде всего нахских (чеченского, бацбийского)». (А.С. Чикобава. «Проблемы родства иберийско-кавказских языков». Тезисы докладов. Махачкала. 1965, стр. 7). Подобные мысли высказаны и другими маститыми учеными (акад. Г.А. Меликишвили, проф. Ю.Д. Дешериев, И.М. Дъяконов и др.). Нахские языки на сегодня изучены слабее остальных групп иберийско-кавказской семьи и дальнейшее их изучение приблизит окончательное решение проблемы. Уже на сегодня можно констатировать, что решение вопроса значительно продвинулось вперед, за время, прошедшее с момента приведенных высказываний ученых. Не трудно понять насколько перспективно углубленное изучение нахских языков, особенно их диалектов.
Остановимся на некоторых сходных моментах, в том числе нахских и урартского языков.
Арин-Берд (см.выше).
Тушпа — так называлась столица Урарту. Известно, что в древности главный город, религиозный, культурный центр государства у многих народов, назывался по имени верховного божества, Так было и в Урарту. И по урартски приведенное название означало «город бога Туш», па — город, поселение.
Подобным образом этимологизируется данное название и на базе нахских языков: Туш — одно из верховных божеств вайнахов в период господства у них язычества, позже христианства, божество деторождения и возрождающейся природы. Еще в прошлом веке, по свидетельству Б. Далгата, ингуши совершали обряды, посвященные этому божеству. Удод так и называется у ингушей тушол котам или тушолиг (курица тушола) (л – детерминант) и считается священной птицей как у чеченцев, так и у ингушей (ее нельзя убить, в нее нельзя бросать камни).
Близкородственная чеченцам и ингушам народность, живущая в Грузии, — тушины — названа по имени этого божества, так как род, племя и народность в древности носили имя своего тотема (ср. название чем тайпа Ц1онтарой от имени божества огня Ц1у и др.). Другой компонент данного топонима также четко этимологизируется из нахских языков. Па (пхьа) в древненахском означало поселение, село, населенный пункт. До сих пор в близкородственном тушинском, в языке чеченцев, живущих в Грузии (кистинцы) и в горских диалектах Чечни населенный пункт называется этим словом. Встречается это слово и во многих топонимах горной Чечено-Ингушетии как реликт: Пхъеда, Пхъамат, Пхъакоч и др. «Пхъа» было также имя языческого божества поселения, человечества у вайнахов. Основа эта наличествует также в имени героя-богоборца вайнахского Фольклора Пхъармат, с которым мы связываем известный греческий богоборец Прометей, (см. нашу «Образ Прометея в фольклоре чеченцев и ингушей». Известия ЧИ НИИИИЯЛ т. 4. Литературоведение Грозный, 1971).
Одно из ведущих племени Урарту носило имя Биайна. Этим словом урартийцы называли также свою страну, что было естественно, если учесть то обстоятельство, что страна у многих народов называлась по имени ведущего народа. Сравните название многочисленного чеченского племени бени и село Бена. Этот же корень наличествует в топониме Бени-Ведана и в ингушском названии одного из грузинских горных племен мохевцев-бений, от которых по поверью происходят ингуши Мальсаговы.
В языке Урарту охраняемая укрепленная местность, или крепость, называлась — хой. В том же значении это слово встречается в чечено-ингушской топонимии: Хой — село в Чеберлое, которое действительно имело стратегическое значение, т.к. преграждало путь в чеберлоевскую котловину со стороны Дагестана и плоскости Чечни. Отсюда название речки Г1ой (х-г1), протекающей через село Гойты, название которого (чеч. Г1ойт1а) также производно от Г1ой (хой), -т1а-послелог со значением места. О том, что приведенные параллели не случайное совпадение показывает тот факт, что чеченский вариант представляет собой форма мн. числа от ха — охрана, -й- формат множественности, а корень этот встречается во многих топонимах Чечено-Ингушетии: Хан-Кала, Хан-Корта (русск. Хаян-Корт) и др. Урарт. Дурдукка (город возле Урмийского озера). Известно, что в далеком прошлом нахские племена назывались дзурдзуки. Случай, когда названия народностей восходит к названиям местностей распространенное явление в науке. Кроме того, первая часть данного топонима-этнонима встречается в вайнахской топонимии и антропонимии: Дзурз-корта (местность в районе Итум-калы), корта — глава, холм, бугор; Дзуърза — мужское имя (село Эрсеной Веденского р-на) и пр.
Урарт. Цудала (назв. Города, (чеч. Ц1удала) сложное слово, состоящее из двух компонентов — Ц1у — бог огня, дала — верховный бог языческого пантеона).
Урарт. Эритна — название горы, чеч. Эртина — название горы (Веденский р-н), Урарт. Арзашку — название местности, чеч. Ирзошка (Веденский р-н, возле с. Харачой). По чечено-ингушски Ирзуо — лесная поляна. Здесь, возможно, имеет место случайное совпадение в основе этого слова, но такое допущение исключается в окончании — шка, т.к. это весьма распространенный в нахской топонимии, живой формат направительного падежа мн. числа — ш (формат множественности), -ка — га — собственно формат (ср. с.с. Сема1ашка, Човхашка, Галашка и т.д.).
Разными учеными в разное время отмечалось наличие на территории современной Армении и в районе озера Ван, Урми многочисленных топонимов с повторяющимися элементами -ли, -ни, -та (см. в частности ГА. Халатьян. «О некоторых географических названиях Древней Армении в связи с данными ванских надписей». ВДИ No 2, 1949). Вот эти топонимы: Тали, Ардиштих1инили, Наксуана, Х1алдина, Мана, Х1итина, Абаени, Х1ушани, Азани, Ардини, Миссита, Миста и другие.
Окончания, наличествующие в приведенных топонимах, совпадают с аналогичными форматами топонимических названий территории современной Чечено-Ингушетии, особенно ее горной полосы; см. соответственно:
Ч1ебил-ла, нижа-ла, Саъра-ла, Б1ав-ла, (названия сел и обществ) Эрса-на, Гуь-на, Веда-на, Белг1а-ни (инг.), Бе-на, Шоь-на и другие названия сел; Гих-т1а, Пой-т1а Мартан-т1а, Эхаш-т1а (названия сел), и другие.
За пределами Чечено-Ингушетии топонимы на – т1а (та) отмечены также в Тушетии (Г.С.С.Р.); см. Этел-та, Ц1ова-та, Индур-та и др., в которых яснее выступает формат — «та» как топонимообразуюший элемент нахских языков.
В науке о языке принято считать наиболее надежными, в смысле генетического родства языков, совпадения приведенного типа, когда ряд топонимов с повторяющимися форматами одного региона совпадает с таким же рядом топонимов другого региона.
Имеет место совпадения в нахских и урартском культовые названия древнейшего типа.
Урарт. Ма — верховный бог солнца. В том же значении это название отмечено и в нахских языках, хотя в настоящее время оно выступает лишь в составе производных и сложных слов со значением культа солнца: малх (лх – детерминант) — солнце, см. также топонимы м1айста (с, та – детерминанты), маьлхаста (производящая основа «ма»); Маска — название села (ма — основа, ска – детерминанты), маскара (б. село), Меша-хи — речка, мальсаг — «человек солнце», отсюда фамилия Мальсагов, Муоъсаг — имя человека в том же значении и т.д.
Урарт. Тайшеби — одно из верховных божеств; чеч., инг. Туш ((Тушол — божество природы и деторождения; ср. еще инг. Тайшабание — детская игра). Случаи, когда названия божеств превращаются в названия детских игр известны в науке; см. чеч. Галг1ожмех ловзар — игра в городки от Гал — название одного из древних божеств солнца).
Отмечены также случаи превращения имен божеств в имена людей. Так, название урартского божества Ашура в чеченском встречается как женское имя Ашура, а также урарт. Азани, чеч. Айзан (ласкат. Айзани), урарт. Ашту — имя божества, чеч. Ашту женское имя, урарт. Лагаш, чеч. Лагаш, Лакаш — мужское имя и др. Урарт, Кибела — бог весны, чеч. Кебила — женское имя, урарт. Дика — имя божества, чеч. дика — хорошо, Дика — мужское имя. Имеет место превращение топонимов в собственные имена: урарт. Киндари-Сангара — название местности, чеч. Киндар-Сангара — мужские имена. Имеет место совпадения прочей лексики, например:
урарт. суре — войско, чеч. сура — в том же значении, отсюда топонимы Суъйр — корта, Суърат1а (подробно о слове сура см. К.З. Чокаев. «Географические названия Чечено-Ингушетии». Рукопись. Архив ЧИНИИИЯЛ. Его же «Куда ведет корень вайнахов». Альманах. ”Орга», Nо 2,1968).
урарт. шин — два, чеч., инг. ши — два,
урарт. тиш, чеч., инг. тиша — старый,
урарт. 1у — пастух, чеч., инг. 1у — в том же значении,
урарт. хаза, чеч., инг. хаза — слышать,
урарт. але, чеч. ала, инг. ала, чеб. ала — сказать; см. еще
урарт. Мануа-с але «Мануа сказал», чеч. Мануа-с але (чеб.) в том же значении. Здесь, как видно, совпадает целое словосочетание с грамматическими показателями (формат эргативного падежа – с).
Лулаби — так называли урартийцы своих соседей, что означало чужак, враг. Если учесть конкретную историческую обстановку того времени, когда урартийцы подвергались постоянным нашествиям и нападениям соседнего государства Ассирии, такая семантика данного слова становится понятной, так как значение слова изменяются в зависимости от условий жизни носителей языка. В современном чеченском и ингушском это слово четко разлагается на составные части и имеет значение соседи (лула – сосед, би — формант мн. числа, сохранившийся в близкородственном бацбийском и поныне; см. бац — би «те, которые на траве» от бац (буц) – трава).
Имеет место схождения грамматических форм, что особенно важно при определении генетического родства языков, т.к. грамматический строй наиболее устойчивый раздел языка. Например, отмечены случаи совпадения форм эргативного (активного), родительного, дательного падежей современных нахских с одной стороны и урартского языка — с другой; см. урар. х1алдини ули таран Сардури-си але. Богу Халду могущественному Сардур говорит. Ср. чеч. Х1алдина (таройолчу) сардурас але (чеб). Формы дательного и активного падежа в этих предложениях совпадают (-на, -с); см.также: урарт. Пили кару Илдаруни ни агуби; ср. чеч. Алари Илдаруни-ани агнеду. Канад провел от реки Илдаруниани. Мы здесь чеченский вариант привели лишь с частным учетом исторических изменений, опуская отдельные формы, которых не было в древнем вайнахском, в частности послелог т1ера. Если учесть все изменения, то мы можем точно воспроизвести урартский вариант; Так апари мог получиться из пили — канава, агнеду (отбросив формант -не- и заменив классный показатель д на б) можно восстановить в прежней форме — агуби и т.д.
В языке урарту ученые обнаружили формат множественного числа — аже; ср. чеч., инг. -аш — аж в том же значении. Подобные превращения у нахов правомерны, например, ваша — важа.
В работе М. Каганкатваци «История агван», написанной 1300 лет тому назад, сказано: «Уты, Соды, гаргары — братья и происходят они от отца по имени Ура». Ура — основа слова Урарту, уты — это удинцы (родственный нахам и другим народам Кавказа, но живущие а Азербайджане), Соды — видимо содойцы (некогда сильный чеченский тайп, представители которых и поныне живут в Веденском и других районах ЧИАССР; племя это отмечено в древнегреческих источниках (II в. н. э.); см. об этом: В.Б. Виноградов, К.З. Чокаев. Древние названия и размещения вайнахских племен. Известия ЧИНИИИЯЛ, т.II. Археолого-этнографический сборник. Грозный, 1966); этноним гаргары четко расшифровывается при помощи чеченского языка как родственники, близкие. Большинство ученых склонны видеть в гаргарах предков нахов.
По данным археологических раскопок, проводимых на бывшей территории Урарту советскими и зарубежными учеными отмечено много общих моментов в материальной культуре Урарту, с одной стороны, нахов — с другой.
По мере археологического изучения бывшей территории Урарту, а также фольклора, языка и этнографии чеченцев и ингушей такие сходные моменты будут увеличиваться, так как родство здесь несомненное.
Государство Урарту образовалось в IX веке до н.э. и просуществовало 300 лет. В 6 веке до н. э. под ударами государств Ассирии и Мидии Урарту перестало существовать как государство.
Урарту — первое государство, возникшее на территории нашей страны. Народы Урарту достигли высокого по тому времени уровня развития культуры, техники и экономики.
После распада Урарту как государства в Закавказье возникает государство Албания. По данным источников ведущим народом в Албании были гаргары. Господствующей религией Албании в одно время было христианство. Языком религии и школьного обучения являлся язык гаргаров. (см. А. Шанидзе «Новооткрытый алфавит кавказских албанцев и его значение для науки». Изв. ИЯИМК. груз филиала АНСССР, т. 4, 1938 и др.).
Как свидетельство пребывания далеких предков вайнахов в Закавказье, на бывшей территории Албании отмечены многочисленные топонимы, объясняемые только из нахских и частично из дагестанских языков (см. Ц1унда, Эрети, Арцах, Арциан; ср. чеч. Ц1уоьнта (ра), Эртан, Эрга, Эрсана, Орцах и др.). Топонимы, объясняемые из нахских и дагестанских отмечены также в Восточной Грузии, Хевсуретии, Пшхавии, Мохевии, Тушетии.
Впервые современное этническое название чеченцев нахчи в виде нахчаматьяне отмечено в армянских источниках IV века н.э. Этот же этноним встречается в «Армянской географии» Моисея Хоренского (VII век н.э.) который (этноним) локализируется главным образом в предгорной полосе современной территории плоскостной Чечено-Ингушетии (см. карту из указанной «Географии»). Однако в разное время нахские племена в источниках встречаются под разными названиями: соды, гаргары, дзурзуки, двалы (от дал), нахчаматьяне, цанары, глигвы, кисты, калканы, мичиги ((мичигизы (чеченцы Ичкерии), шибуты (шатойцы), мереджи (мержой), чечен, чеченец, ингуш и т.д.
Было бы ошибочным думать, что чеченцы и ингуши представляют собой, так сказать, этнически «чистыми» народами, без примеси представителей других народностей. В своем развитии чечено-ингушский народ проделал долгий путь, в продолжении которого, как и любой другой народ, скрещивался со многими народами, в результате вобрал в себя многие этнические группы, но и терял какую-то часть своего этноса, охваченную объективным процессом ассимиляции с другими народами.
Еще Н.Я. Марр писал: «Не скрою, что в горцах Грузии, вместе с ними в хевсурах, пшавах, вижу огрузинившиеся чеченские племена». (Н.Я. Марр. «К истории передвижения яфетических народов с юга на север Кавказа». Известия АН, 1916, Nо 15, стр. 1395-1396).
На сессии, посвященной проблеме происхождения осетинского народа (Орджоникидзе, 1966 г.) устами большинства ученых-кавказоведов было заявлено, что осетинский народ является «истыми кавказцами по происхождению и культуре и иранцами по языку». Отмечалось наличие значительного процента нахского этноса в составе современных осетин. О чем свидетельствует также топонимия Осетии (Ц1уш, Цltq, Wlейлам, Ц1ейлон и др.).
Среди кумыков встречаются граждане, считающие себя выходцами из чеченцев.
В составе современных чеченцев и ингушей имеется значительный процент представителей тюркских, осетинского, дагестанских, грузинского, монгольского, русского народов. О чем свидетельствует опять-таки прежде всего чеченский и ингушский языки, в которых значительный процент заимствованных слов и грамматических форм, и фольклор.

Чокаев К.З.
доктор фил. наук, профессор

Рецензия

На произведения доктора филологических наук, профессора К.З. Чокаева; «О происхождении чеченцев и ингушей». Рукопись, Грозный, 1990, с. 1-17.
Статья написана на актуальную тему, которой интересуется, без преувеличения, весь сознательный народ. Чокаев не новичок в исторической науке. Его труды по словообразованию у чеченцев оказали значительную помощь этнографам. Некоторые его статьи прямо относятся к истории нахов. Данная статья также написана на вполне научном уровне и с использованием богатых и разносторонних сведений. Научная база и полевой материал, впервые введенные в научный оборот автором, соответствуют требованиям времени. Данную статью ни в коем случае нельзя сравнить с легковесными «научными» трудами В. Виноградова. Но представленная статья, как полагаем, написана очень давно и в кое-чем устарела. Например, К.З. Чокаев пишет: «Особую значимость данный процесс (Укрепление дружбы между народами — И.С.) приобретает в условиях нашей страны, когда дружественные связи народов СССР в процессе построения коммунистического общества с каждым днем крепнут и развиваются».
Рецензент отредактировал эти и другие устаревшие выражения. Считаю, что автор не будет возражать нам за такие вольности с нашей стороны. Рискнули мы также сократить небольшие повторы (с.6,14,15,16 и др.); указали на желательность перенести ссылок вниз, исправили опечатки (с.7, 8), внесли стилистическую правку (с.7); сделали небольшое сокращение (с.2) и изменили название на: «К происхождению чеченцев и ингушей», так как считали, что скромность в таких вопросах нам всем не помещает. Находясь далеко от Грозного мы не могли согласовывать свои действия с уважаемым автором и, надеемся, автор нас поймет. Мысли автора мы затрагивали очень мало. Наше вмешательство не умаляет достоинство данной статьи, и рецензент рекомендует опубликовать ее в научном отделе журнала «Справедливость».

Этнограф, к.и.н. Саидов И. М.

Несмотря на все разговоры о репрессиях, численность чеченцев и ингушей в СССР возрастала очень быстро. Советская власть создала почти идеальные условия для их жизни. Численность русских не так быстро, но все же росла вплоть до 1989 года. Потом начался демографический коллапс.

В Российской империи чеченцев и ингушей, как и других народов Кавказа, тоже становилось больше. Но численность этих народов увеличивалась при царях не быстрее, а медленнее, чем численность православных славян. То есть в Империи славяне чувствовали себя намного лучше, чем потом в СССР.

Самыми «проблемными» годами для чеченов и ингушей были годы Кавказской войны (1830-е, 40-е, 50-е, 60-е), когда они не только гибли в ходе военных действий и голода, но массами выселялись в Турцию от «власти неверных». И два десятилетия после Второй мировой войны, когда часть из них была выселена в Казахстан.

Русские и чеченцы как бы символизируют собой прямо противоположные тенденции развития.

В 1861 году в России было 140 тысяч чеченцев. В 1867 году - 116 тысяч, в 1875 году - 139,2 тысячи, 1889 году - 186 618 тысячи, 1897 году - 226,5 тысячи, наконец, в 1913 году - 245,5 тысяч человек.

В течение 1960-х годов по уровню рождаемости чеченцы опережали даже народы Средней Азии. С 1959 по 1970 год их численность возросла на 46,3 процента и составила 612,7 тысяч человек.

По данным переписи населения 1979 года, численность чеченцев выросла до 756 тысяч. В сравнении с показателем предыдущей переписи, прирост их равнялся 23,4 процентам. В следующем десятилетии численность чеченцев увеличилась на 26,8 процента и в 1989 году достигла 958 309 человек.

В течение последних десятилетий неуклонно увеличивалось чеченское население в Сунженском районе и в городе Грозном. В 1970 г. в Сунженском районе проживало 9452 чеченца (15,5 процента от числа жителей этого района), в 1979 г. - 11 240 (18,8 процента), а в 1989 г. - 13 047 (21,4 процента). По другим данным, в Сунженском районе насчитывается около 17 тысяч чеченцев.
Если в 1970 г. в Грозном проживало всего лишь 59 279 чеченцев и их доля в населении города не превышала 17,4 процента, то в 1989 году их было уже 121 350 человек. Другими словами, каждый третий житель Грозного являлся чеченцем.

По данным всесоюзной переписи населения 1989 года, на территории Чечено-Ингушской АССР проживало 1 270 429 человек, из них чеченцев - 734 501, русских - 293 771, ингушей - 163 762, армян - 14 824, татар - 14 824, ногайцев - 12 637. При этом на территории Чечни проживало около 1 100 тысяч человек.
В 2010 году в Чечне осталось 24382 русских (1,9 %). Для сравнения: в 1989 году в одном только Грозном русских было 210 тысяч человек.

Численность постоянного населения Чеченской Республики на 1декабря 2013 года составила 1 344 900 человек и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 21,7 тысячи человек или на 1,6 %. Это самый высокий рост численности населения на территории РФ.

От политики геноцида в Чечне за последние 25 лет пострадали не только русские, но и все русскоговорящее население (украинцы, белорусы, армяне и евреи). В 1989 году в Чечне и Ингушетии их было 326,5 тысячи человек. По переписи 2002 года осталось только 48 тысяч - на 278,5 тысячи меньше.
половину русскоговорящего населения (24,6 тысячи человек) составляли в Чечне и Ингушетии российские солдаты.

В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов). Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» - фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы.

В ХХ веке численность чеченцев и ингушей в быстро увеличивалась. По данным переписей, она составляла в тысячах человек: в 1926 - 393, в 1939 - 500, в 1959 - 525, в 1970 - 770, в 1979 - 942, в 1989 - 1.114 тысяч.
Численность чеченцев и ингушей за 1926-1959 годы выросла на 33,6%, намного сильнее, чем у других народов СССР (например, у казахов за тот же период она упала на 9%, у калмыков - на 20%, у абхазов выросла на 15%)

По нашей оценке, численность чеченцев и ингушей в России в 2002 году составила 1232 тысячи человек (в границах бывшего СССР около 1300 тысяч).
В 2010 году ингушей (галга, галгаи, калгаи, карабулакцы, мелхи (с языком ингушским), орстхоевцы, орстхойцы, ортсхой, орцхо, эрштхой) в России было
444.833 человек.
Чеченцев (бенойцы, вайнахи, гехинцы, ичкерийцы, мелхи, нахчо, нохчий, нохчо, орстхоевцы (с языком чеченским), орстхой, орстхойцы (с языком чеченским), чеченцы-аккинцы, акинцы, аккий, аккинцы, аккой, аккхий, ауховцы, чеченцы-акинцы, экинцы) - 1.431.360 человек.

А вот статистика роста и(или) уменьшения численности русского населения в России:

1898 - 55.667.469
1926 - 74.072.096
1939 - 90.306.276 +21,92%
1959 - 97.863.579 +8,37%
1970 - 107.747.630 +10,10%
1979 - 113.521.881 +5,36%
1989 - 119.865.946 +5,59%
2002 - 115.889.107 -3,32%
2010 - 111.016.896 -4,20%

Эта статистика говорит сама за себя. Она тем более печальна, что после 1991 года русское население РФ постоянно увеличивалось за счет переселения в Россию русских из отделившихся территорий бывшего СССР. Несмотря на это, общая численность русских в последние 25 лет непрерывно падает.

Комментарии читателей (2)

    у Вас тоже нет данных после 2010 г? можно было бы еще добавить, что странно, что засекретили уровень рождаемости и смертности после 2010 г.

    Это статистика русских в России
    опять оговорюсь: РУССКИХ –
    не кавказа, не туркменов, не никогда не существовавших “россиян”
    (год – численность – динамика) :

    1896 = 55.667469
    1926 = 74.072096
    1939 = 90.306276 +21,92%
    1959 = 97.863579 +8,37%
    1970 = 107.747630 +10,10%
    1979 = 113.521881 +5,36%
    1989 = 119.865946 +5,59%
    2002 = 115.889107 -3,32%
    2010 = 111.016896 -4,20%

    С “южными мусульманами” – кавказом энд среднеазиатами –
    динамика ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ!

    численность чеченов:

    за 100 лет – с 1889 по 1989 – выросла в ПЯТЬ раза
    с 186.618 – по 958.309

    за 20 лет – с 1989 по 2010 – выросла на 66 процентов
    с 958.309 – по 1.431.360

    численность “ВАЙНАХОВ” – чеченов энд ингушей –

    за 80 лет – с 1897 по 1979 – выросла почти в ТРИ С ПОЛОВИНОЙ раза
    с 272 тыс. (226,500 + 45,500) – по 942.000 (756.000 + 186.000)

    с 1979 по 2010 – примерно УДВОИЛОСЬ
    с 942.000 (756.000 + 186.000) – по 1.876.200 (1.431.360 + 444.833)
    (удвоение за 30 лет – за 100 лет это даст ВОСЕМЬ раз)

    С 1861 по 1913 год прирост 105,5 тыс. чел, или 75,4 процентов
    (с 140 по 245,5)
    с 1913 по 1926 год прирост 73 тыс. чел, или 29,9 процентов
    (с 245,5 по 318,5)

    1861 г. – 140 тыс. чел.
    1867 г. - 116 тыс.
    1875 г. - 139,2 тыс.
    1889 г. - 186 618 чел.
    1897 г. - 226,5 тыс. (а по другим сообщениям - 187 635 чел.)
    чеченцев и ингушей – 272 тыс. чел.
    1913 г. - 245,5 тыс. чел.

    1926 г. – 318,5 тыс. чел.
    чеченцев и ингушей – 393 тыс. чел.
    1939 г. – 408,5 тыс. чел.
    Накануне войны – приблизительно в 433 тыс. чел
    чеченцев и ингушей – около 500 тыс. чел.

    1959 – 418,8 тыс. чел.
    с 1939 по 1959 год прирост 2,6 процента
    чеченцев и ингушей – 525 тыс. чел.

    1970 – 612,7 тыс. чел.
    С 1959 по 1970 год прирост 46,3 процента
    чеченцев и ингушей – 770 тыс. чел.

    1979 – 756 тыс. чел.
    прирост 23,4 процента
    чеченцев и ингушей – 942 тыс. чел.

    1989 – 958 309 чел
    прирост 26,8 процента
    чеченцев и ингушей – 1114 тыс. чел.

    численность чеченцев и ингушей за 1926-1959 годы выросла на 33,6%
    (у казахов за тот же период она упала на 9%, у калмыков - на 20%,
    у абхазов хотя и выросла, но всего на 15%)

    в г. Грозном
    1970 г. – 59 279 чеченцев – 17,4 процента
    1989 г. – 121 350 чел. – почти треть

    В Грозном до войны проживало 397 тыс. человек
    русских – 210 тыс. человек.

    1989 на территории Чечено-Ингушской АССР проживало 1 270 429 человек,
    из них чеченцев - 734 501, русских - 293 771, ингушей - 163 762, армян - 14 824, татар - 14 824, ногайцев - 12 637 и т. д.
    на территории Чечни проживало около 1 100 тыс. человек

    Русскоговорящее население
    В 1989 году – 326,5 тысячи человек

    в Чечено-Ингушской АССР
    в 1989 году – 269130 русских (24,8 % населения)

    в Чеченской республике
    в 2002 – 48 тысяч - на 278,5 тысячи меньше.
    (из них 24,6 тысячи человек – российские солдаты)

    в 2010 – 24382 русских (1,9 %)

    Численность постоянного населения Чеченской Республики
    2013 год – 1344,9 тыс. человек

    перепись 2002 года – во всей “Россиянии”
    чеченцев и ингушей
    1773 тыс. чел,
    экспертная оценка –
    1232 тыс. чел,

    в 2010 году – во всей “Россиянии”
    чеченцев и ингушей
    1.876.200
    Ингуши - 444.833
    Чеченцы - 1.431.360
    С 1979 – примерно УДВОИЛОСЬ
    (удвоение за 30 лет – за 100 лет это даст ВОСЕМЬ раз –
    за предшествующие 90 лет – с 1889 по 1979 – в ЧЕТЫРЕ раза)

    В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).
    Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» - фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы.

Сами чеченцы называют себя Нохчи. Некоторые переводят это, как народ Ноя. Представители этого народа проживают не только на территории Чечни, но и в некоторых районах Дагестана, Ингушетии и Грузии. Всего в мире насчитывается более полутора миллионов чеченцев.

Наименование «чеченец» появилось еще задолго до революции. Но в дореволюционную эпоху и в первые десятилетия советской власти чеченцами часто называли и некоторые другие малые кавказские народы – например, ингушей, бацбийцев, грузинских кистин. Есть мнение, что это в сущности один и тот же народ, отдельные группы которого в силу исторических обстоятельств оказались изолированы друг от друга.

Как родилось слово «чеченец»?

Версий происхождения слова «чеченец» несколько. Согласно одной из них, оно является русской транслитерацией слова «шашан», которым обозначали этот народ соседи-кабардинц ы. Впервые же он упоминается как «народ сасан» в персидской летописи XIII-XIV веков под авторством Рашида-ад-Дина, где речь идет о войне с татаро-монголами.

По другой версии, это обозначение происходит от названия селения Большой Чечень, где в конце XVII века русские впервые столкнулись с чеченцами. Что же касается названия селения, то оно восходит к XIII веку, когда здесь находилась ставка монгольского хана Сечена.

Начиная с XVIII века этноним «чеченцы» появился в официальных источниках на русском и грузинском, а впоследствии его позаимствовали и другие народы. В состав России Чечня вошла 21 января 1781 года.

Между тем, ряд исследователей, в частности, А. Вагапов, полагают, что данный этноним использовался соседями чеченцев задолго до появления русских на Кавказе.

Откуда пошёл чеченский народ?

Ранний этап истории формирования чеченского народа остается сокрыт от нас мраком истории. Возможно, предки вайнахов (так именуют носителей нахских языков, например, чеченцев и ингушей) мигрировали из Закавказья на север Кавказа, но это лишь гипотеза.

Вот какую версию выдвигает доктор исторических наук Георгий Анчабадзе:

«Чеченцы - древнейший коренной народ Кавказа, их правитель носил имя “Кавказ”, от которого и произошло название местности. В грузинской историографическ ой традиции также считается, что Кавказ и его брат Лек, предок дагестанцев, заселили безлюдные на тот момент территории Северного Кавказа от гор до устья реки Волги».

Есть и альтернативные версии. Одна из них гласит, что вайнахи - потомки ушедших на север хурритских племен, заселивших Грузию и Северный Кавказ. Подтверждением этому является сходство языков и культуры.

Не исключено также, что предками вайнахов являлись тигриды – народ, обитавший в Месопотамии (в районе реки Тигр). Если верить старинным чеченским хроникам - тептарам, точка исхода вайнахских племен находилась в Шемааре (Шемаре), откуда они расселились на Север и Северо-Восток Грузии и на Северный Кавказ. Но, скорее всего, это относится лишь к части тухкумов (чеченских сообществ), так как есть свидетельства о расселении по другим маршрутам.

Большинство современных кавказоведов склоняются к тому, что чеченская нация сформировалась в XVI-XVIII веках в результате объединения вайнахских народов, осваивающих предгорья Кавказа. Важнейшим объединяющим фактором для них стала исламизация, происходившая параллельно с заселением кавказских земель. Так или иначе, нельзя отрицать, что ядром чеченского этноса являются восточные вайнахские этногруппы.

От Каспия до Западной Европы

Чеченцы не всегда жили на одном месте. Так, самые ранние их племена обитали в местности, простиравшейся от гор неподалеку от Эндери до самого Каспийского моря. Но, поскольку они часто воровали у гребенских и донских казаков скот и лошадей, в 1718 году те напали на них, многих порубили, а остальных отогнали подальше.

После окончания кавказской войны в 1865 году около 5 000 чеченских семей переселились на территорию Османской империи. Их стали называть мухаджирами. Сегодня их потомки представляют основную часть чеченских диаспор Турции, Сирии и Иордании.

В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были депортированы по приказу Сталина в районы Средней Азии. 9 января 1957 года они получили разрешение вернуться на прежнее место жительства, но некоторое количество переселенцев так и остались на новой родине – в Киргизии и Казахстане.

Первая и вторая чеченские войны привели к тому, что значительное количество чеченцев переселились в страны Западной Европы, Турцию и арабские страны. Увеличилась чеченская диаспора и в России.