Эдит Пиаф (Édith Piaf)

Эдит Пиаф (фр. Édith Piaf), настоящее имя Эдит Джованна Гассьон (фр. Édith Giovanna Gassion). Родилась 19 декабря 1915 года в Париже - умерла 10 октября 1963 года в Грасе (Франция). Французская певица и актриса.

Эдит Джованна Гассьон, известная всему миру как Эдит Пиаф, родилась 19 декабря 1915 года в Париже.

Она появилась на свет в семье несостоявшейся актрисы Аниты Майяр, выступавшей на сцене под псевдонимом Лина Марса, и акробата Луи Гассьона.

В начале Первой мировой войны он отправился добровольцем на фронт. Специально получил двухдневный отпуск в конце 1915 года, чтобы увидеть свою новорождённую дочь Эдит.

Есть легенда, что своё имя будущая певица получила в честь британской медсестры Эдит Кэвелл, расстрелянной немцами 12 октября 1915 года.

Через два года Луи Гассьон узнал, что жена его бросила, а дочь отдала на воспитание своим родителям.

Условия, в которых жила маленькая Эдит, были ужасающими. Бабушке некогда было заниматься ребёнком, и она часто наливала внучке в бутылочку вместо молока разбавленное вино, чтобы та её не беспокоила. Тогда Луи отвёз дочь в Нормандию к своей матери, содержавшей публичный дом.

Выяснилось, что трёхлетняя Эдит совершенно слепа. К тому же оказалось, что в первые же месяцы жизни у Эдит начал развиваться кератит, но бабушка по материнской линии, видимо, этого просто не замечала.

Когда никаких других надежд не оставалось, бабушка Гассьон и её девицы повезли Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции. Поездку назначили на 19 августа 1921 года, а 25 августа 1921 года Эдит прозрела. Ей было шесть лет. Первое, что она увидела, - это клавиши пианино. Но глаза её так и не наполнились солнечным светом. Великий французский поэт Жан Кокто, влюблённый в Эдит, называл их «глазами прозревшего слепца».

В семь лет Эдит пошла в школу, окружённая заботами любящей бабушки, но добропорядочные обыватели не хотели видеть рядом со своими детьми ребёнка, живущего в публичном доме, и учёба для девочки очень быстро закончилась.

Отец забрал Эдит в Париж, где они стали вместе работать на площадях: отец показывал акробатические трюки, а его девятилетняя дочь пела. Эдит зарабатывала пением на улице до тех пор, пока её не взяли в кабаре «Жуан-ле-Пен».

Когда Эдит исполнилось пятнадцать лет, она познакомилась со своей младшей единокровной сестрой Симоной. Мать Симоны настаивала на том, чтобы одиннадцатилетняя дочь начала приносить в дом деньги, отношения в семье, где кроме Симоны росли ещё семеро детей, складывались тяжёлые, и Эдит забрала младшую сестру к себе петь на улице. До этого она уже жила самостоятельно.

В 1932 году Эдит стала жить с владельцем магазина Луи Дюпоном, от которого родила дочь, однако та скончалась от менингита. Тяжело переболела и сама Эдит.

В 1935 году, когда Эдит исполнилось двадцать лет, её заметил на улице Луи Лепле (Louis Leplée), владелец кабаре «Жернис» (le Gerny’s) на Елисейских Полях, и пригласил выступать в своей программе. Он научил её репетировать с аккомпаниатором, выбирать и режиссировать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене.

Именно Лепле нашёл для Эдит имя - Пиаф , что на парижском арго означает «воробушек» . В рваных туфлях она пела на улице: «Родилась, как воробей, прожила, как воробей, умерла, как воробей».

В «Жернисе» на афишах её имя было напечатано как «Малышка Пиаф», и успех первых же выступлений был огромным.

17 февраля 1936 года Эдит Пиаф выступила в большом концерте в цирке «Медрано» вместе с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье, Мистенгетт, Мари Дюба. Короткое выступление на Радио-Сити позволило ей сделать первый шаг к настоящей славе - слушатели звонили на радио, в прямой эфир, и требовали, чтобы Малышка Пиаф выступала ещё.

Однако успешный взлёт был прерван трагедией: вскоре выстрелом в голову был убит Луи Лепле, и Эдит Пиаф оказалась в числе подозреваемых , так как он в завещании оставил ей небольшую сумму. Газеты раздули эту историю, и посетители кабаре, в котором выступала Эдит Пиаф, вели себя враждебно, считая, что они вправе «наказать преступницу».

Далее она познакомилась с поэтом Раймоном Ассо, который окончательно определил дальнейший жизненный путь певицы. Именно ему во многом принадлежит заслуга появления на свет «Великой Эдит Пиаф». Он научил Эдит не только тому, что непосредственно относилось к её профессии, но и всему тому, что ей было необходимо в жизни: правилам этикета, умению выбирать одежду и многому другому.

Раймон Ассо создал «стиль Пиаф», исходя из индивидуальности Эдит, он написал песни, подходящие только ей, «сделанные на заказ»: «Париж - Средиземноморье», «Она жила на улице Пигаль», «Мой легионер», «Вымпел для легиона».

Музыка к песне «Мой легионер» написана Маргерит Монно, которая тоже впоследствии стала не только «своим» композитором, но и близкой подругой певицы. Позже Пиаф создала с Монно ещё несколько песен, и среди них - «Маленькую Мари», «Дьявол рядом со мной» и «Гимн любви». Именно Раймон Ассо добился того, чтобы Эдит выступила в мюзик-холле «АВС» на Больших бульварах - самом знаменитом мюзик-холле Парижа.

Выступление в «АВС» считалось выходом в «большую воду», посвящением в профессию. Он также убедил её сменить сценический псевдоним «Малышка Пиаф» на «Эдит Пиаф». После успеха выступления в «АВС» пресса написала об Эдит: «Вчера на сцене "АВС" во Франции родилась великая певица». Необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки в достижении цели быстро привели Эдит к вершинам успеха.

С началом Второй мировой войны певица рассталась с Раймоном Ассо. В это время она встретилась со знаменитым французским режиссёром Жаном Кокто, который предложил Эдит сыграть в небольшой пьесе собственного сочинения «Равнодушный красавец». Репетиции прошли удачно, и пьеса имела большой успех. Впервые она была показана в сезоне 1940 года. Кинорежиссёр Жорж Лакомб решил снять по пьесе фильм. И в 1941 году был снят фильм «Монмартр на Сене», в котором Эдит получила главную роль.

Во время Второй мировой войны скончались родители Эдит. Земляки ценили и личное мужество Пиаф, выступавшей во время войны в Германии перед французскими военнопленными, чтобы после концерта вместе с автографами передать им всё необходимое для побега, и её милосердие - она устраивала концерты в пользу семей погибших. В период оккупации Эдит Пиаф выступала в лагерях для военнопленных на территории Германии, фотографировалась с немецкими офицерами и с французскими военнопленными «на память», а потом в Париже по этим фотографиям изготавливали поддельные документы для солдат, бежавших из лагеря.

Эдит Пиаф - Padam Padam

Эдит помогла найти себя и начать свой путь к успеху многим начинающим исполнителям - Иву Монтану, ансамблю «Компаньон де ла Шансон», Эдди Константену, Шарлю Азнавуру и другим дарованиям.

Послевоенное время стало для неё периодом небывалого успеха. Её с восхищением слушали жители парижских предместий и утончённые ценители искусства, рабочие и будущая королева Англии.

В январе 1950 года накануне сольного концерта в зале «Плейель», пресса писала про «песни улиц в храме классической музыки» - это был очередной триумф певицы.

Несмотря на любовь слушателей, жизнь, полностью посвящённая песне, делала её одинокой. Эдит сама это хорошо понимала: «Публика втягивает тебя в свои объятия, открывает своё сердце и поглощает тебя целиком. Ты переполняешься её любовью, а она - твоей. Потом в гаснущем свете зала ты слышишь шум уходящих шагов. Они ещё твои. Ты уже больше не содрогаешься от восторга, но тебе хорошо. А потом улицы, мрак, сердцу становится холодно, ты одна» .

В 1952 году Эдит попала подряд в две автокатастрофы - обе с Шарлем Азнавуром. Чтобы облегчить страдания, вызванные переломами руки и рёбер, врачи делали ей уколы морфия, и Эдит вновь попала в наркотическую зависимость, от которой излечилась лишь через 4 года.

В 1954 году Эдит Пиаф снялась в историческом фильме «Тайны Версаля» вместе с Жаном Маре.

В 1955 году Эдит начала выступления в концертном зале «Олимпия». Успех был ошеломительный. После этого она отправилась в 11-месячное турне по Америке, после - очередные выступления в «Олимпии», турне по Франции.

Эдит Пиаф написала две автобиографии «На балу удачи» и «Моя жизнь» , а её подруга молодости, называвшая себя единокровной сестрой Эдит, Симона Берто также написала книгу о её жизни.

Болезнь и смерть Эдит Пиаф

Большие физические, а главное, эмоциональные нагрузки сильно подорвали её здоровье. Функции печени были серьезно нарушены - склероз сочетался с циррозом, а весь организм слишком ослаблен.

В течение 1960-1963 гг. она неоднократно попадала в больницы, иногда на несколько месяцев.

25 сентября 1962 года Эдит пела с высоты Эйфелевой башни по случаю премьеры фильма «Самый длинный день» песни «Нет, я ни о чём не жалею», «Толпа», «Милорд», «Ты не слышишь», «Право любить». Её слушал весь Париж.

Последнее её выступление на сцене состоялось 31 марта 1963 года в оперном театре города Лилль.

10 октября 1963 года Эдит Пиаф не стало. Тело певицы было перевезено из города Грасса, где она скончалась, в Париж в обстановке секретности, и официально о её кончине было объявлено в Париже только 11 октября 1963 года. В тот же день, 11 октября 1963 ушёл из жизни друг Пиаф Жан Кокто. Существует мнение, что он скончался, узнав о смерти Пиаф.

Похороны певицы состоялись на кладбище Пер-Лашез. На них собралось более сорока тысяч человек, многие не скрывали своих слёз, цветов было столько, что люди были вынуждены идти прямо по ним.

Эдит Пиаф - Non, je ne regrette rien

Именем певицы названа малая планета (3772) Пиаф, открытая 21 октября 1982 года сотрудником Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной.

В Париже в 2003 году открыт памятник Эдит Пиаф, который установлен на площади Пиаф (Place Edith Piaf).

Рост Эдит Пиаф: 147 сантиметров.

Личная жизнь Эдит Пиаф:

В 1932 году Эдит познакомилась с владельцем магазина Луи Дюпоном (Louis Dupont). Через год у 17-летней Эдит родилась дочь Марсель (Marcelle). Однако Луи не устраивало, что Эдит слишком много времени уделяет своей работе, и он потребовал оставить её. Эдит отказалась, и они расстались.

Вначале дочь оставалась с матерью, но однажды, придя домой, Эдит не обнаружила её. Луи Дюпон забрал дочь к себе, рассчитывая, что любимая женщина вернётся к нему.

Дочь Эдит заболела менингитом и попала в больницу. После посещений дочери заболела сама Эдит. В то время эта болезнь излечивалась плохо, не было подходящих медикаментов, и врачи зачастую могли просто наблюдать за болезнью в надежде на благополучный исход. В результате Эдит выздоровела, а Марсель скончалась (1935). Она была единственным ребёнком, родившимся у Пиаф.

После войны состояла в отношениях с знаменитым боксёром, французом алжирского происхождения, чемпионом мира в среднем весе, 33-летним Марселем Серданом . В октябре 1949 года Сердан вылетел в Нью-Йорк к Пиаф, которая снова выступала там с гастролями. Самолёт разбился над Атлантическим океаном в районе Азорских островов и Сердан погиб, что стало шоком для Пиаф. В глубокой депрессии она спасалась морфием.

В 1952 году Пиаф снова влюбилась и вышла замуж за поэта и певца Жака Пилса , но брак вскоре распался.

В 1962 году Эдит Пиаф опять влюбилась - в 27-летнего грека (ей было 47 лет), парикмахера Тео, которого она, как и Ива Монтана, вывела на сцену. Эдит придумала ему псевдоним Сагапо (по-гречески «я тебя люблю»). С ним она была до своей смерти.

Сагапо пережил её на семь лет, он погиб в автокатастрофе.

Фильмография Эдит Пиаф:

1941 - Монмартр на Сене (Montmartre-sur-Seine)
1945 - Звезда без света (Etoile sans lumière)
1947 - Девять парней, одно сердце (Neuf garçons, un coeur)
1950 - Париж всегда поёт (Paris chante toujours)
1954 - Если мне расскажут о Версале (Si Versailles m"était conté)
1954 - Французский канкан (French cancan) - Эжени Бюффе
1959 - Любовники завтрашнего дня (Les amants de demain)
2007 - Жизнь в розовом цвете (La môme)

Эдит Пиаф (Édith Piaf), настоящее имя Эдит Джованна Гассион (Édith Giovanna Gassion), родилась 19 декабря 1915 года в Париже (Франция). Ее матерью была певица Анита Майяр, носившая сценический псевдоним Лина Марса. Отец, Луи Гассион, был уличным акробатом, участником Первой мировой войны.

Вскоре после рождения малышка была отдана на воспитание бабушке по линии матери, которая плохо обращалась с ребенком.

Прибывший в отпуск отец отправил дочь к собственной матери в Нормандию, в Берней. Вскоре выяснилось, что девочка ослепла.

Когда надежд на выздоровление не осталось, бабушка повезла Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции, и девочка прозрела.

До восьми лет Эдит ходила в школу, но потом отец забрал ее в Париж, где они начали вместе работать на площадях — отец показывал акробатические трюки, а дочь пела.

В 11 районе Парижа открыт частный музей, посвященный Пиаф, созданный Бернаром Маршуа — автором двух биографий певицы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

1. Эдит Джованна Гассьон (такова была фамилия ее родителей) - урожденная парижанка , однако детство ее и юность прошли на самых темных и нищих улицах этого «города света». Уже потом под пером журналиста, который тайно получал свой гонорар от знаменитой певицы, родилась легенда о том, что та появилась на свет прямо на ступенях дома 72 по улице Бельвиль, где новорожденную принял на руки местный жандарм. Сегодня туристы приходят постоять на этих ступенях и взлянуть на памятную доску у подъезда.

2. Мать Эдит, певичка кабаре, через два года после рождения дочери бросила мужа-акробата, отдала ее на воспитание своим родителям, а сама, что называется, «пошла по наклонной». Но и у бабушки не было ни сил, ни охоты заниматься ребенком: когда девочка плакала от голода, в бутылочку вместо молока та могла плеснуть вина, до которого была большой охотницей. Узнав, как обстоят дела, отец Эдит отвез ее собственной матери - содержательнице публичного дома.

3. Девочке было три года, когда обнаружилось, что она практически потеряла зрение. Набожная (или суеверная?) бабушка вместе со своими «девушками» решила отвезти внучку к мощам святой Терезы в надежде на исцеление. Легенда гласит, что чудо произошло после того, как маленькая Эдит неделю носила на глазах повязку с землей, привезенной с могилы святой. С тех пор и всю свою жизнь Эдит Пиаф носила на шее медальон с ее изображением и всегда заходила помолиться в церковь - куда бы ни забрасывала ее гастрольная жизнь.

4. С 9 лет Эдит начала выступать: вернувшийся из армии отец забрал ее с собой, чтобы отправиться в путешествие с уличными циркачами. А в 15 лет уже самостоятельная девушка пела на тротуарах и во дворах со своей «заклятой подругой» Симоной Берто. Через два года Эдит без ума влюбилась в мелкого коммерсанта Луи: пара поселилась на парижском Монмартре, у 17-летней любовницы родилась дочь Марсель, которая, к несчастью, скончалась от менингита, прожив на свете всего два года. С возлюбленным Луи в результате Эдит рассталась, и больше детей у певицы никогда не было.

5. Ныне известное по всему миру имя Пиаф певице подарил Луи Лепле, владелец одного из парижских кабаре . Именно благодарая его стараниям к ней пришел первый оглушительный успех: в 1936 году Эдит Пиаф записала свой первый диск. Но вскоре Луи был найден убитым в собственной постели, и кто-то из (вероятно, обиженных на нее) любовников Эдит на допросе в полиции шепнул следователю ее имя. Впрочем, достаточных улик против Эдит Пиаф так и не нашли.

6. Вплоть до самого начала Второй мировой войны Эдит Пиаф с триумфом покоряет самые знаменитые мюзик-холлы, поет на радио, играет в театре, влюбляется и без конца меняет возлюбленных. Она продолжает выступать и в оккупированном немцами Париже, а в 1943 году даже отправляется в Берлин - с «промо-туром» французской песни, вместе с другими французскими артистами. Все это не мешало ей помогать скрывавшимся от оккупантов евреям или ее соотечественникам-военнопленным: легенда гласит, что из снятого в лагере группового «фото на пямять» потом изготавливали отдельные снимки для документов и побега.

7. Благодаря щедрому сердцу Эдит Пиаф многие талантливые юноши тех лет сделали огромные шаги к своей артистической славе. Среди них были и Ив Монтан , и Шарль Азнавур. Но только великая страсть, которая вспыхнула между Эдит и знаменитым боксером Мишелем Серданом, вдохнула такое чувство в ее «Гимн любви», которое обессмертило эту песню. В октябре 1949 года 33-летний Сердан вылетел в Нью-Йорк, где Эдит Пиаф была на гастролях, но самолет потерпел крушение над Атлантикой. В глубоком горе певица начала принимать морфий.

8. В июле 1951 года певица попала в автокатастрофу вместе с Шарлем Азнавуром, который был тогда одновременно ее наперсником, протеже, секретарем и шофером. Чтобы унять боль от многочисленных переломов, ей опять назначили морфий, и через год Эдит начала свой первый курс лечения от наркотической зависимости.

9. К 1955 году после многочисленных процедур детоксикации Эдит Пиаф удалось на время справиться с зависимостью от морфия, но остался тяжелый ревматоидный артрит, алкоголь и боль одиночества после смерти Марселя Сердана, которого Эдит так и не смогла забыть, хотя и не раз потом влюблялась, и выходила замуж. Ее грандиозный триумф продолжал расти, а слава завоевала весь мир.

10. Эдит Пиаф ушла из жизни в возрасте 47 лет - организм сдался под чудовищным грузом болезней, пагубных излишеств и страданий всей жизни. Узнав о ее кончине, близкий друг великой певицы писатель, художник и режиссер Жан Кокто сказал: «Я не знал никого другого, кто так не берег свою душу. Она не тратила ее - она была расточительницей, словно швыряла золото в форточку».

Пиаф Эдит (Piaf Édith) (1915–1963), французская певица и актриса.

Родилась 19 декабря 1915 в Менильмонтане, одном из беднейших районов Парижа. По рассказам, это событие произошло прямо на улице Бельвиль под уличным фонарем. Урожденная Эдит Джованна Гассьон (Édith Giovanna Gassion). Названа в честь английской медсестры Эдит Кейвел, героини Первой мировой войны, расстреляной немцами. Дочь бродячего акробата Луи Альфонса Гассьона (Louis Alphonse Gassion, 1881–1944) и его жены Аннеты Мейлар (Annetta Giovanna Maillard, 1895–1945). Мать девочки имела смешаное итало франко марроканское происхождение. Родилась в Ливорно. Выступала в уличных кафе под псевдонимом Лина Марса. Иногда подрабатывала проституцией; злоупотребляла алкоголем.

До года девочка находилась на попечении бабушки по материнской линии Эммы (Айши) Саид бен Мухаммед (1876–1930).

В 1916 отец отправил ее к своей матери, которая содержала небольшой публичный дом в городке Берней в Нормандии. С трех до семи лет девочка слабо слышала и плохо видела из за конъюнктивита. Проститутки проявляли о ней трогательную заботу и даже собрали деньги для паломничества к Святой Терезе. Обращение к высшим силам принесло ребенку чудесное исцеление.

В 1922 Эдит начала участвовать в представлениях своего отца на улицах Парижа: собирала деньги и исполняла незамысловатые песенки. Вскоре пение стало для нее смыслом жизни. Позднее воспоминания юности отразились в песенном творчестве («Elle fréquentait la Rue Pigalle», 1939) и др. В 1929 вместе со своей сводной сестрой Симон Берто (Simone Berteaut), по прозвищу Момон (Mômone), снимала номер в дешевой гостинице Гранд Отель де Клермон по улице Верон, 18. Часто меняла возлюбленных. От одного из них, рассыльного Луи Дюпонта в 1931 родила своего единственную дочь Марсель, которая умерла в возрасте двух лет от менингита. Находилась в зависимости от сутенера Альбера, который избивал ее и отнимал большую часть выручки.

В 1935 Эдит познакомилась с Луи Лепле (Louis Leplée), владельцем ночного клуба «Le Gerny» на Елисейских полях. Он по достоинству оценил ее талант и преподал первые уроки актерского мастерства. Луи Лепле создал оригинальный имидж певицы, главным атрибутом которого стало черное платье. Он же придумал сценический псевдоним Пиаф (Воробышек на парижском сленге). Имя очень точно подходило малышке Эдит: при росте 1, 47 см, она обладала дерзким и бесстрашным нравом. Пиаф быстро приобрела известность, подружилась со знаменитым шансонье Морисом Шевалье, поэтом Жаком Боржеа и др. В январе 1936 Пиаф записала первые диски на студии «Polydor». В том же году началось ее творческое содружество с композитором и автором текстов Маргерит Монно.

Однако, успешная карьера едва не оборвалась, толком не начавшись. 6 апреля 1936 Луи Лепле был застрелен в своей квартире. Полиция задержала убийц и установила, что все они ранее они были знакомы с Пиаф На нее пало подозрение в соучастии преступления. Несмотря на недостаток доказательств, репутация Пиаф сильно пострадала. В этот трудный момент близким другом Пиаф стал бывший легионер и поэт Раймон Ассо (Raymond Asso, 1901–1968). Он резко ограничил ее сомнительные связи, написал несколько песен («Un jeune homme chantait», «Paris Méditerranée» и др.). После того, как в 1939 Раймона Ассо призвали в армию, Пиаф сошлась с актером и певцом Полем Мериссом (Paul Gustave Pierre Meurisse, 1912–1979). Вместе с ним исполнила главные роли в одноактной пьесе Жана Кокто «Равнодушная красавица» (1940).
Во время оккупации Парижа Пиаф проживала в том же доме, где располагался респектабельный бордель для офицеров вермахта. Часто выступала в немецких воинских частях, за что впоследствии обвинялась в коллоборационизме.

По словам самой Пиаф, она выполняла задания руководителей движения Сопротивления. После концертов в лагерях для военнопленных фотографировалась вместе с французскими солдатами, якобы, на память. Затем фотографии заключенных вклеивались в фальшивые паспорта и использовались для побегов.

В послевоенные годы песни Пиаф завоевали всемирное признание. В 1947 она впервые побывала в Соединенных Штатах, затем совершила несколько триумфальных турне по Европе и Южной Америке. Пиаф восемь раз приглашалась в шоу Эда Салливана. В 1956 и 1957 выступала на сцене нью йоркского Карнеги Холла. С 1955 ее главной концертной площадкой в Париже являлся легендарный зал «Олимпия».

Пиаф охотно протежировала молодым начинающим певцам, которые нередко становились ее близкими друзьями. Так, в 1944 она вывела на сцену Ива Монтана (Yves Montand, 1921–1991), который через год стал одним из самых популярных французских шансонье. В 1951 Пиаф положила начало карьере Шарля Азнавура (Charles Aznavour, род. 1924), который сопровождал ее в поездке по Франции и США. Некоторое время Шарль Азнавур исполнял обязанности ее персонального секретаря и шофера. Вместе с ним Пиаф попала в жуткую автокатастрофу, сломала руку и два ребра. Для снятия боли начала принимать морфин.

Летом 1948 Пиаф познакомилась с Марселем Серданом (Marcel Cerdan, 1916–1949), чемпионом мира по боксу во втором полусреднем весе. Оба были охвачены глубоким, всепоглощающим чувством, которое даже не пытались скрывать. Марсель Сердан имел жену и троих детей, тем не менее открыто появлялся вместе с Пиаф на публике. Пресса широко обсуждала мельчайшие подробности их романа. Однако, отношения оборвались трагически. 28 октября 1949 Марсель Сердан отправился в США на матч реванш с Джейком Ла Мотта. Перед боем он собирался встретиться с Пиаф в Нью Йорке. Самолет «Lockheed L 749 Constellation», на котором летел Марсель Сердан, разбился в районе Азорских островов. Все пассажиры и члены экипажа погибли. Для Пиаф гибель Марселя Сердана оказалась сильнейшим потрясением. Преодолеть затяжную депрессию Пиаф пыталась с помощью алкоголя и наркотиков. В память о Марселе Сердане она написала песню «Hymne a l’amour» (1949).

В 1952 Пиаф вышла замуж за певца Жака Пиллса (Jacques Pills, 1906–1970).

В конце 1958 П. начала сотрудничать с композитором Жоржем Мустаки (Georges Moustaki, род. 1934), который на несколько лет стал ее ближайшим другом. В соавторстве с ним написала знаменитую песню «Milord», которая в 1959 возглавляла все мировые хит парады. В том же году Пиаф сильно порезала лицо в очередной автоаварии. Ее физическое и моральное состояние было подорвано. Во время выступления в нью йоркской «Уолдорф Астория» Пиаф упала прямо на сцене из за резких болей в животе. Вскоре подобный приступ повторился в Стокгольме. Тем не менее, в 1960 Пиаф записала один из своих шедевров «Non je ne regrette rien», созданный в содружестве с Шарлем Дюмоном.

В 1961 Пиаф встретила Тео Сарапо (Théo Sarapo, 1936–1970). Урожденный Теофанис Ламбукас (Theophanis Lamboukas). Выходец из Греции, работал в парикмахерском салоне, мечтал о карьере артиста. Как уже неоднократно случалось ранее, Пиаф полностью поддалась обаянию молодого таланта. 9 октября 1962 они зарегистрировали свой брак в мэрии 16-ого округа Парижа. Неравный союз вызвал много толков и пересудов. Пресса открыто называла Тео Сарапо охотником за золотом (gold digger). Несмотря на значительную разницу в возрасте, Тео Сарапо искренне любил Пиаф, окружил ее заботой и вниманием. Союз оказался довольно успешным в творческом плане. Вместе с мужем Пиаф записала несколько песен, одна из которых («A quoi ca sert l’amour?») в 1962 стала хитом. Публика доброжелательно встретила выступление семейного дуэта на сцене театров «Олимпия» и «Бобино».

В 1963 у Эдит Пиаф диагностировали рак печени. Она впала в кому и последние месяцы жизни провела на своей вилле в Пласкассье на Французской Ривьере. Пиаф умерла 11 октября 1963, в один день со своим другом Жаном Кокто. Католическая церковь отказалась отпевать Пиаф, зато десятки тысяч поклонников проводили ее в последний путь на кладбище Пер Лашез в Париже.

В 1970 в соседней могиле был похоронен погибший в автокатастрофе Т. Сарапо.

Французский «воробушек» Эдит Пиаф – одна из легендарных певиц 20 века, обладательница уникального голоса и неподражаемого грассирования, признанная критиками как лучшая исполнительница шансона.

Эта независимая, смелая женщина добилась любви капризной парижской публики благодаря не яркой внешности, а виртуозному исполнению песен, впоследствии вошедших в золотой музыкальный фонд. За свою жизнь малышка Пиаф успела довольно много:

  • На счету этой изящной француженки – роли в восьми кинолентах, среди которых особенно выделяется фильм «Жизнь в розовом цвете», за роль главной героини в котором она получила «Оскар». В фильме «Париж всегда поет» Эдит исполнила песню, надолго ставшую гимном Парижу и всем влюбленным.
  • Несмотря на то что вне сцены Пиаф одевалась очень просто и неброско, для миллионов женщин она стала законодательницей моды на элегантные черные платья и тонкие бровки ниточкой.
  • Эдит Пиаф написала две автобиографические книги, где раскрыла некоторые секреты о своих романах с выдающимися актерами французского кино.
  • Десять песен Эдит были признаны классикой французского шансона.

Детство и юность певицы

История жизни Эдит Джованна Гассион, а именно такое имя при рождении получила девочка, полна испытаний и несчастий, судьба отмерила на ее долю немало горя. Эдит появилась на свет в семье уличного акробата и несостоявшейся певички, вскоре после рождения мать оставила кроху, а сама уехала на заработки.

Воспитанием малышки занялась бабушка, которая редко бывала трезвой и предпочитала веселую компанию заботам о внучке. Чтобы ребенок не плакал и спал, в молоко ей добавляли немного алкоголя.

Надолго бабули не хватило, и через три года малышку отдали второй бабушке. Добрую старушку потрясло ужасающее состояние ребенка, который не знал, что такое ласка и любовь. Эдит Пиаф в детстве была невероятно худенькой, бледной, кроме того, ее глаза постоянно гноились, а быстро прогрессировавшая болезнь грозила Пиаф полной слепотой. Усилия докторов и молитвы бабушки спасли ее зрение, маленькая Эдит начала оживать на глазах.

Но эта идиллия продолжалась совсем недолго, и судьба Эдит Пиаф снова окрасилась в мрачные тона. Подросшая девочка не могла больше оставаться у бабки, ведь та была владелицей публичного дома. Когда Эдит исполнилось 15 лет, она решила уйти, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь. Все, что умела делать будущая звезда, – проникновенно петь, а потому без лишних сомнений Эдит решается пойти работать в кабаре.

Карьера

Великая Эдит Пиаф появилась на сцене совершенно случайно, ведь в молодости у нее была более чем скромная внешность и жалкие наряды, что сводило шансы привлечь внимание публики к нулю. Краткая биография, написанная сводной сестрой Эдит, рассказывает о знакомстве начинающей певицы с владельцем кабаре Луи Лепле, которого до глубины души потряс голос Эдит Пиаф. Именно он дал Пиаф прозвище «маленький воробышек» за глубокий, сильный голос, звучание которого буквально завораживало зрителей.

Однако Лепле считал, что как певица Эдит Пиаф может достигнуть гораздо большего, особенно если приложить к огранке этого алмаза кое-какие усилия. Он растил из «воробушка» настоящую звезду: ее учили правильно одеваться, общаться с публикой, двигаться на сцене.

Владелец кабаре нисколько не церемонился с будущей звездой, нередко отвешивал ей подзатыльники, грубо высказывался о внешности певицы. Эдит всегда выходила на сцену в черном, она полагала, что этот цвет дает простор для фантазии и не отвлекает от песни.

Первое выступление на радио принесло ей невероятную популярность, а история появления Эдит Пиаф в кабаре «Жернис» вызвала у публики большой интерес. Однако вскоре Лепле застрелили, и полиция заподозрила Пиаф, ведь она была упомянута в числе наследников.

Эти годы станут очень тяжелыми для Эдит Пиаф: на ее выступлениях зрители будут устраивать дебоши, а газеты напечатают ряд нелицеприятных статей о бедняжке. Творчество певицы для публики отойдет на второй план, и это будет продолжаться долгих три года.

Вскоре начинающая французская певица встретит Раймона Ассо, композитора и продюсера, который превратит Пиаф в настоящую звезду. Именно он напишет для нее знаменитые «Париж, Средиземноморье», «Мой легионер», а также многие другие песни, ставшие настоящим сокровищем французского шансона. Вскоре к их творческому союзу присоединяется Маргерит Монно, а в списке хитов «воробушка» появляются такие песни, как «Гимн любви» и «Малышка Мари».

Через пару лет Пиаф дебютировала на сцене одного из престижнейших мюзик-холлов страны «АВС», и газеты запестрели сообщениями, что на эстрадном небосклоне взошла новая звезда. Вскоре Эдит Пиаф знакомится с известным режиссером Кокто, ее песни начинают звучать с экрана, она становится знаменитой на всю страну. Во время войны певица активно гастролирует, поет для французских солдат.

1955 год становится для певицы действительно переломным: она отправляется с гастролями по Америке, выступает на всех известных площадках страны. Публика обожает Пиаф, а поклонники осыпают ее цветами и подарками.

Однажды во время выступления певице стало плохо, ее госпитализировали и в ходе обследования обнаружили рак печени. Музыка была для Эдит смыслом жизни, поэтому запрет врачей на выступления и необходимость последующего лечения она воспринимала как настоящую пытку и наказание свыше.

Пиаф всегда испытывала проблемы с алкоголем, он помогал ей забыться, отвлечься от невзгод. К сожалению, лечение не принесло положительного результата – несмотря на все усилия врачей, в 1963 году Эдит Пиаф не стало. Официальна причина смерти – рак печени.

Личная жизнь

Личная жизнь Эдит Пиаф может вызвать зависть у любой красотки, ведь этой неказистой на вид малышке приписывают романы с самыми видными мужчинами французского кино и эстрады. Газеты того времени пестрели броскими заголовками об очередном увлечении «воробушка», а церковь считала ее настоящей грешницей. Биография Эдит Пиаф послужила материалом для трех кинолент, а книги о ней стали настоящими бестселлерами.

Первая история любви приключилась в жизни Эдит после начала ее работы у Лепле. Владелец одного из крупных магазинов Парижа влюбился в нее без памяти, и после недолгих ухаживаний они поженились. От этого брака на свет появилась девочка.

Муж Эдит Пиаф потребовал, чтобы певица отказалась от сцены и сидела дома, однако она не представляла жизни без музыки. Вскоре дочь Эдит умирает от менингита, супруги разводятся.

Следующим объектом страсти Пиаф стал 23-летний Ив Монтан, тогда только начинавший свою актерскую карьеру. Она учила молодого красавчика актерскому мастерству, помогла ему завязать нужные знакомства и даже добилась для него главной роли у известного режиссера. Через два года Пиаф бросила Монтана, заявив, что любовь прошла.

Эдит Пиаф и Шарль Азнавур встретились на вечеринке совершенно случайно, и между ними сразу вспыхнула взаимная симпатия. Газеты немедленно напечатали заметки о том, что Эдит Пиаф и Шарль Азнавур – любовники, однако все было совершенно не так. Долгие годы двух гениальных шансонье связывали крепкая дружба и платонические чувства, которые так и не переросли ни во что большее.

Эдит Пиаф и Марсель Сердан стали самой скандальной парой. Их обсуждали и осуждали все, ведь избранник певицы был женат, имел трех детей. Он боготворил Пиаф, дарил ей меха, драгоценности, оплачивал поездки и рестораны. Во время американских гастролей Эдит Пиаф и Марсель Сердан решили тайно встретиться, он вылетел к ней на частном самолете. К несчастью, в результате авиакатастрофы возлюбленный Пиаф погиб.

Свадьба Эдит Пиаф и греческого парикмахера Тео Сарапо поразила всех поклонников певицы, казалось бы, уже привыкших к странным выходкам звезды. К тому времени Пиаф в силу возраста и пристрастия к алкоголю была очень больна, а ее возлюбленному едва исполнилось 26 лет. Зная, что супруге остается совсем немного, он трогательно ухаживал за ней, кормил, гулял до самого последнего дня.

Певица скончалась в больнице после того, как ее печень окончательно отказала. Пиаф похоронили на знаменитом кладбище Пер-Лашез, на могилу звезды до сих пор приходят многочисленные поклонники и туристы. Любители шансона часто сравнивают Эдит Пиаф и Мирей Матье, ведь именно ее исполнение больше всего напоминает манеру пения знаменитого французского «воробушка». Автор: Наталья Иванова