ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку. По данным прошлых лет, обществознание выбирало более половины выпускников, а в 2013 году его сдавало 69,3%! И вместе с тем это — один из сложнейших экзаменов . В этом году ЕГЭ по обществознанию не сдали 5,3% выпускников, а это около 25 тысяч человек! В чем причина такого неуспеха?

Пять ловушек обществознания

Среди выпускников распространено ошибочное мнение, что обществознание — один из самых легких предметов . Многие из них уверены, что по нему-то уж можно "что-нибудь наболтать". Это и есть первая ловушка обществознания. Ученики опираются на свой опыт устных ответов в классе, где действительно можно наговорить много, а учитель сам вычленит из сказанного верный ответ. На ЕГЭ же, где даже развернутые ответы части С состоят всего из нескольких предложений, невозможно "наболтать", а нужно давать четкие ответы.

И вот перед нами вторая ловушка обществознания: знание терминологии и умение ею оперировать . Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать. А это значит, что ЕГЭ по обществознанию в большей мере, чем любой другой экзамен, предполагает не простое воспроизведение заученного материала, а его "препарирование", что гораздо сложнее.

ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам : экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Это и есть третья ловушка — ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из пяти наук. Сложность ЕГЭ по обществознанию состоит в том, что, в отличие от, например, математики, где геометрические задачи занимают четкое место в структуре экзамена, вопрос на сопоставление может быть как в теме экономики, так и социологии. Следовательно, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом "включить" нужный понятийный аппарат.

ЕГЭ по обществознанию сдают на многие специальности — на экономику, юриспруденцию, государственное управление, архитектуру, таможенное дело, логистику и другие специальности гуманитарного и социально-экономического профиля.

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию сложно избежать и четвертой ловушки: многочисленных учебников и пособий . Часть из них, к сожалению, не всегда добросовестна и может сослужить плохую службу. За основу лучше всего брать два базовых учебника — Кравченко и Боголюбова, которые используются в большинстве школ. Однако надо иметь в виду, что школы могут использовать учебники разных лет, а ФИПИ в своих разработках ЕГЭ опирается на последние издания.

Пятая ловушка ЕГЭ — недостаточное количество часов , которое отводится этому предмету в школе. Это связано, в первую очередь, с парадоксами развития российского образования. По мере своего совершенствования ЕГЭ по обществознанию усложняется, а в школе в это время идет отход от профильного изучения данного предмета. И это несмотря на то, что он востребован более чем в 30% гуманитарных вузов. Сегодня обществознание в школьной программе существует только как базовый предмет, которому уделяется всего один час в неделю.

Как же избежать ловушек и превратить их в плюсы при подготовке?

Вот пять конкретных советов, которые дает одиннадцатиклассникам Максим Сигал, руководитель отдела преподавания из учебного центра MAXIMUM по подготовке к ЕГЭ:

"Не стоит недооценивать этот экзамен. Многие ученики относятся к обществознанию как к чему-то очень простому, где можно почти не готовиться, а просто давать ответы по логике — это определенно неверно!"

Первая ловушка: выбирая этот предмет, объективно оцените свои знания. Относитесь к обществознанию как к точной науке.

Вторая ловушка: учите терминологию и тренируйтесь мыслить логически. Все типы заданий описаны в материалах ФИПИ. Ищите ответы на вопросы, узнайте, что конкретно требуется в данном ответе и как оценивается каждый ответ. В развернутых заданиях уточните, какой объем надо написать для ответа на каждый вопрос.

Третья ловушка: научитесь различать терминологию каждой из пяти дисциплин, входящих в ЕГЭ по обществознанию. При ответе первое, что нужно сделать, это определить дисциплину, с которой придется иметь дело.


Четвертая ловушка: с осторожностью выбирайте пособия для подготовки к ЕГЭ по обществознанию: ряд из них использует неупотребляемую терминологию и понятия. Учитывайте изменения, которые внесены в ЕГЭ-2014 по сравнению с 2013 годом, а именно:

  1. Усложнено задание В5. Общее число приведенных в условии задания суждений увеличивается с 4 до 5. Нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам суждений: факты, оценки, теоретические утверждения. Здесь очень легко запутаться в оценках и теоретических утверждениях. Следует помнить, что теория — это заученное знание, а оценка — это собственное мнение.
  2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Это облегчает написание задания на данную тему, так как грань между терминологией этих двух дисциплин не всегда различима.
  3. За эссе максимально можно получить 5 баллов. Здесь важно помнить, что если не раскрыт смысл высказывания, то работа просто не проверяется. Дополнительные баллы даются за приведение теоретического обоснования, а самые высокие — за фактическую аргументацию.

Пятая ловушка: недостаточное количество часов можно компенсировать только одним — дополнительной подготовкой к ЕГЭ по обществознанию на верно и своевременно выбранных курсах.

Многие родители ужаснутся, прочитав этот материал. Это так непросто и требует времени и усердия для подготовки! Но стоит ли пугаться, ведь все мы хотим научить своих детей способности самостоятельно рассуждать и логически мыслить. Часто в адрес ЕГЭ звучат обвинения: этот формат экзамена, дескать, "оболванивает" детей, заставляет преподавателей вместо передачи знаний заниматься "натаскиванием" на экзамен. Нам ведь это не нравится, не так ли? Так надо радоваться, что с ЕГЭ по обществознанию все наоборот — в процессе подготовки к нему дети учатся мыслить и использовать полученные ими знания. Не к этому ли стремится большинство родителей?

Обсуждение

Если государственные учебники Боголюбова и Кравченко плохие, то и тесты, составленные на основе этих учебников тоже всегда будут плохими. В этом состоит основная проблема при сдаче ЕГЭ по обществознанию. Единственный выход - менять базовые учебники, менять стандарты по обществознанию и менять тесты. Советую использовать для преплдавания мой учебник - Валерий Стариков "Интересное обществознание", который опубликован на российской и англоязычной Википедии:
[ссылка-1]

05.01.2019 17:15:47, Валерий Стариков

Бесполезная информация,много воды,спасибо за потраченное время

21.11.2017 18:08:06, JonikNE@

22.03.2016 22:47:59, Ашати

Комментировать статью "ЕГЭ по обществознанию: 5 ловушек популярного экзамена"

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Репетиторы. Образование детей. Стаж репетиторской работы 4 года. Подготовка к ЕГЭ - занятия проводятся индивидуально и в группе. Группы от 3-5 человек - 1500 руб. за 90 мин.(организатору группы первое занятие бесплатно)...

Обсуждение

Психология, биология или инст физкультуры? Больше этот комплект вроде никуда не идет.
Если школа не выгонит с профилей, то можно и не париться пока, огэ на 3ку еще не страшно.
А вот к егэ насчет знаний надо будет напрячься - не реп, так курсы. Школы к егэ не готовят, максимум дают правильный базовый набор знаний, на основе которых можно еще позаниматься

К огэ спокойно самим готовится. Брать и решать-решать билеты. В огэ нет ни чего сложного, тратить деньги в пустую не стоит.... А к егэ уже готовится с преподавателями.

Раздел: ЕГЭ и другие экзамены (ЕГЭ по обществознанию). обществознание. А у ваших был опыт сдачи ненужных экзаменов воообще без малейшей подготовки? В прошлом году сдавала дочка обществознание. Ни дня с репетитором, на курсах и т.д., только школьные...

История и обществознание - как готовить. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Подробнее об условиях подготовки к ЕГЭ можете узнать на сайте репетиторского центра Пифагор [ссылка-1] Запись на все курсы производится через сайт.

Порекомендуйте проверенных репетиторов по обществознанию, английскому и русскому языку для подготовки к ЕГЭ. Мальчик в 11 классе. Если репетитор реально хороший будем ездить в любой район, либо рассматриваем занятия по скайпу.

Эфеективная подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Выбираем вариант эффективной подготовки по общаге на будущий год. Порекомендуйте проверенных репетиторов по обществознанию, английскому и русскому языку для подготовки к ЕГЭ.

Обсуждение

У ребенка моей подруги был очень хороший репетитор по обществознанию, девочка сдала ЕГЭ на 97 баллов, хотя училась последний год в деревне и уровень был низким. Причем занимались всего полгода и дистанционно - репетитор живет в Москве. Могу узнать контакты, если кому-то будет нужно.

Ирина Бабленкова, Вадим Акимов, Елена Сурова

Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ

Введение

В последние годы в нашей стране существенно возрос интерес к юридическому и экономическому образованию. Это связано, в частности, с тем, что экономические, социальные, духовные, политические проблемы общества сегодня приобретают масштабный характер. Они могут и должны решаться в масштабах всего общества или, по меньшей мере, его больших, ответственных за последствия принимаемых решений групп.

Понятно, что молодые люди хотят яснее представлять себе, где и как вырабатываются механизм и способы решения проблем, встающих перед обществом, какие именно это проблемы, какова подлинная суть деятельности политического поведения масс, как функционирует рынок, что представляет собой государственный бюджет, каким образом контролирует все сферы общественной жизни гражданское общество и как оно формируется и обеспечивает правовую защиту населения. Много, очень много вопросов. И для решения их необходимо получить подготовку в области методологии и методики научного поиска, выработать необходимые мировоззренческие и ценностные критерии, овладеть навыками работы с категориями, терминами, определениями.

Обществознание – отрасль знания, объединяющая конкретные науки, изучающие разные аспекты структуры и функционирования общества. Они называются поэтому общественными, или социальными, науками. К числу социальных наук относятся:

– культурология;

– социология;

– политология;

– экономика;

– правоведение,

а также история, экономическая география, этнология и др. Социальные науки следует отличать от гуманитарных наук, которые изучают не общество и место человека в нем, а самого человека и феномены, связанные с ним и порожденные им. К числу гуманитарных наук принято относить языкознание, теорию музыки и теорию архитектуры, психологию.

Конечно, между этими науками немало общего, а потому на их стыках возникают такие новые научные и учебные дисциплины, как социальная психология, культурная антропология, история искусств.

Любая дисциплина имеет свой объект и свой предмет. Объектом называют ту часть реальности, действительности, которую изучает наука. Поэтому мы легко определим, что является объектом биологии – науки о живом, химии – науки о веществе, юриспруденции – науки о праве. Но у культурологии, социологии, истории, экономики, политологии и некоторых других дисциплин объект один – общество. Социальная, экономическая, политическая и духовная сферы жизни общества тесно взаимосвязаны. Поэтому и стали различать науки по их предмету, то есть специфическому, особенному взгляду на объект. Важно, с какой стороны, с применением каких исследовательских приемов и методов рассматривается объект. Так, культурология ставит вопрос о типе культуры данного общества, о наличии в нем признаков цивилизации, социология в качестве своего предмета выбирает взаимодействие внутри общества, политологию интересуют властные отношения и управление в обществе и т. д.

В учебный курс «Обществознание» для учащихся средних учебных заведений и для абитуриентов высших учебных заведений включаются, как правило, основы следующих социальных дисциплин: социологии, политологии, экономики, культурологии, теории цивилизаций, правоведения.

Предлагаемое вниманию читателя пособие соответствует программе по обществознанию и Государственному стандарту и включает разделы: основы философских знаний, теории цивилизаций, культурологии, политологии, социологии, экономики, теории государства и права. Далее, наряду со ставшими традиционными вопросами для самоконтроля, завершающими разделы пособия, а также образцами заданий для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ), в пособие в качестве приложения включены тестовые задания, использовавшиеся во Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России в качестве заданий на вступительных экзаменах. Обращение к этой части пособия призвано стать своеобразной «генеральной репетицией» на стадии подготовки к ЕГЭ, позволяет оценить свои знания по курсу в комплексе.

Работа с данным пособием будет полезна для формирования экономической и политической культуры учащихся. Обществоведческое образование – один из способов своевременной социализации личности, приобщения к демократическим ценностям. Такое образование является первым условием для пробуждения консолидирующих сил общества, привлечения их к творчеству как коллективного субъекта политики.

Основы философии

Философия, ее предмет и роль в обществе

Философия в системе знаний об обществе

Курс обществознания является интегративным. Он объединяет философские, социологические, экономические, культурологические, политологические и правоведческие знания в целостную систему. Большинство из перечисленных наук как отдельные дисциплины не существовали до XIX в.: социология, экономика, культурология, политология были отраслями философского знания. С глубокой древности философия объединяла выводы различных наук, как говорил Аристотель, была «царицей наук». И в современных условиях общественные науки полезно изучать, обладая хотя бы самыми общими представлениями о философии. Поэтому именно с этого раздела мы и начнем наше пособие.

Возникновение философии и формирование ее предмета

Философия, согласно этимологически-терминологическому определению-переводу с древнегреческого, есть «любовь к мудрости». Чаще всего ее определяют как «науку о всеобщих законах природы, общества и мышления». Предполагают, что термин «философия» ввел Пифагор, считавший, что мудрость во всей полноте ее – достояние божественных сил, а смертный человек может лишь любить высшую мудрость и стремиться к ней. Тех, кто любит мудрость и стремится к ней, Пифагор и назвал философами. С этой точки зрения сущность философии состоит в извечной человеческой любознательности, в потребности в совершенном знании. Причем, согласно данному пониманию философии, сама она не есть мудрость, а только искание мудрости, стремление к ней.

Как, где и почему возникла философия? Это особый и спорный вопрос, к которому обращаются в разные эпохи лучшие умы человечества. Они рассматривают конкретные исторические предпосылки, некоторые дофилософские формы мировоззрения (мифологию, первобытные культы и верования, мистицизм). Ясно, что философия как особая форма общественного сознания возникла из потребности получить целостное, логически обоснованное, убедительное по обобщениям и выводам знание об окружающем мире. Это знание должно быть:

– систематизированным по представлению о мире в целом и его частях;

– логическим по способу обоснования;

– максимально широким (всеобщим) по своим выводам и результатам.

Системность, логическая обоснованность (непротиворечивость) и всеобщность положений и выводов – это отличительные особенности философского знания.

Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам зарождающейся цивилизации стали формироваться устойчивые формы прафилософии. Такими центрами признаны Древняя Индия и Китай, Древний Египет, Древняя Греция и Рим. Рождение философии происходило более двух с половиной тысяч лет назад.

Основные усилия философской мысли с тех пор были направлены на то, чтобы найти высшее начало и смысл бытия, определить отношение человека к Богу, решить проблемы сознания, уяснить идею души, определить природу и пределы познания, наметить решение нравственных проблем. Таково в общих чертах предметное самоопределение философии.

Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте содержания и смысла. Философия нацелена на то, чтобы установить внутреннюю связь и единство составных частей, элементов мира.

Философию рассматривают поэтому не только как особый способ познания человеком всего сущего, но и

– как специфическую форму мировоззрения;

– как форму общественного сознания;

– как учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру;

– как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления;

– как учение о методах познавательной деятельности;

– как особый вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях), ставящий и разрешающий коренные мировоззренческие вопросы.

Большинство философов соглашаются с тем, что философия – это наука. Конкретная наука как вид эмпирического (опытного) и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, закономерностями, гипотезами и теориями. Предмет философии – это всеобщее во взаимодействии человека и мира, и ни одна другая наука не занимается исследованием этого.

Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под ред. Баранова П.А.

3-е изд. - М.: 2017. - 544 с. М.: 2016. - 544 с.

В справочнике, адресованном выпускникам средней школы и абитуриентам, в полном объёме дан материал курса "Обществознание", который проверятся на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания - контрольно-измерительные материалы ЕГЭ (КИМы). В справочнике представлены блоки-модули "Человек и общество", "Экономика", "Социальные отношения", "Политика", "Право", составляющие основу школьного курса "Обществознание". Краткая и наглядная - в виде схем и таблиц - форма изложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к экзамену. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний, умений и навыков.

Формат: pdf ( 2017 , 3-е изд., 544с.)

Размер: 2,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf ( 2016 , 544с.; белый)

Размер: 8 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2016 , 544с.; синий)

Размер: 8,1 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 6
БЛОК-МОДУЛЬ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Тема 1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 12
Тема 1.2. Мировоззрение, его виды и формы 17
Тема 1.3. Виды знаний 20
Тема 1.4. Понятие истины, её критерии 26
Тема 1.5. Мышление и деятельность 30
Тема 1.6. Потребности и интересы 41
Тема 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность 45
Тема 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы 50
Тема 1.9. Основные институты общества 55
Тема 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 58
Тема 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки 65
Тема 1.12. Образование, его значимость для личности и общества 78
Тема 1.13. Религия 81
Тема 1.14. Искусство 89
Тема 1.15. Мораль 95
Тема 1.16. Понятие общественного прогресса 101
Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 106
Тема 1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы) 109
БЛОК-МОДУЛЬ 2. ЭКОНОМИКА
Тема 2.1. Экономика и экономическая наука 116
Тема 2.2. Факторы производства и факторные доходы 122
Тема 2.3. Экономические системы 126
Тема 2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение 134
Тема 2.5. Постоянные и переменные затраты 145
Тема 2.6. Финансовые институты. Банковская система 147
Тема 2.7. Основные источники финансирования бизнеса 154
Тема 2.8. Ценные бумаги 160
Тема 2.9. Рынок труда. Безработица 163
Тема 2.10. Виды, причины и последствия инфляции 173
Тема 2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП 177
Тема 2.12. Роль государства в экономике 184
Тема 2.13. Налоги 191
Тема 2.14. Государственный бюджет 195
Тема 2.15. Мировая экономика 202
Тема 2.16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина 210
БЛОК-МОДУЛЬ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 3.1. Социальная стратификация и мобильность 216
Тема 3.2. Социальные группы 227
Тема 3.3. Молодёжь как социальная группа 232
Тема 3.4. Этнические общности 235
Тема 3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения 240
Тема 3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ 249
Тема 3.7. Социальный конфликт 252
Тема 3.8. Виды социальных норм 260
Тема 3.9. Социальный контроль 264
Тема 3.10. Семья и брак 267
Тема 3.11. Отклоняющееся поведение и его типы 272
Тема 3.12. Социальная роль 276
Тема 3.13. Социализация индивида 280
БЛОК-МОДУЛЬ 4. ПОЛИТИКА
Тема 4.1. Понятие власти 283
Тема 4.2. Государство, его функции 291
Тема 4.3. Политическая система 304
Тема 4.4. Типология политических режимов 307
Тема 4.5. Демократия, её основные ценности и признаки 310
Тема 4.6. Гражданское общество и государство 314
Тема 4.7. Политическая элита 323
Тема 4.8. Политические партии и движения 327
Тема 4.9. Средства массовой информации в политической системе 336
Тема 4.10. Избирательная кампания в РФ 342
Тема 4.11. Политический процесс 351
Тема 4.12. Политическое участие 355
Тема 4.13. Политическое лидерство 360
Тема 4.14. Органы государственной власти РФ 364
Тема 4.15. Федеративное устройство России 374
БЛОК-МОДУЛЬ 5. ПРАВО
Тема 5.1. Право в системе социальных норм 381
Тема 5.2. Система российского права. Законотворческий процесс в РФ 395
Тема 5.3. Понятие и виды юридической ответственности 401
Тема 5.4. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ 409
Тема 5.5. Законодательство РФ о выборах 417
Тема 5.6. Субъекты гражданского права 421
Тема 5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности 428
Тема 5.8. Имущественные и неимущественные права 433
Тема 5.9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора 440
Тема 5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака 448
Тема 5.11. Особенности административной юрисдикции 453
Тема 5.12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты 460
Тема 5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) 468
Тема 5.14. Споры, порядок их рассмотрения 473
Тема 5.15. Основные правила и принципы гражданского процесса 476
Тема 5.16. Особенности уголовного процесса 484
Тема 5.17. Гражданство РФ 495
Тема 5.18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба 501
Тема 5.19. Права и обязанности налогоплательщика 509
Тема 5.20. Правоохранительные органы. Судебная система 513
Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию 523
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию 536
Литература 540

Справочник включает материал школьного курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене (ЕГЭ). Структура книги соответствует Федеральному государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету, на основе которого разработаны экзаменационные задания - контрольные измерительные материалы (КИМ), составляющие экзаменационную работу по обществознанию.
В справочнике представлены следующие содержательные блоки-модули: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право», которые образуют ядро содержания школьного обществоведческого образования и соответствуют кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле.

Теории происхождения:

1) Религиозная. Божественное происхождение.

2) Человек – создание неземное, пришельцы из Космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

3) Человек появился в результате эволюции (Ч.Дарвин)

Человек – биосоциальное существо:

1) Биологическое в человеке: анатомия, физиология, обладает кровеносной, мышечной системами. Приспосабливается к условиям существования.

2) Социальное в человеке: неразрывно связан с обществом, способен и готов к общественно-полезному труду, обладает сознанием и разумом.

Основные отличия человека от животного:

1) Обладает мышлением и членораздельной речью.

2) Способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

3) Не только приспосабливается, но и преобразует окружающую действительность.

4) Способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

5) Присутствуют духовные потребности.

Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Виды потребностей:

1) Биологические (первичные, врожденные):

А) физиологические (пища, сон, отдых)

Б) Экзистенциальные (безопасность существования)

2) Вторичные (приобретенные)

* социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание)

* духовные (в знаниях, творчестве)

Способности – это совокупность свойств человека, благодаря которым обеспечивается его деятельность.

Уровни развития способностей:

  • Способности

    Одаренность

  • Гениальность

Деятельность человека

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Компоненты деятельности: Субъект (тот, кто осуществляет деятельность)

Объект (то, на что направлена деятельность)

Структура деятельности:

Цель - средства достижения целей - действия - результат

Виды деятельности, в которые включается каждый человек в процессе развития:

Игра – целью является не результат, а процесс (развлечение), происходит в условной ситуации (воображаемой обстановке), которая быстро меняется, используются замещающие предметы, нацелена на удовлетворение интересов участников, способствует развитию личности.

Общение – обмен информацией, эмоциями и идеями. Способствует социализации человека (усвоению норм, принятых в обществе), оказывает влияние на психическое состояние, помогает осуществлять совместную деятельность.

Учение – приобретение человеком знаний, умений и навыков. Может осуществляться организованно (в образовательных учреждениях) и неорганизованно (как дополнительный результат), может иметь характер самообразования.

Труд – направлен на достижение практически полезного, заранее ожидаемого результата осуществляется при наличии определенных знаний, умен

Виды деятельности (по объектам и результатам):

Материальная (создание материальных благ)

    Материально – производственная (преобразование природы)

    Социально – преобразовательная (преобразование общества)

Духовная (создание культурных ценностей)

    Познавательная

    Ценностно – ориентировочная (формирование положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира)

    Прогностическая (планирование или предвидение возможных изменений действительности)

Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат, или новые средства достижения цели). Может быть компонентом какой-либо деятельности, или самостоятельной деятельностью (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей, художников).

Познавательная деятельность человека

Познание – деятельность человека. Результатом которой является получение нового знания об окружающем мире.

Познание имеет два уровня:

1) Чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

2) Рациональное познание – присуще только человеку, осуществляется посредством мышления

Виды знаний:

1) Научное (достоверное обобщение фактов)

2) Ненаучное:

* мифология * жизненный опыт * народная мудрость * паранаука (околонаучное знание)

Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету

    Абсолютная (исчерпывающее достоверное знание)

    Относительная (неполное, неточное знание)

Индивид. Индивидуальность. Личность.

Индивид – единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека.

Личность – субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.

На формирование личности влияют: семья (воспитание), окружение (общение), общество, историческая эпоха, личное стремление человека к самоусовершенствованию.

Личность обладает следующими чертами: активная жизненная позиция, сила воли, ответственность, реалистическая самооценка (не заниженная и не завышенная).

Личность формируется в процессе социализации. Социализация – процесс усвоения принятых в обществе норм и освоения социальных ролей. Социализация бывает первичной (детство) и вторичной (длится всю жизнь).

Самопознание – процесс, в ходе которого каждый человек осмысливает свои способности, желания, возможности, интересы.

Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Духовный мир человека

Структура духовного мира человека:

1) Познание (основано на интеллекте)

2) Эмоции – кратковременные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, гнев, страх)

3) Чувства – эмоциональные состояния, более длительные чем эмоции (дружба, любовь, тоска, патриотизм)

4) Мировоззрение – система общих взглядов на мир. Мировоззрение бывает: религиозное, обыденное, научное.

Свобода и ответственность

Свобода – возможность действовать на основе выбора, осознавая ответственность за него.

Свобода человека в обществе ограничена свободой других людей. Свобода проявляется в умении управлять своим поведением. Регулятором подобного поведения является совесть.

В широком смысле – обособившаяся от природы часть мира.

В узком смысле – круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения; -- исторические периоды развития общества.

Основные сферы общественной жизни

Деятельность людей и отношения между ними

Учреждения

(организации )

Экономическая

(обеспечивает удовлетворение материальных потребностей)

Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, и соответствующие отношения

Заводы, фирмы, биржи, банки.

Социальная

(обеспечивает удовлетворение потребностей в общении, коллективности)

Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы

Политическая

(обеспечивает удовлетворение потребности в организованности, дисциплине, мире, в законе и порядке)

Организация государственной власти, отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями

Парламент, правительство, партии, общественные организации

Духовная

(обеспечивает удовлетворение потребности в самореализации, в нравственном совершенствовании, в познании)

Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления

Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы, церковь.

Общество – сложноорганизованная, саморазвивающаяся система (система – включает в себя отдельных индивидов и социальные группы, между ними существуют согласованные связи), которая характеризуется динамичностью, альтернативностью и незавершенностью развития. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.

Природа:

В широком смысле – весь мир.

В узком смысле – весь материальный мир, за исключением общества.

Взаимосвязь природы и общества:

Общество

1) с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее, т.е. целенаправленно,

2) развитие науки усиливает влияние общества на природу

3) влияние может быть улучшающим (создание заповедников, ужесточение природоохранного законодательства) или ухудшающим(истощение природных ресурсов)

Природа:1) создает условия для существования общества

2) природные условия влияют на хозяйство и образ жизни общества

3) в ответ на действия человека природа также может «ухудшать»

жизнь общества (стихийные бедствия)

Типология обществ

сравнения

Аграрное

(традиционное)

Индустриальное

Постиндустриальное

(информационное)

Экономика

Основная ценность – земля, 75 % населения заняты сельским хозяйством

Основная ценность – капитал, 85 % населения заняты в промышленности, массовое промышленное производство

Основная ценность – знания, 66 % населения занято в сфере услуг, автоматизация производства, компьютеризация общества

Социальная структура

Общество делиться на сословия, сословия замкнуты (трудность перехода)

Общество делится на классы, они открыты и подвижны

Деление общества на классы в соответствии с уровнем знаний, квалификацией, рост численности среднего класса

Политика

Преобладают монархии, права и свободы человека отсутствуют

Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти

Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти,

Сильное гражданское общество

Духовная жизнь

Господствуют традиционные ценности (семья, религия), малое количество образованных людей

Ценности прогресса, личного успеха, развивается наука, распространяется массовая культура

Высокий уровень образования (и его продолжение в течение жизни), особая роль науки, ведущая роль информации

Развитие общество может происходить следующими путями:

1) Эволюция – постепенное развитие, способом преобразования являются реформы.

2) Революция – коренное, качественное изменение всех или нескольких сторон общественной жизни (научно-техническая революция приводит к преобразованию производственной сфере, революция в политике ведет к изменению формы правления).

Прогресс – направление развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, движение вперед к более совершенному. (Регресс – обратное движение)

Отличительной чертой развития современного общества является глобализация.

Глобализация – процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств в разных областях деятельности (экономике, культуре…)

Глобальные проблемы человечества:

1) Вызваны деятельностью людей всего мира.

2) Создают угрозу дальнейшему существованию человечества

3) Могут быть решены совместными усилиями

Глобальные проблемы:

    Экологическая (истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды)

    Неравномерность развития отдельных регионов (отсталость развивающихся стран)

    Демографическая (рост населения)

    Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны

    Угроза международного терроризма

ПРАВО

Совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством и обеспечиваемых его принудительной силой

Публичное право – область государственных дел (конституционное, административное, уголовное, финансовое)

Частное право – сфера частных дел (гражданское, семейное, трудовое)

Система права – внутренняя структура права. Включает:

1) Отрасли права 2) Подотрасли права 3) Институты права 4) Правовые нормы

Основные отрасли системы российского права:

1 ) Конституционное (закрепляет форму правления, государственно-территориальное устройство, права и обязанности граждан)

2 ) Административное (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, организацию и деятельность органов исполнительной власти)

3 )Гражданское (регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения)

4 ) Семейное (регулирует отношения между супругами, а также между родителями и детьми)

5 ) Трудовое (регулирует трудовые отношения)

6 ) Уголовное (определяет преступность и наказуемость деяний)

Источники права :

1) Законы и подзаконные акты (различаются по юридической силе, высшей юридической силой обладает Конституция )

2) Правовой обычай

3) Юридический прецедент

4) Договор с нормативным содержанием (основан на взаимном волеизъявлении сторон)

Правонарушения: преступления и проступки

Основные виды юридической ответственности:

1 ) Дисциплинарная (нарушение трудовой, учебной дисциплины)

2 ) Гражданско-правовая (причинение имущественного вреда)

3 ) Административная (за административные проступки)

4 ) Уголовная (за преступления)

5 ) Материальная (за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации)

Правовая культура личности – совокупность правовых знаний, ценностей, правового поведения личности.

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Способ защиты прав, свобод и законных интересов – судебная защита

В случае нарушения прав человек обращается в «основное звено» – суды общей юрисдикции – районные суды, рассматривающие большинство судебных дел. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Приговоры в уголовном судопроизводстве и решения в гражданском судопроизводстве выносятся от имени Российской Федерации. Если человек не удовлетворен решением суда общей юрисдикции, он может обратиться в Верховный Суд России, в случае несогласия и с его решением – в надгосударственный суд – Европейский Суд по правам человека, который является последней инстанцией. Решение этого Суда обязательно для всех государств – членов Совета Европы.

Прямо направлено на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО, Военные преступления против человечества в соответствии с нормами международного права не имеют срока давности.

.

Социальная сфера жизни общества охватывает взаимоотношения между людьми, группами, объединениями. Общество имеет социальную структуру - внутреннее устройство.

Элементы социальной структуры общества:

I . Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличительные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Виды социальных групп:

по численности:

    Малая группа (от 2 до 30 человек). В малой группе люди хорошо знают друг друга (лично знакомы), заняты каким-либо общим делом. Наличие эмоционально окрашенных межличностных отношений, устойчивость и постоянство состава. Например – семья, школьный класс, экипаж самолета.

    Большая группа. Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Например – нация, класс.

по взаимодействию:

    Формальная (официальная). Ее деятельность определяется посредством нормативных документов (школьный класс, футбольная команда «Зенит»)

    Неформальная (неофициальная). Ее деятельность определяется личными интересами ее участников (поэтический кружок, организация болельщиков футбольной команды «Зенит», компания друзей)

Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, моральной и правовой ответственностью.

Функции семьи:

1) Репродуктивная (биологическое воспроизводство населения)

2) Социализации (воспитание детей, формирование индивида как личности)

3) Хозяйственно – экономическая (материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, ведение домашнего хозяйства)

4) Эмоциональная (психологическая поддержка)

5) Духовно – нравственная (развитие личности)

Виды семьи:

по характеру распределения домашних обязанностей:

    Традиционная (патриархальная) – домашние обязанности выполняет женщина, мужчина зарабатывает деньги и является главой семьи.

    Партнерская – обязанности не разделяются, выполняются совместно или по очереди, важнейшие вопросы жизни семьи решаются вместе.

по родственной структуре:

    Нуклеарная, малая (супружеская пара с детьми)

    Расширенная, многопоколенная (супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними)

    Неполная (один родитель с ребенком или детьми)

по числу детей

*Многодетная * малодетная * бездетная

II. Социальные общности – совокупности людей, характеризующиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельными субъектами исторического и социального действия.

    Этнические общности – существуют на определенной территории, имеют общий исторический опыт, историческую память, язык и культурные традиции. Разновидности: племя, народность, нация

    Классы – различаются по месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получаемого богатства Например: буржуазия, рабочий класс, или высший класс, средний класс, низший класс.

    Социально -демографические общности (пожилые люди, подростки)

Молодежь – группа людей от 16 до 25 лет, проблемы – трудно найти место в жизни, получить интересные предложения о работе в силу недостаточности жизненного опыта.

    Социально-территориальные (горожане, сельское население, сибиряки)

    Профессиональные (горняки, учителя, врачи)

Различные социальные группы и общности занимают разное общественное положение.

В обществе с первобытных времен существует неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов (денег, власти, образования и престижа) между различными слоями населения.

Показателями социального положения могут являться: богатство, доход власть, профессия, образование, престиж, образ жизни.

Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. (У человека может быть много статусов, это будет называться статусным набором. Среди них могут быть основные и неосновные)

    Предписанный статус – не зависит от заслуг личности (пол, национальная принадлежность)

    Достигаемый статус – приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека

Социальная роль – ожидаемое обществом поведение человека, связанное с его положением в обществе и типичное для его социальной группы. (У одного человека может быть много ролей, в совокупности они называются ролевым набором. Например: на работе – сотрудник, дома – муж, в гостях у родителей –сын, в компании друзей – друг, в день выборов – избиратель и т.д.)

Принято различать две основные формы социального взаимодействия :

1) Сотрудничество – обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, взаимодействие направлено на достижение совместной цели. Отношения дружбы, партнерства, поддержки.

2) Соперничество – отсутствие совместной цели, но наличие аналогичной цели относительно неделимого объекта (экономическая, политическая конкуренция). Отношения зависти, неприязни, озлобления.

При столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов соперничество может перерасти в конфликт.

Конфликт – столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Виды социальных конфликтов:

1) Экономические 2) Межнациональные 3) Политические 4) Семейно-бытовые

Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:

    Переговоры (мирная беседа сторон по решению проблемы)

    Компромисс (решение проблемы через взаимные уступки)

    Посредничество (использовании третьей стороны при решении проблемы)

    Применение силы, власти, закона (одностороннее использование той стороной, которая считает себя сильнее)

Социальные конфликты имеют как негативные последствия (стресс, беспорядки, жертвы), так и позитивные последствия (снятие социальной напряженности, стимулирование социальных изменений).

Поведение человека в обществе может быть:

1) Соответствующим нормам (конформистским)

2) Отклоняющимся (не соответствует нормам –девиантным)

ЕГЭ по обществознанию пользуется большой популярностью у школьников. Экзамен считается легким: не нужно делать расчеты, не нужны трудоемкие вычисления. Эта легкость обманчива, и сдать экзамен бывает сложно по двум причинам. Во-первых, курс обществознания состоит из нескольких разделов, которые лишь условно связаны между собой, поэтому структурировать полученные знания может быть непросто. Во-вторых, по время испытания придется быстро переключаться между разными разделами, что потребует собранности, умения сосредотачиваться.

Особенности предмета

Обществознание представляет собой дисциплину, которая включает в себя комплекс наук, так или иначе связанных с социумом. Это социология, психология, социальная философия, история, история, культурология, политология, экономика, юриспруденция, этика и др.

Учебный курс разделен на несколько тем:

  • Человек и общество
  • Право
  • Политика
  • Экономика
  • Социальные отношения

На экзамене вас ждут вопросы по всем этим темам. Справиться с заданиями без подготовки будет очень непросто даже тем, кто получал хорошие оценки на уроках обществознания с пятого по одиннадцатый класс. Необходимо освежить знания, вспомнить определения, систематизировать пройденное. Для этого требуется изучение теории по обществознанию.

Экзамен

Каждый экзаменационный билет содержит четыре типа заданий:

  • с необходимостью выбрать один или несколько верных ответов;
  • на выявление структурных элементов понятий;
  • на знание терминологии, определение понятий;
  • на установление соответствий позиций.

На 20 заданий требуется дать краткий ответ, на 9 – развернутый. Также выпускникам предстоит написать эссе. При сдаче экзамена без знания теории обойтись никак нельзя.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

    Начинайте подготовку заранее. Предмет лишь на первый взгляд кажется легким: получить высший балл не так-то просто.
  • В процессе подготовки придется учить наизусть многие термины и определения. Не стоит просто механически зубрить предложенные в учебнике формулировки, факты, события, фамилии. Постарайтесь уяснить суть, и тогда вам проще будет запомнить материал.
  • Все, что требуется выучить наизусть, выписывайте в специальную тетрадь.
  • Начинайте с заданий, которые кажутся вам легкими. Пропускать их не стоит – даже если вы уверены в себе, не помешает освежить знания.
  • После этого переходите к более сложным темам. Изучите теорию, повторите несколько раз определения, а затем приступайте к практическим упражнениям. В завершение снова удостоверьтесь, что точно помните терминологию.
  • Выполняя пробные варианты, тренируйтесь внимательно читать вопросы. Практика показывает, что непонимание вопросов – одна из распространенных причин ошибок.
  • Опытные репетиторы рекомендуют начинать подготовку в декабре-январе с изучения экономики. Этот раздел невелик по объему.
  • После этого следует взяться за самое сложное – право. Практика показывает, что именно этот раздел обществознания вызывает у выпускников наибольшие затруднения. Уделите изучению права побольше времени.
  • Социальные отношения, человек и общество – сравнительно простые разделы. За них можно приняться в последнюю очередь.
  • В идеале изучение теории следует закончить в апреле. После этого дайте себе небольшой отдых и займитесь повторением. Убедитесь, что помните все формулировки и определения, можете наизусть повторить все нормативно-правовые акты.